Примеры гендерного неравенства во всем мире. Словарь гендерных терминов

Гендерное неравенство

Характеристика социального устройства, согласно которой различные социальные группыданном случае - мужчины и женщины) обладают устойчивыми различиями и вытекающими из них неравными возможностями в обществе. Гендерное неравенство было осознано исследователями в социальных и гуманитарных науках благодаря возникновению понятия гендер в 1980 году как основы феминистской концепции (Joan Scott). Концептуализация гендера пролила свет на процесс социального конструирования мужественности и женственности как оппозиционных категорий с неодинаковой социальной ценностью.

Поскольку активное подавление сходств и конструирование различий требует социальной власти, проблема доминирования оказывается центральной в гендерной теории. Гендер вместе с расой и классом является иерархической структурой для предоставления как возможностей, так и угнетения и эффективной структурой идентичности и солидарности (Ferree). Различия в конструктах "мужское - женское" характеризуют взгляды исследователей, которые социальное в человеке конструируют через биологическое (см. например, теорию функционализма или концепцию В. А. Геодакяна). Традиционный психоанализ признает, что мужская и женская модели диаметрально противоположны по своим качествам (для типичного мужского поведения характерны активность, агрессивность, решительность, стремление к соревнованию и достижению, способности к творческой деятельности, рассудочность; для женского - пассивность, нерешительность, зависимое поведение, конформность, отсутствие логического мышления и устремления к достижению, а также большая эмоциональность и социальная уравновешенность). Сохраняя неизменными базисные психоаналитические парадигмы, К. Хорни обращает внимание на то, что девочка растет, осознавая, что мужчина для социума имеет "большую цену" и в человеческом, и в духовном плане, и, таким образом, причину комплекса маскулинности у женщин следует искать в надиндивидуальных, культурных факторах.

Основываясь на теории социальной идентичности Тэджфела-Тернера, К. Гуинчи рассматривает мужчин и женщин как социальные группы, обладающие различным социальным статусом. Высокостатусные группы чаще всего оцениваются в терминах компетентности и экономического успеха, а низкостатусные - в терминах доброты, добросердечия, гуманности и т. п. По мнению автора, все позитивные черты женского стереотипа (теплота, эмоциональная поддержка, уступчивость) - типичная компенсация за отсутствие достижений в "силовой позиции". Как у членов низкостатусной группы, у женщин по сравнению с мужчинами меньше развито чувство идентификации со своей группой, они склонны переоценивать мужские достижения и достоинства и недооценивать свои, перенимая точку зрения более высокостатусной группы - мужчин (Репина). Подтверждение этим положениям можно увидеть в данных многих исследований, например, П. Голдберг обнаружила известную долю предубежденности женщин против самих себя в сфере научной деятельности; студентки колледжей более высоко оценивают статьи, подписанные мужчинами, чем женщинами (Агеев).

Считается, что исследования Е. Маккоби и К. Джаклин, Дж. Манн и А. Эрхарда, С. Бем произвели своеобразную революцию в психологии и способствовали возникновению "новой психологии пола". Проанализировав более 1600 исследований психологических половых различий, Е. Маккоби и К. Джаклин пришли к выводу, что, по существу, нет фундаментальных врожденных различий в психологических особенностях мужчин и женщин, те же различия, которые имеются у маленьких детей, по крайней мере недостаточны, чтобы обосновать традиционное неравенство половых социальных ролей (Клецина. С. 15).

Понятие гендерное неравенство особенно активно используется в социологии (проблемы разделения труда, асимметрии занятости и т. д.).

Gender inequality (англ.)

Литература:

Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. М., 1990.

Берн Ш. Гендерная психология. СПб., 2001.

Воронина О. А. Женщина в мужском обществе // Социологические исследования. 1982. N 2. С. 43-50.

Геодакян В. А. О структуре эволюционирующих систем // Проблемы кибернетики. Вып. 25. М., 1972.

Клецина И. С. Гендерная социализация. Учебное пособие. СПб., 1998.

Репина Т. А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии // Вопросы психологии. 1987. N 4.

Социальная психология: Хрестоматия / Составители: Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. М., 1999.

Теория и история феминизма: Учебное пособие. Харьков, 1996.

Ferree Myra Marx. Феминизм и семейные исследования. Гендерные тетради. Выпуск второй: Спб. филиал Института социологии РАН. СПб, 1999. С. 71-106.

© Н. К. Радина


Тезаурус терминологии гендерных исследований. - М.: Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты . А. А. Денисова . 2003 .

Смотреть что такое "Гендерное неравенство" в других словарях:

    Гендерное неравенство … Термины гендерных исследований

    Права человека в Исламской Республике Иран - Ситуация с правами человека в Иране подвергается критике как со стороны иранцев, так и со стороны международных правозащитных организаций, активистов, писателей и неправительственных организаций. Генеральная Ассамблея ООН и Комиссия по правам… … Википедия

    Феминизм - Часть серии статей о дискриминации Основные формы Расизм · Сексизм … Википедия

    Феминист

    Феминистское движение - Часть серии статей о дискриминации Основные формы Расизм · Сексизм · Ксенофобия · … Википедия

    Феминистка - Часть серии статей о дискриминации Основные формы Расизм · Сексизм · Ксенофобия · … Википедия

    Мужской шовинизм - Часть серии статей о дискриминации Основные формы Расизм · Сексизм · Ксенофобия · … Википедия

Global Gender Gap Report 2014, который исследует неравенство между мужчинами и женщинами в области здравоохранения, образования, экономики и политики. Apparat изучил доклад и отобрал самые интересные факты.

1. В мире нет ни одной страны, где женщины зарабатывают столько же, сколько мужчины

Хотя во многих странах за последнее столетие женщины получили множество прав, гендерное неравенство остаётся проблемой даже в самых развитых из них. На планете нет ни одного государства, где женщины и мужчины на аналогичных позициях получают одинаковую зарплату. «Женщины составляют примерно половину населения Земли и заслуживают того, чтобы получить такой же доступ к здравоохранению, образованию, заработку, влиянию и политическим правам, как и мужчины», - пишут авторы доклада Всемирного экономического форума.

2. Ближе остальных к равенству полов находятся страны Северной Европы

Первое место среди стран, которые успешнее всего борются с неравенством, занимает Исландия. В первую пятёрку входят и другие развитые страны Северной Европы: Финляндия, Норвегия, Швеция и Дания. Там разрыв между разными полами преодолён на 80 % - возможно, это связано с развитой инновационной экономикой и высоким уровнем жизни в этих странах.

3. Никарагуа и Руанда борются с неравенством успешнее, чем многие развитые страны

Шестое место в рейтинге неожиданно занимает Никарагуа. Маленькая и бедная страна в Центральной Америке обогнала США, Великобританию и другие государства развитого мира, потому что в ней много женщин, которые получают высшее образование, занимаются профессиональной работой и участвуют в управлении государством. Сразу после Никарагуа идёт Руанда - она получила высокий рейтинг, так как в местном парламенте женщин больше, чем мужчин.

4. России далеко до победы над гендерным неравенством, в основном из-за политики

Россия занимает 75-е место в рейтинге. Во многом это связано с показателями, отражающими вовлеченность женщин в политическую жизнь страны. По подсчётам аналитиков, только 16 % российских парламентариев и 7 % правительственных чиновников - женщины. Кроме того, на низкое место в рейтинге повлиял разрыв в доходах между мужчинами и женщинами.

5. В США тоже не хватает женщин-политиков

Женщины имеют больше преимуществ в Америке, чем во многих других странах: США добились равенства полов в сфере образования и почти одинакового доступа к здравоохранению. Тем не менее, одна из самых влиятельных стран в мире находится только на 20-м месте в рейтинге «Всемирного экономического форума». Причина, которая тянет Америку вниз, - это недостаток женщин-политиков. Ситуация в США лучше, чем в России (18 % парламентариев и 32 % чиновников - женщины), но о равенстве речи пока не идёт.

6. Чад, Пакистан и Йемен - страны с самым высоким уровнем дискриминации

Одну из последних строчек рейтинга занимает Чад, где мало женщин имеют возможность получить высшее образование и почти все менеджеры, юристы и должностные лица - это мужчины. Пакистан попал на предпоследнее место из-за большого неравенства между мужчинами и женщинами в экономической сфере, а Йемен занял последнюю строчку из-за разрыва в размере заработка, а также неравенства в области образования и политики.

7. Ситуация в мире улучшилась за последние девять лет, и изменения происходят в самых неожиданных регионах

«Всемирный экономический форум» начал публиковать статистику в 2006 году - с тех пор составители доклада регулярно опрашивают CEO компаний со всего мира о размере заработной платы их подчинённых и измеряют другие показатели, отражающие положение женщин в обществе. Перемены происходят очень медленно: за девять лет положение женщин в целом по планете улучшилось всего на 4 %. Однако исследования показывают, что большинство стран мира двигаются в правильном направлении. Положительная динамика заметна в 105 из 142 стран, включённых в доклад. При этом ситуация улучшается не только в развитых странах.

8. Потребуется 81 год, чтобы полностью избавиться от гендерного неравенства

Если борьба с неравенством будет продолжаться такими же темпами, как и в последние восемь лет, то, по подсчётам World Economic Forum, человечеству удастся победить дискриминацию по отношению к женщинам только к концу XXI века.

Интерактивная карта, показывающая положение женщин в мире

Карта не работает на некоторых мобильных устройствах

В Госдуме обсуждается закон о гендерном равенстве. Некоторые разумные люди с высшим образованием объясняют, что различия между женщинами и мужчинами - хоть в строении мозга, хоть в поведении - обусловлены разницей воспитания и гендерными стереотипами. Тем не менее и в Библии, и в Церкви подчеркивается неравенство и разность женщин и мужчин: женщина, например, не может быть священником. Значит, все-таки мы задуманы и созданы разными? Зачем? И что говорит об этом наука?

Мы не крокодилы

У крокодилов, к примеру, пол зависит от того, тепло или холодно было в процессе инкубации яйца: самцы появляются только в наиболее «комфортных условиях», при температуре от 30 до 34 градусов, а в любых других - самки. У крокодилов половых хромосом нет - все хромосомы одинаковые. У людей (и у млекопитающих) по-другому. Все клетки тела человека содержат набор из 46 хромосом, 44 из них у мужчин и женщин одинаковые, а одна пара отличается: у женщин это две Х-хромосомы, а у мужчин - одна X и одна Y.

Человеческая Y-хромосома (мужская) значительно меньше женской, и генов в ней в десятки раз меньше.

Уже в материнской утробе у мальчика, как и запрограммировано соответствующим геном Y-хромосомы, появляются мужские половые железы. Они вырабатывают тестостерон - мужской гормон. Формирующемуся женскому организму тестостерон тоже нужен: с его помощью, например, создается скелет. У женщин этот гормон тоже вырабатывается. Во взрослом женском организме уровень тестостерона примерно в десять раз ниже, чем в мужском. В свою очередь, и женский гормон эстроген в небольшом количестве производят железы мужчины. Оба гормона необходимы обоим полам, но в разных пропорциях.

Ученые полагают, что тестостерон влияет на неравномерное развитие полушарий плода: рост левого, отвечающего за рациональное мышление, стимулирует, а правого, отвечающего за эмоции, сдерживает. Влияет тестостерон и на развитие речи: общеизвестно, что мальчики начинают говорить позже, чем девочки.

Мартышке - куклу, мартышонку - мяч

Подрастая, мальчики позже, чем девочки, начинают сидеть, ползать, ходить, говорить. Различия в поведении становятся заметны довольно рано: мальчики тянутся к «мальчиковым» игрушкам, девочки - к «девчачьим». Нет, девочка с машинкой и мальчик с куклой не нонсенс, однако усилия родителей, которые стараются обеспечить своим детям отсутствие «гендерной предвзятости», часто обречены на провал. Англичанка Мелисса Хайнз и американка Джериэнн Александер установили, что даже у зеленых мартышек малыши-самцы чаще выбирают для игры мячики и машинки, а самочки - кукол. А в ходе одного исследования, проведенного в Кембриджском университете, годовалым детям показывали кадры из фильмов с разными изображениями: девочкам больше нравились лица, а мальчикам - машины.

Уже к трем годам мальчики и девочки однозначно выбирают разные игрушки и разный способ игры: мальчиков тянет к мячам, машинкам и конструктору, играют они большими группами, им нужно больше места; девочки предпочитают играть в небольших группах и довольствуются меньшей территорией. Правда, некоторые ученые считают, что дети просто подражают взрослым - отцы и матери ведут себя по-разному, когда играют с детьми, а воспитатели поучают: «Мальчики не играют в куклы, девочки себя так не ведут».

Согласно исследованиям, проведенным на факультете социальной и возрастной психологии Кембриджского университета, выбор занятий и игрушек, предпочтительных для одного из полов, уровень активности и агрессии тоже прямо зависят от внутриутробного влияния тестостерона на формирующийся плод.

Впрочем, внутриутробным развитием влияние гормонов не ограничивается - их влияние на человеческий организм чрезвычайно велико в младенчестве и в пубертате.

Речь у девочек старшего дошкольного возраста обычно развита лучше, чем у мальчиков, мальчики в начальных классах и ростом меньше, чем девочки, и ведут себя более по-детски. И учебные трудности у них разные. Мальчикам легче дается дедукция - от общего закона к частным примерам, девочкам - индукция: они обрабатывают массу информации и приходят к общему выводу, так что девочкам труднее сдавать тесты на множественный выбор и принимать быстрые решения. Эти различия сохраняются и во взрослом возрасте: считается, что, говоря совсем просто, мужчины обращают больше внимания на главное, женщины - на детали.

Девочки лучше запоминают слова и в целом лучше читают, мальчики - лучше считают; у девочек обычно больше затруднений вызывает математика, у мальчиков - чтение. Мальчики в целом лучше оперируют абстракциями, символами, знаками; девочкам легче учиться по текстам и на наглядных, конкретных примерах (разумеется, и среди мальчиков, и среди девочек есть примеры обратного; эти различия скорее общая тенденция, чем непреложный закон).

Таких различий очень много, им можно посвятить не одну статью; все это десятилетиями заставляет методистов задумываться над тем, не правильнее ли учить мальчиков и девочек отдельно. У адептов раздельного обучения есть множество аргументов в его пользу, у противников - масса контраргументов. Сравнительных исследований здесь не так уж много. Согласно одному из них, проведенному Лондонским институтом образования, раздельное обучение приносит больше выгоды девочкам: мальчики не подавляют их в точных науках, и девочки могут достичь в них большего; у выпускниц британских школ для девочек зарплата на 10 процентов выше, чем у выпускниц школ с совместным обучением. На мальчиков этот закон не распространяется, единственное отличие, которое оказалось статистически значимо, это худшая приспособленность выпускников мужских школ к семейной жизни: они разводятся значительно чаще, чем те, кто учился вместе с девочками.

Экономист Аналия Шлосер из Тель-Авивского университета выяснила на опыте, что лучшие результаты в учебе показывают классы, в которых девочек чуть больше, чем мальчиков - 55 процентов, поведение и отношения между учениками в них тоже лучше. По ее мнению, раздельное обучение дает некоторые преимущества девочкам, но эту выгоду перевешивают потери от дисциплинарных проблем в классах, где учатся одни мальчики. В целом специалисты из разных стран считают существующую сейчас школьную систему более удобной для девочек, чем для мальчиков - может быть, потому, что девочки в целом более спокойны, усидчивы, дисциплинированны и легче выносят монотонную работу. Но в какой степени их дисциплинированность и усидчивость обусловлены биологией, а в какой - воспитанием, выяснить пока не удалось.

Задний ход, кому сказал!

Исследования, посвященные различиям в мозге и способах мышления мужчин и женщин, ведутся постоянно. Уже выявлены существенные различия в размерах разных структур мозга у женщин и мужчин, обнаружено, что во время выполнения одинаковых действий у них активируются разные отделы мозга.

В последние годы такие исследования проводятся с применением магнитно-резонансной томографии, позволяющей заглянуть внутрь черепной коробки живого человека. Несколько научных работ, выполненных разными группами ученых, показывают: мужчины лучше справляются с задачами на пространственное мышление, а женщины - на запоминание и вербальные навыки. Различия эти не фундаментальны и вообще не означают, что у мужчин или у женщин интеллект выше или ниже, это просто разные способы решать задачи, не более. Скажем, несколько исследований показывают, что способность решать задачи на мысленное вращение объектов напрямую зависит от уровня мужского гормона тестостерона: чем он выше, тем лучше решаются задачи. Зато у женщин, к примеру, выше способность справляться с решением нескольких задач одновременно.

Джилл Голдстейн (Медицинская школа Гарвардского университета) при помощи МРТ обнаружила несколько отличий в размерах определенных структур мозга у женщин и мужчин, отвечающих за память, эмоциональные реакции, зрение, слух, восприятие речи и ориентацию в пространстве. Изучение животных показало, что именно в тех областях мозга, которые у разных полов отличаются размерами, сосредоточен максимум рецепторов половых гормонов. Значит, можно предположить, что многие различия в восприятии информации, ее обработке, реакции на нее не воспитываются в людях обществом и семьей, а закладываются еще до рождения.

Мужчины и женщины по-разному ориентируются в пространстве и выбирают маршруты: мужчины оценивают расстояния, женщины придерживаются конкретных ориентиров; ученые связывают эти навыки с тем, что структура мозга под названием гиппокамп у тех и других работает в разных условиях по-разному.

Исследования показывают, что мужчины и женщины по-разному обучаются новым пространственным навыкам в условиях острого и хронического стресса: женщины лучше учатся в спокойной обстановке, мужчины неплохо обучаются в условиях острого стресса, тогда как женщины совершенно теряются. Трудно не вспомнить, как часто отчаиваются женщины, когда мужчины-автоинструкторы пытаются обучить их новым навыкам пространственной ориентации (какой-нибудь злополучной параллельной парковке) в условиях острого стресса. Зато хронический стресс женщины переносят легче.

Справляются со стрессом, с усталостью мужчины и женщины тоже по-разному. Джон Грей, автор бестселлеров о женщинах с Венеры и мужчинах с Марса, в одной из своих книг рассказывает: за снятие стресса у мужчин и женщин отвечают разные гормоны - тестостерон и окситоцин соответственно. Уровень тестостерона к вечеру падает, а для того, чтобы он восстановился, мужчине необходим покой и пассивный отдых. Женщине же, чтобы прийти в себя, необходим окситоцин - а его выработке, наоборот, способствует общение, душевный разговор и нежность. Поэтому не стоит удивляться, когда мужчина после рабочего дня утыкается в газету, а женщина после такого же напряженного дня стремиться пообщаться.

Священник Павел Гумеров в своей книге «Семейные конфликты. Профилактика и лечение» комментирует эти научные изыскания так: «Я думаю, что самое главное как для мужчин, так и для женщин - просто знать эту особенность, понимать, что мы разные, и не принимать наши различия и особенности за личное оскорбление». Жене - не обижаться, что муж лег на диван и ничего не делает, мужу - помнить о том, что жене нужно его внимание и теплые слова.

Лечите женщину

Понимание того, какие структуры мозга и гормоны задействованы у мужчин и женщин в переживании стресса, имеет еще и другое важное практическое значение: оно помогает подобрать адекватное лечение для людей, страдающих посттравматическим стрессовым расстройством - тяжелой затяжной реакцией на острую душевную травму: один и тот же препарат может ослабить мучительные воспоминания о травмирующем событии у женщин и не оказать никакого влияния на мужчин.

Депрессию мужчины и женщины тоже переживают по-разному: до пубертата это расстройство несколько чаще встречается у мальчиков, но затем преобладает у девочек. Ученые связывают это с половым различием в выработке нейромедиаторов мозга.

Расстройства аутичного спектра или синдром дефицита внимания и гиперактивности встречаются у девочек реже, чем у мальчиков (или, как считают другие ученые, они просто протекают в более мягкой форме и реже выявляются), а депрессией и посттравматическим расстройством женщины страдают чаще мужчин. У женщин и девочек душевные страдания, говоря проще, обращены внутрь, поэтому им более свойственны тревожность и депрессия, у мальчиков и мужчин - вовне, их реакция на страдания чаще связана с агрессией.

Женщины и мужчины даже болеют по-разному. Житейские наблюдения рисуют ядовитые картины: женщина с высокой температурой хлопочет по дому, мужчина с 37,2 лежит и самозабвенно страдает. Женщины, не осуждайте за это мужчин: учеными доказано, что мы действительно по-разному переживаем одни и те же состояния. У женщин и мужчин и астма протекает иначе, и сердечно-сосудистые болезни, и, если не учитывать эти отличия, можно сделать фатальную диагностическую ошибку, например недооценив стертые симптомы инфаркта у женщины. И от психических заболеваний: депрессии, шизофрении, наркомании, посттравматического стрессового расстройства - пациентов эффективнее лечить с учетом половых различий в протекании болезни.

Два полюса

Зачем мы такие разные? «А зачем разные васильки и ромашки? - спрашивает , настоятель храма Сретения Господня деревни Шелоховская (Каргопольский район Архангельской области). - Любое действие Бога промыслительно и имеет глубокий смысл. Человек был сотворен единым - в Адаме изначально уже были и мужчина, и женщина. Ведь Бог сделал женщину не отдельным, совершенным человеком - а взял ее от Адама. «Нехорошо человеку быть одному», сказал Господь и создал ему помощницу. У Адама что-то отнялось, у Евы - что-то добавилось.

Мужчины и женщины не просто разные - нередко они зеркально противоположны друг другу: физически, физиологически, в свойствах души. Это легко заметить по тому, например, как по-разному они переносят сложные ситуации: уволенный с работы мужчина может запить, впасть в депрессию - женщина устроится на две ставки, будет крутиться как может и кормить семью. Она здесь - не слабая, а более сильная. Когда мужчина опускает руки, женщина может покрыть все своей любовью, заботой, попечением. Таков брак изнутри: они не одинаковы, у них разные качества, у одного свои сильные стороны, у другой - свои…

Женщина может носить мужскую одежду, но не может думать и чувствовать как мужчина - так и мужчина не может любить как женщина, чувствовать как мать. Бог создал Адама художником, а жену - его помощницей. Их нельзя рассматривать порознь, отдельно друг от друга, не зря же сказано: будут двое плоть едина. Мужчина - генерал по характеру. Но без своего войска, без женщины - он не генерал. Мужчина тоже должен понимать: раз ему сделали помощницу - значит, он один не справляется. Если они будут одинаковы - какой же им смысл объединяться? Раз они призваны к единству - они дополняют друг друга».

Текст: Ирина ЛУКЬЯНОВА

На самом деле ощущение равенства или неравенства сидит внутри самого человека - если ощущения равенства с другими людьми нет внутри, нет его и снаружи. Человек сам решает, в каком положении ему находиться в отношениях с окружающими и близкими. Но многое меняется, когда речь заходит о близких отношениях мужчины и женщины. Часто бывает, когда женщина с окружающими ведет себя с чувством собственного превосходства, а в семье или в отношениях с партнером напротив - это послушная овечка. Чем обусловлены такие метаморфозы?

Этому есть достаточно простое объяснение - женщины хотят выйти замуж в большинстве с 25 лет, а мужчины - лишь с 35. Получается, что на одного не женатого мужчину в активном сексуальном возрасте приходится как минимум две женщины, ищущие будущего супруга. Женщина уже заинтересована в том, чтобы удержать партнера, а мужчина еще нет. Такое неравное положение в пользу мужчин и обуславливает неравенство в отношениях. В юные годы, напротив, преимущество на стороне девушек. Замуж они пока не торопятся, а спрос на них как со стороны сверстников, так и более старших молодых людей достаточно большой. И здесь пока еще девушка диктует свои условия, а юноша вынужден подстраиваться под нее и скромно молчать в сторонке.

Таким образом, в зрелом возрасте женщины оказываются в более уязвимом положении в силу большей заинтересованности в отношениях. Такая заинтересованность обусловлена особенностями воспитания и биологической необходимостью. Считается, что в более молодом возрасте есть все шансы для рождения здорового ребенка. Кроме того, мальчиков и девочек принято воспитывать по разному. Если в мальчиков закладывают роль главы семьи, добытчика, учат решать проблемы, то девочек учат совсем другим вещам. Для них традиционно важно выйти замуж, стать матерью, содержать домашнее хозяйство в порядке. И многие женщины уверены, что они никогда не выйдут замуж, если не будут угождать и подчиняться своему мужчине. Зачем доказывать, что ты умнее его и достойна большего, если можешь остаться одна?

Следующей причиной неравенства условно можно назвать отличия в восприятии и мышлении у мужчины и женщины. Как мы писали выше, мужчины чаще оперируют логикой, а женщины эмоциями. Однако делать из этого вывод, что один гендер умнее другого нельзя. Мужчины думают цифрами, согласно определенных правил, абстрактно и объективно. Женщины наоборот - думают чувствами, если у нее поменялось настроение или отношение к кому-то или чему-то, она думает по-другому. Женщины часто включают хитрость для решения вопросов. Если для мужчин легко ответить на вопрос "да" или "нет", "черное" или "белое", то для женщин не все так однозначно - все варианты ответов связаны между собой и еще с многими другими темами. Женщины чаще находят нестандартные креативные решения. Если мужчина сначала думает, потом отвечает, то женщина сразу начинает говорить, и уже в процессе разговора она находит ответы. Таким образом у мужчин и женщин абсолютно разные подходы и нельзя сказать, что один подход в общем ценнее другого. Все зависит от ситуации. Только женщина может заниматься несколькими делами одновременно - кормить ребенка, готовить на плите еду, смотреть телевизор и разговаривать по телефону. А сколько таких женщин, до уровня которых большинству мужчин просто не дотянуться - Ангела Меркель, Маргарет Тетчер, мать Тереза, Елизавета II, Екатерина II, Галина Старовойтова, Людмила Алексеева и многие др. Таким образом, и среди женщин, и среди мужчин есть глупые и умные, руководители и подчиненные, добившиеся успеха и уважения и живущие "на дне".

Итак, основной объективной причиной неравенства остается наличие большей заинтересованности женщин в браке, начиная с 25 летнего возраста. Мужчины в этом вопросе оказываются в очень выгодном положении и могут диктовать свои правила игры. Причем эта игра может зайти на столько далеко, что некоторые женщины под страхом остаться одной теряют всякое уважение к себе в угоду своему мужчине, которому приятно считать себя умнее, доминировать во всем и использовать женщину как прислугу и сексуальную игрушку. Может ли женщина избежать такой участи?

Наверно, да. Если не торопиться выйти замуж, заниматься собственным образованием и развитием, вы станете интереснее для большего количества мужчин. С вами будет интересно общаться, вы сами создадите свой круг общения на работе и среди друзей. Умная женщина сможет повернуть общение таким образом, что будет руководить мужчиной так, что он об этом и не узнает. Конечно, таких женщин не много, но важно для начала поставить цель. Кто и как ее реализует - каждый решает для себя сам. Главное, чтобы в семье были взаимопонимание, доверие и любовь. В гармоничной семье мужчина может заниматься решением одних вопросов, женщина ответственна за другие - это нормальное согласованное распределение обязанностей. Можно ли такие отношения назвать равноправными? Конечно, да! Ведь все мы разные. Если у вас есть вопросы и комментарии, поделитесь ими ниже.

характеристика социального устройства, согласно которой различные социальные группы (в данном случае - мужчины и женщины) обладают устойчивыми различиями и вытекающими из них неравными возможностями в обществе. Гендерное неравенство было осознано исследователями в социальных и гуманитарных науках благодаря возникновению понятия гендер в 1980 году как основы феминистской концепции (Joan Scott). Концептуализация гендера пролила свет на процесс социального конструирования мужественности и женственности как оппозиционных категорий с неодинаковой социальной ценностью.

Поскольку активное подавление сходств и конструирование различий требует социальной власти, проблема доминирования оказывается центральной в гендерной теории. Гендер вместе с расой и классом является иерархической структурой для предоставления как возможностей, так и угнетения и эффективной структурой идентичности и солидарности (Ferree). Различия в конструктах "мужское - женское" характеризуют взгляды исследователей, которые социальное в человеке конструируют через биологическое (см. например, теорию функционализма или концепцию В. А. Геодакяна). Традиционный психоанализ признает, что мужская и женская модели диаметрально противоположны по своим качествам (для типичного мужского поведения характерны активность, агрессивность, решительность, стремление к соревнованию и достижению, способности к творческой деятельности, рассудочность; для женского - пассивность, нерешительность, зависимое поведение, конформность, отсутствие логического мышления и устремления к достижению, а также большая эмоциональность и социальная уравновешенность). Сохраняя неизменными базисные психоаналитические парадигмы, К. Хорни обращает внимание на то, что девочка растет, осознавая, что мужчина для социума имеет "большую цену" и в человеческом, и в духовном плане, и, таким образом, причину комплекса маскулинности у женщин следует искать в надиндивидуальных, культурных факторах.

Основываясь на теории социальной идентичности Тэджфела-Тернера, К. Гуинчи рассматривает мужчин и женщин как социальные группы, обладающие различным социальным статусом. Высокостатусные группы чаще всего оцениваются в терминах компетентности и экономического успеха, а низкостатусные - в терминах доброты, добросердечия, гуманности и т. п. По мнению автора, все позитивные черты женского стереотипа (теплота, эмоциональная поддержка, уступчивость) - типичная компенсация за отсутствие достижений в "силовой позиции". Как у членов низкостатусной группы, у женщин по сравнению с мужчинами меньше развито чувство идентификации со своей группой, они склонны переоценивать мужские достижения и достоинства и недооценивать свои, перенимая точку зрения более высокостатусной группы - мужчин (Репина). Подтверждение этим положениям можно увидеть в данных многих исследований, например, П. Голдберг обнаружила известную долю предубежденности женщин против самих себя в сфере научной деятельности; студентки колледжей более высоко оценивают статьи, подписанные мужчинами, чем женщинами (Агеев).