Когда ребенок учится жевать пищу. Ребенок не хочет жевать – в чем причина? Привлечение малыша к процессу приготовления еды

Многие мамы, при переводе малыша на твёрдую пищу, жалуются на то, что он совершенно ничего не жуёт.

Одни говорят, что у их ребёнка не получается это делать, другие – что он умеет, но просто не хочет и ленится, а третьих беспокоит то, что малыш очень непоседливый и не может проявить даже чуточку терпения, чтобы как следует всё прожевать.

Как бы то ни было, эта проблема может встречаться даже у детей 4-5 лет и в более старшем возрасте.

Приведём основные способы того, как научить ребёнка жевать твёрдую пищу.

Под навыком жевания подразумевают умение малыша самостоятельно измельчать твёрдую пищу во рту и глотать её. Считается, что чем раньше сформируется этот навык, тем лучше.

Когда у грудничка начинают чесаться дёсны и он тянет всё в рот, пытается кусать и грызть – это и есть период для развития умения жевать.

Родителям важно не пропустить это время и, ещё до появления первых зубов, давать малышу прорезыватели, сушки, чтобы он, с помощью твёрдых предметов, понемногу привыкал прилагать усилия для жевания, напрягая нужные мышцы.

Почему возникают проблемы с жеванием?

Основные причины того, что ребёнок не жуёт твёрдую пищу:

  • Позднее введение прикорма;

Но к твёрдой консистенции еды грудничку привыкнуть нелегко, на это требуется довольно много времени, поэтому промедление с введением прикорма часто становится причиной того, что ребёнок не хочет жевать еду, подаваемую кусочками.

  • Длительное преобладание в рационе малыша пюреобразной пищи;

Многие мамы боятся того, что ребёнок подавится или не сможет проглотить твёрдую пищу, поэтому долгое время кормят его протёртой или полностью размятой едой, а также злоупотребляют баночным пюре (это ведь так удобно!).

  • Регулярное кормление через бутылочку, а не с ложки также зачастую приводит к лени и сложному привыканию к твёрдой пище;
  • Чрезмерная активность ребёнка. Непоседе сложно усидеть долго на одном месте и сосредоточиться на пережёвывании пищи (о том, как найти подход к активным деткам, можно узнать из статьи Ребенок-холерик >>>);
  • Нежелание родителей уделять много времени вопросам кормления и обучения малыша навыкам жевания;
  • Кормление через силу. Когда ребёнка принуждают есть то, что он не хочет, то, вследствие отсутствия аппетита, он может пытаться быстрее проглотить пищу.

Почему важно научить ребёнка жевать твёрдую пищу ?

  1. Хорошо пережёванная пища лучше усваивается организмом;
  2. Чем лучше еда пережёвана и смочена слюной, тем легче проходит процесс пищеварения;
  3. Чем тщательнее малыш жуёт, тем лучше ощущает вкус еды, что поддерживает его пищевой интерес и формирует вкусовые пристрастия;
  4. Вместе с умением жевать, ребёнок приобретает навыки глотания. Он учится определять, какой объём пищи сможет съесть за один приём и, если что-то пошло «не туда», то избавиться от лишнего количества;
  5. Тренировка челюстно-лицевых мышц способствует развитию речи. Чем больше малыш жуёт, тем лучше это сказывается на произношении им звуков и слов.

К чему приводит неумение ребёнка жевать пищу?

  • Затрудняется процесс переваривания пищи, поскольку она попадает в организм недостаточно измельчённая и смоченная слюной. Вследствие этого, ферменты и желудочный сок не вырабатываются в нужном количестве;
  • Происходит ослабление зубов. Они могут стать более шаткими и выпасть раньше срока;
  • Отсутствует тренировка мышц языка, что может привести к замедлению развития речи (узнайте, когда ребенок начинает говорить ?>>>);
  • Закрепляется стойкая привычка есть полностью однородную пищу, малыш ленится жевать и отказывается от твёрдых кусочков.

Способы приучения ребёнка к жеванию

  1. Думая о том, как научить ребёнка жевать и глотать пищу, в первую очередь обратите внимание на своё поведение. Какой пример вы подаёте?

Вы сами тщательно пережёвываете пищу или кушаете на бегу? Ради привития малышу этого навыка имеет смысл пересмотреть своё отношение к еде.

Садитесь за стол вместе с ним и демонстрируйте на личном примере, как тщательно нужно жевать, не торопясь и не набивая «полный рот».

  1. При введении прикорма нужно постепенно приучать ребёнка к более твёрдой консистенции пищи;
  • Сначала все блюда даются в виде пюре (в 6-7 месяцев), можно добавлять крошечки еды и несколько мягких кусочков;
  • Затем к 8-9 месяцам пищу уже можно разминать ложкой или вилкой, включать в неё маленькие полутвёрдые частички и мягкие крупные кусочки;
  • В 11-12 месяцев предлагайте малышу твёрдую пищу, чередуя её (но не смешивая в одной тарелке) с пюре. Так, уже в год можно научить ребёнка хорошо жевать разные продукты.

Чтобы научить ребенка уже к году жевать кусочки, не давиться и кушать аккуратно, посмотрите схему введения прикорма по схеме, предложенной в интернет-курсе Азбука прикорма: безопасное введение прикорма грудничку >>>

  1. Постарайтесь не показывать малышу свой страх того, что он подавится и не сможет проглотить кусочки еды. Дети чувствуют наше настроение и тоже могут начать бояться и отказываться от «опасной», на их взгляд, пищи.

Соблюдайте правила безопасности, когда знакомите ребенка с твердой пищей, никогда не оставляйте ребенка одного наедине с твердым куском еды.

  1. Если малыш всё же сам боится подавиться и отказывается от твёрдых кусочков, заверните один из них в марлю (или положите в ниблер) и дайте ему пожевать;

Это может быть ломтик яблока, груши, хлеба или какого-либо овоща. Так ребёнок понемногу будет привыкать к твёрдым кусочкам и перестанет их бояться.

  1. Массаж языка поможет преодолеть рвотный рефлекс и выталкивание пищи изо рта. Его можно делать через салфетку или специальной щёточкой в первые месяцы приучения к жеванию;
  2. Постарайтесь превратить процесс жевания пищи в увлекательное занятие;
  • Например, придумать какую-нибудь легенду, почему нужно хорошо прожевать всё, что лежит в тарелке или устроить соревнование, кто дольше будет «работать зубками»: малыш или мама;
  • Пусть каждый раз, как только ребёнок хорошо справится с заданием и тщательно прожуёт пищу, животик поблагодарит его за то, что он помогает переваривать еду и получать много витаминов из неё.

Конечно и в 2 года можно научить ребёнка жевать. Но всё же в этом процессе важна внимательность и последовательность.

Чем раньше вы начнёте уделять время приучению малыша к жеванию, тем эффективнее и быстрее он освоит этот навык. Детям в 1,5-2 года можно давать длинные продукты, которые удобно держать в руках и откусывать.

  1. Учите малыша жевать с помощью тех продуктов, которые ему нравятся. Так ему будет приятнее подолгу держать их во рту и тщательно пережёвывать;
  2. Не предлагайте слишком большие порции, лучше добавить еду, в случае, если она понравится ребёнку и он захочет покушать ещё. Не давайте новую порцию, пока малыш не прожуёт предыдущую, не торопите его;
  3. Делайте артикуляционную гимнастику. Она будет способствовать укреплению челюстно-лицевых мышц и развитию речевого аппарата.

Каким бы сложным ни казался процесс приучения ребёнка к жеванию пищи, всё же подавляющее большинство детей успешно осваивают этот навык. При ваших грамотных и методичных действиях, ребенок обязательно освоит его.

Людмила Шарова, консультант по прикорму и исправлению нарушений в питании детей.

Родители, переводя малыша на «взрослую» еду, испытывают затруднения. После жидкообразных смесей и пюре тяжело уговорить свое чадо жевать, потому как он продолжает глотать пищу целиком.

Под жеванием понимают формирование и развитие жевательных навыков. Малыш должен уметь формировать в полости рта комок из еды и сознательно его глотать, т. е. проталкивать дальше по пищеварительному тракту.

Желательно, чтобы малыш научился жевать в полгода, то есть чем раньше, тем лучше. В этот период у него чешутся десны, и если дать ему сушку, баранку, он будет чесать ими десны, заодно учиться делать жевательные движения во рту. Этот момент не стоит упускать, иначе с появлением первых передних зубов малышу пережевывать уже труднее.

В год, имея передние пары зубов, малыш будет снова пробовать жевать, совмещая это с сосанием и глотанием. И если здесь снова упустить момент, то он так и будет глотать еду, не утруждая себя пережевыванием. К двум годам ребенок должен уметь нормально жевать твердую пищу, это помогает правильному развитию зубов, челюсти, жевательных мышц, способствует слюноотделению, в противном случае пищеварение будет происходить с нарушениями. Как научить ребенка жевать?

Задача мамочки – вовремя поддержать развитие жевательного рефлекса и помочь освоить навык малышу. Если же он не хочет в этом возрасте употреблять твердую пищу, на то есть причины.

Причины отказа от жевания

Причин, по которым малыш отказывается есть твердую пищу, много, некоторые из них устранить легко, с другими же будет посложнее. Распространенные причины:

  • неправильное кормление – когда мамочка боится вводить твердую пищу, беспокоясь, что ребенок поперхнется. Постоянная пюреобразная еда становится первопричиной отказа от жевания;
  • не успели сформироваться жевательные навыки – в 6 месяцев малыш не успел научиться грызть сушки и баранки, в год рацион еды не поменялся, твердая пища не вводилась;
  • банальная лень – некоторые дети ленятся пережевывать и просят заменить им твердый кусок на мягкий;
  • подвижность малыша – ребенок гиперактивный, ему попросту некогда уделять время жеванию, он постоянно крутится, не сидит на месте.

Как научить ребенка жевательному рефлексу?

Как научить ребенка жевать, этим вопросом задается почти каждая мамочка. Ничего невозможного нет, главное, запастись терпением и учить малыша жевательным рефлексам. Специальной методики обучения жевательному процессу нет, надо вовремя создавать условия, при которых ребенок сам будет вырабатывать жевательный рефлекс, развивать дальше этот навык. Как правило, детки рано начинают самостоятельно жевать твердую еду, но есть и такие, кто после 10 месяцев едят все измельченное и перетертое, что само соскальзывает в рот и его надо только проглотить.

Несколько несложных советов помогут вам научить ребенка нормально жевать пищу.

  1. Можно своим примером показывать малышу, как надо работать жевательными мышцами, показывать можно играя. Попросить его размять еду вилкой, самому положить ее в рот. Главное – заинтересовать его процессом.
  2. Побалуйте малыша зефиром или мармеладом, их как раз надо хорошенько жевать, подойдут сушки, баранки, мягкие фрукты.
  3. Перестать измельчать еду, давать только твердые куски небольшого размера.
  4. Можно перекусывать с ребенком в общественных местах – в парке на прогулке или кафе. Отсутствие другой еды, присутствие других деток могут повлиять на формирование и развитие жевательного рефлекса.
  5. Сажать ребенка дома за стол, раскладывать ему кусочки овощей на тарелке, брать самому и есть при нем, при этом нахваливая еду. Маленький человечек любит подражать, его заинтересует яркая еда. Пусть берет ее сам и пробует жевать.
  6. Не стоит кричать, нервничать и раздражаться, если у ребенка не получается прожевать пищу сразу, в процессе еды он должен быть спокоен, ему надо объяснять спокойным, ровным тоном, не заставляя нервничать, иначе все старания будут напрасными.
  7. Не заставлять есть насильно, у ребенка попросту пропадет аппетит, а вы заработаете себе головную боль и плохое настроение. Обязательно хвалить малыша за правильное питание, и тогда он быстрее научится нормально жевать твердую пищу.

Главное – запастись терпением, тогда ребенок сдастся и уступит, а вы навсегда забудете, что такое измельченная и перетертая еда.

По статистике 8 из 10 молодых мам не понимают, как научить ребенка жевать твердую пищу. Малышу удобнее кушать перетертое пюре, но учить нужно обязательно, особенно в случае проблем с жеванием.

Во избежание данной проблемы и впоследствии времяпровождения в очередях к специалисту, о том, что необходимо научить ребёнка пережевывать еду, стоит задумываться пораньше.

Чтобы малыш в два года мог без проблем есть твёрдую пищу, развитие должно происходить постепенно, начиная с младенческого возраста.

6 месяцев

Жевательный рефлекс начинает формироваться, когда крохе исполняется полгода. Можно заметить: если дать малышу сушку, дольку яблока, какую-нибудь игрушку (даже прорезыватель зубов), он обязательно потянет её в рот. Многие считают, что таким образом младенец чешет десна, но, это не основная причина подобного поведения.

В это время кроха приобретает первые жевательные навыки, поэтому важно не упустить момент, ведь с появлением зубов ему станет очень сложно учиться жевать.

10–12 месяцев

С появлением первых двух зубов малышу становится трудно жевать. Однако, когда их количество во рту увеличивается, он опять начинает свои попытки что-нибудь погрызть. В данное время следует снова не упустить момент, ведь далее ребёнок поймёт: просто глотать готовую пищу куда проще, чем утруждать себя, пережёвывая кусочки еды.

20–24 месяца

К двум годам ребёнок должен уже хорошо уметь жевать еду, если он отказывается от приёма неперетёртой пищи, пора начинать предпринимать меры. Ведь жевательный рефлекс предназначен не только для перемалывания пищи, но и последующего развития малютки.

Как научить малыша жевать?

Специальной методики нет, но есть несколько способов, которые помогут обеспокоенным родителям научить подрастающее чадо жевать твёрдую еду.

  1. Приучайте кроху держать самостоятельно ложку, пусть он попробует брать её в ротик.
  2. Во время готовки детских блюд не используйте блендер, попробуйте просто размять всё с помощью вилки. Так, в пюре будут попадаться мелкие кусочки и со временем малыш к ним привыкнет.
  3. Иногда бывает эффективно просто показать, как жевать на собственном примере. Особенно если все делать при помощи различных игр.
  4. Можно сходить с ребёнком пообедать где-нибудь в общественном месте либо, наоборот, пригласить гостей к себе. Подражательный рефлекс в данной ситуации вовремя приходит на помощь.

Не стоит нервничать, если малыш не понял, что делать с первого раза. Любящая мама обязана ему помочь справиться с решением проблемы.

Доктор Комаровский – один из ведущих детских специалистов. Тем, кто упустил момент и теперь не знает, как снова развить жевательные навыки у малютки, он даёт несколько советов:

  1. Частыми причинами отсутствия навыка жевания оказывается простая лень и капризы. В таком случае родителям может помочь своеобразный мини-театр в собственном исполнении. Например, можно сделать вид, будто блендер сломался, и приготовить его любимое пюре не получится. После чего дайте крохе вилку и попросите самостоятельно размять продукты. Конечно, большая часть окажется за пределами тарелки, но не страшно. Основной задачей является привлечь его внимание.
  2. Купите что-нибудь вкусненькое, например, зефир, мармелад, сушку. Главное — нужно обязательно жевать.
  3. Отведите кроху в детское кафе, где на столах нет привычных пюрешек. Глядя на других детей, которые едят взрослую пищу, малыш обязательно попробует им подражать.

Польза своевременного развития жевательного рефлекса

Многие новоиспечённые мамы и папы не придают большого значения, если малыш отказывается есть твёрдую пищу. Однако отсутствие жевательного рефлекса является довольно серьёзной проблемой, таящей угрозу неполноценного развития малютки.

Своевременно развитый жевательный рефлекс способствует:

  • укреплению зубов;
  • формированию правильной артикуляции (мышц лица);
  • нормальному слюноотделению;
  • улучшению активной работы желудочно-кишечного тракта;
  • полноценному развитию нервной системы.

Не вовремя развитый жевательный навык способен повлиять на формирование прикуса, в дальнейшем это грозит изменением овала лица. А молочные зубки, не имея необходимой нагрузки, очень скоро начнут выпадать.

Для полноценной работы желудочно-кишечного тракта, организм должен выделять необходимое количество ферментов. Но, если малыш глотает только пюреобразную пищу, их выделение замедляеттся. Для формирования ферментов еда должна обильно смачиваться слюной, а при отсутствии жевательного рефлекса процесс слюноотделения значительно замедляется.

Многие специалисты утверждают, несвоевременное развитие рефлекса может повлиять на дальнейшее развитие речи. Артикуляционный тонус снижен, и крохе становится тяжело воспроизводить большинство звуков.

Взрослый малыш уже всё понимает, и когда он употребляет только редкие каши, другие перетёртые блюда, у него начинает вырабатываться лень. Чтобы утолить голод ему не приходится напрягаться и пережёвывать пищу, достаточно открыть ротик и проглотить.

Виной тому, что малыш в двухлетнем возрасте не умеет жевать, становится чрезмерная забота родителей. Любящие мамочки стараются сделать всё, чтобы облегчить крохе жизнь.

Некоторые мамы и папы задаются вопросом: «А можно ли всё исправить, если ребёнку давать пожевать резиновую игрушку?».Малыши в таком возрасте начинают всё понимать и жевание резинового бублика не заменит настоящий. Он невкусный и проглотить его нельзя, поэтому кроха не связывает эти два процесса между собой.

Почему ребёнок не умеет жевать?

Причины того, что взрослый малыш отказывается пережёвывать твёрдые кусочки еды, бывают различные. Проблема заключается в том, что некоторые из них в таком возрасте тяжело исправлять. Причинами того, что двухлетний ребёнок не жует еду могут послужить следующие факторы:

  • Кормление пюре из баночек или приготовленным при помощи блендера.
    Неправильное кормление становится одной из главных причин несвоевременно развитого жевательного навыка из-за чрезмерной заботы родителей. Боязнь мамы, что малютка поперхнётся куском пищи, постоянно откладывает процесс перевода малыша на другой вид питания до лучших времён.
  • Упущенный момент.
    Несформированный рефлекс происходит из-за отсутствия у ребёнка в младенческом возрасте различных резиновых колец, специальных приспособлений, облегчающих прорезывание зубов, и так далее. Когда в год снова наступило время вырабатывать навыки, твёрдая пища попросту была заменена на жидкую.
  • Леность.
    Каждый раз, когда заботливая мама или папа спешат к ребёнку по первому капризу, у него вырабатывается лень. Как следствие малыш отказывается жевать, требуя заменить твёрдый кусок на жидкое пюре.
  • Отсутствие грудного вскармливания.
    Ранний перевод малютки на искусственное питание снижает тонус артикуляции и формирует привычку лёгкой добычи еды. Чтобы получить грудное молоко матери кроха вынужден с большим усилием трудиться, подключая к работе все мышцы лица. А кормление из бутылочки позволяет ему полностью расслабиться, ведь еда сама попадёт в рот, остаётся только проглотить. Результат — отсутствие жевательного навыка.
  • Резкий переход на твёрдую пищу.
    Ребёнок привыкает к определённому виду пищи, которую ему постоянно дают, поэтому резкая перемена способна спровоцировать у него стресс. В результате в дальнейшем крохе будет тяжело снова через это проходить.
    Переход с лёгкого и мягкого питания на твёрдое необходимо проводить постепенно.
  • Гиперактивность.
    Такая причина довольно редкая, но всё-таки имеет место. Повышенная активность ребёнка (вертится, бегает и т. д.) попросту не даёт ему времени на пережевывание еды.

Зная основные причины, почему ребёнок не хочет и не умеет жевать, родители могут проанализировать поведение чада, выявить и устранить её.

Заключение

Чтобы избежать проблем и вовремя научить ребёнка пережевывать твёрдые кусочки, стоит отбросить излишнюю заботу и жалость, а, главное, не упустить нужный момент. Когда всё-таки не удалось развить жевательные навыки в младенчестве, необходимо бороться с проблемой уже в подрастающем возрасте, чтобы отсутствие навыков не привело к неисправимым последствиям.

Для этого понадобится большой запас терпения и выполнение вышеперечисленных рекомендаций специалистов. Не стоит насильно толкать кусочки пищи в рот ребёнка, не оставляйте его одного, но и пристально следить за ним тоже не рекомендуется. Нервничать и кричать во время обучения малыша жеванию ни в коем случае нельзя, так ситуация только усугубится. Стресс, который он переживёт, не позволит ему сосредоточиться на решении проблемы.

С самого рождения малыш не только растет, но и развивается, с каждым днем осваивает все новые умения, учится переворачиваться, сидеть, ползать, стоять на ножках. Так же поэтапно малыш приучается к пище с общего стола. Чтобы у ребенка не было проблем с работой ЖКТ, чтоб он питался сбалансированно и правильно, процесс приучения должен проходить постепенно. Сначала малышу предлагают прикорм – примерно в 6 месяцев, ненавязчиво, иначе у ребенка не разовьется интерес к еде. В рацион ребенка вводятся молочные каши, овощные и фруктовые пюре. Вся пища должна быть однородной, чтобы кроха не подавился. Но рано или поздно мамы начинают задумываться о том, когда вводить в рацион ребенка твердые кусочки? Как это сделать безопасно, чтобы малыш не подавился? Что делать, если ребенок отказывается от твердой пищи и просто выплевывает ее? Ответы на все эти вопросы сможете найти в данной статье.

Когда нужно учить ребенка жевать твердую пищу?

Навык жевания – это не врожденный рефлекс, его приобретают с возрастом. Умение жевать твердые кусочки пищи очень важно для ребенка. Правильная работа челюстей и управление языком прекрасно развивает речевые способности. Когда малыш активно двигает челюстями, вырабатывается желудочный сок, пища лучше усваивается. А еще регулярная нагрузка на челюсти – это формирование правильного прикуса.

Научиться жевать кусочки твердой пищи сразу очень сложно, это долгий и поэтапный процесс, который требует терпения со стороны родителей. С самого начала прикорма малышу предлагают овощное пюре или кашу. Консистенция продукта однородная, но густая. Теперь ребенку нужно потрудиться и поработать языком, чтобы проглотить эту кашку. Далее мама должна постепенно оставлять в пище крохотные кусочки. То есть, в 8-9 месяцев вполне допустимо оставлять в пюре кусочки овощей или фруктов размером со спичечную головку, которые малыш должен пережевывать. Считается, что в год ребенок уже должен уметь пережевывать небольшие кусочки овощей, фруктов, хлеба и печенья размером с горох. Постепенно малыш переходит на общий стол, ему предлагают более крупные куски пищи — макароны, картошку и т.д. Что касается мяса, не стоит ждать, что малыш сможет разжевать цельный кусок отварной говядины. Ребенку будет гораздо легче, если это будет фарш, из которого мама готовит тефтели или котлеты. Считается, что к двум годам ребенок уже умеет полностью жевать, переходит на общий стол и не отличается в этом смысле от взрослых. Если к двум годам малыш не научился полноценно жевать пищу, стоит обратиться к врачам – гастроэнтерологу, ортопеду, возможно, дело в работе ЖКТ или проблемах развития челюстной системы.

Как научить ребенка жевать твердую пищу?

Любого ребенка нужно учить, шаг за шагом, это главная обязанность родителей. И только от вас зависит, когда малыш освоит тот или иной навык. В борьбе за пережевывание пищи может возникнуть немало проблем, с которыми мы постараемся справиться вместе.

Уже после 8 месяцев ребенку можно предлагать знакомые овощи и фрукты в ниблере. Ниблер – это современное устройство, которое представляет собой сеточку из силикона или нейлоновой ткани. Внутрь сетки помещают крупный кусочек пищи (как правило, фрукт или овощ), после чего мешочек плотно закрывается и фиксируется на удобной ручке. Конструкция абсолютно безопасна – можно смело давать малышу. Ребенок сосет и жует мешочек, из которого в виде сока или мелких кусочков выходит фрукт, обычно малышам нравится такое времяпрепровождение. Но самое главное, это безопасный способ научить ребенка совершать жевательные движения и крепко сжимать десна.

После 8 месяцев можно приучать ребенка к твердой пище, а именно, давать ему печенье. Но не обычное, а специальное детское. Оно быстро размокает, не застревает в горле, очень мягкое и нежное. Как правило, малыши любят такое лакомство.

Мама должна каждый день следить за тем, что она готовит и как она это делает. То есть, с возрастом и каждым новым месяцем нужно увеличивать размер крупных частичек в пище малыша. Сначала измельчать еду можно с помощью блендера, потом использовать для этого вилку, оставляя все более крупные кусочки. Если вы не можете отследить это, просто воспользуйтесь готовыми баночными пюре. На каждой упаковке указан возраст, на который рассчитана данная порция пищи. Чем старше ребенок, чем более крупные кусочки овощей и фруктов остаются в пюре.

Еще один способ безопасно почувствовать на языке кусочки твердой пищи – это размачивание хлеба. То есть, нужно просто положить в суп кусочки хлеба, они не застрянут в горле, однако малышу придется потрудиться, чтобы пережевать эти комочки.

Удивительно, но дети, которые приучались к общему столу через педагогический прикорм, не страдают от проблемы неумения жевать. Принцип методики заключается в введении взрослой пищи кусочками. То есть, малыш сидит у мамы на коленях, и если его заинтересует, может взять с ее тарелки маленькие кусочки здоровой пищи – отварные овощи, крупы и т.д. Это совершенно иной метод прикорма, который тоже имеет право на существование.

Иногда дети не могут жевать, только лишь потому, что у них пока не выросли зубки. Помните, приучать малыша к твердой пище стоит только когда у ребенка будет 8-10 зубов.

В процессе освоения навыка важно знать самое главное правило – не торопитесь и НИКОГДА не оставляйте ребенка одного с едой. Кроха может подавиться, кусочек фрукта может попасть не в то горло, малыш очень быстро может задохнуться, это крайне опасно. Лучше делать все постепенно и не давать малышу в 7-8 месяцев кусок хлеба или яблоко.


Бывает так, что ребенок, которому больше года, никак не хочет жевать, буквально давится кусочками, они вызывают рвотный рефлекс. Как правило, это отсутствие постепенного приучения. Если малыш давится, скорее всего, он просто незнаком с твердой пищей и его постоянно кормили только пюре. На самом деле, такое случается очень часто – мама не хочет воевать с капризным ребенком, просто хочет, чтобы малыш, наконец, поел. Так происходит из раза в раз, ребенок растет, но к взрослой пище так и не приучается. В этом случае можно пойти на хитрость, ведь детки после года уже довольно многое понимают. Расскажите, что блендер сломался, а баночки с пюре кончились. Предложите малышу самому измельчить кусочки вареных овощей – дайте пластмассовую вилку. Конечно же, измельчить качественно ребенок не сможет. Но иногда голод в совокупности с интересом и любопытством приносит прекрасные плоды – ребенок с удовольствием насаживает на вилку мелкие кусочки и отправляет их в рот. И не беда, что половина содержимого тарелки окажется на полу – это совершенно другая проблема, с которой вы справитесь позже.

Некоторые дети буквально испытывают рвоту при кормлении кусочками. Причиной этого может быть просто неправильно подобранная ложка. Кормить малыша нужно небольшими порциями – не более 3 мл. Если мама располагает ложку слишком глубоко, может быть раздражена задняя часть языка, что естественно вызывает приступ рвоты. Нужно давать малышу пищу небольшими объемами, только на край языка. Брать еду с ложки, пережевывать ее и сглатывать – уже работа для ребенка. И еще, ни в коем случае не давайте малышу лекарство с ложки, которой вы обедаете. Маленькие дети прекрасно запоминают детали, горечь лекарства может ассоциироваться с приемом пищи, это неправильно. Если же рвота все равно сохраняется, нужно обязательно посетить детского гастроэнтеролога – это может быть признаком некоторых заболеваний. Если ребенок долго и упорно отказывается от еды, это может быть связано с нарушением чувствительности полости рта, гипотонусом лицевых мышц, аденоидитом (когда малыш дышит только ртом), врожденными дефектами полости рта.

Научить ребенка жевать твердую пищу несложно, но на это потребуется немало времени и терпения. Старайтесь обедать рядом с малышом — положили перед ним пищу и сели кушать рядом. Во-первых, это научит ребенка есть самостоятельно ложкой, во-вторых, малыш увидит, как вы прожевываете пищу. В-третьих, это добавит ему самостоятельности, он сам будет выбирать размер кусочков, которые он сможет прожевать и съесть. Как говорится, терпение и труд – все перетрут!

Видео: как научить ребенка жевать

  • Плохо спит
  • Дневной сон
  • Истерики
  • Родители малышей прекрасно знают, что все этапы развития малыша современной педиатрией помещены в некие возрастные рамки, на которые мамам и папам будет удобнее ориентироваться в процессе выращивания чада. Так, называются сроки введения прикорма, примерные сроки появления первых зубов. Есть свои сроки и для таких навыков, как самостоятельное владение ложкой во время еды, а также умение жевать и глотать твердую пищу.

    По медицинским меркам, ребенок в 7-8 месяцев вполне может есть с ложки при помощи мамы, а к году держать ее самостоятельно. Уверенно владеть ложкой, по мнению официальных учебников по педиатрии, малыш должен к полутора годам. Твердую пищу кроха должен кусать и жевать уже ближе к году, если количество зубов позволяет.


    В теории все выглядит ровно и гладко. На практике же родители часто сталкиваются с проблемами. Ребенок не хочет есть твердое, даже при наличии зубов, малыш отказывается брать ложку в руки, быстро теряет интерес к приему пищи ложечкой, бросает есть или давится кусочками. О том, что делать в этой ситуации, родителям рассказывает авторитетный детский врач Евгений Комаровский.

    Все правила кормления расскажет доктор Комаровский в следующем видео.

    Комаровский о проблеме

    Не жует

    Детей, которые не научились бы к 5-6 годам жевать и глотать, на свете не существует, говорит Евгений Комаровский. Жевательный рефлекс (а это не навык, а именно рефлекс!) есть у всех людей, только активируется он в разное время. У одних раньше, у других - позже. На вопрос, что же мешает рефлексу развиваться пораньше, доктор отвечает одно - родители!


    Чрезмерно заботливые родители, которые не спешат ребенку давать твердую пищу, все боятся, что малыш подавится. В результате кроха в 2 года, когда он уже физиологически в состоянии самостоятельно есть кусочками, продолжает получать от мамы с папой протертую в кашицу еду.

    Не ест с ложки

    Участковые педиатры, особенно старшего поколения, очень часто напоминают мамам, что ребенок к 8-9 месяцам должен нормально кушать с ложки, а в год держать ее самостоятельно и при этом попадать ею в рот. Якобы по этому навыку можно судить о нервно-психическом развитии ребенка.

    Ложка - это скорее психотерапевтический прием для мамы и папы, а не крайне необходимая вещь для самого ребенка.

    Иными словами, если кроха ест с ложки, да еще сам, родители начинают безмерно себя уважать, гордиться своим воспитанием малыша и всячески чувствуют себя «как все» и даже лучше. А вот если он не берет ложку или, хуже того, вообще ее отрицает, то это для многих мама сигнал бедствия, говорящий о том, что где-то она, мама, допустила ошибку - поленилась приучить, не настояла, не потребовала, не заинтересовала.


    На самом деле, потребность самостоятельно кушать именно ложкой у ребенка рано или поздно сформируется и самостоятельно. И тогда кроха довольно быстро (потому что есть мотивация-интерес!) научится держать ложку и доносить ее до рта. Поэтому если малыш предпочитает в 9-11 месяцев кушать жидкую кашу из бутылочки, не стоит заставлять его делать это ложкой. Всему свое время.


    Не хочет есть пищу кусочками

    Евгений Комаровский предупреждает, что эта проблема довольно распространена среди деток, которые долго были на грудном вскармливании , и их родители не спешили приучить к прикорму. Но если такие вопросы возникли, то искать причины уже поздно, нужно думать, что делать.


    Комаровский призывает родителей разумно и объективно оценить возможности своего ребенка жевать. Для этого нужно посчитать, сколько у него зубов имеется, и как они расположены. Давать крохе погрызть яблоко или бублик, если у него всего два зуба - настоящее родительское преступление, особенно учитывая, что родители, в подавляющем большинстве, совершенно не умеют оказывать первую помощь. Двух зубов вполне хватит, чтобы отгрызть кусочек, но не хватит для рефлекторного жевания.

    Поэтому лучше придерживаться в рационе того же подхода к консистенции пищи, которого придерживаются производители готового детского питания, а они меняют ее постепенно - сначала пюре, потом пюре с небольшими кусочками, потом - густая однородная пища и, наконец, густая пища с твердыми фрагментами. Но тут сложно обозначать возрастные рамки, говорит Евгений Олегович, поскольку все дети индивидуальны, и один в год с целым ртом зубов жует яблоко, а другой в полтора с тремя-четырьмя или чуть более зубками продолжает питаться пюре.



    Не хочет есть, пока не включат мультики

    Это еще одна распространенная проблема. Ребенок смотрит на родителей, копирует их, а 90% населения привыкло кушать, глядя в телевизор. К тому же некоторые, особо «догадливые» мамочки специально включают мультики, что ребенок отвлекся от яростного сопротивления приему пищи, пока она, заботливая мать, будет запихивать в него пару лишних ложек каши или пюре.


    Да, малыш, глядя в телевизор, съест больше. Но именно это и является главной опасностью. Когда ребенок во время приема пищи смотрит в тарелку, у него вырабатывается желудочный сок, столько необходимый для нормального пищеварения. А если он смотрит на героев мультфильма, то сок не вырабатывается, и такая еда пользы не принесет, и грозит заболеваниями желудка. Уже даже по этой веской причине нельзя есть, смотря мультики.


    • Если ребенок не жует, а пытается лизать или сосать яблоко или печенье, не нужно ему спешить протереть это самое яблоко на терке или размочить печенье в молоке. Чащей давайте именно твердую пищу, если количество зубов позволяет, пусть тренируется. Получается у всех без исключения. Ни один ребенок еще не пошел в школу, не умея жевать пищу.
    • Давать прикорм лучше всего специальной детской ложечкой, а не обычной чайной. Такой столовый прибор сделан из пластика, которым малыш не поранится, он имеет меньший объем, что не затруднит глотания. Если ребенок не принимает и такую ложку, не стоит кормить его так насильно. Пусть пока ест из бутылочки.
    • Если ребенок отказывается жевать, глотать и брать ложку в руки, Комаровский советует пересмотреть режим питания. Вполне вероятно, что малыш просто не успевает проголодаться по-настоящему. Такое бывает в семьях, где крохе дают есть «когда пора», а не когда он сам просит есть. Перекармливание является не только причиной нежелания малыша принимать участие в самом процессе, это может запустить механизмы самых разных заболеваний. А потому перекармливать вреднее, чем не докармливать.
    • Приучить ребенка кушать самостоятельно нетрудно, говорит Комаровский, главное «поймать момент» и помочь ребенку, ненавязчиво поддержать его в стремлении взять ложку, чашку в руки. Но приучать насильно, тем более, если ребенок еще не готов в самостоятельным действиям за столом, и уж тем более «давить» на кроху, - не самое лучшее родительское решение.
    • Если ребенок избирателен в еде (он есть только что-то определенное), то это однозначно не голодный ребенок, считает доктор Комаровский. Настоящий голод полностью ликвидирует избирательность. А потому не стоит потакать такой избирательности, ребенок должен кушать то, что перед ним поставила мама. Если не ест - значит не хочет есть. Лучше подождать, когда он проголодается по-настоящему.
    • Не нужно делать за ребенка то, что он уже способен делать сам. Если речь идет о том, что ложку не берет малыш в годовалом возрасте и чуть старше, это одно. Но все меняется, если ребенок в 3-4 года не хочет есть сам и требует у мамы, чтобы она его покормила. После двух лет Комаровский советует ставить тарелку, давать ложку и выходить из кухни на некоторое время, с каждым днем все более увеличивая время отсутствия.

    Возвращаясь, маме не стоит интересоваться, сколько кроха съел ложкой, нужно делать вид, что ничего удивительного не произошло. Обычно через несколько дней ребенок начинает сам съедать как минимум половину положенной порции. Не забывайте проявлять максимум терпения и такта.