Известный российский ювелир Карл Фаберже: биография, творчество, память. Яйца Фаберже

В прошлом году я побывала на выставке золотых яиц Карла Фаберже и была поражена красотой этих изумительных произведений искусства.

Однако то, что мне посчастливилось увидеть, уже через полгода затмило и это. Знатоки ювелирного искусства считают подлинным шедевром именно цветы Фаберже. По правде сказать, до сих пор не верю, что они из камней!

Трудно отыскать ювелира более известного, чем Карл Фаберже. Пасхальные яйца, созданные им для императорской семьи, сегодня оцениваются в миллионы долларов и считаются непревзойденными образцами ювелирного мастерства.

Работы Фаберже

«Родословная» изысканных цветов Фаберже имеет восточные корни. Ведущий мастер фирмы Франц Бирбаум оставил письменное свидетельство: «Впервые мы обратили внимание на эту отрасль китайского искусства, когда нам принесли в починку букет хризантем… Благодаря искусному подбору тонов и прозрачности некоторых камней, работа эта производила прекрасное впечатление ».

С того момента и началось изготовление невероятных каменных цветов Карла Фаберже, которые многие называют чудом ювелирного искусства.

Редакция «Так Просто!» подготовила для тебя фотографии 17 восхитительных каменных цветов Карла Фаберже . Прямо дух захватывает!

  1. Реставрация китайского букетика положила начало драгоценному гербарию. Фаберже загорелся, стал придумывать собственные цветочные композиции. При московской мастерской построили теплицу, в которой выращивали растения, служившие «моделями» для каменных букетов. Тем не менее чистое копирование Фаберже не приветствовал, он считал, что изделия каждого художника должны быть уникальными!

    На сегодняшний день сохранился рабочий альбом Фаберже с подробными фотографиями живых цветов, в том числе ландышей, послуживших прообразом корзинки императрицы.


  2. Для изготовления цветов Фаберже использовал палитру самых разных минералов. Он первым, оценив многоцветье уральских, сибирских и кавказских самоцветов, начал с ними работать, научился менять их природный цвет, чтобы добиться требуемого оттенка, овладел способностью придавать любой цвет золоту, смело сочетал в своих изделиях благородные материалы и более простые.

    Великий мастер владел множеством секретов, разгадать которые ювелиры не могут до сих пор!


  3. Замри, мгновение, ты прекрасно! Именно такие слова хочется воскликнуть, когда смотришь на эти шедевры.


  4. А это знаменитая корзина с ландышами. Именно эту цветочную композицию получила в подарок супруга Николая II в 1896 году от купечества Нижнего Новгорода. Букетик ландышей работы Фаберже привел в восторг императрицу, и с тех пор он обычно стоял у нее на столе.

    И как тут не восхитишься, глядя на жемчужно-бриллиантовые ландыши с нефритовыми листьями, да еще и в золотой корзинке!


  5. Именно полевые цветы нравились мастеру больше всего!


  6. Одним из самых удивительных цветов, созданных Фаберже, является обыкновенный одуванчик, с золотым стебельком и нефритовыми листьями, который с 1995 года хранится в Оружейной палате Московского Кремля.

    Кажется, что это хрупкое создание только что аккуратно сорвали и поставили в воду. А мастеру удалось остановить мгновение.

    Самым удивительным в этом цветке является то, что на концах его серебряных тычинок совершенно непостижимым образом закреплен настоящий пух одуванчиков. Мало того, сверху разбросаны еще мелкие бриллианты, которые при определенном освещении сверкают, подобно каплям росы. Для экспертизы пуха вызывали даже ученых-биологов, и те достоверно установили, что он является настоящим, а возраст пуха соответствует дате создания этого шедевра - около ста лет!


  7. Ох уж этот Фаберже… Просто волшебник!


  8. А вот еще одно уникальное творение под названием «Анютины глазки», подобного которому нет в мире. Эта красота была создана в 1904 году.

    Внутри цветка скрыт особый миниатюрный механизм, который срабатывает при нажатии на крохотную кнопочку. Лепестки раскрываются, и внутри появляются портреты всех детей императорской семьи. Этот цветок Николай II преподнес своей супруге, Александре Федоровне, на десятилетнюю годовщину их свадьбы.


  9. Дизайнеры дома Фаберже не раз повторяли шиповник, ландыши, рябину, малину, одуванчики. Вазочки почти всегда делали из горного хрусталя, прозрачность которого создавала иллюзию сосуда, наполненного водой.

    Стебли чаще всего были золотые, со специальной гравировкой. Листья - нефритовые, изящно вырезанные, или эмалевые. Цветы обычно не клеймили - слишком хрупкие. Не было клейма и на платине Фаберже.

Самое интересное, что стоимости изделий Фаберже не придавал особого значения, они могли быть оценены как в один рубль, так и в сто тысяч рублей, в зависимости от используемых материалов. Превыше всего Карл Фаберже ценил идею, художественную фантазию и сам процесс работы.

Не испытывал он особого благоговения и перед дорогими материалами. Если готовое изделие ему не нравилось, не было в нём того очарования, которое он хотел в итоге увидеть, Фаберже мог без сожаления разбить его.

На мой взгляд, работы этого человека и его мастеров - яркий пример полной отдачи своему делу и доведения его до вершин мастерства !

Настя занимается йогой и обожает путешествия. Мода, архитектура и всё прекрасное - вот к чему стремится сердце девушки! Анастасия занимается дизайном интерьеров, а также делает неповторимые украшения с цветочной тематикой. Мечтает пожить во Франции, учит язык и живо интересуется культурой этой страны. Считает, что человеку нужно всю жизнь учиться чему-то новому. Любимая книга Анастасии - «Ешь, молись, люби» Элизабет Гилберт.

Петер Карл Фаберже, которого называют последним великим золотых дел мастером, родился в Санкт-Петербурге 30 мая 1846 года. Его отец, ювелир Густав Фаберже, был владельцем небольшой, но преуспевающей мастерской на Большой Морской улице, открытой им в 1842 году. Карл обучался в гимназии Святой Анны, одной из лучших петербургских школ. В 1861 году семья Фаберже переехала в Дрезден, где он прошел коммерческий курс в Handelschule. Там же, в Дрездене, Карл имел возможность познакомиться с коллекцией Gr?ne Gew?lbe, среди множества экспонатов которой хранились саксонские драгоценности, украшенные резьбой, и прекрасные образцы эмалировки эпохи Возрождения, а также шедевры искусства XVIII столетия. Позже Густав послал сына в поездку по Европе, в частности, по Германии, Италии и Франции.

Поступив во Франкфурте-на-Майне в ученики к золотых дел мастеру Фридману, младший Фаберже впервые попробовал свои силы в ювелирном искусстве. Это путешествие оказало большое влияние на развитие Карла как художника.

В 1866 году он вернулся в Петербург, где начал работать как полноправный мастер на фирме своего отца вместе с Хискиасом Пендином, Августом Хольмстремом и Вильгельмом Раймером. В 1872 году Карл Фаберже возглавил скромное семейное предприятие, имея прекрасное образование и некоторый опыт в ювелирном искусстве и коммерции. Фирма представляла собой небольшую, хорошо организованную структуру, требующую некоторых изменений с целью привлечения новых богатых клиентов. Молодой Фаберже принял решение кардинально изменить стиль и переключиться с модных в то время тяжелых и дорогих ювелирных изделий на нечто более легкое, чтобы красота изделия оказалась важнее стоимости материалов. Он стал использовать менее дорогие металлы и российские поделочные камни: нефритовый жадеит, обсидиан, горный хрусталь, авантюрин и др. Точка зрения Фаберже заключалась в том, чтобы использовать драгоценные камни и металлы лишь как компоненты дизайна.

На Всероссийской выставке 1882 года Фаберже стал лауреатом, получив золотую медаль. Большой успех ему также принесла Северная выставка в Стокгольме в 1897 году, но еще большее признание он заслужил на Всемирной международной выставке в Париже в 1900 году, где судьями были преемники французских традиций ювелирного искусства, которыми он прекрасно владел. Искусство Фаберже в подражание французским мастерам XVIII века, особенно при использовании гильошированного эмалирования, было отмечено Рыцарским крестом Почетного Легиона.

Поначалу, доля Фаберже в заказах Двора была незначительной, выдерживать конкуренцию с такими ювелирами как Юлиус Бути, Эдуард Болин, Фридрих Кехли и Леопольд Цефтинген было нелегко, но с годами количество императорских заказов, выполняемых домом Фаберже, росло. Ему удалось завоевать расположение высших придворных чинов, оказывая бесплатные услуги по оценке, ремонту и реставрации ювелирных изделий в Эрмитаже. Свободный доступ к экспонатам позволил Карлу внимательно изучить технические приемы старых ювелиров, стилистические особенности изделий, выполненных в разные эпохи.

На должность придворного ювелира он был назначен в 1885 году. С изменением статуса Фаберже началась новая эра в ювелирном искусстве – эра Императорских Пасхальных яиц. Первое Императорское яйцо было создано по заказу Александра III, предназначено в подарок его жене, датской принцессе Марии, и, по мнению экспертов, представляет собой авторскую интерпретацию одного из яиц, находящихся в Датской королевской коллекции в Копенгагене. Подобные произведения было приказано создавать ежегодно, что свидетельствует о том, что подарок имел успех. Преемник Александра III, Николай II расширил заказ, велев изготовлять по два яйца ежегодно: одно для вдовствующей императрицы Марии Федоровны, а второе для своей жены, царицы Александры Федоровны.

Также фирма Фаберже предоставляла подарки для членов императорской семьи и их родственников из Европы по случаю различных памятных дат. Вслед за императором благосклонность к главному ювелиру стали проявлять и самые состоятельные люди страны, среди которых были Александр Кельш, Феликс Юсупов, Эммануил Нобель и другие. Большое количество ювелирных украшений Фаберже было предназначено в подарок звездам артистического мира Петербурга, актрисам театра и балета (балерины Зуччи, Елизавета Балетта, Кшесинская). Значительное количество заказов поступало также от членов королевских семей со всего мира (Англия, Дания, Германия, Сиам, Индия, Китай).Успех дома Фаберже был таким огромным, что, в связи с необходимостью расширения производства, в 1897-1905 годах были открыты филиалы в Москве, Одессе, Лондоне и Киеве. В этот период в мастерских трудилось около пятисот человек, но, несмотря на это, все предметы имеют общий стиль, что явилось результатом бдительного контроля самого владельца фирмы.

Стиль и техники

Стиль Фаберже носит печать изящества и подлинной строгой элегантности, свидетельствующая о высочайшем мастерстве, которое не бросается в глаза, но проявляется в кажущейся легкости, в глубине красок эмали, в неожиданных сочетаниях различных оттенков материалов. Общими узнаваемыми чертами изделий дома также являются скромность материалов и простота их использования. Нескончаемый поток полезных вещей – портсигаров, ламп, часов, барометров, спичечных коробков, рамок для картин, кнопок звонков, лорнетов, театральных биноклей, ножей для резки бумаги, булавок, всевозможных ящичков, коробочек и шкатулок, чернильниц, сигаретниц, флаконов для духов, письменных приборов и т. д. – превосходили друг друга своей изобретательностью. Каждая из них обладала изысканной формой и совершенством, была мгновенно узнаваема и символизировала статус владельца.

Самое большое историческое влияние на творчество Карла Фаберже оказала Франция XVIII века. Он воспроизвел технику, применявшуюся в то время, главным образом, метод гильошированного эмалирования, когда эмаль тонким, прозрачным слоем кладут на гравированную поверхность. Эта работа была очень трудоемкой, связанной с решением сложных технологических задач. Стеклянные смеси и окисленные металлы необходимо было нагреть до такой степени, чтобы они начали светиться, причем эмаль (прозрачная или непрозрачная) накладывалась обычно в несколько слоев. Особый переливчатый эффект некоторых изделий фирмы Фаберже достигался за счет нанесения первым слоя полупрозрачной эмали с оранжевой тенью и последующим нанесением нескольких слоев прозрачной эмали. Иногда между слоями клали золотую фольгу. Декорирование резьбой по металлу (гильоширование поверхности) усиливало зрительный эффект.

Для того чтобы удовлетворить вкусы более консервативных заказчиков, Фаберже применял клаузонированное эмалирование для создания произведений в традиционном Русском стиле. Для этого на серебряной поверхности с помощью металлической проволоки делались ячейки, которые потом заполнялись разноцветной эмалью. Характерными чертами этих произведений были яркие цвета и традиционный стиль цветочных узоров.

Выемчатое эмалирование – еще один метод, применявшийся Фаберже. Здесь эмалью заполнялись канавки, а затем накладывали еще один слой, покрывавший поверхность около канавки. Также использовалась техника plique-a-jour, когда каждая ячейка имела собственный переливающийся цвет.

Вдохновение Карла Фаберже пробуждали многие произведения различных эпох и стилей: от готики до Возрождения, а в поздних работах – эпохи Людовика XIV и стиля ампир. Влияние старорусского стиля особенно заметно в изделиях из серебра. В конце века Фаберже немного увлекся стилем Ар Нуво. Мотивы Дальнего Востока, в частности, японского искусства, идентифицируются в серии цветов и в вырезанных из камня фигурках животных. Фаберже был очень космополитичен в своем творчестве, обладал обширными знаниями, а вкусы его заказчиков сильно отличались друг от друга. И как личность, и как коммерсант, он бдительно следил за изменениями в общественных настроениях и моде, и это отражалось на его произведениях. Тем не менее, эклектичность, присущая его наследию, не производит впечатления дисгармонии.

Новое правительство, пришедшее к власти после революции 1917 года, принесло с собой хаос и разрушение. Конец дома Романовых означал и конец Фаберже. Как и многие, Карл с семьей эмигрировал из России. Он умер в Лозанне 24 сентября 1919 года.

Императорские пасхальные яйца

Серии Императорских Пасхальных яиц – захватывающие, эффектные произведения искусства, которые по своей художественности и духу перекликаются с шедеврами мастеров эпохи Возрождения, созданными для самых богатых и знатных вельмож. Стоимость здесь была не самым главным фактором, главным вкладом мастеров было художественное воплощение идеи, ее новизна и гармоничность. Обладая относительной свободой действий, Фаберже нес ответственность за то, чтобы сюжет его произведения удивил царственного покровителя своей неожиданностью и одновременно пришелся ему по вкусу. С помощью целой группы художников и мастеров он создал более пятидесяти произведений искусства, поражающих своей сказочной красотой, причудливостью и совершенством.

Факт возникновения у императора Александра III идеи подарить своей супруге на Пасху драгоценное яйцо выше уже упоминался. Известно, что государь был большим патриотом России, поэтому неудивительно, что он решил преподнести Марии Федоровне на Пасху именно пасхальное яйцо. До XVIII века вместо символических, ювелирных яиц обменивались раскрашенными настоящими, куриными. На изменение старой традиции, по всей видимости, повлияла европейская мода. На Западе на Пасху дарили дорогие яйца, изготовленные из разнообразных материалов, от дерева и папье-маше до фарфора, богато украшенные, покрытые эмалью, инкрустированные драгоценными камнями. Яйца с «сюрпризами» впервые появляются во Франции, во время правления Людовика XVI.

Итак, по подсчетам экспертов, во время правления Александра III было создано 10 яиц, и еще сорок четыре – за годы царствования Николая II. Не будем забывать о том, что пасхальные яйца изготавливались не только для императорской семьи, но и для частных состоятельных заказчиков. В нашей работе мы рассмотрим только императорские.

Несмотря на всевозможные трудности с установлением дат создания, связанные с атмосферой таинственности, которая окутывает каждый из заказов, на сегодняшний день определено сорок семь яиц из существующих пятидесяти четырех. Десять из них хранятся в Оружейной палате Кремля. Самой большой коллекцией, в количестве одиннадцати штук, обладал американский коллекционер Малкольм Форбс, до тех пор, пока ее не приобрел Виктор Вексельберг. Пять яиц находится в Художественном музее Вирджинии (Ричмонд, США), три – в Художественном музее Нового Орлеана (США), три – в коллекции королевы Елизаветы II, два – в Фонде Эдуарда и Мориса Сандоза (Швейцария), два – в Музее Хиллвуд (Вашингтон, США), два – в Художественном музее Уолтерс (Балтимор, США), одно – в Художественном музее Кливленда (США), одно – в Коллекции Альбера, принца Монако, одно – в Русском национальном музее, одно – в музее Ферсмана. Еще четыре яйца находятся в частных коллекциях, а местонахождение еще восьми на сегодняшний день неизвестно – они известны по описаниям и старым фотографиям и считаются утерянными.

Первое Императорское яйцо 1885 года наиболее простое. В золотой скорлупе, снаружи покрытой непрозрачной белой эмалью, находится золотой цыпленок с рубиновыми глазами. В нем был спрятан сюрприз, не дошедший до нас – корона с алмазами и рубинами. Прототипом этого изделия считается золотое Пасхальное яйцо из Датской королевской коллекции в Копенгагене, созданное в первой половине XVIII века. Его скорлупа выполнена из слоновой кости, а внутри него находится цыпленок с алмазными глазами, который раскрывается, обнаруживая корону с алмазами и колечко с алмазами.

Из яиц, хранящихся в собрании Оружейной палаты, самое раннее – «Память Азова», созданное в 1891 году. Оно посвящено путешествию на Восток (через Индию, Китай и Японию) царских сыновей, Николая Александровича и Георгия Александровича, длившемуся девять с половиной месяцев. Морская часть пути происходила на крейсере императорского флота «Память Азова», и сюрпризом этого яйца является миниатюрная копия корабля из платины и золота. Она помещена на пластину цвета морской воды из аквамарина, в золотой оправе с петлей. За петлю модель вытягивается из яйца-футляра из гелиотропа, который состоит из двух частей, соединенных шарниром. Темно-зеленый цвет минерала передает впечатление морских глубин, а вплетенные в золотую чеканную оправу стилизованные раковины (рокайльные элементы) символизируют подвижную стихию.

В коллекции Виктора Вексельберга находится яйцо «Ренессанс», выполненное в 1894 году мастером Михаилом Перхиным из серого агата. Его возможным прототипом является ларец Ле Роя XVII – начала XVIII века из коллекции «Зеленых сводов» в Дрездене. Оно декорировано решеткой из полос белой эмали с четырехлепестковыми алмазными розами в их пересечениях. Наверху, в овале, гильошированном красной эмалью, из алмазов выполнена дата изготовления. Стороны яйца украшены ярко-красной, синей и зелеными эмалями, бриллиантами и рубиновыми кабошонами. Львиные головы с кольцами в пастях выполняют функцию ручек. Сюрприз яйца не сохранился, но существует предположение, что им было хрустальное яйцо «Воскресение».

Т.н. «Коронационное» яйцо, которое Николай II подарил императрице Александре Федоровне, было выполнено в 1897 году (коллекция Вексельберга) мастером Михаилом Перхиным. Цвета яйца подобраны в соответствии с коронационным одеянием Николая: золото, гильошированное в виде лучей солнца, покрыто прозрачной бледно-желтой эмалью. Поверх – решетка из лавровых лент, скрепленных черными эмалированными двуглавыми орлами. На верхушке яйца – монограмма императрицы из алмазов и рубиновых кабошонов. Таким же изысканным, как и само яйцо-футляр, является и его сюрприз – миниатюра коронационной кареты. Бархат внутренней обивки кареты искусно имитируется красной эмалью, позолоченные деревянные оконные рамы – золото с гравировкой. В интерьере использовалась голубая эмаль для занавесок и бирюзовая – для потолка. На крыше кареты находится императорская корона с алмазами-розами. Копия повторяет оригинал даже в такой детали, как откидывающаяся при открытии дверей подножка.

В 1899 году в подарок Александре Федоровне было приготовлено яйцо-часы (Оружейная палата). Золотая, усыпанная алмазами часовая стрелка имеет вид стрелы Амура, выпущенной из лука. В оформлении этого пасхального сувенира, сделанного по образцу старинных французских часов конца XVIII века, использован символический язык цветов. Яйцо увенчано пышными лилиями, которые словно прорастают сквозь венок многоцветных золотых роз. Сочетание роз (символов любви) с лилиями (символов чистоты и невинности), а также с горящими факелами, чей огонь превращается в пышные растительные завитки, говорит о добродетельном пламени семейной любви, вечном цветении неугасающего чувства. Яйцо выполнено в стиле Людовика XVI, который пришел на смену т.н. «третьему рококо» (примером которого является уже упомянутое яйцо «Память Азова»). Оно декорировано прозрачной желтой эмалью по гильошированному фону и накладным узором из цветного золота, а также букетом белых лилий из халцедона и золота. Часы имеют белый эмалевый циферблат, вращающийся по горизонтали, и неподвижно закрепленную стрелку.

Яйцо с моделью крейсера «Память Азова» тематически связано с пасхальным яйцом, посвященным строительству транссибирской магистрали (Оружейная палата). Соединение рельсовым путем Европейской и Азиатской части России было заветной мечтой императора Александра III, образовавшего специальный комитет для его постройки под председательством наследника престола Николая Александровича, для которого это стало первой начальной школой ведения государственных дел. Яйцо с моделью сибирского поезда было выполнено мастером Михаилом Перхиным и подарено Николаем II супруге в 1900 году. Оно содержит механический сюрприз, который вынимается и приводится в движение поворотом золотого ключика. Сюрприз поражает виртуозным искусством ювелиров и тончайшей работой мастеров, создавших хитроумный механизм, не превышающий в длину двух сантиметров. Тем не менее, он приводит в движение паровоз с рубиновым фонарем и бриллиантовыми фарами и пять вагончиков с окошками из горного хрусталя и надписями, которые можно прочесть только в лупу. Последним в модели расположен вагон-церковь, образцом для которого послужил подобный вагон, построенный в 1896 году и освященный в присутствии императорской четы в честь св. Ольги – святой первой дочери царя. Поезд-сюрприз складывается на три части и убирается в яйцо-футляр, внутри обитое бархатом, а снаружи украшенное полихромной эмалью и широким серебряным поясом с гравированной картой Российской империи с Транссибирской магистралью. Серебряное яйцо с крышкой на шарнире, помещенное на массивное профилированное основание из белого оникса, увенчано литым трехсторонним изображением двуглавого орла и опирается на три серебряные позолоченные фигуры шагающих грифонов с мечом и щитом в лапах (элементы родового герба династии Романовых) в знак того, что великий путь был построен по велению и под руководством двух Романовых – российских императоров Александра III и Николая II.

Яйцо «Часы с кукушкой», также выполненное в 1900 году и находящееся сейчас в коллекции Вексельберга, роскошно украшено в стиле барокко и таит в себе механическую птицу. Стоит нажать кнопку на задней поверхности часов, и поднимается ажурная золотая крышечка на верхушке яйца, откуда появляется птичка. Когда она «кричит», открывается клюв и разворачиваются крылья.Яйцо «Клевер» (мастер Михаил Перхин, Оружейная палата), подаренное императрице в 1902 году, соткано из тончайших сканых золотых трилистников клевера, лепестки которых выложены мелкими алмазными розами и заполнены прозрачной, светящейся, как витраж, оконной эмалью. Между нежными мерцающими лепестками клевера вьются ленточки из мелких рубинов, считавшихся камнями страстной любви. Сюрприз, к сожалению, был утерян, но доподлинно известно, что внутри находился большой четырехлистник клевера с лепестками, усыпанными алмазами и украшенными четырьмя миниатюрами царских дочерей.

Яйцо «Московский Кремль» (1904-1906 гг., Оружейная палата) со сверкающим золотым куполом Успенского собора было выполнено в память посещения царем и царицей первопрестольной Москвы на Пасху 1903 года. Оно представляет собой своеобразную вариацию на тему кремлевской архитектуры. Декор золотого яйца, покрытого белой опаловой эмалью и увенчанного полированным золотым куполом, навеян архитектурой московского Успенского собора, причем в одно из окошек виден его празднично освещенный интерьер. В подставке из красного золота дважды воспроизведены Спасская и Водовзводная башни Кремля, соединенные между собой стенами с причудливыми фантазийными решетками. Яйцо-собор высоко вознесено над подставкой, его купол парит над эмалевыми кровлями башен, между которыми к храму поднимаются многочисленные золотые ступени. Внутри подставки размещен музыкальный механизм, который заводится золотым ключом, и тогда звучат праздничные пасхальные гимны композитора Кастальского.

Яйцо «Лебедь», датированное 1906 годом, находится в коллекции Фонда Эдуарда и Мориса Сандоза в Лозанне. Снаружи золотое, покрытое розовато-лиловой эмалью, яйцо украшают решетки из алмазов, а внутри находится прекрасный сюрприз: аквамариновое озеро с платиновым лебедем. Механизм под крылом заставляет лебедя разворачивать крылья, изгибать шею и плавно скользить вперед, перебирая перепончатыми лапками.

Яйцо с решеткой из роз, выполненное в 1907 году, возвращает нас к теме природы (Художественная коллекция Уолтерс, Балтимор). Это золотое яйцо покрыто прозрачной светло-зеленой эмалью и украшено розами, лепестки которых покрыты светло- и темно-розовой эмалью, листья – прозрачной зеленой эмалью.

В яйце «Павлин» из горного хрусталя, сделанном в 1908 году (Фонд Эдуарда и Мориса Сандоза, Лозанна) находится еще один хитроумный механический сюрприз: роскошный золотой павлин, украшенный эмалью, среди золотых ветвей с цветами из драгоценных камней. Его можно извлечь из яйца, завести, и тогда он гордо поднимет голову и распустит хвост, переливающийся разноцветной эмалью.

Одним из самых роскошных было яйцо 1908 года с миниатюрной копией Александровского дворца в Царском селе (Оружейная палата), щедро украшенное золотом, рубинами, алмазами. Этот нефритовый пасхальный подарок, состоящий из двух соединенных шарнирами частей, посвящен семейной теме и украшен акварельными портретами маленького наследника престола Алексея Николаевича и юных прелестных великих княжон. Сюрприз яйца представляет собой миниатюрный дворец, перед которым изображены газоны и клумбы из цветного золота. Он кажется отгороженным от остального мира идеальной, замкнутой формой круга и похож на остров.

В 1909 году в мастерской Г.Вигстрема было создано пасхальное яйцо, посвященное любимой царской яхте «Штандарт» (Оружейная палата), которую называли «плавающим дворцом», на котором царская семья проводила много времени в шхерах Финского залива. Ее копия является сюрпризом этого яйца. Императорский штандарт с черным двуглавым орлом на золотом фоне развевается на тончайшей мачте золотого кораблика, рассекающего хрустальные волны. С достоверностью до мельчайших деталей воспроизведены внешний вид и оснастка яхты вплоть до вертящегося золотого руля и крошечных платиновых шлюпок. Для оформления яйца Карлом Фаберже был избран старинный стиль Ренессанс, о благородных и изысканных формах которого напоминает архитектоничное, богато профилированное основание и преобладание горизонтальных линий. Сочетание в этом изделии горного хрусталя, ляпис-лазури и тончайшей золотой эмалированной оправы, на которой рассыпаны алмазы, составляет аккорд редкой красоты. Модель яхты бережно поддерживают дельфины на своих хвостах.

Пасхальное яйцо следующего, 1910 года, подаренное Николаем II своей матери, вдовствующей Марии Федоровне, содержит внутри золотую модель памятника императору Александру III (Оружейная палата), воздвигнутого на Знаменской площади Санкт-Петербурга скульптором П.Трубецким. Сюрприз-памятник помещен в роскошное яйцо-футляр, выполненное в стиле Ренессанс. Оно выточено из горного хрусталя и украшено тончайшим гравированным узором. По бокам укреплены сужающиеся книзу четырехугольные гермы, завершенные двуглавыми орлами. Подставка представляет собой четыре крылатые полуфигуры путти, укрепленные на хрустальном профилированном основании. Верхняя часть яйца с бриллиантовой сеткой, напоминающей кессоны, подобна сверкающему куполу над памятником императору. Оправа яйца выполнена целиком из платины, богатые декоративные возможности которой Фаберже сумел оценить одним из первых. Серый цвет платины зрительно увеличивает размеры камней, делая их максимально открытыми, к тому же она, в отличие от серебра, не патинирует. В яйцо вкладывается модель памятника на высоком прямоугольном постаменте из ляпис-лазури.

Яйцо того же, 1910 года, предназначенное в подарок Александре Федоровне, хранится в коллекции королевы Елизаветы II, изображает колоннаду. Это романтическое произведение, созданное мастером Генрихом Вигстремом, представляет собой храм любви, окруженный четырьмя херувимами, а наверху сидит серебряный позолоченный купидон. Купол, венчающий произведение, покрыт опалесцирующей розовой эмалью. Находящийся под ним циферблат усыпан алмазами-розами.

Яйцо «Лавровое дерево» 1911 года хранится в коллекции Вексельберга. Ветви миниатюрного дерева сделаны из золота, листья вырезаны из нефрита, золотые цветы с алмазами с центре покрыты белой эмалью, а плоды сделаны из драгоценных камней. Изделие покоится на нефритовом постаменте с четырьмя столбами, соединенными цепью из золотых листьев, которая покрыта зеленой эмалью и украшена жемчугом. Дерево стоит в белом халцедоновом ящичке, декорированном золотой решеткой и зелеными лавровыми гирляндами с рубиновыми кабошонами. В кроне дерева спрятан сюрприз, который открывается при повороте одного из плодов – это миниатюрная птичка.

Пасхальное яйцо 1913 года Карл Фаберже посвятил 300-летию дома Романовых (Оружейная палата). Важнейшая политическая тема потребовала особо торжественного художественного воплощения, столь насыщенного элементами государственной символики. Основанием для яйца стала миниатюрная копия Государственного щита, входящего в состав Государственных Регалий, хранящихся в Оружейной палате Московского Кремля. Мастера фирмы Фаберже выполнили копию из ярко-красного пурпуринового стекла, секрет которого был возрожден технологами Императорского стекольного завода. Подставка имеет вид трехстороннего серебряного гербового орла со скипетром и державой в лапах. На орле утверждено яйцо, верх и низ которого украшены крупными плоскими алмазами, под которыми на серебряной фольге чернью начертаны даты «1613» и «1913». Особым великолепием отличается отделка самого яйца: его золотая «скорлупа» украшена белой транспарантной переливчатой эмалью по гильошировке и затянута золотой чеканной сеткой с рельефными изображениями царских венцов, корон и двуглавых орлов, каждая деталь которых выполнена с исключительной тонкостью. Главным украшением пасхального шедевра служат восемнадцать миниатюрных портретов всех царствовавших представителей Дома Романовых, написанных акварелью по кости и помещенных под выпуклыми пластинами из горного хрусталя. Рамки портретов выполнены из мелких алмазов. Миниатюрные портреты монархов отличаются изощренностью технического исполнения, отточенностью и законченностью письма, скрупулезностью в изображении костюма и аксессуаров. Автором миниатюр был Василий Зуев, известный санкт-петербургский художник-миниатюрист, сотрудничавший с фирмой Фаберже. Сюрприз яйца «300-летие Дома Романовых» наглядно иллюстрирует мысль о создании и укреплении Российского государства под скипетром венценосных представителей правящей династии. Внутри яйца укреплен вращающийся земной шар, выполненный из вороненой стали, глубокий синий цвет которой передает окраску морей и океанов. На поверхности шара укреплены материки из цветного золота, причем дважды помещено изображение Северного полушария. На одном можно видеть территорию России в границах 1613 года, а на другом – в границах 1913 года. Сюрприз этого пасхального подарка – зримое и оригинальное воплощение идеи о том, что за 300 лет правления династии Романовых Государство Московское стало обширной Российской империей. Карл Фаберже запечатлел ее в виде ювелирной миниатюры, многоцветного золотого узорочья на пасхальном подарке царя.

Последнее по времени создания яйцо было выполнено во время первой мировой войны и посвящено награждению императора Николая II орденом Св.Георгия IV степени (1914, Оружейная палата). Знаки ордена помещены наверху сюрприза-мольберта в виде вензеля императрицы Александры Федоровны. На нем же укреплена миниатюрная картина на пластине из слоновой кости, изображающая Николая II и цесаревича Алексея на боевых позициях. Это яйцо, помещенное на подставку из четырех снарядов, укрепленных на нефритовом постаменте, отличается от других пасхальных подарков строгостью и сдержанностью, чистотой формы. Акцент сделан на гладкой, идеально отполированной, отливающей холодным блеском поверхности стали. Официален и суховат накладной золотой декор – вензель императрицы, герб Москвы и двуглавый геральдический орел со стрелами и лавровым венком в лапах – символами войны и будущей славы. Несмотря на минимум изобразительных средств, это яйцо является одним из тех произведений, которые наиболее полно передают настроение своего времени. Атмосфера тех лет войны с Германией прекрасно отражена в акварельной миниатюре художника В.Зуева, выполненной в неярких, серых тонах. Хмурый день, тяжелое небо со свинцовыми тучами, безлиственное дерево на переднем плане – все это является безрадостной декорацией для персонажей: царя и наследника престола в серых скромных шинелях, склонившихся над картой вместе с военачальниками. Видимо, художниками и ювелирами был выполнен специальный заказ: показать будни войны, представить царя и наследника в центре военных действий.

Подводя итог, можно отметить особую закономерность в выборе тем для их реализации в Императорских пасхальных яйцах. Часто эти сувениры были посвящены особенно важным событиям в жизни империи. Также нередко затрагивалась семейная тема, в сентиментальном, романтическом ключе, ведь эти подарки предназначались, прежде всего, членам дома, а не на всеобщее обозрение. Вопрос о том, советовался ли ювелир с императором по поводу сюжета и темы ежегодного пасхального подарка, остается открытым. На мой взгляд, решающее слово здесь имело мнение самого ювелира, нем не менее, очевидно, что он получал определенные предписания от императора.

Не раз отмечалось некоторое заимствование мотивов и наличие прототипов для некоторых яиц. Для оформления пасхальных подарков Фаберже, как правило, обращался к старинным стилям – пышному рококо, парадному классицизму, торжественному ампиру. Художественное решение императорских яиц является прекрасной иллюстрацией к меткому определению английского антиквара и исследователя К.Сноумана, назвавшего Фаберже «культурной губкой». Художники и ювелиры прославленного предприятия много сил и времени отдавали изучению форм и орнаментов искусства давно минувших эпох и постоянно черпали из этого неиссякаемого источника. При этом работы фирмы Фаберже не производили впечатления чего-то подделанного, а носили отпечаток свежего, живого и умственного движения.

Творчество Фаберже, в том числе его череда императорских яиц с сюрпризами не укладывается только в рамки ретроспективизма. Иногда он обращался к современному стилю модерн с его флоральными мотивами и изысканными выразительными линиями. («Ландыши», «Анютины глазки», «Клевер»). Российский ювелир избегал эксцентричности, присущей французским мастерам ар нуво. Это сказалось в выборе цветов: вместо экзотических орхидей и ирисов он предпочитал скромное обаяние незабудок, ландышей, одуванчиков и других полевых цветов.

Слава Фаберже, начавшаяся с серии Императорских пасхальных яиц – результат покровительства многочисленной клиентуры и высоких требований, предъявляемых императорской семьей ювелиру. Эти заказы позволили Фаберже не считаться с затратами средств и времени и заботиться только об изобретении новшеств и отбору и реализации в своих изделиях всего самого совершенного из мирового наследия.

Британская Королевская коллекция изделий Фаберже располагает более шестьюстами наименований.

Фото 1 – королева Великобритании Елизавета II и герцогиня Кембриджская в покоях Королевской коллекции.

Уникальность ее в том, что все предметы знаменитого ювелира были собраны до Октябрьской революции 1917 года. Многие изделия были подарены лично членам Британской Королевской семьи их родственниками из Русского Императорского Дома Романовых.

Фото 2 – королева Великобритании Елизавета II

Одними из самых значимых сокровищ по праву считаются пасхальные яйца фирмы Фаберже, принадлежавшие ранее императорской семье Николая II. В разное время они были приобретены на аукционах или выкуплены у частных лиц.

Четыре пасхальных яйца королевской коллекции

Яйцо Фаберже «Колоннада» - аллегория храма любви

Яйцо – часы «Колоннада» было подарено императором Николаем II своей супруге Александре Федоровне на Пасху 1905 года.

Фото 3 – яйцо «Колоннада»

Оно было посвящено долгожданному событию царской семьи: рождению в 1904 году цесаревича Алексея, наследника русского престола. Яйцо изготовлено из золота и платины, покрыто прозрачной розовой эмалью и бриллиантами.

Фото 4 – фрагмент верхней части яйца

Венчает яйцо позолоченный Купидон, изображающий цесаревича. Зеленая колоннада из бовенита (разновидность нефрита) поддерживает яйцо и из нее же выходит стрелка часов, указывая на числа бриллиантового циферблата.

Фото 5 – фрагмент яйца с фигуркой херувима

Четыре сидящих херувима из позолоченного серебра у основания колоннады, олицетворяют дочерей императора. Фигурки соединяют гирлянды из разноцветного золота и бриллиантов. В центре колоннады два платиновых голубя, как символ нежной любви.

Яйцо «Мозаичное» - драгоценная «вышивка» Альмы Пихль, единственной девушки - дизайнера фирмы.

Фото 6 – мозаичное яйцо

Альма Пихль происходила из семьи выдающихся ювелиров, работавших у Фаберже. Идея дизайна «Мозаичного» яйца пришла к ней, когда однажды она увидела вышивку, над которой работала ее свекровь. Воплощение столь сложного рисунка, сплошь покрывавшего яйцо, требовали филигранной работы мастера.

Фото 7 – фрагмент яйца

Ведь каждый из маленьких драгоценных камней должен был быть точно вырезан, чтобы подойти в отверстие платиновой сетки. С этой задачей блестяще справился ювелир Альберт Хольстрем. Его работа вызвала искреннее восхищение у императрицы Александры Федоровны, получившей этот шедевр на Пасху 1914 года.

Фото 8 – фрагмент яйца

Изделие размером 9,2 см изготовлено из золота, платина, бриллиантов, Уникальная имитация вышивки выполнена из рубинов, изумрудов, топазов, сапфиров, гранатов, жемчуга.

Фото 9 – сюрприз яйца

Сюрприз представляет собой золотой пьедестал, украшенный жемчугом, бриллиантами и зелеными гранатами.

На пьедестале закреплена плакетка с портретными профилями пяти императорских детей, увенчанная императорской короной.

Фото 10 – обратная сторона плакетки

На другой стороне по бордюру плакетки написаны дата 1914 и имена детей императора. В центре - корзина цветов на бледно-зеленом фоне.

Яйцо «Корзина цветов» как воплощение нежной любви императора к своей супруге

Фото 11 – пасхальный шедевр – «Корзина цветов»

Ювелирное пасхальное яйцо выполнено в виде цветочной корзины, покрытой белой эмалью, перехваченной витой золотой решёткой. Ручка корзины и решетка инкрустированы алмазами. Подарено императором супруге - императрице Александре Федоровне на Пасху 1901 года.

Фото 12 – фрагмент пасхального яйца

В идее создания яйца воплощена тема любви императора к своей обожаемой супруге.

Трогательный букет полевых цветов и колосьев изготовлен из золота и цветной эмали. Тщательно подобранные оттенки эмали придают скромным нежным лепесткам ощущение исходящего тепла и света.

Подставка яйца была повреждена и утеряна, позднее была изготовлена реставраторами заново.

Яйцо «С двенадцатью панелями» для Варвары Кельх

Яйцо панелями одно из семи пасхальных яиц, заказанных русским предпринимателем Кельхом для своей жены Варвары, владелицы богатейших сибирских золотых приисков.

Фото 13 – «Яйцо с панелями». Высота изделия - 9,5 см, ширина – 7 см

Финансовый крах семьи Кельх, как последствие русско-японской войны, явился причиной по которой супруга Кельха оказалась в Париже со своей коллекцией изделий Фаберже. Яйцо с панелями было продано в 1920 году и, переходя из рук в руки, оказалось в Английской королевской сокровищнице. На Рождество 1933 года король Георгий V подарил его королеве Мэри.

Фото 14 – вид и фрагмент яйца в ракурсе

Работа главного ювелира фирмы Михаила Перхина поражает отточенным мастерством и проработкой мельчайших элементов декора. Поверхность яйца, покрытая прозрачной гвоздичной, зеленой и белой эмалями, разделяется золотыми полосами на шесть секторов. Украшением служат розы.

Фото 15 – фрагмент верхней части яйца

Яйцо в самой широкой части окружает полоса алмазов. Каждый конец яйца также завершается кольцами из алмазов и листьев, покрытых золотой и зеленой эмалью.

К сожалению, сюрприз яйца был утерян.

Фото 15а – золотая корзина с ландышами из жемчуга и бриллиантов, принадлежала императрице Александре Федоровне.

«Живые» цветы из русских самоцветов – особое место в коллекции английских монархов. Наряду с пасхальными яйцами, Британская Королевская коллекция хранит изысканные ювелирные цветы работы Фаберже. Их двадцать шесть из предположительно восьмидесяти наименований незатейливых, но удивительно реалистичных изделий. Это веточки рябины, дикой вишни, малины и клюквы, полевые маргаритки, хризантемы, гвоздики, Анютины глазки в вазочках из горного хрусталя.

Фото 16 – ювелирные «цветы» коллекции

В 1944 году королева Мария приобрела ювелирную композицию Фаберже «Васильки и колосья овса» для королевы Елизаветы, которая пришла от них в восторг и сказала: «Это очаровательно и так против войны».

Фото 17 – композиция работы Фаберже «Васильки и колосья овса»

Сохраненные реликвии русских царей

В коллекции Королевы Елизаветы II хранится «Русская брошь» работы Фаберже 1893 года. Это свадебный подарок герцогине Йоркской, будущей королеве Марии, от императрицы Марии Федоровны.

Среди уникальных предметов выделяется сапфировая брошь, принадлежавшая самой императрице Марии Федоровне. Она была приобретена в королевскую коллекцию в 1934 году.

Фото 18 – Слева - «Русская брошь» квадратный сапфировый кабошон и алмаз квадратной огранки. Справа – брошь «Большой сапфир» в оправе из золота, окружен кольцом из 18 бриллиантов.

По случаю приема в апреле 2014 года президента Ирландии Майкла Хиггинса Королева Великобритании ЕлизаветаII надела доставшееся её предкам сокровище русских царей, украшенную изумрудами диадему.

Фото 20 – Королева Елизавета II с диадемой

Она принадлежала некогда княгине Марии Павловне, тетушке императора Николая II.

Диадема была изготовлена в 1874 году ювелиром Карлом Болином. Состоит из 15 переплетенных между собой алмазных кругов, в центр которых помещены изумруды. Диадема была продана в 1921 году королеве Марии.

Символы власти Британской короны

Реликвией Британской короны являются бриллиантовые парные броши «Колосья пшеницы», созданные для королевы Аделаиды по указанию короля Вильгельма IV. (Годы правления 1830-1837).

Фото 19 – слева - бриллиантовые броши «Колосья пшеницы». Справа внучка Королевы Виктории Алиса с шестью бриллиантовыми колосьями в прическе.

Имеют двойное предназначение - как брошь, и как заколка для волос. Всего было создано три пары Колосьев.

Фото 21 – корона и скипетр британского королевского Дома

Алмаз «Куллинан» (Большая Звезда Африки) весом 530,2 карат украшает скипетр. Второй по величине бриллиант – «Малая Звезда Африки» весом 317,4 карат установлен в королевскую корону.

На выставку «Сокровища дворцов королевы» в 2012 году, которая проходила в Галерее Королевы во дворце Холлируд в Шотландии, были отобраны более ста лучших произведений Королевской коллекции. Среди них сверкали драгоценными камнями шедевры русского ювелирного искусства - пасхальные яйца и другие замечательные творения Карла Фаберже.

Как устроены яйца Фаберже

* Видео взято с сайта музея Фаберже в Санкт-Петербурге http://fabergemuseum.ru

Пасхальное яйцо Фаберже Коронационное


Изделия с клеймом Карла Фаберже вызывают восхищение как неискушенных зрителей, так и тонких ценителей и коллекционеров. Свой блистательный путь фирма начала в 1842 году, когда в Петербурге на Большой Морской улице никому не известный ювелир Густав Фаберже открыл небольшую ювелирную мастерскую. Скромная поначалу мастерская и работы выполняла соответствующие своим размерам. Это были модные в то время золотые браслеты, брошки и медальоны в виде камней с пряжками, более или менее искусно скомбинированные. Но с вступлением в дело сыновей Густава Фаберже — Карла и Агафона — мастерская расширилась, и художественная сторона ювелирного производства стала предметом их особых забот.


Оба брата получили художественное образование за границей. Карл Фаберже, который впоследствии стал главой фирмы, учился в Дрездене, в торговой школе. После ее окончания он отправился в путешествие по Европе — совершенствовать ювелирное мастерство и одновременно изучать экономику.


В 1870 году Карл Фаберже вернулся в Петербург и сразу же приложил свои знания на практике. Кроме того, он имел редкий дар организатора, был главным источником идей и окончательным судьей воплощенных замыслов. Одной из первых работ, которая принесла братьям Фаберже известность, стали копии с керченских украшений, выполненные по заказу германского императора Вильгельма II. Копия со знаменитого ожерелья с подвесками в виде амфор, сделанная ювелиром фирмы Э. Коллином, обратила на себя внимание знатоков и на Всероссийской выставке в 1882 году в Москве, где получила золотую медаль. А международный успех к изделиям фирмы Карла Фаберже пришел через три года на Нюрнбергской выставке.

Вскоре на изделия ювелирной фирмы обратили внимание и придворные круги России, которые на долгие годы стали главными клиентами Карла Фаберже. Сейчас в собрании Оружейной палаты хранится около 300 изделий мастеров-ювелиров знаменитой фирмы. В основном это столовые приборы и предметы сервировки, но самую интересную часть коллекции составляют пасхальные сюрпризы и резные фигурки из камня.

Пасха в России всегда почиталась особо, и обычай делать подарки в виде пасхальных яиц был весьма распространен. Для подарков использовались не только затейливо раскрашенные настоящие яйца, но и сделанные из самых различных материалов: дерева, фарфора, папье-маше и поделочных камней. И здесь фантазия Карла Фаберже нашла самое достойное применение, особенно изобретателен он был при создании подарков для членов императорской фамилии.



В 1885 году к празднованию Пасхи Карл Фаберже изготовил самый оригинальный сувенир, который сохранял форму традиционной народной «крашенки», но удивлял новизной воплощения идеи. Обыкновенное на первый взгляд яйцо было выполнено из золота и покрыто плотным слоем белой земли. Скорлупу можно было разъединить на две части и, подняв верхнюю половинку, заглянуть внутрь. Там, в полусфере золотого желтка, как в лукошке на яйцах, сидела маленькая курочка из цветного золота. Все детали были выполнены так тщательно, что можно было разглядеть не только невысокий гребешок или круглые птичьи глазки, но даже и самое маленькое ее перышко.


Однако чудеса на этом не кончались. Курочка в свою очередь тоже содержала сюрприз, и даже не один. В ней хранилось два миниатюрных предмета: рубиновое яичко и императорская корона.

Это маленькое диво было выполнено по заказу императора Александра III для подарка жене — императрице Марии Федоровне. Сюрприз произвел самое благоприятное впечатление, и с этого времени фирма к каждой Пасхе готовила новый подарок всегда неожиданный и оригинальный.

Император Николай II заказывал к Пасхе два яйца и дарил одно матери императрице Марии Федоровне, другое жене императрице Александре Федоровне. Рисунки пасхальных яиц не представлялись на утверждение высочайшим особам, Карл Фаберже имел полную свободу в выборе сюжета. Работа эта была трудной, так как зачастую следовало отбирать события из жизни императорского дома или памятные даты русской истории.

Пасхальное яйцо Фаберже “Пятнадцатилетний юбилей”.


Пасхальное яйцо Фаберже “Бутон розы”.


Например, по случаю двухсотлетия строительства Петербурга фирма Фаберже сделала к Пасхе 1903 года яйцо «Петр Великий». Тулово яйца украшено золотым орнаментом с мелкими алмазами и рубинами. На четырех миниатюрах на слоновой кости помещены портреты Петра I, Николая II, виды Зимнего дворца и Домика Петра Великого. Внутри яйца расположилась миниатюрная реплика знаменитого «Медного всадника», застывшего на скале из сапфира. Внутренняя крышка над памятником покрыта белой эмалью, как бы пронизанной солнечными лучами.

В Оружейной палате хранятся десять пасхальных яиц, самое раннее из которых относится к 1891 году. Всего же фирма Карла Фаберже изготовила более пятидесяти пасхальных яиц для императорской фамилии, но в настоящее время известно местонахождение лишь 48 из них.



Частично изделия фирмы Фаберже были вывезены за границу русскими эмигрантами после революции. За границей оказалась редчайшая коллекция произведений Фаберже из собрания Юсуповых, составляющая теперь ядро музея Хилвуд в Вашингтоне. А в Париже было продано яйцо «Гатчинский дворец», созданное мастером Михаилом Перхиным около 1912 года. Яйцо разделено на двенадцать сегментов мелкими ровными жемчужинами, покрыто белой прозрачной эмалью по гильошированному рисунку в виде муаровых волн и украшено орнаментом из красных бантов и зеленых листьев. Сюрприз яйца — модель Гатчинского дворца, любимой резиденции Марии Федоровны, из четырехцветного золота со всеми архитектурными подробностями и памятником Павлу I перед фасадом.

Целыми партиями покупали произведения искусства и предметы личного обихода царской семьи Арманд Хаммер, Александр Шеффер и другие «коллекционеры». А серебряные изделия после революции зачастую так просто продавались на вес, без учета их художественной ценности. Александр Шеффер когда-то начинал работать в галерее Хаммера, а позже открыл в Нью-Йорке фирму «Русская вилла» — одну из самых богатых и известных фирм по продаже русского антиквариата. Вторая в мире по значимости коллекция изделий Фаберже крупного бизнесмена Малколма Форбс на шестьдесят процентов приобретена именно через «Русскую виллу» (около 360 изделий).

Судьба разбросала работы фирмы Карла Фаберже по всему свету. Пасхальные яйца-сюрпризы можно увидеть во многих музеях Америки — в Вашингтоне, Новом Орлеане, Кливленде, Балтиморе, а также частных коллекциях США и Европы.



Пасхальное Зимнее яйцо Фаберже

Поставщик Высочайшего двора, придворный ювелир королей Европы и Азии, революционер в ювелирных техниках… Конечно, мы говорим о Карле Фаберже. Изделия, техника и мастера фирмы Фаберже в свое время определили развитие целой отрасли.

В этой статье мы расскажем о неповторимом стиле изделий Фаберже, а также о мастерах и продолжателях его дела.

Стиль Фаберже

Карл Фаберже обучался в лучших школах Европы и требовал от своих сотрудников большого мастерства. Перед тем как приступить к работе, все мастера должны были изучить европейские технологии ювелирного дела. Карлу Фаберже было неважно, сколько времени это займет, - главным оставалось качество изделия.

В фирме постоянно искали новые направления, изобретали новые техники. При этом Карл Фаберже был еще и отличным менеджером: в свое время на него работали различные мастера - ювелиры-оправщики, художники-миниатюристы, резчики, золотых дел мастера и даже химики. Так Фаберже обеспечивал заказами лучших мастеров того времени, и в итоге они могли создавать настоящие шедевры.

Визитной карточкой Фаберже стали знаменитые пасхальные яйца. Каждое яйцо было не просто красивым изделием, украшенным драгоценными камнями. В них находилась сложная система механизмов, которые прятали внутри изделия секрет.

Поражает то, насколько детально исполнялись эти изделия. Например, в яйце «Сибирский поезд» находилась миниатюрная копия транссибирского экспресса. Этот поезд - пример тончайшей работы мастеров Фаберже. Экспресс был выполнен из золота и приводился в движение с помощью механизмов.

Чтобы достичь такой поразительной точности, М. Е. Перхин - художник экспресса и главный мастер фирмы довольно продолжительное время изучал строение поездов. Теперь, глядя на его миниатюрное творение, мы можем составить полное представление о том, как выглядел транссибирский экспресс.

Другая характерная черта стиля Фаберже - мастерская работа с эмалью. Особых успехов фирма достигла в изготовлении эмалей по гильошированному фону. Вдохновленный искусством Франции XVIII века, Карл Фаберже научился воспроизводить эту сложную технику.

Гильошировка - это способ декорирования металла, при которой на поверхность наносят тонкий гравированный узор из различных линий в геометрической последовательности. Это может быть узор из параллельных или пересекающихся линий, прямых или волнообразных. Сверху этот узор покрывали эмалью различных цветов.В итоге этого трудоемкого процесса получались удивительные изделия, которые «играли» и переливались различными оттенками.

Искусство эмали по гильошированному фону уже много лет поражает своим цветом, игрой света и разнообразием рисунка. В то время как современники Фаберже овладели несколькими простыми цветами эмали, Фаберже мог изготовить эмаль более чем 150 оттенков. Эмали, от нежных тонов до ярких, около 200 вариантов гильоша - в этой технике Фаберже не было равных.

Искусство Фаберже в наше время

В наши дни известно не так много продолжателей дела Фаберже. Их выявлением занимается Мемориальный фонд Карла Фаберже, который учредила правнучка Карла Татьяна. Фонд ищет и награждает достойных мастеров-ювелиров, художников и исследователей дела Фаберже.

Среди них и Квашнин Сергей Иванович - создатель Ювелирного дома «Квашнин». За время своей работы он изобрел серию ювелирно-граверных инструментов, которыми пользуются ювелиры по всей стране. Среди инструментов особенно выделяются гильошировочные станки - с их помощью можно изготовить более 10 000 вариантов рисунка. Такого разнообразия орнаментов не было даже в фирме Фаберже.

Чтобы отметить заслуги мастеров ювелирного дела, Мемориальный фонд Карла Фаберже учредил серию наград. Из всех ювелирных фирм мира их создание доверили Ювелирному дому «Квашнин». Начиная с первого ордена, созданного в 2008 году, по сей день все награды разрабатывает Дом «Квашнин».

Работа в стиле Фаберже - это одно из основных направлений деятельности Дома «Квашнин». В Ювелирном доме возможно реализовать самые сложные и интересные задачи.

Убедиться в этом вам поможет наш . Также советуем посетить раздел, посвященный . И не забудьте на обновления нашего блога, чтобы первыми читать интересные статьи из мира ювелирного дела.