Нетрадиционные техники работы с бумагой (консультация для воспитателей …). Современные техники работы с бумагой торцевание

Бумагу можно использовать самыми разными способами. Складывать, писать, сдавать в макулатуру, использовать в строительстве – это далеко не полный список. Новый способ применения бумаги будет особенно полезен, если вам нечем заняться или если у вас есть особая бумага, с помощью которой вы хотите сделать что-то интересное. Прочитайте эту статью, и вы узнаете, как можно использовать завалявшийся у вас на столе лист бумаги необычным способом.

Шаги

Сделайте что-нибудь из бумаги

    Займитесь оригами. Оригами – японское искусство складывания фигурок из бумаги. Владея техникой оригами, вы сможете изготовить бесчисленное количество вещей из простого листа бумаги (журавликов, бабочек, голову лисы и многое другое). Попробуйте сделать:

    • классического лебедя;
    • розу для любимого человека;
    • милого кролика;
    • фоторамки;
    • шлем самурая;
    • обычную бумажную коробочку или коробочку в виде звезды для небольших подарков друзьям и членам семьи;
    • бумажные когти на костюма на Хэллоуин.
  1. Займитесь декупажем и сделайте дневник или коробку для памятных вещей. Если у вас есть бумажные вещи, которые много для вас значат (брошюры, билеты, записки, фотографии, счета и письма), вы можете сделать для них коробочку, где вы также могли бы хранить украшения и прочие важные для вас вещи. Найдите подходящую заготовку, придумайте, как вы оформите ее бумагой, и приступайте к декупажу.

    • Можно использовать дополнительные инструменты: краску, блестки и прочее (пуговицы, искусственные цветы) - так коробочка станет еще интереснее. Какие-то украшения нужно будет крепить с помощью горячего клея.
    • Можно собрать все памятные вещи в альбом, если вы не хотите портить их. Подыщите альбом, в котором было бы много пластиковых кармашков. Держите альбом вдали от влаги, потому что конденсат на пластике может повредить бумагу.
  2. Займитесь изготовлением папье-маше. Папье-маше - это наложение кусочков бумаги с клеем друг на друга и наклеивание их на определенный предмет либо формирование особой формы из этого материала. Когда все это высыхает, оно затвердевает и может быть использовано в различных целях. Однако знайте, что изготовление папье-маше - не самый аккуратный процесс, поэтому будьте готовы к небольшому беспорядку. Из папье-маше можно сделать многие вещи:

    • вазы;
    • ободки для выключателей;
    • ракушки;
    • маски;
    • стаканы для карандашей;
    • шкатулки.
  3. Сделайте поздравительную открытку в качестве уникальной альтернативы готовым открыткам. Можно использовать оригинальные техники, например, эффект 3D.

    • Проще всего взять обычный лист бумаги и сложить его пополам. Полученную заготовку можно разрисовать краской, карандашами, маркерами или украсить как-нибудь еще.
  4. Сделайте игрушки из бумаги. Существуют целые книги по изготовлению сложных игрушек из бумаги (например, роботов), но вы можете сделать и простые игрушки из обычного листа бумаги:

    • гадалочку;
    • футбольный мяч;
    • самолетики и кораблики.
  5. Создайте из бумаги предмет искусства. Можно сделать его в 2D или в 3D. Здесь речь идет не об оригами! Мы имеем в виду сложные работы, которые можно сравнить в живописью, только здесь используются фигуры из бумаги, а не линии, проведенные кистью или карандашом.

    • Если вы работаете в 2D, вырезайте нужные фигурки из бумаги, используя бумагу разных цветов. Если вы хотите изобразить лицо, вам нужно будет вырезать глаза (возможно, из разных листов бумаги), нос, рот, кожу, волосы (лучше всего - из разноцветной бумаги) и другие элементы. Чем больше у вас будет фрагментов, тем более детализированным получится изображение.
    • Если вы хотите сделать что-то в 3D, нарежьте тонкие полоски (шириной как 2-3 штуки спагетти) и закрепите их на одном или двух листах бумаги. Складывайте, сгибайте, заворачивайте их, и у вас получится объемная фигура.

    Займите себя чем-нибудь

    1. Начните рисовать! Возьмите карандаш или цветные ручки и просто начните делать набросок. Выразите себя и нарисуйте то, что вас вдохновляет. Можете попробовать нарисовать менее реалистичные вещи - мультяшных персонажей или героев комиксов - либо какие-нибудь предметы в комнате. Нарисуйте друзей, членов семьи. Отправляйтесь на свежий воздух и нарисуйте то, что увидите там. Когда вы закончите, вы с гордостью сможете продемонстрировать свою работу (возможно, даже в рамке оригами)!

      Поиграйте в футбол. Можно играть в футбол бумагой. Просто сложите из бумаги пирамидку или скатайте шарик и начните передавать его друг другу. Можно даже сделать ворота из бумаги, если у вас достаточно листов.

      Поиграйте в морской бой. В этой игре вам потребуется только ручка, лист бумаги и партнер. Нарисуйте сетку и разместите по одной стороне буквы, а по второй - цифры. Расположите корабли и начните играть. Только играйте по-честному!

      Поиграйте в палочки. Нарисуйте сетку из точек, расположенных на одинаковом расстоянии друг от друга (например, 20 на 20 точек). Каждый игрок по очереди соединяет две точки. Тот, кто сможет соединить четыре точки в квадрат, получает этот квадрат. Выигрывает тот, у кого будет больше всего квадратов.

      Сделайте из бумаги пистолет и развяжите войну с друзьями. Пистолет можно сделать с помощью бумаги, ножниц и скотча. Вооружившись таким пистолетом, вы сможете затеять войну в офисе или поиграть с друзьями. Будьте осторожны - не попадите никому в глаз!

    Используйте бумагу с пользой

      Сдайте бумагу в макулатуру. Знаете ли вы, что каждая тонна бумаги стоит жизни 17 деревьев? Если вы не собираетесь больше использовать какую-либо бумагу, это не означает, что ее необходимо просто выбросить. Если вы сдадите ее в макулатуру, ей будет дана вторая жизнь - из нее смогут сделать самые разные вещи. Из ненужной бумаги можно сделать другую бумагу, а можно изготовить бусины.

    1. Пишите рассказы. Бумага предназначена для того, чтобы на ней писали! Скорее всего, вы это уже знаете, поэтому возьмите ручку и дайте волю воображению! Придумайте историю и поразмышляйте о персонажах. Убедитесь, что вам есть с чего начать и чем закончить, и решите, что будет происходить в середине. Получайте удовольствие от процесса и не слишком перенапрягайте свою руку! Как закончите, покажите результат друзьям, семье, чтобы узнать их мнение. Ура!

      • Не хотите писать рассказы? Существуют и другие жанры, в которых можно попробовать себя:
        • поэзия или хокку;
        • короткие повести;
        • собственный журнал;
        • комиксы.

Бумага - материал, созданный из древесины, глины, клеящих веществ, минералов; основа бумаги - растительные волокна, которые связаны друг с другом различным плетением.

В истории человечества бумага сыграла огромную роль. Трудно представить себе наш мир без бумаги, которая использовалась и используется не только для сохранения и передачи информации, но и для отделки, упаковки; изготовления денег, фотографий, печатных плат и многого другого. Некоторые виды изобразительного искусства возникли благодаря появлению бумаги.

И, конечно же, бумага - один из самых доступных материалов для творчества.

Обычная, цветная, гофрированная, бархатная, упаковочная бумага; журналы, газеты, коробки - все это идет в ход в умелых руках.

Для работы в технике вырезания нужны, помимо бумаги, ножницы или острый нож. История бумажных вырезок началась в Китае, вскоре после изобретения бумаги. Со временем вырезание бумажных украшений стало одним из видов народного творчества - "Цзяньчжи". В Азии и Европе вырезание стало популярным в 13-15 веках, а широкое распространение в Восточной Европе это искусство получило в 19 веке. У славянских народов бумажные вырезки носят название "вытинанка".

Для аппликации из бумаги понадобятся ножницы и клей. Аппликация происходит от латинского слова applicatio, которое означает "прикладывание". В этой технике к фону приклеиваются вырезанные из бумаги детали композиции.

В технике плетения из бумаги вырезаются полоски, которые затем определенным образом вплетаются в основу (фон).

Оригами - "сложенная бумага" - техника, которая состоит в складывании листов бумаги определенным образом для получения различных фигурок. Зародилось это искусство в древней Японии, где божествам приносили дары в сложенных из бумаги коробочках. В 20-ом веке оригами получило широкое распространение по всему миру.

Традиционное изделие оригами складывается из квадратного листа бумаги, без клея и ножниц. Помимо классического оригами, существуют различные направления и виды этого искусства, в которых используется вырезание и склеивание (модульное оригами, кирикоми оригами). Считается, что занятия бумажной пластикой положительно влияют на эмоции человека, поэтому оригами используют в арттерапии.

Квиллинг , или бумагокручение - еще одна техника работы с бумагой. Это искусство украшения завитками из бумаги разных предметов. Для квиллинга нужны узкие полоски бумаги, которые наматываются на тонкий стержень. Из получившихся затем спиралек формируют различные фигурки и составляют из них композицию, приклеивая к основе. В эпоху Средневековья квиллинг получил распространение в Европе, а в настоящее время - по всему миру.

Бумажная живопись - искусство, пришедшее с Востока; в Японии называется "чигире-е" (чигири-е), в Корее - "ханди-гырим". Техника состоит в вырывании при помощи специальных инструментов кусочков бумаги, которые затем будут приклеены к основе. На основу наносят эскиз будущего произведения.

Моделирование из бумаги - создание моделей различных объектов с сохранением пропорций. Напечатанная (начерченная) на листе развертка модели вырезается, сгибается и склеивается.

Папье-маше в переводе с французского означает "жеваная бумага". В измельченную бумагу или картон добавляют клей, крахмал и минеральные вещества: гипс, алебастр. Из получающейся бумажной массы можно лепить; можно ее отливать в формы и прессовать. Для разных видов изделий из папье-маше - игрушек, скульптуры, барельефов, строительных материалов - используются различные составы; а технологии изготовления постоянно совершенствуются.

Работа с бумагой и картоном занимает значительное место в системе обучения ручному труду учащихся младших классов, создает условия для воспитания у учащихся трудолюбия, аккуратности в работе, художественного вкуса. Некоторые виды работ выполняются совместно всеми учениками, что позволяет развивать умение работать в коллективе, подчинять свои интересы интересам одноклассников.

На занятиях этим видом труда создаются большие возможности для коррекции физических и умственных недостатков детей с нарушением интеллекта.

Учащиеся на уроках изготавливают плоские и объемные изделия различной формы, состоящие из одной или многих деталей, из разных сортов бумаги и картона. При этом учащиеся пользуются определенными инструментами и приспособлениями. Выполнение поделок осуществляется в основ по образцу. Поэтому очень важно воспитывать у учащихся умение проводить анализ изделия, вычленять характерные его признаки, проводить операции сравнения, делать простейшие обобщения.

Порядок выполнения изделий из бумаги и картона имеет определенную последовательность, нарушение которой приводит к тому, что учащиеся совсем не выполняют изделие или выполняют его некачественно, к непроизводительной трате времени.. В связи с этим следует формировать у учащихся умения составлять пооперационный план, придерживаться его при реализации задания и отчитываться о сделанном.

Обучая изготовлению плоских и объемных предметов из плоского поделочного материала, учитель имеет возможность корригировать недоразвитие у учащихся пространственного анализа и пространственной ориентировки.

Так, при составлении аппликации учащиеся знакомятся с законами ритма и симметрии, упражняются в узнавании геометрических форм. Распределяя детали на листе бумаги, называть то или иное пространственное положение (вверху, внизу, сбоку, справа, прямо, выше и т.д.).

С бумагой и картоном учащиеся постоянно встречаются в повседневной жизни. Но сведений об этих материалах, способах их обработки первоклассники с нарушением интеллекта как правило, не имеют. На уроках ручного труда они знакомятся с различными сортами бумаги, картона, переплетных материалов, их назначением и свойствами.

В процессе изготовления различных изделий учащиеся изучают и усваивают простейшие приемы разметки и обработки бумаги и картона. Разметка по шаблонам простой и сложной конфигурации в основном усваивается учащимися без особых затруднений.

Определенную трудность представляет для учащихся с интеллектуальным недоразвитием освоение приема разметки по линейке. Поэтому рекомендуется обучать учащихся младших классов только одному приему – разметке прямоугольной полосы в одном направлении. Он выполняется следующим образом: сначала от верхнего, а затем от нижнего углов полосы бумаги откладывается вправо по линейке нужный размер, точки отметки соединяются по линейке.



Однако при этом следует варьировать упражнения и объекты работы, чтобы научить детей применять усвоенный прием в различных ситуациях. Например, давать учащимся размечать деталь на только в горизонтальном, но и в вертикальном положении.

Для выполнения складывания, резания, склеивания и т.д. нужны простейшие инструменты: ножницы, ножи, гладилки, линейки, кисти. Учащиеся должны овладеть правильными приемами работы ими, так как многие из них находят применение на занятиях с другими видами материалов, а также на уроках профессионального труда и математики.

Ножницы – сложный инструмент для данной категории учащихся младших классов, требующий хорошей координации движений обеих рук и высокого зрительного контроля. Обучая учащихся владению ножницами, учитель должен помнить, что точности и тщательности вырезывания можно добиться лишь в том случае, если учащиеся усвоят правильную хватку ножниц и приемы резания по прямой и кривой линиям. Поэтому следует постоянно следить, чтобы учащиеся брали ножницы правой рукой, средний и большой пальцы вставляли в кольца, указательным пальцем поддерживали нижнее кольцо, безымянный палец и мизинец прижимали к ладони. Если при резании они будут оттопыривать безымянный палец и мизинец, то ножницы будут рвать бумагу.

При выполнении прямого разреза надо держать лезвия ножниц по линии разметки, широко разводя их и не сводя до конца, так как режущая часть ножниц средняя. Сжимание рычагов ножниц при этом должно быть плавным м медленным с одновременным продвижением незакрытых лезвий вперед.

Тема урока. Изготовление по образцу наборной линейки из листа бумаги для рисования (I класс, первая четверть).

Задачи урока . Формировать умения выслушать и повторить за учителем, анализ образца, выполнить изделие по инст­рукции, чередующейся с показом. Продолжить знакомство с различными сортами бумаги. Повторить свойства бумаги, приемы складывания.

. Листы бумаги для рисования, гладилки, образец изделия, подкладные доски.

ХОД УРОКА

1. Организация учащихся.

2. Беседа о сортах бумаги по коллекции (газетная, писчая, бумага для рисования).

3. Повторение по вопросам учителя свойств бумаги (скла­дывается, рвется, мнется).

4. Сообщение темы урока.

5. Организация рабочего места. Учащиеся по инструкции учителя кладут перед собой на подкладную доску лист бумаги, справа – гладилку.

6. Ориентировка в задании. Учитель показывает образец, называет изделие и объясняет его назначение. Говорит детям, что наборная линейка сделана из листа бумаги для рисования, сложенного пополам. Внизу загнут кармашек для расстановки букв, картинок. Боковые края загнуты в другую сторону, что­бы кармашек не отгибался.

Затем учащиеся по вопросам учителя повторяют анализ.

7. Выполнение изделия по инструкции учителя, чередующей­ся с показом приемов работы. Порядок работы следующий: лист бумаги кладется на подкладную доску по длине, прямо; лист надо взять за нижние уголки и сгибать его вверх, верхние и нижние уголки и стороны листа должны точно совпасть; сгиб слегка приминается рукой от середины к краям, затем проглаживается гладилкой в том же порядке; снизу (вдоль сложенного листа) загибается полоска (кармашек) так, чтобы совпали при сгибании боковые стороны (учитель помогает де­тям определить ширину загибаемой полоски), сгиб проглажи­вается гладилкой; изделие кладется лицевой стороной на доску и загибаются боковые края, сгибы проглаживаются гладилкой. В готовый кармашек вставляются буквы разрезной азбуки или цифры (рис.). В процессе изготовления наборной линей­ки повторяются правила складывания бумаги.

8. Коллективная оценка готового изделия. По вопросам учи­теля дети рассказывают, что и как они делали, для какой цели загибали кармашек и боковые края. Учитель оценивает, хорошо (аккуратно, красиво) или плохо они выполнили работу.

Слабые учащиеся складывают линейку по намеченным сги­бам.

9. Подведение итогов.

Тема урока. Составление по образцу композиции из гео­метрических фигур (домик и елка) (I класс, третья четверть).

Задачи урока. Развивать умения ориентироваться в за­дании по вопросам учителя, выполнять изделие с планирова­нием ближайшей операции, отчитываться по вопросам учителя о ходе проделанной работы, ориентироваться в листе бумаги при выполнении аппликации.

Познакомить детей с правилами выполнения аппликации.

Оборудование и наглядные пособия . Образец из­делия, листы плотной белой бумаги, полосы зеленой и коричне­вой бумаги, ножницы, кисточки, клей, подкладные доски, тря­почки, коробки для обрезков.

Ход урока

1. Организация учащихся.

2. Сообщение темы урока.

3. Ориентировка в задании. Анализ образца проводится по вопросам учителя. Определяется тема аппликации, расположе­ние предметов на листе бумаги, геометрические фигуры, состав­ляющие елку и домик, их цвет и количество. Указываются ма­териалы и инструменты. Учащиеся с помощью учителя вспоми­нают способы заготовки прямоугольных деталей: обводка по шаблону и складывание из полосы бумаги.

4. Организация рабочего места. Учащиеся из конвертов достают все необходимое и с помощью учителя располагают материалы и инструменты на рабочем месте.

5. Выполнение аппликации. Вначале учащиеся изготавлива­ют геометрические фигуры. Особенность заготовки фигур состоит в том, что они не вырезаются по шаблону. Дети с по­мощью учителя вспоминают приемы складывания треугольни­ков и квадратов из полосы бумаги, затем заготавливают нуж­ное количество геометрических фигур.

Слабые учащиеся заготавливают детали только для одной фигуры (домика).

Потом учитель знакомит детей с основным правилом выполнения аппликации: сначала составляется композиция на листе, точно определяется место расположения деталей и последовательность их прикрепления (при этом необходимо ориентироваться на образец). Затем все детали снимаются, и учащиеся, планируя ближайшую операцию, приступают к наклеиванию

названной детали. В ходе работы учитель знакомит учеников с другими правилами. Например, детали, намазанные клеем, надо слегка прижимать к листу бумаги, а не притирать, чтобы не сдвинуть их с места. Необходимо следить, чтобы учащиеся правильно называли место прикрепления очередной детали (справа, наверху...) и располагали их в соответствии с образцом.

Слабые учащиеся ограничиваются построением домика (рис.).

6. Составление отчета по вопросам учителя. Дети должны ответить, какое изделие и из чего они сделали, в какой последовательности. Следует спрашивать у ребят названия только основных операций и указания мест прикрепления деталей.

7. Краткая оценка качества изделия с указанием его достоинств и недостатков. Дети с помощью учителя отмечают правильное расположение деталей на листе бумаги, чисто аккуратность изделия, степень совпадения с образцом.

8. Подведение итогов. Учитель отмечает поведение и старание детей, порядок на рабочем месте по окончании практической деятельности.

Тема урока . Изготовление ракеты из трех деталей (II класс, вторая четверть).

Задачи урока. Развивать умения проводить анализ образ­ца, составлять план работы и отчет о ней с частичной по­мощью учителя. Учить детей пользоваться предметной картой. Познакомить с приемами изготовления объемных елочных ук­рашений из трех частей. Повторить приемы симметричного вырезывания.

Оборудование и наглядные пособия . Образец из­делия, предметная карта, цветная бумага, нитки, шаблоны, ножницы, карандаши, клей, кисточки, подкладная доска.

Ход урока

1. Организация учащихся.

2. Сообщение темы урока.

3. Ориентировка в задании. Анализируя образец, ученики должны назвать изделие, его назначение, указать размер и ко­личество деталей и их особенности, инструменты, материалы и приспособления, необходимые для работы. В случае затруд­нений учащимся следует показать ту часть предметной карты, с помощью которой они могут дополнить свои ответы.

4. Организация рабочего места. Учащиеся самостоятельно раскладывают материалы, приспособления и инструменты. Учи­тель проверяет правильность их действий.

5. Составление предварительного плана работы с помощью предметной карты. Учитель расставляет таблицы предметной карты. Предлагает детям внимательно посмотреть их. На карте, помимо материалов, приспособлений, должны быть отражены основные этапы выполнения игрушки (рис.). Учащиеся, ориенти­руясь на карту, учатся составлять план работы, в котором ука­зывается порядок действий и операций. Прием симметричного вырезывания ученики вспоминают по вопросам.

6. Выполнение ракеты. В ходе работы учитель следит, что­бы соблюдалась последовательность изготовления поделки. С этой целью он время от времени привлекает внимание детей к карте. Очень важно не давать готовые ответы на вопросы учеников, а помогать им найти правильное решение с помощью карты. При изготовлении деталей ракеты учитель следит за соблюдением приемов симметричного вырезывания и эконом­ным расходованием материалов.

Слабые учащиеся выполняют ракету по заделу.

7. Отчет о проделанной работе. Необходимо добиваться, чтобы учащиеся при ответе точно придерживались порядка, в котором произведена работа. Помощь в этом окажет предмет­ная карта, которую не нужно убирать до конца урока.

8. Оценка качества готовой игрушки. Учащиеся оценивают достоинства и недостатки своей поделки путем сравнения с образцом или изделием товарища. При этом они отмечают точ­ность вырезывания (совпадение контуров всех трех частей), чистоту работы, своевременность вклеивания петли. Оценка изделия проводится с частичной помощью учителя.

9. Уборка рабочего места.

10. Подведение итогов.

Тема урока . Изготовление гирлянд с симметричными фи­гурами по образцу (II класс, вторая четверть).

Задачи урока. Учить детей ориентироваться в задании, планировать работу и отчитываться о ней, оценивать качество готовой поделки с частичной помощью учителя. Познакомить детей с приемами вырезывания гирлянд с симметричными фи­гурами. Закрепить умения ориентироваться в листе бумаги и пользоваться предметной картой.

Образцы гирлянд, предметная карта, полосы цветной и белой бумаги, карандаши, ножницы, шаблоны елки и гриба, подкладные доски.

Ход урока

1. Организация учащихся.

2. Сообщение темы урока, рассматривание образцов гир­лянд (елки, грибы, матрешки).

3. Ориентировка в задании. Анализируя гирлянду, дети называют фигурки гирлянд, определяют назначение изделия, материал, форму, количество и размер деталей. При этом учи­тель должен обратить внимание учеников на следующие осо­бенности фигурок, составляющих гирлянду: они все одинаковы и соединены между собой, стороны каждой фигурки симмет­ричны. Затем учащиеся вспоминают, какие еще изделия они делали, где встречались симметричные фигуры.

4. Составление плана работы. Учащиеся подобные изделие выполняют впервые. Поэтому организует коллективное составление плана по предметной карте. Он следит за тем, чтобы отвечающие точно указывали, во сколько раз складывается полоска бумаги, как располагается шаблон, где соединяются фигурки. Затем он объясняет, как образуется соединение фигурок. В ходе ответов учащиеся должны также назвать инст­рументы и приспособления.

5. Организация рабочего места. Учащиеся сами располага­ют все на рабочем месте, затем учитель организует взаимопро­верку.

6. Выполнение гирлянд. Учитель вначале сам вырезает гир­лянду, показывая правильную хватку заготовки рукой и способ вырезывания. Затем в ходе работы он помогает отдельным уча­щимся выполнить изделие. Периодически привлекается внима­ние учеников к предметной карте, с тем, чтобы они еще раз по­смотрели, как складывать бумагу, как прикладывать и обводить шаблон, как вырезать гирлянду, чтобы фигурки не распались (рис. 24). Если изделие получилось плохо, то можно повторить его выполнение по обведенному контуру или без него. Вторую гирлянду «грибы» сильные ученики могут самостоятельно вы­полнить, нарисовав половину контура гриба, не пользуясь шаб­лоном. Но при этом учитель рекомендует детям ориентировать­ся на образец, вывешенный на доске. Остальные учащиеся вырезают гирлянду «грибы» по шаблону с помощью учителя.

7. Оценка качества выполненных изделий. В выполненных изделиях учащиеся определяют симметричность фигур, точ­ность и аккуратность вырезывания. В гирляндах, вырезанных без шаблона, отмечается сходство с натуральным предметом (в данном случае сходство с грибом).

8. Подведение итогов.

Тема урока. Изготовление закладки из тонкого картона (II класс, третья четверть).

Задачи урока. Развивать умения самостоятельно ориен­тироваться в задании, составлять план работы над изделием,

отчитываться о сделанном, выполнять окантовку картона поло­сами бумаги. Повторить приемы разметки прямоугольной де­тали по линейке.

Оборудование и наглядные пособия . Образцы – несколько окантованных изделий, в том числе образец заклад­ки, таблица с образцами окантовочных материалов, рисунок закладки, полосы картона, полоски бумаги, линейки, каранда­ши, ножницы, клей, кисти, подкладные доски.

Ход урока

1. Организация учащихся.

2. Повторение. По вопросам учителя дети повторяют назна­чение окантовки в изделиях, рассматривают и называют мате­риалы, необходимые для нее, повторяют правила окантовки.

3. Сообщение темы урока.

4. Ориентировка в задании. Анализируя образец изделия, учащиеся должны самостоятельно указать назначение изделия, его форму, перечислить детали (прямоугольник из картона и окантовочные полосы), отметить особенность окантовки. Потом определить материалы, их цвет, длину готовой закладки. Если учащиеся самостоятельно не вспомнят, как надо измерить дли­ну закладки, то учитель должен помочь им. Затем учитель открывает заранее нарисованный на доске рисунок изделия с указанием на нем длины готовой закладки. Этот, рисунок в дальнейшем будет служить учащимся ориентиром при разметке полос.

5. Организация рабочего места.

6. Составление плана работы над изделием. Учитель пред­лагает детям рассмотреть заготовки и определить наложением или по линейке, что окантовочные полосы длиннее картонного прямоугольника. В плане должна быть указана, последователь­ность работы: отбор материалов и инструментов, разметка окантовочных полос, подготовка полос к наклеиванию (скла­дывание полосы вдоль пополам, намазывание ее клеем, оклеивание долевых сторон картона). Учитель может записать план на доске. После этого дети повторяют с помощью учителя порядок разметки.

7. Изготовление закладки. В ходе практической работы учи­тель может оказать частичную помощь отдельным учащимся. Желательно, чтобы дети больше работали самостоятельно. По окончании работы педагог предлагает учащимся из остатков бумаги сделать на закладке украшение, кто какое хочет (рис.).

8. Отчет о проделанной работе. В отчете, помимо заплани­рованных операций, ученики должны указать операции, необ­ходимые для украшения закладки.

9. Оценка качества изделий. Учащиеся отмечают точность разметки окантовочных полос, качество окантовки, красоту украшения, аккуратность выполнения всего изделия.

10. Подведение итогов.

Тема урока. Изготовление по образцу складной доски для игры в шашки (III класс, третья четверть, 2 занятия).

Задачи урока. Развивать умения самостоятельно ориен­тироваться в задании, планировать последовательность работы, отчитываться о сделанном, ориентироваться в плоскости листа картона. Закрепить умения производить разметку прямоуголь­ной детали. Показать прием нанесения рицовки.

Оборудование и наглядные пособия. Образец из­делия, куски картона, линейки с фальцем, нож, краски, кисти, подкладные доски, куски картона для упражнений, ножницы.

Ход урока

1. Организация учащихся.

2. Повторение сведений о группах инструментов и их назна­чении, а также правил безопасной работы с режущими инстру­ментами.

3. Организация рабочего места.

4. Выполнение упражнений: ознакомительные упражнения по нанесению рицовки.

5. Сообщение темы, урока.

6. Ориентировка в задании. Учащиеся определяют назначе­ние изделия, его форму, размеры, особенности конструкции, количество начерченных клеток по длине и ширине, материал и инструменты.

7. Составление плана работы. Один из учащихся самостоя­тельно составляет план. Другие поправляют и дополняют его. Уточненные пункты плана записываются на доске.

8. Выполнение изделия. Дети выполняют самостоятельно разметку заготовки по длине, предварительно посмотрев рису­нок на доске. Учитель помогает отдельным учащимся разрезать картон ножницами. Затем ученики с помощью учителя разме­чают заготовку на клетки по шаблону (шаблоном служит по­лоса картона, отрезанная от заготовки), обратную сторону доски делят по линейке пополам. По линии разметки наносят рицовку. Инструктируя детей, учитель следит за правильной их ориенти­ровкой на листе картона. Раскраску клеток учащиеся произво­дят самостоятельно.

Слабым учащимся следует дать для работы размеченную доску и готовый шаблон. Работа выполняется ими с помощью учителя (рис.).

9. Отчет о проделанной работе.

10. Оценка качества готовых изделий в сравнении с об­разцом.

11. Подведение итогов.

Тема урока. Изготовление открытой коробки из тонкого картона (III класс, четвертая четверть, 2 занятия).

Задачи урока. Развивать умения самостоятельно ориен­тироваться в задании, планировать последовательность изготов­ления изделия, отчитываться о ходе работы, адекватно оцени­вать результаты труда. Закрепить умения наносить рицовку по линейке с фальцем. Показать способы разметки развертки ко­робки и склеивания ее с помощью клапанов.

Оборудование и наглядные пособия . Образец из­делия, предметная карта, куски картона размером равные раз­вертке коробки, ножи, линейки с фальцем, кисти, клей, шаб­лон, карандаши, ножницы.

Ход урока

1. Организация учащихся.

2. Организация рабочего места.

3. Повторение. По вопросам учителя дети повторяют свой­ства картона, правильную хватку инструментов и приемы нане­сения рицовки, правила безопасной работы с режущими инстру­ментами.

4. Сообщение темы урока.

5. Ориентировка в задании. Учащиеся рассматривают обра­зец коробки. Учитель должен привлечь внимание детей к осо­бенностям соединения стенок коробки с помощью клапанов.

6. Составление плана работы, ориентируясь по предметной карте. Карта должна отражать основные операции: разметку по шаблону, нанесение рицовки, надрез квадратов (клапанов) по долевой стороне развертки, складывание коробки, приклеи­вание клапанов.

7. Выполнение коробки. Вначале по шаблону размечают линии сгибов и надрезов (ширина шаблона должна соответст­вовать высоте стенки коробочки). Размеченный картон слегка надрезается по линии сгибов и разрезов, разрез квадратов про­изводится по долевым сторонам развертки, тогда при склеива­нии клапаны соединяются с длинными сторонами коробки; так изделие будет прочнее. Коробка складывается в противопо­ложные надрезам стороны; надрезанные клапаны намазыва­ются декстриновым клеем или клейстером и приклеиваются с внутренней стороны стенок; склеенные части прижимаются гру­зом. При изготовлении коробки внимание учащихся по мере необходимости привлекается к предметной карте, дети учатся находить в ней помощь при затруднениях. Прием скрепления стенок коробки с помощью клапанов учитель показывает детям и помогает правильно его выполнить (рис.)

Слабые учащиеся складывают коробку по готовым рицовкам.

8. Отчет о проделан­ной работе. Учащиеся са­мостоятельно отчитыва­ются о проделанной ра­боте. Учитель следит за полнотой ответа, за со­блюдением последова­тельности изложения, пра­вильным называнием опе­раций, инструментов, ука­занием пространственных признаков предмета и мест соединения деталей.

9. Оценка качества го­товых изделий. Учащиеся отмечают ровность нане­сения рицовки и надрезов, правильность приклеивания клапанов, соблюдение одинако­вой высоты всех стенок, чистоту и аккуратность работы.

Наталья Богданова
Нетрадиционные техники работы с бумагой (консультация для воспитателей …)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ПРИЕМОВ РАБОТЫ С БУМАГОЙ В РАЗВИТИИ ДЕТСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

Известно, что детское творчество – явление уникальное. Развивать творчество детей можно различными путями, в том числе в работе с разными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из бумаги , природного и бросового материала. Техника работы с бумагой может быть различной : обрывная и вырезная, объемная аппликации, мозаика, поделки в стиле оригами, создание различных объемов с использованием техники бумаго-пластики , бумагокручения , торцевание на пластилине.

Педагоги и психологи, занимающиеся проблемой развития художественного творчества и способностей детей, отмечают, что различные виды продуктивной деятельности, работа с разными материалами влияет на развитие способностей к творческой деятельности. Какие же методы и можно использовать для развития творческой деятельности детей?

Аппликация – это один из самых простых и эффективных способов работы с бумагой . Эта техника , основанная на вырезании деталей, наложении их на фон и закреплении, особенно подходит для занятий с детьми дошкольного возраста, так как их деятельность в этот период носит предметный характер, то есть, основана на активном взаимодействии с различными предметами. Техника работы с бумагой может быть различной : обрывная и вырезная аппликация, техника мозаики , поделки в технике «оригами» , создание различных объёмов, используя технику «бумагопластики » , бумагокручения . В создании поделок в интегрировании с нетрадиционными техниками бумаги доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются, и великое огорчение, если образ не получится. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиться положительного результата.

Оригами – японское искусство складывания бумаги . Оно привлекло внимание многих жителей России, в том числе и педагогов, так как является не только увлекательным способом проведение досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в частности развития мелкой моторики. Совершенствуя и координируя движениями пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, в том числе и на развитие речи. Японцы считают, что искусство ОРИГАМИ несет душевное успокоение и и физическое оздоровление. Оно очень полезно для творческого и духовного развития детей.

Оригами похоже на фокус - из обычного листка бумаги за несколько минут рождается чудесная фигурка! Оригами не требует больших материальных затрат, занятия оригами абсолютно безопасны даже для самых маленьких детей. С помощью оригами легко и быстро создается целый мир, в который можно играть! Не требуется особых способностей и получается у всех! С помощью оригами легко делать необычные и оригинальные подарки и украшать помещения.

Возраст : от 4 лет

Бумагокручение (квилинг) - основана на умении скручивать полоски бумаги разной ширины и длины, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные и плоскостные композиции. В процессе занятий бумагокручением можно использовать двухстороннюю бумагу для оригами или цветную для принтера, а также разноцветные салфетки.

Занятия в процессе использования нетрадиционных техник работы с бумагой :

Повышают сенсорную чувствительность, т. е. формируют более тонкое восприятие формы , фактуры, цвета, объема;

Развивают воображение, пространственное мышление;

Развивают общую ручную умелость, мелкую моторику, синх-ронизируют работу обеих рук :

Формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его;

Вносят при необходимости коррективы в первоначальный замысел.

Но самое важное и ценное заключается в том, что бумагокручение , наряду с другими видами изобразительного искусства, развивает ребенка эстетически. Дети учатся видеть, чувствовать, оценивать и творить по законам красоты. Ребенок, владеющий различными способами преоб-разования материалов, может в своей деятельности осознанно выбрать тип материала и способ его преобразования в зависимости от специфики задуманной поделки и в соответствии с ее назначением, комбинировать материалы, выбирать средства для реализации эстетических требований к результату работы .

Норигами -это уникальная авторская техника форматного бумажного конструирования , которая даёт возможность сделать из бумаги , что угодно. Задумывайте - и будет сделано. Хотите - сами учитесь придумывать поделки, хотите - учитесь их делать вслед за мастером. Никакой другой технике бумажного конструирования не сделать так быстро, просто и узнаваемо хоть Карлсона, хоть Китайского дракона, танк или подводную лодку, зебру или слона, жирафа, лошадь, кошку, принцессу, замок.

Норигами - родственник оригами : тоже без выкроек, тоже по схемам, тоже из стандартных листов простыми складываниями. Но отличие - в резании и клеении. Потому что нори - это по-японски "клей" - и складываем, и режем, и клеим. Дети очень любят работать с бумагой - она доступна как материал и проста в обращении. Работая с бумагой ребенок овладевает различными приемами и способами - сгибание листа, склеивание, надрезание. Простые манипуляции, доступные каждому, а результат- уникальная творческая поделка, которую дети забирают с собой. Такая необычная игрушка, сделанная своими руками станет прекрасным украшением для дома. Мальчишки с удовольствием конструируют из бумаги свои любимые машины , танки и самолеты и даже динозавров. Девочки -принцесс, забавных зверушек. Возраст детей от 5-ти лет до бесконечности.

Киригами

Возраст : от 6 лет

Это искусство складывания фигурок из бумаги . В известном смысле киригами - это разновидность техники оригами , но, в отличие от последней, в киригами допустимо использование ножниц и клея.

Само название техники говорит об этом : оно происходит от двух японских слов :киру - резать и ками - бумага .

Основой поделок в технике киригами является лист бумаги . Как правило, создание поделки начинается со складывания листа бумаги вдвое и вырезания различных фигур. Фигуры могут вырезаться как симметрично :

так и асимметрично :

В технике киригами делают красивые объемные открытки-раскладушки (по-английски их называют pop-up,

а также целые архитектурные сооружения из бумаги .

Объемная аппликация из цветной или белой бумаги :

Возраст : от 5 лет

Средства выразительности : силуэт, фактура, цвет, объем.

Оборудование : двухсторонняя цветная и плотная белая бумага , клей ПВА.

Способ получения изображения : ребенок отрывает кусочки цветной бумаги , сминает их или скручивает, после чего приклеивает на лист плотной бумаги . Работу необходимо выполнять на большом листе бумаги .

Объемная аппликация из бумажных салфеток , раскрашенных гуашью

Возраст : от 4 лет.

Средства выразительности : пятно, фактура, цвет, объем, композиция.

Оборудование : белые салфетки, спонжи, плотная цветная бумага , клей ПВА, гуашь.

Способ получения изображения : ребенок скручивает кусочки белых салфеток в небольшие жгутики, после чего приклеивает их на лист плотной бумаги . Процедура скручивания повторяется, пока свернутыми жгутиками незаполнится пространство изображаемого объекта. Теперь можно взять гуашь и раскрасить приклеенные салфетки.

Торцевание один из видов бумажного рукоделия . Эту технику можно отнести и к способу аппликации и к виду квиллинга. С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Эта техника довольно популярна , интерес к ней объясняется необычным эффектом "пушистости" и лёгким способом её исполнения.

Также в аппликации можно использовать и другие материалы : солому, бересту, мех, тополиный пух, бумагу , пластилин. Например, аппликацию можно сделать и на картонке, замазанной слоем пластилина. А потом на пластилин вдавливать самые разнообразные формы из разной крупы : гороха, фасоли, риса, вермишели и др. Можно на замазанный пластилина или клейстером лист насыпать воронкой песок, подкрашенную манку, гречку и др. В аппликации можно также использовать ткань, яичную скорлупу, обрезки кожи, вату и многое другое, все, на что у вас хвати фантазии.

Изготовление игрушек, разных поделок из природного и бросового материала – труд кропотливый, интересный и очень приятный. Попробуйте, и вы не пожалеете!

О видах рукодельных техник с использованием бумаги можно говорить бесконечно, потому как фантазия человеческая безгранична. Чего только не делаем мы с этими благодарным материалом – и режем, и клеем, и мнем, и жжем, и рвем, и сворачиваем, и закручиваем и размачиваем. А все это для того, чтобы превратить плоский бумажный лист в чудо расчудесное, которым можно и глаз порадовать и в дело применить. Ну а если и не в дело, то уж в удовольствие – точно!


Те, кто думает, что различные техники работы с бумажным материалом следует осваивать лишь детям, ошибается. Сегодня и бумагопластика, и оригами, и квиллинг очень популярны у дизайнеров и применяются в оформлении торговых площадей и праздничных мероприятий. Мы хотим рассказать вам о технике торцевания. Она проста, но позволяет создавать воздушные, объемные композиции любого размера и на любую тему.


ТОРЦЕВАНИЕ - один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации, и к виду квиллинга (бумаговерчения). С помощью торцевания можно создавать удивительные объемные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки.


Таким способом возможно украшать практически любые предметы, например, фоторамки. Еще малоизвестная, эта техника очень быстро обретает новых поклонников и завоевывает популярность в мире рукоделия. Столь стремительный рост ее популярности объясняется, во-первых, необычным эффектом «пушистости», который дает торцевание, а во-вторых, очень легким способом исполнения. Что же это такое, техника торцевания из бумаги? Давайте познакомимся с ней поближе.


Принцип торцевания В основе этой техники – создание изображений и предметов с помощью объемных элементов из бумаги. Объемный элемент торцевания называют «торцовкой» или «торчком». Он представляет собой сжатый в виде воронки или конуса кусочек мягкой бумаги. Именно из таких элементов и создается задуманное изделие. Каждая такая «торцовочка» как один мазок кисти в создании картины, как одна петелька в вязании или одна бусинка в бисероплетении.


Торцевание – работа не сложная, но кропотливая. Она требует не только усидчивости, но и аккуратности, внимания и определенной ловкости. Инструментарий Для выполнения поделок в этой технике нужен минимальный набор материалов и инструментов: бумага, клей, ножницы и, так называемый, «торцовочный» инструмент. Бумага для торцевания годится не всякая. Обычно в этой технике используется гофрированная бумага или по-другому креповая. Такая бумага продается практически во всех магазинах товаров для творчества и в культтоварах.


Кроме гофрированной бумаги для торцевания подойдут также обычные бумажные салфетки. Из гофрированной бумаги изготавливают непосредственно «торцов очки» – элементы объемной аппликации. Ножницы и клей понадобятся для вырезания и приклеивания этих торцовочек к основе поделки.


В качестве основы используют весьма разнообразные материалы. Собственно говоря, «опушить» гофрированной бумагой можно любую поверхность, к которой эта бумага приклеивается. Поэтому для панно, картин и мозаик берется плоская основа – лист ватмана, картон, легкие потолочные плитки. Для объемных поделок делаются заготовки из пенопласта, газет, папье-маше, пластилина.


Техника как таковая Как же со всеми этими инструментами и материалами работать? После того, как вы определились с видом изделия, необходимо заготовить бумагу для «торцовок». Это должны быть нарезанные из гофрированной бумаги квадратики. Размер – от одного до трех сантиметров, количество – в зависимости от площади или объема изделия. Заготовку, на которую будут крепиться «торцов очки», можно заранее намазать клеем. Но также можно наносить клей на каждый отдельный элемент – это уж как вам больше нравится.


Как сделать один такой «пушистик»? Технология изготовления «торцовок» требует аккуратности. Итак, в правой руке у вас палочка для торцевания, в левой – квадратик бумаги. Приложите бумажный листочек центром к концу палочки, и, придерживая его, аккуратно сомните бумагу, оборачивая ею палочку. Обжимая бумагу, не надавливайте слишком сильно, чтобы не порвать ее. В результате у вас получится маленький пушистый конус. Пушистость ему придадут сложившиеся в складки стороны квадратика.


После этого, не снимая конус со стержня, приклейте его к заготовке так, чтобы вершина конуса оказалась склеенной с поверхностью заготовки, а складочки этакой «гвоздичной» смотрели бы на вас. Приклеивая торцовки помните, что чем плотнее друг к другу вы разместите их на поверхности изделия, тем пушистее и аккуратнее оно будет выглядеть.


Если весь процесс торцевания расписать по этапам, то будет выглядеть так: Нарезаем квадраты (один на один см) из гофрированной бумаги. Делаем заготовку для объемного изделия или рисуем узор на плоской поверхности. Тупой конец (торец) стержня ставим на бумажный квадратик. Сминаем бумагу и прокатываем стержень между пальцами. Приклеиваем трубочку-торцовочку к заготовке. Вынимаем стержень.