Какой камень венчает большую российскую императорскую корону. Драгоценности дома романовых

— главный символ власти российских монархов, ею венчались на царство все российские самодержцы, начиная с основательницы Эрмитажа Екатерины II в 1762.
Пышность и великолепие всегда отличали русский двор, особенно в царствование Елизаветы Петровны и Екатерины II. Он был одним из самых блестящих в Европе. Лучшие ювелиры работали при дворе, такие как И. Позье, отец и сыновья Дюваль, Л. Пфистерер, Г. Экарт. Они создавали произведения высокого ювелирного искусства.
Настоящим мировым шедевром ювелирного искусства стала Большая Императорская Корона. Ей нет равных среди европейских коронных ценностей. Создана она была для коронации Екатерины II в 1762 году Иеремией Позье при участии других мастеров. Работа над Короной продолжалась два месяца и осуществлялась без применения высоких технологий. Оригинал Большой Императорской Короны выполнен из серебра и золота, инкрустирован бриллиантами (4936 штук), украшен жемчужинами (75 штук), венчает Корону редкий драгоценный камень ярко красного цвета – благородная шпинель величиной 398,72 карата.
Последний раз корона использовалась в государственных мероприятиях по своему прямому назначению в 1906 году — на торжественной церемонии открытия первой Государственной Думы с участием последнего императора Николая II.
В наши дни оригинал хранится и его можно увидеть только в Алмазном фонде Российской Федерации в Москве на территории Кремля.

В честь 250-летия всемирно известного музея Официальная Гостиница Государственного Эрмитажа и ювелирная группа «Смоленские бриллианты » дарят Вам уникальную возможность прикоснуться к историческому величию России. Блистательный век Екатерины, роскошь и изящество Императорской России, блеск и слава подлинного Санкт-Петербурга. Ощутите неповторимую атмосферу в , в которой искусно слились прошлое и настоящее!
В эти дни в свободном доступе на территории гостиницы настоящий ювелирный шедевр наших дней от русского ювелирного бренда – реплика Большой Императорской Короны, созданная смоленскими ювелирными мастерами!

Вот какими словами охарактеризовал современное воплощение Большой Императорской Короны главный хранитель алмазного фонда России Евгений Гапанюк: «Не поворачивается язык назвать этот шедевр репликой. Это самостоятельное произведение ювелирного искусства самого высочайшего уровня, созданное с явной любовью к России и уважением к ее великой истории. Нельзя не отметить великолепное звучание изумительных смоленских бриллиантов».
Новая Большая Императорская Корона интересна тем, что современные технологии позволили применить весь арсенал технических возможностей и создать произведение ювелирного искусства 21 века. Беспрецедентный ювелирный проект был осуществлен ОАО «ПО «Кристалл» и ювелирной группой «Смоленские бриллианты» с использованием российских бриллиантов, ограненных по идеальным параметрам классификации Triple и DoubleExcellent. Игра и блеск бриллиантов знаменитой «русской огранки» с их идеальной геометрией, симметрией и качеством полировки поверхностей позволили максимально показать природную красоту алмаза в современном воплощении Короны.
Реплика Большой Императорской Короны создана в ознаменование полувекового юбилея алмазообрабатывающей отрасли России, флагманом которой является смоленское производственное объединение «Кристалл» и 10-летия его дочерней структуры – ювелирной группы «Смоленские бриллианты». Появление новой Короны приурочено к целому ряду знаменательных исторических юбилейных дат, выпавших на 2012-2013 годы: 250-й годовщина коронации императрицы Екатерины II, 400-летие династии Романовых и 200-летний юбилей победы в Отечественной войне 1812 года.
При создании реплики авторы не ставили задачу точно повторить оригинал, простое копирование не позволило бы продемонстрировать технологический прогресс и высшую степень мастерства, достигнутого ювелирами и огранщиками в наши дни. Реплика Большой Императорской Короны стилистически повторяет оригинальное изделие, но по многим параметрам превосходит его.
Над новым ювелирным шедевром на протяжении полугода трудились более 60 смоленских мастеров. В воссозданной смоленскими мастерами Большой Императорской Короне использовано 11 352 бриллианта идеальной огранки и высочайших качественных характеристик. Корона изготовлена из белого золота, сверкание бриллиантового кружева подчёркнуто двумя рядами из 74 натуральных крупных жемчужин белого цвета. Корону венчает редкий по величине ювелирный камень благородного рубиново-красного цвета – природный рубеллит (турмалин), массой 384.71 карата. Новое драгоценное чудо предстает перед публикой, по-настоящему ослепляя блеском и игрой камней!
Также на территории гостиницы Эрмитаж в ювелирном салоне «Смоленские бриллианты» Вы можете увидеть и другие уникальные изделия ювелирных мастеров из Смоленска. Это прекрасная возможность приобрести искусные изделия и реплики знаменитых сокровищ! Соприкоснитесь с живой историей и богатствами России!
В рамках проекта «Смоленские бриллианты в Эрмитаже» впервые воплощены нереализованные подлинные эскизы фирмы Фаберже из фондов музея. Эскизы брошей, подвесок, колье, диадем, колец, запонок, различных аксессуаров фирмы К. Фаберже – исполнены на высочайшем профессиональном уровне и отражают практически весь спектр художественных вкусов и предпочтений состоятельной публики рубежа XIX-XX веков. Воплощение в жизнь некоторых из них мастерами ювелирной группы «Смоленские бриллианты» является интересным экспериментом, позволяющим оживить проекты художников-ювелиров, пожалуй, самой известной российской ювелирной фирмы прошлого столетия. Созданные по этим уникальным эскизам изделия коллекции «Неизвестный Фаберже», а также коллекция «Золото Скифов» (реплики золотых вещей скифского времени из собрания Государственного Эрмитажа) – представлены в новом салоне ювелирной группы «Смоленские бриллианты» на территории гостиницы.
Вы никогда не мечтали – подобно царской привилегированной особе – провести ночь в роскошных покоях Эрмитажа? Отпраздновать в дворцовых интерьерах знаменательное событие своей жизни или провести приятный вечер с изысканными блюдами и напитками в кругу друзей в атмосфере императорской резиденции, наслаждаясь чарующими звуками живой музыки? Теперь впервые это стало возможно — подарите себе незабываемые мгновения в уникальной гостинице знаменитого музея – в единственной в мире официальной гостинице Эрмитажа.
Приходите в гостиницу Эрмитаж и Вы своими глазами «вживую» увидите величественное сияние коллекционного произведения ювелирного искусства – потрясающего воплощения Большой Императорской Короны от «Смоленских бриллиантов»! Ваши незабываемые мгновения в дворцовых интерьерах в сиянии тысяч бриллиантов Короны!
Кроме того для Вас в гостинице Эрмитаж:
— «Золото Скифов» и «Неизвестный Фаберже» из серии «Из Сокровищницы Государственного Эрмитажа», другие эксклюзивные ювелирные коллекции от «Смоленских бриллиантов»;
— прекрасные избранные изделия из фарфора от Императорского фарфорового завода;
— бронза, скульптура, альбомы, репродукции, сувениры и другая эксклюзивная официальная продукция Эрмитажного магазина!
И наконец, также для Вас — уникальные номера, Императорская кухня в ресторане «Екатерина Великая», разнообразие блюд в ресторане «Микеланджело», уютный Лобби-бар с широким выбором закусок и напитков, 8 потрясающих залов для проведения праздничных и деловых мероприятий, потрясающая панорама Санкт-Петербурга с просторной террасы, живая музыка и многое другое. Лучшие традиции русского гостеприимства и подлинная атмосфера настоящего Санкт-Петербурга! Ещё одна жемчужина в коллекции Эрмитажа – Искусство гостеприимства, гостиница Эрмитаж.

Драгоценности российской императорской короны разделили печальную участь сокровищниц крупнейших европейских монархий — английской (до 1848 года), французской и австро-венгерской, безвозвратно утраченных в вихре войн и революций.

В 1719 году, согласно указу Петра I, для особого хранения «принадлежащих государству вещей» было организовано специальное помещение — «рентерея», где хранились государственные регалии, орденские знаки, парадные ювелирные украшения. С 1839 года это хранилище стало именоваться Бриллиантовой комнатой.

Русские императоры и императрицы, соревнуясь в роскоши с монархами других европейских стран, стремились увеличить богатство и пышность своего двора. При дворе в Петербурге работали многие выдающиеся ювелиры — И.Позье, отец и сыновья Дюваль, Л.Пфистерер, Г.Экарт. На средства казны приобретались драгоценные камни, часть их поступала в виде подарков. Кроме императорских регалий в состав коронных драгоценностей входили различные ювелирные изделия и украшения.

Для коронации Екатерины Второй, взошедшей на престол в результате государственного переворота. была изготовлена большая императорская корона. Уже 8 июля 1762 года, на десятый день после расправы с Петром III, появился указ за подписью Екатерины, согласно которому камергеру Ивану Бецкому отпускалось 50 тысяч рублей на расходы по коронации, включая оплату ювелирам. Разработку эскиза короны поручили ювелиру Жереми (Иеремии) Позье (1716—1779), выходцу из Швейцарии.

Главный придворный ювелир Георг-Фридрих Экарт замысел Позье забраковал. Получив из казны золото, он сам изготовил ажурный каркас короны. Но украшал корону камнями все же Позье. «Я выбрал между вещами все самые большие камни, не годящиеся на модную отделку, отчасти бриллиантовые, отчасти цветные, — позже вспоминал Позье в своих «Записках». — Несмотря на все предосторожности, принятые мною, чтобы сделать корону легкою и употребить только самые необходимые материалы, чтобы удержать в ней камни, в ней оказалось пять фунтов весу».

Позье прекрасно справился с задачей подбора камней, выявил их красоту, очень удачно нашел переходы от одного цвета к другому и умело использовал завораживающее мерцание жемчуга. Оценили корону в два миллиона рублей — сумму по тем временам астрономическую. Добавим, что этот шедевр ювелирного искусства XVIII столетия был создан всего за два месяца.

Корона Российской империи выглядит традиционно для этого символа государственной власти. Она состоит из двух ажурных серебряных полусфер, осыпанных индийскими бриллиантами различной величины — всего их насчитывается 4936 штук (общая масса — 2858 каратов). В нижней части венца ритмично чередуются крупные белые и розовые бриллианты.


Единственное цветовое пятно — большая темно-красная шпинель на вершине короны, под бриллиантовым крестом. Эта шпинель массой 398,72 карата — один из семи исторических камней, хранящихся в Алмазном фонде. Она была куплена в 1676 году русским посланником в Пекине Николаем Спафарием.


Общий вес короны составляет 1,907 кг. Длина нижней окружности короны 64 см, высота с крестом — 27,5 см. Независимо от величины и сложности композиции, она изящна и легка. Это истинный шедевр ювелирного искусства XVIII века.

Наряду с короной для коронации Екатерины II были изготовлены другие императорские регалии — держава и скипетр.

Держава — полированный полый шар, увенчанный крестом, — сделан из так называемого «красного золота». Шар окружен двумя рядами крупных алмазов, сапфир на вершине весит приблизительно 47 каратов. Золотой скипетр изготовлен в строгих формах; он состоит из трех гладких частей, разделенных бриллиантовыми поясками, и увенчан двуглавым орлом, украшенным черной эмалью и бриллиантами. Ниже орла, многократно усиливая парадность скипетра, укреплен знаменитый алмаз «Орлов» (189,62 карата).



Хранящаяся сегодня в Алмазном фонде так называемая Малая императорская корона была изготовлена в 1801 году братьями Дюваль для Елизаветы Алексеевны, супруги Александра I. Вес ее составляет 378 г, корону украшает 48 крупных (от 2 до 9 карата) и 200 мелких бриллиантов. Этот венец, первоначально предназначавшийся для коронации, а позже служивший для особо торжественных случаев, изготовлен как изящное женское украшение.

Историческая справка


В начале Первой мировой войны драгоценности Бриллиантовой комнаты были поспешно и беспорядочно, даже без описи, эвакуированы из Петрограда в Москву. Там их приняли в Оружейную палату Московского Кремля. В 1922 году, спустя пять лет после октябрьского переворота 1917 года и захвата власти большевиками коронные ценности поступили на хранение в Гохран. А уже в 1923 году в Амстердаме и Антверпене неожиданно появились бриллианты, в которых специалисты узнали часть русских императорских драгоценностей...

Разразился скандал. Зарубежные газеты писали, что некоторые европейские предприниматели и банки используются советским правительством для валютных операций с награбленными золотом, алмазами и церковными ценностями. Чтобы заглушить возмущение, в конце 1925 года в Москве поспешно была организована выставка коронных драгоценностей, которая должна была показать миру, что они целы и невредимы.

Шум, поднятый в прессе, по всей видимости, сорвал готовящуюся сделку по продаже за рубеж через Маньчжурию всех реликвий бывшей Бриллиантовой комнаты, включавших в себя собрание императорских корон, императорский скипетр с алмазом «Орлов», державу, коллекцию бриллиантовых подвесок и диадем, бриллиантовые орденские знаки и цепи, подарочные золотые кубки, коллекцию вееров и перстней, императорские пасхальные яйца фирмы Фаберже и многое другое.

Впрочем, большинство этих предметов все равно были распроданы в 1920—1930-е годы.
Некоторые позже обнаружились в частных собраниях США и Европы, например, брачный венец русских императриц, изготовленный из бриллиантового пояса Екатерины II, — осенью 1926 года она (вместе с бриллиантовой шпагой Павла I, украшением коронационного платья Екатерины Второй из гроздьев бразильских алмазов и индийских изумрудов, бриллиантовой табакеркой императрицы Елизаветы, коллекцией императорских пасхальных яиц Фаберже) была продана новыми хозяевами страны американскому торговцу Норману Вайсу.

Местонахождение некоторых других предметов неизвестно до сих пор (в их числе — несколько яиц фирмы Фаберже, бриллиантовый знак ордена Андрея Первозванного, принадлежавший Александру II, икона «Введение Богородицы во храм» в драгоценном окладе работы Фаберже и др.).

Шапка Мономаха

Конец 13 — начало 14 века. Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, мех; скань, зернь, литье, чеканка, гравировка. Высота 18,6 см; окружность 61 см. Оружейная палата. Москва Самая знаменитая из всех царственных головных уборов Русских царей является Шапка Мономаха. Она находится в Оружейной палате; этой шапкой венчались на престол все русские цари и князья вплоть до Федора Алексеевича. Что интересно: четко установлен факт: никакого отношения ни к Византии, ни к XI веку она не имеет! Шапка была изготовлена в Средней Азии, в Бухаре, в первой половине XIV века, спустя 200 лет после смерти Владимира Мономаха. Оказалось также, что никакой связи головного убора с Мономахом вплоть до начала XVI века не отмечалось; а московские князья, оставляя ее своим наследникам, вели речь о «золотой шапке». Доказано также, что первым ее владельцем был Иван Калита. И шапка, и конская упряжь («золотая лошадиная снасть») были подарены Ивану Калите его современником - золотоордынским Узбек-ханом.

Так что никак этот венец не мог принадлежать князю Владимиру Мономаху (ок. 960 - 15 июля 1015) По такому — же подобию изготавливаются и другие шапки — венцы.

Середина 16 века. Золото, драгоценные камни, мех; литье, чеканка, резьба, чернь Ша́пка Каза́нская - золотой филигранный венец, изготовленный, приблизительно в 1553 году, для Ивана Грозного сразу после покорения и присоединения Казанского ханства к Русскому государству и упрочения титула Казанского царя. Точных сведений о том, когда и кем был изготовлен венец, нет. Существует версия, что её изготовили ювелиры покорённого ханства.

Венец.»Большой наряд». Астраханская шапка. 1627 г.

Золото, драгоценные камни, жемчуг, мех; литье, чеканка, гравировка, резьба, канфарение. Высота 30,2 см. окружность 66,5 см. Оружейная палата. Москва. Принадлежал царю Михаилу Романову. Работа Мастерских Московского Кремля. Астраханской же шапкой она навана потому, что к правлению 1 царя из династии Романовых Михаила Федоровича было закончено покорение Астраханского ханства и водружение креста по обеим берегам Волги, и выход к Каспийскому морю. И так же, этот венец присутствует на гербе Астрахани. Как известно, после смерти царя Алексея Михайловича на престол посадили малолетних Ивана и Петра, для них в мастерских Кремля были изготовлены личные венцы.

Ткань, парча, золото, драгоценные камни, жемчуг, мех; литье, чеканка, резьба, эмаль, канфарение. Оружейная палата. Москва. Принадлежала царю Ивану Алексеевичу. Работа Мастерских Московского Кремля

Шапка Алмазная 1682 — 1687 гг.

Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, мех; литье, чеканка, резьба, эмаль Оружейная палата. Москва. Принадлежала царю Ивану Алексеевичу. Работа Мастерских Московского Кремля На более крупном плане выдны узоры и двухглавые орлы на венце.

Венец Алмазный. 1682 — 1684 гг.

Золото, серебро, драгоценные камни, мех; литье, чеканка, эмаль. Оружейная палата. Москва. Принадлежала царю Петру Алексеевичу. Работа Мастерских Московского Кремля

«Шапка Мономаха второго наряда». 1682 г.

Золото, драгоценные камни, жемчуг, мех; литье, чеканка, резьба Оружейная палата. Москва. Россия. Принадлежала царю Петру Алексеевичу. Работа Мастерских Московского Кремля. Далее идут императорские короны. Одна из первых императорских корон была корона, которой царь Петр I короновал Екатерину I . Но от нее остался один каркас, т.к. последующие поколения использовали бриллианты для своих нужд

Корона российской императрицы Анны Иоанновны - драгоценный венец, изготовленный в Петербурге в 1730-1731 годах, предположительно мастером Готлибом Вильгельмом Данкелем. Около двух с половиной тысяч искусно подобранных по величине алмазов, рубинов и турмалинов вмонтировано в серебряный остов короны. Большинство из них ранее украшали корону императрицы Екатерины I, так же как и помещённый под алмазным крестом неправильной формы тёмно-красный турмалин. Он был куплен в 1676 году у китайского богдыхана по указу царя Алексея Михайловича и впоследствии украшал поочерёдно несколько монарших венцов. Вес этого уникума сто граммов. И наконец, ценнейший экспонат Алмазного фонда

Большая императорская корона Российской империи изготовлена для коронации в 1762 году известными ювелирами Георгом-Фридрихом Экартом, который был автором эскизов и каркаса, а также руководил работой и Жереми (Иеремией: в России его величали Еремеем Петровичем) Позье, который занимался подбором камней. Работа осуществлялась по специальному заказу Екатерины II. Знаменитым мастерам было поставлено лишь одно условие - корона должна была весить не более 5 фунтов (2 килограмма). Ювелирное чудо было создано всего за два месяца. Это была самая знаменитая корона Российской империи до заката монархии олицетворявшей верховную власть в России. После октябрьской революции полуразрушенное и разорённое бандами «большевиков» молодое коммунистическое государство советов рабочих и крестьян нуждалось в финансах. Правительство искало займы и обратилось к Майклу Коллинсу, министру финансов Ирландии. Королевские драгоценности использовались в качестве имущественного залога советской республики при займе в 25000 долларов.

Передача ценностей и денег осуществлялась в Нью-Йорке, между руководителем «советского бюро» - советским послом в Америке, Ладвигом Мартенсом, и ирландским послом в США, Гарри Боландом. После возвращения в Ирландию Боланд хранил драгоценности в доме своей матери - Кэтлин Боланд О’донован, проживавшей в Дублине. Весь период ирландской войны за независимость драгоценности хранились у матери Боланда. Госпожа Боланд О’донован передала драгоценности России правительству Ирландской республики в лице Имона де Валера только в 1938, которые хранились в сейфах правительственных зданий и о которых на время забыли. В 1948 году, ценности были обнаружены и по решению нового правительства Ирландии, во главе с Джоном А. Костелло, принималось решение о продаже залоговых королевских драгоценностей России на публичном аукционе в Лондоне. Однако, после консультаций относительно правового статуса залоговых ценностей и переговоров с советским послом, решение о продаже было отменено. Ценности должны были быть возвращены в Советский Союз в обмен на сумму 25000 долларов, первоначально выданную взаймы в 1920. Драгоценности возвратились в Москву в 1950. Этой короной короновались на царство все последующие после Екатерины II императоры России

Малая императорская корона Российской империи - одна из императорских регалий. Малая корона создана ювелиром Зефтигеном к коронации императрицы Марии Александровны, супруги Александра Второго в 1856 году.

Золото, серебро, розовый бриллиант, мелкие бриллианты. Москва Скорее всего она принадлежала Елизавете Александровне, жене Александра I

Наши мастера изготовить такую не смогли, заказывали в Праге, умельцам студии «Баррандов». Украшена горным хрусталем, является художественной редкостью.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-347583-2", renderTo: "yandex_rtb_R-A-347583-2", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Любое ювелирное изделие обладает большой ценностью. В случае, когда это изделие является ещё и общепризнанным произведением искусства, его стоимость возрастает многократно. И совершенно бесценный статус получают драгоценные произведения искусства, имеющие ещё и исторически-ритуальное значение. В первую очередь к таковым относятся, конечно, всевозможные короны и диадемы многочисленных монархов, императоров, королей и царей.

Одно из заметнейших мест в списке подобных царственных регалий занимает Большая императорская корона Российской империи, которая является не только культурным и историческим достоянием, но и шедевром ювелирного искусства.

Для начала небольшой исторический экскурс: в допетровской России самодержцев короновали особыми венцами, самой знаменитой из которых была всем известная «шапка Мономаха». Настоящие короны, на европейский лад, в нашей стране появились во времена Петра I, когда в 1724 году была создана первая подобная корона для коронации супруги императора, будущей императрицы Екатерины I. Впоследствии эта корона несколько раз переделывалась в соответствии со вкусами и требованиями новых императоров и императриц, пока в 1762 году специально для коронации Екатерины II не была изготовлена там самая, Большая императорская корона, которая и возлагалась на головы всех российских самодержцев вплоть до последнего из них, Николая II.

Авторами Большой императорской короны были знаменитые ювелирные мастера Георг-Фридрих Экарт и Жереми Позье, которым была предоставлена практически полная свобода творчества лишь при одном условии - корона не должна была весить более двух килограмм. Разделение труда между двумя ювелирами была следующей - Экарт являлся автором эскиза произведения и изготовителем каркаса, а Позье занимался подбором драгоценных камней. Работа была проделана за рекордные сроки, в два месяца, и была оценена в 8200 рублей. Из-за сложных отношений между двумя ювелирами долгое время считалось, что единственным автором короны был Экарт, который всячески замалчивал и скрывал факт участия Позье в создании шедевра.

Форма короны была позаимствована у головных уборов восточных правителей, в большей степени напоминая тюрбан индийского султана, нежели традиционную корону средневековой Европы. Два больших серебряных полушария символизируют две части света, Европу и Азию, Запад и Восток, объединённые в рамках Российской империи. В эти большие полушария вправлены почти пять тысяч (если быть статистически точными - 4936) мелких бриллиантов общим весом в 2858 карат, а также 54 большие индийские жемчужины (они были вправлены в корону для коронации Павла I, при первоначальном, «екатерининском» варианте было 72 жемчужины меньшего размера). Самым крупным и знаменитым драгоценным камнем Большой императорской короны является закреплённый на золотой дуге и увенчанный алмазным крестом рубин (шпинель) весом в почти 400 карат. Этот ярко-красный камень является традиционным сокровищем царского дома Романовых: в их руки он попал почти за 100 лет до изготовления Большой императорской короны, в 1676 году, будучи приобретённым российскими дипломатами у китайского императора Канси, и был неизменной частью всех российских корон, использовавшихся в церемониях возведения на престол. Этот рубин является составной частью символического ансамбля российских императорских регалий: будучи большим камнем красного цвета, он дополнялся синим сапфиром , вправленным в державу, и сияющим (белым) алмазом, находящемся на скипетре. Таким образом, эти три самые крупные драгоценные камни обозначали цвета государственного бело-сине-красного флага российского государства.

Большая императорская корона Российской империи закономерно считалась главным сокровищем царской семьи и уже в конце XIX века её чистая ювелирная стоимость, без учёта символической исторической ценности, составляла миллион золотых рублей. К коронации Николая II и его супруги Александры Фёдоровны легендарным ювелиром Фаберже была изготовлена уменьшенная копия короны, специально для императрицы, получившая названия Малой короны Российской империи, ставшей впоследствии предметом детективных историй и фильма о «неуловимых мстителях».

В отличие от «младшей родственницы» Большая императорская корона не покидала пределов России и после революции 1917 года перешла в собственность государства; в настоящее время хранится в Алмазном фонде. Правда, в начале 2009 года американские газеты выдвинули версию о том, что в России хранится копия, а настоящая Большая императорская вместе с другими сокровищами Романовых спрятана в монгольской пустыне Гоби. Основаны эти предположения на утверждениях американских потомков русских эмигрантов-аристократов, однако историками считаются необоснованными как из-за отсутствия документальных доказательств, так и из-за логических противоречий озвученной версии.

Александр Бабицкий


В январе мировая пресса взорвалась очередной сенсацией, связанной с тайной исчезновения сокровищ последнего русского царя. Похоже, символ царской власти надо искать в пустыне Гоби.

Как известно, Большая Имепаторская корона Российской империи использовалась для коронации царей, начиная с Петра I, и заменила шапку Мономаха, которая использовалась русскими царями и великими князьями (с ней, заметим, у историков тоже много неясностей). Последний император Николай II также был коронован Большой Императорской короной. Последний вариант короны был изготовлен по приказу императрицы Екатерины II для её коронации. Сегодня корона экспонируется в Алмазном фонде московского Кремля.

Новой версией американцев, конечно, можно было бы и пренебречь. Если бы вокруг сокровищ последнего русского царя не существовало огромного количества загадок, раскрыть которые историкам не удается по сей день.

Американцы: Корона Российской империи – в Гоби

Итак, в январе Los Angeles Times опубликовала рассказ жительницы США Пэтт Бархем, которая уверена в том, что корона и другие драгоценности российских императоров зарыты в пустыне Гоби. Бархем уже 80 лет вращается среди элиты Лос-Анджелеса. Она также была корреспондентом во время войны в Корее и является соавтором книг о загадочной гибели Мэрилин Монро и Григория Распутина.
«Бриллианты, яйца Фаберже, короны и диадемы русских императоров, инкрустированные драгоценными камнями золотые рамы, жемчужные, рубиновые, сапфировые и алмазные ожерелья спрятаны в семи гробах в яме 7х10 футов посреди монгольских пустынь», – утверждает Бархем.
Все это, по ее словам, 3 октября 1917 г. закопал там ее отчим – бывший русский князь Георгий Месхи-Глебофф. Он часто рассказывал о сокровищах после того, как приехал в США и женился на матери Пэтт Бархем – наследнице серебряных рудников. По словам Пэтт, незадолго до смерти в 1960 г. отчим вручил ей запечатанный конверт с нарисованной картой, на которой было точно указано местонахождение клада. Но он попросил ничего не предпринимать, пока правительство России не признает факт казни семьи Романовых и не устроит убитым официальные похороны (что и случилось в 1998 г.). Но карта вскоре загадочно исчезла, хотя Бархем уверяет, что запомнила координаты клада, так как в свое время лично переписывала документ для отчима.

Теперь Бархем планирует отыскать сокровища и вернуть их русскому народу. Она рассказывает, со слов отчима, что тот был помощником хранителя императорской казны, и 28 февраля 1917 г. царица Александра поручила ему отвезти личные драгоценности Романовых в банк в Пекине. «Ценности были спрятаны в 7 гробах, причем, в двух, для прикрытия, также лежали мертвые тела детей, которых везли в Китай для погребения», – утверждает Бархем, ссылаясь на дневник Месхи-Глебоффа. В пустыне Гоби на караван напали разбойники. Месхи-Глебофф отбил атаку, но решил более не рисковать и закопал сокровища на месте. Через год он переселился в США. По словам Бархем, в 1930-е годы он и ее мать снарядили экспедицию, истратив на подготовку $300 тыс., но власти не пустили их дальше Турции.
Сама Бархем уверовала в сокровище после того, как близко познакомилась с дочерью Распутина Марией Григорьевной, вместе с которой написала кулинарную книгу и повествование о ее отце. Мария поведала Пэтт, что царица в ее присутствии поручила Месхи-Глебоффу отвезти сокровища в Пекин. В 1999 г. Бархем сама попыталась организовать экспедицию в Гоби, но возникли проблемы с финансированием.

Что касается пропавшей карты, то она спрятана в гробу самого Месхи-Глебоффа, похороненного на кладбище Hollywood Forever, говорит Бархем. Но также не исключает возможности, что карта случайно попала в ворох бумаг из семейного архива, подаренный какому-нибудь учебному заведению.

Сама Бархем уверена, что сможет узнать нужное место с высоты птичьего полета, так как карта отчима в точности совпадала с топографической картой Монголии от 1912 г. Американка планирует полетать над пустыней на вертолете, зафиксировать GPS-координаты предполагаемого клада, а затем отыскать его вместе с монгольскими властями.

Версия 1: корона была среди сокровищ Романовых

Комментируя версию Бархем, американский специалист по российской истории Дж. Арч Гетти выразил сомнения в том, что русская царица пожелала бы отправить сокровища в Китай, а не в Европу: «В 1917 г. не было более ненадежного банка, чем китайский».

Также в воспоминаниях Бархем настораживает дата отправки царских сокровищ в Китай – февраль 1917 г. В то время как историки всегда указывают август 1917 г. – именно тогда семью последнего русского императора Николая Второго по распоряжению Временного правительства отправили в изгнание в сибирский город Тобольск. С собой Романовы взяли все фамильные драгоценности, которые были упакованы в несколько сундуков. Все прочие ценные вещи, оставшиеся в Александровском дворце, Временное правительство отправило в Москву, в подвалы Исторического музея.

В Тобольске Романовы якобы тайно передали часть драгоценностей на хранение местным служителям церкви, монахиням из монастыря и членам своей свиты.

Когда в апреле 1918-го Николая, Александру и их дочь Марию отправили в Екатеринбург, сокровища опять поделили: часть увезли в столицу Урала, а часть осталась у дочерей. После расстрела царской семьи в ночь с 16 на 17 июля в Екатеринбурге оказалось, что от огромной коллекции фамильных украшений почти ничего не осталось. Лишь бриллианты, зашитые в одежды великих княжон и царицы (полпуда), и несколько десятков небольших золотых вещей (в трех небольших шкатулках).
Куда же исчезла большая часть царских сокровищ? Над ответом на этот вопрос исследователи бьются уже на протяжении 90 лет. Одна из последних версий изложена в российском фильме-расследовании «Золото царской семьи» (2008 г.). В нем выдвинуто предположение, что наиболее ценная часть царских драгоценностей была спрятана сознательно – чтобы спасти их от пришедших к власти большевиков. Здесь-то, если следовать версии Пэтт Бархем, и можно допустить, что среди них вполне могла находиться корона Российской империи. К тому же, от сибирской тайги до пустыни Гоби здесь почти что рукой подать.

Версия 2: корону хранили вместе с золотым запасом империи

Второй путь, по которому корона Российской империи могла бы попасть в Монголию, – это путь, по которому исчез золотой запас Российской империи. Но для этого надо допустить, что, кроме денег, в кладовых Казанского банка (куда, начиная с 1915 г., свезли почти весь золотой запас империи) могли находиться, в том числе, и сокровища царского двора.

Согласно официальной истории, в августе 1918 г. взбунтовавшийся в мае того же года 40-тысячный Чехословацкий корпус, следовавший по Транссибирской магистрали во Владивосток, захватил золотой запас Российской империи (в виде денег) – в эквиваленте 507 т 144 кг золота. Правда, историки признают, что в Казань золото уже попало «без соответствующих инвентарных документов» – то есть, никто не знал, какая часть золотого запаса была утрачена еще по пути. В конце 1918 г. золото попало в Омск, где поступило в распоряжение адмирала Колчака, объявившего себя к тому времени верховным правителем России.

Когда 3 мая 1920 г. золотой запас вернулся в Казанскую контору Народного банка РСФСР, он составлял в эквиваленте лишь 318 т 848 кг золота. Пропавшие 189 т по сей день не дают покоя историкам и российским политикам, а в еще большей степени нелегальным владельцам этих сокровищ за рубежом. Правда, этот подсчет исключил 4,6 т драгметаллов, которые большевики успели вывезти из Казани, когда в августе 1918 г. белые завязали бои за этот город. Кроме того, есть версия, что несколько десятков тонн колчаковского золота до сих пор покоятся в сибирской тайге, украденные и запрятанные неизвестно кем.

Еще часть золота Колчака исчезла вместе с чешским корпусом. По утверждению окружения министра финансов правительства Колчака Новицкого, добыча легионеров составила 63 млн. золотых рублей. Однако, по свидетельству исследователя В. Врангеля, в пражском военном архиве хранится документ о передаче в руки легионеров… 18 вагонов(!) с российскими ценностями.

По версии еще одного российского исследователя В. Черепахина, «чехословацкие легионеры вывезли 30563 пудов золота (1 пуд равен 16 кг) в монетах, слитках и ювелирных изделиях».

Также известны случаи кражи золотого запаса. Они произошли в тот период, когда эшелон охранялся смешанными чехословацко-российскими силами. Например, только на станции Тырет пропало 13 ящиков золота (обнаружено 14 января 1920 г.).

Ленин знал, где золото Колчака?

Здесь-то и появляется почва для предположений, которые могут показаться неуместными, хотя они могут пролить свет на судьбу царских сокровищ.

Например, беседуя как-то в 1970-е годы с местным краеведом, работником одного из уральских краеведческих музеев, я столкнулся с тем, что официальная история о расстреле Колчака (так же, как и о гибели Чапаева) в его глазах выглядит подозрительной, а то и неправдоподобной. Главное, что вызывало недоверие у этого исследователя, – что тело Колчака после расстрела утопили в реке Ангаре. Для чего это было делать, если даже тела расстрелянной царской семьи и то, пусть спрятав, захоронили в земле? А от Колчака, почему-то, надо было не оставить никакого следа. Краевед считал, что большевики могли тайно отпустить Колчака – в обмен на его обязательство не вести войну против Советской России (ранее подобное уже делалось в отношении других царских генералов).
Версия, конечно, абсолютно не вписывается в официальную историю. Однако, если смотреть на нее сквозь призму открытий последних десятилетий, когда выяснилось, что зачастую догмы официальной советской истории были далеки и от фактических событий, и от науки в целом, то она вполне имеет право на существование.

Тем более, что она могла бы помочь выяснить тайну исчезновения колчаковского золота. Например, то, каким образом оно попало в Манчжурию к известному атаману Семенову? В пользу существования такой версии я в свое время слышал мнение одного из партийных чиновников советской поры, который, в свою очередь, ссылался на секретаря ЦК КПСС Г. Разумовского, а тот – на М. Суслова и, порой, А. Громыко. Так вот, согласно кремлевской легенде, Ленин лично участвовал в поисках пропавшего колчаковского золота. И в начале 1920-х годов направил своего специального уполномоченного куда-то в Северный Китай, чтобы тот оповестил руководителей китайского революционного движения о передаче им правительством Советской России всех прав на владение той частью колчаковского золота, которая ушла в Манчжурию. И китайские революционеры якобы использовали легендарное золото на нужды своей революции.

Кстати, именно этот неясный исторический след и наталкивает на мысль о том, что версия Пэтт Бархем о захоронении короны Российской империи в пустыне Гоби не лишена основания. Но чтобы ответить на этот вопрос, сначала следует выяснить судьбу части колчаковского золота, которая неведомо каким образом была переправлена (или нет) в Манчжурию.

Версия 3: корону спрятали в Чугуеве

А вот еще одна версия, где же все-таки находится настоящая корона Российской империи (соответственно, та, что выставлена в Алмазном Фонде в Москве, вновь объявляется копией). Ее отстаивает харьковский краевед-любитель Елена Чернышова, которая утверждает, что символ монаршей власти следует искать… в Чугуеве.

Официально легенда, конечно, не подтверждается. Однако слухи о том, что где-то в этих местах закопана корона Российской империи, поддерживались не одним поколением чугуевцев. Многие даже были убеждены в их достоверности – ведь представители царских династий не раз бывали в Чугуеве и его окрестностях. Сами чугуевцы даже стали считать корону энергетическим символом города, способным притягивать в эти места известных людей и важные события.

По мнению Чернышовой, царская корона закопана где-то в центральной части города. Раскопки здесь пока не проводились, а попытки отыскать корону искателями ценностей ни к чему не привели. Хотя, по мнению историков, рассказы о зарытой в Чугуеве короне Российской империи, скорее всего, напоминают красивую легенду.

В заключение, остается добавить, что большевики никогда не делали из Алмазного фонда, где сегодня выставлена корона Российской империи, священной коровы. Общеизвестно, что в 1920–1930-е годы большая часть предметов фонда была продана на Запад (569 предметов из 773). Причем, они не осели ни в одной из известнейших коллекций мира. В наши дни на западных аукционах несколько раз появлялись сокровища дома Романовых, но это были вещи XVIII в., проданные на аукционе в 1927 г.
Поэтому стоит ли удивляться, что некоторые исследователи по сей день не могут согласиться с тем, что Советской России удалось сохранить главные ценности русских царей, в том числе, и Большую Императорскую корону Российской империи?

Подготовил Олег Лобанов
по материалам В. Сироткин «Зарубежные клондайки России», «Эхо Москвы», АТН, «Википедия», «ЧКС», И. Бунич. «Золото партии», Los Angeles Times , Inopressa.ru, ИноСМИ.Ru