Где искать хорошее настроение в подростковом возрасте. Депрессии у подростков: проявление и лечение

Каждый родитель с волнением и беспокойством ожидает начала гормональной бури у своего ребенка-подростка. Еще бы: родителям приходится видеть и чувство эйфории, и депрессии, слезы, которые сменяются смехом. И это порой за один. А еще непонятные увлечения и хобби. Беспокойство родителей вполне оправдано: именно в этом возрасте все прекрасное, что есть в ребенке может уйти в небытие.

Самое бесполезное, что можно здесь сделать: искать виновных. Отчасти и родители, и круг общения, и сам ребенок усугубляют ситуация, но в тоже время, и виноватых объективно нет. Для подростков в равной степени опасна как гиперопека с ее контролем, так и отсутствие контроля со стороны родителей. Конечно, не будем забывать, что и от самого подростка зависит очень многое: от его характера, нервной системы и способов поведения. Одна и та же ситуация может вызвать у одного подростка улыбку и смех, а у другого обиду и разочарование.

И чем больше было контроля в детстве, тем ярче будет кризис. Но и в самых демократических семьях не обходится без проявления кризиса подросткового возраста, ведь это норма.

На наших тренингах детско-родительских отношений родители часто поднимают вопрос о том, как им поступать, если у подростка плохое настроение или даже депрессия.

В первую очередь, мы рекомендуем относится к чувствам ребенка уважительно и позволить ему побыть с этим. Не требовать от него радости и веселья, когда он не может радоваться, не обесценивать его переживания словами «Это разве проблема», т.е. принять и такое его настроение, пусть и неудобное.

Если же период затянулся, то можно поговорить об этом с ребенком. На равных, так, как бы разговор шел между двух друзей. Важно сказать о своих переживаниях и тревогах, а также поинтересоваться, чем можно помочь ребенку и можно ли ему помочь.

На тренингах для родителей еще поступают вопросы о том, что дети часто врут в таких разговорах, и что делать родителям в этом случае. Не уличать во лжи. Взять это на заметку себе и подумать, почему так. Если же промолчать совсем не выходит, то сказать примерно так «Мне кажется, сейчас был не очень честный ответ. И мне это обидно. Я беспокоюсь о тебе и искренне хочу поддержать тебя». Но если подросток не сдается, то «давить» и выспрашивать не нужно.

К тому же обучение навыкам саморегуляции отлично помогут подростку управлять своим поведением и эмоциями. Для этого существует множество программ, например йога.

Самое важное, что нужно знать и понимать родителям это то, что подростковый кризис дается труднее всего подростку. Он уже не чувствует себя ребенком, но и двери в «мир взрослых» пока закрыты. Его тело становится иным, меняется и лицо, происходят изменения в организме. Это пугает и восхищает одновременно. И тогда становятся закономерными все те перемены в настроении, что могут наблюдать родители у своих детей-подростков.

Конечно, стоит обратить внимание, если период плохого настроения у подростка значительно затянулся, а раздражительность проявляется все чаще и чаще. В этом раскладе необходимо пронаблюдать за подростком, и возможно для начала родителям обратиться к специалисту за квалифицированными рекомендациями.

Многих родителей пугает и настораживает любой кризис во взрослении ребенка, будь то кризис трех лет или кризис подросткового возраста. А вместе с тем мало кто говорит, что проявление кризиса – это сигнал для родителей: развитие ребенка идет нормально. Нужно лишь запастись терпением и пониманием. Уже совсем скоро, с повзрослевшим ребенком, родители будут смеяться над странными хобби и слезами сквозь слезы.

Разумовский Денис

Помощь подросткам при расстройстве настроения

Выше мы отмечали, что настроение, которое проявляется в форме раздражительности, злости, апатии, скуки, т. е. пониженном и неадекватно повышенном, возбужденном состоянии, можно считать расстройством. Эти перепады настроения хотя и свойственны всем людям, но должны привлечь к себе внимание родителей и педагогов, если они часто отмечаются у подростка. Да и самому подростку надо «учиться властвовать собой». Прежде всего надо иметь в виду скорость протекания переживаний, их силу, адекватность и содержание.

В английской школе детей и подростков учат «держать удар», «сохранять свое лицо», противостоять рэкету, соглашаться или, наоборот, говорить «нет», если по каким–то причинам нельзя принять предложение или выполнить просьбу.

Причины ухудшения настроения подростков бывают объективными и субъективными. К объективным относится все, что не зависит от самих ребят. Например, неожиданная, без предупреждения, проверка знаний по какому–либо предмету. Ученики не подготовились, раздраженно обсуждают с учителем «несправедливость».

Субъективные причины кроются в личности и деятельности подростков, их межличностных отношениях с родителями, другими взрослыми и учителями. Раздражение ребят вызывает «детское» обращение с ними – приказы, неуважительное отношение, неучтивость. Парадокс заключается в том, что они гипервнимательны к вежливости взрослых, но сами не всегда соблюдают корректность и этикет. Существует правило, предъявляемое взрослым: чем больше потребность во взрослости и самостоятельности, тем больше следует проявлять уважительности к подростку, предоставлять ему самостоятельность в принятии решений, но при этом он должен больше отвечать за свою самостоятельность. Безответственность подростка, порождаемая нечеткостью заданий и обязанностей, приводит к расстройству настроения, особенно если за неисполнением обязанностей следует наказание.

Отметим, что педагоги должны быть учтивыми и вежливыми. Абсолютно недопустимо унижать и оскорблять подростков по каким бы то ни было причинам. Почти всегда за давлением и угрозами следуют реакция протеста или взрыв гнева. В этом случае он, разъяренный, замечает: «А вы мне не тычьте. Другие тоже ничего не сделали.

Вы почему–то им двойки не поставили…» В этом случае ошибка учителя заключается в том, что требование направлено на одного, оно предъявлено не всем и не все его выполняют, соответственно и ответ за него несут те, на кого покажет учитель.

Значит, при расстройстве настроения подростка педагоги и родители должны научить его управлять своим психическим состоянием. Приведем конкретные рекомендации подростку и педагогам.

Дорогие ребята! Вы хотите, чтобы вас не подводило ваше настроение? Прислушайтесь к нашим советам.

1. Если у тебя портится настроение, попробуй понять, почему это произошло. В чем причина этого? Можно ли исправить ситуацию?

2. Если нарастает раздражение и хочется кого–то стукнуть или ответить грубостью, сосчитай до десяти, медленно проговаривая про себя каждое число. Можно медленно провести языком по небу. Если это не помогает и раздражение накапливается, скажи обидчику: «Ты (вы) оригинально мыслишь(те). Ты большой выдумщик. Это забавно. Давай(те) обсудим это в другой раз, сейчас я не готов».

3. Не совершай необдуманных поступков. Отвлекись от неприятности, вспомни что–нибудь хорошее.

4. Помоги сам себе расслабиться. Расслабление – это устранение нервно–мышечного напряжения. Сядь поудобней, прислонившись спиной к стене или стулу, руки свободно положи на колени. Откинь голову назад, закрой глаза. Если ты злишься очень сильно, представь себе, что рубишь дрова, рычишь на медведя, валишь срубленное дерево. Скажи сам себе: «Какой я молодец, я сдержался!» Пожалей сам себя: «Все равно такого, как я, нет в мире. Мне нравится во мне желание стать сильным, я никогда не обижу слабого, как бы мне ни хотелось поддать ему, чтобы не дразнился. Эта неприятность пройдет».

5. Умей отказать тому, кто сильнее тебя физически. Твое главное преимущество – сила разума. Если сможешь сказать «нет» один раз, ты сделаешь это и в другой. Верь в себя, и у тебя все получится.

6. После сильного раздражения сделай как можно больше физическихупражне–ний, подыши свежим воздухом.

8. Будь уверен в себе, знай, что ты можешь многое сделать и многого достичь. Окружающие воспринимают тебя в основном так, как ты себя им показываешь.

Поэтому не мечись, не будь угрюмым, раздраженным и некультурным. Лучше предупреди несогласие или возражение окружающих «волшебными» словами, иначе можешь услышать нелестное и неприятное мнение о себе. Тебе ведь этого совсем не надо.

Дорогие педагоги и психологи! Вы много сил и энергии тратите для того, чтобы подростки в вашей школе хорошо учились, были вежливыми, терпимыми друг к другу. Но процесс взросления очень труден, нужно помочь ребятам преодолеть их трудности. Прежде всего нужно иметь в виду следующее:

Легче всего воздействовать на подростка, если он вам доверяет.

Настроение подростка часто меняется из–за того, что в его организме происходят значительные гормональные изменения.

Предъявляйте разумные требования, которые должны быть выполнены к конкретному сроку. Пусть подросток отчитается в выполнении. Требования должны быть одинаковыми для всех. Выполнение порученного должно быть проверено.

Усталость подростка часто вызвана недостатком кислорода. Утомляемость и сонливость, рассеянность внимания и расторможенность влияют на его поведение, которое может быть неадекватным. Имейте это в виду, а также то, что замечания можно делать невербально (кивком головы, прикосновением и пр.).

Вспышку гнева можно предупредить, если в присутствии всех отметить что–то хорошее. Особенно это касается эмоционально неуравновешенных подростков.

Замечания, относящиеся ко многим, сообщайте спокойным тоном, разумно, без эмоционального подтекста. Если вы хотите сообщить свое мнение какому–то конкретному человеку, высказывайте его наедине, причем оно должно касаться только какой–либо одной стороны деятельности или неудачного действия. Личность любого достойна уважения.

К школьнику, претендующему на оригинальность, самостоятельность и взрослость, обращайтесь только как к равному и на «вы».

Скажите доброе слово о самом подростке и о его домашних. Не надо писать убийственных замечаний типа: «Обратите внимание на плохое воспитание дочери (сына)». Этим замечанием можно вызвать агрессию нетолько подростка, но и его родителей.

Чтобы предупредить перепады настроения, постарайтесь узнать, что подростки любят делать, а против чего восстают. Не используйте двойные стандарты: кому–то что–то запрещаете, потому что он вам не нравится, а кому–то разрешаете вести себя так, как тому заблагорассудится.

Наше настроение передается подросткам: если учитель пришел на урок злой, то через некоторое время и ученики начнут высказываться о чем–то негативно или же поведут себя развязно, явно защищаясь. Помните, что подростки смотрятся в нас как в зеркало и подражают нам.

С помощью отрывка из опросника Фрика можно определить сферы жизнедеятельности, вызывающие расстройства настроения подростка. Полностью опросник дан в приложении 3 (см. в том же приложении методику на определение самочувствия, активности, настроения (опросник САН) и др.).

Итак, если подросток «сваливает вину на других, взволнован тем, насколько хорошо успевает в школе, если его эмоции поверхностны и неискренни, он врет легко и правдоподобно, легко впадает в состояние скуки, сердится, когда его поправляют и наказывают, не планирует наперед, все откладывает до последней минуты», то можно предположить, что он, вероятно, подвержен расстройствам настроения и существует возможность попасть в группу риска.

Какие советы можно дать родителям и какую помощь можно оказать им в понимании причин апатии, раздражения, негодования и недовольства? Прежде всего помощь родителей своим детям основывается на безальтернативной любви. Мы любим их не потому, что они учатся на пятерки. Дом должен быть для подростка местом, где его понимают, любят, где он заботится о младших братьях или сестрах, где его обожает бабушка, которой он может рассказывать какую–то чепуху, где есть семейные праздники и особенные забавы и представления. В принципе, устроить это все не так трудно. Ведь очень часто подросток требует помощи не в выполнении уроков (хотя и это возможно), он жаждет взаимопонимания.

Чем больше занят подросток, тем лучше его эмоциональное состояние: некогда грустить, обижаться на кого–то, надо успеть сходить на секцию или в музыкальную школу. Однако не будем забывать и такой деликатный момент, как бедность. Исследования субкультуры бедности, особенно в материнских семьях, показали вялость и пассивность подростков, скрытое раздражение и отчужденность. В некоторых случаях использование искусственной шоковой терапии, когда копятся деньги на велосипед или тренажер, становится оправданным. К примеру, попав под сокращение, женщина–инженер, чтобы прокормить двоих детей–подростков, начала работать в столовой. И мальчик и девочка окончили школу, помогали матери по субботам и воскресеньям стоять на рынке. 3атем женщина получила другое образование, поставила детей на ноги. Короче говоря, выдержала.

Зададим себе вопрос: «Что должна делать женщина, попав в трудную ситуацию?» Ответ ведь может быть очень простым: жить ради будущего своих детей, помочь им не оступиться. Если семья полная, то все тоже цементирует женщина: спокойствием, уверенностью, желанием не разрушать, а постепенно преодолевать трудности. Естественно, если жизнь подростка одинаково волнует отца и бабушку с дедушкой, то проблемы перепадов его настроения становятся менее заметными, последствия отрицательных переживаний стираются. Психика подростка становится стабильной.

Сошлемся на пример семьи К. В. П.

В семье два сына. Жена, Людмила Михайловна, доцент медицинского университета. Когда дети были подростками, отец связывал благополучие только с семьей. Хороший математик и программист, он думал, что сыновья продолжат его деятельность. И первый и второй сын окончили школу с золотой медалью, а затем поступили на мехмат университета, который также закончили с отличием. Проблем с дисциплиной никогда не возникало. Если возникали недоразумения, самым большим наказанием были беседы по вечерам во время ужина. Ребята этого не любили. Оба занимались теннисом, участвовали в региональных, всероссийских и международных соревнованиях. Оба сына имели много грамот и наград. Отец – всегда пример для своих детей: он любил спорт, увлекался джазом, сам немного играл в студенческом ансамбле. Окончив авиационный институт, работал инженером, затем стал генеральным директором компьютерной фирмы. Младший сын, будучи еще студентом, написал компьютерную программу, которой заинтересовались в отраслевом министерстве, и он ездил в Москву консультировать специалистов. Возможно, таких отцов немного. Но в них нет ничего необычного, просто мальчики всегда знали, что у них есть отец, который много знает и умеет, живет с ними полноценной жизнью, не считаясь со временем. Это здоровая семья, где все уважают друг друга. Но все же главный человек в семье К. – Людмила Михайловна, которую обожают все. Вероятно, стабильность в семье влияет на уравновешенность, спокойствие и уверенность в своем будущем детей.

Значит, расстройства настроения, с одной стороны, зависят от условий жизни, с другой – от психофизиологических особенностей личности подростка: эмоциональности, повышенной чувствительности, напряженности, интравертности и др.

При изменении настроения помощь может быть оказана по–разному. Самый простой способ – ведение дневника. Выраженное в слове настроение начинает принимать другую окраску. Написание автобиографии также помогает осмыслить свое настроение и изменить его. Один из самых действенных способов влияния на свое плохое настроение – релаксация. Рассмотрим все отмеченные способы подробнее.

Дневник можно вести регулярно, а можно заполнять его в те дни, когда захочется. Можно записывать в нем самые приятные, самые неприятные или такие события, с которыми подросток благополучно справился, сделав что–нибудь хорошее тому, кому было грустно, скучно, кто плакал или сильно расстраивался. Дневник может иметь такую форму:

Инструкция. Что плохого случилось у тебя только что? Что хорошего произошло у тебя недавно? Каковы были твои успехи? Были ли неудачи и почему?

Можешь ли ты сказать, что неудачи и успехи чередовались? Какой день был самым удачным и что ты сам сумел сделать хорошего?

Какое твое настроение возможно в будущем и что ты для этого сделаешь?

Ниже предлагается другой вариант анализа своего эмоционального состояния. Можно выбрать тот, который больше нравится.

Обрати внимание на то, почему у тебя возникает плохое настроение, мог ли ты сам быть причиной этого. Можешь ли ты после ведения дневника в течение месяца кому–нибудь рассказать, как меняется настроение, если ты наблюдаешь за собой?

Инструкция. Внимательно проследи, какое настроение было у тебя в течение недели, и обведи кружочком то или иное слово. Добавь что–нибудь еще, если посчитаешь нужным. Будь искренним. Заполняй дневник постоянно. Примерно через три недели ты обнаружишь, что научился справляться с плохим настроением, потому что начнешь понимать, почему оно возникает (см. в приложении 4 дневник подростка о его самочувствии за неделю).

Автобиография – описание своей жизни, главных событий, ставших своеобразной точкой отсчета начала каких–либо изменений. Можно продолжать писать автобиографию спустя какое–то время в связи с аналогичным событием. Подросток заметит, что эти события будут восприниматься совсем по–разному. Основная цель написания автобиографии – быть искренним с самим собой. Кроме этого, написание автобиографий помогает подростку адаптироваться в новых условиях, «впуская свое прошлое в настоящее». Подросток может драматизировать события, неадекватно воспринимать настоящее. Но в конце концов автобиография помогает личности быть идентичной.

Релаксация – это расслабление. Связь мышления и моторики отмечали задолго до появления медитативных техник в России, ставших популярными. В теории идеомоторного акта У. Джеймс подчеркивал связь мыслей и движений. Идеи рождают изменение в мышцах. Снятие мышечного напряжения влияет на изменение чувств. Приверженцы релаксации полагали, что напряжение создает мышечную броню, мешающую свободному проявлению чувств. Невозможность вести себя естественно, скованность и зажатость создают еще большее напряжение. Подростку надо научиться вовремя снимать напряжение. Этого возможно достичь с помощью релаксации. Релаксацию можно проводить в любое время дня и в любом месте. Как это можно сделать?

Сядьте удобно и закройте глаза. Сделайте глубокий вдох. 3атем постарайтесь почувствовать каждый палец на руках, постепенно поднимаясь к локтю, плечу, голове, другому плечу. Мысленно задержитесь на локте другой руки, мизинце, безымянном, указательном и большом пальцах, затем спуститесь к бедру, голени, пальцам одной ноги, затем – другой, как бы завершив полный круг, ощущая тепло на каждом участке тела, куда мысленно обратился взор. Если расслабиться не удается, надо глубоко вздохнуть и направить воздух на воображаемую мышцу. Особое внимание следует обратить на мышцы шеи, головы и лица. Расслабьте лоб, щеки, подбородок, разожмите зубы, приоткройте рот. Не надо контролировать мышцы лица. Появляется ощущение свободы и парения. Возникает полная расслабленность. Для возвращения в реальное состояние необходимо вспомнить, где вы находитесь, как выглядит комната.

Из книги Подросток [Трудности взросления] автора Казанская Валентина

Индивидуальные и групповые виды помощи подросткам, их родителям и педагогам В этом разделе книги подведем некоторые итоги и остановимся на методах помощи подросткам, их родителям и учителям. Индивидуальные методы помощи включают такие средства, которыми может

Из книги На стороне подростка автора Дольто Франсуаза

От детей к подросткам Это исследование посвящено критическому периоду в жизни человека, подростковому, и оно является следствием и естественным продолжением книги «На стороне ребенка». В первой книге мы расстались с ее героями на пороге этого «перехода», установив, что

Из книги Измените свой мозг - изменится и жизнь! автора Амен Дэниел

Рекомендации при расстройстве функций лимбической системы Для себя1. Проводите больше времени вместе: общение играет важнейшую роль в отношениях между людьми. Вам надо проводить больше времени с вашим партнером. Чем меньше вы бываете вместе, тем слабее ваша

Из книги Практика семейной расстановки. Системные решения по Берту Хеллингеру автора Вебер Гунтхард

Рекомендации при расстройстве функций базальных ганглиев Для себя1. Уничтожайте «тараканов-прорицателей»: если все время ожидать и предсказывать неудачу, боль или несчастливое завершение любого дела, можно серьезно подорвать ваши отношения. Для хороших отношений

Из книги Подросток: социальная адаптация. Книга для психологов, педагогов и родителей автора Казанская Валентина Георгиевна

Рекомендации при расстройстве функций префронтальной коры Для себя1. Сосредоточьтесь на том, чего вы хотите: четкое понимание целей для взаимоотношений очень важно. Многих из посещающих наши занятия я прошу в течение двух минут записать цели их совместного пребывания.

Из книги Оксфордское руководство по психиатрии автора Гельдер Майкл

Рекомендации при расстройстве функций поясной системы Для себя1. Замечайте, когда вы начинаете фиксироваться на мысли или поведении. Первый шаг к тому, чтобы разорвать порочный круг навязчивых мыслей или поведения, - заметить, что вы в него заходите. Если вы отдаете себе

Из книги Психология. Учебник для средней школы. автора Теплов Б. М.

Рекомендации при расстройстве функций височных долей Для себя1. Используйте всякого рода напоминания, чтобы не дать отношениям засохнуть. От такого рода воспоминаний и знаков зависит, чувствует ли ваш партнер, что вы его любите и что он вам нужен, или, наоборот, что он для

Из книги Откровенный разговор про это с подростком автора Котенёва Анна Николаевна

На помощь! Что такое помощь? О применении системной работы с расстановками в супервизиях и консультировании комплексных систем (помощников). Кристине Эссен и Гуни-Лейла Бакса В связи с тем, что в течение последних 20 лет предложение медицинских и психосоциальных услуг

Из книги Исцеляющие точки автора Ортнер Ник

5.2. Психологическая помощь подросткам во временных и постоянных коллективах Как мы видели, в литературе указано несколько техник психологической помощи, основанных на различных теоретических подходах. Рассмотрим вид психологической помощи, при оказании которой

Из книги Скрытые сокровища. Путеводитель по внутреннему миру ребенка автора Оклендер Вайолет

5.3. Психологическая помощь подросткам с эмоциональными нарушениями Сначала раскроем понятие эмоций, а затем рассмотрим возможности коррекции их у подростков.Познавая окружающее, человек испытывает к нему определенное отношение, что-то ему нравится, что-то – нет. Одни

Из книги Нажми на кнопку «Пауза» [Уникальная методика управления собственной жизнью] автора Ширран Мартин

Из книги автора

§59. Настроения Чувства обычно бывают направлены на какой-нибудь объект: человек радуется чему-то, грустит о чём-то, сердится на что-то, боится чего-то, любит кого-то. Но наряду с такими чувствами, относящимися к определённым объектам, мы замечаем и другого рода

Из книги автора

СОВЕТЫ ПОДРОСТКАМ ОТ СЕКСОЛОГА На протяжении всей жизни каждому из нас в той или иной ситуации необходим грамотный, толковый, своевременный совет. От близкого человека, специалиста, друга. Сфера интимного развития и сексуальных отношений очень тонкая и деликатная сфера,

Из книги автора

Дать подросткам эмоциональный выход Мегги – моя клиентка – рассказала мне историю, как она работала с помощью ТЭС со своей 16-летней дочерью, у которой возникли проблемы в школе. Раньше они обе уже вполне успешно использовали таппинг и всегда оставались довольны

Из книги автора

Глава 8 Как помочь детям и подросткам научиться заботиться о себе Некоторое время назад я открыла для себя, что как бы хорошо ни была проведена работа с клиентом, всегда чего-то еще не хватает. Это что-то, как я поняла, состоит в научении самостоятельно заботиться о своем

Из книги автора

Глава 10. ТКП – детям и подросткам. Гэй Джонс, магистр гуманитарных наук, бакалавр педагогики (диплом с отличием) Гэй Джонс, недавно назначенная руководителем проектов Зоны действия образования, в течение более 20 лет специализировалась на усовершенствовании работы

Для подростка очень сложно перенести расстройство настроения, особенно, с учетом того, что в их возрасте такие перепады настроения –проблема в них самих. Поэтому, если регулярная нестабильность настроения перерастает в расстройство настроения, ваш подросток может чувствовать безвыходность и это выражается в его невероятном раздражении и злости. Расстройство настроения – это серьезное состояние, которое может ухудшаться, если им пренебречь. Однако, как родителю, вам очень важно не паниковать и не реагировать слишком негативно. Вместо этого следует поискать способы справиться с расстройством настроения у подростка. Прочтите предложенные нами полезные методы ниже.

Шаги

Помогаем подростку справиться физически

  1. Поощряйте занятия вашего тинейджера физической активностью. Физическая активность – очень важный момент при борьбе с расстройством настроения, так как помогает сбалансировать гормоны вашего ребенка.

    • Физические упражнения позволяют телу высвобождать больше гормонов радости, например, допамин и эндорфин. Эти гормоны обеспечивают приподнятое состояние, то есть, ваш ребенок будет чувствовать себя счастливым и энергичным.
    • Более того, расстройство настроения часто провоцируются слабой конституцией, особенно в подростковом возрасте, поэтому достаточные физические нагрузки помогут в решении этой проблемы.
  2. Подыщите для вашего подростка расслабляющие техники. Расслабляющие техники – это еще один важный момент в борьбе с расстройством настроения. Расслабляющие техники, такие как йога и медитация, помогают снизить уровень волнения в людях всех возрастов, включая подростков.

    • Такие занятия нормализируют ритм сердца и дыхание, что очень важно, потому что разум и тело взаимосвязаны и физические реакции, как учащенное сердцебиение или тяжелое дыхание могут увеличить уровень тревожности.
    • Подростки могут быть иногда настроены довольно негативно против расслабляющих техник, поэтому постарайтесь попрактиковаться с ними вместе. Это может также стать хорошим способом сближения вас и вашего подростка.
  3. Помогите вашему подростку придерживаться здоровой сбалансированной диеты. Сбалансированная диета не вылечит расстройства настроения вашего подростка, но она даст ему больше энергии, позволив лучше сконцентрироваться на учебе и лучше чувствовать себя физически.

    • Убедитесь, что ваш ребенок ест трижды в день здоровую пищу, которая включает в себя баланс злаковых, фруктов, овощей и здоровых протеинов. Не позволяйте подростку пропускать завтрак – это действительно самый важный прием пищи за день, так как он дает начальный толчок обмену веществ и наполняет подростка энергией на весь день.
    • Ограничьте количество фаст-фуда, который употребляет ваш подросток. Излишнее увлечение фаст-фудом приведет к набору веса, что может ухудшить проблемы с конституцией тела, особенно у девочек-подростков. В фаст-фуде также нет важных витаминов и минералов, что сделает вашего ребенка более чувствительным к другим проблемам со здоровьем.
  4. Поговорите с ребенком об опасностях наркотиков и алкоголя. Очень важно дать подростку знания об опасности, которую представляют наркотики и алкоголь. Эти вещества оказывают еще больший эффект на людей с расстройствами и могут усугубить маниакальные или депрессивные моменты.

    • Например, алкоголь – это депрессант. Он может с легкостью запустить депрессивный настрой у подростка, страдающего от расстройства настроения. Стимулирующие наркотики, как кокаин, с другой стороны, могут пробуждать маниакальные наклонности в некоторых людях.
    • Конечно, невозможно контролировать вашего подростка все время и ему это вряд ли понравится. Поэтому важно, чтобы вы могли просто и спокойно обозначить правила, касающиеся наркотиков и алкоголя своему подростку, потом предоставьте ему личное пространство и доверяйте в том, что он примет правильное решение.
  5. Убедитесь, что подросток достаточно спит. Хорошо высыпаться абсолютно необходимо для тинейджеров, страдающих от расстройства настроения, чтобы сохранять эмоциональную устойчивость. Подросткам необходимо спать хотя бы по 8 часов в день, а также вставать и ложиться в одно и то же время ежедневно.

    • Это может быть сложно для подростков, которые привыкли не спать допоздна, лазить по интернету или общаться с друзьями по телефону. Скорее всего, вам придется установить время отхода ко сну или убрать из комнаты вашего подростка такие отвлекающие предметы, как телевизор или компьютер.
    • Также убедитесь, что атмосфера в комнате вашего подростка способствует хорошему сну – там должно быть темно и тихо, а еще необходима комфортная прохладная температура.

    Справляемся эмоционально

    1. Решайте конфликты спокойно. Это не всегда легко, но если вы хотите построить здоровые отношения со своим ребенком, вам стоит принимать его и решать конфликты без истерик. Попробуйте выслушать вашего подростка и откройтесь его или ее проблемам и заботам – последнее, чего вы хотите, это чтобы ваш ребенок полностью от вас отгородился.

      • Например, если вы хотите узнать, прогуливает ли ваш ребенок уроки, крик и наказания в этом совершенно не помогут, а только испортят ваши отношения, ведь естественная реакция человека, когда на него кричат, – это кричать в ответ или просто уйти в сторону.
      • Поэтому, вместо такой негативной реакции вы можете сходить на прогулку с вашим ребенком, и, оставшись вдвоем, в спокойной манере обсудить все необходимое. Не задавайте вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет», а постарайтесь сосредоточиться на тех, которые подразумевают более глубокий уровень общения.
    2. Поощряйте и награждайте вашего ребенка за хорошее поведение. С другой стороны, когда ваш подросток делает что-нибудь положительное, приложите все усилия, чтобы отметить это и покажите, как вы горды. Например, если ваш ребенок решил сделать добровольную работу или получил хорошую оценку, не забудьте придумать какую-то награду за это.

      • Вам может казаться, что ваш ребенок знает о ваших чувствах, но ему все равно нужно слышать о них от вас – это значительно снижает уровень тревожности, помогая подростку понять, что вы любите и заботитесь о нем или ней.
      • Помните, что подросткам нужна похвала – даже несмотря на то, что в этом возрасте они стараются достичь независимости, вы все равно остаетесь значительной частью их жизни и, если вы не принимаете их такими, какими они есть, они не будут делать этого в ответ.
      • Даже несмотря на то, что подростки редко будут признавать это, родители – это все равно пример для подражания и люди, которые являются для них авторитетом, поэтому вам стоит соответствовать этой роли.
    3. Поощряйте общение вашего ребенка. Изоляция только усугубит расстройство настроения вашего подростка, так как чувство одиночества усиливается. Таким образом, вам стоит поощрять встречи вашего ребенка с друзьями, с новыми людьми и социальную активность в группах.

      • Предложите вашему подростку и его друзьям сходить в какое-то интересное место, например, в кино, в боулинг или на концерт живой музыки. Таким образом, ваш подросток хорошо проведет время, а вы можете наблюдать за ним, чтобы увидеть, как он общается в группе.
      • Вам также стоит предложить подростку стать членом школьной спортивной команды или какого-нибудь кружка – то есть, того места, где он сможет почувствовать себя частью группы. Это поможет ему не засиживаться дома и отвлечет от проблем.
    4. Станьте членом группы поддержки. Иметь дело с подростком, который страдает расстройством настроения, может истощать эмоционально. Однако важно, чтобы вы не позволяли этому взять верх над вашей жизнью. Подумайте о том, чтобы стать членом группы поддержки для семей с проблемными подростками – эти люди поймут, через что вы сейчас проходите, и смогут предложить вам совет или поддержку.

      • Совершенно нормально испытывать такие чувства, как отчаяние, злость, уныние или беспомощность. Когда вы поговорите обо всем этом с тем, кому вы доверяете, например, с близким членом семьи или с другом, вам станет легче.
      • Еще подумайте о том, чтоб самому сходить к психологу, если вы чувствуете, что больше не выдерживаете. Это может даже помочь лучше понимать своего ребенка и то, через что он или она сейчас проходит.

      Ищем лечение для вашего подростка

      1. Поймите, что подросткам с расстройством настроения понадобится лечение. Если вы действительно хотите справиться с расстройством настроения вашего подростка эффективно и позитивно, вам стоит отправить его или ее к психологу. Это не свидетельствует о том, что ваш ребенок сумасшедший, это говорит о том, что расстройство настроения может усугубиться, если им не заниматься.

        • Профессиональный психотерапевт обладает опытом и сможет провести необходимую диагностику, чтобы действительно понять вашего подростка и добраться до корней расстройства его настроения. Ваш психолог поможет вам лучше понять ситуацию и, таким образом, эффективнее ее разрешить.
        • Психотерапевт – это не тот, кто скажет вам и вашему ребенку, что делать, но, скорее, поможет увидеть другую перспективу и научит, как справляться с беспокойством, стрессом и негативным отношением таким образом, чтобы сплотить вас и сделать вас более сильными личностями в то же время.
        • Медикаменты – это существенная часть лечения многих расстройств настроения, особенно таких заболеваний, как биполярность или депрессия. Поэтому очень важно, чтобы ваш подросток придерживался графика приема медикаментов.
          • Прием медикаментов длительно и регулярно – это большая ответственность для подростка, поэтому вам следует проконтролировать график приема препаратов. Однако вам стоит позаботиться о том, чтобы ваш подросток не думал, что вы постоянно надоедаете или не доверяете ему – дайте ему возможность доказать, что он может быть ответственным.
          • Следите за тем, не появляются ли негативные симптомы, вызванные прописанными препаратами, и попросите подростка рассказывать все доктору, если он чувствует себя плохо. Доктор сможет уменьшить или увеличить дозу, помочь справиться с побочными эффектами.

      Источники

      • Weiner, I., Craighead, W., The Corsini Encyclopedia of Psychology. 2010.
      • Andrews, L., Evans, D., If Your Adolescent Has Depression Or Bipolar Disorder. 2005
      • Kowatch, R., Fritad, M., Birmaher, B., Treatment Guidelines for Children and Adolescents With Bipolar Disorder. Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry. Volume 44, Issue 3 . 2005

В недавнем исследовании, проведенном медицинским центром королевы Елизаветы в Западной Австралии у 400 младших подростков в возрасте от 10 до 14 лет, у 10% была признана клиническая депрессия, а более половины детей были оценены медиками как склонные к депрессии в будущем. Депрессивные подростки считали, что счастье достигается только славой, деньгами и красотой. Счастливые подростки склонны считать, что удовлетворение жизнью зависит от успешных личных отношений и постановки достойных целей. Что такое подростковая депрессия? Отчего она возникает и как с ней бороться?

Что такое подростковая депрессия?

Подростковая депрессия – это не просто плохое настроение - это серьезная проблема, которая влияет на все аспекты жизни подростка. Подростковая депрессия может привести к проблемам дома и в школе, наркомании, отвращению к себе, даже насилию или самоубийству. Но у родителей, учителей и друзей есть много способов, когда они могут помочь справиться с депрессией.

Есть много неправильных представлений о подростковой депрессии. В подростковом возрасте многие дети довольно агрессивны, с ними трудно общаться, они проявляют бунтарство и хотят быть самостоятельными. У подростков часто бывают перепады настроения и они бывают грустными. Но депрессия - это нечто другое. Депрессия может уничтожить саму сущность личности подростка, вызывая непреодолимое чувство грусти, отчаяния или гнева.

Частота подростковой депрессии во всем мире увеличивается, и мы все больше осознаем это, глядя на наших детей или их друзей. Депрессия наносит удар по психике подростка гораздо чаще, чем думает большинство людей. И хотя подростковая депрессия очень хорошо поддается лечению, эксперты говорят, что только в одном из пяти случаев депрессии подростки получают помощь.

В отличие от взрослых, которые имеют возможность обратиться за помощью самостоятельно, подросткам обычно приходится полагаться на родителей, учителей и воспитателей, чтобы констатировать сам факт депрессии и получить необходимое лечение. Так что если у вас есть дети-подростки, важно узнать, как выглядит подростковая депрессия и что делать, если вы заметили ее симптомы.

Код по МКБ-10

F33 Рекуррентное депрессивное расстройство

F32 Депрессивный эпизод

Симптомы подростковой депрессии

Подростки сталкиваются с множеством случаев давления со стороны взрослых, начиная от оценок в школе до контроля мамы и папы. А в это время в их организме проходит гормональная буря, которая делает психику подростка еще более ранимой и хрупкой, чем раньше. В подростковом возрасте дети начинают яростно отстаивать свою независимость. Для них бывает драмой то, на что взрослый только грустно улыбнется. Поскольку взрослые привыкли видеть подростков часто во взбудораженном состоянии, им не всегда легко различить депрессию и присущие подросткам капризы и перепады настроения. Если вы заметили эти симптомы у подростка, скорее всего, у него депрессия.

Признаки депрессии у подростков

  • Грусть или безнадежность в течение длительного времени
  • Раздражительность, гнев или враждебность
  • Плаксивость
  • Отказ от друзей и семьи
  • Потеря интереса к любой деятельности
  • Потеря аппетита и плохой сон
  • Беспокойство и волнение
  • Чувство собственной никчемности и вины
  • Отсутствие энтузиазма и мотивации
  • Усталость или недостаток энергии
  • Трудности с концентрацией внимания
  • Мысли о смерти или самоубийстве 

Если вы не уверены, что подросток пребывает в состоянии депрессии, обратитесь вместе с ним к психологу.

Негативное влияние подростковой депрессии

Негативные последствия подростковой депрессии выходят далеко за рамки меланхолического настроения. Многие случаи нездорового поведения или агрессивного отношения у подростков - на самом деле признаки депрессии. Ниже приведены некоторые способы, которыми подростки способны показать взрослым то, что у них депрессия. Действуют они так не из вредности, а в попытке справиться с эмоциональной болью.

Проблемы в школе. Депрессия может привести к потере энергии и трудностям с концентрацией внимания. В школе это может привести к плохой посещаемости, ссорам в классах или разочарование в школьных занятиях даже у тех детей, которые раньше занимались очень хорошо.

Побеги из дома. Многие депрессивные подростки убегают из дома или заводят разговоры о бегстве. Такие попытки - это крик о помощи.

Наркотики и злоупотребление алкоголем. Подростки могут употреблять алкоголь или наркотики в попытке "самолечения" депрессии. К сожалению, эти методы приводят к непоправимым последствиям.

Низкая самооценка. Депрессия может провоцировать и усиливать чувство собственной беспомощности, стыда, давать ощущение бессмысленности жизни.

Интернет-зависимость. Подростки могут выходить в интернет, чтобы убежать от своих проблем. Но чрезмерное использование компьютера только усиливает их изоляцию и делает их более подавленными.

Отчаянное, безрассудное поведение. Депрессивные подростки могут участвовать в опасных операциях (например, ограбить прохожего на улице) или отчаянно рискуют, например, при опасном вождении, незащищенном сексе.

Насилие. Некоторые депрессивные подростки (как правило, мальчики, которые становятся жертвами агрессии) становятся агрессивными. Ненависть к себе и желание умереть может перерасти в насилие и ярость к другим.

Подростковая депрессия связана с рядом других проблем психики, включая расстройства пищеварения.

Симптомы склонности к самоубийству у депрессивных подростков

  1. Говорит или шутит о самоубийстве.
  2. Говорит что-то вроде: «Я бы лучше умер", "Я хотел бы исчезнуть навсегда", или "У меня нет выхода".
  3. Рассуждает о смерти восхищенно, что-то типа "Если бы я умер, все бы жалели об этом и любили меня больше").
  4. Пишет рассказы и стихи о смерти или самоубийстве.
  5. Участвует в опасных, травматичных видах спорта.
  6. Прощается с друзьями и семьей, как будто навсегда.
  7. Ищет оружие, таблетки или обсуждает способы убить себя.

Проблему с депрессией необходимо решать, и чем раньше, тем лучше. Очень важно, чтобы подросток поделился с вами своими проблемами. Подросток может не захотеть рассказать их. Ему может быть стыдно, он может бояться быть неправильно понятым. Кроме того, депрессивным подросткам очень трудно выразить то, что они чувствуют.

Если вам кажется, что у вашего ребенка депрессия, вы должны доверять своим инстинктам. К тому же, ситуацию осложняет то, что подростки могут не считать свое поведение результатом депрессии.

Советы, как разговаривать с депрессивным подростком

Предложите поддержку Пусть депрессивный подросток знает, что вы сделаете для него все полностью и безоговорочно. Не стоит задавать ему много вопросов (подростки не любят чувствовать себя под контролем), но дайте понять, что вы готовы предоставить ребенку любую поддержку.
Будьте деликатны, но настойчивы Не сдавайтесь, если ваш ребенок закрывается в первую очередь от вас. Разговоры о депрессии могут быть очень сложным экзаменом для подростков. Учитывайте уровень комфортности вашего ребенка в беседе, в то же время подчеркивая вашу озабоченность его состоянием и готовность выслушать.
Слушайте подростка без нравоучений Подросток всегда сопротивляется желанию взрослого критиковать или осуждать, как только он начинает что-то говорить. Важно то, что ваш ребенок с вами общается. Избегайте давать непрошеные советы или ставить ультиматумы.
Просто признайте проблемы ребенка Не пытайтесь говорить подросткам о том, что депрессировать глупо, даже если их чувства или проблемы кажутся вам действительно глупыми или нерациональными. Просто признайте боль и печаль, которые они чувствуют. Если этого не сделать, они поймут, что вы не принимаете их эмоции всерьез.

Подросток и самоубийство

Если вы подозреваете, что подросток может пойти на самоубийство, примите незамедлительные меры! Поведите ребенка к психологу, психотерапевту, проявите к нему больше внимания и заботы.

Подростки, которые серьезно страдают от депрессии, часто говорят о самоубийстве или делают "привлекающие внимание" попытки самоубийства. Некоторые подростки на самом деле не хотят покончить с собой, дальше суицидальных мыслей не идет, но родители и учителя всегда должны отнестись очень серьезно к таким «маячкам».

Для подавляющего большинства суицидальных подростков депрессия или другое психическое расстройство – повышенный фактор риска. У депрессивных подростков, которые злоупотребляют алкоголем или наркотиками, риск самоубийства еще выше. Из-за реальной опасности самоубийства подростков, которые пребывают в депрессии, родителям и учителям следует внимательно следить за любыми признаками суицидальных мыслей или поведения.

Методы диагностики подростковой депрессии

Депрессия очень разрушительна для хрупкой психики подростка, если ее не лечить, поэтому не стоит ждать и надеяться, что симптомы исчезнут сами. Обратитесь за профессиональной помощью.

Будьте готовы дать врачу информацию о симптомах депрессии вашего ребенка, в том числе об их длительности, как они влияют на повседневные занятия ребенка, и вообще обо всех тревожащих вас симптомах. Нужно также рассказать врачу о родственниках, которые страдали от депрессии или любого другого психического расстройства.

Если нет проблем со здоровьем, которые вызывают депрессию подростка, попросите врача направить вас к психологу или психиатру, который специализируется на психологии детей и подростков. Депрессия у подростков может быть сложным состоянием, особенно когда дело доходит до лечения. Никто не сотворит чуда с вашим ребенком. Вам нужно будет работать с симптомами депрессии продолжительное время. Если ваш ребенок чувствует себя неудобно на консультациях психолога или психиатра, попросите направление к другому специалисту, который, может быть, лучше подходит вашему ребенку.

Разница между подростковой и взрослой депрессией

Депрессия у подростков может значительно отличаться от депрессии у взрослых. Следующие симптомы депрессии чаще встречаются у подростков, чем у взрослых:

Раздражительность, гнев или перепады настроения - как было отмечено выше, именно раздражительность, а не грусть, присущая взрослым, часто преобладает у депрессивных подростков. Депрессивный подросток может быть сварливым, враждебным, легко расстраивается или быть склонным к вспышкам гнева.

Необъяснимые боли - депрессивные подростки часто жалуются на физические недуги, такие как головные боли или боли в животе. Если тщательный медицинский осмотр не выявляет медицинских причин этих болей, это может свидетельствовать о депрессии.

Крайняя чувствительность к критике - депрессивные подростки страдают от чувства собственной неполноценности, что делает их чрезвычайно уязвимыми для критики, неприятия и неудач. Это становится особенно серьезной проблемой в школе, когда успеваемость ребенка резко снижается.

Замыкание в себе, уход от людей (но не от всех). Хотя взрослые, как правило, тоже замыкаются в себе, когда у них депрессия, подростки обычно поддерживают дружеские отношения, но ограничивают этот круг до нескольких избранных. Тем не менее, подростки с депрессией могут общаться намного меньше, чем раньше, почти перестать общаться с родителями или начать гулять с другой компанией.

Не полагайтесь на одни лекарства

Есть несколько вариантов лечения депрессии у подростков, в том числе индивидуальная терапия или групповые занятия. Есть также метод семейной терапии. Лекарства – в последнюю очередь, и это только часть комплексного лечения, а не панацея.

Любые виды психологической терапии часто хороши для лечения легкой и умеренной стадии депрессии. Антидепрессанты следует использовать как часть более развернутого плана лечения, в более тяжелых случаях.

К сожалению, некоторые родители считают, что антидепрессанты – единственный способ вылечить ребенка. Это далеко не так, любое лечение индивидуально и может изменяться в зависимости от результатов.

Риски подросткового использования антидепрессантов В тяжелых случаях депрессии лекарства могут помочь облегчить ее симптомы. Тем не менее, антидепрессанты не всегда лучший вариант лечения. Они могут дать побочные эффекты в виде привыкания, нарушений сна, повышенной усталости и сонливости. Важно взвесить все риски перед началом назначения антидепрессантов.

Антидепрессанты и подростковый мозг

Антидепрессанты разрабатывали и испытывали на взрослых, поэтому их влияние на молодой, развивающийся мозг еще не полностью изучено. Некоторые исследователи обеспокоены тем, что использование таких препаратов, как Прозак, детьми и подростками, может помешать нормальному развитию их мозга. Мозг подростков стремительно развивается и воздействие антидепрессантов может повлиять на развитие, особенно на то, как подросток управляет стрессом и регулирует свои эмоции.

Антидепрессанты увеличивают риск возникновения суицидальных мыслей и поведения у некоторых подростков. Риск самоубийства, согласно исследованиям специалистов, наиболее высок в течение первых двух месяцев лечения антидепрессантами.

Подростки, которые принимают антидепрессанты, должны быть под тщательным надзором врачей и родителей. Любые признаки того, что симптомы подростковой депрессии усугубляются, должны быть сигналом к пересмотру лечения.

Предупреждающие симптомы включают повышенное возбуждение, раздражительность или неконтролируемый гнев подростка, а также резкие изменения поведения.

По данным психотерапевтов, занимающихся подростковой депрессией, после начала приема антидепрессантов или изменения их дозы, подросток должен обратиться к врачу:

  • Раз в неделю в течение четырех недель
  • Каждые 2 недели в течение следующего месяца
  • В конце 12-й недели приема препаратов

Поддержка подростка в качестве лечения депрессии

Самое важное, что вы можете сделать для своего ребенка, это дать ему знать, что вы всегда поддержите его. Сейчас, более чем когда-либо, ваш подросток должен знать, что вы его цените, любите и заботитесь о нем.

Будьте терпеливыми. Жить с депрессивным подростком в одном доме – занятие не из легких. Время от времени вы можете испытывать усталость, отчаяние, желание все бросить или любые другие отрицательные эмоции. В это трудное время важно помнить, что ваш ребенок обязательно вылечится, вы уже над этим работаете. Ваш подросток тоже страдает, так что лучше набраться терпения и понимания.

Поощряйте физическую активность. Поощряйте вашего подростка, когда он занимается спортом или йогой. Упражнения могут облегчить симптомы депрессии, поэтому найдите способы, чтобы сделать подростка физически активным. Можно применить что-то очень простое, например, прогулку с собакой или езду на велосипеде – это может быть полезным.

Поощряйте социальную активность. Изоляция только усугубляет депрессию подростка, так поощряйте его, когда он хочет провести время с друзьями или вами.

Участвуйте в лечении. Убедитесь, что ваш подросток соблюдает все инструкции и врача и делает все вовремя и в полном объеме. Это особенно важно, когда ваш ребенок принимает лекарства по рецепту. Отслеживайте изменения в состоянии вашего ребенка и обратитесь к врачу, если симптомы депрессии, по вашему мнению, усугубляются.

Узнайте о депрессии больше. Если вы мало осведомлены о течении этого состояния, нужно больше прочитать о депрессии, и тогда вы тоже станете экспертом. Чем больше вы знаете, тем лучше вы сможете помогать своему депрессивному подростку. Поощряйте подростка, чтобы он тоже больше узнал о депрессии. Чтение научно-популярной литературы может помочь подросткам почувствовать, что они не одиноки и дать им возможность лучше понять то, что они переживают.

Путь к восстановлению душевного состояния подростка может быть длинным, так что будьте терпеливы. Радуйтесь маленьким победам и не переживайте из-за неудач. Самое главное, не судите себя и не сравнивайте свою семью с другими. Вы делаете все возможное, чтобы избавить подростка от депрессии, и он старается вместе с вами.

Чаще всего ребенок понимает свою неправоту, но действует все же по-своему. Некоторые родители считают, что все дело в возрасте, и закрывают глаза на данную проблему. Другие же начинают нервничать, терять терпение и ругать ребенка, причем раздражению в подобных ситуациях подвержено наибольшее количество родителей. Стоит заметить, что для подростков такая манера поведения нормальна.

В настоящее время не найдено наиболее действенного средства борьбы с таким явлением, его советуют просто пережить. С возрастом данные проблемы утрачивают свою актуальность, так как ребенок проходит через подростковые проблемы, становится взрослее и спокойнее. И все же есть несколько советов, которые смогут помочь родителям в общении с подростком, подверженным частым сменам настроения. Следуя данным советам и правилам, родителям удастся избежать разного рода конфликтов в общении с ребенком, что сохранит их психическое равновесие, а также терпение и нервы ребенка. Ребенку сложно контролировать себя в таком возрасте, его психика еще довольно неустойчива, однако что мешает родителям держать свое поведение под контролем? Таким образом, советуем родителям изначально держать свое поведение и эмоции под контролем. Для достижения высокой степени самоконтроля необходимо грамотно спланировать режим дня, определить время на отдых, работу, общение, хобби и др. Причем планировать нужно не только собственное времяпрепровождение, но также и время учебы и досуга ребенка. Необходимо определить время, когда подросток сможет заниматься интересными ему вещами, проводить его свободно. В это время и Вы, и подросток сможете отдохнуть и расслабиться. Если же все-таки вы потеряли терпение и накричали на ребенка, то нужно как можно быстрее уладить конфликт. Необходимо извинится перед ребенком, объяснить, почему Вы так поступили.

Тем самым Вы сможете не только исправить положение и загладить свою вину, но также Ваши значимость и авторитет в глазах ребенка, безусловно, вырастут. Ваше отношение к ребенку и поведение должны быть адекватными, спокойными и авторитетными. Важно действовать последовательно и аккуратно, не пренебрегать мелочами. Если действовать так, то большого количества конфликтов и разногласий удастся избежать и преодолеть. Иначе же, если из-за смены настроений ребенка Вы будете ругать его, кричать и провоцировать конфликт, то это может ранить детскую психику, ребенок затаит злобу, и Вы можете потерять над ним контроль и авторитет. Ведите себя адекватно и спокойно, не ставьте невыполнимых условий.

Если же разногласия не прекращаются, конфликты не угасают, а положение только ухудшается, следует задуматься, в чем проблема, и не кроется ли она в Вас. Обдумайте все критически, попробуйте поговорить с ребенком. Если же Вы чувствуете, что не в состоянии справится с возникающими трудностями, но наилучшим вариантом будет обратиться к профессиональным психологам, которые помогут разобраться в сложившейся проблеме и подскажут, как из нее выйти.