В каких случаях и для чего используется гипноз для детей? Гипнотерапия для детей.

Первая детская гипнотическая терапия была проведена в XIX в. С тех пор методика набирает популярность. Специалисты утверждают, что в возрасте от 7 лет разум наиболее восприимчив к внушению. В состоянии транса легче поменять деструктивные установки ребенка на позитивные, что поможет ему справиться с проблемами. Техника способна избавить и от вредных наклонностей: чрезмерного увлечения компьютером, привычки грызть ногти и др.

Использование гипнотерапии

Родителям необходимо понимать, что гипноз для детей не является решением любой проблемы. Усилия, сделанные гипнотизером, не заменят лечение медикаментами при острых соматических болезнях. Гипнотерапию не следует использовать, если у ребенка имеются проблемы с психикой.

Гипнотический метод лечения отличают от других психологических методов его явные плюсы.

Он отлично проявил себя в разрешении проблем психологического, психоэмоционального и поведенческого спектров. Специалисты рекомендуют детский гипноз в случаях:

  • при негативных привычках, например, ребенок грызет ногти;
  • для решения проблем, от которых страдают сосредоточение, внимательность, память;
  • при затруднениях в общении с другими детьми;
  • при страхах, связанных с учебной активностью: волнение перед экзаменами;
  • при явных фобиях: боязнь высоты, темноты;
  • после психотравмирующих случаев: развод родителей, смерть домашнего питомца;
  • при расстройствах дневной активности: неоправданном проявлении агрессии;
  • при зависимости от игр.

Преимущества перед медикаментозным лечением

Набирающая популярность методика детского и подросткового гипноза характеризуется надежностью методик. Обычно большая часть юных пациентов боится медицинских воздействий, в особенности вакцинации, но у детей нет заблуждений и фобий перед гипнотерапией: многие чада чувствуют себя хорошо во время процесса терапии.

Еще один плюс детской гипнотерапии - стойкий результат.

Во время лечения фобий и страхов при помощи анксиолитиков эффект наступает немедленно, но и препараты работают недолгое время. В отличие от использования медикаментов, результат, полученный после процесса гипноза, остается не только на долгое время, но и абсолютно ликвидирует проблему. Большой плюс гипнотической терапии - полное отсутствие вредных побочных эффектов. Этот факт становится главным доказательством для родителей в выборе гипнотической терапии как способа лечения своего ребенка. Однако они должны осознавать, что ответственность за детский гипноз несет не только непосредственно гипнотизер, но и они сами.

Можно выделить следующие преимущества детского гипноза:

  • надежность методик;
  • стойкость результата;
  • устранение проблемы;
  • отсутствие побочных эффектов.

Пределы гипнотерапии

В детском возрасте фантазия считается особенно развитой, поэтому гипнотизировать детский мозг намного легче. Этот вид воздействия хорошо помогает для избавления от фобий или вредных привычек. В таких случаях проводят специальные упражнения, связанные с внушением с помощью образов: к негативным привязывается ассоциация ребенка с привычкой.

Трудность состоит в том, что дошкольники и школьники (от 7 до 9 лет) не могут адекватно и целостно излагать свои мысли. Дети не способны сами понять явления, уточнить детали и описать вещи, перед которыми испытывают страх, не могут ясно выразить собственные тревоги. Из-за этого к гипнотерапии не прибегают для лечения детей младше 7 лет. Этот возрастной лимит - понятие крайне условное, потому что формирование и развитие головного мозга происходит у всех в индивидуальном темпе.

Использование гипноза возможно в случаях необходимости помощи детям для установления прочного контакта и взаимоотношений между терапевтом и пациентом.

У юного больного не должно быть страха, он должен абсолютно доверять гипнологу, который будет лечить. Нужно, чтобы ребенок понимал, доктор откровенен с ним, переживает за происходящее в его внутреннем мире и хочет сделать лишь одно: помочь ему. От личности гипнотерапевта, его навыков педагогического характера и действий зависит успех процедуры, но важным является и сам процесс детского гипноза.

Подготовка доктора и родителей к сеансу решит напрямую результат всей терапии. Для достижения максимального эффекта нужна гарантия того, что родители на первый сеанс принесут любимые игрушки ребенка - они станут зоной, где будет сфокусировано внимание малыша и дадут возможность ввести его в состояние покоя.

Родители должны понимать, что гипноз не решает проблемы, а лишь эффективно помогает с ними справиться. Гипнолог не может просто ввести ребенка в гипнотическое состояние и внушить тому, чтобы он стал умным.

Процесс гипноза

Необходимо провести заблаговременную беседу с гипнологом, где определится возможность внушаемости и подготовленности психики к сеансу.

После этого можно приступать к гипнозу, который длится около 20 мин. и состоит из нескольких этапов:

  • расслабление: ребенок устраивается в кресле, гипнолог просит его закрыть глаза и вводит его в состояние полной релаксации с помощью определенных фраз под звуки медитативной мелодии, после чего пациент впадает в легкий транс;
  • устранение проблемы: гипнотерапевт произносит специальные фразы, с помощью которых внушает пациенту нужные мысли или идеи, направленные на борьбу с проблемой;
  • вывод из состояния транса: специалист использует обратный счет от 10, при озвучивании цифры 1 пациент приходит в себя отдохнувшим и бодрым.

Прибегая к такой методике, вы сможете безболезненно избавить свое чадо от ряда проблем: страхов, депрессий, вредных привычек.

Заключение

Каждый детский рассудок воспринимает гипноз по-своему. Родителям настоятельно рекомендуется тщательно слушать гипнотерапевтов и прибегать к помощи только проверенных специалистов, которые точно помогут их ребенку.

Детская психика — уникальна и сильно отличается от взрослой. Дети многому должны научиться, но в силу своего возраста, еще не могут анализировать свои внутренние ощущения и не всегда могут давать им нормальную оценку. Зато они очень впечатлительные и подвижные, обладают ярким воображением, а потому подвержены различным страхам и образованию на их почве неврозов и фобий. Но часто причины своих переживаний они сами не в состоянии объяснить, так как еще не осознают в полной мере всех процессов в своем внутреннем мире. Между тем нерешенные проблемы остаются, продолжают усугубляться, что приводит к заболеваниям.

Для лечения нарушений у детей врачи используют различные методы терапии: медикаментозные, физио- и психотерапевтические. Популярным способом найти корень проблем и решить их является гипноз . Это мощный, эффективный и гарантированный метод коррекции нарушений психологического и физиологического плана. Пройти курс лечения гипнозом можно в Санкт-Петербурге.

Специфика и преимущества детского гипноза

Специальные методики гипноза используют для лечения детей и подростков, но особенностью работы с маленькими пациентами от 3 до 9 лет является то, что малыши в этом возрасте еще не всегда могут четко формулировать свои мысли и доносить их до окружающих. Они не способны логично описать ситуацию, которая вызвала у них волнения и еще не умеют грамотно рассказать о своих чувствах. Обратная связь между гипнотерапевтом и ребенком затруднена. Потому гипноз для детей до 9 лет требует наличия особого мастерства у специалиста, большого запаса терпения, а также желания помочь своему клиенту.

Также важным условием достижения успешного результата в лечении гипнозом различных проблем у детей является обязательное установление доверительной атмосферы между гипнотерапевтом и пациентом. Для ребенка очень важно, какое впечатление у него вызовет врач. Нужно, чтобы малыш чувствовал, что взрослый искренне сочувствует ему, переживает за него, готов разделить с ним все его волнения и страхи, а также оказать ему посильную помощь. Поэтому от личности врача и его умения войти в контакт с малышом зависит многое.

Лечения детских расстройств с помощью гипноза имеет ряд преимуществ. Во-первых, стоит отметить высокую эффективность самой методики. Она позволяет добиться излечения даже в самых запущенных случаях.

Кроме того, все техники гипноза, применяемые для лечения детей:

  • не причиняют вреда организму;
  • полностью безопасны для психики;
  • не имеют побочных эффектов.

Родители могут не беспокоиться, что ребенку будет нанесен вред. Использование гипноза также особенно актуально для детей, которые боятся лечебных манипуляций или не хотят принимать неприятные на вкус таблетки. Такая техника лечения позволяет избежать полностью неприятных малышу медицинских манипуляций и травмирующих моментов. Большинство детей не испытывают страха перед гипнозом, ведут себя на сеансах спокойно и даже заинтересовано.

Прибегать к лечению гипнозом выгодно и потому, что он гарантирует устойчивый результат, чего не всегда удается добиться при использовании медпрепаратов. Например, для снятия симптомов фобических страхов используют успокаивающие препараты — транквилизаторы, лечебное воздействие от которых наступает быстро, но также быстро и проходит. Гипноз воздействует на подсознательном, а не на физическом уровне, мягко устраняет существующую проблему, потому эффект от ее использования сохраняется надолго.

Важное преимущество детского гипноза — отсутствие побочных эффектов, на которые так богаты психотропные препараты, как раз этот пункт становится веским доводом для родителей в пользу использования именно этой методики. Многие выбирают гипноз как самый безопасный метод лечения для своего ребенка.

Область применения детского гипноза

Гипноз показал превосходные результаты в терапии различных нарушений психоэмоциональной сферы и поведенческих нарушений у детей. Это дает предпосылки к широкому его использованию в терапии множества недугов.


Показания к применению детского гипноза могут быть следующие:

  • невротические привычки (обкусывание ногтей, кручение волос);
  • гиперактивность (невозможность сосредоточить внимание, неусидчивость, чрезмерная двигательная активность);
  • проблемы в школьном коллективе (невозможность установить дружеские отношения со сверстниками);
  • конфликты с родителями;
  • проблемы с адекватной самооценкой;
  • не поддающиеся контролю волнения перед выступлениями на публике;
  • преувеличенное волнение перед экзаменами;
  • фобии;
  • чрезвычайная возбудимость;
  • игровая и интернет-зависимости.

После проведения курса лечения гипнозом этих нарушений, у детей снижается порог чрезмерной чувствительности, повышается уровень собственного осознания, ослабевают, а затем совсем проходят проявления расстройств невротической природы.

Школьники после прохождения курса детского гипноза легче адаптируются в коллективе, с удовольствием включаются в учебный процесс. У них повышается успеваемость, открываются новые творческие способности. Агрессивные дети становятся спокойнее, проще реагируют на происходящее в непростых ситуациях. Неуравновешенным детям лечение гипнозом помогает наладить отношения с родителями, сестрами и братьями, стать более уверенными в своих силах.

Высокую эффективность детский гипноз показывает при лечении соматических болезней и расстройств у малышей и подростков (например, при лечении заикания). Сеансы назначают, если у ребенка присутствуют:

  • головные боли нервного происхождения;
  • метеорологическая чувствительность;
  • вегетососудистая дистония;
  • патологии эндокринной системы;
  • болезни обмена веществ (ожирение, сахарный диабет);
  • кожные проблемы (экзема, витилиго);
  • болезни органов дыхания;
  • бессонница;
  • недержание мочи;
  • заикание;
  • мутизм (отсутствие речи).

После проведенного курса лечения заболеваний с помощью гипноза у детей значительно снижается интенсивность болезненных ощущений в организме, нормализуются обменные процессы, снижается вес. Гипноз для детей с болезнями невротической природы позволяет им быстро и навсегда расстаться со своими расстройствами и больше не вспоминать о них.

Еще одна область применения детского гипноза — обезболивание при различных инвазивных и хирургических медицинских манипуляциях. Сеансы гипноза с целью анестезии проводят перед:

  • стоматологическими процедурами;
  • инъкциями;
  • операциями.

Под воздействием внушения маленькие пациенты становятся менее восприимчивыми к боли, перестают бояться врачей и больниц, спокойно ведут себя при медицинских вмешательствах.

Представляет интерес применение гипноза и для стимуляции мотивации детей, занимающихся спортом. После прохождения курса сеансов, у юных спортсменов возрастают эмоционально-волевые качества, укрепляется вера в собственные силы. Одновременно с этим снимается излишняя тревога, внимание концентрируется на достижении цели, появляется стремление к здоровой конкуренции.

Детям, которые занимаются музыкой, рисованием, танцами и т. д., гипноз поможет развить в себе творческие способности, найти в глубинах собственного воображения новые идеи и потенциал для воплощения их в жизнь.

Подросткам 15-17 лет гипноз может помочь определиться с будущей профессией и найти свое место в жизни. Погружение в собственный внутренний мир раскрывает истинные желания и устремления, о которых они могли даже не подозревать. В данном случае экскурс в бессознательную сферу позволит систематизировать и рассмотреть их со всех сторон, а затем принять верное решение.

Записаться на диагностику

Гипнотизирование детей

Трудность заключается в том, что дети, конечно же, очень внушаемы, но поддаются гипнозу по-разному, в зависимости от возраста, - возможно, это связано с тем, насколько сформировалась кора головного мозга. Можно утверждать, что легко гипнотизировать детей старше девяти лет. В период половой зрелости способность поддаваться гипнозу несколько ослабевает, но затем снова возвращается.

Поскольку дети быстро реагируют на всевозможные раздражения, трудно ожидать, что можно надолго отключить их сознание, но повлиять на этот процесс можно. При этом надо помнить, что дети реагируют на малейшие изменения в поведении гипнотизера.

Это означает, что гипнотизер должен особенно тщательно контролировать свои мысли, поскольку они могут выразиться непроизвольно и перенестись на ребенка. Особенно отчетливо ребенок ощущает неуверенность гипнотизера, это может поставить под вопрос действенность гипноза. Если же вы излучаете неколебимую уверенность в себе, то гипноз порой удается даже на очень маленьких детях. Мне многократно удавалось погружать в гипноз семилетних, а однажды даже четырехлетнюю девочку.

Выбор техники введения в гипноз ребенка

Очень важно выбрать подходящую технику интродукции, адаптированную к миру представлений ребенка. Для детей моложе десяти лет я использую, как правило, технику непрямого введения в гипноз. Я прошу родителей на первый сеанс принести с собой любимую игрушку ребенка и ни в коем случае не упоминать, что ребенок идет на сеанс гипноза. Возможно, родителям стоит сделать вид, что они сами будут подвергаться гипнозу. Можно сказать ребенку, что его плюшевый мишка или кукла заболели и их надо полечить.

Пример непрямого введения в гипноз

После непродолжительной беседы с родителями я обычно обращаюсь к плюшевому медведю и спрашиваю, что у него болит. Ребенок охотно рассказывает, чем «болен» мишка. Я продолжаю беседовать с медведем и говорю ему: «Ты заболел, и мы тебя вылечим. Ну-ка, ляг на диван и закрой глазки». Ребенок ложится рядом с игрушкой, но не может закрыть глаза.

Тогда я продолжаю беседу, обращаясь уже к ребенку: «Мишка такой маленький и глупый, совсем не умеет закрывать глазки и спокойно лежать. Ну-ка, покажи ему, чтобы он знал, как это делать. Покажи медведю, пусть он посмотрит».

Ребенок охотно демонстрирует своей игрушке, как нужно укладываться спать, как закрывать глаза. Тут я начинаю введение в гипноз, как это делаю обычно, но всякий раз ссылаюсь на медведя.

Например, так:«Сейчас ты покажешь мишке, как надо спокойно лежать с закрытыми глазами. Мишка научится этому от тебя, но ты должен ему долго показывать, чтобы он понял. Вот так - теперь закрой глазки и лежи тихохонько, как мышка, пока я не скажу тебе, что ты можешь открыть глаза. Тогда твой плюшевый медведь всему правильно научится.

Ты лежишь спокойно-спокойно, а теперь покажи мишке, как надо спокойно дышать. Ты дышишь спокойно и равномерно, совершенно спокойно и совершенно равномерно, а руки и ноги лежат свободно и не двигаются. Они совсем спокойные и неподвижные, а твое дыхание равномерное и свободное, абсолютно равномерное.

Глаза все время остаются закрытыми, и ты успокаиваешься, тебе спокойно и хорошо. И мишке стало хорошо и спокойно. Ты так здорово показал ему, как надо успокаиваться. Ты еще покажешь мишке, как ты здорово можешь лежать спокойно с закрытыми глазками. Ты совершенно спокоен, ты дышишь спокойно и равномерно.

Ручки и ножки не движутся, не напряжены. И во сне ты представляешь что-то хорошее. Все, что я тебе скажу, ты будешь слышать отчетливо и будешь все выполнять. Ты сразу же сделаешь то, о чем я тебе скажу. Это очень важно, иначе твой мишка не выздоровеет. Поэтому сразу же сделай все, что я скажу. Иначе ты не можешь поступить. Все, что я скажу, ты сделаешь немедленно. Ты сделаешь все, что я тебе сейчас скажу, чтобы мишка твой был здоров».

Почти во всех случаях этого достаточно, чтобы начать гипноз. Теперь можно уже непосредственно начать лечение малыша. Если, скажем, родители жаловались, что он плохо успевает в школе, можно начать гипноз следующими словами:

«Твой мишка теперь очень внимателен в школе, он хочет стать умным и смышленым. И ты теперь будешь очень внимательно слушать учителя и тщательно делать все задания. Ты больше не будешь отвлекаться на уроке.

Если ты знаешь ответ, то всегда будешь подымать руку, чтобы учитель заметил, как ты прилежно начал заниматься. И дома ты будешь делать школьные задания сосредоточенно и внимательно, не отвлекаясь. Ты начнешь играть только после того, как сделал все уроки. Начиная с этого момента ты будешь писать аккуратнее и красивее, чем прежде. С каждым днем ты будешь все аккуратнее и красивее писать. Ты и теперь пишешь аккуратно, но будешь писать все лучше и лучше».

После того как необходимое внушение сделано, не забудьте этап кодирования - для введения в гипноз на следующем сеансе. Можно сказать, например, так:

«Ты запомнил все, что я сказал, и ты будешь все внимательно выполнять. Ты выполнишь и то, что я скажу теперь. Начиная с этого момента достаточно, чтобы я погладил тебя по волосам, и твои глаза сразу же закроются. Ты не сможешь больше держать их открытыми. Ты сразу станешь спокойным, как сейчас. Ты это очень хорошо запомнил и всегда будешь действовать, как сейчас.

Так что, как только я в следующий раз поглажу тебя по волосам, глаза у тебя сразу же закроются. Ты снова погрузишься в это чудесное состояние покоя, как теперь. Ты это очень хорошо запомнил и всегда будешь действовать именно так. Сейчас я досчитаю до трех. После этого ты откроешь глаза. Руки и ноги снова станут легкими и подвижными, ты будешь чувствовать себя бодрым и отдохнувшим. Один-два-три... Открой глаза! Ты свежий и бодрый, ты чувствуешь себя превосходно».

Второй сеанс после кодирования

Если вы поступите таким образом, то на следующем сеансе достаточно будет погладить ребенка по волосам, как его глаза немедленно закроются и наступит гипнотическое состояние. Но вначале я говорю ребенку, что именно буду делать, чтобы не нарушить доверие, которое установилось между нами. Например, я говорю:

«Я рад, что ты снова пришел ко мне в гости. Сейчас я проведу рукой по твоим волосам, и глаза у тебя сразу же закроются. Ты снова погрузишься в то чудесное состояние, в каком был в прошлый раз. Как только я проведу рукой по твоим волосам, они закроются, руки и ноги перестанут тебя слушаться, ты погрузишься в чудесное состояние покоя, даже более глубокое, чем в прошлый раз».

Введение в гипноз с помощью сказки

«Сегодня я расскажу тебе сказку. Это сказка про маленькую девочку, такую маленькую, как ты. Эта девочка совсем не хотела учиться. Ну-ка, ляг поудобнее на этот диван, закрой глазки и слушай...

Жила-была девочка, которая не хотела ходить в школу. И совсем не хотела делать то, что задал учитель. Ей хотелось бегать по улицам и играть. Родители были очень расстроены этим, ведь им хотелось иметь умную девочку. Однажды эта девочка повстречала умного старого человека. Она рассказала ему, что не любит ходить в школу. Старик покачал головой и сказал девочке: «Возможно, сейчас ты этого не понимаешь, но, когда станешь старше, тебе понадобятся все знания, которые дают в школе.

Тогда ты будешь плакать, что не слушала родителей. Ты не найдешь работы. Потому что ничему не училась, и у тебя не будет денег. Тебе не на что будет купить еду и красивые игрушки. Но пока ты еще маленькая, у тебя много времени и ты все можешь изменить. Если будешь прилежно учиться и хорошо делать задания, то потом станешь зарабатывать много денег и сможешь покупать себе все прекрасные вещи, какие только захочешь.

И однажды в твоей жизни появится красивый и умный человек, который тебе очень понравится, и вы поженитесь. Он будет очень гордиться, что у него такая умная и прилежная жена. Он будет очень любить и баловать тебя. Ты видишь, как важно ходить в школу и хорошо делать задания. И раз ты это поняла, то с сегодняшнего дня будешь охотно ходить в школу и прилежно учиться...»

Маленькая девочка пообещала мудрому старику прилежно учиться и всегда аккуратно выполнять домашние задания. Она поблагодарила за добрый совет, с удовольствием и радостью начала ходить в школу и стала умной девушкой, у которой исполнились все ее желания. Ты ведь тоже хочешь быть такой, как эта девочка. Ты охотно будешь ходить в школу и сначала делать уроки, а потом уже играть в игрушки. Родители очень порадуются. А позднее все твои желания исполнятся».

Вы убедитесь, что во время гипноза мало кто так охотно подыгрывает вам, как дети. Главное - проникнуть в их мир представлений. Тогда в каждом случае вам будет сопутствовать успех.

Совсем несложно загипнотизировать человека, который хочет, чтобы его загипнотизировали, поскольку, в конечном счете, гипноз - это самогипноз. Вопреки распространенным заблуждениям, гипнотизм - это не манипулирование сознанием и не мистическая способность. Гипнотизер в основном помогает гипнотизируемому расслабиться и войти в состояние транса. Описанный здесь метод прогрессивной релаксации очень прост в освоении и может использоваться даже неподготовленными людьми.

Шаги

Часть 1

Подготовка к сеансу гипноза

    Найдите желающего пройти сеанс гипноза. Если человек не хочет поддаваться гипнозу или не верит в действенность гипноза, его будет очень трудно загипнотизировать, особенно если вы начинающий гипнотизер. Найдите заинтересованного партнера, который желает пройти сеанс гипноза и готов терпеливо выполнять все инструкции.

    Выберите тихую, уютную комнату. Ваш партнер должен чувствовать себя в ней комфортно и спокойно. В комнате должен быть порядок и приглушенное освещение. Предложите партнеру сесть в удобное кресло и устраните любые отвлекающие факторы, такие как работающий телевизор или присутствие посторонних людей.

    • Отключите мобильные телефоны и музыку.
    • Закройте окна, если снаружи шумно.
    • Предупредите ваших родных, чтобы они вас не тревожили, пока вы сами не выйдете из комнаты.
  1. Расскажите партнеру, чего следует ожидать от гипноза. Большинство людей имеют ошибочные представления о гипнозе, навязанные кинематографом и телевидением. На деле же гипноз - это просто техника релаксации, которая помогает людям находить решения проблем и ответы на вопросы в своем подсознании. Мы все регулярно входим в гипнотическое состояние - во время мечтаний, когда погружаемся в прослушивание музыки, просмотр фильма или впадаем в глубокую задумчивость. В реальности во время сеанса гипноза:

    Спросите партнера, для чего он хочет пройти сеанс гипноза. Установлено, что гипноз избавляет от тревожных мыслей и даже укрепляет иммунитет. Это отличный способ укрепить внимательность, особенно перед экзаменами или важными событиями. Его можно использовать для глубокой релаксации при стрессах. Понимание мотивов партнера поможет вам ввести его в состояние транса.

    Спросите вашего партнера, гипнотизировали ли его ранее, и какие у него остались впечатления. Если он проходил сеанс гипноза, спросите, что ему говорили делать и как он на это реагировал. Это поможет вам понять, насколько восприимчив он будет к вашим указаниям, и чего вам следует избегать во время сеанса.

    • Как правило, люди, которых уже гипнотизировали, впоследствии легче поддаются гипнозу.
  2. Попросите партнера визуализировать варианты решений проблем. Вместо навязывания партнеру конкретных решений предложите ему вообразить, что он сам решает свою проблему. Как он представляет себе успешное решение? Как он к нему пришел?

    • Каким он хочет видеть свое будущее? Какие изменения сделают это возможным?
  3. Помните о том, что гипноз можно использовать при многих психических проблемах. Конечно, лучше обращаться за помощью к профессиональному психотерапевту, тем не менее гипнотерапия успешно применяется для борьбы с зависимостями, физической болью, фобиями, неуверенностью в себе и рядом других проблем. Не следует пытаться «исправить» человека, а лучше используйте гипноз, чтобы помочь ему исцелить самого себя.

    • Помогите партнеру визуализировать мир, в котором его проблемы не существуют. Пусть он представит, будто провел день без курения, или вообразит ситуацию, повышающую его самооценку.
    • Гипнотерапия оказывается гораздо эффективнее, когда человек сам хочет работать над своей проблемой еще до погружения в транс.
  4. Помните о том, что гипноз - это лишь один шаг на пути решения любых психологических проблем. Главные достоинства гипноза - релаксация и возможность безопасно поразмыслить над проблемой. Он позволяет погрузиться в себя и найти ответ в собственном разуме. И все же гипноз не является панацеей или средством быстрого решения проблем, это лишь способ помочь человеку глубже погрузиться в собственный разум. Эта своеобразная саморефлексия очень важна для крепкого психического здоровья, но для лечения хронических заболеваний и решения серьезных психологических проблем нужно обращаться к квалифицированному профессионалу.

Часть 4

Завершение сеанса
  1. Медленно выведите партнера из транса. Не следует резко вырывать его из состояния глубокой релаксации. Сообщите партнеру, что к нему постепенно возвращается осознание окружающего. Скажите ему, что он полностью вернется в сознание, как только вы досчитаете до пяти. Если вы видите. что он все еще погружен в глубокий транс, проведите его вверх по воображаемой лестнице, возвращая к сознанию с каждым шагом.

    • Начните с таких слов: «Сейчас я досчитаю от одного до пяти, и на счет пять вы полностью проснетесь, вернетесь в сознание освеженным и полным энергии».
  2. Обсудите с партнером проведенный сеанс гипноза, чтобы в будущем усовершенствовать свою технику. Спросите его, какие моменты ему понравились, что угрожало нарушить состояние транса, и что он чувствовал во время сеанса. Это поможет вам в следующий раз действовать более эффективно.

    • Не следует немедленно настаивать на беседе. Просто начните диалог, а если ваш партнер выглядит расслабленным и хочет еще немного побыть в тишине, дайте ему немного времени и дождитесь подходящего момента.
  3. Подготовьтесь к часто задаваемым вопросам на будущее. Будьте заранее готовы отвечать на подобные вопросы, поскольку от понимания процесса и доверия будет зависеть восприимчивость человека к вашим указаниям. Наиболее распространенные вопросы относительно гипноза таковы:

    • Что вы собираетесь делать? «Я попрошу вас визуализировать приятные сцены, а сам в это время буду подсказывать вам, как использовать свои психические способности более эффективно. Вы всегда сможете отказаться делать то, чего вы не хотите, и в любой момент сможете самостоятельно прервать сеанс, если в этом будет необходимость».
    • Каково это - быть загипнотизированным? «Большинство из нас испытывают изменения в степени осознанности по несколько раз в день, не замечая этого. Каждый раз, когда вас глубоко захватывает мелодия или отрывок стихотворения, когда вы даете волю своему воображению или настолько вовлекаетесь в события фильма, что чувствуете себя участником сцены, а не зрителем, вы переживаете одну из форм транса. Гипноз помогает вам сосредоточиться и наблюдать эти изменения осознанного восприятия с целью более эффективно использовать свои умственные способности».
    • Безопасно ли это? «Гипноз не является измененным состоянием сознания (как сон, например), это лишь изменение степени осознанности. Человеку невозможно навязать какие-либо действия или мысли против его воли».
    • Если это всего лишь работа воображения, то какая от этого польза? «Не следует путать тенденцию в языке использовать слово «воображаемый» как антоним к слову «реальный», а также путать его с термином «образ». Воображение - это абсолютно реальная группа умственных способностей, потенциал которых только сейчас начинают исследовать ученые, и эти способности не ограничиваются возможностью формировать умственные образы!»
    • Можете ли вы заставить меня делать то, чего я не желаю делать? «В состоянии гипноза ваша личность остается при вас, вы остаетесь самим собой, поэтому вы не будете говорить или делать то, чего не стали бы делать в подобной ситуации вне состояния транса. Вы можете легко отказаться от любого внушения, которое не хотите принимать».
    • Что я могу сделать, чтобы лучше откликаться на установки? «Гипноз очень похож на состояние, когда вас захватывает мелодия или стихотворение, когда вы погружаетесь в созерцание заката или мерцающего огня костра, или чувствуете себя участником сцены фильма, а не зрителем. Все это зависит от вашей способности и готовности следовать инструкциям гипнотизера».
    • Что если мне настолько это понравится, что я не пожелаю возвращаться? «Гипнотические внушения являются в основном упражнениями для ума и воображения, так же как, скажем, кинематографический сюжет. Но по завершении сеанса вы вернетесь к обычной жизни, как и после завершения киносеанса. Однако гипнотизеру может понадобиться несколько попыток, чтобы вернуть вас в обычное состояние. Быть абсолютно расслабленным очень приятно, но вы не так много способны делать во время гипноза».
    • Что если это не сработает? «Случалось ли вам в детстве настолько увлекаться игрой, что вы не слышали, как мама звала вас на обед? Или, может быть, вы - один из тех людей, которые могут вставать каждое утро в определенное время, просто подумав об этом с вечера? У всех нас есть такие умственные способности, о которых мы зачастую не подозреваем, и у некоторых из нас они развиты больше, чем у других. Если вы просто позволите своим мыслям свободно и естественно реагировать на слова и образы, которые вам предлагают, вы сможете пойти за своим сознанием, куда бы оно вас ни вело».
  • Помните о том, что релаксация - это главный ключ. Если вы поможете партнеру расслабиться, вам удастся погрузить его в гипноз.
  • Не доверяйте распространенному мифу о том, что гипноз позволяет заставить любого человека сделать что угодно по одному лишь щелчку пальцев.
  • Перед сеансом попросите партнера представить себя в приятном и спокойном месте. Например, в спа-салоне, на пляже, в парке. Или же возьмите аудиоплеер и включите запись шума волн, ветра или других успокаивающих звуков.
  • Гипнотизируемый не должен быть слишком оживленным и радостным перед сеансом, но и слишком уставшим он быть тоже не должен.
  • Говорите спокойным и расслабленным голосом.
  • Не щелкайте пальцами и не хлопайте в ладоши, чтобы вывести человека из транса.

Предупреждения

  • Не пытайтесь прибегать к гипнозу, чтобы лечить физические или психические расстройства (включая боль), если вы не являетесь квалифицированным профессионалом, подготовленным для лечения подобных болезней. Никогда не следует использовать гипноз как замену психотерапии или для спасения распадающихся отношений.
  • Не пытайтесь возвращать людей в воспоминания молодости. Если хотите, попросите партнера вести себя так, будто ему снова десять лет. У некоторых людей есть подавленные воспоминания, которые им не хотелось бы возвращать (унижения, обиды и прочее). Они подавляют эти воспоминания в рамках естественной психологической защиты.
  • Хотя многие люди рассчитывают на эффект постгипнотической амнезии, это ненадежный способ скрыть последствия недобросовестности гипнотизера. Если вы попытаетесь заставить загипнотизированного человека делать то, чего он не желает делать, они просто выйдет из гипнотического состояния.
  • Не гипнотизируйте одного и того же человека слишком часто, это может отразиться на его здоровье.

Психотравма, полученная в детском возрасте, может послужить причиной различных проблем со здоровьем спустя многие годы. Дарья Чевжик, психолог-гипнолог , специалист по неврозам и психосоматическим расстройствам, рассказывает, на что следует обратить внимание, чтобы уберечь своего ребенка от детских травм, и в каких случаях может помочь гипноз.

Привет из раннего детства: новые болезни на старых психотравмах

Примерно у 90% пациентов, проходящих гипнотерапию, причиной невроза или психосоматического заболевания оказывается событие, перенесенное в раннем детстве: до 5-6 лет. Оно годами лежит глубоко в бессознательном и называется детской психотравмой. Что может ее провоцировать?

  • Стрессовые ситуации: крики, побои, оскорбления, унижения в семье;
  • Эмоции более сильного человека, который срывает их на беззащитном ребенке;
  • Стремление взрослых людей или детей постарше обидеть более слабого ребенка ради самоутверждения или вымещения собственных психологических проблем;
  • Различные формы испугов – даже, на первый взгляд, незначительные;
  • Родительские неврозы или неврозы того, кого ребенок считает авторитетом, так называемые «подражательные неврозы».

Несмотря на то, что взрослый человек, как правило, уже не помнит о травмирующем событии, он продолжает носить в себе его на протяжении всей жизни, и в любой момент оно может дать о себе знать. Существует большое количество заболеваний, у которых корни в подавляющем большинстве случаев уходят в детство.

  • Заикания;
  • Аллергии;
  • Внезапно появившийся невроз;
  • Псориаз и другие кожные проявления;
  • Панические атаки;
  • Некоторые виды опухолевых заболеваний.

Почему так происходит? Мозг ребенка и мозг взрослого человека – это два разных мозга. Детский еще незрелый, гибкий, легко обучающийся, легко подстраивающийся и не способный делать адекватные логические выводы и заключения. Одно и то же событие взрослым и ребенком будет восприниматься по-разному. Если взрослый человек способен легко справиться со множеством жизненных испытаний, то для ребенка уровень стресса может оказаться критическим и при незначительных, с точки зрения взрослого, событиях, вот тогда-то и возникает психотравма.

Непосильная работа для мозга: «переварить» не удастся

Психотравма появляется тогда, когда нервная система не может или не способна справиться с предложенным ей вызовом. Можно привести простой пример из человеческой физиологии. Представьте, что вы съели что-то несъедобное. То, что желудок не может переварить, будет удалено из него при помощи встроенного механизма – рвотного рефлекса. Но как мозгу избавиться от того, что он не в силах усвоить и «переварить»? У мозга есть механизмы адаптации, он ищет пути выброса стрессовой энергии и излишних эмоций, так появляются неврозы и физические проявления психосоматических заболеваний.

Еще пример: ребенка трех лет напугала собака, его мозг не может «переварить» сильный испуг и проявляет его в виде заикания. Затем быстро обучающийся и адаптирующийся детский мозг закрепляет эту эмоциональную реакцию и создает поведенческий шаблон. Таким образом, заикание для него становится нормой. Теперь для того, чтобы от него избавиться, нужно «взломать» этот поведенческий шаблон и сделать отмену этой поведенческой реакции. Гипноз для этого – самый подходящий инструмент.

Кладовые бессознательного: разобрать весь «хлам» в голове

«Взламывать» нежелательные поведенческие шаблоны можно и у взрослых, даже у человека, который уже совсем не помнит событие, повлиявшее на возникновение психотравмы. К слову, забывание травмы – это еще один механизм адаптации нашего мозга. Но подсознание помнит все, что было эмоционально окрашено. Все, что вызвало в человеке эмоциональный отклик, можно отыскать в кладовых бессознательного. Вынуть это на поверхность и переосмыслить, уже с высоты прожитых лет. Именно таким образом идет работа при гипнотерапии. В сложных случаях, таких как заикание или псориаз, чем раньше начнется лечение, тем легче и быстрее наступит излечение. Потому что чем старше человек, чем богаче его жизненный опыт, чем больше пережито, тем больше и дольше приходится разгребать эмоциональные завалы, снимая слой за слоем.

Психотравмы есть у всех

По большому счету на земле не существует людей без психотравм. Каждый человек в процессе взросления сталкивается с событиями, с которыми он не в силах справиться из-за нехватки жизненного опыта или внутренних сил. Кто-то пережил физическое насилие, кто-то был его свидетелем, кто-то попадал в аварию или в эпицентр боевых действий, над кем-то издевались сверстники, кого-то покусала собака, а кто-то просто упал с дерева и теперь панически боится высоты выше собственного роста. Почти что угодно может стать психотравмирующим событием, все зависит от возраста и, конечно, от индивидуального уровня чувствительности человека. Например, громкий хлопок из-за угла одного четырехлетнего ребенка напугает до слез, а другой просто вздрогнет и продолжит копошиться в песочнице, а в шесть лет те же самые дети побегут сломя голову смотреть, что же там бахнуло.

Стресс как закалка

Стресс как таковой не есть нечто обязательно вредное, это не приговор, стресс учит нас выживанию, учит преодолению, приводит к адаптации и жизни в любой среде и при любых условиях. Стресс – это инструмент эволюции.

Человек так устроен, что будет искать механизмы компенсации и изживания из себя этой травмы:

  • Дети, у которых не складывались отношения со сверстниками, выбирают для себя в дальнейшем профессии и занятия, не связанные с общением. Например, они становятся программистами.
  • Те, кого в детстве били, идут заниматься спортом. И могут достигнуть там высоких результатов.
  • Те дети, которые сильно болели или пережили серьезную травму, могут связать свою жизнь с медициной или наукой.

В каком-то смысле набор этих детских травм формирует нас, делает нас теми, кто мы есть. Не каждая психотравма является абсолютным злом, она может дать человеку не меньше, чем отнимает у него. Все дело лишь в том, каким образом человеческий мозг к ней адаптируется, включит ли он нежелательные реакции, направленные на саморазрушение, или приведет к заболеваниям?

Самоизлечение или гипнотерапия?

Существуют случаи самоизлечения, когда в процессе взросления у человека вдруг проходят неврозы, аллергии или тот же псориаз. Это называется «перерасти невроз».

На это может повлиять смена:

  • окружения;
  • места жительства;
  • рода деятельности;
  • социального статуса.

Подросток может как бы перерасти свои страхи и зажимы. Но подобные случаи не так часты, как хотелось бы. Именно поэтому у психологов и гипнотерапевтов всегда есть работа.

Гипноз – это скорее техника для уже повзрослевшего мозга, активно живущего лобными долями, вооруженного аналитикой, логикой и критическим мышлением. Поэтому гипнотерапия используется для пациентов, начиная с подросткового возраста. У каждого человека созревание мозга происходит индивидуально, поэтому принять решение о гипнотерапии может только профессионал.

Почему она практически не применяется у детей младшего возраста? Дело в том, что в силу особенностей детской психики лечение проводится без применения гипноза. Получить доступ к «абстрактно-образному» мышлению можно просто с помощью игры на воображение и фантазии. Именно поэтому родителям рекомендуется обращаться к специалистам как можно раньше после получения психотравмы ребенком.

Сеанс гипноза начинается

Существуют разные методики погружения в гипноз. Наиболее предпочтительной, с моей точки зрения, является мягкая техника, заключающаяся в максимальном телесном расслаблении и переключении работы мозга с логического мышления на «абстрактно-образное». Как это происходит?

Вход в гипноз. Пациент сидит в удобном кресле или лежит на диване. При этом он полностью осознает все совершающееся. Человек понимает приходящие к нему из прошлого образы, переживает все события, как в реальности. Все это происходит как бы понарошку, но он верит во все происходящее так же, как ребенок верит в свою игру. Добравшись до травмирующего события, психолог-гипнолог и пациент начинают совместно менять правила игры, т. е. корректировать впечатление от травмирующего события таким образом, чтобы оно из травмы превратилось в опыт.

Выход из гипноза. После окончания сеанса гипноза человек, разумеется, помнит все, что происходило с ним за это время, а также и само травмирующее событие, но больше не чувствует сильных негативных эмоций по отношению к нему. Полное излечение возможно за считанные сеансы – в среднем от 3 до 5. В особо сложных случаях требуется больше сеансов. Гипнотерапия совершенно безвредна и очень эффективна. Все, что нужно для достижения результата, это желание человека избавиться от проблемы, и чем выше у него мотивация, тем быстрее будет достигнут результат.

Конечно, современная наука предлагает различные методы избавления от психологических проблем, в том числе и гипноз. Но какими бы действенными они ни были, стоит помнить, что любую проблему лучше и легче предотвратить, чем потом искать пути решения. Каждому родителю стоит придерживаться нескольких основных правил:

  • Не создавайте стрессовых ситуаций своими руками, не кричите и не бейте ребенка без действительно серьезного повода, а лучше вообще никогда. Даже не сомневайтесь, он будет помнить побои, крики и оскорбления всю жизнь.
  • Никогда не срывайте свои собственные эмоции на том, кто слабее, кто не может от них защититься и кто не в состоянии вам помочь. У вас нет на это права. Просто запомните, что если плохо вам, это не дает никакого права делать плохо другим.
  • Если вы видите, что вашего ребенка обижают более сильные или старшие – вмешайтесь. Защищайте своего ребенка. И учите его защищаться и просить помощи при необходимости.
  • Если вы заметили, что ребенок чего-то очень сильно испугался, даже если вам это кажется несерьезным или совсем не страшным, как можно быстрее успокойте его. Необходимо переключить его внимание на что-то другое – позитивное. Не дайте реакции страха запустить механизм травматизации! Самое простое – указать ребенку на что-то с эмоциональным возгласом: он быстро переключится, а страх рассеется.
  • Помните, что ваши дети – зеркальное отражение вас самих. Если вы ведете себя уверенно и спокойно, то и ваши дети будут спокойны и уверены в своей безопасности. И ни одна неожиданность не сможет пробить брешь в этой уверенности.