Конспект НОД по изобразительной деятельности в средней группе «Украсим пасхальное яичко. Конспект занятия "пасхальное яйцо"

Мастер-класс с пошаговыми фото по лепке для дошкольников «Пасхальное яйцо»

Средина Ольга Станиславовна, воспитатель, ЦРР МДОУ №1 «Медвежонок» г. Юрюзань Челябинская обл.

Цель:
создание творческой работы, подарка

Задачи:
- развивать мелкую моторику
- воспитывать трудолюбие, усидчивость, умение доводить задуманное дело до конца
- совершенствовать композиционные навыки
- обучать приемам лепки мелких деталей

Материалы:
Пластилин восковой, стеки, дощечка для лепки, ножницы, чеснокодавилки, колпачки от фломастеров и маркеров, плотный картон или ватман, деревянные шпажки, двусторонний скотч.

Возрастная аудитория:
Дошкольники, школьники младших классов

Цитата из интернета:
Обычай приготовления пасхальных яиц является очень древним.
Ещё в дохристианские времена яйцо у многих народов являлось олицетворением творящей силы природы. Вся вселенная представлялась вышедшей из яйца. Расписанные страусиные яйца, а также золотые и серебряные, часто встречаются в захоронениях древних шумеров и египтян, датируемых вплоть до начала III тысячелетия до н. э.
Исследователи писанок считают, что на них отражены архаичные представления славян о вселенной и что, по всей видимости, они существовали у славян до принятия христианства.

Вступление:
Если заглянуть в Википедию, можно обнаружить немало интересных сведений и легенд о росписи пасхальных яиц.
Способов украшения существует великое множество. Окрашивание с помощью луковой шелухи – самый простой и доступный из них.


Писанки и крашенки – это старинные и довольно трудоемкие способы росписи.
Но не каждому дано быть художником. Современная промышленность предлагает населению специальные тематические термонаклейки. На них – и лики святых, и виды церквей, и геометрические узоры. Существует целая коллекция с народными росписями. Это гжель, хохлома, палех, вологодские кружева


Можно декорировать яйца ленточками, стразами, кружевом, тесьмой, пуговками, бисером, и другими материалами.




Вышивка и резьба – это вообще – высший пилотаж, мастерство, доступное далеко не всем.



Мы возьмем пластилин. Этот материал доступен и податлив. И будем декорировать плоскостные изображения.

Ход занятия:

Из плотного картона вырезаем по шаблону необходимое количество заготовок.


Мы использовали упаковку от большого пластилина фирмы «Луч». Пустые коробочки жаль было утилизировать. Разрезанные на части, они послужили нам основой для лепки.


Размер овала может быть выбран произвольно, но слишком маленький не даст простора для творчества, а слишком большой будет трудно не только декорировать, но и просто заполнять основным цветом.



Выбранный цвет пластилина делим на небольшие фрагменты, раскатываем их и способом прищипывания добиваемся превращения в небольшие ленточки.


Заготовив некоторое количество, накладываем их на основу, примазывая и дополнительно уплощая пластилин.

Тут необходимо добиваться примерно одинаковой толщины на всей поверхности яйца. А вот с цветом поиграть можно. Контрастные или родственные цвета дают различные эффекты.


Излишки пластилина срезаем с помощью стеки.

ВАРИАНТЫ:
1 вариант


Готовим фиолетовый фон


С помощью приспособления для выдавливания чеснока выдавливаем белый пластилин, срезаем его стекой и разделяем на отдельные фрагменты.


Сворачиваем несколько «улиточек» и выкладываем из них плоскостной цветок.


Добавляем изогнутый стебелек и листочки – капельки.


Продолжаем линию стебля и украшаем ее капельками.


Выкладываем белый контур и с помощью стеки как бы штрихуем его.

2 вариант


Фиолетовый фон перемежаем с другим, более светлым. У нас это розовый.


Белым пластилином проходим по стыкам цвета.


Прижимаем белый пластилин, выравнивая поверхность заготовки.


Колпачком от маркера вырезаем и переносим кружки розового цвета на фиолетовый.


Пустоты заполняем белым пластилином,колпачком от фломастера выдавливаем узоры в виде снежинок.


Используя колпачки разного размера и разной формы, продолжаем делать отпечатки.


Рисуем полоски стекой.

3 вариант


Заготовка выполнена из полосок.


Просветы (стыки между цветами) заполняем смешанным пластилином.


Из него же делаем лепестки цветка.


Белым пластилином создаем контур стебелька и листочков
Колпачками от фломастеров делаем ряд отпечатков.

4 вариант


На белом картоне из смешанного пластилина выкладываем серединку цветка.


Выкладываем нижние лепестки и примазываем их


Выкладываем маленькие лепестки


Появляются стебелек и листочки


Выкладывается серединка второго, маленького цветка


Дополняем лепестки второго цветка


Выкладываем завитки с капельками

На второй стороне создаем другой узор. Между двумя линиями выкладываем узор «сеточка».




С помощью двустороннего скотча соединяем две половинки яйца. Вставляем между ними шпажку. А по контуру – синий пластилин. Соединяя половинки, сдавливаем синий пластилин. По краю получаются волнообразная кайма.



Соединяя с основанием заготовки, получаем топиарий.


5 вариант




Создаем сложный фон в три оттенка.



Из белого пластилина с помощью стеки вырезаем три прямоугольника. Это фрагменты архитектурного сооружения - церкви.


«Украсим пасхальное яичко»

Цель: Развитие у детей представления о культурных традициях русского народа.

Задачи:

  1. Пробудить у детей интерес к традициям православной культуры.
  2. Познакомить с историей и традициями праздника Пасха.
  3. Развивать умение создавать оригинальные способы украшения пасхальных яиц.
  4. Продолжать развивать творчество, образное представление, эстетическое восприятие и навыки работы с различным материалом.
  5. Воспитывать любовь к Родине и пробуждать уважение к традициям своего народа.
  6. Вызвать у детей радость от результата совместной деятельности.

Интеграция областей: познание, художественное творчество.

Словарная работа: Пасха, возрождение, исход, Воскресение, крестный ход, Иисус Христос, писанка, крашенка, кулич.

Предварительная работа:

    Беседа о весне, о праздниках.

    Рассматривание альбома и иллюстраций с изображением пасхальных яиц.

    Разучивание потешек и стихотворений наизусть: «На скорлупке хрупкой, тонкой..» и т.д.

    Чтение сказки «Курочка Ряба».

    Изготовление и украшение подставок для яиц.

    Лепка яиц из пластилина и глины.

    Выставка детских работ.

Демонстрационный материал: Ноутбук, презентация для детей «Светлый праздник Пасха», изображение Красной Шапочки, яйца (разукрашенные: деревянные, пластмассовые, бумажные), игрушки: курочка, цыплёнок, корзинка, украшенная соломенная тарелочка, праздничные салфетки, полотенца, украшенная ветка «вербы», пасхальные открытки, образцы для украшения яиц,

Раздаточный материал:

  • Деревянные яйца по количеству детей.

    Художественная акриловая краска и тарелочки под неё.

    Кисточки.

    Ватные палочки.

    Стаканчики для палочек, кисточек и воды.

    Праздничные салфетки, влажные салфетки.

    Термическая салфетка для каждого ребёнка.

    Подставки под яйца.

    Пасхальные наклейки, цветочки из ленточек.

    Клей и ножницы.

Ход занятия:

Педагог: Ребятки, сегодня я приглашаю вас в необычное путешествие — путешествие в прошлое! Вы узнаете о традициях русского народа в дни особенного праздника и научитесь радовать своих родных. Скажите, пожалуйста, какие народные праздники вы знаете?
Дети: Новый год, Рождество, Масленица.

Педагог: Некоторые люди до сих пор соблюдают традиции каждого их этих праздников. Давайте вспомним, что делают на Новый год?
Дети: На Новый год наряжают ёлку.

Педагог: на Рождество? (колядуют, гадают, дарят подарки).
Педагог: на Масленицу? (провожают зиму, встречают весну, пекут блины).
Педагог: А ещё какой праздник вы знаете, который люди, особенно верующие, весной очень ждут и старательно к нему готовятся?
Дети: Это праздник — ПАСХА.

Педагог: Правильно. Садитесь, пожалуйста, на стульчики (на столе — ноутбук)
Я вам немножко расскажу об этом празднике (дети садятся)

Педагог: Я очень люблю весну, а вы любите? (Ответы детей)

Педагог: Почему?
Дети: Весной тает снег, бегут весёлые ручейки, распускаются на деревьях почки.

Педагог: Поэтому кратко можно сказать, что весной всё оживает! Наверное, потому все люди очень радуются весне и встречают такой же весёлый праздник- праздник Пасхи. (Слайд с весёлой картинкой)

Педагог: Что вы знаете об этом празднике? (ответы детей)

Педагог: Ребята, к нам в гости пришла курочка, давайте порадуем Курочку весёлым танцем.

Физминутка

Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать.
А за ней – ребятки,
Жёлтые цыплятки.

«Ко-ко-ко, Ко-ко-ко,
Не ходите далеко.
Лапками гребите,
Зёрнышко ищите».

Съели толстого жука,
Дождевого червяка.
Выпили водицы
Полное корытце.
(Повторяем 2 раза)

Педагог: В наше время имеются самые разнообразные средства украшения яиц. Такую краску можно купить в магазине (показываю образцы). К Пасхе готовятся все: верующие люди, и те, кто просто радуются весне – это дети и даже герои сказок.

Педагог: Вот и Красная Шапочка приготовила чудесные яички для своих друзей! Нравятся они вам? Посмотрите, какие замечательные узоры она использовала для украшения! (на магнитной доске образцы расписных бумажных яиц)

Педагог: Красная Шапочка и вам предлагает сделать для ваших родных пасхальный подарок-сувенир. Какой сувенир вы хотели бы сделать сегодня? (Ответы детей).

Педагог: Я советую вам разрисовать красками яички, а кто пожелает, может украсить чем-то ещё. Получится замечательный подарок! Хотите порадовать своих родных? (Ответы детей). Для этого Красная Шапочка принесла вам вот такие деревянные яички.

(Выношу корзинку с деревянными яйцами разного цвета).

Вы можете украсить своё яичко, используя её узоры.

Педагог: Приглашаю теперь вас в мою мастерскую. (дети садятся за столы)

Педагог: Посмотрите, ребятки, здесь есть всё необходимое для вашего творчества:
ваши подставочки для яиц, красивые краски, удобные тоненькие кисточки, ватные палочки, маленькие цветочки, различные пасхальные наклейки, даже клей.

Педагог: Чем можно раскрашивать ваши «крашенки»? (кисточкой, палочкой, фломастерами, маркером и т.д.). Возьмите свою подставочку, которую мы с вами сделали заранее. Теперь выбирайте яйцо, которое вам нравится, ставьте его на подставку.

Педагог: Советую расписать своё яйцо либо так, как предложила Красная Шапочка, либо придумать свои узоры.
Напоминаю, что вы можете его украсить, нарисовав цветочки, волнистые линии, полоски, точки, геометрические фигуры, даже -церковь или придумать и нарисовать свою пейзажную картинку. Не забывайте про солнышко и солнечные узоры.

Педагог: Когда-то росписи делали только, надев чистую одежду, с чистыми руками и чистыми мыслями. Поэтому и я каждому из вас положила влажную и праздничную салфеточку

Педагог: Расписывайте и думайте о том, для кого вы готовите свой сувенир, (так в старину делали). В работе вам поможет ваша фантазия и образцы для рисования. Желаю вам успешной работы!

Оказываю помощь детям. Хвалю.

В процессе работы повторяем выученное стихотворение:

На скорлупке хрупкой, тонкой
Для людей и красоты,
Крашу кисточкой я тонкой
Крестик, солнышко, цветы.

В светлый праздник Воскресения
Подарю своим друзьям
По яичку, с поздравлением..
И скажу: «Раскрасил сам!».

Педагог: Вы старались, вы трудились, и яички на славу у вас получились!

(Рассматриваем) Думаю, что Красной Шапочке они тоже очень нравятся!

Подведение итогов

Педагог: Получились, действительно, чудесные сувениры! Ставьте их на красивую, заранее вами украшенную цветами, тарелочку, которую мы сейчас поставим на праздничный стол. Если в группе есть ваша мама, то вы можете подарить ей своё яичко и сказать добрые слова (дети дарят свои сувениры). Остальные ребятки свои сувениры подарят дома.

Педагог: Спасибо вам, ребятки, за работу, творчество и фантазию.

Поздравляю с наступающим праздником Пасхи.

Пусть в ваших маленьких душах живёт любовь к друзьям и своим близким!
Ведь Пасха-это праздник всеобщей любви и милосердия.

А сейчас я всех подарком одарю, никого не обделю (дарю детям сувениры).

Конспект НОД в старшей группе "Пасха"

Задачи:

  • познакомить с народным обрядовым праздником – Пасхой, её обычаями, традициями, новыми словами и их значением
  • познакомить дошкольников с православным преданием о пасхальном яичке как о символе воскресения Христова и другими атрибутами праздника

Словарь: народный праздник, Великая Пасха, кулич, Красная горка, крашенки, писанки, Благовещение, Вербное воскресенье, пасхальные яйца, Иисус Христос.

Материал: иллюстрации, кулич, пасха, яйца расписные, яйца силуэтные (из бумаги) , ложки, горка, коллекция пасхальных яиц.

Предварительная работа: беседа с детьми о народных праздниках, рассматривание иллюстраций, мини – выставка коллекции сувенирных яиц.

Орг. Момент: (входит воспитатель в русском народном костюме)

Здравствуйте, гости дорогие! Красному гостю – красное место.

Основная часть:

Поговорить я сегодня хочу с вами о том, как русский народ умеет поддерживать традиции, обычаи своих предков. Издавна русский человек славился своим трудолюбием, не забывая при этом и традиции поддерживать.

Расскажите, какие праздники вы знаете?

Правильно: Новый год, Рождество, Масленица, Пасха, Троица, это праздники, которые люди до сих пор помнят, стараются соблюдать некоторые традиции. На Новый год – ставят ёлку, на Рождество - проводят гадания, на Троицу – почитают, восхваляют берёзку, на Масленицу обязательно пекут блины и просят у всех прощения, и конечно, сжигают чучело Масленицы, прощаясь с зимой.

Послушайте русскую народную песню - закличку и скажите, кого мы закликаем.

Звучит весенняя закличка - «Жавороночки» .

Весна с собой приносит русские народные праздники, такие как: Благовещение, Вербное воскресенье, Пасха.

Сегодня мы с вами поговорим о великом празднике весны – Пасхе.

А что делают на Пасху? (Ответы детей) .

Слово «Пасха» пришло к нам из греческого языка и означает избавление.

Считается, что именно в этот день сын божий Иисус Христос воскрес из мёртвых. Праздник Пасхи один из основных в народном календаре. Он всегда выпадает на весенние дни. Весна всегда была связана со светлыми ожиданиями, надеждами, ведь природа пробуждается после зимнего сна, всё живое возрождается, воскресает. Этот праздник символизирует победу добра над злом. На светлый праздник Пасхи на Руси всегда было принято дарить друг другу нарядные раскрашенные пасхальные яйца со словами «Христос Воскресе!» и отвечать «Воистину Воскресе!» , то есть христоваться – здороваться.

Посмотрите, какие красивые могут быть крашеные яйца.

(Рассматривают украшенные яйца на выставке, подготовленной детьми и родителями. Дают объяснения понятиям «писанки» , «крашенки» ) .

Скажите, дети, а кто знает, какое угощение готовят для праздничного стола?

Как отмечают люди Пасху? (На Пасху ходили в гости, устраивали гулянья, качались на качелях, красили яйца, пекли куличи, делали пасху из творога. Всё это освящали в церкви и дарили друг другу в знак любви и дружбы) .

Хозяйки заранее и очень тщательно к этому дню готовились. Убирали дом, пекли куличи, красили яйца, делали из творога пасху, готовили вкусные блюда. Доставали из сундуков праздничные одежды, принимали гостей, кто – то шёл в гости.

Люди пировали, веселились, радовались и говорили друг другу: «Христос воскрес!» , «Воистину воскрес!» .

Освящённому в церкви яйцу приписывались магические свойства: спасение дома от пожара, помощь скоту от болезней, сбережение урожая от града.

Кто знает, как украшали яйца, чтобы они были красивые?

(Просмотр видео о крашении яиц) .

А прежде чем съесть крашеные яйца, с ними устраивали разные игры.

Я предлагаю вам поиграть в эти старинные игры.

Игры детей: «катание яиц» , «Столкновение яиц» .

Я предлагаю вам разрисовать или яйца сваренные, или выточенные из дерева, или просто их бумажные силуэты. Выбирайте себе любые.

Ребята, работу по росписи яиц выполняют с чистыми мыслями, чистыми руками. Пока держите в руках яйцо, мысли все о том, для кого оно предназначено, оно вбирает в себя энергию добрых мыслей и пожеланий. Подумайте, для кого вы будете делать свой сувенир. А в работе вам поможет творчество, фантазия и музыка.

(Выполнение работы детьми под русскую народную мелодию) .

Какие пасхальные яйца у нас получились? (Писанки) .

Умели на Руси потешить друг друга весёлыми разговорами и перекинуться метким словом, посмешить.

Наши ребята знают весёлую потешку.

Звучит потешка (Каравай – каравай) .

Рефлексия.

О каком русском народном празднике мы говорили сегодня?

С какими мыслями вы выполняли работу?

Понравились вам игры?

Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития детей №100. г. Астрахань.

Праздник Пасхи в старшей группе «Золотое яичко».

Разработала воспитатель Вдовиченко Нина Ивановна.

Цель: познакомить детей с христианским праздником Пасхой. Учить детей инсценировать сказку, передавать движением и голосом образ, учить расписывать яйцо выбранным узором. Участники: ведущий-воспитатель; воспитатель по изодеятельности. Роли: Бабка, Дед – дети. Оборудование: костюмы бабы, деда, скорлупа яиц окрашенная белой гуашью, кисти, краски, образцы росписи яиц, 2 ложки, 2 яйца, 4 кубика. Ведущий: - Весной многие верующие отмечают большой праздник, который называется Пасха. Во всех церквах торжественно звонят колокола. (звучит запись). - Ребята, может быть, кому-то знакомо это имя – Иисус Христос? Кто это? (Бог). Да, для верующих людей, христиан, Иисус Христос-Бог. Он помогает людям в трудную минуту. Праздник Пасхи - это праздник прославления Иисуса Христа. Когда Иисус Христос жил на земле, он делал много хорошего для людей: исцелял людей, помогал бедным. И главное учил любить Бога и близких людей. Народ любил Иисуса Христа и был ему за всё благодарен. Но гордые и завистливые люди, которые обманывали народ, возненавидели его, и решили погубить. Они схватили Христа и распяли его на кресте. Когда Иисус умер, произошло землетрясение. Иисуса похоронили в пещере. Но прошло три дня, и он воскрес. Это было настоящее чудо. И радость людей была безмерна, ведь к ним вернулся Бог. Поэтому Пасха- это праздник в честь воскресения Иисуса Христа. Праздник в честь возвращения Иисуса Христа к людям. Ребёнок: Вот и Пасха к нам пришла, Праздник милый для меня. Сколько радости принёс, И печали он унёс. Ребёнок: Над лугами и полями, Светит солнышко над нами. Долгожданная весна, Нам день пасхи принесла. Ребёнок: Христос воскрес! Весна идёт, Капель журчит, звенит, поёт. Цветы и травы появляются, Весной природа просыпается! Ведущий: В этот светлый праздник оживает вся природа. Посмотрите на весеннее убранство природы, на всю развивающуюся зелень. Вся природа как бы воспрянула ото сна и, подражая святой церкви начала праздновать день Воскресения. (показывает иллюстрации весенней природы). Ребёнок: В день апрельский мы с весною Пасху красную встречаем. И на волю всей семьёй Божьих птичек выпускаем.

Проводится игра – хоровод «Сиди Яша».

Дети встают в круг, в кругу стоит «Яша» (выбирается с помощью считалки). Ему завязывают глаза. Все дети поют попевку:

« Пришла матушка – Весна, Отворяйте ворота! Первым март пришёл, Белый снег сошёл. А за ним пришёл апрель, Отворяй окно и дверь. А уж как пришёл к нам май, Солнце в терем приглашай!»

После попевки «Яша» подходит к любому ребёнку, стоящему в кругу, и должен узнать, кто это. Игра проводится 2-3 раза, после чего выбранная девочка становится «Яблонькой». В конце игры дети убегают от «Яблоньки» на стульчики, а она пытается их поймать.

Ведущий: К празднику пекут куличи, готовят Пасхи. А что является символом этого праздника? Яйцо – это маленькое чудо, в нём таится жаждущая пробуждения жизнь!

Ребёнок читает стихотворение. «Как люблю я праздник Пасхи! Приготовлюсь к четвергу. Бабушка яички красит, Я ей тоже помогу. На скорлупке хрупкой, тонкой, Для людей, для красоты. Крашу кисточкой тихонько: Крестик, солнышко, цветы. В светлый праздник Воскресенья, Подарю своим друзьям. По яичку, с поздравленьем. И скажу «Раскрасил сам». Ведущая: Что же за штука такая – Яйцо? Яйцо-символ новой жизни, чистой, светлой, символ надежды. Хотите, я вам открою маленькую тайну? Из яйца, из нижней части, Вышла мать – Земля сырая. Из яйца, из верхней части, Встал высокий свод небесный. Из желтка, из верхней части, Солнце светлое явилось. Из белка, из верхней части, Ясный месяц появился. Из яйца, из пёстрой части, Звёзды сделались на небе! - Вот какая интересная легенда! Ведущая: На пасху принято играть, веселиться. И нам пора, поиграть, детвора! Наше задание очень несложное, Для любого вполне возможное. Берёшь яйцо, кладёшь в ложку. И пробежишь с ним немножко. Кто первым прибежал, Тот победителем стал! Проводится игра « Бег с ложками». (2 команды, 2 ложки, 2 яйца, 4 кубика). Дети садятся на стульчики. Ведущая: Время движется вперёд, В гости сказка к нам идёт! Сценка «Золотое яичко». Ведущий: Жили- были дед да баба. Была у них курочка-ряба. Снесла курочка яичко. Не простое, а золотое. Баба: Эй, старик, проснись скорей! Дед: Волки что ли у дверей? Ты чего шумишь, старуха? Баба: Да смотри, что я нашла. Наша курочка пеструха под кустом яйцо снесла. Дед: Тебе, что за беда? Ведь яйцо-то, хоть куда! Баба: Да яйцо-то не простое. А гляди-ка, золотое. Дед: Золотое, в самом деле? Мы с тобой разбогатели! Баба: Ох, горит, слепит глаза! Дед: Чудеса! Баба: Чудеса! Дед: Ты в сундук запри его (слышен стук в дверь). Баба: Нету дома никого! Дед: Ты пойди, запри засов. Да спустить бы надо псов. Баба (возвратившись): В среду в город я поеду. Там базар бывает в среду. Богатеев много там! Им яичко я продам. Вот обновок накуплю. Разных юбок сорок штук, шаль в цветочках голубую. До краёв набью сундук. Дед: Что ты мелешь небылицы! Ишь, сыскалась модница. Наряжаться в разный хлам. Нет уж, если мы богаты, я построю вместо хаты трёхэтажные палаты. И беседки по углам. Баба: Наказанье с глупым мужем! Что ты, старый, не блажи! Мы живём других не хуже, ни к чему нам этажи! Дед: Я хозяин или нет? (яйцо падает и разбивается). Баба(плача): Ох, яичко покатилось. Покатилось и разбилось. Ведущая: Успокойся, хватит, баба! Нанесёт яиц вам, Ряба. Мы раскрасим яйца эти. И вручим на пасху детям. Ведущая приглашает детей в изостудию, где их встречает воспитатель изодеятельности. Воспитатель: Ребята, как в ваших семьях готовятся к Пасхе? (пекут куличи, украшают дом, красят яйца). Воспитатель: - Накануне Пасхи дети и взрослые красят и расписывают яйца. Яйцо – это символ солнца, весны и зарождение новой жизни. Посмотрите на наш стол. Тут есть и писанки и крашенки. Писанки – это расписное яйцо (показывает), а крашенки- просто окрашенные яйца. -Давайте, ребята мы тоже с вами распишем яйца. Посмотрите, как их можно расписать. Показывает образцы росписи яиц. – А сейчас, садитесь за столы и распишите яйцо понравившемся узором. Дети расписывают яйца. Ведущая: Во время Пасхальной недели принято ходить в гости, дарить друг другу подарки. Эти замечательные яйца, расписанные своими руками, вы можете подарить своему другу.

Использованные ресурсы:

(младшая группа)

Программные задачи:

o Развивать композиционные умения детей (расположение на листе бумаги куличей, яиц, свечей в красивом сочетании по форме, величине, цвету).

o Учить детей создавать картину методом налепа пластилина на картон.

o Развивать мелкую моторику рук.

o Создавать радостное настроение праздника Пасхи.

Материал: пластилин, доски, стеки, салфетки, картон цветной, простые карандаши, открытка, иллюстрации с изображением куличей, яиц, вербочек, свечей и т.д.

Предварительная работа:

1. Беседы о предстоящем празднике Пасхи.

2. Чтение «Детской Библии».

3. Рассматривание открыток, иллюстраций.

4. Рассматривание настоящих куличей и крашеных яиц.

Комментарий к занятию:

Пасха на Руси - самый светлый, радостный и очень красивый праздник.

Это - главное торжество. Во время поста верующие люда стараются не есть мяса, молока, яиц, той пищи, которую дают животные и мясо самих животных. А когда пост заканчивается, то накрывают богатый стол, на котором обязательно должны быть куличи, крашеные яйца и пасха из творога.

Кулич - это высокий кекс с изюмом, с крошками мармелада, цукатов, сверху покрыт глазурью, сахарной пудрой, шоколадом и др. украшениями. А яйца напоминают нам о воскресении из мертвых, о вечной жизни со Христом. Яйца красят в разные цвета, но самый главный Пасхальный цвет - красный. Когда Мария Магдалина пришла к царю с вестью о том, что Христос воскрес, он не поверил и сказал: «Я не верю. Как не может быть того, что это белое яйцо вдруг станет красным». И свершилось чудо: яйцо стало красным. И царь поверил и сказал: «Воистину воскрес!». С тех пор пошел обычай - красить яйца. Яйца и куличи накануне Пасхи освящаются в Храме: священники читают особые молитвы и кропят их водой».

Пасхальный зайчик: мастер-класс

Данный мастер-класс проводится для детей младшего дошкольного возраста и их родителей. Воспроизводит традиции празднования Пасхи в Германии и других странах Европы.

Текст-комментарий для проведения мастер-класса

Для родителей и воспитанников детского сада

Замечательная игрушка «Пасхальный Зайчик» делается очень легко, быстро, а самое главное – ребенок успокаивается и вот уже ничего его не интересует, кроме милого мягкого зайчика. Игра с зайкой на пальце развивает координацию, чувство ритма, подарит радость общения и положительные эмоции! Ну и конечно, Ваш непоседа утихомирится на время и полностью погрузится в мир сказки.

С незапамятных времён зайчика на пальчик делали детям, чтобы с ними всегда был друг. Эту игрушку – оберег родители делали своим малышам, когда уходили из дома, ведь её изготовление занимает совсем мало времени, материал требуется простой, ведь в любой семье найдется небольшой квадратный кусок приятной ткани, вата и нитки. Ну а радость детям доставит огромную.

Алгоритм его проведения дан в приложении 1, рисунок 7.

Во время изготовления игрушки помните, что ребёнок, если и не делает её самостоятельно, то может Вам помогать. Ведь каково ощущать ребенку, что игрушку он сделал сам, своими собственными ручками, которые еще 5 минут назад не давали покоя родителям.

10 минут – и игрушка готова! Осталось только её приукрасить, и тут дайте волю фантазии и украсьте своего зайчика как душе угодно! Подойдут и различные бусинки, бисер, цветные ниточки и лоскутки. Преобразили своего зайку? Теперь можно играть!

Приложение 1, рисунок 8.

Для совсем маленьких детей (до 3 лет) мы предлагаем один из вариантов игры.

Я длинноухий зайка,

Зайка - попрыгай-ка!

Я живу в лесу густом,

Под ореховым кустом!

От лисы спасаюсь ловко

И еще люблю морковку!

Взрослый с помощью игрушки имитирует поведение зайки, вовлекает в разговор малыша, затем – в совместную игру. Например, пока взрослый говорит: Скачет зайка маленький

Около заваленки.

Быстро скачет зайка -

Ты его поймай-ка!

– зайка «гуляет» на руке взрослого из стороны в сторону, а на последней фразе ребёнок должен словить «зайчишку-шалунишку».

Еще можно сделать игрушку с «двойным лицом-мордочкой (на обороте)»: зайка будет улыбаться, положительно оценивая действия ребенка, и одновременно печалиться, если Ваш малыш «набедокурил». Может комментировать любые действия и настроение ребенка со своей точки зрения, позволяя переключиться на другую эмоцию или деятельность.

С детьми дошкольного возраста (3-7 лет) можно сделать несколько разноцветных зайцев, придумывать сказки и различные истории, где главными героями будут зайки-попрыгайки, и разыгрывать их вместе детьми. Вариаций игры огромное множество, и они зависят исключительно от Вашего воображения и фантазии ребят! К примеру, наподобие таких заек можно сделать и других зверьков, например, кошечку или собачку.

Конспект занятия «Пасхальный голубец»

(старшая группа)

Программные задачи:

o Продолжать углублять знания детей о русском фольклоре, народном и православном календаре.

o Познакомить детей с тряпичной птицей «Пасхальный голубец».

o Дать понятие образа птицы в русском народном искусстве.

o Закреплять умение работать с тканью (сложение, перевязь, накидной узелок и т.д.)

Материалы:

1. Вата или синтепон (для головы и туловища).

2. Деревянная палочка – 10 см для клюва и туловища

3. Ткань цветная, яркая (квадрат 10*10 или15*15 для туловища).

4. Ткань другого оттенка (прямоугольник 10*15 для крыльев).

5. Пряжа яркого цвета (предпочтительно красного цвета).

Предварительная работа:

1. Просмотр слайд программы по теме: «Великий Пост, Страстная неделя, Пасха».

2. Разучивание фольклорной игры «Летели две птички».

3. Заучивание закличек о весне, птицах, солнышке.

4. Выпекание из теста «Жаворонков».

5. Изготовление тряпичной птички на Благовещенье.

6. Рассматривание в музее д/с «Родничок» глиняной игрушки – свистульки разных промыслов (Жбаньково, Филимоново, Хлуднево, Абашево…), деревянной игрушки – свистульки (Полхов-Майдан, Богородская игрушка, Пальчиковый театр).

Ход занятия:

Хозяйка встречает детей и приглашает в избу. Как мы с вами зазывали весенние солнышко, перелетных птиц, чтоб природа проснулась, весна вернулась?

Дети: Мы лепили жаворонков на «Сороки». Пели заклички. А на Благовещенье развешивали тряпичных птичек на своих участках.

Хозяйка: Молодцы ребятки, все правильно делали. Скоро закончится Великий пост и наступит самый радостный христианский праздник. А какой?

Дети: Это Пасха!

Хозяйка: Ещё Пасху называют «праздником праздников». Торжество жизни над смертью, победу добра над злом.

Давай мы с вами сделаем пасхальную птичку – голубок.

На Руси очень любили изображать птицу в резьбе, в росписи по дереву, на шитых полотенцах и рубахах. Да и людей на Руси часто сравнивают с птицами. Вспомните русскую народную сказку: «Финист ясный сокол». Мамы своих дочек тоже сравнивали с птицей. А какой?

Дети: Доченька – голубушка, а братцы – ясны соколы.

Хозяйка: Вот и хорошо. Птицы летают высоко, пусть несут радостную весть «Христос Воскрес».

А мы с вами возьмем по одному квадратику цветной тряпочки. Сложим, чтобы получилась косынка. К сгибу в уголок треугольника положим палочку и сделаем клюв, обмотав кончик пряжей. Затем серединку платочка помещаем вату для туловища и формируем туловище и хвост. Все перевязываем нитью. Другую ткань для крыльев собираем в складочку и перевязываем по серединке нитью. Привязываем крылья к шее птицы и наша птичка готова. Хороший получился Голубок? Вам нравиться?

Дети: Да! Совсем не сложно его сделать.

Хозяйка: На Руси есть такая поговорка: «Всяк Кулик своё болото хвалит», а о чем она?

Дети: Это о доме.

Хозяйка: Не просто о доме, а о родительском доме, его часто именуют «родным гнездом».

А на прощанье я вам загадаю загадку о времени и народном календаре?

Летели триста гусей,

Да пятьдесят лебедей,

Да двенадцать орлов,

Да четыре вороны…

(будни, воскресенья, месяцы и посты)

Творческая мастерская «Пасхальный сувенир»

Приведем пример творческой мастерской, разработанной М.М.Журавлевой, педагогом дополнительного образования ГОУ детского сада комбинированного вида №1917 г. Москвы, для воспитанников подготовительной к школе группы.

Здравствуйте. Начнем. Берем скорлупу (пустую) и по периметру обматываем двухсторонним скотчем. Должно получиться так, но можно и поменьше (приложение, рисунок 9а-б).

Берем атласную ленту и начинаем обматывать яйцо, только аккуратно и хорошо натягивая ленту. Примерно так, как у меня (приложение, рисунок 9в)

Отрезаем ленту, подворачиваем кончик. Заранее готовим иголку для бисера (№12 или 13) с ниткой в тон ленте. Закрепляем ниткой ленту, стараясь, чтобы ниток видно не было (приложение, рисунок 9г)

По мере закрепления ленты пришиваем бисеринки (приложение, рисунок 10а)

Макушку можно оформить бантиком, а можно просто бисеринками (приложение, рисунок 10б)

Делаем плотное кольцо из бумаги. Обматываем кольцо лентой (приложение, рисунок 10в).

Теперь крепим кольцо к донышку яйца.

Шва не должно быть видно. Можно попутно пришивать бисеринки.

Вот такой молодец у меня получился! (приложение, рисунок 10ж).

Пасхальные сувениры можно делать вместе с родителями (приложение, рисунок 13). Опыт детских садов №456, №1556 и других дошкольных образовательных учреждений г. Москвы подтверждает это.

Конспект проведения родительского клуба

на тему: «Роспись пасхальных яиц»

Цель и задачи: воспитывать в детях уважительное, бережное отношение к еде. Закрепить у детей знаний о правилах хорошего поведения за столом.

Упражнять детей и взрослых украшать объемную форму (деревянные пасхальные яйца), используя знакомые элементы росписи. Располагать узор на всей форме, по краям формы, определяя центр и края. Отображать узор симметрично, относительно центра и асимметрично. Использовать элементы растительного, животного и геометрического узора.

Учить родителей действовать совместно с детьми, планировать деятельность, обсуждать замысел, делить обязанности.

Вызвать интерес к совместной деятельности родителей с детьми.

Материалы и оборудование:

запись пасхального колокольного перезвона; корзина, бумажные или деревянные заготовки пасхальных яиц, восковые мелки, акварельные краски, кисти, вода.

Ход работы:

В начале встречи «Родительского клуба» педагог включает запись пасхального колокольного перезвона. Говорит детям и их родителям, что они приглашены к пасхальному столу.

Загадки:

И вкусно,

И красно,

И легко,

И мягко,

И бело, и смугло,

И всем людям мило. /Кулич/

Что на свете всего слаще? /Хлеб-соль/

Никогда не ест,

А только пьет,

А как зашумит –

Всех приманит. /Самовар/

Педагог просит детей прислушаться. «Хозяин приглашает нас присоединится к трапезе?». «Кто знает, что это такое?». «К жизни каких людей кажется больше подходит это слово?» (царей). «Почему такое торжественное название дано обычному семейному застолью?» Накрытый пасхальный стол так отличается от той еды, что люди едят во время Великого поста, что и называть его хочется торжественно, необыкновенно. Земледельцы хорошо знают как непросто, какими трудами достаётся человеку пища; и о простой воде и обычном хлебе они говорят: «Хлеб – батюшка, водица – матушка, а гречневая каша – кормилица наша!». А уж праздничный стол для труженика - самая настоящая трапеза, царское вознаграждение за физический и душевный труд. «Кто знает, как надо вести себя за столом?». Каждый ребёнок, кто хочет рассказать, выходит к специально накрытому столу и свой рассказ подтверждает показом правил хорошего тона.

«Что еще мы видим на накрытом столе?» - куличи, разноцветные яйца.

Педагог предлагает родителям рассказать о их семейных традициях встречать Пасху.

Педагог предлагает детям и родителям наполнить и корзину украшенными яйцами.

Для работы детям и взрослым нужно взять деревянные заготовки яиц. Украшают заготовки яиц гуашью.

Перед росписью необходимо рассмотреть пасхальные яйца, обратить внимание на элементы росписи. Найти элементы растительного, животного и геометрического узора. Дать понять детям и взрослым, что элементы узора могут располагаться асимметрично и симметрично относительно центра; располагать узор можно на всей форме, по краям формы, определяя центр и края. Дети и родители при работе могут использовать и знакомые элементы росписи, и придумывать свои.

Встречу педагог завершает колокольным пасхальным перезвоном и предлагает родителям дома постараться празднично накрыть стол для детей так, чтобы оформление столов перекликалось с темой встречи «Семейного клуба».

По возможности так оформить для детей обед или полдник, чтобы у них появилось желание следовать названным ими правилам.

Литература:

«Родной дом» Новицкой М.Ю., Мартинковой Е.В. - М, 2007.