Оценка состояния и здоровья новорожденных детей. Шкала Апгар – неонатальная оценка новорожденного – о чем расскажут баллы

Для объективной характеристики состояния новорожденного пользуются шкалой Апгар. В течение первой минуты после рождения определяют 5 важнейших клинических признаков: частоту и ритм сердцебиения, характер дыхания и мышечного тонуса, состояние рефлексов и окраску кожных покровов. В зависимости от выраженности этих признаков ставят оценку в баллах по каждому из них:

    Сердцебиение:

0 баллов – отсутствует;

1 балл – частота менее 100/мин;

2 балла – частота более 100/мин.

0 баллов – отсутствует;

1 балл – слабый крик (гиповентиляция);

2 балла – громкий крик.

    Мышечный тонус:

0 баллов – вялый;

1 балл – некоторая степень сгибания;

2 балла – активные движения.

    Рефлекторная возбудимость (оценивается по реакции на носовой катетер или силе рефлекса на раздражение подошв):

0 баллов – отсутствует;

1 балл – слабо выражена (гримаса);

2 балла – хорошо выражена (крик).

    Окраска кожи:

0 баллов – синюшная или бледная;

1 балл – розовая окраска тела и синюшная окраска конечностей;

2 балла – розовая.

Полученные баллы суммируют и оценивают следующим образом:

10 - 8 баллов – удовлетворительное состояние ребенка;

7 - 6 баллов – легкая степень асфиксии;

5 - 4 баллов – асфиксия средней тяжести;

3 - 1 балла – тяжелая асфиксия;

0 баллов – клиническая смерть.

Для определения прогноза повторно оценивают состояние ребенка по шкале Апгар через 5 мин после рождения. Если оценка возросла (при первичной сниженной), то прогноз более благоприятный.

С целью ранней диагностики дыхательных расстройств у недоношенных детей производят оценку по шкале Сильвермана (при рождении через 2, 6, 12 и 24 часа жизни); при этом в баллах оценивают следующие признаки:

    Движения грудной клетки:

0 баллов – грудь и живот равномерно участвуют в акте дыхания;

1 балл – аритмичное, неравномерное дыхание;

2 балла – парадоксальное дыхание.

    Втяжение межреберий:

0 баллов – отсутствует;

1 балл – нерезко выражено;

2 балла – резко выражено.

    Втяжение грудины:

0 баллов – отсутствует;

1 балл – нерезко выражено;

2 балла – резко выражено, держится постоянно.

    Положение нижней челюсти:

0 баллов - рот закрыт, нижняя челюсть не западает;

1 балл – рот закрыт, нижняячелюсть западает;

2 балла – рот открыт, нижняя челюсть западает.

0 баллов – спокойное, ровное;

1 балл – при аускулътации слышен затрудненный вдох;

2 балла – стонущее дыхание, слышное на расстоянии.

16. Гипоксия плода, методы диагностики, лечения.

Гипоксия плода – комплекс изменений в его организме под влиянием недостаточного снабжения кислородом тканей и органов плода или неадекватной утилизации ими кислорода.

Кислородное голодание в различные периоды беременности имеет неодинаковые последствия для эмбриона и плода:

В предимплантационный период гипоксия редко приводит к нарушениям развития оплодотворенной яйцеклетки;

В период органогенеза выраженная гипоксия может сопровождаться замедлением развития эмбриона и появлением аномалий развития;

Кислородное голодание в период фитогенеза обычно приводит к гипотрофии и гипоксии.

По этиопатогенезу выделяют следующие формы гипоксии плода:

1. Артериально-гипоксическая форма:

А) гипоксическая – следствие нарушения доставки кислорода в маточно-плацентарный кровоток:

Дыхательная и ССС недостаточность матери;

Нарушение кислородтранспортной функции материнского гемоглобина (анемия, инактивация повышения сродства к кислороду);

Б) трансплацентарная форма – следствие нарушения газообменной функции плаценты вследствие перфузионной или диффузионной ее недостаточности:

Поздний токсикоз;

Переношенная беременность;

Преждевременная отслойка плаценты;

Экстрагенильные заболевания матери (СД, ГБ, СН и т.п.).

2. Гемическая форма:

а) анемическая форма – следствие сниженного содержания фетального гемоглобина (гемолитическая болезнь плода, фетоматеринская или фетоплацентарная кровопотеря, внутренние кровоизлияния различной локализации);

б) форма нарушенного сродства к кислороду (врожденные, лекарственные, интоксикационные гемоглобинопатии).

З. Гемодинамическая гипоксия:

а) кардиогенная форма – следствие пороков сердца и крупных сосудов, эндокардиального

фиброэлластоза, снижения сократимости миокарда, тяжелых аритмий (гипоксия низкого сердечного выброса);

б) гиповолемическая форма – следствие снижения ОЦК;

в) форма повышенного сосудистого сопротивления – следствие нарушения проходимости сосудов (в т.ч. и пуповины) и реологических свойств крови (повышение вязкости).

4. Смешанная гипоксия - при сочетании 2 и более патогенетических форм кислородной недостаточности плода.

По течению различают:

1) Острую гипоксию плода:

Во время беременности (реже) – при разрыве матки, преждевременной отслойке плаценты;

Во время родов (чаще) – при аномалиях родовой деятельности, выпадении или прижатии пуповины, сдавлении головки плода в полости малого таза.

2) Подострую гипоксию плода – обычно появляется за 1 – 2 дня до родов и характеризуется истощением адаптационных возможностей плода.

3) Хроническую гипоксию плода – при осложненном течении беременности (гестозы, перенашивание, экстрагенитальные заболевания, иммунологическая несовместимость, инфицирование плода и др.). Вызывается длительным недостаточным снабжением плода питательными веществами и нередко сопровождается задержкой развития и роста плода.

Диагностика гипоксии плода:

1. Наблюдение за сердечной деятельностью плода:

1) Аускультация – позволяет выявить грубые изменения ЧСС (тахикардия, брадикардия, аритмия).

2) ЭКГ – изменение и удлинение зубца Р, удлинение интервала РQ, желудочкового комплекса, плоский или отрицательный сегмент ST, расщепление зубца R, и др.

З) ФКГ – изменение амплитуды и нарастание длительности тонов сердца, расщепление их, возникновение шумов.

4) Фазовый анализ сердечной деятельности – изменение фаз сокращения миокарда.

а) начальные признаки внутриутробной гипоксии:

Тахикардия или умеренная брадикардия;

Повышение или понижение вариабельности ритма, низкомодулирующий тип кривой, кратковременная (до 50%) монотонность ритма;

Ослабление реакции на функциональные пробы;

Возникновение поздних децелераций в ответ на сокращение матки;

б) выраженные признаки гипоксии плода:

Тяжелая брадикардия;

Монотонность ритма (свыше 50% записи);

Отсутствие или парадоксальная реакция на функциональные пробы;

Поздние децелерации в ответ на сокращение матки.

Для характеристики КТТ во время родов используют балльную оценку по всем параметрам ЧСС плода.

2. Исследование КЩС крови плода, полученной из предлежащей части плода – показателем гипоксии является снижение рН:

а) в первом периоде родов нижняя граница нормы рН – 7,2;

б) во втором периоде родов – 7,14.

3. Наблюдение за двигательной активностью плода:

а) 5 и более движений в течение 30 мин – состояние плода хорошее;

б) беспокойное шевеление плода, проявляющееся в учащении и усилении его активности – начальная стадия внутриутробной гипоксии

в) ослабление и прекращение движений при прогрессирующей гипоксии.

4. Изучение дыхательных движений плода с помощью УЗИ.

5. Исследование околоплодных вод:

Визуальное – при гипоксии обнаруживают наличие мекония, мекониальное окрашивание вод, уменьшение амниотической жидкости;

Биохимическое – рН.

Для успешной борьбы с гипоксией плода необходимо лечение основного заболевания беременной, обеспечить достаточное снабжение плода кислородом, повысить устойчивость и выносливость его мозговых центров к кислородной недостаточности, создать условия, благоприятствующие течению обменных процессов. Для решения этих задач в первую очередь следует воздействовать на кислородтранспортную функцию плаценты. Это достигается несколькими путями:

Расширением маточно-плацентарных и фетоплацентарных сосудов;

Расслабление мускулатуры матки;

Нормализация реокоагуляционных свойств крови;

Активацией метаболизма миометрия и плаценты.

При лечении гипоксии плода используют следующие группы лекарственных веществ:

1. Эстрогены:

Являются мощными регуляторами маточно-плацентарного кровообращения;

Расширяют прекапиллярные сосуды матки и материнской части плаценты;

Усиливают активность маточно-плацентарного метаболизма;

Повышают проницаемость плацентарных сосудов, увеличивая интенсивность перехода глюкозы и др. питательных веществ к плоду.

2. Сосудорасширяющие и спазмолитические препараты (эуфиллин, теофиллин, компламин, курантин), бета-адреномиметики (партусистен, сальбутамол, изадрин и др.):

Оказывают токолитическое действие (расслабление миометрия и расширение маточных сосудов);

Активируют метаболизм плаценты (стимуляция гормональной активности, ускорение регенерации трофобласта);

3. Реокорректоры и антиагреганты (реополиглюкин, трентал, курантил).

4. Антикоагулянты (гепарин).

5. Вещества, непосредственно влияющие на метаболизм и энергетику плаценты – малые дозы инсулина, витамины (фолиевая кислота, пиридоксин, цианокобаламин, аскорбиновая кислота, токоферол), глюкоза, аминокислоты (глютаминовая кислота, метионин), анаболические средства (сукцинат натрия, оротат калия, инозин) и др.

Возможно применение кислородотерапии в виде ингаляций смесей с содержанием кислорода 50 – 60%, ГБО.

При гипоксии плода необходимо обеспечить покой беременной. При постельном режиме улучшается кровоснабжение матки.

Каждая современная роженица знает, что при записи параметров рожденного ребенка используются величины веса, роста и оценка новорожденного по шкале Апгар.

Если с измерениями роста и веса всё понятно, то по каким критериям выставляется загадочная оценка?

Врач анестезиолог из Америки - Вирджиния Апгар - разработала в помощь своим студентам-реаниматологам специальную таблицу, которая позволяет в первые минуты рождения ребенка максимально четко определить состояние и жизнеспособность малыша.

Цель шкалы - быстро оценить состояние родившегося ребенка на предмет необходимости применения реанимационных мероприятий.

Какие показатели оцениваются?

Состояние новорожденного по шкале Апгар оценивают по пяти основным критериям:

  • Окраска кожи тела, конечностей.

0 - Бледно-синюшный цвет тела и конечностей.
1 - Частично синюшный цвет конечностей.
2 - Здоровый розовый цвет всего тела.

  • Частота сокращений сердца в минуту.

0 - Не присутствует.
1 - До 100 ударов в минуту.
2 - 100 и более ударом в минуту.

  • Рефлексы.

0 - Не реагирует.
1 - Слабая реакция, движения вялые, гримаса на лице.
2 - Активно двигается, кашляет-чихает, кричит.

  • Тонус мышц.

0 - Отсутствует, конечности свисают.
1 - Тонус снижен, наблюдаются слабые движения рук и ног.
2 - Активно выражен тонус конечностей, энергично двигает ручками и ножками.

  • Дыхание.

0 - Не дышит.
1 - Поверхностное, нерегулярное дыхание, слабый крик, дышит замедленно.
2 - Нормально дышит, громко кричит.

По каждому критерию врач-акушер и неонатолог дают ребенку 0, 1 или 2 балла. Конечная цифра является суммой баллов по всем параметрам таблицы Апгар.

Оценка состояния ребенка по шкале Апгар ставится в 1-ю минуту после рождения плода. Второй балл – это те же параметры, оцененные на 5-й минуте.

Иногда при очень низких показателях, доктора дают третью оценку на 10-й минуте самостоятельной жизни новорожденного. Родителям, как правило, сообщают двойной балл, например, 7/9.

3 и менее балла по шкале говорят о неблагоприятном состоянии ребенка и необходимости специальных мероприятий по жизнеобеспечению.

7 баллов и выше – ребенок в норме, жизнеспособен, имеет хорошие шансы постепенно адаптироваться к самостоятельной жизни.

Расшифровка шкалы Апгар

Оценка состояния новорожденного помогает медикам в случае необходимость быстро принять меры по жизнеобеспечению ребенка:

  • От 0 до 2-х баллов.

Жизнеспособность ребенка находится под угрозой. Требуются незамедлительные реанимационные мероприятия.

При оказании своевременной профессиональной помощи младенец показывает лучший результат по Апгар через 5 и 10 минут после рождения.

Впоследствии малышу понадобится более тщательный уход и наблюдение. Однако считается, что и «двоечники» в дальнейшем способны стать физически крепкими и умненькими детками.

Так оценивают обычно недоношенных деток. Если на 5-й минуте состояние не улучшается, требуется реанимация, а также особое внимание и уход в первые недели жизни.

Состояние новорожденного считают удовлетворительным. Ребенку потребуется внимательное наблюдение со стороны медиков в первую неделю жизни.

Если состояние на 5-й минуте жизни улучшилось до 7-8 баллов по шкале Апгар, то пребывание в реанимации не требуется.

Оптимизированная оценка жизнеспособности ребенка. Малыш хорошо перенес роды, не входит в группу риска. Врачи следят лишь за тем, чтобы наладился процесс кормления и набора веса.

Если у мамы достаточно молока и ребенок прибавляет в весе, то его состоянию ничто не угрожает.

  • 10 баллов.

Высшая оценка по шкале Апгар. При естественных родах ребенок редко получает высший балл по всем показателям.

Оценка по шкале Апгар 9/9 считается отличным результатом. Русские врачи не ставят 10 попросту, чтобы не сглазить. В отчетах иностранных акушеров чаще можно встретить цифру 10.

Считается, что у «кесарят» при равных условиях беременности оценка по Апгар может быть выше, поскольку им не пришлось пережить стресс, связанный с прохождением через родовые пути.

В 1963 году педиатр Йозеф Буттерфильд использовал буквы фамилии Вирджинии Апгар как аббревиатуру для лучшего заучивания таблицы значений шкалы Апгар.

Это мнемоническое правило помогает англоязычным специалистам держать в памяти все графы таблицы Апгар:

  1. A ppearance – вид.
  2. P ulse – частота пульса
  3. G rimace – выражение лица, рефлексы.
  4. A ctivity – движения.
  5. R espiration – дыхательная активность.

Акронимы такого же характера существуют и среди специалистов немецкой и испанской языковой среды.

В американском английском появился неологизм расшифровывающий аббревиатуру APGAR - American Pediatric Gross Assesment Record (Общая Американская педиатрическая система оценки). Речь, конечно, же идет о системе оценивания новорожденных знаменитой среди акушерства всего мира.

В англоязычной среде действует также другой принцип упрощенного запоминания данных шкалы Апгар - H ow R eady I s T he C hild (насколько подготовленным является ребенок)

  • H eart rate – частота сердцебиения.
  • R espiratiry effort – дыхательная активность.
  • I rritability – рефлекторная реакция на раздражители.
  • T one – тонус мышц.
  • C olor – окраска кожных покровов.

Почему здоровый ребенок при легких родах не получает оценку 10 баллов по шкале Апгар?

Каждый ребенок индивидуально переживает процесс адаптации к самостоятельной жизни вне маминого организма. Оценивание жизнеспособности по данной таблице считается объективной, но существуют и субъективные факторы:

  1. Для того, чтобы кровеносная система малыша полноценно самостоятельно заработала, необходимо время – минут 5. До истечения этого времени ручки и ножки могут сохранять синюшную окраску.
  2. Встречаются случаи, когда малыш-здоровяк получает низкий балл по Апгар только потому, что не кричит, а с интересом и внимательно рассматривает новую обстановку, в которую он попал.
  3. Профессионализм врача также влияет на анализ ситуации первых минут после родов. Это лишь некий тест на физиологические критерии жизнеспособности младенца.

Расшифровка оценки по шкале Апгар не влияет на физическое развитие и интеллектуальную полноценность ребенка.

На первом году жизни баллы при рождении ребенка 8/8 или другие возможные сочетания оценок будут интересовать педиатра, детского невролога и других узкоспециализированных детских докторов.

Едва появившись на свет малыш получает первую в своей жизни оценку. Оценку по шкале Апгар. Ставят ее малышу врачи, оценивая его состояние сразу после рождения. Оценка чрезвычайна важна для малыша и его мамы. От этой оценки будут зависеть дальнейшие действия врачей и то, каким будет уход за ребенком в первые дни, а может быть, и годы жизни. От количества баллов присвоенных по шкале Апгар зависит будет ли малышу оказано повышенное внимание или особая забота, потребуется ли ему помощь врачей.

Что же такое оценка по шкале Апгар? По каким параметрам оценивают малыша и на основании каких данных присваивают ему то или иное количество баллов, а главное, о чем эти баллы говорят? Многие ошибочно думают, что оценка по шкале Апгар показывает уровень умственного развития малыша, а некоторые даже полагают, что с помощью баллов врачи оценивают внешность крохи... Но это, конечно, не так. Оценка по шкале Апгар говорит лишь о состоянии здоровья малыша в первые секунды и минуты его жизни.

Шкала Апгар была предложена американским врачом-анестезиологом Вирджинией Апгар в 1952 году. Поэтому и система оценки носит ее фамилию. Изначально, такая система была разработана для среднего медперсонала, чтобы они могли определить, какому малышу нужен особый медицинский уход. Для того чтобы присвоить крохе оценку никаким тестам и исследованиям, его, конечно, не подвергают. Врач просто осматривает новорожденного, проверяет его реакцию, прослушивает ритм сердца, наблюдает за первыми движениями и присваивает 0, 1 или 2 балла после оценки каждого из главных показателей. Но обо всем по порядку. Как же начисляются баллы по шкале Апгар?

Состояние малыша, который только что появился на свет, оценивают по следующим показателям:

  • сердцебиению,

    мышечному тонусу,

    рефлексам и цвету кожных покровов.

Каждый из этих показателей получает оценку врача по системе Апгар. 0, 1, или 2 балла. Таким образом в сумме это складывается в общую оценку по шкале Апгар. Максимально возможная оценка - 10 баллов, она ставится в том случае, если по всем показателям состояние ребенка на момент рождения идеальное. Надо сказать, что такая оценка - большая редкость. Только 10 процентов новорожденных получают столь высокую оценку в первые секунды своей жизни. Оценку врачи ставят спустя несколько секунд после появления ребенка на свет, а также спустя 5 минут после рождения. А потому всегда молодой мамочке говорят две цифры, к примеру, 8/9 баллов. При этом очень важно, чтобы разница между первой и второй оценкой была 1-2 балла - это говорит о хорошей динамике в работе основных показателей состояния малыша.

Рассмотрим же каждый из основных показателей, за которыми наблюдают врачи, оценивая состояние малыша по системе Апгар.

    Дыхание малыша. Новорожденный может делать до 40–45 дыхательных движений в минуту. Такая активная работа дыхательной системы оценивается по максимуму - 2 балла. При этом едва появившись на свет малыш громко кричит. Это говорит о хорошей работе легких. Если же кроха только плачет, но не кричит, а его голосок дрожит и дыхание медленное - врач ставит 1 балл за работу дыхательной системы. Если малыш не дышит и не издает никаких звуков - ставится 0 баллов.

    Сердцебиение. У малыша, только появившегося на свет, сердце бьется очень быстро, ведь роды - это тяжелая работа не только для мамочки, но и для младенца, который торопится увидеть этот мир! Сердце крохи в момент рождения делает до 130–140 ударов в минуту. Если частота сердцебиения свыше 100 ударов в минуту - работе сердца дают 2 балла. Если же крохе не хватало кислорода в утробе, либо поступление кислорода было нарушено во время тяжелых родов - малыш дышит медленно и частота его сердцебиения не высока. Врачи ставит 1 балл. Если же пульс отсутствует - работа сердца получает 0 баллов.

    Мышечный тонус. Как правило, у новорожденных повышен тонус мышц. Это связано с тем, что на протяжении длительного времени, 9 месяцев, ребенок находился в единственно возможной позе - его голова была приведена к груди, руки согнуты в локтях, пальчики сжаты в кулачки, а ноги согнуты в коленных и тазобедренных суставах. Поэтому после появления на свет, когда необходимость сохранять позу эмбриона отпадает и ребенок обретает долгожданную свободу - движения его очень хаотичны, очень резки. Ребенок размахивает руками и дергает ножками. Такая двигательная активность говорит о нормальном состоянии мышечного тонуса и оценивается в 2 балла. Если же и после появления на свет, ноги и руки малыша согнуты, а движения редкие и медленные - врач ставит 1 балл. Если малыш совсем не двигается - 0 баллов.

    Рефлексы. С самого рождения у крохи начинают работать безусловные рефлексы. Такие как крик или первый вдох. Если основные безусловные рефлексы проявляются сразу - это 2 балла. В том случае когда рефлексы вызваны специалистами, но не сразу - 1 балл. Если же рефлексов у малыша нет - 0 баллов.

    Цвет кожных покровов. У новорожденного в идеале цвет кожи должен быть от бледно розового до ярко розового. Это говорит о нормальной циркуляции крови. При этом врач оценивает и цвет слизистых оболочек рта, губ, ладони и подошвы ног. Если у малыша цвет ножек и ручек слегка синюшный - ставится 1 балл. Если же все тело младенца равномерно бледное или синюшное - 0 баллов.

Оценку по шкале Апгар в первые секунды жизни малыша врач должен сделать очень быстро, буквально за несколько секунд, ведь от этого может зависеть и жизнь младенца. Так, состояние детей, которые набирают от 7 до 10 баллов считается хорошим, или даже отличным, деткам с такой оценкой нужен лишь обычный уход. Тем, кто набрал от 4 до 6 баллов - могут потребоваться некоторые реанимационные процедуры. Если же результат ниже 4 баллов - малышу необходимо экстренное оказание медицинской помощи.

В медицинской литературе система оценки состояния ребенка по шкале Апгар приведена в виде довольно простой таблицы, которая все расставляет по своим местам:

Критерии для оценки по шкале Апгар

0 баллов

1 балл

2 балла

Окраска кожного покрова

Бледность или цианоз (синюшная окраска)

Розовая окраска тела и синюшная окраска конечностей (акроцианоз)

Розовая окраска всего тела и конечностей

Частота сердцебиений за 1 минуту

Отсутствует

<100

>100

Рефлекторная возбудимость (реакция малыша на введение носового катетера)

Не реагирует

Реакция слабо выражена (гримаса, движение

Реакция в виде движения, кашля, чиханья, громкого крика

Мышечный тонус

Отсутствует, конечности свисают

Снижен, некоторое сгибание конечностей

Выражены активные движения

Дыхание

Отсутствует

Нерегулярное, крик слабый

Нормальное, крик громкий

В зависимости от количества баллов, которые даны малышу при рождении, можно оценить его общее состояние на момент появления на свет:

10-7 баллов - оптимальное состояние.

5-6 баллов - легкие отклонения в состоянии малыша.

3-4 балла - средние отклонения в состоянии малыша.

0-2 балла - серьезные отклонения в состоянии крохи.

Нужно сказать, что оценка по шкале Апгар дает характеристику лишь главных показателей на момент рождения и не имеет ничего общего с общим состоянием здоровья малыша. И уж тем более не говорит о его дальнейшем умственном развитии! И если ребенок получил 7 по шкале Апгар - это вовсе не означает, что он в дальнейшем будет слабее малыша, получившего 7. Высокая оценка говорит лишь о том, что на момент рождения малыш хорошо дышит, громко кричит, имеет розовый цвет кожи и активно двигается. На каждый из основных показателей могут повлиять тяжелые роды. К примеру, недостаток кислорода при тяжелых родах, когда малыша долго «тянут» специальными щипцами, может вызвать гипоксию (нехватку кислорода), что повлияет на цвет кожных покровов, на громкость крика младенца. Однако, при проведении специальных реанимационный процедур - жизненные показатели придут в норму. Кроха станет розовым, будет мирно и спокойно дышать и о низкой оценке никто и не вспомнит!

Статью подготовила Михеева Наталья.

В первые минуты после рождения оцениваются показатели жизнеобеспечения малыша. Это определяет необходимость реанимационной помощи и последующие врачебные действия.

Описание

Оценка новорожденного по шкале Апгар позволяет охарактеризовать жизнестойкость младенца при появлении на свет. Методика разработана в середине прошлого века врачом-анестезиологом и применяется уже больше 65 лет. Название соответствует фамилии Вирджинии Апгар – специалиста, предложившего быструю оценку основных жизненных показателей, но имеет двойной смысл. Оно складывается из первых букв следующих критериев в переводе на английский:

  • Цвет кожного покрова – Appereance;
  • Частота сердечных сокращений – Puls;
  • Врожденные рефлексы, выраженные мимически – Grimace;
  • Мышечная активность – Activity;
  • Дыхание – Respiration.

Оценка каждого из пунктов дается по балльной системе от 0 до 2, где:

  1. 0 означает отсутствие признака;
  2. 1 – признак слабо выражен;
  3. 2 – является нормой, предполагает яркую выраженность.

Все баллы суммируются, в случае низкой оценки врачи принимают решение о проведении неотложных мер: искусственной вентиляции легких, переливания крови, помещения в бокс для поддержания функций жизнеобеспечения.

Проверка всех показателей проводится в течение первой минуты жизни, чтобы успеть оказать помощь. На пятой минуте дают повторную оценку, которая характеризует процесс приспособления малыша к новой среде.

Результат обеих проверок записывают в виде пары цифр, вторая из которых обычно выше, но может и не меняться. Данные указывают в документах для выписки младенца, они могут использоваться в течение первых 12 месяцев жизни.

Исследуемые показатели

Оценку состояния жизненных показателей по шкале Апгар проводит врач, чаще всего результат позволяет определить степень гипоксии плода. Процедура должна проходить достаточно быстро, т. к. при значительных отклонениях от нормы требуется оказание первой помощи, промедление в критической ситуации может стоить жизни малыша.

Дыхание

В норме частота дыхания у новорожденного от 40 до 45 в мин., слышен громкий плач. Оценка снижается, если оно неровное или медленное, вместо крика наблюдается дрожание голоса. Малышу дается кислород с помощью специальной установки. Критическая ситуация характеризуется отсутствием дыхания и требует безотлагательных мер по его восстановлению, подключения к аппарату ИВЛ.

Частота биения сердца

Сразу после прохождения через родовые пути сердцебиение должно быть учащенным из-за большой нагрузки на организм младенца. Максимальная оценка дается, если ЧСС составляет более 100 уд/мин, чаще всего – от 130 до 140. При ограниченном получении кислорода дыхание замедляется, сердцебиение становится реже, до 100 уд/мин, выставляется 1 балл. Нулевая оценка отражается при отсутствии сердечных сокращений.

Тонус мышц

Обычно у новорожденных детей повышен мышечный тонус. Во время внутриутробного развития плод расположен в одной позе. После рождения он чувствует свободу, начинает хаотично совершать резкие движения, что является признаком хорошего мышечного тонуса. Может наблюдаться сгруппированность с плотным прижатием конечностей к туловищу, как в утробе матери.

1 балл ставится, если малыш держит ручки и ножки согнутыми, изредка совершая слабые движения, либо почти не оказывает сопротивление при попытке врача разогнуть конечности. При нулевой активности баллы не насчитываются.

Рефлексы

Безусловные рефлексы должны срабатывать сразу после рождения, выражаются в крике и первом вдохе и означают высокую оценку. Если они проявляются спустя некоторое время или в результате оказания медицинской помощи, к общей сумме прибавляют 1 балл. Нулевой показатель выставляется при полном отсутствии рефлексов.

Цвет кожи

В норме кожа новорожденного должна быть различных оттенков розового цвета, что подтверждает нормальную работу кровообращения. Чаще он наблюдается у детей, извлеченных в результате кесарева сечения, т. к. они не подвергаются риску гипоксии, возможном во время прохождения через родовые пути. Оценка снижается при незначительной синюшности ладоней, ступней, слизистой в ротовой полости, губ. Не начисляются баллы в случае синюшного, бледно-голубого окраса значительной части кожных покровов.

Оценочная таблица

Характеристику жизненно важных показателей дают на основе данных, которые содержит таблица.

Показатели Шкала баллов
0 1 2
Цвет кожи Большая часть кожи бледная, синюшная Основная часть кожи розовая, есть синюшность конечностей Все тело розового цвета
Сердечные сокращения Отсутствуют До 100 уд/мин Выше 100 уд/мин
Нет реакции при введении катетера в носовые ходы При введении катетера в носовые ходы реакция выражена слабо Яркая реакция при введении катетера в носовые ходы – чихание, движения, кашель
Мышечная активность Тонус не наблюдается, конечности свободно свисают Тонус слабый, но есть не сильно выраженное сгибание рук, ног Наблюдается хорошая двигательная активность
Дыхание Не наблюдается Прерывистое, сочетается со слабым криком Нормальное, сочетается с громким криком

Все критерии оценивают, полученные баллы суммируют, результаты определяют последующие действия врачей.

Значение суммы баллов

Максимально возможная оценка равняется 10, но ставится довольно редко (у 10-15% новорожденных). Такой показатель считается идеальным, в отечественной практике встречается очень редко (в силу менталитета, уровня здравоохранения). Зарубежные специалисты чаще указывают максимальные баллы. Причины для снижения оценки есть даже у абсолютно здоровых детей (синюшный цвет кожи на стопах и кистях).

Сумма баллов не является показателем хорошего или плохого здоровья, возможного диагноза, не дает характеристику уровня умственного развития, она отражает жизнеспособность организма. Результат не оказывает значительного воздействия на будущее младенца, если не приближен к нолю.

Экспресс-метод направлен на диагностику текущего состояния организма, помогает определить, нужна ли неотложная медицинская помощь.

Возможные показатели и их значение:

  • 0-3, 3-3 – критическое состояние тяжелой асфиксии, требуются неотложные меры по реанимации.
  • 4-5 – нужно пристально наблюдать за динамикой показателей жизнеобеспечения. Цифры свидетельствует о средней степени асфиксии.
  • 6-7 – легкая степень асфиксии, не представляет угрозы для жизни ребенка.
  • 7-7, 7-8 – средний уровень состояния, не требует тщательного наблюдения.
  • 8-8 – состояние здоровья выше среднего, все показатели проявлены, некоторые выражены слабо, но не критичны.
  • 8-9, 9-10 – так оценивается хорошее состояние, основные системы и рефлексы новорождённого работают слаженно.

Если первая оценка низкая, врачи предпринимают меры для нормализации показателей. Если на пятой минуте жизни она не повысилась хотя бы до 7 баллов, наблюдение продолжают до достижения данного уровня. Обычно изменения фиксируют в течение четверти часа.

Если оценка не поднялась выше 6 баллов, младенца переводят в стационар, а выписывают после улучшения состояния новорожденного. Восстановление нарушенных функций нервной системы возможно через некоторое время даже в случае низкого значения показателя по шкале.

Причины низкой оценки

Низкие показатели наблюдаются чаще из-за кислородного голодания. Оно возникает из-за хронической гипоксии, обусловленной неблагоприятным течением беременности, возможными пороками развития у плода. Острая нехватка кислорода бывает из-за осложнений во время родовой деятельности, асфиксии плода, неправильных потуг.

Важно соблюдать указания врачей по напряжению, расслаблению мышц, правильному дыханию. Низкая оценка бывает у большинства недоношенных детей, перенесших травму, инфекционное заболевание. Значительное влияние оказывают вредные привычки, образ жизни, питание женщины во время беременности.

Вывод

Оценка состояния малыша по шкале Апгар важна в первые моменты после рождения, но не может означать наличие патологических процессов в организме. Для выявления системных нарушений и постановки диагноза необходимы дополнительные исследования: осмотр, сбор и проверка анализов, УЗИ.

В течение первого года развития грудничка педиатр может интересоваться результатом по шкале Апгар в случае частых заболеваний, низкого иммунитета, нарушений в развитии нервной системы. Позднее данные цифры остаются историей, наподобие роста и веса малыша при рождении.

Первый месяц жизни ребенка – период новорожденности – самое сложное и трудное дня него время. В свою очередь, наиболее ответственный этап этого месяца – первая неделя, а в ней – первые часы жизни. Период новорожденности – это время наиболее интенсивного приспособления ребенка к условиям внешней среды. Сразу же, с первой минуты, здесь все для него непривычно: другой способ дыхания, питания, другая температура, множество новых раздражителей. Благополучная адаптация на первом году жизни во многом определяет состояние здоровья ребенка не только на протяжении последующих месяцев, но и многих лет жизни.

У детей, рожденных здоровыми матерями в физиологических родах, период адаптации, как правило, протекает относительно гладко, однако таких малышей сейчас рождается не более 30% процентов. Подавляющее большинство новорожденных относится к «группе риска». Это означает, что они нуждаются в тщательном, иногда длительном наблюдении врач и особо внимательном материнском уходе. При этих условиях они полностью осваиваются в новой среде и приобретают все шансы расти здоровыми. Сразу после рождения ребенка взвешивают, измеряют его рост, окружности головы и груди. Это очень важные критерии его физического развития. Помимо показателей физического развития новорожденного, принято оценивать и степень его зрелости к моменту рождения. Зрелый малыш – это ребенок готовый к внеутробной жизни.

Существуют внешние критерии зрелости:

  • Достаточное развитие подкожной клетчатки;
  • Эластичная розовая кожа;
  • Плотные кости;
  • Телосложение, характерное для доношенного ребенка.

Но еще более важна функциональная зрелость ребенка- готовность всех его органов и систем к внеутробному существованию. О ней судят, в частности, по тому, насколько выражены у ребенка самые важные врожденные рефлексы, насколько устойчивы ритмы сердцебиения и дыхания, достаточна ли двигательная активность, готовность к перевариванию пищи и т.д.

Для определения состояния новорожденных, а также для оценки их физического развития существуют специальные критерии. В родильных домах обычно пользуются шкалой Апгар, по которой основные показатели состояния ребенка оценивается в баллах. Максимально возможный балл – 10, но это редкость, чаще бывают 9-8 баллов, что тоже вполне хорошо. Не надо огорчаться, если ребенок получил меньшую оценку. При хорошем уходе и, если необходимо, лечении, он свое наверстает!

Хорошими показателями веса (массы) и роста (длины тела) для мальчиков считаются 3500-3700г и 50-52 см, для девочек- 3200-3400 ги 48-50 см.

Окружность головы у здорового новорожденного обычно составляет от 34-до36 сми на 2-2,5 смпревышает окружность груди.

У преждевременно родившихся детей показатели физического развития зависят от степени их недоношенности.

Переходные состояния

Первый месяц – это время появления так называемых «переходных состояний», то есть ситуаций как бы на грани здоровья и болезни.

  • В первые дни жизни происходит потеря массы тела, которые врачи называют физиологической, то есть естественной. Ее основная причина в том, что организм новорожденного использует запасы пищевых веществ, полученных еще внутриутробно, то есть расходует свои «внутренние резервы». В норме такая потеря веса после рождения не превышает 3-5% массы тела. К 10 дню жизни ребенок восстанавливает свой первоначальный вес, а затем вес тела увеличивается. Если малыш потерял более 200-250 ги не восстановил потерю к 10-12 дню жизни, – его надо обязательно показать врачу.
  • Часто тревожит родителей то, что кожа ребенка вдруг приобретает желтушный (иктеричный) оттенок. Если желтуха выражена очень слабо, появилась на третий день жизни или позже, не нарушает состояния ребенка и исчезает к 7-10 дню, то это – «физиологическая желтуха». Оснований для тревоги нет, так как это явление обусловлено време­нной незрелостью ферментной систе­мы печени. Но если желтуха – даже слабая – затягивается на более длительный срок, вопрос о необходимости обследования ребенка (иногда в стационаре) должен решать врач.
  • Половой криз – одно из переходных состояний у новорожденного. Проявля­ется он увеличением грудных желез и отечностью наружных половых органов у мальчиков и у девочек. Иногда из грудных желез выделяется похожая на молоко жидкость, а у девочек появля­ются слизистые или кровянистые выде­ления из половой щели. Это – реакция организма на освобождение его от материнских гормонов.
  • Припухлость грудных желез обычно не требует лечения. Если она выра­жена значительно, можно нало­жить согревающую ватно-марлевую повязку. При наличии выделений из половых ор­ганов у де­вочки ее не­обходимо осо­бенно тщательно подмывать слабо-ро­зовым раствором марганцовокис­лого калия («марганцовки») или слабым настоем ромашки – несколько раз в день и обязательно – после стула (дефека­ции). Девочку всегда подмывают, напра­вляя струю воды спереди назад.
  • К переходным состояниям относят также транзиторное, то есть быстро про­ходящее и незначительное, изменение (повышение или понижение) температу­ры, покраснение кожи, появление белых бугорков («милий») на носу. Все это до­вольно скоро проходит само собой и не причиняет ребенку заметного бес­покойства.


Пупочная ранка

Один из важнейших процессов у но­ворожденных – отторжение пуповинного остатка и заживление пупочной ран­ки. После накладывания при рождении металлической или пластмассовой скоб­ки у здорового ребенка происходит спонтанное отпадение остатка пупови­ны на 3~5 сутки жизни.

Обычно к моменту выписки ребенка домой (на 4-6 сутки) пупочная ранка по­крыта кровянистой корочкой. Уход за этой ранкой – один из важнейших момен­тов гигиены новорожденного ребенка. Обрабатывать корочку надо два раза в день (утром и вечером, после купания) спиртсодержащим антисептиком (напри­мер, 2% раствором бриллиантовой зеле­ни или 1% раствором хлорофиллипта).

Обычно корочка с пупочной ранки от­падает к 12-14 дню жизни ребенка. Если корочка сохраняется к концу 3-й недели или если после ее отпадения вновь появ­ляются выделения из ранки – нужен совет врача.

Корочки на голове

Корочки на голове малыша являются минимальным проявлением пище­вой аллергии. Как только ребенку будут подобраны правильный гигиениче­ский режим и питание, корочки пройдут сами. Категорически нельзя сче­сывать корочки расческой, это может травмировать нежную кожу ребенка. Можно намазать голову малыша стерильным растительным маслом, подо­ждать и, когда корочки размягчатся, осторожно удалить их ватным тампо­ном или мягкой губкой во время мытья головы.

Купание

Основная гигиеническая процедура для грудного ребенка – ежедневное ку­пание, которое, помимо гигиени­ческих целей, обеспечивает еще и мягкое закаливание.

Для купания новорожденного вам потребуется:

  • Специальная детская ванночка (пластмассовая или металлическая);
  • Кувшин для ополаскивания;
  • Термометр для воды;
  • Махровая варежка для намыливания.

Лучше всего купать малыша в одно и то же время перед одним из вечерних корм­лений. Температура воды должна быть комфортной – 36 _ 37°С. Сам процесс купания по времени зани­мает 5-7 минут. Важно промыть все складочки (рукой, намыленной дет­ским мылом). Махровой намыленной ру­кавичкой тельце и головку ребенка доста­точно мыть один – два раза в неделю.

Пока не отпала корочка с пупочной ранки, в воду добавляют 5% раствор марганцовокислого калия (до слабо-­розового цвета). Если у ребенка есть опрелости, сыпь, раздражение ко­жи, полезно добавлять в воду на­стой ромашки, отвар дубовой ко­ры. После купания и осторожного обсушивания на пеленальном столике складки кожи смазывают детским кре­мом, косметическим или стерильным рас­тительным маслом, припудривают дет­ской присыпкой.

Помимо вечернего купания, ребенку необходим утренний туалет – перед вторым кормлением, в 8.30-9.30 утра. Лицо и ручки ребенка при этом умывают ваткой с теплой (35-36°С) кипяченой водой, затем обсушивают марлевой (или одноразовой бумажной) салфеткой. Глазки промывают кипяченой водой – от виска к носу, каждый глаз – отдельной стерильной ваткой. Носовые ходы очи­щают ватными фитильками, слегка смо­ченными стерильным растительным мас­лом. Завершается утренний туалет ре­бенка смазыванием складок (после подмывания) детским кремом или маслом.

И девочек, и мальчиков необходимо подмывать после дефекации, затем осторожно обсушивать чистой пеленкой область половых органов и смазывать ее 2-3 раза в день – детским кремом или нейтральным маслом (стерильным вазелином или растительным). Можно использовать присыпку.

Косметические средства для ухода за кожей новорожденных

Кожа детей грудного возраста отличается характерными особенностями: у нее тонкий поверхностный слой, густая сосудистая сеть, неразвитые выводящие протоки потовых желез. Кроме того, у детей первых 6 месяцев жизни в коже отсутствуют эластичные волокна, которые формируют­ся только к 2 годам. Их отсутствие компен­сируется большим количеством влаги, которая обеспечивает защиту кожи от ме­ханических повреждений.

Проницаемость кожи у детей первых 2~3 лет жизни значительно выше, чем у взрослых, поэтому многие наружные ле­карственные средства не применяются во избежание токсического действия на орга­низм. Установлено, что проницаемость ко­жи значительно меняется при ее воспале­нии. Вещества, в норме не проникающие через кожу, свободно «проходят» через нее при любых повреждениях. Проницае­мость кожи увеличивается и с повышением ее влажности.

Обилие в коже капилляров, своеобраз­ное строение сосудистой стенки у новорож­денных позволяют микробам легко про­никать через нее. Загрязнение кожи сказы­вается на общем состоянии ребенка. Но­ворожденный остро воспринимает раздра­жение кожи, что часто является причиной беспокойства, нарушения сна и аппетита. Дети, предрасположенные к аллергии, реа­гируют на все компоненты применяемой косметики, что обусловливает жесткость от­бора средств для ухода за кожей.

Таким образом, кожа грудного ребенка нуждается в дополнительной защите, кото­рую может обеспечить только специальная косметика.

Детская косметика – это особый вид кос­метической продукции, предназначенной для ежедневного ухода за тонкой и чувст­вительной кожей ребенка, ее защиты от различных неблагоприятных факторов. Действие этой косметики направлено на со­хранение естественного защитного слоя ко­жи и профилактику кожных заболеваний.

Главное требование, предъявляемое к детской косметической продукции, – это безопасность. При использовании средств для взрослых, ребенок подвергается риску развития контактного дерматита вследст­вие раздражения кожи химическими ком­понентами.

Эффективность применения любого средства зависит от локализации воспале­ния, его характера, глубины и распростра­ненности. Общее правило гласит: чем ост­рее воспаление кожи, тем более щадящим должно быть действие косметики.

По глубине воздействия современные средства можно распределить в порядке возрастания так: присыпки, примочки, взбалтываемые средства, мази, компрес­сы, кремы, пластыри.

В уходе за ребенком часто используют­ся присыпки – порошкообразные вещества, подсушивающие и обезжиривающие кожу, предохраняющие от опрелостей и раздра­жения особо чувствительные ее места.

Применяя присыпку, необходимо со­блюдать некоторые правила. Присыпка обычно используется после купания или подмывания ребенка для удаления излиш­ка влаги из складочек кожи. Нельзя на­носить это средство непосредственно на кожу. Небольшое количество присыпки наносится на ватный тампон или на ла­донь, затем припудривается кожа ре­бенка. Излишек присыпки необходимо удалять с поверхности кожи. Не следует применять это средство вместе с маслами или кремами.

В уходе за новорожденным существен­ное место занимают жировые компоненты, питающие и смягчающие кожу. Известно, что жиры и растворенные в них вещества хорошо проникают через кожу, поэтому жирные вещества входят в состав космети­ческих средств, в том числе детских. Жир, нанесенный на кожу, усиливает ее крово­снабжение, ускоряет рассасывание уплот­нений, восстанавливает эластичность. Во избежание раздражающего действия при­меняемые жиры как животного, так и рас­тительного происхождения должны быть химически нейтральны. В косметических линиях обычно преобладает такая лекар­ственная форма, как крем. Как правило, он содержит, наряду с высококачествен­ным животным жиром и растительным мас­лом, водную фазу, представляя собой эмульсию, в которой частицы воды нахо­дятся в масле, и наоборот. Действие тако­го состава на кожу зависит от пропорции масла и воды. Смесь типа «масло в воде» поглощает и испаряет воду, поэтому она, охлаждая кожу, устраняет воспалительные проявления. Такие кремы хорошо перено­сятся, смягчают и питают кожу.

Кремы типа «вода в масле» обладают менее выраженным охлаждающим эффек­том, не сушат, но хорошо питают кожу, восстанавливая ее свойства. Использовать эти кремы целесообразно при поверхност­ных воспалительных процессах, протека­ющих с сухостью кожи.

Косметические масла целесообразно использовать для удаления загрязнения с поверхности кожи ребенка либо, при не­обходимости, для массажа. Не следует ис­пользовать косметические масла для ув­лажнения кожи – для этого лучше приме­нять специальные увлажняющие кремы и молочко. Не следует использовать жирные средства при воспалении и опрелости.

При выборе косметического средства всегда лучше проконсультироваться с врачом.

Цветки ромашки содержат эфирное масло, в состав которого входит более 40 органических компонентов и множество микроэлементов. Они применяются в каче­стве спазмолитического, противовоспали­тельного и антисептического средства.

Череда обладает высоким содержа­нием аскорбиновой кислоты, дубильных веществ и применяется в дерматологии в качестве противоаллергического и проти­вовоспалительного средства, а также при гнойничковых заболеваниях кожи.

Основное действие календулы – бак­терицидное, противовоспалительное, ранозаживляющее. Она также обладает противогрибковой и даже противовирус­ной активностью.

Зародыши пшеницы – мощный сти­мулятор роста и деления клеток. Высокое содержание крахмала и витаминов в них оказывает защитное, ранозаживляющее и смягчающее действие.

Одноразовые подгузники

В последние годы большое распростра­нение во всем мире получили одноразо­вые подгузники. По мнению большинства врачей, их использование является поло­жительным фактором. Надо только поча­ще менять их, так как влага ослабляет кожу, делает ее более уязвимой, а чем дольше выделения ребенка соприкасают­ся с кожей, тем больше вероятность ее по­вреждения.

Распространенное мнение, что в первые две недели нужно пользоваться только марлевыми подгузниками, неверно. В них кожа может оставаться влажной, а ново­рожденный еще не умеет дать понять, что ему неудобно или неприятно. Одноразо­выми подгузниками можно пользоваться с первых дней жизни малыша.

Как правильно сменить подгузник

Подгузники надо менять, когда они мокрые или грязные.

Для этого надо приготовить: чистый одноразовый подгузник, немного воды и ваты, сал­фетку, детский лосьон или масло. Могут пригодиться не содержащие алкоголь детские влажные салфетки. Все должно быть приготовлено заранее. Нельзя оставлять малыша без присмотра на столике для пеленания!

Для смены подгузника надо:

  1. Положить малыша на без­опасную, ровную поверхность. Расстегнуть и развернуть ис­пользованный подгузник, осто­рожно приподнять малыша за ножки одной рукой, а другой - снять старый подгузник.
  2. Перед тем как надеть новый подгузник, вымыть кожу малыша мягким мылом, сполоснуть водой, насухо промокнуть салфеткой и, если это рекомендовано врачом, нанести лечебный крем или мазь, содержащую цинк.
  3. Подложить чистый подгузник под попку малыша. Опустить ножки ребенка. Надеть подгузник. Закрепить его, накле­ив многоразовые застежки на цветную полоску спереди подгузника. Многора­зовые застежки можно откреплять и за­креплять несколько раз, регулируя при­легание подгузника.

Меняя ребенку подгузник, следует обратить внимание на характер стула. У новорожденного ребенка в первые 3 дня жизни отходит первородный кал -меконий (зеленовато-коричневого цве­та). В последующие дни при грудном вскармливании стул приобретает золо­тисто-желтый цвет, кисловатый запах, консистенция его обычно сметанообразная. При грудном вскармливании стул обычно бывает 5-7 раз в сутки, при сме­шанном и искусственном – реже и обыч­но – более густой консистенции.