Самые гениальные дети современности.

Новость о гениальной малышке, которая уже в 4 года разговаривает на семи языках, поразила пользователей Рунета. Девочка стала настоящей звездой после телепередачи «Удивительные люди» на канале «Россия 1», где она продемонстрировала свои необычные способности.

Своим успехом малышка обязана маме, которая с рождения общалась с дочкой на русском и английском. А затем, увидев, что девочка проявляет талант, подключила другие языки.

Мы решили разобраться, кто же из детей на самом деле может считаться гениальным, благо это или проклятие и куда бежать родителям юных Эйнштейнов и Моцартов ?

7 признаков одаренности ребёнка

Согласно данным многолетних исследований, от 1% до 5% детей по всему миру рождаются с задатками гениальности, но проявить их удается лишь каждому сотому из одаренных. Шансы вырастить взрослого гения из маленького весьма ничтожны, однако попытаться стоит.

Для начала нужно отличить ребенка с необычными задатками от сверстников. У гениального ребенка всегда есть следующие черты:

  • Тяга к общению со взрослыми и проблемы со сверстниками из-за отсутствия общих интересов;
  • Перфекционизм;
  • Повышенная любознательность, которая не уменьшается с годами;
  • Умение самостоятельно приобретать новые навыки (чтение, счет, рисование);
  • Зацикленность на любимом занятии, нежелание переключаться;
  • Эмоциональная неустойчивость;
  • Умение строить причинно-следственные связи в самом раннем возрасте.

Если несколько из этих качеств вы обнаружили у своего ребенка еще до 4-5 лет, обратитесь к специалисту. Опытный детский психолог или педагог подскажет, соответствует ли развитие ребенка норме, а если он опережает ее, то насколько.

Детский психолог Татьяна Любезнова часто повторяет родителям своих маленьких подопечных:

iconmonstr-quote-5 (1)

Особенность одаренных малышей - не только ум или талант к творчеству, но и крайне «хрупкая» психика. Часто взрослые, видя не по годам развитого ребенка, общаются с ним на равных, без скидок на уровень психоэмоционального развития. Таким детям любая грубая фраза или интонация может нанести травму. Две крайности (общение как со взрослым и сюсюкание как с крохой) одинаково неприемлемы в работе с подобными детьми. И то и другое убивает самооценку малыша и его доверие к близким.

4 типа одаренности детей

Всех талантливых детей, опережающих сверстников по развитию, можно условно разделить на четыре группы:

Творческие дети - самые редкие из одаренных, проявляют талант к одному из видов творчества уже на первом году жизни. В остальном развиваются наравне со сверстниками, однако могут лениться и не проявлять интереса к общей программе развития. Требуют работы с опытными педагогами и индивидуальными наставниками.

Вундеркинды - увлекающиеся всем дети, одаренные от природы. С самого раннего возраста проявляют тягу к учебе и новым знаниям, очень рано учатся читать, писать, считать и начинают добывать информацию всеми доступными путями. Чаще всего не интересуются общением со сверстниками, играми, физической активностью. Требуют особого образования, обучения в спецшколах-интернатах, не приспособлены к быту.

Гипермотивированные дети - прилежно изучают все, что от них требуется. Заинтересованы в обучении ради похвалы, типичные отличники и «ботаники», стараются учиться лучше всех в рамках общей программы, побеждают на олимпиадах по одному или нескольким предметам.

Способные дети - немного опережают сверстников в развитии, любят учиться, крайне любопытны, причем с детства понятно, «технарь» малыш или «гуманитарий», ведь он увлекается лишь определенным типом знаний. Именно эти дети к 2-2,5 годам учатся читать и считают книгу лучшим подарком. Неконфликтны, послушны, усидчивы. Редко проявляют интерес к сверстникам и могут стать изгоями в коллективе из-за нежелания общаться.

Особенности воспитания одаренных детей

Воспитание одаренного ребенка - всегда дополнительная нагрузка на родителей. Однако важно понимать, что для ребенка такая умственная активность - стресс не меньший. Любая гениальность имеет «побочные эффекты», а дети требуют особого подхода с первых дней жизни.

Педагог ДОУ с 35-летним стажем Марина Кудейкина рекомендует помнить о следующих аспектах воспитания: «Чем раньше вы выявите таланты ребенка, тем проще их будет совершенствовать. Например, способности к творчеству развить проще, если начинать занятия в 3-4 года, к языкам - в 3 года, к музыке - с 1,5 лет.

  • Найдите специалиста, который составит для вашего ребенка индивидуальную программу обучения, а также педагога или нескольких, которые будут с ним работать. Уделите особое внимание не только знаниям преподавателя, но и его контакту с ребенком. Слишком строгий или неприятный учитель может отбить у малыша все желание заниматься и свести на нет любой врожденный талант.
  • Не требуйте от ребенка постоянных результатов и достижений, дайте ему учиться в удовольствие и ни в коем случае не давите на него и не шантажируйте его. Даже обычный малыш, услышавший «ты не сделал задание, и поэтому мы с папой тебя больше не любим», впадет в панику, а гениальные дети с их обостренным восприятием и вовсе могут выдать непредсказуемую реакцию.
  • В погоне за рекордами не забывайте о таких аспектах жизни, как спорт, общение с другими детьми, эмоциональное становление. Хорошими помощниками в этом станут домашние животные и дети старшего возраста. Помните, очень часто гениальность граничит с эмоциональной холодностью, поэтому учите ребенка не только решать алгоритмы, но и любить, выражать привязанность, сострадать слабым.
  • Не выставляете особенность ребенка напоказ, это лишь приведет к зависти со стороны других детей (и родителей) и помешает ему завести друзей.
  • Помните о том, что большинство гениальных детей к 7-8 годам сравниваются по уровню развития со сверстниками, а значит, не приучайте ребенка к тому, что он лучше других. Если разница в развитии сотрется, осознание своей обычности станет сильнейшим ударом для маленького человечка, привыкшего смотреть на окружающих со снисхождением».

Хотите, чтобы в семье появился маленький Эйнштейн? Нет идеального решения, но существуют некоторые способы, которые помогут вам убедиться, что ваш ребенок получит максимум шансов на успех в жизни. Чем отличается гений? Точного ответа нет даже у экспертов. Дело в генах или в воспитании? Все это давно обсуждается учеными. Так или иначе, некоторые данные статистики и проверенные советы могут помочь вам найти верный путь.

В спальне вашего ребенка нет телевизора

По статистике, у 30 процентов детей в возрасте до двух лет в спальне есть телевизор, а около 59 процентов ежедневно смотрят телепрограммы по два часа. Если вы хотите развивать своего малыша, не позволяйте ему смотреть телевизор. У просмотра нет никаких полезных свойств, напротив, телевидение нарушает когнитивные способности и занимает время, которое необходимо для ключевого развития мозга, бессмысленным занятием. Дети должны общаться со взрослыми людьми - только такая речь помогает процессу обучения. Язык, который можно услышать в телевизоре, не соответствует потребностям ребенка.

Вы кормили ребенка грудью

Согласно исследованиям, шестилетние дети, которых кормили на протяжении года грудным молоком, показывают лучшие результаты на тестах IQ, чем дети, которых не кормили. Ученые протестировали две группы матерей с детьми. В первой детей кормили грудью на протяжении года, не вводя дополнительный прикорм и не давая детям воду. В другой от рождения малыши практически не получали грудного молока. В результате оказалось, что дети из первой группы получили лучшие результаты в чтении, письме и математике. Выходит, что первый способ вырастить гения - кормить малыша грудью.

Ваш ребенок играет на струнном инструменте или пианино

Еще один признак потенциального гения - способность играть на музыкальном инструменте. Дети, играющие на пианино или струнных инструментах, показывают на 15 процентов более высокие вербальные навыки чем те, кто не играет. Для исследования проанализировали способности детей в возрасте около 10 лет (те, которые занимались музыкой, делали это около 3 лет). Эксперимент подтвердил связь, которую ученые подмечали и прежде - музыка действительно связана с хорошими вербальными навыками и интеллектом. Впрочем, неясно, дело ли в том, что умные дети способны и в музыке тоже, или в том, что музыка делает умнее.

Ваш ребенок терпелив

В одном известном исследовании детям сказали, что они получат два печенья, если смогут потерпеть и не съедят первое печенье сразу. Те, кто смог подождать 15 минут, оказались умнее, чем те, кто не выдержал и минуты. Способность контролировать импульсы напрямую связана с уровнем интеллекта. Она определяет умение переключаться между разными задачами, держать в памяти нужную информацию и подавлять порывы.

У вас дома много книг

Дети, у которых дома минимум 500 книг, на 36 процентов чаще хорошо заканчивают школу и на 19 процентов более склонны закончить университет, чем те, у кого дома не было книг или было мало. Исследователи обнаружили, что количество книг и грамотность родителей напрямую воздействуют на успехи ребенка. Дети учатся на примере родителей, так что, только демонстрируя любовь к чтению, вы можете побудить так себя вести и ребенка.

Вы не употребляете наркотики

Согласно данным ученых, дети женщин, употребляющих кокаин во время беременности, в пять раз более склонны к отставанию в развитии. Женщина, которая мечтает об умном малыше, категорически не должна употреблять какие-либо наркотические вещества!

У вашего ребенка нет лишнего веса

Физическая форма тоже может быть признаком гениальности: школьники с лишним весом получают оценки ниже, чем те, у кого все в порядке с формой. Сидячий образ жизни лишает ребенка многих возможностей в жизни. Привычка играть в компьютерные игры и смотреть телевизор ни к чему не приводит, для развития ребенку нужно социальное взаимодействие.

Ваш ребенок занимается спортом

Если вы вместе с ребенком делаете зарядку, вы повышаете его навыки по принятию решений практически на 100 процентов! Поощряя активный образ жизни, вы растите успешного человека. Ученые уверены, что важно не то, что ребенок унаследует с генами, а то, как его воспитывают, так что забудьте о компьютерных играх - и вперед, к активным физическим занятиям!

Ваш ребенок посещал детский сад

Дети, ходившие в детский сад, на 52 процента чаще хорошо заканчивают школу. Посещение сада с хорошей развивающей программой сказывается на жизни и развитии человека на протяжении долгих лет. Две группы испытуемых, одна из которых состояла из людей, посещавших сад, а вторая - из тех, кто в него не ходил, продемонстрировали, что даже в 40 лет результаты раннего развития могут быть заметны.

Вы обзавелись ребенком в молодом возрасте

Возраст родителей связан с риском неврологических расстройств, аутизмом и шизофренией, а также сниженным уровнем интеллекта. Дети, рожденные молодыми родителями, демонстрируют лучшие результаты, чем те, чьим родителям 40. Современная тенденция откладывать рождение ребенка может стать проблемой.

Вы научили ребенка жонглировать

Как ни удивительно, умение жонглировать увеличивает количество мозговых клеток на 3 процента. Конечно, в первую очередь структуру мозга определяют гены, но от них зависит не все. Изучение навыков, развивающих моторику, стимулирует мозговые клетки. Их количество во фронтальных долях мозга напрямую связано с когнитивными способностями.

У вас есть высшее образование

Все дело в том, что дети из семей, где родители живут на пособие, слышат меньше слов, чем дети в семье профессионалов. Чем больше слов слышит ребенок, тем больше его словарный запас и тем проще ему хорошо учиться. Уже в юном возрасте заметна разница - дети из семьи безработных знают в два раза меньше слов, чем дети из семьи образованных специалистов.

Ваш ребенок занимается иностранным языком

Согласно научным данным, дети, изучавшие иностранный язык около двух лет, показывают на 14 процентов более высокий результат во время тестов, чем те, которые никогда не делали этого. Всего за один год обучения результат уже становится выше, но через два года показатели возрастают еще заметнее, чем прежде. И развитие продолжается с каждым последующим годом!

Ваш ребенок мало играет за компьютером

Воздействие компьютерных игр на интеллектуальное развитие постоянно вызывает споры специалистов. Исследование, проведенное в Великобритании, заключалось в сравнении оценок детей, которые часто играли, с оценками тех, кто вообще не играл на компьютере. Никаких положительных результатов частые игры не дали! Излишний интерес к видеоиграм приводит к снижению оценок, потере интереса к чтению или активным играм, нарушает сон и мешает нормальным контактам с друзьями и родственниками. Хотите растить маленького гения - ограничивайте время, проведенное ребенком перед монитором компьютера!

Вы не употребляете продукты с нитратами

Если вы подвергаетесь воздействию пестицидов во время беременности, у вашего ребенка может оказаться низкий уровень интеллекта. К такому выводу пришли ученые из Колумбийского университета, проанализировавшие группу семилетних детей и их матерей. Распространенные удобрения могут негативно воздействовать на уровень интеллекта. Это заметно и по качеству памяти, и по умению принимать решения. Выходит, вашему желанию вырастить гения может помешать что-то, даже не заметное на первый взгляд!

Французский философ Д. Дидро сказал: «Гении падают с неба. И на один раз, когда они встречают ворота дворцов, приходится сто тысяч случаев, когда они падают мимо». По официальной статистике с подтверждением научных исследований частота рождения потенциальных гениев колеблется от 1:2000 до 1:10000. Проще сказать гениальным ребенком рождается один из тысячи. Казалось бы не так уж и мало. Лишь единицы становятся гениями реализовавшимися, остальные так и остаются потенциальными. Все дети рождаются талантливыми, с незаурядными способностями, но признаны, бывают немногие. Большинство становятся простыми обычными людьми.

Это происходит от того, что гениальность и талантливость или одаренность ребенка это разные вещи. Одаренность – яркий талант, который видят все. Одаренный ребенок практически с пеленок проявляет свою любознательность, свой интерес к окружающему миру, исследуя каждый предмет до тонкостей и мелочей, задает массу вопросов, от которых у родителей просто кругом голова. Гений же направляет свою в высшей степени одаренность на создание несуществующего, неизведанного и нового. Он первопроходец.

Талантливый и одаренный ребенок с задатками гения резко отличается от своих сверстников. Ему просто скучно с ними, обычные дети общаются друг с другом на уровне эмоций, гений – на уровне приобретения информации. Они читают много книг, можно сказать не отрываясь, запоем и соответственно и знают на порядок больше чем их приятели по классу. Для гения очень присущи черты характера: странный в поведении, делает, нелепы и непонятные замечания, полностью погруженный в свой внутренний мир, не понимающий очевидность, не любящий подчиняться, конфликтный. Эти черты характера, как правило, мешают родителям вовремя разглядеть гениальность своего ребенка, скорее даже раздражают и вызывают желание сломать его настрой.

Для того чтобы вырастить маленького гения, реализовавшегося гения, одних его неординарных способностей мало, обязательно нужен взрослый, который будет ему помогать в становлении и развитии своей гениальности. Самым ярким примером в истории гениев является, конечно же, Моцарт. Маленький гений музыки процветал благодаря поддержке своего отца, который был не только талантливым скрипачом, но еще и личным импресарио.

Родители должны себе четко уяснить, что гением из-под палки вряд ли можно стать. Гений тем и отличается от обычного ребенка, что своему предназначению готов посвятить много времени не «из под палки», а с удовольствием, радостью и вдохновением.

От безмерной родительской эксплуатации гениальных способностей ребенка многие «вундеркинды» перегорели еще до полного раскрытия своего таланта. Талант не любит суеты. Он развивается сам. Надо просто больше общаться с ребенком, просить его объяснить что-то из того, что он созидает, не говорить ребенку, что неспособный неуч, он может в это поверить, не подавлять фантазию, не загонять под стереотипы социума. Стоит воспитывать в нем усидчивость, настойчивость, трудолюбие и силу воли. И самое главное не отнимать у него детство, проявляя излишнюю заботу о развитии его гениальности.

Гений рождается при таинственных обстоятельствах и это нельзя спрогнозировать. Но все же замечено, что дети, зачатые и выношенные в атмосфере гармонии, любви и нежности, рождаются чаще всего одаренными, причем разносторонне. Таким образом, родителям желающим увидеть свое чадо гением есть над, чем прежде поработать самим.

Невероятные факты

Среди детей гениев довольно часто распространено то, что к 21 году они чувствуют, будто жизнь закончилась. Однако, такие дети показывают наличие таких способностей, которых у большинства из нас на протяжении всей жизни не появляются. Более того, дети вырастают и становятся "очень плодовитыми" взрослыми. Этого достаточно для того, чтобы вы почувствовали себя так, будто эволюция обошла вас стороной.


10. Мария Агнеси (Maria Agnesi)

Мария Агнеси родилась в Милане в 1718 году, это было как раз то время, когда женщин не очень жаловали в научных кругах. Но она была другой: говорила на нескольких языках в детстве и выступала с научными речами перед друзьями своего отца. В возрасте 20 лет она опубликовала некоторые из своих лекций по философии, однако, самая важная ее работа по математическому анализу не была опубликована до тех пор, пока Марии не исполнилось 30 лет.

К моменту своей смерти в 80-летнем возрасте Агнеси получила титул профессора. Неплохо для 18 века.


9. Карл Фридрих Гаусс (Carl Friedrich Gauss)

До 1777 года (время рождения Гаусса) математика была не такой, какой мы знаем ее сегодня. Гауссу не потребовалось много времени для того, чтобы начать все переделывать, причем началось все в трехлетнем возрасте, когда он стал делать некоторые математические подсчеты, позднее, в начальной школе, он легко и быстро складывал в голове более 100 цифр.

Гаусс продолжил заниматься математикой и внес важный вклад в развитие алгебры и в теорию чисел. Он также написал несколько работ по магнетизму, именно поэтому часто на магните можно видеть его имя: Гаусс – это единица, используемая для измерения магнитного поля.


8. Пол Эрдос (Paul Erdos)

Знаете ли вы, сколько секунд вы прожили? Трехлетний Пол Эрдос мог легко вам дать ответ на этот вопрос. Будучи ребенком, проживавшим в Венгрии в 1910-х годах, он всех поражал своей удивительной способностью. Когда Пол переступил 20-летний рубеж, его навыкам в математике можно было только позавидовать, к этому возрасту, он получил докторскую степень по этой науке. Он также был весьма эксцентричным, развивая свой собственный уникальный набор лексики, и делая все для того, чтобы жизнь его проходила "на чемоданах".

К концу своей жизни Эрдос был одним из самых влиятельных и знающих математиков всех времен, опубликовал более тысячи статей, многие из них в возрасте старше 70 лет, доказав, что ранний старт не означает быстрое окончание гонки.


7. Уильям Роуэн Гамильтон (William Rowan Hamilton)

Как много подростков в современном мире знают 10 языков? Гамильтон знал 14. Родился он в 1805 году в Дублине, а к 16-летнему возрасту уже изучал высшую математику. Он провел большую часть своей жизни, изучая оптику, однако самым важным и влиятельным его творением была работа по алгебре и кватернионе, системе счисления, которая была создана, чтобы сегодня стать важнейшей основой компьютерной графики, квантовой физики и векторной алгебры. Не удивительно, что ирландцы до сих пор так гордятся им.


6. Ким Ун Ен (Kim Ung-Yong)

С уровнем IQ около 210, Ким Ун Ен начал изучать университетские программы в возрасте 3 лет, примерно тогда, когда подавляющее большинство из нас играли с магнитным алфавитом. Кореец Ким щеголял на японском телевидении в конце 1960-х годов, решая сложные уравнения, сочиняя стихи и говоря на множестве языков, что помогло ему получить докторскую степень. Все это он делал в том возрасте, когда обычные дети еще не закончили среднюю школу. С тех пор, однако, он успокоился, зажил обычной жизнью у себя на родине, где он по сей день преподает в колледже.


5. Жан Пиаже (Jean Piaget)

Для человека, который будет изучать когнитивное развитие детей, у Жана, безусловно, было необычное детство. Швейцарец по происхождению, Пиаже опубликовал свою первую научную работу в 1906 году, когда ему было 10 лет.

Пиаже наблюдал за детьми, как они росли, и как из младенцев превращались во взрослых, он изучал, как они познают мир и развиваются. Его выводы изменили точку зрения общества на детей и детство, показав насколько этот период жизни человеческого существа важен.


4. Джон фон Нейман (John von Neumann)

Когда 6-летний ребенок может в уме поделить 6-значные цифры, нельзя не сказать, что он гений. Будучи венгром по происхождению в возрасте 8 лет Джон мог запоминать целые страницы телефонных книг. Однако, к 50-летнему возрасту он удивлял не меньше. Фон Нейман в компании ведущих физиков мира противостоял тайнам квантовой механики, а также с экономистами связывал человеческое поведение с теорией игр.


3. Экрит Жасвэл (Akrit Jaswal)

Немногие 7-летние дети проводят операции, или по крайней мере, хотят это делать. Наверняка, тут многие зададутся вопросом, о чем думали взрослые врачи, если позволили такое? Но родившийся в Индии Экрит, который сейчас, будучи подростком, является студентом университета, был всегда немного другой. Он не врач, но его родители утверждают, что у него всегда была страсть к анатомии и наукам. С 5 лет мальчик увлеченно читал Шекспира. Сегодня, Экрит говорит о том, что он сосредоточит все свои усилия на поиски лекарства от рака. Что же, у него впереди много времени для того, чтобы работать над этим.


2. Уильям Джеймс Сидис (William James Sidis)

Возможно, это и легенда, но говорят, что Уильям Джеймс обладал IQ от 250 до 300 и умел читать еще до того, как ему исполнилось 2 года. Некоторые взрослые до сих пор не умеют это делать.

Уильям родился в 1898 году, он говорил на нескольких языках, был математическим гением, поступил в Гарвард в возрасте 11 лет и стал профессором прежде, чем ему исполнилось 20. К сожалению, Сидис был, пожалуй, классическим примером неприспособленного вундеркинда, "поставленного в центр внимания" ретивыми родителями.

После социалистического антивоенного митинга в 1919 году его заключили в тюрьму. Там Сидис отказался от своей прежней жизни, отрекшись от академической карьеры, и занявшись обычной рабочей специальностью, сокрушаясь при этом над потерянной любовью всей его жизни.

Он умер в 1944 году в возрасте 46 лет. Возможно, он был самым умным человеком на Земле.

1. Паскаль

Блез Паскаль дожил лишь до 39 лет, однако, этот француз, родившийся в 17 веке, использовал эти 4 десятилетия своей жизни по максимуму, поскольку у него был "ранний старт". В возрасте 12 лет он начал решать сложные геометрические задачи и доказывать теоремы. К 16 годам он создал свою теорему и находился в кругу видных французских математиков. Он даже изобрел первый механический калькулятор в возрасте 19 лет, который назывался паскалин.

К моменту своей смерти, Паскаль вышел за рамки математики, он стал философом, богословом и писателем. Сегодня он известен как за свои математические заслуги, так и за свой вклад в философию. Среди наиболее известных его философских понятий фигурирует Пари Паскаля. Это аргумент, говорящий о том, что вы можете как верить в Бога, так и не верить в него, поскольку вера в него не несет в себе никакого потенциального риска или большой награды. Очень прагматично.

Кристиан Фридрих Хейнекен из небольшого городка на севере Германии вошел в историю, как самый гениальный ребёнок, когда-либо рождавшийся на земле. По легенде он встречался с королём и свободно говорил на нескольких языках, но так и не смог отметить свой пятый день рождения.

Скорее всего, на картинке Кристиан Фридрих Хейнекен

Кристиан Фридрих Хейнекен (6 февраля 1721 - 27 июня 1725). Подобно губке, малыш впитывал знания из различных областей, не ограничиваясь одним предметом. Он не был замкнут и отлично общался с людьми, поражая их своими умозаключениями и стройностью речи. К десяти месяцам младенец начал говорить и повторять каждое услышанное слово, выстраивал членораздельные предложения. К году Кристиан наизусть цитировал библейское пятикнижие.

К двум годам изучил мировую историю и без запинок перечислял важнейшие географические открытия. Он выучил французский, освоил латынь. В возрасте трех лет переключился на математику и биологию, затем на религиоведение. Его любимым чтивом стала иллюстрированная энциклопедия на латыни «Чувственная картина мира» Яна Амоса Каменского, которой мальчуган зачитывался до поздней ночи. Маленький непоседа любил поговорить о достоинствах рейнских вин или обсудить генеалогию древнейших германских фамилий. Кристиан Хейнекен был вторым ребенком, при этом его старший брат дожил до преклонного возраста и пошел по стопам родителей, связав свою жизнь с искусством. Родители вундеркинда были вполне заурядными личностями. Отец – никому не известный архитектор и посредственный художник, мать продавала предметы искусства в своей лавке. Воспитание мальчика доверили сначала няньке-кормилице – жесткой и властной женщине, которая не терпела возражений и полагала, что точно знает, как правильно растить детей. Ее методика обучения по принципу "что вижу, то пою" вряд ли оказала влияние на развитие удивительных способностей малыша.

Когда трехлетний карапуз забрался на кафедру, глаза присутствующих студентов и профессоров гимназии Любека широко раскрылись. Малыш начал свой доклад с биографического очерка о римских императорах и израильских правителях, а затем развернул тему в сторону необычной географии родной страны и особенностям скелета человека. Цепочки фактов поражали логичностью. Слава о необычном мальчике быстро разнеслась по округе, поэтому частые гости дома (преимущественно представители богемы) непременно желали увидеть чудо собственными глазами. Постоянные визиты и "работа" на публику сильно изматывали вундеркинда, зато прибавляли авторитета и популярности его родителям, которые и понятия не имели, что дети-гении зачастую просто эмоционально не готовы к решению серьезных философских и этических проблем, и это приводит к трагедиям – от сумасшествия до ранней смерти.

Хольстентор (Хольштентор, Холстентор) - "Голштинские ворота" (Любек)

Любек

Дома состояние Кристиана стало стремительно ухудшаться. Он почти не спал и плохо ел, постоянно жаловался на ломоту в теле и головную боль, капризничал, каждый час просил его вымыть и переодеть. По мнению современных врачей, мальчик мог страдать от глютеновой болезни, связанной с нарушением работы пищеварения и аллергией на белки, которые содержатся в зёрнах злаков. Придворные лекари рекомендовали диету, которая могла бы спасти мальчику жизнь: нежирные супы, сахар и пиво. Но мать настолько боялась "расстроить" кормилицу, считавшую, что лучшая и единственная еда для ее воспитанника - каша, что предпочла ничего не менять. Даже в этом состоянии к нему всё ещё допускают посетителей, которые одолевают всевозможными вопросами. Однажды, когда его ноги обрабатывали тлеющими травами, он произнёс: «Vita nostra fumis …» ("Наша жизнь - дым..."). Когда тело ребенка покрылось отеками, он почти перестал вставать с кровати.

Церковь Святой Марии (Любек)

27 июня 1725 года Миракулум умирает со словами: "Боже Иисусе, забери мой дух…" И на протяжении нескольких недель со всех окрестностей стекались "неравнодушные", чтобы в последний раз посмотреть на лежащего в гробу чудо-ребенка, при этом родители тщательно записывали имена всех влиятельных особ, которые приезжали в церковь. Мог ли «младенец из Любека» прожить долгую и счастливую жизнь? И кто виноват в его ранней гибели: тщеславные родители, кормилица и ее взгляды на рацион, природа, наделившая Кристиана чрезмерной жаждой знаний, с которой просто не мог совладать детский организм? Если бы он родился в наше время, то трагедии, вероятно, удалось бы избежать, но история, как известно, не терпит сослагательного наклонения.