Какие бывают отклонения. Что нового в психическом развитии

Кроха отлично ползает, встает в кроватке или манеже, придерживаясь за бортики, самостоятельно садится. Если он по каким-то причинам этого не делает, лучше покажите его врачу. Возможно, это индивидуальная особенность развития человечка, но все же следует исключить неврологические проблемы.

К концу третьего триместра первого года жизни 9-ти месячный ребенок умеет брать мелкие предметы не всей ладошкой, а большим и указательным пальчиком. Педиатры проверяют эту способность, давая крохе крупную пуговицу. Он уже лучше понимает речь родителей и активнее на нее реагирует, а также сам проговаривает отдельные слоги или звуки. На все эти познания и открытия требуются калории, которые поступают в детский организм уже не только с материнским молоком.

  • Если есть возможность, грудное вскармливание следует продолжать. Проводите его по утрам и вечерам, перед сном. А вот оставшиеся 3 приема пищи (всего их должно быть 5-6) должны состоять из разнообразных продуктов. Причем ужин пусть будет самым легким из них.
  • В меню ребенка 9-ти месяцев от роду уже присутствуют кефир и творог, разнообразные однородные каши без соли и сахара.

Малышу можно дать погрызть сухарик из белого хлеба или специальное детское печенье. А вот попытки родных и друзей побаловать его чем-то с общего стола, например, соленым огурчиком или копченой колбасой, следует пресекать. Солености, маринады, жирное, жареное и копченое ему будет вредно еще долгое время.

Источник:
Меню 9-ти месячного ребенка
Этот месяц – последний в третьем из четырех триместров, на который условно поделен первый год жизни ребенка. В эти 30 дней он прибавляет до 400-500 г веса и примерно 1.5-2 см роста. Впрочем, развитие 9-ти месячного малыша этим не ограничивается.
http://moya-vselennaya.com/menyu-9-ti-mesyachnogo-rebenka/

Развитие 9 месячного ребенка

Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений — одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.

К середине 1-го месяца, а иногда и раньше, дети начинают «осмысленно» оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми «объектами» повышенного внимания бывают лица самых близких людей — мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными — он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову — это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции — улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения — одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все «попробовать на зуб». Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции — улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги «ба», «ма», «да», лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев, по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед — это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться «на носочки», а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

Источник:
Развитие 9 месячного ребенка
Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша.
http://bereg.ru/deti/zdor/nevrol.shtml

Развитие малыша 9 месяцев

Развитие малыша 9 месяцев - первые слова и шаги, новые игры!

К 9 месяцу ваш малыш изменился кардинально. Заметили? Где тот неповоротливый карапуз, который все время проводил на руках или в манеже? Теперь кроха активный, невероятно любопытный и очень подвижный. Каким же должно быть развитие ребенка в 9 месяцев?

Мамины руки все больше оказываются свободными, ведь все самое интересное для малыша находится у него под ногами! Активные ползуны умеют уже поворачивать во время движения, причем скорость передвижений нередко приводит в шок родителей. Только что кроха был здесь, а сейчас уже в другой комнате! Надеемся, что вы позаботились о безопасности пространства и там тоже…

Ползание крохи является важным фактором его физиологического развития. Этот процесс укрепляет все без исключения мышцы, поэтому ползунам не нужна никакая дополнительная гимнастика. Но малыши ведь разные, и кому-то ползать нравится чрезвычайно, даже настолько, что ходить крохи начинают только после 13 месяцев. А другие, наоборот, сразу встают на ножки. Поэтому если ребенок 9 месяцев не ползает, нет причин для беспокойства, и значит, он пойдет быстрее сверстников.

Но попытаться вместе освоить «ходьбу на четвереньках» все же стоит, так как в этом возрасте позвоночник еще не готов к прямохождению. Вторым опасным фактором данного периода является стремление малышей делать шаги без опоры. Пойти сейчас он еще вряд ли сможет, малыши осваивают навык хождения не раньше 10 месяцев. А вот упасть, испугаться и надолго отказаться от попыток пойти в дальнейшем - запросто. Поэтому внимательно следите за попытками крохи шагать без поддержки.

Прикорм становится более интересным, так как ребенок уже может самостоятельно брать кусочки мягкой пищи и отправлять их в рот. Если малышу 9 месяцев и нет зубов, стоит показать его стоматологу, но переживать излишне, так как задержкой роста зубиков считается отсрочка на 6 месяцев, то есть до 1,4 года.

Развитие малыша 9 месяцев переформатирует и его распорядок дня. Если раньше кроха любил подремать утром и вечером по часу, а днем отдохнуть часа 3, то сон ребенка в 9 месяцев строго делится на 3 периода. Два из них отводятся на день, когда малыш отдыхает 1,5-2 часа, самый продолжительный ночью до 11 часов.

Рост ребенка в 9 месяцев замедляется, что становится заметным на профосмотрах. То же можно сказать и о весе ребенка в 9 месяцев: набор массы может составить всего 300 граммов в месяц. Нормативы для малышей указаны в таблице ниже.

Источник:
Развитие малыша 9 месяцев
Каково развитие ребенка в 9 месяцев? Что должен уметь кроха, а какие навыки лишь начнет осваивать.
http://kids365.ru/rebenku-9-mesyacev/

Ребенок в 9 месяцев (календарь развития)

К девяти месяцам ваш ребенок поменялся кардинально. Это уже не тот неповоротливый толстячок, которым он был недавно. Теперь малыш подвижен, любопытен и много времени проводит на полу. Мамины руки все чаще остаются свободными, теперь ей достаточно временами просто держать малыша у себя на виду, при этом полноценно общаясь с ним. Развитие ребенка в 9 месяцев большей частью направлено на совершенствование костного и мышечного аппарата. Начало третьего триместра – это время физической и психологической подготовки детского организма к прямохождению.

В связи с повышением двигательной активности ребенок в 9 месяцев начинает набирать меньше, чем раньше. За девятый месяц малыш может прибавить от 300 до 550 г и вырасти на 1 – 2 см. К концу месяца дети имеют вес 8.5 – 9.5 кг (± 1 кг), рост 69.5 – 72.5 см (±3 см).

  1. Малыш в девять месяцев сам садится и может без труда просидеть до 10 минут. Из положения сидя умеет дотянуться и взять игрушку.
  2. Самостоятельно встает у опоры, может сделать несколько маленьких шажков, идет за стулом (держась за спинку стула, двигает его и идет за ним). В ходунках может пробыть не уставая до 10 минут, подпрыгивает и приседает в них.
  3. Кроха пытается ползать. Встать на четвереньки малышу еще сложно, а вот по-пластунски могут ползать уже многие дети. Но если у крохи это не получается пока, не стоит переживать, просто помогите ему усвоить навык.
  4. Ребенок в 9 месяцев все чаще использует щипковое хватание – берет предмет двумя или тремя пальчиками, может подбирать даже крошки. Активно развивается мелкая моторика малыша, он сует свои пальчики, куда только можно, все пытается потрогать. Умеет рвать на клочки бумагу.
  5. Малыш уверенно держит в руках предметы: кусочки пищи, чашку, но разжать пальчики ему пока трудно, поэтому если кроха за что-то схватился, то забрать у него это крайне сложно. Если вы попытаетесь отнять у ребенка какой-то предмет, то он оттолкнет вашу руку и отвернется.
  6. У ребенка в 9 месяцев продолжают или начинают расти зубки со всеми сопутствующими этому явлениями (капризность, слюнотечение, температура 37 0 С). Не переживайте, если зубов пока нет, в норме они могут появиться позже и вырасти сразу несколько.
  1. Речь малыша в девять месяцев продолжает развиваться быстрыми темпами: он постоянно повторяет слоги, начинает связывать их в короткие слова (папа, мама, баба) и ассоциирует их с объектами. Ребенок меняет интонацию во время «разговора».
  2. Знает свое имя, отвечает на него комплексом оживления: поворачивает голову, улыбается.
  3. Эмоции ребенка в 9 месяцев становятся определенными: он радуется или смеется, когда его смешат, не скрывает обиду и гнев, когда злится.
  4. Показывает пальчиком не только на те предметы, которые хотел бы достать, а и туда, куда хотел бы забраться: просит открыть шкафчик, холодильник, достать что-то из кармана.
  5. Понимает простые просьбы: «возьми это», «иди сюда». Начинает осваивать жесты: кивает головой – «нет» или «да».
  6. Ребенок помогает одевать себя: просовывает в рукава ручки, тянет ногу в штанину. Сам может снять шапку. Держит чашку двумя руками, ест пальцами.
  7. Играя в прятки, понимает где вы, даже если вас не видно. Может найти по голосу или шороху.
  8. Чаще всего игрушки пока использует не по назначению: любит ударять одной о другую, вкладывать друг в друга, кидать и смотреть, как падает.
  • Малыш должен уметь сидеть без опоры, пытаться вставать, пробовать ползти за игрушкой, держать чашку в двух руках, хватать двумя пальчиками.
  • Лежа на животике должен тянуться за игрушкой и пытаться ползти.
  • В положении сидя ребенок должен уметь повернуться и взять предмет сбоку или чуть сзади.
  • Малыш подражает вашим жестам и действиям: покажите, как нужно барабанить палочками, ребенок должен суметь повторить.
  • Когда вы пытаетесь отнять игрушку, малыш должен уметь препятствовать этому: крепко держать, перетягивать на себя.
  • В речи ребенка обязательно должны присутствовать повторяющиеся слоги.
  • Малыш должен различать близких и чужих, реагировать на свое имя.

Отсутствие каких-либо из вышеперечисленных навыков должно насторожить вас. Обязательно посоветуйтесь по этому поводу с детским врачом.

Продолжайте кормить грудью или смесью и вводить в прикорм новые продукты.

Грудное молоко (смесь) должны составлять 1\4 суточного рациона ребенка в 9 месяцев. Если вы начали прикармливать в 6 месяцев, то у вас заменены три грудных кормления и в питании малыша присутствуют все основные продукты:

овощные 150 -180 г и фруктовые пюре 50 - 80 г, каши до 180 г, мясо 50 г, желток 1\2 два раза в неделю, кефир и творожок 30 – 40 г, сухарик и пшеничный хлеб по 5 г, масло растительное и сливочное по 5 г, сок (фруктовый или овощной) до 80 г. Творожок можно давать с кефиром в вечернее кормление. На девятом месяце начинайте вводить рыбу нежирных сортов около 50 г, раз в неделю, а также мясные фрикадельки, сваренные на пару. Пюре можно делать теперь из нескольких овощей с добавлением зелени. Каши могут быть из смеси злаков, в том числе глютеновые (овсяная, пшеничная), при хорошей переносимости. Манную кашу лучше не давать до 1 года, так как она трудна для переваривания.

Малыш спит 2 раза днем по 2 часа, а ночью - до 10 часов. К этому возрасту может несколько поменяться режим дневного сна: поскольку ночью кроха стал спать дольше и позже просыпаться, то дневной сон может несколько сдвинуться. Но многие малыши продолжают спать и играть в том же режиме.

Груднички так же просыпаются по ночам и просят грудь, но не из чувства голода, а из-за психологической потребности в близости к матери. Скорее всего, так будет, пока вы не отучите от груди.

В таком возрасте у младенцев бывают со сном проблемы. Связано это с тем, что малыши могут уже намеренно растягивать время бодрствования, как им захочется. Они начинают понимать, что есть день, а есть ночь, и ночью все спят, а днем играют. Поэтому приучайте ребенка к режиму, следите, чтобы он не переутомлялся играми.

Даже если вам тяжело, продолжайте носить ребенка на руках. До того, как малыш пойдет, это необходимо для правильного психического развития.

Продолжайте развивать речь: разговаривайте с малышом, читайте книжки с картинками. Отдавайте предпочтение маленьким стишкам и потешкам, в которых повторяются слова. Обсуждайте с ребенком картинку, попросите найти на ней что-то и показать пальчиком. Используйте тематические карточки с картинками. Прилагайте все усилия, чтобы малыш научился ползать.

Для ребенка на девятом месяце очень важно общение в игре.

Позаботьтесь, чтобы на кухне и в комнатах был набор предметов, которые можно дать малышу для игр. Вы можете сами придумывать занятия для ребенка, возможно, он сам своими действиями подскажет, во что хотел бы поиграть. Позволяйте крохе самому начинать игру, так вы приучите его к самостоятельности и научите принимать решения.

Соблюдать режим ребенка в 9 месяцев важно как для его физического, так и для интеллектуального развития. Сон «по правилам» позволяет малышу восстанавливать силы и всегда быть в хорошем настроении. Регулярные приемы пищи в количествах, необходимых крохе в данном возрасте, сохраняют его здоровье и бесперебойную работу кишечника. Также нельзя обойтись без других режимных моментов: купаний, прогулок, игр и массажа.

Распорядок 9 месячного ребенка

Чтобы малыш всегда был бодрым и счастливым, нужно ежедневно соблюдать режим дня. Для ребенка 9 месяцев он состоит из следующих моментов:

  • Кормление;
  • Бодрствование;
  • Прогулки;
  • Гигиенические процедуры;
  • Массаж с элементами гимнастики.

К девятому месяцу жизни распорядок дня малыша не сильно отличается от того, которого придерживались мама и ребенок, начиная с шести месяцев. Разницу можно найти только в питании, играх и массажном комплексе.

Утро малыша начинается в 6-7 часов. После пробуждения его ждет умывание: личико, глазки, ушки, ладошки – все должно быть чистым. Затем ребенка нужно покормить грудным молоком. После этого наступает время для игр и развлечений. Оно длится до тех пор, пока кроха не захочет спать. В таком порядке следуют друг за другом основные режимные моменты. Остальные же совмещаются со сном (например, одна из прогулок) или с бодрствованием (купание, массаж).


Продолжительность сна 9тимесячного ребенка составляет 14-15 часов. Из них ночью малыш отдыхает около 9-10 часов. Дневной сон делится на 3 отдыха по 1,5 часа. Однако многие дети уже переходят на 2хразовый дневной сон. Его продолжительность увеличивается до 2-2,5 часов. Стоит отметить, что 3хразовый сон предпочтительнее для ребенка 9 месяца жизни, так как он позволяет малышу лучше отдохнуть от новых впечатлений.

Лучшее время для подъема ребенка – 6-7 часов утра. Укладывать малыша спать нужно не позднее 22 часов. Если соблюдать данные правила, малыш в течение дня будет веселым и жизнерадостным. В случае недосыпа или пересыпа ребенок может капризничать и выглядеть перевозбужденным.


Режим питания ребенка 9 месяцев

Объем съедаемой пищи в сутки для 9тимесячного малыша немного превышает 1 литр. В день происходит 5 кормлений, то есть примерно по 200 мл в один раз. Если мама кормит ребенка грудным молоком, это замечательно. Но к данному возрасту оно отходит на второй план, а основной едой становятся пюре, каши и супы. Примерное выглядит так:

  1. кормление – грудное молоко/молочная смесь;
  2. кормление – каша и детский чай;
  3. кормление – овощной суп с мелко нарезанным мясом/овощное пюре с мясом и сок;
  4. кормление – детский творожок и кефирчик;
  5. грудное молоко/молочная смесь.

В данное меню можно и нужно вносить изменения день ото дня, заменяя одни продукты другими. Вместо мяса можно дать ребенку яичный желток, добавив его в супчик, или рыбу. В 9 месяцев нежирные сорта белой океанической рыбы вполне могут присутствовать в меню малыша. При домашнем приготовлении нужно быть особенно осторожным и удалить все косточки. Также можно воспользоваться готовым рыбным пюре из баночки.


Развивающие игры для малыша в 9 месяцев

Режим ребенка в 9 месяцев дает ему много времени для бодрствования. Научившись ползать, он получает больше свободы и легко может добираться туда, куда ему нужно без посторонней помощи. В данном возрасте за крохой нужен постоянный присмотр. А территория, по которой он передвигается, должна быть полностью безопасной.

Чтобы удовлетворить потребность ребенка в познании окружающего мира, больше играйте с ним. Иллюстрированные рассказы о животных, насекомых, природных явлениях, бытовых приборах… Да, о чем угодно, доступном по уровню развития для малыша, будут для него полезны и интересны. Также очень познавательными будут весенние и летние экскурсии на природу. Ребенку можно рассказывать обо всем, что его окружает.

Продолжайте при помощи игр развивать мелкую моторику рук. Обычно такие игры сопровождаются следующими атрибутами: бусинами, пуговицами, крупой, камешками и другими мелкими деталями. Поэтому во время данных игр нельзя спускать с малыша глаз. Отличной игрой на развитие мелкой моторики рук будет вставка и доставание крупы (фасоли, гороха, чечевицы) в соленое тесто.

В возрасте 9 месяцев с ребенком уже можно играть в прятки. Лучше, когда подобную игру проводят два взрослых человека. Один прячется за угол и издает звук «ку-ку!», на секунду показываясь. Ребенка это приведет в восторг! Потом он сам, будучи на руках у другого родителя, захочет спрятаться и выглянуть с хитрой улыбкой.

Режим дня дает свободу родителям и улучшает настроение ребенка. Кроме того, малыш приобретает полезные навыки и привычки, такие как ежедневное утреннее умывание и принятие ванны перед сном, еда в определенное время, отход ко сну и подъем «по часам». Это ему пригодится в жизни, а родителям будет полезно вплоть до окончания ребенком школы.

Ребенок в 9 месяцев становится не только эмоционально ярче, самое главное, что случается с малышом в этот период – переход в вертикальное положение, что требует от крохи большого количества энергии.

Задача родителей – обеспечить оптимальный режим дня, позволяющий достаточное время уделять как сну, так и активным действиям.

Ориентировочный распорядок дня

Каждый ребенок индивидуален, как и отличен распорядок дня каждой отдельно взятой семьи.
В таблице приведен оптимальный вариант распорядка дня, который может быть скорректирован с учетом особенностей конкретного малыша

  • 6:00-6:30 – подъем и первый завтрак.
  • 6:35-8:30 – период утреннего бодрствования, гигиенически процедуры: умывание, подмывание, принятие воздушных ванн, проведение массажа.
  • 8:35-10:00 – прогулка, как правило, на это время приходится и первый дневной сон ребенка.
  • 10:05-10:30 – возвращение с прогулки и второй завтрак.
  • 10:35-14:00 – период дневного бодрствования, сопровождающегося выполнением физических упражнений, развивающими занятиями и просто познанием всего нового и интересного.
  • 14:05-14:30 – время обеда.
  • 14:35-16:00 – послеобеденный сон.
  • 16:05-18:00 – период активного времяпрепровождения, можно сочетать как с подвижными играми, так и с познавательными уроками.
  • 18:05-18:30 – полдник
  • 18:35-20:30 – вечерняя прогулка. Потраченная в это время энергия позволит крохе по возвращении домой без проблем подготовится ко сну.
  • 20:35-22:00 – время спокойных игр, чтения книг, расслабляющего времяпрепровождения, время водных процедур.
  • 22:05-22:30 – ужин
  • 22:30-06:00 – ночной сон

Если распорядок вашего малыша не совпадает с указанным в таблице, это не критично. Самое важное при формировании режима дня ребенка 9 месяцев соблюдение следующих моментов: yаличие интервалов между кормлениями длительностью в 4 часа, количество прогулок — две, время бодрствование ребенка должно включать как активные мероприятия, направленные на физическое развитие, так и занятия, направленные на развитие мышления и речи.

Оптимальная продолжительность сна ребенка данного возраста составляет 11-14 часов в сутки. Ночной сон – основной и самый продолжительный. Как правило, в этот период ребенок уже способен непрерывно спать всю ночь.

В течение дня ребенок может спать, как два, так и три раза. Это обусловлено индивидуальными особенностями каждого малыша. Оптимальный вариант – это два полуторачасовых периода сна. Дневной сон в таком режиме говорит о нормальном психическом и эмоциональном состоянии ребенка.

Трехфазный дневной сон состоит из двух кратковременных отрезков по 40 минут (в 9:00 – утром и в 19:00 – вечером), а также наиболее длительного послеобеденного сна, продолжительностью около 2-х часов. Если ребенок придерживается трехразового дневного сна, это значит, что организм малыша еще не готов к длительному бодрствованию, а значит, быстрее утомляется. Не стоит пытаться перестроить малыша на двухфазный дневной сон. Это приведет к тому, что детский организм не сможет восстановить энергию, потраченную во время бодрствования. Достаточный дневной сон и по количеству, и по продолжительности является залогом хорошего настроения и нормального развития ребенка.

Независимо от того, сколько днем спит ваш малыш, важно помнить, что оба варианта – это допустимые нормы сна!

Нарушения сна

Что же можно отнести к нарушениям сна?

  • Во-первых, это дневной сон малыша, разделенный на короткие отрезки по полчаса. Как правило, количество отходов ко сну в течение дня составляет 4-5 раз.
  • Во-вторых, нарушением ночного сна является частые вздрагивания и общее беспокойство во время сна, дети часто просыпаются, их пробуждение сопровождается плачем. Такие детки после пробуждения успокаиваются только на руках у мамы. И даже после укачивания сон их тревожен и может вновь прерваться.

Причины нарушения сна

Своевременное определение причины, оказавшей негативное влияние на сон малютки, и ее максимальное устранение позволит нормализовать процессы, ответственные за гармоничное развитие ребенка.

Чаще всего, мешают процессу нормального сна следующие факторы:

  • Внешние раздражители, повышенное воздействие которых приводит к переутомлению ребенка. Сюда можно отнести посторонних людей, активные игры со старшими детьми, громкий звук телевизора.
  • Некомфортная температура в спальне. Жаркий и сухой воздух не способствует крепкому здоровому сну.

Для снижения воздействия этих факторов перед подготовкой ко сну следует провести ряд мероприятий:

  • Проветривание комнаты непосредственно перед сном. Идеальный вариант – приоткрытая форточка или режим проветривания на протяжении всего периода сна.
  • Одежда для сна должна подбираться с учетом температуры в помещении, а также факта – укрывается малыш или нет. Если ребенок спит раскрытым, то дополнительно к легкой пижаме малышу стоит надеть носки.
  • Вечернее купание малыша. Можно добавлять в воду экстракты различных трав, имеющих расслабляющий эффект. После ванны можно сделать легкий массаж, который также окажет успокаивающее действие на ребенка.
  • При желании поиграть с ребенком, стоит выбирать наиболее спокойные игры. А лучше заменить их чтением сказок. Текст сказки не должен быть длинным. Количество прочитанных сказок зависит от восприятия малыша. Обычно – это 2-3 добрые истории.
  • Если нарушения сна проявляются не только в его процессе, но и в период засыпания, то во время укладывания можно использовать так называемый белый шум. Фоновый звук, который сгладит посторонние звуки и окажет релаксирующее действия. Мамина колыбельная – тоже отличный вариант для младенца.

Эти нехитрые правила направлены на то, чтобы во время сна ребенок восполнил всю потраченную энергию и, проснувшись, был готов к новым открытиям.

Ребенок, достигший 9-ти месячного возраста, должен кушать 5 раз в день. При этом, по утверждению педиатров, суточный объем потребленной пищи должен составлять 1 литр. А значит, в каждое кормление ребенок должен съедать 200 мл. В эту цифру не входит питье.

К этому возрасту все необходимые питательные вещества, витамины и минеральные элементы ребенок получает из блюд прикорма. Грудное молоко остается в качестве дополнительной еды. И очень часто грудь малышам предлагают только перед сном или утром, после пробуждения.

Рацион крохи в этот период должен становиться более питательным. Добиться этого можно за счет добавления в овощные супы и протертые супы-пюре мяса. При этом мясо желательно мельчить при помощи ножа. Как правило, в этом возрасте у деток количество зубов достигает 4-6, а значит, есть возможность кусать и жевать не жесткие кусочки.

Давая таким образом мясо, следите за ребенком. Если у него не получается жевать, он давится, то значит мясо стоит измельчать более тщательно. Главный принцип – не заставлять ребенка делать то, к чему не готов его жевательный аппарат, но при этом постепенно приучать к жеванию, начиная с менее волокнистых сортов мяса.

Помимо мяса прекрасный источник полезных веществ – это яичный желток. Его стоит отварить вкрутую не менее 15 минут. Давать ребенку его можно в составе супов, каш. Не рекомендуется давать ребенку желток и мясо в один прием пищи.

Рыба – продукт полезный, и 9 месяцев – это возраст, когда нужно с ним знакомить малыша. Для введения рыбы подойдут ее нежирные сорта, такие как треска, хек, минтай.

Способ обработки: приготовление на пару или варка. Альтернативой домашнему приготовлению выступает рыбное пюре из баночки. Необходимо учитывать, что рыба обладает высокой аллергенностью. А значит нужно обращать большое внимание на реакцию детского организма на новый продукт. Вводить ее стоит в утренние часы. Так будет больше времени на отслеживание нежелательных реакций. Первая порция не должна превышать половины чайной ложечки. В случае если на коже малыша не появилось высыпаний, на следующий день порцию рыбы можно увеличивать. Постепенно доведя ее до положенной возрастной нормы.

Овощи и фрукты – это обязательный компонент дневного рациона крохи. Их ежедневное в достаточном количестве употребление способствует:

  • Поступлению в организм ребенка достаточного количества витаминов микроэлементов, клетчатки.
  • Улучшению работы системы пищеварения.

Проблема запоров у малышей весьма распространена и именно употребление таких продуктов, как слива, персик, морковь способствует нормализации стула. Так в качестве слабительного растительного происхождения можно употреблять пюре их чернослива, а также персиковые пюре и соки. Каши и творог также можно дополнять кусочками любимых детских фруктов. Это повысит питательность блюда, а также простимулирует процесс жевания.

При составлении меню малыша стоит принимать во внимание рекомендованные суточные нормы различных продуктов:

  • Крупы, каши 200 гр.
  • Овощи 200 гр.
  • Фрукты 100 гр.
  • Мясо 60 гр.
  • Рыба 30 гр.
  • Желток 1/2
  • Творог 50 гр.
  • Хлеб 20 гр.

Следует учитывать, что рыба должна присутствовать в рационе ребенка не ежедневно, а 2-3- раза в неделю. Не стоит забывать об обязательном употреблении масел (растительном и сливочном) — не более 5 гр. каждого вида масла. Его можно добавлять в кашу или супы.

Примерное меню крохи на день выглядит так:

  • В момент пробуждения – грудное молоко или молочная смесь, в зависимости от способа вскармливания ребенка.
  • 10-ти часовое кормление – каша молочная и фруктовое пюре.
  • Обед – овощной суп или суп-пюре с кусочками мяса, или половинкой предварительно измельченного желтка. В случае введения рыбы, мясо можно заменить отварной или паровой рыбой в рамках суточной нормы. На десерт ребенку предлагается фрукт.
  • Полдник – как правило, это довольно легкий перекус, состоящий из творога и фруктового сока. В случае, если ваш малыш не наедается этим, можно периодически заменять это на кашу с овощами.
  • Ужин – кормление предшествующее длительному ночному сну. В возрасте 9-месяцев — это грудное молоко или бутылочка с молочной смесью.

Жидкость важна для организма ребенка. Педиатры утверждают, что предпочтительнее употреблять обычную воду. Но если малыш не особенно хорошо ее пьет или с целью разнообразить питьевой рацион, ему уже можно предлагать чай специальных детских линий, домашние морсы и соки.

Питание ребенка в возрасте 9-ти месяцев должно быть сбалансированным и разнообразным с достаточным количеством жидкости.

Вертикализация малыша – это важный период его развития, требующий укрепления основных мышц тела. Рекомендуется заниматься с ребенком физической зарядкой не менее 2-х раз в день.

Основные упражнения:

  • Круговое вращение рук.
  • Сгибание и разгибание рук малыша. При этом ребенок должен держаться за мамины пальцы. Упражнение выполняется поочередно на каждую ручку.
  • Сгибание и разгибание ног, поочередное и одновременное.
  • Скользящие шаги.
  • Приседания при обязательной поддержке в области подмышек.
  • Стимулирование ползания
  • Наклоны корпуса при выпрямленных ногах.

Каждый вид упражнения подлежит повторению по 5 раз. Между упражнениями стоит расслаблять мышцы ребенка при помощи массажных движений. Общая длительность зарядки – не более 15 минут.

Игры и развивающие занятия

9 месяцев – это возраст, когда идет активизация процессов мелкой моторики. А это значит, что малыш старается все потрогать, подобрать, оторвать. И, как следствие, отправить в рот. Это требует повышенного внимания со стороны родителей.

Эта же особенность развития должна поощряться во время приема пищи. Следует давать ребенку ложку, кусок хлеба или дольку фруктов. Помимо развития мелкой моторики одновременно тренируется способность ребенка к самостоятельному приему пищи.

В этой же сфере полезны игры и занятия, связанные с необходимостью поднятия мелких предметов, их вставке и извлечению из отверстий. Для этих целей подходят такие подручные материалы, как пуговицы, крупная фасоль, камешки.

Из любимых игр детей этого возраста: сорока-белобока, ладушки и прятки.

9-месяцев – период восприятия цветов. Методики изучения цвета могут быть различны – выкладывание кубиков одного или нескольких цветов, подборка разных предметов одного цвета. Основное правило – постоянный акцент внимания ребенка на том или ином цвете.

Проявляя фантазию в выборе тех или иных развивающих занятий, родители мотивируют ребенка на познание нового, стимулируют развитие мелкой моторики малыша. Грамотный подход к занятиям с ребенком на этом возрастном этапе – залог своевременного развития речи в дальнейшем.

Сколько спим? Что едим? Режим дня малыша 9-11 мес (видео)

Режим дня для ребенка в 9 месяцев практически идентичен режиму . Некоторые изменения можно заметить лишь в рационе питания, содержании развивающих игр и обновлении массажного комплекса.

Примерный распорядок дня для ребенка в 9 месяцев. Основные режимные моменты

  • 6:00-6:30 Пора пробуждения и первой трапезы малыша.
  • 6:30-8:30 Утренний отрезок бодрствования с обязательным выполнением : умывания, смены подгузника, приема воздушных ванн и легкого массажа.
  • 8:30-10:00 Первая прогулка, совмещенная со сном на свежем воздухе.
  • 10:00-10:30 Пора второго кормления.
  • 10:30-14:00 Период активного познания окружающего мира, включающий выполнение зарядки и множество развивающих игр.
  • 14:00-14:30 Очередное кормление крохи.
  • 14:30-16:00 Время поспать. Поспать не прогулке.
  • 16:00-18:00 Проснувшийся кроха полон энергии и готов к выполнению физических упражнений и познавательным играм.
  • 18:00-18:30 Время подкрепиться.
  • 18:30-20:30 Очень удачный момент для совместной семейной прогулки, на которую могут отправиться все члены семьи.
  • 20:30-22:00 Пора общения с домочадцами, благоприятная для спокойных игр; вечерний .
  • 22:00 Вечерняя трапеза ребенка.
  • 22:30-6:00 Сон до утра.

Еще несколько дополнительных вариантов с распорядком дня (вы уже подберете оптимальный вариант учитывая особенности вашего крохи):

Представленная таблица составлена с учетом физиологических потребностей ребенка в 9 месяцев: в ней выдержаны четырехчасовые интервалы между кормлениями, предусмотрено две прогулки, а промежутки, отведенные для активного досуга, оставляют время для развивающих занятий и выполнения физических упражнений .

Сон

Нормальная продолжительность сна малыша этого возраста составляет от одиннадцати до четырнадцати часов в течение суток. Самым продолжительным является период ночного отдыха .

Учитывая разнообразие индивидуальных особенностей девятимесячных малышей, физиологи установили, что чаще всего их дневной сон бывает:

  1. Двухфазным, состоящим из двух полуторачасовых периодов . Это – наиболее оптимальный вариант дневного отдыха, свидетельствующий о нормальном психическом и эмоциональном развитии малыша.
  2. Трехфазным, включающим два кратковременных сорокаминутных промежутка утреннего (в 9:00) и вечернего (в 19:00) отдыха и продолжительного дневного сна, длящегося не менее двух часов . Если этот период совпадает со временем прогулки, малыш может проспать и три часа. Будучи вариантом нормы, такой график сна свидетельствует о чрезмерной утомляемости крохи, еще не готового к продолжительному бодрствованию.

Периоды дневного сна чрезвычайно важны для малыша: они дают ему возможность восстановить истраченную энергию и являются гарантией его хорошего настроения.

О нарушениях сна

Родители нередко становятся свидетелями различных нарушений нормального графика сна:

  1. Некоторые крохи могут нуждаться в отдыхе не 2-3, а 4-5 раз в течение дня, причем продолжительность их сна составляет не более получаса.
  2. Другие детки очень плохо спят по ночам: постоянно ворочаются, вздрагивают (), часто просыпаются, плача () и капризничая, а после пробуждения очень долго не могут заснуть. Успокоившись на руках у мамы после долгих уговоров и укачивания, они ненадолго забываются тревожным поверхностным сном, чтобы вскоре вновь проснуться.

Чтобы нормализовать сон малыша, необходимо найти и устранить причину, спровоцировавшую нарушение его качества и цикличности .

Виновником нарушения дневного сна чаще всего является сильное переутомление малыша, произошедшее из-за обилия внешних раздражителей: большого количества людей в доме, навязчивых игр старших детей, слишком громкой музыки, а также слишком высокая температура и сухость воздуха в детской комнате ().

Для нормализации ночного отдыха необходимо выполнение следующих условий:

  • Перед укладыванием малыша следует хорошо проветрить детскую комнату. Сон с приоткрытой форточкой, гарантирующей постоянный приток свежего воздуха, является идеальным вариантом поддержания комфортного микроклимата;
  • Если спящий кроха имеет обыкновение сбрасывать одеяльце, нет необходимости стоять всю ночь над его кроваткой. Достаточно всего лишь правильно одеть его перед сном. Помимо одноразового подгузника на малыше должна быть легкая пижама и носочки;
  • Отличными вариантами подготовительных процедур, способствующих продолжительному ночному отдыху, являются: выполнение гимнастики, сопряженной с расслабляющим массажем и ритуал вечернего купания малыша;
  • Игры, предшествующие засыпанию, должны быть спокойными;
  • Очень хорошо, если в процедуру укладывания ребенка родители включат традицию чтения добрых сказок. Подросший кроха уже способен выслушать 2-3 не слишком длинных текста;
  • Отличным звуковым фоном для засыпания младенца является негромкое пение колыбельных.

Родителей зачастую тревожит беспокойный ночной сон ребенка. Жалобы разные: малыш плохо засыпает, часто просыпается, плачет во сне. Почему так происходит и что нужно делать?

О рационе питания

Зная, что режим питания 9-месячного ребенка включает пять кормлений, а суточный объем съедаемой пищи (не считая питья) должен составлять не менее одного литра, нетрудно подсчитать, что за одно кормление он должен получать не менее 200 мл продуктов, предназначенных для детского питания.

Начиная с этого возраста, у многих мамочек грудное вскармливание начинает отходить на второй план (грудь малышу дают при пробуждении и при укладывании на ночь). Основу детского рациона отныне составляют супчики, каши, овощные и фруктовые пюре. Для увеличения питательности блюда в легкие супчики и овощные пюре целесообразно добавлять мясо, нарезанное мелкими кусочками. Поскольку у малыша к этому времени есть несколько () зубов, необходимость в его протирании отпадает .

Не меньшей питательностью обладает и отварной яичный желток, его точно так же добавляют в супы и пюре, внося тем самым разнообразие в детское меню. Следует лишь помнить о том, что не следует давать крохе мясо и желток в один и тот же день.

В этом возрасте можно познакомить ребенка с блюдами из нежирных сортов океанической рыбы (трески, минтая, пикши, хека, камбалы). Учитывая высокую аллергенность этого продукта, вводить его следует постепенно и очень осторожно , начав с половины чайной ложечки приготовленного на пару или отварного рыбного филе (можно также дать рыбное пюре из баночки).

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Если покормить кроху рыбой в утренние часы, можно пронаблюдать за реакцией его организма. При этом не следует давать ему никакие другие новые продукты. Если после знакомства с новым блюдом у него не покраснели щечки и не выступила сыпь, это свидетельствует об отсутствии у него аллергической реакции на рыбу. Значит, в следующий раз порцию рыбки можно будет немного увеличить.

Очень важно, чтобы в рационе растущего крохи было достаточно свежих овощей и фруктов: насыщая его организм витаминами и микроэлементами, в ряде случаев они могут решить проблемы с нормализацией стула. При возникновении запора персиковое или сливовое пюре может исполнить роль безопасного природного слабительного. Кусочки фруктов (персики, бананы, яблоки) и ягоды можно добавлять в каши и детский творожок: это улучшит их вкус и повысит питательную ценность.

Молодым мамам будет полезно взглянуть на примерный план суточного рациона подросшего крохи:

  • 6:00 Проснувшегося грудничка прикладывают к груди, а искусственнику дают бутылочку с молочной смесью.
  • 10:00 Отличным вариантом завтрака будет кашка и пюре из свежих фруктов.
  • 14:00 На обед можно предложить малышу овощной супчик с кусочками мяса или яичным желтком. Неплохим вариантом трапезы может стать овощное пюре с мясом, а в качестве десерта подойдет тертое яблоко. Полноценной заменой мясу со временем могут стать блюда из океанической рыбы.
  • 18:00 Лучшее время для перекуса из детского творожка и фруктового сока. Крохи, любящие более сытную пищу, могут поужинать кашкой с кусочками мелко нарубленного мяса.
  • 22:00 Засыпающего малыша снова прикладывают к маминой груди или дают молочную смесь.

Для поддержания правильного водного баланса в организме малыша мама должна позаботиться о том, чтобы он получал необходимое количество жидкости: детского чая, питьевой воды, морсов и соков .

Моя таблица прикорма в 6-9 месяцев

О физическом развитии

Девятимесячные ребятишки без проблем встают на ножки и при поддержке за обе ручки или держась за какую-либо опору. Для того чтобы способствовать укреплению их мышц, необходимо не менее двух раз в день заниматься гимнастикой , включая в комплекс упражнения:

  • с круговым вращением ручек;
  • на сгибание и разгибание ножек (одновременное и поочередное);
  • с поочередным сгибанием и разгибанием ручек малыша, держащегося за мамины пальцы;
  • стимулирующие ползание;
  • с выполнением скользящих шагов;
  • на приседания (при поддержке за подмышки);
  • с наклонами корпуса вперед (при выпрямленных ножках).

Перед выполнением следующего упражнения необходимо снимать напряжение с мышц при помощи легкого расслабляющего массажа. Каждое движение следует повторять не менее пяти раз, а общая продолжительность комплекса не должна превышать десяти-пятнадцати минут.

Стремясь как можно быстрее научить кроху ходить, многие мамы используют ходунки, не подозревая о том, что этот нехитрый тренажер является слишком большой нагрузкой для неокрепших ножек .

Даже опытный педиатр не может точно сказать, какая именно нагрузка необходима для правильного развития того или иного ребенка, а у некоторых мам, увлекшихся хлопотами по хозяйству, малыши находятся в ходунках неоправданно долго. Именно поэтому от использования ходунков лучше отказаться, дав малышу возможность самостоятельно осваивать новые навыки.

О развивающих играх и занятиях

  • Любимыми играми малышей по-прежнему остаются «Ладушки», «Сорока-ворона»;
  • Девятимесячный возраст – время активного развития мелкой моторики, именно поэтому малыши начинают проявлять интерес к мелким предметам, пытаясь сорвать цветок или подобрать камешек во время прогулки. Зная об этом, мама должна контролировать своего кроху, пресекая все его попытки отправить находку в рот. А вот во время кормления этот интерес нужно всемерно поддерживать, давая малышу возможность удерживать в ручках кусочки хлеба или ломтики фруктов. Так же полезно давать ему ложку – раз за разом пытаясь управлять ею, кроха через какое-то время научится есть самостоятельно ();
  • Развитию мелкой моторики чрезвычайно способствуют занятия, состоящие во вставке (и последующем извлечении) горошин, зерен фасоли или чечевицы в комочек соленого теста. Можно предложить крохе собрать в коробочку рассыпавшиеся пуговицы, крупные бусины или камешки. Во время этих занятий взрослый должен очень внимательно наблюдать за малышом, тянущим в рот каждый предмет;
  • Ребятишкам этого возраста очень нравится игра в прятки. В игре могут принять участие оба родителя. Один, спрятавшись за угол, должен произнести «ку-ку» и на мгновение показаться крохе. После этого, взяв малыша на руки, мама может спрятаться вместе с ним и точно так же выглянуть из-за угла. Восторгу крохи не будет предела;
  • Настала пора познакомить малыша с представлением о цвете. На протяжении нескольких дней можно вместе с ним выкладывать башенку из одноцветных кубиков, все время акцентируя его внимание на названии их цвета. Потом можно добавить один кубик контрастной окраски. Пусть кроха запомнит и осознает различие цветов. Через некоторое время можно попросить его подать кубик определенного цвета. Вариантом игры является работа с размерами (большой-маленький) и количеством (один-много) предметов (учим с ребенком цвета — ).

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: и читаем о

Ежедневное следование одному и тому же режиму дня дисциплинирует кроху, формирует у него ряд полезных навыков и привычек (например, процедура утреннего умывания, стремление мыть руки перед едой, обыкновение просыпаться и принимать пищу по часам, ритуал ежевечернего приема ванны), которые пригодятся ему в дальнейшем.

ВИДЕО ГИД

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Если родители новорожденного ребенка очень любят говорить о ежемесячной прибавке и сравнивать вес своих детей, то мамы и папы 9-ти месячных малышей предпочитают хвастаться новыми навыками своих непосед. Причем многие при этом сильно преувеличивают их достижения, из-за чего другие родители начинают сомневаться, а не отстают ли в развитии их собственные дети, ведь в 9 месяцев они не умеют самостоятельно пить из чашки, не просятся на горшок и не ходят? Опытные родители и педиатры советуют обращать меньше внимание на такие разговоры и не сравнивать своего малыша ни с кем другим, достаточно знать, что должен уметь ребенок в 9 месяцев и соотносить темпы его развития со среднестатистическими нормами. Также не стоит забывать, что примерно с 8-9-го месяца у детей появляются первые гендерные различия – девочки быстрее развиваются эмоционально, а мальчики, обычно, крепче и энергичнее.

Физическое развитие малыша

В 9 месяцев малыш уже достаточно развит физически, обычно в этом возрасте ежемесячный прирост веса и роста составляет примерно 300-400 гр и 1-2 см соответственно. К 9 месяцам большинство детей обзаводятся 4-6 зубами и охотно едят «взрослую» пищу – каши, кисломолочные продукты, творог, мясо, овощные и фруктовые пюре и соки. Физическое развитие малыша во втором полугодии жизни может сильно варьировать, умения и навыки ребенка зависят от множества факторов – от состояния его здоровья, лишнего или, наоборот, недостающего веса, доношенности и, конечно, от того сколько времени и сил уделяют родители его развитию.

Самым главным навыком и основным показателем развития в этом возрасте считается умение ребенка сидеть самостоятельно и стоять, держась за опору.

Большинство детей в 9 месяцев активно ползают, самостоятельно сидят или даже ходят, придерживаясь за кроватку или манеж.

Многие дети начинают самостоятельно вставать или даже ходить, но большинство предпочитает изучать мир на четвереньках или ползком . Дети в этом возрасте необыкновенно энергичны и постоянно находятся в движении – они могут неожиданно быстро преодолевать расстояния, забираться на верхние полки шкафов или на спинки диванов и падать оттуда. Родителям нужно постоянно быть настороже – чувство страха и инстинкт самосохранения у малышей отсутствует напрочь, они еще не умеют оценить глубину и высоту предметов, а вот любопытство и энергия у них бьет через край. Ни в коем случае нельзя оставлять ребенка одного в комнате или отходить, когда он сидит на кровати или диване – девятимесячные дети могут залезть на подоконник, опрокинуть, потянув, на себя шкаф, вырвать электрические провода или просто подползти и радостно упасть с края кроватки или дивана.

Продолжает развиваться и мелкая моторика малыша – он уже умеет манипулировать двумя ручками, любит разбирать игрушки, мять лист бумаги или пластилин, открывать и закрывать коробочки, складывать пирамидку или играть с матрешкой.

Очень важно в этом возрасте уделять внимание физическому развитию ребенка – давать ему возможность больше двигаться и изучать окружающий мир. Оптимально для ребенка 9–ти месяцев – это постоянно находится в движении, в кроватке или манеже он должен находиться только во время сна.

Нервно-психическое развитие

В 9 месяцев малыш не перестает ежедневно радовать своих родителей – каждый день он учится чему-то новому, становится все более эмоциональным и интересным. К концу девятого месяца дети уже не просто произносят звуки и слоги, но и начинают вполне осмыслено «говорить», обозначая какими-то слогами и звукосочетаниями конкретные предметы или действия.

Дети в этом возрасте очень любят различные потешки и пальчиковые игры , с восторгом повторяя за взрослыми их действия. Обычно к 9 месяцу малыши становятся несколько самостоятельнее, давая маме возможность отдохнуть и посидеть спокойно, пока они сами играют с игрушками или бытовыми предметами. Очень часто, несмотря на обилие игрушек, малыши предпочитают играть с окружающими предметами – посудой, книгами, пультиками от телевизора или обувью. Родителям не стоит пытаться ограничивать познавательную активность ребенка, просто все предметы должны быть достаточно безопасными и чистыми, например, нет ничего страшного в том, чтобы дать малышу пластиковые контейнеры с крышками, ложки или чистую обувь.

Научившись сидеть и начиная ходить, дети чувствуют себя более самостоятельными, и их родители могут столкнуться с первыми попытками карапуза отстоять свою независимость. Они могут начать капризничать, требовать конкретную игрушку или отказываться возвращаться домой с прогулки, испытывая нервы своих родителей на прочность. Очень важно родителям суметь найти «золотую середину» — с одной стороны проявлять разумную твердость и дать малышу понять о значении слова «нет», а с другой стороны – не задавить в нем стремлении быть самостоятельным.

Дети в 9 месяцев уже понимают большинство обращаемых к ним слов и выражений, они могут показать предметы на картинках или узнают их по телевизору. В этом возрасте уже можно знакомить ребенка с такими игрушками, как кубики, крупная мозаика или книжки с выпуклыми картинками.

Мальчик или девочка?

Родители малышей разного пола в 9 месяцев уже могут заметить первые различия в развитии детей.

Девочки обычно быстрее учатся разговаривать, легче усваивают новые навыки, лучше слушают родителей и не так активны физически. Хотя все это очень относительно, но мамы девочек чаще сталкиваются с такими проблемами, как чрезмерная «привязчивость» малышек, их нежелание ни на минуту оставаться одним, но зато они более управляемы, прислушиваются к словам и эмоциям родителей и охотно повторяют все за мамой.

Мальчики в этом возрасте становятся чрезмерно активны, они почти не воспринимают обращения взрослых и их попытки немного «утихомирить» их. Мамы девятимесячных «джентльменов» ни на минуту не могут расслабиться – их дети успевают за 1 минуту открыть и закрыть все шкафы, вывалить все игрушки, залезть на стол, упасть с него и тут же залезть снова. При этом развитие мелкой моторики и разговорной активности идет несколько медленнее, ведь на это у них просто не остается времени. Также мальчики упорнее в своих желаниях и тяжелее поддаются убеждениям, хотя при этом, обычно, более спокойны и уравновешены, чем девочки.

Что должен уметь ребенок в 9 месяцев

В 9 месяцев ребенок должен уметь:

  • Самостоятельно садиться и сидеть без поддержки;
  • Вставать и стоять, держась за опору;
  • Выполнять просьбы родителей вроде: «дай ручку», «покажи ножку», «покажи, где мячик» и так далее;
  • Уметь нанизывать кольца пирамидки, ставить кубик один на другой, брать в руку мячик и кидать его;
  • Издавать разнообразные звуки, произносить слоги и звукосочетания, обозначающие разные предметы или действия;
  • Показывать части тела и знать, где находятся носик, глазки, ушки;
  • Узнавать на картинках игрушки, животных, предметы обихода;
  • Ярко проявлять свое отношения к разным событиям – малыш радуется и смеется, собираясь гулять или при виде родителей, и начинает плакать или кричать, когда ему пытаются постричь ногти или почистить носик.

Родители 9-ти месячного малыша не должны беспокоиться, если их ребенок не умеет ходить или говорить, стоит проконсультироваться с врачом, если навыки вашего ребенка отстают на 1-2 месяцев от тех, что должны быть в этом возрасте. В 9 месяцев поводом для беспокойства может стать неумение садиться самостоятельно, нежелание активно двигаться и отсутствие интереса к ярким картинкам и разбирающимся игрушкам.