Ребенок в 1 год развитие и режим. Игрушки для детей и развивающие игры

Прошел целый год с того дня, как в вашей жизни и вашем доме появился крохотный комочек счастья. Что же это такое - ребенок в 12 месяцев, каким он стал и что его ждет впереди? Закончилось беспокойное время младенчества, он вырос, сделал свои первые шаги и успел уже проявить свой характер. Научился хмурить брови и заливисто смеяться, освоил первые навыки общения и уже многое умеет делать самостоятельно. Что же дальше, чему теперь учить годовалого ребенка, каким должен быть его вес, чем кормить, как правильно развивать – на эти вопросы мы и постараемся дать ответы.

Физическое развитие годовалого малыша

Первое, что, конечно же, волнует маму - физическое развитие малыша. Задумываясь, как развит ее ребенок, она невольно сравнивает его с другими детьми: худенький или полненький, крепко стоит на ножках или еще неуверенно. Чтобы развеять возникающие сомнения, обратимся к среднестатистическим показателям.

Заглянув крохе в ротик, мы увидим там 12 крепких молочных зубов. Если их меньше, не переживайте - развитие ребенка к 12 месяцам часто идет по индивидуальному плану. Обеспечьте в рационе малыша витамин D, фосфор и кальций - зубки вырастут.

Вес колеблется между 10 и 11 килограммами (последняя прибавка перед взвешиванием составляет не менее 350 граммов). Таким образом, ребенок к 1 году должен набрать около 7 килограммов. Посмотрим на рост. Для ребенка 12 месяцев он должен составлять 72-77 сантиметров, за последний месяц прибавка в росте должна равняться 1,5 сантиметрам. Заметим, что после годика его физические параметры будут меняться медленнее, ведь малыш начнет больше двигаться.

Новые самостоятельные действия

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Как правило, ребенок в 1 год начинает ходить. Расширяются и другие его действия, связанные с окружающей обстановкой. Вертикальное положение обогащает физические навыки крохи, а ум великого исследователя толкает к их применению.


В годик кроха активно изучает окружающий мир: он уже не так сильно зависит от мамы, поэтому за ребенком нужно следить - он может оказаться где угодно
  • Твердо стоять на ножках и делать первые шаги (рекомендуем прочитать: ). Если ваш ребенок стоит плохо и охотнее ползает, стоит показать его педиатру. Врач установит причину подобного поведения и даст полезные рекомендации. Возможно, вам придется пройти курс специального массажа. Серьезного повода для волнения нет, но желательно, чтобы к годику ребенок уверенно становился на ноги.
  • Человечек в 12 месяцев пытается освоить залезание на диван и сползание с него. Учится подниматься и спускаться по ступенькам лестницы. Если залезает он легко, то при спускании может проявиться страх, основанный на сформированном инстинкте самосохранения. Помогите крохе, подскажите, как сделать это правильно, чтобы в дальнейшем не развить в ребенке фобию.
  • Самостоятельность проявляется и в желании самому держать ложку. Малыш может перекладывать ее из одной руки в другую, пробует брать ею кашу или пюре, учится кушать сам.
  • Среди новых навыков появляются такие, как зачерпывание воды, открывание шкафов, дверей, ящиков, снятие бус через голову, разрывание бумаги на кусочки. Купаясь, он может брызгаться не только руками, но и ножками. Научившись твердо стоять, он может попробовать вылезти из ванны. Никогда не оставляйте его одного во время купания.

Познание через подражание и активное участие

Подражание взрослым для годовалого ребенка – естественный процесс познания мира. Если вы делаете по утрам зарядку, малыш будет повторять за вами гимнастические упражнения, пойдет за папой на кухню и станет помогать ему что-нибудь ремонтировать. Здесь важно, чтобы пример был правильным и полезным.

  • Тактильный способ изучения предметов сохраняется у маленького человечка 1 года. Кроме того, он все еще старается попробовать на вкус то, что взял в руку. Теперь, когда он может самостоятельно перемещаться по дому, внимательно следите за тем, что попадается ему на глаза и в руки - уберите подальше мелкие и опасные вещи, чтобы ребенок не смог их проглотить или засунуть себе в нос и уши.
  • Долгое время обозревая мир из положения лежа или у мамы на руках, к годику бывший младенец готов стать центром вселенной. У ребенка 12 месяцев развитие идет бурными темпами (см. также: ). Ему хочется во всем принять участие, он хочет быть полноправным действующим лицом. Если ему что-то запрещают или куда-то не пускают, кроха способен показать характер и высказать свое недовольство сердитым ворчанием или криком. Тут он тоже копирует вас.
  • Важный предмет личной гигиены ребенка 12 месяцев – ночной горшок. Большинство родителей знакомят с ним малыша раньше, если же вы еще не приучили ребенка к нему, воспользуйтесь рекомендациями, данными на нашем сайте.

Прямо в доме малыша подстерегает не меньше опасностей, чем на улице, поэтому родители должны принять меры: купить заглушки на розетки, убрать из нижних ящиков острые предметы, лекарства

Речь, эмоции и поведение

Достигнув годовалого возраста, ребенок расстается с простейшими звуками речи типа «агу» и «гу-гу», и осознанно пытается произносить слоги и отдельные слова. При условии нормального развития он может порадовать вас 5-10 легкими словечками из собственного лексикона. Главное его желание при этом - чтобы мама и папа его поняли. Научитесь понимать свое чадо, тем более что при нехватке слов ребенок может дополнить свою речь жестами.

Кроме того, он правильно озвучивает то, что видит: мама у него будет «ма», а машинка «дыр» или «ши». Разбирается он и в тех словах, что говорят ему взрослые: на замечание о предмете, что это «кака», ребенок выбросит его из рук. Если ваше чадо упорно молчит, обратитесь к видеоурокам доктора Комаровского. В них подробно выясняются причины такого молчания и даются советы, как исправить положение.

Увеличивается у малыша 1 года и потребность в эмоциональном выражении своих желаний и поступков. Речь дополняется слезами и смехом, испугом и радостью. Если малыш видит чужого, он может заплакать, а знакомый человек вызывает у него радостные эмоции. Хорошо реагирует на музыку, любит потанцевать под нее, если крепко стоит на ножках.

Маме следует понять, что перед ней уже человек, а не младенец. Научитесь хвалить мальчика или девочку за хорошее поведение, говорите им «спасибо», подавая личный пример вежливости. Запаситесь развивающими играми и побольше читайте малышу, чтобы в его речи появлялись новые слова.

Чем кормить ребенка в 1 год?

Рацион малыша состоит из продуктов, рекомендованных для питания ребенка в годовалом возрасте. Исключение составляет питание детей, у которых отмечены аллергические реакции на определенные продукты. Непозволительно кормить ребенка 12 месяцев пряностями, шоколадом, копчеными продуктами, колбасами, острой пищей. Пришла пора - малыша надо приучать самостоятельно управляться с ложкой. Впрочем, доктор Комаровский советует сохранить в меню ребенка молочную смесь для годовалого возраста, но и ее лучше давать не из бутылочки, а наливая в мисочку.


Годовалый малыш может потихоньку переключаться на взрослую пищу, однако не вредную, а полезную, которая поможет ему активно полноценно развиваться

Особое внимание уделите консистенции пищи, так как ребенок должен развивать жевательный рефлекс. Замените пюре тушеной картошкой или овощами. Нежные мясные и рыбные котлетки также включите в рацион малыша. Следите, чтобы он не откусывал большие куски. Можно давать хлеб, печенье, фрукты. Сохраните и интервалы между кормлениями в 3,5-4 часа. Давайте крохе только свежеприготовленные блюда: все, что постояло день в холодильнике, в пищу ребенку не годится.

Здоровье и личная гигиена

Посещение педиатра с ребенком в 1 год – это обязательная процедура. Врач проводит физиологические измерения (рост, вес, объем грудной клетки и окружность головы), берет анализы. Специалисты (ортопед, невролог, хирург) проверяют малыша по своим направлениям. Обязательно посетите офтальмолога и стоматолога, чтобы не упустить никаких мелочей в развитии ребенка. Личная гигиена малыша состоит из.

Первый день рождения - важное событие. Незаметно пролетели 12 месяцев, и вот уже ребёнку 1 год. Из хрупкого маленького комочка вырос активный и весёлый малыш, который с каждой минутой становится более самостоятельным. Ему предстоит многому научиться. Чтобы его развитие приносило родителям удовлетворение и радость, с ним нужно много заниматься и обеспечить крохе безопасность в доме.

Физическое развитие

Ребёнок в 1 год быстро и уверенно растёт. У большинства малышей в этом возрасте появилось 8, а иногда и 12 зубов. Если этого не случилось, не переживайте. В течение последующих трёх месяцев они обязательно проклюнутся. Задача мамы - обеспечить кроху витамином Д, кальцием и фосфором.

Эти вещества попадают в организм ребёнка с пищей. Очень много их в материнском молоке, поэтому до 2 лет не желательно прекращать грудное вскармливание, совмещая его с обычным питанием.

Если вы регулярно меряете рост, то заметили, как изменилось физическое развитие ребёнка в 1 год. За 12 месяцев он подрос на 20-25 см. Вес его увеличился в три раза. У мальчиков он колеблется от 9 до 11.5 кг, а у девочек от 8.5 до 10.5 кг. Эти цифры приблизительные и могут несколько отличаться в большую или меньшую сторону. Ведь каждый малыш индивидуален и имеет свои физиологические особенности.

  • В конце первого года жизни ребёнок активно пытается ходить. Он уверенно встаёт на ножки и робко делает первые шаги самостоятельно. У него не всегда получается, поэтому падения неизбежны. Постепенно малыш научится твёрдо стоять на ногах и закрепит новый навык.
  • Некоторые дети в 1 год опасаются оторвать ручки от опоры и ходят, держась за мебель. Это не страшно, если они активно ползают и уверенно сидят. Их развитие находится в пределах нормы, и скоро они начнут путешествовать по дому без посторонней помощи.

Умения малыша

За развитием малыша интересно наблюдать. Давайте проанализируем, что умеет ребёнок в 1 год, какие навыки успел приобрести?

  • Основное умение крохи - первые самостоятельные шаги.
  • Он научился ползать, сидеть, становиться на четвереньки, подниматься и садиться обратно.
  • Малыш понимает многое из того, что ему говорит мама, знает названия предметов, показывает их на картинках и произносит некоторые простые слова.
  • Пользуется ложкой во время еды, пьёт воду из чашки, хорошо пережёвывает твёрдую пищу.
  • Самостоятельно взбирается на диван, кресло, спускается с лестницы, держась за руку мамы.
  • Выполняет команды родителей. Например, приносит вещи, поднимает ручки и ножки во время переодевания.
  • Умывается, чистит зубки с помощью мамы, вытирает лицо полотенцем и просится на горшок.

Нет более эмоционального и нежного создания, чем ребёнок, 1 год - время, когда его чувствительность проявляется в том, что он постоянно обнимает и целует родителей, бабушек, дедушек, любимые игрушки.

Для ребёнка 1 года интересно всё, что его окружает. Ведомый любопытством, он часто карабкается вверх по лестнице, забирается в другие опасные места. Поэтому его ни на минуту нельзя оставлять в одиночестве, если в комнате есть острые углы, опасные предметы, открытые окна.

Любимое занятие крохи - помогать маме на кухне. Он перебирает тарелки, стучит ложкой по кастрюлям, исследует шкафчики. Там не всегда безопасно, поэтому лучше поставить на кухне манеж и сажать туда ребёнка. Тогда он не сможет случайно дотянуться до горячей кружки, плиты и в тоже время будет видеть маму, слышать её голос.

В комнатах шалун моментально открывает дверцы шкафа, выдвигает ящики, вытаскивает вещи из комода. Надо подготовить игровую зону, убрать из неё опасные предметы и мелкие детали, например, пуговицы. Карапуз легко захватывает их пальцами, крепко держит и может положить в рот.

Ребёнок в год всегда подражает взрослым. Он запоминает их действия и пытается повторять. Если к нему в ручки попадает расчёска, кроха причёсывает волосы, маминой помадой он разрисовывает лицо, увлечённо «разговаривает по телефону».

Первые невнятные слова большинство детей начинает произносить после 9 месяцев. В год многие из них отчётливо проговаривают простые фразы, такие как «мама», «папа», «дай», «баба».

В этом возрасте речевой запас с каждым днём увеличивается. Не стоит тревожиться, если малыш мало говорит.

Годовалые дети хорошо запоминают слова и понимают их смысл, но часто используют всего несколько словосочетаний, которые взрослые считают детским лепетом.

Чтобы «разговорить» кроху, родителям нужно больше уделять ему внимания, рассматривать с ним интересные картинки, читать стихи и сказки. Хорошо помогает улучшить речь специальное занятие. Насыпьте в миску гречку и попросите малыша переложить её в кастрюлю. Такие действия обязательно заинтересуют его и разработают мелкую моторику ручек, которая важна для освоения речи.

Делайте с карапузом , сжимая и разжимая руки. Показывая предметы, давайте ему дотронуться до них и пощупать.

Изменения в поведении

Развитие малыша в 1 годик происходит стремительными темпами. В этом возрасте он хочет самостоятельно решать, какую игрушку лучше взять, и часто поступает наперекор родителям. Простые требования мамы вымыть руки, садиться обедать или идти спать нередко вызывают у карапуза негативную реакцию. Он начинает топать ногами, плакать и кричать.

Педиатры называют такое состояние «кризисом первого года» и считают это явление абсолютно нормальным. Малыш, научившийся ходить, стремится познавать мир, старается привлечь к себе внимание, но у него не всегда получается. Не удаётся дотянуться до игрушки, которая находится слишком высоко, пробежаться по детской площадке без помощи родителей, самостоятельно натянуть штанишки, выразить словами свои потребности. Неудивительно, что, столкнувшись с такими трудностями, ребёнок капризничает, и у него портится характер.

  • Если у крохи изменилось поведение в худшую сторону, не расстраивайтесь, это скоро пройдёт. Ему нужна ласка и внимание.
  • Постарайтесь научиться договариваться с малышом, не выходите из себя из-за его слёз. Когда он не желает переодеваться, не настаивайте на своём, переключите его внимание на что-нибудь другое, а когда он отвлечётся, сделайте то, что планировали.
  • Не ругайте его за испачканную во время обеда одежду, обсыпанную песком голову и другие шалости. Это не проявления избалованности, как считают некоторые, а лишь первый этап взросления, который ребёнку нужно помочь преодолеть.

Мамочке надо запастись терпением. Малышу в 1 годик трудно самостоятельно успокоиться, когда он плачет. Его нужно приласкать, покачать на руках, сказать ласковые слова. Немного повзрослев, он научится хорошо говорить, освоит новую форму поведения и станет более послушным.

Развивающие игры и игрушки

Как развивать ребенку в 1 год разные способности? Главное – делать это как можно естественней. Ему должны быть интересны игры, которые вы предлагаете. Приобретайте простые игрушки. Робот на электронном управлении, огромный набор фломастеров и большая интерактивная кукла понадобятся позже, когда малыш станет старше.

  • Годовалый ребёнок обожает играть. В это время лучший подарок для него - набор кубиков или пирамидка. Он с увлечением ставит один кубик на другой, радуется, когда получается высокая башня, и смеётся, если она падает.
  • В годик кроха любит катить перед собой игрушки на колёсиках, ползать на четвереньках, играя с машинкой, бросать мячик, кормить и убаюкивать кукол. Когда наступает лето, малыш прекрасно играет в песочнице, пытается лепить куличики, копает песок лопатой.
  • Если карапуз плохо держится на ножках, ему помогут игрушки, побуждающие его к ходьбе. Для развития координации движений можно использовать обычную детскую коляску. Гуляя по улице, предложите карапузу идти самому, толкая её перед собой. Держась за опору, малышу будет легко двигаться вперёд, и он быстрее пойдёт самостоятельно. Вместо коляски в магазинах легко приобрести яркие детские тачки, музыкальные игрушки-тросточки и многое другое.

Для гармоничного развития малыша в 1 год важна музыка. Включите детскую мелодию и потанцуйте с крохой. Чередуя быстрые и медленные песни, попросите изобразить, как топает слон, подняться на цыпочки, поводить с вами хоровод. Занятие улучшает чувство ритма, делает ножки более устойчивыми.

У ребёнка в год появляется пристрастие к водным процедурам. В этом возрасте их легко совместить с увлекательной игрой. Наберите в ванночку тёплой воды, посадите туда кроху и дайте ему игрушки. Это могут быть пластмассовые чашки, ложки, леечка, вёдра. Покажите ему, как при помощи ложки наполнить чашку водой, как перелить воду из большего в меньшее ведёрко. Он с интересом будет повторять это и радостно смеяться.

Наконец-то пришёл тот возраст, когда кроху можно приобщать к творчеству. Если ему наскучат игрушки, достаньте мягкий пластилин, созданный специально для маленьких детей. Научите карапуза отщипывать небольшие кусочки, скатывать из них шарики и колбаски. Помимо мелкой моторики, лепка развивает усидчивость и внимание. Они пригодятся в будущем.

Когда прошёл в жизни ребёнка 1 год, хороший развивающий эффект даёт рисование. Для занятий покупайте специальные пальчиковые краски или карандаши. Разложите на полу большой лист белой бумаги, пусть малыш, стоя на четвереньках, выводит свои каракули.

Чтобы избежать в будущем посещения логопеда, карапуза к году важно научить дуть. Этот навык улучшает работу лёгких и делает речь более чистой. Приобретите малышу дудочку и покажите, как выдувать звуки. Можно купить мыльные пузыри, он будет с удовольствием их дуть и ловить.

В перерывах между лепкой, рисованием или чтением книжек, поиграйте с крохой в . Ему обязательно понравятся ладушки, поиски спрятанной игрушки, прятки.

Каждый день приносит малышу яркие впечатления. Он постоянно учится чему-то новому. Для него важно, чтобы родители помогали ему в этом и постоянно показывали любовь и заботу. Надо помнить: каждый ребенок 1 года развитие демонстрирует своё: Петя умеет больше, чем Маша, Маша знает больше, чем Юля…. Дети индивидуальны, бояться этого не надо. Постепенно малыши сравняются в своём развитии.

За первый год своей жизни малыш много чему уже успел научиться. В его словарном запасе присутствуют несколько самых простых слов – «мама», «баба», «би-би», «мяу», «дай». Он знает названия частей тела, лица, любимых игрушек, может на них показать по просьбе, различает интонацию речи, может пританцовывать или раскачиваться под музыку. Радостно реагирует на появление знакомых лиц, машет ручкой при прощании, шлет воздушные поцелуи, подражает действиям взрослых.

К этому периоду возрастает его подвижность и любознательность. Он взбирается на диван, ходит по комнатам, заглядывает в потайные уголки. Передвигаться он может как на четвереньках, так и вставать на ножки. Любит «хозяйничать» на кухне: открывать дверцы шкафов, исследовать содержимое баночек и коробочек. Кухня довольно травмоопасное место, поэтому одного в ней малыша оставлять нельзя. К году ребенок пробует держать карандаш в руке, ему очень нравится рисовать. Поэтому в этот период на листке бумаги или обоях появляются первые его каракули.

Многие малыши очень любят, когда им читают книжки, показывают яркие картинки. Если ребенок не сидит на месте, можно с ним разговаривать и читать, когда он играет, например, собирает пирамидку, рассматривает кубики. Даже если он не обращает визуально на вас внимание, ваши слова он непроизвольно впитывает как губка.

Уход за ребенком в 1 год

С каждым днем малыш становится все более самостоятельным. Он уже пьет сам из чашки, старается есть ложкой, пусть даже не всегда у него это аккуратно получается. Роль родителей в уходе за ребенком сводится к тому, чтобы научить его навыкам самообслуживания, следить за его режимом, питанием, гигиеной, здоровьем.

Ребенок, скорее всего, еще не всегда сам просится на горшок. Чтобы ускорить этот процесс, необходимо его высаживать на этот гигиенический «трон» после еды и каждые час-полтора. Постепенно у него выработается привычка, и если вы забудете его туда посадить, он сам вас об этом попросит.

Необходимо следить за его прической, чтобы челка не лезла в глаза. Своевременно подстригать волосы и отрастающие ногти. Дети обычно не очень любят эту процедуру, поэтому ее можно совместить с игрой.

Комнату, где играет и спит малыш, необходимо часто проветривать и проводить влажную уборку. Следить, чтобы не было сквозняков, а в игровом уголке был постелен на полу ковер. Пластмассовые игрушки периодически необходимо мыть с мылом. Чтобы постепенно приучить ребенка к порядку, после игры все игрушки необходимо сложить в ящик или расставить на полке. Вначале это нужно делать вместе с малышом, затем он сможет справиться самостоятельно.

Питание ребенка в 1 год

Первые полгода после своего рождения малыш питался исключительно грудным молоком или молочными смесями. Затем в его рацион постепенно начали вводить овощные пюре, молочные кашки, паровые котлетки, печенье и прочую «взрослую» пищу. У него появились первые зубы, он научился жевать. Но это не значит, что он готов есть пищу с общего стола.

В 1 год еду для малышей также необходимо готовить отдельно. Подают ее в пюреобразном или мелко нашинкованном виде. В год ребенок должен уже познакомиться с такими продуктами, как куриные или перепелиные яйца, картофель, макароны, овсяные, рисовые, гречневые каши, сырые и отварные овощи и фрукты, рубленое мясо (паровые котлеты, запеченное суфле), хлеб, сливочное масло, молочные супы. В рацион можно ввести измельченную зелень – петрушку, укроп, Еда не жарится, а варится, запекается на пару или доводится до готовности в духовке. Твердые овощи и фрукты ребенку подают в протертом виде (яблоки, груши). Бананы, мягкие груши, можно нарезать мелкими кусочками, очистив от кожуры. Вишни, сливы, черешню рекомендуется давать в отварном виде, в виде пюре и компотов.

Желудок годовалого малыша имеет небольшие размеры, но организму требуется много энергии. Поэтому ребенка необходимо кормить небольшими порциями, но часто. За сутки – пять раз: завтрак после пробуждения, обед, полдник, ужин и молоко или кефир с печеньем на ночь. Примерно через полгода, можно перейти на четырехразовое питание, отказавшись от кормления перед сном. Если у ребенка плохой аппетит, пробудить его поможет яркая посуда, салфетки или красиво оформленная еда в тарелке.

Режим дня ребенка в 1 год

Годик – это такой возраст, когда можно начать вырабатывать с ребенком домашние ритуалы и традиции, которые приучат его к режиму. Они дадут ему чувство постоянства, будут успокаивать и настраивать на определенные действия. Например, он будет нормально воспринимать, что после ночного сна нужно почистить зубки, сделать зарядку. Повторять их нужно в одно время на протяжении длительного периода. Например, в кроватке, перед сном, прочитать книжку или поцеловать на ночь.

Если малыш не любит спать днем, после пробуждения ему обязательно нужно сделать что-то приятное — покормить вкусным полдником, дать сладость, поиграть с ним, разрешить немного пошалить. Зная, что после сна его ждет что-то интересное, он быстрее будет укладываться в кроватку и засыпать.

Не стоит устанавливать режим, как в пионерском лагере и расписывать день малыша по минутам. Смотрите на его настроение, самочувствие, иногда можно отойти от запланированного графика. Режим обязательно нужно корректировать по мере взросления малыша. Вводить дополнительные моменты и убирать те, которые потеряли актуальность. Например, увеличить время прогулки, игр, уменьшить продолжительность дневного сна и т.п. Главное соблюдать последовательность – сон, бодрствование, игра, еда и сохранять промежутки между кормлениями – примерно 3-4 часа. Подчиняясь режиму дня, ребенку будет хватать времени и на отдых, и на бодрствование. Он будет меньше утомляться, и капризничать.

Занятия с ребенком в 1 год

В этот период ребенок очень любит совершать совместные действия со взрослыми, пытается им помогать и повторяет движения – подметает, пылесосит, перемешивает еду. Он знакомится с окружающей обстановкой. Ему интересно, как включается свет, звонит телефон, играет музыка. Он может по несколько раз совершать одни и те же действия. Например, щелкать выключателем, наблюдая за лампочкой, или нажимать на кнопки пульта от телевизора. Он анализирует и пытается разобраться, как это работает. Не отказывайте ему в этом удовольствие.

Во время совместных действий, разговаривайте с ним, например, когда одеваете малыша. Попросите вытянуть ручку, поднять ножку, нагнуть голову. Он охотно поможет одеть себя. В этом возрасте можно приучать ребенка к опрятности – подставлять носик или ротик под салфетку или носовой платок. Протянуть ручки, чтобы их вымыть.

В это время малыш легко обучаем. Поэтому знакомьте его с миром, объясняя и рассказывая доступным языком, как это действует, почему происходит, как себя вести в разных ситуациях. Можно рассматривать дождик через окно, смотреть на движущиеся машины, идущих людей. Не беспокойтесь, даже если малыш еще не говорит, он многое понимает и запоминает названия предметов. Уже в этом возрасте можно познакомить малыша с возможными опасностями – показать, что иголка колется, это больно, а вода бывает очень горячей, поэтому можно обжечься.

Игры и игрушки для детей в 1 год

Даже если у ребенка есть много игрушек – куклы, зайчики, мишки, клоуны, детская посуда, играть с ними он еще не умеет. Он воспринимает их просто как предметы. Поэтому ему нужно показать, как кормить куклу, как ее качать и баюкать, чтобы уложить спать. Его можно попросить пожалеть и погладить плюшевого котенка или зайчика, потому что ему больно, у него болит лапка. Так развивается способность к состраданию.

Чтобы развивать логическое мышление, к году можно приобрести такие игрушки, как пирамидка, кубики, шарики разных размеров и цветов. Малыш любит с ними играть, пытаясь с сосредоточенным видом нанизать колечки на штырек пирамидки или просунуть круглый шарик в квадратное отверстие. И совсем необязательно, что он с первого раза будет все делать верно. Скорее наоборот. Мягко подтолкните его в правильном направлении, объяснив, как и почему нужно действовать именно так.

Чтобы развивать у малыша мелкую моторику пальчиков, можно начать играть с ним в самые простые игры-потешки – например, «Сороку-ворону». Загибать и массировать каждый пальчик, приговаривая, что сорока должна сделать. Можно в его ручки положить кусок мягкого пластилина, и показать, как можно его помять в кулачке или отщипывать по кусочку пальчиками. Можно насыпать в коробку крупу – манку, пшено и позволить малышу поиграть. Пусть он собирает ее в кулачки или пропускает сквозь пальцы. Не стоит его ругать, если крупа просыплется на пол, ее за пару минут можно собрать пылесосом.

Медицинское наблюдение в 1 год

С самого рождения малыш находится под наблюдением врачей. В основном это участковый педиатр и медсестра, которые следили за его физическим развитием – ростом, весом, делали прививки. Сейчас малыш подрос, ему уже не требуется ежемесячное наблюдение, достаточно будет одного визита в два месяца.

Чтобы не пропустить возможные отклонения в состоянии здоровья, ему рекомендуется сделать УЗИ тазобедренных суставов, брюшной полости, головного мозга и пройти отдельных врачей-специалистов. В годик его обязательно следует показать хирургу-ортопеду, окулисту, невропатологу, отоларингологу. Желательно сделать прививки от краснухи, кори, паротита, сдать общий анализ мочи и крови.

Если ваш ребенок к году еще не говорит, не стоит расстраиваться и принимать этот факт близко к сердцу. Он обязательно заговорит, только чуть позже. Все дети разные и ожидать от них абсолютно одинаковых результатов не следует. Многое зависит от темперамента ребенка, его индивидуальных особенностей и прочих факторов. Поэтому, если сосед по песочнице Вася говорит чуть ли не стихами, а ваш Андрюша или Танечка знает только два слова, не беда. Это никак не отражает умственные способности, и не влияет на будущие отметки в школе.

Не накручивайте себя и не требуйте от ребенка невозможного. Запаситесь терпением и продолжайте его воспитывать и развивать дальше. И помните, что в годик ваш несмышленый непоседа подвержен повышенному риску. Поэтому не оставляйте его ни на минуту одного. Необходимо поднять наверх хрупкие вазочки и статуэтки, чтобы малыш не разбил их и не поранился, спрятать мелкие и острые предметы, лекарственные препараты, а электрические розетки закрыть заглушками.

Время летит незаметно… Ваш малыш появился на свет совсем недавно, таким маленьким и беспомощным. А теперь его не узнать — он кардинально изменился, теперь это уже не беспомощный постоянно плачущий комочек, полностью и во всем зависящий от взрослых, а самостоятельная личность, которая имеет свои желания, привычки, показывает свою индивидуальность, свой характер.

Развитие ребенка в 1 год

Большинство годовалых детей могут ходить, держась за опору, или самостоятельно. Но не смотря на это они все еще могут продолжать активно ползать на четвереньках. Ребенок в 1 год может без труда самостоятельно сесть, присесть, встать. В этом возрасте его подвижность и любознательность возрастает — он легко взбирается на возвышенности (диван, ступеньки), ходит по комнатам, открывает шкафы, роется в них, с огромным удовольствием разглядывая их содержимое. Ему очень нравится пританцовывать или раскачиваться из стороны в сторону под любимую музыку.

Грудничок продолжает осваивать жесты — подражает действиям взрослых, посылает воздушные поцелуи, целует, дует на горячее, машет ручкой пока, кивает «нет» или «да».

С каждым днем карапуз становится все более самостоятельным. Он пытается кушать ложкой и пить из кружки, правда не всегда это получается у него аккуратно.

Он научился бросать предметы и теперь делает это при каждом удобном случае. Умеет чашкой зачерпывать воду в ванной, снимает/надевает бусы через голову, чиркает карандашами. Выполняет простые просьбы — «принеси», «возьми», «дай», «закрой», «открой», «отнеси». Подчиняется словам «можно», «нельзя».

Карапуз уверенно берет предметы, дает их взрослым. Одной рукой может взять два небольших предмета, а двумя — горсть. Из нескольких кубиков может построить башенку, надевать на палочку кольца. Ему очень нравится играть с различными коробочками — открывает и закрывает крышку, складывает в них небольшие игрушки и выкладывает обратно.

Ребенок в год хочет узнавать новые звуки — стучит ложкой по стульчику, стакану, тарелке. Он может экспериментировать со своим голосом — вскрикивает, бормочет, поет. Карапуз радуется любимым игрушкам, веселым играм со взрослыми, приходу близкого человека. Он может смотреть вопросительно на взрослого при затруднении, в незнакомой ситуации. Узнает на фотографии близкого человека, улыбается и показывает пальчиком. Пугается общества незнакомых людей.

К году у ребенка должно прорезаться около 8 зубов — снизу и сверху по 4 центральных резца. У некоторых малышей могут начать прорезаться моляры.

У многих детей на этом этапе развития изменяется поведение, чаще не в лучшую сторону. Они испытывают кризис первого года жизни, который проявляется непослушанием, упрямством, капризами. Ребенок становится эмоционально возбудимым — плачет и кричит по любому поводу. В этому случае стоит набраться большого терпения и ждать, когда этот период пройдет. Шлепать, кричать и ругаться бесполезно. Необходимо успокоить малыша, прижав к себе, покачать, отвлечь книжкой или какой-нибудь игрушкой.

В этом возрасте уже можно начинать приучать малыша к горшку. Знакомство с горшком необходимо проводить после еды, сна, перед прогулкой, каждый час-полтора. Вскоре у него выработается привычка и он сам сообщит, удобным ему способом, что ему нужно в туалет, - кривляньем, словом, определенным звуком или жестом.

Рост и вес малыша в 1 год

Рост и вес годовалых детей в среднем составляют:


Речевое развитие

Большинство детей в этом возрасте могут говорить несколько простых слов - «мама», «папа», «баба», «ням», «би-би», «ав-ав», «ня», «дай», «неть», «дя». При этом пассивный словарный запас их велик. Малыш знает названия почти всех предметов и игрушек, которые присутствуют ежедневно в его окружении. Сказать их названия он пока еще не может, но может принести/показать тот или иной предмет.

Чтобы развитие речи ребенка шло полным ходом, с ним нужно регулярно играть в пальчиковые игры, читать книги, рассказывать обо всем его окружающем не только дома, но и на прогулках. И вскоре малыш заговорит.

Не стоит расстраиваться, если ребенок в 1 год еще не начал говорить. Он обязательно будет это делать, только немного позже. Все дети развиваются индивидуально и ожидать одинаковых результатов от них не стоит. Многое зависит от наследственных факторов, темперамента, индивидуальных особенностей.

Режим дня и сон

Обычно режим дня многих годовалых карапузов изменяется. Теперь они спят один раз днем по 2-2,5 часа, примерно с 14:00 до 16:30. В связи с этим соблюдать 5-ти разовый режим питания уже просто не получится. Теперь ребенок будет кушать 4 раза в день: 09:00 — завтрак, 13:00 — обед, 17:00 — полдник, 20:00 — ужин.

Если режим дня ребенка не подвергался изменениям (он спит по-прежнему 2 раза днем), то режим питания остается прежними — 5-ти разовым.

Питание

Ребенок в 1 год продолжает есть пищу в пюреобразном и мелконашинкованном виде. Он уже должен быть знаком с такими продуктами, как яйца, макароны, каши (овсяная, гречневая, рисовая, пшенная, кукурузная), нежирные сорта мяса, рыбы, овощи (кабачок, картофель, морковь, тыква, цветная капуста, брокколи, огурец, помидор), фрукты (яблоко, груша, банан, персик, слива, абрикос), хлеб, сухарики, печенье, сливочное/растительное масло, молочные и кисломолочные продукты (творог, сметана, йогурт, детские кефир и молоко), зелень (укроп, петрушка). Различные ягоды (вишня, смородина, малина, клубника) даются в отваренном виде (компот, кисель).

Вся еда по-прежнему готовится в отваренном, тушенном виде либо на пару.

Меню ребенка в 1 год

  • 09:00 - молочная каша, яйцо, хлеб, сок (грудное молоко),
  • 13:00 — суп, овощной салат (протертый огурец с помидором, заправленный сметаной), хлеб, чай,
  • 17:00 — творог, фруктовое пюре, печенье, сок,
  • 20:00 — картофельное пюре, мясная или рыбная котлета, чай,
  • 22:00 — грудное молоко или кефир.
Просмотров: 21916 .

При рождении первого малыша родители нередко задаются вопросом: что должны уметь дети в 1 год? Папа с мамой познают нечто новое в воспитании сына или дочери, а также принимают участие в формировании маленькой личности, поэтому первый год жизни малыша очень важен для семьи.

Когда исполняется ребенку годик , он становится самостоятельным и понимающим человеком. Он стремится узнать много нового, всем интересуется, и в этот период очень важно знать, каким должно быть его развитие.

Первый год – это время, когда ребенок может и отставать в развитии, поэтому данный период – самое время для того, чтобы изменить ситуацию и начать развивать малыша.

Развитие ребенка 1 год

В годовалом возрасте можно определить психологическое развитие ребенка: его стремительное исследование всего, что есть вокруг, а также первые психологические кризисы, которые есть почти у каждого малыша.

Малыш в год начинает понимать, что он отделен от мамы, и благодаря этому начинается открытие внутри себя своего собственного «я»; кроме этого, психологически он осознает практически все, притом, что физически недостаточно развит.

Новые занятия не всегда доставляют малышу большую радость и приводят к психологическим сбоям (раздражению, капризам, истерикам и т.п.). Детские психологи считают, что это нормальная реакция годовалого ребенка, его просто нужно успокоить добрыми словами, проявив родительскую любовь и заботу.

В первый год жизни у ребенка появляется около двенадцати зубов (по четыре резца снизу и сверху и четыре коренных зубика). Однако не стоит переживать, если у вашего малыша нет стольких зубов, они могут появиться и на три месяца позже.

Многие родители часто волнуются, если у малыша плоские пяточки. В таком возрасте нельзя утверждать, что это плоскостопие. Такая форма стопы объясняется тем, что под кожей образовалась так называемая жировая подушечка, которая исчезнет, как только ребенок начнет постоянно ходить.

Рост ребенка

В первый год жизни ребенка вес и рост малыша увеличивается неравномерно (в месяц на 1-1.2 см и 100-300 г.). Пропорции тела изменяются постепенно: удлиняются ножки и ручки, животик становится более плоским. Считается нормой, что один малыш весит много, а другой меньше, важнее, чтобы развитие ребенка было стабильным.

Нормы роста и веса годовалого ребенка:

  • мальчик - от 8,9 кг до 11,6 кг;
  • девочка - от 8,5 кг до 10,8 кг;
  • рост обоих полов - от 71,4 см до 79,7 см.

Двигательное развитие ребенка

Малыш в годик свободно чувствует себя в доме или на улице: он может легко забираться на лестницу; брызгается и купается в детской ванночке, плавает, опускает под воду голову; танцует; подражает в каких-либо движениях взрослым. Любимой позой ребенка принято считать наклон вниз с упором головы в пол, когда он смотрит на окружающих и ожидает от них реакции.

Речь малыша

Когда исполняется малышу 1 год, можно сказать, он уже умеет разговаривать. Его речь – это , как правило, десять самых простых слов («дай», «на», «ма», «мама» и т.п.), иногда не совсем четких и сопровождающихся эмоциями. Если у ребенка не получается выразить словами, что ему нужно, он показывает на какой-либо предмет или плачет; способен общаться сам с собой (например, в игре).

В 1 год ребенок способен отличить "можно" и "нельзя", он хорошо понимает, когда его ругают и хвалят. Все слова, которые он слышит от окружающих, он осознает на интуитивном уровне; может подражать звукам и говорить слова с интонацией.

Сон ребенка в 1 год

Продолжительность сна играет огромную роль в развитии малыша. Важно придерживаться режима дневного сна, иначе ребенок будет трудно засыпать и просыпаться по ночам. В год ребенок должен спать: ночью не менее 8-ми часов, днем – дважды по 1.5 часа или один раз 3 – 3.5 часа.

Навыки в быту

В быту малыш приспосабливается постепенно и к году жизни имеет следующие навыки:

Общение с окружающими

Дети в годовалом возрасте неохотно контактируют с малознакомыми людьми, ведь они в полной мере неготовы принимать неизвестность социума. Они могут плакать или не играть с другими детьми. В год у малыша начинает развиваться чувство собственности , он знает свою территорию и может общаться только с близкими людьми, не хочет делить свои игрушки и тревожится, если теряет внимание родителей.

Познавательное развитие

Проследить, как ребенок познает окружающий мир и интересуется незнакомыми предметами и явлениями, можно при помощи нескольких игрушек . В год малыш хорошо мыслит и проявить свой ум может в сборе пирамидки как самостоятельно, так и повторяя за взрослыми.

Если малышу показывать различные действия с предметами или игрушками, он будет запоминать и станет повторять. К примеру, он ставить один кубик на другой, закрывать и открывать крышечки, причесывать куклу или укладывать ее спать.

Капризы и упрямство

Развитие психоэмоционального уровня может быть совершенно разным. Особенно это заметно в отношениях с разными людьми. Прослеживается следующая тенденция : чем меньше малыш знает человека, тем лучше его поведение. С мамой, которая много времени проводит с ним, он может капризничать, топать ногами и т.д. – психологи объясняют такое поведение желанием проверить, любит ли его мама и таким.

Как только он понимает, что его принимают капризным, он быстро успокаивается и ведет себя нормально, если же он видит, что родители его капризы отталкивают, может вести себя подобным образом и всю дальнейшую жизнь.

В год ребенок начинает выражать свою самостоятельность и может проявлять настойчивость , если же ему не удается получить желаемое, способен закатить истерику. В этом случае необходимо помочь справиться ему с негативными эмоциями и ни в коем случае не накалять обстановку.

Кризис первого года

Первый год воспитания ребенка очень ответственный и требует особенного внимания , которое необходимо для развития психики ребенка.

Если ребенок упрямо стучит по столу или в истерике катается по полу, необходимо сдерживать собственные эмоции и попытаться понять его чувства, и спокойно объяснить ему, как правильно себя вести. Важно как можно часто давать ему побыть самостоятельным, пусть сам выберет игрушку в магазине или одежду, которую хочет надеть на прогулку, ему важно чувствовать, что его мнение не последнее.

Приметы кризиса первого года:

Что должен знать ребенок в год?

В большинстве случаев, то, что умеет малыш в год своей жизни, зависит не только от его способностей, но и от усилий родителей. Кроха многого не знает и единственные помощники в этом – это мама и папа.

Хорошо развитый ребенок в год начинает продумывать наперед, что нужно сделать, чтобы получить то, что ему нужно. В основном это желание достать какой-нибудь предмет , который высоко лежит. Малыш будет пытаться подвинуть стул, залезть на него и т.п. Важно поспособствовать ему в этом, например, поставить скамеечку, чтобы он мог достать со стола пульт от телевизора и попытаться включить его.

Необходимо следить за развитием зрения малыша. В год ребенок должен пытаться различать цвета. Для этого специалисты используют метод цветовой стимуляции (разноцветные картинки, игрушки или одежду разных цветов). Интерес к такой игре проявляется и ребенок на подсознательном уровне начинает учить цвета. Также можно использовать игрушки разных размеров, например «матрешки» или коробочки; ребенок заострит внимание и на этом.

Немаловажной составляющей в развитии годовалого малыша является тяга к искусству. Ребенок должен уметь рисовать самые простые образы, поэтому стоит уделить несколько минут рисованию цветными карандашами.

Существует несколько способов , при помощи которых родители могут учить малыша новым действиям и ускорить его развитие при необходимости.

Возьмите разноцветные тесемки и привяжите их к двум самым любимым игрушкам малыша. Положите игрушки на небольшом расстоянии от ребенка, чтобы он мог их достать, дернув за длинную ленточку. Попросите у малыша дать вам сначала одну игрушку, потом другую.

Чтобы привить желание ходить, дайте возможность походить ему по разной поверхности (например, по ковру или по травке).

Приучая к самостоятельности, не доставайте из пакета все продукты, которые принесли из магазина. Попросите малыша помочь вам, пусть малыш разложит оставшиеся покупки в холодильник сам. Расскажите ему про холодные предметы, дайте потрогать.

Чтобы научить малыша наливать самостоятельно жидкость , дайте ему столовую ложку, миску и чашку. Покажите ему, каким образом нужно погружать ложку в миску и переносить воду в чашку. Чтобы увеличить интерес ребенка к такому занятию, можно положить в миску с водой 5-6 ягод. Несколько таких уроков помогут получить навык самостоятельного кормления.

Прививая интерес к творчеству или рисованию, предлагается следующее занимательное занятие: на гладкой поверхности рассыпьте тонким слоем муку, пальцем поводите по муке, показывая малышу, что можно делать кружочки, палочки и квадратики.

Чтобы развить речь ребенка , можно разговаривать с ним во время игры. Например, разложить на полу парные вещи (носочки, варежки, туфли) и учить его говорить слово «два». Складывать их и раскладывать, надевать на ручки и ножки и приговаривать «два»; можно предложить ребенку помочь вам, он заинтересуется игрой и станет подражать. Для развития речи также хорош способ неожиданности: резкое появление новой игрушки и ее название (к примеру: «А вот и слоник!» обогатит опыт малыша и когда он увидит похожий предмет, попробует повторить сказанное ему ранее.

Махать «пока» или при встрече здороваться за руку, можно научить при помощи жестов. Таким же способом можно научить показывать малыша, сколько ему годиков.

Многие родители не готовы и не знают, как правильно вести себя с маленьким и капризным ребенком, который то и дело плачет и ничего не понимает. Несмотря на то, что ребенку 1 год, у него уже начинает формироваться характер , поэтому важно знать основные правила, которые помогут молодым родителям привить хорошие качества в первые годы жизни малыша и тем самым повлиять на его нормальное развитие: