Энергосбережение долгосрочный проект в доу. Энергосбережение для дошкольников

Номинация «Педагогический проект в дошкольном учреждении»

Актуальность темы проекта. Одной из наиболее актуальных проблем современного мира является экономия электрической энергии, поиск способов сохранения энергоресурсов. В процессе реализации задачи по формированию у дошкольников основ энергосбережения возникает противоречие между необходимостью осуществлять данную работу на основе материала, доступного пониманию дошкольников, и наличием в методической литературе и Интернет-ресурсах информационно-справочных материалов, решающих данную задачу.

Замыслом разрешения данного противоречия является разработка и реализация проекта по обучению дошкольников основам энергосбережения, участниками которого являются педагоги, дошкольники и их родители. Совместная работа над проектом повысит интерес дошкольников и их родителей к проблеме энергосбережения, расширит имеющиеся у них знания в данной области, а также будет способствовать укреплению детско-родительских отношений в процессе осуществления совместной деятельности.

Цель проекта: воспитание у детей дошкольного возраста элементарной культуры энергосбережения посредством организации различных видов совместной деятельности педагога, воспитанников и их родителей.

Задачи проекта.

Для воспитанников:

1. Обогащение и систематизация знаний дошкольников об электричестве и способах его выработки.

2. Развитие интереса к проблеме экономии энергоресурсов.

3. Развитие навыков бережливого поведения в отношении энергоресурсов.

4. Развитие у дошкольников интеллектуальных способностей, умения сопоставлять факты, явления, объекты, сравнивать и анализировать их.

5. Совершенствование навыков работы с интерактивной доской и мультимедийным оборудованием.

Для педагога:

1. Создание условий для ознакомления воспитанников с энергоресурсами и их производством через обогащение предметно-развивающей среды и систему мероприятий с воспитанниками и их родителями.

2. Закрепление навыков организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста.

3. Развитие ИКТ-компетентности педагога.

4. Формирование навыков работы с интерактивной доской, мультимедийным оборудованием и ресурсами сети Интернет.

Для родителей:

1. Привлечение родителей и других членов семьи воспитанников к совместной деятельности, к участию в проектах ДОУ.

2. Активизация творческого потенциала родителей воспитанников.

3. Обеспечение благоприятных, эмоционально насыщенных взаимоотношений между родителями и детьми.

4. Повышение педагогической компетентности родителей, обогащение их воспитательного опыта.

Вид проекта: информационный, исследовательский, творческий.

Продолжительность проекта: краткосрочный (5 недель).

Участники проекта: педагоги, дети старшего дошкольного возраста, родители.

Руководитель проекта: старший воспитатель.

Рабочая группа проекта: воспитатели старшей и подготовительной к школе групп.

Ожидаемые результаты:

1. Расширение кругозора дошкольников об энергоресурсах и культуре энергосбережения.

2. Сформированность у воспитанников и их родителей навыков энергосберегающего поведения.

3. Развитие у воспитанников любознательности, творческих способностей, познавательной активности и способности использовать полученные знания в различных видах деятельности и поведении.

4. Гармонизация детско-родительских отношений.

5. Развитие ИКТ-компетентности педагогов, воспитанников и их родителей.

Продукт проекта: созданная педагогами, воспитанниками и родителями в совместной деятельности электронная книга «Полезные и занимательные советы дяди Жоры Лампочкина», содержащая текстовую, фото-, аудио- и видеоинформацию, доступную для понимания и использования детям старшего дошкольного возраста.

Этапы проектной деятельности.

1. Подготовительный этап - 1 неделя.

2. Практический этап - 3 недели.

Накопленные в ходе реализации практического этапа проекта материалы обобщаются в виде электронной книги «Полезные и занимательные советы дяди Жоры Лампочкина». В книге имеется информационный блок, развивающие задания, фотографии работ дошкольников и их родителей, а также видеоматериалы Интернет-ресурсов и собственного производства.

Заключительный этап - 1 неделя.

Приложение 1. Педагогический проект

Приложение 2. Электронная книга.

Экономный СВЕТ – без БЕД! Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад ОВ 50» Проект, представленный на муниципальный дистанционный конкурс на лучшую агитационную работу о необходимости утилизации энергосберегающих ламп «Свет – без опасности!» ЗАТО Северск


Актуальность Сохранение энергоресурсов стало проблемой 1 во многих странах мира. В России эта проблема обозначена законодательно в 2009 году, с момента выхода Федерального закона от ФЗ (ред. от) "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…» Энергосбережение важная задача по сохранению природных ресурсов. В нашей стране наиболее насущным является энергосбережение в быту, в повседневной жизни – дома, на работе, в местах массового пребывания людей (школы, детские сады, поликлиники и др.). Чтобы энергосбережение стало осознанной необходимостью у граждан нашей страны, мы должны с ранних лет говорить детям о том, что нужно беречь природные ресурсы.


ПРОБЛЕМА 1 ПРОБЛЕМА 2 КАК и КУДА сдать ртутные лампы? Мы знаем, что люминесцентные (ртутьсодержащие) лампы являются энергосберегающими, но НЕ знаем, почему их нельзя просто выбросить в мусоропровод Мы знаем, что нужно беречь энергоресурсы (слышали об этом, читали), но НЕ знаем методов и способов энергосбережения


Цель проекта: формирование у участников проекта потребности в энергосбережении, как в единственной форме сохранения природных ресурсов и собственного (семейного) бюджета Задачи: повысить информированность участников проекта (детей, сотрудников, родителей воспитанников) в вопросах энерго-и- ресурсосбережения формировать у участников проекта культуру энергопотребления привлечь внимание к проблеме утилизации энергосберегающих ламп учить безопасному обращению с люминесцентными лампами учить детей практически применять знания, полученные в детском саду, в повседневной жизни


Вид проекта информационно-познавательный, творческий Продолжительность проекта долгосрочный Сроки реализации май 2014 – октябрь 2014 Форма проведения проекта дневная (в рамках организации педагогического процесса) Направленностьсоциально-педагогическая, экологическая Этапы проекта 1 этап: подготовительный 2 этап: основной 3 этап: заключительный Ожидаемые результаты: Мы уверены, что участники проекта научатся сами и поделятся своими знаниями с близкими: -о том, как сберечь электроэнергию и семейный бюджет с помощью люминесцентных ламп -почему люминесцентные (ртутные) лампы опасны для здоровья людей и наносят вред окружающей среде - как утилизировать люминесцентные лампы


1 направление работы в рамках реализации проекта: - работа с сотрудниками детского сада: создание на рабочих местах экологически комфортной, энергосберегающей безопасной среды (100% замена ламп накаливания на люминесцентные лампы, оборудование места для хранения использованных люминесцентных ламп, заключение договора на утилизацию использованных люминесцентных ламп с ООО «Славяне») повышение уровня информированности сотрудников ДОУ, привлечение внимания к проблемам утилизации люминесцентных ламп (через консультации, слайдовые презентации, индивидуальные беседы – охвачено 58 сотрудников) привлечение педагогов и младших воспитателей к участию в природоохранных акциях (городская акция «Памятник небезразличию», посвященная теме «Безопасный свет», расклеивание листовок для жителей микрорайона – принимали активное участие 8 педагогов, 3 младших воспитателя)







2 направление работы в рамках реализации проекта: -работа с родителями воспитанников: выявление проблемы энергосбережения в семьях воспитанников (через анкетирование, устный опрос – приняло участие 168 семей воспитанников) повышение уровня информированности родителей воспитанников, привлечение внимания к проблемам утилизации люминесцентных ламп (через родительские собрания, консультации, слайдовые презентации, индивидуальные беседы, наглядно-текстовую информацию – охвачено 185 семей воспитанников) вовлечение в образовательно-воспитательный процесс (помощь в подготовке материала и участие в акции «Памятник небезразличию», посвященной теме «Безопасный свет», совместные творческие проекты детей и родителей, посвященные проблеме энергосбережения – принимали активное участие 12 семей воспитанников)


Сравнительный анализ использования ламп в осветительных приборах семьями воспитанников (май 2014 г., 100% семей воспитанников) ЛН – лампа накаливания КЛЛ – компактная люминесцентная лампа Вывод: Подавляющее большинство родителей в быту используют лампы накаливания, объясняя это тем, что люминесцентные лампы значительно дороже ламп накаливания. О вопросах утилизации ртутных ламп родители не задумываются, о том, что в ЖЭУ бесплатно принимают эти лампы на утилизацию не знают. Примечание: В конце нашего проекта (в октябре 2014 г.) мы провели повторное анкетирование родителей, вопросы не меняли. Результаты по использованию ламп в быту получили идентичные тем, что были на начало проекта. Думаем, это связано с тем, что за короткий период у большинства родителей доходы остались прежними, уровень жизни, в целом, не улучшился, следовательно, и расходы остались прежними, и в число необходимых трат не входят энергосберегающие лампы. Положительным результатом проекта можно считать тот факт, что 100 % опрошенных родителей узнали о том, чем опасны ртутные лампы, как с ними нужно обращаться и где принимают люминесцентные лампы от населения на утилизацию.








3 направление работы в рамках реализации проекта: -работа с детьми: создание информационно-насыщенной среды по проблеме энергопотребления, энергосбережения, утилизации ламп накаливания и люминесцентных ламп (вниманию детей предлагались журнальные статьи, слайдовые презентации, брошюры и раскраски «Детям с уважением об энергосбережении») экскурсия в ООО «ЖЭУ-8», которое принимает ртутные лампы на утилизацию от населения в нашем микрорайоне (охвачено 56 детей старшего дошкольного возраста) творческая деятельность (дети рисовали плакаты на заданную тему утилизации ртутных ламп, разрабатывали дизайн памяток по энергосбережению для родителей и жителей микрорайона) природоохранные акции (наши педагоги и воспитанники активно участвовали в городской акции «Памятник небезразличию», посвященной теме «Безопасный свет» - приняли участие 3 педагога и 28 детей старшего дошкольного возраста, расклеивали листовки на подъездах домов в микрорайоне - всего было расклеено 290 листовок)



Тип проекта: исследовательский, долгосрочный.

Проблема: всё более актуальной становится . Бытовые отходы могут быть использованы на благо людям, они, по большей части, не подлежат выбросу на свалку, их можно сортировать и перерабатывать.

Цель: воспитать у дошкольников элементарную культуру поведения, привить бережливое отношение к природе, к материальным ценностям.

Проблемная ситуация: гуляя во дворе дома, дети заметили возле каждого подъезда контейнеры с мусором. Кроме того, мусор валялся и вокруг них. Ребята обратились к Знайке-Сберегайке с вопросами: почему и откуда накапливается так много мусора, что с ним происходит дальше? Чем дети и взрослые могут помочь, чтобы город был чистым?

Первый этап проекта.

Дети:

  • Чтение и рассматривание иллюстраций журналов, книг и энциклопедий по теме проекта.
  • Чтение художественной литературы по теме.
  • Беседы об экологии с опорой на жизненный опыт.
  • Наблюдения за деятельностью взрослых по борьбе с бытовыми отходами.
  • Поисковая деятельность «Откуда берётся мусор?» в группе, в природе, в доме.

Педагоги:

Подготовка:

Научно-методического обеспечения (художественная и методическая литература);

Наблюдений за деятельностью людей по переработке мусора в группе и в природе;

Карт наблюдений;

Наглядных пособий.

Формирование микрогрупп.

Родители:

  • Совместный с ребёнком сбор материала по теме из периодической печати, художественной литературы.
  • Проведение бесед о важности соблюдения чистоты в доме, в быту, на улице для здоровья человека, для окружающей среды.
  • Наблюдения за сохранением чистоты и порядка в доме, в подъезде, во дворе.

Второй этап проекта.

Задачи:

  • воспитание бережного отношения к природе, к окружающей среде;
  • систематизация представлений детей о важности сохранения чистоты окружающей среды;
  • развитие навыков правильного обращения с мусором и бытовыми отходами;
  • способствование развитию познавательных и творческих способностей детей;
  • воспитание интереса к процессу экспериментирования и участие в нём;
  • обогащение предметно-развивающей среды в группе атрибутами из бросового, упаковочного материала;
  • систематизация представлений детей о свойствах и качествах различных материалов, воздуха, воды, земли.

Дети:

Задания 1-й микрогруппе «Спасатели природы от мусора»

1. Наблюдение за работающими сотрудниками «Зеленстроя».

2. Серия наблюдений «Откуда появляется мусор в природе?»: какой мусор чаще всего встречается в лесах, парках, других природных зонах? Как он туда попадает? Как хранится? Как используется? Кто из взрослых следит за чистотой окружающей природы?

3. Сочинение сказок и рассказов о природе.

4. Зарисовка по впечатлениям детей.

5. Исследовательская деятельность «Как мусор мешает природе?».

6. Создание плакатов, запрещающих и предупреждающих знаков « », «Берегите природу!» для участка дошкольного учреждения, зелёной зоны двора, лесопарковой зоны города.

Задания 2-й микрогруппе «Спасатели городских объектов от мусора»

1. Наблюдение за работающими мусоровозами, дворниками, сотрудниками ЖЭСов.

2. Серия наблюдений «Откуда появляется мусор дома, в детском саду, во дворе?»: сколько и каких контейнеров и ёмкостей для мусора встречается в квартире, в детском саду, во дворе, в магазине? Какие контейнеры, как часто и кем очищаются? Кто из взрослых следит за уборкой мусора в доме, в детском саду, во дворе? Рационально ли используются мусорные контейнеры и пакеты в квартире, в группе детского сада, во дворе дома?

3. Исследовательская деятельность «Как мусор мешает городу?».

4. Создание плакатов, запрещающих и предупреждающих знаков, табличек, памяток для дома, дошкольного учреждения: «Соблюдайте чистоту в подъезде!», «Сортируйте отходы!».

5. Исследовательская деятельность «Как сортируются бытовые отходы в городе, во дворе, в доме?».

Задания 3-й микрогруппе «Мастерская Знайки-Сберегайки»

1. Наблюдение за работающими мусоровозами, дворниками.

2. Серия наблюдений «Как мы украшаем нашу жизнь?».

3. Сочинение сказок и рассказов о приключениях старых и ненужных человеку вещей, предметов.

4. Изготовление: одежды из бросового материала, атрибутов для сюжетно-ролевых игр, контейнеров для мусора, домиков для игрушек и др.

5. Рисование на тему «Мой чистый дом» по впечатлениям детей.

6. Исследовательская деятельность «Свойства разных материалов».

7. Решение проблемных вопросов: «Что можно сделать из разных бытовых отходов?», «Как превратить мусор в полезную вещь?», «Мусор - друг или враг?» и др.

Задания 4-й микрогруппе «Вторая жизнь бумаги»

1. Рассматривание серии картин «Как бумага приходит в дом».

2. Исследовательская деятельность «Какой бывает бумага?» (опыты).

3. Беседа «Для чего собирают макулатуру?».

4. Конструирование из бумаго-картонных материалов «тёплых» домиков, мебели, одежды.

5. Решение проблемных вопросов: «Стоит ли перерабатывать бумагу?», «Где и для чего можно использовать старую бумагу?», «Как превратить старую бумагу в полезную вещь?».

6. Сбор макулатуры.

Задания для детей всей группы

1. Наблюдение за работой мусоровозов, дворников, родителей по уборке мусора в доме, дворе, на даче и др.

2. Изучение истории изобретения различных предметов: бумаги, мебели, посуды, одежды (о важности бережного отношения к природным ресурсам и переработке бытовых отходов).

3. Экскурсии с наблюдением «Наш чистый двор, район, город».

4. Решение проблемных задач: «Что будет, если не убирать мусор?», «Как экономить бумагу для художественного творчества в нашей группе?».

5. Рассматривание мусороуборочной техники.

6. Встречи и беседы с дворником, сотрудником ЖЭСа, завхозом дошкольного учреждения, с кухонным рабочим. Рассматривание их рабочих инструментов.

7. Ознакомительные беседы: «Зачем надо сортировать мусор и бытовые отходы?», «Можно ли сжигать мусор: на природе, даче, во дворе, в печке?».

8. Составление сказок, загадок и рассказов о приключениях ненужных вещей в природе, в городе, в доме.

9. Проведение опытов (исследовательская деятельность): «Что происходит с разными бытовыми отходами, если их закопать в землю, утопить, оставить на открытом воздухе на определённое время?».

10. Проведение акций: « », «Соберём металлолом!».

11. Проведение трудовых рейдов: «Наш чистый двор», «Самая чистая группа», «Поможем родителям в уборке квартиры!», «Сортируем мусор в группе!».

12. Оформление совместно с родителями плакатов, памяток (продуктивная деятельность) на тему «Время менять привычки».

13. Чтение художественной литературы с рассматриванием и беседы по иллюстрациям.

Педагоги:

1. Изготовление атрибутов, карточек-схем, моделей для занятий, наблюдений, экспериментов.

2. Составление рассказов: «Как сделать мусор другом?», «Как мы помогаем стране экономить природные и энергоресурсы?», «Меньше мусора - богаче страна!».

3. Подготовка выставки совместного творчества по результатам продуктивной деятельности детей и родителей: «Игрушка из бросового материала», «Вторая жизнь ненужных вещей».

4. Подготовка дефиле одежды из бросового материала.

5. Организация и проведение акций по сбору макулатуры, металлолома, вторсырья.

6. Подготовка и написание плана участия детей в акции «Мы - маленькие спасатели Земли от мусора» и презентации фотоальбома «Спасаем землю от мусора».

Родители:

1. Сочинение совместных с ребёнком рассказов, сказок: «Как мы бережём окружающую среду от мусора», «Меньше мусора - богаче семья!».

2. Наблюдение с ребёнком за уборкой мусора в квартире, во дворах, в парках и объектах социально-культурного назначения, зарисовка результатов в дневниках.

3. Участие в организации среды по теме проекта:

Сбор и сортировка материала для изготовления атрибутов к играм, занятиям;

Изготовление моделей одежды из бросового материала и старых вещей.

4. Оформление зарисовок эпизодов сказки и изготовление плакатов, поделок «Надо беречь ресурсы!».

5. Оформление дневника наблюдений ребёнка по теме проекта.

Третий этап проекта.

Задачи:

  • закрепить навыки бережного отношения к природным и энергоресурсам;
  • воспитывать бережливость, аккуратность, чувства патриотизма, коллективизма;

Дети:

1. Оформление и презентация альбома «Спасём город от мусора!».

2. Презентация выставок: «Вторая жизнь ненужных вещей», «Игрушка из бросового материала», дефиле моделей одежды из бросового материала.

3. Презентация моделей домиков для кукол из бросового и упаковочного материала.

Педагоги:

1. Оформление выставки продуктивной деятельности детей и взрослых «Меньше мусора - богаче страна!».

2. Организация презентации моделей одежды, выставок из бросового материала.

3. Проведение анализа проектной деятельности и его результатов.

4. Выдвижение новых проблем вместе с детьми.

5. Организация и проведение презентации материалов проекта.

Родители:

1. Участие в оформлении выставки продуктивной деятельности детей и взрослых по проекту.

2. Участие в презентациях фотоальбома, дефиле, выставок игрушек и атрибутов, одежды из бросового материала, сделанных руками детей и родителей.

ОПЫТЫ.

ЧТО В КОРОБКЕ?

ЦЕЛЬ: познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа); показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.

ОСНАЩЕНИЕ: коробка с крышкой, в которой сделана прорезь; фонарик, лампа.

Взрослый предлагает детям узнать, что находится в коробке (неизвестно) и как обнаружить, что в ней (заглянуть в прорезь). Дети смотрят в прорезь и отмечают, что в коробке темнее, чем в комнате. Взрослый спрашивает, что нужно сделать, чтобы в коробке стало светлее (полностью открыть прорезь или открыть крышку, чтобы свет попал в коробку и осветил предметы внутри нее). Взрослый открывает прорезь, и после того как дети убеждаются, что в коробке стало светло, рассказывают о других источниках света - фонарике и лампе, которые по очереди зажигает и ставит внутрь коробки, чтобы дети увидели свет через прорезь. Вместе с детьми сравнивает, в каком случае видно, и делает вывод о значении света.

КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?

ЦЕЛЬ: понять, что источники света могут принадлежать к природному и рукотворному миру.

ОСНАЩЕНИЕ: Иллюстрации пейзажей, событий в разные части суток.

Дети заранее вместе с родителями наблюдают на улице за освещенностью в разные части суток (утро, день, вечер, ночь), за луной. Вспоминают свои наблюдения и сравнивают освещенность солнцем и луной. Взрослый предлагает детям изготовить модель (круговую диаграмму) частей суток: подобрать цвет (объясняя свой выбор степенью белизны бумаги и цвета) и раскрасить сектора или проклеить их цветной бумагой. Дети подбирают иллюстрации (пейзажи и изображения режимных моментов) по каждой части суток.

ВОЛШЕБНЫЕ ЛУЧИ.

ЦЕЛЬ: понять, что освещенность предмета зависит от силы источника и удаленности от него.

ОСНАЩЕНИЕ: свеча, настольная лампа, два фонарика разной мощности.

Взрослый вместе с детьми освещает издалека фонариком картину и предлагает детям определить изображение. Обсуждает, почему плохо видно; что сделать, чтобы разглядеть изображение лучше (приблизить фонарь или заменить его на более сильный). Дети пробуют оба варианта, обсуждают результаты и делают вывод (освещенность зависит от источника: чем он ближе и сильнее, тем больше света, и наоборот).

СВЕТ ВОКРУГ НАС.

ЦЕЛЬ: определить принадлежность источников света к природному и рукотворному миру, назначение, некоторые особенности строения рукотворных источников света.

ОСНАЩЕНИЕ: картинки с изображением источников света (солнце, луна, звезды, месяц, светлячок, костер, лампа, фонарик), несколько предметов, которые не дают света.

Взрослый предлагает детям определить, темно сейчас или светло, и объяснить свой ответ (видим все, что вокруг нас). Выяснить, что светит сейчас (солнце), что может осветить предметы, когда в природе темно (лампа, костер). Затем взрослый предлагает выбрать те картинки, где изображены предметы, дающие свет; разделить их на две группы (рукотворный, природный мир). Продемонстрировать действие лучины, свечи, настольной лампы, фонарика. Сравнить результат (что светит ярче). Разложить в такой же последовательности картинки с их изображением. Рассмотреть особенности строения предложенных предметов, обсудить назначение и особенности их использования.

Цикл опытов на тему: «ЭЛЕКТРИЧЕСТВО»

« КАК УВИДЕТЬ МОЛНИЮ?»

Цель: Выяснить, что гроза - проявление электричества в природе.

Материал: Кусочки шерстяной ткани, воздушный шар, рупор.

Проведение опыта. Сложенные друг на друга кусочки ткани дети натирают воздушным шаром (или пластмассовым предметом). Подносят к ним рупор (для усиления звука) и медленно разъединяют ткань. Выясняют, что произошло с тканью при натирании (она наэлектризовалась), появился треск - проявление электричества).

«ПОЧЕМУ ЛАМПОЧКА СВЕТИТ?»

Цель: Понимать принцип работы электроприбора.

Материал: Батарейка для фонарика (4,5В), тонкая проволока, маленькая лампочка с припаянными проводами, игрушка «сова» из бумаги.

Проведение опыта. Дети рассматривают игрушку со спрятанной внутри батарейкой. Взрослый предлагает разгадать «секрет», почему глаза у этой игрушки светятся. Дети выполняют действия: рассматривают источник электричества, его устройство, отсоединяют лампочку, подсоединяют к клеммам тонкую проволоку, пробуют ее на ощупь. Выясняют, что служит источником света: в прозрачной колбе находится проволочка, когда подсоединяют батарейку, проволочка внутри раскаляется, начинает светиться, от этого и лампочка становится теплой. Дети объясняют, что так же действует электронагреватели в электрочайнике и утюге.

Цикл опытов на тему: «ТЕПЛО»

Опыт «ТЁПЛЫЙ — ХОЛОДНЫЙ»

Цель: ознакомление с предметами, по-разному проводящими тепло; научить определять на ощупь, какой предмет самый тёплый.

Материал: деревянные, металлические и пластмассовые предметы.

Действия: предметы расположить на солнечной стороне подоконника. Через некоторое время предложить детям определить тактильным способом, какой из предметов нагрелся больше.

Вывод: металлические предметы нагреваются быстрее.

Опыт «ГДЕ ЖИВЁТ ТЕПЛОТА?»

Цель: — закрепление понятия об источниках тепла (солнце, батарея, руки, пламя свечи и др.); демонстрация изменения агрегатного состояния вещества в зависимости от тепла.

Материал: пластилин по количеству детей, свеча, металлическая тарелка.

Действия: перед проведением опыта подержать пластилин в прохладном месте. Затем детям предлагается попробовать слепить из него что-нибудь. Дети рассуждают, что надо сделать с пластилином, чтобы с ним было удобно работать. Взрослый предлагает им попробовать несколько вариантов, как согреть пластилин (на солнце, на батарее, в руках, над пламенем свечи).

Вывод: пластилин при нагревании становится мягким. При нагревании над пламенем свечи пластилин становится жидким. Это значит, что в зависимости от источника тепла пластилин может находиться в разном состоянии (твёрдый, мягкий, жидкий).

Наблюдение «КОМУ НУЖНО ТЕПЛО?»

Цель: формирование у детей элементарных понятий о важности тепла и его значении в жизни человека.

Действия: воспитатель предлагает детям в начале прогулки определить по своим ощущениям, тепло ли им. После проведения подвижных игр взрослый просит сравнить свои тепловые ощущения с первоначальными. Затем детям предлагается понаблюдать за прохожими, растениями, насекомыми и определить, кому тепло, а кому холодно.

«ПОМОГИ ЗОЛУШКЕ»

Цель: формировать у детей интерес к экспериментальной деятельности; закреплять знания о статическом электричестве.

Материал: 2-3 емкости с перемешанным перцем и сахаром, вода, сито, карандаши или деревянные палочки.

Проведение опыта. Воображаемая ситуация. «Представьте себе, что Злая Мачеха придумала Золушке новое задание: перемешала перец с сахаром и велела успеть разделить их до утра. Бедная Золушка не знает, как это сделать. Сможем ли мы ей в этом помочь?»

Вариант 1. Можно использовать воду.

Опыт 1. Вода добавляется в одну из емкостей: сахар растворяется, перец всплывает на поверхность воды или, намокнув, располагается в ее толще. (Дети приходят к выводу, что этот вариант не годится: сахар растворяется).

Вариант 2. Можно использовать мелкое сито.

Опыт 2. Содержимое из второй емкости высыпается в сито и просеивается. (Дети приходят к выводу, что этот способ также неудачен, потому что мелкие частички перца плохо проходят через отверстия сита и задерживаются в нем).

Вариант 3. Если дети сами не вспомнят о существовании статического электричества, то воспитатель с помощью наводящих вопросов напоминает им об этом явлении.

Опыт 3. Дети потирают карандаши (деревянные палочки) о свои волосы и прикасаются к смеси. К наэлектризованным предметам быстро прилипает перец. Дети аккуратно его ссыпают в другую емкость. (Перец легче сахара, поэтому свободно прилипает к палочкам под действием электричества).

«ОЖИВШИЕ ВОЛОСЫ».

Цель: познакомить детей с проявлением одного вида электричества.

Материал: расческа.

Проведение опыта. В гости приходит ребенок из другой группы и показывает детям фокус: достает из кармана расческу, потирает ею о свою шерстяную рубашку, дотрагивается до волос. Волосы «оживают», становятся «дыбом».

Вопрос детям: «Почему так происходит?» (Волосы «оживают» под действием статического электричества, возникающего из-за трения расчески с шерстяной тканью рубашки).

исследовательского проекта «Энергосбережение»

Авторы проекта

ОУ

Дети, родители и педагоги

МОУ УВК №130 г.Донецка

Город, область

Донецк,ДНР

Название проекта

«Энергосбережение»

Вид проекта

Исследовательский

Длительность

Средней продолжительности (месяц)

Возрастная группа

Старший дошкольный возраст (дети 6-7 лет)

Образовательная область

Познание. Формирование целостной картины мира. Безопасность.

Цели и задачи проекта

Цель: формирование первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов, элементарных правилах безопасности и энергосбережения.

Задачи:

    формировать у дошкольников представления об электричестве, где оно «живёт», как попадает в дома и используется человеком;

    развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, мыслительную активность и творческие способности;

    воспитывать навыки экологически устойчивого и безопасного стиля жизни; бережное отношение к электроэнергии и теплу;

    развивать коммуникативные навыки;

    вовлекать дошкольников в полезную деятельность по энерго- и ресурсосбережению

Планируемые результаты

После завершения проекта дошкольники смогут:

    проявлять интерес к миру природы, самостоятельно формулировать вопросы и искать на них ответы (самостоятельно и совместно с взрослыми)

    осуществлять поиск информации (самостоятельно и совместно с взрослыми) из разных источников, в т. числе в Интернет

    осуществлять подбор, совместное хранение различных материалов в т.ч., совместное создание различных продуктов деятельности (самостоятельно и совместно с взрослыми)

    собирать, обобщать и оценивать факты, формулировать и представлять собственную точку зрения (самостоятельно и совместно с взрослыми)

    проявлять элементарные навыки рационального природопользования

Краткое содержание проекта

Предлагаемый проект проводится в рамках экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Программа «Истоки», разделы «Социальное развитие», «Познавательное развитие. Мир, в котором мы живём». Может быть реализован с детьми 5-7 лет.

В результате самостоятельных элементарных опытов и исследований, направленных на изучение электричества, его значения в жизни человека, у детей формируются естественнонаучные представления об объектах неживой природы.

В ходе работы над проектом дети также ответят на вопросы: «Как организовать эффективный поиск информации? Что для этого можно использовать?»

В ходе проектной деятельности дети совместно с взрослыми создадут различные продукты деятельности (индивидуальные и совместные): макеты, плакаты, рисунки, «Азбуку безопасности» и т.д.

Этапы реализации проекта

1 этап «Проблемная ситуация»

Что такое электричество? Как оно попадает к нам в дома?

Цель: выявить уровень сформированности представлений об электричестве у детей старшего дошкольного возраста и круг их интересов.

Используется стартовая презентация педагога и модель двух вопросов, заполняются Деревья познаний

Что я знаю

Что я хочу узнать

    Лампочка работает от электричества

    Раньше вместо лампочек были свечи

    Ток находится в проводах

    Троллейбус работает от тока

    Ток опасен, он кусается

    Фонарик светит, потому что в нём батарейка

    Что такое ток и откуда он берётся?

    Как ток попадает к нам в дома?

    Для чего дома нужно электричество?

    Что будет, если исчезнет электричество?

    Как появилась электрическая лампочка?

    Почему опасен ток?

    Как обращаться с током, чтобы он не навредил?

    Может ли закончиться электричество?

    Как нужно беречь электричество?

2 этап «Планирование» (на основе использования модели двух вопросов)

    Выбор тем детско-родительских проектов

    Обсуждение вариантов поиска информации

    Планирование этапов исследовательской деятельности

    Выбор принадлежностей, материала и оборудования который может понадобиться для исследований и продуктивной деятельности

    Обсуждение продуктов деятельности, которые

дети планируют получить в конце проекта

3 этап «Поиск информации» - исследовательский этап

Исследовательский этап включал в себя интеграцию образовательных областей: «познание», «социализация», «безопасность», «здоровье», «коммуникация», «труд», «чтение художественной литературы», «художественное творчество».

Образовательная деятельность

в рамках проекта осуществлялась

    в ходе режимных моментов;

    в процессе организации педагогом различных видов детской деятельности

    в ходе самостоятельной деятельности детей

4 этап «Продукты детской деятельности»

Макеты, плакаты, книга «Азбука безопасности», фотоальбомы, детские иллюстрированные книги, буклеты и т.д.

5 этап «Презентация проекта»

Представление результатов проекта в виде детско-родительских проектов, детские иллюстрированные книги, буклетов, фотоальбомов, продуктов творчества и др.

Краткое описание проекта

Описание методов оценивания

В начале проектной деятельности проводится оценка первоначальных представлений детей старшего дошкольного возраста об электричестве (формирующее оценивание). Во время стартовой презентации педагога уточняются представления дошкольников, строится карта знаний или заполняется дерево познаний, обсуждаются вопросы, на которые дети хотели бы получить ответ, составляется план проведения проекта, который предусматривает активное участие взрослых (педагогов и детей)
Работа над темой исследования заканчивается представлением результатов в презентации и др.

После завершения работы над проектом проводится его презентация, на которой каждый дошкольник демонстрирует результаты своих исследований по определенной теме.

Оценивание результативности данного метода работы с детьми старшего дошкольного возраста. Оценивается уровень сформированности представлений детей об электричестве, логичность представления материала, творческий подход к реализации проекта, а также уровень сформированности коммуникативных навыков дошкольников.

Описание форм образовательной деятельности

Вводная беседа 1 неделя
Проект начинается с обсуждения с дошкольниками вопросов по теме проекта (для этого используется стартовая презентация педагога). Воспитатель предлагает буклет для родителей, объясняющий использование проектного метода при изучении данной темы, и содержащий вопросы, на которые дети совместно с взрослыми будут искать ответы. Взрослые (педагоги и родители) совместно с детьми составляют карту познаний (можно использовать «Дерево познания», на котором размещается информация о том, что знают дети и что они хотят узнать об электричестве).

Дети выбирают тему индивидуального исследовательского проекта. Обдумывают совместно с взрослыми план проведения исследований, выбирают исследовательские методы, формы представления результатов. Обсуждается план работы по проекту. Педагог рекомендует родителям список ресурсов по теме проекта. Обсуждаются вопросы необходимости соблюдения авторских прав. В конце недели с каждым ребенком и его родителями проходит обсуждение планов проведения исследований по выбранной теме. Чтение художественной и научно-познавательной литературы, просмотр мультипликационных и познавательных фильмов, наблюдения, проведение элементарных опытов и экспериментов.

2 неделя

Работа ребенка совместно с взрослыми над проектом (проводят исследования, наблюдения, экскурсии, проводится корректировка плана работы над проектом). С дошкольниками проводятся различные формы образовательной деятельности. Также осуществляется активная работа по сотрудничеству с семьями воспитанников в ходе проектной деятельности (совместные встречи, анкетирование и др.).

3 неделя

Дошкольники совместно с взрослыми готовят результаты исследований, готовятся к презентации исследовательских проектов. Дошкольники защищают свои проекты, пытаются ответить на основополагающий вопрос. В конце недели осуществляется рефлексия работы над проектом через размышление детей и взрослых о том, что удалось и не удалось сделать в данном проекте, какие вопросы необходимо обсудить, или раскрыть в будущих работах.

4 неделя

Обобщаются результаты исследований, проходит презентация детско-родительских и групповых проектов. Оформляется выставка.