Возрастные кризисы у детей с отклоняющимся развитием. Что такое возрастной кризис

«Что случилось с моим чадом?». Такой вопрос периодически задают себе все родители. Ещё вчера кроха был послушным и тихо-смирно возился с конструктором, а сегодня милый ангелочек бросает любимую игрушку, громко топая ногами. Зачастую родители не понимают, что происходит, и начинают паниковать, злятся на детей и наказывают за плохое поведение. Но ситуация от этого не улучшается. Наоборот, малыш ведёт себя ещё хуже.

Прежде чем действовать, необходимо разобраться в причинах такого поведения, понаблюдать за ребёнком. Нередко родители отмечают резкую смену интересов малыша, стремление узнать новое, склонность к самостоятельности, скачок в умственном развитии. Возможно, ребёнок подошёл к очередному этапу в своём созревании.

В психологии такое явление называется кризисом развития. Это период активной перестройки и появления новообразований в умственной и психической сфере человека. Возникает состояние, при котором имеющиеся у ребёнка средства достижения целей становятся неактуальными, формируются противоречия между тем, что он может, и тем, что он хочет.

Это вызывает сильные переживания, нарушения в поведении. Поэтому у большинства детей кризис проходит довольно болезненно, сопровождаясь капризами, упрямством, а также конфликтами с родителями и ровесниками.

Виды детских кризисов

За всю жизнь человек проходит через множество критических периодов. С большинством из них он сталкивается в детстве, поскольку в это время организм активно развивается. Психологи выделяют пять возрастных кризисов в развитии детей:

  • (связан с отделением ребёнка от матери и приспособлением организма к условиям жизни);
  • (столкновение с понятием «нельзя»);
  • (появляется позиция «Я – сам!»);
  • (кризис саморегуляции);
  • (связан с половым созреванием).

Что должны знать родители о возрастных кризисах?

Родителям важно знать психологическую картину каждого критического периода, поскольку для кризиса характерна неотчетливость границ его начала и окончания. Хотя в названии значится возраст ребёнка, это совсем не означает, что кризис трёх лет начнется именно в три года. Это может случиться в два с половиной года или ближе к четырем.

Кроме того, у каждого ребёнка критические проявления могут быть выражены в разной степени. Некоторые дети становятся неузнаваемыми, а у других кризис протекает практически незаметно. То, как будет протекать этот период, во многом зависит от индивидуальных особенностей ребёнка, а также от конкретной жизненной ситуации и манеры воспитания родителей.

Необходимо понимать, что кризис – это не плохо! Даже наоборот, это свидетельство развития. В результате ребёнок получает новое умение: то, чего он раньше не умел, становится для него нормой. В каждом возрастном кризисе есть новообразования, которые служат основой для дальнейшего развития ребёнка. Задача близких на данном этапе поддержать кроху в этот непростой для него период.

Как помочь ребёнку преодолеть кризис?

Прежде всего, родителям нужно набраться терпения. Кризис – дело временное и вскоре все его проявления сойдут на нет, при условии того, что близкие займут разумную позицию. Если внимательные родители своевременно заметят происходящие в малыше перемены, согласованно выстроят взаимоотношения в семье, то протекание кризиса в значительной мере смягчится.

В этой ситуации родителям придут на помощь знания основ возрастной психологии, владение методами и приёмам воспитания. Крайне важна согласованность требований к ребёнку, чтобы он понимал, что можно, а что нельзя делать.

У каждого ребенка случаются кризисы, в период которых он отстраняется от родителей, замыкается в себе и становится слишком эмоциональным.

Кризисы у детей по годам можно преодолеть , если прислушаться к советам психологов.

Зная определенные правила, родитель сможет найти общий язык с ребенком и предотвратит .

Психология и понятие

Кризисный возраст — что это такое?

Кризисом детского возраста называют переходный период между возрастными этапами.

Происходит это при завершении определенных стадий развития. Возникает это явление из-за физиологических и психологических перестроек.

Как проявиться кризис, зависит от темперамента, социальных отношений ребенка. Если в одном случае его проявление сильное, малыш стал нервным , то в другом его можно практически не заметить.

Психологи говорят о том, что в такие периоды даже самые спокойные дети становятся очень нервными, раздражительными и даже . На привычные слова и фразы они реагируют эмоционально, пытаются доказать свою правоту.

Дети младшего возраста при этом плачут, топают ножками, бросают игрушки и ложатся на пол в . Чадо старшего возраста обычно спорит с родителями, провоцирует конфликт, не пытается найти компромисс.

По мнению специалистов, таких явлений не избежать . Они важны для развития ребенка, формирования его психики и социальных отношений.

Длительность кризисов обычно не превышает нескольких месяцев, но под воздействием негативных факторов, определенных обстоятельств продолжительность увеличивается.

Признаки детского кризиса и как его пережить

Для каждого возраста характерны определенные признаки кризиса . Чтобы справиться с этим непростым периодом, необходимо прислушаться к психологам.

Первого года жизни

Кризис 1 года характеризуется несколькими признаками, которые родитель должен знать. Рассмотрим таблицу:

Отличительные признаки Нежелание подчиняться, плаксивость, резкие . Малыш может быть ласковым, а через пять минут начать плакать без причин. Появляется : чадо требует, чтобы все внимание родителей было приковано к нему. Наблюдаются крики и плач, если мама или папа отвернулись, отвлеклись по своим делам.
Причины кризиса в этом возрасте Происходит активное физиологическое и интеллектуальное развитие. Малыш познает мир, перестраивается, что и сказывается на его поведении. Ему может показаться, что он стал взрослым и близким подчиняться не нужно. По этой причине дети закатывают истерики.
Какие действия совершать нельзя Родителям в этот период нельзя демонстрировать свою власть, кричать на ребенка, доводить его до слез. Они должны оставаться друзьями, а не врагами. В этом возрасте дети чувствительны к тону голоса близких, поэтому говорить надо строго, но не срываться на крик, иначе это негативно отразиться на психике. Стоит проявлять терпимость, не применяя телесных наказаний.

Дети в этом возрасте становятся очень обидчивыми, сильно расстраиваются, если на них кричит мама и за что-то ругает. Нужно быть ласковее, обнимать малыша во время истерик, ведь физический контакт для него важен: он чувствует тепло матери и .

Если ребенок стал проявлять самостоятельность, не нужно ее запрещать.

Например : он хочет сам есть ложкой, берет ее в руку, надо разрешить ему попробовать кушать самостоятельно. Это благотворно скажется на его развитии.

Кроме того, надо стать для него другом: вместе играть, смотреть мультфильмы. Совместное времяпрепровождение и внимание родителей подарит чаду чувство защищенности. Он поймет, что его любят и ценят, тогда кризис получится преодолеть легче и быстрее.

Полутора лет

Распознать этот период в данном возрасте несложно. Появляются следующие признаки :

Причиной таких действий является интеллектуальное развитие ребенка . У него проявляется сильное желание познать мир, потрогать окружающие его вещи, но при этом проявляется детская капризность и стремление привлечь внимание родителей к себе, словно показывая, чему он научился, что он нашел.

В этот период нельзя проявлять негативные эмоции и кричать на детей. Стоит позволить им быть более самостоятельными.

Мама должна наблюдать со стороны за действиями малыша , но не контролировать каждый шаг. Он будет рад, если его станут воспринимать, как равного, будут с ним играть.

В два года

В два года чадо еще сильнее проявляет свою самостоятельность .

Появляются короткие слова и фразы, которые малыш использует для того, чтобы проявить независимость .

Большинство детей в этом возрасте говорят: "не хочу", "не буду", "нет", "я сам". Они пытаются сделать все самостоятельно, помочь родителям и считают, что знают все лучше взрослых.

Капризы появляются тогда, когда им что-то запрещают сделать . Тогда появляется плач, чадо стучит ножками о пол, чтобы ему позволили выполнить задуманное.

Особенно нравится ему на все вопросы старших отвечать "нет". Это становится новой игрушкой, поэтому к таким ответам нельзя относится серьезно.

Нужно только набраться терпения и не ругать ребенка, пытаясь объяснить, что это не всегда уместный ответ.

Причинами такого поведения становятся первые проявления черт индивидуальности . Чадо постепенно начинает осознавать самого себя, формируются определенные предпочтения, закладывается модель поведения.

3 года

В три года ребенок становится еще самостоятельнее : пытается доказать взрослым, что является равным им, многое умеет делать сам.

Основными признаками кризиса трех лет являются:

  1. Негативизм . Дети перестают слушаться родителей, отказывают на каждую просьбу: не хотят идти домой, хотя на прогулке уже устали, отказываются от еды, хотя давно проголодались. Им просто не хочется соглашаться в чем-либо с родными.
  2. Строптивость . Он перестает слушать кого-либо, делает вид, что обращаются не к нему, может убежать на прогулке, внезапно устроить беспорядок в комнате, разбросав игрушки.
  3. Деспотизм . Малыш идет на все, чтобы все в семье слушались только его: может забрать игрушки сестры, стукнуть кого-то из родителей, если они не дают осуществить желаемое. Ему кажется, что он главный и все должны ему подчиняться.
  4. Своеволие . Трехлетние дети делают все, чтобы походить на взрослых: пытаются включить электрические приборы сами, переходят дорогу, не держа маму за руку. В самый неожиданный момент они могут убежать, а на прогулке стараются не замечать присутствия взрослых.

В этот период важно объяснить, что нельзя делать, какие действия категорически запрещены. Говорить надо строго и предупреждать о наказаниях.

6 лет

Кризис этого возраста кардинально отличается от того, что было в прошлом.

Чадо уже не , не станет плакать в общественном месте и стучать ножками.

Перестройка организма проявляется по-другому:

  1. Резкое изменение поведения. Оно кардинально меняется: вместо рассказов всех секретов появляется скрытность, вместо послушания возникает грубость.
  2. Формирование страхов . Именно в этом возрасте начинают появляться страхи. Кто-то признается, что боится насекомых, а кто-то темноты.
  3. Нет интереса к игре. То, что нравилось раньше, теперь не вызывает интереса. Любимая кукла или машина могут лежать на полках шкафа, чадо к ним так и не подойдет.

Дети начинают грубить взрослым, становятся невыносимыми в общении.

Но даже в этом случае грубить и кричать не надо, следует наказывать их, говорить максимально серьезно и строго, чтобы они понимали, что за проступки нужно отвечать.

В 7

Появляется, когда ребенок понимает, что скоро отправится в школу и у него появятся новые обязанности, друзья , нужно будет принимать многие решения самостоятельно.

Он понимает, что взрослеет, но к новым обязанностям еще не привык.

Взрослость граничит с ребячеством, что сказывается на поведении негативно: ребенок может капризничать, становится неусидчивым, передразнивает взрослых.

Возможны вспышки гнева, раздражительность, рассеянность, что сказывается на успеваемости в школе плохо: ребенок получается низкие отметки, боится сказать о них родителям, становится скрытным.

В 8

В этот период ребенок теряет наивность и доверчивость . Он становится взрослее, появляются действия и фразы, которые свойственны для взрослого человека.

Ему кажется, что он может ошибиться в важных делах, теряется самовлюбленность и , может появиться недовольство собственным обликом. Малыш может отказаться надевать ту или иную одежду, дольше собирается в школу, подолгу выбирает, что надеть.

Может появиться критика к себе, окружающим и даже учителям.

Это выражается недовольством общения, частыми конфликтами.

Неадекватное поведение со вспышками гнева и склонностью к дракам нарастает.

Очень важно близким сразу решать такие проблемы, больше говорить с чадом и объяснять ему, что он будет наказан. Хорошее поведение, наоборот, должно поощряться.

Мнение доктора Комаровского

Доктор Комаровский говорит о том, что ребенку нужно давать возможность быть самостоятельным, нельзя ущемлять его права, свободу и контролировать каждый шаг.

Важно быть рядом , но как наставник или друг, а не враг или деспот. За проступки его не ругают, а строго с ним разговаривают, давая понять, что именно сделано неправильно, как себя вести правильно.

Нельзя навязывать свое мнение, особенно если идет вопрос выбора одежды, игрушки.

Следует с ним максимально часто советоваться, чтобы он смог выразить свое мнение .

Необходимо установить контакт с чадом, стать друзьями, чтобы он мог доверять близким людям.

У детей случаются кризисы, которые проявляются в каждом возрасте по-разному. Изучив их признаки, прислушавшись к советам психологов, преодолеть эти периоды станет значительно легче.

Кризисы детского возраста. Советы психолога:

То есть некоторое время нет никаких изменений, а потом внезапно, в один момент, ребенок меняется на глазах и демонстрирует новые умения, прибавку в росте или весе - происходит скачок психического или физического развития. При этом скачки физического развития более многочисленны по сравнению со скачками психического развития. Распознать скачок психического развития у ребенка раннего возраста не очень сложно - в этот период ребенок становиться плаксивым, у него часто меняется настроение, он «липнет» к маме, в общем, ведет себя не так, как обычно. Такие сложные периоды в поведении длятся порой одну-две недели или немного дольше. Перед очередным скачком развития у ребенка происходит маленький регресс - он на некоторое время как будто забывает, что он уже знает и умеет больше, и начинает вести себя так, как будто предыдущего скачка в развитии не было. Например, может не садиться сам на горшок или не есть самостоятельно, хотя раньше он умел это делать.

Подобный регресс - явление временное и естественное, не стоит его пугаться.

Детский возраст в психологии развития принято делить на определенные периоды. Эту периодизацию необходимо знать, чтобы понимать закономерности развития и возрастные потребности, общие для всех детей. Древнегреческий мыслитель Аристотель делил детский возраст на три периода, каждый по семь лет, считая, что эта периодизация соответствует природе человека. Эта периодизация во многом актуальна и в наше время. До семи лет ребенок очень привязан к родителям и видит мир их глазами. В этом возрасте семья и все, что в ней происходит, оказывает на ребенка самое большое влияние и имеет для него самое большое значение. С семи лет на первое место для ребенка выходят отношения с окружающим миром, с друзьями и знакомыми, хотя и от родителей он все еще очень зависит. А с 14 лет до 21 года ребенок окончательно становится взрослым и готовым к самостоятельной жизни.

В современной психологии и педагогике используются разные варианты периодизации детского возраста, которые незначительно отличаются друг от друга, но есть и общепринятая периодизация, которую я привожу ниже.

Стабильные возрастные периоды чередуются с кризисными возрастными периодами, и, собственно, благодаря кризису (переломному моменту в жизни ребенка) происходит переход в другой возраст. За все время своего развития человек переживает много возрастных кризисов. У ребенка раннего возраста различают три кризисных периода: кризис новорожденное, кризис первого года жизни и кризис трех лет. Границы кризиса первого года колеблются в пределах нескольких месяцев, кризиса трех и семи лет - в пределах одного года, а кризиса переходного возраста - в пределах нескольких лет. Например, если у одного ребенка кризис трех лет начался в 2 года и 10 месяцев, то у другого он может начаться в 3 года и 3 месяца - и то, и другое в пределах нормы.

Скачки в развитии внешне похожи на возрастные кризисы, но все же это не они. Скачки являют собой своеобразные количественные изменения способностей ребенка - ребенок просто лучше начинает делать то, к чему уже имеет способность. Тогда как возрастные кризисы приносят с собой качественные изменения. В этот период в организме ребенка происходят морфофункциональные перестройки: сознание и мышление ребенка трансформируются, становятся более похожими на сознание и мышление взрослого человека.

Каждый возрастной кризис приносит с собой психические новообразования (способности, которых у ребенка раньше не было, например, прямохождение, владение речью, самоосознание, логическое мышление и т.п.), смену ведущей деятельности ребенка и изменение его статуса в семье и обществе. Девочки обычно немного опережают мальчиков в развитии.

Каждый кризис имеет свои особенности, свои цели и функции. Пока ребенок растет, каждый возрастной кризис - это всегда время перемен в лучшую сторону, ведь после кризиса ребенок становится умнее, сильнее, самостоятельнее, обретает новые способности и возможности. Поведение ребенка во время очередного возрастного кризиса сильно зависит от его темперамента, характера и других особенностей, а больше всего - от отношений с родителями, но для всех детей происходящие перемены - сложные и пугающие: меняется весь привычный мир.

После того как ребенок более-менее адаптируется в новых условиях существования и в своем новом доме, он с интересом и удовольствием начнет исследовать окружающий мир, если будет чувствовать себя комфортно и безопасно. Новорожденный ребенок хорошо видит, правда, только на расстоянии до 20 см, хорошо слышит, хотя и реагирует на звук с опозданием в 5-7 секунд, - этого вначале вполне достаточно для маленького исследователя. Мой сын в три недели научил меня носить его по всей квартире, чтобы он ее рассматривал. До этого мы большую часть времени проводили в нашей комнате, он ее изучил и начал двигаться дальше. Однажды, когда я вернулась с ним из кухни, он стал плакать. Когда я снова вышла с ним из комнаты, он стал с интересом рассматривать стены коридора. Так я поняла, чего он хочет: новых впечатлений. Поскольку сам он ходить еше не мог, то нашел способ показать мне, что я должна ему в этом помогать.

Когда ребенок начинает самостоятельно ходить (а в среднем это происходит в возрасте около года), у него происходит кризис, который называют кризисом первого года жизни. Этот кризис мировоззренческий - у ребенка полностью меняется восприятие мира. Он вдруг начинает осознавать, что он способен двигаться сам, без помощи взрослого, может самостоятельно что-то менять в окружающем мире по своему желанию. А главное - ребенок начинает осознавать, что мама отдельный человек, хотя он все еще считает ее своей частью и начинает протестовать, когда теряет ее из виду (боится, что она исчезнет навсегда). Все происходящее сначала очень пугает ребенка, он не знает, как ему с этими новыми способностями справляться и как их использовать.

До года ребенок пребывает в состоянии только «здесь и сейчас». Для него в этом возрасте всегда есть лишь настоящая минута, ни прошлое, ни будущее его не волнует. Желаний у ребенка появляется больше. Если раньше его можно было легко отвлечь от желаемого, но невозможного для него, переключить, то после года он может согласиться на альтернативу, но уже не забудет, чего хотел. Он начинает активнее добиваться того, чего хотел, но не получил, хотя общаться с помощью слов по-прежнему не умеет. Если ребенок чего-то хочет, а родители не понимают, чего именно, это расстраивает его еще сильнее. Он начинает злиться, плакать, так как ни воли, ни контроля над своими желаниями и поведением у ребенка еще нет. Кризис первого года может продолжаться несколько недель или даже месяцев.

Желательно, чтобы у ребенка было много свободы и мало ограничений. Пусть делает все, что хочет, если это безопасно и не принесет больших финансовых потерь для семьи. Также очень важно много разговаривать с ребенком, чтобы у него развивались речь, навыки общения, воображение, да и просто чтобы он чувствовал, что им интересуются, что он нужен и любим. Не важно, что родители говорят ребенку, - важно как, каким тоном. Слова ребенок понимает мало, хотя к году у него уже имеется определенный пассивный запас слов, но интонацию он чувствует очень хорошо. А главное для него то, что на него обращают внимание, - если внимания ему «мало», то он начинает его требовать, например, даже лицо мамино к себе поворачивает, словно говорит: посмотри, мама, на меня еще раз.

В этот период ребенок часто подходит к маме только для того, чтобы убедиться, что она всегда готова его принять и обратить на него внимание. Бывает, что маме сложно это сделать, так как она занята, но у нее нет другого выхода, кроме как отвлечься на минутку, уделить внимание ребенку и предложить ему принять участие в ее деле. Если мама варит суп - ей лучше дать ребенку мыть рядом картошку, если убирает - дать тряпку, если читает - дать потрогать книжку. Маме это не сложно, а для ребенка очень важно. Еще ребенок может ныть от банальной скуки, и тогда общее дело маму тоже выручит. Совместная деятельность поможет маме и ребенку легко пережить кризис одного года и лучше понять друг друга, сблизит их.

Еще раз напомню, что этот период сложен не только для родителей, которые заново учатся понимать ребенка, но и для самого ребенка, который не очень понимает, что с ним происходит. В это время ребенок нуждается в повышенном внимании и в постоянных проявлениях любви и заботы. Если у ребенка бывают истерики - его нужно успокаивать. Можно взять его на руки, обнять, покачать, сказать что-то ласково-успокаивающе, а лучше просто обнять и помолчать, поскольку в таком состоянии ребенку сложно пытаться еще и слушать, что говорят родители. Главное в такие моменты - сохранять спокойствие и душевное равновесие.

Чем спокойнее родители, тем легче им успокоить ребенка, так он очень чуток к их настроению и способен копировать его. Очень важно понять, что кризисы развития и даже детские истерики - это нормальные возрастные явления и со временем сами пройдут. А вообще нужно радоваться - ребенок растет!

Далее на очереди кризис трех лет - кризис межличностных отношений. Этот кризис может произойти в возрасте от 2,5 до 3,5 лет. Если родители до этого времени не знали, что такое детские истерики, скорее всего у них появится возможность это узнать. Дети вообще крайне эмоциональные существа, так как эмоции - центральная психическая функция ребенка до пятилетнего возраста. Именно эмоции оказывают главенствующее влияние на мышление и поведение детей, несмотря на то что у каждого ребенка свой темперамент и они внешне кажутся очень разными. До двух лет (иногда дольше) дети даже не умеют самостоятельно управлять эмоциями - для этого им нужна помощь родителей (обнять, успокоить)100. Способность управлять своими действиями и сознательно регулировать свое поведение (воля) у ребенка формируется в период 2,5-3,5 года, а полностью - до шести лет.

Во время кризиса трех лет с ребенком происходят глобальные изменения, а чем сильнее изменения - тем ярче кризис. В это время ребенок начинает осознавать свое Я и понимать, что он отдельный человек, а не часть мамы. Это для него большое открытие. Ребенок начинает проверять себя, пытаться понять, на что он способен и на что он лично может повлиять, пытается определить предел своих возможностей, нарушая все запреты и правила. В это время поведение ребенка можно слегка корректировать, направлять, но нельзя пытаться его кардинально менять, чтобы не навредить развитию личности - у него в этот период и зарождается эта самая личность и формируется воля. Нельзя в сомнительных воспитательных целях их ломать, если вы хотите воспитать сильного человека. У ребенка нет другой возможности в формировании себя, кроме отрицания, и он говорит «нет».

Периодом жизни для становления характера можно считать возраст от 2-3 до 9-10 лет. В это время ребенок любит подчеркивать свою самостоятельность, отказываться от помощи, все чаще говорит «я сам», а также начинает требовать, чтобы все было так, как он хочет. Ему очень важно отстоять свою точку зрения, поэтому, если это никому не вредит и не мешает, нужно давать ему такую возможность - возможность быть правым и принимать маленькие с высоты родителей, но очень большие с точки зрения ребенка решения.

В тот период, когда ребенок на любой вопрос отвечает «нет», не стоит всегда задавать вопросы и спрашивать его мнения. Иногда нужно сделать то, что нужно, без вопрошания и препирания: одеть ребенка, убрать какую-то вещь, вымыть и т.п. Есть действительно необходимые для выполнения дела, когда ждать согласия ребенка нет возможности. Пример: если бы я быстренько не умывала ребенка, он бы несколько месяцев ходил неумытым. Было время, когда ему жутко не нравилось это делать, и, чтобы не растягивать во времени ожидание нежеланного для него действия, я не упрашивала его умываться, а просто быстро умывала.

Когда все делается быстро, ребенок не успевает понять, что происходит, и начать протестовать. Главное, чтобы мама или папа были уверены в правильности и необходимости того, что они делают в данный момент. Это общее правила ребенку всегда важно чувствовать уверенность родителей в себе, в своих действиях, это для него даже важнее, чем выразить протест при кризисе трех лет. Любую неуверенность родителей дети сразу чувствуют и тоже начинают чувствовать себя неуверенно, тревожно.

Детей нужно уважать, так же как и взрослых, но это не значит, что ребенок должен делать только то, что он хочет. Выстраивая с ребенком отношения, нужно всегда учитывать его возраст и зрелость. Например, когда я говорю, что не всегда нужно объяснять, прежде чем сделать что-то, то в этом родительском поведении нет неуважения к ребенку, в нем есть уважение к его возрасту, возрастным возможностям и особенностям (понимание возрастных возможностей). Действия родителей всегда должны быть действиями взрослых людей, но ожидать такого же поведения от детей не стоит.

В период возрастных кризисов (первого года, трех лет) дети часто становятся плаксивыми. Каждый кризисный период нужно просто переждать, эмоционально поддержать ребенка, но не давить на него и не запрещать ему выражать свои эмоции - он еще не умеет ими управлять. После того как кризис трех лет пройдет, начнется новый, долгий и стабильный период развития. Ребенок станет вести себя более разумно, сдержанно, у него появятся новые интересы и возможности, с ним всегда можно будет договориться о чем угодно, и отношения с родителями выйдут на новый уровень.

Многие мамы маленьких детей начинают волноваться, что ребенок в возрасте одного-двух лет не отпускает их от себя ни на шаг. Но повода для беспокойства нет - это нормальное поведение до тех пор, пока ребенок не осознает собственное Я (иногда до 3-3,5 лет). Привязанность к главному взрослому формируется с шести до девяти месяцев. До полугода ребенок знакомится со всем кругом своих близких, и по достижении этого возраста он привязывается в разной степени ко всем людям, с которыми познакомился раньше и с которыми сохраняется контакт. В это же время у ребенка появляется боязнь незнакомцев. Бояться незнакомцев (не хотеть с ними здороваться, общаться, прятаться за мамину юбку) - естественно для ребенка дошкольного возраста. Так было задумано природой для того, что обезопасить ребенка от влияния чужих, часто недружелюбно настроенных людей. Не стоит с этим бороться - это нормальное явление.

На развитие ребенка влияет все, что окружает его в первые годы жизни: кто и каким образом за ним ухаживает, как и чем его кормят, как он воспринимает ситуацию в семье, каковы семейные правила и бытовые условия. В первый год жизни ведущей деятельностью ребенка является эмоционально-непосредственное общение со взрослыми, в первую очередь с мамой. В этот период закладывается отношение ребенка к себе и к миру. Будет ли ребенок любить себя, зависит от того, чувствовал ли он любовь родителей к себе в этом возрасте, хватало ли ему заботы мамы. От года до трех лет ведущей является предметно-манипулятивная деятельность. И только с четырех лет ведущей деятельностью становится сюжетно-ролевая игра. У некоторых детей первая ролевая игра появляется в возрасте одного года, но это кратковременное явление. Поэтому родителям не следует волноваться по поводу того, что ребенок в 2-3 года не играет или плохо играет с другими детьми или игрушками. Это нормально.

Развитие ребенка и его личное понимание мироустройства отображаются в его творчестве, поэтому родителям не стоит вмешиваться в творческий процесс и учить ребенка рисовать (лепить, строить) так, как, по мнению взрослых, было бы правильно или красиво. Когда ребенок 2-3 лет строит, лепит, рисует - он выражает себя и отображает свое понимание мира, пытается упорядочить свои знания о мире103. Внешнее вмешательство в этот процесс излишне. В возрасте 2,5-3 лет рисование становится главной знаковой системой, через которую ребенок моделирует устройство мира. Между третьим и четвертым годами жизни рисование - это огромная интеллектуальная и духовная работа для ребенка, а не просто развлечение. Стоит давать ребенку возможность творить свободно. Свобода в творчестве - это лучшее, что родители могут сделать в этот период для развития ребенка.

В одно прекрасно утро вы проснетесь и поймете - что-то изменилось . Вместо привычно спокойного и позитивного карапуза в вашем доме появится маленький бунтарь, которого очень сложно уговорить делать все то, что раньше абсолютно не вызывало проблем.

Что происходит? Просто у вашего малыша возрастной кризис - необходимый и закономерный этап жизни, через который в той или иной степени проходят практически все дети. Самые значимые из них - кризис 1-го года, 2-х и 3-х лет.

По сути, кризис - явление позитивное , в результате малыш становится более самостоятельным, сознательным, происходит значительный скачок в его интеллектуальном и творческом развитии. Однако не все так просто и радужно, ведь непременной «свитой» подобных изменений являются непослушание, упрямство, капризы и истерики. Что делать с ребенком и как преодолеть кризисные этапы малыша в возрасте от 1 до 3-х лет, мы расскажем в сегодняшнем материале.

Кризис первого года

Кризис - явление закономерное, ведь наши дети растут и развиваются, у них появляются новые потребности, и им уже не подходят стереотипные старые принципы поведения, более того - мешают, сдерживая развитие малыша.

Суть кризиса первого года жизни - осознание малышом собственной самостоятельности , желание понять границы своих новых возможностей. Ранее кроха с его мама было почти одним целым, ведь малыш напрямую зависел от заботы взрослых. Но вот карапуз подрос, встал на ножки, освоил новые навыки и понял, что такое количество заботы и опеки как раньше, ему просто не нужно. Он уже многое может сам! И вот для того, чтобы донести эту информацию до взрослых, которые никак не могут понять и принять взросление малыша и по привычке продолжают контролировать каждый его шаг, малыш начинает бунтовать , отстаивая свою независимость .

Вот тут то и начинается самое интересное - малыш становится беспокойным, он протестует и расстраивается по любому поводу, наотрез отказывается слушать родителей и не хочет делать то, что уже хорошо умеет. Также в период кризиса многие родители замечают, что малыш как будто «прилип», не отпуская маму ни на шаг, из-за чего у нее возникают сложности с посещением душа, туалета, невозможно выйти из комнаты и оставить ребенка одного.

Кризис двух лет

Возможно, вы еще не успели забыть кризис первого года жизни, как малыш переходит в новую фазу взросления, которая опять же сопровождается открытым бунтом против привычных правил - кризис двух лет .

Чаще всего этот кризис проходит под знаком слова «нет!». Негативная реакция у ребенка возникает почти на все, как новые, та и вполне привычные действия вызывают у малыша приступ неконтролируемого .

Причина кризиса двух лет проста - малыш все больше открывает возможности своего тела, чувствует себя отдельной личностью, которая может оказывать сопротивление родительскому контролю.

С помощью каждого очередного «неть!» малыш раз за разом утверждается в своем состоянии, понимает, что он уже не одно целое с мамой, учится осознавать себя самостоятельным человеком.

Общаться с маленьким упрямцем становится очень сложно: что проблемные ситуации растут как грибы после дождя, малыш отстаивает свои позиции, словно следуя девизу Портоса из романа «Три мушкетера» - «Я дерусь, потому что я дерусь!». Так и ребенок, который находится в состоянии кризиса двух лет, отказывается и спорит уже не потому, что действительно чего-то хочет и ли не хочет - а просто потому, что так надо.

Как реагировать родителям ? Быть спокойнее и гибче. Конечно, не стоит постоянно уступать малышу, так маленький бунтарь может превратиться в необузданного тирана. Понимать, что границы дозволенного существуют ребенку необходимо, благодаря этому он чувствует себя в безопасности. Однако не менее важной для малыша является возможность сделать что-то по своему желанию, понять, что какой-то ситуацией управляет он сам.

Наша мама- Nunuм рассказывает :«У нас номер с «не обращать на истерики внимания» не прошел, кричит еще больше. А вот поговорить спокойно и ласково - это новое чудодейственное открытие нашего папочки. В очередную истерику, он посадил её рядом с собой и так ласково стал с ней разговаривать, мол, всё ведь в порядке, просто, если мама с папой говорят «нельзя», значит и вправду - нельзя. Катя замолчала, слушала его внимательно, а потом делала все правильно. Я не могу сказать, что она моментально успокаивается, ноет, конечно, но ей как-то легче отпустить истерику, если вокруг комфортная и спокойная обстановка, а не угрюмые и злые родители».

Безусловно, родителям стоит предложить малышу возможность выбрать, какую именно футболочку он наденет сегодня на прогулку и прислушаться к его мнению . Неплохо также стать мастером отвлекающих маневров и сказочных отступлений, которые помогут разрешить ситуацию, когда малыш абсолютно не хочет прислушиваться к вашим просьбам.

Однако в случае, если ситуация все-таки зашла в тупик и малыш пытается добиться своего при помощи истерики, переключение внимания, уговоры и уступки уже не помогут. Поговорите с ребенком серьезно, но доброжелательно, объяснив капризе, что в данном случае не можете пойти на компромисс и назовите причину. Ребенку необходимо знать, что существуют запреты и правила, которые нельзя нарушать никогда. Этот список должен быть достаточно коротки, его пункты должны касаться безопасности малыша и быть для него предельно ясными.

Больше никаких объяснений не нужно, так как зачастую развитие истерики провоцируется повышенным вниманием к ребенку благодарной аудитории, состоящей из его родных, активно пытающихся его утешить.

Когда малыш успокоится, присядьте рядом с ним, так чтобы ваши глаза были на уровне, и поговорите о случившемся. В разговоре родителям лучше избегать обвинительных фраз в адрес малыша, а использовать «я-выражения», высказывая собственные эмоции и мысли: «мне не нравится, когда ты так себя ведешь», «я расстраиваюсь и плохо себя чувствую, после твоих капризов», «я думаю, что лучше было бы выйти с детской площадки без истерики», «я знаю, что ты можешь вести себя хорошо».