Нужно ли отдавать ребенка в детский садик: все «за и против» — мнение психологов. Что необходимо знать, когда ребенок идет в сад

Скоро малыш пойдёт в детский сад. Родители переживают, уточняют нюансы, думают, как малыш будет чувствовать себя среди незнакомых деток. Больше всего волнуют вопросы адаптации к правилам и требованиям дошкольного учреждения. Важно помнить о «мелочах», которые также важны, как позитивный настрой и психоэмоциональная готовность к посещению детского садика. Родители должны проверить, все ли документы и вещи подготовлены. Многих волнует вопрос: «Какие медицинские справки нужны будущему дошкольнику?».

Заведующая детским садом и воспитатель подскажут родителям, что необходимо для поступления в выбранное дошкольное учреждение, какие вещи понадобятся, что не стоит брать с собой. В большинстве садиков список вещей, примерно, одинаков. Подробная информация будет полезна взрослым, у которых сынишка или дочурка скоро станет дошкольником.

Необходимые документы

Проверьте, все ли бумаги в порядке. Без пакета правильно оформленных документов малыша просто не примут в детский садик.

Какие документы нужны для детского сада? Для зачисления в дошкольное учреждение понадобится:

  • свидетельство о рождении малыша;
  • справка о регистрации по месту жительства;
  • в обязательном порядке, паспорт отца или матери;
  • если брак не зарегистрирован, требуется свидетельство об установлении отцовства;
  • медицинская карта формы №026/У;
  • полис медстрахования.

Время от времени в законодательство о дошкольном образовании вносятся изменения. Не полагайтесь на советы знакомых и родственников, соседок, у которых детки посещают дошкольное учреждение. За прошедший период некоторые требования могли измениться. Всегда уточняйте список необходимых документов у заведующей. Руководитель детского учреждения обязан предоставить родителям перечень для сбора необходимой документации.

Каких врачей нужно пройти для детского сада

Важный момент, к которому некоторые родители относятся халатно. Нередко взрослые откладывают визит с малышом к педиатру и узким специалистам на последнюю неделю перед походом в детский сад. В спешке иногда теряется карта прививок, у малыша выявляются болезни, которые нужно пролечить.

Избавить себя и ребёнка от ненужной суеты, хлопот поможет заблаговременная подготовка к сбору медицинских справок. При поступлении родители обязаны предоставить специальную карту, которой записаны данные о прививках, болезнях, перенесённых с рождения. При склонности малыша к аллергическим реакциям педиатр в медсправке обязательно делает отметку. Эту же карту родители получат на руки, после передадут её в школу.

Полезные сведения:

  • обязательная диспансеризация перед поступлением в детский сад включает осмотр юного пациента несколькими специалистами;
  • вначале родители ведут будущего дошкольника на приём к педиатру. Доктор выясняет состояние здоровья, учитывает жалобы, направляет на приём к узким специалистам;
  • после прохождения всех врачей родители вновь приносят заполненную медицинскую карту с отметками специалистов к педиатру. Детский врач на основании полученных данных даёт заключение, разрешает посещение садика или направляет для лечения определённых болезней, при наличии которых посещение дошкольного учреждения запрещено;
  • после курса терапии родители приводят малыша к узкому специалисту или педиатру (в зависимости от выявленной патологии). ЛОР, хирург, стоматолог, дерматолог или окулист (по профилю болезни) проверяет качество лечения, при положительных результатах направляет к педиатру. Детский врач подписывает медкарту, даёт «добро» на посещение детского садика.

Каких врачей нужно пройти для детского сада? Кроме педиатра, ребёнка обязательно осматривают, дают заключение следующие специалисты:

  • окулист;
  • отоларинголог (ЛОР-врач);
  • детский хирург;
  • дерматолог;
  • стоматолог;
  • логопед;
  • детский гинеколог (для девочек).

Обязательное условие для поступления в детский сад – хорошие анализы. Без этих данных педиатр не подпишет разрешение.

Обязательные исследования:

  • общий анализ крови и мочи;
  • бактериальное исследование кала (малышам до 3 лет);
  • соскоб на энтеробиоз + анализ на яйца глистов (за неделю до поступления в садик).

Важно! Обязательна справка из детской поликлиники, подтверждающая отсутствие контакта с лицами с инфекционными заболеваниями. Ещё один важный момент – наличие всех прививок согласно возрасту. При отсутствии некоторых прививок в обязательном порядке (если нет медицинских противопоказаний) проводится вакцинация.

Что понадобится ребёнку с первого дня в садике

Воспитатели рекомендуют уточнить у воспитателя список вещей и аксессуаров, без которых малышу будет некомфортно. Возможно, в первые дни вы принесёте больше одежды и обуви, чем нужно, но при отсутствии запасной маечки или колготок взамен мокрых, ребёнок будет испытывать массу неудобств.

Минимальный перечень:

  • одежда для прогулки с учётом сезона. Если сомневаетесь в погоде, можно дать шерстяную шапочку и более лёгкую, под курточку – ещё одну тёплую кофту и так далее;
  • летом обязательная панамка, кепка или удобная шляпка;
  • два мешочка, обязательно, подписанных. В первом находится сменная одежда: 2 футболки или маечки, колготки, 2 пары трусиков, носовой платочек (лучше два). Понадобится юбочка или платье для девочки, шортики или штаники для мальчика. Одежда должна быть подписана, чтобы воспитатели легко нашли нужную вещь;
  • второй тряпичный мешочек пустой, с непромокаемым пакетом внутри. Сюда по необходимости воспитатель сложит грязное бельё;
  • сменная обувь, обязательно с фиксированной (закрытой) пяткой для профилактики плоскостопия. Тапочки, босоножки не подходят. Для удобства малыша и воспитателей ботиночки или туфельки должны быть на липучке;
  • для самых маленьких дошколят (ясельная и младшая группа) требуется клеёнчатый нагрудник: так карапуз не испачкает одежду во время еды;
  • по одному рулону бумажного полотенца и мягкой туалетной бумаги, пачка бумажных салфеток;
  • на межсезонье 2 тёплые кофточки;
  • фланелевую пижаму;
  • для спортивных занятий чешки, футболку, шортики или спортивный костюмчик;
  • носочки – 2 пары.

На первые дни воспитатели разрешают ребёнку брать с группу одну из любимых игрушек. Со своим любимцем деткам проще перенести разлуку с родителями. Подумайте, что дать малышу: не очень дорогую вещь, чтобы не сломалась, без мелких деталей. Лучше, если это будет кукла или мягкая игрушка хорошего качества с коротким ворсом.

Воспитатель подскажет, какие наборы для творчества нужно принести для занятий. Детки часто лепят, клеят, рисуют, им нужны определённые принадлежности.

Для творческих занятий понадобятся:

  • качественный пластилин, специальная пластиковая дощечка – для лепки;
  • краски, альбом, раскраски, карандаши, кисточки – для рисования;
  • картон, цветная бумага, ножницы с закруглёнными краями, нетоксичный клей – для аппликаций;
  • лоскутки, гофрированная бумага, ватные палочки, бумажные салфетки, трафареты – для создания оригинальных изделий.

Всегда уточняйте у воспитателя, какие вещи и аксессуары понадобятся, а от каких лучше отказаться. Иногда родители приносят мешок ненужных вещей, которые не помещаются в тумбочку. Подбирайте одежду с удобной застёжкой. Помните: у воспитателя 20 подопечных, а не только ваш малыш. При неудобной застёжке у нескольких малышей сборы на прогулку затягиваются, одни детки потеют, пока другие с трудом одеваются.

Теперь вы знаете, какие вещи и аксессуары понадобятся малышу при поступлении в детский сад: обязательно нужен полный список от воспитателя и заведующей. Подготовьте пакет документов, пройдите с малышом медицинскую комиссию, купите удобные вещи, принадлежности для творческих занятий. Больше контактируйте с воспитателем, уточняйте все детали. Чем меньше невыясненных вопросов останется, тем комфортнее будет сынишке или дочке в саду.

Видео — советы о том, что нужно ребенку для детского сада:

Вашему ребенку предстоит идти в детский сад? Когда лучше отдать малыша в сад, как правильно адаптировать к условиям незнакомой обстановки, как защитить ребенка от вирусных инфекций? С этими вопросами сталкивается практически каждая мама..

Вопрос, отдавать ли малыша в детский сад, и в каком возрасте это лучше сделать, возникает у каждой мамочки. Сколько переживаний и волнений связано с этим событием! Конечно, любая мама хочет, чтобы ее ребенок как можно раньше привык к новой обстановке, подружился со сверстниками и ходил в садик с удовольствием.

К сожалению, не всегда все бывает так гладко с первого раза. Зачастую не получается избежать слез и переживаний в первые дни посещения садика. Давайте вместе разберемся, когда же малыш будет наиболее подготовлен к посещению детского сада и, что необходимо сделать, чтобы помочь ему привыкнуть к новой обстановке.

Как избежать болезней малыша

Когда ребенок психологически готов к посещению детского сада?

Детский сад

Оптимальным временем для того, чтобы отдать ребенка в детское дошкольное учреждение, считается возраст от 3 до 4 лет. В это время иммунная система становится более зрелой, да и психологически ребенок лучше подготовлен к общению детьми в новом большом коллективе.

Иногда, по объективным причинам, вы не можете сидеть дома с ребенком и вынуждены работать, отдав малыша в детский сад. Ребенок в два-два с половиной года еще очень зависим от мамы. Хотя, дети более раннего возраста, иногда легче переносят разлуку с родителями и могут без капризов и забот находиться в саду длительно.

Но некоторые психологи считают, что у таких детей нарушается развитие естественного чувства привязанности к родителям, к дому, теряется ощущение семьи, как самого ценного и дорогого, что в дальнейшем может отрицательно сказаться на ребенке.

Если малыш никак не может привыкнуть к садику (существует такая категория детей), то лучше, по возможности, оставить его с бабушкой или няней. Однако нужно отметить, что «домашние» дети испытывают недостаток общения со сверстниками, по сравнению с детьми, посещающими детский сад. Поэтому на прогулке они стремятся к общению с другими детьми, вплоть до навязчивости. Следовательно, садик способствует развитию навыков общения в коллективе, уверенности, формированию личности ребенка.

Как приучить ребенка ходить в детский сад

Приучать ребенка к посещению детского сада следует постепенно. Сначала сходите туда вместе с ребенком несколько раз, чтобы малыш познакомился с обстановкой, в которой будет проводить время. Одновременно уже в домашних условиях, примерно за месяц до срока, назначенного для посещения детского сада, постарайтесь оставлять его играть одного дольше, чем вы делаете это обычно.

Первые несколько дней приводите ребенка в детский сад ненадолго (на 1-2 часа) и находитесь рядом с ним. Когда малыш почувствует себя комфортно, можете уйти, оставив его одного, но не надолго. Постепенно увеличивайте и время пребывания ребенка в саду, и время вашего отсутствия.

Все дети разные и трудно сказать, сколько часов, дней или недель необходимо конкретному ребенку, чтобы адаптироваться к новым для него условиям. Процесс адаптации в широком смысле слова подразумевает привыкание, приспосабливание организма к новым условиям существования. Кто-то привыкает легко и быстро, кто-то - долго и мучительно.

Но в ваших силах сделать так, чтобы посещение садика стало для ребенка радостью, а не наказанием. Кроме того, обязательно скажите малышу, что гордитесь им, потому что он уже стал большой и может ходить в детский сад!

Ваше присутствие рядом с ребенком в самом начале посещения детского учреждения необходимо по двум причинам: во-первых, вы облегчите период адаптации вашего малыша, а во-вторых, сможете увидеть все тонкости внутренней жизни садика и стиль поведения воспитателя.

Как подготовить ребенка к посещению сада

А если малыш будет часто болеть?

Детский сад

Прежде всего, малыши начинают болеть потому, что снижается иммунитет из-за резкой смены обстановки: другой режим, непривычная пища, много шума и впечатлений, переживания из-за разлуки с мамой. Кроме того, в своей семье каждый привык бороться с часто встречающимися в доме микробами и выработал к ним защитные реакции, а поскольку каждый карапуз приходит со своим «микробным набором», обмен ими неизбежен.

Принимая решение о том, чтобы отдать ребенка в ясли или детский сад, помните, что среди всех детей, которые в первый раз переступают порог детского учреждения, около 25% тех, кого можно назвать «поздно стартующими». У таких детей иммунная система развивается позднее, чем у всех остальных. Пока они находятся в домашних условиях, они здоровы, но, попадая в садик, где всегда есть опасность встретиться с большим количеством различных вирусов и бактерий, они начинают постоянно болеть. Поэтому им нужна специальная подготовка, и вот в чем она заключается.

Во-первых, нужно закаливать ребенка. Летом это легко: ребенок босиком бегает по земле, принимает воздушные ванны, купается, то есть закаляется естественным образом. Но проблема в том, что закалка не «работает» на перспективу, она эффективна только в тот период времени, пока ребенок закаляется. Поэтому прерывать процесс закаливания нельзя.

Осенью ребенок может бегать босиком по полу (но не постоянно). Не забывайте чаще проветривать помещение, где находится малыш. Закаливание позволяет нормализовать функцию дыхательных путей при охлаждении, что снижает количество вирусов, попадающих в организм при заражении. Поэтому путем закаливания можно если и не полностью избежать простуды, то снизить чувствительность к ней ребенка. Не забудьте про гимнастику и, по возможности, массаж.

Во-вторых, нужно укреплять иммунную систему малыша. Ребенок постоянно плачущий, находящийся в состоянии стресса от разлуки с родителями - отличная добыча для вирусов и микробов. Не лишним будет прием витаминных комплексов (если у ребенка нет аллергии), обязательно употребление свежих фруктов и овощей.

В период эпидемий вирусных инфекций не испытывайте судьбу, оставьте ребенка дома. Если такой возможности нет, начинайте профилактические мероприятия. Сначала закапайте в нос интерферон. Если же ребенок заболел, при первых признаках оставьте его дома и пролечите не только до исчезновения симптомов заболевания, но и до полного восстановления сил.

«Мама-а-а, не уходи!!!»

Некоторые дети переносят разлуку более-менее спокойно, а некоторые плачут и долго не могут успокоиться. Как же сделать момент расставания наименее драматичным?

Если никакие уговоры не помогают, попробуйте общаться в игровой форме. Пусть малыш участвует в сборах на работу, поможет что-то принести, или же подскажет, что еще нужно взять с собой, помашет на прощанье ручкой из окна. Поручите ему что-нибудь сделать в ваше отсутствие, пусть нарисует свою любимую игрушку или самостоятельно расставит игрушки по местам. При встрече подробно расспросите малыша о прожитом дне и похвалите за успехи, расскажите, как много вы успели сделать, потому что он помог вам.

Если же проблемы более серьезные: ребенок нервничает без мамы, отказывается от еды, не спит, следует обратиться к психологу.

Готовимся к походу в садик

Детский сад

Для более легкой и скорой адаптации ребенка в новых условиях, подготовку следует начать за несколько месяцев до посещения детского сада. В период адаптации лучше исключить активные мероприятия и лишние нагрузки из жизни малыша (посещение цирка, театра и гостей).

Примерное время акклиматизации составляет около одного месяца. Некоторые дети привыкают быстрее, некоторые - гораздо труднее. Необходимо просто пережить этот момент.

В первую очередь посетите детский сад, в который планируете отдать ребенка. Посмотрите сами на обстановку, на то, как общаются воспитатели с детьми. Поговорите с персоналом, а главное - с родителями других детей.

Создайте у ребенка положительный эмоциональный настрой: скажите, что в садике ждут ребята, с которыми можно будет подружиться и играть, там много игрушек и т.д.

Приучайте малыша к контактам с другими детьми. Будь то поход в гости или общение на детской площадке.

Заранее расскажите ребенку о том, что его ждет, как он будет играть с детьми, что у него появятся друзья. Научите малыша предлагать детям свои игрушки, просить разрешения играть с ними, обращаться к детям, называя их по имени.

В коллективе закрепится способность к самообслуживанию: кушать и одеваться самостоятельно. Используйте ту одежду, которая одевается легко, кофточки без пуговиц. Купите обувь на липучках.

Введите в рацион питания ребенка разнообразные овощные продукты, творожные запеканки, мясное и рыбное суфле и т.д. Если малыш привыкнет так питаться, проблем с едой в детском саду не будет.

Научите малыша соблюдать правила личной гигиены: самостоятельно мыть руки с мылом и сморкаться в носовой платок

Скорректируйте режим дня ребенка. Приблизьте кормление ко времени приема пищи в детском саду. Не стоит устраивать «перекусы» между приемами пищи.

Часы дневного сна тоже должны совпадать с тихим часом в саду.

Отводя ребенка первый раз в садик, не показывайте свое волнение - ваше состояние легко передается малышу. Никогда не пугайте ребенка детским садом. Это может сформировать страх перед его посещением.

Поддерживайте ребенка эмоционально. Чаще обнимайте малыша, и тогда он будет уверен в вашей любви, поддержке и намного легче перенесет расставание с вами и переход на новый этап взросления - посещение детского сада.

Вера АНОХИНА, педиатр

” №9/2009 04.08.11

Ребенок первый раз идет в ясли или детский сад? Это серьезное испытания для всей семьи!

Наш эксперт, семейный психолог Мария Москова:

Для родителей важно, насколько хорошо они подготовили малыша к «взрослой» жизни, достаточно ли у него умений и бытовых навыков, готов ли он существовать в незнакомом коллективе, сможет ли находиться без мамы длительное время, умеет ли постоять за себя, взаимодействовать с другими и т.п.

А для ребенка начинается новый период, когда он впервые будет регулярно и надолго отлучаться от мамы, справляться с разлукой, налаживать контакт с незнакомыми детьми и воспитателем, привыкать к режиму.

Залог успеха в этом деле – крепкие, доверительные и уважительные отношения малыша с мамой и папой (а также со всеми членами семьи). Но если ваша связь с малышом слишком тесная, ему будет очень трудно от вас «оторваться», он вряд ли сможет без потерь (эмоциональных и физических) пережить длительную разлуку с вами и гармонично адаптироваться к новым людям и новой обстановке. Если же связь слишком слабая, малыш не будет чувствовать себя в безопасности, в новой обстановке он станет испытывать тревогу, не сможет свободно исследовать новое пространство, будет скован и зажат в общении с другими детьми и воспитателями.

Для ребенка важно иметь «тыл», в который он будет рад вернуться, который его будет его поддерживать, создавать ему ощущение безопасности, даже если ни мамы, ни папы нет рядом.

В детское учреждение (если это не специализированные ясли) принимают детей с двух лет. Как правило, к этому возрасту ребятишки уже умеют самостоятельно есть , одеваться, ходить на горшок, могут сообщить о своих потребностях. И, что немаловажно, вечером способны рассказать маме или папе обо всем, произошедшем за день.

К тому же только на третьем году жизни малютка начинает осознавать, что мамочка никуда не исчезнет и в конце дня непременно заберет свое сокровище домой.

Настрой и мотивация

Чтобы первый поход в садик не стал для ребенка неожиданностью, расскажите ему о том, что его там ожидает. Не приукрашивай действительность, иначе не избежать разочарования. Честно сообщите: придется расстаться и, вероятнее всего, вы оба будете сильно скучать. Но и о плюсах не забудьте: общение и игры с другими детками, занятия, прогулки.

Преподнесите изменения в жизни как новый этап взросления. Карапуз стал старше и теперь, как и мама с папой, будет заниматься делом (работать).

Обязательно предупредите кроху о том, когда заберете его. Точное время называть не нужно, привязывайся к событиям: ты поспишь в обед, затем покушаешь – и мама придет за тобой.

Медосмотр

Для того чтоб участковый педиатр выдал соответствующую справку, следует посетить нескольких специалистов (каких именно, скажет врач), сдать анализ крови, пройти проверку на гельминты.

Важно также наличие всех прививок. У вас индивидуальный график или вы вообще против вакцинаций? С садиком не исключены сложности. В первом случае понадобится документ о медотводе с указанием причины, во втором – вам вообще могут отказать в приеме в дошкольное учреждение.

По списку

Заранее выясните у воспитателя, что следует принести с собой в первый день. В любом случае понадобятся:

  • сменная обувь и одежда (девочкам – сарафан, мальчикам – шортики), дополнительный комплект: трусики, футболочка, колготки или носки;
  • клееночка и пеленка (для двухлетних деток) – подгузниками в саду не пользуются;
  • форма для физкультуры и хореографии;
  • предметы гигиены: полотенце, носовой платочек, слюнявчик, расческа.

Учтите, ребенок ежедневно будет брать с собой игрушки, поэтому рюкзачок или сумочка будут очень кстати.

Ну что, все готово? Осталось лишь дождаться 1 сентября. Пусть вашему ребенку понравится в садике!

Веселая идея

Приобретите наклейки с любимым сказочным героем карапуза. Пусть он украсит ими свой шкафчик. Тогда ему станет безопасней и он без труда сможет отыскать его.

Завтра… снова детский сад

В первые дни ребенок испытывает мало положительных эмоций. Он очень расстроен расставанием с мамой и привычной средой. Если малыш и улыбается, то в основном это реакция на новизну или на яркий стимул (необычная игрушка, "одушевленная" взрослым, веселая игра). Наберитесь терпения! На смену отрицательным эмоциям обязательно придут положительные, свидетельствующие о завершении адаптационного периода. А вот плакать при расставании кроха может еще долго, и это не говорит о том, что адаптация идет плохо. Если ребенок успокаивается в течение нескольких минут после ухода мамы, то все в порядке.

Чем может помочь мама

Каждая мама, видя, насколько ребенку непросто, желает помочь ему быстрее адаптироваться. И это замечательно. Комплекс мер состоит в том, чтобы создать дома бережную обстановку, щадящую нервную систему малыша, которая и так работает на полную мощность:

  • в выходные дни не меняйте режим дня ребенка. Можно позволить поспать ему чуть дольше, но не нужно позволять "отсыпаться" слишком долго, что существенно может сдвинуть распорядок дня. Если ребенку требуется "отсыпаться", значит, режим сна у вас организован неверно, и, возможно, ребенок слишком поздно ложится вечером.
  • Не отучайте ребенка от "дурных" привычек (например от соски) в период адаптации, чтобы не перегружать нервную систему малыша. У него в жизни сейчас слишком много изменений, и лишнее напряжение ни к чему.
  • Постарайтесь, чтобы дома ребенка окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте малыша, гладьте по головке, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, улучшение в поведении. Больше хвалите, чем ругайте. Ему так сейчас нужна ваша поддержка!
  • Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите ребенка, помогите ему успокоиться и переключите на другую деятельность (игру).
  • Дайте в сад небольшую игрушку (лучше мягкую). Дети этого возраста могут нуждаться в игрушке - заместителе мамы. Прижимая к себе что-то мягкое, которое является частичкой дома, ребенку будет гораздо спокойнее.

Призовите на помощь сказку или игру. Вы можете придумать свою сказку о том, как маленький мишка впервые пошел в садик, и как ему сначала было неуютно и немного страшно, и как потом он подружился с детьми и воспитателями. Эту сказку вы можете "проиграть" с игрушками. И в сказке, и в игре ключевым моментом является возвращение мамы за ребенком, поэтому ни в коем случае не прерывайте повествования, пока не настанет этот момент. Собственно все это и затевается, чтобы малыш понял; мама обязательно за ним вернется.

Не делайте ошибок

К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка. Чего нельзя делать ни в коем случае:

  • Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что "он обещал не плакать", - тоже абсолютно не эффективно. Дети этого возраста еще не умеют "держать слово". Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.
  • Нельзя пугать детским садом ("Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!"). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
  • Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад - это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
  • Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.

Помощь нужна еще и маме!

Чтобы помочь себе, нужно:

  • быть уверенной, что посещение сада действительно нужно семье. Например, когда маме просто необходимо работать, чтобы вносить свой вклад (порой единственный) в доход семьи. Иногда мамы отдают ребенка в сад раньше, чем выходят на работу, чтобы помочь ему адаптироваться, забирая пораньше, если это будет нужно. Чем меньше у мамы сомнений в целесообразности посещения сада, тем больше уверенности, что ребенок рано или поздно обязательно справится. И малыш, реагируя именно на эту уверенную позицию мамы, адаптируется гораздо быстрее.
  • поверить, что малыш на самом деле вовсе не "слабое" создание. Адаптационная система ребенка достаточно сильна, чтобы это испытание выдержать, даже если слезы текут рекой. Парадоксально, но факт: хорошо, что ребенок плачет! Поверьте, у него настоящее горе, ведь он расстается с самым дорогим человеком - с вами! Он пока не знает, что вы обязательно придете, еще не установился режим. Но вы-то знаете, что происходит, и уверены, что заберете малыша из сада. Хуже, когда ребенок настолько зажат тисками стресса, что не может плакать. Плач - это помощник нервной системы, он не дает ей перегружаться. Поэтому не бойтесь детского плача, не сердитесь на ребенка за "нытье". Конечно, детские слезы заставляют вас переживать, но вы тоже обязательно справитесь.
  • воспользоваться помощью. Если в саду есть психолог, то этот специалист может помочь не только (и не столько!) ребенку, сколько его маме, рассказав о том, как проходит адаптация, и уверив, что в саду действительно работают люди, внимательные к детям. Иногда маме очень нужно знать, что ее ребенок быстро успокаивается после ее ухода, и такую информацию может дать психолог, наблюдающий за детьми в процессе адаптации, и воспитатели.
  • заручиться поддержкой. Вокруг вас мамы, переживающие те же чувства в этот период. Поддерживайте друг друга, узнайте, какие "ноу-хау" есть у каждой из вас в деле помощи ребенку. Вместе отмечайте и радуйтесь успехам детей и самих себя.

Теперь, когда вы знаете, что многие негативные проявления в поведении ребенка являются нормальным проявлением процесса адаптации, вам нужно понять: очень скоро они начнут уменьшаться, а потом и вовсе сойдут на "нет". Через некоторое время вы с удивлением, а потом и гордостью начнете отмечать, что ребенок стал гораздо самостоятельнее и приобрел много полезных навыков.

Права и обязанности

Настройтесь при взаимодействии с администрацией дошкольного учреждения на конструктивный лад. Попросите ознакомить вас с Уставом детского сада. Заключите Родительский договор. В нем отражаются основные права и обязанности детского сада и родителей. Как правило, среди прав родителей перечислены: участие в работе родительского совета, внесение предложений по улучшению работы с детьми, выбор образовательных программ, организация дополнительных услуг; ходатайство перед управлением образования об отсрочке платежей за содержание ребенка в детском саду при особо трудных жизненных обстоятельствах; нахождение с ребенком в детском саду в период адаптации в течение двух дней по согласованию с детским садом. В договоре может быть также пункт об оказании благотворительной помощи для улучшения предметно-развивающей среды: помещений, оборудования, учебно-наглядных пособий, игр, игрушек (он вносится на основании Закона РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», принятого Государственной думой и подписанного Президентом РФ 11.08.1995).

В одной команде

Обсудите с заведующей детским садом, врачом и старшей медицинской сестрой организацию индивидуального питания ребенка (в случае, если требуется особая организация питания при аллергии, непереносимости некоторых пищевых продуктов). Обговорите вопросы участия в работе родительского комитета. Став его членом, вы сможете решать многие вопросы воспитания и образования детей в детском саду совместно с воспитателями.

С тех пор как в детский сад ходили вы сами, в его работе не произошло кардинальных изменений. Но все же, во избежание недоразумений в дальнейшем, поинтересуйтесь заранее, как именно строится работа в выбранном вами садике. Обычно муниципальные дошкольные образовательные учреждения работают в соответствии с едиными требованиями. Там есть обязательные ежедневные занятия: ознакомление с окружающим миром, развитие речи, формирование элементарных математических представлений, занятия по изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование), музыкальные занятия и занятия по физической культуре, сенсорному развитию. Узкие специалисты (логопед, инструктор по физическому развитию, дефектолог, учитель иностранного языка и проч.) присутствуют в детском саду по требованию родителей и по направлению работы учреждения.

На заметку:

  • Лично передавайте и забирайте ребенка у воспитателя, не передоверяя его посторонним лицам и лицам моложе 18 лет. Если малыша будут забирать не знакомые для педагога люди, предупредите его об этом заранее.
  • Если малыш заболел, оставьте его дома, предупредив об этом воспитателя. После выздоровления принесите медсправку с разрешением посещать дошкольное учреждение.

Есть контакт!

Проявляйте инициативу во взаимодействии с педагогом. Установите добрые и конструктивные отношения с воспитателем. Как можно чаще обращайтесь за советом, консультацией. Это всегда повышает самооценку собеседника и располагает его к вам. Никто не знает вашего малыша лучше, чем вы. Расскажите педагогу об индивидуальных особенностях крохи: как ласково вы называете его дома, что любит ребенок, как засыпает, в какие игры предпочитает играть. Чем больше первоначальной информации о своем малыше вы предоставите воспитателю, тем легче ему будет подобрать индивидуальный подход к малышу. Если вас что-то обеспокоило в поведении малыша, посоветуйтесь с воспитателем, как лучше поступить в данной ситуации. Прислушайтесь к его советам. У каждого педагога есть свои приемы и секреты, как помочь ребенку легче адаптироваться в детском саду или справиться с той или иной ситуацией.

Попытайтесь четко сформулировать для себя, каким вы хотите видеть своего ребенка: что он должен знать, уметь, к чему стремиться, какими качествами обладать. Здесь также нелишним будет совет воспитателя. Узнайте у педагога, по какой образовательной программе работает детский сад, какие дополнительные образовательные и оздоровительные услуги могут быть оказаны вашему ребенку в детском саду. Вы также можете обсудить с воспитателем оснащение группы. Узнайте, какие развивающие игры, пособия, спортивные снаряды необходимы, предложите свою помощь в их приобретении.

Мирное решение

Представим такую ситуацию: у малыша хороший аппетит, но ему категорически не нравится вареная морковь, и поэтому из раза в раз кроха «выковыривает» ее из супа. Воспитатель ругает ребенка, заставляет съедать все до конца. Малыш приходит домой и жалуется вам. Как в данной ситуации поступают мудрые родители? Для начала вам стоит подобрать правильную форму общения с воспитателем. Даже если вы очень рассержены, попытайтесь сохранить деловой тон. Обратитесь к педагогу за советом − это всегда повышает самооценку собеседника. Не начинайте с обвинений. Обозначьте факты. Опишите то, что вы видите в поведении ребенка, его эмоциональном состоянии. Выслушайте воспитателя, дайте ему возможность высказаться. Пусть он расскажет, как видит возникшую ситуацию и по каким причинам он заставляет вашего малыша есть морковь. Обязательно обозначьте свою позицию: вы знаете, что ребенок не любит вареную морковь, и хотите, чтобы педагог не заставлял малыша ее есть. А ответственность за то, что ребенок в обед не будет есть суп, берете на себя.

Если вы не знаете, как самостоятельно разрешить конфликт, обратитесь за помощью к педагогу-психологу. Но не принимайте скоропалительных решений. Помните главное: конфликты взрослых не должны сказываться на малыше.

Скажи, что не так!

Обратите внимание на взаимодействие педагога с ребенком. Есть ряд признаков, по которым вы сможете сами определить, есть ли у вашего любимого чада трудности в детском саду или их нет.

Все в порядке:

  • Ребенок с удовольствием идет в детский сад.
  • Малыш редко болеет, у него редки головные боли и тошнота перед посещением детского сада.
  • Воспитатель с радостью встречает ребенка, называет его ласково, по имени.
  • У крохи хороший аппетит.
  • Ребенок делится впечатлениями о пребывании в детском саду, рассказывает о воспитательнице, о ребятах в группе.
  • Вечером малыш просит у вас возможности «доиграть еще несколько минут» с ребятами в группе.
  • Ребенок приносит в детский сад свои любимые игрушки, делится конфетами со сверстниками, делает поделки для воспитательницы.

Что-то не в порядке:

  • Малыш часто болеет ОРВИ, даже после завершения процесса адаптации к детскому саду.
  • У него случаются неожиданные приступы головной боли, тошноты, носового кровотечения непосредственно перед выходом из дома в детский сад.
  • В садик малыш идет с капризами или истерикой.
  • Ребенок негативно отзывается о садике, воспитательнице, сверстниках.
  • Появился дневной и ночной энурез.
  • Нарушен аппетит.
  • Появились новые страхи, нервные тики.
  • Малыш регулярно обращается к родителям с просьбой не отводить его в детский сад и забирать раньше.
  • Вы замечаете грубости в стиле общения педагога с ребенком, недостаток внимания воспитателя к потребностям и нуждам малыша, его индивидуальным особенностям.

На данные показатели следует обращать внимание через 3−6 месяцев после посещения ребенком детского сада, так как в адаптационный период некоторые из них могут быть нормой. В случае если вы видите проблемы в отношениях между педагогом и ребенком, для начала попытайтесь поговорить с воспитателем, затем с психологом и методистом образовательного учреждения, а в завершение − уже с заведующей детским садом. Если же после проведенной работы ваш малыш продолжает чувствовать себя не комфортно, переведите его или в другую группу, или в другой детский сад. Возможно также, что для вашего ребенка предпочтительнее будет домашнее обучение или кратковременное пребывание в дошкольном учреждении.

Психология комфорта

Значительную помощь в детском саду можно получить от педагога-психолога. Он будет регулярно следить за тем, как проходит адаптация у ребенка, даст рекомендации и воспитателю, и вам, родителям.

Работа с ребенком

Психолог проводит обязательную диагностику психического развития малышей 2 раза в год: определяет уровень психического развития ребенка, выявляет наличие отклонений он нормы. На основе полученных результатов психолог определяет и обсуждает с педагогом и родителями программу индивидуального развития малыша. Вы можете обратиться к психологу и с индивидуальной просьбой продиагностировать вашего малыша, если вас что-то тревожит (внезапные вспышки агрессии, появившийся страх, энурез и проч.) или же вы просто хотите лучше узнать своего ребенка (какими способностями он обладает, в какой кружок его лучше отдать).

Вы можете отдельно обсудить с психологом ваши пожелания на тему, в какую школу вы хотите отдать малыша, и специалист уже разработает индивидуальную программу работы с крохой. Психолог также осуществляет психологическую поддержку творчески одаренных детей, содействует их развитию.

Работа с родителями

Многие причины нарушений психического развития ребенка лежат в семье. Психолог может провести диагностику особенностей семейного воспитания ребенка с участием родителей и иногда ближайших родственников малыша. Диагностика проходит только с разрешения самих родителей, им обязательно предоставляются результаты исследования. Вы вправе не впускать психолога в семью, но помните, что грамотный специалист не навредит семье и ребенку.

Узнайте, есть ли в детском саду «школа родителей». Если нет, то можете обратиться с просьбой ее организовать.

Кто и за что в ответе? (обязанности сотрудников дошкольного образовательного учреждения)

К кому обратиться? Есть вопрос
Заведующая детским садом
  • Мне бы хотелось, чтобы в детском саду с ребенком занимался преподаватель иностранного языка.
  • У малыша аллергия, и ему нужен индивидуальный режим питания.
  • Мне кажется, что в детском саду недостаточно развивающих игр и игрушек.
  • У меня возникают разногласия и конфликты с воспитателем.
Старшая медсестра, врач
  • Мы хотим, чтобы ребенку делали массаж, проводили фитотерапию, ингаляции, закаливающие процедуры.
  • Нам нужно разработать схему индивидуального питания для крохи в связи с проблемами здоровья у него.
  • Мы хотим знать, в норме ли физическое развитие нашего малыша.
Музыкальный руководитель
  • Хотелось бы отдать в будущем малыша в музыкальную школу, есть ли у него способности и как их развить?
Педагог-психолог
  • Мы хотим знать, соответствует ли норме психическое развитие нашего ребенка?
  • Наш малыш многого боится, неспокойно спит по ночам.
  • У ребенка проблемы в общении со сверстниками, он замкнут, тяжело идет на контакт.
  • Нам необходимо подготовить ребенка к поступлению в школу-гимназию.
  • Мы хотим, чтобы ребенок быстро и легко привык к детскому саду и воспитательнице.
  • Мы хотим знать, какие у ребенка есть способности и как их развивать.
Воспитатель
  • Мы хотим, чтобы ребенок не заболевал в детском саду и не получал травм.
  • Наш ребенок будет учиться в школе-гимназии (лицее), и ему нужна дополнительная подготовка к поступлению.
  • Мы хотим, чтобы наш ребенок рано научился читать.
  • Как проводить развивающие занятия с ребенком дома?
  • Как и во что играть с малышом?