Развитие тактильного восприятия у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Ребенок с сенсорной чувствительностью Есть ли выход

У новорожденных деток тактильная чувствительность проявляется на каждом участке тела. Следовательно, грудничок уже готов принимать информацию, проявляющуюся в прикосновениях и соприкосновениях с различными предметами и вещами.

Очень часто заботливые мамы одевают малышам рукавички-царапки, опасаясь, что малыш поцарапает сам себя. Это ограничивает количество тактильных ощущений у крохи. Из-за таких ограничений нервным окончаниям на маленьких пальчиках и ладошках не хватает тактильных ощущений. И хотя в движениях грудников отсутствует координация, это не значит, что прикоснувшись к деревянной перекладине или маминой груди, натянув на себя одеяльце или крепко сжав взрослого за палец, он не ощутит разницу. А чтобы малютка не поранил себя, следует аккуратно обстригать ногти и следить за их чистотой.

К трехмесячному возрасту дети начинают сопоставлять тактильные ощущения со зрительным восприятием. Родителям необходимо предоставить как можно больше возможностей детским пальчикам для знакомства с новыми вещами. Так, даже лицо мамы или папы является не только самым интересным объектом, но и жизненно необходимым для тактильной чувствительности. Оно притягивает малыша с невероятным любопытством, кроха внимательно осматривает и щупает волосы, глаза, щеки, нос, губы родителей, ведь общение с взрослыми не заменит никакая игрушка. Изучая маму или папу, малыш уже вовлекает всех в игру.

Вот его пальчик попал к маме в рот, она сомкнула губы – и пальчик спрятался. Забавно! И еще не один раз малыш специально будет пытаться попасть пальчиком в намеченную цель, что каждый раз будет вызывать у него радостную улыбку.

Малыши, с которыми родители много и, что важно, с наслаждением возятся, до года практически не нуждаются в занятиях по специальным методикам. В моменты таких самопроизвольных игр ребенок никогда не упустит возможности добраться до новой и неизвестной для него цели, будь то папин ботинок, мамина заколка или мусорное ведро.

Игры на тактильную чувствительность

«Горячо – холодно»

Приготовьте заранее кусочек льда, который следует поместить в полиэтиленовый пакетик, и две небольших бутылочки с прохладной и достаточно теплой (не горячей!) водой. Поочередно давайте эти предметы малышу, приговаривая, что он ощущает от каждого прикосновения: «Это – прохладно, это – холодно, а это – ой, ой, горячо!» За тем прикоснитесь к тыльной стороне руки малыша или его щечке сначала металлической ложкой, а потом деревянной. Можно поднести его к крану с водой и предоставить возможность прикоснуться сначала к холодной воде, затем горячей. Все свои действия и ощущения, которые испытывает ребенок, следует проговаривать спокойным, ласковым голосом.

Для малышей 9-10 месяцев можно приготовить два равнозначных предмета, к примеру, два яблока. Одно предварительно подержите минут 20 в холодильнике. Теперь дайте два яблока малышу в руки, называя особенность каждого из них, а затем положите яблоки перед ним и попросите взять одно – холодное (теплое). Такое продолжение игры совершенствует в свою очередь не только тактильное, также речевое и интеллектуальное развитие ребенка.

Следующая игра подходит для малышей с 5 месяцев, когда кроха уже может опираться пальчиками ног на опору, конечно, с поддержкой взрослых.

«Ножки в ванной»

Перед тем как начать процедуру купания, поиграйте с малышом, подарив ему новые и необычные ощущения. Нужно приготовить две емкости с теплой водой. В одну нарежьте (не очень мелко) несколько поролоновых губок, а в другую емкость добавьте пенку для ванной и хорошенько взбейте. Теперь опускайте ножки малыша сначала в пену, приговаривая, какая пена белая и очень легкая, а затем в другую емкость, говоря о том, что там плавают мочалочки, они мягкие и мокрые. После купания можно ребенка поставить, придерживая под мышки, сначала на махровое полотенце, потом на резиновый коврик или соломенную циновку. Каждое свое действие проговаривайте, что в это время ощущают пальчики и пяточки малыша.

Не обязательно быть специалистом в области детской психологии или физиологии, чтобы заметить, какое огромное значение для развития ребенка с самого маленького возраста имеют тактильные ощущения. Прикосновение к материнской груди, попытки ухватить погремушку, дотронуться губками, ручками, ножками до любого незнакомого предмета - важнейшие, естественные действия малыша. Рука, пальцы, ладошки ребенка - едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей. Можно даже говорить о своеобразном сенситивном периоде развития руки. Рука ребенка прикасается к шершавой ракушке и гладкому камню. Тактильные ощущения позволяют ему мысленно сравнить различные поверхности и удивиться многообразию окружающей его природы. В младенческом возрасте ребенок, совершая движения руками и ладонями, дотрагивается до различных предметов поначалу случайно, а затем целенаправленно и регулярно. Период хаотических физических контактов сменяется намеренным и координированным получением значимой информации об окружающем мире. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания. Чем тоньше тактильные ощущения малыша, тем точнее он может сравнить, объединить или различить окружающие его предметы и явления, то есть наиболее успешно упорядочить мышление. Мария Монтессори считала, что среди многих участвующих в восприятии предмета чувств надо изолировать одно-единственное, чтобы процесс упорядочивания мышления происходил наиболее успешно. Она предлагала детям несколько специальных дидактических материалов, в которых требовалось сравнить какие-нибудь очень похожие предметы с одним отличием. Из этих предметов надо было выстраивать сериационные ряды, находить им пары. В некоторых случаях следовало закрыть глаза, если речь шла, например, о работе с шершавыми табличками, звонками, тепловыми или весовыми табличками. Внимание ребенка фокусируется именно на том изолированном чувстве, которое упражняется. Это явление хорошо знакомо нам, взрослым, например, когда мы слушаем музыку и хотим сосредоточиться на мастерстве ее исполнения: мы невольно прикрываем глаза, как бы изолируя слух. Так же и у детей: чтобы лучше ощутить гладкую или шероховатую поверхность, можно предложить им закрыть глаза, проводя по этой поверхности рукой. Тактильное чувство будет в таком случае утончаться само собой. Тактильные ощущения – одна из форм общения ребенка раннего возраста с окружающим миром. С первых дней жизни информацию о нем младенец получает от ухаживающего за ним взрослого, мамы. Ощущения, получаемые малышом от общения с матерью, ухаживающим взрослым, накапливают опыт тактильной чувствительности, развивают тактильное восприятие, что, в свою очередь, стимулирует его умственную деятельность. Ощущение возникает в результате воздействия определенного физического раздражения на соответствующий рецептор, первичная классификация ощущений исходит из рецептора, который дает ощущение данного качества или «модальности».

В качестве основных видов ощущений различают:

Кожные ощущения – прикосновения и давления, осязания, температурных ощущений и болевых, вкусовых и обонятельных ощущений, зрительных, слуховых, ощущений положения и движения (статические и кинестетические);

Органические ощущения – голод, жажда, болевые ощущения, ощущения внутренних органов и т.д.

В настоящее время существует научно-подтвержденный факт: от развития движений пальцев рук зависит функционирование зон коры головного мозга, отвечающих за речь . Стимулирование тактильных чувств также оказывает положительное влияние на координацию, внимание, мышление, воображение, зрительную и двигательную память.

Проблемы развития тактильного восприятия у детей первого года жизни связываются с такими действиями, как ощупывание, схватывание и манипулирование. Под тактильным восприятием подразумевают – получение информации благодаря ощупыванию руками и пальцами.

Тактильные образы объектов представляют собой отражение целого комплекса качеств объектов, воспринимаемых человеком посредством прикосновения, ощущения давления, температуры, боли. Они возникают в результате соприкосновения объектов с наружными покровами тела человека и дают возможность познать величину, упругость, плотность или шероховатость, тепло или холод, характерные для предмета.
С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов. Тактильное восприятие играет исключительную роль при выполнении различных трудовых операций в быту и везде, где необходимы навыки ручного труда. Более того, в процессе привычных действий человек зачастую почти не использует зрение, целиком опираясь на тактильно-двигательную чувствительность.

С этой целью используются различные виды деятельности, прямо или косвенно способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений:
- лепка из глины, пластилина, теста;
- аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга);
- аппликационная лепка (заполнение рельефного рисунка пластилином);
- конструирование из бумаги (оригами);
- макраме (плетение из ниток, веревок);
- рисование пальцами, кусочком ваты, бумажной «кисточкой»;
- игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором (металлическим, пластмассовым, кнопочным);
- собирание пазлов;
- сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки), разных по величине, форме, материалу.
Кроме того, практическая деятельность вызывает положительные эмоции у детей, помогает снизить умственное утомление.
Не следует забывать и о традиционной пальчиковой гимнастике , об использовании элементов массажа и самомассажа рук, что, несомненно, также способствует повышению тактильной чувствительности.
Известно, что почти 18% тела составляет кожа. Стимуляция ее нервных окончаний способствует формированию более полных представлений о предметах окружающего мира.
Для развития тактильной чувствительности у детей с интеллектуальной недостаточностью необходима предметно-пространственная развивающая среда, которая должна включать соответствующие материалы. Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов не только позволяют детям освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой.
Полноценно организованная тактильная среда позволяет через развитие тактильной чувствительности расширить представления о различных предметах и объектах окружающей действительности

Юлия Свелова
Развитие тактильно-кинестической чувствительности, посредством песочной терапии, у детей с нарушением зрения.

Развитие тактильно- кинестической чувствительности , посредством песочной терапии , у детей с нарушением зрения .

Часто руки знают, как распутать то,

над чем тщетно бьется разум.

Всем хорошо известно, как любят дети играть с песком. Они могут часами копошиться в песочнице или на берегу моря , перемешивают песок , набирают его в формочки и ведерки, делают огромные крепости и замки, и даже закапываются в него сами. Песок - загадочный материал, обладающий способностью завораживать человека - своей податливостью, способностью принимать любые формы : быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным.

Сегодня игры с песком становятся все более популярными как в психологической, в педагогической, так и в коррекционно-развивающей практике . С помощью игр с песком решаются самые сложные коррекционно-развивающие и образовательные задачи в работе с детьми с нарушением зрения . Использование песочной терапии в работе с такими детьми позволяет гармонично развивать познавательные процессы, мелкую моторику, коммуникативные навыки, эмоционально стабилизировать детей . Также повышается мотивация к занятиям, они проходят более интенсивно, интересно и эмоционально. Игра на песке – это естественная деятельность ребенка. Поэтому перенос обучающих, развивающих и коррекционных задач в песочницу дает уникальный эффект.

Дети с нарушением зрения получают недостаточно информации об окружающем мире, либо она искажена. Зрительное восприятие у таких детей происходит на суженной сенсорной основе, вследствие этого снижается качественный уровень представлений о том, что их окружает.

Л. И. Плаксина и другие исследователи отмечают, что дети с нарушением зрения при обследовании и опознание предметов, их свойств и качеств не используют в полной мере сохранные анализаторы. Без соответствующих игр и упражнений, организованных воспитателями, дефектологами, логопедом, родителями, малыш со зрительными проблемами может иметь серьезные трудности в правильном использовании информации, поступающей к нему из окружающего мира посредством сохранных органов чувств . Поэтому с самого раннего детства мы должны тренировать органы чувств ребенка с нарушением зрения . Для развития осязания и мелкой моторики рук, тактильной чувствительности замечательно подходит именно песочная терапия .

Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности . Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации. Но всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно -двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания .

Тактильно - кинестическое восприятие - основа развития у детей с нарушением зрения таких психических процессов, как внимание, память, восприятия, мышление и речь. Тактильное восприятие не зря называют кожным зрением или кожно-оптическим восприятием, оно является отражение целого комплекса качеств объекта, воспринимаемых человеком посредством прикосновения , ощущения давления, температуры, боли. Развитие тактильной чувствительности и мелкой моторики у детей с нарушением зрения может в известной мере компенсировать дефект зрения . Исследования И. М. Сеченова. Б. Г. Ананьева. и других ученых показали, что рука заменяет слабовидящему зрение , она дает знания и представления о предметах, за исключением цвета и видения вдаль. Благодаря развитию тактильно- кинестической чувствительности слабовидящие дети могут воспринимать большинство свойств предметов, доступных зрению : форму, размер, положение в пространстве, определять такие свойства предмета, как температура и вес. Тактильная чувствительность тесно связана с двигательной и объединяется с ней в специальном органе труда и

познания - руке. Объединение тактильной и двигательной чувствительности называется осязанием.

Кинестетическая чувствительность является основой всех видов движений. Ребенок с патологией зрения проявляет стремления к тактильному обследованию предметов, но самостоятельно не овладевает ощупывающими движениями. Получив задание опознать предмет на ощупь, он обычно подолгу держит его в руке, не производя никаких движений, а потому и не может выделить форму, величину, расположение частей, фактуру.

Чтобы развитие зрительного , тактильного , двигательного восприятия по возможности приближалось к нормальному, необходимо систематически проводить специальную коррекционную работу. Детей с нарушением зрения необходимо учить приёмам осязательного восприятия объектов, формировать у них умения выполнять практические действия, в которых участвуют зрительный и тактильно – двигательный анализаторы

Работу по я провожу в несколько этапов, усложняя как сам процесс обследования, так и словесный отчет о выявленных качествах и свойствах предмета, его основных признаках. На разных этапах работы я использую элементы песочной терапии . Провожу игры с сухим и влажным песком, холодным и теплым. Предметы для обследования беру разные не только по текстуре, но и по весу, размеру, температуре. Для каждого этапа работы по развитию тактильной чувствительности разработана система игр с песком.

Основные этапы работы по развитию тактильной чувствительности :

Ощупывание предметов с различной поверхностью, обучение специальным обследующим движениям (поглаживание, разминание, постукивание, сжимание и др.) с открытыми глазами, далее с закрытыми;

Игры : «Чувствительные ладошки » , «Змейки» , «Необыкновенные следы» , «Отпечатки наших рук» , «Наши пальчики гуляют» и др.

обозначение отдельными словами свойств и качеств используемых материалов, признаков предмета;

нахождение на ощупь необходимого объемного предмета по описанию свойств и качеств материала, из которого он изготовлен или по другому признаку (выбор сначала из 2 предметов, а затем из 3-5 предметов) ;

Игры : «Узнавалки» , «Кому повезет» , «Археологи» , «Твердое-мягкое» , «Найди такой же» , «Гладкое-шершавое» и др.

нахождение контура предложенного предмета из нескольких (3-4 предметов) ;

определение по контуру с закрытыми (завязанными) глазами самого предмета;

нахождение двух одинаковых контуров предмета из нескольких предложенных с закрытыми (завязанными) глазами.

Отличным приемом для развития тактильной чувствительности и мелкой моторики является рисование на песке. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку , что способствует развитию сенсорных ощущений , раскрепощает и гармонизирует, а так же способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками) . Дети старшего дошкольного возраста выполняют движения или задания по описанию, а вот малыши только учатся, поэтому следует первоначально действовать «рука в руке» . Упражнения «Дождик» , «Заборчик» , «Лесенка» дают возможность отработать вертикальные, горизонтальные, ломаные линии различные по протяженности и интенсивности. Обведение пальцем контура или шаблона вплотную подводит ребенка к овладению письмом. При рисовании песком детям с нарушением зрения так же полезно рисовать конкретные, заданные педагогом фигуры – кривые линии, круги, прямоугольники, квадраты, треугольники, спирали, солнце, звезды и т. д. Постепенно у ребенка развивается «осознание форм» - он через ощущения улавливает законы форм, начинает их понимать, опираясь на конкретный опыт, а впоследствии может их абстрагировать. А так же, рисуя песком, дети учатся распознавать фигуры посредством тактильной стимуляции кончиков пальцев, движений кистей и рук, с помощью зрения и через ощущение самодвижения. Таким образом, происходит развитие абстрактного мышления.

Все эти незатейливые упражнения на самом деле обладают колоссальным значение для развития ребенка с нарушением зрения . Именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность , развивается «мануальный интеллект» ребенка. Овладение приемами осязательного восприятия объектов и умение выполнять практические действия при участии тактильно - двигательного анализатора дают детям с нарушением зрения возможность наиболее точно представлять предметы и пространство, что позволяет им быть более активными, любознательными в процессе игры и обучения. Наряду с развитием тактильной чувствительности и мелкой моторики игры с песком способствуют развитию речи , памяти, произвольного внимания, воображения, стабилизируют эмоциональное состояние малыша. Но главное, ребенок получает первый опыт рефлексии, учится понимать себя и других.

Как проявляется пониженная сенсорная чувствительность, и как вести себя родителям и педагогам

Люди с пониженной чувствительностью к сенсорным стимулам обычно бывают тихими и пассивными, кажется, что они игнорируют стимуляцию, поскольку они никак не реагируют на нее. При контакте со стимулами, на которые обычно реагируют остальные люди, они не обращают на них внимания. Например, когда вы зовете ребенка по имени, кажется, что он не замечает, что к нему обращаются. Вы можете позвать ребенка по имени несколько раз подряд, но кажется, что он ничего не слышит. Вам приходится громко произносить имя ребенка несколько раз или вставать прямо перед ним, иначе он не поймет, что вы говорите с ним.

Другой возможный симптом пониженной сенсорной чувствительности – человек кажется погруженным в себя. С такими людьми трудно установить контакт и создается впечатление, что другие люди им вообще не интересны. Причиной могут быть не только нарушения социального взаимодействия, но и сильная концентрация на той сфере, которая является сильной стороной таких людей.

Приспособления для массажа и стимуляции при пониженной кожной и кожно-мышечной чувствительности. Фото из экспериментального АВА-класса в Москве, поддержанного Фондом “Выход”.

Например, когда я впервые пришла в дом Джонни, он вполне счастливо играл со своими машинками. Я сказала «привет», но он даже не посмотрел в мою сторону.

Джонни – ребенок с аутизмом, который очень любит играть с игрушечными машинками. У него есть почти все модели машинок, и он очень много знает об истории моделей. Во время нашей встречи Джонни заявил: «Около 30 лет назад компания Matchbox перешла на более привычный пластик и картонные коробки, которые использовались другими производителями вроде Hot Wheels. Однако я предпочитаю коллекционировать машинки Matchbox в традиционных коробках, которые недавно снова были представлены на рынке для коллекционеров, начиная с 35 юбилея серии Суперскорости в 2004 году».

Джони только семь лет, и его знания в этой области явно необычны. Когда он говорит на свою любимую тему, то становится более оживленным и кажется более общительным. Однако стиль его речи остается довольно педантичным – ощущение, что он читает собеседнику лекцию о достоинствах машинок Matchbox.

Возможно, вы слышали, как такое поведение называют «эгоцентрическим» – не потому, что такой человек эгоистичен или думает только о себе, но потому что для него один интерес приводит к исключению всех остальных тем. Многие люди связывают это с особым когнитивным стилем, но наш опыт работы показывает, что это скорее связано с низкой чувствительностью к новым сенсорным стимулам. Такие люди не получают достаточной сенсорной информации из окружающего мира, и они могут использовать мысли и идеи об определенных темах в качестве способа стимулировать свой мозг. Люди с расстройствами аутистического спектра, у которых также есть пониженная сенсорная чувствительность, могут демонстрировать большое оживление, концентрацию внимания и общительность при условии, что они обсуждают свои интересы (например, машинки).

Вот некоторые примеры симптомов пониженной сенсорной чувствительности для каждой из восьми сенсорных систем:

Зрение: постоянно теряет нужную строку во время чтения, жалуется на усталость глаз.

Слух: не реагирует на свое имя, мычит или издает другие звуки, когда работает над какой-то задачей.

Обоняние: не замечает сильный запах в холодильнике, на который другие люди тут же реагируют.

Вкус: не замечает или равнодушен к количеству соли или остроте блюд.

Вестибулярный аппарат: не инициирует игру с оборудованием на детской площадке, предпочитает играть сидя.

Осязание: не замечает царапин и ушибов.

Проприоцепция: опирается на стены или полулежит на стуле, может отличаться слабостью мускулатуры.

Интероцепция: может пачкать или мочить штаны, не испытывает чувства голода, плохо понимает расположение своего тела в пространстве.

Пример инклюзивной детской площадки для детей с инвалидностью и без. На площадке есть оборудование для безопасной стимуляции детей с гипочувствительностью при аутизме.

Классический симптом низкой сенсорной чувствительности – это гипочувствительность к прикосновениям и поиск стимуляции с помощью глубокого давления. Часто это связано с плохим осознанием своего тела, быстрой утомляемостью, неверным приложением силы при движениях. Люди с пониженной сенсорной чувствительностью часто не понимают, что какие-то предметы слишком холодные или горячие, классический симптом – отсутствие реакции на боль в случае ушибов, падений, порезов или ссадин.

Дети с пониженной сенсорной чувствительностью кажутся «вялыми и медленными». Кажется, что у таких детей нет мотивации и спонтанного желания играть и исследовать окружающий мир (Bialer and Miller 2011). Они часто кажутся летаргичными и усталыми. В школе кажется, что ребенок с пониженной сенсорной чувствительностью не слушает то, что говорят, и/или дремлет, сидя на стуле. Ему может быть трудно подружиться с другими детьми, потому что он не может поспеть за быстрыми движениями других детей на площадке, либо в тот момент, когда он осознает ситуацию, другой ребенок уже отвлекается на что-то еще.

Мы используем аналогию с «топливным баком», чтобы объяснить концепции чрезмерной и пониженной сенсорной чувствительности. Бак подобен нашей нервной системе. У каждой машины свой объем бака. У некоторых моделей топливный бак очень маленький, он быстро наполняется, как дети с повышенной чувствительностью быстро наполняются сенсорными стимулами. Другие машины с большими баками, и их нужно заправлять дольше и чаще, чтобы они продолжали ездить, так же как и дети с пониженной сенсорной чувствительностью (Bialer and Miller 2011).

Эмоциональные последствия пониженной сенсорной чувствительности

Дети с пониженной чувствительностью могут страдать от низкой самооценки. Они могут предпочитать играть сидя и избегать двигательных занятий, требующих энергичных движений. Из-за этого их могут обзывать «занудами», «зазнайками» и «одиночками». Из-за плохой способности общаться с ровесниками у них может быть мало возможностей для развития нормальных социальных навыков и формирования отношений. В результате у них меньше опыта в разговоре, обмене и участии в воображаемых играх.

Они также могут отставать в учебе, потому что они могут позднее осознавать, чего хочет учитель (например, когда учитель говорит, чтобы все открыли тетрадки, чтобы писать диктант), так что они все время не поспевают за остальными детьми. Эти дети могут считать себя глупыми и не способными к спорту по сравнению с другими детьми.

Правильно подобранные активные физические упражнения могут улучшить состояние при сенсорной гипочувствительности.

Пути помощи детям с пониженной сенсорной чувствительностью

Людям с пониженной сенсорной чувствительностью нужны «спринтерские» занятия, которые смогут быстро активировать их сенсорные системы. Громкая музыка, быстрое раскачивание на качелях, активные физические упражнения повышают уровень реакции на стимулы. Делайте все возможное, чтобы вовлечь людей с пониженной сенсорной активностью в двигательные занятия, даже если они предпочитают сидеть и играть на компьютере. Например, можно купить ребенку игровые приставки, которые требуют играть стоя и имитировать движения.

Попробуйте подавать более острую и хрустящую еду с сильными запахами (чеснок/лук), чтобы увеличить сенсорное возбуждение. Попробуйте обнаружить экспериментально, что именно мотивирует этого человека, и предоставляйте ему возможность работать ради вознаграждения.

Родителям детей с симптомами пониженной сенсорной чувствительности рекомендуется психотерапия, которая основана на вовлечении в общение и формировании отношений. Кроме того, очень полезной может оказаться сенсорная интегративная терапия, которую может предоставить опытный терапевт (желательно, чтобы это был специалист, прошедший специальное обучение и работавший с супервизией), что позволяет повысить социальную вовлеченность, саморегуляцию и самооценку.

Ссылки

Bialer, D. S., and L. J. Miller. 2011. No Longer A SECRET: Unique Common Sense Strategies for Children with Sensory or Motor Challenges. Arlington, TX: Sensory World.

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания. «Тактильный» (от лат. tactilis ) - осязательный. Тактильные образы объектов представляют собой отражение целого комплекса качеств объектов, воспринимаемых человеком посредством прикосновения, ощущения давления, температуры, боли. Они возникают в результате соприкосновения объектов с наружными покровами тела человека и дают возможность познать величину, упругость, плотность или шероховатость, тепло или холод, характерные для предмета. С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов. Тактильное восприятие играет исключительную роль при выполнении различных трудовых операций в быту и везде, где необходимы навыки ручного труда. Более того, в процессе привычных действий человек зачастую почти не использует зрение, целиком опираясь на тактильно-двигательную чувствительность. Подчеркнем, что первоначальное действие ребенка с предметами - хватание, во время которого различные признаки предмета познаются на ощупь, следовательно, рука «учит» глаз. На концевых фалангах пальцев, тыльной поверхности кисти находится наибольшее количество тангорецепторов (от лат.tangere - касаться иreceptor - принимающий) - специализированных окончаний чувствительных нервных волокон, расположенных в коже и реагирующих на прикосновения к ней. Этим и объясняется особая чувствительность названных участков тела при воздействии на них одним из видов раздражений (прикосновение, давление, вибрация, зуд и др.). Органом осязания служит рука, а значит, и основные усилия педагога-психолога должны быть направлены на развитие чувствительности рецепторов руки. С этой целью используются различные виды деятельности, прямо или косвенно способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений: -лепка из глины, пластилина, теста; -аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга); -аппликационная лепка (заполнение рельефного рисунка пластилином); -конструирование из бумаги (оригами); -макраме (плетение из ниток, веревок); -рисование пальцами, кусочком ваты, бумажной «кисточкой»; -игры с крупной и мелкоймозаикой, конструктором (металлическим, пластмассовым, кнопочным); -собирание пазлов; -сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки), разных по величине, форме, материалу. Кроме того, практическая деятельность вызывает положительные эмоции у детей, помогает снизить умственное утомление. Не следует забывать и о традиционнойпальчиковой гимнастике , об использовании элементовмассажа исамомассажа рук, что, несомненно, также способствует повышению тактильной чувствительности. Известно, что почти 18% тела составляет кожа. Стимуляция ее нервных окончаний способствует формированию более полных представлений о предметах окружающего мира. Для развития тактильной чувствительности у детей с интеллектуальной недостаточностью необходима предметно-пространственная развивающая среда, которая должна включать соответствующие материалы. Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов не только позволяют детям освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой. Полноценно организованная тактильная среда позволяет через развитие тактильной чувствительности расширить представления о различных предметах и объектах окружающей действительности. Приведем примеры использования различных дидактических тренажеров, игр, пособий, служащих для развития тактильной чувствительности у детей. Хороший эффект дает использованиемассажных мячей-валиков . Разные по форме, упругости, фактуре поверхности мячи-валики обеспечивают широкий спектр разнообразных ощущений, которые можно получить, действуя с этими предметами самостоятельно или сосредоточившись на своих ощущениях, в то время как специалист делает ими легкий массаж.Шариковые ванны представляют собой большую емкость, наполненную разноцветными пластмассовыми шариками одинакового или разного размера. «Купаясь» в таких ваннах или опуская в них руки, дети получают новые тактильные ощущения. По аналогии можно изготовить«осязательные» ванны - в небольшой коробке рассыпать горох или бобы, фасоль, желуди. Поиск мелких предметов в такой «ванне» способствует активизации пальцевого гнозиса. Игровое тактильноепанно «Поляна в лесу» (сенсорная панель для рук) представляет собой панно, изготовленное из ковролина и ряда съемных деталей, изображающих какой-либо сюжет (в данном случае «поляну в лесу» - пенек, деревья, кусты, цветы, ягоды, ежик, травку и др.). Все детали крепятся к основной панели с помощью кнопок, крючков, различных застежек, липучек. Детали должны быть различны по цвету, форме, размеру, фактуре, материалу. Составляя сюжетные композиции на панно из предложенных деталей, дети испытывают разнообразные тактильные ощущения, одновременно познавая качества различных материалов, упражняясь в моделировании пространственных отношений по инструкции педагога, а в дальнейшем и по собственному замыслу.«Сенсорная тропа для ног» - это дорожка из ковролина, на которой с помощью липучек закрепляются разные по фактуре «кочки»: мешочки из тонкой, но прочной ткани с разными наполнителями (тряпочки, кусочки кожи, поролона, мелкие камушки, горох и др.). Разнообразие ощущений делает хождение по дорожке увлекательным. Такая ходьба полезна для развития тактильного восприятия, а также для координации движений и профилактики плоскостопия. Для получения более полных ощущений рекомендуется ходить босиком или в тонких носках.Резиновый коврик с неострыми шипами: постоять, полежать, походить. Полезны самомассаж и взаимный массаж рук, ног, спины с помощью массажных щеток, махровых рукавичек, колесикового массажера, массажного валика для ног и др.Вибрационные ощущения дети получают в процессе массажа отдельных частей тела электромассажером, чистки зубов электрической зубной щеткой и др. По возможности следует использовать естественные условия природной среды: организовывать игры с водой (причем разной температуры), мелкими камушками, сухим песком (теплым и холодным) и др. Очень полезны для учеников (особенно первого класса)игры с цифрами из шершавой (бархатной, наждачной и др.)бумаги : «Определи на ощупь», «Найди нужную цифру», «Покажи цифру». Ребенок многократно проводит рукой по цифре, ощупывает ее и называет. Одновременно запоминается не только форма, но и способ написания этой цифры, которые связываются с ее названием. Ученикам, пожелавшим тут же написать данную цифру, нужно предоставить такую возможность. Игры данного типа рекомендуется проводить с постепенным усложнением: от обучения ощупывающим действиям под руководством педагога к самостоятельному выполнению задания учеником, причем с закрытыми глазами. По аналогии возможно использование разных букв алфавита. В принятой в настоящее время классификации выделяются два вида осязания: пассивное и активное. Пассивное осязание осуществляется благодаря деятельности кожно-механического анализатора. Однако, пока осязательные раздражения действуют на тело (или любую его часть), находящееся в покое, возникающий образ предмета отличается глобальностью, некоторой неопределенностью и неточностью. Становится ясно, что первостепенная роль в познании отводится активному осязанию. Осязательный образ формируется на основе синтеза множества тактильных и кинестетических сигналов, образующихся при непосредственном воздействии на кожные покровы. Важным компонентом процесса осязания является мышечно-двигательная чувствительность. Таким образом, ощущение и восприятие, выражаясь физиологически, носят рефлекторный характер, являются своеобразными ориентировочными действиями. Сам сенсорный образ может трактоваться, по выражению Б. Г. Ананьева, как «рефлекторный эффект работы анализатора». Это особенно наглядно выступает в процессе осязательного и зрительного восприятия. Ознакомление с особыми свойствами предметов оказывается невозможным без движений рук и глаз, в известной последовательности обследующих различные участки предмета. От синхронности движений пальцев обеих рук, точности и целенаправленности движений, последовательности перцептивных действий зависит полнота и правильность образа воспринимаемого предмета. Для детей с интеллектуальной недостаточностью характерна ориентировка на отдельно воспринимаемые, часто несущественные признаки объекта. Осязательные движения при обследовании хаотичны и не могут дать представления об исследуемом объекте. Дети часто промахиваются, желая взять отдаленный предмет или совершить с ним какое-либо действие, что является следствием недоразвития двигательной (кинетической и кинестетической) чувствительности и тесно связанной с ней координации движений. Недостатки развития осязания отрицательно сказываются на формировании наглядно-действенного мышления. Отдельные имеющиеся исследования (А. П. Гозова, Р. Б. Каффеманас) показали, что объемные предметы распознаются детьми с интеллектуальной недостаточностью проще, чем плоские, так как плоскостные изображения объектов лишены ряда воспринимаемых признаков, в том числе с помощью осязания. Практика работы с такими детьми подтверждает, что наиболее полные представления у них возникают при включенности восприятия в практическую деятельность: в этом случае общее и диффузное представление о предмете в дальнейшем сменяется более определенным и детальным. Поэтому так важно обучение детей планомерному обследованию. Тактильно-двигательное восприятие осуществляется разными способами - путем ощупывания предмета или обведения его по контуру. При этом возникает и разный образ: в процессе ощупывания - объемный, при обведении - контурный, плоскостной. Осязательное восприятие - это процесс, развернутый во времени, а значит, скорость приема информации невелика. Однако в ходе тренировки постепенно вырабатывается целесообразность ощупывающих движений, повышается роль разных видов чувствительности. Вся коррекционная работа по развитию тактильной чувствительности у детей с интеллектуальной недостаточностью проводится в несколько этапов, каждый из которых характеризуется постепенным усложнением как самого процесса обследования, так и словесного отчета о выявленных качествах и свойствах предмета, его основных признаках. Перечислим основные из них: - ощупывание предметов с различной поверхностью с открытыми глазами, в дальнейшем с закрытыми; обучение специальным обследующим движениям (поглаживание, разминание, постукивание, сжимание и др.), обозначение отдельными словами свойств и качеств используемых материалов, признаков предмета; - нахождение на ощупь необходимого объемного предмета по описанию свойств и качеств материала, из которого он изготовлен (выбор сначала из 2 предметов, а затем из 3-5 предметов); - нахождение контура предложенного предмета из нескольких (3-4 предметов); - определение по контуру с закрытыми (завязанными) глазами самого предмета; - нахождение двух одинаковых контуров предмета из нескольких предложенных с закрытыми (завязанными) глазами. Таким образом, через многократное последовательное использование практических упражнений достигается повышение у детей тактильной чувствительности. Один из основных способов коррекции указанных дефектов - дидактические игры. В играх приходится создавать особые условия для выделения тактильно-двигательного восприятия: поставить ширму, использовать непрозрачные салфетку или мешочек, предложить закрыть (или завязать) глаза ребенку и др.