Чем полезны сюжетно-ролевые игры дошколят? Сюжетно-ролевые игры в детском саду. Картотека Сюжетные игры для детей 5 лет

Один из мощнейших способов формирования навыков личностного поведения — это ролевая игра. Как было показано в первой главе, роль это основа детской игры. Психологи давно использовали этот факт для формирования более объективного и адекватного, а значит, более правильного взгляда на мир и отношения людей. В характере игры, а также в той роли, которую берет на себя играющий ребенок в общих играх, довольно рано проявляются индивидуальные особенности отдельных детей, черты их характера. Общие игры имеют большое значение для воспитания характера. Выносливость по отношению к боли, чувство достоинства, ответственности, доверия, справедливости, сочувствие к слабому. Ни в одном другом периоде своей жизни ребенок не научится столь многому и столь эффективно, как в своих детских играх. Именно поэтому игровая деятельность должна быть перенесена и в период школьного обучения: внутренние возможности ребенка в этом случае развиваются гораздо свободнее.

Остановимся на некоторых ролевых играх, влияющих на личностное развитие ребенка.

☺ Игра «Обмен ролями»

Технология игры очень проста. На короткое время Вы с ребенком обмениваетесь ролями. «Давай, ты будешь мамой (папой), а я дочкой (сыном)!» Например, предложите ребенку накрыть стол к завтраку, как это делает мама, проконтролировать, чтобы «дети» (например, папа и мама или бабушка) не забыли вымыть руки, правильно «вели» себя за столом и т.д.

Для более старших детей игра обмен ролями имеет еще более существенное значение. Например, Ваш сын пришел «не в духе» из школы, получил двойку, не выполнил свои обязанности и т.п. Вам необходимо серьезно с ним поговорить. Попытайтесь изменить форму: «Сядь, мне надо серьезно с тобой поговорить» на вариант «Сядь, поговори со мной».

Предложите своему ребенку высказать все, что по Вашему или его мнению должны ему сказать Вы. Несомненно, Вы убедитесь в совершенно потрясающем результате взаимопонимания. Тут выявится и то, что вы с ребенком по-разному видите проблему, и то, в чем это различие. Вы узнаете своего ребенка с новой, неизвестной Вам стороны. Но и он гораздо глубже поймет Вас и Ваше настроение, отношение, чувства.

☺ Игра «Пустой стул»

Ваша маленькая дочка прибежала к Вам с жалобой на старшего брата. Не торопитесь устраивать следствие и разборку. Поставьте пустой стул, предложите девочке сесть напротив и скажите: «Представь, что на этом стуле сидит Витя. Он хороший? Плохой? А что тебе в нем не нравится? Что мы ему скажем? Начинай. А что ты ему сделала? Что он тебе ответил?» И так далее. При спокойном отношении и переориентации в игровую деятельность ребенок постепенно будет успокаиваться и в значительной мере пересмотрит оценку ситуации. Не исключено, что выяснится иная роль Вити и что дочка сама не совсем права, Витя не такой плохой.

☺ Игра «Шаг в будущее»

Игра, в которой проигрываются ожидаемые явления. Любая мама знает, какой стресс испытывает ребенок, когда ему предстоит визит к врачу. Он рисует в своем воображении ситуации, связанные с болевыми процедурами, вне зависимости от действительного положения дел. (Например, вы должны посетить обычного педиатра, осмотр которого, как правило, безболезненен.) Если Ваш ребенок сильно беспокоится, предложите ему сыграть в предстоящий визит к врачу. Пусть он выберет роль по вкусу: врача или пациента. И начинайте играть. Проигрывайте всю ситуацию последовательно.

Вот Вы собираетесь в поликлинику, пришли к врачу, проиграйте все этапы осмотра, назначьте процедуры, выпишите рецепты, сходите в аптеку и проведите лечение. Попытайтесь проиграть разные сценарии. (Какой ребенку больше понравится.) Посмотрите результат. Дети склонны в игре выплескивать свое волнение и объективно делаются спокойнее. Не исключено, что после такой игры Ваш ребенок даже захочет идти к врачу, для того чтобы удовлетворить любопытство: а так ли все на самом деле, как в игре?

☺ Игра «Сновидения»

Мы часто видим разные сны. Дети не исключение. Обычно ребенок не запоминает, что ему снилось. Но бывают особые случаи, когда сон сильно эмоционально насыщен и занимает ребенка в бодрствующем состоянии. Чаще это тревожные сны или кошмары. Если ребенок проснулся и продолжает переживать страшные события сна, предложите ему поиграть в этот сон. Распределите роли и в путь! Предложите ребенку роль сильного героя, пускай он уничтожит, разобьет в игре то или того, что его испугало.

Проиграйте события сна так, чтобы они имели благоприятный или даже счастливый исход. Еще лучше, если в игре события примут комическую окраску. Не жалейте времени на игру, и Вы очень поможете своему ребенку, успокоите его нервную систему.

Игра «Сновидения» поможет и тогда, когда ребенок просто возбужден или очень волнуется перед каким-либо событием. В этом случае она имеет другую форму. Предложите ребенку представить, что он «заснул» и «видит» сон. Сон веселый и приятный. «Во сне» он совершает разные действия. Предложите ему разыгрывать свое поведение «во сне». Помогите ему направить сюжет игры в спокойное и оптимистичное русло. Как показывает наша практика, такая игра детям очень нравится.

☺ Игра «Парное бильбоке»

Это старинная игра, развивающая координацию, внимание в совместной деятельности. Эта игра тренирует способности адаптироваться к другому человеку, «подстраиваться» под него, и является хорошей моделью взаимодействия и выработки личностного самоконтроля. Игра проводится вдвоем и может проходить как в комнате, так и на открытом воздухе.

Прямоугольник из ткани, размером 30 х 50 см закрепить по коротким сторонам на двух палочках. Справа и слева в ткани вырезать два отверстия. В центре на бечевке, длиной 80 — 100 см прикрепляется небольшой шарик.

Складывая и натягивая ткань, два игрока заставляют взлетать шарик. Задача каждого игрока — поймать падающий шарик в свою лунку. За каждое попадание считается одно очко. Играют до пяти очков или до трех подряд у одного игрока.

Игра направлена на формирование у ребенка внимания к другой личности, попытке оценить ее как через сравнение, так и через ассоциацию.

Играет группа детей. Водящий выходит за дверь, а среди остальных загадывают одного человека. Водящий входит и задает находящимся в комнате вопросы:

— На какое растение похож этот человек?

— На какое животное похож этот человек?

— В какого цвета платье (рубашку) лучше всего нарядить этого человека?

☺ Игра «Угадай меня!»

По полученным ответам водящий должен отгадать «загаданного» ребенка. Если кто-то из детей затрудняется ответить на заданный вопрос, то его пропускают и задают этот вопрос следующему. Если водящий угадал правильно, то он остается в группе игроков, а водящим становится «угаданный» ребенок.

☺ Игра «Живые картины»

Эта игра была известна еще нашим прабабушкам. Ее психологическое содержание довольно многообразно. Она характеризует умение человека понять и, что называется, «почувствовать» другую личность и одновременно учит этому. Все участники игры встают в круг. Один (водящий) находится в центре круга. Он должен с помощью мимики и пантомимы изобразить одного из участников игры. Остальные должны угадать, кто это. Тот, кто первым угадал изображаемого человека, становится водящим.

Важно не только уметь играть, но и уметь организовать игру. Для этой цели тоже необходим определенный навык.

☺ Игра «Затейник»

Это групповая игра. Каждому участнику предлагается по очереди вспомнить веселую игру и организовать ее проведение в группе. Участники группы выставляют «затейнику» оценку за проведенную игру по пятибалльной шкале. Подсчитывается общая сумма поставленных оце-нок. У кого она больше по итогам игры, тот и выиграл.

☺ Игра «Концерт»

Эта игра характеризуется тем, что готовится заранее, причем процесс подготовки для ребенка не менее занимателен и привлекателен, чем сама игра.

Кто-то из участников игры берет на себя роль конферансье. Он заранее готовит и вывешивает перед игрой на видном месте афишу о том, что состоится концерт, на котором выступят следующие участники (перечень). Если эта игра проводится в семье, то в качестве участников должны быть все члены семьи, включая домаш-них животных и случайно оказавшихся гостей. Задача каждого участника будущего концерта — придумать себе номер, реквизит, костюм и все это подготовить. Затем в назначенное время состоится сам концерт. Все участники выполняют роль зрителей, когда не заняты в номере. Затем путем голосования присваиваются призы. Важно, чтобы все участники получили какой-нибудь приз. Для этого нужно придумать соответствующее число номинаций. От самых обычных (за «лучший номер», «костюм») до нетрадиционных (за «самую широкую улыбку», «за работу всеми четырьмя лапами», «самую длинную юбку» и т. п.).

☺ Игра «Xopoвая песня»

Эта игра направлена на развитие коллективной деятельности, совместной координации. Вперед выходит «дирижер» (по желанию). Все вместе выбирают песню для исполнения. Это должна быть всем знакомая и простая по мелодии песня. (Можно заранее заготовить шпаргалки со словами и раздать их игрокам.) По знаку «дирижера» все дети громко начинают петь, затем по хлопку «дирижера»

наступает тишина, но все продолжают петь мысленно. По следующему хлопку вновь поют вслух. И так несколько раз. Тот кто собьется, становится «дирижером» и руководит исполнением другой песни. Выигрывают те игроки, кто дольше всех продержался в «певцах».

☺ Игра «Комплимент»

Участники разбиваются на пары (можно случайным образом), и эти пары должны на время говорить друг другу ласковые и хорошие слова, не останавливаясь и не повторяясь. Один говорит, в ответ другой говорит, вновь первый, вновь второй и т. д. Выигрывает самая «долгоиграющая» пара.

☺ Игра «Дразнилки с солью»

Чтобы уметь общаться, ребенок должен хорошо знать окружающих его людей, внимательно к ним относиться. Вместе с тем, он должен уметь «посмотреть на себя со стороны», правильно представлять, как он выглядит в глазах окружающих. Решение этих двух задач обеспечивает веселая игра «Дразнилки» . Дразнилки и всякие нелепицы особенно популярны у детей 5—7 лет . Дети любят дразниться. «Дразнилки» в косвенной форме негативно оценивают поведение другого человека, дают выход отрицательным эмоциям, восстанавливают справедливость. Часто нелепые стишки используются детьми не с целью обидеть напарника по игре, а просто для развлечения компании, как своеобразная форма проявления чувства юмора детей. Стремление посмешить других и повеселиться самому характерно для детей. Предлагаемая игра как раз и направлена на придание «дразнилкам» позитивного, веселого (а не обидного) контекста.

Первый вариант. Все участники садятся в круг (например за столом) так чтобы все видели друг друга и берут в зубы по соленой палочке. Затем они должны дразнить друг друга словами и мимикой, но чтобы не выронить изо рта соленую палочку. По мере того, как ее кончик во рту станет размокать, его откусывают и глотают, не выпуская палочку изо рта и не используя руки. Выронивший палочку может выходить из игры, но как вариант — оставаться в ней (вновь взять палочку в рот), получив за каждую потерю палочки штрафные очки. Побеждает тот участник, кто дразнился дольше всех и ни разу не выронил палочку изо рта.

Второй вариант игры «Дразнилки». В игре участвуют не менее десяти детей. Все участники игры встают в широкий круг. В центр круга выходит первый игрок, сообщает на ухо взрослому ведущему, кого он собирается «дразнить», и начинает в смешной форме изображать кого-либо из участников игры. Все остальные наблюдают за ним и угадывают, кого из присутствующих изобразили. Если игрок достоверно изобразил своего товарища и того угадали с первого раза, то угаданный меняется местами с «ведущим». Если с первого раза человек оказался неузнанным, то дразнивший выходит из игры. Игра проходит по кругу. Выигравшими считаются те, кому дольше всех удалось продержаться в игре.

Шпаргалка для ведущего

Для развития навыков коллективного поведения хорошо использовать активные моторные игры. Вы можете предложить ребенку игры с мячом.

1. Все дети делятся на две команды и встают по кругу. Они должны быстро передавать по кругу мяч из рук в руки, не выронив его и не перебросив его по воздуху. Какая команда дольше удержала мяч, та и выиграла.

2. Дети произвольно передвигаются по площадке, водящий держит в руках мяч. По команде ведущего все замирают, а водящий должен попасть в кого-то из игроков мячом, не сдвигаясь со своего места. Тот, в кого попал мяч, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто последний остался на площадке.

3. Дети встают в круг и начинают перебрасывать друг другу мяч, как в волейболе. Тот, кто не поймал мяч, садится в центр круга на корточки. Время от времени игроки кидают мяч в сидящих в центре круга. Если кто-то из них ловит мяч, то он вновь встает в круг. Победителем остается последний в круге игрок.

☺ Игры «бегунов»

1. Дети делятся на пары, и по команде каждая пара, взявшись за руки, бежит к финишу. Побеждает та пара, которая прибежит первой и не расцепит руки.

2. Все дети встают в широкий круг. Водящий выбирает одного игрока, называя его, и пытается его догнать. Они бегают с внешней стороны круга детей. Тот, кого догоняют, может выкрикнуть любое имя стоящего в круге. Тот, кого назвали, быстро покидает свое место и бежит от водящего, а первый бегущий игрок занимает освободившееся место. Тот, кто «попался» в руки водящего, сам становится водящим.

3. По сигналу все начинают бегать по площадке, а водящий пытается «осалить» кого-то из игроков. Тот, кто попался, становится помощником водящего и тоже гоняется за игроками, пытаясь «осалить» их. Победитель тот, кто остался последним «неосаленным».

☺ Игра «Сиамские близнецы»

Все дети делятся на пары, желательно равные по росту. Затем каждая пара, взяв по листку чистой бумаги, встает лицом друг к другу. По команде дети прижимаются друг к другу лбами, между которыми зажат лист бумаги. Начинает звучать музыка, и под нее пары «сиамских близнецов» медленно двигаются в танце. Их руки должны быть заведены за спину; листок удерживается лбами. Оставаться на месте без движения нельзя. Если листок упадет на пол, пара останавливается и замирает в той позе, в которой оказалась, когда листок коснулся пола. Эти позы дети должны сохранить до конца игры, создавая помехи другим парам. Побеждает та пара, которая протанцевала дольше всех, удерживая листок бумаги.

☺ Игра «Воздушный волейбол»

Игра развивает координацию, кроме того, воспитывает у детей дух взаимопомощи, упорство, настойчивость. Все участники игры располагаются на площадке равномерно — так, чтобы между двумя любыми игроками расстояние было не менее полутора метров. Затем в группу играющих вбрасывается надутый воздушный шарик. Задача игроков — отбивать друг другу шарик, не давая ему упасть на землю. Однако игроки не могут сдвигаться с места и отрывать пятки от пола. Кто сдвинулся с места или последним коснулся шарика, перед тем как тот упал на землю, получает штрафное очко. Получивший три штрафных очка выбывает из игры. Победителями признаются два игрока, последними оставшиеся на площадке.

☺ Игра «Забавный теннис»

Игра позволяет не только развивать координацию, но и лучше чувствовать другого человека, научиться согласовывать совместные действия. Два игрока встают друг другу в затылок на расстоянии одного метра. Первый игрок наклоняет туловище вперед, горизонтально земле. На шею, под затылок, ему кладут теннисный мячик. Резко распрямляя туловище, игрок «отбрасывает» головой и шеей мячик заднему игроку. Второй игрок ловит мяч, поворачивается спиной к первому и описанным способом «кидает» мяч партнеру. Каждая потеря мяча дает одно штрафное очко. Игра продолжается до пяти очков. Кто их быстрее наберет, тот и проиграл.

☺ Игра «Догони фишку»

Играют группы по четыре человека. По двое садятся напротив друг друга за стол. На столе перед ними лист бумаги с нарисованным игровым полем.

В среднюю клетку игрового поля помещают фишку. Разыгрывается право первого хода. Теперь пара, которая ходит первой, «выкидывает» вперед правые руки, ладонями вверх или вниз. Для пары, сидящей с правой стороны стола, выигрышным вариантом является совпадение рук обоих участников (обе ладони повернуты вверх или вниз). Если положение ладоней совпало, то они передвигают фишку на одну клеточку в свою сторону, если нет, то на одну клеточку в сторону противоположной пары. Пара, сидящая с левой стороны стола, заинтересована в том, чтобы их «выкинутые» ладони не совпали: одна смотрела вверх, другая вниз. В этом случае они передвигают фишку на одну клеточку в свою сторону. Если их ладони совпали по положению, то они передвигают фишку на одну клеточку в сторону «противника». Задача каждой играющей пары — «довести» фишку как можно быстрее до самой ближней к себе клеточки. Тот, кто сделал это раньше, выиграл. Количество клеток игрового поля может достигать девяти, но это существенно удлинит игру.

Сложные модели поведения в группе формируются у ребенка путем накопления личного опыта, нередко путем «проб и ошибок». Ему можно помочь, предложив сюжетные игры, моделирующие отношения в обществе взрослых людей.

☺ Игра «Этикет»

Это сложная игра, помогающая детям освоить определенные модели поведения. Она проводится в несколько этапов.

Первый этап «Приветствие» . Все участники игры рассаживаются на стульях так, чтобы видеть друг друга. Затем они по очереди выходят и приветствуют всех остальных. Основная задача: приветствие каждого игрока должно чем-то отличаться от других. Например, один сказал «Здравствуйте!»; другой — «Добрый день!»; третий — помахал рукой; четвертый — «отдал честь»; пятый — поклонился; шестой помахал рукой и сказал: «Привет!» и т.д. Дети могут комбинировать несколько приветствий в одно, взрослый может им помогать. Когда все друг друга поприветствовали, начинается второй этап игры.

Второй этап «Комплимент». Дети избирают из своей группы Короля и Королеву, которых усаживают на трон (можно поставить на стол два стула, изобразив «трон»).

Все остальные участники игры — подданные, которые по очереди подходят к «трону», кланяются Королю и гово-рят комплимент Королеве. Когда все подданные сказали свои комплименты, роли Короля и Королевы переходят к следующим участникам, и так до тех пор, пока все не получат свою «долю» поклонов и комплиментов.

Третий этап «Приглашение на танец» . Участники подходят друг к другу и приглашают на танец. Приглашенные благодарят.

Четвертый этап «Угощение» или «Подарок» . Дети по очереди «угощают» друг друга мороженным (шоколадом, конфетой, яблоком) или «дарят» друг другу «подарок». В ответ получают слова благодарности. Каждый игрок должен кого-то «угостить» или что-то «подарить» и поблагодарить, когда «угостили» его.

Пятый этап «Прощание». Все дети по очереди «прощаются» и выходят из комнаты. Игра закончена.

Затем все вместе обсуждают, кто был лучшим в игре на ее различных этапах.

☺ Игра «Сколько у меня друзей!»

Детям предлагается указать три качества, которые они хотели бы видеть у своего лучшего друга. Потом ребята должны назвать по одному качеству у присутствующих, за которые этого человека можно похвалить. Затем сравнивают список «качеств лучшего друга» с качествами присутствующих и считают совпадения. По результатам определяют, сколько у каждого потенциальных друзей в группе.

☺ Игра «Близнецы»

Игра позволяет ребенку более четко усвоить содержание конкретных понятий и их антиподов. Особенно она полезна для усвоения нравственных категорий и норм.

Детям рассказывают историю: «Жили два близнеца. Одного звали Витя, а другого Митя. Они были очень похожи, и различить их можно было только по тому, что и как они делали. Витя всегда все делал правильно: правильно говорил, учился, вел себя. А Митя все делал наоборот, то есть неправильно».

Вот мы сейчас и выясним, кто был Витя, а кто Митя в каждом случае. Итак:

— Один мальчик ел суп ложкой, а другой — вилкой. Кто Витя и кто Митя?

— Один мальчик спать ложился вечером, а другой — утром. Кто из них кто?

— Один мальчик старался получать только пятерки, а другой учился на тройки. Кто Витя, а кто Митя?

— Один, входя в дом, снимал шапку, а другой нет. Кто был Митя?

— Один мальчик съел много конфет, а сказал, что не трогал их вовсе. Другой не брал конфеты без разрешения и ждал, когда позовут к чаю. Кто был кто?

— Один мальчик сидел на уроках тихо, а другой болтал. Кто Витя, а кто Митя?

Эти вопросы можно продолжать, противопоставляя правильное и неправильное поведение.

Другая форма этой игры предусматривает, что ребенок сам предлагает правильные и неправильные формы поведения по механизму противопоставления.

— Витя честно признался, что случайно разбил чашку, а Митя... (Дальше ребенок достраивает фразу сам.)

— Витя перед едой вымыл руки, а Митя...

— Митя входил в класс самый первый, отталкивая девочек, а Витя...

— Митя ждал, когда бабушка погладит ему рубашку, а Витя...

— Митя считал очень веселым испугать девочку, неожиданно крикнув ей в ухо, а Витя...

Так можно продолжать, пока игра представляет интерес для детей. Можно предложить ребятам самим придумать, что делал Витя и что Митя. Этот вариант вызывает особенно бурную и активную реакцию детей — вы услышите множество возможных правильных и неправильных форм поведения. В зависимости от возраста детей, понятия, заложенные в формулировки, можно

менять — от более простых к более сложным.

☺ Игра «Репортаж»

Игра поможет освоить новые формы поведения, научит общаться. Участники игры должны подготовить и провести «телевизионный репортаж». В качестве темы можно избрать событие, знакомое всем участникам игры. (Например, репортаж о прошедшей экскурсии, вчерашнем уроке, о летних каникулах и т. п.)

Все участники игры делятся на пары. Один из пары будет «репортером», а другой — «гостем телевиде-ния». «Репортер» заранее готовит несколько вопросов по теме, которые он задаст своему гостю. Затем играющая пара садится на сцене перед остальными участниками-зрителями. Начинается «телевизионный репортаж». «Репортер» представляет «гостя», называет тему беседы и задает первый вопрос; «гость» отвечает; следует

второй вопрос, и так далее. В ходе беседы «репортер» может описывать какие-то события, делать комментарии, задавать импровизированные вопросы. В свою очередь «гость» тоже может отклоняться от темы, задавать встречные вопросы. Когда «репортаж» закончился, место на «экране» занимает другая пара. Так продолжается, пока себя не покажут в роли «репортера» и «гостя» все желающие.

Игра будет интереснее, если каждая пара будет разрабатывать свою тему. За каждый «репортаж» игроки, исполняющие в данный момент роль зрителей, выстав-ляют паре свои оценки: 3, 4 или 5 баллов. Оценки выставляет каждый участник отдельно. Затем оценки суммируются, а суммы каждой пары сравниваются между собой. Победителем является та пара, которая набрала больше всего баллов.

☺ Игра «Эксперимент с лабораторной мышью»

Эта игра для достаточно больших детей (начиная с 9 лет) направленные на развитие навыков понимания другого человека и лидерства. Играют два человека, остальные дети — зрители. Пары активных игроков последовательно меняются. Суть игры в том, что один игрок выполняет роль «экспериментатора», а другой — «лабораторной мыши». «Мышь» выходит из комнаты, а «экспериментатор» вместе с другими детьми решает, какое задание должна выполнить «мышь». Например, подойти к столу и сесть на стул или подойти к окну и т. п. Задания должны быть динамичными и достаточно простыми. Затем приглашают «мышь» в комнату, не объясняя, что от нее требуется. Она делает, что хочет, а «экспериментатор» за ней наблюдает. Когда действия «мыши» будут близки к тому, что от нее требуется, экспериментатор говорит ей: «Умница». Это единственное слово, которое может произносить «экспери-ментатор», причем это надо делать с одной и той же интонацией. Игра заканчивается, когда «мышь», наконец, сделает то, что от нее требуется. Выигрывает та пара, которая справится с заданием быстрее и точнее всех. Ей можно выдать шуточный «Диплом кандидата мышиных наук».

☺ Игра «Казаки — разбойники»

Классическая игра наших бабушек и дедушек. Все участники игры делятся на две команды: одна — «разбойники», другая — «казаки». «Разбойники» прячутся, а «казаки» их ловят. Однако, когда «разбойники» прячутся, они оставляют «следы», указывающие маршрут поиска. Это стрелки, указывающие направление, или записки, в которых может быть прямое указание этапа маршрута, а может быть зашифрованное в виде ребуса или загадки. Все зависит от фантазии игроков. Игра «Казаки-разбойники» проходит тем интереснее, чем больше сил положено на ее подготовку (разработан маршрут, подготовлены записки и т.д.). Игра продолжается до тех пор, пока не будут пойманы все «разбойники».

В самом раннем возрасте, примерно с двух лет, человек начинает открывать незнакомый для себя необъятный мир отношений, которые существуют между людьми. Он стремится активно включиться в деятельность живущих рядом с ним взрослых людей и в мир тех вещей, которые ему пока недоступны. И он делает это посредством игры, «понарошку», крутит воображаемый руль, играя в водителя машины, и рычит, представляя себе, что он – страшный тигр. А девочка играет в маму, укачивая куклу.


Ролевые игры для детей 3-4 лет.

Первые ролевые игры.

Когда маленький ребенок становится немного старше, он начинает понимать, что способен на самостоятельные действия, как и все взрослые люди. С этого момента он начинает всем взрослым подражать. Так зарождаются первые ролевые игры для детей 2-3 лет.

Если малыш испытал какое-либо сильное впечатление, он стремится его воспроизвести, придумывая ролевую игру и представляя себя кем угодно. Если вы с ним даже недолго прокатились на поезде, малыш будет долго играть в паровозик с вагонами и усиленно пыхтеть, входя в образ. А если вы сводите его в зоопарк, он будет играть, представляя себя особенно запомнившимся ему животным.

В распоряжении ребенка всегда есть какие-то игрушки, изображающие предметы из мира взрослых – машинки, посуда , мебель. Ребенок учится ими пользоваться, водит машину, гладит утюгом. Если предметов, заменяющих настоящие, малышу не хватает, он легко находит им замену. Например, если в его машине нет руля – использует крышку от кастрюли.

Предметы-заместители.

Предмет-заместитель – важное явление в развитии мышления ребенка, опора для запоминания чего-либо. Многие дети собирают разный «мусор» по мнению мамы – камешки, фантики, железки. Ни в коем случае нельзя выбрасывать эту подборку, в крайнем случае, выделите для нее картонную коробку. Ребенок активно использует такие мелочи в играх, наделяя их различными свойствами. Естественно, в своем воображении.

Отмечено, что настоящие творческие способности развиваются в значительно большей степени у детей, играющих с такими предметами-заместителями, а не у тех, которые играли с конструктором «Лего». И когда ребенок перестает играть с предметом-заместителем, он просто переходит в сферу воображаемых вещей, которые существуют в его внутреннем пространстве. Ребенок, придумывая разные роли, предмет учится видеть со всех сторон, а, значит, учится иметь несколько точек зрения.



Сюжетные игры для детей 3-4 лет.


Для ребенка ролевая игра – важнейшее занятие, примерка функций взрослой жизни, обучение взаимодействию со взрослыми и ровесниками. Даже когда малыш рисует, он играет, придумывая тот сюжет, который пытается изобразить. Если ребенку дать игрушки и оставить одного с ними, он найдет себе занятие, которое его увлечет. Но желательно, чтобы в игре принимал участие взрослый человек, использующий ее как методику достижения определенных педагогических целей.

Сюжетные игры для детей 2-3 лет и их цели.

Принимая участия в играх со своим малышом, родители должны понимать, что этим путем способствуют достижению некоторых важных целей:

  1. Воспитание у ребенка качеств личности. Основные понятия, что такое хорошо и что такое плохо, что есть добро, а что – зло, закладываются в процессе игры. При этом он без особого акцентирования понимает, что лучше быть вежливым, чем грубым, скромным, чем нахальным, щедрым, чем жадным.
  2. В играх постепенно проявляется социализация. Малыш учится общаться с родителями и с другими детьми, дружить с ними. Он может научиться отстаивать собственное мнение.
  3. Успехи в игре закладывают основы самооценки ребенка. Он получает уверенность в своих силах – важнейшее качество, необходимое в жизни.
  4. Если игра – подвижная, она способствует физическому развитию ребенка. Он учится ходить и бегать, работать с различными предметами, становится сильнее и выносливее.
  5. Мелкая моторика, точные движения, используемые в игре, чрезвычайно важна для гармоничного развития ребенка, поскольку непосредственно связана со становлением правильной речи.
  6. Наконец, сюжетные игры для детей 2 3 лет развивают внимание, память, образное мышление и фантазию ребенка , тренируют его психику.

Сюжетно ролевые игры для детей 3-4.

Сюжет ролевой игры и ее содержание.

Не следует путать сюжет ролевой игры с ее содержанием. Сюжетом является то, что малыш пытается воспроизвести в игре, он может играть в больницу, в школу или семью, в магазин : во все, что он видит вокруг и с чем сталкивается в реальной жизни.

У игры с одним и тем же сюжетом может быть совершенно разное содержание, отражающее поведение людей и сам смысл их деятельности. Например, играя в семью, приняв на себя функции мамы, одна девочка будет нянчиться с детьми, а другая ругать их и наказывать, одна будет хозяйской, которая все время готовит и стирает, а другая может быть модницей, примеряющей перед зеркалом наряды.

Содержание игры во многом зависит от возраста ребенка. Самый младший может играть в приготовление обеда, но его никто есть не будет. Средний по возрасту дошкольник уже накормит других участников игры или кукол, то есть действия будет выполнять не ради самих действий, а для определения отношений к товарищам по играм. Старшие же дошкольники во время игры обращают внимание, правильно ли они поступают в той или другой роли.

Как научить малыша играть.

Маленький ребенок сам не может изобрести ролевую игру, хотя он легко усваивает такие игры от знакомых с ними – от старших детей или от родителей. При этом не все малыши охотно занимаются ролевыми играми – некоторые могут оказаться слишком застенчивыми и скованными и предпочитают играть в спортивные игры или играют на экране компьютера. Но ролевые игры для детей 3-4 лет чрезвычайно важны для их гармоничного развития.



Сюжетные игры для детей 2-3 лет.


Родителям необходимо в таком случае помочь детям:

  1. Вспомнить собственное прошлое, как сами в детстве играли, придумать несколько простейших сюжетов и самим приступить к играм со своим ребенком.
  2. Использовать в роли посредника другого ребенка – старшего брата или сестру, маленького соседа, охотно играющего в такие игры. Важно только, чтобы посредник этот не был настолько активным, что выключит вашего малыша из игрового действия.
  3. Постарайтесь, чтобы ребенок сам придумывал обстоятельства игры, даже новые слова. Застенчивому ребенку предложите маскарад – для него может играть важную роль, что его лица за маской никто не увидит. Если участником игры несколько, следите за тем, чтобы вашему малышу было интересно, вначале предлагайте ему второстепенные роли, а потом более значимые, чтобы остальные участники его не подавляли.
  4. Использовать сказки, в сложных ситуациях ссылаться на них, поступать так, как сделал бы любимый сказочный герой. Учтите, что дети до 3-5 лет предпочитают использовать в играх сказки про животных, старшие уже играют в людей – принцев, принцесс.
  5. Можно, выполняя свои домашние дела, привлекать к похожим играм малышей. Мама печет пирожки – и дочка с удовольствием напечет пластилиновых пирожков для кукол.

Первые ролевые игры для детей.

Когда совсем еще маленькому ребенку дают игрушечный грузовик и экскаватор, он может долго возиться с ними. Но это не просто возня, он уже видел эти машины в действительности и начинает придумывать свой простейший сюжет, в данном случае связанный со стройкой.

Затем ребенок определит роли, которые будут выполнять игрушки или предметы-заместители: ковер может быть и стройплощадкой, и морем, и лужайкой, диван – соседним домом, сценой и т.д. Он копирует голосом работу двигателя, разговаривает за всех своих артистов, стараясь при этом передавать необходимые эмоции.

В сюжетные игры для детей 3-4 лет ребенок может играть просто рядом с другими детьми, а к пяти годам дети уже играют друг с другом.

Для того, чтобы организовать с ребенком ролевую игру, надо иметь просторное место для игры, мягкие игрушки и определенные декорации вроде кукольного домика, зоопарка, леса и т.д.



Ролевые игры для детей 2-3 лет.


Первое время ребенок просто копирует взрослых – это ведь его ближайшее окружение. Сюжетно ролевые игры для детей 3-4 лет постепенно переходят к игре в профессии – малыш перевоплощается в продавца, повара, доктора, делая своими партнерами игрушки.

Планируя начать с малышом ролевую игру, имеет смысл заранее прикинуть ее сюжет, подготовить инвентарь. Вот несколько простейших примеров таких игр:

  1. Игра «Семья », для которой потребуются куклы с одеждой, посуда, кроватка, коляска. Роли в игре – мама, папа и ребенок. Сюжет игры – мама должна покормить ребенка, укачать его и уложить спать, затем приготовить еду и накрыть на стол. Папа приходит с работы, садится есть, потом играет с малышом, и вся семья идет гулять.
  2. Игра «Прививка », для которой нужны куклы и набор доктора. Роли, врач и мама с ребенком. Сюжет – мама приводит своего ребенка к врачу, он осматривает малыша, меряет температуру и делает ему укол.
  3. Игра «Магазин ». Кроме кукол, нужно иметь кассу, игрушечные деньги, какие-то товары, игрушечную одежду или продукты. Ими могут быть предметы-заместители. Роли – покупатель и продавец, может быть, покупатель – мама с малышом. Сюжет – покупатель собирается в магазин и продумывает, что надо купить, обсуждает покупки с малышом. В магазине они выбирают покупки, рассчитываются с продавцом.

Более подробно ознакомиться с ассортиментом вы можете в каталоге нашего интернет-магазина

Думаю, нет такого ребенка, который бы не играл в сюжетные игры, «дочки-матери» и «магазин» знакомы всем не понаслышке. Когда же начинать знакомство ребенка с сюжетной игрой? Чем раньше, тем лучше! Ведь в процессе проигрывания основных жизненных ситуаций ребенок лучше начинает понимать окружающий мир. Естественно, сначала малыш будет только наблюдать за вашими манипуляциями с игрушками, но со временем будет и сам включаться в игру.

В этой статье я хочу рассказать, что из себя представляют сюжетные игры с детьми в самом раннем возрасте, как их проводить, какие сюжеты наиболее интересны малышам, и зачем вообще нужны сюжетные игры маленькому ребенку.

Зачем нужны сюжетные игры?

Во время ваших небольших инсценировок малыш не просто наблюдает за вашими действиями с игрушками, он потихоньку начинает понимать причины того или иного поведения: кукла плачет, потому что она упала, мишка обрадовался, потому что ему подарили подарок и т.д. Так как ваши ролевые игры будут отражать жизнь самого ребенка, окружающий мир станет ему более близким и понятным, ребенок будет лучше понимать человеческие эмоции.

В процессе игры у ребенка постоянно будет возникать необходимость называть какие-то предметы и действия с ними, он будет стремиться повторять за вами новые слова, таким образом игра замечательно способствует .

Еще сюжетные игры здорово помогают в процессе воспитания ребенка, в игре вы можете без назиданий объяснять ребенку как нужно себя вести, а как нет , какие последствия могут быть у того или иного поступка. Например, мишка не хотел надевать шапку, простыл на улице и заболел, потом ему пришлось лечиться и делать уколы. Или мишка так долго одевался, что на улице уже стало темно и ему пришлось идти домой, так и не погуляв. Впоследствии, когда ваше чадо будет протестовать при одевании на прогулку, вы можете как бы между прочим напомнить ему эту историю. Как правило, ребенок сразу проникается и становится более послушным:)

Стоит заметить, что сюжетно-ролевые игрушки делают жизнь малыша более разнообразной, с ними ведь веселее и на горшок ходить и книжки читать. По своему опыту могу сказать, что любая развивающая игра становится гораздо интереснее и привлекательнее для ребенка, когда в ней начинают участвовать любимые мишки и зайки. Вот .

С каких сюжетных игр начинать?

Как правило, месяцев в 9-10 малышам становятся понятны и интересны не только сами предметы и игрушки как таковые, но и действия и простые сценки с их участием. Наверняка, вы и раньше показывали малышу куклу, мишку или зайчика, говорили при этом «Смотри, это собачка, гав-гав» или «Где кукла?». Но теперь к обычному показу игрушек очень полезно добавлять первые сюжетно-ролевые игры.

Начинать нужно с самого простого: показывать малышу как кукла ходит, плачет, кушает. Показывая малышу инсценировку, коротко комментируйте свои действия. По мере того, как малыш будет вникать в суть игры, можно вводить все более сложные и развернутые сюжеты. Конечно, поначалу ребенок будет лишь зрителем, наблюдающим сценку, которую разыгрывает перед ним мама, но пройдет некоторое время, и малыш потихоньку начнет подключаться к игре.

Какие еще сюжеты можно разыграть с малышом? Вот несколько идей:

  • кукла пошла, упала, заплакала, нужно ее пожалеть;
  • зайка сел в машину, поехал кататься, потом позвал с собой куклу;
  • собачка потанцевала, устала, захотела спать, нужно уложить ее в кроватку под одеялко (платочек);
  • куклы пьют чай;

  • кукла собирается с вами на прогулку, одевается, садится в колясочку;
  • кукла купается в небольшом тазике, потрите ее губкой, вытрите полотенцем;
  • мишка пришел, поздоровался, потанцевал, спел песню, попрощался и ушел;
  • мишка стукнул лапку, нужно ее полечить (замотать бинтиком), тогда лапка больше не будет болеть;
  • объявите малышу, что стульчик сломался, и вместе отремонтируйте его при помощи игрушечных инструментов: молоточка, отвертки и т.п.

Все сюжеты малышу нужно показывать, не торопясь. Что-то нужно будет проиграть неоднократно, прежде чем малыш поймет суть и сможет следить за развитием сюжета.

Игра будет интереснее и разнообразнее, если вы будете использовать разнообразные аксессуары и игрушечные предметы быта . В числе самых первых лучше всего приобрести:

  • куклу-пупса с комплектом принадлежностей: бутылочка, соска, горшок, расческа, ложечка, тарелочка, коляска и т.п. (Озон , My-shop )
  • набор игрушечной посуды : чайник, чашечки, тарелочки, ложечки и т.п. (Озон , Лабиринт , My-shop )
  • набор игрушечных инструментов : молоточек, пила и т.п. (Озон , Лабиринт , My-shop )

Прогуливаясь с ребенком по улице, показывайте и объясняйте ему простые сюжеты, разворачивающиеся вокруг него в повседневной жизни. Если раньше вы бы просто сказали «это мальчик», «это птички», «это собачка», то теперь ребенку, показывая, можно кратко рассказать «Мальчик катается на качелях», «Птички клюют хлебные крошки», «Собачка бегает по траве и лает». Чем старше становится малыш, тем более развернутым должен становиться ваш рассказ.

Очень полезно разыгрывать с малышом увиденные в реальной жизни ситуации. Например, если малыш видел, как из машины сгружают кирпичи, можно дома с ним вместе нагрузить машинку кубиками, отвезти их в другую часть комнаты и построить из них башенку. Или, увидев на улице как бабушка кормит голубей, можно разыграть дома ситуацию, как тоже самое делает любимая кукла. Играя с малышом таким образом, вы способствуете формированию ассоциативных связей, развитию воображения.

Сюжетные игры с 1,5 лет

По мере взросления ребенка можно усложнять сценки-сюжеты, увеличивать число задействованных персонажей, аксессуаров, вводить больше деталей. Вот, например, какие сюжеты будут интересны деткам чуть старше :

  • у мишки день рождения, другие игрушки пришли его поздравить и подарить подарки;
  • куклы играют в прятки;
  • зайка заболел, другие игрушки пришли его навестить;
  • куклы слушают, как мама читает сказку;
  • мишка гулял на улице без шарфа и заболел, мама посмотрела горлышко – а оно красное, начинаем мишку лечить;
  • зайка пришел в магазин, где ваш малыш работает продавцом (либо наоборот), дальше, думаю, рассказывать не надо, с этой игрой знаком каждый. У дочки интерес к этой игре появился примерно в 1 год 9 месяцев, игра ей очень понравилась, она с рвением принялась продавать все, что плохо лежало. Вообще игра «Магазин» очень полезная, в ней можно попутно учить цифры, считать денежки, продавать буквы, элементы развивающего лото, и т.д. В общем, магазин оживит любую развивающую игру.
  • разыгрываем перед ребенком сюжеты простых и знакомых сказок, стихов;
  • строим небольшой дом из кубиков, селим в нем игрушки и разыгрываем излюбленные сцены: девочка поспала, покушала, приняла гостей и т.д.


Вот какие еще игрушки, скорее всего, понравятся ребенку на этом этапе:

  • набор доктора : стетоскоп, шприц, градусник и т.п. (Озон , Лабиринт , My-shop ) – Дети с удовольствием воспроизводят процесс осмотра у доктора, в котором они неоднократно участвовали в реальной жизни. Игра не потеряет своей привлекательности для ребенка и в 2, и в 3, и в 4 года.
  • набор игрушечной кухонной утвари : сковородки, кастрюли, игрушечная плита и т.п. (Озон , Лабиринт , My-shop ), наборы овощей и фруктов – малышу будет очень интересно вместе с вами варить для игрушечных друзей супы и компоты, жарить котлетки и т.п.

  • одежда и обувь для кукол – одевать и раздевать куклу пока что придется вам, но старайтесь организовать игру так, чтобы малыш вам помогал. Обязательно комментируйте свои действия, рассказывайте, зачем нужен тот или иной элемент одежды.
  • мебель и бытовая техника для кукол, постельные принадлежности.

Развиваем воображение

Проявляйте в ваших играх фантазию, и ваш малыш научится фантазировать вместе с вами. Уже с годовалого возраста ребенок может понять многие образы. Например, кубик в вашей игре может быть мылом для куклы, палочка – ложкой или градусником. Можно представить что травка – это макароны, а камушки – это картошка и сварить из них суп. Такие образы здорово развивают воображение ребенка.

Время от времени в играх с дочкой я использовала подобные образы и к 2 годам заметила, что она стала фантазировать сама, придумывать совершенно новые ассоциации, которым я ее не учила. Так, например, Тася брала в каждую руку по палке и, скрестив их, водила одной палкой по другой, а нам говорила, что играет на скрипке. Или клала открытую с одной стороны коробку на бок, садилась перед ней и говорила, что смотрит телевизор.

Вместо заключения

Важно помнить, что в этом возрасте ребенок еще очень плохо играет самостоятельно в сюжетно-ролевые игры, он только лишь плавно начинает переходить из пассивного зрителя в активного участника. Поэтому полноценная игра без участия взрослого пока что невозможна. Например, по дочке я замечала, что в возрасте года с небольшим она безумно любила наши инсценировки чаепитий, любила разливать игрушкам чай, кормить их кашей, но стоило мне уйти, вся ее самостоятельная игра сводилась к перекладыванию посуды с места на место.

Поэтому необходимо время от времени проигрывать с ребенком различные сюжеты. Поначалу он будет повторять те сюжеты, которым вы его научили, затем будет привносить что-то свое.

Играть ли в куклы с мальчиками? Существует мнение, что мальчикам сюжетные игры не нужны (ведь там же куклы!). Мнение, на мой взгляд, совершенно неправильное. Не стоит лишать ребенка интересного опыта и препятствовать его полноценному развитию из-за каких-то предрассудков. Если вас смущают именно куклы, можно использовать в игре любые другие ролевые игрушки (мишек, зайчиков, например). А вообще по заявлениям специалистов до 3 лет в воспитании мальчиков и девочек не должно быть полоролевых различий. До этого возраста можно совершенно не опасаться, что, играя в куклы, вы воспитаете в мальчике женские качества.

На этом у меня все. А как вы играете со своим малышом? Какие сценки и сюжеты больше всего любит ваше чадо?

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ЕСТЬ ЛОЖКОЙ?

Наши совсем недавно ещё маленькие детки постепенно взрослеют, и вместе с тем изменяются сюжеты и характер игр, в которые они предпочитают играть. И зачастую бывает так, что любимые и предметы на протяжении нескольких лет для ребёнка остаются одними и теми же, но вот игровые сюжеты с возрастом, как правило, становятся другими – более сложными, осознанными и приближенными к реальной жизни.

Самый простой пример этому из игровой жизни моего 6-летнего сына – это игры с машинками. Примерно с 5 лет сынок начал играть с машинками не так, как всего пару лет назад – он стал отдавать предпочтение именно сюжетно-ролевым играм. В сегодняшней статье я хотела бы рассказать о любимых в данный период времени сынишкой играх с разнообразными автотранспортными средствами. Вполне вероятно, что в какие-то из них ваш сынок (или дочка) тоже с увлечением играет, а с некоторыми игровыми сюжетами, возможно, вы познакомитесь впервые и пожелаете предложить их своему юному автолюбителю.

Выставка автомобилей

Предварительно на небольших возвышенностях (у нас ими служат компактные узкие коробки) мы выставляем разные автомобили, которые хотим в настоящее время продемонстрировать посетителям выставки. В роли посетителей обычно выступают лего-фигурки. С каждой игрой выставочная экспозиция меняется. Сынок, как правило, выбирает себе роль сотрудника выставочного павильона и общается с посетителями.

Начинается игра обычно с приветственных слов сына, обращённых к посетителям. Он берёт в руки микрофон от детского синтезатора и произносит примерно такие слова: «Уважаемые посетители выставки автомобильного транспорта! Мы рады приветствовать вас на выставке самых лучших автомобилей мира! Мы с большим удовольствием покажем и расскажем вам всё самое новое и интересное из мира современного автотранспорта. Приглашаем вас пройти к выставочным стендам и поближе познакомиться с представленными моделями автомобилей».

Сразу хочу пояснить, что эти красивые приветственные слова сынишка начал произносить далеко не с первой игры — отрабатывали мы их много раз, и по-прежнему продолжаем совершенствовать своё речевое мастерство и развивать навыки «публичных выступлений». И к моей радости, сынок с каждым разом всё лучше и увереннее приветствует своих игрушечных гостей.

В этой игре также выставляются разнообразные автомобили, но здесь вместо просто посетителей появляются роли покупателей. И, соответственно, в игре присутствуют цифровые обозначения в виде табличек с ценами возле каждого автомобиля. Потенциальные покупатели (те же лего-фигурки) знакомятся с выставленными на продажу автомобилями, задают сыну-«продавцу» разные уточняющие вопросы, спрашивают о стоимости авто и, в итоге, либо приобретают выбранный автомобиль, либо просто выходят из автосалона.

Цены на табличках я с каждой игрой указываю самые разные, из различных цифровых рядов – от 0 до 1000. Тем самым мы постоянно проговариваем с сынишкой совершенно разные числа – от самых маленьких до больших. И это, на мой взгляд, отличный для развития слуховой и зрительной памяти момент – ребёнок не только произносит, но и наглядно соотносит произнесённое число конкретно с его изображением. в этой игре также уделяется внимание, ведь о представленных моделях надо рассказать клиентам.

Гоночные трассы

В эту игру предпочтительнее играть хотя бы вдвоём, чтобы создать соревновательный настрой и сделать её динамичной и живой. Всё-таки это гонки! Конечно же, я никогда не откажу своему сынишке посоревноваться на гоночной трассе с препятствиями и дать ему возможность проявить свои скоростные способности.

Перед началом игры мы готовим свободное пространство на полу и расставляем на нём разные препятствия в виде кубиков, лего-элементов, коробочек и подобных предметов. На стартовой прямой выставляем наши гоночные болиды. После обратного отсчёта начинается скоростная гонка на самое быстрое прохождение трассы с объездом всех препятствий на пути. Побеждает игрок, чья гоночная машина первой добралась до финиша.

Гоночные игры у нас, как правило, проходят очень азартно и с большим удовольствием. А ещё мы между делом тренируем координацию движений и скорость реакции.

В автомастерскую можно играть по-разному.

Самый обычный вариант игры предполагает доставку в авторемонтную мастерскую «неисправных» автомобилей. Сынишка – опытный автомеханик, который берётся отремонтировать любые поломки и неисправности в машинах, произвести замену запчастей, мойку и полировку автомобилей. И выполняет он свою работу всегда очень тщательно, качественно и оперативно.

А иногда для игры в автосервис мы используем разборные машины . Сынишка выходит из комнаты, а я в это время по-быстрому разбираю выбранные авто на запчасти и складываю их в общую массу. Затем приглашаю своего «автомеханика» и ставлю перед ним задачу собрать из этих запчастей определённое количество машин, да ещё на время, чтобы интереснее было.

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Машины экстренных служб и хозяйственного назначения выстроены в ряд в своих гаражах в полной готовности моментально выехать на место аварии или любого происшествия при поступлении сигнала экстренного вызова. Ребёнок отвечает за выезд экстренных служб, а взрослый — за создание различных ситуаций, при которых требуется оказание незамедлительной помощи. Это может быть пожар, любое происшествие на проезжей части, прорыв трубы, снежный занос, ремонт дороги и т.п. При поступлении тревожного сигнала соответствующая машина оперативно выезжает на место и устраняет возникшую проблему.

На первый взгляд, простая, но, в то же время, очень занятная и полезная для развития пространственного мышления игра.

Создаём с помощью кубиков или элементов парковочные места разного размера (для разного вида машин) – просто выкладываем в ряд «окошечки» с открытым пространством для въезда машин. Выстраиваем друг за другом ряд разнообразных автомобилей – больших и маленьких, широких и узких, низких и высоких. Обыгрываем различные ситуации, при которых машинам надо срочно припарковаться.

Ребёнок должен сориентироваться и постараться быстро найти подходящее по размеру парковочное место для каждой из стоящих в очереди машин и расставить их на парковке. В этой игре также можно действовать на время. Кроме того, желательно не создавать аварийных ситуаций во время паркования, что мой сынок очень любит делать, когда изначально неправильно определяет для какого-то автомобиля парковочное место, начинает искать другое и, в итоге, образуется затор. А часики тем временем тикают — и велика вероятность не справиться с заданием в обозначенные сроки.

Это самый масштабный и очень увлекательный вид наших любимых игр с машинками. Да и ещё можно между делом изучать и повторять.

У нас в детской комнате на полу лежит замечательный сюжетный игровой коврик с изображением уличных дорог, пешеходных переходов и жилых кварталов. Именно он всегда становится основой для проведения наших дорожных игр с машинками. Но, даже не имея такого игрового коврика-помощника, можно смело проводить подобные игры просто на полу – в этом случае дороги легко делаются из обычной изоленты любого цвета, а лучше нескольких цветов – тогда улицы и проспекты получатся яркими и весёлыми. Мы так играем летом на даче на втором этаже – там свободное пространство позволяет проводить подобные игры.

С О Д Е Р Ж А Н И Е Магазин; игрушки у врача____________________________3 Аптека; день рождения Степашки_______________________4 Строим дом; в библиотеке_____________________________5 Семья; космонавты___________________________________6 В кафе; на дорогах города_____________________________7 Зоопарк; веселое путешествие; детский сад ________________8 Парикмахерская; правила движения _____________________9 мы-спортсмены; школа________________________________10 космическое приключение______________________________11

Скачать:


Предварительный просмотр:

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Магазин; игрушки у врача____________________________3

Аптека; день рождения Степашки_______________________4

Строим дом; в библиотеке_____________________________5

Семья; космонавты___________________________________6

В кафе; на дорогах города_____________________________7

Зоопарк; веселое путешествие; детский сад ________________8

Парикмахерская; правила движения _____________________9

мы-спортсмены; школа________________________________10

космическое приключение______________________________11

Магазин

Цель: научить детей классифицировать предметы по общим признакам, воспитывать чувство взаимопомощи, расширить словарный запас детей: ввести понятия «игрушки», «мебель», «продукты питания», «посуда».

Оборудование: все игрушки, изображающие товары, которые можно купить в магазине, расположенные на витрине, деньги.

Возраст: 3–7 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает детям разместить в удобном месте огромный супермаркет с такими отделами, как овощной, продуктовый, молочный, булочная и прочие, куда будут ходить покупатели. Дети самостоятельно распределяют роли продавцов, кассиров, торговых работников в отделах, рассортировывают товары по отделам – продукты, рыба, хлебобулочные изделия, мясо, молоко, бытовая химия и т. д. Они приходят в супермаркет за покупками вместе со своими друзьями, выбирают товар, советуются с продавцами, расплачиваются в кассе. В ходе игры педагогу необходимо обращать внимание на взаимоотношения между продавцами и покупателями. Чем старше дети, тем больше отделов и товаров может быть в супермаркете.

Игрушки у врача

Цель: учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость, расширять словарный запас: ввести понятия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура», «стационар».

Оборудование: куклы, игрушечные зверята, медицинские инструменты: термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и чепчик для врача.

Возраст: 3–7 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает поиграть, выбираются Доктор и Медсестра, остальные дети берут в руки игрушечных зверюшек и кукол, приходят в поликлинику на прием. К врачу обращаются пациенты с различными заболеваниями: у мишки болят зубы, потому что он ел много сладкого, кукла Маша прищемила дверью пальчик и т. д. Уточняем действия: Доктор осматривает больного, назначает ему лечение, а Медсестра выполняет его указания. Некоторые больные требуют стационарного лечения, их кладут в больницу. Дети старшего дошкольного возраста могут выбрать несколько разных специалистов – терапевта, окулиста, хирурга и других известных детям врачей. Попадая на прием, игрушки рассказывают, почему они попали к врачу, воспитатель обсуждает с детьми, можно ли было этого избежать, говорит, что нужно с большей заботой относиться к своему здоровью. В ходе игры дети наблюдают за тем, как врач лечит больных – делает перевязки, измеряет температуру. Воспитатель оценивает, как дети общаются между собой, напоминает о том, чтобы выздоровевшие игрушки не забывали благодарить врача за оказанную помощь.

Аптека

Цель: расширить знания о профессиях работников аптеки: фармацевт делает лекарства, кассир-продавец продает их, заведующая аптекой заказывает нужные травы и другие препараты для изготовления лекарств, расширить словарный запас детей: «лекарственные препараты», «фармацевт», «заказ», «лекарственные растения».

Оборудование: игрушечное оборудование аптеки.

Возраст: 5–7 лет.

Ход игры: проводится беседа о том, люди каких профессий работают в аптеке, чем занимаются. Знакомимся с новой ролью – Заведующей аптекой. Она принимает от населения лекарственные травы и передает их Фармацевтам, чтобы они приготовили лекарственные препараты. Заведующая помогает Работникам аптеки и Посетителям разобраться в затруднительных ситуациях. Лекарства выдаются строго по рецептам. Роли дети распределяют самостоятельно, по желанию.

День рождения Степашки.

Цель: расширить знания детей о способах и последовательности сервировки стола для праздничного обеда, закрепить знания о столовых предметах, воспитывать внимательность, заботливость, ответственность, желание помочь, расширить словарный запас: ввести понятия «праздничный обед», «именины», «сервировка», «посуда», «сервис».

Оборудование: игрушки, которые могут прийти в гости к Степашке, столовые предметы – тарелки, вилки, ложки, ножи, чашки, блюдца, салфетки, скатерть, столик, стульчики.

Возраст: 3–4 года.

Ход игры: воспитатель сообщает детям о том, что у Степашки сегодня день рождения, предлагает пойти к нему в гости и поздравить его. Дети берут игрушки, идут в гости к Степашке и поздравляют его. Степашка предлагает всем чай с тортом и просит помочь ему накрыть стол. Дети активно участвуют в этом, с помощью воспитателя сервируют стол. Необходимо обращать внимание на взаимоотношения между детьми в процессе игры.

Строим дом.

Цель: познакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей, научить детей сооружать постройку несложной конструкции, воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе, расширить знания детей об особенностях труда строителей, расширить словарный запас детей: ввести понятия «постройка», «каменщик», «подъемный кран», «строитель», «крановщик», «плотник», «сварщик», «строительный материал».

Оборудование: крупный строительный материал, машины, подъемный кран, игрушки для обыгрывания постройки, картинки с изображением людей строительной профессии: каменщика, плотника, крановщика, шофера и т. д.

Возраст: 3–7 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает детям отгадать загадку: «Что за башенка стоит, а в окошке свет горит? В этой башне мы живем, и она зовется? (дом) ». Воспитатель предлагает детям построить большой, просторный дом, где бы могли поселиться игрушки. Дети вспоминают, какие бывают строительные профессии, чем заняты люди на стройке. Они рассматривают изображения строителей и рассказывают об их обязанностях. Затем дети договариваются о постройке дома. Распределяются роли между детьми: одни – Строители, они строят дом; другие – Водители, они подвозят строительный материал на стройку, один из детей – Крановщик. В ходе строительства следует обращать внимание на взаимоотношения между детьми. Дом готов, и туда могут вселяться новые жители. Дети самостоятельно играют.

В библиотеке

Цель: расширить кругозор детей, научить детей правильно пользоваться услугами библиотеки, применять знания литературных произведений, ранее полученных на занятиях, закрепить знания о профессии библиотекаря, воспитать уважение к труду библиотекаря и бережное отношение к книге, расширить словарный запас детей: «библиотека», «профессия», «библиотекарь», «читальный зал».

Оборудование: книги, знакомые детям, ящик с картинками, картотека, карандаши, наборы открыток.

Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в библиотеку. Все вместе вспоминают о том, кто работает в библиотеке, чем там занимаются. Дети сами выбирают 2–3 Библиотекарей, у каждого из них по несколько книжек. Остальные дети распределяются на несколько групп. Каждую группу обслуживает один Библиотекарь. Он показывает много книг, а чтобы взять понравившуюся книгу, ребенок должен назвать ее или коротко рассказать о том, что в ней написано. Можно рассказать стихотворение из книги, которую берет ребенок. В ходе игры дают советы детям, которые затрудняются выбрать книгу. Библиотекарю необходимо быть повнимательнее к посетителям, показывать иллюстрации к понравившимся книгам. Некоторые дети желают остаться в читальном зале, чтобы посмотреть наборы картинок, открытки. Они делятся своими впечатлениями. В конце игры дети рассказывают, как они играли, какие книги предлагал им Библиотекарь, говорят о том, что им больше всего понравилось.

Семья

Цель: формировать представление о коллективном ведении хозяйства, семейном бюджете, о семейных взаимоотношениях, совместных досугах, воспитывать любовь, доброжелательное, заботливое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности.

Оборудование: все игрушки, необходимые для игры в семью: куклы, мебель, посуда, вещи и т. д.

Ход игры: воспитатель предлагает детям «поиграть в семью». Роли распределяются по желанию. Семья очень большая, у Бабушки предстоит день рождения. Все хлопочут об устроении праздника. Одни Члены семьи закупают продукты, другие готовят праздничный обед, сервируют стол, третьи подготавливают развлекательную программу. В ходе игры нужно наблюдать за взаимоотношениями между Членами семьи, вовремя помогать им.

Космонавты

Цель: расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос».

Оборудование: космический корабль и строительный материал, пристегивающие ремни, инструменты для работы в космосе, игрушечные фотоаппараты.

Ход игры: воспитатель спрашивает у детей, хотели бы они побывать в космосе? Каким нужно быть человеком, чтобы полететь в космос? (Сильным, смелым, ловким, умным.) Он предлагает отправиться в космос, чтобы оставить там спутник, который будет передавать на Землю сигналы о погоде. Также надо будет сделать фотографии нашей планеты с космоса. Все вместе вспоминают, что еще нужно взять с собой, чтобы ничего не могло случиться во время полета. Дети обыгрывают ситуацию. Они выполняют задание и возвращаются на Землю. Роли Пилотов, Штурмана, Радиста, Капитана распределяются по желанию детей.

В кафе

Цель: учить культуре поведения в общественных местах, уметь выполнять обязанности повара, официанта.

Оборудование: необходимое оборудование для кафе, игрушки-куклы, деньги.

Ход игры: в гости к детям приходит Буратино. Он познакомился со всеми детьми, подружился с другими игрушками. Буратино решает пригасить своих новых друзей в кафе, чтобы угостить их мороженым. Все отправляются в кафе. Там их обслуживают Официанты. Дети учатся правильно делать заказ, благодарят за обслуживание.

На дорогах города

Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения, познакомить с новой ролью – регулировщик, воспитывать выдержку, терпение, внимание на дороге.

Оборудование: игрушечные машины, флажки для регулировщика – красный и зеленый.

Ход игры: детям предлагают построить красивое здание – театр. Выбираем место для постройки. Но сначала нужно перевезти строительный материал в нужное место. С этим легко справятся водители на машинах. Дети берут машины и едут за стройматериалом. Но вот неудача – на главных дорогах не работает светофор. Чтобы не было аварии на дороге, необходимо, чтобы движением машин управлял регулировщик. Выбираем Регулировщика. Он становится в кружок. В руках у него красный и зеленый флажки. Красный флажок – «стой», зеленый флажок – «иди». Теперь все будет в порядке. Регулировщик управляет движением.

Зоопарк

Цель: расширить знания детей о диких животных, их повадках, образе жизни, питании, воспитывать любовь, гуманное отношение к животным, расширить словарный запас детей.

Оборудование: игрушечные дикие звери, знакомые детям, клетки (из строительного материала), билеты, деньги, касса.

Возраст: 4–5 лет.

Ход игры: воспитатель сообщает детям, что в город приехал зоопарк, и предлагает сходить туда. Дети покупают билеты в кассе и идут в зоопарк. Там рассматривают животных, рассказывают о том, где они живут, чем питаются. В ходе игры следует обращать внимание детей на то, как надо обращаться с животными, как ухаживать за ними.

Веселое путешествие

Цель: познакомить детей с профессией водителя, воспитать уважение к этой профессии, расширить словарный запас детей.

Оборудование: автобус, сделанный из стульчиков, руль, кепка водителя, насос.

Возраст: 4–5 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает детям отправиться в веселое путешествие на автобусе. Выбирается Водитель автобуса, проводится обсуждение, что должен делать водитель в дороге, какие инструменты нужно взять с собой на случай поломки. Пассажиры собирают необходимые в дороге вещи. Педагог напоминает, что нужно соблюдать правила дорожного движения, и все отправляются в путь. В дороге можно читать стихи, петь любимые песни. Автобус делает остановки, Пассажиры отдыхают, а Водитель проверяет состояние автомобиля, при необходимости ремонтирует.

Детский сад

Цель: расширить знания детей о назначении детского сада, о профессиях тех людей, которые здесь работают, – воспитателя, няни, повара, музыкального работника, воспитать у детей желание подражать действиям взрослых, заботливо относиться к своим воспитанникам.

Оборудование: все игрушки, необходимые для игры в детский сад.

Возраст: 4–5 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в детский сад. По желанию назначаем детей на роли Воспитателя, Няни, Музыкального руководителя. В качестве воспитанников выступают куклы, зверюшки. В ходе игры следят за взаимоотношениями с детьми, помогают им найти выход из сложных ситуаций.

Парикмахерская

Цель: познакомить детей с профессией парикмахера, воспитывать культуру общения, расширить словарный запас детей.

Оборудование: халат для парикмахера, накидка для клиента, инструменты парикмахера – расческа, ножницы, флакончики для одеколона, лака, фен и т. д.

Возраст: 4–5 лет.

Ход игры: стук в дверь. В гости к детям приходит кукла Катя. Она знакомится со всеми детьми и замечает в группе зеркало. Кукла спрашивает детей, нет ли у них расчески? Ее косичка расплелась, и она хотела бы причесаться. Кукле предлагают сходить в парикмахерскую. Уточняется, что там есть несколько залов: женский, мужской, маникюрный, в них работают хорошие мастера, и они быстро приведут прическу Кати в порядок. Назначаем Парикмахеров, они занимают свои рабочие места. В салон идут другие дети и куклы. Катя остается очень довольной, ей нравится ее прическа. Она благодарит детей и обещает в следующий раз прийти именно в эту парикмахерскую. В процессе игры дети узнают об обязанностях парикмахера – стрижке, бритье, укладке волос в прическу, маникюре.

Правила движения

Цель: продолжать учить детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила дорожного движения. Воспитывать умение быть вежливыми, внимательными друг к другу, уметь ориентироваться в дорожной ситуации, расширить словарный запас детей: «пост ГИБДД», «светофор», «нарушение движения», «превышение скорости», «штраф».

Оборудование: игрушечные автомобили, дорожные знаки, светофор; для сотрудника ГИБДД – милицейская фуражка, палочка, радар; водительские удостоверения, техталоны.

Ход игры: детям предлагают выбрать сотрудников ГИБДД, чтобы те следили за порядком на дорогах города. Остальные дети – автомобилисты. По желанию дети распределяют между собой роли работников бензозаправки. В ходе игры дети стараются не нарушать правила дорожного движения.

Мы – спортсмены

Цель: дать детям знания о необходимости занятий спортом, совершенствовать спортивные навыки – ходьбу, бег, метание, лазание. Развивать физические качества: быстроту, ловкость, координацию движений, глазомер, ориентировку в пространстве.

Ход игры: воспитатель предлагает детям провести соревнование по разным видам спорта. По желанию детей выбирают судей, организаторов соревнования. Остальные дети – спортсмены. Каждый самостоятельно выбирает вид спорта, в котором будет состязаться с соперниками. Судьи присуждают баллы за выполнение задания. Игра заканчивается награждением победителей.

Школа

Цель: уточнить знания детей о том, чем занимаются в школе, какие бывают уроки, чему учит учитель, воспитать желание учиться в школе, уважение к труду учителя, расширить словарный запас детей: «школьные принадлежности», «портфель», «пенал», «ученики» и т. д.

Оборудование: ручки, тетради, детские книжки, азбука, цифры, доска, мел, указка.

Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в школу. Проводится беседа о том, зачем нужна школа, кто там работает, что делают ученики. По желанию детей выбирается Учитель. Остальные дети – Ученики. Учитель задает ученикам задания, они самостоятельно и старательно выполняют его. На другом уроке другой Учитель. Дети занимаются на уроках математики, родного языка, физкультуры, пения и т. д.

Космическое приключение

Цель: научить применять свои знания и умения на практике, создать между детьми дружескую атмосферу, развить у них ответственность, интерес, расширить словарный запас – «космос», «планета», «Марс», «космическое пространство», «невесомость», «космодром».

Оборудование: космический корабль, медицинские инструменты для врача, плакаты видов нашей планеты из космоса.

Ход игры: ребятам объявляется, что через несколько минут стартует космический корабль. Желающие могут стать космическими туристами. Но, чтобы лететь в космос, нужно подумать, какими качествами нужно обладать? (Быть умным, смелым, сильным, добрым, веселым.) И еще надо быть здоровым. Кто решил отправиться в космос, должен пройти медицинскую комиссию. Врач осматривает туристов и выписывает разрешение. Дети выбирают Пилота, Врача на корабле, Штурмана. Все готовы к полету. Диспетчер объявляет старт. Пассажиры пристегивают ремни. С высоты дети рассматривают (картины) вид планеты Земля, рассуждают о том, почему ее называют голубой планетой (большая часть покрыта водой). Дети рассказывают, какие они знают океаны, моря, горы. Космический корабль делает остановку на планете Марс. Туристы выходят, осматривают планету, делают выводы о существовании жизни на этой планете. Корабль летит дальше. Следующая остановка – Юпитер. Туристы вновь осматривают планету, делятся своими знаниями и впечатлениями. Корабль возвращается на Землю.