Демонстративное поведение. Демонстративный ребенок

Демонстративное поведение – это выразительные поступки и действия индивидов, направленные на привлечения внимания к себе, вне зависимости от потребности людей, которые окружают их. Такое поведение в случаях, когда не выходит за определенные рамки является удобным средством, с помощью которого можно разрешить множество жизненных ситуаций, проблем и задач.

Демонстративное поведение часто свойственно лидерам харизматичного типа и многим женщинам. Некоторые психологи считают, что данное поведение обуславливает в целом женское поведение, так как наиважнейшей женской потребностью является привлечение к своей особе повышенного внимания.

Демонстративное поведение у детей

Важным составляющим и одновременным индикатором развития малыша служит его поведение. Различные нарушения в формировании личности малыша, например, завышенная или заниженная самооценка, плохой самоконтроль, обязательно проявляются в поведении.

Развитие малыша всегда обусловлено его воспитанием и обучением. Исследования психологов показывают, что дети, которые растут в обстоятельствах эмоциональной нехватки, которая связана с недостатком внимания со стороны родителей, любви и заботы, часто развиваются неполноценно.

Демонстративное поведение в большинстве случаев обнаруживается у капризных детей. Дети с таким поведением все делают по-своему.

Демонстративное поведение причины: единственная возможность для малыша привлечь внимание к своей личности; потребность в самоутверждении; реакции малыша на определенную эмоциональную травму, например появление младших детей в семье; своеобразный протест на что-либо. Чаще такое поведение встречается в семьях с авторитарным воспитанием, когда родители практически не уделяют внимания детям, не общаются с ними, больше обращают внимание на детей тогда, когда они плохо себя ведут.

У малыша к пяти годам надобность в уважении и признании начинает занимать главенствующую позицию. В этом возрасте дети начинают волноваться о том, что могут о них подумать окружающие. Упреки и невнимание вызывают обиду, появляется конкуренция. Дети сравнивают себя с другими. Главное, чтобы при этом малыш смог реально оценить себя и других сверстников. В случаях, при которых малыши не смогут адекватно оценить себя и их мнение о себе не будет совпадать с мнением о них других детей, появится желание доказать другим свою правоту и требование к себе повышенного внимания. В этом возрасте главным становится потребность в позитивной оценке со стороны людей, которые их окружают, для удовлетворения гипертрофированной надобности в самоутверждении.

Главенствующей особенностью детей с демонстративным поведением является привлечение внимания к своей маленькой персоне любыми доступными методами. Такие дети довольно активны в общении, но по большому счету собеседник их совсем не интересует, он всего лишь служит для них платформой для проявления и демонстрации себя. Они нуждаются не в простом внимании, а в восхищении собой.

Негативным проявлением демонстративного поведения становится агрессия. Так как, когда детей кто-то начинает не понимать, то это их раздражает, провоцирует их на скандалы. Если они не смогут быть выше других, тогда другой должен стать ниже. В речи таких детей преобладают сравнительные формы, например, красивее и некрасивее, быстрее и медленнее, лучше и хуже и др. Все такие сравнения будут обязательно в их пользу.

Дети, склонные к демонстративным проявлениям, часто критикуют других, они запоминают все ошибки окружающих, чтобы потом при удобном случае напомнить о них. Часто они не дают другим детям проявить себя, постоянно вмешиваясь в их действия, перебивая и постоянно подсказывая им. Однако, при этом личная моральность детей страдает. У ребенка с демонстративными проявлениями, поведение с другими детьми может кардинально меняться тогда, когда при их общении находится важный для него взрослый. Т.е. дети с таким поведением думают лишь о внешнем проявлении одобряемого поведения, а не о помощи другим. Такие дети хорошо себя ведут или совершают добрые поступки только ради одобрения.

Демонстративное поведение достаточно легко можно распознать, а вот понять причины и откорректировать развитие такого малыша намного сложнее. Эффективным методом корректировки поведения будет являться игра. Взрослый при помощи игры создает малышу специальные условия, направленные на максимально яркое проявление его демонстративности. Данное заострение негативных свойств является одновременно и возможностью для самовыражения детей, и способом их самопознания.

Демонстративное поведение подростка

Подростковый возраст является самым тяжелым и сложным периодом в развитии личности индивидов. Демонстративный в дословном переводе означает указательный, т.е. наглядный, подчеркнутый.

Демонстративное поведение в психологии объединяет в себе различные поведенческие реакции, которые направлены на привлечение зрителей. Основными чертами такого подросткового поведения являются безграничный эгоцентризм, огромная потребность в повышенном внимании к себе. При этом для подростков неважно позитивное ли это будет внимание или негативное, например, удивление, восхищение, сочувствие, почитание, негодование, даже ненависть и др. Их устроит любое проявление эмоций лишь бы не равнодушие и не безразличие.

Демонстративное поведение причины возникновения у подростков: ошибки в воспитании или неполные семьи (неблагополучные); привлечение внимания, как родителей, так и сверстников; желание выделиться; потребность в уважении, любви; активный протест на что-либо; индивидуальные особенности психики.

Подростки реализуют желания выделиться в разных направлениях, перетекающих одно в другое, или наоборот не меняющихся совсем. Главное, чтобы результат удовлетворил подростков. Одним из таких направлений могут быть действия, которые устремлены на получение уважения, симпатии, восхищения. Если данное стремление будет удовлетворено, т.е. попадет в благодатную среду, как дома, так и в школе, то такое направление останется неизменным. В таких случаях дети стремятся выделиться посредством отличной учебы или занятий спортом. Успеваемость по предметам чаще бывает избирательной – она будет выше по тем предметам, где учителя устанавливают индивидуальный подход, который обеспечит ребенку повышенное внимание. При этом все неудачи в учебе подросток будет объяснять внешними условиями.

Другое направление реализуется посредством действий, устремленных на то, чтобы вызвать у окружающих чувства сострадания, сочувствия к себе. В этих случаях подростки могут использовать различные приемы, например, рассказ о своих несчастьях, истерики, обмороки и др. В таких рассказах виновные в несчастьях подростков будут постоянно меняться. Учителям они будут рассказывать, печальные истории, связанные с родителями, родителям наоборот.

Третьим направлением может быть использование негативных реакций окружающих на себя для привлечения внимания. Такие подростки склонны к бравированию, паясничеству, хамству, грубости, нарушениям дисциплины и другим распространенным отклонениям в поведении. Подростки как бы переходят в оппозицию по отношению к социуму. Самым опасным в таком проявлении могут быть суицидальные наклонности и побеги из дома.

Демонстративное поведение у подростков опасно тем, что действия по привлечению внимания могут иметь фатальные последствия, связанные с неосторожностью, неправильностью расчетов или других обстоятельств. Еще одной опасностью такого подросткового поведения является то, что в их возрасте достаточно тяжело дифференцировать истинные суицидальные наклонности или демонстрацию ради привлечения внимания.

Демонстративное поведение у взрослых

Демонстративное поведение в психологии означает ярко выраженные в своем проявлении поступки и действия, обусловленные стремлением к привлечению внимания и заинтересованности в своей личности вне зависимости от желаний социума. Такое поведение может проявляться различными психопатологическими симптомами. Так, например, депрессивная личность будет демонстрировать потерю интереса ко всему, утрату смысла жизни; субъект с манией величия будет демонстрировать свое доминирование над другими, ценность своих мыслей и идей. Нередко термины «истерическая личность» и «демонстративная личность» применяются как синонимы к термину «демонстративное поведение».

Основными причинами такого поведения у взрослых могут служить желания получения или демонстрирования своего личного статуса в социуме или желания быть лучше, чем другие (своеобразная конкуренция). Это может проявляться в покупке дорогостоящих аксессуаров, демонстрации своих навыков, знаний.

Основным свойством демонстративного характера является огромная способность к вытеснению рационального, критического взгляда на самого себя, вследствие чего происходит проявление демонстративного или «актерского» поведения.

Главными чертами, характеризующими индивида, склонного к демонстративному поведению, являются: безграничный эгоцентризм, тяга к повышенному вниманию и признанию, потребность в любом эмоциональном проявлении по отношению к себе (эмоциональное проявление может быть, как позитивно окрашено, так и негативно). Такие люди не выносят равнодушия к своей персоне.

Многие психологи пришли к единому заключению, что суть демонстративной личности определяется аномальной способностью к вытеснению, избирательным отбором впечатлений о мире в общем и о своей личности в частности. Таким личностям будет приятно то, что устремлено на приукрашивание их. И, наоборот, все нейтральное или противоположное будет просто вытесняться из их сознания и памяти. Характерным для демонстративного поведения может быть осознанное и намеренное нарушение правил и норм поведения, принятых в социуме.

НОРМАЛЬНЫЕ И АНОМАЛЬНЫЕ ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ

Человеческое поведение чрезвычайно варьируется по своим целям, мо­тивам и формам проявления. Некоторые его виды просты и выполняют­ся на уровне рефлексов, другие представляют запутанную мозаику, ко­торую можно долго расшифровывать, но так никогда не дойти до сути. Демонстративное поведение призвано выставить человека в наилучшем виде, что называется пустить пыль в глаза, напротив, ассертивное под­разумевает естественность, честное поведение по отношению к само­му себе, и окружающим. Агрессивное поведение в чем-то напоминает демонстративное, но отличается от него немирным характером. Еще более немирным выступает революционный психоз, когда озверевшей толпой прежде всего овладевает именно беспредельная распущенность и разнузданность нравов. Между этими полюсами расположены ано­мальное, аддиктивное и другие формы девиантного поведения.

К демонстративному поведению принято относить в социологии любое действие или совокупность действий, которые выставляют напоказ те цели, принципы или ценности, которые играют очень важную роль в жизни субъекта или субъектов этого поведения. Когда мы слышим о мирной или антирасистской демонстрации, то это может означать одно: масса людей вышла на улицу для того, чтобы вопреки давлению полиции и возможному риску быть арестованными публично провозгласить определенные ценно­сти, с которыми призывают считаться как общественность своей страны (не­скольких или всех стран), так и правительство.

Демонстративное поведение может затрагивать не только коллективные, поддерживаемые большинством, многими или всеми ценности, но и инди-

видуальные, которые распространяются на то, что важно для вас лично и не касается никого больше. Скажем, высокий статус и материальное благопо­лучие, которое вы хотите продемонстрировать всем, вызвав у них зависть, чувство восхищения, уважения и т.п." Такой стиль жизни был характерен для так называемого «праздного класса» - новых богатых американцев, кото­рые старались подражать высшему классу Европы, но в отличие от него вы­ставляли свое потребление напоказ. Демонстративное поведение позволя­ло праздному классу укрепить свое представление о себе как об элите аме­риканского общества.

Примерно в то же время аналогичный феномен потребления как смыс­ла повседневной жизни изучался немецким социологом Георгом Зиммелем (1858-1918), но уже на материалах по Берлину.

Демонстративное поведение (от лат. demonstratio - показывание) - вы­зывающие, намеренно подчеркиваемые действия, связанные с определен­ной целью, например стремлением показать свою «особость» и значимость. Понятие де­монстративного поведения может иметь не­гативный смысл, например вызывающее по­ведение молодежи («бравирование» - мото­циклетные гонки, бросающаяся в глаза одежда и символика). В отличие от нормаль­ного, или разумного, поведения демонстра­тивное редко когда продиктовано нуждой, естественной потребностью, обычной логи­кой. Говорят, например, футболист демонст­ративно упал на поле. Серьезной травмы нет. Он просто «выпрашивал» у судьи пенальти. Вместе с тем понятие демонстративного поведения имеет позитивный смысл. Так, забастовка, митинг, демонстрация - это ти­пичные формы демонстративного поведе­ния. Их цель - привлечь общественное вни­мание к нуждам и требованиям тех людей, на которых в нормальной обстановке внимания не обращают.



Демонстративность - особенность лично­сти, связанная с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе ок­ружающих. Ребенок, обладающий этим свойством, ведет себя манерно. Его цель - обратить на себя внимание, получить ободрение. Источником демон­стративности, ярко проявляющейся уже в дошкольном возрасте, обычно слу­жит недостаток внимания со стороны взрослых, из-за чего дети чувствуют себя в семье заброшенными, «недолюбленными». Если дефицита внимания нет, он создается ребенком в силу избалованности. Тогда появляется новое каче­ство - завышенные требования к взрослым. Нарушая правила поведения, а часто и этические нормы, дети добиваются своих целей.

Если демонстративность заключается в поиске возможности для само­реализации, то лучшее место для ее проявления - сцена. Помимо участия

Веблен Т. Теория праздного класса. М, 1984. С. 108.

в утренниках, концертах, спектаклях детям подходят другие виды художе­ственной деятельности, в том числе изобразительная.

В демонстративном поведении происходит очень важная с социологи­ческой точки зрения подмена, отсутствующая или ярко не выраженная в других формах социального действия, а именно подмена истинного содер­жания символическим. Так, в 1970-1980-е гг. в СССР, закрытом от всех стран так называемым железным занавесом и мало что знавшем о новейших веяниях молодежной моды, некоторые ее достижения воспринимались в

искаженном свете. У советских под­ростков модным было застирывать новые джинсы до дыр, искусственно их портить таким образом, чтобы они выглядели поношенными. Они утра­тили свою непосредственную функ­цию защиты от непогоды, предохранения тела и удобства в носке. Модны­ми стали потрепанные джинсы. Мода сохранилась и в 1990-е гг., причем не только у нас, но и на Западе. Только теперь стирать уже не надо: поношен­ными их делают прямо на фабрике. В данном случае, не важно, у нас или за рубежом, символическое бытие вещи как бы полностью поглотило, раство­рило в себе ее материальное бытие. Как практичная и удобная вещь, джин­сы потеряли свою ценность, они стали репрезентировать не одежду как та­ковую, а модный стереотип, столь ценимый в подростковой субкультуре.

Когда английские луддиты XVIII в. первыми взбунтовались против при­менения машин, они относились к ним не как к материальной субстанции, а как к социальному символу. Машины олицетворяли средство эксплуата­ции их труда, означали вытеснение живого труда и начало массовой безра­ботицы. Подобным символическим значением средства труда наделены, конечно, не сами по себе, а как часть конкретно-исторических отношений производства и распределения.

Прокатившаяся в 1989 г. волна шахтерских забастовок в СССР вскрыла интересный феномен. Протест стачечников был направлен против, как они выражались, нечеловеческих условий труда и быта, в которых они вынужде­ны были находиться. Однако эти условия за последние 10- 15 лет существен­ных изменений не претерпели. Почему же забастовали шахтеры только на четвертом году перестройки? Ответ, видимо, кроется в той системе коорди­нат, в которой теперь, а не раньше, стали восприниматься эти условия. В стра­не резко изменился политический климат, расширились демократия и глас­ность, заговорили о человеческом достоинстве и правах человека, наконец, больше стали обращать внимания на рядового работника. И он заговорил. Терпимые доселе нечеловеческие условия превратились в нетерпимые, уни­жающие человеческое достоинство. Материальные условия фактически пред­ставляли уже не себя, а нечто другое. Они выступали средством выявления других «чувственно воспринимаемых вещей» - авторитарного управления, унижающего человеческое достоинство. Протест фактически был направлен против этой более широкой системы общественных отношений, а условия труда и быта явились их символом, социальным воплощением.

Условия труда и быта, когда речь идет о забастовке, т.е. коллективном протесте организованной группы работников, неизбежно воспринимают­ся как коллективные условия существования. Причем коллективные не во-

обще, не абстрактно и даже не эмпирически конкретно лишь как условия труда, в которых вынужден работать персонал данного предприятия. Они реально воспринимаются уже как условия существования данного класса. Шахтеры, водители и представители других профессий, участвовавшие в конце 1980-х гг. в стачечном движении, протестовали прежде всего против того, что они - непосредственные производители материальных ценностей в обществе, представители рабочего класса - вынуждены жить и трудить­ся в худших условиях, чем работники аппарата, не участвующие непосред­ственно в создании материального богатства общества.

Демонстративное поведение в постиндустриальном обществе построи­ло себе специальную площадку - публичные парады моды, которые еще называются дефиле. Дефиле (франц. defile - торжественно проходить, шест­вовать) - публичный и празднично обставленный показ новинок моды, как правило, женской. На дефиле обычно присутствуют телевизионные и «ки­ношные» знаменитости, светская публика (так называемый бомонд), моде­льеры, фотографы моды и журналисты. На подобного рода шоу известные дизайнеры представляют коллекционные новинки одежды, относящейся к «высокой моде». Дефиле-парады проходят в домах моды или лучших зда­ниях города, в них участвуют ведущие национальные или зарубежные фир­мы, агентства моделей, дома моды (например, дом Кристиан Диор), теат­ры моды, синдикаты высокой моды. Произвести хорошее впечатление на публику очень трудно при отсутствии навыков искусного владения соб­ственным телом. В престижных школах манекенщиц обучают основам сти­ля, истории моды и дизайна, искусству макияжа, хореографии и навыкам дефиле (особой манере правильно и красиво ходить, держаться на подиуме во время демонстрации модной одежды), фототренингу, занятиям в фит-несс-центре, визажу, актерскому мастерству. В некоторых школах актерское мастерство построено на методике Станиславского, когда девушек учат публичному одиночеству на подиуме. Понятие дефиле стоит в одном куль­турном ряду с театрализованным шоу, великосветской тусовкой, художе­ственным перформансом, выставочной деятельностью.

Одна из наиболее трудных для учителя категорий детей - демонстративные дети, нарушающие дисциплину в классе.

Демонстративность - особенность личности, связанная с повышенной потребностью во внимании окружающих.

Дети, обладающие данной чертой, эгоцентричны и стремятся вызвать в своей семье и школе удивление, восхищение, сочувствие. Они рано начинают заботиться о впечатлении, которое производят. Еще в дошкольном детстве у них проявляется жажда восторгов и похвал.

Дети с удовольствием читают стихи, танцуют и поют перед зрителями, показывают свои рисунки, хвастаются редкими игрушками и т.д. Они обычно не выносят, если при них хвалят других детей, другим уделяют больше внимания.

Демонстративные дети часто держатся несколько нарочито, манерно. Они любят принимать эффектные позы, кокетничать, стоя перед зеркалом, играют на публику. Их эмоциональные реакции утрированны, театрализованы. Они любят представить себя в благоприятном свете перед взрослыми и сверстниками, поэтому при посторонних могут быть подчеркнуто послушны, играть роль "самого примерного ребенка". Такие дети часто фантазируют, лгут, и сочиняемые ими истории тоже привлекают внимание. Причем эта особенность ярко проявляется уже в дошкольном возрасте.

Л. Л. Венгер отмечает: "Ребенок рассказывает о каких-либо вымышленных событиях... вплетенных в будничную жизнь, и родители принимают его рассказы за чистую монету. Они верят, что заведующая детским садом вызвала их дочку к себе в кабинет и поручила ей следить за тем, как себя ведут другие дети. Верят, что во время прогулки дочь убежала с территории детского сада и полдня гуляла по улицам, а вернулась только к вечеру. Начинаются объяснения с заведующей, воспитательницей. Затем дочке учиняется допрос с пристрастием, на котором она наотрез отказывается признаться, что все выдумала. У родителей начинаются сомнения: а правду ли им сказала воспитательница? Но тут новые красочные подробности, которые дочь приводит в доказательство того, что она действительно пережила все описываемые приключения, окончательно убеждают слушателей в том, что все от начала до конца ею выдумано...

Такая законченная картина - явление редкое. Но ее отдельные элементы встречаются у довольно значительной части детей" .

В младшем школьном возрасте такие дети фантазируют и лгут самозабвенно, с ясными глазами, и сами верят в то, что говорят.

Источником демонстративности в детстве обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, "недолюбленными". Гипоопека как стиль семейного воспитания способствует развитию этой черты, стимулирует борьбу детей за родительское внимание. Но бывает, что ребенку оказывается вполне достаточное или даже большое внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования к взрослым предъявляются не безнадзорными, а, наоборот, наиболее избалованными детьми, "кумирами семьи".

Если ребенок стремится к похвале, высокой оценке, логично было бы предположить, что он станет старательно добиваться успеха в каких-либо видах деятельности, постарается завоевывать положительное отношение к себе окружающих. Но это трудно и требует усилий, а при неблагоприятных обстоятельствах, может быть, и невозможно. И часть демонстративных детей, отчаявшись добиться восхищения или хотя бы одобрения, идет другим путем. Они начинают приставать к взрослым, мешать им, кривляться, нарушать принятые в семье правила поведения. "“Он ведет себя так, как будто хочет, чтобы его непрерывно ругали. Как будто нарочно вызывает раздражение”, - жалуются родители такого ребенка психологам" .

В подобных случаях дети действительно хотят вызвать раздражение взрослых. Нарушая нормы поведения, они добиваются необходимого им внимания. И пусть это недоброжелательное внимание (замечания, нотации, крик), - все равно оно служит подкреплением данной черты. Ребенок, действуя но принципу "лучше пусть ругают, чем не замечают", извращенно реагирует на порицание и продолжает делать то, за что его наказывают. Он становится неуправляемым. A взрослые теряют действенное средство воздействия на ребенка: наказание теперь не только не приводит к нужному результату, но и вызывает обратный эффект.

В школе срабатывает тот же механизм. Как отмечает Л. Е. Личко, успехи в первом классе во многом определяются тем, ставят ли демонстративных детей в пример другим . Когда способный и хорошо подготовленный к школе ребенок добивается в самом начале обучения значительных успехов и учитель выделяет его, это становится источником сильной престижной мотивации и старания, продвижения в освоении учебного материала. Реальные достижения и соответствующий социальный статус обеспечивают ученику удовлетворенность собой, а учебные проблемы не возникают.

Если первоклассник учится не блестяще и ничем не выделяется среди одноклассников, он может удовлетворять свою слишком сильную потребность во внимании, не зарабатывая особого отношения учителя и высокого статуса учебными достижениями. Используются другие способы, в частности нарушение дисциплины, причем бурно-эмоционально, с театральными эффектами, иногда даже с агрессивностью. Нарушая работу всего класса, вызывая у других детей удивление, возмущение, смех или одобрение, такой ученик получает ответную эмоциональную реакцию учителя, что служит для него положительным подкреплением. Причем чем выше эмоциональное напряжение учителя, тем более удовлетворенным оказывается ребенок.

Со временем демонстративный младший школьник начинает играть в классе привычную для всех роль хулигана или шута. Причем его негативизм распространяется не только на дисциплинарные нормы, но и на чисто учебные требования учителя. Не принимая учебные задачи, периодически "выпадая" из процесса обучения, ученик не может овладеть нужными знаниями и умениями, успешно учиться. В такой ситуации он может стать неуспевающим.

Следует отметить, что демонстративность, порождающая много серьезных проблем, обычно связана с артистизмом и обаянием, особым даром вызывать к себе симпатию, и поэтому события, разворачивающиеся в классе, где учится демонстративный ребенок, могут принимать несколько иное направление. Один из вариантов описывает К. Лeонгард: "Ребенка... считают “паинькой”, “примерным”, а уж если случится, что он нашалит, то как не простить его, ведь с кем не бывает... Шалости таких детей не столь уж редки, хотя они никогда не шалят на глазах у воспитателя. Отношение к воспитателю неизменно вежливое, выдержанное, ребенок с полуслова подчиняется требованиям. Зато среди своих сверстников или других взрослых такое дисциплинированное дитя нередко слывет маленьким эгоистом.

К одноклассникам “паинька” относится враждебно, готов очернить их в глазах учителя, действуя нечестными методами, а воспитатель охотно выслушивает “примерного” ученика и верит ему. Демонстративный ребенок лжет, не сознавая себя лгуном. В соответствии с особенностями возраста вытеснение у детей происходит еще легче, чем у взрослых. Маленькие сплетники и клеветники чаще всего принадлежат к личностям демонстративным" .

Как вести себя с демонстративными детьми? Прежде всего, следует осторожно подходить к информации, которую они передают взрослым и другим детям. До принятия решения о мерах педагогического воздействия необходимо выяснить, насколько достоверна поступившая информация.

Разумеется, если у ученика возникают проблемы с учебой, ему нужно помочь, не дожидаясь, когда пробелы в знаниях станут большими. Помощь взрослых демонстративные дети обычно охотно принимают - ведь они получают нужное им внимание. Индивидуальные занятия далеко нe всегда проходят гладко, особенно если ребенок привык к роли шута. Здесь важно, кто именно занимается с ребенком. Как правило, труднее всего заниматься родителям - в этом случае возникает особенно много капризов и обид. Легче тем, с кем у демонстративного ребенка сохраняется большая дистанция. Кроме того, в процессе дополнительных занятий важно постоянное поощрение малейшего продвижения ученика в учебном материале, его старательности и активности. Такого рода положительные оценки стимулируют учебную работу и поддерживают желание ребенка общаться со взрослым не вообще, а по поводу учебы, создавая и сохраняя необходимые рамки делового общения.

Не менее важно, чем поддержание относительной успешности учебной деятельности, создание возможности самореализации демонстративного ребенка в какой-либо внеучебной сфере.

Лучшее место для проявления демонстративности - сцена. Помимо участия в концертах и спектаклях, детям подходят другие виды художественной деятельности, в частности изобразительная. В последнем случае необходимы коллективное обсуждение и подчеркивание достоинств выполненной работы, организация выставок, запись отзывов и т.п. Социально одобряемые способы привлечения к себе внимания окружающих вытесняют негативные формы поведения, преобладавшие у ребенка ранее.

В таких случаях рекомендуется также вовлечение учеников в детские группы (в том числе учебные), деятельность которых четко регламентирована. Отклоняющихся форм поведения можно избежать при наличии конкретных требований и обязанностей, включении в коллективную деятельность со сверстниками. Это особено важно в связи с тем, что демонстративные дети конфликтны и испытывают трудности в общении. Их лживость, стремление подчеркнуть свое превосходство обычно отталкивают остальных детей. Выработка адекватных способов общения со сверстниками, принятие демонстративного ребенка одноклассниками способствуют сглаживанию его отрицательных черт.

Если демонстративный ученик нарушает дисциплину, важно снять или хотя бы ослабить подкрепление неприемлемых форм поведения на уроке. Л подкреплением для него служит любое проявление внимания взрослых. Задача учителя, причем очень сложная, - не замечать реплик, глупых шуток, отдельных мелких проступков, обходиться без нотаций и назиданий. Если очередную выходку нельзя оставить безнаказанной, то делать замечание или наказывать следует как можно менее эмоционально. Спокойствие (идеально - безразличие) учителя снижает интерес класса к этому ребенку, а он сам, убеждаясь в том, что его усилия не приносят желаемого эффекта, начинает отказываться от привычного способа действий.

Как часто мы делаем то, чего ждут от нас наши дети? Речь идет не о повседневных потребностях, которые входят в обязанности родителей, а о детских манипуляциях взрослыми. Детское поведение напоминает удочку. Ребенок ее закидывает, а взрослый «заглатывает крючок» и… делает то, что ждет ребенок.
Как это происходит? С помощью демонстративного поведения – поступков, целью которых является демонстрация себя. Внешне и внутренне такое поведение адресовано взрослым. Главное для ребенка – создать контакт со взрослым.

Варианты поведения
Демонстративное поведение проявляется в нескольких вариантах.

Вариант 1. «Похвали меня!»
Похвала – это эффективный стимул деятельности и прекрасное средство формирования детской самооценки, если она заслуженная. Заслужил, заработал – похвалили. И это просто замечательно. Ребенок растет с пониманием того, что любят его просто так, а хвалят за конкретные поступки.
Однако нельзя захваливать малыша без повода. Это воспитывает потребительское отношение к жизни и формирует неадекватную самооценку. Нужно ли говорить, насколько это вредно для детской психики. Взрослые это знают, но захватывают крючок. Вот конкретный пример.

В маршрутке наблюдаю диалог мамы и девочки лет восьми.
– Учительница предложила тебе солировать в хоре, - говорит мама.
– А почему я? – капризно спрашивает девочка.
– Ну, наверное, потому что ты лучше всех поешь.
– Лучше Таньки?
– Лучше.
– Лучше Ольки?
– Лучше.
– А в другом классе есть кто-нибудь, кто будет солировать?
– Наверное, нет.
– Значит, я лучше всех пою в этом классе?

Разговор мамы и девочки может быть бесконечным. Фразой «почему я», была запущена «удочка», и мама сразу «попалась». Девочка ловко манипулирует мамой вопросами, а та хвалит девочку столько, сколько ей это нужно. А за что она ее хвалит? Пока только предложили петь в хоре. Совсем неизвестно, справится ли она. Возможен любой вариант событий, но девочке заранее необоснованно завышают самооценку.

Вариант 2. «Я плохой»
В принципе, это разновидность первого варианта демонстративного поведения, но другими словами. Ребенок начинает говорить о своих недостатках с уверенностью в том, что взрослый его поправит и обязательно похвалит.
Примеры детских «крючков»:
– Я некрасивая.
– Я толстая.
– Я не умею петь.
– Ты меня не любишь и платье не купишь.

Взрослые моментально подхватывают фразы и убеждают ребенка в обратном:
– Ты очень красивая.
– Ты хорошенькая стройная девочка.
– Ты поешь лучше всех.
– Я очень тебя люблю и куплю платье.

Подобных вариантов может быть много, но за всеми стоит простая манипуляция: похвали меня просто так. И взрослый попадается на крючок.

Вариант 3. Кривляние
Как часто нам приходится сталкиваться с детским кривлянием. Стоит ребенок у доски и просто выгибается во все стороны. Точно также он ведет себя в поликлинике, при встрече с вашими знакомыми – в самые неподходящие моменты. Взрослый общается, решает какие-то вопросы и понимает, что чадо ведет себя демонстративно. «Перестань кривляться!» – говорим мы ребенку. А это значит, что контакт состоялся. Крючок заглотили, и ребенок продолжает в том же духе показывать демонстративное поведение. Почему? Потому что он манипулятор. А взрослый, нервничая и волнуясь, просто «висит» на его крючке.
Эта ситуация может длиться бесконечно. Воспитанный взрослый угрожает ребенку разобраться дома в его демонстративном поведении, но не принимает меры в данный момент, и малыш продолжает демонстрировать себя.

Вариант 4. Капризы
Обычные детские капризы – это тоже способ привлечь внимание к себе, то есть опять вид демонстративного поведения. Пока ребенок кричит, плачет, раскидывает вещи и игрушки, взрослый безотрывно находится возле него. Он уговаривает, упрашивает, ругает, но создает постоянный контакт.
Снова крючок. Взрослые будут «висеть» на нем пока это не надоест малышу.

Причины демонстративного поведения
Ребенок так ведет, потому что испытывает потребность во внимании. Причем с возрастом она становится бессознательной и бесконтрольной. Он привлекает к себе это внимание любой ценой. А взрослый подпитывает это желание постоянным попаданием на детские уловки. Из-за лояльности к демонстративному поведению в классах появляются «дети-клоуны», «истерики». А сколько подобных взрослых рядом с нами? Именно они испытывают постоянную потребность в конфликтах, интригах, особом внимании к себе. Вряд ли кто-то захочет иметь мужа, подругу, сотрудника с явным демонстративным поведением. Значит, нужно избавлять наших наследников от этой вредной привычки.

Корректируем демонстративное поведение
Любую аномалию, включая демонстративное поведение, лучше предотвратить. Прежде всего, нужно всегда держать ребенка в поле внимания, показывая ему это. Говорите, что вы его любите, что верите в его силы, гордитесь победами.
Если же удочка закидана, то нельзя попадаться. Давайте научимся отвечать крохе правильно:

В своих ответах, мы даем детям понятие деятельности. Похвала следует за поступками. И маленькая личность будет это понимать и избавиться от демонстративного поведения.
Капризы и кривляние не требуют никаких особых методов. Здесь нужно только терпение. Самое главное – лишить ребенка прямого контакта, не обращать на него внимания. И пусть поначалу сделать это будет непросто, зато впоследствии вы излечите эти болезни «на корню» и устраните демонстративное поведение.
Главный совет: придерживайтесь своей позиции до конца. Ваше требование убрать игрушки или сложит вещи должно быть выполнено. И неважно, что после первой фразы вылилось море слез, звучали упреки в нелюбви, жалобы. Главное, чтобы вы довели начатое до результата. Терпение и мудрость – вот ваши оружия.

Каждый из нас сталкивался с человеком, который в разговоре из 100 слов 99 посвящает себе. Складывается впечатление, что такое поведение всего лишь шутка, которая скоро закончится. Но нет! Он заставляет сопереживать себе всеми возможными и невозможными способами. Вероятнее всего, вы столкнулись с человеком демонстративного типа личности.

В говорится, что для них характерна аномальная способность к вытеснению.

Что такое "вытеснение"?

Вытеснение - это механизм, который позволяет избежать внутреннего или внешнего конфликта. Подсознание не хочет принимать ситуации, которые провоцируют тревогу или несут угрозу. Это психологическое средство защиты имеет минимальный эффект, ведь человек все равно чувствует дискомфорт, даже если заменит травмирующие факторы на более приятные воспоминания.

Личность, владеющая таким "талантом", легко игнорирует и забывает причины, которые могут ее расстроить. Вместо решения проблемы она кладет ее на "полку" в своей голове и "закрывает занавеской". Причина становится невидимой, но все так же влияет на жизнь и сны человека, оставаясь в подсознании. В состоянии гипноза завуалированная ситуация может детально описываться.

Вытеснение характерно для личности незрелой и инфантильной.

Как проявляется вытеснение?

У людей с демонстративным типом личности вытеснение развито настолько, что они могут выдавать часто прибегая ко лжи, но сами этого не осознают. То есть если посадить их на детектор, он подтвердит правдивость слов.

Некоторые представители истероидного типа могут вытеснить даже физическую боль и подавить безусловный рефлекс.

Но в любом случае все забытые неприятные моменты обязательно прошли через процесс осознания.

Что такое акцентуации характера?

Акцентуация считается еще нормой, но уже граничит с отклонением, характеризуется усиленностью какой-то отдельной черты характера. Может быть настолько заостренной и сильно выраженной, что провоцирует личности.

Существует несколько классификаций акцентуаций характера. Например, Личко выделяет явную и скрытую акцентуации, последняя проявляется только в экстренных ситуациях.

Эти могут передаваться от родителей к ребенку или быть спровоцированы воспитанием.

Типы акцентуаций

К. Леонгард выделяет 10 типов: демонстративный (Личко называет его истероидным), эмотивный, гипертимный, дистимический, лабильный, тревожный, экзальтированный, педантичный, застревающий и возбудимый.

Основные характеристики демонстративного типа

Люди, обладающие истероидно-демонстративным типом личности, всячески стараются привлечь внимание к своей персоне. Если этого не удается достичь общепринятыми моральными методами, они будут использовать любые, даже негуманные способы.

Бытует мнение, что для этой акцентуации характерна маниакальная потребность в одобрении, на самом деле это не совсем верно. Главное стремление - быть в центре внимания.

Нельзя истероидно-демонстративный тип личности называть отрицательным. Он объединяет в себе и хорошие качества, и плохие.

Если человека ценят, уважают, он всеми силами добивается еще лучших результатов, все ресурсы направляя на самосовершенствование. Главное, чтобы время от времени получать одобрение, похвалу и быть уверенным в своем превосходстве над остальными.

Такие люди достигают больших успехов, движут всемирным прогрессом. В своем деле демонстрируют перфекционизм.

Если же человеку демонстративного типа личности произвести хорошее впечатление на окружающих не удается, он будет эпатировать, пока не получит нужные эмоции. А добиться хоть какого-нибудь внимания не так уж и сложно, например, начать выделяться ярким неуместным образом, антисоциально себя вести, громко кричать, обнажаться в общественных местах, рассказывать в подробностях о своей личной жизни и т.д..

Как взаимодействуют истероиды с другими?

Демонстративного типа характеризуется своими крайностями: если ее хвалить и одобрять поступки, то можно попасть в число самых близких друзей, если же перейти дорогу, пытаться конкурировать или продемонстрировать свою неприязнь, то рискуете попасть в "черный список".

Дальнейшее развитие событий будет зависеть от воспитания человека и его стремления подавлять в себе негативные качества.

Да, есть люди, сила воли которых сильнее болезней или акцентуаций, но это большая редкость.

Если вы заметили в собеседнике черты демонстративного типа, лучше предостеречь себя и будущие отношения.

Эгоцентризм - главная черта демонстранта

О чем чаще всего говорят истероиды? О себе, о своей жизни, о достижениях, предпочтениях. О других людях вспоминают вскользь или сравнивая с собой ("У нее голос такой медленный, как у меня", "Ее платье очень похоже на мое, только короткое, синее, с узорами..." и т. д. - по факту эта вещь может быть совершенно другой).

Они не упускают возможности себя прорекламировать или спровоцировать собеседника на похвалу. Человек может не нравиться совершенно, но в какой-то момент вы ловите себя на мысли, что густо осыпаете его комплиментами. Если вы личность не конфликтная, то такая реакция абсолютно естественная.

Если же вы не привыкли скрывать свое недовольство, то собеседником демонстративного типа это воспримется как угроза, и тут же сработает механизм вытеснения.

Положительные качества

Люди, обладающие демонстративным типом характера, прекрасно проявляют себя в профессиях сферы "человек-человек". Это объясняется их способностью играть роль. Они умеют виртуозно подстраиваться под тех, от кого будет зависеть их будущая судьба: к начальникам, к важным клиентам, зрителям. Истероиды прекрасно осваивают актерские профессии, хорошо проявляют себя как обслуживающий персонал.

Представители данной акцентуации умеют приспособиться к любому клиенту: с холериком ведут себя сдержано, с флегматиком - активно. Они нуждаются в одобрении, но так же знают, что путь к нему будет нелегким.

Демонстративный тип личности прекрасно проявляет себя в семейных отношениях, ведь умеет подстраиваться под партнера, подавлять и решать конфликты.

Истероиды в детстве

Ярким примером демонстративного типа личности можно считать "примерных" учеников. В раннем возрасте истероиды часто являются любимцами учителей, ведь шалости делают втихаря, а если поступки вылазят наружу, то им особого значения преподаватели не придают - с кем не бывает. Они ответственно выполняют все указания взрослых, потому что от их одобрения или порицания зависит статус и дальнейшая судьба. Но "примерный" ученик не упускает возможность подставить своих сверстников. Об этических нормах вспоминает только на публике.

В подростковом возрасте истероиды стремятся к лидерству. Если по каким-либо причинам не могут оказывать влияние на детей, то примыкают к "звездам" класса или школы и быстро завоевывают чувство симпатии и доверия. Далее стремятся покорить учеников, чтобы иметь над ними власть и "подпитываться" похвалами.

Если обладателям данной акцентуации не хватает нужных они компенсируют это дипломатическим подходом: выбирают влиятельных личностей и индивидуально с каждым беседуют, часто наполняя разговор тонкой клеветой. После нехитрой процедуры нормальный психологический климат рушится, у участников юного коллектива появляется недоверие друг к другу, но остается доверие к демонстранту. Пока они переосмысливают недавно услышанную "правду" и косо смотрят друг на друга, истерик берет власть в свои руки и остается единственным связующим звеном. Данный метод используется им и во взрослой жизни.

Все негативные черты характера поддаются коррекции, но чем раньше это определить и заметить, тем легче их исправить.

Часто люди, узнав, что у них демонстративный тип личности, начинают гордится и объяснять этим многие проступки. Чаще подвержены данной акцентуации именно девушки. Их легко можно отличить: изящные манеры, которые демонстрируются только в присутствии зрителей, сильное интонирование, игра на публику.

Есть несколько полезных советов психолога демонстративному типу личности:

  • Стоит поиграть в скромность, поучиться более сдержанно вести себя на публике.
  • Попробовать совершить хороший поступок и никому об этом не рассказывать. Истероиды воспринимают данный трюк как очередную игру, но имеет она колоссальный эффект.
  • В компании демонстранты всегда стараются привлечь к себе внимание, пусть один раз попробуют посидеть тихо в стороне.
  • Если справятся со вторым заданием, то пусть попробуют свою умную идею выдать за чужую.
  • Истероиды тяжело воспринимают ситуацию, когда все внимание обращено не на них, а на кого-то другого. Пусть научатся радоваться за друзей или товарищей.

Как взаимодействовать с истероидом?

Если вы не входите в круг референтных личностей истероида, не являетесь его начальником, то можете сразу причислить себя к его врагам. Он повсюду видит недоброжелателей, соперников и конкурентов. Создавать конфликтные ситуации и накалять страсти доставляет особое удовольствие, как, впрочем, и сам процесс конфронтации.

Есть два ответа на вопрос о том, как взаимодействовать с демонстративным типом в момент конфликта:

  • игнорировать, максимально абстрагироваться, демонстрировать непоколебимость, полное спокойствие;
  • проявить более сильную агрессию.

Чтобы предостеречь себя от будущих конфликтов, нужно знать маленький секрет того, как общаться с демонстративным типом личности: льстите! Если не получается хвалить от души, то найдите в представителе данной акцентуации несколько положительных качеств, которые бы вы хотели развить у себя, и подражайте им. В таком случае искренность не будет наигранной - это раз. Вы чему-нибудь новому научитесь - это два. Заставите вашего товарища истероида чувствовать себя значимым и важным, что предотвратит конфликт, - это три.

Общение с обладателем демонстративного типа личности требует от собеседника психической устойчивости и эмоциональной зрелости, умения абстрагироваться в стрессовых ситуациях.

Примеры

Множество деятелей современного шоу-бизнеса и актеров являются яркими представителями истероидного типа личности, особенно те, которые не гнушаются эпатировать зрителей. Можно сказать больше: демонстративный тип акцентуации должен присутствовать в характере публичных людей.

Среди персонажей детских советских мультфильмов можно назвать ("Возвращение блудного попугая") и Карлсона.

В комедии "Ревизор" Н.В. Гоголя тоже описан классический представитель демонстративного типа - Хлестаков.