Анализ родительское собрание в детском саду. Личные беседы с родителями

Наличие подготовительной работы и ее результативность в ходе проведения собрания. Тематика родительского собрания и его назначение. Соблюдение требований к проведению родительского собрания. Активность родителей в обсуждаемых вопросах, итоги собрания.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

План

  • Введение
    • 5. Итог собрания
    • Заключение
    • Список литературы

Введение

Семья как социальный институт воспитания занимает одно из важнейших мест в процессе формирования и развития личности. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. Цели и задачи, решаемые педагогами в процессе совместной деятельности с родителями, определяют особенности организации, содержание форм и методов ее проведения.

В сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

Родительское собрание - основная форма общения школы и семьи. Задачей проведения родительских собраний является просвещение родителей по определенным, наиболее актуальным темам обучения и воспитания детей. Они должны иметь определенную тематику. Родительскому собранию обычно предшествует подготовительная работа, включающая изучение и анализ проблемы, которой будет посвящено собрание в классе.

Я посетила родительское собрание, которое проводилось 12.02.2010 в школе №13 г. Тобольска классным руководителем Митрофановой Е.С. в 5 "Б" классе.

Цель контрольной работы - провести анализ посещенного родительского собрания, проведенного классным руководителем.

1. Наличие подготовительной работы и ее результативность в ходе проведения собрания

Особое внимание при подготовке родительского собрания, я считаю, необходимо уделить подготовительному этапу, сообщая родителям и детям заранее тему, цель, задачи, подключив обязательно родительский комитет к выполнению определённой работы по выбранной теме, чтобы заинтересовать родителей непосредственным его участием и тем самым повысить явку родителей на собрание. Это является одним из главнейших условий результативности проводимого мероприятия.

Классным руководителем 5 "Б" класса была разработана следующая структура подготовки родительского собрания

Определить цель собрания.

Изучить научно-методическую литературу.

Провести микроисследования.

Определить вид, форму и этапы собрания, способы и приемы работы его участников.

Придумать форму приглашения родителей.

Подготовить отчеты (фото-, видеоматериалы), освещающие внеклассную жизнь детей;

Заранее оформить благодарственные письма тем родителям, чьи дети были активны в различных мероприятиях.

Оборудовать и оформить помещение для собрания.

С опорой на эту структуру была построена подготовительная работа.

Классным руководителем была определена цель собрания в соответствии с его тематикой.

Тема собрания - "Трудности адаптации ребенка к обучению в 5 классе". Цель собрания:

Привлечь внимание родителей к серьезности проблемы адаптации;

Обратить внимание родителей на важные ситуации и проблемы повседневной жизни, возникающие при общении с детьми.

Для подготовки к собранию педагогом была изучена соответствующая научно-методическая литература по теме собрания, имели место консультации со школьным психологом. Надо отметить, что

Проблема формы приглашения родителей была решена следующим образом. Были оформлены индивидуальные приглашения папам и мамам для участия в родительском собрании. Оформление - компьютерный вариант. Главным в таких приглашениях на родительское собрание явилось то, что родители получили их заранее, за неделю до собрания. В приглашении было полностью указано имя и отчество обоих родителей, день и час проведения собрания, его тема, контактный номер телефона, по которому можно позвонить, если родители по какой - то причине не могут принять участие в собрании, а также программа собрания. Я считаю, что такой подход к организации системы в работе с родителями помогает формировать уважение к профессиональной деятельности педагога, подчеркивает значительность встреч родителей с учителем, стимулирует их интерес к школе и культуру родительского взаимодействия друг с другом и со школой. Явка родителей составила 90%.

Завершающим этапом подготовки родительского собрания явилось оформление классного помещения, в котором оно проводилось. Родителей встречал элегантный приветливый педагог в проветренном, чисто убранном классе. Я считаю, что этот момент меняет в лучшую сторону настрой родителей.

2. Тематика родительского собрания и его назначение

Выбор вида и формы родительского собрания зависит от его тематики и поставленных целей. Среди видов можно выделить: организационные (посвященные, например, предстоящей дальней экскурсии детей или подготовке к многодневному походу), собрания по плану психолого-педагогического просвещения (например, лекция с привлечением психолога об условиях успешного общения с подростками), тематические, собрания-диспуты по актуальным проблемам учебно-воспитательного процесса, итоговые (четвертные) и т.д. Тематика родительских собраний обычно определяется педагогами и может обсуждаться на родительском комитете.

Родительские собрания так же можно разделить на общешкольные, собрания по параллелям и классные. Общешкольные родительские собрания проводятся обычно реже, чем классные, раз - два в год, и то в случае необходимости. Пап и мам знакомят с новыми уставными документами школы, нормативными актами в сфере образования, с основными направлениями, задачами и итогами работы учебного заведения. Собрание родителей определенной параллели может проводиться в случае необходимости обсуждения важнейшей проблемы, вопроса, который касается только учащихся данных классов (например, собрание родителей выпускных классов, пап и мам первоклассников). Классные родительские собрания организуются несколько раз в год обычно в конце четверти, триместра, полугодия. На них обсуждаются важнейшие задачи учебно-воспитательной работы в данном классе, проводится планирование воспитательной работы, определяются способы и методы эффективного сотрудничества семьи и школы, подводятся итоги выполненной работы.

Анализируемое родительское собрание по своей форме является классным собранием, организованным в середине III четверти.

Тема собрания - "Трудности адаптации ребенка к обучению в 5 классе" - была определена классным руководителем самостоятельно. Надо отметить, что подобная тематика уже была в проводимых в этом классе собраниях в начале учебного года. Назначение данного собрания - еще раз напомнить о проблеме адаптации.

Далее была определена форма проведения собрания и его содержание и составлен краткий конспект с изложением информации, которую надо довести до сведения родителей.

Cодержание для собрания классный руководитель черпал из психолого-педагогических книг, газет и журналов, общения с учителями-предметниками, школьным психологом, детьми, родителями, школьной администрацией.

Заранее была договоренность со школьным психологом в помощи в проведении собрания.

3. Соблюдение требований к проведению родительского собрания

Не претендуя на оригинальность, следует заметить, что сценарий родительского собрания - предмет творчества педагога. Тем не менее, имеет смысл, чтобы оно включало в себя пять обязательных компонентов (что и было сделано в проведенном родительском собрании):

Анализ учебных достижений учащихся класса.

В этой части родительского собрания классный руководитель познакомила родителей с общими результатами учебной деятельности класса. В самом начале педагог предупредила родителей, что ответы на частные вопросы об успеваемости именно их ребенка они получат только в ходе персональной встречи. Знакомя участников родительского собрания с мнением педагогов-предметников, классный руководитель помнила о повышенной тревожности родителей и, передавая те или иные суждения, разумно отказывалась от субъективных интерпретаций.

Ознакомление родителей с состоянием эмоционального климата в классе.

Классный руководитель поделилась наблюдениями о поведении ребят в значимых для них ситуациях (на уроках, на переменах, в столовой, на экскурсиях и т.д.). Темой разговора были также взаимоотношения, и речь, и внешний вид учащихся, и другие актуальные вопросы, связанные с поведением детей. Родители, так же как и педагоги, должны понимать миссию школы как института социализации, в котором ребенок получает ценнейший опыт взаимодействия с другими людьми. Эта миссия не менее важна, чем обучение сумме научных знаний. Классный руководитель была предельно деликатна, избегла негативных оценок в адрес конкретного ученика, а тем более родителя. Эта часть собрания не явилась перечислением "грехов школьников", как это иногда бывает

Психолого-педагогическое просвещение.

Этот компонент родительского собрания был естественным образом включен в структуру других его составляющих, т.к он являлся определяющим в анализируемом родительском собрании.

Классный руководитель рассказала о том, с какими проблемами сталкиваются дети, переходя из начального звена в среднее. Этот период совпадает с концом детства. Большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Появление новых учителей с разными требованиями, разными характерами, стилем общения является для детей зримым показателем их взросления. Резкое изменение условий обучения, разнообразие усложнений, требований, предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции "старшего" в начальной школе на "самого маленького" в средней - все это является довольно серьезным испытанием для психики школьника. Классный руководитель подробно рассказала о том, какие сложности бывают у детей при адаптации.

Для освещения отдельных вопросов была приглашена на собрание педагог-психолог данной школы, которая выступила с небольшой лекцией по теме собрания и дала конкретные рекомендации по адаптации детей-пятиклассников. Например,

Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах, не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа "Как прошел день?";

Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми;

Не связывайте оценки за успеваемость со своей системой поощрений и наказаний;

Знайте программу и особенности школы, где учится ваш ребенок;

Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что происходит в школе;

Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.

Все эти рекомендации были доступно объяснены. Также педагог-психолог ответила на возникшие у родителей вопросы.

Классному руководителю важно помнить, что задача повышения уровня психолого-педагогической компетентности родителей - одна из его важнейших задач. Классный руководитель предложила родителям информацию о новинках педагогической литературы, об интересных выставках, фильмах, которые они могут посетить вместе с ребенком.

Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, приобретение учебных пособий и т.д.)

Данный этап состоял из информации о предстоящих делах. Предлагалась экскурсия в Тобольский музей-заповедник, поход в лес, а также решался вопрос о том, чем занять детей в каникулы. Следует заметить, что финансовые проблемы (по поводу экскурсии в музей) заранее были обсуждены с родительским комитетом и лишь после этого вынесены на родительское собрание.

Личные беседы с родителями.

На этом этапе особым объектом внимания стали родители детей, имеющих проблемы в обучении и развитии. Сложность состояла в том, что очень часто такие родители, опасаясь критики, избегают родительских собраний, и классный руководитель должен стремиться обеспечить им чувство безопасности, дать понять, что их здесь не судят, а стремятся помочь. На данном родительском собрании присутствовали мамы трех детей, имеющих проблемы в обучении и развитии. Классный руководитель использовала, на мой взгляд, очень эффективную тактику присоединения, которая начиналась словами: "Я вас понимаю!", "Я с вами согласна!".

Однако родители других детей тоже не были обделены вниманием. Классный руководитель знала, что сказать каждому из них. Заранее были оформлены благодарственные письма тем родителям, чьи дети были активны в различных мероприятиях, проходивших в четверти.

Итак, можно сделать вывод, что требования к проведению родительского собрания были максимально выполнены.

4. Активность родителей в обсуждаемых вопросах

Нередко родительские собрания сводятся к монологу педагога, однако следует активно вовлекать родителей в обсуждение проблем учебно-воспитательного и организационного характера.

Анализируя данное родительское собрание можно сказать, что была использована традиционная форма проведения родительских собраний - выступление классного руководителя (и выступление педагога-психолога) с последующими его ответами на вопросы родителей.

Активность родителей в обсуждении вопросов можно оценить как среднюю.

5. Итог собрания

Подведение итогов собрания началось на самом собрании, т.к было необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию о подготовке к следующему собранию. Важно было и выяснить отношение родителей к проведенному собранию, для этого заранее были подготовлены необходимые опросные листы для фиксирования их оценок и пожеланий. Все это впоследствии явилось предметом размышлений для классного руководителя. Предметом анализа должны также стать:

явка родителей, причины отсутствия;

персональный состав родителей, оставшихся на личную беседу;

вопросы родителей в ходе собрания, их участие в обсуждении вопросов.

Классный руководитель в заключительном слове еще раз сказала о важности обсуждаемой проблемы, о том, что обсуждение темы адаптации еще не закончено, т.к впереди учебный год. Классный руководитель предложила родителям обращаться за помощью и к ней, и к учителям-предметникам, к школьному психологу.

В свою очередь классный руководитель обратилась к родителям за помощью в организации экскурсии в музей и похода в лес. Были выбраны ответственные и назначены даты мероприятий.

Информация об итогах родительского собрания была доведена до администрации школы и коллег-педагогов.

Заключение

Завершая работу можно прийти к следующему главному выводу - объединение усилий классного руководителя и родителей является обязательным условием успешного решения образовательных задач.

Взаимосвязь классного руководителя с семьями учащихся должна осуществляться через изучение семьи, ее воспитательных возможностей, атмосферы семейного воспитания.

Исходя из единых взаимных нравственных позиций, вырабатываются единые педагогические требования к учащимся, которые реализуются в разнообразных формах совместной деятельности.

Что касается анализа проведенного родительского собрания, то я считаю, что оно было эффективным. Классный руководитель начала свое выступление перед родителями с положительных моментов и этим, а также своим внешним видом и чистотой помещения способствовала формированию положительного настроя родителей. Интонация собрания была на уровне "советуемся, размышляем вместе". Присутствовали такие качества педагогов как тактичность, деликатность. Я считаю, что были построены доверительные отношения с родителями учеников. Показателем успешности в этом случае будет являться умение классного руководителя сделать родителей своих учеников союзниками педагогических намерений.

Однако в будущем следует остановиться на других важных аспектах сотрудничества с родителями, например построение взаимодействие с отдельными группами семей (родители детей "группы риска", родители одаренных детей, родители детей - инвалидов).

И таким образом, взаимодействие классного руководителя с родителями - многомерная педагогическая проблема, для решения которой необходимо объединить усилия и педагога и родителей.

Список литературы

1. В помощь классному руководителю. - Мн.: ООО "Классико-принт", 2003.

2. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие. /Под ред.М.И. Рожкова. - М.: ВЛАДОС, 2001.

3. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. Практическое пособие. - М.: ЦГЛ, 2002.

4. Степанов Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса: Учебно-методическое пособие. - М.: Творческий центр "Сфера", 2004.

5. Фридман Л.М. Психология воспитания. Книга для всех, кто любит детей. - М., 2000.

6. Цабыбин С.А. Взаимодействие школы и семьи (педагогический всеобуч). - Волгоград: Учитель, 2004.

7. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. - М., 2001.

Подобные документы

    Особенности взаимодействия семьи и детского сада в воспитании детей. Подготовка родительского собрания, его этапы и правила проведения. Разработка сценария родительского собрания в подготовительной группе на тему "Дошкольник готовится стать школьником".

    контрольная работа , добавлен 12.07.2011

    Влияние взаимоотношений между классным руководителем и родителями на обучение и воспитание ребенка. Формы и методы работы с семьей ученика. Организация психолого-педагогического просвещения родителей. Проведение родительского собрания в виде лектория.

    курсовая работа , добавлен 13.07.2015

    Классный час – это час духовного общения классного руководителя с учащимися своего класса. Цели, задачи и правила проведения классного собрания. Структура классного собрания. Программа классного собрания на тему "Что такое сотрудничество?"

    реферат , добавлен 10.03.2007

    Диагностика в работе классного руководителя с семьей. Формы психолого-педагогического просвещения родителей. Формы вовлечения их в учебно-воспитательный процесс. Деятельность школьного родительского комитета. Подготовка сценария и проведение собрания.

    курсовая работа , добавлен 31.10.2014

    Взаимодействие с семьей школьника как направление воспитательной работы: ее содержание, формы и методы. Проектирование классным руководителем мероприятий для родителей. Разработка проекта родительского собрания о воспитании волевых качеств у ребенка.

    курсовая работа , добавлен 06.06.2012

    Организация проведения собрания для ознакомления родителей с особенностями подросткового возраста, оказание помощи родителям в преодолении затруднений в общении с детьми-подростками. Проведения теста "Готовили вы к переходному возрасту ребенка?".

    практическая работа , добавлен 12.03.2012

    Основы педагогического взаимодействия классного руководителя с родителями школьника. Содержание, методы совместной работы (деятельности и общения). Принципы организации родительского собрания. Коллективные, групповые и индивидуальные формы взаимодействия.

    курсовая работа , добавлен 18.03.2011

    Анализ понятия "взаимодействие" между учителем и родителем. Традиционные формы педагогической работы с семьей. Правила проведения родительского собрания. Тематические консультации, родительские чтения, тренинги как нетрадиционные методы сотрудничества.

    контрольная работа , добавлен 01.06.2016

    Современный подход к проблеме сотрудничества детского учреждения с семьей. Традиционные и нетрадиционные формы совместной работы педагогов с родителями (коллективные и индивидуальные), их анализ. Сценарий родительского собрания "Игра – не забава".

    контрольная работа , добавлен 22.07.2015

    Роль взаимодействия учителя и родителей в формировании личности ребенка. Помощь взрослых при адаптации детей к школе. Работа учителя с семьёй в начальных классах. Создание условий для личностного развития детей. Методика проведения родительского собрания.

студентка 33 КП группы

Протокол родительского собрания

Тема: «Эстетическое воспитание ребенка в семье – школа высококультурного человека»

Присутствовали: 9 человек

Повестка собрания:

Слушали по 1 вопросу:

Выступала Янковскую А.А.., классный руководитель.

Уважаемые папы и мамы! Тема нашего родительского собрания важна и актуальна. Все, кто сегодня пришёл к нам, вместе с нами выразят слова любви и благодарности родной природе - солнцу, которое щедро дарит нам своё тепло, голубому небу, в неоглядную высь которого смотрим мы с замиранием сердца, цветам, которые делают нашу жизнь яркой и праздничной. Мы говорим слова благодарности и просим нас простить за сорванную травинку, поломанный куст, покалеченное дерево.

Учителем было проведено анкетирование родителей и их детей по проблеме эстетического воспитания в семье. Родители узнали о имеющихся проблемах в данном направлении.

Решение:

Родители будут намечать планы совместных действий по оказанию помощи тем родителям, чьи дети проявляют наименьшую активность к проводимым мероприятиям эстетического характера.



Слушали по 2 вопросу:

Баймуратову М.С., которая напомнила, что формами отдыха и оздоровления детей и подростков города Омска в 2017 году являются:

Вечерние спортивные площадки на территории образовательных учреждений, учреждений физкультуры и спорта;

Досуговые и оздоровительные программы в муниципальных образовательных учреждениях дополнительного образования детей для детей.

Решение:

По возможности организовать отдых детей с учетом их желаний.

Слушали по 3 вопросу:

Янковскую А.А.., которая напомнила об ответственности родителей за последствия правонарушений их детьми на дороге. Учитель провела беседу: «Юный пешеход».

Часто мы задаемся вопросом: почему дети попадают в дорожно-транспортные происшествия? Казалось бы, ответ простой: если ребенок по собственной неосторожности получил травму в дорожно-транспортном происшествии, то это – вина ребенка. Но понятия «вина ребенка» не существует. Дорожное происшествие с ним означает лишь, что мы, взрослые, где-то недосмотрели, чему-то не научили или же личным примером показали, что можно нарушить «закон дороги». И часто за случаями детского травматизма на дрогах стоит безучастность взрослых к совершаемым детьми правонарушениям.

Для ребенка умение вести себя на дороге зависит не только от его желания или нежелания это делать. Ребенок является самым незащищенным участником дорожного движения, и во многом поведение детей на дороге обусловлено их восприятием дорожной ситуации. Именно поэтому безопасность детей на дороге можем обеспечить в первую очередь мы, взрослые: родители, учителя, воспитатели, прохожие и, главным образом, водители транспортных средств.

С чего же начинается безопасность детей дороге? Разумеется, со своевременного обучения умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитания потребности быть дисциплинированным на улице, осмотрительным и осторожным. Личный пример – это самая доходчивая форма обучения для ребенка. Помните, если Вы нарушаете Правила, Ваш ребенок будет поступать так же!

Решение:

Провести дома с детьми беседу о правилах поведения на дороге. Быть более внимательными и бдительными во время прогулок. Усилить контроль за своими детьми в каникулярный период.


Министерство образования Омской области

бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области

«Омский педагогический колледж № 1»

Анализ родительского собрания

Выполнила: Баймуратова Мадина Сеильевна

студентка 33 КП группы

Специальность: 050715 Коррекционная педагогика в начальном образовании

Повестка родительского собрания:

1. Лекторий: «Эстетическое воспитание ребенка в семье – школа высококультурного человека».

2. Досуг и оздоровление детей во время весенних каникул.

3. Ответственность родителей за последствия правонарушений их детьми на дороге.

Повестка собрания была целесообразной, т.к. обсуждались вопросы, связанные с воспитанием учащихся в семье.

Анализ классного руководителя работы класса был положительным.

Родители охотно обменивались мнениями, благодарили родительский комитет и классного руководителя за работу, приняли участие в обсуждении вопросов повестки собрания, вносили свои предложения.

Приняли решение:

1. Провести дома с детьми беседу о правилах поведения на дороге. Быть более внимательными и бдительными во время прогулок. Усилить контроль за своими детьми в каникулярный период.По возможности организовать отдых детей с учетом их желаний.Родители будут намечать планы совместных действий по оказанию помощи тем родителям, чьи дети проявляют наименьшую активность к проводимым мероприятиям эстетического характера.

В числе мер предлагать беседы с ребенком в присутствии родительского комитета, привлекать родительский комитет к посещению уроков литературного чтения, окружающего мира, музыки, изобразительного искусства и технологии, наблюдать за участием детей в урочной и в неурочной деятельности и т. д.

Задача родителей - проанализировать свои подходы к эстетическому воспитанию, посмотреть на себя, приступая к воспитанию собственного ребенка.

2. По возможности организовать отдых детей с учетом их желаний.

3. Провести дома с детьми беседу о правилах поведения на дороге. Быть более внимательными и бдительными во время прогулок. Усилить контроль за своими детьми в каникулярный период.

Атмосфера была доброжелательной, классный руководитель благодарил родительский комитет.

Родителям были предложены памятки по семейному воспитанию. Анализ классного руководителя в работе класса занимал главное место. Были выявлены причины недостатков и поставлены задачи. Был организован обмен мнений родителями. По обсуждаемым вопросам было принято корректное, реальное решение. Классный руководитель был тактичен по отношению к родителям. Перед родительским собранием помещение было украшено рисунками детей с изображением их любимых цветов, оформлена выставка с сочинениями «О братьях наших меньших», написанными детьми. Присутствовало 9 родителей из них 3 отца.

Анализ родительского собрания в 1 классе Д

Тема: «Первые дни ребёнка в школе. Адаптация».

Дата проведения :

Цель: изучение особенностей адаптации учащихся

Задачи:

    Познакомить родителей с особенностями адаптации детей в первый год обучения.

    Дать практические советы по адаптации ребёнка к школе.

    Повысить интерес родителей к вопросам воспитания и образования детей.

Место родительского собрания в системе работы с родителями : текущее.

Форма проведения круглый стол.

Основные вопросы для обсуждения:

    Трудности адаптации первоклассников в школе.

    Что такое дезадаптация.

    Система взаимоотношений с ребенком в семье в период адаптации.

    Родительский практикум.

Основные этапы проведения родительского собрания:

    актуальность темы

    приветствие

    введение в тему собрания

    информационно-аналитическая беседа с элементами ситуативного практикума

    беседа учителя

    практические советы родителям

    рефлексия

    решение родительского собрания

    памятка для родителей « Как помочь ребенку?»

Формы и методы общения с родителями при проведении собрания:

Методы : словесный, метод игровых ситуаций. Формы : фронтальная, групповая.

Реализованы ли поставленные цели, если да, то за счет чего?

Какие трудности возникли при проведении собрания? - трудностей не было.

Достигнуто ли взаимопонимание с родителями в решении воспитательных задач?

Взаимопонимание достигнуто, посещение родительского собрания - 100%.

Что необходимо сделать в работе с родителями для решения коллективных и индивидуальных воспитательных задач, которые стоят перед учителем данного класса?

Решение родительского собрания.
Чтобы предотвратить развитие неуспеваемости и облегчить адаптацию ребёнка к школе:

    Быть наблюдательными и внимательными к своим детям, отмечать изменения в их поведении, изменения их работоспособности, сообщать об этом учителю.

    Дать возможность каждому ученику проявить себя с наилучшей стороны. Помнить, что учебные успехи – это ещё не всё.

    Быть объективными не только в оценке ученика, но и в оценке сложившейся ситуации.

    Развивать память, речь, внимание, мышление, усидчивость.

    Оборудовать уголок школьника.

Цель:

Соблюдение условий:

1. Уровень организации мероприятия (торжественность, уют, освещенность, организованна ли регистрация, есть ли возможность раздеться).

2. Оповещение родителей :

а. Срок размещения объявления о собрании.

б. Оформление (объявление, плакат, приглашение).

3. Наглядность (выставки, стенды, демонстрационный материал):

а. Соответствует ли теме собрания.

б. Педагогическая направленность и ценность.

в. Красочность.

г. Краткость лаконичность надписей.

4. Уровень проведения собрания:

а. Время, его целесообразность.

б. Количество присутствующих.

в. Выборы секретаря и председателя (постоянны ли они на каждом собрании; умеет ли секретарь писать протокол).

г. Кому принадлежит ведущая роль на собрании (председатель, воспитатель, заведующая, методист).

д. Продолжительность собрания.

Подготовка к собранию (предварительная работа):

а. Оформление материала в уголке для родителей (папки – передвижки и т. д.).

в. Консультации.

в. Звучит ли информация о детях данной группы. Подчеркнута ли роль семьи в воспитании.

г. Индивидуальная работа с родителями (предложение изучить материал, подготовить выступление и т. д.).

д. Работа с родительским комитетом (организационные вопросы, оформление наглядной агитации и т. д.).

Качество сообщений:

1. Соответствует ли тема :

а. Основным задачам года.

б. Задачам воспитания и обучения детей данного возраста.

в. Пожеланиям родителей (анкета, беседы и т. д.).

2. Педагогическая грамотность доклада:

а. Теоретический материал (изложен литературным языком, краток или нет).

б. Используются ли конкретные факты.

3. Форма изложения материала (назидательность, собеседование, лекция, чтения, доверительный разговор).

Проведение собрания:

1. Поведение педагога, манера держаться, тон разговора, контакт с родителями, свободное общение.

2. Выступление родителей (по теме или нет, сколько человек, подготовлены или нет).

3. Уровень вопросов к родителям .

4. Есть ли вопросы родителей (по теме или отвлеченные).

5. Качество ответов на вопросы родителей (кто отвечал, грамотно, четко, удовлетворил ли ответ воспитателя, родителей).

6. Обращение к родителям (по имени отчеству, по фамилии, обобщающие слова).

7. Активность родителей :

а. Слушают.

б. Записывают.

в. Задают вопросы.

г. Выступают (по теме или нет).

д. Предлагают решения.

е. Принимают решения.

8. Качество решений :

а. Конкретность.

б. Выполняемость.

в. Направлены ли на качественное улучшение воспитания и обучения детей.

9. Общий тон собрания .

а. Доброжелательность.


б. Внимание.

в. Взаимное уважение.

Итог собрания:

1. Выполнило ли мероприятие основные функции:

а. Познакомились ли родители с целями и задачами, формами и методами воспитания детей в д/ саду и семье.

б. Установлены ли единые требования воздействия на детей в д/саду и семье.

в. Познакомились ли родители с лучшим опытом семейного воспитания.

2. Остался ли в памяти предложенный материал (наличие раздаточного материала для родителей).

Выводы: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Составление конспекта проведения родительского собрания в разных возрастных группах.

Самоанализ деятельности. Рефлексия.

Приобрела следующие умения:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приобрела следующий практический опыт:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В предыдущих параграфах выпускной квалификационной работы неоднократно отмечалось, что родительские собрания, проводимые в нетрадиционной форме, дают возможность родителям узнать своего ребенка с другой стороны, наблюдая его в условиях детского сада; обсудить педагогические проблемы в свободной беседе; способствуют повышению чувства ответственности за воспитание детей и сплочению коллектива родителей в целом. Кроме того, нетрадиционная форма проведения родительских собраний повышает интерес родителей к вопросам воспитания детей, значительно увеличивает явку, активизирует родителей в решении проблем воспитания. Такие собрания информативны и полезны для родителей. Но, к сожалению, в практике МБДОУ №32 г. Орла преобладают традиционные формы работы с родителями. С учетом полученных на констатирующем этапе данных, был проведен проектировочный этап исследования, который длился с сентября по декабрь 2013 г.

В соответствии с программой эмпирического исследования на данном этапе решались следующие задачи:

1. Разработка перспективного плана проведения родительских собраний в течение учебного года (на примере средней, старшей и подготовительной к школе групп);

2. Составление сценариев родительских собраний в нетрадиционной форме для разных возрастных групп детского сада (средняя, старшая, подготовительная) и частичная их апробация в соответствии с предложенным перспективным планом.

Решая первую задачу данного этапа исследования, на основе анализа методических публикаций Дороновой Т.Н., Зверевой О.Л., Калиной М.А., Кротовой Т.В., Прохоровой С.Ю., Санатуллиной Л.А., Старцевой Н.В., Степановой Е.Н., Фалькович Т.А. и др. нами был составлен перспективный план проведения родительских собраний в средней, старшей и подготовительной к школе группах . Содержание работы с родителями отражено в таблице №2 и приложении 6.

Таблица №2. Перспективный план проведения родительских собраний

Возрастная группа

Тема и форма родительского собрания

Задачи сотрудничества с родителями в рамках собрания

Средняя группа

«Зачем детям нужна мама» (семейная гостиная)

Способствовать осознанию взрослыми роли матери в воспитании ребенка и в жизни семьи в целом; создать условия для эмоционального сближения всех участников образовательного процесса, организовать общение в неформальной обстановке.

«Что я знаю о своём ребёнке?» (конкурс)

Содействовать активному взаимодействию родителей с ребенком; создать условия для эмоционального сближения всех участников образовательного процесса, организовать общение в неформальной обстановке; формировать умение критично оценивать себя как родителя, свою воспитательскую деятельность.

«Об игрушках серьезно!» (педагогический тренинг)

Информировать членов семьи о требованиях к игрушкам для детей дошкольного возраста; выработать единую стратегию поведения родителей в выборе игрушек

Старшая группа

«Под защитой закона» (деловая игра)

Систематизировать знания родителей о правах ребенка и их осуществлении в семье; раскрыть содержание правового воспитания; развивать у родителей инициативу, творчество при выполнении заданий.

«Правила дорожного движения» (семейная гостиная)

Продемонстрировать родителям методику образовательной работы с детьми и знания воспитанников по правилам дорожного движения; создать доброжелательную обстановку для совместной деятельности родителей и детей.

Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста (игра «Счастливый случай»)

Помочь родителям овладеть азами дошкольной педагогики и детской психологии; сформировать у них интерес к воспитанию как к науке. Показать значимость работы воспитателя логопедической группы в воспитании умений и навыков ребенка.

Подготовительная к школе группа

«Как избежать наказаний» (ток-шоу «Пусть говорят»)

«Ребенок и компьютер» (дискуссия)

Информировать родителей о влиянии компьютера на ребенка-дошкольника;

Способствовать повышению педагогической культуры родителей по вопросам применения компьютера в процессе развития и обучения ребенка в семье

«Что я знаю о своём ребёнке?» (игра «Устами младенца»)

Приобщить родителей к участию в образовательном процессе детского сада; создать доброжелательную обстановку для совместной деятельности родителей и детей; продемонстрировать родителям, что коллекционирование высказываний ребенка - необычайно увлекательное, интересное и в то же время серьезное дело.

Как видно из представленного перспективного плана, в основном родительские собрания направлены на решение задач, предполагающих:

1. Повышение педагогической культуры родителей по вопросам воспитания детей в семье.

2. Формирование осознанного родительства.

3. Привлечение родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе детского сада.

Предложенный перспективный план был апробирован частично с учетом условий, указанных в гипотезе:

Подборе значимого, интересного для родителей информационного материала;

Привлечение родителей к подготовке собрания (заполнить анкету, принести материал из дома, подготовить выступление, оформить фотовыставку и др.);

Включение в ход собрания приемов активизации родителей («шапка вопросов», тренинговые упражнения, мини-анкетирование и др.) .

Апробация разработанного перспективного плана происходила следующим образом. За месяц до проведения мероприятий в средней, старшей и подготовительной группах было вывешено объявление о проведении собрания, тему и форму которого было предложено выбрать самим родителям. По итогам своеобразного опроса-голосования было принято решение о проведении следующих родительских собраний: в средней группе - на тему «Что я знаю о своём ребёнке?» в форме конкурса, в старшей группе - на тему «Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста» в форме игры «Счастливый случай», в подготовительной группе - на тему «Как избежать наказаний» в форме ток-шоу «Пусть говорят».

Проводимые собрания предполагали предварительную работу с родителями. Так, родителям воспитанников средней группы было предложено написать сочинение из 5-7 предложений на тему «Мой ребенок», а родители воспитанников подготовительной к школе группы приняли участие в мини-анкетировании, включающем лишь 1 вопрос: Вы за применение наказаний в воспитании детей или против?

Сразу следует отметить, что явка родителей на данные собрания была весьма высокой от 70% (19 чел. в подготовительной группе) до 95% (24 чел. в средней группе). Кроме того, важно подчеркнуть позитивный настрой родителей и их готовность к активному участию в ходе встречи. Необычно началось собрание в средней группе на тему «Что я знаю о своём ребёнке?»: родители расселись в форме полукруга на стульях, зазвучала музыка, на фоне которой ведущая прочла красивое стихотворение о детях. Поскольку данное мероприятие проводилось в форме конкурса, то всем участникам были представлены члены жюри (старший воспитатель и педагоги дополнительного образования). После этого родители выполняли различные конкурсные задания. Как показало наблюдение, наиболее эмоционально взрослые восприняли следующие задания.

1) По результатам написания сочинения на тему «Мой ребенок» на собрании зачитывались фразы из родительских сочинений о детях, а другие мамы и папы должны были догадаться о каком воспитаннике идет речь.

2) Упражнение «Цапля», когда родители соревновались в равновесии со своими детьми (кто дольше продержится на одной ножке - взрослый или ребенок).

3) «Автопортрет» - родители должны были угадать своего ребенка среди детских рисунков. Большой интерес вызвал мастер-класс по изготовлению фоторамки для автопортрета из бумаги способом оригами. Закончилось собрание награждением семей-победительниц и чаепитием.

В старшей группе проводилось родительское собрание «Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста» в форме игры «Счастливый случай». Подготовка родителей к мероприятию заключалась в том, чтобы объединиться в творческие группы по симпатиям (по 8 человек) и придумать командам названия и эмблемы. Началась встреча с приветствия команд. Так, одна из команд была названа «Скворцы», поскольку эти птицы умеют подражать пению других птиц и даже человеческой речи. В ходе игры родители участвовали в 6 геймах. Наиболее весело и интересно прошли первый, четвертый, пятый и шестой геймы. Так, гейм «Вопросы для игроков» требовал от каждой команды за одну минуту по очереди ответить на большее количество вопросов. Например, отец и мать ребенка - это… (родители); специалист, занимающийся исправлением речи? (логопед); Что должен знать ребенок, если потерялся? (адрес, телефон, имя родителей) и др. Гейм «Темная лошадка» предполагал встречу с учителем-логопедом, которая формулировала провокационные задания участникам команд. Особенно ценно на данном этапе было то, что логопед обобщал и дополнял высказывания обеих команд. Однако в ходе данного мероприятия родителям приходилось выполнять и довольно серьезные задания. Так, в ходе гейма «Гонка за лидером» команды за 2 минуты должны были ответить на вопросы, среди которых были достаточно сложные загадки: не на меру, не на вес, а у всех людей есть (ум); зачем язык во рту? (за зубами); что никогда не лень делать? (дышать) и др.

Необычно прошло родительское собрание в подготовительной группе на тему «Как избежать наказаний» в форме ток-шоу «Пусть говорят». Родители изначально расселись раздельно согласно своей позиции, которую они выразили в анкете. С одной стороны кто за наказания, с другой стороны, те, кто против. В ходе встречи обе половины зала активно обсуждали острейшие вопросы в воспитании: Почему вы против / за наказания ребенка? Как воздействуете на ребенка, если он плохо себя ведет? Каков эффект от наказаний? Каковы результаты воспитания без наказаний? Какие виды наказаний считаете приемлемыми? При этом ведущий (педагог-психолог) высказывал свое мнение по ходу дискуссии. Но особенно значимым и даже переломным для большинства родителей стал момент демонстрации видео интервью с детьми, где они высказывали свое мнение по поводу наказаний в семье.

По окончании собраний родителям предлагалось принять участие в повторном анкетировании (Приложение 7). Проанализировав ответы родителей на вопросы анкеты, мы пришли к следующим выводам. Все родители положительно оценили нетрадиционную форму родительского собрания (100%). 80% взрослых отметили, что основным мотивом прийти на собрании выступила предоставленная возможность самим выбрать тему и форму встречи, наиболее значимую и актуальную для них. По мнению половины опрошенных, такие собрания следует посещать всей семьей, поскольку это не только полезно, но и интересно. Основной массе родителей средней и старшей групп более всего понравились и запомнились конкурсы и задания, родителям подготовительной группы - дискуссия. У 45% опрошенных возникло предложение - всегда проводить родительские собрания в подобных формах.

Эти данные позволяют сделать вывод об эффективности проведения родительских собраний в нетрадиционной форме с учетом выдвинутых нами педагогических условий.

Современные условия деятельности дошкольного образовательного учреждения выдвигают взаимодействие с родителями на одно из ведущих мест. Родители являются основными заказчиками услуг дошкольного образовательного учреждения, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета их интересов и запросов.

Результаты исследований Н.Ф. Виноградовой, В.Н. Гребенниковой, Т.Н. Дороновой, Г.Н Зверевой, Т.А. Куликовой, убеждают в том, что наиболее распространённой и эффективной формой установления контакта с семьями воспитанников является родительское собрание. В тоже время проведение родительских собраний в традиционной форме не оправдывает ожидания родителей. Воспитатели не всегда умеют поставить конкретные задачи, наполнить их соответствующим содержанием, выбрать методы; содержание родительских собраний недостаточно дифференцированно.

В ходе эмпирического исследования, проведенного на базе МБДОУ «Детский сад № 32» г. Орла были получены следующие данные по организации нетрадиционных форм родительских собраний в практике дошкольного учреждения.

Анкетирование педагогов и анализ педагогической документации (годовой план дошкольного образовательного учреждения и перспективное планирование совместной работы с родителями воспитанников средней, старшей и подготовительной к школе групп) показали, что основными направлениями совместной работы с семьями воспитанников являются сотрудничество с родительским комитетом, оформление наглядной агитации, проведение работы с семьями группы риска, привлечение членов семей к участию в образовательном процессе детского сада. Реализация данных направлений деятельности с родителями осуществляется с помощью следующих форм: родительские собрания, консультации, беседы, субботники, экскурсии, утренники.

Основной формой работы с родителями, по мнению педагогов, являются групповые родительские собрания, которые обычно проводится раз в квартал. На собраниях родителей знакомят с целями и задачами, формами и методами воспитания детей конкретной возрастной группы. Это может быть доклад воспитателя, врача, музыкального работника, заведующей. Подводятся итоги работы за определенный период. Тематика педагогических бесед и докладов на групповых собраниях определяется воспитателем в соответствии с годовым планом работы детского сада. При этом учитываются также интересы и пожелания родителей. В плане работы намечаются ответственные за подготовку, организацию и проведение отдельных мероприятий.

В тоже время ответы педагогов свидетельствуют о том, что проведение родительских собраний по старой структуре не оправдывает ожидания родителей. Поэтому в настоящее время все чаще в МБДОУ №32 стали проводить родительские собрания в нетрадиционной форме: педагогическая мастерская, организационно - деятельностная игра, практикум, собрание-конкурс.

По результатам анкетирования родителей было выявлено, что они большую роль в семейном воспитании отводят чтению книг (80%); развитию творческих способностей дошкольников (пение, танцы) (70%); привитию желания к труду (90%); развитию самостоятельности и ответственности (90%); формированию умений общаться со взрослыми и сверстниками (60%); расширению кругозора (70%); воспитанию усидчивости и внимания (60%). (Приложение 2).

По мнению опрошенных, немалая роль отводится и детскому саду. Прежде всего, это касается решения таких педагогических задач, как развитие мелкой моторики (50%); физическое развитие (70%); развитие логического мышления (60%); формирование коммуникативных навыков (60%); обеспечение специальной готовности к обучению в школе: счёт, письмо, чтение (70%).

Большинство родителей положительно оценивают нетрадиционные формы проведения родительских собраний (70%). Посещать нетрадиционные собрания родителей побуждают следующие мотивы: интерес к теме, уважение к педагогам, интересная форма приглашения; такие встречи помогают им разобраться во многих вопросах, на которые они сами затрудняются ответить.

На втором этапе эмпирического исследования был составлен перспективный план проведения родительских собраний в средней, старшей и подготовительной группах. Родителям была предоставлена возможность выбрать форму и тему мероприятий, что позволило отобрать наиболее актуальную для них информацию и интересную форму общения. По одному из запланированных в каждой из трёх возрастных групп родительских собраний были апробированы с учетом педагогических условий, обозначенных в гипотезе. Кроме того, каждая встреча предполагала участия родителей в процессе подготовки к ней.

Повторное анкетирование родителей, проводимое по окончании мероприятий, позволяет сделать вывод об эффективности организации родительских собраний в нетрадиционной форме. В частности, основным мотивом родителей прийти на собрание выступила предоставленная возможность самим выбрать тему и форму встречи, наиболее значимую и актуальную для них. По их мнению, такие собрания следует посещать всей семьей, поскольку это не только полезно, но и интересно. Основной массе родителей средней и старшей групп более всего понравились и запомнились конкурсы и задания, родителям подготовительной группы - дискуссия. Каждый второй высказал предложение - всегда проводить родительские собрания в подобных формах.