Работа с родителями в детском саду по профилактике дтп с участием детей. Методическое пособие по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ методическая разработка (группа) на тему Тема дорожно транспортное происшествие в дет саду

МАДОУ ДСКВ №38 "Домовёнок", г. Нижневартовск

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных образовательных учреждениях

СКАЧАТЬ (полный материал)

Донцова З.О., воспитатель

На основании Федерального Закона «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства.

Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые нашим государством в области законодательного регулирования в вопросах обеспечения безопасности жизнедеятельности дошкольников, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых несчастных случаев с детьми, а также низкого уровня охраны их здоровья и жизни.

Становится очевидным, что ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и воспитанников безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.

Значительный пласт работы - это профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах. Возрастающая плотность уличного движения делает дороги все более опасными для детей и, соответственно, вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма не теряют своей актуальности.

Детский травматизм в нашей стране в десятки и сотни раз превышающий травматизм в других странах, требует перестать относиться к обучению безопасному поведению ребенка на дорогах как второстепенному предмету. Обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах в период нахождения ребенка в детском саду, может уменьшить тяжелые последствия и возможность попадания его в ДТП. Единственное, что может спасти ребенка на дороге, - это вера в запретительные свойства красного цвета. Единственный, кто может его в этом убедить, - взрослый человек. И единственным способом - своим примером.

Причины дорожно-транспортных происшествий

Наиболее распространённые причины дорожно-транспортных происшествий:

1. Выход на проезжую часть в неустановленном месте перед близко идущим транспортом (мало кто из наших детей имеет привычку останавливаться перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать с поворотом головы и контролировать ситуацию слева и справа во время движения).

2. Выход на проезжую часть из-за автобуса, троллейбуса или другого препятствия (наши дети не привыкли идти к пешеходному переходу, выйдя из транспортного средства или осматривать проезжую часть, прежде чем выйти из-за кустарника или сугробов).

3. Игра на проезжей части (наши дети привыкли, что вся свободная территория - место для игр).

4. Ходьба по проезжей части (даже при наличии рядом тротуара большая часть детей имеет привычку идти по проезжей части, при этом чаще всего со всевозможными нарушениями).

Никакой злонамеренности в большинстве случаев нет. На поведение детей на дороге влияет целый ряд факторов, из которых необходимо подчеркнуть особую значимость возрастных и физиологических особенностей детей, которые мы рассмотрим далее.

Основные аспекты взаимодействия ребёнка с «территорией дорожного движения:

· Ребёнок - пешеход

· Ребёнок - пассажир

· Ребёнок - водитель детских транспортных средств (велосипеда, самоката, санок, роликовых коньков и др.)

Эти аспекты являются основой при построении системы работы в ДОУ по ознакомлению дошкольников с Правилами дорожного движения.

Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Её нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она не должна выноситься в самостоятельный раздел, а входить логическим элементом во все виды детской деятельности для того, чтобы полученные «теоретические» знания ребёнок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада. Когда и сколько времени отводить на тот или иной вид деятельности с детьми в данном направлении определяет сам воспитатель в зависимости от условий, темы, сезонности, состояния детей, вида занятий и т.д.

Для каждой возрастной группы необходимо определить цели и ориентиры, к которым должен стремиться воспитатель в своей работе с детьми. Целесообразно объединять некоторые темы (правила поведения на улице - оказание помощи - инвалидность), так как привлечение материалов из другого раздела поможет объяснить детям, какими могут быть последствия правильного и неправильного поведения на улице. К одним и тем же вопросам надо многократно возвращаться, стимулировать интерес ребят, привлекая к этому виду работы всех участников педагогического процесса: педагогов, родителей, общественность, бывших выпускников.

Этапы организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ

по формированию знаний детей о безопасном поведении на улице.

Первый этап - это диагностика - уточнение представлений детей о правилах дорожного движения, то есть их личный опыт, на который может опереться воспитатель. Такая диагностика необходима в каждой возрастной группе: она помогает воспитателю определить знания детей, уровень их возможностей.

Второй этап - это расширение первоначальных представлений детей, накопление новых знаний о правилах безопасности через занятия, беседы, заучивание рифмованных правил.

Третий этап - закрепление полученных знаний и формирование сознательного отношения к соблюдению правил безопасности с помощью чтения и обсуждения произведений художественной литературы, игр-драматизаций, наблюдений во время экскурсий и из личного опыта.

Четвёртый этап - формирование у детей чувства ответственности и предпосылок готовности отвечать за свои поступки . Дети дошкольного возраста именно принимают и усваивают предъявленные к ним требования, а готовность в полной мере отвечать за свои поступки придёт позже.

Пятый этап - развитие у детей чувства контроля и самоконтроля, так как при обучении правилам безопасного поведения эти качества во многом помогают ребёнку вовремя и правильно ориентироваться в создавшейся ситуации.

Особую роль в формировании у детей правил безопасного поведения на улице имеют современные наглядные и технические средства обучения. С их помощью воспитатель может осуществлять инновационные подходы в данном направлении и комплексно решать поставленные задачи:

- воспитательные реализуются через привитие детям «чувства» улицы и её опасности, но не страха перед дорожной средой, а умения ориентироваться в ней;

-развивающие направлены на развитие у детей познавательных процессов: концентрации внимания, воображения, логического мышления, памяти, речи и двигательных навыков по координации движений, что необходимо ребёнку для правильной ориентации на улице;

-обучающие направлены на формирование навыков и полезных привычек безопасного поведения на улице, понимание и осознание опасных и безопасных действий, соответствующих Правилам дорожного движения.

Направления воспитания безопасного поведения

на улице у дошкольников.

I направление - через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различными дорожными ситуациями. Воспринимают и называют предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, анализируя эти отношения и делая выводы.

II направление - через познание действительности с помощью рассказов родителей, воспитателей, чтения художественной литературы, просмотра мультфильмов, телепередач, диафильмов, подвижных, настольных и дидактических игр.

Эти направления необходимо объединить для того, чтобы обогащались, закреплялись и уточнялись все сведения, полученные детьми, как в процессе непосредственного наблюдения окружающей жизни, так и из других источников.

Варианты построения работы по обеспечению

безопасности жизни с дошкольниками:

С детьми разного возраста содержание обучения выстраивается последовательно:

1. Избирательный подход к отбору тематики по ОБЖ по принципу от простого к сложному: для детей младшего возраста - одни; для детей среднего возраста - другие; для детей старшего возраста - третьи.

2. Одинаковая тематика по ОБЖ используется для работы в разных группах.

В обоих случаях должны использоваться методы, соответствующие возрастным особенностям детей. Следует также учитывать такой фактор, как состав группы: летом или во время карантина, когда детей мало, основное содержание материала давать не следует, можно лишь закреплять пройденный материал.

Изучение с детьми дошкольного возраста основ безопасности дорожного движения является достаточно сложной задачей. Это связано с их возрастными и психофизиологическими особенностями восприятия новой для них информации.

Как подготовить ребенка к нестандартным ситуациям? Во-первых, разбирать и оценивать множество реальных ситуаций во время прогулок. Во-вторых, воспитывать чувство настороженности в опасных ситуациях и учить контролировать свои эмоции и реакции. В-третьих, учить управлять своим телом, понимать его физические границы и возможности, переносить приобретенный опыт на новые ситуации.

Полезно приучать ребенка проговаривать свои действия, чтобы они становились частью его мышечной памяти и внутренней речи. Объяснять и повторять детям, как они должны вести себя на улице и в транспорте, нужно столько раз и так часто, чтобы дошкольники не только запомнили и осознали алгоритм поведения, но и действовали в стандартных ситуациях уверенно, компетентно и предусмотрительно, чтобы у них выработалась привычка правильного поведения на улице.

Привычка - это поведение человека, закреплённое многократным повторением. Привычка останавливаться перед проезжей частью, осматривать её слева и справа с поворотом головы, переходить дорогу только в установленном месте, заботиться о своей безопасности может появиться только в результате ежедневной, кропотливой работы, когда полученные детьми теоретические знания по ПДД обязательно закрепляются многочисленным, систематическим практическим повторением. Если ежедневно, подходя к проезжей части, говорить ребёнку: «Стой, дорога!», то останавливаться для него станет привычкой. Если всегда, выйдя из автобуса, вести ребёнка до пешеходного перехода, то такой маршрут для него станет привычным.

Чтобы выработать положительную привычку, не обязательно вести ребёнка к проезжей части. Это можно сделать и в группе, при проведении занятий по правилам дорожного движения, имея минимум дорожных символов и атрибутов.

Формы, методы и средства ознакомления детей с правилами

безопасного поведения на улице.

1. Игровая деятельность:

Подвижные игры;

Дидактические игры;

Настольно-печатные игры;

Сюжетно-ролевые игры;

Игры-драматизации и театрализованные игры;

Игровые практикумы на транспортной площадке.

2. Познавательная деятельность.

Занятия.

Теме ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения может быть отведена часть занятия по любому разделу программы или занятие по ознакомлению с окружающим полностью.

Рассматривание картин и иллюстраций;

Составление описательных рассказов по картине;

Составление рассказов из личного опыта;

Разучивание стихотворений

Разыгрывание игровых обучающих ситуаций правильного и неправильного поведения на улице, в общественном транспорте и т.д.

Решение проблемных задач и ситуаций

Слушание аудиозаписей песенок, сказок

Просмотр мультфильмов, слайдов.

На занятиях по продуктивным видам деятельности целесообразно выполнять индивидуальные и коллективные работы соответствующей тематики, используя спектр возможностей для моделирования с различными материалами; раскрашивать картинки в книжках-раскрасках;

В конструктивной деятельности предлагать детям строительный материал, при помощи которого можно построить дороги. Переезд, перекрёсток, различные здания, транспорт.

На занятиях по развитию элементарных математических представлений необходимо создать условия для освоения правил уличного движения, связанных с дифференцированием пространственных направлений (по какой стороне тротуара надо ходить, как обходить стоящий транспорт, где переходить улицу); следует учить пользоваться планами, схемами, моделями (найти дорогу по словесному описанию, по рисунку, схеме); решать логические задачи, задачи-шутки.

Беседы, викторины.

Данные формы работы проводятся с целью выявления имеющихся знаний и представлений детей, определения направлений, по которым необходимо проводить в дальнейшем специальное обучение. Примерные темы бесед, викторин:

· «Почему детям нельзя выходить на улицу без взрослых?»

· «Почему нельзя играть на тротуаре?»

· «Какие правила нужно соблюдать при переходе дороги?»

· «Что вы знаете о работе инспекторов ГИБДД?»

· «Для кого предназначены дорожные знаки?»

· «Как надо вести себя в общественном транспорте?» и т.д.

Игровые проекты: «Добрая дорога детства», «Дорожная азбука», «Школа Светофорика», «Школа Спасайкина», «Азбука пешехода».

Разрабатываются и проводятся с целью более «глубокого погружения» ребёнка в проблему и вовлечения в работу взрослых участников дорожного движения. В рамках проектов проводятся:

Охранные акции, которые планируются в соответствии с климатическими и сезонными условиями: «Осторожно, гололёд!», «Внимание, снегопад (туман)!», «День вежливого пешехода и водителя», «Безопасный путь в детский сад» и т.д.

Фоторепортажи;

Праздники, викторины, спектакли;

Выпускаются сигнальные листовки, газеты;

Оформляются фотостенды.

3. Художественная деятельность.

Чтение художественной литературы.

Педагог должен подбирать произведения, в которых наиболее ярко описаны правила безопасного поведения на улице.

Методика работы с художественным произведением предполагает:

· выразительное, эмоциональное чтение произведения;

· повторное чтение произведения и вовлечения детей в несложный анализ содержания, подводя их к осознанию причины нарушения правил и возможности их избежать;

· беседа с детьми по содержанию, используя иллюстрации книги и подобранные специально;

· разучивание рифмованных правил или стихов.

В рамках художественно-изобразительной деятельности следует организовывать:

Конкурсы рисунков;

Выставки моделей, макетов;

Изготовление атрибутов к играм.

В рамках художественно-речевой деятельности проводятся:

Вечера загадок;

Викторины;

Конкурсы стихов и рассказов;

Развлечения, праздники;

Спектакли, театрализованные постановки.

В ходе игр, инсценировок, викторин дети постигают и закрепляют важные правила пешехода. Проведение праздников, развлечений является эффективной формой работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и обучению правилам дорожного движения.

Тематика праздников:

  • « Творческая мастерская «Путешествие «Светофорика»,
  • « Театрализованное представление «Школа светофорных наук»,
  • « Викторина «Жители страны «Дорожная»,
  • « Спортивная эстафета «Веселый перекресток»,
  • « Выставка плакатов «Опасайся бед, пока их нет».

доступное детям дошкольного возраста.

Общие представления:

· Знать имя, фамилию, домашний адрес, телефон

· Иметь представления об опасных ситуациях, которые могут возникнуть на улице и при играх во дворе дома; при катании на велосипеде (самокате, роликовых коньках)

Представления об опасных ситуациях на отдельных участках пешеходной части улицы:

Знать следующие правила дорожного движения:

· Переходить улицу только на зелёный свет светофора.

· Не играть на дороге или около проезжей части.

· Переходить улицу только по пешеходному переходу.

· При переходе улицы сначала посмотреть налево, а дойдя до середины - направо.

· Знать устройство проезжей части.

· Знать некоторые дорожные знаки для пешеходов и водителей.

Знать правила поведения в транспорте:

· Нельзя детям ездить на транспорте без родителей, без сопровождения взрослых.

· Не стоять у дверей.

· Разговаривать тихо, чтобы не мешать другим.

· Нельзя высовываться и выставлять руки в открытые окна.

· Уступать место пожилым людям, пассажирам с маленькими детьми.

Знать и соблюдать правила поведения во дворе:

· Не ходить никуда без разрешения взрослых.

· Играть только на детской площадке.

· Не играть близко от проезжей части дороги.

· Не кататься по проезжей части дороги.

В организации работы по профилактике ДДТТ следует соблюдать следующие принципы:

1. Системность.

Работа должна проводиться в течение всего учебного года при гибком распределении содержания в течение дня. В зимний период целесообразно организовывать занятия и игры на макетах, в игровых уголках и летом чаще проводить их на участках с нанесенными элементами дорожной разметки. Во время прогулок по улицам города обращать внимание детей на то, что движение транспорта и пешеходов подчинено особым правилам, строго соблюдать правила перехода улицы.

2. Учет местных условий.

Создавая развивающую среду, включающую пособия, игры, игровые материалы, следует учитывать, что у городских и сельских дошкольников различный опыт поведения на улицах и дорогах. Сельские дети, попадая в город, часто оказываются неподготовленными к правильному поведению на улице и в транспорте. У городских детей могут возникнуть проблемы в условиях сельской местности: теряется бдительность, осторожность на дороге. В процессе целенаправленной педагогической работы можно компенсировать неосведомленность детей о правилах поведения в непривычных условиях, если использовать макеты городской и сельской улицы, загородной дороги. Очень важно, чтобы городской ребенок при необходимости смог бы отыскать дорогу домой, перейти улицу в наиболее безопасном для этого месте.

3. Учет возрастных особенностей в содержании и формах работы.

Большое внимание должно уделяться вопросам повышения квалификации педагогов по данной проблеме. Для этого в методическом кабинете должна быть создана соответствующая материально-техническая база; для педагогов и совместно проводятся различные методические мероприятия:

1. Оформляются папки-передвижки об обязанностях пешехода и пассажира.

2. Проводятся семинары, практикумы, круглые столы.

3. Организуется консалтинг для педагогов с приглашением специалистов ГИБДД, медиков, психологов.

4. Проводятся мультимедийные презентации из опыта работы ДОУ города.

Организация предметно - развивающей среды в ДОУ по формированию у детей дошкольного возраста знаний и навыков безопасного поведения на улице.

Организующая функция. Имеет в своей основе цель предложить ребенку атрибуты, игры, двигательные игрушки для активного их использования в разных видах деятельности по формированию навыков безопасного поведения на улице.

Воспитательная функция. Наполнение и построение развивающей среды должны быть тщательно сориентированы на создание воспитательных ситуаций в конкретных условиях проживания.

Развивающая функция. Развивающая среда по формированию навыков безопасного поведения на улице и дороге организуется с учётом индивидуальных особенностей детей конкретной группы и степенью усвоения ими необходимых знаний и навыков.

Педагог должен использовать в работе по данному направлению все возможности предметно - развивающей среды учреждения и группы, участвуя в её преобразовании.

При этом он должен учитывать, что дети младшего возраста, в основном, манипулируют с предметами окружающей среды, а игры детей старшего возраста направлены на моделирование мира через алгоритм сюжетных событий.

Работа с родителями по формированию у детей дошкольного возраста

знаний и навыков безопасного поведения на улице.

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма - проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей - воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.

Сотрудничество с родителями не должно носить декларативный и назидательный характер. Такой стиль общения не может быть эффективным. Задача воспитателя перевести родителей из разряда пассивных слушателей в активных участников воспитательно-образовательного процесса. Родители должны постоянно помнить об ответственности за своих несовершеннолетних детей, из-за неосторожного поведения которых, а порой и вполне сознательного нарушения Правил дорожного движения может произойти дорожно-транспортное происшествие.

Значимость семейного воспитания состоит в том, что оно осуществляется постоянно, начиная с рождения ребёнка, и строится на основе близких эмоциональных контактов между родителями и детьми. Первоочередная задача - выработка единого подхода, единых педагогических требований к ребёнку по данному вопросу со стороны педагогов детского сада и родителей.

Направления работы с родителями по профилактике детского дорожного травматизма:

- привлечение внимания родительской общественности к существующей проблеме, в разъяснении родителям необходимости соблюдения Правил дорожного движения и привлечение их к созданию условий, способствующих формированию у детей знаний и навыков пешеходов;

Выработка плана совместных действий;

Пропаганда безопасного поведения на улице всех участников дорожного движения средствами наглядной информации: плакатов, стенгазет, буклетов, журналов, видеороликов, фотостендов с целью предупреждения опасного поведения на улице;

Повышение уровня компетентности взрослых в знании правил дорожного движения культуры поведения на улице;

Активизация внедрения детских удерживающих устройств в автомобилях;

Ознакомление с психофизиологическими и возрастными особенностями восприятия дошкольниками и первоклассниками информации по основам безопасности дорожного движения;

Информирование о формах и методах воспитания у ребёнка уважения к правилам дорожного движения и их выполнения;

Активизация участия родителей в педагогическом процессе дошкольного учреждения: в организации и проведении совместных мероприятий с использованием их профессионального опыта медицинского работника, сотрудника милиции;

Приглашение к сотрудничеству в организации предметно-развивающей среды в помещении и на улице дошкольного учреждения;

Ознакомление с результатами мониторинга динамики дорожно-транспортного травматизма в районе, городе, крае;

Изучение общественного мнения по проблемам безопасности дорожного движения и реализации мероприятий по профилактике детского дорожного травматизма;

Привлечение к проведению пропагандистских кампаний, направленных на формирование у участников дорожного движения устойчивых стереотипов законопослушного поведения;

Повышение роли родительской общественности в проведении профилактических мероприятий с детьми, родителями и сотрудниками детского сада;

Совершенствование форм взаимодействия детского сада и семьи по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Просвещение родителей по вопросам обучения детей правилам дорожного движения.

Большое внимание в детском саду должно уделяться работе с родителями. На собраниях и в беседах с помощью наглядной пропаганды следует подчеркивать ту моральную ответственность, которая лежит на взрослых. Безоговорочным подчинением требованиям дорожной дисциплины родители должны подавать пример детям, так как нарушать правила поведения дошкольники учатся, прежде всего, у взрослых. Только в тесном содружестве детского сада и семьи у детей можно выработать твердые навыки культурного поведения на улице, ту дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку. Тогда и привычка правильно ходить по улице станет у детей нормой поведения.

Организуя столь важную работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с родителями воспитанников нужно продумать их участие в проводимых мероприятиях. Следует посвятить этому отдельное родительское собрание, на котором ознакомить родителей с основными мерами по обеспечению безопасности их детей на улицах.

Проект, направленный на создание в ДОУ условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах города, на ознакомление детей с правилами дорожного движения, развития у них самостоятельности, внимательности, осмотрительности на дорогах, воспитания навыков личной безопасности, что особенно актуально для старших дошкольников, которым скоро предстоит идти в школу.

Данный материал будет полезен руководителю МБДОУ, старшему воспитателю, воспитателям разных возрастных групп (в том числе старших и подготовительных групп).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический проект

  • «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ»

Описание материала :

Под «Профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма» понимается целенаправленная деятельность по своевременному выявлению, предупреждению и устранению причин и условий, способствующих дорожно-транспортным происшествиям, в которых погибают и получают травмы дети и подростки.

В связи с этим, предлагаю Вашему вниманию проект, направленный на создание в ДОУ условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах города, на ознакомление детей с правилами дорожного движения, развития у них самостоятельности, внимательности, осмотрительности на дорогах, воспитания навыков личной безопасности, что особенно актуально для старших дошкольников, которым скоро предстоит идти в школу.

Данный материал будет полезен руководителю МБДОУ, старшему воспитателю, воспитателям разных возрастных групп (в том числе старших и подготовительных групп).

Тип проекта

Информационный, практико-ориентированный, комплексный, долгосрочный, в рамках Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 65» города Дзержинск Нижегородской области

Сроки реализации проекта: 1 год

Участники: дети дошкольных групп, родители воспитанников, воспитатели ДОУ, музыкальный руководитель, старший воспитатель.

Актуальность

Проблема безопасности дорожного движения на данный момент является одной из достаточно важных городских проблем. Население городов растет, увеличивается и количество автомобилей, принадлежащих частным лицам. Данная тенденция сопряжена с увеличением числа дорожно-транспортных происшествий. Так, по Нижегородской области, за 8 месяцев 2018 года возросло количество дорожных аварий с участием детей на 0,9%, количество раненных в них детей выросло на 1,9%. На территории Нижегородской области зарегистрирован рост ДТП на 37,5%, в которых погибли дети. Наиболее остро стоит вопрос о дорожном травматизме с участием детей - пассажиров, количество ДТП с которыми возросло на 2,2%. Почему это происходит? Нередко ребенок недооценивает реальной опасности, грозящей ему на дороге, отчего и относится к Правилам дорожного движения без должного внимания. Наиболее распространёнными причинами дорожно-транспортных происшествий являются:

  • Выход на проезжую часть в неустановленном месте перед близко идущим транспортом (мало кто из наших детей имеет привычку останавливаться перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать с поворотом головы и контролировать ситуацию слева и справа во время движения).
  • Выход на проезжую часть из-за автобуса, троллейбуса или другого препятствия (наши дети не привыкли идти к пешеходному переходу, выйдя из транспортного средства или осматривать проезжую часть, прежде чем выйти из-за кустарника или сугробов).
  • Игра на проезжей части (наши дети привыкли, что вся свободная территория – место для игр).
  • Ходьба по проезжей части (даже при наличии рядом тротуара большая часть детей имеет привычку идти по проезжей части, при этом чаще всего со всевозможными нарушениями).

На поведение детей на дороге влияет целый ряд факторов, из которых необходимо подчеркнуть особую значимость возрастных особенностей детей:

Физиологические

1. Ребёнок до 8 лет ещё плохо распознаёт источник звуков (он не всегда может определить направление, откуда доносится шум), и слышит только те звуки, которые ему интересны.

2. Поле зрения ребёнка гораздо уже, чем у взрослого, сектор обзора ребёнка намного меньше. В 5-летнем возрасте ребёнок ориентируется на расстоянии до 5 метров. В 6 лет появляется возможность оценить события в 10-метровой зоне, что составляет примерно 1/10 часть поля зрения взрослого человека. Остальные машины слева и справа остаются за ним не замеченными. Он видит только то, что находится напротив.

3. Реакция у ребёнка по сравнению со взрослыми значительно замедленная. Времени, чтобы отреагировать на опасность, нужно значительно больше. У взрослого пешехода на то, чтобы воспринять обстановку, обдумать её, принять решение и действовать, уходит примерно 0,8-1 сек. Ребёнку требуется для этого 3-4 секунды. Ребёнок не в состоянии на бегу сразу же остановиться, поэтому на сигнал автомобиля он реагирует со значительным опозданием. Даже, чтобы отличить движущуюся машину от стоящей, семилетнему ребёнку требуется до 4 секунд, а взрослому на это нужно лишь четверть секунды.

4. Надёжная ориентация «налево – направо» приобретается не ранее, чем в семилетнем возрасте.

Психологические

1. У дошкольников нет знаний и представлений о видах поступательного движения транспортных средств (т.е. ребёнок убеждён, основываясь на аналогичных движениях из микромира игрушек, что реальные транспортные средства могут останавливаться так же мгновенно, как и игрушечные). Разделение игровых и реальных условий происходит у ребёнка постепенно уже в школе.

2. Внимание ребёнка сосредоточенно на том, что он делает. Заметив предмет или человека, который привлекает его внимание, ребёнок может устремиться к ним, забыв обо всём на свете. Догнать приятеля, уже перешедшего на другую сторону дороги, или подобрать уже укатившийся мячик для ребёнка гораздо важнее, чем надвигающаяся машина.

3. Ребёнок не осознаёт ответственности за собственное поведение на дороге. Не прогнозирует, к каким последствиям приведёт его поступок для других участников движения и для него лично. Собственная безопасность в условиях движения, особенно на пешеходных переходах, зачастую им недооценивается.

Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, для нашего дошкольного учреждения актуальным стал поиск новых интересных форм работы с детьми и родителями.

Цель проекта

Создание в ДОУ условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах города.

Задачи проекта

Направленные на педагогов:

  • Повысить педагогическую компетентность педагогов по организации работы, нацеленную на обучение детей безопасному поведению.
  • Создать условия для обучения детей правилам безопасного поведения через организацию предметно – развивающей среды в ДОУ.
  • Привлечь к взаимодействию организации социума.

Направленные на детей:

Образовательные :

1. Формировать представления детей о безопасном поведении на дорогах города.

2. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.

3. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.

4. Формировать у детей практические навыки поведения в различных ситуациях городского движения и соответствующую модель поведения.

Развивающие :

1. Развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге;

2. Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков;

Речевые:

1. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике ;

2. Развивать связную речь.

Воспитательные: Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно- транспортном процессе.

Направленные на родителей:

Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей, привлекать родителей к совместной деятельности с детьми.

Принципы организации образовательного процесса:

  • Последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем.
  • Наглядности – дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
  • Деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
  • Интеграции – интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.
  • Дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.
  • Возрастной адресованности –содержание используется для работы в группах с усложнением, соответствующим возрастным особенностям детей.
  • Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи – ничто не убеждает лучше примера родителей.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Сроки исполнения

Ответственный

Методическая работа

Разработка плана работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

сентябрь

Старший воспитатель

Инструктаж с воспитателями по охране жизни и здоровья детей, по предупреждению детского травматизма (см. «Перечень инструкций по охране труда ДОУ»)

сентябрь

Заведующий МБДОУ

Обзор статей Интернет-ресурса по теме «Профилактика ДДТТ и ПДД»

октябрь

Воспитатели подготовительной группы, старший воспитатель

Оформление стенда в методическом кабинете «В помощь воспитателю» – «Изучаем ПДД»:

  • нормативно – правовая база;
  • организация образовательного процесса в ДОУ (циклограмма образовательной деятельности в разных возрастных группах);
  • методические рекомендации по организации образовательной деятельности с детьми в разных возрастных группах, разработки праздников, экскурсий, целевых прогулок, бесед;
  • иллюстративный материал;
  • список методической и художественной литературы

Сентябрь, октябрь

Старший воспитатель

Проведение Недели безопасности дорожного движения (с 24 по 28 сентября 2018-2019 гг.), актуализация «Паспорта безопасности»

Встреча с сотрудником ОГИБДД «Как научить дошкольника не попадать в типичные дорожные «ловушки»

По согласованию

старший воспитатель

Изготовление методических игр и пособий

в течение года,

по мере необходимости

воспитатели

Выступления на родительских собраниях «Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма»

в течение года

Сотрудник отдела пропаганды ОГИБДД УМВД России по г.Дзержинску

Подготовка выступлений на родительских собраниях «Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма»

В течение года

Воспитатели

Обновление и размещение информационного материала для родителей в раздевалках групп по теме

ежеквартально

воспитатели

Размещение информации для родителей по теме на сайте МБДОУ

в течение года

Заведующий,

старший воспитатель

Подготовка к участию в конкурсах, акциях муниципального, регионального, межрегионального уровней по ПДД

В течение года,

Старший воспитатель

Контроль «Готовность групп к новому учебному году». Анализ развивающей предметно-пространственной среды в группах по обучению дошкольников ПДД

сентябрь

старший воспитатель

Анализ результативности проводимых профилактических мероприятий педагогами с детьми

май

старший воспитатель

Работа с детьми

Проведение мероприятий с детьми в рамках ежегодной городской акции «Внимание, дети!»

сентябрь, май

Воспитатели, старший воспитатель

«Неделя безопасности дорожного движения»

В соответствии с годовым планом учреждения

Сотрудничество с творческими коллективами театров и студий по теме «Безопасность дорожного движения»

В течение года

Целевые прогулки (улицы города, транспорт, пешеходный переход, светофор и др.), игры, самостоятельная продуктивная деятельность, театрализация, беседы, выставки, изготовление макетов, лэпбуков для проигрывания дорожных ситуаций с детьми возрастных групп, конкурсы, викторины, соревнования, просмотры видеофрагментов по безопасности дорожного движения.

В соответствии с возрастом, по календарным планам, ежемесячно

Воспитатели,

Музыкальные и физкультурные развлечения

В течение года, в соответствии с планом

музыкальный руководитель, воспитатели

Проведение викторины с детьми подготовительной группы "Дорожная азбука"

май

воспитатели

Проведение бесед с детьми старшего дошкольного возраста по профилактике дорожно – транспортного травматизма

ежеквартально

Старший воспитатель, воспитатели

Выставка детского творчества «ПДД - наши лучшие друзья» на группах

апрель

Дети старшего дошкольного возраста

Проведение организованной образовательной деятельности на игровой основе с использованием пособий «Безопасность на дорогах», «История светофора», «Дорожные знаки»

В течение года, в соответствии с перспективным планированием

Воспитатели групп

Ознакомление с детской художественной литературой по ПДД, заучивание стихов, составление картотек загадок

В течение года

Воспитатели групп,

родители

Музыкально – спортивный праздник «Красный, желтый, зеленый»

май,

в соответствии планом ДОУ

музыкальный руководитель,

воспитатели

В течение года

Педагоги ДОУ

Работа с родителями

Участие родителей в ежегодной городской акции «Внимание, дети!»

Проведение блиц-опроса

сентябрь, май

Педагоги ДОУ, сотрудники ОГИБДД

Участие родителей в проведении «Недели безопасности дорожного движения»,

Консультация для родителей: «Как научить ребенка соблюдать правила дорожного движения»

Практикум: «Как поступить в данной ситуации»

Организовать дискуссию «Легко ли научить ребенка правильно вести себя на дороге?»

В течение года

Воспитатели, старший воспитатель

Проведение родительских собраний с рассмотрением вопросов:

Схема безопасного маршрута к ДОУ;

Необходимость применения детских удерживающих устройств в автомобилях;

Ответственность родителей за последствия приобретения своим детям технических средств передвижения (роликовые коньки, самокаты, велосипеды);

Родители - пример для ребенка в правильном поведении на дороге.

По графику проведения родительских собраний

Воспитатели, старший воспитатель

Индивидуальные беседы с родителями о соблюдении правил безопасности детей на дороге

По мере необходимости

Воспитатели

Участие родителей в конкурсе совместных творческих работ «ПДД - наши лучшие друзья»

сентябрь

Воспитатели

Обновление материалов стенда «Правила дороги»

1 раз в квартал

старший воспитатель

Подготовка информационного материала для родителей в раздевалках возрастных групп

«Самые важные правила- правила дорожного движения!», «Это надо знать»,

«Памятка по правилам дорожного движения»

1 раз в квартал

Воспитатели

Обновление информации по предупреждению ДДТТ на сайте ДОУ

По мере необходимости

Заведующий МБДОУ

Участие в конкурсах муниципального, регионального, межрегионального уровней по ПДД

В течение года,

в соответствии с условиями конкурсов

Родители,

Воспитатели групп,

старший воспитатель

Обновление и пополнение предметно-развивающей среды

В течение года

Старший воспитатель

Обновление разметки на территории учреждения

летний период

Зам. зав. по АХР

Пополнение методической и детской литературой, наглядными пособиями методического кабинета, групп по обучению правилам безопасного поведения на дороге

По мере необходимости

старший воспитатель

Приобретение (изготовление, обновление) игрового материала для развертывания режиссерских, сюжетно-ролевых игр: «Путешествие по улицам города», «Улица и пешеходы», «Светофор», «Путешествие с Незнайкой», «Поездка на автомобиле», «Автопарковка», «Станция технического обслуживания», «Автомастерская», «Путешествие по городу», «Поездка на дачу», «У бабушки в поселке» (лэпбуки, макеты)

По мере необходимости

воспитатели

Этапы проекта:

1 этап (постановка проблемы)

3 этап (работа над проектом)

4 этап (презентация)

5 этап (постановка новой проблемы)

1 этап (постановка проблемы)

Поставить проблему перед педагогами МБДОУ «Организация работы по профилактике ДДТТ и ПДД»

Поставить проблему перед детьми «Для чего необходимо знать правила дорожного движения?»

Поставить проблему перед родителями «Безопасность дорожного движения и наши дети»

Определить продукты проекта:

А) информированность педагогических работников, родителей воспитанников

Организация образовательной деятельности с детьми с учетом интеграции образовательных областей

Создание предметно-развивающей среды в группах, на участке МБДОУ

Б) создание макетов улиц города;

Создание лэпбуков по ПДД;

Знание правил дорожного движения;

Сформированные практические навыки поведения у детей в различных ситуациях городского движения.

2 этап (обсуждение проблемы, принятие задач)

Довести до детей важность данной проблемы: «Незнание правил дорожного движения может привести к беде!»

Подобрать художественную литературу, подготовить наглядный иллюстрированный материал по теме проекта.

Составить перспективный план работы.

Изучить методическую литературу по теме проекта

Провести с детьми беседы

В ДТП гибнут наши дети, что может быть страшнее?

Часто мы задаемся вопросом: почему дети попадают в дорожно-транспортные происшествия? А ответ простой: дорожное происшествие с ним означает лишь то, что мы, взрослые, где-то недосмотрели, чему-то не научили или же личным примером показали, что можно нарушить «закон дороги». И часто за случаями детского травматизма на дрогах стоит безучастность взрослых к совершаемым детьми правонарушениям.

Для ребенка умение вести себя на дороге зависит не только от его желания или нежелания этого делать. Ребенок является самым незащищенным участником дорожного движения, и во многом поведение детей на дороге обусловлено их восприятием дорожной ситуации. Именно поэтому безопасность детей на дороге можем обеспечить в первую очередь мы, взрослые: родители, воспитатели, прохожие и, главным образом, водители транспортных средств.

С чего же начинается безопасность детей на дороге? Разумеется, со своевременного обучения умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитания потребности быть дисциплинированным на улице, осмотрительным и осторожным. Личный пример - это самая доходчивая форма обучения для ребенка. Помните, если Вы нарушаете Правила, Ваш ребенок будет поступать так же !

Основными причинами дорожно-транспортного травматизма являются:

  • Переход проезжей части в неустановленном месте.
  • Выход на проезжую часть перед близко идущим транспортом.
  • Выход на проезжую часть из-за стоящих машин, сооружений, зеленых насаждений и других препятст-вий.
  • Невнимание к сигналам светофора. Переход проезжей части на красный или желтый сигнал светофора.
  • Хождение по проезжей части при наличии тротуара.
  • Неправильный выбор места перехода дороги при высадке из маршрутного транспорта.
  • Игра на проезжей части и возле неё. Катание на велосипеде, роликах, других самокатных средствах по проезжей части дороги.
  • Нарушение правил перевозки детей, правил проезда в личном и общественном транспорте.

ДЕТИ-ПЕШЕХОДЫ

Необходимо запомнить самому и внушить ребенку: дорожное движение начинается не с проезжей части, а с первых шагов от порога или подъезда дома. Обратите внимание на особенности детского мышления: дети пока не умеют предвидеть опасность и только учатся оценивать скорость движения автомашины при приближении к ним, к тому же из-за своего невысокого роста дети бывают невидимы для водителей, а это опасно для жизни!

Родителям следует помнить, что на детей большое влияние оказывают эмоции. Радость, удивление, интерес к чему-либо заставляют их забывать об опасности, которой они могут быть подвергнуты. Расскажите своему ребенку о том, что он является участником дорожного движения, и какие правила необходимо соблюдать.

Родителям необходимо:

  • Для ознакомления использовать дорожные ситуации при прогулках во дворе, на дороге.
  • Объяснять, что происходит на дороге, какие транспортные средства он видит.
  • Когда и где можно переходить проезжую часть, когда и где нельзя.
  • Рассказать о том, что имеются определенные места чтобы перейти на другую сторону улицы и называются они пешеходными переходами, они обозначены дорожными знаками «Пешеходный переход» и белыми линиями разметки «зебра».
  • Прежде чем перейти дорогу, остановиться у края проезжей части, посмотреть налево, потом направо и, если нет машин, дойди до середины проезжей части, еще раз посмотреть направо и, при отсутствии транспорта, закончить переход.
  • Рассказать о том, что если на пешеходном переходе или перекрестке есть светофор, он покажет когда идти, а когда стоять и ждать. Красный свет для пешеходов - стой, желтый - жди, зеленый - иди. Никогда не переходить улицу на красный и желтый свет, даже если машин поблизости нет.
  • Как только загорелся зеленый свет, не «бросаться» с тротуара на дорогу. Бывает, что у машины неисправны тормоза, и она может неожиданно выехать на пешеходный переход. Поэтому переходить дорогу надо спокойно, убедившись, что автомобили остановились. Переходить, а не перебегать!
  • Объяснить, что опасно играть рядом с дорогой, кататься на велосипеде летом или на санках зимой.
  • Указывать на нарушителей правил, как пешеходов, так и водителей.
  • Развивать представление о скорости движения транспортных средств (быстро едет, медленно, поворачивает).
  • Не запугивать ребёнка улицей: страх перед транспортом не менее вреден, чем беспечность и невнимательность.
  • Читать ребёнку стихи, загадки, детские книжки на тему безопасности
    движения.

Очень важно задуматься и о том, что в осенне-зимнее время начинает рано темнеть, и даже взрослый человек, одетый в темную одежду, для водителя при плохом уличном освещении становиться практически невидимым!

Как в этом случае обезопасить себя и ребенка? Конечно лучше всего в этом случае использовать одежду со световозвращающими элементами. Для детей придумано уже большое количество разнообразных и интересных браслетов, значков и др. аксессуаров.

ДЕТИ-ПАССАЖИРЫ

В общественном транспорте

Кажется, что именно тут ничего трудного и нет, зашел ребенок в автобус, сел и поехал, однако и пассажирам необходимо соблюдать Правила.

Опасность передвижения в общественном транспорте связана, как правило, с резким торможением, к которому пассажиры всегда не готовы.

Родителям необходимо с ранних лет учить ребенка как передвигаться в общественном транспорте.

Сначала нужно правильно зайти в автобус

  • Прежде всего надо объяснить ребенку, что сначала нужно выпустить людей, а лишь затем входить самим.
  • Входя в транспорт, мужчины пропускают вперед женщин. Нужно это обсудить с мальчиком, объяснить, что данные правила поведения приняты в обществе.
  • Зайдя в транспорт, неплохо было бы обратить внимание детей на то, что не стоит задерживаться у дверей.

Как же правильно сидеть в общественном транспорте

  • Один из привлекающих общественное внимание моментов - это расположение ребенка на сиденье. Нужно объяснить, почему не стоит забираться с ногами на сиденье, что после того, как он выйдет на нужной остановке, в автобус сядут другие люди, а сиденье останется грязным. Также нельзя болтать ногами в транспорте.
  • Еще один момент, который встречается очень часто: мама стоит, а ребенок сидит. Это в корне искаженная ситуация. Сядьте вместе, скажите ребенку, что мама устала и тоже хочет посидеть. Конечно, не поставишь рядом с собой двухлетнего ребенка, но дети постарше вполне могут постоять рядом. Это важно, когда ребенок уступает место своей маме, так как он с малых лет приучается заботиться о ней.

Нужно обращать внимание детей на стоящих старичков. Мальчик или девочка 5 - 6 лет вполне могут посадить бабушку с больными ногами, беременную женщину.

Находясь в общественном транспорте, нельзя громко разговаривать, кричать, отвлекать от работы водителя.

Если во время движения возникает конфликтная ситуация из-за бурного поведения малыша, то неплохо извиниться, а дома обязательно обсудить этот момент с ребенком. Но ни в коем случае нельзя выставлять его плохим. Нужно просто обсудить его действия, объяснить, что делалось не так.

В салоне автомашины

Ребенок в салоне автомашины целиком и полностью зависит от водителя. К сожалению, пренебрежение элементарными мерами безопасности родителями не только для себя, но и для ребенка может закончиться очень трагично. Особенно если при движении автомашины ребенок располагается на руках. В этом случае ошибочно полагать, что, держа на руках, мы его оберегаем. При столкновении или резком торможении вес пассажира возрастает в несколько раз, и удержать ребенка от резкого удара практически невозможно. Если при этом и сам взрослый не пристегнут ремнем безопасности, то это верная гибель для малыша. Доказано, что ничего лучше специальных удерживающих средств для перевозки детей не оберегает их в момент столкновения.

Отправляясь в дорогу на автомашине, приучайте ребенка занимать свое место в детском кресле, он быстро к этому привыкнет, и другое место ему самому скоро будет не по душе. При этом сами пристегивайтесь ремнем безопасности, что также послужит для ребенка хорошим примером.

С раннего возраста приучайте детей соблюдать Правила дорожного движения. И не забывайте, что личный пример - самая доходчивая форма обучения. Помните! Ребенок учится «законам дороги», беря пример с вас, родителей, и других взрослых. Пусть Ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только Вашего ребенка, но и других детей.

Самое основное, что должен запомнить каждый родитель:

главным учителем безопасного поведения для его ребенка будет не детский сад и не школа, не сотрудник ГИБДД, а именно ОН.

Потому как если родители считают возможным нарушать правила безопасности,

то их дети будут вести себя точно так же.

Предупреждение детского дорожно транспортного

травматизма.

Ежегодно в республике регистрируется около 900 случаев дорожно-транспортных происшествий, в которых жертвами оказываются дети - свыше 100 из них погибают и примерно 900 детей получают ранения различной степени тяжести. Половина происшествий с детьми совершается по их вине. Основными причинами возникновения этих случаев стали: внезапный выход на проезжую часть дороги из-за препятствий, ограничивающих видимость, и переход проезжей части в не установленном месте.

Одним из наиболее опасных действий детей, которое повторяют и взрослые пешеходы, является стремление как можно быстрее перебежать дорогу, так как им кажется, что чем быстрее они ее пересекут, тем быстрее будут в безопасности. В основе этих действий ребенка лежит врожденный инстинкт: от опасности спасаться бегством. Этот инстинкт сохраняется у некоторых пешеходов на многие годы. Внезапное появление человека на пути движения автомобиля практически не оставляет водителю времени для действий по предотвращению наезда. Статистика дорожно-транспортных происшествий показывает, что в большинстве таких случаев водители вообще не замечали бегущего через дорогу человека.

Детский дорожно-транспортный травматизм имеет ярко выраженную сезонность. Ежегодно наибольшее число ДТП с детьми происходит в период с мая по сентябрь. Именно в это время у детей много свободного времени, они часто остаются без контроля со стороны взрослых и пытаются самостоятельно, не имея опыта, решать проблемы движения по дорогам. Большую часть пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях составляют дети в возрасте от 8 до 11 лет. В мышлении этих детей главенствует игра, а навыки безопасного поведения практически отсутствуют.

При планировании и организации предупредительной работы среди детей следует иметь в виду, что чаще всего дети становятся жертвами дорожных происшествий в период с 13 до 18 часов.

Самые опасные для детей дни: пятница - воскресенье, причем именно в воскресенье самая высокая вероятность ДТП с трагическими последствиями.

В общем числе пострадавших детей основную долю составляют пешеходы (55%). Далее по численности идут дети-пассажиры (26%), велосипедисты (13%) и водители мопедов и мотоциклов (5%). Наиболее высокий коэффициент тяжести последствий ДТП отмечается в ситуациях, когда дети являлись пассажирами транспортных средств. В последние годы прослеживается тенденция к снижению доли пострадавших детей пешеходов и велосипедистов и увеличение доли пострадавших детей-пассажиров.

Ознакомление детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения, воспитание навыков безопасного поведения на улице не принесут желаемых результатов, если не будет тесного контакта с родителями, личного примера взрослых и постоянного закрепления полученных знаний.

Ребёнок дошкольного возраста не представляет автомобиль в качестве опасности, которая может принести увечье или лишить жизни, наоборот, с автомобилем у него связаны приятные впечатления. Ничего так не влечет малыша, как автомобиль, будь то игрушечный или настоящий. Ребенку необходимо доходчиво объяснить, что проезжая часть предназначена исключительно для транспорта, а не для игр. Еще до того, как идти в школу, необходимо научить детей правильно определять место, где можно переходить дорогу, оглядываться по сторонам, прежде чем сойти с тротуара, как вести себя на остановках общественного транспорта, в транспорте, где и как можно играть.

Пешеход - самый массовый участник дорожного движения. Статистика аварийности свидетельствует о том, что преобладающим видом дорожно-транспортных происшествий являются наезды на пешеходов. Причин наездов на пешеходов много, но одними из главных являются невыполнение ими своих обязанностей и незнание навыков безопасного поведения на дорогах. Поэтому одним из основных направлений в профилактике аварийности должно стать обучение детей, воспитание у них ответственного поведения на дороге. Выполняя одно из основных требования Правил дорожного движения пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным или велосипедным дорожкам, либо обочинам, где отсутствует контакт с транспортными средствами. Однако не следует идти по самому краю тротуара, прилегающего к проезжей части дороги. Оступившись, пешеход может неожиданно оказаться на проезжей части дороги. Задеть пешехода могут и транспортные средства особенно с прицепом, движущиеся рядом с тротуаром. Пересекать проезжую часть дороги пешеходы должны по пешеходным переходам, а в случае их отсутствия на перекрестках по линии тротуаров и обочин. При отсутствии в зоне видимости обозначенных пешеходных переходов пешеход должен перейти проезжую часть дороги под прямым углом к ее продольной оси, что обеспечит наименьший период времени нахождения пешехода на проезжей части дороги. Нельзя принимать решение о пересечении проезжей части на закруглениях дороги с малым радиусом, а также пересекать ее в местах, с ограниченной обзорностью из-за транспортных средств или иных препятствий.

Перед тем как выйти на проезжую часть пешеход должен убедиться в отсутствии транспортных средств или правильно оценить расстояние до приближающихся транспортных средств, и их скорость. Безопасным на загородной дороге является удаление транспортных средств на расстоянии 150-200 метров, в населенном пункте 100-150 метров.
Для определения безопасной дистанции пешеход должен знать, что средняя его скорость составляет около 1,2 м/с, это позволяет ему пересекать дорогу шириной 7-10 метров за 6-8 секунд. В тоже время автомобиль движется вне населенного пункта со скоростью около 90 км/ч или 25 метров в секунду, а в населенном пункте - 60 км/ч, то есть около 17 метров в секунду.
Переходя проезжую часть дороги, пешеход не должен замедлять движение или останавливаться на ней, поскольку это повышает опасность наезда.

При переходе улицы ребенка надо учить наблюдению за дорожной обстановкой.

Одно неправильное действие родителей на глазах у ребенка или вместе с ним может перечеркнуть знания и навыки, полученные им ранее. Поэтому с ребенком не должно быть никакой спешки на проезжей части, никаких разговоров о постороннем во время перехода дороги, никаких нарушений Правил дорожного движения.

Ребенка необходимо учить видеть объекты, ограничивающие видимость движущихся транспортных средств - насаждения у подъезда, стоящие автомобили, угол дома и другие предметы. Ребенок должен привыкнуть к тому, что необходимо оценить обстановку, прежде чем выйти из-за этих объектов на проезжую часть дороги.

Нужно научить ребенка, что, пропустив автомобиль, не следует сразу выходить на проезжую часть дороги, поскольку у автомобиля может оказаться один или даже два прицепа, которые можно и не заметить. Когда поток автомобилей остановился для того, чтобы пропустить пешеходов не стоит отставать от основной группы больше, чем на 1,5 - 2 метра, водители, наблюдая за основной группой, могут не заметить оставшегося пешехода и начнут движение.

Наиболее опасны начальный и конечный интервалы времени движения пешеходов на зеленый сигнал светофора. В начальный момент некоторые пешеходы начинают переход, когда еще движутся на дороге транспортные средства.

Опасно переходить, в момент включения красного сигнала светофора, когда пешеход еще находится на проезжей части дороги. Многие пешеходы рассчитывают, что водители автомобилей, стоящих в ожидании проезда у перекрестка, видят их и пропустят. Однако они не учитывают, что транспортное средство, приближающееся к перекрестку, может без остановки выехать на него, не видя из-за стоящих автомобилей запоздавшего пешехода. По этой причине возникает около пяти процентов ДТП с детьми. В такой ситуации пешеходу нужно быстро закончить переход или остановиться на «островке безопасности».

Переход на зеленый сигнал светофора не освобождает пешехода от необходимости наблюдать за обстановкой на проезжей части. На середине проезжей части дороги стоять тоже не безопасно, поскольку привычный для человека «шаг назад» в этой ситуации недопустим, так как в этот момент за спиной может проезжать автомобиль. В этой связи на дорогах с интенсивным движением, не имеющих «островков безопасности», бывают случаи, когда пешехода, стоящего на середине проезжей части, задевают проезжающие автомобили. Необходимо рассчитать переход дороги так, чтобы не останавливаться на середине проезжей части дороги. Если же пришлось остановиться на «островке безопасности» или на середине проезжей части, надо быть предельно собранным и внимательным, не допускать непроизвольных движений. Зона остановки маршрутных транспортных средств тоже опасна для ребенка, поскольку в этой зоне происходит почти 25% от всех ДТП с детьми. Это объясняется тем, что обзор как пешеходам, так и водителям проезжающих автомобилей, закрывают маршрутные транспортные средства. Вторая причина - в том, что здесь пешеходы часто спешат и забывают об опасности. В-третьих, если близко стоять к подъезжающему автобусу (троллейбусу) можно оступиться и попасть под колесо. В-четвертых, в конце посадки-высадки пассажиров водитель автобуса переносит свой взгляд на левое зеркало заднего вида для наблюдения за попутными машинами и может не заметить пассажира, пытающегося войти или выйти перед закрытием дверей. При этом человека может зажать створками дверей или он просто может упасть. Если это происходит в районе передней двери автобуса, то человек может попасть под его заднее колесо.

Исследование данной работы лежит в области изучения правил дорожного движения в школе и посвящено изучению формирования навыков соблюдения безопасного поведения на улице детей дошкольного и младшего школьного возраста и роли родителей в решении этого вопроса.

Актуальностью исследования состоит в том, что на современном этапе развития общества вопросы безопасности дорожного движения остаются чрезвычайно проблемными. И хотя решением этой проблемы заняты все структуры и организации, ответственные за воспитание культуры поведения на дорогах участниками дорожного движения, аварий существенно меньше не становится. Именно поэтому необходимо говорить о правилах дорожного движения с людьми разного возраста от самых маленьких до самых старших. В данной работе предлагается еще один вариант решения этого тяжелого вопроса.

Цель исследования состоит в выяснении степени необходимости углублять знания учащихся о правилах дорожного движения и формировать представления младших школьников о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам.

Объектом исследования является правила дорожного движения.

Предметом исследования является формирование навыков безопасного поведения на улице детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования заключается в возможности воспитывать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма только на уроках ОБЖ.

Для решения проблемы большого количества ДТП с участие м детей и доказательства гипотезы были поставлены следующие задачи :

  1. Ознакомление со статистическими данными по ДТП с участием детей.
  2. Анкетирование родителей и учащихся начальной школы и анализ полученных результатов. Доказательство актуальности и важности поднятой в работе проблемы.
  3. Обзор деятельности школьной команды ЮИД и проводимых ею мероприятий, направленных на решение проблемы БДД.

Базой исследования является ученический и родительский состав начальной школы.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы :

  • сбор и анализ информации по проблеме на основе имеющихся источников;
  • статистический анализ, социологический опрос, анкетирование;
  • анализ продуктов деятельности школьной команды ЮИД;

Продуктом работы является выпуск брошюры (раздаточного материала) с ситуацией, которую предлагается рассмотреть читателю и проанализировав, сделать правильные выводы. Дополнительная мотивация детей к соблюдению безопасного поведения на улице.

1. Дорога – опасное место!

Когда-то люди ездили на лошадях и ходили пешком, но вот появились автомобили. И вот уже более 50-ти лет на автодорогах всего мира с каждым днем машин становится все больше. И, чем больше машин, тем больше аварий случается на дорогах. Ужасно, что в ДТП, страдают не только водители и машины, но и пешеходы. Ведь есть у человека автомобиль или нет, он все равно является участником дорожного движения. Но в последние десятилетия люди больше уделяют внимания происходящему на дорогах, задумалось о проблеме безопасности дорожного движения. Анализируя статистические данные, выяснилось, что эта проблема до сих пор не решена и является актуальной.

Особенно страшно звучат данные о дорожно-транспортных происшествиях с участие детей. В Москве проводится большая работа по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма: в школах изучают с детьми правила поведения на улице, проводятся уроки пешеходов, создаются отряды юных инспекторов движения (ЮИД), конкурсы, викторины, смотры и соревнования.

“К сожалению, цифры заставляют задуматься: каждый год на дорогах России погибает столько людей, сколько даже нету в некоторых маленьких городах. Страшно представить, что за год как бы погибает целый город. Хочется верить, что правительство, инспекторы ГИБДД и водители примут во внимание эту статистику и сделают все от себя, чтобы снизить эти показатели.

За первые шесть месяцев 2011 года количество ДТП снизилось по сравнению с аналогичным промежутком в 2010. Всего ДТП случались 79623 раза, что на 3,1% меньше. Однако, при этом погибших людей все-таки больше на 3,7%, что свидетельствует о том, что нынешний 2011 год в целом превосходит предыдущие по количеству трагедий на дорогах, да и в транспортной среде вообще.” (2)

По данным ГИБДД за 2010 год все показатели обнадеживают: количество ДТП уменьшается, гораздо меньше случаев гибели на дорогах и причинения вреда здоровью граждан.

Общая статистика

Кол-во ДТП: 11757 (-5,5%)

Погибло людей: 763 (-7,2%)

Ранено: 13592 (-4,7%)

С участием детей

Количество ДТП: 993 (-1%)

Погибло людей: 12 (-14,3%)

Ранено: 1043 (-2,2%)

По вине пьяных водителей

Количество ДТП: 234 (-5,4%)

Погибло людей: 15 (-11,8%)

Ранено: 321 (-9,9%)

Это не просто цифры. Это чьи-то невосполнимые потери, чьи-то страдания, боль, крушение чьих-то надежд. В мире все относительно и если смотреть на эти цифры в сравнении с вселенной, то они малы. Если рассматривать по количеству выплаканных слез матерей, родственников, то это огромные цифры.

Причиной многих ДТП является неосторожность детей. Вот основные нарушения правил дорожного движения, допускаемые детьми:

  • переход проезжей части вне пешеходного перехода или в неустановленном месте;
  • появление на проезжей части без взрослого;
  • неожиданный выход на проезжую часть из-за других автомобилей, деревьев, сооружений и др.;
  • передвижение вдоль проезжей части при наличии тротуара;
  • игры на проезжей части.

По статистическим данным, можно сказать, что проблеме изучения ПДД с детьми уделяется недостаточно внимания. И даже если ребенок знает Правила дорожного движения, он все равно теряется в экстремальной ситуации. Детям тяжело на практике применить свои знания, и поэтому дети не готовы к безопасному поведению на улицах и дорогах в современных условиях. Еще можно сказать, что причинами дорожных происшествий с участием детей в большинстве случаев является их неосторожное поведение.

Статистические данные показывают, что наибольшее количество ДТП происходит:

  • с детьми-пешеходами – 49%;
  • с детьми-пассажирами – 39%;
  • с детьми-велосипедистами – 7%.

Обеспечение безопасности движения пешеходов, особенно детей, является задачей государственной важности, а проблема безопасности дорожного движения – всемирной проблемой, что подтверждается следующими документами:

Можно сделать вывод на основе анализа статистических данных в интернете - важно, и необходимо изучать Правила дорожного движения с детьми с раннего возраста.

2. Изучаем правила дорожного движения

Дорога всегда манит, по дорогам движется транспорт. А по тротуарам идут люди. И для каждого из них есть свои правила. Это правила дорожного движения и дорожные знаки, которые бы подробно рассказывали водителям и пешеходам о предстоящем пути, помогали бы им не попадать в беду. Но для этого надо знать, что обозначает рисунок на знаке. Их составили для того, чтобы не было аварий. И дети должны их знать.

В последнее время появилось много детской литературы, много обучающих и развивающих компьютерных игр по правилам дорожного движения. Все они красочные и привлекательные. Но когда всем классом мы играем в одну интересную игру, правила быстрее запоминаются и появляется навык действий в той или иной ситуации. Исследования показывают, что практика гораздо важнее теоретических знаний. Практические занятия, в игровой форме, для детей несут больше информации, чем долгие и поучительные разговоры.

Поэтому школьная команда ЮИД с удовольствием готовит игры по ПДД и, с еще большим удовольствием, играем с учащимися младших классов.

Дети и дорога.

Участниками дорожного движения являются: пешеход, шофер, пассажир - люди, от поведения которых зависит порядок на дорогах. Каждый из них имеет свои правила. Любой человек может быть и пешеходом, и водителем, и пассажиром, поэтому правила дорожного движения должны изучать и знать как взрослые люди, так и дети.

Участники дорожного движения на улице имеют каждый свое место. А именно пешеходы – тротуар, а водители – дорогу.

Во всех странах мира люди стараются никогда не нарушать Правила дорожного движения, потому что правильное поведение на дорогах - показатель культуры человека. Будьте воспитаны!

На дорогах России каждый год гибнут десятки тысяч человек, большое количество среди них – это пешеходы.

Если вы пешеход, от вашего поведения на дороге зависит не только ваша жизнь, но и судьбы других участников дорожного движения, которые находятся рядом с вами. Помните, лучше опоздать на несколько минут, чем “опоздать на всю жизнь”!

Мы должны уважать дорогу, чтобы дорога уважала вас. Зачем нам это? Давайте посмотрим, по какой причине дети погибают на дорогах.

Чаще всего причинами дорожных происшествий с участием детей является:

  • в 60% – неосторожность детей;
  • в 11% – попадание детей под колеса транспорта на велосипедах;
  • в 7% – неосмотрительность родителей (переход с детьми в не установленном месте, неподчинение сигналам регулирования движения, перевозка детей по проезжей части в колясках перед собой, на санках и маленьких велосипедах).

Мнение родителей мне помогла собрать и обработать психолог нашей школы. По мнению психолога возрастной “пик” попадающих в ДТП детей – 7–14 лет, т.е. это дети, обучающиеся в начальных и средник классах школы. Большой процент пострадавших учащихся начальных классов объясняется, с одной стороны, тем, что в связи с поступлением в школу многие дети впервые становятся самостоятельными пешеходами, а с другой - особенностями функций психики детей этого возраста. Говоря об этом на родительских собраниях, психолог дает рекомендации родителям с учетом возрастных особенностей детей, но основными моментами для всех детей являются следующие навыки безопасного поведения на дороге, которыми должны обладать все пешеходы и особенно дети:

  • Навык переключения внимания на дорогу. То есть различать границу, за которой начинаются привычки, действующие в школе, в быту, и начинается транспортная среда.
  • Навык спокойного, достаточно уверенного поведения на дороге. Умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации и принимать правильные решения.
  • Навык наблюдения. То есть смотреть и видеть дорожную ситуацию, замечать транспортные средства, оценивать скорость и направление будущего движения.
  • Навык предвидения опасности. Умение видеть все предметы, представляющие опасность для его жизни и здоровья, а так же предполагать возможные опасности, вычислять их.

Конечно, родители тоже имеют свой взгляд на проблему безопасного поведения детей на дорогах и особенности подготовки детей к этому вопросу. Чтобы выяснить был проведен социологический опрос среди родителей учащихся начальной школы. (Приложения 1 )

По данным социологического опроса среди родителей можно сделать выводы:

  • обучение детей правилам безопасного поведения на дороге должно начинаться с дошкольного возраста;
  • родители понимают необходимость совместного обучения и в целом готовы вместе с детьми участвовать в обучающих программах по ПДД;
  • обучение ПДД должны вести специалисты, но с привлечением общественности, средств массовой информации и телевидения.

Так же исследования показали, что подавляющее большинство родителей (в основном те, у кого нет автомобиля) не знают правил дорожного движения.

С учащимися было проведено анкетирование “Наиболее распространенные опасности” целью которого было проанализировать, какие опасности, по мнению детей, подстерегают их в современной жизни. Участниками были учащиеся 1–2 классов Чтобы выяснить насколько хорошо дети ориентируются в вопросах безопасности дорожного движения, им было предложено ответить на 10 вопросов анкеты.

По итогам анкетирования были выделены наиболее распространенные опасности:

  • лидировали дорожно-транспортные происшествия (аварии из-за превышения скорости машины; из-за неосторожной езды на велосипеде; неправильного перехода улицы) – 6;
  • пожары (в лесу, в доме) – 2;
  • происшествия на воде – 2;
  • опасные игры на стройке – 2;
  • работы, посвященных неосторожному поведению, опасности неисправных приборов, агрессивности животного мира, возможности насилия – 4.

Дополнительно детям 1–2 классов было предложено пройти тест “Знаете ли вы правила дорожного движения”, целью было проанализировать, как дети знают правила дорожного движения и могут ориентироваться в экстремальных ситуациях на дороге.

Задание: Ответить на 10 вопросов по правилам дорожного движения (выбрать один правильный ответ из предложенных) (Приложение 2)

По результатам теста можно сделать вывод , что:

  • Дети недостаточно готовы к безопасному поведению на улицах и дорогах в современном транспортном потоке.
  • Необходимо больше внимания уделять проблемам безопасности жизнедеятельности и в частности безопасности дорожного движения.
  • Изучение с детьми Правил дорожного движения в детских садах и школах нуждается в совершенствовании и должно начинаться как можно раньше.

Результаты тестирования детей в 1-м классе, показало, что правильно на вопросы ответило не более 60% учащихся и через год в этом же классе количество правильных ответов достигло 85%.

Профилактическая работа с детьми по ДТП.

После проведенных исследований и по тем выводам, которые были сделаны можно сказать, что существование в школе дружины юных инспекторов движения, важно и жизненно необходимо. Согласно Приказа № 93 МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 2 декабря 2003 года “ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРОПАГАНДЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ”, главе II в наставлении и пункту 10.3. “ Проведение мероприятий, направленных на профилактику ДТП и снижение тяжести их последствий”, основными помощниками в организации работы школьной организации ЮИД, являются инспектора ДПС нашего округа, т.к. там сказано: “При проведении массовых мероприятий, направленных на профилактику безопасности дорожного движения (смотров, конкурсов, рейдов, операций), основное внимание уделяется:

  • разработке планов по их проведению;
  • оповещению населения о целях и задачах мероприятий, ходе и результатах их проведения;
  • разработке и изданию печатных материалов, информирующих о проводимых мероприятиях;
  • проведению целевых профилактических пробегов;
  • привлечению к активному участию в проведении массовых мероприятий заинтересованных государственных и общественных организаций и объединений”.

И в нашей школе, благодаря такому тесному сотрудничеству, уже 5 лет существует детское объединение “Юные инспекторы движения” “Светофорчик”. Дети изучают Правила дорожного движения, основы медицинских знаний, основы велоподготовки. Так же очень увлекательно и познавательно проходят занятия по истории дорожного движения и транспорта.

Правила придумали давно, ещё в Древнем Риме Гаем Юлием Цезарем . По его указу в 50-х годах до н.э. на некоторых улицах города было введено одностороннее движение. А в России правила дорожного движения на лошадях были введены Петром I 03.01.1683 года. Первое решение о создании единых европейских правил дорожного движения было принято в 1909 году на всемирной конференции в Париже .

Первый светофор был изобретён в 1868 году в Лондоне. Это был газовый фонарь с двумя фильтрами: красным и зеленым. Цвета менялись с помощью ручного привода, которым управляли полицейские. Первый сигнал светофора появился в США в 1919 году. Так же как автомобиль, светофор прошел немалый путь, пока не стал таким, как мы его знаем.

Число дорожных знаков росло с каждым годом, начиная с 1909 года. Знание дорожных знаков так же важно, как и знание правильного поведения на дороге. Одно без другого существовать не может. Дорожные знаки регулируют движение транспорта и пешеходов, в сложной дорожной обстановке.

Первые повозки появились во 2-м тысячелетии до н.э. Они были грубые, деревянные. Процесс создания того автомобиля, который мы видим в настоящее время был непростой и долгий. Мусколоход, одноместный экипаж, велосипед, педальный велосипед, телега ветер, трехколесный экипаж и карета – были в начале. Позже были придуманы: паровая тележка, самодвижущийся экипаж, самодвигающаяся коляска, паровая машина, самокатка, электроцикл, бензиновый автомобиль, автомобили с дизельным топливом.

Все эти знания команде ЮИД нашей школы помогают показывать хорошие результаты на соревнованиях и выступлениях различного уровня. Соревнования – это итог упорных занятий и большой интерес к теме безопасности дорожного движения. Жаль только, что по положению в команду входят всего 5–6 человек, а ведь приять участие в соревнованиях - желающих намного больше!

Чтобы обратить внимание детей на проблему детского дорожного травматизма сейчас проводится много различных мероприятий, которые носят профилактический характер.

Интерес детей к вопросам безопасности можно привлечь через различные конкурсы, игры и веселые соревнования, потому, что дети очень любят играть. Ежегодно в нашей школе проводится конкурс детского творчества “В стране Свтофорчика”, куда входят много конкурсов: конкурс рисунков “Безопасная дорога”, конкурс инсценировок, декоративно-прикладного творчества и др. (Приложене 4 )

С помощью таких конкурсов дети в игровой форме продолжают учиться соблюдению правил дорожного движения на улице; учиться самостоятельности при переходе проезжей части; учиться культуре поведения на улице, учиться отзывчивости и желанию помочь другу в сложных ситуациях.

В “Копилке добрых дел” школьного отряда ЮИД немало интересного и нам есть, чем гордится. В 2010 году команда школы заняла призовое 2-е место на окружных соревнованиях.

Результатом всех мероприятий, которые проходят у нас в школе, неизменно должно стать твердое усвоение детьми основных правил безопасного поведения детей на улице, которые мы регулярно раздаем детям во время лекций “Минутка безопасности” в виде памятки, разработанной и выпущенной активом школьной команды ЮИД. Лектории “Минутка безопасности” проводятся регулярно, один раз в месяц, по времени занимают 5 минут и каждый раз новая тема и тематическая памятка. Эти памятки красочно оформлены, поэтому привлекает внимание детей. Часто дети используют такую памятку в качестве закладки в дневнике и она постоянно у них перед глазами. Для младших школьников – это польза, а для нас – гордость, что наш труд помогает детям и, возможно, несчастных случаев на дорогах станет меньше!

В ЮИД дети не только сами учатся, но и учат других, ведут работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и пропаганде Правил дорожного движения среди детей и их родителей.

В наше время правила дорожного движения должны знать все, потому что все являются участниками дорожного движения. В начале учебного года и в конце каждой четверти мы проводим для учащихся 1–2 классов нашей школы и воспитанников детских садов нашего района игру-эстафету по правилам дорожного движения “Школа капитана Кроша”. Данная форма организации мероприятия позволяет в занимательной форме с известными героями мультфильма освоить основные правила дорожного движения. Целью этой игры-эстафеты является закрепление знаний по ПДД, повторить дорожные знаки, сигналы регулировщика. Кроме этого игра позволяет воспитать внимание, умение применять знания по ПДД на улицах и формирует дружеские отношений в классе и командный дух.

В игре по станциям принимают участие 12–15 человек от класса. Участникам необходимо пройти по этапам, указанным в “маршрутном листе”. В зависимости от темы игры изменяются и станции. Типичными этапами являются шуточная викторина, спортивная эстафета, интеллектуальные задания.

А один раз в год мы приглашаем в нашу школу учащихся начальной школы соседних школ для проведения этой игры. По результатам проведенных мероприятий можно сказать, что изучение правил дорожного движения – это не только важно но и интересно. Т.к. эти мероприятия проходят шумно и весело. В игровой форме мы даем возможность детям заполнить пробелы и проверить свои знания.

Проходя станции игры-эстафеты, дети учатся:

  • различать дорожные знаки для водителей (велосипедистов) и пешеходов;
  • быстро реагировать на сигнал и действовать сообща;
  • правильно переходить проезжую часть и пересечению дороги без пешеходного перехода;
  • правилам пользования нерегулируемым пешеходным переходом;
  • правилам перехода дороги в местах остановки общественного транспорта;
  • правилам пользования велосипедом и другими колесными средствами;
  • правилам поведения рядом с проезжей частью;
  • правилам безопасного поведения в аварийных ситуациях на транспорте и др.

По результатам эстафеты видно, что с каждым годом результаты классного коллектива становятся все лучше и лучше, а значит работа, которую проводит актив ЮИД, приносит положительные результаты.

Безопасность движения на улицах города и дорогах достигается только тогда, когда соблюдаются правила всеми участниками движения. Поэтому результатом всех мероприятий, которые проходят у нас в школе, неизменно должно стать твердое усвоение детьми основных правил безопасного поведения детей на улице.

Учитывая необходимость соблюдать игровую форму обучения детей правилам безопасного поведения на улицах и дорогах, воспитания транспортной культуры и сохранения здоровья участников дорожного движения, участником ЮИД придуман и разработан комикс “Приключения медвежонка Тёмы” , который можно раздать детям. Мне кажется, что дети обязательно пожалеют невнимательного медвежонка, и никогда сами не будут повторять его ошибок. (Приложение 6 ).

IV. Заключение. Предупрежден – значит вооружен.

Анализ различных источников и проведенные исследования показали важность, и необходимость изучения Правил дорожного движения с детьми.

Практика показывает, что причиной дорожно-транспортных происшествий с детьми чаще всего становится их поведение. Они еще не умеют в должной степени управлять своими поступками. У них еще не выработалось способность предвидеть опасность в быстро меняющейся дорожной обстановке. Избежать этого должны помочь взрослые (учителя и родители) - путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста.

Важным помощником для родителей является памятка о поведении детей на улице. (Приложение 7 )

Фото участников эстафеты – Приложение 8 .

Приложение 9. Кроссворд.

V. Библиография

  1. www. dddgazeta.ru
  2. www.vashamashina.ru
  3. Государственный доклад о состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации.
  4. Газета “Добрая дорога детства” за 2004–2010 г.
  5. Статистика аварийности с детьми и подростками до 16 лет. // Добрая Дорога Детства, № 4. 2010.