Новорождённый ребёнок. Ручной ребенок

Через 5-7 дней после рождения крохи маму с малышом выписывают из роддома. В первые несколько дней после выписки вас посетят на дому медсестра и педиатр. Они осмотрят новорожденного, расскажут о том, что и как следует делать в первый месяц жизни ребенка . Но если остались вопросы - обязательно задавайте!

Прививки

В первые 12 часов жизни в роддоме малышу делают прививку против вирусного гепатита, а через 3-7 дней - против туберкулеза (БЦЖ).

Вес

За первый месяц жизни ребенок вырастает в среднем на 3 см, а вес увеличивается на 600 грамм. Это уже после того, как малыш потерял вес после родов.

Потеря веса после родов происходит из-за того, что перестраивается кровеносная система, начинают работу почки, пищеварительная система и так далее. Приблизительно 10 дней организм ребенка осваивается, а только потом малыш начинает набирать вес.

Многие мамы тщательно следят за весом ребенка, взвешивая его до кормления и после, строго следят за прибавкой веса и показателями таблиц. Но на самом деле излишняя щепетильность иногда и во вред.

Все таблицы - это усредненные данные, гнаться за которыми вовсе не нужно. Голодный ребенок обязательно даст вам знать о своем желании подкрепиться.


Кормление

Грудное молоко - лучшее питание для новорожденного, тем более в первый месяц жизни. Оно служит не только едой, но и питьем. Потому никакой необходимости в докорме нет как минимум до 6 месяцев, если грудного молока у мамы достаточно.

Новорожденный насыщается обычно через 15 минут энергичного сосания. За это время он успевает скушать 60-70 граммов молока (это почти пятая часть веса малыша!). Не рекомендуется держать ребенка у груди больше 25-30 минут.

Если малыш проспал кормление, не будите его . И не тормошите кроху, если он уснул во время кормления. Помните, что перекормить новорожденного даже хуже, чем не докормить, так как с большими объемами пищи маленький желудочек справляется с трудом.

Старайтесь приучать ребенка делать ночной перерыв в кормлении на 5-6 часов. Это не только позволит отдохнуть вам в ночные часы, но и поможет сформировать правильный режим сна и бодрствования малыша.

Сон

Первую недельку своей новой жизни вне маминого животика ребенок, как правило, почти все время спит (до 20 часов в сутки). Спит новорожденный на спинке в позе лягушки, раскинув согнутые в коленях ножки, в локтях - ручки. Во сне малыш может вздрагивать и дергать ручками-ножками - это совершенно нормально!

Обычно новорожденный просыпается каждые 2-3 часа, чтобы покушать, но некоторые сони могут дремать даже во время еды. Если новорожденный сыт и чувствует себя комфортно, то во время бодрствования он болтает ручками и ножками.


Осязание

Малыш реагирует на жару и на холод пока еще одинаково: начинает активно двигаться. Если ребенок замерзает, то его активность начинает снижаться. Принимая воздушные ванны, ориентируйтесь на движения малыша: пока ребенок активен, - ему приятно, как только он замедляет движения, - кроха замерзает.

Брать новорожденного на руки нужно правильно: так, чтобы тело малыша ложилось вам на руку, ваш локоть был под головой крохи, а второй рукой придерживайте ножки ребенка. Нельзя брать малыша за руки или так, чтобы головка ребенка не имела опоры.

Малышу нужны ваши прикосновения для осознания своего тела, потому чаще гладьте кроху. Разговаривая с ребенком и поглаживая его, вы развиваете в нем желание к общению.

Обоняние

Ребенок уже в первый месяц жизни различает запахи. Если запахи очень явные, то, скорее всего, кроха зажмурится или даже чихнет, несмотря на то, что запах может быть вполне приятным.

Если капнуть на язычок крохе что-то сладенькое (например, вам прописали сладкое лекарство), то он будет причмокивать, а если горькое, то малютка скривится.


Слух

Первую неделю жизни малыш не очень хорошо слышит, потому вовсе не обязательно ходить на цыпочках по квартире. Слуховой нерв новорожденного все еще развивается.

Но от резкого и громкого звука, конечно, новорожденный пугается, вздрагивает, морщится, пытается повернуться к источнику звука и даже может заплакать.

Зрение

Малыш отлично различает свет и темноту. От яркого света кроха жмурится, даже если у него закрыты веки. Зрение новорожденного еще не умеет перестраиваться на близкие и дальние предметы в первый месяц жизни.

Идеальное расстояние - 25-30 см. Исходя из этих рекомендаций, вешайте игрушки на детскую кроватку, тем самым развивая любознательность ребенка.

В конце первого месяца жизни малыш начнет осознанно смотреть на взрослого, подошедшего к нему, а возможно, даже наградит вас своей очаровательной беззубой улыбкой.


УХОД

  1. После еды нужно поднимать ребенка и некоторое время держать в вертикальном положении, чтобы заглатываемый при сосании воздух вышел.
  2. Чтобы предотвратить или облегчить вздутие животика (этим страдают все новорожденные, так как пищеварительная система крохи настраиваться работать в новых условиях), гладьте животик ребенка по часовой стрелке или, положив на животик, гладьте спинку. Если этого недостаточно, давайте малышу укропную водичку или специальные лекарства. Если пупочек выпирает при крике ребенка, проконсультируйтесь с педиатром, это может быть пупочная грыжа.
  3. Обрабатывайте пуповину зеленкой , она не должна покраснеть или опухнуть. Корочка от пупочной ранки должна отвалиться через две недели после рождения.
  4. Кожа новорожденного очень нежная и требует тщательного ухода. Обмывайте малыша после испражнений, обрабатывайте кожу детским кремом, присыпкой.
  5. Купайте ребенка каждый день перед сном в настое ромашки, зверобоя или светло-розовом растворе марганцовки.
  6. Постоянно меняйте положение новорожденного во сне. Нельзя, чтобы он спал все время на одном боку или только на спине, так как из-за все еще мягкого черепа головка ребенка может деформироваться.
  7. Гуляйте на свежем воздухе.
  8. Старайтесь делать все процедуры в одно и то же время , чтобы сформировать режим дня малыша.

Если ребенок плачет, не паникуйте, а выясните причину плача . Это могут быть:

  • грязные пеленки
  • голод или жажда
  • вздутие животика
  • крохе может быть жарко
  • малыш требует вашего внимания

Большая часть действий новорожденного - это рефлексы . Ребенок еще не умеет осознанно реагировать на раздражители, контролировать свои действия, но об этом за него позаботилась природа с помощью врожденных рефлексов.



Малыш умеет (рефлексы новорожденного):

  • Поисковый рефлекс (Кассмауля). Если погладить щечку, малыш повернет головку на касание.
  • Хоботковый рефлекс. Если быстро коснуться губок малыша, он тут же свернет их трубочкой и вытянет вперед.
  • Сосательный рефлекс. Если дать ребенку соску или грудь, малыш ритмично сосет.
  • Хватательный рефлекс. Если дать новорожденному свой палец в крохотную ручку, то малыш сожмет его.
  • Рефлекс опоры и автоматической походки. Если держать ребенка вертикально, опустив ножки на твердую поверхность, то он даже сделает несколько шагов.
  • Защитный рефлекс. Если положить малютку на животик, он повернет головку, чтобы можно было дышать.
  • Рефлекс Моро. При громком неожиданном звуке ребенок разведет ручки в разные стороны, а потом вернет их обратно.
  • Рефлекс Галанта. Если провести пальцем вдоль позвоночника новорожденного, то малыш выгнется дугой, при этом разогнув ножку в тазобедренном суставе.
  • Рефлекс ползания (Бауэра). Лежа на животике, малыш имитирует ползание, если надавить на стопы.
  • Ладонно-ротовой рефлекс (Бабкина). Если надавить на ладошку карапуза, он откроет ротик и повернет голову.

Многие из этих рефлексов к 3-4 месяцам угасают. Но наличие данных рефлексов в первый месяц жизни ребенка говорит о правильном развитии центральной нервной системы новорожденного.

Однако не стоит паниковать, если вдруг малыш не желает демонстрировать все рефлексы. Возможно, ребенок просто хочет спать и вместо ожидаемой реакции отвечает плачем.

К концу первого месяца жизни ребенок освоится в новых условиях: он ясно будет фокусировать на вас взгляд, реагировать на ваш голос и даже издавать какие-то звуки в ответ. И самый приятный бонус - четырехнедельный малыш уже умеет улыбаться!

Расскажите как вел себя ваш малыш в первый месяц жизни? Как часто вы его кормили, купали?

Новорожденный ребенок (или neonatus по латыни) – это малыш в возрасте от момента рождения до четырех недель. Часто такой период жизни медики называют неонатальным. И он, конечно же, имеет огромное количество своих особенностей. Ведь именно в период новорожденности происходит ряд важных изменений в организме младенца, которые и определяют дальнейшее функционирование его организма. Поэтому эти 4 недели имеют особое влияние на уход за ребенком.

Когда ребенок рождается, он сразу же попадает в чуждую для себя среду: появляются звуки, свет, запахи, нужно дышать самостоятельно. Также сразу же меняется система кровообращения, которая теперь становится самостоятельной, а не зависимой от материнской, и обмен веществ. Чтобы помочь малышу легче адаптироваться в мире, нужно следовать определенной системе ухода. Естественно, со своими вариациями под требования ребенка .

Кормление

Кормление – одна из важных базовых потребностей ребенка. Правильно сосать материнскую грудь в большинстве случаев малыши умеют уже на подсознательном уровне. Когда только что родившегося ребенка еще в родзале выкладывают маме на живот, он инстинктивно начинает искать грудь. Но часто бывает и так, что наладить грудное вскармливание матери довольно проблематично.

Причин этого может быть несколько:

  • неправильный захват груди
  • ленивый ребенок
  • раннее приучение к бутылочке
  • недостаток терпения и т.д.

В каждом индивидуальном случае необходимо детально разбираться в проблеме. Но основной рекомендацией называют частое прикладывание – буквально по первому писку дать возможность ребенку сосать грудь столько, сколько ему нужно, даже если он засыпает во время этого процесса.

В современном обществе очень популярны услуги консультантов по грудному вскармливанию. Достаточно вызвать пару раз такого специалиста на дом, чтобы он научил молодую мать, как правильно кормить ребенка

Контролировать, наедается ли малыш, можно при помощи обычного взвешивания. Для выполнения такой нехитрой операции достаточно положить малыша на весы до кормления и после. Разница между его массой тела и будет теми граммами, которые он съел. Так, легко можно проверить, укладывается ли ребенок в норму. Еще один способ отслеживания, наедается ли ребенок, – это подсчет суточных мочеиспусканий. Малыш должен писать около 20–25 раз в сутки. И это будет говорить о его здоровье и достаточном питании. Однако в крайности бросаться тоже не нужно. Несколько первых дней количество мочеиспусканий считается по другой схеме: писать малыш должен столько раз, сколько ему дней от роду, + 1.

Если новорожденный плохо ест, стоит проконсультироваться с наблюдающим педиатром

Возможно, необходимо вводить докорм или вообще переходить на смесь. В первом случае после кормления грудью нужно попросту докормить малыша до нормы смесью из бутылочки (смесь также должен посоветовать врач). Во втором (это, как правило, бывает мерой вынужденной) придется полностью кормить малыша из бутылочки. Особо самоотверженные матери до последнего борятся за грудное вскармливание, так как оно максимально полезно для ребенка. Но и в том случае, если выкормить малыша самостоятельно не получается, не стоить винить себя. Тем более что современные смеси достаточно качественные и сделаны с учетом всех потребностей растущего организма малыша.

Еще одна важная потребность новорожденного ребенка – это сон. По статистике, малыш в возрасте до месяца должен спать около 18–22 часов в сутки. Это необходимо ребенку, чтобы переход к самостоятельной жизни был более мягким и комфортным. Так ребенок набирается сил для дальнейшего развития.

Организация сна – достаточно важное мероприятие, которое и обеспечивает ребенку комфортные условия

В первую очередь позаботьтесь о правильном убранстве детской кроватки. В ней должен быть достаточно жесткий матрасик, лучше с натуральными наполнителями, типа гречихи или кокоса. Такой матрас нужен, чтобы не повредить и раньше времени не искривить детский позвоночник. Также рекомендуется отказаться от подушки. Новорожденные малыши отлично спят и без них. А вот для обеспечения дополнительной безопасности лучше всего использовать специальные приспособления в кровать, которые помогают удерживать малыша на боку во время сна. Поза на боку наиболее физиологичная, так как если малыш вдруг скатится на живот, он легко может задохнуться, так как переворачиваться активно еще не умеет. А лежание на спине может привести к тому, что малыш во время срыгиваний может попросту задохнуться.

Также важно обеспечить максимально комфортные условия в комнате, где спит младенец

Во-первых, в ней должно быть по минимуму игрушек (все равно ребенок пока их еще не оценивает, и они ему не очень-то и нужны). Во-вторых, в комнате должно быть чисто, мыть полы необходимо раз в сутки. Кроме того, температура в комнате, где спит младенец, должна быть 18–22 градуса. Прохладный и влажный воздух способствует более правильному и чистому дыханию ребенка, так как слизистые имеют достаточное увлажнение и практически не имеют возбудителей инфекций в виде пыли и бактерий.

Желательно новорожденного малыша на сон пеленать (хотя бы ножки) или помещать его в специальный спальный мешок. Связано это с тем, что движения его непроизвольны. И он легко может разбудить себя, дернув ножкой или ручкой

Что касается одежды для сна, она обязательно должна быть из натуральных материалов, лучше из хлопка. Кроме того, на ней должен быть минимум деталей, которые бы могли поранить нежную кожу младенца.

Если новорожденный не спит или спит плохо , стоит пересмотреть организацию условий, где он находится. Возможно, в комнате слишком жарко. А может, слишком холодно. Или, например, ребенок описался, и ему мокро и неприятно. Достаточно всего лишь устранить источник дискомфорта, и малыш будет спать спокойно.

В случае, если малыш не может уснуть без всяких видимых причин, лучше обратиться к врачу для исключения каких-либо серьезных патологий. Бывает, что даже таких маленьких деток мучают серьезные болезни

Уход за кожей и волосами

За кожей ребенка необходимо ухаживать очень тщательно. Ведь в период новорожденности она очень тонкая и нежная. Утренний туалет необходимо начинать с умывания. Проводят его так: берут ватные тампоны, смачивают в воже и аккуратно протирают сначала глазки малыша, затем другим тампоном все личико ребенка.

После каждого туалета ребенка нужно мыть (особенно если малыш покакал). Это необходимо, чтобы остатки каловых масс или мочи не раздражали кожу ребенка, вызывая воспаления и раздражения.

Менять подгузники новорожденному необходимо регулярно. Но несколько раз в сутки по 5–10 минут рекомендуется оставлять ребенка принимать воздушные ванны без подгузников. Это будет отличной профилактикой опрелостей.

Использовать для ухода за кожей ребенка необходимо только качественную и гипоаллергенную косметику. Кроме того, очень часто для гигиены ребенка используются отвары трав.

В первые дни жизни ребенка особое внимание необходимо уделить уходу за пупочной ранкой малыша

Ее следует обрабатывать зеленкой или раствором хлорфилипта несколько раз в стуки. Также необходимо аккуратно по краешку подчищать имеющиеся корочки. В норме пупок заживает достаточно быстро.

Но если появился ряд настораживающих признаков:

  • гной или иные выделения из пупка
  • неприятный запах
  • кровотечение и т.д., следует сразу же обратиться к врачу

Что же касается волос малыша, их нужно аккуратно расчесывать после каждого мытья специальной безопасной расческой. Часто у новорожденного малыша на голове есть родовые корочки. Их нужно потихоньку счесывать. Для этого достаточно нанести на волосы малыша растительное масло, дать ему немного размягчить корочки, а затем уже удалять их аккуратными вычесывающими движениями. Если же у новорожденного выпадают волосы, это сигнал для того, чтобы обратиться к врачу. Ведь такое положение вещей может говорить о начинающихся проблемах.

Дорогие родители, вот и привезли вы драгоценный сверточек домой. Остались позади переживания о благополучном исходе родов и страхи о появлении на свет здоровенького ребенка. Теперь вы ежечасно следите за его поведением. Вам кажется, что он много плачет, мало спит, а иногда новорожденный икает, и это происходит довольно часто. Норма это или проявления какого-либо заболевания? Родители хотят знать ответ на этот вопрос, и мы постараемся им помочь в этом.

… перейди на Федота, с Федота на Якова, с Якова на всякого…

Причиной появления икоты являются сокращения диафрагмы, которая разделяет живот и грудную полость. У малыша нарушается дыхание, и он издает характерный громкий звук. Чаще всего икание проходит через 10-15 минут, а иногда приступы ее бывают значительно дольше. Многие родители считают, что это совершенно бесполезный рефлекс. Но врачи, после многократных исследований, пришли к выводу, что он выполняет функцию защиты организма, например, от переедания.

Причины икоты у новорожденных

Известно несколько причин, по которым возникает икота у грудничков.

Жажда

Одной из причин является банальная жажда. Ребенок хочет пить оттого, что у него пересыхает слизистая поверхность рта и пищеварительного канала. Ему нужно дать теплой водички, и всё сразу станет нормально.

Наладить - святая обязанность каждого родителя. Если дитятко на естественном вскармливании и заикало, дайте ему грудь. Если вы кормите его молочными смесями, то почаще предлагайте и обычную воду - больше, чем нужно - не выпьет, а вот жажду при необходимости утолит.

Помните - недостаток питья может и другим неприятностям. Так что, дорогие, бдите день и ночь!

Сильные эмоции

Многие детишки пугаются громких звуков , внезапно вспыхнувшего яркого света, неожиданного прикосновения. И от всего этого могут начать икать.

Переедание

Икота у новорожденного после еды появляется по той причине, что пища, растягивая желудочек, вызывает сокращения диафрагмы. Результатом этого могут являться ещё и , и колики в желудочно-кишечном тракте. Родителям лучше не перекармливать новорожденного. Давать пищу ему стоит чаще, но меньше.

Не перекармливайте - а то вырастет толстяком!

И ещё есть одна опасность. При возникновении сильной икоты, ребенок может срыгнуть, а после срыгивания опять икать. Чтобы это не привело к печальным последствиям, грудничка, который только что поел, не кладите в кроватку, тем более на спинку. Подержите его несколько минут вертикально на руках, пока спокойное дыхание не восстановится.

И переживайте - всё объясняется физиологией: малыш большую часть времени находится в горизонтальном положении, а ест много. К шести месяцам эти мелкие неприятности обычно проходят.

Метеоризм

Если у грудничка вздут кишечник , то он может оказывать давление на диафрагму. Здесь поможет применение трубочки для отвода газов и массаж живота. А главное - это правильное питание кормящей мамы и её чада.

Переохлаждение

Почему новорожденный икает? Существует мнение, что младенцы икают, когда мерзнут . Это может случиться, если они находятся на сквозняках или же одеты совсем не по погоде.

Надо знать, что дети редко переохлаждаются, если родители заботливо к ним относятся. Скорее их излишне укутывают и тепло одевают. Ведь механизмы терморегуляции у грудных детей не такие как у взрослых. Младенцу может быть жарко, в то время как взрослый этого не ощущает.

Чтобы узнать, не замерз ли младенец, нужно попробовать его кожу на коленках и локтях или область шеи сзади. В норме они теплые. Исключение составляет тот случай, когда малыш активно двигается. Тогда считается нормой, если эти области прохладные.

В пищеварительной системе воздух

Так как стенки желудка и кишечника у новорожденных тоненькие, они имеют тенденцию легко растягиваться и сдавливать блуждающий нерв. Так бывает, если ребенок переел или в кишечнике у него скопились газы. Конечно, это вызывает возникновение икоты.

Бывает, когда мама кормит ребенка, у нее резко прибывает молоко, и младенец не успевает его глотать. В этом случае вместе с молоком в его желудок попадает воздух .

Правильно кормить нужно так: на некоторое время малыша отстранить от груди и подождать. Когда грудничок отдышится - кормление можно продолжить. После того, как малыш поел, его нужно подержать в вертикальном положении. Это помогает выйти воздуху из желудочка.

Если в соске большое отверстие малыш тоже будет заглатывать воздух. Поэтому следите, чтобы отверстие было маленьким. Соска должна быть полностью заполнена молоком. Если бутылочку с молоком перевернуть и на соске появляется капелька, а не струйное истечение жидкости - значит размер отверстия в соске правильный. Сейчас продаются бутылочки с воздухоотводными трубочками.

Пара минут в вертикальном положении после кормления - лучшее средство.
- Воздух, который, я проглотил с молоком, должен из меня выйти!

Икота как следствие болезни

Если новорожденный икает редко и это не продолжается больше 10-15 минут, то можно совершенно не беспокоиться за состояние его здоровья. Его нервная и пищеварительная системы недостаточно зрелые. До года такое физиологическое состояние считается нормальным.

А вот когда она возникает регулярно (в течение 2 недель) и длится долго (более 20 минут) - то необходимо посетить участкового педиатра. Такое состояние, хоть и в очень редких случаях, указывает на то, что ребенок болен. А болезни могут быть весьма серьёзными:

  • Травмы спинного мозга и грудной клетки.
  • Болезни желудочно-кишечного тракта.
  • Воспаление легких.
  • Аневризма в диафрагмальной области.
  • Поражение центральной нервной системы.
  • Глистная инвазия (необходимо сдать анализы, подтверждающие или отрицающие наличие гельминтов).

Эти болезни опасны. Они иногда требуют соответствующего ухода, срочного и длительного лечения в условиях стационара.

Лечим икоту народными средствами


Однако самой лучшей профилактикой и необходимым лекарством от всех болезней является сон. Но , когда нужно, часто бывает непросто. А иногда наоборот - , а ночью берегись: играй, пой и качай.

Чтобы папе не проспать работу - почитайте с ним вместе наш раздел, который посвящён детскому сну: .

Чтобы понять, как избавиться от икоты, нужно установить ее причину. Некоторые из них описаны выше. Так, если малыш замерз, его нужно согреть, дать теплой воды. Если перенервничал - успокоить. Новорожденного мама может прижать животиком к себе и поглаживать по спинке. В лучшем случае при соприкосновении тел не должно быть одежды.

А вот опытные мамочки, которые сталкивались с этой проблемой у своих детишек, советуют:

Лилия:
«Мы с мужем нашему сыночку клали на животик теплую пеленку, иногда носили «столбиком» к себе животом. А еще давали молочко и теплую водичку. Все проходило».

Светлана:
«Мой Игорёк часто икает после кормления. Я прикладываю его к груди. Всего лишь пару глоточков грудного молочка - и порядок».

Татьяна:
«Мы избавляемся шутливым способом. «Икота, икота, иди на Федота, с Федота на Якова, с Якова на всякого»! Я все время своей Аришке повторяю этот стишок, ей весело. И, между прочим, проходит».

Алина:
«Я знаю такой метод: надо поднять вверх правую руку. Это помогает почти от всего. Когда моя доченька подавилась - тоже помогло».

«100% родителей знают, как делать детей, - сказал известный детский доктор Евгений Комаровский, - 99% не знают, что с ними делать потом». Надеемся, что наши простые советы помогут молодым родителям справиться с таким явлением, как приступы икоты у новорожденных детей. И если ваш родной человечек веселый, здоровый и улыбается - совершенно нет причин для волнений.

Ребёнок – крайне непоседливое и любознательное создание. Через его ручки проходит множество различных предметов, однако если малыш ещё очень мал, то все они обязательно изучаются «на зубок».

Подобное поведение чревато проглатыванием мелких деталей и попаданием их в дыхательные пути. А младенец до года может поперхнуться грудным молочком или смесью при вскармливании, малыш постарше – кусочками еды.

Что делать, если ребенок подавился? Какова должна быть первая помощь? Когда лучше не вмешиваться? Каждому родителю необходимо чётко представлять последовательность действий в экстренной ситуации, поскольку от правильности поведения зависит детская жизнь.

Если вы подозреваете, что ребёнок поперхнулся, прежде всего, сохраняйте спокойствие, не паникуйте и не впадайте в истерику. Перед тем как оказать ему первую помощь, постарайтесь здраво взглянуть на ситуацию (конечно, это крайне трудно) и избавиться от лишних эмоций.

Человеческий организм – во многом автономная система, которая может самостоятельно избавиться от различных жидкостей и твёрдых предметов, которые попали в органы дыхания. Например, с помощью кашлевого и рвотного рефлекса.

Если поперхнувшийся маленький ребёнок закашлялся и заплакал, у него началась рвота, значит, не всё так плохо. Он дышит, поскольку в дыхательных путях нет никакой преграды. Поэтому, в первую очередь, необходимо успокоить карапуза и определить, чем он поперхнулся.

Чаще всего маленькие куски пищи и напитки выходят при рвоте и откашливании. Конечно, после всего случившегося малыш не сразу придёт в себя, будет кашлять и чувствовать дискомфорт в груди. Однако потом, через час-два, состояние нормализуется.

Что же делать, если ребёнок подавился какой-либо бусинкой или кусочком еды более крупных размеров, но продолжает дышать? Не нужно пытаться достать инородный предмет самостоятельно, поскольку вы неумелыми действиями лишь протолкнёте его ещё дальше.

Успокойте малыша и убедитесь, что он дышит, уложите его на бочок, приподняв подбородок кверху, а потом вызывайте скорую помощь.

Экстренная первая помощь со стороны родителей необходима, если наблюдаются следующие неблагоприятные симптомы:

  • ребёнок начал задыхаться, пробует поймать ртом воздух;
  • сначала его кожные покровы краснеют, потом синеют;
  • рот открывается, вытекает слюна;
  • малыш стремится обхватить горлышко ручками (так поступают дети старше года);
  • он не в состоянии разговаривать, плакать (если новорождённый), это верный признак перекрытия дыхательных путей.

Самый неблагоприятный сигнал – малышу настолько плохо, что он теряет сознание. Помочь в этом случае можно лишь быстрыми и одновременно хорошо продуманными действиями.

Первая помощь грудному ребёнку

Обычно новорожденный или грудной ребёнок младше года может подавиться при кормлении – молоком, едой, водой, слюнями. Самыми распространёнными причинами подобной ситуации являются:

  • неверное положение крохи при кормлении;
  • слишком большой промежуток между приёмом еды (малыш станет давиться);
  • слишком обильное течение молочка из груди (грудничок не успевает глотать и захлебывается);
  • крупные отверстия в сосках (если малыш искусственник).

При этом месячный малыш станет сильно покашливать, фыркать или часто дышать. У деток в возрасте несколько месяцев признаки обычно не отличаются. Чтобы помочь грудным детям, выполняйте следующие действия:

  1. Поднимите руки малышу кверху. Подобный метод малоизвестен, может показаться чрезмерно простым и неэффективным, но такое положение тела расширяет дыхательные пути и нормализует прохождение воздуха к лёгким.
  2. Ещё один способ, который следует попробовать, если не помог предыдущий. Если грудной малыш захлебнулся слюной, молоком, оказывать помощь новорожденному можно и так – положите его животом на свою ладонь и ребром ладошки 5 раз похлопайте между лопатками.
  3. Если месячный или грудной ребёнок поперхнулся кусочком пищи, небольшим предметом, родитель может сделать следующее – грудничок приподнимается за ножки и осторожно встряхивается, или же малышу нажимают на корень язычка, чтобы сработал рвотный рефлекс.

Ребёнок кашляет, однако дыхание не изменяется? Скорее всего, инородный предмет оказался в гортанной трубке и не продвинулся дальше. Особая помощь тут не требуется, поскольку с кашлем и слюной кусочек пищи сам вылетит наружу.

Ситуация намного усложняется, если ребёнок до года или в год начал махать руками, втягивать животик, а вот плакать он уже не может. Неправильные действия взрослых способны вызвать удушье или смерть.

Чтобы освободить дыхательные пути грудному малышу, воспользуйтесь следующей техникой, состоящей из 5 шагов:

  1. Если месячный ребёнок поперхнулся молоком, слюнями, начал очень часто дышать, при этом дыхание периодически не прослушивается, поверните кроху к себе спинкой, обнимите рукой, ей же надавливайте в область желудка. Потом наклоните карапуза вперёд и похлопайте 4 раза по спине.
  2. При захлебывании слюнями, молочком или любым напитком и при отсутствии результата от предыдущего шага помочь малышу можно по-другому. Грудной ребёнок кладётся на спину, причём его головка располагается ниже таза. На грудину кладём два-три. Нужно нажать 4 раза, отслеживая, чтобы грудная кость всегда выпрямлялась. Чередуйте нажим и похлопыванье по спинке, ожидая приезд врача.
  3. Если ребёнок и после этого не начал дышать, попробуйте визуально отыскать еду, ставшую причиной удушения. Нужно положить малышу на язычок большой палец, осторожно отвести челюсть вниз и осмотреть горлышко. Если инородное тело находится в пределах видимости и досягаемости, можно постараться его извлечь, схватив пальцами. Остерегайтесь затолкать его ещё глубже.
  4. Если предыдущие действия не принесли облегчения малышу, он до сих пор не дышит, нужно делать искусственное дыхание. Попробуйте сделать 2 вдоха изо рта в рот. Грудная клетка двигается при ваших вдохах? Значит, дыхательные пути освобождены, поэтому нужно продолжить помощь, чтобы ребёнок начал дышать без вашей поддержки.
  5. Пока едет доктор, продолжайте выполнять описанную выше последовательность шагов. При должной сноровке мама может помочь малышу примерно за минуту. Это хороший показатель, поскольку первая помощь в такой ситуации должны быть по-настоящему экстренной.

Не важно, сколько месяцев грудному малышу, который подавился. Вам нужно действовать решительно, однако хлопки и нажатия должны быть резкими, но не слишком сильными. Чрезмерное приложение силы способно привести к разрыву внутренних органов.

Оказывать первую помощь детишкам старше года можно так же, как и в случае ребятишек до 12 месяцев.

Если же предыдущие техники не помогают, родитель может воспользоваться методом Хелмича, который академия педиатрии США рекомендовала детям, отметившим год.

Действия взрослых отличаются в зависимости от того, находится ли ребёнок в сознании или нет. Если малыш осознаёт происходящее:

Если же малыш находится без сознания, первую помощь оказываем немного по-другому:

  • ребёнка кладут спиной на твёрдую поверхность;
  • взрослый встаёт возле его ножек (нельзя усаживаться на малыша);
  • одну ладошку кладут в область ребёр и пупка (нащупайте окончание грудной клетки, на которую нельзя надавливать), сверху прижимают второй рукой;
  • быстро нажимают 10 раз, направляя движения кверху.

Убедившись, что сознание к малышу так и не вернулось, к тому же он перестал дышать, перейдите к искусственной вентиляции.

Она делается следующим образом:

  1. Убедившись, что в дыхательных путях нет инородных тел, нужно набрать воздух и медленно выдохнуть его в ротик малышу, предварительно перекрыв носовое дыхание. Не следует сразу вдувать весь объём воздуха, поскольку органы дыхания у ребёнка существенно меньше. Сделайте не больше пяти выдохов.
  2. Затем нужно перейти к непрямому массажу сердечной мышцы. Если малышу ещё не исполнился год, нажимы делаются пальцами. Детям старше года эту процедуру выполняют двумя ладонями. Нажимать нужно сильно и резко, но следует контролировать силу толчков.
  3. Потом нужно снова переходить к вентиляции лёгких – только уже два выдоха. Действия повторяются, пока ребёнок не начнёт дышать самостоятельно или не приедет экстренная медицинская помощь.

Если ребенок подавился, самое главное – не останавливаться и не сдаваться. Когда прибудет скорая, неизвестно, поэтому оказывать первую помощь нужно последовательно и без остановок.

Первая помощь дошкольникам и подросткам

Подавиться куском пищи, напитком и даже слюной может не только новорождённый или грудной малыш, но и ребёнок постарше.

Дошкольники и дети подросткового возраста уже способны с пониманием отреагировать на возникшую ситуацию и выполнить ваши указания.

Прежде всего, испробуйте описанный выше метод Хелмича. Если он не помогает, можно перейти к вызыванию рвоты, чтобы помочь нежелательному телу удалиться из воздушных путей.

Для провоцирования рвотного рефлекса нужно пальцем нажать на корень язычка.

При рвоте рефлекторно сокращается как пищеводная трубка, так и воздуховод. Поэтому происходит выталкивание не только желудочного содержимого, но и попавших в дыхательные пути инородных и таких опасных предметов.

Профилактические меры

Если вы не горите желанием удалять из гортани и глотки ребёнка различные предметы, прислушайтесь к советам специалистов и соблюдайте определённые и не очень сложные меры предосторожности:

  • проверяйте на целостность мягкие игрушки, набитые ватой, поскольку она с лёгкостью может очутиться во рту малыша;
  • разнообразные конструкторы, мозаику, безделушки с мелкими составными частями уберите от детей младше года;
  • с первого же месяца следите за тем, чтобы малыш по возможности не тащил в рот всё подряд;
  • приучите ребёнка кушать аккуратно, исключите игры и баловство при приёме пищи;
  • еду для маленького ребёнка (особенно если вы впервые вводите прикорм) нужно хорошенько измельчать, а для деток постарше рыбку и фрукты следует очищать от косточек.

Кроме того, нельзя впихивать в ребёнка еду, даже если вам кажется, что он голоден. Малыш обязательно начнёт вертеться, отворачиваться, кричать, что существенно увеличивается вероятность поперхнуться.

Таки образом, каждый родитель обязан знать, что делать, если ребенок подавился. Однако при любом вероятном исходе нужно позвонить в скорую помощь. Да, скорее всего, вам удастся помочь малышу, но только опытный специалист может понять, повреждены ли дыхательные пути, или всё в порядке.

Здравствуйте, я - Надежда Плотникова. Удачно отучившись в ЮУрГУ на специального психолога, несколько лет посвятила работе с детьми с проблемами в развитии и консультации родителей по вопросам воспитания малышей. Полученный опыт применяю, в том числе, и в деле создания статей психологической направленности. Конечно, ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции, однако надеюсь, что мои статьи помогут уважаемым читателям разобраться с какими-либо трудностями.

Большинство из того, что делают новорожденные, они делают рефлекторно. Когда они голодны или недовольны, они автоматически начинают плакать. Для них никак не подходит совет: сначала подумай, а потом действуй.

Знакомые запахи

Способность к обостренному восприятию запаха развивается одновременно и у новорожденного, и у его мамы. Ребенок может не только выделять голос матери из множества других, но и находить ее по запаху. Было проведено интересное исследование с 6-дневными младенцами. Каждого из них подносили к груди нескольких мам, но он тянулся только к груди своей матери, независимо от того, было ли в ней молоко. Способностью распознавать своего малыша по запаху обладают и матери. В частности, так поступают незрячие женщины.

Воображаемые образы

Обучение новорожденных начинается со стремления к комфорту и более полному удовлетворению своих потребностей. Они хотят есть, просятся на руки, чтобы устроиться поудобнее, и для всего этого у них есть только один язык - плач. Поставьте себя на место новорожденного: "Я плачу - и меня берут на руки. Я продолжаю плакать - меня кормят. Я снова плачу, когда остаюсь один, - и меня снова берут на руки". После неоднократного повторения таких сигналов и ответов у него формируется воображаемый образ, картина, изображающая то, чего следует ожидать в результате плача. Специалисты, занимающиеся проблемой развития ребенка, называют такие картинки схемами. Чем больше таких воображаемых образов создается у малыша, тем лучше развивается его разум. Таким образом, исходный рефлекс, плач, перерастает в мышление, или когнитивный процесс. При этом в сознании ребенка рождаются образы, содержащие ответ на его потребность. Одновременно совершенствуется язык подаваемых им сигналов.

Для матери процесс сближения идет как бы в обратном порядке. Когда вы только начинаете общаться со своим малышом, ваши мысли опережают ваши действия: "Он голоден? Но я его только что кормила. Он мокрый? Или он просто хочет сесть мне на шею? Может быть!" Чем чаще вы будете заниматься такой гимнастикой для ума, тем быстрее научитесь интуитивно чувствовать, что нужно ребенку, и поступать почти рефлекторно, т.е. действовать прежде, чем думать.

Постоянно развивая язык общения с ребенком (связь "сигнал - ответ"), вы вскоре придете к состоянию гармонии: процесс вашего обучения будет идти параллельно, и вы научитесь подстраиваться друг под друга - ваш малыш, в головке которого уже немало прекрасных картинок возможного взаимодействия, и вы, все более чутко реагируя на его сигналы.

Стиль сближения, включающий общение по типу "сигнал - ответ", воспи- тывает у малыша доверие к вам, учит так формулировать свои потребности, чтобы их быстрее поняли окружающие. Так, 9-месячные малыши тянут к вам руки в ожидании, что вы их поносите. При этом у них возникают образ - картинка: "Взять на руки и поиграть" и соответствующий сигнал вам.

Взаимное совершенствование

Картинки-образы рождаются не только в голове ребенка, ожидающего помощи от вас. Родители тоже представляют себе образ того, чего хочет их чадо. Так протягиваются незримые нити от малыша к материнскому сознанию, а от матери - к детскому.

Что же происходит с младенцами, на сигналы которых родители не отвечают, опасаясь сделать детей слишком зависимыми или попасть в подчинение к ним ("Не хотим, чтобы он вил из нас веревки"). Разум ребенка, призывы которого остаются безответными, а потребности неудовлетворенными, оказывается не настолько богатым. Не зная, какого ответа следует ожидать, он не может воссоздать образ-картинку, подсказывающую, что должно последовать за его плачем или каким-то другим сигналом. Голова его заполнена "карточками-пустышками". Мать тоже в значительной степени обеднена, поскольку сигналы ребенка не совершенствуются и понять, что ему нужно, ей по-прежнему очень сложно. Между ними не выработалось такое взаимопонимание, как в первом случае. Мать и младенец мало что знают о мыслях друг друга, и между ними начинает возникать определенная дистанция.

Однажды я объяснял молодой маме, как ей лучше наладить контакт с новорожденным. Казалось, она все поняла, но потом вдруг озабоченно спросила: "С этими призывными звуками все ясно, но что если я настолько глупа, что дам на них неправильный ответ. Предположим, он мокрый, а я подумаю, что он хочет есть?" Я ободрил ее: "Вы не сможете ошибаться и быть глупой, когда возьмете ребенка на руки и начнете нянчиться с ним. Если малыш заплакал и вы взяли его, а он продолжает кричать, просто пройдитесь по всему списку возможных причин этого крика, пока не найдете то, что беспокоит вашего ребенка. Главное же, своими действиями вы покажете, что готовы его выслушать и стараетесь ему помочь.

Основные поведенческие состояния ребенка

Плач. Громкие, недовольные крики, сопровождающиеся резкими нескоординированными движениями конечностей. В этот момент очень сложно завладеть вниманием ребенка. Такое поведение неприятно и для самого малыша, и для его близких.

Активная сосредоточенность. Состояние, похожее на спокойную сосредоточенность, но голова и конечности ребенка двигаются, он будто погружен в себя и не замечает вас. Кажется, что ребенка привлекают движения его собственного тела.

Спокойная сосредоточенность. Глаза ясные, открытые, внимательные; конечности пребывают в относительном покое. Кажется, что ребенок созерцает окружающую обстановку. Это наиболее подходящее состояние для взаимодействия и обучения.

Дремота. Глаза открыты, но слипаются или начинают закрываться. Ребенок достаточно рассеян, конечности и туловище пошевеливаются, по лицу проходят сонные полуулыбки. Он только проснулся или собирается заснуть.

Поверхностный сон. Ребенок легко пробуждается, его конечности и лицо время от времени подергиваются; дыхание неровное, возникают вспышки двигательной активности. Конечности прижимаются к туловищу.

Глубокий сон. Движения ребенка сведены к минимуму, выражение лица спокойное, умиротворенное, дыхание ровное, конечности расслаблены и болтаются, как у тряпичной куклы.

Наслаждайтесь улыбкой вашего новорожденного

С первой улыбкой новорожденного вы замрете от счастья и забудете все бессонные ночи и постоянное нянченье. Вы с восторгом думаете: "Мой малыш действительно меня любит". Но вдруг пузырем надулись его щечки, и вы разочарованно вздыхаете: "Ой, это всего лишь выходит воздух". После многолетних наблюдений за улыбками новорожденных мне самому хочется выдуть воздушный пузырь. Младенцы могут улыбаться и действительно улыбаются, а не просто выпускают воздух (хотя и это бывает после того, как они избавятся от лишних газов).

Как ветераны в деле изучения детских улыбок мы с достаточным на то основанием делим их на два основных типа: внутренние и внешние улыбки. Внутренние, как бы обращенные в себя улыбки более характерны для первых нескольких недель и прекрасно отражают состояние внутренней удовлетворенности. Иногда это как бы сонные полуулыбки; иногда лишь легкое подрагивание уголков губ. Встречаются и другие улыбки: облегчения - когда прекращаются колики, удовлетворения - после хорошей еды или когда детей берут на руки и начинают укачивать. Иной раз можно поймать улыбку ребенка, играя с ним. Такие ранние улыбки вроде сигнала: "Мне хорошо". Они заставляют и вас пережить приятные мгновения. И тем не менее пройдет еще несколько месяцев, прежде чем у малыша появится внешняя улыбка при общении с вами. Она предназначена только вам и кажется вам невероятно пленительной.

Каковы бы ни были причины улыбки малыша, наслаждайтесь ею, - и скользящими ухмылочками, и сонными полуулыбками, - все они не что иное, как слабые подобия будущей осознанной улыбки во весь рот.