Кто придумал свадебное платье. Свадебная мода и её история

К двадцати шести годам она стала разумным шопоголиком – тратила не намного больше, чем планировала, и ненужных вещей не покупала. Сегодня предстояло выбрать себе платье. Юля, подруга и коллега по работе, пригласила весь их небольшой коллектив на свадьбу. Коллектив дружный, но женский. Значит, платье непременно должно быть новое и сногсшибательное!

Увенчанная пестрым ворохом нарядов, Женя прошла в примерочную и, как в детстве, оставив вкусненькое напоследок, начала с простого однотонного платья-футляра. Оно комфортно вместило стройную фигурку, но теснота примерочной не позволяла оценить картину во всей полноте. Пришлось выйти в зал к большому зеркалу. Место панорамного просмотра занимал молодой человек в безупречно сидящем костюме. Он окинул Женю оценивающим взглядом и улыбнулся…

Юлина свадьба впечатляла бестолковым размахом: лимузин, в который, помимо молодоженов, набились родственники трех поколений; респектабельный зал ресторана, опошленный hand-made плакатами с банальными пожеланиями; музыканты «не первой свежести», озабоченные больше своим похмельем, чем мероприятием; изнуряющая конкурсами и загадками тамада.

Дружный женский коллектив сосредоточился на одном конце стола за привычным занятием – обсуждением всех и вся.

– Столько денег вбухано!

– Не говори, лучше бы отправились в путешествие. В Ирландию, например. Изумрудный остров, средневековые замки, все включено…

Женя отделилась от коллектива, погрузившись в собственные мысли. Три года живет она в гражданском браке с Артемом. Три года ждет предложения руки и сердца. И не важно, какой будет свадьба – разгульной или символической, важно само событие. Долгожданное событие! Трогательный момент, свидетелем которого станут родные и близкие…

– Вы не понимаете, каждая девушка с детства мечтает стать принцессой, надеть свадебное платье…

Все обернулись в сторону невесты и перешли к обсуждению платья.

– Старомодное какое-то платье. Гипюра много.

– Да, в кремовом цвете оно бы гораздо лучше смотрелось.

– Ну, у нашей Юли со вкусом всегда было не ахти. То ли дело Женька! Как тебе это удается? Вроде простенькое платьице, а смотрится изумительно!

– Я это платье не сама выбрала, – открестилась Женя. – Мне один молодой человек помог.

– Как помог?

– Взглядом, – призналась она. – Так посмотрел, что грех было не купить.

– Только посмотрел? – любопытствовали коллеги. – И ничего не сказал?

Но Женю больше волновало то, что ничего не сказал Артем – даже не заметил нового платья. В последнее время претензий к нему становилось все больше и больше. Невысказанные, они перерастали в страсть, и отношения на некоторое время становились свежими, как воздух после грозы. Но стоило страстям поутихнуть, как претензии снова вступали в силу. Причиной этого Женя считала то, что брак их – гражданский. И сегодня, наблюдая церемонию бракосочетания, в который раз представляла себя невестой.

Тем временем девушки добрались до гостей.

– А это кто?! – Женя с изумлением узнала во вновь прибывшем госте молодого человека, с которым столкнулась во время примерки в торговом центре. Костюм, приобретенный им в тот день, эффектно дополняла нарочно небрежная прическа. А взгляд откровенно блуждал по залу, заставляя оживиться прекрасную половину…

Оказалось, что звали его Ян, и он открыто выражал Жене свою симпатию:

– Вам бесконечно идет это платье! Я еще тогда, в магазине, хотел это сказать.

Девушке льстило внимание мужчины, комплименты, перешептывания подруг, но завидовала она только той, которая была по настоящему неотразима и неповторима, – невесте!

«У меня обязательно будет свадьба! – подумала Женя, любуясь молодоженами. – Сегодня же сама сделаю Артему предложение!»

Домой Женя вернулась с решительным намерением, но Артем встретил ее словами:

– Насмотрелась на цирк? Небось, с частушками, выкупом, хлебом-солью. Не понимаю этого! На Запад надо равнение держать. Там давно предпочитают гражданский брак.

Уже поздней ночью она думала, что, возможно, Артем прав. Они любят друг друга, и это главное, а все остальное – блажь…

Когда Юля пригласила коллектив на годовщину свадьбы, пришлось невольно задуматься о том, как летит время.

– Неужели год прошел?!

– А чему удивляться? У Юльки уже живот на носу.

– Надо было хоть немного для себя пожить. Сейчас такие испытания начнутся…

– Ну, какие испытания?! – вступилась Женя. – Дети – это счастье!

– Что-то ты с Артемом не торопишься их заводить.

– Артем меня еще и замуж не позвал…

Очередной год буквально ускользнул из-под ног. Не случилось перемен, не исполнилось заветных желаний… Но сегодня не хотелось думать о наболевшем. Сегодня молодые праздновали «ситцевую» свадьбу, и Юля в положении была прекрасна!

Друг семьи Ян решительнее ухаживал за Женей, да и она позволяла себе больше. Их соседство за столом сопровождалось легкомысленным весельем, его рука ненавязчиво придерживала ее открытое плечико, потом – медленный танец…

– Кто такой этот Ян? – прощаясь с Юлей, поинтересовалась Женя.

– Даже не вздумай! – резко оборвала ее Юля. – Ни одной юбки не пропускает! Я бы его давно от семьи отвадила, но мой Шурик с ним с детства дружит. Водой не разольешь!

В этот же вечер Шурик попытался замолвить словечко за друга.

– Кстати, Ян твоей Евгенией интересуется, – заметил он в разговоре с супругой. – Она не замужем?

– Она с молодым человеком живет. И у них все серьезно, – с вызовом ответила Юля. – Так и передай своему Яну.

Дома Артем ошарашил Женю новостями:

– Мне предлагают годовой контракт в Америке. Но чтобы проблем с визой не возникло, нужен штамп в паспорте. Нам надо расписаться.

Вместо должного «я согласна!» Женя сухо констатировала:

– Фиктивный брак…

– Дурочка, – ласково отозвался Артем. – Мы с тобой пятый год вместе.

И снова страсть, озон в отношениях, как после грозы… Она наконец-то сможет назвать своего бойфренда мужем!

Женя и Артем собирались в ЗАГС, когда Шурик сообщил, что Юля родила мальчика. Подачу заявления отложили на вечер.

Небольшой дружный коллектив встретился в роддоме. Шурик и Ян приехали следом.

– С пополнением!

– Имя уже выбрали?

– Как Юленька?

– С каким весом родился?

Посетителей пригласили в бокс, где за стеклянной перегородкой их ожидали мама и малыш. Юля с младенцем на руках была очаровательна! Правда, демонстрация великоватого костюмчика, крошечных пальчиков и на удивление густых волосиков закончилась таким возмущенным плачем малыша, что гости поспешили уйти.

Шурик остался с женой и ребенком, а Ян предложил Жене подвезти ее на машине. Она ждала этого, и не сказать, чтоб инициатива Яна была для нее неожиданной.

С ним было приятно просто молчать в дороге.

– Я, оказывается, плохо представлял себе, как выглядят новорожденные… – первым заговорил Ян. – Впечатлений масса!

– И я об этом думаю, – призналась Женя. – Он такой славный! Господи, как я Юльке завидую!

– Ты торопишься? – вдруг спросил Ян. – Если нет, то предлагаю оставить машину и как следует «обмыть ножки» пацану!

Сказать, что она торопится в ЗАГС, Жене в тот момент и в голову не пришло…

Они обошли не один ресторан. Отведали экзотической азиатской кухни, сорвали голос в караоке-баре и закончили празднование романтической прогулкой по городу.

– Спасибо за вечер! – поблагодарил Ян и… внезапно поцеловал ее у подъезда.

Это случилось так же спонтанно, как первая встреча, как последующее знакомство, как сегодняшний вечер. Девушка чувствовала, что теряет голову, несмотря на предостережения Юли.

– Женя! – окликнул Ян, когда она почти скрылась за входной дверью. – Спасибо за вечер, который закончился так прекрасно!

Но для самой Жени вечер еще не был закончен. Ей предстояло объясниться с Артемом. Артем не поинтересовался, где она была и с кем. Он переживал, что заявление до сих пор не подано.

– Я время теряю! Получение визы – процесс длительный.

– Артем, я не хочу…

– Ты спятила?! – опешил он. – Ты что, не понимаешь, как подставляешь меня?

– Извини…

– Бред какой-то! – усмехнулся Артем. – Или ты боишься, что не сможешь меня дождаться?!

Еще вчера это звучало бы смешно, но сегодня, сейчас она была уверена, что поступает правильно.

Новые отношения развивались стремительно. Ян был так настойчив и решителен, что не успела Женя опомниться, как небольшой дружный коллектив уже поздравлял ее с предстоящей свадьбой.

– Молодец, Женька!

– Такого красавца отхватила!

– А ты, Юлька, не верила, что дело до свадьбы дойдет!

– Ну, девочки, кто следующий?

Салон начинал работу с девяти. Женя не случайно подошла к открытию, когда залы пусты, а примерочные свободны. Сегодня предстояло выбрать свадебное платье.

«Жаль, что жениху нельзя видеть платье невесты до свадьбы…» – думала она, вспоминая первую встречу с Яном. Но команда продавцов-консультантов сработала профессионально, и уже через час Женя любовалась своим отражением в зеркале, представляя жениха в элегантном костюме. Уж он-то непременно оценит ее уже знакомым взглядом!

Многие невесты уверены в том, что белое свадебное платья — обычай из далекого прошлого и стереотип, который сложился давным-давно. Но тех девушек, которые не спешат к алтарю в белом наряде, мы разочаруем: история белого свадебного платья не такая и древняя — ей не более 200 лет. Конечно, единичные случаи были и раньше, но они никак не могли положить начало главной свадебной тенденции.

Почему невестам пришелся по душе именно белый цвет, а не какой-либо другой, и когда он превратился в классический для свадебного торжества — читайте дальше!

Европейские традиции

Белый цвет не всегда считался праздничным, больше того, он ассоциировался с трауром или скорбью, но ни в коем случае ни с чем радостным. Традиционными свадебными оттенками в Европе долгое время были красный и зеленый, изредка и другие. Соответственно, надеть белое подвенечное платье на свадьбу решались далеко немногие девушки.

Одной из первых неординарных и смелых невест в истории стала королева Франции Анна Бретонская, которая вышла замуж за Людовика XII в начале 15 века. А в 1613 году рискованный выбор сделала англо-шотландская принцесса Елизавета Стюарт, которая выбрала в честь своей свадьбы роскошное платье из бело-серебристой парчи со шлейфом и украшенное кружевом и бриллиантами.

В 19 веке отношение к белому цвету кардинально меняется: теперь одежду такого оттенка могут позволить себе богатые люди, так как стирка была на то время достаточно обременительной, а пятна на белом материале сильно заметны. Таким образом, белые свадебные платья теперь подчеркивают статус и происхождение невесты.

Несмотря на то, что в 1810 году белое свадебное платье выбирает вторая супруга Наполеона І Бонапарта Мария-Луиза Австрийская, настоящий прорыв в свадебной моде произойдет через 30 лет — в 1840 году, благодаря свадьбе королевы Великобритании Виктории и Альберта Саксен-Кобург-Готского и платью невесты со шлейфом более 5 метров, украшенном белыми цветами апельсина. Благодаря этому знаменательному событию многие английские невесты стали брать пример со своей королевы, а уже в 1853 году подтвердила статус белоснежного свадебного платья законодательница мод, жена Наполеона III графиня Евгения де Монтихо.


Обычаи на Руси

Согласно славянским свадебным обычаям, традиционным цветом платья невесты был красный, ведь издавна даже само название означало «нарядный» и «красивый». Но в честь свадьбы девушки надевали не только красные, а и зеленые платья — словом, самые лучшие свои наряды, которые были воплощением национального костюма.

Кроме того, на различных этапах богатого и многогранного обряда невеста меняла свои наряды. Например, для девичника она выбирала свое лучшее платье. Для венчания свадебный наряд — праздничная сорочка и юбка в пол или яркий сарафан поверх сорочки — дополнялся обувью и фатой, которые жених присылал дополнительно в шкатулке с обручальными кольцами и венчальными свечами. А после свадьбы молодая жена надевала «женское» платье с широким поясом по линии талии.

Согласно традициям, свадебный наряд будущая невеста шила самостоятельно. На это уходили месяцы, но чем богаче и искуснее было расшито платье, тем больше уверенности это придавало жениху, что из девушки будет хорошая хозяйка.

Невесты из богатых семей нередко дополняли свои свадебные наряды накидками на меху и расшитыми воротниками из жемчуга, а также украшали волосы венцами из камней и яркими лентами.

Современные тенденции

После Первой мировой войны белоснежное свадебное платье стало широко популярным в массовой моде, благодаря Коко Шанель. В межвоенный период мирная жизнь европейцев стала намного скромнее, и как следствие, именно благодаря мадмуазель Коко возник новый тренд — платье невесты белого цвета до колен и с длинным шлейфом, которое дополнялось традиционной фатой. А уже после 50-х годов прошлого века начинается пик развития свадебной моды: наряды невест становятся все более оригинальными, их шьют из шелка, атласа и роскошного кружева. Все чаще невесты выбирают платья приталенных силуэтов с обнаженными руками и плечами, а белый цвет уже по праву ассоциируется с праздничным и торжественным событием, символизируя при этом чистоту, нежность и глубокие чувства невесты к жениху.

Сейчас же все свадебные традиции достаточно условны, и цвет свадебного платья зависит от стиля праздника молодоженов и только тех тенденций, которым они следуют. Благодаря чему каждая свадьба неповторима и прекрасна!

Этот необычный наряд таит в себе историю веков, народные традиции и вековые устои общества. Поэтому, по сей день свадебное платье остается волшебно-привлекательным и завораживает своим видом, цветом и фасоном.

Меняется, история обновляется, время идет, земля вертится, а подвенечное платье остается популярным и самым красивым нарядом женщины. Этот необычный наряд таит в себе историю веков, народные традиции и вековые устои общества. Поэтому по сей день свадебное платье остается волшебно-привлекательным и завораживает своим видом, цветом и фасоном. Но многие не знают, что наряд для невесты прошел долгий путь прежде, чем появился в 21 веке таким каков он есть. С "миру по нитки" и наши женщины получили в "наследство" совершенный образ невесты.

История свадебного платья начинается с одной стороны очень давно, а с другой — то платье, которое мы привыкли считать свадебным, появилось совсем недавно. До определенного времени как такового понятия свадебного или подвенечного платья не существовало — девушки выходили замуж в самых лучших одеждах, которые могли показать и подчеркнуть древность и знатность их рода. Покровительницей невест была богиня Афродита: в честь неё невесты надевали золотую накидку и украшали голову венками из цветов.

В Древнем Риме невеста одевалась строго, в соответствии с образом Юноны. На голове невеста носила алое покрывало, символизирующее страсть, любовь и невинность невесты.

В Древней Греции невест одевали красиво и изысканно, окутывая фигуру пеплосом — длинным куском ткани. Чтобы выделить невесту среди окружающих, платье украшалось двумя застежками. И чем богаче был род невесты, тем изысканнее и драгоценнее были застежки. Голова же выходящей замуж девушки была накрыта желтой тканью, символизирующей солнечную радость, счастье и чистоту.

Древние римлянки одевали более строгие одежды, драпирующие тело и спускавшиеся ровными складками, как изгибы одежд Юноны, богини бракосочетания и материнства. Голову римлянки покрывали алой тканью, чтобы на ее фоне выглядеть томно-бледными как мраморные статуи.

В России ситуация обстояла несколько иначе: наряды невест со времен Древней Руси отличались неимоверным консерватизмом. Много веков девушки выходили замуж в традиционном одеянии: длинная белая рубаха с широкими рукавами, поверх сарафан, украшенный позументом, и душегрея. На Руси любили красный цвет, символизировавший радость, солнце и красоту (отсюда и выражение «красна девица»), поэтому свадебный наряд состоял не только из алого сарафана, но и лент, вплетенных в волосы. После свадьбы девичьи косы расплетались и укладывались вокруг головы («окручивались»), что показывало окружающим, что перед ними замужняя дева. Невесты-аристократки надевали поверх такого одеяния плащ-мантию - обычно парчовый и с золотым шитьем. Голову красавицы украшал венец-обруч с мелодично звенящими подвесками.

Начиная с XVIII века, русские красавицы по указу Петра I стали следить за европейской модой и сменили сарафаны на модные платья. Тем не менее, простолюдинки еще как минимум век выходили замуж в сарафанах и рубахах.

Первые упоминания свадебного костюма, который должен одеваться только на это мероприятие, относятся к XV веку. В это время свадебное платье заказывалось вместе с приданным невесты и делало невесту «слегка беременной». В моде была беременность, поэтому в гардеробе каждой средневековой модницы имелся небольшой накладной животик. Надевался он в том числе и на свадьбу.

В готическом свадебном платье обязательными были корсет, высокая талия, треугольный вырез и длинные рукава. При этом цветовая гамма платья могла быть абсолютно любой, и чаще всего платье было максимально разноцветным (чем больше красителей могла позволить себе невеста, тем богаче был ее род).

В XV веке «готические» невесты взяли за правило непременно надевать на свадьбу новое платье, ранее никем не виданное, ну и, разумеется, по красоте это платье должно было перечеркнуть все уже имеющиеся в гардеробе. Возможно, для невесты Средневековья красивое платье было единственной радостью от замужества, ведь браки в те времена заключались, как сделки, по расчету, с непременным свадебным контрактом. Подвенечное платье тоже являлось частью контракта - в нем было прописано, из какой ткани оно должно быть пошито (обычно брались бархат или парча), чем украшено, каким мехом подбито - беличьим или горностаевым. Одним из самых модных фасонов считался «котарди» с завышенной талией, длинными рукавами и треугольным вырезом.

Внешность женщин также подгонялась под моду - в частности, на монголоидные лица с раскосыми глазами, которые, по мнению общественности, были прекрасны. Ресницы беспощадно выщипывались, брови выбривались, зрительно приподнимая лоб, а вот косметикой пользоваться строжайше запрещалось церковью - естественно, к свадьбе девушку готовили с особой тщательностью (выбривая и выщипывая еще больше, чем обычно, видимо). На голову невесты водружали головной убор в виде башни — энен. Чтобы удержать этот тяжелый и порой достигающий метра в высоту убор, невесты всегда смотрели вниз, опуская голову. Энен обязательно украшала фата до пола, как правило, из натурального шелка. У фаты был сакральный смысл - она не только защищала невесту от злых духов, но и от взоров других мужчин, которые, увидь невесту во всей красе, могли бы пожелать ее похитить. Цвет платья зависел от пожеланий семьи жениха, но особо популярными считались красный, алый или пурпурный. представляла собой ультрамодные ботинки с длинными носами.

В конце XV века во Франции начали устраивать «белые балы», которые ввели моду на однотонные наряды. Первой в Европе рискнула пойти под венец в белом платье Маргарита Валуа — королева Марго. И вскоре все невесты континента оделись в белое. Но только в том случае, если шли замуж впервые. При втором браке женщина (ни разведенная, ни вдова) не имела права на белое одеяние. Мода эта держалась более двух столетий.

В эпоху барокко силуэт свадебного платья коренным образом изменился, как и общий look невесты. В моду вошла полнота, объемные платья с пышными юбками и рукавами. Самым популярным цветом подвенечного наряда стал золотистый. Платья богато украшались кружевом, ставшего впоследствии традиционным элементом украшения свадебного платья. Основным драгоценным камнем стал жемчуг, который вплетали в волосы, надевали жемчужные ожерелья и браслеты.

Также в эпоху барокко в моду вошли подвенечные платья желтого и зеленого цветов, а чтобы пышнотелая невеста казалась еще более похожей на розочку, платья начали украшать кружевами, которые после этого так и остались в свадебной моде.

В начале XVII века в моду вошли гигантские воротники, которые так любили всем известные мушкетеры. Для пущей пышности под платье невесты поддевали минимум три нижние юбки, а также надевали непременные чулочки до колен с кокетливыми завязками, пышными бантами и прочим декором. Во второй половине XVII века модными стали свадебные наряды розового, коралловых цветов. Вдовы тоже могли выходить замуж, но вот колор для них был иным - допускалось надеть черное платье с красным декором. Но доминировать в наряде непременно должен был темный цвет, как память о первом супруге. Кружевной воротник - фрэза — по-прежнему являлся важным атрибутом наряда, который по-русски называли брыжами или плоеным воротником. К тому времени, как пришла мода воротников-Медичи, начали украшать золотой вышивкой. Кстати, в ту эпоху свадебное платье вовсе не являлось «платьем одного дня» — после церемонии уже жена нередко встречала гостей в подвенечном наряде.

В XVIII веке мода на свадебные платья вновь изменилась и все невесты заказывали исключительно наряды с воротником Медичи. Платья богато украшались вышивкой, кружевом и золотом. Цветовая гамма оставалась разнообразной, но наиболее популярны были пастельные тона: светло-розовый, светло-зеленый, нежно-голубой. Хотя зеленый — весьма спорный цвет. Например, в Англии он считался привлекающим злых гномов и других отрицательных сказочных героев. Девушки-простолюдинки имели свою моду на наряды и часто выходили замуж в сером платье. Популярны были и коричневые, и бежевые наряды, которые потом использовались для воскресных походов в церковь.

В эпоху рококо все больше невест выбирали себе серебряные наряды. Юбка достигла апогея пышности, благодаря конструкции «панье». При этом корсеты подбирались невероятно узкие, затягивающие невесту в «осиную талию». Грудь при таком корсете практически вываливалась из декольте - впрочем, это не считалось вульгарным, скорее модным. Непременным атрибутом платья был шлейф - его длина определяла статус невесты. В моду вошли напудренные парики и высокие прически.

В эпоху рококо невеста напоминала нежную цветочную клумбу: пышная юбка подпиралась специальной конструкцией, обеспечивавшей форму крутых широких боков, практически параллельных полу, узкий корсет высоко поднимал грудь, а все платье украшалось цветочными гирляндами и бантами.

Моду на светлые, но еще не белые платья принесла эпоха неоклассицизма, когда вовсю шли раскопки античных статуй, ставших законодателями моды. В Европу пришла мода на драпировку тела шелками, поэтому невесты стали напоминать древних римлянок.

В конце 1790-х годов под влиянием Древнего Рима и Греции в свадебную моду вошли белые платья.

Первыми обладательницами белого подвенечного наряда, хоть и с разницей в несколько веков, стали знаменитые королева Марго, Анна Австрийская, Мария Стюарт и английская принцесса Виктория.

Считается, что первым белым подвенечным платьем было платье, сшитое при французском дворе для бракосочетания принцессы Мюра, при этом само платье было с высокой талией и нежно струилось вдоль стройного тела. Рюши и корсет заново вернулись в свадебную моду только в XIX веке, тогда же появился «символ невесты» — специальный убор из цветов апельсина «флер-д"оранж».

Родственница Наполеона, принцесса Мюра, стала красивейшей невестой в белом и положила моду на этот цвет для свадебного платья.

Жозефина — прекрасная возлюбленная императора Наполеона. Благодаря этой утонченной аристократке в моду на все времена вошли женственные наряды, в которых каждая женщина сможет почувствовать себя настоящей богиней. Именно богиней, потому что стиль ампир — это частичное возвращение античных образов.Откуда такое название? Почему «Ампир»? Потому что императорский! Кстати, другим важным достижением той далекой эпохи следует признать появление в женском гардеробе коротких спенсеров и рединготов, прародителей современных женских жакетов.


Elizabeth Patterson Bonaparte


Платья в стиле ампир, 19 век

Завышенная талия, низкая линия декольте и короткие рукава-фонарики — вот типичные черты женского наряда в стиле ампир. Этот стиль на самом деле универсален: он подчеркивает линию бюста, визуально делает талию тоньше, помогает скрыть мелкие недостатки, а также создает образ чистоты и невинности. Цвета ампира просты и неброски, очень часто это просто белый, с однотонной рельефной вышивкой или симметричной декоративной отделкой.

К концу века появились широкие платья на креолине, тогда же началось возвращение рюш и кружева из барокко и рококо.

В XIX веке невесты поголовно стали использовать для декора своего наряда шелковые кружева «блонды» красивейшего янтарно-золотистого цвета. Недостатком «блонд» была их чрезмерная хрупкость - они быстро рвались, разрушались и секлись на солнечном свету. Как правило, для невесты шили платье с декором из этих кружев и с фатой, полностью сотканной из «блонд». Высокая талия оставалась популярной, но ее начали украшать рюшами. В эпоху Бидермайер (20-30-е годы XIX века) типичное свадебное платье состояло из низкого декольте, рукава-фонарика и нормальной, не завышенной, линии талии. Платье имело колоколообразную форму, благодаря вшитому в подол «рулону». Под юбкой непременно скрывался кринолин, держащий пышную форму.

Мода стала чаще меняться, чем в прошлые века, поэтому каждое десятилетие невесты слегка видоизменялись. Так в 30-е годы голову невест стали украшать убором из цветов апельсина - флер-д’оранжем. Этот «венок» надолго закрепился в свадебной моде, став своеобразным символом невесты. Бутоны были искусственными и изготавливались из шелка, бархата и ваты. Флер-д’оранж венчал не только голову — на груди или талии невесты красовалась брошь в том же стиле, а рукава платья были обшиты цветочными веточками.

В 50-х годах XIX века в свадебную моду вошли перчатки и ювелирные украшения - все, кроме бриллиантовых. Горный хрусталь и жемчуг стали явными фаворитами. Юбки все еще оставались широкими, также в моду вошли широчайшие рукава-пагоды. Невесты постепенно стали переходить к другому виду кружев - брюссельским. Французская императрица Евгения закрепила моду, выйдя замуж в платье, сплошь сотканном из такого рода кружев. Ближе к 90-м годам в моду вошли более узкие юбки, а вот рукава стали еще шире - рукава-жиго. Самым популярным материалом считался атлас-дюшесс.

В начале XX века, с наступлением эпохи Модерна, невероятный объем юбок окончательно вышел из моды. Юбки отделывались «крепо» — деревянными шишечками, обмотанными кружевом. Подвенечные платья стали более закрытыми — с воротником-стойкой. Надо сказать, корсет, хоть и частично вышел из моды, все же появлялся часто на свадьбах, маскируя недостатки невестиной талии. Стала меняться и длина платья - оно уже едва прикрывало лодыжки.

Лишь после Первой мировой войны корсет утратил свою актуальность, так как изменилась и форма платья - в моду вошла заниженная талия. Флер-д’оранж тоже канул в лету, его заменили свадебным букетом, как правило, белыми розами или каллами. Именно в этот период невесты стали активнее пользоваться косметикой и выходить замуж не только с «нарисованным» личиком, но и с ярким маникюром. В свадебную прическу часто вставлялись перья, которые могли украшать и свадебное платье. В эти же годы переворот в моде совершила Коко Шанель, предложив весьма смелые по тем временам свадебные наряды: с короткой юбкой до колена и длинным шлейфом сзади.

В 30-х годах XX века невесты вновь перешли к корсетам и пышным платьям, нередко в комплекте с короткими жакетами. Появились также и подкладные плечики, ставшие непременным атрибутом наряда модной невесты. В течение XX века много раз менялась: в 50-х Кристиан Диор ввел моду на пышные юбки, в 60-х многие выходили замуж в мини, а ближе к 80-м длинные платья с романтичными рюшами и вышивкой вновь завоевали сердца невест.

В свадебной моде XXI века сплелись все прошлые веяния — популярны и платья «ампир», и невероятно пышные юбки, и отделка кружевом, и корсеты. Современная невеста может выбрать для себя платье с мотивами любой эпохи, облачиться в мини или даже в брюки - и ее назовут максимум чудачкой.

Несмотря на эксперименты с мини, брюками и яркими цветами в XX веке, современные невесты часто выбирают классическое белое пышное свадебное платье, украшенное кружевом и рюшами.

French bride in white 1823


Miss Stephens as Susanna 1827


Beckingham wedding of 1729


"Pamela is married" from the novel

"Pamela" by Richardson (1740)


The wedding of George Prince of Wales and Princess Caroline Amelia Elizabeth of Brunswick-Wolfenbuttel on April 8, 1795


Princess Charlotte of Wales and Prince Leopold of Cobourg returning from the Altar, after the Marriage

Ceremony on May 2 1816

Свадебные причёски


А это коллекция платьев 19 века.
London and Paris Fashions 1841

Свадебные платья в том виде, в котором мы знаем их сейчас, появились в моде относительно недавно. До 20 века свадебных платьев как отдельного вида костюма просто не существовало! Самые ранние изображения свадебного костюма, дошедшие до наших дней, датированы, начиная с 15 века. Заметим, что термин "свадебное платье" существует исключительно в советской терминологии, поскольку брак при социализме не был церковным. В контексте разговора об историческом костюме корректней употреблять термин "подвенечное", т.е. платье, в котором "шли под венец", венчались.

Цветовые сочетания свадебного костюма, которые сложились к 19 веку и окончательно закрепились в 20-м, а именно - разные оттенки белого и экрю, появились очень поздно, только в эпоху Наполеона. До этого свадебных платьев как отдельного вида костюма просто не существовало. Свадебные платья были просто лучшими, самыми нарядными и дорогими одеждами, в которых венчались.
Свадебная одежда сильно разнилась в зависимости от вероисповедания и конфессиональной принадлежности - то, что носили католики, православные, иудеи, мусульмане и представители других конфессий, имело больше отличий, чем сходства.

Самые ранние изображения средневекового свадебного костюма относятся к 15 веку. Главное, что сохранилось в готическом свадебном костюме из древности, это его новизна - свадебный наряд должен был быть не просто лучшим из имевшихся, он непременно должен был одеваться впервые, т.е. он специально готовился к этой церемонии. Подвенечное платье заказывалось вместе с приданым невесты и составляло часть этого приданого. Наличие приданого было необходимым условием заключения брака. Невеста должна была привнести в дом большое количество добра, с помощью которого будет осуществляться быт новой семьи. В частности, приданое включало в себя: комплекты постельного белья, парадного и повседневного; оговоренное количество платьев и других предметов одежды; набор столового серебра, ножей и ложек, а после 16 в. - и вилок; посуду; комплекты ювелирных украшений (бриллианты вошли в обиход только после 16 в., а в эпоху Средневековья ценились украшения с изумрудами, рубинами, сапфирами…); мебель, осветительные приборы, ковры и многое другое. Вклад мужа в благосостояние будущей семьи заключался в том, что он обеспечивал дом - место, где новая семья обустраивала свою жизнь. Все это тщательно фиксировалось в свадебном контракте.

Необходимо отметить, что в заключении брака в эпоху cредневековья практически не было места романтическим отношениям, браки заключались исключительно по расчету, и все условия предварительно оговаривались и фиксировались в свадебном контракте с помощью свахи. Свахи действовали во всех классах, сословиях и слоях населения и подбирали невесте жениха в соответствии с ее уровнем, обстоятельствами и даже характером. В подавляющем большинстве случаев браки заключались исключительно внутри одного сословия. У невесты был минимальный шанс с помощью замужества попасть в высшее сословие - для этого ей необходимо было быть поистине прекрасной.
В 15 в. уже носили платье с корсетом!

Самый древний элемент подвенечного платья, дошедший до наших дней - это фата. Идея фаты пришла с наступлением христианской эры, таким образом, этому аксессуару уже 2000 лет! Конкретная форма и фасон фаты варьировались в зависимости от эпохи и местности, но ее смысл, как символа целомудрия и непорочности невесты, во все века оставался неизменным. В Средние века фата делалась из белого шелка и стоила очень дорого.

Красный цвет стал наиболее популярным для уборов невест в конце Средневековья и в эпоху Ренессанса. Однако, появление в 16 в. такого религиозного течения, как протестантизм, и его германской ветви - лютеранства, во главе которого стоял Мартин Лютер, заставило отойти от ярких цветов.

В эпоху Барокко в моду вошла полнота. Большие, объемные вещи с крупными рукавами, органично смотрелись на пышнотелых красавицах с пухлыми щечками. В этот период завоевали популярность подвенечные платья желтого и золотого цвета. Главным элементом их декора стало кружево, тоже превратившееся затем в традиционную отделку свадебного наряда.

Начало 17 в., эпоха мушкетеров - это время огромных кружевных воротников. Нижнее белье невесты состояло из трех и более нижних юбок и чулок до колен, и этим ограничивалось. Поскольку ношение панталон в ту эпоху считалось принадлежностью ремесла женщины легкого поведения.
Чулки держались на подвязках, представлявших собой валик, для мягкости набитый хлопковой ватой и завязывавшийся под коленом на бант из лент. Подвязки украшались не только бантами, но и изысканной вышивкой, нередко с кокетливыми девизами, вроде "Каждый охотник знает, где живут кролики" или "Если Вы забрались так высоко, то можете продолжать еще выше". Вторая половина 17 в. привносит в свадебные наряды моду на розовый и коралловый цвета.

В случае, если невеста уже была однажды замужем, т.е. вдова, предполагалось менее роскошное платье предпочтительно темных цветов, например, красное с черным подбором. Однако кружевные элементы допускались и, по-прежнему, играли важнейшую роль. Одним из таких элементов являлся воротник фрэза, который по-русски называли брыжжами или плоеным воротником.
Далее пришла эпоха воротников-медичи. Подвенечные платья, по-прежнему, были цветными, но богато украшенными, часто золотом или вышивкой, и отделанными кружевом. В 18 в. в моду для подвенечных платьев вошли пастельные тона - нежно-голубой, нежно-розовый, светло-зеленый. Эпоха Рококо ввела в моду серебряные и серебристо-жемчужные тона.

Юбки платьев Рококо были очень широкими, поскольку надевались на панье - специальную конструкцию, обеспечивавшую форму крутых широких боков, практически параллельных полу. Корсеты таких платьев были настолько узкими и так сильно подпирали грудь, что она практически выходила наружу. Наряд дополнялся обувью на небольшом каблучке и длинными панталончиками в сборку. Характерным элементом декора эпохи Рококо является обилие цветов и цветочных гирлянд и множества бантов, сочетавшихся с живописными, часто асимметричными подборами.
Концом платьев 18 века - из шелка на корсетах с большими фижмами была Великая Французская Революция 1789 г., которая упразднила многие привилегии аристократии и дворянства. Ушли в прошлое пудреные парики, богато вышитые роброны, корсеты, обувь на каблуках. Под влиянием идей античности, Древней Греции и Рима, в моду в конце 1790-х гг. входят высокая талия и белые платья, которые стали главенствующими в период Директории и Консульства. Эта мода стала предвестницей приоритета белого цвета в подвенечных нарядах последующих эпох. Подвенечные платья стали белыми первоначально просто потому, что все платья в эпоху Ампир были белыми, подражая белизне античных мраморных статуй, находимых в раскопках. Силуэт этих платьев с максимально высокой талией и очень маленьким рукавчиком, со струящимися до пола драпировками из полупрозрачных тканей был навеян силуэтом античной колонны. Такой фасон не предполагает корсета, поэтому под платьем-ампир носили белье из трикотажа телесного цвета. Эта мода не была адаптирована к холодной погоде, и платье-ампир сопровождалось, как правило, теплой шалью или меховым боа. Эпоха наполеоновских войн, когда мужчин стало мало, поскольку все они воевали, ставила женщин в условия жесткой конкуренции, вынуждая их максимально обнажаться, зачастую подвергая опасности свое здоровье - воспаление легких и туберкулез были распространеннейшими заболеваниями того времени.

Считается, что первым белым подвенечным платьем было платье, сшитое при французском дворе для бракосочетания принцессы Мюра. С тех пор подвенечные платья остаются белыми вот уже 200 лет подряд, хотя просто нарядные платья по окончании наполеоновских войн вновь стали цветными.

Пожалуй, ни к одному своему наряду девушка не относятся так трепетно, как свадебному платью. Современные невесты стараются выбрать свадебное платье и аксессуары к нему задолго до торжества, мечтая быть самыми неотразимыми в день бракосочетания. История свадебного платья удивительна и очень интересна. Некоторые, особенно любопытные факты с истории свадебного платья мы вам и предлагаем почитать.

Крестьянские девушки 17-19 веков начинали готовить себе приданое к свадьбе, в том числе и свадебное платье, сразу, как только получали необходимые навыки шитья (иногда и ткань для одежды им приходилось не покупать, а делать все самим – выращивать лен, прясть и ткать). Также на Руси существовала традиция передавать свадебное платье от матери к дочери, ведь женщина могла одеть его только один раз в жизни

Отметим, что традиционное русское платье невесты было красного цвета , так как он символизировал красоту и плодовитость женщины. Белые свадебные платья появились только в 17-18 веке в Европе. В России же женщина в белом одеянии считалась «невестой Христовой», то есть ей предстояло покинуть мирскую жизнь и уйти в монастырь.

Традиционное свадебное платье не всегда было таким, как сейчас – с течением времени менялись нравы и мода, а вместе с ними – цвет, покрой, фасон свадебного платья.

В Древней Греции , родоначальнице европейского свадебного наряда, невесты надевали длинное легкое платье, скрепленное застежками на плечах («пеплос»). Белый цвет одежды жениха и невесты был символом молодости и чистоты, а лавровый венок на голове девушки указывал на её целомудрие. Вообще древние греки больше всего ценили в одежде простоту и гармоничность линий.

В Древнем Египте невесту от груди до щиколоток облачали (вернее сказать – заворачивали) в длинный кусок материи на бретельках. Главную роль в костюме египтянки играло не платье, а различные украшения с религиозной символикой – браслеты, бусы, подвески, кольца, диадемы и пояса.

В эпоху Средневековья на смену культуре красоты и чувственности человеческого тела пришла эпоха аскетизма. Платья стали делать из тяжелых тканей, полностью закрывающими фигуру. Красота тела стала считаться греховной, а наслаждение ею – запретным. Тяжелые, полностью закрытые свадебные платья (иногда с высокими воротниками) были разнообразных цветов и оттенков, их богато украшали вышивкой, золотыми нитями, драгоценными камнями и жемчугом. Так что для свадьбы женщины по-прежнему выбирали самые лучшие и дорогие наряды.

Но желание женщины выглядеть привлекательной для противоположного пола искоренить невозможно, поэтому уже в эпоху позднего Средневековья (14-15 века) произошло некоторое смягчение суровых нравов и одежда стала более облегающей. В Европе женщины носили длинные, узкие платья из парчи или бархата с большим количеством застежек – такая одежда весьма затрудняла движения. На свадьбу невесты той поры шли в алых, красных или пурпурных платьях. В моду вошли глубокие декольте, шлейфы и вуали, а также длинные, до пола, рукава с прорезями посередине.

В эпоху Возрождения , свадебное платье снова стало учитывать пропорции тела и его естественные изгибы. Сверху оно деликатно облегает женскую фигуру, не сковывая движений, а от талии расходится легкими складками. Шикарные платья из белоснежного атласа или серебристой парчи расшивали жемчугом и драгоценными камнями. Невесты эпохи Возрождения носили много жемчужных украшений и вплетали его в волосы, так как считалась, что он укрепляет семейные узы.

Через столетие, в эпоху рококо , покрой платьев усложнился, появилось множество дополнительных деталей и извилистых форм. Высокие парики, вычурные прически, огромные шляпы, глубокие декольте и корсеты прочно вошли в моду сначала в Франции, а потом и по всей Европе. Кринолины платьев украшают кружевами, лентами, бантами и цветами. Длина шлейфа свадебного платья указывала на социальный статус невесты. Наступила эпоха игривой искусственности, которую должны были поддерживать женщины.

Кстати, моду на белые свадебные платья, по одной из версий, ввела Анна Австрийская – её белоснежный подвенечный наряд был так хорош, что все светские дамы Франции. а затем и других стран Европы, стали повторять за ней. По другой версии, это сделала королева Виктория в середине 17 века. Однако в любом случае, белый цвет свадебного платья со временем стал традиционным, символизируя непорочность невесты.

В конце 18- начале 19 веков произошла очередная смена вкусов – стиль ампир возродил античную строгость форм. В моде стали платья по фигуре из тонной струящейся ткани с завышенной талией. Глубокий вырез подчеркивает форму груди, а короткие рукава открывают плечи. Основная материя для свадебного платья – белый атлас и прозрачная ткань, спускающаяся поверх него. Обязательным аксессуаром невесты становятся белые перчатки до локтя. Образ невесты воплощает романтизм и легкость.

Правда, к середине 19 века в моду снова вошел подзабытый кринолин. Свадебное платье украшают многочисленными бантами, кружевами и оборками. При помощи специальной подушечки или каркаса зрительно увеличивали заднюю часть платья.

К концу 19 века мода снова сделала крутой поворот – теперь невеста красуется в удобном элегантном платье с высоким вырезом и слегка расклешенной нижней частью. Вышивки, банты и кринолины становятся неактуальны.

В 20 веке со свадебным платьем произошло множество изменений. Начиная с начала века и до 1960-х годов длина свадебного платья неуклонно уменьшалась, особенно с появлением радикального и дерзкого по тем временам мини. Идеал красоты, а значит, и вид свадебного платья, также неоднократно менялись.

В 20-х годах это девушка-подросток в скромном платье с заниженной талией и шляпке-котелке.

в 30-е годы к ней возвращается женственность.


В 40-е одежда вновь становится более строгой, с прямыми четкими линиями.

В 50-е годы легкий, романтичный образ снова в моде. Кристиан Диор, тогдашний законодатель моды, одевает женщин в приталенные платья миди с пышной юбкой.

В 60-е годы 20 века платья становятся короче и приобретают лаконичную форму – без украшений и лишних деталей.

Стиль хиппи 70-х годов привнес в моду фольклорные мотивы и пристрастие вязаным вещам. После 80-х недолго просуществовал стиль ретро, а затем его сменил удобный спортивный стиль одежды – символ независимости, уверенной жизненной позиции и активно образа жизни.

Мода 21 века на свадебные платья стала очень гибкой – теперь в ней соединяются и смешиваются буквально все стили и направления от рококо до авангарда. Выбор цвета и покроя свадебного платья теперь целиком зависит от вкуса девушки, её настроения и фантазии. В день свадьбы, в зависимости от того, какое платье она выберет, невеста может предстать перед женихом и гостями практически в лбом образе – от античной богини или воздушной мечтательницы до современной деловой женщины.