В Беларуси отмечают масленицу. Масленица в белоруссии

Блины на Масленицу

– древний славянский праздник. Его отмечали на пограничье зимы и весны. В народном календаре он конкретной даты не имеет: начинается ровно за восемь недель до Пасхи и продолжается неделю. В 2013 году Масленицу будут праздновать с 11 по 17 марта.

Масленица – не единственное название этой своеобразной карнавальной недели.В некоторых регионах Беларуси ее величали “Масленка”, “Сырница”. В церковном календаре за праздничной неделей закрепилось название “Сырная седмица”. Такие “молочные” названия праздника имеют свое объяснение. В конце февраля – начале марта, когда обычно празднуется Масленица, коровы уже успевают отелиться. Каждое крестьянское хозяйство становится богатым на молоко и молочные продукты, делает эти яства главными на столе.

Есть мнение, что Масленица отмечалась нашими предками в честь языческого бога Велеса – покровителя домашних животных, от которого также зависело молочное изобилие.

Масленица – практически единственный языческий праздник, который с приходом христианства был принят церковью с самыми незначительными изменениями. Древние обряды получили только некоторые религиозные черты, церковь определила место праздника в годовом праздничном цикле.

В Беларуси не сложилось единой традиции празднования Масленицы: в некоторых регионах этот праздник начинался в понедельник, в некоторых – в четверг, праздничные обряды отличались. Но главное оставалось общим. Масленица – это праздник, где каждому – и старому и малому – находилось время для внимания, почитания и угощения. Обязательными обрядовыми блюдами праздничной недели были масло и сыр. Кроме того, встречали Масленицу с блинами. Это блюдо появлялось на столе каждый день в течение праздничной недели. Блинами поминали умерших родственников. Блинами угощали гостей, с блинами ходили в гости. Ели их с топленым маслом, со сметаной, с медом и вареньем, с рыбой и икрой, с чем угодно, кроме мяса. Масленая неделя по христианским традициям называлась мясопустной, то есть пустой от мяса.

Празднику предшествовали дни поминания предков. Суббота (а в некоторых регионах Беларуси четверг и пятница) перед Масленицей называлась Маслеными дедами. Утром в этот день хозяйка начинала печь блины. Самый первый блин она клала на особую тарелку и ставила в красный угол под образами. Вечером, когда приходило время начинать поминальный ужин, хозяин относил первый блин на чердак и ставил возле чердачного окошка. На третий день этот блин отдавали птицам, чтобы они, улетев, передали предкам привет от тех, кто их не забыл. За поминальным столом велись разговоры о дедах и прадедах, их делах. Во время таких бесед у детей формировалось чувство исторической памяти, уважение к своим корням, в их сознание закладывались традиции почитания предков.

Считалось, что днем на масленой неделе работать можно, а вечером – нет. Вечерами все ходили в гости: родственники к родственникам, соседи к соседям, парни к девушкам, старики к старикам. Дети и молодежь организовывали игры, катались на качелях, на санках с ледяных гор, ездили на лошадях. Люди среднего возраста особое внимание уделяли тем, кто в этом году вступил в брак. Все вместе с особым почтением относились к пожилым людям.

Каких только потех не было в дни Масленицы! Причем к забавам относились с полной серьезностью: считалось, что у тех, кто не будет участвовать в праздничных гуляниях на Масленицу, не будут плодиться и вестись домашние животные.

Задолго до начала праздника деревенские мужчины на крутом берегу реки или озера обустраивали горы для потех. Катание с горы на Масленицу считалось обязательным. Первую половину масленой недели с гор каталась неженатая молодежь, во второй половине – ледяные горки становились местом гуляний семейных пар, и только дети не покидали горки всю неделю. Наши предки верили, что это веселое занятие будет способствовать росту льна и конопли: чем дальше проедет на санках молодая хозяйка, тем длиннее будет у нее лен. А еще по тому, как далеко поедут санки с горы, пытались предугадать, как долго проживут их седоки.

Особо доставалось в праздничные дни парням-холостякам, что не женились в последний мясоед (время от Коляд до Масленицы). Односельчане заставляли их “таскать колодки”, привязывая к ногам обрубок дерева. В различных регионах Беларуси этот обряд проводили по-разному. В некоторых местах в понедельник на масленой неделе собирались женщины, привязывали к “колодке” одним концом веревку или пояс и начинали обходить деревню. Если им встречался неженатый парень – другой конец привязывали к нему. Хочешь избавиться – откупайся угощением или деньгами. Где-то парни, на которых навешивали колодки, ходили по деревне и обязательно должны были зайти в каждый дом, где была незамужняя девушка. Она угощала гостей. Не остановиться с “колодкой” перед домом девушки считалось большим неуважением к ней.

В забавах не оставляли без внимания и молодые семьи. В Шкловском районе Могилевской области существовал обычай, который получил название “Падушкі трэсці”. Девушки и женщины приходили к молодой хозяйке, которая недавно вышла замуж. Хозяйка обязана была поставить им угощение, или спрятать его под подушки. А если она жалела угощения, гости хватали подушки и на санях возили их по деревне, покрикивая: “Подушки продаем! Подушки продаем!”. Молодая хозяйка вынуждена была бежать за подругами и выкупать подушки деньгами.

На Масленицу могло наведаться в дом и настоящее “татарское нашествие” – односельчане в маскарадных костюмах. Костюмированная компания, обходившая все дома в деревне, могла вести себя довольно вольно – разбрасывала подушки, домашнюю утварь. Правда, вреда “погром” хозяйству не приносил, все было в рамках дозволенного. Заканчивалось все после того, как хозяйка выносила богатое угощение. Правда, если угощение компании казалось не очень щедрым, шалости могли продолжиться и во дворе. Любого встреченного человека на улице валили в сугроб, натирали ему щеки снегом.

С участием масок организовывались на масленой неделе игры “Похороны деда” и “Похороны бабы”. Для этого делали из подручного материала чучело в рост человека, одевали его в костюм и проводили обряд в соответствии с ритуалом похорон. Все делалось с юмором. После “голошения” и “отпевания” чучело брали на руки, выносили из дома, клали на сани и везли в конец деревни. Односельчане выходили из домов, чтобы провести “покойного”, бросали ему вслед шутки. Вариантов самих “похорон” существовало несколько: в некоторых регионах чучело вывозили за деревню, бросали в кусты и засыпали снегом, где-то сжигали, а в некоторых местах разрывали на куски и разбрасывали по околице. После “похорон” участники обряда возвращались в тот же дом на “поминальный” ужин, где продолжалось веселье.

Все эти забавы и обряды не проходили хаотично. Многое было привязано к определенным дням. Причем каждый день Масленицы имел свое название и свои обязательные ритуалы.

Понедельник – “Встреча”. Этот день был символическим началом праздника. В этот день сооружали чучело или куклу Масленицы, олицетворяющую морозное время.

Вторник – “Заигрыш”. С этого дня начинали ходить друг к другу в гости.

Среда – “Лакомка”. Блинов на столе и гостей за столом становилось больше. В некоторых регионах среда была предназначена для посещения тещи – шли к “теще на блины”. Там, где празднование Масленицы начинали в четверг, тещ навещали в пятницу.

Четверг на масленой неделе назывался “широкий”, “шривой”, “толстый”. Этот день начинали с того, что пекли блины для своей кормилицы – коровки, чтобы она была такой же гладкой. Оладьями угощали и других домашних животных. День был очень ответственным для тех хозяев, которые держали в домашнем хозяйстве коней. Именно в “широкий” четверг принято было объезжать жеребцов – молодых лошадей, которые достигли трехлетнего возраста. Это время считалось благоприятным тому, чтобы конь стал послушным помощником хозяину. В четверг на Масленицу односельчане приветствовали пастухов и определяли, кому доверить эту ответственную работу на следующий год. В некоторых районах в этот день дети навещали бабушек-повитух – тех, что помогли им появиться на свет. Для них готовили специальное угощение, которое варили из масла, сухого сыра и сметаны. После угощения дети возили бабушку по деревне на санках.

В пятницу проходили “тещины вечера”. В этот день молодожены приезжали к родителям невесты. В каждом регионе, а возможно и в каждой деревне, были свои правила проведения праздника. Но посещение зятем тещи было обязательным. Если зять не приезжал в гости, это считалось неуважением с его стороны к родным жены. Такое невнимание могло даже поссорить семьи двух родов. В некоторых местах на такие встречи собиралась вся родня как с одной стороны, так и с другой.

В субботу проходили “золовкины вечерки”, когда родственники приходили друг к другу в гости. Еще в этот день молодежь каталась на лошадях. Сани и лошадиную упряжь украшали лентами и колокольчиками. Это занятие было не просто забавой, а имело свой смысл. “На Масленіцу ездзілі на конях ў далекую дарогу каб лен быў доўгім”. Считалось, чем дальше отъедут молодые люди от своей деревни, тем длиннее вырастет лен в следующем году, тем лучше будет конопля.

В воскресенье на масленой неделе проходили проводы зимы. Чучело Масленицы водили по деревне и с заходом солнца сжигали на большом костре. Причем все жители деревни приносили в этот костер сломанные, потрепанные вещи. В некоторых районах последний день Масленицы становился днем, когда зазывали весну. Где-то ее встречали с караваем, где-то с выпеченными из теста жаворонками.

Воскресенье Масленицы – последний день перед великим постом. Считалось, что в этот день нужно сесть за стол семь раз, так как всех ожидал пост, который продолжался семь недель. Вечером, когда семья садилась за стол седьмой раз, все в последний раз перед постом ели пищу животного происхождения. Воскресение на Масленицу называли Прощеным воскресеньем. В этот день все просили прощения друг у друга. Вечером прощения просили домочадцы в каждом доме. Хозяин садился в красный угол под образами, читал молитву и просил прощения у своих предков – дедов и прадедов. Затем по очереди, начиная от старшего, на середину комнаты выходили сыновья и дочери и просили прощения у отца: “Прасці, бацька родны, калі чым саграшыў перад табою, справай ці языком”. Последней просила прощения мать большого семейства. После этого все домочадцы садились на скамьи – парни справа, девочки слева. Отец выходил на середину комнаты, трижды кланялся всем и также просил прощения за недобрые слова или плохие поступки. Самым высоким статусом прощения был наделен обряд очищения в церквях, где в конце богослужения священник просил прощения у всех прихожан. В ответ на его слова в храме рефреном звучало “Бог простит! Бог простит! Бог простит!”.

Этим красивым и мудрым обрядом заканчивалась веселая Масленица. Наступало время воздержания и покаяния – Великий пост.

Озорной и разгульный праздник Масленицу горячо почитают не только в России, но и в такой стране, как Беларусь. В этой стране каждый год с нетерпением ждут наступления масленичной недели. Она не только отмечается с размахом, но и соответственно всем древним традициям. Здесь можно наблюдать горожан в красочных нарядах и национальных костюмах. Кроме того, на белорусской Масленице можно услышать старинные песни и принять участие в древних ритуалах! Стоит отметить, что Масленица в Беларуси отмечается, как правило, в восточных районах страны. Период ее проведения зависит от даты Пасхи, как и проведение традиционной русской Масленицы. Белорусский вариант праздника также завершается воскресными гуляниями. Чем отличается масленица в Белоруссии и что особенного несет этот праздник далее в статье. Появление праздника Стоит отметить, что этот праздник на русских землях появился задолго до прихода христианства на Руси. В те древние времена это был один их самых главных праздников язычников, его называли «проводами зимы». Так же как и сейчас, праздновался он на протяжении нескольких дней. Премного позже Масленица была включена в список религиозных праздников православной церкви. Можно только представить себе, как сильно на русских землях любили этот праздник! Обряды на масленицу Древняя Масленица представляла собой череду обрядов, которые до сих пор успешно празднуются в современной Белоруссии. Одним из обрядов называется «Цягаць калоду». В нем принимали участие все девушки. Проводился этот обряд следующим образом. Ночью девушки ходили по деревне с большой колодой, заводили песни и пляски. Если же на их пути встречался мужчина (особенно холостой), то они упрашивали его тягать эту колоду на своей спине! Чтобы ему было еще более тяжело, девушки садились на колоду. Конечно, мужчина мог и избавиться от такого рода мучений, если отдаст девушкам выкуп. Еще одно развлечение, которое сможет пролить свет на то, как встречают Масленицу в Белоруссии - походы по избам. В нем участвовали наряженные барышни, которые стучались ночью в дом и требовали выкуп от постояльцев. Своими песнями и прибаутками они завлекали и взрослых, и детей. Что касается людей постарше, то они, как правило, отправлялись на масленичную неделю в гости. Дети же, что очень характерно, катались на санках и спускались с горок. Масленичные угощения Где бы ни проводилась Масленица ее невозможно представить без горячих и сытных блинов. Стоит отметить, что выпекание блинов в непомерном количестве - такой же древний обычай, которым является и сама Масленица. У славян яркая, золотистая лепешка символизировала солнце, набирающее силы с каждым днем приближения весны. Блины нужно было обязательно печь на протяжении всей недели, так как, если в доме не останется ни одного блина – этому дому несдобровать. В самый главный день Масленицы вся семья должна была собраться в родительском доме на совместный ужин, который считался проводами зимы и прощанием с Масленицей.

Масленица изначально была древнеславянским языческим праздником «проводов зимы». В давние времена этот праздник заключался в разного рода обрядовых действиях, которые затем постепенно перешли в народные традиции. Одним из них в Беларуси можно назвать обряд «Цягаць калоду». В этом действии разрешалось принимать участие замужним женщинам всей деревни. Примечательно то, что гулянье проводилось ночью. Женщины проходили по деревне с обрубком дерева (колодой) с песнями, криками, ауканьем. Беда тому мужчине, которого они встречали на своем пути, особенно неженатому. Женщины привязывали к нему веревку и заставляли тянуть колоду. Сами же цеплялись за эту колоду, чтобы утяжелить ее. Если мужчина хотел побыстрее избавиться от этой участи, то ему приходилось платить женщинам выкуп. Участницы этого шествия одевались в карнавальные костюмы цыган, старцев, мужчин. Обычно с ними ходил и музыкант (мужчина). Когда они входили в какой-нибудь дом, то шумели и буянили до той поры, пока не получали выкуп от хозяев. Обойдя, таким образом, всю деревню, ряженые шли в чью-нибудь просторную избу и продолжали там веселиться до утра, петь и танцевать.

Пожилые родственники, кумовья, сваты отправлялись на этой неделе в гости друг к другу на разукрашенных повозках. Молодежь собиралась с приходом вечера на улице: пела, плясала. В последнее воскресенье зять приходил к теще «на блины», а с понедельника уже наступал Великий пост. Во время празднования масленицы обычно палили соломенное чучело, а пепел разбрасывали по полю для большей урожайности.

Сегодня праздники прощания с зимой в Беларуси включают в себя шествия сказочных персонажей, спортивные игры, аттракционы, катание на конях, угощение блинами. Проводятся театральные представления на улице, дети катаются с горки. Привязывают колоду и сейчас холостым парням, которые долго задерживаются с браком. Подобным образом поступают и с девушками, которые еще не вышли замуж. Происходит это следующим образом: собирается группка весёлых и смешливых парней. Они берут палку, с двух концов к ней привязывают верёвку. Кто-то из парней запрягается в эту «упряжку» и они идут так по улице. Подойдя к воротам незамужней девушки с песнями и шутками, компания шумела, улюлюкала и требовала выкуп. Девушка приглашала парней в дом и угощала их. Таким образом они обходили всё село. Не остановиться с колодкой перед домом взрослой незамужней девушки значило, словно бы обидеть девушку.

Масленица в Беларуси – это еще и праздник для всех молодоженов. До сегодняшних дней распространен обряд «разуванне маладой», активное участие в котором принимают замужние женщины. Они собираются большой компанией и обходят подворья тех хозяев, которые недавно отгуляли свадьбы, выдав дочку замуж. Женщины пели песни «молодухе» с пожеланиями того, чтобы она родила сына или дочку. После этого «молодая» выходила во двор, благодарила женщин за песню, и за то, что они как бы приняли её в свои ряды. На следующий день эта же компания возила молодую в магазин, где ее супруг угощал всех водкой и едой.

На масленичной неделе не принято было есть мясо. Этот продукт заменяли большим количеством блинов кругленьких, румяных, с корочкой да с маслицем. И это не случайно, ведь блины считаются символом солнца и приближающейся весны.

Пожалуй, сейчас никто не будет спорить с мнением, что Масленица уже давно далеко не самый популярный праздник . Но, в обеденное время рабочего дня, именно символ этой чудесной недели делает саму эту неделю вот именно чудесной!))

МММ... голодный желудок думает о теплых, прозрачных блинчиках с маслом, рыбой, икрой, медом, карамелью, шоколадом, клубникой…ох… И вот почему сейчас мало кто отмечает Масленицу? Понятное дело, что гулять неделями городские жители ну никак не могут себе позволить. Да и во всякие там «Силичи» любители зимних видов спорта ездят и так, а блинчики уже не ассоциируются с праздничным меню. Но! Как можно упускать повод погулять? И не в том плане, что «нет повода не выпить», а в том плане, что каждый сам может продумать как сделать любой из масленичных дней запоминающимся .

К примеру, отметить Масленицу можно в Национальном парке «Беловежская пуща» . 25 февраля в 12:00 там начнутся проводы зимы с конкурсами, играми, катанием на лошадях и выставкой-продажей работ города мастеров. Не обойдется и без символа Масленицы – вкуснейших блинов. А для любителей мяса - душистый шашлык. Транспорт будет отходить в 11:30 от центральных ворот .


Белорусский государственный музей народной архитектуры и быта предлагает отмечать как положено, целую неделю. И уже в это воскресенье, 19 февраля, начнутся празднования. А закончатся 26 февраля, в день Проводов. Все посетители музея смогут попасть в прошлое и узнать, ощутить как отмечали этот праздник раньше. Такую Атмосферу создадут лучшие фольклорные группы : «Мінскія музыкі», «Мілавіца», «Дубравіца» і «Сваты» и «Майстэрня ўражанняў». Всех детей и их родителей порадуют представления кукольного театра «Батлейка». Потанцевать, покататься на конях, купить памятные сувениры и, конечно, попробовать талантливо приготовленные блины – все это удастся гостям музея. Проходить празднования будут с 19 по 26 февраля с 11 до 16 вечера .


Провести «блинные выходные» можно и в кругу близких - на Масленицу можно снять усадьбу . Некоторые владельцы домов специально продумывают развлекательные программы, чтобы эта праздничная неделя стала особенной и запомнилась каждому клиенту.