Фиксация проблемного поведения. Как работать со сложными людьми: основные реакции и варианты поведения

Проблемное поведение подростка

Подростковый период является периодом изменений, преобразований в жизни ребенка. Многие дети в этом возрасте разительно меняются. Ласковые, спокойные, послушные вдруг превращаются в неуправляемых и грубых. Грубость, непослушание сильнее всего ранят и обижают родителей. Враждебность, замкнутость подростков пугают и настораживают. Но прежде чем бороться со злом, давайте разберемся в причинах его возникновения. Проблем у переходного возраста много: неуверенность в себе, тревожность, сомнения в собственной значимости для родителей, друзей.

За любым проблемным поведением школьника стоят определенные мотивы. Причем, одно и то же поведение может быть вызвано разными мотивами. Например, агрессивное поведение может быть вызвано и стремлением к лидерству, и компенсацией повышенной тревожности. И воспитательные методы в каждом случае будут индивидуальны. Поэтому в первую очередь необходимо выяснить мотивы поведения, проблемы ребенка. Мы сможем помочь ребенку, если он чувствует и понимает, что педагоги и родители понимают его проблемы и принимают его таким, какой он есть.

Причины вызывающего поведения подростков:

    Детям не хватает внимания взрослых , которые вечно заняты. «Отстань!», «НЕ лезь!», «Не приставай!», «Надоел!» - часто слышит подросток. Семья не обеспечивает психологического комфорта, любви, поддержки, и подростки стремятся к лидерству среди своих сверстников.

    Высокий уровень тревожности. В семье не правильно оценивают возможности ребенка: либо занижают возможности и способности. («Ничего хорошего из тебя не получится! Ты не сможешь справиться с этим заданием!»). Либо завышают, когда родители ожидают очень высоких результатов, показывают повышенную обеспокоенность проблемами успеваемости, а подросток не может соответствовать родительским ожиданиям.

    Многим подросткам трудно совладать со своим холерическим темпераментом. Такие дети нарушают дисциплину несознательно.

    Отсутствие душевной близости с родителями гонит подростка из дома во двор, заставляет искать понимания с другими подростками или взрослыми.

Одним из новообразований этого периода можно назвать чувство взрослости. Это означает, что во время самого этого периода, у ребенка нет чуткого ощущения "кто он?". Ему еще предстоит в этом разобраться. Он уже чувствует себя "не ребенком", но еще и не взрослым. И этот фактор является одним из тех, что заставляют подростка вступать в конфликты со взрослыми, так как он (подросток) стремится попробовать быть взрослым. Именно попробовать сам, ему недостаточно того, что он видит вокруг себя.

Социальная сфера. Ребенку необходимо занять определенное место в своей референтной группе. Влияние семьи постепенно заменяется влиянием группы сверстников, где дети приобретают новые формы поведения и получают определенный статус. Именно в этот период родители, обижаются на своих детей, думая, что те совсем отходят от них , ощущая себя безразличными для своих детей. Это не совсем верно. Ребенку важен взрослый, ему важно его признание, понимание, поддержка, однако взрослеющему человеку важно еще понять, по каким нормам живут люди во взрослом мире. Поэтому некоторые начинают курить, особенно, если в семье есть курящий родитель, некоторые пробуют алкогольные напитки, "пропадают" где-то допоздна. Они тем самым воспроизводят модель поведения взрослого человека. Но своим поведением дети изучают и вашу реакцию. Им важно знать, как вы поведете себя в той или иной ситуации, чтобы сделать для себя вывод – хочет он быть похожим на вас или нет. Это и есть путь становления индивидуальности . Давайте потренируемся!

Типичная фраза

Как необходимо говорить

«Ты должен учиться!»

«Я уверена, что ты можешь хорошо учиться»

«Ты должен думать о будущем!»

«Интересно, каким человеком ты хотел бы стать? Какую профессию планируешь выбрать?»

«Ты должен уважать старших!»

«Ты знаешь: уважение к старшим – это элемент общей культуры человека»

«Ты должен слушаться учителей и родителей!»

«Конечно, ты можешь иметь собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушиваться»

«Ты опять врешь!»

«Мне жаль, что я опять выслушиваю неправду», «Мне не нравиться, когда меня обманывают, постарайся больше так не делать»

Попробуйте самостоятельно предложить фразы, более мягкие и позитивные, сохраняя общий смысл высказывания.

«Мы в твои годы жили гораздо хуже!»

«Ты должен ценить заботу старших!»

«Сколько можно бездельничать! Ты должен, наконец, заняться учебой!»

«Ты постоянно срываешь уроки! Ты должен сидеть спокойно и внимательно слушать!»

При общении с подростком применяйте 5 приемов, которые позволят установить контакт с ребенком и лучше его понять.

Прием 1. Постарайтесь показать вашему ребенку, что вы его понимаете. Иногда этот прием называют «отраженным выслушиванием». Он состоит из трех частей.

Демонстрируйте ребенку, что вы слышите то, что он говорит (например, словами «да», «угу», вопросами «а что потом?», «и что же?» и т.д.)

Позволяйте ребенку выражать его собственные чувства.

Докажите ребенку, что правильно поняли его рассказ или сообщение (например, коротко пересказав его суть).

Прием 2. Внимательно следите за лицом ребенка и его «языком тела». Часто ребенок уверен, что успешно скрывает свои эмоции (грусть, досаду, нетерпение и прочее). Но дрожащий подбородок или блеск глаз скажут вам иное.

Прием 3. Выражайте свою поддержку и поощрение не только словами. Это могут быть ваши улыбка, похлопывание по плечу, кивок головой, взгляд в глаза, прикосновение к детской руке.

Прием 4. Выбирай правильный тон для ваших ответов. Помните, что тон голоса связан со смыслом ваших слов. Выбирайте верный тон и не отвечайте саркастично – дети могут расценить это как пренебрежение к своей личности.

Прием 5. Используйте одобрительные фразы для поддержания разговора и показывайте вашу заинтересованность в нем. Для этого подойдут короткие фразы, показывающие ваше эмоциональное отношение к обсуждаемой теме, например: «Вот это да!», «Да ну, не может быть!» и т.п.

Памятка для родителей

    Дайте свободу. Свыкнитесь с мыслью, что ваш ребенок уже вырос и более удерживать его возле себя не удастся, а непослушание – это стремление выйти из-под вашей опеки.

    Никаких нотаций . Больше всего подростка раздражают нудные родительские нравоучения. Измените стиль общения, перейдите на спокойный вежливый тон и откажитесь от категоричных оценок и суждений. Поймите: ребенок имеет право на собственный взгляд, собственные ошибки и собственные выводы.

    Идите на компромисс. Все равно ничего не удастся доказать с помощью скандала: здесь не бывает победителей.

    Уступает тот, кто умнее. Чтобы скандал прекратился, кто-то первый должен замолчать. Взрослому это сделать проще, чем ребенку с неустойчивой психикой.

    Не надо обижать. Прекращая ссору, не стремитесь сделать ребенку больно с помощью язвительных замечаний или хлопанья дверьми. Умению достойно выходить из трудных ситуаций ребенок учится у вас.

    Будьте тверды и последовательны. Несмотря на вашу готовность к компромиссу, подросток должен знать, что родительский авторитет незыблем.

Всем нам приходится сталкивается с ситуациями, когда кто-то из сотрудников (подчиненные, непосредственные руководители, участники переговоров или совещаний, публичных выступлений) начинают вести себя таким образом и совершать поступки, противоречащие нормам и правилам, сложившимся в коллективе или принятым в бизнес-сообществе, демонстрируя таким образом проблемное поведение. Для того чтобы разобраться в том, как взаимодействовать с такими сотрудниками следует, прежде всего, определить кто такие – «проблемные сотрудники» и почему они так себя ведут.

Консультанты в области управления выделяют разные виды проблемных сотрудников :

Ленивые (делают гораздо меньше, чем могли бы);
злые (в отношениях с людьми ведут себя раздражительно, порой вызывающе);
беспомощные (так стремятся избежать неудачи, что обязательно ее терпят);
эмоциональные (слишком чувствительные);
аморальные (ради собственного удовольствия используют людей и системы, нанося им ущерб);
занимающие оборонительную позицию (воздвигают барьеры при малейшем намеке на перемены);
ожесточенные (помнят старые обиды);
уклоняющиеся (активно избегают выставлять напоказ свои дела);
бесчувственные (равнодушны к окружающим);
недалекие (делают неверные или ограниченные умозаключения);
самоуверенные (часто считают себя непогрешимыми);
запуганные (ограничивают свои потенциальные возможности).

В процессе исследования этого вопроса мной был проведен собственный опрос руководителей и рядовых сотрудников в самых разных сферах бизнеса. Вот несколько вариантов ответа на вопрос: кто такой для вас проблемный сотрудник :

Юрий, зам директора : для меня нет проблемных сотрудников, есть хороший или плохой сотрудник. Плохой это тот, который не выполняет поставленные перед ним задачи;
Александр, директор департамента продаж : проблемный сотрудник для меня – это тот, которым я не могу эффективно управлять. Еще хуже, если он, наряду с собственной плохой работой, негативно влияет на других;
Дмитрий, директор по маркетингу : это сотрудник, которого трудно уволить;
Анна, начальник отдела : это сплетник, скандалист и прочее;
Сергей, директор малого предприятия : это сотрудник, который не понимает тех задач, которые на него возлагаются и при этом утверждает, что все понял.
Лариса, медицинский работник : это сотрудник, который качественно выполняет свою работу, не нарушает трудовую дисциплину, но при этом проявляет принципиальную позицию по отношению к другим членам коллектива, которые, позволяют себе опаздывать, плохо работать и т.д. Таких принципиальных в коллективе не любят и считают их проблемными.

Как видим, большинство руководителей оценивают сотрудников с позиции результатов их труда. Очень часто в ответах указывалось на то, что проблемными являются сотрудники, которые не качественно выполняют свою работу и мешают остальным. Однако ответ Ларисы, которая не является и никогда не была руководителем, свидетельствует, что проблемным может быть и тот, кто качественно выполняет свою работу, но при этом и другим не дает халтурить. Таких сотрудников можно отнести к категории «возмутителей спокойствия». К ним относится выражение из старой юморески Геннадия Хазанова про попугая в зоопарке: «я и здесь молчать не буду!»

На самом деле видов и типов проблемных сотрудников очень много. Условно по характеру поведения в коллективе я бы достаточно условно объединила их в четыре группы :

  1. Активные («звезды», «всезнайки», «возмутители спокойствия», «бунтари», «хулиганы», «манипуляторы»);
  2. Пассивные («пофигисты», «недоросли», «балласт»);
  3. Приспосабливающиеся («лгуны», «халтурщики», «саботажники», «нытики», «негативщики», «хамы», «циники»);
  4. Изгои («тихони», «белые вороны»).

Понятно, что эта классификация далеко не полная и объединение наиболее распространенных типов сотрудников в группы достаточно условное. Каждый из нас может назвать еще множество ролей и форм поведения проблемного сотрудника.

Кроме того, в разных ситуациях сотрудник может вести себя по-разному. При этом обычно у сотрудников есть несколько устойчивых моделей поведения, взаимосвязанных между собой. Например, «халтурщик» может играть роль «недоросли», вызывая желание неопытного руководителя помочь ему решить тот или иной вопрос, в котором он «якобы» не разбирается. В действительность, таким образом, сотрудник просто затягивает выполнение работы, которую по каким-либо причинам не хочет сейчас выполнять (например, руководствуясь принципом: не торопить выполнять это задание, иначе быстренько дадут другое). По сути, он использует манипулятивные техники и перекладывает на руководителя и членов коллектива своих «обезьян» (ответственность за решение своих производственных задач).

Также на то, как человек будет реагировать, например, на конфликтную ситуацию, во многом влияет его темперамент . Известно, что легче вовлечь в конфликт холерика, а флегматика, гораздо сложнее вывести из себя. Кроме того, на поведении сотрудника отражается его профессиональный опыт и знания («звездить» ничего не имея за душой все-таки сложно, а быть «нытиком» вполне реально). Кроме того, на трудовое поведение человека оказывает влияние его окружение, как на работе, так и вне ее.

В целом можно выделить две группы сотрудников , поведение которых может негативным образом сказываться на результатах работы коллектива (отдела, службы или предприятия в целом): сложные сотрудники (в большинстве ситуаций их поведение может существенно отличаться от поведения большинства членов коллектива) и сотрудники, демонстрирующие проблемное поведение в зависимости от каких-либо обстоятельств , как в самой организации, так и за ее пределами. То есть сотрудники, отнесенные ко второй категории, также будут для менеджмента предприятия или членов ее коллектива сложными сотрудниками, но только на некоторый период - до тех пор, пока не будет изменена ситуация, ставшая причиной негативного изменения поведения сотрудника.

Однозначно сказать, какой из представленных типов проблемных сотрудников является наиболее неприятным и сложным трудно, хотя в этом направлении проводятся постоянные социологические исследования. Например, по данным опроса компании Citrix Survey, 51% служащих считают, что «нытик» один из самых неприятных сотрудников в коллективе.

Очевидно, что оценка проблемности сотрудника зависит от множества факторов и прежде всего связанных с особенностями того, кто оценивает сотрудника («а судьи кто?»).
Возвращаясь к результатам моего опроса, хотелось бы отметить, что очень часто при ответах на вышеуказанные вопросы, респонденты среди причин проблемного поведения всех трех категорий сотрудников (подчиненный, руководитель и слушатель или участник совещания) называли схожие черты, выделяя те или иные наиболее важные для себя характеристики.

В качестве примера, рассмотрим ответы на все три вопроса Марины, заместителя директора аудиторской компании:
проблемный сотрудник - это неуправляемый, неорганизованный, слабый в профессиональном плане, с повышенной эмоциональной возбудимостью, не имеющий карьерных амбиций (основная цель – задержаться на предприятии), не нацеленный на самообразование, не соответствующий корпоративному духу организации, равнодушный к вопросам повышения имиджа предприятия, индифферентный к успехам предприятия, «громко» требующий повышения заработной платы, демонстрируя высокую значимость материальных аспектов, не прилагая при этом существенных усилий по обеспечению высокого качества своей работы;
проблемный руководитель – не владеющий информацией о жизненной ситуации своих подчиненных, не организованный, без четкой гражданской и профессиональной позиции, не желающий нести ответственность за свои решения, не собранный, не опрятный, не аккуратный, деспотичный, императивный (не допускающий выбора, требующий безусловного подчинения, исполнения), не ориентирующийся на мнение сотрудников в плане продвижения предприятия в целом и отдельных его направлений деятельности или услуг, не имеющий убежденности в стратегии предприятия, излишне бюрократичный.
проблемный участник совещания – амбициозный, с завышенной самооценкой, не воспитанный, социально не адаптированный, с повышенным эмоциональным фоном (слишком громко говорит), императивный, не допускающий дискуссии, считающий единственно правильным только свое мнение, не обосновано доминирующий над остальными участниками встречи.

Если посмотреть внимательно на столь широкий перечень характеристик проблемных сотрудников, данный Мариной, то за ними видны ее жизненные принципы и правила поведения в коллективе. Совершенно очевидно, что для нее важными жизненными целями являются: построение карьеры и самообразование. В отношении предприятия, на котором работает, она придерживается принципов ориентации на корпоративные цели и соответствие корпоративному духу, заботы об имидже предприятия. Кроме того, предпочитает в общении с коллегами ровный тон, интересуется не только их производственными проблемами, но и личными, внимательно относится к их мнению и учитывает его в своих решениях.

Вот и получается, что каждый из нас, относя тех или иных сотрудников к категории проблемных, прежде всего, ориентируется на свои собственные установки: «что такое хорошо, а что такое плохо». Глядясь в сотрудника, «как в зеркало», мы хотим видеть в нем единомышленника, того, кто не только разделяет наши жизненные ценности, но и всеми своими действиями их проявляет.
В этом состоит одна из распространенных ошибок в управлении и вообще в коммуникациях. Следует почаще вспоминать распространенный афоризм: всех людей объединяет только одно – то, что все они разные.

Недавно мне пожаловалась Ольга, начальник отдела продаж крупной компании, занимающейся оптовыми и розничными продажами: «не знаю, что и делать с одной своей сотрудницей. Она всегда честно рассказывает потенциальным клиентам о недостатках некоторых наших продуктов или особенностях их поставки. И хотя при этом ей все равно удается выполнить план продаж, тем не менее, меня не устраивает ее поведение. Неужели нельзя немного приврать и приукрасить наши услуги?»

Совершенно очевидно, что среди ценностей этого руководителя, есть такая, которую образно можно представить в виде выражения: не обманешь, не проживешь. И хотя реальные действия ее подчиненной говорили о том, что можно прожить (выполнить план продаж) и без обмана, тем не менее, Ольгу постоянно раздражает такое поведение сотрудницы. В результате она начала выискивать и актуализировать какие-то несущественные недостатки в работе подчиненной, которая так ее раздражала.
Результат поведения этого руководителя просчитать не трудно – предприятие потеряет ценного сотрудника, всеми своими действиями формировавшего его имидж, для которого во взаимоотношениях с клиентами важна честность и открытость, что в перспективе способствует формированию долгосрочной лояльности клиентов.

Если вернуться к ответам Марины, то по ним видно, что к числу "неприятных" качеств сотрудника, которые отметила Марина, относятся повышенная эмоциональная возбудимость или эмоциональный фон, не опрятность, не аккуратность, слишком громкая речь и другие.
Совершенно очевидно, что эти качества сотрудника напрямую не связаны с его производственной результативностью, но они важны для обеспечения рабочего комфорта моей собеседницы. И это вполне объяснимо - каждый хочет иметь рядом с собой коллег и подчиненных, с которыми приятно работать. Однако собственник бизнеса должен все-таки понимать и контролировать критически важные параметры отбора кандидатов (профессиональные качества или громкая речь). Если только по принципу - мне с ним удобно, то будет страдать результативность предприятия в целом.

В настоящее время на рынке есть компании, у которых в штате или по договору имеются экстрасенсы, астрологи и другие специалисты около научных течений. Например, я знаю компанию, в которой по фотографии кандидата проводится анализ его ауры и дается оценка совместимости с другими членами коллектива и конкретного отдела. Не осуждаю таких руководителей, так как в управлении нет правильных или не правильных решений, а есть те, которые дают результат и те, которые необходимого результата не дают. И если для его достижения нужны какие-то действия или ритуалы, не наносящие вреда сотрудникам, то почему бы не применить их.

В завершении статьи хотелось бы сделать два основных совета или, вернее, рекомендации по работе с проблемными сотрудниками :

Определите, к какой категории проблемных сотрудников он относится: к сложным, т.е. он периодически является источником проблем, или же к сотрудникам, временно продемонстрировавшим проблемное поведение.

Надеюсь, что ответы на эти вопросы помогут вам не только понять особенности разных типов проблемных сотрудников, с которыми вы взаимодействуете, но и понять, каким образом можно выстраивать собственные модели взаимодействия с такими людьми.

«Проблемное поведение детей и подростков: как реагировать и что делать?»

Цель: Научить родителей дифференцировать ошибочные цели поведения детей и подростков и определить стратегии позитивного реагирования, содействовать созданию эмоционально благоприятной атмосферы в замещающей семье для успешного воспитания и развития ребенка посредством обучения родителей способам конструктивного общения с ним.

Задачи:

  • повысить педагогическую и психологическую компетентность замещающих родителей;
  • помочь замещающим родителям научиться общаться с ребенком, адекватно оценивая уровень его развития, достижения и проблемы;
  • научить замещающих родителей определять адекватные пути взаимодействия с ребенком путем установления оптимальной дистанции и пространства общения;
  • способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком.

Ход заседания Клуба:

Мотивационный этап.

Вступление:

Наверное, нет такой семьи, в которой не возникают трудности с воспитанием детей, и самая распространенная трудность - это плохое поведение ребенка. На непослушание, упрямство, грубость, лживость, драчливость жалуются семьи, имеющие как малышей так и подростков, Можно предположить, что эти проблемы не миновали и нас с вами.

1. Упражнение “Мое имя и качество”.

Цель: познакомить участников друг с другом, расширить их представления друг о друге, подчеркнуть индивидуальность каждого, создать эмоциональный настрой на дальнейшую работу.

Время: 5 минут.

Материалы: мячик.

Поэтому первый вопрос к вам:

Какое поведение Ваших детей чаще всего беспокоит Вас?

Вывод: 1. Основная идея - необходимо воспринять плохое поведение как информацию, послание, которую отправляет нам ребенок.

Что мой ребенок хочет мне сказать своим поведением? – вот первая реакция эффективного родителя на негативный поступок ребенка.

2. Поведение ребенка подростка может быть плохим, но намерения, которые лежат в основе поведения, позитивные, положительные.

3. Совершая плохое поведение ребенок ошибается в выборе форм поведения

Выбор формы поведения всегда подчиняется трем законам:

а). Дети выбирают определенное поведение в определенных обстоятельствах.

б). Любое поведение ребенка подчинено цели – чувствовать себя принадлежащим к обществу, к социальной жизни.

в). Нарушая дисциплину ребенок понимает, что поступает плохо. Но может не понимать, что выбирает при этом ошибочную цель.

2. Упражнение “Кукла”.

Цель: помочь замещающим родителям осознать те ненужные запреты, которые они навязывают ребенку.

Время: 15 минут.

Материалы: кукла, ленточки темного цвета.

Родители по очереди начинают говорить: нельзя бегать, нельзя кричать, нельзя прыгать, не маши руками, не показывай пальцем и т.д. В это время психолог перевязывает ленточками кукле ноги, руки и т.д.

Анализ: посмотрите, что случилось с нашей куклой. Она перевязана с ног до головы. Так мы “связываем” наших детей, требуя от них выполнения наших инструкций. Какие эмоции и чувства у вас возникают по этому поводу?

Практический этап.

3. Упражнение:

Разберем ситуации с плохим поведением ребенка.

Ситуация 1 . У вас важный телефонный звонок и вы сосредоточены на разговоре. Ваш ребенок пристает к вам с просьбами и вопросами: где лежат его карандаши и краски, куда можно налить воды для рисования, хорошо ли получилось, что поправить и т.д.

Вы время от времени отвечаете ему, но все это мешает телефонному разговору.

Вопросы:

  • Какая реакция у взрослого может быть?
  • Что чувствует взрослый в этот момент?
  • Что ребенок хочет сказать взрослому своим поведением?
  • Как поступит эффективный родитель.

Ситуация 2. Уже довольно поздно, но Ваш ребенок непременно хочет пойти гулять с друзьями.

Вы считаете, что это время никак не подходит для прогулки и категорически отказываете ему.

Ему ничего не остается, как уйти в свою комнату. Вскоре оттуда раздается громкая музыка в стиле РОК. Вы просите его выключить музыку, так как время позднее, но в ответ музыка становится оглушительной, через 5 минут препирательства Вы готовы вывернуть пробки…

Вопросы:

  • Что говорит своим поступком ребенок родителю?
  • Что чувствует родитель, когда ребенок поступает таким образом?
  • Какой путь в таком случае будет эффективным?

Ситуация 3. Мама Маши обратила внимание на то, что в последнее время девочка стала пассивной, она все больше отходит от семейных дел. Если мама просила ее что-либо сделать по дому, то оно принималась хныкать, жаловаться: « Я не умею, я могу разбить, сломать…».Она откладывала любое самое простое дело, не приступала к приготовлению уроков, пока мама не начинала вместе с ней разбирать задания. В классе она тоже была пассивной, что сказалось на ее оценках.

Вопросы:

  • Что чувствует родитель в такой ситуации?
  • Что своим поведением говорит ребенок родителю?
  • Как надо поступать, чтобы быть эффективным родителем?

4. Упражнение “Ассоциации”.

Цель: принятие индивидуальности ребенка.

Время: 10 минут.

Материалы: листочки с незаконченными фразами.

Если вы и ваш ребенок цветы, то какие …

Если вы и ваш ребенок животные, то какие …

Если вы и ваш ребенок цвета, то какие …

Если вы и ваш ребенок настроение, то какое …

Если вы и ваш ребенок музыка, то какая …

Если вы и ваш ребенок погода, то какая …

Если вы и ваш ребенок запах, то какой …

Если вы и ваш ребенок одежда, то какая …

Если вы и ваш ребенок мебель, то какая …

Если вы и ваш ребенок люди, то какие …

Анализ: легко или трудно было придумать ассоциацию?

5. Упражнение “Радость общения с ребенком”.

Цель: создание позитивной установки на общение с ребенком.

Время: 10 минут.

Материалы: мягкая игрушка.

Анализ: трудно ли было продолжить фразу и произнести ее вслух?

Заключительный этап:

Ведущий:

Стратегия и тактика экстренного вмешательства в ситуации конфронтации.

  • Правило 1. Научитесь акцентировать внимание на поступках (поведении), а не на личности ребенка.
  • Правило 2. Контролируйте свои негативные эмоции.
  • Правило 3. Не усиливайте напряжения ситуации.
  • Правило 4. Обсудите поступок позже.
  • Правило 5. Позвольте ребенку «сохранить лицо».
  • Правило 6. Демонстрируйте модели неагрессивного поведения.

Рефлексия:

  1. Что для Вас было полезным?
  2. В чем Вы испытывали трудности?
  3. Ваши вопросы по этой теме.

Спасибо за работу!

Проблемное поведение.

Переводчик/редактор: Марина Лелюхина.

Наша группа в фейсбуке: https://www.facebook.com/specialtranslations

Понравился материал - помогите тем, кому нужна помощь: /

Копирование полного текста для распространения в соцсетях и на форумах возможно только путем цитирования публикаций с официальных страниц Особых переводов или через ссылку на сайт. При цитировании текста на других сайтах ставьте полную шапку перевода в начале текста.

В этой статье мы представляем обзор поведенческих проблем, которые могут наблюдаться у детей и взрослых страдающих расстройствами аутистического спектра.

Нами будут затронуты следующие вопросы:

  • Почему у людей, страдающих аутизмом, возникают поведенческие проблемы.
  • Цели поведения.
  • Способы работы с поведением.

В тексте мы говорим о «детях», но надеемся что информация будет полезна и для понимания взрослых с расстройствами аутистического спектра. Напоминаем, что каждый случай индивидуален, и информация, данная в этой статье не обязательно будет актуальна для каждого человека, страдающего аутизмом.

Почему у моего ребенка возникает проблемное поведение?
Поведенческие проблемы у аутичных детей могут быть вызваны самыми разными причинами. Для большинства аутистов наш мир - сложное, запутанное и одинокое место. Основные проблемы этих детей, возникающие в сфере коммуникации и социального взаимодействия, как правило служат причиной появления проблемного поведения. Конечно, существуют и другие причины. Их мы также рассмотрим ниже, но следует помнить, что приведенный список не может считаться полным.

Также мы хотели бы подчеркнуть, что если у вашего ребенка возникают проблемы с поведением, это не означает что вы плохие родители. Зачастую в этом вообще нет вашей вины. Такое впечатление может создаться лишь в случае, если проблемное поведение связано с вашим появлением - особенно если оно обычно возникает дома, а не в школе. Эта проблема касается не только вас, даже если вам поначалу так не кажется.

Многие родители обращаются к нам с вопросами, связанными с поведением их ребенка. Часто повторяющиеся вопросы и наши комментарии мы привели на сайте: www.autism.org.uk/behaviourfaq

Коммуникация.
У аутичных детей как правило возникает ряд проблем с коммуникацией, среди которых проблемы с:

  • Обращением к другим людям (экспрессивная речь)
  • Пониманием речи (рецептивная речь)
  • Пониманием невербальной коммуникации: мимики, жестов, языка тела (May, 2005).

Из-за озвученных выше проблем, аутисты часто с трудом могут сообщить о своих нуждах, или понять, о чем говорят или просят другие люди. Такое положение приводит к закономерной фрустрации и тревоге, которые, в свою очередь, если нет другого способа выразить эти чувства, могут привести к появлению нежелательного поведения.

Подробнее проблемы коммуникации и РАС рассмотрены в статье «Коммуникация и социальное взаимодействие»: www.autism.org.uk/18350

Социальные ситуации.
Коммуникативные навыки влияют на то, как ребенок справляется с различными социальными ситуациями. Многим аутистам, чтобы обратиться к другому человеку, требуются значительные усилия, поэтому они считают ситуации, в которых вынуждены это делать (социальные ситуации) опасным источником стресса. (Whitaker, 2001).

Не все дети с расстройствами аутистического спектра в состоянии понять, что их точка зрения на какой-либо вопрос может не совпадать с точкой зрения другого человека. Это также вызывает определенные трудности при взаимодействии с окружающими.

Дети с расстройствами аутистического спектра могут не понимать «правил общежития» — неписанных правил, регулирующих взаимоотношения между людьми, к примеру, насколько близко можно стоять к собеседнику, как соблюдать очередность в разговоре, и т. д. Эта проблема становится особенно актуальной, если ребенок оказывается в новой, незнакомой ситуации.

«Близкие контакты» с социумом могут быть сложными и непредсказуемыми. Нежелательное поведение в том числе может быть связано с попыткой ребенка-аутиста избежать социальных контактов. (May, 2005).

Непредсказуемость событий.

Аутистам бывает трудно сориентироваться в режиме дня - то есть понять в какой последовательности и что будет происходить. Многим детям помогают различные виды расписаний, которые позволяют им сориентироваться в событиях в течении дня и подготовиться к ним.

Многим бывает трудно «пережить» так называемое «свободное», ничем не заполненное, время, например школьные переменки, которые в добавок бывают довольно шумными. В такой ситуации ребенку особенно трудно бывает предсказать, что произойдет в следующий момент и как он должен будет себя вести. (May, 2005). В процессе наблюдений вы можете заметить, что проблемное поведение у ребенка возникает в основном в «свободное время», в перерывах между занятиями и уроками(Clements, 2005).

Аутисты с трудом понимают абстрактные понятия, такие как время. Многим из них бывает трудно ждать. Иногда в подобной ситуации может помочь, если вы четко объясните ребенку, почему и сколько вам нужно подождать. Например вы можете сказать так: «Нам нужно подождать 5 минут, до 10:30, потому что доктор назначил нам прием на 10:30».

Проблемы сенсорной обработки.

Многие дети с аутизмом испытывают трудности с обработкой сенсорной информации. К примеру многие из них не переносят определенных вкусов или текстур, или болезненно воспринимают любое - даже самое легкое - прикосновение.

У многих беспокойство и панику вызывают определенные запахи, звуки, или вспышки света. Другим детям бывает трудно дистанцироваться от фонового шума и ненужной визуальной информации. Вместо этого все звуки, свет, запахи и т. д. воспринимаются одинаково интенсивно и приводят к сенсорной перегрузке. В обстановке, вызывающей стресс, многие дети начинают проявлять повторяющееся поведение, например хлопать в ладоши, или крутиться на месте, с тем чтобы блокировать чрезмерную сенсорную нагрузку.

Люди с расстройствами аутистического спектра часто очень остро реагируют даже на самые незначительные изменения в окружающей обстановке. Если поведение ребенка резко и внезапно изменилось, подумайте, что в окружающем пространстве могло вызвать подобную перемену. Подробнее об этой проблеме можно прочитать в статье «Сенсорный мир аутизма» www.autism.org.uk/sensory

Проблемы со здоровьем.

Если поведение ребенка внезапно изменилось, проверьте, может ли перемена быть вызвана проблемами со здоровьем. Ребенку может быть трудно сообщить, что он плохо себя чувствует, или у него что-то болит, даже если он хорошо владеет речью.
У некоторых детей бывают эпилептические припадки, которые могут вызвать приступы раздражительности и дезориентацию, или проблемы гастроэнтерологического характера, вызывающие болезненные ощущения (Clements, 2005). Чтобы помочь ребенку сформулировать, где именно у него болит, можно воспользоваться специальной шкалой, такой как paediatric pain profile (PPP). Подробнее: www.ppprofile.org.uk

В качестве альтернативы, чтобы помочь ребенку показать, где болит, многие родители используют символы (вы можете распечатать с нашего сайта специальную диаграмму).

Нежелательное поведение может вернуться в период, когда ребенок болен. Если это ваш случай, используйте для работы с поведением ту же стратегию, которую использовали в прошлый раз при работе над ним (May, 2005).

Издевательства.

К сожалению, дети с расстройствами аутистического спектра гораздо чаще, чем их сверстники, подвергаются издевательствам. Если в поведении вашего ребенка произошла внезапная перемена, поинтересуйтесь, возможно в школе произошла ситуация, в которой ребенок подвергся издевательствам, или его дразнили. Не все аутичные дети в состоянии рассказать, что стали объектом травли - некоторым трудно даже разобраться в значении этого понятия - поэтому вам, вероятно, придется сыграть в детектива.

Если ваш ребенок стал объектом травли, возможно вам пригодится наша статья «Травля: полезное руководство для родителей»: www.autism.org.uk/bullying

Перемены.

Аутистам трудно справляться с переменами, будь то временное изменение школьного расписания, или более значительные перемены, такие например как переезд (о проблемах, связанных с переездом, можно прочесть в статье www.autism.org.uk/movinghouse). Наблюдая за ребенком, вы можете заметить, что нежелательное поведение возникает в период перемен, но прекращается, когда ребенок привыкает к новым обстоятельствам.

Есть ли у поведения цель?

Чтобы понять это, рассматривая конкретное поведение вашего ребенка, нужно задать себе два простых вопроса:

  • Что мой ребенок хочет мне таким образом сказать?
  • В чем функция данного поведения? (May, 2005)

Какой может быть функция поведения?
Писатель Philip Whitaker предложил воспринимать поведение как айсберг: то поведение, которое мы наблюдаем - это верхушка, но гораздо больше скрыто под ней. (Whitaker, 2001). Аутисты не всегда могут выразить свои чувства при помощи мимики, жестов или речи. Вместо этого они используют другие виды поведения. При помощи нежелательного поведения ребенок может пытаться сказать, что он устал, обеспокоен, или злится на что-то, или же ему нужно немного передохнуть и побыть в одиночестве.
В чем причина поведения?

Чтобы разобраться в причинах определенного поведения полезно вести записи, своего рода «поведенческий дневник». Это позволит вам понаблюдать за поведением и понять, что его вызывает, например, если нежелательное поведение возникает каждый раз в конце дня, вероятно ваш ребенок сильно устает в школе.

Один из способов записи данных о проблемном поведении, известная многим таблица ABC. В ней вы записываете предшествующие факторы (что произошло до того как поведение возникло, кто присутствовал рядом, где был ребенок), само поведение, и последствия (что произошло сразу после прекращения поведения).

Если вычислить потенциальные факторы, влияющие на появление поведения, будет легче придумать способы предотвращения этого поведения в будущем. То, что мы называем «стратегии». Стратегии как правило более успешны, если направлены на работу с причиной или функцией определенного поведения (May, 2005).

При работе с проблемным поведением, сосредоточьтесь не более чем на двух целях за один раз. Если вы попытаетесь одновременно использовать при работе с ребенком слишком много стратегий, скорее всего ни одна из них не сработает. Прежде чем начать работу, запишите все виды поведения ребенка, вызывающие ваше беспокойство, расположите их в порядке приоритетности и выберите 2 наиболее актуальные на текущий момент цели (Clements, 2005).

Не волнуйтесь, если сперва все станет еще хуже, поначалу все дети сопротивляются переменам. То, что ребенок изо всех сил старается оставить все как есть, нормально. Важно продолжать двигаться в русле выбранной стратегии и проявлять настойчивость.

Способы справиться с проблемным поведением.

В этом разделе мы перечислим некоторые стратегии, которые помогут вам справиться с проблемным поведением. Но сперва мы бы хотели привести наши главные советы, которые будут вам полезны вне зависимости от того, какую стратегию для работы с поведением ребенка вы в итоге выберете.

Советы:

  • Последовательность имеет решающее значение. Какую бы стратегию для работы вы не выбрали, ее должны придерживаться все, кто так или иначе связан с вашим ребенком: члены семьи, учителя и т. д. Если на нежелательное поведение ребенка все будут реагировать по-разному, это может быть причиной стресса, беспокойства и дезориентации, что в свою очередь приведет к тому, что с нежелательным поведением будет только сложнее справиться.
  • Будьте терпеливы : поведение вашего ребенка не изменится за одно мгновение. Ведите дневник, так будет легче отследить даже самые маленькие положительные изменения (Dickinson and Hannah, 1998).
  • Наказания обычно не срабатывают, т. к. аутисты не часто могут понять связь между их поведением и полученным наказанием (Whitaker, 2001). Также наказания не объяснят вашему ребенку, какого поведения вы от него ждете, и не научат его ничему новому.
  • Тайм аут - прекрасная возможность для ребенка, чтобы успокоиться, особенно если факторы окружающей среды, такие как, например, мерцающие огни, вызвали у него сенсорную перегрузку. Место для тайм-аута может быть любым, но обязательно спокойным и безопасным (May, 2005). После нескольких минут перерыва можно вернуть ребенка к деятельности, которая не вызовет у него беспокойства. Некоторые дети во время тайм-аута дома могут посидеть у себя в спальне, или заняться каким-то любимым делом.
  • Работая над поведением, смотрите на вещи реально и ставьте перед собой и перед вашим ребенком цели, которых вы в состоянии достигнуть. Не стоит расстраивать себя еще больше, самостоятельно ставя перед вами заранее недостижимые цели, и ругая себя за «провал» (Dickinson and Hannah, 1998).
  • Людям с расстройствами аутистического спектра бывает трудно обобщить полученные навыки в разных ситуациях. Помогите вашему ребенку научиться использовать новые навыки или стратегии поведения в разных ситуациях - дома, в школе и т. д.
  • Убедитесь, что навык не забыт . Если в прошлом вы успешно использовали какую-либо стратегию, время от времени следует освежать ее в памяти, чтобы ребенок не забыл полученных навыков. Может случиться и так, что вы будете вынуждены вернуться к старым стратегиям работы с поведением, в случае когда ребенок будет находиться в состоянии стресса, болеть или переживать серьезные перемены, и старое поведение вновь появится. Вам могут помочь визуальные средства поддержки.

Стратегии.

В этой части мы кратко поговорим о стратегиях, которые вы можете использовать при работе с проблемным поведением. За более подробной информацией и примерами того, как эти стратегии работают в разных ситуациях, вы можете обратиться по ссылке www.autism.org.uk/behaviourfaq

Говорите ясно и четко.
Некоторые случаи проблемного поведения связаны с тем, что дети не в состоянии сообщить о своих желаниях. Некоторые аутисты хорошо владеют речью, но им все равно может быть трудно сообщить о чем-то, если они расстроены, злятся, или не могут понять, о чем вы говорите. Главное, говорите кратко, и обязательно каждый раз обращайтесь к ребенку, лучше по имени, чтобы он понял, что ваши слова предназначены именно для него. Таким образом вы избавите ребенка от необходимости отфильтровывать лишнюю информацию.

Если ваш ребенок не умеет говорить, или ему трудно пользоваться речью, возможно вам стоит подумать об альтернативных способах коммуникации.

Используйте визуальные средства поддержки.

Людям с аутизмом обычно легче воспринимать визуальную информацию - это касается и тех из них, кто хорошо говорит. Многие дети используют картинки, символы или фотографии, чтобы сообщить о том, что им нужно, для кого-то проще сделать это на языке жестов.

Чтобы помочь ребенку подготовиться к событиям в течении дня хорошо использовать визуальное расписание. Это дает детям с аутизмом приятное чувство предсказуемости, и помогает справиться с неуверенностью.
На нашем сайте можно прочитать об использовании визуальных средств поддержки подробнее: www.autism.org.uk/visualsupports

Напишите социальную историю.

Социальные истории - короткие описание ситуаций, событий или занятий, как правило с картинками, в которых содержится информация о том, чего следует ожидать и почему. Подобные истории помогают ребенку получить представление о том, как другие люди ведут себя в разных ситуациях, и заложить основу для собственного подобающего поведения.

Чтобы узнать больше о социальных историях, о том как их писать и использовать, пройдите по ссылке: www.autism.org.uk/16261

Разберитесь с эмоциями.

Многим людям с аутизмом трудно не только понять, как чувствуют себя другие, но и разобраться с собственными чувствами. Эмоции, чувства - очень абстрактные понятия, и для того, чтобы «увидеть» собственную злость требуется изрядная доля воображения.

Есть способ сделать эмоции более «конкретными». Например шкала стресса - прекрасный способ, при помощи которого ребенок с аутизмом может понять, как он себя чувствует.

Вы можете выбрать «светофор», «термометр» или просто шкалу от 1-5, обозначив степень эмоций при помощи цветов или чисел. К примеру, зеленый свет светофора, или цифра 1, может означать «я спокоен», цифра 5 или красный свет — «я злюсь».
Ребенку нужно помочь понять, что значит «злость». Один из способов сделать это - обратить его внимание на физические изменения тела. Например: «Когда я злюсь, у меня болит живот, лицо краснеет, я хочу плакать». Когда ребенок научится распознавать крайние степени спокойствия и злости, можно будет переключиться на более тонкие эмоции.

Если ребенок видит, что начинает злиться, он может попытаться себя каким-то образом успокоить, или уйти из травмирующей ситуации. Или же посторонние могут заметить, что происходит, и прийти на помощь.

Научите расслабляться.

Детям с аутизмом обычно трудно расслабиться. Некоторым помогает особый интерес, или любимое занятие. Об этом конечно лучше знать. Можно ли вставить в их ежедневное расписание время, когда они смогут заниматься любимым занятием?

Но иногда особые интересы или занятия могут стать причиной нежелательного поведения. Например, в случае,когда ребенок хочет заняться любимым делом, но не может.

Другой способ, который, по словам самих аутистов, помогает им расслабиться - короткие перерывы в течении дня, когда они могут побыть в одиночестве, прогуляться, послушать музыку. Иногда помогают гомеопатические успокоительные средства (разумеется назначенные врачом).

Изменяйте окружающую среду.

Как было замечено выше, дети с аутизмом с трудом обрабатывают сенсорную информацию. Некоторые факторы окружающей среды могут выступать в качестве серьезных раздражителей. Если в этом кроется причина нежелательного поведения, может быть проще удалить раздражитель, нежели пытаться изменить связанное с ним поведение. Мерцающие огни, громкий шум или сильные запахи вызывают у ребенка стресс? Помните, что раздражители могут быть совершенно не заметны вам, но для вашего ребенка их воздействие может быть более чем существенно.

Награждайте, когда есть заслуги.

Если ребенок усваивает новый навык, или стратегию поведения, старайтесь максимально поддержать его в этом деле и как можно больше хвалить.

Некоторым детям нравится словесная похвала, другим больше по вкусу материальная награда, например жетон, или пять минут, которые можно посвятить любимому делу, или просмотр DVD. Старайтесь вознаграждать ребенка тем, что имеет для него ценность.

И старайтесь предоставлять награду сразу же, как только ребенок продемонстрировал навык. Скорее всего ребенок свяжет приятные ощущения от награды с демонстрацией навыка, и будет стараться чаще демонстрировать его в дальнейшем.

Следующим этапом подготовки к коррекции поведения является фиксация проблемного поведения. Для того, чтобы изменить поведение, мы должны попытаться понять, что вызывает поведенческую реакцию, что может являться ее запускающим стимулом. Часто бывает так, что мы заранее уверены, что знаем причины поведения ребенка. Однако на наше мнение влияет множество факторов: опыт сравнения с другими детьми, эмоциональное состояние, прочитанная литература. Например, в русле эмоционального подхода проблемы поведения рассматриваются, в основном, как следствие повышенной чувствительности ребенка по отношению к внешним факторам, как реакция на страхи. Если некто придерживается позиции, что ребенок кусает окружающих, потому что испытывает некий внутренний страх или дискомфорт, то наблюдение и анализ поведения ребенка могут показаться излишними, поскольку причина поведения уже известна. В то же время, как мы увидим дальше, не всегда проблемы поведения связаны со страхами или сензитивностью ребенка, если только понятие «сензитивность» не трактуется в широком смысле.

Наблюдение с фиксацией эпизодов проблемного поведения представляется необходимым, поскольку от того, насколько верно мы увидим и проследим связь поведения с внешними факторами (или констатируем возможное отсутствие этой связи), зависит эффективность коррекции проблем поведения. В первую очередь, мы должны более подробно изучить, как часто и в каких ситуациях проявляется это поведение. Самый надежный способ узнать о поведении больше - наблюдать за поведением ребенка и записывать информацию, относящуюся к проблемам поведения. Что имеется в виду? На этом этапе мы уже должны решить для себя, какие виды поведения мы будем отслеживать. Если у ребенка много проблем поведения, то нельзя браться за все сразу. Для того, чтобы коррекция была эффективной, для начала следует выбрать наименее тяжелые проявления проблемного поведения (Гохх, 2001).

Во время наблюдения фиксируют следующие моменты:

Что предшествовало появлению проблемного поведения?

Эпизод проблемного поведения.

Что последовало за проблемным поведением? Желательно, чтобы специалист наблюдал за поведением со стороны в течение нескольких дней. Однако вне стен коррекционного учреждения это фактически невозможно, в основном, в связи с трудностями организации процесса наблюдения. Как правило, наблюдение за поведением проводят в течение того времени, когда ребенок находится на занятиях. Если мы хотим получить более полное представление о данной проблеме поведения, то наблюдение следует проводить в различных ситуациях в течение дня (на прогулке, во время еды, в то время, когда ребенок предоставлен сам себе и др.). Важно наблюдать поведение ребенка с разными людьми, с которыми он обычно бывает (с домашними, с педагогами и т.п.). Для того, чтобы начать наблюдение, необходимо:


1. Выбрать и описать то проблемное поведение, которое планируется корректировать.

2. Подобрать материалы, которые могут понадобиться для наблюдения. Очень полезным может быть использование видеокамеры, так как при работе с видеозаписью есть возможность привлечь дополнительных экспертов-наблюдателей. Кроме того, неоднократный просмотр эпизода проблемного поведения может дать больше информации о ситуации, поскольку в реальности иногда можно не заметить и упустить важные моменты, относящиеся к наблюдаемому поведению. Если нет возможности видеосъемки, используют протоколы наблюдения, которые ведут на бумаге, или диктофонные записи. Помимо этого, необходимо иметь часы и, в некоторых случаях, таймер.

Приведем несколько примеров того, как может выглядеть информация о наблюдаемом поведении. В первом примере это аутоагрессия, выраженная в том, что ребенок кусает себе руку, и плач.

Что предшествовало проблемному поведению?

Гена тянет за руку папу, ведет его к полке. Папа спрашивает: «Что тебе дать?», предлагает разные предметы (книгу, машинку, мозаику), которые ребенок отталкивает.

Проявление поведения. Гена плачет, кусает себе руку.

Что следует за поведением?

Папа берет ребенка на руки, объясняет, что не надо расстраиваться. Через 3-4 минуты Гена успокаивается и уходит в другую комнату. Приведем еще один пример.

Саша сидит на полу, перебирает конструктор. Мама подходит к нему и говорит: «Пойдем одеваться». Мальчик продолжает свое занятие. Через 5 -7 секунд мама берет его за руку и пытается посадить на стул.

Ребенок плачет, кричит, несколько раз повторяя: «Не хочешь», с силой вырывает свою руку из руки мамы и падает на ковер.

Мама отпускает ребенка, Саша возвращается на ковер, мама садится на диван.

Таким образом, в протоколе будет содержаться некая «сырая; информация о ситуациях, в которых возникают проблемы поведения. Foxx (2001) отмечает, что поведенческий терапевт при работ с проблемным поведением, должен вести себя, как детектив или журналисту отвечая на вопросы: «Кто?», «Что?», «Где?», «Когда? и, наконец - «Почему?». Автор имеет в виду, что информация должна быть максимально полной, охватывать все аспекты ситуаций, в которых возникает проблемное поведение. Только в это» случае возможно, обобщив данные протоколов, выдвинуть гипотезы о предполагаемых причинах проблемного поведения.

Следующим шагом будет обобщение этой информации выявление функции данного поведения: необходимо выяснить, что проблемное поведение дает ребенку, для чего он служит, как оно меняет ситуацию.

Основными функциями проблемного поведения являются:

1. Избегание неприятного.

2. Получение желаемого.

Рассмотрим подробно, в каких случаях проблемное поведение аутичных детей может быть направлено на реализации этих функций.

1. Избегание неприятного. Проблемы поведения у аутичных детей наиболее часто служат для достижения имение этой цели. Мы видим, что такие виды поведения, как крик, аутоагрессия возникают в ответ на неприятные ребенку ситуации. Чаще всего встречаются следующие ситуации:

Нарушение привычного стереотипа;

Непонимание происходящего;

Общение в форме, некомфортной для ребенка;

Непривлекательные для него занятия;

Сверхсильные сенсорные стимулы;

Внутренний дискомфорт.

Приведем несколько примеров, иллюстрирующих типичные ситуаций, в которых проблемное поведение позволяет, ребенку избежать дискомфорта.

Каждый раз, когда бабушка Дениса пыталась изменить маршрут прогулки (например, чтобы зайти в магазин), он начинал громко плакать и кричать, иногда падал на землю. Бабушка, не в силах вынести его поведение, вела его обычной дорогой. В этой ситуации имело место нарушение стереотипа.

Возможно, Витя не понимает, о чем идет речь в книге; кроме того, это занятие (слушать чтение), вероятно, ему неинтересно.

Даша, услышав жужжание миксера, который включила мама, "затыкает уши и начинает громко плакать и кричать.

Появление сверхсильного звукового стимула привело к появлению проблемного поведения.

В течение дня Володя много кричал, царапал маму и педагогов. К вечеру оказалось, что у него повышенная температура; начался кашель.

Проблемное поведение, скорее всего, явилось следствием внутреннего дискомфорта.

Проблемы поведения часто возникают при попытке целенаправленного обучения ребенка с аутизмом: он стремится уйти от травмирующей, ограничивающей его свободу ситуации.

2. Получение желаемого. Аутичные дети достаточно часто при помощи проблемного поведения стремятся получить что-либо им необходимое. Примеры таких ситуаций:

Ребенок требует какой-либо конкретный, привлекательный для него предмет;

Ребенок стремится к выполнению какого-то действия;

Ребенок ищет внимания со стороны другого человека.

Лена, проходя мимо продуктового магазина, кричит и кусает себя до тех пор, пока ей не купят ее любимые сладости.

Максим очень любит ездить на метро. Когда мама с Максимом вышли из зоопарка, мама решила подъехать на троллейбусе до станции, от которой удобнее добираться домой. Максим тянет маму к входу в метро, кричит, бьет себя по голове. Мама пытается объяснить что скоро они поедут на метро, надо только немного подождать.

Петя начинает щипать свою сестру, когда она занята игрой или чтением.

Следует отметить, что избегание неприятного и получение желаемого в некотором смысле являются двумя сторонами одной и той же модели. Например, нежелание заниматься неинтересным делом можно рассматривать как желание заняться чем-то привлекательным. Разделение двух функций является достаточно условным, но оно важно для того, чтобы принять решение о коррекции поведения. Основной критерий разделения - на что явно и в большей степени направлено поведение: на избегание или на получение чего-либо?

Возможны случаи, когда проблемное поведение выполняет различные функции и встречается в разных ситуациях. Тогда следует проанализировать наиболее типичные моменты проявления проблемы поведения и при построении коррекционногоподхода учитывать часто повторяющийся тип ситуаций.

Следует признать тот факт, что при некоторых отклонениях психического развития - например, при аутизме эндогенного генеза - проблемное поведение может быть обусловлено, прежде всего, внутренними факторами. Подтверждением этого может быть тот факт, что такое поведение имеет место в раз- личных ситуациях, с разными людьми. если не прослеживается никакой закономерности в обстоятельствах, предшествующих появлению поведения, и следующих за ним, то можно предположить, что Проблемное поведение детерминируется внутренними процессами.

После того, как сделано предположение о функции поведения, необходимо собрать количественные, данные, которые будут отражать частоту проявления данного поведения. Это необходимо для того, чтобы после начала коррекционной ра-боты анализировать, насколько наше вмешательство является эффективным.

Основные способы сбора количественных данных о поведении:

Фиксация эпизодов поведения. Этот способ подходит для тех видов поведения, эпизоды которого однородны по продол- жительности.

Например, если проблемой поведения является то, что ребенок бьет стеклянную посуду, то каждый эпизод может быть зафиксирован отдельно.

Фиксация количества временных интервалов, в течение которых поведение имело место. При применении этого способа фиксации используют прибор, отсчитывающий временные интервалы (таймер или будильник). Выбор временного интервала зависит от средней продолжительности эпизодов поведения, от его частоты. В течение каждого интервала отмечается, имело ли место данное поведение; в качестве пометки об окончании интервала обычно ставятся инициалы того, кто фиксировал поведение. Затем подсчитывается число (или процент) интервалов, в течение которых было зафиксировано данное проблемное поведение.

В качестве примера приведем пример протокола фиксации поведения (табл. 6).

Таблица 6 Лист данных фиксации проблемного поведения