Доктор комаровский о том, что делать, если ребенок не слушается родителей. Новорожденный плачет

В процессе воспитания детей, родителям важно запастись багажом знаний по самым разнообразным темам. Например, что делать если ребенок подавился пищей или напитками? В каких случаях нужно принять срочные меры, а где - обойтись выжидательной тактикой. Признаки закупорки дыхательных путей. Известные эффективные техники по оказанию немедленной помощи пострадавшему.

Что значит подавился?

Дыхательная система маленького ребёнка несовершенна по объективным причинам. При неприятном стечении обстоятельств и несоблюдении родителями техники безопасности, малыш может подавиться едой, напитками или мелкими предметами. Это значит, что еда или жидкость пошли не в пищевод, а в дыхательные пути.

Как любящий и заботливый родитель, вы должны знать основные признаки того, что кроха поперхнулся и владеть навыками оказания помощи. Прежде чем разобраться, что делать если грудной ребенок подавился, необходимо научится диагностировать симптоматику. В таких случаях может быть два варианта развития событий – лёгкий и тяжёлый:

Признаки лёгкой стадии:

  1. Плач;
  2. Рефлекторный кашель;
  3. Рвота;
  4. Ребёнок в сознании;
  5. Дыхание не остановлено.

Признаки тяжёлой стадии:

  • рот малыша открыт, а звуков нет;
  • держится за горло;
  • в широко раскрытых глазах испуг;
  • увеличение слюноотделения;
  • посинение кожных покровов;
  • дыхание затруднено;
  • потеря сознания.

Запомните, если ваш ребёнок плачет – это значит его дыхание свободно. Кашель в таком случае способствует самоочищению, который может быть вплоть до рвоты. Организм включает свои механизмы помощи в критической ситуации.

Оба случая потребуют от вас в первую очередь спокойствия. Да, трудно, особенно маме. Но именно самообладание поможет адекватно оценить ситуацию и осуществить необходимые действия по предотвращению ухудшения положения. А, возможно, и спасти жизнь своему ребёнку.

Как правило, при лёгком варианте вам нужно принять позицию наблюдателя и подождать пока ребёнок кашлем или рвотой очистит пути для воздуха. Он очень напуган, ласково успокойте его. Через некоторое время дыхание восстановится.

Важно! Ни в коем случае нельзя бесконтрольно хлопать пострадавшего по спине, это может только усугубить ситуацию.

Но что делать если ребенок подавился и задыхается? Всё очень просто. Ваши действия следующие:

  1. Вызовите скорую;
  2. Окажите первую помощь малышу.

Внимание! Если ребёнок поперхнулся каким-либо инородным предметом, не пытайтесь достать его самостоятельно, это только усугубит ситуацию.

Разумеется, овладеть знаниями по оказанию реанимационных мероприятий нужно заблаговременно. О чём мы и поговорим дальше.

Страх мамы, что ребенок подавится

  • Во-первых, страхи людей всегда имеют под собой реальную почву. Если вы чего-то боитесь, значит, были в жизни подобные ситуации, может в детстве или вы были свидетелем страшного случая и это глубоко засело в душе. Предоставить квалифицированную помощь способен психолог;
  • Во-вторых, неизвестность всегда пугает, особенно когда уровень тревожности высок. Вы волнуетесь за своих детей и это естественно. Плохо, если переживания приобретают крайнюю форму;

Знайте! Если вы боитесь, что ребенок подавится, значит, у вас отсутствуют знания о том, как помочь крохе в подобном случае. На психологическом уровне выглядит так: вы понимаете, что малыш может поперхнуться и знаете, что делать в такой ситуации. Соответственно страх значительно снижается. И наоборот.

  • В-третьих, каковы ваши мысли - таковы и дела. Вы строите свою реальность сначала в голове, а потом она воплощается в жизнь. Это давно доказанный факт. Соблюдение профилактических мероприятий и техники безопасности в период кормления. Постепенное научение ребёнка правильному обращению с едой и напитками, ваш личный позитивный настрой помогут избежать большинство трагических обстоятельств.

Что делать если ребенок подавился грудным молоком

Период грудного вскармливания ответственный момент в вашей жизни. Младенец может подавиться в случае:

  1. Неправильного прикладывания;
  2. Сильного притока молока;
  3. Длинных перерывов между кормлениями.

Если вы редко кормите малыша он, слишком проголодавшись, будет торопиться и не успевать проглатывать еду. А увеличение количества молока только усугубляет процесс.

Даже если ваши действия правильны, от непредвиденных ситуаций не застрахован никто. Всё-таки, что делать, если ребенок подавился грудным молоком? Порядок ваших действий следующий:

  • кладём младенца себе на вытянутую руку лицом в ладонь, попка должна быть выше уровня головы;
  • нижней частью внутренней стороны ладошки делаем пять толчковых осторожных ударов в область между лопатками по направлению сверху вниз;
  • переворачиваем малыша на спину (попа по-прежнему выше головы) и пять раз надавливаем на область под рёбрами, как бы выталкивая жидкость из дыхательных путей;
  • делаем попеременно эти две манипуляции, пока ребёнок свободно не задышит.

В тяжёлом случае (задыхается, потеря сознания), следует прежде всего вызвать специалистов скорой помощи и до приезда врачей продолжать реанимационную технику. Если же всё-таки паника овладела вами, и невозможно провести нужные действия, то вызывая доктора, оставайтесь на линии и следуйте голосовым инструкциям медика.

Знайте! Грудные дети могут поперхнуться водой или соками, также если давать пищу не по возрасту и в ненадлежащей обработке.

Ребёнка, которому начали вводить прикорм, обязательно научите правилам поведения за столом. Следите, чтобы во время еды он не смеялся, не разговаривал, не смотрел мультики. Читайте статью

Природой не предусмотрено выживание ребенка без помощи взрослого. Но как разобраться в том, чего, собственно, он хочет? Почему плачет? Хочет ли он есть, спать или у него болит живот? Тревога по этому поводу абсолютно нормальна, в разной степени она есть у большинства мам. Ведь ребенок не умеет говорить, не понимает вашу речь, не может сообщить вам о своих потребностях, а вы не умеете читать его мысли и не можете быть на сто процентов уверены, что делаете сейчас именно то, что малышу требуется.

100 оттенков плача

Мало толку изучать по книжкам нюансы детского плача. Все дети разные, и подвести их под единую систему попросту нельзя. Для ребенка плач – единственный доступный способ сообщить миру о своих потребностях. Младенец плачет, когда чувствует неудовольствие, дискомфорт. Задача взрослого – понять, чем именно этот дискомфорт вызван.

Ребенок может испытывать голод или жажду, он может устать и, соответственно, хотеть спать. Еще он может испытывать неприятные ощущения от мокрого подгузника или пеленки, у него может что-то болеть, а еще он иногда просто хочет вашего внимания. Словом, причин для плача у малыша более чем достаточно. Поэтому большинство родителей на первых порах начинает действовать наугад, использовать метод «научного тыка» – иного выхода просто нет.

Это своеобразная головоломка: раз младенец недавно поел, вряд ли он испытывает голод. И вроде бы, недавно проснулся – значит, не устал. Стало быть, можно проверить его подгузник или предложить игрушку. Да, действительно, замечено, что, когда малыш капризничает и поджимает ножки к подбородку, в большинстве случаев это свидетельство желудочной колики. Это логично, вспомните свое, взрослое тело: что мы делаем, когда чувствуем боль в животе? Сгибаемся, принимаем ту же самую позу. А теперь вспомните себя после тяжелого трудового дня. Вряд ли будучи усталым вы найдете в себе силы для громкого крика. Следовательно, уставший ребенок, скорее, тоже будет занудно хныкать, чем орать навзрыд. Но эти наблюдения не истина в последней инстанции. Только родителям ведомо, как поступить в данной конкретной ситуации, только они могут знать, что же именно вызвало то или иное состояние малыша. В этих вопросах именно вы самый знающий профессор и специалист высшей категории.

Приведем пример. В одних книгах для родителей пишут, что нужно без промедления реагировать на каждый плач ребенка, другие же авторы утверждают, что малышу нужно дать время на плач, чтобы он ощутил дискомфорт. Кто прав? Правильный ответ: все зависит от ситуации! Если младенец захныкал, потому что захотел кушать, нет ничего страшного, если мама задержится на пару-тройку минут, чтобы закончить с собственным обедом, и спокойно расположится в кресле для кормления крохи. Но, если мама услышала плач упавшего крохи, наверное, никому не придет в голову посоветовать ей не спешить на помощь своему ребенку. Конкретная ситуация ВСЕГДА влияет на поведение. Поэтому запомните самое главное правило родителей: нет универсального рецепта, как надо. «Надо» с разными детьми по-разному!

Да, полезно принимать во внимание чужой опыт, но важнее получать и усваивать собственный. А опыт – это не только верно найденные решения, но и совершенные ошибки.

Лучшая ошибка в мире

В первое время родители не отличают плач голодного ребенка от плача ребенка усталого или замерзшего. Он просто плачет, и мама начинает ему предлагать все по очереди: грудь, теплое одеяло, игрушку. Но ведь и новорожденный пока еще сам не знает, чего он хочет: пить, есть, спать или что-то еще… Он плачет, ПОТОМУ ЧТО «что-то не в порядке». Он просто сообщает об этом миру и потому охотно принимает все предложенное мамой. Через какое-то время младенец начинает понимать, что, когда ему неприятно ВОТ ТАК, лучше всего избавляет от этих ощущений мамина грудь, а игрушка или одеяло с этим «не справляются». И тогда в следующий раз он оттолкнет игрушку и сбросит ножками одеяло. Он уже понимает, что сейчас ему нужно совсем другое.

Молодой маме нет нужды корить себя за то, что она не способна понять собственного ребенка. Это нормальная ситуация, к тому же полезная, потому что именно благодаря такому «непониманию» ребенок учится понимать, что подходит для удовлетворения его потребностей, а что нет.

Малыш постепенно учится понимать и различать собственные нужды и потребности, и происходит это не за одно или два кормления и не после 3-4 сменившихся подгузников. Более того, никто точно не скажет вам, когда именно кроха начинает более-менее внятно осознавать, что же ему нужно. Лишь к полугоду ребенок уже достаточно отчетливо ориентируется в своих желаниях. Выходит, умение понять, что же нужно младенцу, – это не только родительский навык, но и важнейшее приобретение самого ребенка.

Благие намерения

А вот кому действительно стоит насторожиться, это тем, кто фанатично увлечен какой-либо системой воспитания: кормление ребенка по часам, строгий режим, или даже… безобидные развивающие занятия. Все это делается из лучших побуждений, но, если поведение младенца не укладывается в «схему», такие родители начинают тотчас тревожиться: «поскольку я все делаю по правилам, так, как нужно, а ребенок реагирует не так, значит, с ним сегодня что-то не так, что-то не в порядке». И им совсем не приходит в голову, что ребенку, может быть, абсолютно не хочется спать, не нужно сегодня «закаляться» или у него нет желания радоваться от созерцания развивающего пособия.

Близка к этому и позиция мам, которая формулируется примерно так: «Я точно знаю, что тебе нужно!» Такие женщины точно, на все 150%, знают, какие памперсы больше подходят ее малышу, какое пюре ему нравится, какая игрушка доставит удовольствие, на каком горшке удобнее сидеть. Чуть позднее они «точно знают», какие способности ребенка необходимо развивать, а какие нет. К сожалению, дети таких мам, взрослея, по-прежнему не могут обойтись без ее советов. Они привыкли, что «мама все знает лучше»: кого выбрать в партнеры, в каком вузе продолжить образование, где работать, как воспитывать детей. Как результат – разочарования, неудачная личная жизнь, тяжелые взаимоотношения с людьми. А ведь начиналось все с младенчества, когда мама, и правда, лучше других была способна понять своего ребенка. Лучше других, но не лучше его самого! Как «действительно нужно», выясняется путем проб и ошибок. Это дело не одного дня – это исследовательская работа, в которую включены двое – мать и ребенок.

Или рассмотрим ситуацию гиперопеки, когда стремление мамы к совершенству настолько высоко, что она старается предугадать все желания младенца. Не успел он проголодаться – она его уже покормила, кроха только-только попытался перевернуться – мама уже ему помогла. Как вы думаете, нужно ли такому ребенку учиться понимать собственные желания? Нет, ведь мама всегда точно знает, что ему нужно. Надо ли такому ребенку интересоваться миром? Зачем? Ведь мир сам решает за него! У психологов на работу со взрослыми, выросшими из таких младенцев, уходят месяцы и годы личной психотерапии. И все лишь для того, чтобы человек снова научился понимать и осознавать собственные потребности и желания.

Еще одна крайность – это родители, закаляющие характер ребенка. Как правило, они исходят из соображений, что все маленькие дети плачут. Сыт, переодет – значит, просто капризничает. Но помимо еды и тепла ребенку необходимы и новые впечатления. Иначе мир, как и в предыдущем примере, становится неинтересен. Такой младенец привыкает, что его потребности не удовлетворяются, ему все время плохо и это нельзя никак исправить. Конечно, научится тому, что при возникновении чувства голода надо поесть, он сможет, но понимать, что при возникновении чувства одиночества ему надо сделать попытку пообщаться с кем-либо, он вряд ли сможет. У него попросту не было такого младенческого опыта! Вырастая, такой человек часто чувствует себя глубоко несчастным, одиноким, не понимая, почему так происходит. У него не было опыта удовлетворения потребности в общении в детстве, следовательно, и строить отношения будучи взрослым он не умеет, а порой и вообще не осознает, что ему это нужно. Между тем, человек – существо социальное!

Внимание к себе

Понять младенца можно через себя, через свое взаимодействие и общение с ним. Именно тогда, когда мама не впадает в панику, услышав плач ребенка, а дает себе возможность внимательно прислушаться, присмотреться к тому, что происходит с ним, пробует разные способы его успокоить, не боится ошибаться, понимает ценность этих ошибок и грамотно использует полученную из разных источников информацию, вот тогда и устанавливается прочный контакт между родителем и ребенком. Очень большой поддержкой и помощью в этом деле может стать умение самого родителя распознавать и чувствовать свои потребности, способность понимать, а что я сам сейчас хочу, а что я сейчас чувствую. Хочу ли я есть? Хочу ли я спать? Хочу ли я играть со своим ребенком? Да, далеко не всегда у нас есть возможность делать то, что нам действительно хочется, но именно умение ПОНИМАТЬ себя – первый шаг к тому, чтобы жить счастливой, полной жизнью и, как следствие, шаг к тому, чтобы научиться понимать своего ребенка и показывать ему на собственном примере, КАК это делается.

Проведя многочисленные исследования и наблюдения, психологи доказали, что на самом деле все наоборот.

Дело в том, что ребенку нужно получить определенный набор ощущений и переживаний при взаимодействии с матерью. Если он лишен этого опыта, то просто не сможет гармонично развиваться в дальнейшем. Поэтому большинство современных педиатров и психологов утверждают, что стремление новорожденного находиться на руках у мамы – это естественная потребность, необходимая для его нормального роста.

Ребенок на руках

Мир для новорожденного – это его мама. Во время беременности, особенно в течение последних месяцев вынашивания, тело ребенка находится в амниотической жидкости и сжато стенками матки. Еще не родившийся кроха чувствует себя там тепло, спокойно и уютно. После рождения ребенок словно попадает в совершенно другую вселенную, где ему становится неуютно и страшно.

Ощущения маленького человека разделяются на знакомые по жизни в утробе до рождения и незнакомые. Первые ассоциируются с источником спокойствия и удовольствия, а новые, наоборот, таят в себе опасность и угрозу.

Сохранение прежних ориентиров может быть достигнуто лишь за счет постоянного присутствия рядом с новорожденным его матери. Ее запах, прикосновения, биение ее сердца и ритм дыхания напоминают крохе комфорт внутриутробного существования и помогают ему вернуть чувство защищенности и спокойствия.
Физический контакт с мамой – это одно из самых важных условий легкой адаптации ребенка, недавно появившегося на свет, к новым условиям внеутробной жизни. Ему необходимо это взаимодействие на протяжении всего дня и в разных ситуациях: когда он не может заснуть, когда ему страшно, когда он хочет общаться и т.д.

Прочная связь мамы и малыша в первые месяцы жизни крохи помогает ему нормально расти и развиваться.
К моменту рождения из 5 органов чувств наиболее развитыми оказываются обоняние и осязание. Именно кожно-мышечные ощущения в первое время после родов являются основным источником впечатлений и положительных эмоций. Тактильные рецепторы расположены по всему телу ребенка, именно поэтому он так чувствителен к прикосновениям, поглаживаниям, ношению на руках.

Первые дни жизни новорожденного

Природа наделила новорожденного малыша способностью к общению и взаимодействию с окружающими. С первых дней ребенок всячески добивается близости с мамой и привлекает к себе ее внимание с помощью различных звуков, плача (крика) или движений. Важно с пониманием реагировать на каждый «каприз» малыша и стараться удовлетворить его потребности.

В некоторых случаях плач ребенка вызван именно тем, что малыш хочет побыть с мамой. Если она не реагирует на этот призыв и кроха не получает достаточного количества тактильных ощущений – он становится беспокойным, капризным и начинает своим плачем постоянно провоцировать взрослых на взаимодействие.

Дефицит тактильных ощущений от мамы в первые месяцы жизни может привести в дальнейшем к формированию у ребенка различных фобий (страхов), неврозов, нарушениям речи, энурезу (недержание мочи), а также повлиять на его характер и становление как личности.

Чувство, которое формируется у ребенка в самых ранних и тесных отношениях с его матерью, является базовым, на основе которого складываются его дальнейшие взаимоотношения и взаимодействия с окружающим миром.

Малыши, с детства лишенные тепла материнских рук , часто вырастают конфликтными, агрессивными или, наоборот, слишком робкими, неуверенными в себе, необщительными, несамостоятельными и обладают низкой самооценкой.

Психологи выделяют феномен сенсорного голодания, который проявляется у деток, с самого рождения растущих без матери. Наблюдения проводились в домах ребенка, воспитанники которых были лишены материнской ласки , любви и нежных прикосновений. В результате у детей отмечалась задержка психического и физического развития и формирование защитного поведения. Было выявлено, что отсутствие материнской ласки может вести к соматическим расстройствам уже с 2-месячного возраста.

Это еще раз доказывает, что на здоровье ребенка влияет не только правильное питание и своевременный уход, но и возможность эмоционального контакта с матерью. Ее голос, ласковые касания, прижимание к груди являются необходимыми раздражителями для развития коры головного мозга.

Дети, которых носят на руках

Ручной период, как правило, длится от рождения малыша до момента, когда он начинает ползать (6–7 месяцев). С этого времени ребенок хочет познавать все сам, для него расширяется пространство окружающего мира, и он меньше времени проводит у мамы на руках. Продолжительность ручного периода индивидуальна у каждого младенца и напрямую связана с темпераментом крохи, особенностями его характера и состоянием здоровья ребенка .

Чем же отличаются детки, которых мамы много носят на руках, от своих сверстников, лишенных этого?

Прикосновения – один из важнейших стимулов развития центральной нервной системы. Сигналы от кожных рецепторов поступают в различные центры коры головного мозга, способствуя их интенсивному формированию.

Ручные дети , как правило, опережают своих сверстников по показателям нервно-психического развития. У них быстрее устанавливается зрительный и слуховой контакт с мамой, они раньше понимают чужую речь и успешнее в «производстве» собственной. Кроме того, дети, которых носят на руках , демонстрируют богатство эмоций. Находясь рядом с мамой, они постоянно видят проявления ее чувств: улыбку, удивление, радость, озабоченность и т.д. – и в ответ быстрее учатся выражать свои ощущения: отвечают улыбкой на улыбку, издают звуки, совершают энергичные движения ручками и ножками.

Прикосновения снимают стресс. Ручные дети имеют более низкий уровень гормона стресса кортизола. Мамины объятия не только успокаивают младенца, но и снимают болевые ощущения за счет выработки эндорфинов. Поэтому многие женщины инстинктивно прижимают к себе ребенка, когда он плачет – и малыш быстро успокаивается.

Отмечено, что у детей, которых мама постоянно гладит и обнимает, реже болит животик, они меньше страдают от колик. Это связано с тем, что при прикосновениях высвобождается гормон инулин, активизирующий работу кишечного тракта. Чем выше содержание этого гормона, тем более эффективно происходит переваривание пищи у малыша. Кроме того, мамино тепло согревает животик крохи, снимая боль.

Находясь на руках у мамы , младенцы лучше взаимодействуют с внешним миром и активнее познают его. Во время бодрствования, когда ребенок находится в спокойном состоянии рядом с матерью и не тратит свои силы на плач, он лучше присматривается и прислушивается к окружающим его предметам. С этой высоты младенец может видеть то, что недоступно его восприятию, когда он лежит в кроватке. Если мама ведет активный образ жизни и регулярно носит ребенка, он начинает ощущать себя участником процесса, а не просто наблюдателем. Такие дети впоследствии вырастают подвижными, инициативными и проявляют больше интереса к жизни.

Постоянный контакт с мамой формирует у ребенка чувство полного доверия к ней, между ними устанавливается тесная взаимосвязь. Женщина, которая носит своего ребенка на руках , лучше воспринимает его желания, понимает его потребности и вовремя удовлетворяет их.

Язык новорожденных

Только что родившийся младенец не понимает слов. Но это не значит, что с ребенком не надо общаться. Малыш прекрасно считывает язык маминых нежных прикосновений и объятий. Именно на этом языке женщине нужно общаться с ребенком , чтобы донести свои мысли и чувства и вырастить кроху счастливым.
Общение мамы и малыша не должно происходить исключительно во время мероприятий по уходу (кормление, переодевание и т.д.). Состояние телесного комфорта само по себе не вызывает у младенца положительных эмоций, ведь удовлетворение физических потребностей является лишь предпосылкой для них. Сами положительные эмоции возникают только при общении с другим человеком.

Маленьких детей надо брать на руки при любом плаче, когда у них возникает в этом потребность. Для них это является доказательством того, что они любимы и нужны. Как правило, долго плачут и капризничают те младенцы, которые испытывают дефицит внимания со стороны родителей или ощущают недостаток телесного контакта с ними, а не «избалованные ручные» дети.

Если мама не реагирует на плач ребенка, будучи уверена, что он просто капризничает, у малютки слабеет желание сигнализировать о своих потребностях. Он становится пассивным и инертным, развивается эмоциональное отчуждение от матери, растет внутренняя неуверенность в себе и ощущение враждебности окружающего мира.

Если малыш не испытывает приятных переживаний, связанных с общением с мамой, у него наступает эмоциональная холодность, замедляются процессы развития, окружающий мир представляется мрачным, непонятным и страшным, искажается формирование личности.

Если женщина постоянно оставляет призывы ребенка к общению безответными, крохе, не получившему желаемого внимания и тепла, становится трудно выразить свои потребности. Маме с каждым разом все сложнее понять, чего хочет грудничок, все проблематичнее сблизиться с ним, установить доверительные отношения и «настроиться» друг на друга.

При эмоционально положительных отношениях ребенка с мамой у него, напротив, формируется ранняя детская привязанность к матери, помогающая удовлетворить его потребность в любви. На основе этого гармоничного позитивного чувства в дальнейшем складываются все взаимоотношения маленького человека с окружающим миром.

Возможно, вам будут интересны статьи

Большинство из того, что делают новорожденные, они делают рефлекторно. Когда они голодны или недовольны, они автоматически начинают плакать. Для них никак не подходит совет: сначала подумай, а потом действуй.

Знакомые запахи

Способность к обостренному восприятию запаха развивается одновременно и у новорожденного, и у его мамы. Ребенок может не только выделять голос матери из множества других, но и находить ее по запаху. Было проведено интересное исследование с 6-дневными младенцами. Каждого из них подносили к груди нескольких мам, но он тянулся только к груди своей матери, независимо от того, было ли в ней молоко. Способностью распознавать своего малыша по запаху обладают и матери. В частности, так поступают незрячие женщины.

Воображаемые образы

Обучение новорожденных начинается со стремления к комфорту и более полному удовлетворению своих потребностей. Они хотят есть, просятся на руки, чтобы устроиться поудобнее, и для всего этого у них есть только один язык - плач. Поставьте себя на место новорожденного: "Я плачу - и меня берут на руки. Я продолжаю плакать - меня кормят. Я снова плачу, когда остаюсь один, - и меня снова берут на руки". После неоднократного повторения таких сигналов и ответов у него формируется воображаемый образ, картина, изображающая то, чего следует ожидать в результате плача. Специалисты, занимающиеся проблемой развития ребенка, называют такие картинки схемами. Чем больше таких воображаемых образов создается у малыша, тем лучше развивается его разум. Таким образом, исходный рефлекс, плач, перерастает в мышление, или когнитивный процесс. При этом в сознании ребенка рождаются образы, содержащие ответ на его потребность. Одновременно совершенствуется язык подаваемых им сигналов.

Для матери процесс сближения идет как бы в обратном порядке. Когда вы только начинаете общаться со своим малышом, ваши мысли опережают ваши действия: "Он голоден? Но я его только что кормила. Он мокрый? Или он просто хочет сесть мне на шею? Может быть!" Чем чаще вы будете заниматься такой гимнастикой для ума, тем быстрее научитесь интуитивно чувствовать, что нужно ребенку, и поступать почти рефлекторно, т.е. действовать прежде, чем думать.

Постоянно развивая язык общения с ребенком (связь "сигнал - ответ"), вы вскоре придете к состоянию гармонии: процесс вашего обучения будет идти параллельно, и вы научитесь подстраиваться друг под друга - ваш малыш, в головке которого уже немало прекрасных картинок возможного взаимодействия, и вы, все более чутко реагируя на его сигналы.

Стиль сближения, включающий общение по типу "сигнал - ответ", воспи- тывает у малыша доверие к вам, учит так формулировать свои потребности, чтобы их быстрее поняли окружающие. Так, 9-месячные малыши тянут к вам руки в ожидании, что вы их поносите. При этом у них возникают образ - картинка: "Взять на руки и поиграть" и соответствующий сигнал вам.

Взаимное совершенствование

Картинки-образы рождаются не только в голове ребенка, ожидающего помощи от вас. Родители тоже представляют себе образ того, чего хочет их чадо. Так протягиваются незримые нити от малыша к материнскому сознанию, а от матери - к детскому.

Что же происходит с младенцами, на сигналы которых родители не отвечают, опасаясь сделать детей слишком зависимыми или попасть в подчинение к ним ("Не хотим, чтобы он вил из нас веревки"). Разум ребенка, призывы которого остаются безответными, а потребности неудовлетворенными, оказывается не настолько богатым. Не зная, какого ответа следует ожидать, он не может воссоздать образ-картинку, подсказывающую, что должно последовать за его плачем или каким-то другим сигналом. Голова его заполнена "карточками-пустышками". Мать тоже в значительной степени обеднена, поскольку сигналы ребенка не совершенствуются и понять, что ему нужно, ей по-прежнему очень сложно. Между ними не выработалось такое взаимопонимание, как в первом случае. Мать и младенец мало что знают о мыслях друг друга, и между ними начинает возникать определенная дистанция.

Однажды я объяснял молодой маме, как ей лучше наладить контакт с новорожденным. Казалось, она все поняла, но потом вдруг озабоченно спросила: "С этими призывными звуками все ясно, но что если я настолько глупа, что дам на них неправильный ответ. Предположим, он мокрый, а я подумаю, что он хочет есть?" Я ободрил ее: "Вы не сможете ошибаться и быть глупой, когда возьмете ребенка на руки и начнете нянчиться с ним. Если малыш заплакал и вы взяли его, а он продолжает кричать, просто пройдитесь по всему списку возможных причин этого крика, пока не найдете то, что беспокоит вашего ребенка. Главное же, своими действиями вы покажете, что готовы его выслушать и стараетесь ему помочь.

Основные поведенческие состояния ребенка

Плач. Громкие, недовольные крики, сопровождающиеся резкими нескоординированными движениями конечностей. В этот момент очень сложно завладеть вниманием ребенка. Такое поведение неприятно и для самого малыша, и для его близких.

Активная сосредоточенность. Состояние, похожее на спокойную сосредоточенность, но голова и конечности ребенка двигаются, он будто погружен в себя и не замечает вас. Кажется, что ребенка привлекают движения его собственного тела.

Спокойная сосредоточенность. Глаза ясные, открытые, внимательные; конечности пребывают в относительном покое. Кажется, что ребенок созерцает окружающую обстановку. Это наиболее подходящее состояние для взаимодействия и обучения.

Дремота. Глаза открыты, но слипаются или начинают закрываться. Ребенок достаточно рассеян, конечности и туловище пошевеливаются, по лицу проходят сонные полуулыбки. Он только проснулся или собирается заснуть.

Поверхностный сон. Ребенок легко пробуждается, его конечности и лицо время от времени подергиваются; дыхание неровное, возникают вспышки двигательной активности. Конечности прижимаются к туловищу.

Глубокий сон. Движения ребенка сведены к минимуму, выражение лица спокойное, умиротворенное, дыхание ровное, конечности расслаблены и болтаются, как у тряпичной куклы.

Наслаждайтесь улыбкой вашего новорожденного

С первой улыбкой новорожденного вы замрете от счастья и забудете все бессонные ночи и постоянное нянченье. Вы с восторгом думаете: "Мой малыш действительно меня любит". Но вдруг пузырем надулись его щечки, и вы разочарованно вздыхаете: "Ой, это всего лишь выходит воздух". После многолетних наблюдений за улыбками новорожденных мне самому хочется выдуть воздушный пузырь. Младенцы могут улыбаться и действительно улыбаются, а не просто выпускают воздух (хотя и это бывает после того, как они избавятся от лишних газов).

Как ветераны в деле изучения детских улыбок мы с достаточным на то основанием делим их на два основных типа: внутренние и внешние улыбки. Внутренние, как бы обращенные в себя улыбки более характерны для первых нескольких недель и прекрасно отражают состояние внутренней удовлетворенности. Иногда это как бы сонные полуулыбки; иногда лишь легкое подрагивание уголков губ. Встречаются и другие улыбки: облегчения - когда прекращаются колики, удовлетворения - после хорошей еды или когда детей берут на руки и начинают укачивать. Иной раз можно поймать улыбку ребенка, играя с ним. Такие ранние улыбки вроде сигнала: "Мне хорошо". Они заставляют и вас пережить приятные мгновения. И тем не менее пройдет еще несколько месяцев, прежде чем у малыша появится внешняя улыбка при общении с вами. Она предназначена только вам и кажется вам невероятно пленительной.

Каковы бы ни были причины улыбки малыша, наслаждайтесь ею, - и скользящими ухмылочками, и сонными полуулыбками, - все они не что иное, как слабые подобия будущей осознанной улыбки во весь рот.

Ваш долгожданный и любимый малыш наконец то появился на свет, Вы вроде бы готовились к встрече. Но вот теперь Вы понимаете, что Вы его немного не понимаете. Почему новорожденный постоянно плачет? Как успокоить новорожденного? Вроде все делаю для него скажете Вы, и пеленки у него чистые и накормленный и столбиком поносили после еды, а он все равно очень часто плачет…

Не переживайте сильно, плачут все дети. Это просто для него единственный способ что-то донести до Вас.

Новорожденный малыш не может пока сказать Вам, что он хочет или что его беспокоит, поэтому они стараются донести до Вас свое желание через плач. Новорожденный может плакать по многим причинам, но научиться понимать, о чем просит новорожденный не так уж и сложно. Но сразу конечно разобраться сложновато, а спустя некоторое время Вы научитесь это делать. Главное помните о том, что ребенок в зависимости от ситуации плачет по разному.

Вот некоторое руководство о том как успокоить новорожденного.

1. Новорожденный плачет от голода.
Ребенок сообщает Вам своим протяжным криком о том что он хочет кушать. Он при этом может покраснеть и чаще всего тянет ручки.

В этом случае, конечно малыша нужно накормить, несмотря на то что по времени еще совсем рано.

2. Новорожденный в мокрых пеленках, в мокром подгузнике.
Малыш Вам хочет сообщить, что он уже пописил в пеленку или подгузник (даже если он многоразовый), и теперь ему мокро и неудобно. Они раздражают нежную кожу новорожденного. И неважно для него день это или ночь, неудобно в мокром в любом случае. В этом случае он как бы хнычет, то сильнее, то слабее, и хнычет непрерывно. Так же у него может появиться икота.

Как успокоить новорожденного: Просто поменять ему пеленки или подгузник, а если ему прохладненько, то накрыть сверху одеяльцем.

3. Ребенку неудобно в пеленке или одежде.
Он может плакать из-за того, что складки не правильно запеленованной пеленки ему давят или в пеленку или одежду попала какая-то мелочь (пуговичка, веревочка, камушек и т.д). Или может ему просто надоело лежать в одном положении и он хочет перевернуться. Начинается такой плачь с хныкалок, а далее он начинает кричать, размахивает ручками и ножками пытаясь изменить положение.

Как успокоить новорожденного: Разверните новорожденного и перепеленайте заново, более аккуратно, чтоб поменьше складок. Или для начала попробуйте его перевернуть в другое положение.

4.
От жары малыш хнычет, кожа слегка краснеет, а так же может появиться сыпь (потница). Он пытается высвободится из пеленок или одежды. Можете смерить температуру, она из-за перегрева может повыситься до 37,5 градусов.

Как успокоить новорожденного: В жаркие дни старайтесь не одевать ребенку многоразовые подгузники, используйте тонкие пеленки и чепчики (можно чепчик и не одевать в жару)

5. Новорожденному холодно.
Если малыш замерз, он может пронзительно заплакать, а потом плач становится более тихий и продолжительный, и появляется икота.

Как успокоить новорожденного: Малыша нужно одеть немного потеплее. О том что малыш замерз, Вам подскажут его прохладненькая кожа живота, груди и спинки.

6. Новорожденный плачет во время кормления
Во время кормления он может плакать из-за воспалительного процесса на его слизистой полости рта. Или же из-за воспаления среднего уха. При отите ребенку больно при глотании, поэтому если даже он голодный, и жадно вцепился в Вашу грудь, после первого же глотка оторвется и начнет громко плакать. В таком случае плач ребенка очень громкий и визгливый. Голову он может немного запрокидывать назад. При отите плачь может быть и не только во время кормления, а в любое время, даже ночью.
Еще во время кормления он может плакать, когда забит носик, и ему просто сложно дышать. Особенно если у малыша насморк.

Как успокоить новорожденного: По всем трем причинам нужно конечно вызвать врача. А из забитого носика, можно отсосать сопельки и продолжить кормление.

7. Новорожденный плачет после кормления.
Вполне возможно что у него с едой попал в животик и воздух, такое часто случается. И теперь у него болит живот. Ребенок в этом случае подгибает ножки к животу, хмурит лоб и жалобно плачет.

Как успокоить новорожденного: Во первых проверьте правильно ли Вы прикладываете малыша к груди. Захватывает ли он ореолу соска? или же только сосок? Ребенок не должен слишком громко чмокать при сосании. Во вторых после кормления не забывайте носить его «столбиком» (в вертикальном положении), пока он не отрыгнет или просто мин. 15-20.

8. Новорожденный плачет от кишечных колик.
Этот плачь Вы сразу распознаете, он будет сильно пронзительным и между криком могут быть перерывы. Он как бы просит Вас о помощи, говорит что ему больно. Мальчишки страдают коликами чаще девчонок. И первенцы чаще испытывают колики чем последующие детишки. Так же колики могут испытывать детишки тревожных мамочек. Причинами коликов в животе много: это и еще незрелые внутренние системы ребенка, и аллергия, или может мамочка поела что-то неподходящее для малыша. И у ребенка в животике скапливаются газовые пузыречки в большом количестве. Эти газики давят ему на стенку кишечника, и малышу становиться больно.

Как успокоить новорожденного: Сперва попробуйте немного погреть малыша, приложите его животиком к своему животу, или можно согреть животик грелкой, сложенной в несколько раз и проглаженной горячим утюгом пеленкой. Еще можно после кормления давать попить укропную водичку или активированный уголь. Так же есть специальные детские препараты которые можно купить в аптеке, например «Эспумезан»

9. У ребенка опрелости на коже
Это такое раздражение кожи, из-за поздно смененного подгузника или из-за того что одели подгузник на влажную кожу. справиться с этим достаточно просто. Нужно повнимательней следить за ребенком.

10. Малыш плачет когда писает
Если это случается систематически, значит у малыша мажет быть в мочевом пузыре воспалительный процесс. Если это сопровождается повышенной температурой, лучше вызвать врача .

11. Запор у новорожденного ребенка — или ребенок плачет когда какает.
Чтобы избежать запоров у новорожденного маме лучше кормить ребенка грудью, а не смесями. Если нет возможности кормить грудью, то давайте ребенку в течении дня пить водичку. Можно справиться с запором немного раздражив анус ребенка. Для этого смажьте острый кончик градусника подсолнечным маслом и введите в анус, примерно на 1 см. И немного поводите вперед, назад. Малыш после этого может пропукаться или по какать. В любом из случаев ему стане легче и он успокоится.
Плач при дефекации случается из-за раздраженного заднего прохода ребенка. Чтобы этого избежать подмывайте его почаще, после каждого раза мочеиспускания и после того как по какал.

12. Малыш устал.
Маленькие детки тоже устают. При усталости малыш не только хныкает, но и теряет интерес к окружению. Ему бы отдохнуть, поспать какое-то время, но они не всегда могут сами уснуть. Нужно ему немного помочь . Покачать его на руках, может спеть песенку, или можно искупать перед сном, можно еще вынести спать на улицу.

13. У ребенка режутся зубки
Некоторые детишки очень болезненно переносят появление зубов и вызывает дискомфорт. Посмотрите за ребенком. Текут ли у него слюнки? Кусает ли он свои пальчики, или что-то еще? может он отказывается он от груди, из-за болей в деснах? Еще у малыша может не быть аппетита и нарушается режим сна.

Как успокоить новорожденного: вымойте хорошенько свои руки и помассируйте нежно десны малыша. Можно дать пожевать холодное колечко. Можно намазать десна специальной мазью. Продается в аптеках.

14. Малыш хочет пообщаться.
Ребенок так же как и взрослый имеет желание общаться или не общаться. Находиться в одиночестве или не находиться в одиночестве. Поэтому если нет явных причин для плача ребенка, а он несмотря на это плачет, попробуйте просто взять его на ручки и немного с ним пообщаться. спеть песенку или просто поговорить или посмотреть на него.

15. Новорожденный не хочет спать.
Если пришло время укладывать малыша, а он капризничает и как бы вылезает из пеленки, значит он еще не готов ложиться. Распеленайте его , пусть немного погуляет.

16. Новорожденный плачет без причины.
Это необязательно свидетельствует о его болезни, скорее всего у него просто легко возбудимая нервная система. С такими детишками нужно гулять почаще, а в помещении не включать громко музыку, телевизор. И уберите яркий свет и громкие игрушки-погремушки.

Еще очень полезно будет посмотреть видео доктора Харви Карпа о том как успокоить плачущего малыша за 2-5 мин. Он научит Вас успокаивать малыша всего в пять приемов. Ведь новорожденные детишки рождаются еще не до конца развитыми и им нужно привыкнуть к новому окружающему их миру. В первые три месяца жизни ребенка как раз и идет такая адаптация. Харви карп назвал этот период — «Четвертый триместр беременности». В общем обязательно посмотрите, это Вам очень поможет, ведь если Ваш малыш будет меньше плакать, то и Вы сможете побольше отдохнуть, а сил Вам понадобится оо-очень много. 🙂