Программа арт терапии с пожилыми людьми. Причины депрессивного состояния у пожилых

Арт-терапия для пожилых - способ поддержания интереса к жизни, вовлеченности и положительного настроя посредством творчества. Он особенно востребован среди пожилых людей, поскольку после увольнения с работы и выхода на пенсию у человека появляется много свободного времени. Если он находится в растерянности и не знает, чем себя занять, это может привести к депрессивному состоянию: человек начнет испытывать отрицательные эмоции, думать о болезнях, остерегаться неприятностей.

Арт-терапия помогает удержать пожилых людей от депрессии

Недавно в медицине появился новый термин - «пенсионная болезнь». Она развивается у человека, который привык к регулярной трудовой деятельности, а после выхода на пенсию стал испытывать утомление, обострение хронических заболеваний, раздражительность, бессонницу. Отсутствие интересов и увлечений оказывает негативное влияние на психику и здоровье, поэтому пожилым необходимо постоянно выполнять какие-либо творческие задачи.

Разновидности арт-терапии

Арт-терапия делится на два направления:

  • Индивидуальная. В этом случае психолог общается с человеком один на один, после чего определяет проблему и подбирает способы ее преодоления.
  • Групповая. Представляет собой командную работу, что улучшает коммуникативные навыки. В таком возрасте нехватка общения ощущается острее всего. Во время разговоров с единомышленниками пожилые люди испытывают душевный подъем, радость и воодушевление.

Методы арт-терапии

  • Танцы. Повышают настроение, оказывает благоприятное воздействие на физическое состояние пожилого человека: скорость ходьбы увеличивается, улучшается равновесие, тело поддерживается в тонусе, снижается риск падения и получения травм.
  • Фотографирование. Оно позволяет сконцентрировать внимание на прекрасных моментах жизни, что помогает отвлечься от плохих мыслей.
  • Рисование. Отличный способ борьбы со стрессом и нервным напряжением. Происходит тренировка памяти, мелкой моторики. Желательно проводить рисование в лесу, на берегу реки, в парке или любом другом живописном месте в теплую погоду.
  • Пение. Деятельность развивает память, помогает выйти из депрессивного состояния, повышает настроение. Выполняя вокальные упражнения, человек тренирует свой дыхательный аппарат. При регулярных занятиях в хоре степень кортизола и иммуноглобулина-А увеличивается, что положительно сказывается на иммунитете.
  • Музыкотерапия. Она делится на два вида - активная и пассивная. При активной форме терапии пожилые участвуют в музицировании - играют на музыкальных инструментах. При пассивной форме люди прослушивают специальные музыкальные произведения, которые были предварительно отобраны специалистом-музыкотерапевтом.
  • Писательство. Позволяет раскрыть креативные способности, решить проблемы, найти выход из сложной ситуации. Проводится полезная работа с воспоминаниями, поэтическими текстами, сказками. Помимо этого, осуществляется гимнастика для мышц рук, улучшается мозговая деятельность.
  • Резьба по дереву, лепка из пластилина и глины, вязание, вышивка, плетение из бисера и другие виды рукоделия. Упражнения приводят к тому, что интеллектуальные способности сохраняются на высоком уровне, а гибкость и послушность пальцев рук увеличиваются.
  • Посещение спектаклей, выставок, музеев, походы с группой на культурные мероприятия - в театр, после чего группа начинает делиться своими впечатлениями и обсуждать увиденное.
  • Участие в любительских спектаклях.

Танцы улучшают не только психическое, но и физическое состояние

Преимущества арт-терапии

  • раскрытие и развитие творческих способностей, внутреннего потенциала;
  • решение проблемы через творчество (например, рассказы или рисунки) без ее проговаривания и обсуждения;
  • избавление от нервного напряжения;
  • повышение настроения;
  • поддержание мышц в тонусе, развитие дыхательного аппарата;
  • развитие кругозора;
  • совершенствование коммуникативных навыков;
  • избавление от депрессивного состояния;
  • возможности для саморазвития - особенно когда человек занимается тем, что он раньше никогда не делал.

К плюсам арт-терапии относится отсутствие возрастных ограничений. Она основывается на невербальном общении, поэтому доступна для людей, имеющих ограниченные возможности.

Почему творчество является решением многих проблем со здоровьем: в процессе своей жизнедеятельности человек использует малую часть своего мозга, но творческие задания вовлекают в процесс другие области, происходит мобилизация мозга, а это напрямую влияет на состояние центральной нервной системы и работу сердца.

Ученые доказали, что люди, занимающиеся творчеством, живут гораздо дольше и чувствуют себя счастливее тех, кто посвящает свое внимание только привычным, рутинным обязанностям или безделью.

У творческого человека есть ряд особенностей:

  • он отличается любознательностью, повышенным интересом к тому, что происходит в мире, желанием постоянно развиваться, узнавать что-то новое;
  • когда в его жизни возникают проблемы и затруднения, он начинает прикидывать различные выходы и способы решения с разных ракурсов, а не пытается избегать стрессового состояния;
  • такой человек занимается постоянным саморазвитием, самопознанием;
  • он никогда не останавливается на полпути, а всегда доводит начатое до конца.

Сегодня пансионаты и дома престарелых регулярно проводят занятия арт-терапией, поскольку она каждый раз доказывает свою эффективность. В некоторых случаях у пожилых людей открывается второе дыхание: появляется интерес к жизни, пропадает апатия, и изменения затрагивают их даже на физиологическом и физическом уровне.

Арт-терапия против деменции

Деменция - снижение познавательной деятельности, в процессе которого усвоенные ранее навыки и знания начинают утрачиваться, а приобрести новые не представляется возможным. Чаще всего такое состояние наблюдается в старческом возрасте и носит название сенильной деменции (или старческого маразма). Ее причинами могут стать болезнь Альцгеймера, Паркинсона, инсульт, инфаркт, опухоли, черепно-мозговые травмы и др.

Деменция в старческом возрасте начинается медленно и незаметно, но неизбежно прогрессирует, приводя к полному слабоумию. По этой причине необходимо внимательно следить за состоянием больного человека и оказывать посильную помощь при малейших подозрительных признаках (неспособность запомнить информацию, постоянное плохое настроение, сужение круга интересов, апатия, придирчивость, безынициативность).

Рисование помогает правильно оценивать окружающий мир

Арт-терапия является хорошим методом психотерапии для психической коррекции состояния пожилого человека. Творческие задания позволяют выявить проблемы, которые мучают уже долгое время, избавиться от внутренних противоречий, проявить самовыражение.

Во время лепки, рисования, составления рассказов защита, которая наблюдается при привычном вербальном контакте, снижается или исчезает, поэтому человек получает возможность правильно оценить то, как он чувствует и ощущает окружающий его мир.

Если человеку сложно дается выполнение каких-либо заданий, то можно предложить ему раскрашивание. Оно позволяет улучшить концентрацию внимания, справиться со стрессом и тревогой. Раскрашивание позволяет добиться спокойного, расслабленного состояния, которое характерно при занятиях медитацией, когда посторонние мысли и тревожное состояние уходит, и человек полностью сосредотачивается на настоящем.

Таким образом, арт-терапия позволяет пожилым начать вести спокойный, радостный и полноценный образ жизни. Люди начинают чувствовать себя комфортно, справляются со многими внутренними переживаниями, чувствуют удовлетворение.

Многие будут удивлены, но арт терапия для пожилых людей – выполнение упражнений ритмопластики, танцы, пение, игра в настольные игры и/или занятие художественным творчеством (рисование, роспись, лепка, резьба по дереву, вязание, макраме, игра на музыкальных инструментах, решение кроссвордов, написание рассказов и стихов), являются официальной формой лечебной физкультуры и психотерапии.

Данное утверждение не голословно, а доказано многочисленными медицинскими исследованиями. Выход на пенсию, естественное старение организма и затухание всех физиологических процессов отрицательно сказывается на состоянии психики и общем самочувствии.

Появившееся свободное время зачастую нечем занять, поэтому пожилой человек начинает зацикливаться на негативных мыслях, испытывать постоянные негативные эмоции, у него развивается состояние, которое получило термин «пенсионная болезнь». Информация и видео в этой статье расскажут почему пожилому человеку важно подобрать себе занятие по душе и физическим возможностям.

Польза арт терапии в пожилом возрасте

Заниматься арт терапией можно:

  • индивидуально;
  • индивидуально с психологом или педагогом;
  • в паре с партнёром;
  • в группе.

Общение с психологом помогает определить причины депрессивного или негативного состояния, найти способы изменения и пути выхода из сложившейся ситуации. Работа в паре или группе позволяет людям преклонного возраста восстановить и поддерживать коммуникативные навыки на должном уровне.

Внимание! Общение в виртуальных социальных сетях не является полной и адекватной заменой реального общения. Тем не менее отказываться от таких суррогатных контактов не стоит. Если у пожилого человека нет иного пути поддерживать социальную активность, то пусть это будет так, чем вообще никак.


Главное условие, чтобы арт терапия, принесла значимый результат – это подбор такого комплекса методик для самовыражения, который будет не только приносить удовлетворение или удовольствие, но и потребует постоянно расширять кругозор, вспомнить забытые и обучаться новым навыкам, заставляя держать в тонусе мозг и физическое тело.

Понятно, что регулярное выполнение разнообразных физических упражнений в пожилом возрасте полезно, но что можно ожидать от творческих, казалось бы, малоподвижных занятий?

Никакого подвоха нет, абсолютно всё доказано медиками:

  1. Активная работа головного мозга благотворно влияет не только на функционирование центральной нервной системы, но и на сердце.
  2. Поддержание в тонусе мелкой моторики рук положительно воздействует на внутренние органы, оказывает иммуностимулирующий эффект, влияет на чёткое произношение звуков, активизируют работу головного мозга, гармонизируют тело и разум.
  3. Вынужденное общение с людьми в группе по интересам заставляет следить за своим внешним видом, а положительные эмоции от общения в кругу единомышленников реально могут продлить жизнь на несколько лет.
  4. Занятие пением или игра на духовом инструменте – это великолепная альтернатива дыхательной гимнастики для пожилых, которое вдобавок обладает ярко выраженным антидепрессивным воздействием, поможет избавиться от раздражительности и тревоги, а также нормализует работу блуждающего нерва и щитовидной железы.
  5. Эффект от обучения игре на струнном или клавишном музыкальном инструменте в пожилом возрасте сродни лечебной акупунктуре пальцев рук.
  6. Активизация творческих зон коры головного мозга заставляют вырабатывать надпочечники так называемый гормон творчества или дегидроэпиандростерон (ДГЭА), предполагается, что именно он тормозит процессы старения, увеличивая продолжительность жизни.
  7. Когнитивная мозговая нагрузка и поиск решения творческих задач, у 30% стариков, у которых головной мозг поражён болезнью Альцгеймера, полностью блокирует физические и психические проявления этой патологии.

Согласитесь, что последний довод – это один из лучших и мощнейших мотиваторов для пожилых людей, чтобы заставить забыть себя о старческих недугах и начать заниматься арт терапией. Цена занятий несоизмерима с ожидаемым результатом.

Поверьте, а лучше проверьте на практике. Самочувствие станет гораздо лучше, нормализуется сон, гнетущие мысли уйдут сами собой, уступив место спокойным философским размышлениям.


Совет. Пожилым людям не следует стесняться играть в компьютерные игры, особенно в стратегии. Такое времяпровождение, даже ежедневное, исключительно полезно для пенсионеров и стариков. Компьютерные игры улучшают память, тормозят развитие старческой деменции, помогают сохранить способность структурирования времени, повышают социализацию.

Регулярные занятия ритмопластикой – залог качественного долголетия


Что такое ритмопластика?

Ритмопластическая гимнастика для пожилых – это разные виды ходьбы, многозадачные танцевальные и гимнастические движения, в том числе и с предметами, выполняемые под музыку, темпо-ритм и тональность которой подбирается в зависимости от функционального состояния пожилого человека, а также учитывая его тип высшей нервной деятельности, настроение и музыкальные предпочтения. Для групповых занятий ритмопластическими упражнениями с людьми преклонного возраста подбирается музыкальное сопровождение нейтрального характера и в спокойном темпе.

  • для восстановления функций на послебольничном этапе при болезнях суставах или после травм и переломов;
  • для лечения неврозов;
  • для снятия утомления;
  • как одну из форм оздоровительно-поддерживающей физкультуры.

На заметку. Одно из исследований показало, что в контрольной группе из 66 пожилых людей, практикующих ритмическую гимнастику 2 раза в неделю, с 3 по 9 месяц занятий, было зафиксировано 24 случайных падения, а в такой же по количеству группе пенсионеров, которые не тренировались – 54.

Она даёт не только умеренную физическую нагрузку. Многозадачность упражнений, требование выполнять их под музыку, попадая в темп, стимулируют когнитивную мозговую деятельность.

Виды физических занятий, альтернативных ритмической арт терапии


Если пожилому человеку не по душе ритмическая гимнастика, специалисты советуют обратить внимание на такие виды физических тренировок:

  1. Оздоровительные китайские гимнастики для пожилых . Это могут быть комплексы цигун или тай чи. Они идеально подходят для пенсионеров. Во-первых, упражнения выполняются в плавном темпе, требуют ритмичности, согласования с дыханием и подключения воображения. Во-вторых, для обучения, запоминания и собственно выполнения комплекса, требуется постоянная активность высшей нервной деятельности. В-третьих, количество таких комплексов достаточно большое. Закончив с одним, найти следующий, подходящий для пожилого возраста, не составит особого труда.
  2. Динамическая йога для пожилых под музыку . Безусловно лучше заниматься в группе, а для самостоятельных занятий выбрать другой вид физкультуры, например, комплекс гимнастики Бубновского для пенсионеров и скандинавскую ходьбу с палками.
  3. Бальные танцы . Сочетание сложно координированных движений, музыки и общения делают этот вид времяпровождения бесценным дополнением к другим видам арт терапии для пожилых людей.

Советуем обратить внимание на такую, набирающую популярность в нашей стране, подвижную уличную игру для пенсионеров как петанк. Это французское традиционное времяпровождение пожилых уже покорило пенсионеров на всех континентах, и не только пенсионеров. Складывается такое впечатление, что пройдёт совсем немного времени и петанк, как и кёрлинг, станет олимпийским видом спорта.

Нет с кем и чем играть? Это легко поправимо. Сегодня, с помощью интернета можно легко найти себе партнёров, живущих неподалёку, а также купить игровой инвентарь – набор из 6-ти металлических шаров. Кстати, их цена невысока, особенно если покупать в складчину. Правила игры легки, нагрузка при бросании шаров не высока, техника движений поддерживает координацию и глазомер. Играть можно где угодно.

И в заключение хотим отметить, для того, чтобы преодолеть состояние из известной поговорки «Старость – не радость» нужно воспользоваться первой частью другого высказывания – «Старый – что малый». Выйдя на пенсию смело впадайте в детство.

Начинайте заниматься теми видами творчества и физическими упражнениями, которыми занимаются малыши и подростки. Именно такая деятельность поможет продлить жизнь, телу быть бодрым, памяти – крепкой, а мыслям – светлыми.

Вконтакте

Многие думают, что с выходом на пенсию, полноценная жизнь, если не заканчивается совсем, то переходит в свою завершающую стадию, которая называется одним простым словом - старость . В официальной медицине существует даже термин, обозначающий это состояние. Медики называют его пенсионной болезнью . Отчасти, они правы, ведь люди, привыкшие трудиться и заниматься воспитанием детей, становясь полноправными пенсионерами, не только теряют привычный круг общения, но и жизненные ориентиры, что не лучшим образом сказывается на их состоянии.

Человек, живущий в определённом ритме, после выхода на заслуженный отдых, чувствует себя невостребованным и ненужным для общества. У него появляется масса свободного времени, и он не знает, как им правильно распорядиться и чем заполнить эти достаточно продолжительные временные интервалы. Хандра, бессонница, излишняя нервозность и быстрая утомляемость - это верные спутники пожилого человека. Оказавшись один на один со своими страхами и сомнениями, человек просто теряет смысл жизни, постепенно дряхлеет, утрачивает все ранее приобретённые профессиональные навыки, а свою жизнь он называет «бесцельным существованием». Можно ли избавиться от этих ощущений? Безусловно!

Объявляем войну инертности и безделью


Европейские психологи давно используют арт-терапию для решения проблем пенсионеров. В России данная методика является относительно молодым способом лечения и реабилитации пожилых людей. В чём её суть? Кружки и клубы по интересам, в которых люди преклонного возраста занимаются различным творчеством, считаются лучшим лекарство от старости. Занятия, направленные не только на заполнение свободного времени и душевной пустоты, но и на развитие личности, провоцируют у человека и жажду созидания, и желание жить.

Люди, объединённые общими интересами, тесно общаются между собой. Они больше не чувствуют себя одинокими и ненужными, а род деятельности, которой они занимаются, помогают сохранить не только хорошую физическую форму, но и интеллектуальную, что очень важно для профилактики некоторых не очень приятных заболеваний. Благодаря таким объединениям, можно не только развить свои таланты, но и приобрести абсолютно новые знания и умения. К примеру, пребывая в преклонных летах, есть шанс научиться танцевать краковяк или освоить азы стихосложения.

Виды творческих занятий



Рукоделие. Любой специалист знает, что мелкая моторика влияет на интеллектуальную деятельность, следовательно, вышивание, вязание или бисероплетение очень полезно не только для рук, но и для головного мозга. К рукоделию также относятся и другие виды занятий: художественная лепка, резьба по дереву и камню и т.д.

Рисование. Это прекрасный способ самовыражения, способствующий укреплению нервной системы и памяти, позволяющий избавиться от переживаний и стрессов. Пейзажная живопись - это наилучшая разновидность рисования, ведь продолжительное пребывание на свежем воздухе вкупе с творчеством даёт двойной эффект.

Пение. Занятия вокалом, совместные репетиции и выступления на публике - это может вызвать интерес у тех, кто никогда не пел в хоре. Конечно, чтобы солировать, необходимы определённые данные, но быть участником хорового коллектива может каждый. Когда человек поёт, то происходит вентиляция лёгких, работают мышцы живота, и поднимается настроение. Более того, укрепляется память (ведь тексты песен нужно знать наизусть), а ни о каких депрессивных настроениях не может быть и речи.

Танцы.
Всякий, кто желает, чтобы его мышцы всегда были в тонусе, может смело записываться в танцевальный кружок, ведь лёгкая физическая нагрузка очень полезна для людей пожилого возраста.

Литературная гостиная. Примерно под таким названием создаются клубы любителей поэзии и прозы. «Литераторы» активно обсуждают чужие произведения и выносят на суд слушателей свои. Такие занятия способствуют не только общему развитию, но и заставляют мозг работать. Одним словом - «не позволяй душе лениться…».

Великая сила искусства


Творчество лечит. Этот факт неотрицаем. Когда перед человеком ставится творческая задача, и он её старательно выполняет, то происходит активация зон головного мозга, которые ранее не были задействованы. Зоны, использовавшиеся ранее, активизируются ещё больше, что приводит к ускорению биохимических реакций в организме и улучшению общего состояния. Следовательно, арт-терапия не только помогает продлить годы жизни, но и сделать их более яркими и насыщенными событиями.

Арт-терапия, т.е. терапия искусством, используется, чтобы снять у пациентов психическое напряжение, уравновесить их эмоциональное состояние. Медики утверждают, что творческая деятельность уменьшает потерю памяти, улучшает умственное и психическое здоровье, обостряет интуицию. Существует множество разных способов выразить себя через искусство. Это – рисование, живопись, лепка, игра на музыкальных инструментах и т.д. Творческое хобби приносит моральное удовлетворение, отвлекает от повседневной рутины, расширяет кругозор и, зачастую, спасает от одиночества, помогая найти новых друзей. Терапия искусством развивает правое полушарие мозга. Современная же цивилизация задействует, в основном, левое «логическое» полушарие. Гармоничное развитие человека предполагает равноценное развитие обоих полушарий. Более того, некоторые виды активности человека требуют как раз работы правого полушария – творчество, интуиция, воспитание детей и внуков, романтизм в отношениях. Когда человек рисует, делает какие-то фигурки, украшения из глины, дерева или других материалов, он развивает также мелкую моторику. Ещё с древних времён было известно, что определенному пальцу руки соответствуют рефлекторные точки внутренних органов. Таким образом, движения кисти и пальцев рук повышают активность головного мозга, тонизируют и оздоравливают внутренние органы. Не случайно, творчески увлеченные люди, постоянно подпитывая жизненные силы организма, быстро выздоравливают и, как правило, долго живут.

Арт-терапия - метод, основанный на использовании художественного творчества в целях психокоррекции и личностного развития человека. Для участия в процессе не нужны специальные навыки или способности, каждый сможет выразить себя, свои переживания и свое состояние в коллективном рисунке. Использование данной техники не имеет особых ограничений и противопоказаний. Для ее проведения необходимо создание атмосферы доверия, непринужденности, терпимости и внимания внутреннему миру каждого участника. Цель - оптимизация психоэмоционального состояния пожилых людей. Группе пожилых людей предлагается лист бумаги, кисти, краски. Задается сообща придуманная тема, которая устраивает всех. Рисунок передается по кругу, каждый последовательно что-то дорисовывает. Рисование сопровождается комментариями. Значение данной техники заключается в том, что участники переносят на бумагу свой неповторимый внутренний мир. В ситуации, когда человеку тяжело описать свое состояние словами, рисование помогает раскрыться. Развивается умение передавать эмоциональное состояние через художественный образ; создаются условия для самовыражения. Самовыражение через коллективное творчество развивает способность к взаимодействию, позволяет лучше познать себя и других людей. Происходит самораскрытие, переработка переживаний в безопасной ситуации. Появляется ощущение свободы и творческой активности, развивается умение действовать сообща. Упражнение помогает сплотить группу. Специфическими задачами арт-терапевтической работы с пожилыми людьми являются: преодоление социальной изоляции, повышение самооценки пожилого человека, создание условий для актуализации его жиэненного опыта, признание его ценностей, реализация им своего творческого потенциала, преодоление беспомощности и изоляции. В результате коллективного процесса творчества участники испытывают положительные эмоции: радость созидания, открытия, вдохновение, наслаждение совместной деятельностью и ее результатами.

Примерная комплексная развивающая программа для граждан пожилого возраста

    Психологический блок

    Изотерапия.

    Глинотерапия.

    Музыкотерапия.

    Кинотерапия.

    Сказкотерапия.

План проведения занятий:

ПОНЕДЕЛЬНИК - групповое занятие с психологом

1-я неделя: беседа на тему: «Сила внутри нас» о самовнушении и о том, какое значение имеет сила желаний. В процессе беседы проводятся упражнения: «Лимон», «Похвали себя», «Автопортрет».

2-я неделя: беседа на тему: «Здоровый - значит счастливый» о том, как черты характера и привычки человека влияют на его здоровье. В начале беседы проводится упражнение «Без маски» (методика неоконченных предложений), в конце беседы - упражнение «Розовый куст».

3-я неделя: беседа на тему: «В начале было слово» о тонких законах природы, о том, что словом можно исцелить и можно уничтожить. В начале беседы проводится упражнение «Телеграмма», по окончании - упражнение «Волшебники».

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ.

1. «ЛИМОН»

Инструкция: закройте глаза и представьте себе лимон. Вспомните, какой он упругий, какая у него кожица... Прикоснитесь мысленно лимоном к щеке, ощутите какой он прохладный. А теперь мысленно берём нож и разрезаем лимон пополам. Вспомните и представьте, какой аромат источает лимон, когда вы его разрезаете. Теперь возьмите мысленно стакан и выдавите сок из половинки лимона в стакан. Представьте, как мутноватый сок брызжет во все стороны и, попадая в стакан, стекает по его стенкам. Теперь возьмите стакан в руку и выпейте весь сок до последней капельки. Откройте глаза и поделитесь впечатлениями.

2. «ПОХВАЛИ СЕБЯ»

Поднимите правую руку и погладьте себя по голове. При этом говорите следующее: «Я хороший (хорошая), потому что...». Продолжите предложение, произнеся вслух свои положительные качества.

3. «АВТОПОРТРЕТ»

На листе бумаги изобразите себя, своё лицо (условно). При этом вашими глазами будет то, на что вы любите смотреть, ушами - то, что любите слышать, вместо носа нарисуйте источник приятного для вас запаха, а вместо рта - то, что вы любите кушать. Вашими волосами пусть будут ваши мысли.

4. «БЕЗ МАСКИ»

Каждому предложена карточка с неоконченным предложением (на выбор). Нужно закончить предложение, передавая свои собственные ощущения. Предложения:

    Когда я был (была) маленькой, я часто...

    Меня обижает, когда мои дети...

    Мои друзья редко...

    Меня охватывает страх, когда...

    Знаю, что это очень трудно, но я...

    Мне особенно приятно, когда меня...

    Думаю, что самое важное для меня...

    Иногда люди не понимают меня, потому что я...

    Верю, что я ещё...

    Мои родители...

    Мой муж (жена) иногда...

    Чего мне по-настоящему хочется, так это...

    Мне очень трудно забыть, но я...

    Особенно меня раздражает то, что я...

    Мне бывает стыдно, когда я...

    Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня...

    О человеке, который не смотрит в глаза во время разговора, я думаю, что...

5. «РОЗОВЫЙ КУСТ»

Закройте глаза и представьте себе, что вы - розовый куст.

Вопросы: Этот куст маленький или большой? Сильный или слабый? Есть ли на нём цветы? Какие? Какого они цвета? Их много или мало? Они полностью распустились или есть ещё бутоны? А листья есть? Как они выглядят? Какие корни у куста или их нет совсем? А если они есть, то они прямые или изогнутые? Как глубоко они проникли в землю? А есть ли на кусте шипы? Где растёт куст: во дворе, в парке, в пустыне, в поле, под луной или ещё где-нибудь? Он стоит в горшке или растёт из земли, а может быть пробивается сквозь асфальт? Что находится вокруг куста? Есть ли рядом другие растения, кусты? Есть ли вокруг деревья, животные, птицы или люди? За счёт чего живёт этот куст, кто за ним ухаживает? Хорошая ли стоит погода? Есть ли вокруг куста ограда или камни, скалы? По ответам можно выявить проблемы, волнующие человека.

6. «ТЕЛЕФОНОГРАММА»

Инструкция: выделить группу из 6 -7 человек и вывести их за дверь. Среди остальных выбрать «передающего», которому сообщить текст телефонограммы. После того, как содержание телефонограммы стало понятно, пригласить из-за двери одного человека - «принимающего», и «передающий» сообщает «принимающему» информацию из полученной телефонограммы. После этого «передающий» садится, а «принимающий» становится «передающим» и делает то же.

Текст: Звонил генеральный директор и просил передать директору, что он задерживается на базе, где получает для организации отечественное оборудование, которое не хуже импортного, и поэтому не успевает приехать на семинар для работников, где должен выступать, поэтому просит перенести семинар со вторника на четверг в 14.00.

Упражнение помогает понять, что одну и ту же информацию каждый человек воспринимает по-своему, исходя из личного опыта, личных интересов, личных приоритетов. Становится понятен механизм возникновения сплетен.

7. «ВОЛШЕБНИКИ»

Инструкция: из группы участников выбирается один человек, которому завязывают глаза. Остальным раздаются карточки с фразами. Каждый по очереди подходит к «слепому» касается его каким-нибудь образом и произносит свою фразу с карточки. Фразы:

1) Мы - волшебники, мы даём тебе силу. Помни, что ты - река, в тебе много источников, которые тебя подпитывают.

2) Как хорошо, что у меня появился такой хороший человечек, как ты.

3) У тебя прекрасные волосы, глаза, у тебя прекрасная улыбка.

    Я люблю тебя, и буду любить тебя со всеми твоими недостатками и слабостями.

    Я буду с тобой всегда, во всех критических ситуациях.

    БОГ улыбнулся, когда ты появился (появилась) на свет, я ждал (ждала) именно тебя.

    Я буду любить тебя именно такой (таким), какая (какой) ты есть, я ждал (ждала) именно тебя.

    И, хотя в твоей жизни были трудности и невзгоды, пусть она будет удачной и счастливой.

    Ты будешь счастлив (счастлива). Муж (жена) будет любить тебя и будет всегда с тобой.

    Помни всегда о своей силе, энергии, твоя активная энергия бесконечна.

Перечисленные упражнения успешно можно использовать в работе с иными категориями граждан.

ВТОРНИК - групповые занятия

1-я неделя: Изотерапия. Техника коллективной росписи: рисование в круге на тему «Летний пейзаж».

2-я неделя: Изотерапия. Техника передачи листа.

3-я неделя: Изотерапия. Техника довершения каракулей.

ИЗОТЕРАПИЯ. Занятие №1 ТЕХНИКА КОЛЛЕКТИВНОЙ РОСПИСИ.

РИСОВАНИЕ В КРУГЕ. Тема: «ЛЕТНИЙ ПЕЙЗАЖ».

Цель: активизация творческой деятельности, мышления и чувства коллективизма. Выявление психологических особенностей участников.

Материал: стандартный лист ватмана, гуашь, кисти. Ход занятия:

На листе ватмана рисуется круг. В середине большого круга ещё один круг меньшего размера. Большой круг делится на сектора по количеству участников. Середина остаётся пустой. Предлагаем участникам выбрать любой из секторов и нарисовать рисунок по теме. При этом уточнить, что рисовать можно не только в своём секторе, но и в центре круга. Организовать деятельность участников так, чтобы каждый принял участие. Занятие проходит с участием психолога, который анализирует рисунки с целью диагностики и в индивидуальном порядке обсуждает с участниками их проблемы.

Занятие №2 ТЕХНИКА ПЕРЕДАЧИ ЛИСТА.

Тема: « СВОБОДНЫЙ РИСУНОК».

Цель: проявление творческой фантазии в коллективном труде, от частного к общему, выявление психологических особенностей. Материал: большой лист бумаги, карандаши, восковые мелки.

Ход занятия:

Участники усаживаются вокруг стола. Даётся большой лист бумаги А-4 и первый участник рисует любую фигуру или её деталь, либо предмет. Далее лист передаётся следующему участнику, который дорисовывает свою деталь и снова передаёт лист. И так до последнего участника. В процессе рисования каждый высказывает свои ассоциации и комментирует рисунок. Добиваться активных и смелых ассоциаций, развивать чувство коллективизма. Результат оценивают все вместе, и каждый высказывает своё мнение по поводу общего рисунка, по поводу ощущений во время работы. Занятие проходит с участием психолога.

Занятие №3 ТЕХНИКА ДОВЕРШЕНИЯ КАРАКУЛЕЙ.

Тема: «СВОБОДНЫЙ РИСУНОК».

Цель: активизация творческого мышления, развитие фантазии, выявление психологического состояния участников.

Материалы: лист бумаги А-4, карандаши, гуашь, восковые мелки.

Ход занятия: каждому участнику даётся лист А-4 , на котором предварительно психолог изображает «каракули». Участникам предлагается завершить каракули до какого-либо образа, в зависимости от ассоциаций каждого. Инструмент участники выбирают по желанию. В заключение занятия психолог подводит итог.

СРЕДА - групповые занятия с глиной.

1-я неделя: Глинотерапия. Изготовление сувенира – оберега «Подкова».