Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Патриотизм и христианская традиция

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ «Православная энциклопедия» 🕭 "Патриотизм"

    ✪ Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность 🎓 ОГЭ по обществознанию без репетитора

Субтитры

История происхождения понятия

Исторический источник патриотизма - веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формирующее привязанность к родной земле, языку , традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств, патриотизм становится составной частью общественного сознания в XVIII веке, отражающего общенациональные моменты в его развитии.

Приписывая другим лицам патриотические чувства, а некоторым событиям патриотическую окраску, оценивающее лицо тем самым чаще всего даёт положительную характеристику .

Представления о патриотизме связываются с любовью к родине , но представление о сущности патриотизма у разных людей разное . По этой причине одни люди считают себя патриотами, а другие себя таковыми не считают .

В истории патриотизмом, как особым чувством, называли различные явления в общественных отношениях. Нередко подменяя понимание любви к родине, например, любовью к государству и т. д. Так появились термины:

Генезис идей патриотизма

Само понятие имело различное наполнение и понималось по-разному. В античности термин patria («родина») применялся к родному городу-государству, но не к более широким общностям (таким как «Эллада », «Италия »); таким образом, термин patriota означал приверженца своего города-государства, хотя, например, чувство общегреческого патриотизма существовало, по крайней мере, со времён греко-персидских войн, а в произведениях римских писателей эпохи ранней Империи можно видеть своеобразное чувство италийского патриотизма [ ] .

Имперский Рим, в свою очередь, видел в христианстве угрозу имперскому патриотизму. Несмотря на то, что христиане проповедовали послушание властям и возносили молитвы за благополучие империи, они отказывались принимать участия в имперских культах, которые по мнению императоров должны способствовать росту имперского патриотизма [ ] .

Проповедь христианства о небесной отчизне и представления о христианской общности как особом «народе Божьем» вызывали сомнения в лояльности христиан земному отечеству.

Но впоследствии в Римской империи произошло переосмысления политической роли христианства. После принятия христианства Римской империей, она начала использовать христианство для укрепления единства империи, противодействии местному национализму и местному язычеству, формируя представления о христианской империи как о земной родине всех христиан.

В Средние века, когда лояльность гражданскому коллективу уступила место лояльности монарху, термин потерял актуальность и вновь приобрёл её в Новое время [ ] .

В эпоху американской и французской буржуазных революций понятие «патриотизм» было тождественно понятию «национализм», при политическом (неэтническом) понимании нации ; по этой причине во Франции и Америке в тот период понятие «патриот» было синонимом понятия «революционер». Символами этого революционного патриотизма являются «Декларация независимости » и «Марсельеза ». С появлением понятия «национализм », патриотизм стали противопоставлять национализму, как приверженность стране (территории и государству) - приверженности человеческой общности (нации) [ ] . Впрочем, нередко эти понятия выступают как синонимы или близкие по значению.

Идеи синтеза патриотизма и космополитизма

Патриотизму нередко противопоставляют космополитизм , как идеологию всемирного гражданства и «родины-мира», при которой «привязанность к своему народу и Отечеству как будто теряет всякий интерес с точки зрения универсальных идей» . В частности, подобное противопоставление в СССР во времена Сталина привело к борьбе с «безродными космополитами» .

С другой стороны, наблюдаются идеи синтеза космополитизма и патриотизма, при которых интересы родины и мира, своего народа и человечества понимаются соподчинёнными, как интересы части и целого, с безусловным приоритетом общечеловеческих интересов. Так, английский писатель и христианский мыслитель Клайв Стейплз Льюис писал: «патриотизм - хорошее качество, гораздо лучшее, чем эгоизм, присущий индивидуалисту, но всеобщая братская любовь - выше патриотизма, и если они вступают в конфликт между собой, то предпочтение следует отдать братской любви» . Такой подход современный немецкий философ М. Ридель находит уже у Иммануила Канта . Вопреки неокантианцам, которые заостряют внимание на универсалистском содержании этики Канта и его идее создания всемирной республики и универсального правового и политического порядка , М. Ридель считает, что у Канта патриотизм и космополитизм не противопоставлены друг другу, а взаимосогласованы, и Кант видит как в патриотизме, так и в космополитизме проявления любви . По М. Риделю, Кант в противовес универсалистскому космополитизму Просвещения подчёркивает, что человек в соответствии с идеей мирового гражданства причастен и к отечеству, и к миру, полагая, что человек как гражданин мира и земли, истинный «космополит», чтобы «способствовать благу всего мира, должен иметь склонность в привязанности к своей стране» .

В дореволюционной России эту идею отстаивал Владимир Соловьёв , полемизируя с неославянофильской теорией самодостаточных «культурно-исторических типов» . В статье о космополитизме в ЭСБЕ Соловьев утверждал: «как любовь к отечеству не противоречит непременно привязанности к более тесным социальным группам, напр., к своей семье, так и преданность всечеловеческим интересам не исключает патриотизма. Вопрос лишь в окончательном или высшем мериле для оценки того или другого нравственного интереса; и, без сомнения, решительное преимущество должно здесь принадлежать благу целого человечества, как включающему в себя и истинное благо каждой части» . С другой стороны, перспективы патриотизма виделись Соловьеву следующим образом: Идолопоклонство относительно своего народа, будучи связано с фактическою враждою к чужим, тем самым обречено на неизбежную гибель.(…) Повсюду сознание и жизнь приготовляются к усвоению новой, истинной идеи патриотизма, выводимой из сущности христианского начала: «в силу естественной любви и нравственных обязанностей к своему отечеству полагать его интерес и достоинство главным образом в тех высших благах, которые не разделяют, а соединяют людей и народы» .

Город на высоком берегу реки в вечном движении. Он «проплывает» мимо реки. И это тоже присущее Руси ощущение родных просторов.

Страна - это единство народа, природы и культуры.

Природа, родник, родина, просто доброта, 1984 г.

А. А. Терентьев, доктор философских наук, профессор НГПУ в работе «Ислам и проблемы национализма и патриотизма» указывает:

Патриотическое поведение предполагает истовое, сознательное служение общим интересам народа, слияние с родным народом духом и телом, выдвижение общенациональных соборных интересов на первый план и решение вместе с ними и своих частных, не противопоставляя их друг другу. Патриотизм формируется, складывается, вырабатывается в то же время, как традиция и правило общественной жизни при решении общих проблем этноса, при служении людей более значимому, чем частный, общему интересу

Ислам и проблемы национализма и патриотизма, 2011 г.

Патриотизм и религиозные учения

Христианство

Раннее христианство Последовательный универсализм и космополитизм раннего христианства, его проповедь о небесной отчизне в противоположность земным отечествам и представления о христианской общности как особом «народе Божьем» подрывала самые основы полисного патриотизма . Христианство отрицало всякие различия не только между народами империи, но и между римлянами и «варварами». Апостол Павел наставлял: «Если вы воскресли со Христом, то ищите горнего (…) облекшись в нового <человека>, где нет ни эллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос » (Колоссянам, 3, 11). Однако, лояльное по отношению к патриотизму толкование данного отрывка предложил известный православный миссионер протодиакон Андрей Кураев : в параллельном, более раннем, месте Писания, тот же апостол Павел говорит: "Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе" (Галатам 3:27-28). Таким образом, то, что во Христе исчезают различия между людьми, национальные и половые, не означает, что они исчезают между людьми в земной жизни, иначе бы тот же апостол Павел не подчеркивал половые различия в целом ряде посланий.

По словам апологетического «Послания к Диогнету», приписываемого Иустину Мученику , «живут они (христиане) в своём отечестве, но как пришельцы (…). Для них всякая чужая страна есть отечество, и всякое отечество - чужая страна. (…) Находятся на земле, но суть граждане небесные» Французский историк Эрнест Ренан следующим образом формулировал позицию ранних христиан: «Церковь есть родина христианина, как синагога родина еврея; христианин и еврей живут во всякой стране, как чужие. Христианин едва признает отца или мать. Он ничем не обязан империи (…) Христианин не радуется победам империи; общественные бедствия он считает исполнением пророчеств, обрекающих мир на погибель от варваров и огня» .

Патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своём народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом - это не только комфорт, это ещё и ответственность за порядок в нём, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. А «человек мира» это то же самое, что бездомный человек.

Вспомним евангельскую притчу о блудном сыне. Юноша ушёл из дома, а потом вернулся, и отец его простил, принял с любовью. Обычно в этой притче обращают внимание на то, как поступил отец, принявший блудного сына. Но нельзя забывать и о том, что сын, поскитавшись по миру, вернулся в свой дом, потому что для человека невозможно жить без своих устоев и корней.

<…>Мне кажется, что чувство любви к собственному народу столь же естественно для человека, как и чувство любви к Богу. Его можно исказить. И человечество на протяжении своей истории не раз искажало чувство, вложенное Богом. Но оно есть.

И здесь ещё одно очень важно. Чувство патриотизма ни в коем случае нельзя смешивать с чувством враждебности к другим народам. Патриотизм в этом смысле созвучен Православию. Одна из самых главных заповедей христианства: не делай другому то, что ты не хочешь, чтобы делали тебе. Или как это звучит в православном вероучении словами Серафима Саровского: спасись сам, стяжи мирен дух, и тысячи вокруг тебя спасутся. То же самое патриотизм. Не разрушай у других, а созидай у себя. Тогда и другие будут относиться к тебе с уважением. Я думаю, что сегодня у нас это основная задача патриотов: созидание собственной страны.

Известный православный миссионер протоиерей Олег Стеняев находит основания для христианского патриотизма в словах Писания о "пределах обитания", установленных Богом для народов (Деяния 17:26) .

В "Основах социальной концепции Русской Православной Церкви" сказано об этническом и гражданском измерении христианского патриотизма: "Христианский патриотизм одновременно проявляется по отношению к нации как этнической общности и как общности граждан государства. Православный христианин призван любить свое отечество, имеющее территориальное измерение, и своих братьев по крови, живущих по всему миру. Такая любовь является одним из способов исполнения заповеди Божией о любви к ближнему, что включает любовь к своей семье, соплеменникам и согражданам" .

С другой стороны, по мнению [значимость факта? ] православного богослова игумена Петра (Мещеринова) , любовь к земной родине не является чем-то, выражающим суть христианского учения и обязательным для христианина. Однако церковь в то же время, находя своё историческое бытие на земле, не является и противником патриотизма, как здравого и естественного чувства любви. При этом однако она «не воспринимает ни одно естественное чувство как нравственную данность, ибо человек - существо падшее, и чувство, пусть даже такое, как любовь, предоставленное самому себе, не выходит из состояния падения, а в религиозном аспекте приводит к язычеству». Поэтому «патриотизм имеет достоинство с христианской точки зрения и получает церковный смысл тогда и только тогда, когда любовь к родине является деятельным осуществлением по отношению к ней заповедей Божиих» .

Современный христианский публицист Дмитрий Таланцев считает [значимость факта? ] патриотизм антихристианской ересью . По его мнению, патриотизм ставит родину на место бога, тогда как «христианское мировоззрение подразумевает борьбу со злом, отстаивание истины совершенно независимо от того, где, в какой стране происходит это зло и уход от истины» .

В Евангелие от Иоанна, 15 гл., стихи 12 и 13: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, якоже возлюбих вы Болши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя». Эти слова Иисуса Христа следует трактовать так : «чтобы вы друг друга любили так сильно, чтобы готовы были умереть друг за друга, потому что и Я возлюбил вас так, что далее умираю за вас. Нет больше той любви, которая настолько велика, что любящий жертвует душой своей за друзей, как Я делаю теперь».

Патриотизм в государствах

СССР

После 1917 года и до середины 1930-х годов в СССР понятие «патриотизм» носило резко негативный характер. Понятие «патриот» было родственным таким понятиям, как «буржуй», или «недобитая контра». Такого отношения к патриотизму и к патриотам придерживались в то время не только отдельные высокопоставленные партийные лидеры, эти взгляды исповедовались и в массовом порядке. Гонения на патриотические воззрения нашли самое широкое выражение в литературе, искусстве, науке, особенно исторической и образовании. Одним из ярких представителей этого течения был историк М. Н. Покровский . Необходимость уничтожения патриотических взглядов в обществе объяснялась тем, что именно патриотизм являлся серьёзной идейной преградой на пути к созданию мирового пролетарского государства. Пропагандировалась идея, что истинным патриотизмом является классовый (пролетарский) или интернациональный патриотизм, подразумевающий единство пролетариев всего мира вне зависимости от их национальной или государственной принадлежности. А патриотизм традиционный, национальный, называемый обычно национал-патриотизмом, объявлялся вредным или даже враждебным делу мировой революции .

В конце 1960-х - начале 1980-х годов в ряде общественных наук, особенно в философских, значительное развитие получила точка зрения, согласно которой патриотизм исследовался как явление общественного сознания . Примерно с середины 80-х годов стала преобладать тенденция осмысления патриотизма как одного из явлений духовной жизни общества . В некоторых исследованиях патриотизм изучался в контексте развития отечественной истории, как проявление специфических черт менталитета, психики различных общностей и т. д.

Великобритания

  1. Любовь к дому; к старым друзьям, к знакомым лицам, к знакомым видам, запахам и звукам.
  2. Особое отношение к прошлому своей страны.
  3. Грубая вера в то, что своя страна или свой народ действительно лучше всех.
  4. Своя нация настолько лучше всех, что просто обязана править всеми.

Россия

По данным опросов, всё больше россиян считают себя патриотами - 69 % по данным «Левада-центр» (2013 г.), более 80 % по данным ВЦИОМ (2014 г.). Примером подъема патриотических настроений в обществе послужило проведение Олимпийских игр, присоединением Крыма, годовщина Победы в Великой Отечественной войне.

Формирование патриотизма дошколят и школьников осуществляется через проведение систем патриотических конкурсов, общественно-политических, национальных и культурных, государственных праздников, через работу детских военно-патриотических общественных организаций.

Формирование патриотических чувств студенческой молодежи России осуществляется в рамках тематических конкурсов, а также через реализацию проведения профильных смен в рамках всероссийских образовательных форумов «Машук», «Селигер», «Таврида», «Территория смыслов» на Клязьме", «Ласточка», «АТР», «Бирюса», «Балтийский Артек», «I-Волга».

Свою деятельность, финансируемую из государственного бюджета, ведут (ФГБУ «Росвоенцентр» и ФГБУ «Роспатриотцентр» ), ориентированные на патриотическою работу со всеми возрастными группами.

Общественными организациями России на протяжении нескольких лет реализуются общественные проекты: Гордость России , Бессмертный полк , Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов , Волонтёры70 , Российское военно-историческое общество , «Поисковое движение России» , Моя страна - моя Россия , Ассамблея народов России

В акции «Бессмертный полк» в 2015 году приняли участие 13% молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет .

Показателем заинтересованности государства в патриотическом воспитании граждан является наличие нормативно-правовых документов, регулирующих и поддерживающих работу государственных и общественных организаций по формированию патриотизма:

Документы регулирующие патриотическое воспитание в России:

Федеральные законы

  • Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016).
  • Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О воинской обязанности и военной службе».
  • Федеральный закон от 13.03.1995 N 32-ФЗ (ред. от 01.12.2014) «О днях воинской славы и памятных датах России».
  • Федеральный конституционный закон о государственном гербе Российской Федерации.
  • Федеральный конституционный закон о государственном гимне Российской Федерации.
  • Федеральный конституционный закон о государственном флаге Российской Федерации.
  • Федерального закона от 19 мая 1995 года N 80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» (с изм. и доп. 2014).
  • Федеральный закон от 12.01.1996 N 8-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 14.12.2015) «О погребении и похоронном деле».
  • Закон РФ от 14 января 1993 г. N 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» (с изм. и доп. 2013).
  • Указ Президента РФ от 22 января 2006 г. N 37 «Вопросы увековечения памяти погибших при защите Отечества».

Постановления Правительства

  • Постановление «Об утверждении Положения о деятельности организации, уполномоченной Правительством РФ на реализацию межправительственных соглашений о воинских захоронениях».
  • Постановление «Об утверждении положения о подготовке граждан РФ к военной службе».
  • Постановление «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях».
  • Постановление «Вопросы Межведомственной комиссии по подготовке граждан Российской Федерации к военной службе».
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2010 г. N 134-р «Концепция федеральной системы подготовки граждан РФ к военной службе на период до 2020 года».
  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.».
  • Приказ Минобороны РФ и Министерства образования и науки РФ от 24 февраля 2010 года N 96/134 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах»

Япония

В середине XX века формирование патриотизма в Японии было отнесено к ведению Управления национальной обороны (УНО)(после 9 января 2007 года Министерство обороны Японии). Воспитание патриотизма опиралось на традиционно японские моральные каноны, милитаризм, национализм [ ] .

Критика патриотизма

Примечания

  1. Этнопсихологический словарь. - М.: МПСИ. В. Г. Крысько. 1999. «Патриотизм»
  2. Патриотизм / М. М. Скибицкий // Отоми - Пластырь. - М. : Советская энциклопедия, 1975. - (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969-1978, т. 19).
  3. Социологическая энциклопедия. В 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 2003. С. 164.
  4. в Брокгаузе и Ефроне содержит слова о П., как нравственной добродетели.
  5. Пример опросов общественного мнения показывает, что большинство опрошенных поддерживает патриотические лозунги.
  6. Ксения Ларина; Виктор Ерофеев, Алексей Чадаев. Культурный шок: российский патриотизм - разрушительная или созидательная сила? (неопр.) . Радио «Эхо Москвы » (30 августа 2008). Проверено 21 июля 2014.
  7. Подборка материалов на тему патриотизма на сайте ВЦИОМа .
  8. Пример трактовки патриотизма: «Протоиерей Димитрий Смирнов: „Патриотизм - это любовь к своей стране, а не ненависть к чужой“ » - Интервью Протоиерея РПЦ Димитрия Смирнова Борису Клину, газета «Известия », 12 сентября . Среди тезисов интервьюируемого: патриотизм не связан с отношением человека к политике государства, патриотизм не может означать ненависть к чужому, патриотизм культивируется с помощью религии, и др.
  9. Информационный материал ВЦИОМа . Отчёт об опросе общественного мнения 2006 года на тему российского патриотизма. В данном отчёте не наблюдается единого представления общества о патриотизме и патриотах.
  10. Толковый словарь обществоведческих терминов. Н. Е. Яценко. 1999
  11. Семиозис городского патриотизма: опыт осмысления теории и практики (неопр.) . Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. Проверено 9 июля 2016. Архивировано 9 июля 2016 года.
  12. Гуманитарный ежегодник (недоступная ссылка) Проверено 21 июля 2014.
  13. А. Махлаюк. РИМСКИЙ ПАТРИОТИЗМ И КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В ЭПОХУ ИМПЕРИИ
  14. Георгий Курбатов. Эволюция полисной идеологии, духовной и культурной жизни города (неопр.) . Проверено 12 ноября 2012. Архивировано 19 ноября 2012 года.
  15. // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. - СПб. , 1907-1909.
  16. «космополиты». Электронная еврейская энциклопедия (недоступная ссылка) Проверено 21 июля 2014.
  17. Политический журнал - ТЕМА НОМЕРА - Возможна ли альтернатива для Pax Americana?
  18. Универсализм прав человека и патриотизм (Ридель М.) (неопр.) . "Электронная библиотека по философии". Проверено 21 июля 2014.
  19. Межуев, Борис Сотворение космополиса (неопр.) . Журнал «ПОЛИС». Проверено 21 июля 2014.
  20. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Поздравляем с Днем защитника Отечества!


В канун праздника 23 февраля, Дня защитника Отечества, самое время поговорить о патриотическом воспитании молодежи. Что в наши дни значат понятия «патриот» и «патриотизм», например, для современных школьников? В статье приводятся мнения самих ребят.


Если для вас такие понятия как «патриот», «патриотизм», «чувство патриотизма» являются пустым звуком или вызывают иронию, раздражение и т.п., постарайтесь задуматься над таким необычным вопросом: выгодно ли быть патриотом в наше время?
Этот вопрос особенно уместно задать школьникам, среди которых немало циников, чтобы настроить их на размышление над непростой темой. А сделать это можно накануне проведения классного часа или любого другого мероприятия, посвященного воспитанию чувства патриотизма.

Подобные вопросы способны привлечь ребят к серьезной и конструктивной дискуссии. На первый взгляд вопрос представляется довольно странным, но именно в результате такого подхода (как показывает практика) можно даже циника заставить задуматься и выразить свое "обдуманное" мнение на этот счет.
Хорошо бы устроить конкурс на лучший с точки зрения ребят ответ на этот престранный вопрос. Пусть все поделятся своим мнением.

На вопросы «В чем проявляется патриотизм?» и «Выгодно ли быть патриотом в наше время?» школьники дали очень интересные ответы. После обобщения и систематизации они выглядят таким образом.

  • Патриотизм проявляется в уважении к своей стране , к ее прошлому, к памяти предков; в заинтересованности историей своей страны, изучении опыта предыдущих поколений. А это приводит к выяснению причин многих событий, что в свою очередь дает знание. Кто вооружен знанием, тот защищен от множества неудач и ошибок, не тратит время на их исправление, идет дальше и обгоняет в своем развитии тех, кто «наступает на одни и те же грабли».
    Знание своей истории, опыта предыдущих поколений помогает ориентироваться в мире, просчитывать последствия собственных действий, чувствовать себя уверенно. Во все времена люди опирались на опыт своих предшественников. Без исторического прошлого невозможно ни настоящее, ни будущее. По словам многих классиков «Забвение прошлого, историческое беспамятство чревато духовной опустошенностью как для отдельного человека, так и для всех людей». Именно осмысление неудач и ошибок исторического прошлого приводит к достижениям и заслугам настоящего, помогает выжить в трудное время. Поэтому патриотом быть выгодно .

  • Патриотизм проявляется в умении ценить и беречь свою родину, стремлении изменить ее к лучшему, сделать чище, добрее, красивее . По чистым отремонтированным дорогам, например, приятнее и удобнее ходить. Дольше служит обувь, меньше вероятность упасть. Гораздо приятнее также иметь дело с порядочными людьми, а не с хамами и подлецами. Приятно наслаждаться красотой природы и человеческих творений, которые совсем не трудно сохранить.
    Если человек научится облагораживать себя и окружающую его территорию, счастливее станет жизнь, появится психологический комфорт, который позволит эффективнее расходовать свои душевные силы, радоваться жизни и многого добиться. Поэтому патриотом быть выгодно .
    Настоящий патриотизм проявляется в умении быть нравственным человеком, созидающим вокруг себя красоту и добро.

  • быть верным и преданным своей стране, своему делу, своей семье, своим взглядам и идеям, своей мечте . Патриот не кричит на каждом углу о своей страстной любви к отчизне, он молча хорошо делает свое дело, остается верным своим принципам, идеалам и общечеловеческим ценностям. Тем самым он реально помогает не только своей стране, но и самому себе. Человек, который упорно учился, добывая знания, и в результате этого получил хорошую работу, стал социально активным, построил свое будущее, создал полноценную семью, честно трудится, - сделал гораздо больше для своей страны, чем тот, кто ходит с лозунгами, скандирует за патриотизм и на словах отстаивает престиж своей страны.
    Люди, у которых чувство патриотизма не развито, не имеют будущего. Они сами себя уничтожат, потому что не развиваются и не имеют крепкого «стержня». Это закон жизни. Патриотизм нужен для развития личности, для выживания. Поэтому патриотом быть выгодно .

  • Патриотизм проявляется в способности гордиться своей страной, защищать ее ценности, в первую очередь свободу и независимость, чтить и хранить вековые традиции . Традиции - это оплот любой нации. Человек, люди, страна – тот, кто отказывается от своих традиций, своих национальных ценностей и святынь, рискует лишиться своих «корней» в истории, своей свободы и независимости, так как рано или поздно начнет жить в пространстве традиций, идеалов и ценностей других наций. Там, где предается забвению культурное и историческое прошлое страны, неизменно начинается нравственное разложение нации.
    Чтобы страна самостоятельно развивалась, необходимо охранять и отстаивать традиции, территорию, культуру, язык, верования. Это способны сделать те, кто грамотно выстраивает свои взаимоотношения со страной , в которой живет и на благо которой трудится. Таким образом, происходит становление Гражданина своей страны. Человек занимается познанием себя и поиском своего места в стране, жизни. У человека как гражданина своей страны формируется чувство ответственности за свои поступки, за верность идеалам и сохранность собственных традиций и ценностей. А это воспитывает личность, делает ее совершеннее. Поэтому патриотом быть выгодно .

  • Патриотизм проявляется в способности испытывать возвышенные чувства к собственной стране, к ее природе, культуре. Эти чувства проявляются в переживаниях, сопричастности, эмоциональных откликах на происходящие события. Патриотизм как чувство любви к Родине, готовность служить ее идеалам можно отнести к высшим чувствам, причисляемым к духовным ценностям. Чувство патриотизма делает человека активным, готовым отстаивать дорогие его сердцу ценности. Чувство патриотизма как и другие светлые чувства является необходимым условием развития и становления человека как личности. Ведь формирование чувств идет через осмысление и освоение определенных ценностей общества, а также через творческое открытие человеком новых ценностей. Происходит духовное совершенствование личности. Поэтому патриотом быть выгодно .

А вот мнение, которое выразил в своей авторской работе участник нашего конкурса «Я – писатель» Андрей Сёмин из Нижнего Новгорода, учащийся 10 «А» класса средней общеобразовательной школы №45. Здесь приведен отрывок из сочинения автора «Патриотизм».

Патриотизм! Чувство, которое должно быть у любого уважающего себя человека. Чувство гордости и сопереживания за свою страну, своей страной, вместе со своей страной. И мне кажется, что чем больше человек любит свою Родину, готов за нее отдать свою жизнь, убить врага во благо своей Родины при вероломном нападении или дерзкой вылазке в ее стан, тем больше человек получает духовных сил, нравственных впечатлений, прямого контакта с культурой, историей и сердцем своей Родины. Мне кажется также, что сегодня человек не только может, но и должен всеми своими средствами души и тела восхвалять свою Родину. Ведь именно она, Родина, дает жизнь. Ведь именно она, Родина, дает возможность проявить себя.
Всегда нужно быть активным, любознательным к богатствам святой земли Русской. Нужно проявить себя как гражданин, как патриот – это не просто важно. Это необходимо.
Россия. Как много в этом слове. Богатая история и великая культура, кровавые войны и революции и подвиги русского народа. Очень многие люди умирали с этим великим словом на устах. Мы живем в великой стране с богатым историческим опытом. И не случайно многие поэты и писатели размышляли о судьбе своей Родины. И если бы мне довелось сейчас увидеть Николая Васильевича, то я бы на его вопрос «Русь, куда ж несешься ты?» ответил следующее: «В ту даль, где свет и жизнь трепещет, и где лишь разум со душою говорит».

Очень хочется, чтобы каждый понял следующее: «Патриотизм как политический, общественный и нравственный принцип отражает отношение человека (гражданина) к своей стране. Это отношение проявляется в заботе об интересах своего отечества, в готовности ради него к самопожертвованию, в верности и преданности своей стране, в гордости за ее социальные и культурные достижения, в сочувствии к страданиям своего народа и осуждении социальных пороков общества, в уважении к историческому прошлому своей страны и унаследованным от него традициям, в готовности подчинить свои интересы интересам страны, в стремлении защищать свою страну, свой народ. Патриот - тот, кто добросовестно трудится на благо своей страны и призывает к этому окружающих, кто помогает совершенствоваться своим согражданам. Не заботясь о других, рискуешь остаться в одиночестве».

Давайте задумаемся и ответим себе на следующие вопросы:

  • Почему в последние десятилетия сильно понижен «градус» патриотизма? А он, безусловно, влияет на все стороны нашей жизни, в том числе и спортивной, что хорошо доказывают «успехи» нашей сборной в Ванкувере.
  • В чем сходство и различие понятий «патриот» и «гражданин»?
  • В чем заключается и как должен проявляться патриотизм именно школьника?
Дорогие школьники!
  • Согласны ли вы с тезисом, что патриотом быть жизненно необходимо?
  • Ответьте, пожалуйста, в комментариях на вопрос: «К какой из двух групп, представленных в нашей статье

На сегодняшний день образование направлено на всестороннее развитие школьников, дабы в будущем вырастить не просто хорошего гражданина, а человека с большой буквы. Однако этот процесс является достаточно сложным и тернистым, так как все мы разные, а массовое воспитание в учебных заведениях подразумевает всестороннюю «уравниловку». Возможно, когда-то такой подход имел бы успех, но с развитием общества в XXI веке он совершенно неуместен. Нужно также подчеркнуть важность контроля процесса развития. Сам по себе человек в ранние годы своей жизни похож на пластилин. Какую «формочку» из него слепит окружающий мир, так он и будет жить. Все мы понимаем, что на этом этапе развитие каждого может зайти в тупик или потечь совершенно в другое русло.

Где воспитываются чувства детей?

Очень многие психологи различной квалификации, которые так или иначе задействованы в процессе подготовки людей студенческого или школьного возраста, говорят о том, что очень мало времени уделяется на развитие чувств. Естественно, главная задача школы лежит в обучении детей, но воспитание чувств является не менее важным. Ведь непосредственно в семье ребёнок находится очень маленький период времени. Все его развитие сводится к его жизнедеятельности в кругу своих сверстников, своеобразного мини-социума. В этой среде он должен всецело познавать те чувства, которые будут ему полезны в будущем и которые организовывают его как человека, как личность. Конечно, воспитание чувств ребёнка начинается ещё дома, это своего рода базис, но львиную долю знаний он получает именно в школе. Нужно понимать, что в семье малыш получает определённые рамки своего развития, на основе которых он дальше будет строить все свои отношения, чувства и эмоции.

Понятие нравственности и нравственных чувств

Ребёнка невозможно воспитать без учёта окружающего мира. Если такой процесс удастся, то мы получим в итоге не человека, а подобие Маугли, который не будет понимать своей значимости для социума. Таким образом, весь процесс образования должен быть направлен на воспитание нравственных чувств.

Многие не понимают, что именно означает этот термин. Более того, не все психологи могут пояснить его значение. Нравственные чувства - это определенный ряд чувств, формирующихся на основе взаимодействия человека и социальной среды, в которой он развивается. Такие чувства полезны именно в контексте социума. Они формируются на базе нравственных привычек, которые выплывают из тех социальных норм, которые существуют.

Система воспитания чувств

Когда мы говорим о нельзя не брать во внимание структуру этого понятия. Ведь подобный уровень развития чувств характерен для государства. Иными словами, именно государство должно быть заинтересовано в воспитании граждан, которые будут относиться к своей стране с уважением и тем самым влиять на её политическую стабильность. Исходя из этого, можно говорить о системе воспитания чувств, которая состоит из нескольких элементов: гуманизм, патриотизм, ответственность. Эти все элементы объединяются одним термином - нравственность. Следует отметить тот факт, что эти понятия невозможно рассматривать исключительно в контексте нравственности. Они все должны быть изучены отдельно, для того чтобы принести как можно более позитивный результат.

Воспитание гуманизма в человеке

Воспитание чувств невозможно без иерархии основных элементов нравственной системы. Она состоит из нескольких уровней, которые созданы для того, чтобы как можно больше упорядочить процесс воспитания нравственных чувств. Поэтому воспитание гуманных чувств — это самый низший уровень, который будет занимать своё место во всей системе нравственности. Говоря о гуманизме, нужно подчеркнуть тот факт, что большую часть его успешного воспитания играет семья. До того момента, как человек попадает в социальное окружение, он находится в своей семье. Именно там он получает азы своего нравственного развития. Следует помнить тот факт, что в раннем возрасте ребёнок сравним с губкой. Он буквальным образом поглощает абсолютно все, чему его учат родители. Если на этом этапе запрограммировать жестокость, то он будет жестоким в будущем. Поэтому воспитание чувств у дошкольников значительным образом базируется на гуманизме.

гуманных чувств

Существует много способов воспитать в ребёнке гуманность как основное чувство отношения к миру в целом. По своей сути гуманизм - это воспитание человека, который будет лояльно, с любовью относиться к окружающим его людям. Все методы гуманного воспитания основываются на эмпатии - умении поставить себя на место другого, почувствовать все особенности его положения.

Существует несколько основных методик воспитания гуманизма у ребёнка, а именно:

1) Проявление любви к самому ребёнку. Когда человек развивается в атмосфере взаимной любви и уважения к своим правам и чувствам, он не будет пытаться унизить подобные права и чувства других людей.

2) Очень действенным методом будет похвала ребёнка за доброе отношение к окружающему миру.

3) Нетерпимость к негативным проявлениям ребёнка к другим людям или окружающему миру (животным, растениям).

4) Взрослым нужно помнить о своём собственном поведении рядом с ребёнком, так как маленькие дети практически во всём копируют их.

Этот перечень не является исчерпывающим, и поэтому его можно дополнять. Но представленные методики являются основными.

Воспитание чувства патриотизма

Патриотические чувства являются вторым звеном в цепи нравственного воспитания. Этот уровень воспитания невозможен без участия школы и мини-социума, другими словами, одноклассников.

Патриотически чувства - это главное связующее звено между человеком и государством. Наличие патриотизма у человека свидетельствует о его отношении к стране, с которой у него есть гражданская связь. Воспитание подобного рода чувств выгодно для государства, так как именно оно заинтересовано в получении людей, которые будут подчиняться имеющимся нормативным рамкам. От уровня патриотизма будет зависеть весь политический климат страны в целом.

На сегодняшний день патриотическому воспитанию уделяется очень мало времени. чувств должно быть взято за основу, а оно существует как дополнение в современной системе образования. К вопросу патриотизма подходят лишь только в выпускных классах на уроках защиты Отечества. Такой метод в корне неправильный, так как процесс подготовки людей, обладающих патриотическими чувствами, должен начинаться значительно раньше. Для этого следует открывать все новые и новые спортивно-патриотические секции, на которых юные девочки и мальчики будут углубленно изучать историю своей страны, заниматься традиционными видами спорта и будут иметь возможность отслеживать политический климат своего государства.

Воспитание чувства ответственности

Ответственный человек всегда будет с большим уважением относиться к своей стране, а также иметь гуманные чувства к окружающим его людям. Ответственность - это соотношение фактора «я могу» и «я должен». Когда человек ответственен, он не только понимает значимость своих действий, но и готов отвечать за их последствия. Но ответственность должна развиваться у человека ко всему процессу жизнедеятельности. Случается так, что люди могут быть ответственными по отношению к другим, но не иметь этого чувства по отношению к своему здоровью.

Как развить ответственность?

Ответственность - это социальный навык человека. Он приобретается путём всестороннего развития и воспитания. Ключевую роль в развитии ответственности у ребёнка играют родители. Они с раннего возраста закладывают фундамент этого чувства. Однако, помимо родителей, важные роли также играют школа, спортивные секции и другие социальные группы, в которых ребёнок развивается. Именно по этой причине многие психологи советуют отдавать детей на всевозможные кружки, потому что они прививают не только особые навыки, но и другие социально полезные чувства.

Итог

Итак, в статье были приведены факты того, насколько социальное развитие полезно для человека и его будущего. Также была показана структура нравственного развития, которая помогает развить ребёнка с точки зрения его социальной пользы. Было доказано, что воспитание чувств возможно на уровне семьи и школы.

После того как президент России заявил, что у нас «не может быть никакой объединяющей идеи, кроме патриотизма», в стране забурлили инициативы по развитию патриотического воспитания. Часть из них оказываются не слишком оригинальными и сводятся к проведению военизированных мероприятий среди молодёжи, другие необычны, но выглядят настолько дико, что заранее обречены на провал. Тем временем идеологические противники России не оставляют попыток пересмотра итогов Второй мировой войны, пытаются влиять на российскую молодёжь, отрывая её от корней и заставляя выбирать чуждые ей ориентиры.

О такте и чувстве меры

«Заставь дурака Богу молиться»… Окончание этой пословицы всем известно. Излишнее рвение, проявленное то ли от недостатка разума, то ли от нежелания подходить к делу, что называется, с душой, зачастую приводит к результату, весьма далёкому от задуманного. Что ж, отсутствие чувства меры – серьёзный и, увы, весьма распространённый недостаток. Приведём лишь несколько примеров.

Летом прошлого года депутаты Госдумы от «Справедливой России» предложили ввести в учебные программы школ и колледжей специальный предмет, предназначенный для развития у молодёжи чувства патриотизма. Похожее предложение о введении специальных «воспитательных» программ выдвинул член думского комитета по физкультуре и делам молодёжи Николай Валуев. Депутатам отчего-то не приходит в голову, что раз уж задача школы – учить и воспитывать, то патриотическое воспитание должно пронизывать школьную программу насквозь. И речь идёт не только о гуманитарных предметах – истории, литературе, обществознании, но и о точных науках, в которых учёные нашей страны достигли высот, достойных гордости. Более того, министр образования Дмитрий Ливанов уверен, что всё это уже есть и работает. В недавнем интервью радиостанции «Коммерсант FM» чиновник сообщил, что «задача школы – воспитывать личностей» и что «образовательная программа в школе у нас сбалансирована».

По закону «О Государственном гимне РФ» гимн должен обязательно исполняться в первый день учебного года и на торжественных школьных мероприятиях по случаю государственных праздников. Чиновникам, озабоченным эффективностью патриотического воспитания, этого показалось мало. Так, Тюменская областная Дума недавно обсуждала законопроект об исполнении гимна в начале каждой учебной четверти, гимн ежемесячно исполняется в школах Ингушетии, каждую неделю – в Чечне, а школьники Белгородской и Костромской областей слушают гимн ежедневно. В октябре 2015 года фракция ЛДПР предложила законопроект об обязательном еженедельном исполнении гимна в российских школах, правда, парламентарии отклонили инициативу. Связь между частотой исполнения государственного гимна и укреплением патриотических чувств, между тем, неочевидна – скорее, это может вызвать отторжение, впрочем, как и любой «перебор». А что до слов гимна, которые почему-то никто не знает, то в СССР проблема решалась просто: текст гимна был напечатан на обложке школьных тетрадей и знали его все поголовно.

Летом 2015 года, накануне годовщины начала Великой Отечественной войны единорос Алексей Журавлёв предложил «в целях сохранения исторической памяти» помечать особой маркировкой продукцию фирм, которые в годы Второй мировой войны сотрудничали с фашистскими режимами Италии и Германии. Кому и какую пользу могла бы принести такая память, депутат не сообщил.

Парламентарий Эдуард Исаков, член комитета СФ по социальной политике, предложил составить «рейтинг эффективности гражданского-патриотического воспитания в субъектах РФ». Казалось бы, задача заведомо невыполнима: как можно измерить эффективность патриотического воспитания? Но у сенатора проблем нет: оценка, по его мнению, должна проводиться «на основании анализа официальных данных государственных статистических наблюдений», социологических исследований и анализа материалов СМИ. При этом, считает Исаков, ответственность за показатели должны нести лично руководители образовательных учреждений и главы региональных и муниципальных администраций. По всей видимости, инициатива не будет поддержана, иначе можно только догадываться, в какую волну показухи выльется очередной виток борьбы за воспитание патриотов.

Министерство образования тем временем объявило о старте серьёзного социологического исследования – «разработки критериев оценки влияния компьютерных игр в воспитательном аспекте». Какпояснили представители пресс-службы ведомства, «одна из задач исследования – определить, какие игры, связанные с Великой Отечественной войной, наиболее интересны молодому поколению и чем они привлекают молодёжь». Видимо, за «разработкой критериев» последует очередной рейтинг?

Отличились и чиновники Санкт-Петербурга. Комитеты Ленинградской области по культуре и туризму разработали проекты развлекательных туристических маршрутов по территории мемориального комплекса «Дорога жизни». Да-да, речь идёт о той самой Дороге жизни, по которой на протяжении нескольких лет из блокадного Ленинграда вывозили раненых и получали с Большой земли боеприпасы и продовольствие. В качестве вариантов туристических путешествий для разных возрастов креативные чиновники предложили, например, такие варианты: «Дорога жизни – Дорога в будущее» – игра-путешествие для детей с элементами квестовых заданий, «Дорога жизни – Дорога отважных» – квест для самостоятельных путешественников или «Дорога жизни – Дорога сильных» – марш-бросок «с формированием навыков, необходимых разведчику». К этой инициативе резко негативно отнеслась общественность Санкт-Петербурга: в городе на Неве на тему блокады шутить не принято.

Об окнах Овертона

Современные гуманитарные науки не последнюю роль отводят концепции, в соответствии с которой не нормы, принятые в обществе, формируют личность, а наоборот, повторяющиеся действия членов общества со временем формируют нормы, которые становятся общепринятыми. В конце 1990-х американский социолог Джозеф Овертон описал модель изменения так называемых «окон дискурса», получившую впоследствии название «окон Овертона». В исследовании говорилось, что путём продолжительного методичного воздействия можно сделать общепринятыми изначально абсолютно чуждые обществу идеи и представления. Это готовая работающая технология, гораздо более сложная и тонкая, чем откровенное зомбирование или «промывание мозгов». Самое страшное, что воздействие на общество происходит постепенно, медленно и оттого – незаметно. Суть теории – в постоянном, но регулярном смещении «окна дискурса» в нужную сторону, в результате которого оценка явления в общественном сознании последовательно проходит стадии от «немыслимо» до «возможно», затем до «приемлемо» и так далее, пока явление не станет действующей нормой. Действие подобных технологий легко отследить, например, по тому, что происходит в современном обществе в отношении однополых браков, за какие-то несколько десятилетий прошедших путь от явления неприемлемого до достойного законодательного закрепления. Исследователи подчёркивают, что наиболее подвержены подобного рода влиянию общества с развитой свободой слова и толерантностью, потому что в них отсутствуют табу, т.е. ограничения вида «нельзя – и всё», а значит, нет чётких критериев, по которым можно отличить добро от зла.

По похожим методикам работают в толерантных обществах западные идеологи, пытающиеся развернуть процессы героизации нацизма и пересмотра итогов Второй мировой войны. Владимир Путин достаточно подробно остановился на этом во времязаседания оргкомитета «Победа» . Вполне естественным в такой ситуации выглядит протест российского МИДа по поводу планируемого проведения рок-фестиваля в берлинском Трептов-парке, где захоронены более семи тысяч советских воинов.

Но методики эти действуют не только за рубежом. Явления, ещё совсем недавно абсолютно немыслимые, в современном российском обществе начинают восприниматься как допустимые. Пару недель назад на одном из федеральных каналов в программе «Танцы со звёздами» был исполнен номер, где девушка танцевала с актёром в форме офицера вермахта. Конечно, после массы критических откликов последовало официальное объяснение телеканала, мол, ничего плохого не имели в виду, всё это лишь инструментарий и художественная форма. Но дело не в этом. Лет двадцать назад никому бы просто не пришло в голову поставить такой номер, не говоря уже о его выходе в эфир. Кстати, интересно, видела ли этот танец официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, переживающая о планируемом рок-концерте в Трептов-парке? Может быть, прежде чем требовать уважения от других, стоит навести порядок у себя?

Вспомните, как дико звучала ещё несколько лет назад чья-то нелепая шутка о том, что если бы немецкие фашисты завоевали нашу страну, то вместо «Жигулёвского» пива мы сейчас пили бы «Баварское». И как буднично в наши дни высказывается писательница Людмила Улицкая. По её мнению, французы, сдавшие немецким оккупантам свою страну, оказались прозорливее, благодаря чему Франция, в отличие от СССР, избежала ужасных потерь.

Сколько лет прошло, прежде чем была признана нежелательной деятельность фондов «Открытое общество» и «Содействие», учреждённых Джорджем Соросом? Сколько лет потребуется, чтобы чиновники обратили внимание на программу «Учитель для России», с помощью которой агенты влияния получают доступ в российские школы? А ведь мы видим интерес к этой программе: после нашей публикации это стало очевидно не только по статистике портала profiok.com, но и по звонкам от желающих приобщиться по телефонам, указанным в шапке нашего сайта!

В российской истории есть примеры радикальной борьбы с инакомыслием и попытками забивать умы ересью. «А если бусурман какого-нибудь русского человека насильно или обманом к своей бусурманской вере принудит, … то того бусурмана после допроса казнить – сжечь огнём без всякого милосердия», – говорится в Соборном уложении царя Алексея Михайловича Романова, принятом в 1649 году и действовавшем до 1832 года. В наши дни «сжечь огнём», конечно, никого не получится – у нас свобода слова и гарантированные Конституцией права человека. Но согласитесь, что пытаться противостоять подобному воздействию с помощью многократного исполнения гимна – по меньшей мере, смешно. Значит, надо действовать умнее и тоньше.

О заложенном «в крови»

Любовь к Родине – а патриотизм, как правило, понимается именно так – можно воспитывать по-разному. В основе патриотизма – семейные традиции, ощущение связи с историей своей семьи, понимание истории семьи в контексте российской истории и так далее. Акция «Бессмертный полк», в которой участвовало множество молодых людей, показала, что чувство принадлежности к великой российской истории, гордость за своих предков – всё это никуда не делось, оно заложено в наших гражданах едва ли не генетически. И герои в современной России тоже есть, достаточно вспомнить подвиг офицера Александра Прохоренко, простого парня из-под Оренбурга, геройски погибшего в Сирии в марте 2016 года. Российский военный занимался наведением огня российских бомбардировщиков под Пальмирой. Попав в окружение, он вызвал огонь на себя. Вряд ли на его решение оказали влияние показатели рейтинга эффективности патриотического воспитания в Оренбургской области, тут явно что-то другое – и сложнее, и проще одновременно.

Рассказывать, показывать, помогать понять, не вдалбливать, а заинтересовывать – такой видится задача воспитания патриотизма. Причём речь не только о подвигах или военной мощи: есть множество самых разных причин гордиться нашей страной. Хотя, конечно, изучение военной истории России занимает в деле патриотического воспитания одну из ключевых позиций. Но ведь и это можно делать интересно и ненавязчиво. Так, как делает это Российское военно-историческое общество, организовавшее для школьников автобусные экскурсии по местам боевой славы. Так, как это делают организаторы всероссийского теста по истории Великой Отечественной войны , который пройдёт 23 апреля 2016 года: вопросы в тесте составлены так, что даже не зная правильного ответа, можно узнать много интересного о Великой Отечественной войне.

Единственный способ выстоять в идеологической борьбе – всеми силами стараться не растерять свои ценности. Для этого вовсе не нужно целыми днями играть в «Зарницу», петь гимн и ходить с флагом. Просто общество должно однозначно уяснить для себя, что Родину – и большую, и малую – нужно любить и защищать. Иное – просто немыслимо.

На сохранение наших общих ценностей, важных одновременно и для каждой семьи, и для всей страны, направлен совместный проект Издательского центра ИНЭС и Центра экономического развития и сертификации – книга под рабочим названием «История, рассказанная народом» . В издании будут изложены сведения об участниках Великой Отечественной войны, опубликованы документы из семейных архивов. Организаторы проекта уверены, что издание книги не только станет очередным шагом в направлении увековечения подвига участников ВОВ, но и позволит каждому человеку почувствовать себя частью истории нашего Отечества. Об условиях участия в проекте можно узнать на сайте

Патриотизм – это особенное эмоциональное переживание своей принадлежности к стране, гражданству, языку и традициям, родной земле и культуре. Подобное чувство предполагает гордость за свою страну и уверенность в том, что она всегда тебя защитит. Это главные критерии в определении, хотя имеются и другие трактовки.

Что такое «патриотизм»?

Слово «патриотизм» переводится с греческого как «отечество», это чувство, суть которого – в любви к своей стране и готовности пожертвовать ради нее всем. Кто такой патриот - личность, каковая гордится успехами и культурой своей державы, стремится сохранить особенности родного языка и традиций. Это – самый распространенный вариант обозначения сути термина «патриотизм», но имеются еще и другие трактовки:

  1. Нравственный показатель, который отличает великодушную личность от низкой.
  2. Гордость за свершения своего народа.
  3. Реальная оценка действий своего государства.
  4. Готовность принести в жертву индивидуальные интересы ради общих.

Бизнес-патриотизм - что это?

В 21 веке чувство патриотизма стало выходить на новый уровень, все громче начинают звучать призывы о формировании групп бизнес-патриотов. Речь не только о том, чтобы отдавать предпочтение отечественным товарам, свою стратегию предложила недавно российская Ассоциация предпринимателей по развитию бизнес-патриотизма. Главной задачей ее лидеры видят всестороннюю поддержку предпринимателей, поскольку доля того же малого бизнеса за границей больше отечественного в несколько раз. Нужны условия для роста в нескольких направлениях:

  1. Образование. Развитие молодежного предпринимательства, проведение мастер-классов.
  2. Поддержка в реализации планов и способствование росту коммерции.
  3. Бизнес-клуб. Место, где можно обмениваться опытом, контактами и наработками.

Национализм и патриотизм - разница

Многие путают понятия «национализм» и «патриотизм», даже в словарях отмечается, что патриотизм – это любовь к родине и своему народу. Опытные лингвисты указывают на такую ошибку в подмене понятий:

  1. Любовь к родине – это чувство к земле, природе, родному языку и государству. Это и есть и патриотизм – расширенное понятия любви к своему дому.
  2. Любовь к народу – широкое понятие любви к родным людям, которая возникает у человека раньше патриотизма. Это уже национализм, осознание приверженности к нации, что прививается от рождения.

Зачем нужен патриотизм?

Почему важен патриотизм? Специалисты считают, что это – естественное психическое состояние, которое выражается в готовности защищать свое от чужого, распознавать его под другой маской. Без патриотизма тяжело выжить, ведь у каждой личности должны быть главные ценности, ради которых реально преодолевать страх и даже идти на смерть. Только благодаря огромнейшему патриотизму, советские люди смогли выиграть Вторую мировую войну, остановить полчища врагов ценой миллионов жизней.

Патриот – это личность, для которого судьба государства – всегда на первом месте. Но подобное отношение появляется лишь, когда человек будет уверен: его страна защитит в тяжелую минуту, окажет помощь семье. Потому нельзя заставить быть патриотами тех, кто выживает в нищете, люди должны иметь, чем гордиться, и что конкретно защищать: свое благополучие, тыл, достижения.

Виды патриотизма

Каким бывает патриотизм? В разные годы этим чувством обозначали различные явления, часто подменяя понятие «любовь к родине» на «любовь к государству». Так появились другие виды патриотизма:

  1. Государственный . Когда интересы державы превыше всего.
  2. Российский, как феномен . В течение многих веков для славян, а потом – и для советских людей, главным было понятие «родина», ее сравнивали с невестой, матерью, которую надо защищать.
  3. Национальный . Основывается на истории и культурном наследии народа, формирование такой любви развивает чувство гордости, стремление преумножать существующие ценности.
  4. Местный . Проявляется в любви к своему селу, городу, улице, дому. Характерной особенностью советской идеологии было воспитание чувств от частного к общему, от верности своему краю до готовности отдать жизнь за свою страну.

Воспитание патриотизма

Развитие патриотизма во все времена было главной задачей идеологов любой страны. Разрабатывались мероприятия с акцентом на примеры героизма, сочинялись песни, корректировались события прошлого. Ребенок должен был расти с мыслью, что его страна – самая лучшая, потому что оберегает, обеспечивает веселое детство, поддерживает в выборе профессии в юности и защищает от невзгод в зрелом возрасте.

Потому большое значение уделяется изучению символики, правовой системы, знакомству с поступками выдающихся людей. Но в стране, где отдачи от государства нет, и личность не видит, что получает взамен на свою готовность жертвовать личным, проблема патриотизма становится особенно острой. Иногда проявляются попытки власть имущих вырастить его искусственно.

Церковь и патриотизм

С давних времен патриотизм и православие были неразрывно связаны, примером тому – благословение церковью на ратный бой защитников отечества. Эта традиция насчитывает тысячи лет, даже в годы Второй мировой войны, когда все советские люди были атеистами, служились особые молебны, а священники собирали средства на покупку танков и самолетов. Если же обратиться к официальным церковным документам, то понятие патриотизма излагается так:

  1. Христиане не должны забывать о своей земной родине.
  2. Быть патриотом – это любить не только родную землю, но и ближних, свой дом, оберегать их. Поскольку жертва за отечество приносится не только на поле брани, но и ради детей.
  3. Любить свой край, как место, где сохраняются вера и православная церковь.
  4. Любить другие народы, как исполнение заповеди любви к ближнему.

Патриотизм - книги

Примеров из жизни героев, которые проявляли настоящий патриотизм насчитывается в тысячи не только в советской литературе. О подобных проявлениях писали многие российские поэты и прозаики, их же излагали в былинах. Самые яркие произведения, посвященные патриотизму:

  1. А. Фадеев. «Молодая гвардия» . Роман о героях-подпольщиках Краснодона в годы Великой Отечественной войны, на нем выросло не одно поколение советских детей.
  2. «Слово о полку Игореве» . Древнее сказание, повествующее о защитниках родной земли во времена враждебных набегов.
  3. Л. Толстой. «Война и мир» . Важные исторические эпизоды 19 века - Отечественной войны 1812 года, с примерами героизма главных героев.
  4. Б. Полевой. «Повесть о настоящем человеке» . Роман о безногом летчике Маресьеве, который сумел вернуться в авиацию, чтобы снова бороться с гитлеровцами.