Что есть предательство. Что такое предательство

Сегодня на почту получил вопрос, вернее просьбу, прокомментировать – что такое Предательство и почему этот так плохо. Вопрос, безусловно ооочень важный и не простой, особенно для нашего, так называемого, демократического общества, в котором нравственных принципов, чести и благородства осталось крайне мало. А многие пороки и даже откровенные преступления причислены к свободному волеизъявлению человека. Зло во многом поменялось местами с Добром .

Разберёмся в этих действительно важных вопросах максимально подробно и назовём всё своими именами.

Что такое Предательство? Определения и разъяснения

Предательство – это нарушение данной клятвы, один из самых тяжких грехов во всех мировых Религиях. Предательство – это намного более тяжёлый грех, чем обман, невыполнение обязательств и т.н. кидалово.

Чтобы осознать степень зла при Предательстве, необходимо понимать, что такое Клятва.

Клятва – это высшая степень обязательств, из всех возможных, и ответственность за нарушение таких обязательств также высшая.

Предатель - тот, кто предаёт, то есть нарушает верность кому-либо или чему-либо, вероломно изменяет кому-либо или чему-либо. Википедия

В некоторых странах и современного мира, и древнего, Предательство своей родины, своего монарха и даже супруга – каралось ранее и карается сейчас смертной казнью.

Предательство Бога – карается Небом (Высшими Силами ), и мы знаем историю с Дьяволом, который был ангелом предавшим своего Создателя , и за это он был лишён Любви Бога, крыльев Веры, небесной благодати и низвергнут был в подземные миры ада навсегда.

Супружеская измена – это тоже Предательство, потому что супруги при создании союза дают друг другу клятву верности, а любая клятва, это клятва перед Богом, ибо все браки заключаются на Небесах. Поэтому последствия измен всегда тяжким грузом ложатся на душу изменника, его судьбу и его род. И потомки предателя могут расплачиваться за измены и похоть своего предка тяжкими болезнями в течение сотен лет.

Как относиться к Предательству?


Безусловно, жизнь штука очень многогранная и сложная, но всё равно чёрное всегда будет чёрным, а белое – белым. Поэтому попробуем сформировать адекватное отношение к Преданности и Предательству.

Вначале отвечаем для себя на вопросы, отвечаем максимально честно:

  • Хотели бы вы, чтобы человек, которого вы любите и любили всю жизнь беззаветно, в один «прекрасный» момент предал вас, всадил нож в спину, кинул, продал за 30 Серебренников?
  • Хотели бы вы, чтобы ваш родной ребёночек, цинично подсыпал бы вам яду в чаёк, чтобы побыстрей получить наследство и прибрать себе вашу квартирку?
  • Хотели бы вы, чтобы дорогого вам человека предали, чтобы он разочаровался в дружбе и в людях окончательно.
  • Хотели бы вы, чтобы ваш честный и достойный ребёнок, с прекрасными перспективами по судьбе, вдруг сел в тюрьму на 30 лет из того, что его кинули, подставили, предали? Чтобы он отсидел за другого?
  • Хотели бы, чтобы ваш муж или жена – ходили налево регулярно и обманывали вас всю жизнь?

Нет? И ни один нормальный человек такого бы не хотел!

Так что Преданность этого хорошо или плохо?

А предательство это как, - пустяк? ничего страшного? или это колоссальный грех?

Продолжаем отвечать на вопросы дальше:

  • Хотели бы вы, чтобы ваши любимые близкие, родные и друзья – были искренни, честны и верны вам всегда? Чтобы они были не способны на Предательство?
  • Хотели бы вы быть уверенными в своей второй половинке, что она никогда вас не предаст, не изменит и доверять ей на 100%?
  • Хотели бы вы, чтобы ваши дети были благородны, честны, благодарны и не способны ни на какую подлость по отношению к вам и к другим людям?
  • А хотели бы вы сами быть уверены в себе, что вы не предатель, ибо у вас есть верность, честь и совесть, что вас нельзя купить, как вещь, запугать, как животное, соблазнить, как безвольное похотливое существо и т.п.?
  • Хотели бы вы пользоваться в обществе и среди своих близких репутацией надёжного и достойного человека, который никогда не предаст, не подведёт и всегда сдержит данное слово?

Важные особенности и развенчание оправданий предательства


Любовь, чувства – не могут являться оправдание измены и предательства. Перед тем, как начинать новые отношения, ты должен достойно закрыть старые, и если это возможно, освободиться от прошлых обязательств, прошлой клятвы. Достойно закрыть все свои вопросы.

Преданность и обязательства, которые толкают человека на преступление, на действия против своей совести и человечности – могут быть расторжены в одностороннем порядке. И отказ от выполнения таких обязательств, по Духовным Законам (перед Богом) - не будет считаться предательством.

Преданность перед Богом, следование законам Чести (нравственным нормам) – всегда выше преданности перед страной и конкретным человеком.

Предательство никогда не может быть ничем оправдано, целенаправленное оно или неумышленное (из за страха , жадности , глупости, т.д.).

Одним словом – всегда поступай так, чтобы однажды, когда ты предстанешь перед своим Создателем, ты мог сказать Ему: «Отец Небесный, моя Совесть чиста, моя Честь незапятнанна, я всегда был верен Тебе и данному слову, и всегда поступал достойно…» .

И напоследок - цитаты от великих «О предательстве и предателях»

Трус и предатель - всегда презираем!

Предателей презирают даже те, кому они сослужили службу. Публий Корнелий Тацит

Предательство, может, кому и нравится, предатели же ненавистны всем. Мигель Сервантес де Сааведра

Предательства совершают чаще всего не по обдуманному намерению, а по слабости характера. Франсуа де Ларошфуко

Предавая, подумай, а есть ли у тебя крепкая верёвка?

Предавший однажды, предаст навсегда. Анжелика Миропольцева

Беседа со священником Феодором Людоговским

П редательство... От этого слова холодеет в груди. Сразу вспоминается предательство Иуды, а потом ещё много других: исторических и личных. Наверное, мало кому повезло вообще не иметь личного опыта в этом вопросе. Большинство из нас либо сами предавали, пусть ненароком, случайно, по стечению обстоятельств, либо ощущали боль от предательства ближних, окружающих - тех, от кого зависела если не жизнь, то бытование.
Трудно оказаться в роли преданного, ещё труднее - в роли предателя. Но, порой, мы даже не отдаём себе отчёта в том, что это уже случилось...
О предательстве мы беседуем со священником ФЕОДОРОМ ЛЮДОГОВСКИМ, преподавателем и клириком МДАиС.

- Давайте попробуем определить, что такое предательство.

Я бы сказал так: предательство происходит тогда, когда кто-то обманывает доверие другого человека, относясь к нему, вопреки категорическому императиву Канта, не как к цели, а как к средству.

- Каковы могут быть причины предательства?

Бывает по-разному. В наиболее острых и драматических ситуациях - это желание спасти себе жизнь, избавить себя от пыток (солдат, разведчик попал в плен; арестован член подпольной организации; христианина заставляют отречься от Христа - и т. п.). Иногда - гораздо более пошлое желание не создавать себе проблем (молодой человек закрутил роман с девушкой, а она - кто бы мог подумать! - забеременела; всё, дальше его дело - сторона). Часто это вопросы выгоды (деньги, карьера и т. п.). Бывают, конечно, и более экзотические случаи. Тут может быть и желание сделать всех счастливыми, не считаясь с чувствами и судьбами отдельных людей - в том числе самых близких; и чёрный цинизм (чем хуже - тем лучше); и азарт двойного, тройного агента...

Бывает ли предательство простительное и непростительное? Какое простительно и почему? Какое непростительно и почему?

Тут важна корректная постановка вопроса. Либо: всякое ли предательство, совершенное по отношению ко мне, я должен прощать? Либо: могу ли я рассчитывать, что любое предательство с моей стороны будет прощено? Симметрии здесь, пожалуй, нет.

Кроме того, важно, из какой системы ценностей мы исходим. Если из «общечеловеческой» (правда, я не уверен, что такая существует), то, вероятно, на оба вопроса ответ будет отрицательным. Ибо «по-человечески» понятно, что есть поступки, простить которые не недостанет сил; что есть поступки, просить за которые прощения просто кощунственно. Но какие именно это поступки - тут многое зависит от конкретных людей, ситуаций, времени, места и т. д.

Но если мы исходим из евангельской этики, то ответ на первый вопрос будет: в идеале - да, потому что не зря же мы просим в молитве Господней: «прости нам грехи наши, как и мы прощаем должникам нашим». А на второй: рассчитывать - нет, но надеяться - да. Ведь Христос уже искупил, уже простил все наши грехи - нам осталось лишь покаяться, т. е. перемениться внутренне.

Раскаявшийся предатель, которого мучает совесть, может ли найти утешение, если последствия его предательства неисправимы (например, в результате погиб друг)? В чём?

Для безрелигиозного, атеистического сознания мне трудно представить, каким могло бы быть это утешение. Разве что попытка убедить себя в том, что и я, и мой друг - всего лишь горстка атомов, не имеющая собственной воли. Но такие радикальные воззрения встречаются крайне редко. Поэтому обычный путь для предателя - цинизм, агрессия или, наоборот, апатия, желание забыться и т. д. Нередкий исход - самоубийство: прямое и быстрое или же растянутое во времени: алкоголь, наркотики и проч.

Если же человек религиозен, если (об этом мне проще говорить) он христианин, то утешение, думается, возможно. Друг погиб - это значит, что его нет в этом мире. Но его душа жива, и друг-предатель может приложить все усилия, положить всю жизнь на то, чтобы исходатайствовать спасение душе своего друга (и, что не менее важно, позаботиться о собственной душе), - и тогда есть надежда, что в вечной жизни они встретятся не врагами, но вновь друзьями. Ну и, разумеется, если у друга была семья - помогать этой семье (если, конечно, эта помощь будет принята).

- Предательство Петра и предательство Иуды - в чем разница?

Разница, во-первых, в причинах. Мы не знаем всех мотивов и мыслей Иуды, но очевидно, что деньги сыграли здесь существенную роль. Поступок Иуды был обдуман, спланирован и успешно осуществлён. Отречение же Петра имело причиной страх - в общем-то, извинительное чувство. С его стороны это было спонтанной реакцией на опасность. Осознав свой проступок, своё предательство, Пётр со свойственной ему эмоциональностью и порывистостью тут же раскаялся в нем.

Во-вторых, есть разница в дальнейшем поведении. Иуда, видя, какой оборот приняло дело (возможно, для него это было неожиданностью), «раскаявшись», как говорит Писание, вернул деньги первосвященникам и старейшинам со словами: «Согрешил я, предав кровь невинную». Он осознал свой грех, но ему, судя по всему, даже не пришло в голову попросить прощения у Учителя. И, скорее всего, причиной тому был не страх ареста, пыток и казни (как это было с Петром): муки совести, которые он претерпевал, были значительно сильнее тех мучений, которые могли причинить ему палачи. Нет, он просто решил: «Такое не прощают». Конечный итог нам известен: Иуда покончил с собой.

Пётр, напротив, как будто не проявляет никаких внешних признаков раскаяния, кроме горьких рыданий - но дорого ли они стоят? Он не пытается более следовать за Иисусом; он, как и прочие ученики (кроме Иоанна), побоялся подойти ко кресту. Не он снимает с креста тело Учителя; не ему приходит в голову мысль помазать тело благовониями. Но он остаётся вместе с другими учениками, с общиной, главой которой до недавнего времени был Иисус. В сердце Петра есть скорбь, есть стыд, но нет отчаяния. Он помнит, хотя и не постигает, слова Учителя о воскресении. Он не теряет надежды на прощение. И он получает желаемое: его, уже и не ученика вовсе (ангел, явившийся мироносицам, говорит: «Идите, скажите ученикам Его и Петру...»), Иисус сам спрашивает... - о чем? О причинах предательства? О гарантиях того, что подобное не повторится впредь? Нет - о любви. «Симон, сын Ионы, любишь ли ты Меня?» И ответ у Петра может быть только один: «Да, Господи, Ты знаешь, что я люблю Тебя».

Смысл предательства. Странный вопрос, я понимаю, но ведь должен быть какой-то смысл, например, у предательства Иуды (бывает ли страшнее?). Вот говорят же, что если бы Иуда не предал, то... Давайте поразмышляем об этом сообща.

Если я правильно вас понял, на сей раз вопрос не о причинах, мотивах, побуждениях (о чем мы уже говорили), а, так сказать, об объективных, не зависящих от воли предателя последствиях его поступка. Ответ на этот вопрос одновременно сложен и прост. Прост потому, что ответить можно довольно кратко: любой поступок, который человек совершает по свой воле (свободной воле!), вступает во взаимодействие с волей Божественной - а Бог способен любое зло обратить во благо. Сложен же этот ответ потому, что мы не только не можем постичь Божью волю в каждом конкретном случае - мы и внутрь человека-то не можем заглянуть. В каком-то смысле человек - тайна не меньшая, чем Бог.

Что касается конкретно Иуды, то можно сказать так: его предательство привело к тому, что Иисус был арестован, допрошен, избит и казнён - а затем Он воскрес, вознёсся и ниспослал на апостолов Святого Духа; но всё же никто из христиан не будет благодарить Иуду за его поступок. Если Евангелие для нас - важнейший источник вероучения, то нам следует со всей серьёзностью отнестись вот к этим словам: «Когда же настал вечер, Он возлёг с двенадцатью учениками; и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня; впрочем Сын Человеческий идёт, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предаётся: лучше было бы этому человеку не родиться». Поэтому гётевский Мефистофель, слова которого Булгаков поставил эпиграфом к своему роману, лжёт (а впрочем, чему здесь удивляться? он - лжец и отец лжи): «Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо» - диавол и его служители действительно хотят зла, но благо совершает Бог, а не они.

Бывает так, что человек оказался не готов к какой-то трудной ситуации. У меня есть знакомая, которая боялась, что может не выдержать физические страдания и предать Христа, а потому с детства готовила себя к этому, училась терпеть боль. Но когда пришло время испытаний, оказалось, что ей надо было проявить устойчивость совсем в другом. То есть фокус, в котором она держала себя, оказался неподходящим - она не заметила, что пришло время испытаний, и оказалась не готова. Предательство произошло. Как быть всегда и ко всему готовым? Что помогает человеку осуществлять верный выбор? Ведь в экстремальной ситуации мы ведём себя не вполне адекватно.

Да, знал бы, где упадёшь - соломку б подстелил. Но мы не знаем этого. Может быть, это хорошо. Потому что в конечном счёте нам не приходится рассчитывать на собственные силы - по крайней мере, не стоит рассчитывать исключительно на них. Если мы стараемся сохранить верность Христу - то в качестве подготовки, тренировки к часу икс нам нужно ежедневно делать именно это: хранить верность Христу, т. е. делать то, что Он нам велел, соблюдать Его заповеди, не отрекаться от Него нашими делами.

Знаете, вот вы задали этот вопрос, и я подумал: такая предварительная подготовка (учиться терпеть боль и проч.) - это ведь в иных случаях может быть проявлением страха, что Бог предаст нас, не поможет в минуту испытания, отступится от человека, который оказался в ситуации жизненно важного выбора. Ну и ладно, мол: Бог от меня отвернулся, а я всё равно сильный, я от Него не отрекусь, и никто не сможет меня ни в чем упрекнуть - даже Он.

Должен признаться, что такой страх посещает и мою душу. Но я всё же надеюсь на то, что Господь не даст мне испытаний выше того, что я - с Его помощью - смогу выдержать.

Если человек под страхом смерти отрёкся от Христа или (под страхом тюремного заключения, увольнения, разного рода неприятностей) отрёкся от близкого человека, но лишь на словах, а внутренне по-прежнему их любит - это предательство?

Сложный вопрос. Наверное, сам этот человек ощущает себя предателем. Да и вряд ли может сохраниться та же любовь. Впрочем, глубина предательства, если можно так выразиться, бывает разной. Вспомним Оруэлла, «1984». Главный герой выдал Джулию с головой - но и он, и его мучитель-воспитатель были согласны в том, что он её не предал. Но затем он всё же предал её - тогда, когда захотел избавиться от пытки, отдав на пытку (лишь в намерении, лишь на словах!) свою возлюбленную.

Ну, а если вспомнить мучеников разных эпох, то они не соглашались отречься от Христа даже на словах, отказывались оказать малейший знак почитания («для виду») ложным богам. И именно поэтому мы их почитаем как мучеников - т. е. свидетелей истинности Евангелия.

А как же те, что всё же сказали или сделали нечто для виду? Погибли они или же спаслись? Мы этого не знаем. Но ясно, что подражать следует не им, а тем, кто был твёрд до конца, до смерти.

- Как простить себя?

Это сложно. И тут даже не обязательно говорить о таком тяжком грехе, как предательство. Вот, к примеру, жил-был человек, весь такой благочестивый, в храм ходил, исповедовался-причащался, постился-молился - всё у него было хорошо. И вдруг - впал в блуд. Что делать? Человек умные книжки читал, знает: это смертный грех. Он сам себя отделил от Церкви. Теперь ему положена неслабая епитимья, отлучение от причастия на годы и годы... Как теперь жить? Как мог я - я! а не какой-нибудь там маловерный захожанин - сделать такое? Что обо мне батюшка подумает? Да и Господь - простит ли он меня? - И часто такое смирение паче гордости приводит к тому, что человек уходит из Церкви (что и было истинной целью диавола, когда тот подталкивал христианина ко греху). Но отпадение от Церкви происходит не по причине блуда, а именно из-за неумения и нежелания простить себя самого.

Здесь, мне кажется, уместно вспомнить эпизод из жизни преподобного Силуана Афонского, дошедший до нас в изложении приснопамятного архимандрита Софрония (Сахарова). «В какой-то праздник, когда водили в селе хороводы, Семён [мирское имя Силуана] смотрел, как один мужик, средних лет, его односельчанин, играл на гармонике и плясал. Отозвав этого мужика немного в сторону, он спросил его:

Как же, Степан, ты можешь играть и плясать, ведь ты же убил человека?

Он убил его в пьяной драке. Тогда тот отводит Семена ещё немного далее и говорит ему:

Знаешь ли, когда я был в остроге, то много молился Богу, чтобы простил меня, и Бог мне простил; потому я теперь спокойно играю».

- А что сложнее: простить другого или простить себя? На чем основано прощение в том и другом случае?

Что сложнее - не знаю, ситуации могут быть очень разными. А на чем основано прощение... Тут надо сперва понять, что значит простить. Может быть, разобраться в этом будет легче, если мы посмотрим вот с какой стороны. Каждый христианин совершает те или иные грехи. Он приходит на исповедь в надежде на прощения Богом этих грехов. Что значит, что Господь простил грех? Это значит, как мне представляется, что Господь относится к нам так, как если бы этого греха не было вовсе. Можно сказать даже так: Своим прощением Бог изменяет прошлое. Вот стоят Иван или Марья, очищенные от грехов в таинстве покаяния. Ведь нет на них греха? Нет. Ну так и не было ничего! И не морочьте голову.

Вот так же, думается, и мы должны относиться к обидчикам и к себе. После каждого греха, после каждой обиды, после предательства даже - вновь и вновь, вопреки очевидности, вопреки логике, - верить человеку, вновь и вновь строить с ним отношения с чистого листа, вновь и вновь изменять прошлое. Не было греха! Не было предательства! Ничего не было. Вот он, мой ближний, предстоящий Богу. Вот я грешный, я - и мой Спаситель. Он пришёл, чтобы спасти меня и его - и, я уверен, Он спасёт нас.

Трудно выработать в себе такое отношение к человеку? Не то что трудно - невозможно. Но невозможное человекам возможно Богу.

Когда-то где-то мне довелось прочесть утверждение, что простить можно только того, кто просит прощения, кто осознаёт свою вину и раскаивается. А как вы думаете, если человек причинил страдания и вред, но не раскаивается, не извиняется, можем ли мы его простить? В чем разница между двумя видами прощения: кающегося и нераскаянного человека?

Разница существенная. Дело в том, что Господь настаивает на активном выяснении отношений, а не на молчаливом всепрощении. «Если, - говорит Он, - согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрёл ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою ещё одного или двух, дабы устами двух или трёх свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:15-17) . Т. е. упорство в грехе, гордость, нежелание признать свой проступок - всё это ведёт к разрыву отношений. Человек с милостивым сердцем, конечно, даже и в таких условиях может простить своего обидчика - но последнему, скорее всего, это не принесёт никакой пользы, а лишь подаст повод для озлобления.

Такое понимание отражено и в церковных канонах, и в уголовном праве. Глава государства (по крайней мере, таковы юридические нормы в России) может помиловать только того, кто просит о помиловании - т. е. признает свою вину и просит прощения. Церковь может воссоединить с собой человека, сколь угодно тяжко согрешившего, давно уже отлучённого, но только если он принесёт покаяние.

И в заключение: можно ли сказать, что в наши дни представления о предательстве изменились по сравнению с предыдущими эпохами?

Не совсем так. Я бы сказал, что изменилось восприятие поступков, которые раньше однозначно бы воспринимались как предательство. Если вернуться к началу нашего разговора, то мы определили предательство как обман, надругательство над чьим-либо доверием. Так вот: сейчас, как кажется, люди меньше склонны верить друг другу, раскрываться навстречу друг другу. Муж ушёл от жены - ну что же, их брак исчерпал себя. (И, что характерно, так думают не только «третьи лица», но и сами супруги.) Человек перешёл на другую работу - ну что же, каждому необходим карьерный рост, прибавка в зарплате и проч. И уже исчезает отношение к работе как к общему делу, как к служению. Мать отказалась от ребёнка в роддоме - ну что же, зато родила, не сделала аборт; это, в конце концов, её право. И так далее. Т. е. существенным образом изменились представления о некоторых типах человеческих отношений. Налицо желание максимально освободить себя и других от ответственности: «так сложилось; это его право; лучше так, чем по-другому».

- А надо ли стараться вернуться назад, к более острым и более ответственным человеческим отношениям?

Думаю, что да, хотя и не во всем это возможно и желательно. Выше я привёл пример с работой - он, наверное, создаёт диссонанс рядом с двумя другими, куда более трагическими. И в самом деле, отношение к работе сильно зависит от типа общества, от взаимоотношений людей. Для японца фирма, корпорация - это (говорят) как семья. А для американца - only business . И здесь вряд ли имеет смысл что-то менять. Но именно в межличностных отношениях - да, конечно. Потому что «другой» - это не только наш партнёр, не только субъект права, не только наш друг, родственник, сосед, но и один из тех, кого пришёл спасти Христос. И потому мерой отношений между человеком и человеком, между человеком и Богом в наши дни, как и прежде, является Евангелие. И нам нужно не переписывать его, а менять нашу жизнь в соответствии с ним. Менять её так, чтобы мы сердцем, нелицемерно смогли услышать Благую Весть и, в свою очередь, стать её глашатаями для других людей.

Что такое предательство? Все ли из нас правильно интерпретируют это понятие и поступок? Конечно, не все! Конечно, есть те кто под предательством понимают все, что их слегка обидело, задело. Но есть и объективный момент непонимания — предательство действительно довольно размытое, абстрактное, относительное понятие и действо.

А уж как простить предательство напрямую зависит от того, что же понимается в каждом конкретном случае под предательством. а вообще, как однажды сказал один мой знакомый — простить можно все, абсолютно все, если хочешь. В последней фразе для кого-то будет много смысла, а для кого его совсем не будет.

Итак, попробуем разобраться, что есть что.

«Преда́тельство - нарушение верности кому-либо или неисполнение долга перед кем-либо.

Предательство сурово осуждается большинством религий, как тяжкий грех или нарушение табу и порицается морально-нравственными законами общества. Предательством называют чаще всего оставление друга в беде и государственную измену. Предательство может как преследовать какую-либо выгоду, так и нет.

Нередко предательством также называют супружескую измену и апостасию (религиозное отступничество)».

Мы будем говорить о том обществе, которое нам привычно, в котором мы живем. Если рассказать о племени «тумба-юбма», представитель оной сделал три прокола на губе вместо двух и не прыгнул со скалы в море в знак почета старейшин и тем самым его признали предателем — это будет, мягко, скажем, непонятно нашим соотечественникам. Но если про табу, и его нарушение и то что нарушение табу где-то считается предательством — это как раз к первобытному обществу.

Несмотря на то что википедия ссылается на осуждение предательства множеством религий и называет его тяжким грехом — заповеди «не предавай» нет! Более того — в Библии нет понятия предательства и нет акцентов на нем. Но. Есть такие заповеди, как не прелюбодействуй (куда входит измена, развод и женитьба на других, блуд), не пожелай того, что есть у ближнего (ни дома, ни жены, ни другого), не лжесвидетельствуй на ближнего, не кради, не убивай, не создай себе кумира, почитай Бога выше всех других образов.

И нарушение этих заповедей и есть предательство в простом понимании этого слова, хоть и самого действа в Библии ярко не обозначено. Но вопрос: кого предает человек, нарушающий эти заповеди? Я не знаю предает ли он Бога нарушением заповедей, потому если так это понимать, то от всеобщего предательства человечества — Бог бы или спалил землю давно или бы вообще не оставлял никаких заповедей, зная лживую природу человека. Но вот точно кого человек предает — так это себя как образ и подобие Бога, и ближнего.

Но в то же время акцента на предательстве еще не делается по причине того, что любые грехи другим, в том числе предательством в любом понимании слова, нужно прощать с христианской точки зрения.

И еще есть важный момент — Иуда Христа ПРЕДАЛ целованием. То есть подошел очень близко к сердцу, стал ближним и предал самым подлым образом. Мы наблюдали яркий пример того, что стало с Иудой.

Для нас же в сегодняшнем мире предательство — это измена, «подстава» от друзей (тут градации разные — от не занял на что-то до измены лучшего друга с женой и далее), оставление слабого, того кто верит предателю. Про последнее, на мой взгляд, это и есть настоящее предательство: когда бросают детей, особенно тех, что уже знают родителей, жестоко обращаются с ними и т.д. Бросить животное (собаку, кошку) — тоже сродни предательству, потому что очень часто эта живность привязана к человеку, и оставление на на улице ведет к гибели.

Предательство любимых, друзей — конечно, тоже боль, но все мы в большинстве взрослые, самостоятельные люди, способные пережить многие беды. И из всех предательств нужно делать единственно верный вывод — у тебя есть только ты!

А вот когда бросают тех, кто не может постоять за себя, тех, кто слабее, тех кто беспомощен — это очень жестоко, и это действительно может сделать только человек подлый, слабый не по возрасту, а по натуре. Кроме детей есть старики, люди тяжело больные.

Обман со стороны близких — больно, обидно, но если ты здоров, полон сил, можно встать и жить дальше, а если, например, человек при смерти, либо стал инвалидом по старости, болезни и его бросили когда он обессилел — это предательство. В своей жизни я лично наблюдала несколько случаев когда старики на исходе жизни теряли память, плохо соображали, но помнили дом, скучали по родным, которые молча оформили их в интернаты, психбольницы и больше никогда не навещали, квартиры «переписали» на себя. При адекватной жизни эти старики положили силы на детей, семью, задаривали солениями варениями внуков, нянчились с потомством. Вот это я понимаю предательство…. а парень изменил с подругой (наверное, для кого-то предательство) — это ерунда, найди новую подругу, забудь парня, но, возможно, в 16 лет это не всем понять…

Или когда 7-10-летние дети алкоголиков, которых соцслужбы, опека изымают из семей, снова рвутся к родителям, приходят, радуются, прибирают все в доме, и уговаривают маму и папу бросить пить, верят в них и верят, что смогут жить иначе, и не хотят других родителей, потому что любят этих, а родители, как «бухали» так и продолжают, бьют этих детей, хорошо если детей изымут пока им не причинят тяжкого вреда здоровью или не убьют. С такой травмой они растут никому не нужными. Вот это предательство.

Но сегодняшняя молодежь, по статусам вконтакте, считает предательством все от «занесли в чс в соцсетях» до бесконечности. Можно набрать в поисковике «подруга меня предала занесла в чс». Из-за разладов в соцсетях у нас уже убивают друг друга, и часто у молодежи весь мир переворачивается если парень на фото с новой девушкой, а подруга удалила из друзей.

Понимают боль утраты любимого у нас и девочки 12-14 лет и женщины за 30 с детьми, и все уверяют что их предали. Каждый случай разный, кто то действительно жертва, а кто-то преувеличивает трагичность ситуации.

Вообще, предательства, как и ошибки, камни, о которые должен запнуться любой нормальный человек. Не получив негативный опыт — иногда невозможно оценить и получить позитивный. Боль, подобно даже нашему первому опыту в этом мире — рождению, толкает нас к жизни очень часто. Естественно такая, чтобы в рамках.

Однако если человек не извлекает позитивного опыта, а с каждым предательством все больше обижается на мир, людей, винит всех окружающих в своих бедах — то негатив начинает притягивать негатив, предательство встречается уже на каждом шагу. Конечно, человека несправедливо может преследовать череда неудач и бед, но если он сам не разорвет этот порочный круг — это за него не сделает никто. Спасение утопающих дело рук самих утопающих.

Те, кого предали, могут жить надеждой, что предателя покарает Бог, жизнь… и верят, что живет их обидчик в мучениях, помня каждый подлый поступок.

«Душа, совершившая предательство, всякую неожиданность воспринимает, как начало возмездия. - Фазиль Искандер»

Однако мы часто наблюдаем что жизнь медлит с местью, а те кто ожидают мести, сами пребывают в обиде, тратя на негатив свою жизнь.

Чтобы избежать предательства — можно делать ряд профилактических действий. Много никому не рассказывать о своей жизни, не подпускать близко, не влюбляться, не раскрываться, не дружить со всеми подряд, не доверять, не проверяя, следить за каждым словом, НЕ ОЧАРОВЫВАТЬСЯ, ЧТОБЫ НЕ РАЗОЧАРОВЫВАТЬСЯ . Последнее — самое действенное, ведь не общаться с людьми мы не можем, да и не дружить тоже, но можно приучить себя не «влюбляться» во всех и все, не ждать от людей слишком много, а принимать все по факту, не падать в обморок если выдуманные ожидания не оправдались. А то можно всю жизнь прожить как премудрый пескарь из сказки Салтыкова-Щедрина… и в итоге все равно быть съеденным.

Очень часто предательство - это некий однобокий выдуманный взгляд, обильно приправленный обидой того, кого предали. Если рассматривать ситуацию в целом, то может получится даже так, что для одних предательство, для других прекрасные дела, приведшие к счастью. Пример из видео (под статьей): муж ушел к подруге; жена в шоке, считает предателями и мужа и подругу, а муж считает что облегчит жизнь жене, дав ей свободу и перестав мучить жизнью без любви, а подруга вообще считает что у нее любовь с мужем подруги. Вот что для одних предательство, для других - любовь.

Во время войны например, кто-то мог, спасая семьи и свои детей, мигрировать в иные страны, хитрить, обманывать. Для кого-то это предательство, особенно для ярых защитников родины, воюющей в свое время внутри себя, а для кого-то это спасение самого ценного что есть в жизни - своих близких… Так что рамки предательства весьма субъективны.

Предательство в социальном смысле очень часто связано со стереотипами и ложными установками данного общества:

«Подавляющее большинство “кремлевских” негласно предпринимает действия, вредящие общим интересам группы (фактически предает других), при этом старательно имитируя сплоченность, вплоть до участии в наказании “отступников”. Чем сильнее объединяющая мораль, тем суровее моральное наказание в случае нарушения общепринятых в этой группе норм поведения, попросту - предательства.

Хороший пример - этнические группировки и группы религиозных фанатиков. Но не все так просто: человек может принадлежать одновременно к нескольким группам (например, родственная и профессиональная), которые могут иметь для него различное значение. Борьба и муки выбора - любимый сюжет в фильмах или книгах о войне, где брат идет на брата, ставя убеждения выше родственных уз».

Учеными были проведены эксперименты, как меняется мнение общества: даже если большинство очевидно неправо (например в целях опыта врут что короткая линия длиннее), меньшинство начинает подстраиваться под мнение большинства, это конформность и страх быть изгоем.

И даже если выбор предать своих близких или вот эту самую общественную мораль (все зависит от конкретного общества) - люди чаще выбирали предательство близких во благо отношений с социумом.

Например (во время войны): люди шли воевать даже если их расстреливали враги на следующий день, тот кто не шел - враг народа, и тот кто не выдал не желавшего воевать - враг народа. Соответственно, многим приходилось предавать близких, выдавая их и одновременно провожая на верную смерть…

Также часто предательство совершается людьми из меркантильных интересов: например, богатому человеку стыдно дружить с бедным, при этом даже если дружба была искренней, богатый с большой вероятностью выберет то, что не опорочит его репутацию - на его взгляд. Равно и мужчины могут «менять» надоевших старых жен на молодых, поскольку с последними презентабельнее показываться в людных местах и получать уважение статусных коллег - опять же на взгляд предателей.

Но все же вернусь к тому, что понятие предательства весьма относительно, и пока кто то плачет, что ему отказали в дружбе богатые - кто то остается на улице в беспомощном состоянии.

Считаю, что настоящее предательство - это описанные в статье ситуации, когда бросают детей, беспомощных людей, животных и подобные им. Все остальное можно пережить.

Справедливо ли говорят "Трус и предатель - всегда призераем"? Как знать... Но если поставить вопрос по-другому - как вы отнесётесь если ваш лучший друг или любимый человек вас предаст, кинет, подставит? Не против ли вы отсидеть за другого или что бы ваш ребёнок отсидел из-за подставы? Навряд ли это вам понравится, не так ли?

Давайте разберёмся - что такое Предательство? И кого можно назвать предателем, а кого нет?

Что такое Предательство и кто такой Предатель?

Сегодня на почту получил вопрос, вернее просьбу, прокомментировать – что такое Предательство и почему этот так плохо. Вопрос, безусловно ооочень важный и не простой, особенно для нашего, так называемого, демократического общества, в котором нравственных принципов, чести и благородства осталось крайне мало. А многие пороки и даже откровенные преступления причислены к свободному волеизъявлению человека. Зло во многом поменялось местами с Добром.

Разберёмся в этих действительно важных вопросах максимально подробно и назовём всё своими именами.

Что такое Предательство? Определения и разъяснения

– это нарушение данной клятвы, один из самых тяжких грехов во всех мировых Религиях. Предательство – это намного более тяжёлый грех, чем обман, невыполнение обязательств и т.н. кидалово.

Чтобы осознать степень зла при Предательстве, необходимо понимать, что такое Клятва.

Клятва – это высшая степень обязательств, из всех возможных, и ответственность за нарушение таких обязательств также высшая.

Предатель - тот, кто предаёт, то есть нарушает верность кому-либо или чему-либо, вероломно изменяет кому-либо или чему-либо. Википедия

В некоторых странах и современного мира, и древнего, Предательство своей родины, своего монарха и даже супруга – каралось ранее и карается сейчас смертной казнью.

Предательство Бога – карается Небом (Высшими Силами), и мы знаем историю с Дьяволом, который был ангелом предавшим своего Создателя, и за это он был лишён Любви Бога, крыльев Веры, небесной благодати и низвергнут был в подземные миры ада навсегда.

Супружеская измена – это тоже Предательство, потому что супруги при создании союза дают друг другу клятву верности, а любая клятва, это клятва перед Богом, ибо все браки заключаются на Небесах. Поэтому последствия измен всегда тяжким грузом ложатся на душу изменника, его судьбу и его род. И потомки предателя могут расплачиваться за измены и похоть своего предка тяжкими болезнями в течение сотен лет.

Как относиться к Предательству?

Прежде всего, напомню, что мы уже достаточно подробно рассматривали эту тему, но с точки зрения Преданности, и я очень рекомендую прочитать на нашем сайте статью - «Что такое Преданность».

Безусловно, жизнь штука очень многогранная и сложная, но всё равно чёрное всегда будет чёрным, а белое – белым. Поэтому попробуем сформировать адекватное отношение к Преданности и Предательству.

Вначале отвечаем для себя на вопросы, отвечаем максимально честно:

  • Хотели бы вы, чтобы человек, которого вы любите и любили всю жизнь беззаветно, в один «прекрасный» момент предал вас, всадил нож в спину, кинул, продал за 30 Серебренников?
  • Хотели бы вы, чтобы ваш родной ребёночек, цинично подсыпал бы вам яду в чаёк, чтобы побыстрей получить наследство и прибрать себе вашу квартирку?
  • Хотели бы вы, чтобы дорогого вам человека предали, чтобы он разочаровался в дружбе и в людях окончательно.
  • Хотели бы вы, чтобы ваш честный и достойный ребёнок, с прекрасными перспективами по судьбе, вдруг сел в тюрьму на 30 лет из того, что его кинули, подставили, предали? Чтобы он отсидел за другого?
  • Хотели бы, чтобы ваш муж или жена – ходили налево регулярно и обманывали вас всю жизнь?

Нет? И ни один нормальный человек такого бы не хотел!

Так что Преданность этого хорошо или плохо?

А предательство это как, - пустяк? ничего страшного? или это колоссальный грех?

Продолжаем отвечать на вопросы дальше:

  • Хотели бы вы, чтобы ваши любимые близкие, родные и друзья – были искренни, честны и верны вам всегда? Чтобы они были не способны на Предательство?
  • Хотели бы вы быть уверенными в своей второй половинке, что она никогда вас не предаст, не изменит и доверять ей на 100%?
  • Хотели бы вы, чтобы ваши дети были благородны, честны, благодарны и не способны ни на какую подлость по отношению к вам и к другим людям?
  • А хотели бы вы сами быть уверены в себе, что вы не предатель, ибо у вас есть верность, честь и совесть, что вас нельзя купить, как вещь, запугать, как животное, соблазнить, как безвольное похотливое существо и т.п.?
  • Хотели бы вы пользоваться в обществе и среди своих близких репутацией надёжного и достойного человека, который никогда не предаст, не подведёт и всегда сдержит данное слово?

Важные особенности и развенчание оправданий предательства

Любовь, чувства – не могут являться оправдание измены и предательства. Перед тем, как начинать новые отношения, ты должен достойно закрыть старые, и если это возможно, освободиться от прошлых обязательств, прошлой клятвы. Достойно закрыть все свои вопросы.

Преданность и обязательства, которые толкают человека на преступление, на действия против своей совести и человечности – могут быть расторжены в одностороннем порядке. И отказ от выполнения таких обязательств, по Духовным Законам (перед Богом) - не будет считаться предательством.

Преданность перед Богом, следование законам Чести (нравственным нормам) – всегда выше преданности перед страной и конкретным человеком.

Предательство никогда не может быть ничем оправдано, целенаправленное оно или неумышленное (из за страха, жадности, глупости, т.д.).

Одним словом – всегда поступай так, чтобы однажды, когда ты предстанешь перед своим Создателем, ты мог сказать Ему: «Отец Небесный, моя Совесть чиста, моя Честь незапятнанна, я всегда был верен Тебе и данному слову, и всегда поступал достойно…» .

И напоследок - цитаты от великих «О предательстве и предателях»

Трус и предатель - всегда презираем!

Предателей презирают даже те, кому они сослужили службу. Публий Корнелий Тацит

Предательство, может, кому и нравится, предатели же ненавистны всем. Мигель Сервантес де Сааведра

Предательства совершают чаще всего не по обдуманному намерению, а по слабости характера. Франсуа де Ларошфуко

Предавая, подумай, а есть ли у тебя крепкая верёвка?

Предавший однажды, предаст навсегда. Анжелика Миропольцева