Сценарий мероприятия "праздник вежливости". Сценарий внеклассного мероприятия «Школа вежливости» (посвящённая Всемирному Дню «Спасибо»)

Ведущий. Всем хочется, чтобы их друзья, соседи и даже незнакомые люди всегда относились к ним внимательно, с уважением, по-доброму. Весь секрет в том, что только вежливого, воспитанного и доброго человека все уважают, любят. У него есть верные и надежные друзья.

Даже очень много лет назад людей, не умеющих подобающим образом приветствовать, считали невежами. Почти на каждый случай было свое приветствие: жнецов приветствовали словами — «с двумя полями сжатыми, а тремя засеянными»; рыболовов — «улов на рыбку»; работающих — «бог в помощь»; купца — «чай да сахар»; в деревне за столом — «хлеб да соль».

Конкурс «Приветствие»

Ведущий. Задание первое. Вспомните и назовите приветствия, которые используются в повседневной жизни, но не повторяйтесь.

Участники игры не выкрикивают, а поднимают руку. За ответ дается жетон.

Ведущий. Для того чтобы стать вежливым, вы должны как можно чаще повторять «волшебные» слова. Доброе слово может подбодрить человека, поднять настроение, от него становится радостно и светло на душе. А теперь послушаем стихотворение «Добрые слова» О. Дриза.

Конкурс «Кто вперед»

Ведущий. Следующее задание такое: я буду читать начало предложения, а вы произносите его концовку.

Жетон дается тому, кто первый поднял руку и правильно ответил.

1. Зеленеет старый пень,

Когда услышит... («Добрый день»)

2. Мальчик, вежливый и развитый,

Говорит, встречаясь... («Здравствуйте»)

3. Растает даже ледяная глыба

От слова теплого... («Спасибо»)

4. Когда бранят за шалости,

Говорим... («Прости, пожалуйста»)

5. Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы... («Спасибо»)

6. И во Франции, и в Дании

На прощанье говорим... («До свидания»)

7. Всем вам с большой любовью

Желаю крепкого... («Здоровья»)

Конкурс «Кто больше»

Ведущий. С помощью вежливых слов можно даже грустному и обиженному человеку вернуть хорошее расположение духа, поднять настроение. Поэтому каждый из вас должен назвать по одному «волшебному» слову, но не повторяться.

Участники игры поднимают руку. За каждое слово дается жетон.

Конкурс «Актерское мастерство»

Ведущий. Вежливые слова знать мало. Надо уметь их еще применять. Посмотрим, как это у вас получится.

Игрокам раздаются половинки картинок. Каждый из участников ищет половину своей картинки, и вместе они выполняют задание, которое записано на обратной стороне. Игроки должны инсценировать то, что записано, но диалог должен быть вежливым.

Задания на картинках

1. Вы идете по улице, а вам на голову в это время стряхнули коврик.

2. У незнакомого человека спросить, как проехать к театру.

3. В трамвае вам наступили на ногу.

4. В школе попросить соученицу написать шпаргалку.

5. Сестра уходит к соседке на 5 минут и просит вас помешивать суп каждые полчаса.

6. Одноклассник звонит вам по телефону в 2 часа ночи и спрашивает: «Сколько завтра уроков?»

7. Одноклассник проехал на велосипеде по луже и обрызгал вас с ног до головы.

Конкурс «Язык Жестов»

Ведущий. Актеры вы хорошие, а насколько хорошо вы знаете обычаи людей других стран? Давайте проверим.

Учащимся читается вопрос. Жетон дается тому, кто первый ответит правильно.

Вопросы:

1. Как здоровались китайцы в старые времена? (Пожимали руки сами себе.)

Подсказка : в наши дни этим жестом оратор или артист приветствует аудиторию.

2. Как здоровались египтяне в старые времена? (Прикладывали ладонь ко лбу.)

Подсказка: в наши дни примерно так же приветствуют друг друга военные.

3. Как испанец или мексиканец выражает восхищение? (Подносит к губам сжатые пальцы и воспроизводит звук поцелуя.)

4. Как восторгается бразилец? (Держится за мочку уха.)

5. Что означает поднятая вверх рука? (Просьба человека обратить на него внимание.)

Ведущий . А теперь посмотрим, как обстоит дело с вежливостью у мальчиков. Предлагаю посмотреть сценку на стихотворение А. Барто «Вежливый поступок».

Смотрят сценку.

Ведущий. Вот и подошла наша викторина к концу. А теперь поверим, кто из вас самый вежливый, культурный и активный. Посчитайте свои жетоны. По жетонам сразу станет ясно, кто из учащихся наиболее активен и вежлив — у них наибольшее количество жетонов.

Награждение победителя.

Вручается грамота самому вежливому и активному игроку.

День вежливости

Если не знаете, как поступить, поступайте по этикету.

Уч-ся должны обращаться друг к другу только на Вы и по имени отчеству.

Добрый день! Сегодня мы собрались с вами здесь для проведения классного часа. Сегодня мы встречаем День вежливости.

"Однажды Вова Крючков поехал на автобусе. В автобусе он сел у окна и с удовольствием рассматривал улицы. Вдруг в автобус вошла женщина с ребенком. Вова встал и сказал ей: "Садитесь...(хором-пожалуйста). Женщина была очень вежливая, поблагодарила Вову: ... (спасибо). Вдруг автобус неожиданно остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова быстро сказал: ..... (извините пожалуйста).

Ну что же, вы знаете вежливые слова. Не стесняйтесь употреблять их почаще.

Вы замечали, как часто вы говорите слово «спасибо»? …Сегодня сколько раз вы его произнесли вслух? … А вы знаете, что даже существует специальный день в году, кого отмечают всемирный день «спасибо»? Давайте я вам немножко расскажу об истории этого праздника!

ИСТОРИЯ СЛОВА «СПАСИБО».

Однажды люди придумали 11 января отмечать праздник «Всемирный день«спасибо».
Происхождение этого русского слова прекрасно и возвышенно!
Родилось оно в XVI-м веке из словосочетания «спаси Бог». В эти два слова наши предки вкладывали намного больше, чем просто благодарность. Оно очень напоминает пожелание - пожелание спасения, обращения к Богу, Его милующей и спасающей силе. Впоследствии выражение преобразовалось, сократилось. И на свет появилось всем нам знакомое с детства слово«спасибо».

Самым вежливым из крупным городом мира считается Нью-Йорк - здесь чаще всего произносят «спасибо». Москва заняла 30 место в рейтинге вежливости среди 42 «больших» городов. А совсем редко услышать слово благодарности можно в самом населённом городе Индии - Мумбаи.

Давайте попробуем составить портрет вежливого , благодарного человека. Итак, какой он вежливый человек? Возьмите листочки, нарисуйте человека и напишите те, качества, которые, по вашему мнению, присуще вежливому, культурному человеку.

(Благодарный человек внимателен и открыт к людям, он замечает любую услугу, сделанную для него. Он готов отплатить той же монетой доброты и отзывчивости, которую получил от других.

Отчего это зависит? От ума, сердца, -воспитания?) 3 ряда – 6 листочков

Согласны ли вы с этими высказываниями известных людей ?

Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям. Ж.Руссо

Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой. А.П. Чехов

Конкурс «Скажи комплимент соседу»!

Повторяться нельзя.

Памятка

Как ведут себя вежливые люди:

    Надо вежливо обращаться к другим людям.

    Быть гостеприимным хозяином.

    Уметь слушать других, не перебивать в разговоре.

    Знать, кого нужно называть на «ты», а кого на «вы».

    Нужно уметь оказать помощь другому человеку, но сделать это так, чтобы не подчеркивать, что ты совершаешь хороший поступок, не хвастаясь этим.

    Надо уметь и принять помощь, не отказываться от совета, не думать, что ты лучше всех и все умеешь делать сам.

    От мальчиков требуется «рыцарское» отношение к девочкам: умение пропустить вперед, уступить место.

    Девочки тоже должны уметь быть вежливыми, знать слова благодарности.

    В ваших отношениях друг другу должна быть взаимная поддержка и ни в коем случае грубого обращения, обидных кличек и прозвищ.

    Никогда не отвечайте бранью на брань, грубостью на грубость

Запомнили? Молодцы! А теперь поиграем в фанты.

(листочки с заданиями)

Экзамен вежливости.

    Что нужно сделать, прежде чем войти в чей-либо дом?

    Какие слова произносят при встрече и прощании?

    Как нужно вести себя за столом?

    Как пользоваться ножом, вилкой, ложкой?

    Как нужно встречать, провожать, приглашать гостей?

Вы отлично справились с заданием феи Здравствуйте. За экзамен вы получаете «5».

И в заключении нашего классного часа, давайте вспомним "Вежливые слова"?

1.Растает даже ледяная глыба от слова тёплого... (спасибо).

2.Зазеленеет даже пень, когда услышит... (добрый день).

3.Если больше есть не в силах, скажем маме мы.... (спасибо).

4.Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь... (здравствуйте).

5.Когда нас бранят за шалости, говорим... (простите, пожалуйста)

6.И во Франции и в Дании на прощание говорят... (до свидания).

Задания для фантов:

Изобрази слово «спасибо»

Спой песню, где есть любое из этих слов: доброта, Вы, спасибо, вежливость.

Ответь на вопрос: Какой хороший поступок ты совершил сегодня?

Изобрази некультурного человека за столом.

Сделай комплимент человеку, чья фамилия идет в списке после твоей.

Изобрази, как ты обычно здороваешься с подругами/друзьями.

Изобрази, как ты обычно приветствуешь учителя.

Изобрази вежливого человека, который пытается сесть в автобус, но из-за толпы не успевает.

Изобрази некультурного человека, сидящего за столом.

Покажи, как ты ведешь себя на улице.

Придумай 5 вариантов прощания. Изобрази.

Придумай 5 вариантов приветствия. Изобрази.

Ты сидишь в душном автобусе, которой везет тебя в другой город. Перед тобою стоит беременная женщина. Твои действия?


  • Где красота – там доброта.
  • Их разлучить ничто не может.
  • Любая светлая мечта
  • На двух подруг всегда похожа.
  • И нам без них не обойтись
  • Ни светлым днём, ни днём дождливым.
  • И если хочешь быть красивым,
  • То добротою поделись.














  • Будь вежливым всегда и со всеми.
  • Будь всегда приветлив: при встрече здоровайтесь, за помощь благодари, уходя не забудь попрощаться!
  • Старшим, маленьким, больным уступай место.
  • Совершай только хорошие поступки.
  • Не спорь с товарищами по пустякам, не давай им прозвищ, не дерись, не оскорбляй.
  • Никогда не капризничай и не груби.



Правила поведения на перемене

Толкать друг друга;

Употреблять непристойные выражения и жесты;

Бросаться различными предметами;

Драться и применять физическую силу;

Играть в опасные игры, совершать действия, которые могут привести к травмам и порче школьного имущества;


Правила поведения на перемене

Бегать по коридорам и лестницам, вблизи оконных проёмов, стеклянных витрин и в других местах, не приспособленных для игр;

Перегибаться через перила, съезжать по перилам, толпиться на лестницах;

Грызть семечки;

Слушать плеер.


Кроме того, спускаясь и поднимаясь по лестнице, придерживайтесь правой стороны. Не обгоняйте учителей или взрослых, идущих по лестнице или по коридору, а если это необходимо сделать, то попросите разрешения пройти.

При встрече с учителями, работниками школы, родителями и другими взрослыми приостановитесь и поздоровайтесь.

Будьте осторожны, когда открываете и закрываете двери; не суйте руки в дверные проёмы, не балуйтесь и не хлопайте дверьми.

Посещая туалет, не задерживайтесь там без надобности; туалет - это не самое подходящее место для разговоров и общения с товарищами.

После посещения туалета не забывайте вымыть руки.


Перемена - это не только время для отдыха, но и возможность подготовиться к другому уроку.


Наведите чистоту и порядок на вашем рабочем месте: достаньте из портфеля всё необходимое для следующего урока, уберите всё лишнее.

Не забывайте заботиться о чистоте в школе. Если вы заметили мусор, уберите его.

Если учитель попросит вас помочь подготовить класс к следующему уроку, не отказывайтесь. Будет очень хорошо и вежливо, если вы сами предложите такую помощь учителю (вытереть доску, раздать тетради, расставить стулья, сходить за книгами в библиотеку и т. п.).


Если ваш класс дежурный, вы должны помочь учителю следить за соблюдением дисциплины во время перемен.

Во время перемены не бегайте по классу. Если учитель хочет проветрить класс и просит вас выйти, сделайте так, как вам говорят. Вам будет намного легче и приятнее заниматься в только что проветренном классе.

Во время перемены не играйте и не бегайте с острыми предметами: ручками, карандашами, указкой, ножницами. Вы можете случайно поранить себя или одноклассников.

Ни в коем случае не садитесь на подоконник, особенно тогда, когда окно открыто. Любое неосторожное движение может привести к печальным последствиям.


за внимание!!!

Сценарий мероприятия
"Всемирный день «СПАСИБО».

Цель : Познакомить детей с вежливыми словами и научить ими пользоваться в жизни.

Задачи:

1. Научить детей пользоваться вежливыми словами.

2. Познакомить с историй слова «спасибо».

3. Расширить понятие детей о культуре поведения.

4. Привить навыки культурного поведения детей в общении друг с другом и другими людьми.

5. На примере Мест Священного Писания показать, что Бог призывает нас за все ЕГО благодарить.

Золотой стих внеклассного мероприятия:


1. ВСТУПЛЕНИЕ.

Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном

Его зовут... а впрочем,

Мы лучше здесь его не назовем.

"Спасибо", "Здравствуйте", "Простите"

Произносить он не привык.

Простого слова "извините"

Не одолел его язык.

Не скажет он друзьям по школе

Алеша, Петя, Ваня, Толя.

Своих друзей зовет он только

Алешка, Петька, Ванька, Толька.

А, может быть, он вам знаком

И вы встречались с ним где-либо,

Тогда скажите нам о нем,

А мы... Мы скажем вам "спасибо".

УЧ: - А в ваших классах есть такие ученики?

УЧ: - Дорогие ребята! Мы рады видеть вас на нашей встрече, посвященной Всемирному Дню под названием «Спасибо». (Дети читают хором.)

Пусть золотым стихом на нашем празднике будут Сова из Библии (стих на плакате):

«За всё благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе».
(1-е Фессалоникийцам гл.5, ст.18)

Дети, какую профессию вы хотели бы выбрать для себя по окончании школы?

(Дети делятся своей мечтой.)

Но кем бы вы не работали, прежде всего, вы должны вырасти настоящими хорошими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. А этому тоже надо учиться. Поэтому вы и должны как можно чаще пользоваться вежливыми словами, от которых людям становится теплее, радостнее, светлее. В слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение. Но не только слова должны быть у нас добрыми. Надо, чтобы и поступки ваши были разумными, ясными, добрыми, чтобы никогда вам не приходилось за них краснеть, стыдиться. Надо стараться всегда и во всем быть полезным людям.

Понять и исполнить желанье другого -

Одно удовольствие, честное слово.

Прочитаем наши плакаты с правилами вежливости и доброты.

    Добро, сделанное в тайне, отплатится явно. Вежливый человек приветлив и всегда внимателен к людям. Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было с тобой приятно.

Достаётся не дёшево

Счастье трудных дорог.

Что ты сделал хорошего,

Чем ты людям помог?

2. ИСТОРИЯ СЛОВА «СПАСИБО».

Врач прописал ему очки

По правилам науки.

Отшлифовали в мастерской

Два стёклышка на славу,

Потом заботливой рукой

Их вставили в оправу.

Очки вложили мастера

В коробку из пластмассы,

И Сашин дедушка вчера

Их получил у кассы.

Но про очки ребятам всем

Известно стало сразу.

Они кричат ему: "Зачем

Тебе четыре глаза?

У тебя две пары глаз.

Только ты, очкастый,

Стёклами не хвастай!"

Заплакал Саша от стыда,

Уткнулся носом в стену.

Нет, - говорит он, - никогда,

Очков я не надену!

Но мать утешила его:

Очков носить не стыдно.

Всё надо делать для того,

Чтоб лучше было видно!

6. ИГРА "ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО".

УЧ: А сейчас мы поиграем, узнаем у вас, знаете ли вы "Вежливые слова"?

    1.Растает даже ледяная глыба от слова тёплого... (спасибо). 2.Зазеленеет даже пень, когда услышит... (добрый день). 3.Если больше есть не в силах, скажем маме мы.... (спасибо). 4.Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь... (здравствуйте). 5.Когда нас бранят за шалости, говорим... (простите, пожалуйста) 6.И во Франции и в Дании на прощание говорят... (до свидания).

ФИЗМИНУТКА (спасибо на разных языках).

- ПОВТОРЯЕМ ХОРОМ ЗА МНОЙ!

Вот как звучит слово «спасибо» на разных языках:

Арабский: Shoukran (шукран)
Армянский: Shnorhakalutjun (шноракалюцюн)

Английский: Тhank you (сэнк ю)

Гавайский: Mahalo (махало)
Греческий: Evkaristo (эфхаристо)
Грузинский: Mahd-lobt (мадлобт)

Датский: Tak (цак)

Ирландский: Go raibh maith agat

(го рай мас агат)
Исландский: Takk (таак)
Итальянский: Grazie (грацие)
Испанский: Gracias (грасиас)

Камбоджийский: Orkun (аркун)
Китайский: Xie-xie (Сье-сье)
Корейский: Kamsu hamnida (камса хамнида)

Латвийский: Paldies (палдис)
Литовский: Kob chie (коб чи)

Малазийский: Terima kasih (терима каши)
Монгольский: Vayarla (вайала)

Немецкий: Danke schön (данке шон)
Норвежский: Tak (таак)

Польский: Dziekuje bardzo

(джинкуе бардзо)

Португальский: Obrigado (обригадо)

Румынский: Multimesk (малтимеск)
Сомалийский: Mahadsanid (махасанид)
Татарский: Rekhmet (рехмет)
Турецкий: sagol (саoл), tesekur ederim (тешекюр эдерим)

Филиппинский: Salamat (сламат)
Финский:Kiitos (киитос)
Французский: Merci beaucoups (мерси боку)

Хинди: Shoukriah (шукран)

Чешский Czech: Dekuju (дякую)

Шведский: Tack (таак)

Японский: Domo arigato (домо аригато)

7. ПОРАССУЖДАЙТЕ!

УЧ : Внимательно послушайте стихотворение А. Антонова "Вежлив Витя или нет".

Малыша обидел Витя,

Но перед школою в строю

Витя просит:

"Извините, я ошибку признаю".

На урок пришёл учитель,

Положил на стол журнал.

Следом Витя:

"Извините, я немного опоздал".

Спор давно ведётся в классе

Вежлив Витя или нет?

Разберитесь в споре нашем

И скажите нам ответ.

УЧ : Ну, а как вы считаете? Вежлив Витя или нет? А теперь послушайте следующее стихотворение С. Погорельского "Перестарался".

Вот кто вежливость у нас

Проявил на деле:

Он в полночный тихий час

Поднял мать с постели.

Что с тобой?! - вскричала мать, -

Заболел сыночек?..

Я забыл тебе сказать:

"Мама, доброй ночи".

УЧ: А этот мальчик вежливый? Кто из вас тоже так поступает?

УЧ: По улице шли двое прохожих, первому 62 года, другому 8 лет. У первого в руках было 5 предметов: портфель, 3 книги, большой сверток. Одна из книг упала.

"У вас книга упала!"- закричал мальчик, догоняя прохожего.

"Разве?" - удивился тот.

"Конечно, - объяснил мальчик, - у вас же было три книги плюс портфель плюс пакет - итого 5 вещей, а теперь осталось четыре".

"Я вижу, ты хорошо знаешь вычитание и сложение,- сказал прохожий, с трудом поднимая книгу. - Однако есть правила, которые ты еще не усвоил".

О каких правилах говорил старичок?

(Извините, у Вас упала книга. Разрешите, пожалуйста, я подниму ее.)

УЧ: Как вы поступите?

Во время урока со стола учителя падает ручка или карандаш.

(Если учитель не заметил этого, или у него нет времени ее поднять, нельзя самому вставать с места для того, чтобы помочь учителю).

Как тогда поступить? Вам же очень хочется помочь учителю! И это правильное ЖЕЛАНИЕ!!!

(Поднять руку, спросить разрешение о помощи, поднять, сказать: «Возьмите, пожалуйста!».

А если у тебя самого что-то упало с парты во время урока, как ты поступишь?

УЧ: Бывает так, что учителя ВАС ругают, пытаются показать, что ВЫ неправы в той или иной ситуации.

Рассмотрим ситуацию:

Учитель говорит Коле:

Коля! Ты мне сказал неправду. Это нехорошо с твоей стороны и по отношению ко мне и к Богу.

А Коля отвечает:

Анастасия Витальевна, спасибо Вам за то, что Вы помогли мне разобраться в моем нехорошем поступке. Простите, пожалуйста, меня.

Еще ситуация:

Учитель говорит Вике:

Вика! Ты опять мне не сдала тетрадь с домашней работой.

А Вика отвечает:

Спасибо, что напомнили мне. Простите, пожалуйста, меня. Я постараюсь вовремя сдавать тетради.

Еще...

Лена пришла в школу в блузке, на рукаве которой было грязное пятно. Ее одноклассница это заметила и говорит: «Лена, а у тебя блузка грязная!»

Лена отвечает:

«Спасибо, что сказала мне об этом».

8. РАССУЖДАЕМ О ВЕЖЛИВОСТИ НА ПРИМЕРАХ БИБЛИИ.

Сам Бог нас призывает быть вежливыми, благодарными и добрыми людьми.

Давайте прочитаем ЗОЛОТОЙ СТИХ нашего праздника. (На плакате).

Какие истории в Библии ВЫ можете привести в пример, которые учат нас быть благодарными?

(Притча о десяти прокаженных. Все Книги Библии призывают нас БЛАГОДАРИТЬ БОГА! Вспомните Псалтирь: сколько там благодарных и прославляющих Слов говорит Давид в своих псалмах!..)

9. СЛУШАНИЕ РАССКАЗА.

ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА

Маленький Дима никогда не говорил «спасибо» и «пожалуйста». Каждый день, с утра и до вечера, раздавались его требования:
- Поиграй со мной! Порисуй со мной! Дай мне карандаши! - кричал мальчик старшему брату Вите.
- Мама, купи мне заводную машину!
- Бабушка, дай мне попить! Принеси еду в мою комнату!
- Дедушка, почитай мне сказки!

Такое поведение Димы очень огорчало его родных, однако они никогда ни в чём не отказывали ему и исполняли все его требования.
Мама, постоянно напоминала мальчику о том, что надо быть вежливым и говорить, «пожалуйста», когда, о чём-то просишь, и - «спасибо», когда благодаришь.
«Зачем я буду говорить эти слова?» - думал Дима. - «Я и без них получаю то, что хочу».

Какое-то время, мальчик продолжал расстраивать близких неуважительным обращением... Но однажды, они решили его проучить... Как-то, Дима вернулся домой из школы. Был обычный день, ничем не отличающийся от других дней. Мальчик скинул свой рюкзак и как всегда по возвращении домой, пошёл на кухню, где бабушка готовила обед.
- Бабушка, я голоден, дай мне что-нибудь поесть, - потребовал он.
- Витя, пойдём играть в морской бой, - крикнул Дима, проходя мимо комнаты брата.
- Дедушка, я оставил свой рюкзак в коридоре, принеси его сюда!

Дима был уверен, что бабушка, дедушка и брат сделают всё, что он им сказал, потому что так было всегда. Он сидел в своей комнате и ждал. Время шло, но ничего не происходило. Не выдержав, Дима выбежал из комнаты, посмотреть, что происходит. Каждый находился на своём прежнем месте и не спешил выполнять его приказания.

«Витя, ты, почему не идёшь играть со мной!? Бабушка, я хочу есть! Дедушка, где мой рюкзак!?» - возмущался мальчик. Однако никто не обращал внимания на его просьбы. Все продолжали заниматься своими делами. Родные вели себя так, как будто не видели и не слышали мальчика. Дима смутился и даже расстроился. «Почему никто не отвечает на мои просьбы? Что-то здесь не так», - рассуждал он. - «Может быть, они заболели, какой-то страшной болезнью, из-за которой перестали слышать и видеть меня?» От этих мыслей Диме стало страшно...

Когда мама вернулась с работы, Дима выбежал ей навстречу:
- Мама, мама, случилось, ужасное...
- Что случилось, сынок? Почему ты так взволнован? - спросила мама.
- Дедушка, бабушка и Витя заболели страшной болезнью, - выпалил сын.
- Что это за болезнь?
- Они не слышат и не видят меня, - сказал мальчик.
- Да, что ты говоришь, - удивилась мама. Почему ты так решил?
- Потому что, сегодня весь день они меня не замечают и когда я их, о чём-то прошу, они не отвечают, и не делают того, о чём я их попросил. Мамочка, что нам теперь делать?

Мать с улыбкой посмотрела на сына:
- Скажи, сынок, ты помнишь «вежливые» слова, которым я тебя учила?
- Конечно, помню: «спасибо» и «пожалуйста». А при чём здесь это? - недоумевал Дима.
- А при том. Говорил ли ты дедушке, бабушке и брату вежливое слово «пожалуйста», когда о чём-то их просил? - поинтересовалась мама.
- Не-е-е-ет, - смущённо ответил сын.
- Вот видишь, - сказала мама с укором. - Поэтому твои родные не видели тебя и не слышали твоих просьб, и не отвечали на них.
- Так значит, они не больны и всё видят и слышат?
- Конечно, и ты можешь прямо сейчас в этом убедиться.
- Как? - поинтересовался Дима.
- Пойди и попроси у них, всё, о чём ты просил раньше, только теперь не забывай говорить вежливые слова «пожалуйста» и «спасибо».

Дима подбежал к брату, вежливо произнёс: «Витя, поиграй со мной, пожалуйста» и замер в ожидании. «Конечно, поиграю», - с готовностью отозвался брат. Вежливое слово «пожалуйста» подействовало на Витю.
Дима радостно побежал к бабушке: «Бабушка, покорми меня, пожалуйста». «Конечно, внучик, сейчас я тебя накормлю». «Опять помогло вежливое слово!» - радовался мальчик, - «теперь осталось проверить дедушку».
«Дедушка, принеси, пожалуйста, мой рюкзак, а то он такой тяжёлый». «Сейчас, мой дорогой, принесу», - отозвался дедушка. «Спасибо, дедуля!» - поблагодарил Дима в ответ.

Дима не мог поверить в чудо, которое свершилось на его глазах. Всё так просто! Нужно всего лишь произнести вежливое слово « пожалуйста», когда, о чём-то просишь, и ты получишь, то о чём просил. А когда получаешь, нужно не забыть сказать «спасибо».
Дима хорошо запомнил этот урок. С тех пор, он всегда всем говорил «пожалуйста» и «спасибо».

10. ОКОНЧАНИЕ.

Даже дети знают: некрасиво
Не сказать за доброту «Спасибо!»
Это слово с детства нам знакомо
И звучит на улице и дома.
Но порой его мы забываем,
И в ответ лишь радостно киваем...
И уже достойны нашей жалости
Тихие «Спасибо» и «Пожалуйста».
И не каждый вспоминать готов
Смысл сокровенных добрых слов.
Слово - как молитва, попроси.
Этим словом: «Бог меня спаси!»
Слушали ВЫ все мои слова.
Благодарствую!!! СПАСИБО Вам!!!

Наш праздник подошел к концу. Я надеюсь, Вы все поняли и ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА для ВАС СТАНУТ ХОРОШИМИ ДРУЗЬЯМИ!

ПУСТЬ ВСЯ ВАША ЖИЗНЬ БУДЕТ НАПОЛНЕНА БЛАГОДАРНОСТЬЮ БОГУ ЗА КАЖДЫЙ ГОД, КАЖДЫЙ МЕСЯЦ, КАЖДУЮ НЕДЕЛЮ И КАЖДЫЙ ВЗДОХ... СПАСИБО ВАМ, МОИ ДОРОГИЕ!

Цель: развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этики.

Оформление:

1) Книжная выставка:

- “Вежливость на каждый день”.

2) На стенах плакаты с высказываниями:

- “Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой лик”. И.Гёте.

- “Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость”. Сервантес.

- “Вежливость порождает вежливость”. Э.Роттердамский .

- “Остерегайся сам того, что не одобряешь в других”.

- “Не делай другому того, чего не желаешь себе”.

“Золотое правило”.

- “Тот самый человек пустой, кто весь наполнен сам собой”. Фидроусл.

- “У человека нет выбора – он должен остаться человеком”.

- “Стать вежливым, тактичным и деликатным не так уж трудно, стоит только захотеть”.

Добрый день! – тебе сказали.
- Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.

Здравствуйте! – ты скажешь человеку
- Здравствуйте! – улыбнётся он в ответ.
И, наверно, не пойдёт в аптеку
И здоровым будет много лет.

Нам желают “Доброго пути!”
- Будет легче ехать и идти.
Приведёт, конечно, добрый путь
Только к доброму чему-нибудь.

1 уч. - Знаешь ли ты, что за дата 21 ноября? Нет, а жаль! 21 ноября – международный день приветствий! Да, да, приветствий.

Идея этого праздника принадлежит двум американским юношам, братьям Маккормики, предложившим в 1973 году проводить день дружбы и взаимопонимания между народами всех стран мира.

И пусть в этот день каждый человек пожелает добра и счастья близким и незнакомым людям, и конечно же, подарит им свою лучезарную улыбку.

Здравствуйте, дети! Здравствуйте, люди, мы любим вас!

(Исполняется песня “Мы желаем счастья вам”).

Учитель:

А удивились бы вы, если бы при встрече с вами я сказала:

- “Будь весел! Радуйся!. Я тебя вижу!”.

- “Здоров ли твой скот? Ел ли ты сегодня?”.

- “Хорошо ли вы потеете?”. “Мир с тобой!”.

Наверное, некоторые приветствия вызвали у вас улыбку? И напрасно.

Ведь, например, слова: “Здоров ли твой скот?” - это и приветствие и пожелание благополучия. Ведь в старые времена основу жизни монголов – кочевников составляло его стадо. Здоровые животные – хватит еды – всё благополучно в семье. Вот и получается: пожелать здоровья рогатым кормилицам скотовода – всё равно, что пожелать здоровья ему самому и его близким.

А какие приветствия знаете вы?

Знаете ли вы, что рабы Древнего Рима обнажали обритые головы.

Рыцари поднимали забрала тяжёлых шлемов и стягивали с рук боевые рукавицы.

Великосветские дамы приседали в глубоком реверансе.

Военные отдают друг другу честь.

Женщине, доящей корову, говорили “Море под коровой!”.

Девушке, черпающей воду “Свеженько тебе”.

Молотильщикам “по сто на день, по тысяче на неделе”.

Учитель: А что же всё это объединяет?

3 уч. – Все эти приветствия объединяет одно – “пожелание добра и благополучия”.

Не от тяги к сусловью
И сложилось не вчера,
Это братское с любовью пожелания добра.
И живётся вроде лучше,
И на сердце веселей,
Коль другим благополучья пожелаешь на земле.

Здравствуйте!
Поклонившись мы друг другу сказали,
Хотя были совсем незнакомы.
Здравствуйте!
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто “здравствуйте”,
Больше ведь мы ничего не сказали,
Отчего же на капельку солнца
Прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастье
Прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радости
Сделалась жизнь?

Учитель. В кодексе приличий на востоке приводится старинный стих:

“Человек, не знакомый с правилами вежливости, не соблюдающий приличий, приносит вред не одному себе, но и другим; позор падает на головы его родителей и всех лиц, имеющих и не имеющих к нему какое-то отношение”.

3 уч. В старину на Руси в деревне принято было здороваться даже с незнакомыми людьми. Но многое ещё зависит от того, как вы поздоровались.

Петя – Да ну, с этими здоровканьями – одни неприятности. Я на улице скоро нервный от них стану. Я на улице только и верчу головой, чтоб кого знакомого не пропустить. Как увижу, “Здрасьте!” кричу. И мне же ещё выговор делают: “До чего же ты, Петя, некультурный просто ужас!”.

(Давайте посмотрим, как Петя здоровается )

Петя бежит по улице. Руки в карманах, кепка на глаза нахлобучена, воротник поднят, ноги консервную банку подбрасывают. Навстречу ему мед. Сестра. Он на бегу бодро прокричал не то “дрась”, не то “брысь” и помчался вперёд. А она только руками развела и тяжело вздохнула: “Учат их, учат, а толку мало”.

1 уч. - Нет, поздороваться с человеком так, чтобы “на капельку солнца прибавилось в мире”, тоже надо уметь.

Вот ответьте, например, кто здоровается первым, если встретились:

Младший и старший?

Мальчик и девочка?

Два мальчика? И кстати, кто подает первым руку?

Ты идёшь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе?

В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Иван увидел своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: “Здравствуйте, Светлана Алексеевна”.

Учитель. Не скажите ли вы, какая допущена ошибка? А может быть, всё в порядке?

2 уч. - В речи культурного человека, умеющего общаться, обязательно должны быть слова вежливости. Вежливость – неотъемлемое качество общения.

(Звучит музыка В. Савельева “Если добрый ты”)

Ежели вы вежливы и к совести не глухи,
Вы место без протеста уступите старухе.
Если вы вежливы в душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете взобраться инвалиду.
И ежели вы вежливы, то, сидя на уроке,
Не будете с товарищем трещать как две сороки.
Ежели вы вежливы, то в разговоре с тётей,
И с дедушкой, и с бабушкой, вы их не перебьёте,
И ежели вы вежливы, то вы в библиотеке
Некрасова и Гоголя возьмёте не навеки.
И ежели вы вежливы, - тому, кто послабее,
Вы будете защитником, пред сильным не робея.

Учитель – Давайте поиграем в речевой этикет.

(Каждому раздаются карточки)

1. Назовите слова приветствия.

2. Выскажите просьбу.

3. Какими словами лучше всего начать знакомство?

4. Как принято извиняться в культурном обществе?

5. Есть ли несколько слов утешения и одобрения у тебя в запасе?

6. Слова благодарности.

7. Как попрощаться, чтобы людям было приятно вновь встретить тебя?

8. Ира обижена: “Вчера ты, Витя, шёл мне навстречу и не поздоровался. Это невежливо”.Витя удивлён:, А почему я должен здороваться? Ты первая увидела, вот бы и здоровалась. Кто прав?

9. Ольга говорит: “Вовсе не обязательно здороваться со всеми знакомыми. Вот у нас соседка такая вредная, что я не хочу ей здоровья желать. Что же мне притворяться?”. Права ли Ольга?

10. Тебя обозвали. Твоя реакция?

Учитель – Человек – существо общественное и не живёт изолированно от других людей. Он встречается в кругу семьи с родственниками, отмечает праздники с близкими людьми, приглашает в гости друзей и наносит визиты сам. И здесь тоже действуют определённые правила этикета. Многие из них нашли отражение в русских пословицах, например: “В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив”, “Потчевать потчуй, а неволить не неволь”, “К обедне ходят по звону, а к обеду по зову”, “Где рады, там не учащай, а где не рады, век не бывай”, “В гости ходить – надо и к себе водить”, “Умей в гости звать, умей и встречать”, “Приехал – не здоровался, уехал – не простился”, - говорили о невежливом госте. “У него гостят четыре угла, он сам себе рад” - обсуждали негостеприимного человека.

Учитель – А как поступите вы в следующих ситуациях.

(Раздают карточки)

1. Ты пришёл в гости к приятелю, а он празднует день рождения. Как ты поступишь?

2. К тебе в гости пришёл приятель, который не нравится твоим родителям. Как следует поступить?

3. Представь себе, что твой приятель пришёл к тебе в гости, сел на стул и сломал его. Твои действия.

4. Ты пришёл в гости и увидел, что там находится неприятный тебе человек. Твои действия.

5. Представь себе, что в компании товарищей ты рассказываешь какую-либо историю, а тебя не слушают, перебивают. Как ты поступишь?

6. Если у тебя нет часов, ты можешь обратиться к прохожим на улице. Как правильно задать вопрос?

7. Если ты позвонил другу, но попал не туда, то нужно:

8. По улице шла женщина с покупками. Один свёрток у неё упал, а она и не заметила. Зато увидел мальчик, который шёл следом, что он должен сделать?

9. Если ты сидишь и с удовольствием пьёшь чай с мятным пряником, и вдруг неожиданно приходит твой одноклассник. Что нужно сделать?

1 уч. - А теперь посмотрите сценку.

После соревнований Лена сказала Тане: “Знаешь, приходи ко мне сегодня часов в пять. Я тебе открытки свои покажу и плейер новый. Музыку послушаем.”.

Ладно, - ответила Таня. – Приду.

Часов в шесть Лена уже перестала ждать подругу. Она решила поужинать, и в это время резко и сильно зазвенел звонок. Пока Лена шла к двери, кто – то несколько раз, подолгу не отпуская, нажимал кнопку звонка.

Привет, - сказала Таня. – Это я. Она прошла в комнату, бросила мокрую куртку и шапку в кресло и огляделась:

А у вас ничего. Подходяще. Это что? – и она схватила статуэтку кошки, сделанную из ракушек.

Это мама из Сочи привезла. На память.

Здорово сделано. – Таня нажала посильнее, и ракушки раскололись.

Лена взглянула испуганно, но ничего не сказала. А гостья в это время уже вертела в руках фломастеры, поочерёдно пробуя каждый цвет на полуисписанном листе бумаги, который лежал на столе. Потом Таня отправилась бродить по комнатам.

Сколько стоит? А это где покупали? – поминутно спрашивала она, трогая хрустальную вазу, макроме на стене, экибану на журнальном столике. Экибана ей не понравилась.

Чего барахло всякое в доме держите? – на лице Тани ясно выразилось презрение ко вкусам хозяев.

Зато туалетный столик в комнате родителей вызвал у неё особый интерес. Она открыла флакон духов, перевернула его и трясла над своей головой, пока не вылила почти половину. Потом помазала кремом свои руки, понюхала их и, сказав, что пахнет клубникой, намазала ещё и лицо. Затем она дунула в пудру и, душистое облако разлетелось на ковёр.

Лена, в это время вскипятила чай и пригласила гостью к столу. Та критически оглядела чашки с чаем, вазочку с вареньем, сахарницу и потянула к себе ручку холодильника.

Ты колбасы нарежь, Лен: А это селёдка, что ли? И селёдку давай. Я знаешь как солёное люблю.

И, наевшись и напившись вдоволь чаю, Таня взялась за куртку и шапку.

Ну, я пошла. Пока. Завтра ещё приду. Да, я у тебя две кассеты взяла, посмотрю дома. Отдам как – нибудь, - и она побежала по лестнице.

А у вас, ребята, не бывали такие гости? Как вы к ним относитесь?

Учитель: Давайте мы разберём несколько ситуаций.

Ситуация первая

Мама и папа ушли в кино. Скоро придут. Наташа дома одна. Смотрит “Клуб кинопутешествий”. Звонок. В дверях Николай Иванович. Он работает вместе с отцом.

Здравствуй, Наташа. Папа дома?

Папы нет, - Наташа нетерпеливо глядит на гостя. Ее рука на щеколде задвижки.

Жаль. До свидания.

А как бы вы поступили на месте Наташи?

Ситуация вторая

Алеша возвращался из школы с друзьями. По дороге спорили о том, кто быстрее всех бегает. Саша утверждал, что гепард, Витя говорил - антилопа. Доспорить не успели, а уже и дом Алешин. Расставаться не хотелось. Алеша предложил: “Пошли к нам, ребята. У меня “Жизнь животных” есть. И поедим, а то здорово есть хочется”.

А мама ругаться не будет? - спросил Витя.

Ну, что ты! Она у меня не такая!

Мальчикам открыла мама Алеши. Она была в стареньком платье, в фартуке. Из-под косынки выбились волосы. В руках мокрая тряпка. В ванной работала стиральная машина, а в комнате, куда прошли мальчики, вся мебель была сдвинута. Видно, началась большая уборка.

Вы уж извините, ребята,- у нас беспорядок. Я сейчас приготовлю вам чего-нибудь перекусить.

Мальчики стали отказываться, порывались уйти. Хозяева уговаривали их остаться. Всем было неловко, нехорошо. Кто виноват в этом?

Ситуация третья

В дверь постучали. Сергей, продолжая есть, крикнул: “Входите, открыто!” На пороге появилась... Марина. Это было полной неожиданностью. Они, конечно, знакомы. Но она и жила далеко, и училась не в его классе.

Что надо сделать прежде всего? Как быть с ужином: продолжать или оставить? Можно ли спросить, зачем пришла Марина? Если ей срочно нужна книжка, которую придется долго искать на стеллаже в соседней комнате, как следует поступить?

Ситуация четвёртая

Скоро, в школу. Уроки ещё не сделаны.А мама просила начистить картошку и протереть пол влажной тряпкой. Но Игорь никак не возьмётся за дело. С утра заглянули к нему на минутку соседи, два брата. И всё не уходят. Играли в настольный хоккей. Тренировали на задержание преступника болонку Тусю. Отрабатывали на ковре приёмы самбо. Опустошили вазочку с конфетами. Потом нашли песенник и стали петь песни.

Домой их отправить? А как же с долгом хозяина? Выполнить долг хозяина? А уроки? А мамина просьба?

Учитель – А сейчас викторина – “Правильно ли это?

Вы должны отвечать хором, да или, нет.

“Правильно ли это?”

1. В общественном транспорте причёсываться?

2. После еды оставлять ложку в тарелке?

3. Ходить в театр в спортивном костюме?

4. Печенье и пирожки брать с подноса руками?

5. Случайно задев кого-либо наступить на ногу, вежливо извиниться.

6. Входить в общественный транспорт в грязной пачкающей одежде.

1 уч. А теперь определите, что неправильно сервировано на праздничном столе.

(Время 1 минута )

2 уч. Однажды у древнего восточного мудреца спросили: “У кого ты учился благовоспитанности?” - “У невоспитанных, - ответил он, -я избегал делать то, что делают они”.

К сожалению, встречаются взрослые и дети с двойным стандартом поведения: на людях они одни, дома – другие. В школе или на работе они вежливы, предупредительны. А дома с близкими не церемонятся, грубы и нетактичны. Подумайте и вспомните, не вели ли вы так себя с мамой, бабушкой или с младшей сестрой? Это говорит о невысокой культуре и плохом воспитании. Нужно воспитывать в себе культуру поведения. Были ли вы свидетелями случаев некрасивого поведения в школе, в театре, в общественном транспорте?

(Дети делятся своими наблюдениями)

3 уч. Да, к сожалению, мы довольно часто видим людей, которые не снимают головной убор при входе в библиотеку или театре, на улице бросают обёртки от конфет или мороженого на тротуаре, ходят в мятом костюме, грязной обуви, допускают грубость, невежливо отвечают на вопросы, толкают и не считают нужным извинится. Как называются такие люди?

(Некультурными, невежливыми, невоспитанными.)

(Дети отвечают)

А сейчас нарисуйте 1 карикатуру на невоспитанного грубого человека. Автор самого смешного рисунка получит приз. Время на выполнение задания - 5 минут. (Все желающие выполняют задание.)

Учитель – А теперь послушаем частушки.

Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка три струны.
Ну-ка вспомним-ка, ребята,
Как мы вести себя должны.

В поезд входят три девчонки:
“Ух, народу сколько тут!
Занимай места быстрее,
А то бабушки займут!”

Петя ловко ловит рыбу,
Может лодки мастерить,
Только “здравствуй” и “спасибо”
Не умеет говорит.

Тётя Сима попросила
Слазить Петю на чердак.
“Извините, тётя Сима,
Я Вам вовсе не батрак!”.

Говорит лентяйке мать;
- Убери свою кровать!
- Я бы, мама, убрала,
Только я ещё мала”.

Коля ссорится с друзьями,
В ход пускает кулаки,
У задиры под глазами
Не проходят синяки.

Учитель – А сейчас я предлагаю вам такое задание. В течение 5 минут три группы напишут свои предложения в общий свод законов общения нашего класса. За основу можно взять опыт всего человечества. Кто-то вспомнит заповеди из Библии, кто-то советы психологов.

1 уч. Дорогие друзья. Воспитывать себя всегда очень непросто. Этого не умеют даже очень-очень умные дельфины и очень-очень добрые слоны. Зато настоящие люди воспитывают себя всю жизнь. И начинают они с детства. Да-да. Когда какой-нибудь мальчик или девочка старается изо всех сил во всём всегда быть вежливым и добрым человеком, значит, этот ребёнок уже начал воспитывать самого себя.

2 уч. – Давайте воспитывать в себе тактичность, вежливость, предупредительность по отношению к другим людям. Давайте учиться доброте, умению различать, что такое хорошо и что такое плохо. Давайте говорить друг другу комплименты.

(Исполняется песня Б.Ш.Окуджавы “Давайте говорить друг другу комплименты)

Стихотворение “Заповедь”

Владей собой среди толпы смятенной,
Тебя клянущей за смятенье всех,
Верь сам в себя наперекор Вселенной
И маловерным отпусти их грех.
Пусть час не пробил, жди, не уставая,
Пусть лгут лжецы, не снисходи до них,
Умей прощать и не кажись, прощая,
Великодушней и мудрей других.

Умей мечтать, не став рабом мечтанья,
И мыслишь, мысли не обожествив,
Равно встречай успех и поруганья,
Не забывая, что их голос лжив.
Останься тих, когда твоё же слово
Калечит плут, чтоб уловить глупцов,
Когда вся жизнь разрушена и снова
Ты должен всё воссоздавать с основ,

Умей поставить в радостной надежде
На карту всё, что накопил с трудом,
Всё проиграть и нищим стать, как прежде,
И никогда не пожалеть о том.
Умей принудить сердце, нервы, тело
Тебе служить, когда в твоей груди
Уже давно всё пусто, всё сгорело,
И только воля говорит: “Иди!”

Останься прост, беседуя с царями,
Останься честен, говоря с толпой,
Будь прям и твёрд с врагами и друзьями,
Пусть всё в свой час считаются с тобой.
Наполни смыслом каждое мгновенье,
Часов и дней неумолимый бег,
Тогда весь мир ты примешь во владенье,
Тогда, мой сын, ты будешь человек.

Киплинг

Учитель – И напоследок наши три напутствия. Подумайте над ними.

Напутствие первое.

- “Сострадальник и друг” - такое обращение было принято в письмах к друзьям на Руси в XIV веке.

- “Сострадальник” - тот кто сопереживает, сострадает, сочувствует, тот, кто нужен любому человеку.

1 уч. – Напутствие второе.

- Шекспир считал, что улыбкой можно добиться большего, чем мечом.

Хочешь завоевать друзей – улыбайся! Подсчитано, что в произведениях Л.Толстого упоминается 97 оттенков улыбки. А сколько оттенков используете вы?

2 уч. - Напутствие третье.

- Представьте, что за вами постоянно наблюдает человек, которого вы очень уважаете, и поэтому вы не хотите, чтобы он изменил о вас своё хорошее мнение. Все свои поступки совершайте под “взглядом” этого человека.