Воспитание до 3 лет. Приучение малыша к самостоятельности

Софья Куломзина родилась в Санкт-Петербурге, в семье последнего вице-председателя царской Думы Сергея Шидловского и вместе с семьей покинула Россию вскоре после революции. Изучала философию в Берлинском университете, где испытала влияние крупнейших деятелей русского религиозно-философского возрождения - Н. Бердяева, о. Сергия Булгакова, С. Франка. В 1930–1940 годы жила во Франции, где была одим из ведущих деятелей РСХД, занимаясь религиозным образованием молодежи. Сотрудничала с матерью Марией (Скобцовой). В 1948 г. переехала в США, где преподавала педагогику в Свято-Владимирской семинарии. После выхода на пенсию в 1974 г. продолжала активно заниматься образовательной деятельностью.

Прежде чем говорить о сути и методах христианского воспитания, необходимо пристально посмотреть на детей, с которыми нам предстоит работать. Каковы особенности их роста, чему предстоит их научить и чему они хотят учиться, каковы их интересы и способности?

Младенчество: от 0 до 3 лет

В течение первого периода, который Пиаже называет “сенсомоторной стадией”, менее чем за три года ребенок вырастает из крохотного, беспомощного существа, копошащегося в пеленках, в маленького человека, который ходит, бегает и говорит; высказывает свои желания и вкусы; признает и любит одних людей, не любит или боится других; может быть веселым, любопытным, счастливым, грустным, сердитым, расстроенным; сопоставляет определенные вещи и личности с приятными или пугающими ощущениями; он умеет любить, жалеть, ревновать. К трем годам ребенок познает мир своего дома и вокруг него, накапливает огромное количество впечатлений. У него появляется живая фантазия, хотя еще недостаточно развит логический интеллект. Его разум проявляется в действиях. В три года он подготовлен к восприятию мыслей, основанных на чувственном опыте; ему доступны понятия размера, цвета, очертания и т.д.

Православная Церковь более, нежели другие христианские конфессии, осознает важность этого возраста. В течение первых недель жизни младенец знакомится с тремя Таинствами – крещения, миропомазания и причащения. Для него совершаются специальные церковные службы, во время которых происходит наречение имени и воцерковление. Церковь наделяет младенца благодатью и защищает его от зла задолго до того, как в нем пробудится разум и сознание. Этим Церковь, по-видимому, признает существование области подсознательного –более глубокого “я”, чем уровень сознания, – и необходимость просвещения его. С точки зрения аскетической традиции нашей Церкви “я”, которое мы осознаем, принимаем и даже в какой-то мере “творим” – это лишь верхушка айсберга. Существует значительно большая часть души, которая нами не осознается, но которая активно влияет на нашу жизнь. Это очень важная, критическая глубина почти целиком формируется в младенчестве. В каком-то смысле последующая жизнь взрослого есть развитие полученного в детстве.

Мы можем подвести итог духовным и физическим процессам, которые происходят на уровне сознания ребенка в возрасте до трех лет:

Открытие своего физического “я”, развитие физических чувств – зрения, обоняния, осязания, движения, вкуса и слуха.

Открытие свободы и запретов, допустимого и недопустимого, культуры еды, пределов свободы в движениях, гигиенических навыков.

Открытие чувств безопасности и любви. К примеру, ощущение холода, сырости и неудобства с приближением матери сменяется ощущением тепла и комфорта. Один и тот же человек каждый день утоляет его голод. Если ребенку больно, его лечат и успокаивают. С течением времени при появлении любящего человека исчезает боязнь потеряться (часто возникающая даже во дворе дома), весь мир становится надежным и безопасным.

Открытие отрицательных чувств: гнева, страха, ревности.

Открытие разлада между своей волей и угнетающей волей других людей, обычно взрослых. Когда источник благополучия внезапно оборачивается против ребенка и становится врагом, источником неприятных переживаний, в нем поднимается буря чувств – удивление, враждебность, попытка испытать свои силы, временное подчинение или озлобление.

Ребенок накапливает факты и информацию, но осмыслить их еще не может. Он накапливает впечатления и образы, помнит звуки и запахи, но не может осознать причин этих явлений; он воспринимает их как нечто само собой разумеющееся.

К концу этого возраста, от двух до трех лет, ребенок обычно способен выражать свои желания словами, общаться с внешним миром, хотя порой речь его примитивна.

Воспитание ребенка происходит дома. Единственные воспитатели, которых знает ребенок, – родители или те, кто их заменяет. О процессе воспитания в младенчестве можно говорить как об общем развитии в атмосфере тесных семейных отношений. Из этого процесса нельзя выделить физическое и нравственное воспитание, нельзя говорить и об “обучении” младенца, хотя он узнает в течение первых трех лет жизни очень многое.

В каком-то смысле можно говорить о “священническом служении” родителей-христиан. Они как бы совершают Таинство, потому что вводят Бога в жизнь своих детей, а жизнь детей посвящают Богу. Такая задача требует священной цельности: то, как мать меняет пеленки, как кормит малыша или обнимает его, имеет такое же значение для религиозного роста младенца, как и то, как она молится над ним или несет его в храм. Все, что делает мать для ребенка, обретает религиозный смысл, если она дышит любовью и заботой, одаряет спокойствием и счастьем. Качество материнской любви зависит от того, насколько тесно она связана с Богом. Материнская любовь может обернуться гнетущей, ревнивой, боязливой, она может исполниться страхом и смятением; подчас мать становится несчастной, эгоистичной, подавленной, так что у нее не остается возможности любить своего ребенка.

Младенец в таких ситуациях, можно сказать, религиозно обездолен. Но радостная, ответственная, неизменная до самопожертвования любовь, которой многие матери окружают детей, религиозна по своей природе, вне зависимости от убеждений матери. Ребенок, не знающий страха и горя, радостно открывающий мир, становится религиозным.

Материнская любовь в силах приобщить ребенка к религиозному опыту взрослых и их молитвенной жизни, к участию в литургической жизни Церкви. Восприятие ребенком религиозной и культовой жизни может оказаться чисто чувственным, но, тем не менее, оно вполне реально.

В Евангелии поражает место, в котором Христос говорит о значимости доинтеллектуального переживания веру. Христос “вознегодовал”, когда ученики, стремясь по-взрослому перетолковать Его учение, пытались не пустить к Нему матерей с детьми. Он сказал, что царство Божие принадлежит детям и что тот, кто не принимает Царства Божьего как ребенок, не войдет в него (Мк. 10, 13-16). Он явил, как Бог относится к детям: обнял их и благословил, возложив на них руки. Его любовь выразилась не в проповеди, даже не в притче, а в просто физическом соприкосновении. Он дал детям почувствовать Его близость физически, а обратившись к взрослым, подчеркнул, что восприятие Бога детьми, то, как они ощутили благодать Его благословения, отнюдь не случайно и полно религиозного смысла: “Кто не примет Царства Божьего, как дитя, тот не войдет в него”.

Жизнь нашей Церкви предоставляет немало возможностей чисто физически ощутить религиозные ценности. Пусть ребенок подержит свой нательный крестик, пусть трогает и целует икону, висящую над его кроваткой, пусть обоняет запах ладана и любуется яркими красками храма, пусть его губы примут святое причасти и ощутят его вкус, пусть он почувствует капли освященной воды на лице, пусть слушает пение, крестится, даже если это кажется ему игрой. Все эти предметы, чувства, переживания в нашей Церкви не являются чем-то третьестепенным, что потом, во взрослом состоянии, отвергают. Все, что я перечислила, на протяжении жизни православного христианина не теряет значимости и смысла, будь то действие, жест или переживание. Ребенок, соприкасаясь с ними, приобретает свой, подлинный опыт участи в жизни Церкви.

Способность малышей накапливать образы, впечатления, фактическую информацию должна поддерживаться и религиозно. Взрослые знают, что дети учатся говорить, прислушиваясь к речи взрослых. Они помогают детям осваиваться в мире, учат их, что огонь обжигает, вода мокрая, а снег холодный; точно так же они призваны помочь им воспитать религиозные впечатления и идеи. Пусть ребенок наблюдает, как родители молятся; пусть родители объясняют ему то, что он видит в храме; пусть он посещает церковные службы и видит, слышит, обоняет, ощущает, касается предметов, исполненных огромного религиозного смысла. Впрочем, следует помнить, что все это приобретает подлинно религиозное значение и становится началом религиозного опыта лишь в том случае, если родители вполне искренни и благочестивы.

Однажды молодая мать двух детей сказала мне: “Я знаю, почему Танечке (ей два месяца) так нравится бывать в храме. Дома я всегда ужасно занята, необходимо успеть сделать кучу вещей, а в храме, в течение полутора часов, она спокойна пребывает у меня на руках, и я никуда не сорвусь, чтобы что-то сделать”. Я искренне верю, что подобное переживание любви и покоя в храме приближается к религиозному переживанию.

К трем годам дети уже способны воспринимать праздничную атмосферу Рождества, Пасхи, дней рождений и именин.

Хотя мы не вправе говорить о “нравственном сознании” младенцев, их небольшой жизненный опыт все же подготавливает к восприятию нравственных понятий. Открытие для себя таких реалий, как свобода и запреты, безопасность и любовь, разлад своей воли и чужой, навязанной извне, неприятное чувство страха и ревности, удовольствие от одобрения, – многое из этого опыта младенческого возраста вливается в основу нашего религиозного развития. Эти чувства для себя ребенок открывает и в нехристианской семье, но только в христианской семье этот опыт просветлен духовной жизнью родителей.

Но превыше всего, о чем мы говорили, касаясь религиозного развития младенца, остается святое, загадочное действие Божьей благодати, которая питает его. Никто не может точно измерить и оценить воздействие церковных Таинств на наших малышей. Мы только можем с верой и благоговением стараться, чтобы эти пути для воздействия Духа Святого были открыты нашим детям.

Рождаясь, дети приходят в наш мир абсолютно чистыми и открытыми ко всему новому. И от нас с вами зависит, то какими они вырастут: щедрыми или скупыми, завистливыми или самодостаточными, нежными или грубыми.

Ученые так и не пришли к единому мнению, что же в большей степени влияет на формирование личности человека: биологические факторы (задатки) или социальные (общественные установки). Конечно, у каждого новорождённого уже существуют свои особенности темперамента, способности и наклонности, переданные им предками.

Но с течением жизни, под влиянием социума к ним прибавляются дополнительные черты характера. Именно совокупность наследственности и воспитания делают столь неповторимыми и яркими индивидуальности.

Самый большой скачок в развитие дети совершают с 0 до 3 лет. Если в возрастном периоде от рождения до года родителям необходимо заботиться о полноценном физическом развитии малыша, то с 1 до 2 лет важно уделить внимание становлению речи и формированию гармоничной картины мира.

Методы и задачи воспитания ребенка от 1 года до 2 лет

К своему первому дню рождения малыш пробует ходить, может говорить пару слов. Успехи просто феноменальны, но самое интересное ждет впереди. Неожиданно ваша крошка стала капризничать, настойчиво требовать то что еще не под силу.

Не стоит пугаться и отчаиваться. Это наступил кризис одного года, в литературе у него много названий: «Я сам», «период непослушания». Суть заключается в одном: ваш малыш как бы «опьянен» своими потрясающими достижениями, ему кажется, что он может больше.

Поэтому он сосредоточенно стучит по компьютерной клавиатуре, размазывает мамину помаду по стене, тянется к кипящей кастрюле и наотрез отказываться одеваться. Сложный этап для родителей.

Но важный для перехода на следующую ступень психического взросления. Основной задачей становится перевод необузданной разрушающей энергии в созидательную и мирную.

Опасным стремлениям найдите адекватную замену. В этом нелегком деле вам может послужить помощью чувство юмора, творческий подход и умение играть.

Физическое и психологическое воспитания ребенка секреты

Основной вид деятельности у карапузов в год, в 2 и в 3 – это игра. С помощью незатейливых потешек, стишков, накопленных многими поколениями, вы существенно облегчите себе жизнь. Сейчас еще ребенок не может самостоятельно организовать интересное развлечение.

Он может длительно рассматривать предметы, осуществлять простые манипуляции. Покажите ему все возможности игрушек. Как куколка может ходить, машинка перевозить товары, лягушка прыгать. Вместе лечите «больного» мишку, варите обед для зайчика.

Не забывайте внимательно следить за забавами. Это будет вам уроком. В детской игре отражается понятия о мире, о семье. Наблюдение позволит вам вовремя скорректировать или устранить негативные установки или представления.

Правильное воспитание ребенка — как правильно воспитывать детей

В каждой культуре свои мнения о методах и стилях воспитания. Но есть один общий момент. Это любовь. Принятие своего чада таким, какой он есть. Дарите им столь необходимое внимание, заботу, ласку. От года до двух малыш совсем еще маленький, связь с родителями, особенно с мамой крепкая и нерушимая.

Даже увлёкшись каким-либо делом, ваша кровинка всегда старается держать в поле зрения маму или папу. Отвечайте им тем же. Оказывая поддержку, сопереживание вы наделяете своего карапуза уверенностью и смелостью.

Любить и исполнять все капризы – вещи разные. Не путайте. Если у вас мальчик от поцелуев, объятий и других выражений своих чувств он не станет менее мужественным в будущем. А при их нехватке, вероятно, будет закомплексованным, раздражительным и нерешительным.

Что подтверждается научными наблюдениями за детьми, которые воспитывались в детских домах.

Прожив с вами целый год, младенец многому обучается. Теперь это уже не тот грудничок, который подолгу спал, ел, а потом опять засыпал. Сейчас ему нужно больше свободы, но с вами расставаться он тоже не собирается.

Этот этап не зря называют «юбочным», малышок всегда стремиться быть рядом, все повторять. Удивительно как много он успевает. Попала в руки расческа – пытается расчесаться, стуча ей по голове. Ухватил папин телефон – подносит к уху. Взял пульт и направляет в телевизор.

Они копируют буквально все, считают поведение взрослых эталонным. Есть старая добрая истина — воспитание ребенка начинается с себя. Понаблюдайте за собой. Как вы ведете себя когда что-либо не получается? А когда приходите домой уставшими с работы? Будьте с собой честны, это ваш ребенок.

Если в его поведении вас что-то расстраивает, помните что это вы его наградили. Необходимо отметить, что тут говориться о детях без медицински обусловленных отклонений в поведении.

Воспитание ребенка в 2 года

У двухлетнего уже больше всего получается. В репертуаре запас слов, которыми он может с вами изъясняться.

Движения более ориентированные и уверенные. Самое время приучать самостоятельно выполнять необходимые гигиенические процедуры, убирать за собой игрушки, аккуратно кушать.

Надевать на себя одежду. В это время часто дети начинают посещать в детский сад. Заблаговременно постарайтесь привить ему все эти навыки, тогда он себя в детском коллективе будет чувствовать спокойнее.

Особенности воспитания

Особенности развития и воспитания детей 1 года жизни по гендерному признаку практически не различаются. Но вот у двухлетних различия должны быть. Воспитывать мальчика двух лет важно сильным, мужественным, но не за счет отчуждения чувств.

Вы должны показывать свое любящее и заботливое отношение: разговаривать, целовать, гладить. К двум годам мальчики очень активны, часто набивают синяки и шишки, но это не повод ограничивать физическую подготовку.

Воспитание девочки двух лет ориентированно на развитие творческих способностей. Им более важна эстетическая сторона.

Делайте ей комплементы, только искренне, без фальши.

Ошибки в воспитании

  • Несогласованность действий окружающих . Один запрещает, другой это же поощряет. Ребенку и так сложно усвоит кучу правил и норм поведения. Не создавайте сами дополнительные препятствия.
  • Обвинение и угрозы . Безусловно, нужны границы дозволенного, но при их нарушении не стоит чрезмерно сильно запугивать ребенка. Вы ведь хотите вырастить уверенного в себе инициативного гражданина.
  • Перепады настроения . Наше настроение не должно влиять на общение с ребенком. Контролируйте себя. Не срывайте на них свою злость и раздражение. Ваши требования должны быть всегда одинаковы.
  • Необоснованные запреты . Есть вещи которые нельзя делать малышам, есть даже опасные. Но ваше чадо должно четко знать почему нельзя. Незнание последствий толкает нас на эксперименты.
  • Гиперопека . Дайте малышу свободу. В любом возрасте есть вещи, которые они могут делать сами. Подарите себе свободное время, стимулируете их инициативу.
  • Недостаток времени . Детям очень важно не только наше присутствие, но и общение, взаимодействие. То что вы, приходя с работы, вместе смотрите телевизор, ничего не значит.

Разговаривайте, рассказывайте о себе, спрашивайте как у него прошел день, во что он играл, что нового узнал.

В первые 3 года жизни ребенка родителей ждет много сюрпризов – приятных и не очень. Долгожданная первая улыбка, первый зуб, первый шаг, первое слово… Эти события запоминаются на всю жизнь и вызывают искреннюю радость.

И вот постепенно устанавливается определенный распорядок дня: режим питания, прогулок, развивающих занятий. Такие радостные хлопоты требуют от родителей и окружающих ребенка людей определенных знаний.

Воспитание детей до 3 лет

В первые годы жизни ребенку требуется помощь в речевом развитии, познании окружающего мира. Для этого и сами взрослые должны стать более ответственными и дисциплинированными.

Правильно подобранные игрушки, игры в соответствии с возрастом станут прекрасным средством в воспитании малыша.

Период до 3-х лет будет сопровождаться не только приятными хлопотами, но и детскими капризами. Каждый родитель рано или поздно столкнется с непослушанием и плачем. Такова природа развития ребенка.

Накопление словарного запаса

В возрасте от одного года малыш начинает активно запоминать слова. В этот период от мамы требуется:

  • проводить занятия с ребенком;
  • комментировать все действия;
  • называть предметы и рассказывать их предназначение.

Не стоит отчаиваться, если ребенок не повторяет новые слова – он их все равно запомнит. Не говорит – не значит, что не понимает. Малыш выполнит любую просьбу (принесет куклу, возьмет подушку, даст папе книгу).

В 2 – 3 года многие дети (но не все) имеют словарный запас, что состоит из существительных, глаголов, определений и некоторых наречий, знакомых и понятных им:

  • предметов гардероба;
  • средств для ухода за собой;
  • мебели;
  • животных и птиц;
  • растений;
  • наименования некоторых абстрактных предметов (ветерок, звук), явлений;
  • названий собственных действий (или окружающих);
  • названий признаков предметов, ощущений, состояний и т. д.


Познание окружающего мира

В возрасте до 3 лет малыш активно изучает мир вокруг себя. Все, что окружает его – привлекает внимание. Ребенку хочется попробовать предметы на вкус, на ощупь, исследовать способы их использования.

Бывает, что любознательность приводит к неприятным последствиям: паданию, ушибам, сломанным игрушкам. Как действовать родителям? Эффективна следующая методика:

  1. Примите участие в познавательном процессе сына или дочери. Вашему малышу вздумалось залезть на шкаф? – Лезьте и вы. Хочет вытащить ящик тумбы? – Помогите ему. Ребенок должен освоить максимум знаний, ведь от этого зависит его развитие.
  2. Не запрещайте изучать мир . Если что-то ребенку нельзя брать, сделайте так, чтобы эта вещь не попадалась ему на глаза.
  3. Если так случилось , что ребенок взял молоток, любимую мамину тарелку, кошелек – позвольте ему рассмотреть предмет и только затем убирайте.
  4. При падениях не стоит сразу спешить на помощь . Вряд ли он сильно ударится, не стоит также опасаться переломов. Падение – неизбежный этап для развития ориентирования в пространстве, равновесия. Главная задача родителя – позволить самостоятельно преодолеть преграду. Не правильно полагать, что не обращать внимание – значит, оставить ребенка наедине со своими проблемами. Такая реакция дает хороший воспитательный эффект. А вот словесная поддержка не помешает.

Видео: Психология запретов

Самостоятельность

Дети после года уже могут самостоятельно управиться с ложкой. Поэтому родителю стоит сделать на этом акцент. Чтобы ускорить процесс освоения кухонных приборов, не стоит запрещать малышу брать их в руки. Позвольте изучить, покрутить, поиграть с ложкой. При неудачной попытке ею воспользоваться нельзя ругать ребенка за измазанную футболку.

Малыш балуется за столом? – Убирайте тарелку. Ребенок вскоре сам осознает, что подобное поведение недопустимо за столом.

Для того же, чтобы ваше чадо научилось одеваться, стоит проявлять терпение, не заострять внимания на процессе. Одевайте ребенка неторопливо, комментируйте свои действия, называйте поочередность одевания вещей. Хвалите за проявление инициативы, даже если попытки натянуть штаны не увенчались успехом.

В возрасте до 3 лет также можно давать несложные поручения:

  • полить цветы;
  • подмести пол;
  • убрать игрушки и т. п.

Нужно терпеливо отнестись к тому, что процесс затягивается и не приводит к результату – ребенок только учится.

А как же быть в том случае, когда малыш уже научился выполнять какое-то действие сам (одеваться, кушать), но просит об этом маму? Выполните его просьбу, может, у него нет настроения.


Игры и игрушки

Дети 1 года уже с удовольствием плещутся в воде, поэтому следует создать для этого все условия. Наберите воды в ванну, налейте в таз, летом – в надувной бассейн. Дайте игрушки и емкости (чтобы переливать воду). Пусть малыш играет в свое удовольствие.

С юного возраста малыша тянет к песочнице, а значит, стоит позаботиться о том, чтобы песок был чистым. Организуйте привоз «стройматериала», папу привлеките к сооружению песочницы из досок. Позволяет играть малышу с песком столько, сколько ему хочется.

При выборе игрушек для малыша стоит учесть его возрастные особенности. В 1 год это:

  • шарики;
  • мячики;
  • кубики;
  • мягкие игрушки (зверушки);
  • пирамидки;
  • матрешки;
  • кукольная посуда;
  • музыкальные игрушки.

Главная задача – выбрать предметы без мелких деталей, острых углов.

Для двух-, трехлетнего ребенка покупайте:

  • машинки, самолетики, куклы;
  • развивающие коврики;
  • строительные наборы с крупными элементами (деревянный конструктор или Лего);
  • наборы для лепки;
  • пазлы (крупные) и другие простые игры.

Участвуйте в играх. Прятки, поиск потерявшегося предмета, совместное вкладывание пирамидок – выбор занятий с малышом огромен.

Развитие речи и возраст «почемучки»

После двух лет ребенок начинает задавать массу вопросов, и родителям кажется, что они никогда не закончатся. Не стоит отворачиваться от ребенка. Объясните все, что его интересует, ведь мама с папой являются основными источниками знаний. Уходить от ответов или не обращать внимания на ребенка нельзя.

Весь словесный запас, выражение и интонация малыша – это отображение вашей речи. Поэтому в ваших силах максимально расширять его. Если ребенок спрашивает «Что это?», не стоит ограничиваться простым называнием предмета. Объясните, для чего это нужно, как используется.

Взрослые зачастую не достаточно осознают, насколько значимо их общение с ребенком. Возраст «почемучек» — это важный этап формирования речевых навыков, поэтому так важно знать некоторые приемы:

  • не коверкать слова, свести к минимуму употребление уменьшительно-ласкательных форм;
  • не стоит передразнивать ребенка, если он произносит слова неправильно, тем более неуместны насмешки и подражание языковым ошибкам;
  • необходимо развивать у ребенка умение выражать свои мысли и эмоции словами, соответственно, требуется избегание излишней жестикуляции.

Развитие речи – процесс индивидуальный и равняться на других детей бессмысленно, но наблюдать за ребенком необходимо.

Кризис двух лет

Дети растут и вот уже малыш, который недавно был так привязан к родителям, умиляя их своей улыбчивостью и послушанием, становится маленьким тираном. Любые игры и занятия вызывают протест, слова мамы воспринимаются в штыки.

Так ребенок вступает на новый этап развития. Этот переходный период знаменуется кризисом 2 лет.

Причины

Целый комплекс причин провоцирует возникновение кризиса 2 лет:

  • стремление к самостоятельности;
  • освоение новой схемы взаимодействия с окружающим миром;
  • открытие новых возможностей и границ дозволенного.

Детские истерики, проявление которых может быть самым разным: лежание на полу и крики, ребенок плохо ест, становится плаксивым, бьет окружающих. Спровоцировать такое поведение может самая безобидная ситуация.

Родителям важно помнить, что причина кроется не в каком-то ситуативном факторе. Проблема лежит гораздо глубже. Кризис 2 лет – важный этап, в результате преодоления которого ребенок получает необходимые знания и умения, поднимаясь на ступень выше в своем развитии.

Маленький манипулятор

Истерика у ребенка – настоящее испытание для родителей. Вот в магазине он падает на пол при отказе купить понравившуюся игрушку. Многие мамы теряются в такой ситуации и не знают, как им правильно поступить.

Справиться с кризисной ситуацией помогут знания о ребенке, его характере, темпераменте. Для одного будет полезна методика беседы с родителем наедине, другому эффективнее будет строгий окрик в присутствии окружающих. В любом случае идти на поводу у маленького человека нельзя.

О вреде родительской уступчивости

Многие родители склонны останавливать истерику у ребенка уступками. Бьющийся в крике и слезах ребенок, конечно, не самое приятное зрелище. Однако уступив один раз, взрослые теряют свою власть в глазах маленького манипулятора.


Он начинает чувствовать себя всесильным и понимает, что теперь его слезы – это его основное оружие, с помощью которого он и будет добиваться желаемого.

Родители должны понимать, что этот путь воспитания крайне опасен, потому лучше предупредить подобную ситуацию. Для этого ребенку необходимо в доступной форме объяснить, что ему позволительно, а на что существует абсолютный запрет. И придерживаться этой линии поведения необходимо постоянно.

Психология и маленькие хитрости

Родители, конечно, могут осознавать необходимость подобного этапа развития, но на деле это время тяжелое, требующее терпения и знания некоторых хитростей:

  1. Ребенок должен чувствовать поддержку родителей . Она должна быть ненавязчивой. Нет необходимости требовать от ребенка определенного поведения. Это только усугубит и без того непростую ситуацию.
  2. Быть настойчивым, но справедливым . Если взрослый принимает решение в чем-то отказать ребенку, то его «нет» должно оставаться таковым до конца. Уступкам здесь не место.
  3. Истерика – мероприятие демонстративное , поэтому, чем меньше у ребенка зрителей, тем быстрее прекратиться его приступ.
  4. Если взрослый понимает, что ребенок начинает капризничать , то важно переключить его внимание и вовремя отвлечь на что-то интересное и более полезное.

Дети быстро растут и забывают многие моменты. Спустя какое-то время их память стирает и истерики, и капризы… Взрослым стоит поучиться такому приему и не принимать близко к сердцу издержки очередного этапа развития своих чад.

Воспитание детей первые 3 года их жизни – процесс увлекательный и трудный одновременно. Маленький человек активно изучает окружающий мир, ему еще многому предстоит научиться. А взрослым остается набраться терпения и знаний, чтобы сделать этот период насыщенным, провести его с пользой и оставить только самые приятные воспоминания.

Видео: Консультация специалиста

Каждому родителю кажется, что с возрастом проблем с ребенком станет гораздо меньше. Однако те, кто так считает, сильно ошибается. Малыш, конечно же, становится умнее, с ним можно поговорить и что-то объяснить ему, но это не значит, что будет проще. Если не знать особенностей воспитания детей до трёх лет, легким оно не покажется.

С каждым годом малыш расширяет свой кругозор, познавая новые аспекты сложного для него мира. Родителям нужно уметь не только понимать ребенка, но и направлять его энергию в нужное русло. Чтобы это правильно делать, необходимо знать особенности воспитания детей этого возрастного периода.

Что нужно знать о детях до трех лет?

Родившись, малыш нуждается в заботе и ласке матери. Она может выражать свою любовь в прикосновениях, поглаживаниях. В младенчестве кроха ещё неспособен сам удовлетворять свои потребности. Поэтому именно мама кормит его, меняет пеленки, купает и т. п.

В полгода ребенок учится сидеть. Он уже может умело манипулировать предметами. Начиная сидеть, а после и ползать, малыш получает больше необходимых знаний для своего развития.

К году или чуть позже ребенок приобретает новый навык - ходьбу. Естественно, что за счёт неё он расширяет свой кругозор. Теперь ему доступно больше информации, чем когда-либо. Но и в этот период малыш все ещё не может реализовать все свои желания, поэтому ему никак не обойтись без помощи мамы.

Период с одного года до двух лет характеризуется изучением новых слов, и как следствие, расширением общения со взрослыми. Теперь малыш начинает общаться с родителями не только знаками, но и словами, пусть и не очень понятными для окружающих. Взрослым нужно стараться развивать ребенка и уже в этом возрасте обращать внимание на способности крохи.

В воспитании детей двух-трёх лет важно учитывать то, что они уже могут выполнять элементарные действия. Например, собирать за собой игрушки. Поэтому приучайте ребенка к порядку. Делайте это так, чтобы малышу такое занятие не было в тягость. Превратите его в забавную игру. Так как малыш в этом возрасте стремится подражать взрослым, нужно учитывать одно условие: родители тоже должны соблюдать порядок.

В этот период детям необходимо общение не только с мамой, папой и близкими родственниками, но и с ровесниками. Взрослым следует научить ребенка правильно вести себя в коллективе: не ссориться, уметь мириться, делиться игрушками и прочее. Объясните малышу, что такое волшебные слова и когда их следует употреблять.

С третьего года жизни ребенок заступает на новую социальную ступеньку. Изменения в его личности становятся заметны окружающим. Он старается всё делать сам, считает себя равным с родителями и требует соотвествующего отношения к себе. Взрослым не нужно делать за ребенка то, что у него не получается, а поддерживать его самостоятельность.

В три года ребенок всё больше тянется к общению, познанию действительности. Родителям лишь стоит поддержать его в этом стремлении. В этом возрасте малыш уже четко знает свои желания. Поддерживая активность ребенка, родители смогут в будущем направить его в нужную сферу деятельности.

Маленькие дети очень любят рисовать. Предоставьте им такую возможность. Если малыш тянется к конструированию, не отказывайте ему в этом удовольствии. Некоторые дети занимаются лепкой. Ну и, конечно же, каждый ребенок любит играть. Все перечисленные занятия помогают развить важные процессы и качетсва, такие как память, мышление, восприятие, внимание, речь. Это возраст, когда формируется основа личности.

Какие аспекты нужно учитывать при воспитании малышей

Для каждого возраста характерны свои особенности, определяющие подход к воспитанию и развитию.

От нуля до года

То, каким ребенок вырастет, напрямую зависит от выбранной тактики воспитания. Принципы, которые будут взяты родителями для воспитания малыша до года, сформируют, к примеру, общительную, требовательную или, наоборот, застенчивую и лояльную личность. Поэтому важно определиться с характером воспитания малыша с самого его рождения.

С самого начала жизни необходимо воспитывать в малыше самостоятельность. Так, во время его бодрствования, рекомендуется оставлять кроху на некоторое время одного. В то же время не стоит дожидаться, пока малыш расплачется. Слух и зрение ребеночка можно развить за счёт подвесных игрушек или погремушек. С началом развития запоминания малыш больше времени удерживает своё внимание на отдельной игрушке.

Самостоятельность ребенка будет заключаться и в том, что он научится переворачиваться на животик, достигать желаемого (тянуться за игрушкой), ползать. К семи месяцам, когда кроха уже сидит, интересным для него занятием будет забрасывание колечек или шариков в емкость (ведерко). Разобрать и собрать пирамидку или матрешку, построить башенку из кубиков - всё это развивает ребенка. Стараясь взрастить в малыше самостоятельность, придерживайтесь «золотой середины» в его воспитании: не берите лишний раз на руки, проявляйте достаточно заботы и любви.

От года до двух лет

В этом возрасте детям необходимо уделять особое внимание. Воспитание в период от одного года до двух лет можно поделить на два этапа. Каждый из них имеет свои особенности. Первый период продолжается от года до полутора лет, когда малыш познает мир благодаря тому, что научился ходить. Второй этап длится ещё полгода: от полутора до двух лет. Здесь ребенок познает общение, овладевает новыми словами.

Чтобы нормализовать поведение двухлетнего малыша, следует контролировать его. Для поднятия настроения и его сохранения родителям следует больше времени проводить со своим крохой. Играя со взрослым, ребенок познает новое. Игры должны быть направлены именно на это, но при этом увлекать малыша. К тому же каждый раз нужно закреплять знания.

К двум годам малыш уже способен самостоятельно умываться, приводить себя в порядок, надевать некоторые предметы своего гардероба. К тому же он может сам кушать. В этом возрасте ребенка нужно начинать приучать к порядку. Лучше складывать игрушки на полку, а не в контейнеры. Так, малыш научится брать что-то одно, а не высыпать все сразу. Родители должны объяснить ребенку, как правильно общаться, ведь именно в этом возрасте он начинает играть в компании сверстников и понимать требования взрослых.

Помните, что вы являетесь образцом для подражания, и дети с радостью будут копировать ваше поведение. Поэтому если в семье выражаются нецензурными словами, не знают вежливых обращений, разбрасывают вещи, и при этом требуют от ребенка противоположного, не стоит удивляться и требованиям детей вместо просьб. Главное, что должен помнить каждый родитель, занимаясь воспитание ребенка до двух лет - сначала работаем над собой, потом требуем того же от малыша.

Чтобы приучить ребенка следить за своим внешним видом, старайтесь обращать его внимание на то, какую одежду вы на него надеваете. Указывайте малышу на то, какая она чистая и опрятная. Объясните ребенку, что нужно переодеваться, если одежда загрязнилась.

Помогите малышу научиться самостоятельно засыпать. Не оставляйте кроху одного в комнате, если он боится. Побудьте с ним рядом, пока он не заснет. Можно почитать ему сказку. Желайте ему приятных снов. Так, вы выработаете в нём определенный режим: ребенок научится засыпать после того, как послушает сказку или услышит пожелание спокойной ночи.

Необходимо сформировать определенный режим дня малыша. Для этого желательно будить его в одно и то же время. Кормить, играть и гулять с ним, укладывать его спать днём и ночью нужно вовремя. Играя с ребенком, приучайте его к заботе о мишках, зайчиках лисичках и других игрушках. Старайтесь показывать малышу, как можно действовать с той или иной игрушкой. В игре есть возможность научить ребенка мыть за собой посуду, убирать в квартире, одеваться и т. д.

В возрасте от года до двух лет следует научить малыша слушать и выполнять требования родителей. Интонация, возникшая в голосе папы или мамы, должна говорить ребенку о том, что хорошо и плохо. Ещё до года он должен научиться понимать слово «нельзя». Позже необходимо закреплять в нём полученные навыки.

К двум годам ребенок учит новые слова. Поэтому важно показать ему, как правильно вести себя в обществе, какие слова можно и нельзя говорить. Не нужно искривлять речь при общении с малышом, чтобы потом не пришлось вести его к логопеду. Разговаривайте с ребенком на равных, не лишая слов эмоциональной окраски.

От двух до трех лет

В воспитании ребенка 2–3 лет есть свои нюансы и секреты. Они помогут облегчить не только жизнь родителей, но и самих детей. Первое, что нужно делать, это соблюдать последовательность в воспитании. Малышу необходимо объяснить, что сначала он кушает, затем играет, спит, гуляет и т. п. Это поможет ребенку быть более спокойным и уверенным. Если по каким-то причинам распорядок дня приходится поменять, скажите об этом малышу заранее.

Не должно быть никаких стрессовых ситуаций. К двум годам родители уже понимают, что выводит ребенка из себя, почему он начинает капризничать и беспокоиться. К таким последствиям может привести смена места, голод и прочее. Поэтому планируйте свои дела и без острой необходимости не водите малыша туда, где ему некомфортно.

Умейте отвлекать своих детей. Бывают ситуации, когда ребенок просто игнорирует ваши просьбы и замечания. Вместо того чтобы кричать на малыша, отвлеките его от дела более интересным занятием.

Давайте ребенку отдых. Он не должен превышать нескольких минут. Такой «тайм-аут» способствует дисциплине. Усадите его в удобное кресло или на диван, где малыш и сможет отдохнуть.

Представьте себе ситуацию, так знакомую многим, когда вы стоите в магазине, а ребенок истерит, прося купить ему игрушку или какую-нибудь сладость. Старайтесь быть спокойными, попытайте объяснить капризуле, почему сейчас нельзя выполнить его желание. Иногда лучший способ заставить малыша замолчать - это просто не обращать на него никакого внимания. В конце концов, он когда-нибудь устанет плакать и кричать.

Особенностью воспитания детей трёх лет является то, что у них уже есть свои обязанности. Они должны засыпать строго в определенное время, сидеть в специальном кресле при езде на автомобиле, кушать по распорядку дня и т. п. Но есть и такие вещи, которые выполнять необязательно. Поэтому родители должны понимать, когда можно идти на компромисс.

Развитие физических навыков у детей трёх лет

Психология воспитания ребенка трёх лет включает в себя и физическое развитие. Важным для малыша является приобретение новых знаний. Физические упражнения помогают ему развить ловкость, освоить новые движения, тренировать силу.

Нужно заниматься не только утренней зарядкой, но и осваивать другие упражнения, совершенствовать полученные навыки. Достаточно 15–20 минут в день, чтобы развить ребенка физически. При этом не нужно забывать об играх, ведь они тоже бывают спортивными, а соответственно направлены на приобретение физических навыков.

Утренняя зарядка оздоравливает организм малыша, бодрит его и настраивает на активность в течение дня. В этом случае физическое воспитание детей 3 лет должно включать доступные ребенку и разнообразные упражнения. Малыша следует научить правильно дышать и не задерживать дыхание. Лучше всего, если утренняя зарядка будет построена на игре.

Следует включать упражнения, которые укрепляют мышцы плеч и конечностей. Не исключайте из зарядки бег и ходьбу. Должно быть несколько упражнений для ног, рук и туловища.

Запомните, что детей нельзя чрезмерно нагружать. Однако и легкой физическая нагрузка быть не должна. Определить норму можно по пульсу. Если частота пульсации не превышает 10-ти ударов в минуту, то вы всё делаете правильно. И не забудьте чередовать занятия в помещении с упражнениями на свежем воздухе.

Подытожим сказанное

Каждый возрастной период отличается своими особенностями. В любом из них малыш учится чему-то новому. Это требует правильного воспитания.

Прежде чем начать воспитывать своего ребенка, вникните в особенности каждого возраста. Занимайтесь со своими детьми, уделяйте хотя бы часть времени, чтобы просто поиграть с ними. Приучайте малышей к порядку и уходу за собой ещё в раннем детстве. А главное, соблюдайте режим сами, ведь кроха - это ваша маленькая копия.

Консультация психолога о причинах плохого поведения у детей

Мне нравится!

Воспитание детей 2-3 лет

воспитание ребенка - довольно сложный процесс. причем очень часто получаемые результаты вовсе не совпадают с нашими ожиданиями. и это не значит, что наш ребенок «плохой», он - особенный и вовсе не обязан быть таким, каким мы хотим его видеть. дети уже рождаются с определенными и . эти особенности надо понимать и поддерживать. если мы будем пытаться «переделать» ребенка - мы пойдем против него самого и самой природы.

да, безусловно, взрослые должны направлять и корректировать поведение ребенка, но делать это надо с любовью, тактично и осторожно, следя, чтобы ребенок не оказался перед непосильной задачей или не испытывал страха перед родителями. причем, необходимо искать подход именно к своему ребенку, учитывая особенности и . так, например, оптимистичный ребенок с сильной нервной системой без особых потерь переживет ваши «давления» и станет от этого только крепче и жизнеустойчивее. для же, который от природы имеет обостренную чувствительность, излишняя строгость может оказаться непосильным бременем. а очень активный, без должного контроля может стать неуправляемым.

родителям полезно помнить, что достигнутый результат воспитания не всегда зависит от затраченных усилий: многое складывается из врожденных , соответствия родительских запросов возможностям малыша, гармоничности родителей и семьи в целом. поэтому, например, у матери-одиночки, которая работает с утра до вечера, может подрастать жизнерадостный и уравновешенный ребенок, а в семье, где мама и папа много времени уделяли целенаправленному воспитанию, вырастает мнительный и конфликтный сын.

Материал к занятию.