Виды сексуальной ориентации и ее формирование. Что влияет на формирование сексуальной ориентации

Человек - сложная система, на которую влияет совокупность внешних и внутренних факторов. Поэтому любую его характеристику нужно рассматривать с учетом всех возможных влияний, как биологических, так и социальных. Интересным с этой точки зрения объектом является сексуальная ориентация. Какие факторы ее определяют и можно ли на нее повлиять?

Что такое сексуальная ориентация?

Сексуальная ориентация - это вроде как просто. Мы знаем, что она определяется в зависимости от того, к людям какого пола мы испытываем влечение. Соответственно, есть три типа сексуальных ориентаций: гомосексуальность (влечение к людям своего пола), гетеросексуальность (влечение к людям другого пола) и бисексуальность (влечение к людям обоих полов). Но все ли так легко со словом «влечение»? Как бы вы сами определили его?

Влечение нужно рассматривать с учетом двух его аспектов. Оно бывает эмоциональным и физическим. Тогда вопрос определения сексуальной ориентации становится чуточку сложнее. Если вы один раз в жизни испытали желание заняться сексом с человеком своего пола - значит ли это, что вы гомосексуальны?

В попытке ответить на этот вопрос, знаменитый американский биолог и сексолог Альфред Кинси создал шкалу, о которой вы наверняка наслышаны. Она использовалась ученым в его монографиях под названиями «Сексуальное поведение самца человека» (опубликована в 1948 году) и «Сексуальное поведение самки человека» (опубликована в 1953 году). Шкала Кинси разбита на 7 пунктов (0-6): варианты от исключительной гетеросексуальности до исключительной гомосексуальности. Посередине находится бисексуальность. Чуть позже в эту шкалу включили 8 вариант - асексуальность, то есть отсутствие полового влечения к кому бы то ни было. Основываясь на описаниях каждого варианта, можно попробовать оценить, на какой циферке по шкале вы находитесь. Допустим, если вы женщина и у вас преимущественно были гетеросексуальные контакты, но один раз в жизни вы занимались сексом с девушкой, то, вероятнее всего, вы - «единичка» по шкале Кинси. Что это поясняет? Да в целом ничего. Природа влечения все еще остается непонятной. Сам Кинси считал, что сексуальность может изменяться в течение жизни человека и его сексуальное поведение можно рассматривать и как физический контакт, и как психический феномен.

Сотрудники Института исследований секса при Университете Индианы, 1953 год. Альфред Кинси в центре

Если брать словарное определение понятия «влечение», то мы обнаружим, что это желание, побуждающее человека совершать действия для удовлетворения какой-либо потребности. О какой потребности в данном случае может идти речь?

Самый простой ответ, который приходит в голову, - для удовлетворения потребности размножаться. Но это противоречит нашим эмпирическим выводам: все мы знаем, что половой акт не всегда совершается во имя репродуктивных целей.

Секс может быть способом установления эмоциональной близости и даже положения в социальной иерархии. Если поймать какого-нибудь фрейдиста, то он расскажет, что влечение - это «раздражение» для психики, по аналогии с раздражением от внешних воздействий и последующей за этим рефлекторной реакцией. Кроме того, влечение характеризуется тем, что исходит «изнутри» организма и является постоянной силой, потому от его действия невозможно избавиться бегством. А значит секс - это инструмент для того, чтобы избавиться от раздражителя.

Беря во внимание неоднозначность вызывающих влечение причин, которая исключает главенство репродуктивной функции, можно с уверенностью говорить, что все варианты сексуальности - разновидности нормы. Чтобы исследовать факторы, влияющие на ее формирование, необходимо представить ее как фенотипический признак человека. В этом дискурсе один из авторов вывел тяжеловесное определение для сексуальной ориентации. Звучит оно так:

Сексуальная ориентация - это результирующий поведенческий ответ на анализ и последующий синтез мозгом человека всей поступающей извне информации о первичных, вторичных и третичных половых признаках окружающих людей.

Уникальность сексуальной ориентации каждого человека, согласно тому же автору, определена биологическими и гендерными особенностями состояния его организма и психики в каждый момент времени.

Генетика

Биологические причины определяются генетикой. Процесс формирования сексуальной ориентации зависит от того, какая хромосома входит в состав ДНК человека и как эти гены в дальнейшем влияют на строение органов.

Человек имеет 22 парные хромосомы и две непарные - X и Y, которые отвечают за его пол. Сочетание двух X хромосом определяет развитие эмбриона по женскому типу, а сочетание X хромосомы с Y делает организм мужским. Каким образом происходит «настройка»? Примерно на втором месяце беременности у плода начинают формироваться эндокринные железы, то есть органы, способные выделять гормоны. На основе того, какие гены кодируют железы, они могут выделять либо мужские половые гормоны, либо женские. Половые органы у эмбриона изначально представлены базовым гонадами , которые по умолчанию женского типа. К третьему месяцу беременности гормоны, выделяемые железами, начинают влиять на строение половых органов. В частности, тестостерон - мужской гормон - превращает универсальные половые органы в мужские. Например происходит гипертрофия клитора, то есть он увеличивается в размерах настолько, что в итоге становится половым членом. На более поздних сроках беременности, где-то на пятом месяце, тестостерон начинает влиять и на мозг эмбриона.

Дело в том, что фенотип зависит от аллельного состава родительских гаплотипов аутосом , и если у ребенка встречаются мутантные аллели, то это может привести к тому, что его организм с XX-хромосомой начинает развиваться по мужскому типу. Или, наоборот, XY организм приобретает феминные фенотипические признаки. Этот феномен объясняет существование интерсексов - людей, которых нельзя однозначно отнести к какому-либо полу. Они могут жить и не подозревать о том, что с ними что-то не так, до тех пор, пока не сделают, например, генетический анализ. Хотя «что-то не так» здесь тоже употреблять не совсем уместно. Ведь человек с XY хромосомой может выглядеть как женщина и даже гендерно себя идентифицировать таким же образом, и не испытывать проблем. По крайней мере, до попытки зачать ребенка. Репродуктивная функция тут может существенно пострадать.

Сложный комплекс взаимодействия генов приводит к множеству интерсекс-вариантов. Поэтому у многих из таких людей может отмечаться гомосексуальность или бисексуальность. Однако это не значит, что данные варианты сексуальной ориентации не могут проявиться у людей с типичными мужским или женским фенотипами, соответствующими набору половых хромосом. В чем же, собственно, загвоздка? Где в организме прячется нечто, отвечающее за нашу сексуальную ориентацию?

Конкретных генов, которые говорили бы организму «Вот ты будешь демонстрировать гомосексуальное поведение», нет. Проводились исследования, в которых пытались что-то нащупать. Одно, например, гласит, что если вы гей, то ваш дядя по материнской линии с вероятностью 7,3 % тоже гей. Но эти цифры и корреляции очень незначительны.

Биология

Если говорить о различиях в строении головного мозга у разных полов, то нужно понимать, что в основном они сосредоточены в гипоталамусе. В первую очередь это обусловлено тем, что у женщин постоянно происходят резкие скачки гормонального фона, для того чтобы поддерживать регулярный менструальный цикл. Это естественно вызывает структурные изменения в гипоталамусе. Кроме того, есть сведения, что этот отдел мозга контролирует сексуальное поведение человека.

Есть еще один интересный феномен, обнаруженный однажды учеными. Во время беременности психическое состояние и здоровье матери сильно влияет на развитие плода. Ввиду того, что человеческий организм зависим от условий окружающей среды и подстраивается под их изменения, плохой образ жизни женщины вызывает необратимые последствия развития ее ребенка. Если она оказывается в условиях, когда мало еды, холодно, много стресса, - это сигнал для ее организма о том, что размножаться сейчас вообще-то не самая хорошая затея и стоило бы сначала выжить самой. Он бросает все свои усилия на то, чтобы обеспечивать выживаемость хозяйки. При этом гормон стресса кортизол, который активно вырабатывается в неблагоприятной среде, проникает через плаценту в организм ребенка и начинает влиять на его половые железы. У эмбриона мальчика, например, это вызывает снижение выработки тестостерона и, как следствие, дальнейшее его развитие по феминному типу.

Гипотеза эта отчасти подкрепляется исследованиями доктора Дёрнера, в ходе которых он заметил, что во время различных войн рождалось большее количество геев, чем в мирное время. Однако новые данные показывают, что это, скорее, были статистические флуктуации. Поэтому точных подтверждений гипотезе в отношении людей нет.

Впрочем, отрицать влияние среды на скорость прироста популяций нельзя. Гомосексуальность и асексуальность могут быть эволюционными механизмами, которые включаются, когда группа животных оказывается в неблагоприятных условиях и очень много размножаться становится нелогичным.

Да, различные виды сексуальных ориентаций встречаются не только у людей, но и у животных. У серых гусей, домашних овец, орангутанов, короче говоря, еще у 450 видов. Это дополнительное подтверждение тому, что сексуальная ориентация формируется в силу комплекса причин, непрерывно влияющих на организм, а не ввиду «пропаганды».

Социум

В России законодательно закреплен лженаучный факт о том, что гомосексуальное поведение якобы можно вызвать при помощи пропаганды. Насколько на самом деле общество способно повлиять на сексуальную ориентацию отдельного индивида?

Как мы уже рассмотрели, один единственный фактор не может оказать серьезного влияния на формирование сексуальности. Свою частичку в общую картину он определенно вносит, но никогда не становится решающим. Опровержением мнения, будто воспитание и «пропаганда» могут сделать из гетеросексуала гомосексуала, стали исследования на однояйцевых близнецах. Нужно понимать, что у таких детей генетический материал совершенно идентичен, а значит на них можно проверять соотношение приобретенных и врожденных признаков. Изучая, таким образом, гомосексуальных и гетеросексуальных близнецов, ученые выяснили, что если один из братьев и сестер - гей, то второй с вероятностью более 50 % тоже окажется геем. Вероятно, врожденные генетические особенности сильно влияют на данный фенотипический признак.

Влияние социума, поведенческих паттернов близких друзей и знакомых, каких-то трендов выражается в вероятности единичных гомосексуальных или гетеросексуальных контактов. Причем, скорее всего, это работает именно с геями. Под страхом осуждения и давления общества они пробуют вступать в отношения с людьми противоположного пола, испытывая при этом тягу к однополым связям. Гетеросексуалы, которые далеко не «нолик» по вышеприведенной шкале Кинси, тоже могут пробовать заниматься сексом с людьми своего пола, но, не получив при этом удовольствия, останавливаются на единичном опыте.

Сексуальная ориентация - фенотипический признак, который формируется под влиянием сложной совокупности различных причин, как биологических, так и социальных. Он не изучен полностью, и науке предстоит сделать еще многое, чтобы до конца понять механизмы, регулирующие процесс его становления.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Нетрадиционная ориентация – факт человеческой жизни, который существовал во все времена наряду с традиционной ориентацией (что достаточно ясно доказывают исторические документы из разных мест и эпох).

Влечение к людям противоположного пола существовало в среде людей как бы «по умолчанию», было очевидно, что это – доминирующий тип сексуального влечения. Однако оказалось, что не все способны испытывать влечение только к противоположному полу.

В разные периоды истории и в разных культурах формировалось разное отношение к тем, чья сексуальная ориентация была нетрадиционной – от открытого преследования до принятия такого рода контактов в качестве ритуальных практик, от брезгливости до утверждения равенства перед законом.

С одной стороны, эти люди действительно оказывались и оказываются в меньшинстве, а большинство продолжает испытывать влечение к представителям противоположного пола. С другой – это меньшинство достаточно устойчиво. По разным оценкам оно составляет 3-7% от общего числа людей.

Естественно, статистические данные трудно собрать из прошлых исторических эпох, однако исследователи склоняются к мнению, что этот процент остается практически постоянным во все времена.

Сексуальная ориентация в природе не предполагала полной однозначности: в среде животных нетрадиционное сексуальное поведение встречается во многих видах, от червей до млекопитающих, причем примерно в том же процентном соотношении, что и у людей. И следовательно – сложно говорить о том, что нетрадиционная ориентация – что-то «неестественное».

Итак, что такое сексуальная ориентация ? Откуда берется нетрадиционная ориентация ? И какие вообще существуют виды сексуальной ориентации ? Об этом мы поговорим в первой части цикла о различных формах сексуальных предпочтений.

Навигация по статье «Виды сексуальной ориентации и ее формирование»:

Современное научное сообщество так и не выработало единой гипотезы по поводу того, как формируется сексуальная ориентация. Где только не искали – в генах, исследовали различные участки мозга, гормональные факторы, и, конечно же – культурный, социальный контекст, ранний детский опыт и воспитание вообще.

Обо всем этом можно прочесть в любой современной энциклопедии. Но есть то, в чем сходится большинство ученых однозначно: сексуальная ориентация и сексуальность вообще – то, что формируется как минимум с раннего детства, а глубинные основы сексуальности человека закладываются еще во внутриутробной среде.

Если мы посмотрим на развитие плода, то выяснится, что любой человек в утробе матери проходит стадию гермафродитизма: зародыш имеет зачатки как мужских, так и женских половых органов.

Под действием различных биохимических факторов (в том числе и гормонов) зародыш в итоге приобретает черты того или другого пола. Однако, это происходит не со всеми – есть и те, кто даже при рождении имеет не вполне определимый анатомический пол. Существование гермафродитов было известно во все времена – достаточно посмотреть на некоторые древнегреческие статуи.

Этот феномен внутриутробного развития позволил некоторым исследователям (в частности, Фрейду, Кинси, Вейнигеру) сделать вывод о том, что человек в своей основе является бисексуальным, даже если его анатомический пол к моменту рождения сформирован без отклонений.

Однако позже, с развитием полового сознания один из векторов – влечение к противоположному полу или к своему, конкретная сексуальная ориентация – начинает доминировать, а бисексуальность становится латентной, т.е. скрытой, не осознаваемой, остается в потенциале.

На формирование плода и того, с каким набором внутренних, не осознаваемых пока самим человеком, склонностей придет он в этот мир, влияет слишком многое: биохимия организма матери, наследственные (генетические) факторы, даже эмоциональный фон окружения, в котором протекает беременность, может влиять на формирование будущей сексуальности ребенка.

Но мы пока не в состоянии точно проследить всю цепочку формирования такого сложного комплекса реакций, как сексуальная ориентация: ведь младенец не может рассказать о том, как он осознает себя, свой пол, свои пробуждающиеся влечения. Да и осознает он пока крайне мало.

И намного раньше того, как пол и сексуальная ориентация вообще осознаются, на ребенка начинают влиять социальные факторы: ожидания родителей, нормы полового поведения, принятые в данной культуре, представления о приемлемости проявлений сексуальности в конкретной семье.

К тому моменту, когда человек заканчивает период полового развития и становится, к тому же, полноценным членом общества (а совершеннолетие, 18 лет, принято считать статистически средним возрастом завершения полового развития) – он, по сути, уже сформирован и его сексуальная ориентация тоже.

Но не все так просто. Только в случае если сексуальная ориентация – традиционна, она не вызывает вопросов. Подростка поддерживают в его пробуждающихся влечениях или, как минимум, не придают этому значения.

Но в случае, когда так или иначе проявляется нетрадиционная ориентация, или подросток не может определиться, к кому он испытывает больше влечения, развитие происходит с большим компонентом невротических факторов – возникающих вопросов к самому себе, страхов, тревоги, неприятия себя или наоборот – открытого протеста.

Вызвано это тем, что в обществах разных культур нетрадиционная ориентация является чем-то негативным, неприемлемым, патологией. И об этом ребенок узнает достаточно рано, как правило.

Несмотря на длинную историю попыток ученых доказать, что нетрадиционная ориентация – вариант сексуальной нормы, обывательское сознание страшится подобных проявлений.

Углубляться в объяснения, почему нетрадиционная ориентация отвергалась представителями разных культур в разные времена можно долго. Скажу лишь, что нечто отличающееся от большинства так или иначе пугает многих, создает ощущение небезопасности, а дальше люди уже мало задумываются о том, есть ли для страха основания – многим проще запрещать, чем разбираться, и это – уже вопрос ограниченности интеллектуальных ресурсов.

В современном нам обществе большинству родителей кажется, что если ребенок проживет свою жизнь по понятным и привычным для родителей схемам, он проживет ее более безопасно.

И к моменту совершеннолетия такой подросток уже не может в полной мере отличить, что в его пробуждающейся сексуальности – действительно истинно, что – является плодом его же собственной веры в то, «как правильно», сформированной под большим воздействием мнения родителей и социума, а что – протестным поведением или защитным механизмом.

К моменту, когда человек начинает разбираться в себе с этой темой – он уже сформирован полностью, и у внутри сложилось его подлинное ядро влечения, но многое в нем самом вытеснено в бессознательное, а потому поиск того, какова его истинная сексуальная ориентация, может продолжаться уже во взрослом возрасте.

Но давайте поговорим о том, что же вообще бывает в этом смысле с человеком.

Основные виды сексуальной ориентации – гетеросексуальная (влечения к людям противоположного пола), гомосексуальная (влечение к людям своего пола) и бисексуальная (влечение к обоим полам, но не обязательно в равной степени и в один и тот же период жизни).

Иными словами, бисексуал может в один период жизни испытывать влечение к женщинам, в другой – к мужчинам, может быть так, что выбор сексуального объекта зависит не столько от его пола, сколько от человеческих качеств, а может быть и так, что в один период жизни его увлекают то женщины, то мужчины в равной степени.

Однако, виды сексуальной ориентации этим не исчерпываются. Асексуальность тоже считается одной из разновидностей сексуальной ориентации, когда человек в принципе не испытывает полового влечения или испытывает его в очень слабой степени.

Чем это вызвано и считать ли это вариантом нормы – тема для отдельной статьи, однако сами люди, идентифицирующие себя как асексуалы, могут быть вполне реализованы во всех остальных сферах жизни, и исследования не подтверждают наличие у большинства из них каких-либо психических отклонений и патологий личности.

Виды сексуальной ориентации могут иметь и более сложную структуру. Например, в моей практике были клиенты, которые были в большей степени сфокусированы на влечении не к анатомии человека, а скорее к его психологическому гендеру.

Например, мужчина испытывал влечение к молодым людям, как к анатомическим мужчинам, так и к анатомическим женщинам-трансгендерам, планировавшим операцию по смене пола или частично совершившим переход.

Важно было не то, какие анатомические особенности характеризовали данную личность, а то, что психологически это был мужчина – это было самым важным в возникновении и развитии влечения у моего клиента.

Этот мужчина считал себя гомосексуальным, а в случае контакта с женщиной, идентифицировавшей себя как мужчина и стремившейся занять подобающую социальную роль, выглядевшей соответственно и готовившейся к операции по смене пола, он считал, что анатомия ему просто «не мешала» получать удовлетворение от отношений и сексуального контакта.

Также помню женщину, идентифицировавшую себя как гетеросексуалку, при этом у нее было два эпизода отношений с маскулинными женщинами, в которых она чувствовала себя все той же женщиной, за которой ухаживает мужчина. Психология для нее тоже была важнее, чем анатомические особенности.

Или, например, мужчину, считавшего себя бисексуальным, однако однозначно предпочитавшего или женщин-натуралок или мужчин-транссексуалов, выглядящих как женщины, надевающих женскую одежду, при этом не обязательно стремящихся сменить пол.

Все это, теоретически, можно относить к бисексуальности, однако, виды сексуальной ориентации включают в себя термин «пансексуальность», который подчеркивает влечение к людям с определенным набором качеств вне зависимости от их анатомии.

По поводу терминологии ученые продолжают спорить, однако, я привел эти примеры лишь с одной целью: показать, что сексуальная ориентация включает в себя не только фактор анатомии. Как и пол не состоит только из конфигурации половых органов, а включает в себя и психологию, и социальную роль, и идентификацию.

Стоит также сказать о варианте сексуальной нормы. В сексологической практике принято следующее определение:

Сексуальная норма – сексуальные действия достигших половой и социальной зрелости дееспособных субъектов, осуществляемые по взаимному согласию и не предполагающие нанесения ущерба здоровью а также не нарушающие границ третьих лиц.

Проще говоря, если эти взрослые люди отвечают за свои действия, осознают их, не совершают насилия, не прибегают к сексуальным действиям с не осознающим себя полностью человеком (ребенок, психически больной человек), не вовлекают в процесс тех, кто не давал своего согласия на участие, и не наносят друг другу серьезные увечья – они имеют право на все, что в этих рамках могут осуществить.

Но в каждом обществе существуют дополнительные ограничения, которые, как правило, проистекают из множества факторов, в основном, ценностных, моральных и порой как следствие – законодательных, которые могут ограничивать право людей заниматься сексом так, как им хочется.

Рассматривать все виды сексуальных действий с позиции «норма/патология» — не задача данной статьи, но если возвращаться к теме сексуальной ориентации, то половой контакт двух взрослых людей одного пола, осуществляемый по обоюдному согласию и без причинения вреда здоровью, является вариантом сексуальной нормы.

Было бы просто и легко, если бы мир был устроен однозначно. Белое или черное, плохое или хорошее, верх или низ, право или лево. «Чистые» гомосексуалы и такие же «чистые» гетеросексуалы. Но в реальности поделить мир на такие простые и понятные уму категории не удается.

Зоолог и сексолог Альфред Кинси, исследуя половое поведение людей и животных, пришел к выводу, что «чистая» однозначность в этом вопросе бывает редко. Посмотрите на эту шкалу, и вы все поймете сами:

Кинси подтвердил свою гипотезу обширными статистическими данными, но выяснился еще один интересный факт. Мало того, что человек может не быть «чистым» представителем своей ориентации, его не представляется возможным оценить по этой шкале раз и навсегда, потому что разным возрастным периодам могут быть свойственны разные проявления.

Например, в подростковом возрасте, когда сексуальность только пробуждается, достаточно легко перепутать ситуационные проявления гомосексуальности с истинной гомосексуальностью. В те периоды жизни девочки и мальчики существуют в своих, преимущественно однополых, компаниях или по парам друзей.

Дружба в этом возрасте может иметь очень важное значение, она по-настоящему интимна в этот период, и многие мои клиенты признавались, что испытывали влечение, например, к подруге или другу собственного пола.

Иногда это приводило даже к каким-то ситуативным половым контактам, любопытство относительно сексуальности было сильно, а на контакты с противоположным полом еще было сложно и страшно решиться.

Но потом подобные порывы угасали, а с дальнейшим взрослением и при появлении более широкого доступа к противоположному полу, выработки навыка общения и знакомства, поддержания отношений, те «случайные приключения» начинали восприниматься как игра и даже надолго забывались.

Нередко при работе с подростками я сталкивался с тем, что восторженное обожание, например, старшего по возрасту учителя принималось за влюбленность и подросток начинал задавать себе вопрос: у меня – нетрадиционная ориентация?

Но, как правило, для большинства подобные влюбленности не несут в себе никакой информации о том, какой будет реальная сексуальная ориентация взрослого человека в будущем.

Они служат совершенно иной цели: открыть самому подростку силу его эмоций, они позволяют проявить сексуальное любопытство, изучить себя, свои реакции. Зрелые чувства и настоящие сильные влечения приходят, как правило, позже.

Бывает и строго наоборот. Человек, который в подростковом возрасте был «ни сном ни духом» относительно сверстников своего пола, повзрослел, живет обычной гетеросексуальной жизнью, вдруг начинает уже в зрелом возрасте испытывать сильное влечение к своему полу.

Как такое возможно? Как правило – это следствие жесткого воспитания. Если ребенку с ранних лет активно внушать ужас перед гомосексуальностью, подчеркивать, что нетрадиционная ориентация – это позор и кошмар, то даже латентные проявления собственной бисексуальности (которая – помним! – заложена в каждом природой) ребенок постарается изо всех сил подавить и вытеснить.

В результате его влечение начнет формироваться не так, как требует его природа, а так, как требует социум. Причем, у девочек и мальчиков это происходит по-разному. Мальчикам какое-то время под действием сильных юношеских гормонов кажется, что девочки вполне удовлетворяют их желания.

На деле же сказывается общая неразборчивость мужских юношеских влечений, особенно у тех, кто обладает сильной сексуальной конституцией . Инстинкт в момент пика сексуальности настолько мощно требует выхода, что порождает способность удовлетворяться практически любым более или менее подходящим объектом.

А с учетом того, что девушка всеми вокруг награждается ярлыком «правильный объект», то всеобщее одобрение этого шага юноши подогревает его пыл. И только когда тема самоутверждения в социуме отступает на второй план, может проявиться истинная сексуальная ориентация человека.

В моей практике случались клиенты-мужчины, которые успевали на волне самоутверждения жениться и даже завести детей. Но позже, когда для влечения нужны были уже иные факторы, более глубокие, влечение к жене пропадало начисто, а нетрадиционная ориентация «вдруг» заявляла о себе неожиданной, но страстной и непреодолимой влюбленностью.

С женщинами чаще происходило несколько иначе: многие из них заводили отношения с мужчинами, вообще не руководствуясь сексуальными порывами, если только любопытством. Для многих важно было другое – душевная дружба, обеспеченность, поддержка в желании женщины стать матерью.

«Я думала, что секс – не самое главное, — говорила про тот период жизни одна моя клиентка, — мы прекрасно ладили, у нас родился ребенок. И только позже я поняла, что уже действительно хочу получать удовольствие в постели, мне искренне захотелось секса , но при этом я поняла, что этот секс я по-настоящему хочу не с мужем и даже не с мужчиной вообще…»

Встречались примеры и такие, когда человек осознает свою ориентацию, развивает вполне «обычные» отношения, но при этом вдруг испытывает порыв «попробовать новое» именно с партнером своего пола. В общем, вариантов развития очень много.

Все эти примеры я привел для того лишь, чтобы показать: сексуальная ориентация сама по себе формируется рано, но проявляется по-разному, в разные периоды жизни, с разной интенсивностью, и самое важное – может быть до определенной поры не осознаваемой, особенно если это – нетрадиционная ориентация.

Не так уж много людей попадают на крайние точки шкалы сразу, как только вообще осознают свою сексуальность. И в этом нет ничего страшного: человеческая природа пластична не просто так, это – определенный ресурс, который человеку дан природой.

Для чего? Ну, хотя бы для того, чтобы в ситуации отсутствия половых партнеров противоположного пола мочь хотя бы на какое-то время переключиться на партнеров своего. Секс – функция, существующая не только для продолжения рода, и среди животных встречается непродуктивный (не ведущий к зачатию) секс.

Секс помогает выживать виду вообще, потому что, среди прочего, служит формой закрепления союза между людьми, источником творчества, способом самовыражения и т.д. У него очень много важных функций помимо деторождения.

Как один из интересных примеров – некоторые рыбы меняют пол в процессе жизни. Так природа контролирует равновесие самок и самцов в популяции. А в отношении людей некоторые ученые склонны предполагать, что нетрадиционная ориентация – способ регуляции численности популяции.

Как минимум до появления вспомогательных репродуктивных технологий эти люди были теми, кто, по сути, отказывался от активного размножения, сохраняя при этом способность к зачатию, и мог при необходимости все-таки принять участие в процессе размножения.

А в следующей части статьи мы поговорим о том, можно ли изменить сексуальную ориентацию , какие вещи могут этому препятствовать и для чего вообще это может понадобиться.

Если у Вас возникли вопросы по статье:

« »

Вы можете задать их нашему психологу Online:

Если Вы по каким-либо причинам не смогли связаться с психологом онлайн, то оставьте свое сообщение (как только на линии появится первый свободный консультант - с Вами сразу же свяжутся по указанному e-mail), либо на .

Каковы бы ни были возможные биологические причины или сопутствующие факторы гомосексуальности, формирование сексуальной ориентации индивида - сложный и длительный индивидуальный процесс. Важнейший теоретический вывод многолетнего поиска причин гомосексуальности - уяснение того, что мы вообще не знаем «этиологию» устойчивой системы эротических предпочтений индивида, будь то гомо-, гетеро- или бисексуальная ориентация. Поведенческая статистика, подсчитывающая количественное соотношение гомо- и гетеросексуальности, так же легко вводит в заблуждение, как и склонность клиницистов «субстанциализировать» описываемые ими синдромы, превращая их из феноменов в самостоятельные сущности.

Поскольку вариации сексуального, как и всякого иного, поведения могут объясняться временными, ситуативными факторами, американский психиатр Д. Мармор предлагает считать гомосексуальным индивидом только того, «кто во взрослой жизни испытывает определенно более сильное эротическое влечение к представителям собственного пола и обычно, хотя не обязательно, поддерживает с ними сексуальные отношения» . Это определение заведомо исключает преходящие, временные, ситуативно обусловленные (например, жесткой половой сегрегацией в условиях тюрьмы или закрытого учебного заведения) или типичные только для определенной фазы психосексуального развития (препубертатное и подростковое сексуальное экспериментирование) гомосексуальные контакты и переживания. Однако от чего зависит этот итог? В современной сексологии существуют на сей счет две главные парадигмы, за каждой из которых стоит несколько содержательных концепций .

Первая, более традиционная биолого-медицинская парадигма (назовем ее теорией инверсии) относит гомосексуальность к тому же классу явлений, что и гермафродитизм, транссексуализм и трансвестизм. Их общую основу составляет рассогласованность различных детерминант или уровней половой идентичности, но эта рассогласованность неодинакова по своей глубине, устойчивости и преимущественной сфере проявления. Гермафродитизм - явная соматическая патология, делающая невозможной половую идентификацию индивида. Транссексуализм - постоянная, тотальная инверсия половой роли/ идентичности, несовпадение морфологического пола и полового самосознания субъекта, .большей частью обусловленное скрытой генетической или гормональной патологией. Трансвестизм также предполагает инверсию половой роли/идентичности, но не постоянную, а эпизодическую; половая идентичность является в этих случаях как бы сменной, выбираемой на время. Гомосексуализм не затрагивает ни телосложение, ни половую роль/ идентичность, но означает постоянную инверсию сексуальной ориентации, т. е. неадекватный выбор сексуального партнера. У бисексуальных индивидов сексуальная инверсия является временной, эпизодической.

Эта схема по-своему логична, отражая переход от более глубокой и устойчивой инверсии к локальной и эпизодической. Однако хотя «сексуальные» свойства кажутся производными от «половых», так бывает далеко не всегда. С одной стороны, нарушение половой роли/идентичности в детстве в дальнейшем нередко сопровождается сексуальной инверсией. Например, все 9 мальчиков, страдавших допубертатной рассогласованностью половой роли/идентичности, развитие которых прослежено Мани и Руссо до 23-29 лет, стали гомосексуалистами . С другой стороны, трансвестизм не обязательно и даже довольно редко сочетается с гомосексуальностью (это видно, кстати, и из приведенных выше этнографических данных). Поскольку попытки найти биологические детерминанты «чистого» гомосексуализма до сих пор остаются безуспешными, психологи и психиатры вынуждены искать источники сексуальной ориентации как в гомо-, так и в гетеросексуальном варианте, в особенностях индивидуального развития личности.

Вторая парадигма (теория сексуальной ориентации) основывается не на сексопатологии, а на психологии нормального развития, считая формирование эротических предпочтений субъекта одним из аспектов становления его полоролевой ориентации; с этой точки зрения критическим периодом формирования эротических предпочтений будет уже не раннее детство, а предподростковый и подростковый возраст, а наиболее значимыми другими - не родители, а сверстники, с которыми индивид общается и на которых психологически ориентируется в период, когда у него пробуждаются эротические интересы. Соотношение этих двух теоретических моделей представлено на с. 269.

С точки зрения постановки вопроса вторая модель, предлагающая изучать процесс формирования сексуальной ориентации в целом, а не только в гомосексуальном варианте, предпочтительнее, но в содержательном плане обе модели не столько альтернативны, сколько взаимодополнительны. Первая фиксирует связь сексуальной ориентации личности с особенностями формирования полоролевой ориентации и предпочтений у ребенка, тогда как вторая описывает процесс дифференцировки собственно эротических предпочтений, приходящийся на младший подростковый возраст.

Согласно теории Стормса, «эротическая ориентация возникает в результате взаимодействия между развитием полового влечения и социальным развитием в младшем подростковом возрасте» . Иными словами, половое созревание вызывает эротические переживания, а социальная среда и преобладание в ней гетеро- или гомосоциаль-ных моментов (круг общения подростков, объекты их эмоциональных привязанностей, источники сексуальной информации и т. д.) определяют их направленность. Поскольку более раннее пробуждение либидо приходится на возраст, когда в круге общения и эмоциональных привязанностей подростка преобладают сверстники собственного пола, это способствует развитию гомоэротических склонностей, а более позднее созревание, наоборот, благоприятствует гетеросексуальности. При одинаковом половом влечении гомоэротическая ориентация будет тем сильнее, чем продолжительнее период преобладания гомосоциальных отношений; уменьшение половой сегрегации, напротив, способствует формированию гетеросексуальной ориентации.

Стормс подтверждает это ссылками на известные факты более раннего пробуждения у гомосексуалистов эротических интересов и сексуальной активности. Например, по данным Сагира и Робинса , от 60% до 80% мужчин-гомосексуалистов сообщили, что половое влечение появилось у них до 13 лет (в контрольной группе таковых оказалось 20-30%). Меньшая распространенность гомосексуализма среди женщин также может быть объяснена этими двумя факторами: более поздним пробуждением эротических интересов (15 лет по сравнению с 13 у мальчиков) и меньшей гомосоциальностью женщин.

Гипотеза Стормса, несомненно, заслуживает серьезного обсуждения, но далеко не бесспорна. Во-первых, повышенная эротизированность эмоциональных переживаний и межличностных отношений мужчин-гомосексуалистов в подростковом возрасте может быть следствием ретроспективной иллюзии или того, что осознание своей сексуальной необычности побуждает таких людей воспринимать все свои отношения в эротическом ключе. Во-вторых, гомосоциальность, как уже говорилось, способствует развитию гомоэротизма не при всех, а только при каких-то, не вполне одинаковых, условиях. В-третьих, остается открытым вопрос, почему социально типичные для определенного возраста гомоэротические переживания у одних людей проходят, а у других закрепляются. В-четвертых, ссылка на половые различия в этом случае малоубедительна, так как вследствие диффузности женской сексуальности гомоэротические оттенки и мотивы женских межличностных привязанностей часто остаются незамеченными и даже неосознанными.

На переходный возраст приходится львиная доля тех «гомосексуальных контактов», распространенностью которых так ужаснул своих читателей Кинзй. Даже в очищенной от гомосексуалистов выборке Кинзи такие контакты признали 36% мужчин и 15% женщин, обучавшихся в колледже .

Однако пересчет наиболее репрезентативной части выборки Кинзи (2900 мужчин моложе 30 лет, учившихся в колледже) показал, что хотя 30% из них имели в прошлом хотя бы один гомосексуальный контакт, при котором опрошенный или его партнер испытывали оргазм, больше половины данной подвыборки (16% общего числа) не имели такого опыта по достижении 15-летнего возраста, а у другой трети подвыборки (9% общегб числа) гомосексуальное экспериментирование закончилось к 20 годам. По данным Ханта , из людей, имевших когда-либо гомосексуальный контакт, половина мужчин и более половины женщин прекратили такие отношения до наступления 16 лет. Среди американских подростков 13-19 лет гомосексуальный опыт признали 11 % мальчиков и 6 % девочек, но более половины этого опыта приходится у мальчиков на 11-12 лет, а у девочек - на 6-10 лет ^"Среди студентов американских колледжей, опрошенных в 1976 г., такие контакты признали 12% мужчин и 5% женщин , среди канадских студентов - 16-17 и 6-8% соответственно . Среди 16-17-летних школьников ФРГ гомосексуальный контакт признали 18% юношей и 6% девушек, в том числе с оргазмом - 10% юношей и 1% девушек, но в последний год перед опросом такой опыт имели лишь 4% юношей и 1% девушек .

Что реально стоит за этими цифрами, которые, по единодушному мнению специалистов, скорее преуменьшены, чем завышены? Посмотрим на них не с точки зрения сексопатологии, которую интересует этиология гомосексуализма, а с точки зрения нормальной подростковой и юношеской сексуальности.

Гомосексуальный опыт в отрочестве и юности может быть существенным или несущественным фактом психосексуальной биографии индивида, но такой опыт сам по себе отнюдь не делает его «гомосексуалистом», так же как никто не назовет вором ребенка, похитившего чужую игрушку. Большая часть подобных контактов происходит между сверстниками, без участия взрослых. Из числа американских подростков, имеющих гомосексуальный опыт, взрослыми были инициированы только 12% мальчиков и меньше 1 % девочек; у остальных первым партнером был сверстник или подросток ненамного старше или моложе . Сходную картину рисует и гомосексуальная выборка Кинзи: более 60% этих мужчин имели первый гомосексуальный контакт в возрасте от 12 до 14 лет ; в 52,5% случаев партнеру было также от 12 до 15 лет, у 8% он был младше, у 14% это были 16-18-летние юноши и только у остальных - взрослые . Аналогичные данные приводят и другие исследования.

Почему же вообще распространены гомоэротические чувства и контакты среди подростков? Ранние сексологические теории были склонны выводить их из особенностей самой подростковой сексуальности. Например, А. Молль постулировал существование особого периода «подростковой интерсексуальности», когда половая возбудимость очень велика, а объект влечения не определился. Такого мнения и сейчас придерживаются некоторые психиатры . Однако возрастные рамки этого периода (от 7-8 до 15-16 лет) слишком неопределенны. Кроме того, неясно, является ли интерсексуальность всеобщей или характерной только для некоторых детей и подростков (и каких именно), как соотносятся в этих случаях сексуальное поведение и эротические фантазии и др. Если для Молля «интерсексуальность»- возрастной феномен, то 3. Фрейд связывает гомосексуальность с изначальной бисексуальностью человека. Окончательный баланс гетеро- и гомоэротических влечений, т. е. психосексуальная ориентация личности, складывается, по 3. Фрейду, только после полового созревания . Поскольку у подростка этот процесс еще не завершен, «латентная гомосексуальность» проявляется у него, с одной стороны, в прямых сексуальных контактах и играх, а с другой - в страстной дружбе со сверстниками собственного пола. В рамках психоаналитической теории, рассматривающей все эмоциональные привязанности как либидонозные, такая расширительная трактовка грмо-эротизма вполне логична. Однако насколько продуктивен подход, описывающий всю систему общения и эмоциональных привязанностей индивида в терминах, имеющих преимущественно, а для неспециалистов - исключительно сексуальный смысл?

Подростковый возраст и ранняя юность - время, когда личность больше всего нуждается в сильных эмоциональных привязанностях, но как быть, если психологическая близость с лицом противоположного пола затруднена собственной незрелостью подростка плюс многочисленными социальными ограничениями (насмешки товарищей, косые взгляды учителей и родителей), а привязанность к другу своего пола ассоциируется с гомосексуальностью? Порожденный этим страх лишь усиливает неуверенность подростка в своей психосексуальной идентичности. Дело даже не в последствиях. Взаимоотношения подростка с лицами своего и противоположного пола нужно рассматривать в общей системе его межличностных отношений, которые, конечно, не сводятся к сексуально-эротическим. Предложенных Кинзи двух шкал - поведенческой шкалы гетеро/гомосексуальности, фиксирующей половой состав реальных сексуальных партнеров личности, и диспози-циоиной шкалы гетеро/гомоэротизма, фиксирующей эротические предпочтения индивида,- недостаточно для описания и понимания его взаимоотношений с лицами своего и противоположного пола. Их необходимо дополнить двумя коммуникативными шкалаг^и: поведенческой шкалой гетерогомосоциальности, фиксирующей половой состав круга реального общения личности (партнеры по играм, совместной деятельности, участие в однополых или смешанных компаниях и т. п.), и диспозиционной шкалой гетеро/гомофилии, фиксирующей ориентацию на одно- или разнополое общение, способность индивида к психологической интимности и дружбе с представителями своего и противоположного пола и потребность в них и т. д. .

Ни одно из этих понятий не является новым. Понятия гетеро- и гомосоциальности и гетеро/гомофилии давно употребляются в социальной психологии. Что же касается гетеро/гомосексуальности и гетеро/гомоэротизма, то их различал Шандор Ференци уже в начале XX века. Однако эти 4 оси обычно рассматривают изолированно друг от друга. Между тем именно их сопоставление показывает неправомерность сведения общих социально-коммуникативных категорий к сексуально-эротическим, как бы широко последние ни трактовались.

Общеизвестная гомосоциальность мужчин и особенно мальчиков-подростков, предпочитающих общение с представителями своего пола, вытекает не из общего для них «гомосексуального радикала», а из общих закономерностей их половой социализации. Гомофилия, т. е. ориентация скорее на сходство, чем на дополнение, является общепсихологической закономерностью, которая отнюдь не ограничивается сферой взаимоотношения полов; людям вообще свойственно симпатизировать и искать близости с теми, кто кажется им похожими на них самих. Это ярко проявляется в психологии дружбы . В переходном возрасте эта тенденция особенно сильна.

Сочетание коммуникативных и психосексуальных характеристик неодинаково у разных индивидов и на разных стадиях жизненного пути. Поведенческая гетеросексуаль-ность может сочетаться с диспозиционным гомоэротизмом. Гетероэротизм нередко сочетается с гомофилией; это особенно типично для мальчика-подростка, который воспринимает женщину только как сексуальный объект и именно поэтому не способен к психологической близости с ней, остро нуждаясь в друге собственного пола. Половая сегрегация в общении (гомосоциальность) подростков может объективно благоприятствовать гомосексуальным контактам и в то же время стимулировать гетеросексуальные интересы. Подтверждение своей маскулинности и гетеро-сексуальности юноша опять-таки получает от сверстников собственного пола, которым он рассказывает о своих «победах».

Хотя разные эмоциональные привязанности взаимосвязаны и одна из них может предшествовать и подготавливать рождение другой, они принципиально несводимы друг к другу. Психосексуальные переживания переходного возраста можно понять только с учетом других аспектов формирования личности.

Например, интерес к телу и гениталиям людей собственного пола, возникающий уже в раннем детстве, стимулируется прежде всего потребностью самопознания, сравнения себя с другими. В пубертатный период подросток впервые воспринимает собственное тело как эротический объект, вторичные половые признаки становятся для него одновременно знаком взрослости и пола.

Мы читаем в дневнике 14-летней девочки: «Однажды, оставшись ночевать у подруги, я ее спросила - можно мне в знак нашей дружбы погладить ее грудь, а ей - мою? Но она не согласилась. Мне всегда хотелось поцеловать ее, мне это доставляло большое удовольствие. Когда я вижу статую обнаженной женщины^ например, Венеру, то всегда прихожу в экстаз» 1. При желании можно увидеть в этом признании проявление «латентной гомосексуальности». Однако телесный контакт, прикосновение имеют не только эротический смысл, это универсальный язык передачи эмоционального тепла, поддержки и т. д. Оценивая потенциально и даже явно эротические контакты между подростками, нужно помнить и о ситуативных факторах, в частности о высокой гомосоциальности младших подростков, для которых, особенно в 10-12 лет, почти повсеместно характерна некоторая сегрегация игровой активности мальчиков и девочек. Среди товарищей 10-11-летних мальчиков, обследованных Кинзи , мальчики преобладали в 72% случаев, девочки - в 4,7% случаев, было поровну тех и других в 23% случаев. Большая фактическая доступность сверстника своего, нежели противоположного, пола усиливается сходством интересов и значительно менее строгими табу на телесные контакты. Неудивительно, что гомосексуальные игры встречаются у них чаще, чем гетеросексуальные. Меньшая половая сегрегация, вероятно, даст иное соотношение. Генитальная игра со сверстниками, взаимная или групповая мастурбация, если в них не вовлечены взрослые, как правило, не считаются в мальчишеских компаниях чем-то страшным или постыдным. Поскольку у девочек выражения нежности, объятия, поцелуи вообще не табуируются, их потенциальные эротические обертоны большей частью и вовсе не замечаются. Естественно, пробуждающаяся чувственность на первых порах нередко удовлетворяется именно этим путем. К концу пубертатного периода такие игры обычно прекращаются; их продолжение в 15-16 лет уже дает основание для беспокойства.

Так как в генитальных играх младших подростков эротическая мотивация имеет подчиненное значение, психологи, чтобы избежать стигматизации, предпочитают не называть такие контакты гомосексуальными и не придавать им чрезмерного значения. Однако между допу-бертатной гомосексуальной активностью и будущим сексуальным поведением взрослого человека есть определенная связь. Из 2835 мужчин-студентов ФРГ, опрошенных Гизе и Шмидтом , гомосексуальные контакты в течение года перед опросом имели 3,4%. Эти данные были затем сопоставлены с воспоминаниями респондентов об их допубертатной (до 12 лет) гомосексуальной активности; оказалось, что чем выше допубертатная гомосексуальная активность личности (количество контактов и число партнеров), тем вероятнее гомосексуальное поведение взрослого. Из числа студентов, не имевших гомосексуальных контактов в детстве, в последний год перед опросом их имели лишь 2%, а из тех, кто имел много таких контактов,- 19% . Вообще детство гомосексуальных мужчин выглядит более «сексуализированным».

Простейшее объяснение этих корреляций - ссылка на условнорефлекторные связи, которые могут возникнуть у подростка во время генитальной игры и зафиксироваться в качестве гомосексуальной направленности. В принципе это, конечно, не исключено. Однако условнорефлекторная модель психосексуального развития в целом кажется слишком упрощенной, фиксируя внимание скорее на внешней стороне события, чем на его смысле для личности.

Между тем долгосрочные последствия зависят именно от субъективного смысла.

Гомосексуальные контакты со сверстниками, если они имеют игровую форму и не сочетаются с психологической интимностью, большей частью преходящие. Дело не столько в поведении, сколько в переживаниях субъекта. Один пациент Гарри Салливэна, взрослый гомосексуалист, рассказал ему, что в школьные годы только он и еще один мальчик не участвовали в гомозротических играх сверстников; случайно познакомившись затем и с этим школьным товарищем пациента, Салливэн узнал, что он тоже стал гомосексуалистом. Неучастие в играх товарищей было, вероятно, их бессознательной защитной реакцией, но пассивная роль зрителя только усиливала психологическую значимость происходящего .

Корреляциям между гомосексуальными играми мальчиков в допубертатном возрасте и поведением взрослых Г. Шмидт предлагает следующие объяснения: 1) в поведении ребенка уже проявляется будущая гомосексуальная ориентация взрослого; 2) положительно воспринятый сексуальный опыт вызывает желание продолжать его и тем самым формирует гомосексуальную ориентацию; 3) гомосексуалисты чаще вспоминают свои допубертатные сексуальные контакты; у них либо лучше память на такие события, либо меньше склонность к их вытеснению из сознания; 4) гомосексуалисты бессознательно перестраивают свою автобиографию, чтобы придать ей больше последовательности.

Несмотря на разные исходные посылки, эти интерпретации не исключают друг друга. Объяснения 1 й 2 считают описываемые различия реальными, а объяснения 3 и 4 видят в них следствия ретроспективного анализа; кроме того, 1 и 2 основаны на предпосылке, что настоящее есть функция прошлого, тогда как 3 и особенно 4 считают субъективное прошлое функцией настоящего. Проверить эти гипотезы можно только с помощью долгосрочных лонгитюдных исследований; метод поперечных срезов и анализ ретроспективных самоотчетов тут бессильны.

Этиология гомосексуализма выводит нас на проблему генезиса сексуальных ориентаций как таковых. Если законен вопрос, когда, как и в результате чего индивид осознает себя гомосексуалистом, какие стадии проходит этот процесс, то этот вопрос правомерен и в отношении гетеросексуальности.

Исследователи выделяют 3 этапа гомосексуальной идентификации: 1) от первого осознанного эротического интереса к представителю своего пола до первого подозрения о своей гомосексуальности; 2) от первого подозрения о своей гомосексуальности до первого гомосексуального контакта и 3) от первого гомосексуального контакта до уверенности в своей гомосексуальности, за которой следует выработка соответствующего стиля жизни.

Этот процесс неодинаково протекает у мужчин и у женщин. Мальчики, у которых раньше пробуждаются эротические чувства и чья половая роль допускает и даже требует отчетливых проявлений сексуальности, раньше начинают подозревать о своей психосексуальной необычности и раньше начинают половую жизнь, как правило, в гомосексуальном варианте. У девушек психосексуальное самосознание формируется позже; первое увлечение, объектом которого обычно бывает женщина на много лет старше, переживается как потребность в дружбе, гомосексуальному контакту у них часто предшествуют гетеросексуальные связи; так обстояло дело у 55% женщин и только у 19% мужчин . В табл. 15 приводятся данные о возрастных, параметрах этого процесса.

Длительность процесса гомосексуальной идентификации варьирует в зависимости от социальных условий, включая существующие в обществе стереотипы, и индивидуальных особенностей. Если максимум практического сексуального экспериментирования приходится на допубертатный возраст и начальный период полового созревания, то психологически наиболее сложен юношеский возраст, когда завершается формирование сексуальной идентичности. Анализируя свои эротические переживания, юноша с гомоэротическими наклонностями обнаруживает свою непохожесть на других. Это вызывает острый внутренний конфликт, чувство страха и одиночества, мешая установлению психологической близости с другими и усугубляя свойственные этому возрасту психологические трудности. Многие юноши пытаются «защититься» от гомосексуальности экстенсивными, лишенными эмоциональной вовлеченности гетеросексуальными связями, но это чаще всего обостряет внутренний конфликт. Психическое состояние и самочувствие юношей с незавершенной психосексуальной идентификацией значительно хуже, чем у тех, кто так или иначе завершил этот процесс, и они больше нуждаются в психиатрической помощи.

Однако подростковое гомосексуальное экспериментирование не всегда и не у всех бывает просто ситуативным. Судя по всему, оно и его последствия тесно связаны с детским жизненным опытом и самосознанием личности. Выше, обсуждая закономерности психосексуального развития ребенка, я отмечал у мальчиков в соответствии с «принципом Адама» тенденцию «дефеминизации». Вопреки распространенному стереотипу обыденного сознания, ни телосложение, ни поведение взрослых мужчин-гомосексуалистов отнюдь не является более фемининным, чем остальных мужчин. Сравнение гомосексуальных и гетеросексуальных мужчин по психологическим шкалам маскулинности, фемининности и андрогинии также не подтверждает психоаналитической концепции, что для гомосексуалистов характерна идентификация с противоположным полом. Однако, описывая свое детство, гомосексуалисты часто видят себя более фемининными, чем остальные мужчины. Почему?

В 1974 г. Уитэм задал 206 мужчинам-гомосексуалистам и 78 гетеросексуальным мужчинам ряд вопросов, относившихся к их детству: 1) интересовались ли они куклами, вышиванием и другими «девчачьими» играми и занятиями; 2) любили ли переодеваться в женскую одежду; 3) любили ли играть с девочками больше, чем с мальчиками; 4) дразнили ли их сверстники «девчонкой» и другими женскими кличками; 5) предпочитали ли они в детстве сексуальные игры с мальчиками, а не с девочками. Разница оказалась огромной, особенно между крайними группами исключительно гомо- и исключительно гетеросексуальных мужчин (табл. 16)

Аналогичные данные были получены в Гватемале и Бразилии , заставив предположить, что неадекватные полоролевые предпочтения в детстве - частая предпосылка взрослой гомосексуальности. Конечно, ретроспективные самоотчеты о детском поведении - источник принципиально ненадежный, но сходные результаты по детским играм, дифференцировка которых по полу отличается большой универсальностью и стабильностью, приводят многие другие ученые. Например, Греллерт и сотр. , спросив 198 гомо- и 198 гетеросексуальных мужчин и такие же две группы гомо- и гетеросексуальных женщин о том, насколько характерно было для них участие в 58 различных играх и спортивных занятиях отдельно в 5-8 и 9-13 лет, нашли между этими группами существенные различия, причем большинство гомосексуалистов обнаружили заметные отклонения от полоролевых нормативов. Ту же симптоматику отмечает лонгитюдное исследование Грина, в течение многих лет наблюдавшего мальчиков и девочек с атипичным полоролевым поведением : 94% этих мальчиков начали переодеваться в женскую одежду еще до 6, а 74% - до 4 лет. Дружить с девочками предпочитают 94% фемининных и только 2% маскулинных мальчиков. Фемининные мальчики не только охотно играют в женские игры (куклы, дом), но и нередко выбирают в них женские роли, чего маскулинные мальчики не делают никогда. Хотя причины этой феминизации, равно как и сексологический прогноз, могут быть разными, нарушение полоролевых стандартов поведения в детстве большей частью дополняется в пубертатном возрасте гомосексуальностью.

Однако почему у взрослых гомосексуалистов нет признаков феминизации? Отчасти на этот вопрос отвечает Харри . Опросив более 1500 гомосексуальных мужчин, в какой мере некоторые противоречащие образу маскулинности черты (кличка «неженка», чувство одиночества, желание быть девочкой, общение больше с девочками, переодевание в женскую одежду и т. п.) были характерны для них в детстве, в подростковом возрасте и на стадии взрослости, Харри нашел, что эти признаки с возрастом убывают. Например, в детстве считались «неженками» 42%, в юности - 33%, в настоящее время - 8% опрошенных; желание быть девочкой (женщиной) уменьшилось соответственно с 22% в детстве до 15% в юности и, наконец, до 5% у взрослых; игра (общение) преимущественно с девочками (женщинами) в детстве была характерна для 46%, в юности - для 27%, а для взрослых - для 9% опрошенных. Дефеминизация происходит и у контрольной, гетеросексуальной, группы, но исходный уровень «фемининных» показателей у этих мужчин гораздо ниже. Например, в однородной студенческой подвыборке среди гомосексуалистов в детстве считались «неженками» 47%, а среди гетеросексуальных мужчин - 11%, быть девочками хотели соответственно 34 и 5%, надевали женское платье 44 и 5%. С возрастом эта разница уменьшается или сходит на нет, а кое в чем даже «переворачивается». Например, в детстве общество девочек предпочитали 50% будущих гомосексуальных и только 12% гетеросексуальных студентов-мужчин; в юности соответствующие показатели составили 47 и 25%, а среди взрослых - 23 и 41%, что вполне понятно в связи с расхождением сексуальных ориентаций обеих групп. С одной стороны, тут действуют макросоциальные факторы. Обследование 686 мужчин-гомосексуалистов в Сан-Франциско показало, что психологически и поведенчески феминизированные гомосексуалисты чаще происходят из рабочей, нежели из интеллигентной, среды, причем многие мальчики раньше начинает половую жизнь и именно в гомосексуальном варианте . Харри объясняет это тем, что в культуре «синих воротничков» сильнее выражена полоролевая дихотомизация, благодаря чему любое несоответствие стереотипу маскулинности приобретает большее социальное значение, четче фиксируется окружающими, закрепляясь сначала в самосознании подростка, а затем и в его сексуальной ориентации. С другой стороны, имеет значение микросоциальная, семейная, среда. /Сравнение 66 поведенчески и психологически феминизированных мальчиков 4-11 лет с контрольной группой из 56 обычных маскулинных мальчиков из демографически сходных семей показало, что «фемининных» мальчиков в раннем детстве чаще считали красивыми, они больше болели; в первые годы жизни матери и отцы проводили с ними меньше времени. В то же время ожидаемой разницы в зависимости от того, хотели ли родители в период беременности данным ребенком получить сына или дочь, не обнаружилось, как и разницы в распределении супружеских ролей или удовлетворенности браком (некоторые теории транссексуализма придают этим факторам важное значение) .

Эти данные интересны не только с точки зрения сексопатологии, но и в более широком плане. В соответствии с «принципом Адама» формирование мужской половой идентичности и полоролевого поведения требует каких-то дополнительных усилий, и на мальчиков оказывается сильное давление в направлении психологической и поведенческой дефеминизации. Большинство из них справляются с этой задачей, но у тех, кому это дается труднее и процесс дефеминизации затягивается, по-видимому, остаются какие-то сомнения в своей полоролевой адекватности. Такие мальчики комфортнее чувствуют себя в женском обществе и в то же время испытывают повышенный интерес и тяготение к маскулинному началу, выступающему как своего рода идеал, недостижимый образец. В пубертатном возрасте эти интересы и контакты нередко эротизируются и складываются в более или менее устойчивую диспозиционную систему. При этом одних влечет к более сильным, физически развитым, маскулинным мальчикам, общение с которыми, не обязательно сексуальное, приобщает их к вожделенной маскулинности, в которой им самим как бы отказано (вспомним Тонио Крегера). Другие, напротив, тяготеют к младшим, более слабым и нежным мальчикам, в общении с которыми они могут чувствовать себя более уверенными и маскулинными, чем в обществе ровесников.

Эта модель, принимающая во внимание общеизвестную идеализацию маскулинности в гомосексуальной среде, позволяет, мне кажется, преодолеть односторонность концепции Стормса . Из нее вытекает, что соотношение гомо/гетеросоциальности, гомо/гетерофилии и гомо/гете-роэротизма Зависит не только от возраста и стадии психосексуального развития ребенка, но и от его индивидуальных особенностей. Недаром одни авторы связывают развитие гомосексуальной ориентации с жесткой половой сегрегацией и гомосоциальностью, а другие, напротив, с разнополым общением. В действительности, вероятно, происходит и то, и другое, но эти факторы, как и возраст появления эротических интересов, значение которого подчеркивает Стормс, следует считать не детерминантами сексуальной ориентации, а лишь факторами, способствующими ее формированию, причем это объясняется в рамках теории нормального психосексуального развития, без ссылок на «скрытую» биологию.

Однако если наши сексуальные ориентации Пластичны и изменчивы, то можно ли говорить о существовании единого гомосексуального стиля жизни или особого типа личности?

Выбор - это сходить в Макдональдс или Бургер Кинг.

Когда человек растет с ним происходит огромные изменения, то, что природа вложила в него. Одним из таких вложений является врожденное влечение к чему-то. Уже в детстве по суб-признакам и явным признакам можно судить о том, в каком направлении ребенок развивается - гуманитарном или техническом, в художку или в музыку, в танцы или солдаты. По тем же признакам можно определить ориентацию ребенка до полового созревания. И это не игрушки или походка ребенка (как в нам представляют в Ворониных), это определенные наборы психологических признаков. В американской психологии, да и в целом западной, эта тема настолько разработана и продумана, что для выявления подобных признаков для детей даже был разработан аналог теста Люшера.

Но это всего лишь зачаток, который при желании на время можно погасить. К началу полового созревания подросток, как правило, находится в "подвешенном" состоянии: к 12 -14 годам мальчики (к 11-13 девочки) задаются вполне логичными вопросами - что, как, где в сексуальном мире. И от этих вопросов рано или поздно подросток приходит к отношениям с противоположным полом. В этот момент родители отдаляются от ребенка, ребенок стесняется всего и вся, особенно своей начинающейся сексуальной жизни. И естественно ему не с кем обсуждать свою ориентацию, и он гуглит все, что с этим связано. К 15 годам гомосексуальные, бисексуальные, пансексуальные и т.д подростки уже знают о том, что они "другие". Я тоже осознал, что я гей в 15 лет, когда стал понимать, что мне приятно общение с девушкой только как с другом, когда к парням я чувствовал что-то иное. В этот момент я находился в такой самоненависти, в таком гневе к самому себе, что просто не знал стоит ли мне жить. ВГТРК и Первый Канал особенно помогали осознать, что я дивиант, и таким как я место в специализированных клиниках. Но слава психологии, которая уберегла меня от этого ужаса пропаганды, и я ничего с собой не сделал, в отличи от абсолютного большинства своих ЛГБТ+ коллег.

Ориентация - это в первую очередь жизнь человека. И на протяжение своей жизни до камингаута самому себе все сталкиваются с некими сигналами. Человек не может выбирать структуру своего организма, своей личности. А ориентация это нечто среднее между организмом и личностью человека. Безусловно, если ребенок, с врожденной направленностью в гомосекусальность будет жить не зная о ней или же он будет непробиваемо "защищен" от всей пропаганды и т.п. он не раскроет свою ориентацию, так как она будет погашена и информация об этом будет скудна, но рано или поздно человек вновь придет к своей ориентации, потому что человек не может приказать самому себе не любить, не может сказать себе не жить.

В современном мире сексуальная ориентация людей часто становится причиной скандалов, поскольку люди стали открыто признавать в том, что они «не такие как все». Будет интересно узнать, какие есть виды ориентации, что считается нормой, а что отклонением, и как происходит ее формирование.

Что такое сексуальная ориентация?

Сексуальность включает четыре основных компонента: пол, гендерную идентичность, социальную гендерную роль и сексуальную ориентацию. Под последней составляющей понимают более или менее постоянное эмоциональное, сексуальное и чувственное притяжение человека к другим индивидуумам конкретного пола. Может быть сексуальная ориентация гетере-, гомо-, би- и других видов. Ни один из них не считается психическим заболеванием или расстройством. Человек может осознавать или отрицать свою ориентацию.

Виды сексуальной ориентации

Многие считают, что существует только три основных вида ориентации, но это не так и их намного больше. Список сексуальных ориентаций постоянно пополняется и в пример можно привести такие виды:

  • Асексуалы . Люди, которые не чувствуют сексуального желания, хоть и могут оценить привлекательность других.
  • Сапиосексуалы . Один из самых странных видов ориентации, поскольку люди ощущают возбуждение от интеллектуальных способностей партнера. К слову, среди сапиосексуалов больше женщин, чем мужчин.
  • Пансексуалы . Признаки сексуальной ориентации у женщины и мужчин – влечение к людям любого пола и даже трансгендерам. Пансексуалов интересуют в большей степени личные качества объекта и эмоции, которые он испытывает при общении. Для них важнее духовная близость, а не половая принадлежность.
  • Аромантики . Люди с такой сексуальной ориентацией интересуются только сексом, а вот эмоции и чувства для них не важны. В большинстве случаев они просто перебирают случайных партнеров, поскольку привязанность им не свойственна.

Традиционная сексуальная ориентация

Если индивид ощущает сексуальное желание исключительно к представителям другого пола, то считается, что у него гетеросексуальная ориентация. Этот вид является доминирующим. Гетеро – нормальная сексуальная ориентация, которую считают правильной. Объясняется это тем, что в мире животных гомосексуализм в чистом виде проявляется редко, и у них особи одного пола в большинстве случаев не чувствуют друг к другу влечения, а напротив, проявляют агрессию в борьбе за лучшего партнера.

Нетрадиционная сексуальная ориентация

К этому виду ориентации относят гомо- и бисексуальность . В первом случае у людей возникает влечение к индивидуумам своего пола, а во втором – к представителям обоих полов. Раньше считалось, что люди с нетрадиционной сексуальной ориентацией имеют психологические отклонения. В начале XX века психолог Хэвлок Эллис доказал, что гомосексуализм является врожденным, поэтому это один из вариантов нормы.

Формирование сексуальной ориентации

Есть разные версии того, как происходит формирование ориентации, и многие из них ошибочны. Ученые доказали, что сексуальная ориентация не может измениться из-за неправильного отношения родителей, эмоционального потрясения и так далее. Чтобы понять, от чего зависит сексуальная ориентация, были проведены исследования по формированию плода в утробе матери.

Ученые считают, что через 6-8 недель после зачатия к эмбриону поступает большое количество гормонов, которые важны для формирования половых признаков и структуры мозга. Первая их часть уходит на развитие половых признаков, а все, что остается – на конфигурации мозга. Если количества гормонов не хватает, то возникает сдвиг в сексуальной ориентации. Основные причины гормонального сбоя: стресс , болезнь и прием некоторых медикаментов в первые 2 мес. беременности.

Как определить сексуальную ориентацию?

Ученые и психологи в Америке провели исследования, которые дали сенсационные результаты. Определение сексуальной ориентации может осуществляться по длине пальцев на руке. В итоге были сделаны такие выводы:

  • Лесбиянки – безымянный палец является длиннее указательного.
  • Девушки с гетеро ориентацией – безымянный и указательный палец имеет равную длину.
  • Геи – указательный палец является длиннее безымянного.
  • Парни с гетеро ориентацией – длина безымянного пальца больше, чем указательного.

Решетка сексуальной ориентации

В 1985 году Фриц Клейн, чтобы более точно определить и измерить ориентацию людей предложил шкалу с тремя измерениями, учитывающими сексуальный опыт и фантазии в трех периодах времени: в настоящем, будущем и прошлом. Решетка сексуальной ориентации Клейна помогает увидеть изменчивость сексуальности в течение жизни. Каждый из трех столбцов нужно заполнить значениями от 1 до 7 по каждому параметру. При заполнении стоит учитывать, что, поскольку решетка не подразумевает асексуальности, то соответствующие графы можно оставить пустыми.

В большинстве случаев показали по разным шкалам, получаются неодинаковыми. Их можно сложить по трем колонкам (прошлое, настоящее и прошлое), а полученную сумму разделить на три. Для определения общего бала гетеро/гомосексуальности, найдите сумму всех показателей по всем графам и разделите ее на общее количество заполненных ячеек, которых может быть как 21, так и меньше. Решетка сексуальной ориентации включается такие параметры:

  • Сексуальное влечение – люди, какого пола вызывают возбуждение и привлекают физически?
  • Сексуальное поведение – пол настоящих сексуальных партнеров, то есть с кем был физический контакт: поцелуи, объятия и интимная близость.
  • Сексуальные фантазии – какой пол имеют люди, которых вы представляется в своих эротических фантазиях?
  • Эмоциональные предпочтения – какого пола ваши друзья, с которыми поддерживаете тесное общение?
  • Социальные предпочтения – с какими людьми предпочитаете общаться, работать и проводить свободное время?
  • Образ жизни – проводите ли вы преимущественно время с людьми, у которых разная сексуальная ориентация.
  • Самоидентификация – как вы определяете свою ориентацию?

Эгодистоническая сексуальная ориентация

Под этим термином понимают психическое расстройство, при котором человек говорит про свое стойкое желание сменить свою сексуальную ориентацию. Сбой касается не самой ориентации, а наличия потребности в изменении ориентации, переживаний и депрессий. Статистика показывает, что такие расстройства, связанные с сексуальной ориентацией, чаще проявляются у гомосексуалистов, которые не могут принять свои влечения из-за натиска общественности.

Для диагностики этого расстройства проводят исследования сексуальной самоидентификации, особенностей эмоциональной сферы и межличностного взаимодействия, а еще клинико-психопатологические исследования, чтобы исключить серьезные психические проблемы. Чтобы сексуальная ориентация была принята, проводится лечение, направленное на повышение социальной и сексуальной адаптации. Используются разные виды психотерапии.