Сценарий праздника масленица в начальной школе. Веселый сценарий Масленицы в школе «Масленичные забавы на улице

Внеклассное мероприятие проходит в форме конкурсной программы.

Цели : познакомить учащихся с историей празднования Масленицы; воспитывать любовь к культурным традициям своего народа.

Подготовительная работа: учащиеся заранее готовят доклады из истории проведения Масленицы; учитель просматривает их, и несколько наиболее интересных докладов обсуждаются на классном часе. Перед его проведением пекут блины, наряжаются в русские народные костюмы.

Ход представления

I. Сообщение об истории праздника.

Ведущий. Русский народ свою Масленицу величает так: честная Масленица, широкая Масленица, веселая Масленица. В ранних церковных книгах Масленица называется сырною неделей. Все дни Масленицы имеют свои, особенные названия: встреча - понедельник, заигрыши - вторник, лакомка - среда, широкий четверг, четверток - четверг, тещины вечерки - пятница, золовкины посиделки - суббота, прощеный день - воскресенье.

На первый день Масленицы дети с утра выходят на улицу строить снежные горы. Строят и причитывают...

Учитель заранее раздает ребятам слова, а затем на классном часе учащиеся разыгрывают встречу Масленицы.

Звал, позывал честной семик широкую Масленицу к себе в гости во двор.

Душа ль ты моя, Масленица, перепелиные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь!

Приезжай ко мне в гости на широк двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешаться!

Уж ты ль, Масленица, красная краса, русая коса, тридцати братов сестра, сорока бабушек внучка, трехматерина дочка, ясочка, ты же моя перепелочка!

Приезжай ко мне в тесовой дом душой потешиться, умом повеселиться, речью насладиться!

Выезжала честная Масленица, широкая баярыня, на семидесяти семи санях козырных во широкой лодочке во велик город пировать, душой потешиться, умом повеселиться, речью насладиться.

Как навстречу Масленице выезжал честной семик на сапазоч- ках в одних портяночках без лапоток.

Приезжала честная Масленица, широкая боярыня, к семику во двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться.

Ей-то семик бьет челом, кланяется, зовет во тесовой терем за дубовой стол к зелену вина.

Выходила честная Масленица, широкая боярыня, к семику во тесовой терем, садись за дубовой стол к зелену вина.

Как и она ль, честная Масленица, душой потешапась, умом повеселялась, речью наслаждалася.

После встречи Масленицы дети кричат: «Масленица приехала!»

В старину москвичи Масленицу справляли у Красных Ворот. Здесь Петр Великий открывал Масленицу с понедельника и качался на качелях с офицерами. Богатые люди с понедельника начинают печь блины, а бедные - с четверга или пятницы.

В старину первый блин отдавался нищей братии на помин усопших. В 17-м столетии государи хаживали на прощеный день к патриарху с боярами и думными людьми. Патриарх угощал дорогих гостей медами и романеею. О русской Масленице между народом сохранились поговорки: «Не житье, а масленица»; «Не все коту масленица». «Милости просим к нам об масленице со своим добром, с честным животом». «Сваталась Маланья на Масленице, думала-гадала замуж пойти, а того Маланья не знала, что Масленица только молодых ставит на показ». «Пируй и гуляй, баба, на масленице, а про пост вспоминай».

Традиционно на Масленицу проводились народные гулянья с конкурсами, забавами, финалом которых становилось сожжение чучела, символизировавшего Зиму. Нас тоже ждет несколько конкурсов.

II. Конкурсная программа.

Конкурс 1. Петушиные бои.

На полу начертить мелом круг диаметром 1 метр. Из каждой команды выбирают по одному самому сильному участнику и связывают руки за спиной. Задача играющего («петушка»): прыгая на одной ноге, плечами выбить соперника из круга.

Конкурс 2. Перетягивание каната.

Посередине веревки привязать цветную ленточку. На полу нарисовать мелом черту. Один конец веревки берет первая команда, другой - вторая. Ленточка должна находиться над чертой. Побеждает та команда, которой удастся перетянуть канат так, чтобы ленточка оказалась за чертой.

Ведущий. Одна из непременных традиций Масленицы - это взятие Снежного городка. Во время праздника из снега сооружали крепость. Играющие распределялись на две команды: пеших и конных. Пешие охраняли город, а конные штурмовали. При этом город представлял зиму, которую изгоняли. А я вам предлагаю другой вариант Снежного городка.

Конкурс 3. Снежный городок.

Команды встают напротив друг друга. Правила игры: штурмуя Снежный городок, игроки «лепят снежки». Теннисный мячик будет у нас снежком. Участники «сражения» должны будут по очереди бросать друг другу «снежок» и при этом произносить название какого-нибудь города. Проигрывает та команда, игрок которой не сможет назвать город (повторения запрещены).

Конкурс 4. Воевода.

Катилось яблоко вокруг хоровода.

Кто его поднял - тот воевода.

Воевода, воевода, выбегай из хоровода!

Раз, два, не воронь, беги, как огонь!

Дети стоят по кругу. На первые две строки передают мяч от одного к другому. Тот, у кого окажется мяч на слове «воевода», должен выбежать из круга, пробежать (в то время, как звучит третья строка) за спинами детей и положить мяч на пол между двумя из них. На словах последней строки те должны разбежаться в разные стороны и постараться быстро обежать круг. Остальные участники игры в это время хлопают в ладоши. Выигрывает тот, кто первым добежит до мяча. Он и становится «воеводой», начинает игру снова (передает мяч по кругу).

Конкурс 5. Шепоток.

Играющие образуют круг, взявшись за руки. Водящему завязывают глаза платком. В руках у водящего - палочка. Он идет по кругу и, касаясь кого-либо, громко просит: «Скажи мне хоть слово».

Ответ должен быть не более одного-двух слов, которые произносятся шепотом, но внятно. Водящий по этому шепотку должен определить, кто перед ним. Если угадал, дети меняются ролями. Если же ошибся - все хлопают в ладоши и отгадчика штрафуют (просят рассказать стихотворение, спеть песенку, станцевать).

III. Заключительная часть.

Ведущий.

С крыши капели,

Грачи прилетели,

Воробьи чирикают -

Они весну кликают.

Есть и еще одна - наверное, главная - традиция Масленицы: блинное угощение. Приглашаем всех отведать блинов, которые наши девочки и мамы приготовили к празднику.

Ох, как вкусен блин румяный

С маслом, медом иль сметаной,

Прямо с печки, с пылу с жару -

Заходи, отведай пару!

Звучит песня «Блины».

Мы давно блины не ели,

Мы блиночков захотели.

Ой, блины, блины, блины,

Ой, блиночки мои!

Кадки новы растворили,

Два часа блины ходили.

Растворили на дрожжах,

Не удержишь на вожжах!

Моя родная сестрица -

Печь блины-то мастерица!

Напекла она поесть,

Сотен пять, наверно, есть.

На поднос блины кладет,

И сама на стол несет.

Гости, будьте же здоровы!

Вот блины уже готовы.

Праздник заканчивается чаепитием с блинами.

Масленица для младших школьников. Сценарий

Сценарий праздника Широкая масленица для начальной школы

Автор: Журавлева Ирина Викторовна, учитель начальных классов, МОУ Спас -Заулковская школа-интернат – ЦО «Планета детства» село Спас-Заулок Клинского района Московской области
Цели:
- формировать представление детей о праздновании Масленицы на Руси;
- об обычаях и традициях русского народа;
- развивать познавательный интерес детей к истории своего народа

Ведущий. Вот и подошла к концу зима длинная да холодная, не за горами весна – красна. Давайте-ка мы её с вами все дружно позовём. Повторяйте за мной.
Весна, весна красная
Приди, весна, с радостью,
С великою милостью,
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С дождями сильными,
С хлебами обильными
- Ой, ребята, кажется, к нам кто-то идёт. (появляется Зима, поёт песню «У леса на опушке»)
Зима. Это кто тут Весну без моего приказа зовёт? Кто своевольничает? Ах, это вы? Проказники! Вы чего тут раскричались? Кыш, кыш, кыш отсюда, пока я вас не заморозила. (Звучит музыка появляется Весна)
Весна . Кто меня звал - вызывал? Вы, ребята?
Зима. Ошиблись ребята, не хотели они тебя звать. Им и со мной хорошо!
Весна. Да правду ли ты говоришь-то, сестрица? Уж так-то громко звали, так старались! Верно, уж мой черёд подошёл? Тепла да цветов всем захотелось!
Зима. А я говорю – рано пришла! Ещё подожди! Мы не все зимние игры переиграли, не все песни перепели!
Ведущий. Представьте, ребята, а если бы никогда – никогда больше не было бы Зимы.
Весна. Будто у меня ни песен, ни загадок в припасе нет!
Ведущий. Тише, тише! Не надо ссориться. Мы сегодня сможем вас померить, ведь у нас сегодня особый праздник – проводы зимы и встреча весны. А называется праздник – Масленица! Давайте-ка пригласим её к нам в гости?
1 ученик.
Душа ль ты моя, Масленица,
Сахарные твои уста,
Сладкая твоя речь!
Приезжай к нам в гости
На широкий двор
На горах покататься,
В блинах поваляться
2 ученик.
Уж, ты, моя Масленица,
Красная краса, русая коса
30 братьев сестра
3-х матушек дочка,
Приезжай ко мне во тесовый дом
Умом повеселиться,
Речью насладиться

3 ученик.
Приезжай честная Масленица,
Широкая боярыня,
На 77 санях,
На широкой лодочке
В город пировать!
(Хором) Добро пожаловать к нам, Масленица! (появляется Масленица, вместе с ней звери).
Ведущий. Здравствуй, дорогая Масленица! Здравствуйте гости долгожданные! С вами мы всегда готовы повеселиться на празднике проводов зимы холодной, встречи весны ясной! Надолго ли ты, Масленица, к нам пришла?
Масленица. Всего лишь на 7 дней. Мой 1-ый день встреча, а 7-ой проводы
4 ученик.
Наша Масленица дорогая
Ненадолго к нам пришла
Мы думали на 7 недель,
Оказалось на 7 дней.
(Рассказ о днях на масленичной неделе)
Понедельник – встреча
Вторник – заигрыш
Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с праздником, это время игр и развлечений: катание с гор, катание на лошадях
Среда – лакомка
Четверг – разгул (самый веселый день)
Пятница – тёщины вечера
Зятья (папы) идут в гости на блины к бабушкам (маминым мамам)
Суббота – посиделки
Родственники собираются на обед или ужин, долго сидят, общаются.
Воскресенье – прощёное воскресенье
В этот день прощают все обиды, забывают ссоры, признают свои ошибки, мирятся.
(Исполняется песня «Блины»)
Ведущий. Масленица, а кто пришёл с тобой?
Масленица. Мои друзья – звери, по весне меня знавшие. Расскажите ребятам, как вы зиму провели.
Белка. У меня запасов много было. Не голодала. Сейчас так хорошо себя чувствую, будто и не было холодной зимы.
Лиса. А я голодала! Одними мышками питалась. Ну, да изредка кур в соседней деревне посчитывала. А что ты, кум такой ходой?
Волк.
Будешь, худ с такой едой
Я не ел 4 дня
Увидал обед у пня
А обед во все лопатки
Припустился от меня
Вот несчастье! Вот беда!
Быстроногая еда!
Лиса. Миша! Расскажи, как ты чуть весну не проспал?
Медведь.
Без забот и без тревоги
Спал медведь в своей берлоге,
Спал всю зиму, до весны
Лиса. И, наверно, видел сны?
Медведь.
Вдруг проснулся косолапый,
Слышит: каплет –
Вот беда!
В темноте пошарил лапой и вскочил
Кругом вода!
Лиса.
Заспешил медведь наружу:
Медведь. Заливает не до сна
Лиса.
Вылез он и видит – лужи,
Тает снег. Пришла весна.
Масленица .Звери приготовили для вас, ребята, загадки.
Не зевайте, хором отвечайте!
1.Не артист, а голосист, не ездок, а шпоры у ног.
2.Как сажа черна, как сметана бела, люблю всем в лесу стрекотать, где была?
3.За деревьями – промелькнуло быстро пламя.
Промелькнуло – пробежало, но не дыма, ни пожара.
4. Не барашек и не кот, носит шубу круглый год.
Шуба серая – для лета, для зимы – другого цвета.
Ведущий. Масленицу провожаем, весну – красну встречаем. Гостья погостилася, с зимушкой простилася. С крыши капели, грачи прилетели. Воробьи чирикают, они весну кликают.
Игра «Летят, летят».
Я буду напевать слова, а вы поднимайте руки, машите ими да приговаривайте: «Летят, летят». Да только, чур, не ошибаться: «летать» можно только вместе стеми, кто на самом деле летать может!
Грачи летят, на всю Русь трубят:

- Ту – гу – гу! Мы несём весну.
Синицы летят, на всю Русь кричат:

- Дзу, дзу, дзу, не поймать нас никому!
Поросята летят, на всю Русь визжат:

- Хрю, хрю, хрю! Надоело нам в хлеву!
Пчёлы летят, на всю Русь жужжат:

- Жу – жу – жу! Я медка принесу!
Медведи летят, на всю Русь рычат:
- У – у – у, надоело нам в лесу!
Масленица. Ну, ребята, молодцы, веселились от души!
А знаете ли вы пословицы о труде? Сейчас проверим. Я начну говорить пословицу, а вы её заканчивайте
- Ученье – свет, а неученье – (тьма)
- Готовь сани летом, а телегу (зимой)
- Чем дальше в лес, тем больше (дров)
- Труд человека кормит, а лень – (портит)
Молодцы!Хорошую встречу, вы мне устроили
Я гуляла с вами, теперь села в сани,
Пела и плясала, очень я устала
Кончилось весельице – беритесь за делице
А со мной проститеся, блинами угоститеся.

Скоморохи знакомят участников с каждым масленичным днем, проводят конкурсы, игры. В конце мероприятия проводится традиционное сжигание чучела, распевание обрядовых песен, закличек.

Цель:

Познакомить детей с традициями празднования масленицы.

Необходимые атрибуты для конкурсов:

  • Чучело Масленицы;
  • Валенки для конкурса «Бросание валенка»;
  • Кастрюля, посаженная на врытый в землю столбик, и палка для конкурса «Разбивание горшка»;
  • Мишени для конкурса «Тир»;
  • Флажки для конкурса «Ледяная горка»;
  • Кастрюля с картофелем, тарелки, ложки для конкурса «Горячая картошка»;
  • Санки для конкурса «Катание на санях»;
  • Метлы и разноцветные кегли для игры «Веселая метла» (вместо кеглей можно использовать прозрачные пластиковые бутылки, в которые заливается подкрашенная вода);
  • Платочки для игры «Подари платочек»;
  • Костюмы медведей;
  • Мячи для гадания.

Предварительная подготовка:

  • Организовать конкурс на лучшую снежную скульптуру;
  • Сделать «снежный» лабиринт;
  • Сделать скользкую горку;

Роли:

  • Скоморохи

Ход мероприятия

Скоморох 1: Добрый день, красны девицы и добры молодцы!

Скоморох 2: Собрались мы сегодня зиму проводить да весну встретить!

Скоморох 1: Порезвиться да в силе и ловкости посостязаться!

Скоморох 2: Масленица – праздник старинный, испокон веков в народе празднуемый.

Скоморох 1: А длится он не день, не два, а целую неделю!

Скоморох 2: И каждый день имеет свой тайный смысл. А какой именно – в этом мы сейчас разберемся.

Скоморох 1: В первый день происходила встреча праздника. Именно в понедельник создавалось чучело главной героини – Масленицы.

Скоморох 2: Чучело Масленицы внести!

Вносится чучело, устанавливается в центре площади.

Скоморох 1: В этот же день строили горки, снежные крепости, возводили снежные скульптуры.

Скоморох 2: Вот и мы решили провести конкурс на лучшую скульптуру! Целую неделю наши мастера (ученики) готовились к конкурсу: лепили, вырезали, украшали. И, наконец, работы закончены.

Скоморох 1: Предлагаем посмотреть, что у них получилось, и определить победителей этого сложного конкурса.

Скоморох 2: Что ж, первый день мы благополучно миновали. Отправляемся на второй день праздника, который по праву называют «заигрышем».

Скоморох 1: Во вторник пели частушки и угощали гостей разными вкусностями.

Проводится конкурс на лучшую частушку. Если дети их не помнят, то можно заранее распечатать частушки и выявлять лучшего исполнителя.

Затем проводится игра «Угощение». Участники делятся на 2-3 команды, которые должны по очереди называть угощение. Причем каждой команде достается «свой вкус»: кислые, горькие, острые блюда. Если команда в течение 10 секунд не называет блюдо нужного вкуса, она выбывает из игры.

Скоморох 2: Повеселились, поиграли. Теперь отправляемся в третий день празднества – «Лакомку». Зятья приходили на тещины блины и угощались. Также в этот день проводились состязания в силе, смелости, ловкости.

Проводятся масленичные конкурсы:

  • «Бросание валенка» – очищение земли русской от нечистой силы. Желающие получают по валенку, выстраиваются вдоль линии. По сигналу ведущего они бросают валенок вперед, стараясь закинуть его как можно дальше. Вторым, неожиданным этапом этого состязания будет повторный бросок вторым валенком. При этом необходимо, чтобы второй валенок упал как можно ближе к первому.
  • «Разбивание горшка» – защита будущего урожая от злых духов. На площадке в землю вбивается столбик. На него надевается кастрюля – «горшок». Участникам завязывают глаза и дают в руки палку. Они по очереди стараются дойти до столба и «разбить» горшок – попасть по кастрюле палкой.
  • Игра «Петушиные бои». На площадке чертят окружность. Двум желающим связывают руки за спиной и отправляют в круг. Задача каждого игрока – вытолкнуть противника из круга. Для усложнения задания можно предложить участникам находиться в круге только на одной ноге, подняв вверх другую.

Скоморох 1: Заканчивается среда – начинается четверг. Именно в этот день пели много песен, танцевали до упаду, много-много играли и колядовали.

Скоморох 2: Неизменной традицией были снежные бои и штурм снежной крепости. Ну а мы с вами проведем снежные конкурсы!

Проводятся снежные конкурсы:

  • «Лабиринт». На заснеженной площадке заранее подготавливается лабиринт в форме прямоугольника, в котором лопатой выкапываются неглубокие дорожки. Он имеет только два входа. Задача участников – найти выход из лабиринта.
  • «Тир». На небольшом расстоянии от ребят устанавливается узкий столик, на котором выставляются разнокалиберные мишени. Желающие пытаются попасть во все предметы, сделав при этом наименьшее число бросков.
  • «Ледяная горка». Горка должна быть достаточно скользкой со стороны ската. На горке в разных местах прикреплены флажки. Задача участников – постараться достать все флажки. При этом подниматься на гору можно только со скользкой стороны.

Скоморох 1: В пятничный вечер зятья приглашали тещ на блины. А испечь-то блины им было ой как непросто!

Скоморох 2: Ведь нужно было у тещи с тестем сначала выпросить все продукты и посуды для выпекания главного угощения!

Скоморох 1: Чтобы это сделать, зятья засылали своих друзей с этой целью. Однако просто так зятю ничего не дадут.

Скоморох 2: Друзьям приходилось исполнять порой даже самые трудные желания родителей невесты!

Скоморох 1: Какие только испытания им не приходилось переносить в этот день, «благодаря» своему дружку: и снег кидали, и в доме прибирали, и бегали с пустяковыми поручениями до соседей!

Скоморох 2: А вы бы справились с такими заданиями? Сейчас проверим!

Проводятся масленичные эстафеты:

  • «Горячая картошка». Участники с помощью ложек переносят картофель из кастрюльки в тарелку.
  • «Катание на санях». Участники ложатся животом на санки. На расстоянии от них устанавливаются кегли. Задача игроков – доехать до кегли, обогнуть ее и вернуться назад, передвигая санки руками.
  • «Веселая метла». На площадке расставляют кегли двух цветов, например, для первой команды – синие, а для второй – красные. От каждой команды выходит по 2 участника, они получают по метле. Сев «верхом» на метлу, игроки начинают подметать поляну, стараясь сбить все кегли своего цвета и при этом не задеть кегли противника. Победит команда, которая справится с заданием быстрее.
  • «Метание метлы». По очереди игроки бросают метлу на дальность. Игрок, метла которого улетела дальше, приносит команде очко. Команда, набравшая больше очков, побеждает.

Скоморох 1: В субботу золовкам – сестрам мужа – вручались подарки от невесток, сжигалось чучело, и проводился старинный ритуал очищения огнем: юноши прыгали через костер, а пепел развевался по всей округе.

Скоморох 2: Ну а мы продолжаем веселиться и играть! Перед сжиганием чучела нужно как следует разогреться, чтобы суметь противостоять злым духам!

Проводится игра «Подари платочек». На отдельном участке устанавливаются две палки разной высоты. Между ними натягивается прочная веревка, которая располагается по наклонной. На платочках пишут женские имена и с помощью прищепок цепляют их к веревке. Участники-мальчики подпрыгивают, чтобы сорвать платок. Затем дарят его девочке с именем, которое записано на платке.

Скоморох 1: Еще очень любили на Руси смотреть медвежьи представления.

Скоморох 2: Специально для вас, впервые в нашем краю выступают медведи! Встречайте!

Проводится конкурс-игра «Медведи». Несколько желающих надевают костюмы и танцуют. Медведя, который больше всего понравился зрителям, определяют по аплодисментам. Ему вручают подарок – ложку меда.

Затем сжигают чучело Масленицы, вокруг костра водят хоровод, поют песни.

Скоморох 1: Всю неделю катались с горки так люди прощались с последним снегом.

Скоморох 2: А еще гадали, кого ожидает большой успех в ближайшем будущем: для этого скатывали с горки горящее колесо.

Скоморох 1: Мы попытаемся определить это, воспользовавшись обычными мячами.

Большой школьный спортивный, или актовый зал, или столовую, или библиотеку можно украсить чучелом Масленицы, праздничными газетами, шарами, лентами, накрыть столы с угощением и самоваром, разложить музыкальные инструменты.

Действующие лица

1-й скоморох

2-й скоморох

Зима, гости (шесть человек)

Ведущая . Здравствуйте, гости дорогие, приглашаем вас по старинному русскому обычаю справить Масленицу, проводить зиму-зимушку и встретить весну-красну.

Вбегают Скоморохи.

1-й скоморох . О-хо-хо, а-ха-ха! Смотри-ка, сколько кругом зевак собралось!

2-й скоморох . И чего народу дома не сидится, чего пришли?

1-й. скоморох . Наверное, дома делать нечего, баклуши бить надоело, на печи бока отлежали, вот они к нам на блины и набежали. Вон наша ведущая какие блины приготовила, круглые, румяные, с пылу с жару, так в рот и просятся. Не знаешь, по какому случаю такой пир горой?

2-й скоморох . Понятия не имею, но пахнут здорово и на солнышко похожи.

Ведущая. Я вам подскажу, что народ здесь не просто так собрался, а чтоб зиму проводить и весну встретить, веселые русские песни попеть да в игры поиграть.

1-й скоморох . Глядите-ка, кто к нам идет! Это же сама Зимушка к нам шествует.

Зима. Здравствуйте люди! Не надоела ли вам зима долгая? Может быть, вам еще морозца добавить, снега напорошить?

Скоморохи (вместе). Не нужно нам такой радости, промерзли мы до косточек, зуб на зуб не попадает, ждем не дождемся денечков теплых. Может, ты уступишь место Весне?

Зима. Посмотрю, подумаю. Если рассмешите меня, позабавите, может быть, и уступлю место Весне.

1-й скоморох . Эй, ребята, давайте позабавим Зимушку. Выходите, смельчаки, удаль молодецкую покажите, силой померяйтесь.

Ведущая . В старину на Масленицу одной из забав было перетягивание каната, давайте и мы будем следовать традиции.

2-й скоморох . Кто сильнее из парней, выходи, не робей! Живо беремся за канат, тот, кто перетянет, будет рад. Он самым сильным станет и подарочек достанет.

Канат можно перетягивать как в индивидуальном зачете, так и командами. Главное, чтобы силы участников были примерно одинаковы. За этим должны проследить взрослые помощники ведущей.

Скоморохи могут помогать участникам соревнований, а могут «дурачиться», изображая помощь.

Ведущая. А знаете ли вы, ребята, почему Масленицу назвали Масленицей? Этот праздник пришел к нам из далеких языческих времен, на этот праздник делали специальное чучело из соломы, которое наряжали в женскую одежду. Всю неделю ее величали, блинами одаривали, в санях возили, развлекали.

1-й скоморох. Масленицу величаем, много чего обещаем: реки сметаны, горы блинов.

2-й скоморох. Только скорее б она приехала, веселая, задорная, разгульная, а не смирная.

Скоморохи (вместе). Прощайся, народ, с тоской, здравствуй, праздник мирской.

Ведущая. И вправду, Масленица была самым веселым и сытным праздником на Руси. Народ старался вволю накататься с гор, поиграть в снежки, поучаствовать в строительстве и штурме снежных крепостей, принять участие в кулачных боях. Предлагаю проверить вашу ловкость и сноровку в боях на воздушных шариках.

Скоморохи выносят воздушные шары, надевают детям на головы бумажные шапки, завязывают глаза. Задание — сбить шариком шапку с головы противника. Побеждает тот, кто первым собьет шапку.

Зима . Повеселили вы меня, давайте теперь проверим вашу меткость. Как вы за эти зимние месяцы научились снежки бросать?

Скоморохи выбирают двух участников соревнования и выстраиваются вместе с ними на линии «огня», на небольшом расстоянии от линии ставятся четыре ведерка (коробки или шляпы). Участникам дают по три теннисных мячика, их задача — попасть в ведерко. Скоморохи показывают «чудеса» меткости. Оцениваются только приглашенные игроки, побеждает тот, кто забросил большее количество шариков в емкости.

Зима. Смотрю я, что скоморохи зря зиму провели, в снежки не играли, с горы не съезжали. Наверное, погощу я еще у вас, снегом-морозом угощу, Весну не пущу.

Ведущая. Подожди, Зима, давай спросим у ребят, как они зиму провели. Ребята, снега для лыжных прогулок хватало всегда?

Дети (хором). Да!

Ведущая. С горок вы быстро съезжали всегда?

Дети (хором). Да!

Ведущая. Зимушка! Спасибо тебе за снежок, за снежные горки, за каток и быструю лыжню.

1-й скоморох. А теперь уступи место Весне-красне. Она уж не за горами.

2-й скоморох . Поможет нам в этом Масленица.

Зима . И где же это ваша помощница?

Ведущая . Сейчас мы с вами сделаем Масленицу. Приглашаю смельчаков-умельцев ко мне в помощники.

Ведущая на глазах у детей вместе со своими помощниками мастерит куклу из соломы. Можно сделать маленькую куклу, а затем вынести большое чучело, сделанное заранее.

1-й скоморох . Душа ль ты наша, Масленица, уста сахарные!

2-й скоморох. Тельце белое, сорочка шелкова, сапожки сафьяновы, красавица-королевна, дочка царская.

1-й скоморох. Коса длинная, лента алая, платок беленький, брови черные.

2-й скоморох. Прибывай к нам в гости, во широкий двор, будем на горах кататься, блинами объедаться.

1-й скоморох. Масленицу встречаем — зиму провожаем.

Ведущая. Давайте поможем Весне, встанем в кружок- хоровод и споем русскую народную песню.

Дети встают в хоровод и вместе со Скоморохами поют любую русскую народную песню (например «Как на тоненький ледок»).

1-й скоморох . Проведем соревнование на масленых пословиц знанье.

2-й скоморох. «Блин живота не расколет». Я первый, мне главный приз.

1-й скоморох. Нет, братец, погоди, блинком закуси. Мы ребят послушаем, а потом калачей покушаем.

Начинается конкурс на знание пословиц. Конкурс проводится в форме аукциона. Каждый называет свою пословицу по очереди, выигрывает тот, кто называет последнюю пословицу. Можно предложить детям заранее подготовиться к этому конкурсу. Если дети затрудняются, ведущая может называть первую часть пословицы, а вторую договаривают дети.

Пословицы: «Без блина не Маслена»; «На горах покататься, в блинах поваляться»; «Не житье, а Масленица»; «Масленица-объедуха, деньгам приберуха»; «Хоть с себя все заложить, а Масленицу проводить»; «Не все коту Масленица, будет и Великий пост».

Ведущая. Масленица длилась семь дней.

1-й скоморох. Первый день — «Встреча», Масленицу мы уже встретили. Переходим ко второму дню.

2-й скоморох. Второй день — «Заигрыш». Парни с девками с горочки катаются, познакомиться стараются. Ну-ка, в круг выходи, частушки заводи.

Ведущая. В старину самым лучшим способом себя показать, других посмотреть было исполнение частушек. Кто самый смелый и талантливый?

Объявляется конкурс исполнителей частушек. Конкурс частушек может быть тематический: на школьную тему, на тему зимы и Масленицы или любые частушки. Например:

Не смотрите на меня, -

Глазки поломаете.

Я не с вашего села,

Вы меня не знаете.

На окошке два цветочка:

Голубой да аленький.

Я парнишка боевой,

Хоть и ростом маленький.

Ведущая подводит итоги конкурса.

1-й скоморох . Зима длится долго-долго, а Масленица бежит быстро. Объявляется день третий — «Лакомка».

2-й скоморох . А чем лакомятся на Масленицу?

Дети (хором). Блинами!

Ведущая . Правильно. Давайте споем русскую народную песню «Блины»: «Как на масленой неделе со стола блины летели, и сыр, и творог — все летело под порог! Как на масленой неделе из печи блины летели. Весело было нам, весело было нам!»

Ведущая . А теперь давайте поиграем в русскую народную игру «Сковорода», в нее как раз играли на Масленицу.

В игре участвуют до десяти детей. Игроки встают в круг, держатся за руки, образуя хоровод. У самых ног игроков мелом чертят круг-сковороду. Все идут вдоль линии сковороды. Ведущая дает сигнал, все останавливаются и начинают тянуть соседей справа и слева на черту. Задача — заставить соседей переступить черту. Переступивший черту попадает на сковороду и «печется». После чего все снова быстро идут вдоль черты по кругу. Побеждает тот, кто дольше всех не «испекся».

1-й скоморох. Четверг — день самый-самый масленый — «Разгул».

2-й скоморох. Разойдись, честной народ, не пыли, дорожка! Расступись, народ, раззудись, плечо, будем силой мериться. Хотите посмотреть диковинного трехногого жеребчика? Сейчас увидите.

Проводится конкурс на ловкость. Выбирается несколько пар, каждой паре связывают ноги (правую ногу одного с левой ногой другого). Пара на «трех ногах» добегает до поворотного флажка и возвращается на линию старта. Выигрывает пара, прибежавшая первой.

Ведущая. Не устали еще веселиться? Может, дадим голове потрудиться? Прочитаю вам загадки, а вы готовьте мне отгадки.

Ведущая загадывает загадки на зимнюю и весеннюю тему. Загадки можно найти свои собственные или воспользоваться нашими.

Стоял я посреди двора, где веселилась детвора, но от солнечных лучей превратился я в ручей. (Снеговик)

Утром ранним не спеша надуваю красный шар, а как выпустят из рук — станет вдруг светло вокруг. (Солнце)

Без рук, а на стекле рисует. (Мороз)

Поскольку Масленица праздник языческий, древний славянский, можно, как элемент, ввести в сценарий викторину на знание славянских традиций, обычаев, обрядов.

Нужно сформировать команды и предложить им вопросы. Кто первым ответил на вопрос, тот и получает очко.

1. Откуда пошло выражение «Что на роду написано, того не миновать?» (Род — бог-творец. По древнеславянским представлениям при рождении человека его будущая судьба записывается в книгу Рода. Отсюда и пошло выражение «Что на роду написано».)

2. Откуда пошли выражения «Чур, меня!», «Чур, мое!», «Чур тебе на язык!»? (Чур — божество, охранявшее человека и его добро от нечистой силы. Поэтому при опасности до сих пор вспоминают этого бога и просят: «Чур, побереги меня!», т. е. «Чур, меня!». Кто найдет что-то и не захочет ни с кем делиться, просит: «Чур, мое!» Если же скажут кому-то что-то плохое, в ответ можно услышать: «Чур тебе на язык», и злое пожелание не сбудется.)

3. С именем какого славянского бога связано выражение: «После дождичка в четверг?»

(Перун — бог грозы, повелитель небесных вод, его часто молили о дожде. У него был свой день недели — четверг. Если молиться Перуну в этот день, то молитвы считались особенно действенными.)

4. В каких духов верили древние славяне? (Болотник — дух болота, живет в большом доме с женой и детьми. Заводит людей в трясину.

Болотница — дева-утопленница. Живет на болоте, очень красива. Она обольщает людей и топит их в трясине.

Кудияр (Чур) — особый дух, охраняющий спрятанные в земле сокровища и клады.

Дворовоуй — покровитель двора мужского пола.

Клетник — дух, живущий в кладовке. По ночам устраивает смотр вещам, перекладывает их с места на место.

Луговой — дух лугов, помогает косить траву.

Моховой — крошечный дух зеленого или бурого цвета, живет во мху. Наказывает тех, кто собирает ягоды во внеурочное время.

Овинник — дух, живущий в овине. Если кто-то сушит хлеб во время сильных ветров, овинник наказывает его пожаром.

Полевой — дух полей. Ему приносили жертву в виде яиц и молодых петухов. Он появлялся в облике старца в белых одеждах. Помогал усердным и наказывал ленивых.

Ржаница — дух, живший на полосах ржи. Из вредности может сплести несколько колосьев ржи, и тогда поле считается проклятым. Спасти урожай может человек, решивший ценой собственной жизни спасти рожь.

Хлевник — дух, живущий в хлеву. Он следит за скотом и поддерживает порядок в хлеву.

Леший — дух леса.)

5. Как задобрить Лешего? (Поблагодарить за грибы, ягоды, оставить на пеньке пирожок, блин.)

6. Почему древние славяне считали недопустимым здороваться или передавать что-либо через порог? (Древние славяне считали, что это — граница избы, между мирами своим и чужим, обжитым и необжитым.)

7. Где в доме живет домовой? (За печкой.)

8. Назовите древних славянских богов. (Перун — бог грозы в Древней Руси. Его считали покровителем воинов.

Белбог — бог, живущий на небесах и управляющий ими. Старец с длинной седой бородой в белой одежде с посохом в руке.

Белее — бог скотоводства и богатства.

Зембог — бог земли.

Дидилия — богиня деторождения.

Макошь — богиня, покровительница женских работ, прядения и ткачества.

Огонь, другое название Сварожич, — бог огня.

Морозко — бог зимы и холода.

Даждьбог (Хорс) — бог солнца.)

Примечание: выигрывает тот, кто назовет бога последним. Дополнительные очки можно давать за описание внешнего вида, каких-то особенностей божества.)

9. У древних славян существовали ритуальные танцы, исполняемые в определенное время. Один из таких танцев сохранился и по сей день. Этот ритуальный танец был посвящен Солнцу и являлся его символом. Назовите этот танец. (Хоровод. Танцующие образуют круг — символ Солнца и повторяют его путь по небу. Таким образом, совершается магический обряд поклонения Солнцу.)

Викторину можно завершить совместным хороводом.

1-й скоморох . Пора пятницу объявлять.

2-й скоморох. День пятый — «Тещины вечерки». В гости к зятьям на блины тещи жаловали.

Ведущая . Ребята, а вы знаете, кто такая теща, кто такой зять? Давайте попробуем разобраться, кто кому кем приходится. Кто такой тесть, кто такая золовка, кто такой деверь, кто такой свекор, кто такая свекровь, кто такой кум?

Дети отвечают на вопросы ведущей.

Ведущая . Молодцы, хорошо разбираетесь в степени родства. Переходим к следующему дню Масленицы.

1-й скоморох . Шестой день — «Золовкины посиделки».

2-й скоморох . В эти дни устраивались семейные чаепития с поднесением подарков.

1-й скоморох . Мы тоже можем одарить тех, кто принял в нашем празднике самое активное участие.

Во время всех конкурсов и заданий победителям давались маленькие картонные блинчики-жетоны, в конце праздника количество жетонов подсчитывается, и выявляется победитель.

Ведущая . Заканчивалась Масленица Прощеным воскресением. Все просили друг у друга прощения, а затем сжигали чучело Масленицы и окончательно прощались с Зимой.

Зима (которая все это время наблюдала за происходящими событиями). А может, передумаете еще? Зачем вам эта Весна, со мной вон как весело, снежно, морозно, свежо!

1-й скоморох . Нет, Зимушка, прошла твоя пора.

2-й скоморох . Государыня-Масленица, мы тобой хвалились, блины ели, веселились! Наступил твой час, уходи от нас!!!

Ведущая. Ну, что ж, ребята, пришла пора Зиму провожать — Масленицу жечь! Давайте скажем ей хором слова, которые давным-давно произносили славяне.

Дети (хором). Масленица-обманщица, до поста довела — сама удрала! Масленица, воротись, в новый год покажись! Гори, гори ясно, чтобы не погасло!!!

Скоморохи уносят чучело Масленицы из зала, за ними выходит Зима.

Ведущая . Вам спасибо за внимание, за активное старанье, за веселье, шутки, смех. И награда будет для всех! Приглашаем на блины, к самовару.