Ребенок 4 лет все время ноет. Криком делу не поможешь

Вербальный интеллект, которым обладают оральные дети, - особый, он разительно отличается по своей сути от общепринятого в обществе понятия о мышлении. «Сначала думай, потом говори» - залог здорового мышления, по мнению школьных психологов и учебной программы, основой которой, как правило, является традиционный подход. Но в случае с оральником это происходит иначе.

Школьное образование может восприниматься как неотвратимая повинность для ребенка и его родителей, а может стать счастливым временем получения необходимых умений для реализации в жизни. Все зависит от грамотного подхода к ребенку.

Дети , как правило, охотно идут в детский сад и в школу. Секрет в том, что эти разговорчивые малыши хотят быть услышанными и стремятся к другим детям, находя в них свою аудиторию. О воспитании оральных детей вы можете почитать . В этой же статье мы поговорим об обучении детей с оральным вектором в школе.

Обучение в школе - важный этап, задающий направление развитию детского интеллекта, который в дальнейшем обеспечит человеку высокий уровень реализации в социуме.

Развивать интеллект - непростая задача. И для начала родителю необходимо выяснить тип интеллекта своего ребенка. Вербальный интеллект, которым обладают оральные дети, - особый, он разительно отличается по своей сути от принятого в обществе понятия о мышлении. «Сначала думай, потом говори» - залог здорового мышления, по мнению школьных психологов и учебной программы, основой которой, как правило, является традиционный подход. Но в случае с оральником это происходит иначе.

Вербальный интеллект отличается тем, что сначала такой человек говорит, а потом уже понимает, что сказал. Вербальный интеллект дан оральнику для выполнения своей видовой роли. Так как задача его - оповещать стаю об опасности, то и делать он это должен сразу же, не замедляя выполнение обдумыванием. Тут возникает естественный вопрос: а что же тогда проговаривает оральный ребенок, пока учится? Он проговаривает то, что привлечет внимание родителей, его окружения в целом, так как хочет только одного: чтобы его слушали. Опираясь на это, и следует построить его обучение в школе.

Маленький говорун

«Ребенок постоянно разговаривает. Просьбы и грубые окрики родителей наконец замолчать не помогают», - обычные нарекания по поводу орального малыша. Он изводит своими разговорами родных и всех тех, кто оказывается в пределах досягаемости, и чем больше они его обрывают и не слушают, тем меньше развивается его речь. Поскольку оральный ребенок испытывает потребность в говорении, то делать это он, как правило, начинает рано, а сама его речь на первых порах отличается быстротой, невнятностью, несвязностью, шепелявостью, при разговоре он даже может брызгать слюной, торопясь проговорить как можно больше. Для развития способностей к говорению у орального ребенка, который в потенциале может стать гениальным оратором, нужно приложить немало усилий.


Прежде всего всех родителей хочется предупредить: говорить он будет постоянно. Можно выбросить радио и телевизор - фоновый шум в доме будет столько времени, сколько там будет находиться ваш оральный малыш, и ничего больше вам не понадобится. Задача родителя тут не в том, чтобы заставить ребенка замолчать и думать «про себя», в его случае это невозможно, а в том, чтобы производимый им «шум» был осмысленной и грамотной речью.

Обучая ребенка чтению и счету, приучите его проговаривать новую информацию. Он не будет молча соображать, что там написано. Ему нужно это произнести, попробовать слово «на вкус». Пусть ребенок повторяет вслух все, что вы будете с ним проходить, как бы утомительно это ни было для вас. В этом плане отечественная индустрия детских учебников позаботилась о родителях: в продаже существуют говорящие книги. Они полезны для детей, но особенно важны для оральных детей. Потому что повторять произношение букв, слов, цифр, издаваемых книгой или компьютерной программой, для него не только познавательно, но и полезно. Он, повторяя на разный лад одни и те же буквы, узнает их лучше и лучше. Сам родитель может при этом на некоторое время отлучиться, функцию слушателя возьмет на себя компьютер (особенно если там настроен контроль произношения).

Конечно, такому малышу важно читать вслух и, конечно, иметь при этом слушателя. Передвигаясь с ребенком вне дома, попросите его описывать все увиденное вокруг. Если зрительный ребенок может это делать непроизвольно и выборочно, то оральному ребенку нужно указать несколько акцентов: говорение должно быть полноописательным, он не должен ничего упускать, если он отвлекается на собственные рассуждения или вопросы, то только касательно увиденного.

По ходу речи его нужно поправлять и уточнять услышанное, чтобы он говорил верно и чисто. Приучите ребенка к тому, что рассказывание небылиц и выдумок неуместно, и вас интересует только реальное положение вещей. Направляйте его в выборе тем для разговора и слушайте его, это важно. Убежденность в том, что его слушают, дает оральному ребенку базовое чувство безопасности, что позитивно влияет на его развитие.

При поступлении в первый класс родителям нужно быть готовым к тому, что ребенок тут же подружится со всем классом, будет шутить и балагурить, наслаждаясь всеобщим интересом. Часто учителя жалуются на таких детей, потому что оральник легко перебивает, «переговаривает» учительницу, привлекая внимание всего класса и не реагируя на замечания. Поэтому важно переключить его свойства в конструктивное русло.

С первого класса его желательно подключить ко всем детским общественным мероприятиям: спектаклям, выступлениям и т. п., а также к факультативам по чтению и развитию навыков публичного выступления. Дайте своему ребенку выговариваться там, где это уместно.

Чтение - это то, что напрямую связано с говорением. От первого и до последнего слова оральный ребенок должен читать с выражением, выдерживая темп, правильно выставляя логические ударения, паузы. Если зрительные и звуковые дети по смыслам текста делают это сами, то оральному ребенку это нужно привить. Изначально ему свойственно воспроизводить безэмоциональный речевой поток, порой очень плотный. Чем раньше удастся разделить его на интонационно-смысловые узлы, тем лучше и четче будет поставлена его речь. Со временем ребенок привыкнет это использовать.

Когда молчание не золото: слушаем наших детей

Особой спецификой отличается воспроизведение информации оральным ребенком. Домашнее задание должно выполняться дома по тому же принципу проговаривания. Только в книгах не ведающих, что пишут, детских психологов можно найти фразу о том, что болтливость ребенка замедляет его умственное развитие. Сразу скажем, что оральный ребенок легко опровергнет это утверждение, когда начнет вслух рассуждать о том, чего он не понимает в домашнем задании.

В процессе говорения он начинает из услышанного выводить основные мысли, приводящие к правильному ответу. В результате к нему приходят озарения. Он будто задает вопрос самому себе и сам же на него отвечает. Это связано с тем, что оральный человек всегда проговаривает подсознательные смыслы, а сознательно воспринимает их только после озвучивания.


Приучите своего ребенка к тому, что, прочитав условие непонятного задания, неплохо бы проговорить его вслух: озвучить вопрос. В начальных классах это легитимно делать, вслух читая условия задач. В средней школе - уже нет. Для ускорения мышления оральному ребенку полезны задачи на описание ситуации. Проговаривая ее, он глубже понимает и осознает материал. С каждой последующей задачей он нарабатывает для себя нужный багаж первичных понятий, благодаря чему впоследствии уже сможет и не проговаривать вслух полученные задания.

Таким образом, оральный ребенок, готовясь дома к школе, должен это делать разговаривая. Если родители в этот момент дома, то они могут быть убеждены в том, что домашнее задание сделано, поверив собственным ушам. Желательно всегда оставлять двери открытыми при выполнении домашнего задания, чтобы создавалось ощущение того, что у ребенка есть слушатель, для которого он, собственно, это и проговаривает.

Очень важно не запирать такого ребенка дома наедине с домашним заданием. В течение дня у него обязательно должно быть время, которое он должен проводить с друзьями, в компании других детей также помимо школы. Если это не двор, то пусть это будет любой ближайший клуб развития творчества или дискуссионный клуб.

В свободное время с оральным ребенком можно проговаривать школьные дела, но не с точки зрения слухов, сплетен или описаний произошедших событий, а обсуждая пройденные задания, все то новое и интересное, что он усвоил в школе. Такие беседы помогут ему путем вербализации систематизировать полученный материал.

Роль литературы в развитии

Нигде не сверкает звезда орального дара так, как это происходит на уроках литературы. Из всех школьных дисциплин именно эта - ключ к здоровому психическому развитию для такого ребенка. Начиная с 5-го класса, важно сделать акцент на этой дисциплине. Для того чтобы чисто и грамотно говорить, нужно знать язык и правильно его воспринимать.

Декламация стихов - это регулярные выступления перед классом в средней школе. Обсуждения литературных произведений, пересказ, устные сочинения - значительный стимул к развитию орального ребенка. Все это позволяет ему экстравертировать свои свойства в русле хорошей и грамотной базы классической и художественной литературы.

Во многих школах существуют факультативы и отдельные курсы занятий по выразительному чтению и рассказыванию, на которых ребенок овладевает изобразительно-выразительными средствами языка, изучает разные манеры повествования, что самое главное - практикует их. Убедившись в том, что программа этих курсов имеет под собой хорошую литературную базу, орального ребенка можно отдать туда заниматься до последнего школьного звонка. Ведь важно не только то, что он говорит, но и какой познавательный смысл несет его сообщение.


Речевая коммуникация и объединение на идее

Реализация орального вектора - это не просто процесс говорения, а говорение для кого-то, для реальных слушателей. Так или иначе ребенок будет этих слушателей к себе привлекать, а вот какими способами он научится это делать - это уже вопрос, который должен беспокоить родителей. Врать, рассказывать небылицы и сплетни или с упоением озвучивать важные смыслы, дурачиться матерными анекдотами и шутками или вести осмысленную грамотную речь - в случае с оральным человеком возможны все варианты.

Развитый вербальный интеллект - это мощный инструмент для объединения людей. И в развитии умений орального человека это играет ключевую роль. Поэтому сверх того, что за время школьной учебы оральный ребенок научится красиво говорить, он должен всегда объединять своими словами группу людей, перед которой говорит. Причем объединение это возможно на разных уровнях: на самом низком - когда мы телесно расслабляемся, умирая от смеха, или на самом высоком - когда все объединены в один порыв общей идеей. Более высокий уровень - более высокая реализация для человека, а значит, больше радости и удовольствия от жизни.

Для того чтобы было возможно объединять людей на уровне идеи, эту идею надо ощущать самому, а также обладать развитыми ораторскими способностями. Достигнет ли ребенок максимального уровня реализации своих природных возможностей, зависит от его развития до пубертата, которое обеспечивают ему родители и школа. Системное понимание особенностей ребенка дает все необходимые инструменты, чтобы сделать это максимально правильно.

Корректор: Елена Лавецкая

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Многие маленькие дети ноют, хнычут и плачут , чтобы привлечь внимание родителей. Обычно с возрастом это проходит, но до определенного времени это нытье сильно раздражает родителей и они попросту не понимают, как отучить ребенка ныть .

Часто родители идут на уступки ребенку, лишь бы только не слышать его нытья. Родители знают, что поступают неправильно, но они попросту не могут терпеть, когда ребенок ноет или не выносят детского плача. Однако после уступки, они неизменно читают ребенку маленькую нотацию о том, как им надоело слушать нытье, плач или хныканье . Эта лекция, как правило, полностью игнорируется ребенком и, к сожалению, не меняет его поведение.

Лучшим способом поведения родителей, когда ребенок ноет , будет полное игнорирование.

Если родителю трудно это выносить, когда ребенок постоянно ноет или когда ребенок хнычет , то ему нужно удалиться в такое место, куда ребенок за ним не может последовать. Если вы находитесь дома, то можно запереться в ванной до тех пор, пока ребенок не прекратит нытье.

Очень эффективным способом в обращении с хнычущим ребенком может быть «шоковая терапия». Вместо того, чтобы требовать прекратить нытье и хныканье, можно попросить ребенка ныть каждый раз, когда он начинает что-нибудь говорить. Одна из мам, использовавших этот прием в общении со своим сыном-нытиком, напоминала ему, что настолько привыкла к нытью, что если сын не ноет, она начинает по нему скучать. После этого нытье полностью прекратилось, а мама никогда больше не упоминала о нем.

Иногда достаточно бывает не вмешиваться, ничего не говорить, не ругать, и просто не уделять поведению ноющего ребенка внимания. В этом случае ребенок часто сам решает свои проблемы. Например, одна мама рассказала мне, что ее дочь любила ныть о том, что ей скучно. Мама полностью игнорировала поведение дочери и, в конце концов, та объявила, что пойдет слушать диски в своей комнате.

Психолог на консультации может предлагать родителям разные варианты реакции на нежелательное поведение детей, иногда какая-то рекомендация может и не сработать. В таком случае консультант в следующий раз предложит другой вариант. Но бывает и так, что, поняв общий подход к проблеме, родители и сами придумывают новые приемы, которые оказываются эффективными.

Капризы ребенка способны испортить настроение всей семье. Вы запланировали интересную прогулку, а сын или дочь, вместо того чтобы радоваться, докучают вам нытьем? Постарайтесь и не ругайтесь. Для того чтобы понять, как отучить ребенка ныть, необходимо установить причины подобного поведения.

Плохое поведение - требование внимания

Скорей всего, вы будете удивлены, но в плохом поведении ребенка в большинстве случаев виновны его родители. Своими капризами и нытьем дети обычно стремятся привлечь внимание. Даже если это будет не самая позитивная реакция, малышу польстит сам факт интереса к его персоне. Ребенок постоянно ноет и капризничает без причины, и вам кажется, что он «сам не знает, чего хочет»? Скорей всего, причина такого поведения кроется именно в недостатке внимания родителей. Мы, взрослые, часто чрезмерно поглощены собственными заботами и проблемами. Постарайтесь оценить, как много времени вы уделяете своему ребенку. Речь идет о тех моментах, когда родители полностью сосредотачиваются на общении с малышом. Быть может, вам стоит пересмотреть часть своих взглядов на воспитание ребенка, и тогда истерики и нытье останутся в прошлом?

Нытье как проявление усталости

Длительная поездка по магазинам или продолжительное пребывание на скучном мероприятии - что может быть более изматывающим с точки зрения ребенка? И вот уже совсем скоро ваша шестилетняя дочь ведет себя, как совсем маленькая девочка. Ей одновременно холодно и жарко, хочется попить и поспать. «Но мой же ребенок совсем не нытик, что с ним случилось?» - изумитесь вы. На самом деле все просто - он переутомился. Как отучить ребенка ныть в общественных местах? Желательно не допускать переутомления как такового, это вредно для системы. Если же впереди у вашей семьи насыщенный день, постарайтесь заранее продумать организацию перерывов. Сохранить хорошее настроение ребенку поможет смена видов активности. После долгой прогулки пешком приятно посидеть в кафе, после просмотра спектакля интересно погулять. И, самое главное, в течение этого не забывайте время от времени интересоваться самочувствием ребенка и спрашивать, не нуждается ли он в чем-то.

Малыш постоянно ноет и требует

В некоторых семьях всхлипывания и истерические упрашивания слышны круглосуточно. Ребенок просит сладости, игрушки, а затем с завываниями доказывает, что не хочет и не будет чего-то делать. Что это такое, неужели малыш обладает настолько скверным характером? Если ребенок постоянно ноет, демонстрируя свое желание добиться чего-либо, скорей всего, он верит, что данная тактика ему поможет. Все дети проверяют на прочность своих родителей. Повторяющиеся просьбы, нытье, демонстративное непослушание - это только малая часть арсенала, которым малыши испытывают нервы взрослых. Но если именно истерики и хныканье становятся любимыми инструментами конкретного ребенка, задумайтесь, быть может, он избалован? Если вы хотя бы однажды в аналогичной ситуации исполнили требование малыша, он запомнит такой опыт как положительный. Как отучить ребенка ныть в таком случае? Запаситесь терпением и будьте готовы к тому, что избавление от плохой привычки займет некоторое время.

Как перевоспитать

Никогда не разрешайте «только один раз» то, что обычно является запретным. При таком демократичном воспитании в следующий раз ребенку будет трудно понять, почем его ругают за нечто, разрешенное ранее. Если капризы и нытье поощрялись удовлетворением пожеланий малыша, отучить его от такого поведения будет непросто. Начните с серьезного разговора. Напомните сыну или дочери, что вы всегда готовы услышать и обсудить любые их просьбы и желания, но только при условии, что сказаны они будут спокойным тоном. На успешность этой беседы в значительной мере влияет возраст ребенка. С дошкольниками старше трех-четырех лет договориться совсем несложно. Необходимо только проявить немного терпения и напоминать ребенку о заключенном договоре при необходимости. Как должны вести себя родители, если истерика уже началась? Существуют проверенные способы прекратить плач и требования.

Я не слышу нытья!

Что делать, ребенок ноет, канючит и кричит?! Подобное поведение может сильно расстроить или даже разозлить родителей. Сохраняйте спокойствие хотя бы внешне. Подойдите к малышу и скажите, что вы не будете с ним разговаривать и слушать его, пока он не успокоится. После этого следует сделать вид, что вы и вправду не слышите плача или воплей. Некоторые мамы даже демонстративно надевают наушники или уходят в другую комнату. Будьте готовы к тому, что малыш не замолчит сразу же. Кроме того, подобное поведение мамы может его еще сильней подзадорить или даже обидеть. Но поверьте, уже совсем скоро вы заметите, что истерики стали происходить намного реже. Если после того, как ребенок успокоился, он не подходит первым, уместно будет спросить его, о чем он хотел попросить.

Отвлекаем и развлекаем

Один из лучших способов того, как отучить ребенка ныть по любому поводу - научиться быстро переключать его внимание. Задача мамы - уловить первые плаксивые интонации в голосе малыша и тут же предложить ему какое-то интересное занятие или игру. Этот прием работает практически в любых ситуациях. Даже если малыш начал ныть, достаточно сказать или показать ему что-то необычное и неожиданное. Это настоящее спасение против капризов и истерик на улице или в любом общественном месте. Ребенок захныкал в самый неподходящий момент? Предложите посмотреть на птичку или проезжающий автомобиль, в магазине обратите внимание на украшение витрины. Психология детского возраста такова, что жажда познания и любопытство сохраняется при любом настроении. Прекратить нытье можно, просто сказав что-то неожиданное, что возмутит ребенка. Малыш просит купить новую игрушку, захлебываясь слезами? Спросите, действительно ли он передумал идти гулять сегодня? Большинство детей, услышав столь неожиданный вопрос, теряется. Обычно ребенок начинает доказывать, что мама поняла его неправильно, и он вовсе не это хотел сказать.

Положительные примеры

Ролевые игры нравятся всем дошкольникам. Очень часто малыши в возрасте до 7 лет специально или неосознанно стремятся походить на сказочных персонажей, которые им нравятся. Так почему бы не напомнить разбаловавшемуся ребенку о необходимости стремиться к выбранному идеалу? Любая маленькая девочка мечтает стать принцессой, но разве настоящие принцессы ноют? А отважные рыцари и супергерои, которые так нравятся вашему сыну? Ищите примеры неконфликтных и вежливых персонажей в мультфильмах и книгах. При просмотре и чтении обращайте внимание ребенка на положительные качества героев. Обсуждайте происходящие в волшебной истории ситуации и хвалите главных персонажей за спокойствие и выдержку.

Посмотри на себя!

Отвлечь ребенка от истерики можно, показав ему, как такое поведение выглядит со стороны. Если малыш хныкает уже некоторое время, можно подвести его к зеркалу. Самое главное - сохраняйте спокойный тон голоса и воздержитесь от лишней экспрессии. Раскрасневшиеся щеки, заплаканное отекшее лицо, узкие глазки и взъерошенные волосы - именно так выглядит большинство малышей во время капризов. Спросите у ребенка, нравится ли ему самому такая внешность. Скорей всего, в этот же момент малыш перестанет хныкать. Воспользуйтесь этой паузой и предложите маленькому плаксе пойти умыться и причесаться. Как отучить ребенка ныть по любому поводу и без? При просмотре мультфильмов или чтении сказок обращайте внимание на героев, ведущих себя подобным образом. Напоминайте малышу, что такое поведение недопустимо, и даже книжные герои могли бы вести себя более спокойно и позитивно.

Список запрещенных фраз и приемов

Что уж скрывать, детское нытье и истерики способны вывести из себя кого угодно. Самым простым и логичным действием в подобной ситуации кажется отругать малыша и напомнить ему, что вести себя подобным образом неприлично и недопустимо. Постарайтесь воздержаться от подобных действий. Если вы хотите действительно понять, как отучить ребенка ныть, необходимо проявить выдержку. Ни в коем случае не ругайте малыша, не оскорбляйте его и не ставьте в пример более спокойных сверстников. Подобная тактика не приведет к успеху, но при этом может ранить малыша. Остерегайтесь шаблонных фраз вроде: «хорошие девочки так себя не ведут» или «настоящие мужчины не плачут». Ваша задача - постепенно отучать ребенка от неподобающего поведения, мягко отвлекая его во время истерик и демонстрируя, что ничего добиться путем нытья не получится.

Что делать, если постоянно ноет ребенок в возрасте до трех лет?

Все приведенные выше советы помогут справиться с истерикой у дошкольника, с которым можно договориться. А что делать, если ноет малыш, которому не исполнилось трех лет? Данный возраст ребенка характеризуется значительным желанием общаться в сочетании с неумением выражать свои мысли словами, предложениями. Дети только учатся говорить и желают постоянно быть в центре внимания. Непонимание или игнорирование может сильно огорчить малыша. Как же себя вести с маленьким нытиком правильно? Не стоит бросать все свои дела и сразу же бежать к ребенку, как только он захныкал. Но и игнорировать такие истерики нельзя. Их причина чаще всего кроется в недостатке внимания или естественных физиологических потребностях. Если убедитесь, что его не пора переодевать или он не хочет кушать. Если памперс сухой, а поел малыш совсем недавно, значит, настало самое время поиграть с мамой!

Рассказывает врач-педиатр Татьяна Мангушева .

Почему он так часто болеет?

Ребенок, у которого часто повторяются ОРВИ, сейчас не редкость. Часто – это 6–8 раз в год. Хотя, если малыш только пошел в садик, он может болеть ОРВИ и чаще, это естественный процесс адаптации. Теперь о том, «почему». Есть несколько основных причин:

1. Недолеченность. Многие мамы, отсидев с ребенком на больничном неделю, настаивают: «Выписывайте, доктор. Все у нас нормально: насморка нет, температуры тоже, чуть подкашливает, но пройдет – на это нужно время. А на меня и так уже на работе косо смотрят». К сожалению, большинство родителей невозможно убедить в том, что остаточные явления нельзя пускать на самотек – может развиться осложнение и перейти в хроническое заболевание. Вообще, после ОРВИ нужно еще на 5–7 дней резко ограничить контакты с другими детьми (и со взрослыми, так что никаких гостей, поездок в общественном транспорте, походов по магазинам!), иначе высок риск заболеть снова – иммунная система должна восстановиться.

2. Встреча с вирусами другого вида и бактериальными инфекциями. Вирусов, вызывающих острые респираторные заболевания, насчитывают около двухсот. Переболел раз - получил иммунитет к одному виду, второй раз – к другому. А еще есть и бактерии (стрептококки, стафилококки…), которые тоже могут вызывать респираторные (т. е. относящиеся к органам дыхания) заболевания. Жизни не хватит, чтобы столько болеть! Логичен вопрос: почему одни дети не вылезают из простуд, а другие нет? Многое зависит от того, насколько эффективно работает иммунная система ребенка.

3. Ослабленный иммунитет. Защитные силы организма – сложная система, на работу которой влияет множество факторов:

● дисбактериоз – состояние, при котором нарушается равновесие микрофлоры кишечника. Интенсивно размножающиеся патогенные микроорганизмы одерживают верх над полезными бактериями, а они-то и способствуют выработке иммуноглобулина А – основного защитника организма от инфекций.

● аллергия – это вялотекущий воспалительный процесс. Защитная система организма борется с ним, и на то, чтобы одолеть еще и новые инфекции, сил не хватает.

● глисты – продукты распада их деятельности (токсины) всасываются в кишечник, и защитной системе опять-таки приходится работать с двойной нагрузкой: и бороться с вирусами, и выводить токсины.

● хронические очаги инфекции – они постоянно присутствуют в организме, например, при тонзиллите, гайморите, кариесе и других заболеваниях.

● заболевания внутренних органов : почек, сердца или, например, нарушение функций поджелудочной железы, которая обеспечивает синтез иммуноглобулинов.

Что делать?

Часто болеющего ребенка, особенно если он болеет не только часто, но и подолгу, нужно обследовать. Для начала педиатр должен назначить:

● общий анализ крови,

● иногда биохимический анализ крови,

● анализ мочи,

● иммунограмму,

● УЗИ органов брюшной полости.

По результатам обследования врач решает, к каким специалистам направить ребенка на консультацию, чтобы найти первопричину частых ОРВИ.

Прежде всего, как правило, нужно показать ребенка аллергологу. Особенно если после болезни он еще долго подкашливает. Это может быть синдромом так называемого обструктивного бронхита (при котором бронхи забивает неотходящая мокрота), что по сути является предастматическим состоянием. Кроме того, аллерголог назначает исследования кала на дисбактериоз, на яйцеглист, а также кожные пробы или специальный анализ крови с целью выявления аллергенов.

Если у ребенка обнаруживаются проблемы с почками, его направляют к нефрологу, с органами пищеварительной системы – к гастроэнтерологу. И конечно, обязательно к отоларингологу – обычно у 90% часто болеющих детей есть серьезные лор-проблемы, чаще всего это аденоиды.

А вот иммунолог, вопреки распространенному мнению, нужен далеко не каждому ребенку. Потому что патологии иммунной системы, к счастью, у детей встречаются редко.

Но если ОРВИ протекает слишком долго и тяжело, ребенок отстает в развитии от своих ровесников, тщательное иммунологическое обследование необходимо.

Лечить без ошибок

Не стану говорить о лечении ОРВИ – это тема особая. Но остановиться на ошибках нужно обязательно. Во-первых, вирусные инфекции нельзя лечить антибиотиками, на вирусы они не действуют, а вот состояние микрофлоры кишечника ухудшают, к тому же провоцируют аллергические реакции у детей. Однако врачи нередко назначают их для «перестраховки», хотя такие препараты необходимы только тогда, когда налицо симптомы осложнений.

Самая распространенная ошибка родителей – стремление сбить температуру. Не стоит этого делать! Температура – естественная защитная реакция организма: при высокой – вирусы и бактерии перестают размножаться. Сбивать температуру нужно только тогда, когда она поднимается выше 38,5°. Или, если ребенок плохо ее переносит, например, у него начинаются судороги.

Есть растительные средства, укрепляющие иммунную систему на основе эхинацеи, женьшеня и т.д. Их можно принимать для профилактики и укрепления иммунитета, но только когда ребенок здоров и после консультации с врачом.

Плюс профилактика

А вообще, как бы банально это ни звучало, лучшее, что укрепляет организм, – это закаливание. Начинать его нужно летом. Можно проводить водные процедуры или воздушные, индивидуальную схему для ребенка лучше обсудить с педиатром. Хорошая тренировка для иммунитета – баня: с 2,5–3 лет можно водить ребенка в парную или сауну. В начале июня или сентября хорошо свозить ребенка на море, но не менее чем на две недели, чтобы он нормально перенес акклиматизацию.

С осени до начала лета, когда происходит естественное ослабление иммунитета, нужно принимать поливитамины. Помимо витаминно-минеральных комплексов, общеукрепляющим действием обладают дрожжевые препараты, особенно с добавками минералов.

В период эпидемий гриппа и ОРВИ перед выходом из дома желательно смазывать изнутри носик ребенка оксолиновой или интерфероновой мазью, чтобы повысить защиту слизистых (предварительно проконсультируйтесь с врачом). А по возвращении промывать нос йодно-солевым раствором (на стакан воды 1 ч. ложка соли и 5 капель йода). Расставьте по квартире блюдечки со смесью разных орехов: грецкого, фундука, кедровых. Пусть походя ребенок съедает по щепотке – это тоже укрепляет защитные силы.

И, конечно же, не забывайте о вакцинации. Не только против гриппа. Ослабленным детям просто необходимы плановые прививки. Например, корь или краснуха ослабляют иммунитет сильно и надолго: ребенок начинает болеть ОРВИ гораздо чаще. Прививки делают не раньше чем через две недели после полного выздоровления. В день вакцинации обязательно нужно измерить температуру, ребенка должен осмотреть педиатр.

В тему

Анна Никонова, мама 7-летней Иры:

– У нас было два захода в детский сад с перерывом в год, и всякий раз начиналась полоса беспрерывных болезней. Посадила дочь дома, с няней. И что? Три простуды за осень.

Однажды попали к хорошему педиатру, она предложила схему закаливания. Как многие родители, я поначалу отнеслась к этому скептически. Начали с контрастных обливаний ладошек. 2–3 раза в день Ира полминуты держала ручки под текущей из крана горячей водой, убирала, а я тут же поливала ее ладони из кувшина холодной. Потом по утрам стала обтирать ее тело махровым полотенцем, смоченным в воде комнатной температуры, и растирать сухим до легкого покраснения. Позже перешли на контрастный душ. С пяти лет больше не болеем.

Татьяна Гурова, мама 5-летнего Антона:

– Мы победили частые простуды благодаря спорту. Хотя первая попытка была неудачной. В 2,5 года я начала водить сына в бассейн. Не пошло, хотя мы и голову сушили, и не выходили на улицу сразу после занятий, и одевались тепло. Следующей осенью поставила сына на горные лыжи. Я – тренер, занимаюсь с детьми. Нагрузки подбирала ему осторожно, но в общем-то наращивала интенсивно. Зиму проскочили без соплей. Мы даже ее продлили: в мае ездили на детские сборы в Апатиты. Из Москвы улетали в 20 градусов тепла, а там снег, ветер. Все перенес нормально, не чихнул ни разу! Летом много купаемся: на даче река рядом. С утра до вечера сын ходит по саду босиком, а на ночь мою ему ноги холодной водой.

Любую, даже самую идеальную мамочку порой раздражает ее ребенок. Будь то плач, неуемные вопросы или гиперактивность. Но нытье - это особая форма экзекуции мамочек. Когда это монотонное, уже еле игнорируемое хождение по пятам перерастает в хождения по мукам, надо предпринимать какие-то действия. сайт объяснит, почему ребенок "постоянно ноет", и как это остановить.

ПОЧЕМУ ребенок все время ноет

1) Манипуляция

Ваш малыш, вероятно, не может чего-то добиться от вас приемлемыми способами в виде просьб или вопросов. И он использует более совершенную тактику - нытье. Когда мамочка чем-то занята, устала или ей совсем не до ребенка, она часто разрешает и уступает даже то, что в обычное время не допускается. Заметив это, даже маленький кроха запоминает метод нытья как безотказно действующее средство. И затем, малыш проектирует ситуацию на обычную ежедневную жизнь и использует средство для всех своих запросов. Интуитивно.

2) Привлечение внимания

Еще один частый сценарий - когда малыш чувствует себя обделенным вниманием. Для маленьких человечков родители - вся их жизнь, их связь с миром. Поэтому оставаясь одни, они чувствуют себя гораздо более сложно, чем просто одинокими. Поэтому нередко малыши готовы даже на негативную реакцию, лишь бы мама обратила на них внимание. Пусть это будет даже резкое "Отстань!".

3) Защитная реакция

Ребенок может постоянно ныть, говорить плаксивым голосом в том случае, когда чувствует себя неуверенно. Он не знает, чего ждать от родителей, не понимает закономерности и выдает симптомы: нытье и плач. Такие обстоятельства складываются из-за невыполнения родителями своих обещаний.

4) Желание оставаться маленьким

Также, по предположениям психологов, нытье может служить, своего рода, трансформацией младенческого плача - сигнала о потребностях ребенка. Кроме того, возможно, ребенок не может привыкнуть к изменившемуся отношению родителя: "ты уже взрослый", "не веди себя, как маленький". Когда ребенок считался маленьким, ему все прощалось и позволялось. А теперь, когда его призывают к ответственности, он старается казаться младше используя капризы. Такое часто происходит в возрасте 2-3-х лет, когда родитель признает сознание в ребенке и пробует воспитывать его самостоятельности. Поэтому, задаваясь вопросом "почему ребенок все время ноет в 3 года?", не удивляйтесь тому, что это происходит по изложенной выше причине.

После того, как вы разобрались почему ваш ребенок постоянно ноет, необходимо понять КАК ЭТО ПРЕКРАТИТЬ:

1) Проследите в каких случаях, и при каких обстоятельствах ваш ребенок используют метод нытья.

2) Общайтесь с вашим малышом. Подробно выясняйте, что его беспокоит, чего он боится и о чем переживает. Говорите спокойным тоном, присядьте с ним на один уровень.

3) Выполняйте свои обещания, будьте последовательны. Старайтесь избежать неопределенности, не давайте вашему ребенку сомневаться в вас или ваших действиях, пусть он всегда будет уверен и спокоен в завтрашнем дне.

4) Объясняйте мотивы, по которым вы не сможете уделить время ребенку в конкретный момент времени. Разъясните важность звонка или дела, которым вы занимаетесь. Затем обязательно уделите время на дела малыша, которые вы отложили.