Синестезия - это что за явление в психологии? Виды синестезии. Синестезия в психологии человека: как воспринимать мир не так как все? Наиболее простой способ развития синестезии

Если для человека каждая буква имеет свой цвет и запах, а каждый цвет звучит по-своему и может быть мягким, скользким или горьким – то это называется синестезией.

Когда на явление, предмет, событие или символ несколько или, что реже бывает, все органы чувств имеют четкую характеристику. Эти характеристики индивидуальны для каждого «синестета», они не одинаковы для всех.

Виды синестезии

Синестезии включают визуальные, слуховые, осязательные, кинестетические, обонятельные, вкусовые и пространственные впечатления и ощущения в различных комбинациях.

Для обычного человека недоумение – это чувство, а для синестета – оно может быть еще слегка шероховатым, прохладным, соленым, звучать как нота ми и иметь синевато-серый оттенок.

Синестезия нередко проявляется у талантливых людей. Многие известные писатели (Цветаева, Бальмонт, Пастернак, Бодлер, Верлен, Рембо), композиторы (Римский-Корсако, Скрябин, Ференц Лист, Ян Сибелиус), физик Ричард Фейнман были синестетами. Типичный пример синестезии – Прометей (Поэма огня) Op. 60 - музыкальная поэма Александра Скрябина для фортепиано, оркестра, хора и партии света Luce, для которой в 1915 году был создан специальный инструмент для исполнения световой партии. В 1970-х был популярен «световой орга́н» - музыкальный инструмент, извлекавший не только звуки, но и свет.

Синестезия может передаваться по наследству. В качестве примера можно привести семью Набоковых.

Для чего нужно развивать синестезию?

Синестезия – часть целостного восприятия мира. Известна с древнейших времен, но свое название получила около трех веков назад.

Синестезия – расширенный спектр возможностей для современного человека, но, возможно, была присуща каждому человеку в далеком прошлом. Вполне вероятна связь интуиции и экстрасенсорных способностей с синестезией. Во всяком случае, они все относятся к «досознательному» восприятию человека. Когда человек «улавливает» или обращает внимание на «подпороговые стимулы», предощущения.

Синестезия способствует более яркому творческому самовыражению. Возможно, именно с этим явлением связано влияние некоторых абстрактных картин на восприятие.

Синестезию можно получить не только по наследству, но и развить. Особенно легко это сделать в детстве, когда малыши более чувствительны и восприимчивы. Их ощущения и чувства еще не отмечены ярлыками «хороших» и «плохих», не подавлены или извращены психологическими травмами. Как часто родители относят проявления синестезии своих детей к глупым фантазиям или сказкам.

Как развивать синестезию? С чего начать

Существуют специальные упражнения по развитию синестезии, которые включают и вовлекают органы чувств в работу по восприятию. Это замечательно получается у детей. Для них вполне естественно описывать цвет букв или вкус дней недели или звучание месяцев.

Если вы родитель и не обладаете синестетическим восприятием, но хотите развить эти способности у ребенка (а, может быть, заодно и у себя!) вам предстоит провести подготовительную работу.

Составить списки:

  • цветов (не обычных 7 цветов радуги, а, по крайней мере, не менее 30 оттенков (Гугл в помощь!)
  • -фактурных, осязательных ощущений (температура, гладкость – шероховатость…, мягкость- твердость, гибкость, пластичность и т.д.)
  • Звуков
  • Вкусов
  • Запахов
  • Эмоций
  • Событий
  • Символов
  • Алфавит все, надеюсь, знают
  • Действий
  • Геометрических фигур. И т.д.

Это не только будет способствовать обогащению сферы ощущений, но также расширит словарный запас ребенка.

Почему именно списки? Потому, что то, что не имеет названия – не существует.

Сделайте своей привычкой расширение восприятия – постоянно задавайте себе и ребенку вопросы:

Как бы мог (могла, могло) звучать это?

Какое оно на вкус?

Какого цвета?

Каково на ощупь?

Чем могло бы пахнут ь

Какой цвет у запаха? Какой вкус у звука? Какой на ощупь цвет?

У йогов есть упражнение – «цветное дыхание». Цвет и звуки – лечат.

Выходите за границы привычного, разрешенного и обыденного. Начните творить сказку вместе с ребенком. И вы увидите мир совершенно другим. Волшебным и необычным.

Тренируйте каждый орган по отдельности и все разом, делайте это постоянно и в вашем мозге будут постоянно образовываться новые нейронные цепи. Это залог долголетней счастливой жизни без склероза и маразма. Это развитие эйдетической, образной и эмоциональной памяти, Это развитие эмпатии – понимания и принятия эмоционального состояния другого человека.

Заостряйте внимание на оттенках и нюансах чувств. Прислушивайтесь, присматривайтесь, принюхивайтесь…

«Мир исполнен соучастий. Природа - нерасторжимое всеединство. Звёздные дороги Вселенной слагают одну поэму. Жизнь есть многосложное слитное видение. И так как жизнь есть сон, а во сне краски свободно переливаются в звуки, и мысль, едва подуманная, превращается в действие, понятие Светозвука есть не произвольное словосочетание, а точное утверждение, осуществляющейся в мирах, действительности.» (К.Бальмонт)

Для глубокого изучения:

Музыкально-цветовые ассоциации: «Гармония звука и цвета. Композиция «Цветок»

для детей от 10 до 14 лет

Продолжение следует.

Техника креативности "5 чувств" или развиваем синестезию

Термин синестезия означает – «слияние всех чувств». Другими словами, это умение «брать» любой объект действительности сразу всеми пятью каналами восприятия: зрением, обонянием, слухом, осязанием и на вкус. Не обязательно при этом, конечно, грызть камень, поднятый с земли. Обязательно лишь вот что: представить в уме, абстрактно, каким был бы его вкус, какой бы он прозвучал нотой… Ведь мы же говорим: вкус победы, горечь поражения…

Учёные утверждают, что средний человек практически ничего не «видит» и не «слышит». Его восприятие мира, иными словами, чересчур бедно. Это связано напрямую с тем, что обычный человек привык воспринимать один предмет лишь одним органом чувств, не задействуя, практически, все оставшиеся чувства. Редко воспринимаем мы какой-либо обыденный предмет сразу по двум чувственным каналам. Например, когда мы воспринимаем одновременно и вкус и запах (хлеба, апельсина…). Тогда жизнь кажется нам уже более прекрасной и яркой, чем всегда. Если же нам случайно доведётся подключить к процессу восприятия ещё и одновременно третий канал, например, тактильное пальцевое ощущение, то такие моменты мы воспринимаем как счастье, мы запоминаем эту «полноту бытия».

Однако, учёные утверждают, что люди, которых принято называть «гениями», часто обладают природной способностью воспринимать мир сразу всеми пятью чувствами.

Поэтому они всегда живут в состоянии ощущения «полноты бытия» и, главное, для «гениев» нет никаких таких «обыденных предметов».

Ведь что такое «обыденный предмет»? Это предмет, который мы не трудимся воспринимать хотя бы парой чувств. Для его восприятия (быстрого, поверхностного) мы лениво включаем только одно дежурное чувство, да и то, включаем еле-еле. Только чтобы не стукнуться об этот предмет. Именно про такой способ жизни сказано поэтом: «А вы на земле проживёте, как черви слепые живут»…

От такого небрежения, чувства, которые не упражняет их хозяин – атрофируются, и уже становится довольно проблематично воспринимать мир сразу несколькими чувствами, сразу, как только Вы этого пожелаете…

Но, продолжаем мысль учёных. Несмотря на то, что «гениальные люди» обладают способностью к синестезии от природы, эту способность может развить в себе каждый человек.

Что это даёт нам в плане прагматическом, ближе к нашим реальным нуждам, например, для более успешного ведения бизнеса?

Представьте себе двоих людей, обследующих тёмный готический замок глубокой ночью.

У одного – завязаны глаза, заткнуты плеером уши, на руках перчатки и совсем нет никакого света – ни спичек, ни фонарика.

А другой человек имеет: фонарь, чуткие подвижные пальцы, и очень внимательный слух.

Как Вы думаете, кто из этих двоих найдёт в замке сокровища? Кто заметит там что-то интересное? Кто вообще выйдет оттуда живым?

Разумеется, все хотят иметь живой фонарик, лазая по готическим руинам.

В этой технике по развитию синестетики, мы и предлагаем вам такой волшебный фонарик.

Дело в том, что человек без его пяти чувств – это чёрный ящик, погружённый в абсолютно звуконепроницаемую темноту. Но чем лучше работают его чувства (обоняние, осязание и пр.), тем ярче освещается мир вокруг него, тем быстрее рассеивается тьма.

Разработав свои чувства по нескольким нехитрым методикам, Вы будете видеть гораздо больше шансов, перспектив и просто золотых идей, валяющихся перед вами на дороге. Больше, чем остальные, больше, чем Ваши конкуренты…

Поэтому, давайте развивать в себе способности «гениев».

Первое (базовое) упражнение

Итак. Самое простое упражнение – пробовать всегда описывать одно ощущение в терминах другого. Например, рисовать… музыку. Слушая звук, пытайтесь определить его цвет. Слушая мелодию, представляйте себе, какие геометрические фигуры и цвета она, по вашему, выражает.

Следующий этап. Учимся придавать воображаемую форму тому, что формы лишено. Пробуем изваять, слепить музыку. Представим себе также и фактуру музыки (как фактуру ткани).

Изваяйте не только музыку, но и любимый запах. Придайте трёхмерную форму – невидимому.

И наоборот. Когда Вы видите цвет, постарайтесь «услышать» его звучание.

Это нужно не только художникам. Это нужно всем, кто хочет быть успешным человеком и не покупать идеи за деньги, а подбирать их пригоршнями, бесплатно, под ногами вокруг себя.

Второе упражнение

Вспомните знаменитых творцов, чьё творчество вам близко и хорошо знакомо. Представьте себе их в другой роли. Художника – в роли кинорежиссёра. Музыканта – в роли писателя.

Если бы Феллини был музыкантом, то кем? Назовите имя! Или хотя бы назовите жанр, в котором бы он творил.

Если бы Марк Шагал был танцором, «как» и «что» бы он танцевал? «Как кто» бы танцевал Шагал?

От такого упражнения у Вас должны заныть мозги – это разрабатываются, прокладываются новые каналы восприятия информации, нейронные пути в мозге.

Если бы Уинстон Черчиль был мультипликатором, какие бы у него получились мультфильмы?

Третье упражнение

Займитесь любой (подходящей Вам) дыхательной гимнастикой, а также гимнастикой для улучшения зрения (например, известным всем палмингом). Хоть это и кажется простым, но отлично усиливает наше чувственное восприятие.

Четвёртое упражнение

Чтобы научиться чувствовать запахи, соберите небольшую коллекцию сильно и специфично пахнущих предметов. Гвоздика, лимонная цедра, горсть земли, коробочка с новыми гвоздями, пачули, ладан, табак, размятый зелёный лист с неизвестного дерева…

Завяжите плотной тканью глаза и подносите к носу каждый такой предмет из своей коллекции. Попробуйте словами описать то, что Вы чувствуете. Для того, чтобы вдохновиться на эту работу перечитайте роман Патрика Зюскинда «Парфюмер».

Пятое упражнение

Учимся тактильным ощущениям. Сделайте такую же коллекцию разнородных предметов, которые интересны и приятны на ощупь. Куски разной ткани: органза, шёлк, тафта, натуральный и искусственный мех, замша, лён… Природные объекты: кора различных деревьев, шишки, камешки с моря, веточки, перья, орехи. Рукотворные объекты: монеты, напёрстки, шарики, ювелирные изделия и бижутерия, мелкие детские игрушки…

Также завяжите глаза и поиграйте в игру «Угадай предмет» со своими детьми или друзьями.

Шестое упражнение

Для того, чтобы развить свои вкусовые ощущения, купите себе книгу, из тех, что пишутся винными дегустаторами для любителей. Такие книги (поэмы о вкусе!) очень полезно читать всем, а не только тем, кто решил купить на аукционе коллекцию (погреб) старых вин и угощать ими своих дорогих гостей на торжественных обедах…

Посвятите каждому отдельному чувству день, неделю, месяц. Узнавайте разные цвета и вкусы, запахи и прикосновения, слушайте звуки.

И наконец, Седьмое упражнение

Научитесь снимать пласты грубых повседневных звуков и обнаруживать под ними более тонкие звуковые слои. Учитесь в какофонии дня слышать те звуки, которые мы обычно не слышим, то есть, более тихие звуки.

Для этого вслушивайтесь в каждую возникающую паузу. Старайтесь сами почаще создавать паузы, не заполнять тишину радио, телевизором, пустым разговором.

Отправьтесь в место, где можно услышать «абсолютную тишину». Вы убедитесь, что она не абсолютна! Та картина звуков, которая Вам откроется, будет сокровищем, глубоко спрятанным от взгляда обычного человека, которым Вы уже больше никогда не будете.

Слушайте исполнение классических произведений музыки разными исполнителями – находите разницу в исполнении одного и того же опуса разными людьми. Слушайте одну и ту же мелодию, сыгранную на различных инструментах.

Такие, казалось бы, сугубо прикладные (искусствоведческие) задачи, на самом деле полезны не только и не столько для искусствоведов. Они развивают интеллект в целом и в конечном итоге выводят нас на дорогу успешных людей.


23.04.2010 16:54:00

Подборки лучших идей бизнеса 2018

Материал подготовил

Артём Лучко

Многие из нас лично встречали людей, которые чувствуют цвета там, где их нет, ассоциируют имена со вкусами или визуализируют музыку. Ну или хотя бы знают, что они существуют. Долгие годы учёные не воспринимали эти причуды сознания всерьёз, принимая эти явления как продукт гиперактивного воображения или даже психического расстройства.

В последние годы синестезия (пусть и неохотно) постепенно принимается наукой в качестве реального явления с реальным неврологическим обоснованием. Некоторые исследователи даже считают, что её изучение может дать подсказки к тому, как организован мозг и как работает наше восприятие. Мы решили разобраться, что такое синестезия, пообщавшись с научным куратором Российского синестетического сообщества, а также поговорили с сами синестетами, чтобы подробнее узнать о том, каково это - иметь такое необычное восприятие.

Что такое синестезия?


В самой общей перспективе под синестезией понимают необычное сенсорное переживание, возникающее в ответ на восприятие или мысль об определённом системном явлении действительности. Примером синестезии может служить восприятие музыки, человеческой речи или букв в цвете (т. н. «цветной слух» - старый термин, обозначавший, как выяснилось после обнаружения ещё около сотни видов, лишь частное проявление синестезии).

Однако в отличие от «рукотворных», художественных или технических сопоставлений, например, музыки и цвета (цветомузыки, визуализаторов и т. п.), посредством которых их создатели осмысленно и планомерно пытаются выразить определённую идею или воплотить техническую функцию, синестезия проявляется помимо воли человека (называемого синестетом) на субъективном уровне и в момент первого появления в очень раннем детстве сознательного значения не несёт . Необычность синестетического восприятия как раз и заключается в том, что это непроизвольная, дополнительная, статистически необычная реакция. В беседах с синестетами обычно не удаётся проследить, откуда и почему синестетические переживания имеют именно такое, а не иное содержание. Более того, используя определённые методы, психолог прямо в лабораторной ситуации может вызвать у синестета новые синестетические реакции, которые по качеству (например, новому цвету) совершенно непредсказуемы ни для экспериментатора, ни для испытуемого. (В моих экспериментах у синестетов, воспринимающих цвета дней недели, проявлялся цвет выдуманного дня недели.)

Все эти факты приводят к однозначному заключению, что синестезия - это не сенсорные ассоциации, а непосредственное порождение самой активности мозга. Кроме того, синестезию, как я уже обозначил выше, характеризует системность тех явлений, которые воспринимаются синестетически. Обычно это явления действительности, отражающие деятельность человека и выражающиеся в группах или категориях («ноты», «фонемы», «буквы», «числа» и т. п.). Как можно заметить, посредством этих «категорий» (или «семиотических систем») человек адаптируется к миру и воссоздаёт старые или создаёт новые смыслы.

Откуда растут корни этого явления?


Синестезия - это феномен, причины которого могут быть различны. Отталкиваясь от причин, мы делим синестезию по типам: интоксикационная, травматическая, гипнагогическая и гипнопомпическая (в момент перехода от бодрствования ко сну и обратно), депривационные синестезии, синестезии в изменённом состоянии сознания (ИСС-синестезии) и др. Схожесть переживания типов синестезии не указывает на единообразие причин, их вызывающих. Например, синестезия естественного развития (врожденная синестезия) - предмет моего исследования - предположительно, является результатом взаимодействия генетического наследования и своеобразного влияния среды.

В подавляющем большинстве случаев синестезия представляет собой независимый и самодостаточный феномен. Например, советский психофизиолог С. В. Кравков характеризовал синестезию как группу особых разновидностей координации органов чувств, которые в резкой форме «выражены у сравнительно ограниченного круга субъектов». Они проявляются в ощущениях и представлениях, которые для данной модальности «инородны и относятся по своему качеству к другим чувствующим системам». Он также отмечал непроизвольность и «навязчивый характер», разнообразие и вероятное наследственное происхождение синестезии, особо подчёркивая, что «все подобного рода явления отнюдь не порождаются фантазией отдельных лиц и не служат показателем какой-либо их психопатичности» (Кравков, 1948). Лица, восприятие которых отличается синестетическими особенностями (а их по статистике около 4 %), в прочих своих проявлениях не отличаются от нас с вами, разве что, как показывают результаты моих исследований и исследования моих зарубежных коллег, синестеты могут демонстрировать большую склонность к творческой деятельности и более продуктивны в тех видах деятельности, которые связаны со «стимулами», вызывающими у них синестезию.

Распространённость синестезии составляет 4,4 %, а самый распространённый вид - это ощущение дней недели в цвете

Синестезию изучают разные специалисты множеством способов. Отсюда и разнообразие выявляемых «корней явления». Например, результаты молекулярно-генетического, генеалогического и близнецового методов указывают на высокую вероятность того, что синестезия естественного развития - наследственный феномен. Однако среди прочих возражений имеются и те, что музыка, названия дней недели и другие явления, способные вызывать синестезию, являются сложными культурно обусловленными понятиями, и абсурдно было бы предполагать их непосредственное генетическое наследование. Как следствие, при объяснении генезиса синестезии мы должны учитывать значимость средового компонента и познавательного .

На мой взгляд, наследуется не конкретная реакция на конкретный стимул, а то, что можно назвать общим синестетическим фактором, который обретает форму под влиянием среды и обучения. То есть, вероятно, наследуется Синестетический Коэффициент (СинК) - числовое выражение степени обладания этим фактором в каждом индивидуальном случае. Над способом выявления СинК я сейчас работаю. Это будет способствовать объединению разных видов синестезии в исследовательские «кластеры» по степени проявления синестезии и связи, - грубо говоря, «количества» синестезии, которым обладает тот или иной синестет, со степенью его склонности к творчеству, характеру его памяти, абстрактного мышления, воображения и т. д.

Кроме того, объективными методами доказано, что головной мозг синестета структурно устроен несколько иначе, как на макро-, так и на микроуровнях. Функционально мозг синестета, по крайней мере в момент синестетического восприятия, тоже отличается от активности мозга несинестета и от работы мозга того же синестета, но в момент восприятия несинестетических стимулов. В целом можно сказать, что мы имеем дело с целым комплексом структурно-функциональных отличий, а не каких-то «точечных» изменений, как полагали ещё лет десять назад. Стоит предположить, что это комплексное отличие есть суть проявления сверхпластичности головного мозга синестета. От синестета к синестету такая сверхпластичность реализуется очень индивидуально и зависит, скорее всего, от наследуемого Синестетического Коэффициента.

Сколько в мире синестетов?


Исследование синестезии коллективом под руководством Джулии Симнер в Великобритании путём сбора самоотчётов на случайной демографической выборке показывает, что распространённость синестезии составляет 4,4 % и что самый распространённый вид - это ощущение дней недели в цвете. То же исследование выявило, что синестезия обнаруживает равномерное распределение среди мужчин и женщин (в чём я лично сильно сомневаюсь), а наиболее изучаемый вид - «цветные» буквы - встречается у 1 % населения. По моему многолетнему опыту, эти цифры либо несколько завышены, либо определённые культуры имеют больший процент синестетов. Я не проводил таких исследований на общей выборке в России, но по разным видам синестезии среди русскоговорящих синестетов первое и второе места по распространённости - у графемно-цветовой и музыкально-цветовой синестезии соответственно. Женщин среди анкетированных российских синестетов подавляющее большинство - 94 %.

Каково это – быть синестетом?


Как психолог могу лишь привести некоторые результаты исследований, которые, будучи статистическими обобщениями, не всегда могут быть перенесены на конкретный случай того или иного синестета. Сопоставление фактов выявляет некоторые отличительные свойства их познавательной сферы. Синестеты избирательно относятся к стимулам, вызывающим у них синестезию, то есть более чувствительны к ним. Они обладают более интенсивным восприятием в целом, особенно в той сенсорной сфере, к которой относятся их синестетические реакции. Упрощая, можно сказать, что их сознание в больше степени насыщенно сенсорными качествами. Частично (а конкретнее в том, что относится к стимулу или реакции) синестеты обладают более совершенными механизмами памяти: это так называемая «мнемоническая опора». Изучая иностранный язык, графемно-цветовой синестет будет воспринимать буквы нового алфавита в своеобразных цветах (случай В. В. Набокова) - так проявляется перенос категоризации на материал новых знаний. Синестеты также зачастую проявляют определённую склонность к самовыражению своего субъективного опыта при помощи соответствующих художественных средств.

В вопросе о том, действительно ли синестеты чувствуют дополнительные качества, содержится некоторый подвох, так как синестетическое восприятие не обязательно выражается в физическом чувстве, а может быть определённого рода стойким знанием или ассоциацией, неотступным впечатлением или сопровождающей образной формой.

Ангелина Кофманн

«Я вижу в цвете буквы и цифры, некоторые слова. Хотя слова в основном чувствую на вкус. Различаю по цветам запахи, звуки (голоса, песни, некоторые отдельные музыкальные инструменты). В некоторых случаях ещё могу сказать, какое слово, запах, буква на ощупь и по форме.

Когда только-только узнала, что эта способность так называется, и стала искать похожих людей в Сети, наткнулась на группу «ВКонтакте», где обсуждали, кто что и как видит и чувствует. Узнала, что дни недели тоже различаются по цветам, сначала не поняла. А потом как-то прислушалась к себе, и оказалось, что тоже вижу их по цветам. Так же и времена года, и месяцы.

Имя Пётр для меня красного цвета, а его другая форма - Петя - мягко-оранжевое. Почти все песни одной из моих любимых групп, Coldplay, - серо-голубые и похожи на туман. Самые вкусные слова - клавиша, completed. Английский язык по звучанию имеет серый цвет, французский - розовый, немецкий - красно-оранжевый. Иногда у людей бывают очень невкусные голоса, которые мне неприятно слышать. Или они используют слова, которые не нравятся мне на вкус. К сожалению, своей синестезии я пока не нашла применения. Просто радуюсь, что мой мир настолько цветной и многогранный.

Посторонние люди чаще всего говорят, что это бред. Что это ассоциации, и не более. А те, кто верит, первым делом спрашивают, какого цвета/вкуса их имя. Моя мама синестет. И ещё несколько знакомых, но мало. Вообще, я думаю, их больше, просто они не знают об этом. Некоторые узнали об этом от меня, а раньше, как и я, просто жили с этим и не задумывались».

Максим Прошутинский

«По итогам не досконального исследования, как я понял, у меня фонемно-цветовая, осязательно-фонемная и ещё не определённая синестезии. Вижу цвета знакомых мне слов, букв, цифр на слух и на вид. Также при этом возникают чувства, которые я фантомно осязаю у себя в мозге (как часть тела). И те же осязательные ощущения возникают при осознании чего-либо, к примеру, времени года воспоминания, или при ощущении человека, или при эмоциональном состоянии, при многом другом. С возрастом эти чувства значительно угасли, но я всё ещё их чувствую, но не так приторно и навязчиво.

При осознании моей бывшей девушки навязчиво ощущался осязательный запах в мозге в районе затылка, как будто вошёл в пекарню и там приторно пахнет подслащенным мучным. Сам себя я ощущаю в разные периоды жизни по разному. В 8 лет, к примеру, было что-то вроде послевкусия халвы сзади мозга... но очень отдалённое сравнение, ближе придумать не могу. 13 лет - корица с сахаром, немножко перчёно и приятно остро по бокам мозга (как иголка). 18 лет - как ощущения упоения водой после сильной жажды, внизу мозга, но тоже далёкое сравнение... Сейчас - 19 лет - запах алоэ внизу мозга. Многие совершенно разные по значению, но немного похожие по звучанию слова осязаются почти одинаково, из-за этого, бывает, я их путаю: к примеру, стол и кора, стакан и собака, граф и трон.

Синестезия помогает мне в жизни, систематизируя мою память. А ещё очень удобно подумать о чём-нибудь, запомнить осязание мысли, и тогда она точно не забудется. В работе не сильно помогает. Чуть-чуть. Я режиссёр монтажа, и если представить последовательность дублей и кадров в виде пазла, который я собираю, то могу сказать, что я ощущаю каждый кусочек пазла, и это мне позволяет чуть легче собирать его».

Ольга Балла

«Я постоянно чувствую (то есть ощущаю как «фон» восприятия всего вообще) цвета и некоторые «физические» характеристики (влажность/сухость, тепло/холод, высоту/низину, шершавость/гладкость, блеск/матовость…) букв, звуков речи и цифр. Очень долго (лет до 12) я была уверена, что это норма и свойственно всем. Но и сейчас мне трудно представить себе, как это люди этого не чувствуют: что же, когда они читают текст или видят ряд цифр, у них перед внутренними глазами чёрно-белая картинка или вообще ничего?! Я же всё время в этом живу! Я помню, как-то сказала «сладковато-синий», и собеседник не понял, о чём речь (а речь-то шла о букве „ч“, мы вспоминали имя человека, я говорю - «там что-то сладковато-синее, должна быть буква „ч“»). Наверное, если смотреть извне, это может показаться необычным - соединение вкуса, цвета и буквы, прямой выход от цвета и вкуса на букву. Но для меня-то нормально!

Синестезия очень помогает запоминать и вспоминать имена, цифры, телефоны, даты - всё это запоминается как цветовые пятна. С другой стороны, трудно установить внутренние отношения с тем, у чего дисгармоничная, «неудобная» цветовая внутренняя картина (следственно, её труднее запомнить). Хорошо запоминается, скажем, 47 - синий-тёмно-тёмно-зелёный, но плохо 48: синий – липко-тёмно-вишнёвый. Ловила себя на внутреннем сопротивлении восприятию людей, цвет имени которых не нравится или дисгармоничен (скажем, имя Евгений - мучительного невнятного цвета овсяной каши. Но я-то понимаю, что Евгений не виноват.

С работой моё восприятие никак не пересекается, не больше, чем со всем остальным (я вообще-то журналист и пишу тексты)».

Виды синестезии


У некоторых разновидностей нет названий, поэтому учёным иногда приходится импровизировать, создавая их для своих публикаций и докладов прямо на ходу. Например, мне пришлось подбирать «красивые» термины для цветовой синестезии на эмоции, вкусовой на боль и восприятия человеческих лиц (типажей), и получилось что-то вроде «аффективно-цветовая» и «альго-гастическая». Для третьего вида, выражающегося в виде фактурных «аур», я предложил сочетание «аурическая синестезия». А вот как назвать графемную синестезию с фонемными закономерностями, заключающимися в том, например, что схожие по написанию буквы Е и Ё вызывают разные цвета, а вот У и Ю, разные на письме, но схожие по фонемному составу, дают оттенки одного цвета, - остаётся для меня вопросом.

Одни из самых распространённых
видов синестезии

Музыкально-цветовая синестезия - восприятие музыки в виде закономерно и непроизвольно проявляющихся цветовых пятен, полос, волн

Графемно-цветовая синестезия - появление цветовых ассоциаций с очертаниями букв или цифр

Фонемно-цветовая синестезия - связь звучания человеческой речи с разными цветами

Фонемно-вкусовая синестезия - появление вкусовых ассоциаций от звучания отдельных слов

Исследователь синестезии также должен использовать свою фантазию при определении подвидов синестетических проявлений. Возьмём так называемую музыкальную синестезию. Использовать это название в повседневных рассказах о своей синестезии можно, но в исследовательской терминологии этого бывает недостаточно. Дело в том, что подвидов музыкальных синестезий насчитывается чуть ли не десяток. Это и восприятие в разнообразных оттенках или иных качествах разновысотных звуков (нот), и оригинальное восприятие ладов, тембров инструментов, авторских и стилистических разновидностей музыки, её жанров, отдельных композиций и т. д. У каждого музыкального синестета выделяется определённый аспект, который и воспринимается синестетическим способом. То же самое можно сказать о понятии числа (при синестезии на числа), шумов и звуков, эмоций, типажей и т. д. Для экспериментатора важна точность анализа изучаемого подвида, так как в основе каждого из них лежат разные когнитивные механизмы.

Что стимулирует синестезию?


Синестезия проявляется не постоянно, а избирательно. Насколько часто, зависит от той системы стимулов, которые её вызывают. Понятно, что если у вас синестетические ощущения вызывает музыка, то переселившись в тихое место и поставив себе рингтон в виде свиста дельфина или гуканья мартышки, есть все возможности не пережить синестезию больше никогда. В иных случаях, при иных разновидностях стимулы-триггеры избежать не удастся, так как они принадлежат любому проявлению той или иной сенсорной модальности, например, синестезию может провоцировать любой вкус или любые шумы. Заметьте, что мой эксперимент с выдуманным, восьмым днём недели, который в конце концов стал у испытуемых вызывать цвет, косвенно указывает на то, что синестезируется не физический стимул как таковой , а представление о нём, значение, приписываемое определённому физическому событию. Поэтому, может быть, наш синестет-отшельник так соскучится по музыке, что услышит её в дельфиньем свисте.

Любопытные проявления синестезии


Для меня все проявления синестезии одинаково интересны и загадочны, и механизмы её возникновения и порождения и по функции, и по содержанию скрыты от самого синестета. В отличие от ассоциаций, метафор и других когнитивных стратегий, в итоговом содержании которых отражается опыт и научение, синестезия - это внутренне порождённый процесс (эндогенный генезис).

Синестезия возникает в очень раннем детстве, когда значения содержания реакций ещё просто не сформированы и приобретают интерпретацию postfactum. Даже самый незамысловатый на первый взгляд вид синестезии представляет собой некоторое отражение скрытой сложнейшей работы головного мозга.

Конечно, я встречал множество необычных проявлений этого феномена, но эта необычность содержания синестетических стимулов и реакций, таких, к примеру, как цвет движений собственного тела, звук зрительно воспринимаемого движения, цвет и фактуры оргазма, пусть и придаёт пикантность и дополнительную интригу, с научной точки зрения важна как возможная отправная точка серьёзного исследования.

Синестезия помогает или мешает жить?


В большинстве случаев наличие синестезии не является помехой. Как может быть помехой явление, с которым можно прожить всю свою жизнь, так и не узнав, что оно у тебя было? Навскидку вы не отличите человека, обладающего синестезией, от человека, таковой не обладающего. Как я уже сказал, не зная об этом феномене, синестет и сам себя не отличит от несинестета. Вы вот знаете, сколько у вас родинок на голове под волосами? В большинстве случаев синестезия абсолютно нейтральное явление: есть, и всё тут. Часто кажется, что сами исследователи находятся в большем восторге от этого феномена, чем его обладатели. Стоит, однако, признаться, что в одном случае из ста синестетические реакции действительно являются причиной преодолимой интерференции для процессов восприятия, внимания и памяти. Эти случаи (назовём их случаями с избыточно высоким Синестетическим Коэффициентом) по очевидным причинам чаще становятся известными, но их, несмотря на это, гораздо меньше, чем случаев положительного и даже восторженного отношения к собственным синестетическим особенностям.

Утилитарное значение синестезии всегда почему-то ставится в основу оценки самого феномена. Давайте разберёмся. Есть проявления синестезии, а есть - сопряжённые с ней свойства и качества. Проявления - это только вершина айсберга возможностей. По моим наблюдениям и по результатам исследований, например, графемно-цветовые синестеты по большей части наделены «гуманитарными» мозгами, синестеты с аурической синестезией - великолепные физиогномисты и бытовые психологи (необязательно филантропичные, кстати), а в синестете со вкусовыми ощущениями, вероятно, сладко дремлет шеф-повар, ну и т. д. Используя синестезию как телефонную книжку, напоминатель паролей, визуализатор мелодий или spell-checker, человек, обладающий синестезией, рискует застрять в поверхностной утилитарности и так и не добраться до глыбы творческих возможностей.

Майкл Хаверкамп

Некоторые синестеты находят практическое применение своим необычным способностям, и отдельные компании набирают таких людей для выполнения необычной работы. Например, в компании Ford существует такая должность, как эксперт-синестет. Его задача заключается в том, чтобы трогать, нюхать и слушать автомобили. Мы связались с Майклом Хаверкампом, и он рассказал нам об особенностях своей профессии.

«В принципе, моё восприятие такое же, как и у всех остальных. Однако мои чувства по-особому связаны между собой. В качестве примера: когда я слышу звуки или слушаю музыку, я вижу перед собой цвет и форму.

Меня всегда интересовала техника, музыка и искусство. Во время учёбы на электроинженера, я изучал коммуникационные технологии и акустику. Важной частью акустики является передача звуковой волны через человеческое ухо и нейронная обработка сигналов. Психология слуха играет важную роль. Когда я работал инженером автомобильной акустики, я, помимо прочего, участвовал в изучении вибраций автомобиля, шума тормозов, звукового излучения и в улучшении качества звука автомобиля. За это время мне стало ясно, что эффект воздействия звука на человеческое восприятие невозможно понять полностью без учёта данных других органов чувств. Очень важно знать, какие изображения возникают в голове у человека при прослушивании музыки. Если вы слышите, как кто-то касается поверхности, что вы при этом почувствуете, как это будет выглядеть?

После разработки методологии подхода мультисенсорной оптимизации компонентов автомобиля у меня появилась полноценная должность в качестве специалиста по кросс-сенсорной гармонизации восприятия качества автомобиля. Помимо работы по оптимизации, я написал книгу, в которой описано моё понимание всех чувств и ощущений (Синестетический дизайн. Справочник для мультисенсорного подхода. Birkhäuser, 2013).

В настоящее время автомобилям среднего класса и класса люкс выставляются высокие требования по «восприятию» их качества. Оценка внешнего вида, звука и тактильного восприятия материалов обычно производится в рамках специализированных отделов. Следующий шаг, который часто игнорируется, - оптимальное согласование чувственного восприятия компонентов автомобиля. Когда человек трогает какой-либо материал, он должен чувствовать на ощупь и слышать именно то, что он ожидает от внешнего вида этого материала. Индивидуальное восприятие является хорошим началом для расширения творческих возможностей. Однако каждый подход должен зарекомендовать себя перед окончательным утверждением. Конечный дизайн продукта должен подходить для всех клиентов. Мы используем научные тесты и исследования, основанные на отзывах наших покупателей, чтобы убедиться в том, что мы движемся в правильном направлении.

Запахи бензина, масла, пластмассы и металла не входят в рейтинг самых приятных материалов. Запах натуральных материалов нравится мне намного больше, например, запах кожи или натуральной ткани. Но в некоторых случаях я ощущаю, что даже запах бензина является уместным, например, для старомодной модели. Запах кожи является предпочтительным в Европе и Северной Америке, но клиентам из Японии, Китая и Индии не нравится отделка, которая пахнет кожей. В компании Ford мы нацелены на «чистое» восприятие интерьера без интенсивного аромата. Почти каждая автомобильная компания пытается оптимизировать внешний вид, сенсорное восприятие, звук и запах своих автомобилей. Однако подход к оптимизации чувств является новшеством для автомобильной отрасли».

Как общество воспринимает синестетов?


Более традиционно мыслящие люди могут демонстрировать одну из сторон двоякого стереотипа в отношении к синестезии, как к феномену, выбивающемуся из «статистической нормы». С одной стороны, могут выдаваться патологизирующие шаблоны, с другой - стремление водрузить феномен синестезии на пьедестал, наделяя её романтическим характером гениальности-по-умолчанию. Люди с более открытыми взглядами, признающие значимость многообразия проявлений человеческих типов и принимающие неопределённость различий субъективного восприятия, при оценке синестезии начинают задавать вопросы, выясняя для себя суть этого явления. Такие люди воспринимают этот необычный феномен с неподдельным удивлением и любопытством.

Кто из известных личностей является синестетом?


Существуют биографические свидетельства, чаще от первого лица, что синестетическими способностями обладали такие выдающиеся личности, как Ричард Фейнман (лауреат Нобелевской премии по физике), философ Людвиг Витгенштейн, писатель Владимир Набоков, композиторы Ференц Лист, Николай Римский-Корсаков, Дьёрдь Лигети, Оливье Мессиан, Ян Сибелиус, теоретик и музыкант-колоколист Константин Сараджев, джазист Дюк Эллингтон. Спешу предупредить, что хоть наличие синестезии и делает кого-то обладателем экстраординарного восприятия, но к нему в довесок автоматически не прилагается авторство романа «Лолита», оперы «Садко» и первенства в открытии принципов квантовой электродинамики.

Как узнать, что вы синестет?


Синестезию можно обнаружить у себя, зная об особенностях этого феномена, путём рефлексии и сравнения закономерностей своего восприятия с восприятием других людей. Некоторые синестеты могут прожить всю жизнь, так и не узнав о своих особенностях. Другие осознают, что их восприятие отличается от восприятия их знакомых, родственников и друзей, но не знают, что у этой особенности есть своё название и что её плодотворно изучает широкий круг учёных.

Можно ли развить у себя синестезию?


В научной практике было несколько безрезультатных попыток «развить» синестезию под строгим лабораторным контролем. Всё, чего удалось добиться, - это межсенсорные ассоциации, которые хоть и напоминают отчасти синестетические переживания, ими не являются. Как уже было сказано выше, синестезия - это системное и непроизвольное переживание дополнительного сенсорного качества, и непосредственные механизмы порождения и проявления этого переживания скрыты от синестета. Синестезия - добавочное переживание и не исключает параллельного, одновременного протекания более типичных, свойственных всем нам ассоциативных переживаний, и уже исключительно по этой причине неравнозначна им. Это означает, что синестет, помимо синестетических ощущений, связанных с тем или иным стимулом, может иметь и обыкновенные ассоциации, вызываемые тем же самым стимулом. Научными экспериментами не раз доказано, что сознательно развить синестезию невозможно, поэтому, например, мнемонические техники, ссылающиеся на случай синестета-мнемониста С. Шерешевского, мягко говоря, вводят публику в заблуждение. Для того чтобы иметь уникальную память, как у Соломона Вениаминовича, надо для начала обладать такими же уникальными, в той или иной мере врождёнными, свойствами восприятия.


Мало кто знает о таком необычном и редком явлении   как синестезия. Но ведь, возможно, вы родители синестетика! Как определить это?
Феномен не так тяжело обнаружить, просто многие не догадываются о самом его существовании.

Синестезия – это явление восприятия, когда раздражение одного органа чувств сопровождается ощущениями, характерными для другого органа чувств . Запутанно и непонятно? Давайте разберемся!

С примерами будет легче::

Цветной слух (фонемно-цветовая синестезия) – ассоциация слышимого звука с каким–либо цветом;

Слуховая синестезия – способность слышать звуки при наблюдении за движущимися, сверкающими предметами;

Вкусовая синестезия – ассоциация услышанных звуков с определенным вкусом;

Синестезия с графемой – смешение цветового или фактурного восприятия с буквами, словами, цифрами. По данным исследований ею обладает 1% населения Земли.

Самый распространенный из видов – восприятие дней недели в цвете.

Среди необычных проявлений можно выделить: цвет движений собственного тела, звук зрительно воспринимаемого движения.
Всего исследователями задокументировано около 70 разновидностей. Известны многоаспектные синестеты, у которых синестезия возникает на несколько категорий явлений.

Общей теории феномена пока не существует:

По одной из версий синестезия имеет генетический характер. То есть, если вы обладаете «смешением чувств», можете попробовать проверить, нет ли у ребенка подобной вашей или иной ассоциации.
По мнению исследователей каждый двадцать пятый из нас – синестет. Это не является патологией. Некоторые люди приспособились использовать подобный дар для своей пользы, некоторые - испытывают к своему феномену полное равнодушие. Развить «добавочное чувство» еще никому не удавалось.

Среди минусов синестезии можно выделить излишнюю обобщенность, субъективную интерпретацию и оценочность.

Не редкое явление – временное исчезновение синестезии. Это может быть связано с гормональными изменениями в переходный период. В результате сильного стресса или сенсорной перегрузки ощущения также могут затухать или пропадать.
Люди, обладающие таким «даром», ничуть не лучше остальных. Факт синестезии мало изучен и может быть в будущем перспектива использования синестезии будет оправдана. Исследования в данной области продолжаются, но осложнены отбором подопытных, отсутствием систематизации и общей терминологической базы.

Обнаружение синестезии:

Сам ребенок часто лишь во взрослом возрасте выказывает свою необычность. Ведь в детстве нам кажется, что все видят и воспринимают мир именно так, как и мы. И, конечно, буква «З» - всегда оранжевая, а цифра «7» - не может быть иной, кроме как фиолетовой (пример ощущения графемного синестетика), также окрашиваются целые слова, имена людей.
На самом деле синестезией обладают столько,   сколько себя помнят. Ощущения практически не изменяются со временем.
Чаще открытие о своей особенности ребенок делает случайно. Например, в разговоре о каком-то имени он говорит, что оно не очень нравится ему, потому что «зеленое». После удивления окружающих выясняется, что только малыш считает его «зеленым», больше никто не видит его в цвете. Забавно, что у синестетиков одного вида очень мало совпадающих ассоциаций.
Если у одного цифра 4 – синяя, то у другого она коричневая, у третьего красная. Все уверенны, что его цвет единственно верный и другого закрепленного именно за этой цифрой быть не может.

Известные синестетики:

Библиографические свидетельства указывают на то, что синестетическими способностями обладали многие выдающиеся личности.
Владимир Набоков создавал в своих произведениях подобие чувственного монтажа. Колоколист Валентин Сараджев воспринимал более тысяч цветов в одной октаве и использовал это обостренное ощущение для создания колокольных симфоний. Абстракционизм Кандинского тоже связан с изображением им субъективных переживаний. Николай Римский-Корсаков обладал «цветным слухом». Из современных поп-исполнителей к числу синестетиков относится Ledy Gaga, Тори Амос.

Применение на практике:

Синестезию можно использовать многими способами в силу того, что она способствует восприятию сложных понятий. Самым естественным применением будет запоминание имен и номеров   - для людей с графемно-цветовой синестезией, дат и событий – с окрашенными или локализованными последовательностями. Дети, воспринимающие в цвете написанные слова, легко обнаруживают орфографические ошибки по «неправильной окраске».
Многих привлекает творчество, связанное с их формой проявления синестезии. Особая память на форму и фактуру часто приводят синестета к занятию живописью, фотографией, дизайном. Конечно, для реализации в профессии также необходимо развитие образности мышления, переосмысление восприятия.

Компания Ford наняла Майкла Хаверкампла, чтобы он трогал, слушал и нюхал автомобили. Его восприятие отличается следующим: когда он слышит звуки, то видит перед собой звуки и формы. В компании у него полноценная должность – специалист по кросс-сенсорной гармонизации восприятия качества автомобиля.
Попробуйте   выяснить, нет ли у вашего ребенка необычного восприятия. Не путайте синестезию – прочно закрепленное ощущение, связанное с другим чувством, - и образную ассоциацию. Возможно, что обнаруженный феномен поможет вашей крохе в жизни!