Здоровый новорожденный: общие сведения, вес при рождении, понятия недоношенный и переношенный новорожденный. Младенцы познают мир на ощупь

Инструкция

Рождение ребенка – процесс сложный и естественный, его нельзя сравнить ни с чем, как и самого новорожденного. После рождения на малыше проделывают несколько тестов, с помощью которых знают степень его нервного развития. С самого рождения детки могут упираться ножками об поверхность, есть даже движение в виде шагов. Малыши захватывают ваши пальцы своими, они находят грудь ртом и самостоятельно ее захватывают. Все это называется врожденными рефлексами. Рефлексы создавались природой для выживания человеческого детеныша, чтобы он не потерялся от мамы и не остался голодным. Кстати, чтобы напомнить о себе, новорожденный научился плакать. Уже в утробе матери дети издают разнообразные звуки. Это мы узнаем сразу, как только рождается маленькое чудо.

Почти все дети рождаются голубоглазыми. Настоящий «взрослый» цвет глаз формируется намного позже. Поэтому не стоит переживать, что ребенок не похож на вас цветом глаз. С возрастом поменяется не только цвет глаз, но и, возможно, форма лица и даже цвет волос.

У малышей есть рефлекс, называемый защитным. Он действует, когда ребенку что-то попало в рот или он уткнулся лицом в подушку. Если во рту находится инородный предмет, то ребенок его быстро вытолкает язычком. Если же малыш спит на животе и случайно лег лицом в подушку, то он автоматически повернет голову набок. Это и называется защитным рефлексом от удушья.

Новорожденные дышат быстрее взрослого примерно в два раза. И дыхание у них правильное – диафрагмой, чем не каждый взрослый может похвастаться. Сердечный ритм у малышей также увеличен в два раза.

Новорожденные много спят. Иногда сон достигает 20 часов. Но это суммарно. Один сон может длиться всего от получаса до двух часов. Это связано с нервным развитием ребенка. С возрастом сон ребенка уменьшится втрое. Вопреки мнению, что дети спят исключительно в тишине, они могут спать даже под сильный шум. Идеально для детей сон под «белый» шум. Это шум, который слышен монотонно, как сердцебиение, как внутренние шумы организма, как пылесос, стиральная машина, фен и многое другое.

Дети плачут без слез. Это связано с тем, что слезные мешки и проходы еще не развиты окончательно. Слезы и у ребенка появляются в возрасте двух месяцев. А в 3 месяца могут прорезаться первые зубки. Только несколько малышей из многих могут родиться с зубами, которые вскоре спадают.

Ребенок может родиться волосатым. Волосы могут быть не только на голове, но по всему телу. Не волнуйтесь, «первые» волосики выпадут, а на голове вырастут настоящие крепкие волосы. А еще, от постоянного горизонтального положения волосы на затылке могут стереться. Это также считается нормой.

У новорожденных костей в теле больше, чем у нас с вами. В дальнейшем мелкие кости срастаются, и количество со временем сравняется. Удивительно то, что до 3-6 лет у малышей нет коленных чашечек.

Самый отличимый признак новорожденных от старших детей – родничок. Это мягкая часть головы, где нет кости. Она пульсирует, и вы можете заметить в ней артерии или вены. Родничок помогает при родах сжиматься большой голове ребенка в родовых путях. Трогать родничок можно, ничего страшного в этом нет, вы не повредите ни голову малыша, ни его мозг. Ближе к году или чуть позже родничок полностью зарастает.

У маленьких девочек вы можете увидеть кровь на подгузнике. Не пугайтесь, это естественный процесс изменений в организме малышки. Гормоны мамы еще в утробе стимулируют матку малышки, поэтому кровянистые выделение неизбежны. Они проходят в первые недели жизни и бесследно исчезают, аж до полового созревания.

Если внимательно следить за , то можно заметить, что он становится живым, суетливым, активным как только мама подходит ближе. Благодаря развитому обонянию малыш чувствует запах молока и поэтому ведет себя так перед предстоящим перекусом. Кстати, в первый месяц жизни желудок ребенка не больше 30 мл.

Плаванье – еще один рефлекторный признак новорожденного. Малыши умеют плавать с рождения. И плавать полезно для физического развития. В воде детки чувствуют себя спокойно, как в «своей тарелке», ведь до рождения их стихией была амниотическая жидкость в животе мамы. Младенцы отлично умеют задерживать дыхание и нырять. Попробуйте брызнуть водой на лицо ребенка, он задержит дыхание.

Зачем постоянно таскать на себе ребенка, сели он может прекрасно полежать в кроватке, коляске? Это – один из наиболее часто задаваемых вопросов. Попробуем разобраться, а так ли безобидно такое «спокойное лежание в кроватке» для наших младенцев.

Природа распорядилась так, что маленький человечек появляется на свет совершенно беззащитным и полностью зависящим от своей мамы. Подумайте только, сам он не может не то что сдвинуться с описанной пеленки, а даже поворот на бок ему не под силу. В отличие от детенышей многих млекопитающих, которые встают на ножки уже спустя несколько дней, часов и даже минут после рождения, детеныш человека начинает самостоятельно ходить лишь через 8-12 месяцев!

Но в отличие от других млекопитающих, приматы (к коим относится и человек) обладают способностью продолжительно носить своих малышей на руках, чего не может сделать ни кошка, ни коза, ни дельфин.

Если мы рассмотрим анатомию новорожденного, то обнаружим, что кости его черепа подвижны (это необходимо для нормального прохождения по родовым путям), швы между ними очень мягкие, имеется два открытых родничка. Поэтому при длительном давлении с какой-либо стороны голова малыша неизбежно подвергнется деформации. А для нормального кровоснабжения головного мозга необходима именно округлая, яйцевидная форма головы, позволяющая правильно развиваться головному мозгу. Длительное лежание новорожденного на ровной жесткой поверхности приводит к созданиям уплощений отдельных частей черепа: главным образом, затылочной и височных. Именно по этой причине малыш в возрасте до 6 месяцев должен как можно большее количество времени проводить на руках у матери, спать на ее руке.

Второе «слабое место» малыша – недоразвитый тазобедренный сустав. Основной период его формирования – с 3 до 8 месяцев. Именно в этом возрасте начинается подготовка к ходьбе, когда малыш начинает самостоятельно вставать и ходить с опорой.

Развитию тазобедренного сустава и равномерному росту ног ребенка способствует ранее (не позднее 3-4 месяцев) ношение малыша в позе лягушки на бедре матери.

У народностей северной Америки и Африки отсутствует такое грозное ортопедическое нарушение как «врожденный вывих бедра» именно благодаря тому, что матери постоянно носят своих малышей на бедре в позе лягушки, начиная не позднее 3 месячного возраста, то есть сразу, как только малыш начинает держать корпус.

Вы спросите, а как же мама? Неужели она круглые сутки только и будет таскать на себе малыша, не занимаясь больше ничем. Разумеется, это не так. Человечество уже давно изобрело и опробовало специальные приспособления для ношения своих детенышей. Просто с развитием цивилизации большинство народностей об этом забыло. За эту забывчивость мы расплачиваемся не только проблемами с физическим развитием.

Новорожденный младенец обладает чрезвычайно высокой чувствительностью, особенно кожи и обоняния. Рождение переносится им как страдание. Это первичное страдание может выражаться в таких общих переживаниях, как ощущение бесконечного падения, переживания тревоги, страха за свою жизнь, сочетающихся с невероятной болезненностью кожи. Эти ощущения тем более впечатляющи, если учесть, что младенец является полностью зависимым и не может организовать защиту ни на физическом, ни на психическом уровне.

Именно поэтому новорожденного ребенка не следует предоставлять самому себе даже на очень короткое время. Согласно Винникоту, ребенок первых месяцев жизни, оставленный без присмотра взрослого, переживает следующий опыт:

— бесконечное падение;

— умирание…умирание…умирание;

— утрата всякой надежды, что мама когда-нибудь вернется.

Горе новорожденного младенца заставляет его в таких ситуациях переживать маленькую смерть. Регулярное повторение этих переживаний приводит к нарушению детской психики.

Таким образом, с позиций как физиологии, так и психологии, постоянное пребывание ребенка (а особенно – новорожденного) на руках у матери – это не каприз и не залог будущей избалованности, а генетически заложенная необходимость.

Именно с целью освобождения маминых рук, для того, чтобы она могла с большим удобством делать домашние дела и передвигаться не только по дому, но и за его пределами, человечество изобрело массу различных приспособлений для ношения ребенка.

Многие современные приспособления для детей создают для детского позвоночника опасные нагрузки. Рошель Кейсес, владелец клиники хиропрактики в Карслисле, штате Пенсильвания, США, в своей статье «Приспособления для ношения ребенка и нагрузка на позвоночник» приводит следующие данные. В результате использования таких держателей, как прыгунки, ходунки, сумки «кенгуру», в которых ребенок принимает вертикальное положение с болтающимися ногами, вес его тела приходится только на самую нижнюю часть позвоночника и на промежность. Такое распределение веса создает чрезмерное напряжение и негативно влияет на развитие позвоночника. В частности это может вызвать искривление позвоночника, а в некоторых случаях может привести к спондилолистезу. Спондилолистезом называют смещение верхнего позвонка с нижестоящего. Остроту заболевания определяют по шкале Мейердинга, согласно которой первый уровень соответствует наименьшей степени смещения, а пятый — полному смещению. Возникновение напряжения при заболевании четвертой — пятой степени может привести к перелому задней части позвоночника, которая берет на себя основную нагрузку при наклоне позвоночника назад. В настоящее время спондилолистез зафиксирован примерно у 5% белого населения, но превалирует у эскимосов, где встречается у 60% населения. Причиной этого недуга является использование вертикальных держателей для ношения детей.

И по сей день самыми безопасными из них являются шарфы и платки, ткань которых бережно, подобно материнским рукам, поддерживает тело ребенка, обеспечивая тот самый «ортопедический эффект» во всех многочисленных положениях. Современным «заменителем» подобных шарфов и платков стал слинг.

Исследования, проведенные Рошель Кейсес, показали, что слинг является идеальным держателем для ношения детей. Слинг позволяет держать маленького ребенка в горизонтальном приподнятом положении с поддержкой по всей линии позвоночного столба. Пока ребенок не начал уверенно держать голову, слинг поддерживает его шею. Слинг обхватывает ребенка, подобно материнским рукам, что отличает его от вертикальных держателей, способных нанести ребенку травму. Когда ребенок подрастет и в три — четыре месяца захочет сидя на матери рассматривать окружающее, слинг позволит ему сидеть на бедре, что распределяет его вес на ноги и бедра, в отличие от положения, когда ноги свисают вниз и неокрепший позвоночник берет на себя всю нагрузку.

Будьте В Слинге — не отказывайте себе в этом огромном счастье — быть в движении, в гармонии, вместе!

По материалам интернет-ресурсов

Здоров ли ваш новорожденный малыш? Что нужно знать о новорожденном, отправляясь в роддом?

Спасибо

Здоровый новорожденный: общие сведения, вес при рождении, понятия недоношенный и переношенный новорожденный

Здоровым считается новорожденный , родившийся в срок 37 - 42 недель, с весом при рождении 2,5 - 4,0 кг, который не нуждается в реанимации и при первом осмотре врачом-неонатологом в родильном зале не обнаруживает никаких физических дефектов.

Если ребенок родился в срок 36 недель и 6 дней и ранее, он считается недоношенным, если более 42 полных недель - переношенным. Срок беременности рассчитывается с первого дня последней менструации, имевшей место у женщины, и измеряется в неделях. Состояния недоношенности и переношенности часто ассоциируются с множеством различных заболеваний, в том числе опасных для жизни, поэтому такие дети обязательно должны наблюдаться опытным врачом-неонатологом.

Дети с весом при рождении меньше 2,5 кг - маловесные, а более 4 кг - крупные. Даже если ребенок родился в срок, вес его может не соответствовать норме. Такие дети также требуют более пристального внимания и глубокого обследования.

Рост, длина окружности головки и груди новорожденного

Кроме массы тела в родильном зале новорожденному с помощью ростомера и сантиметровой ленты измеряют длину тела и окружности головы и грудной клетки. Эти показатели позволяют оценить гармоничность физического развития ребенка, выявить некоторые наследственные заболевания, эндокринную патологию и поражение центральной нервной системы.

В норме рост новорожденного при рождении 45-56 см. В среднем около 50 см. Логично, что недоношенные дети имеют более низкий рост - это не является признаком негармоничного развития.

Окружность грудной клетки измеряется сантиметровой лентой, которую накладывают сзади на углы лопаток (самая нижняя точка лопатки), а спереди над сосками. Нормальные значения длины окружности груди доношенного новорожденного - 33-35 см.

Для измерения длины окружности головки необходимо сантиметровую ленту наложить сзади на самую выступающую точку затылка, а спереди провести непосредственно над бровями. В норме этот показатель равен 33 - 37, 5 см, он не должен превышать более чем на 2-4 см длину окружности груди. Измерение головки - незаменимая процедура в диагностике заболеваний центральной нервной системы. В течение первой недели жизни головку необходимо измерять каждый день. В норме за первый месяц жизни головка вырастает не более чем на 3-4 см, если головка растет более интенсивно (более 0.3 - 0.5 см в день) - это говорит о развитии гидроцефалии , очень тяжелого заболевания. Это правило не работает для детей первых суток жизни. За первые 24 ч окружность головки может увеличиться на 1.0 - 1.5 см - это головка восстанавливает свою нормальную форму после прохождения через узкие родовые пути.

Первый крик новорожденного

Сразу после рождения ребенок на несколько секунд замирает, не реагирует ни на какие внешние раздражители. Это состояние называется «катарсис» новорожденного. Некоторые философы считают, что именно в этот момент в ребенка закладывается душа. После чего новорожденный делает первый вдох и издает первый крик. Первый крик новорожденного должен быть звучный и эмоциональный. И главное, ребенок должен закричать в течение первых 30 секунд после рождения. Если этого не произошло, он нуждается в реанимации.

Оценка по шкале Апгар

В конце первой и пятой минут жизни ребенка врач-неонатолог оценивает состояние ребенка по шкале Апгар по 5 признакам: цвет кожи, дыхание, сердцебиение, мышечный тонус и рефлексы. Максимальная возможная оценка - 10 баллов. Новорожденный, имеющий оценки по шкале Апгар выше или равные 7/7 баллов, считается здоровым. Если оценка ниже, ребенок нуждается в неотложных реанимационных мероприятиях. Этот значит, ему возможно понадобятся дополнительный кислород для дыхания, искусственная вентиляция лёгких и непрямой массаж сердца. В этих случае малыш отнимается от матери и весь комплекс реанимационных мероприятий продолжается до тех пор, пока состояние ребенка не стабилизируется.

Первое знакомство новорожденного с матерью: контакт «кожа к коже»

Здорового новорожденного сразу после рождения насухо вытирают пеленкой, одевают ему шапочку и носочки, для предотвращения потерь тепла и укладывают на живот матери. Мать и ребенка укрывают общим одеялом, так чтобы контакт между ними был «кожа к коже». Такой тесный контакт должен продолжаться не менее 1,5-2 часов. Все необходимые процедуры, связанные с первым туалетом новорожденного могут быть отложены, а первый осмотр врачом-неонатологом происходит прямо на груди у матери. Достоверно доказано, что эта простая процедура уменьшает заболеваемость в период новорожденности, способствует выработке молока у матери и становлению материнского инстинкта.

Первое кормление новорожденного

Находясь на животе у матери, новорожденный обычно в течение первого получаса самостоятельно или с помощью акушерки находит грудь и начинает сосать. Первое кормление не должно быть форсированным: грудь нужно предлагать настоятельно, но не агрессивно. Некоторые дети не готовы сразу приступать к еде, достаточно просто подержать их у груди.

Температура тела новорожденного

Температуру тела новорожденному обычно измеряют через 15 минут после рождения, а затем через 2 часа, когда мать и ребенок уже переведены в палату совместного пребывания. Нормальной считается температура тела 36.5-37 С. В первые часы после родов, ребенок склонен к переохлаждению . Чтобы этого избежать новорожденному всегда одевают шапочку и носочки. Свободная одежда и контакт «кожа к коже» также помогут сохранить тепло. А тугое пеленание и купание, наоборот, способствуют переохлаждению новорожденного, поэтому от этих практик во многих роддомах уже отказались.
В последующие сутки ребенок уже больше склонен к перегреванию. Если у новорожденного повышена температура, в первую очень нужно оценить: не слишком ли тепло он одет?

Цвет кожи новорожденного

Сразу после рождения кожа новорожденного имеет синюшный оттенок. Первый вдох насыщает кровь кислородом и кожа начинает розоветь. В первые часы жизни может сохраняться легкая синева кистей рук и стоп, которая постепенно исчезает. Через час полтора у многих новорожденных кожа становится ярко-красного цвета. Это не является патологией, а связано с особенностью развития капилляров. У доношенных новорожденных краснота проходит на вторые сутки, у недоношенных держится дольше. Самый пугающий признак - бледность кожных покровов. Белая кожа у новорожденных - это всегда тяжелая патология.

Форма головки и родничок

У новорожденного головка часто ассиметрична (идеально ровной головкой могут похвастаться только детки, рожденные путем кесарева сечения). Часто на ней заметна большая плотная шишка. Это так называемая «родовая опухоль». Она самостоятельно рассосется за несколько дней без всякого лечения. Единичные точки кровоизлияний на родовой опухоли не являются причиной для беспокойства. Такие же маленькие кровоизлияния могут быть и на глазах, особенно если роды были долгие и тяжелые. Они также проходят со временем сами по себе.

Чуть выше лба по средней линии головы у новорожденного имеется мягкий податливый участок – большой родничок. В этом месте свод черепа еще не до конца окостенел. Нормальные размеры большого родничка 1-3 см. Родничок большего размера может встречаться у недоношенных, незрелых детей, а также при повышении внутричерепного давления (в этом случае он еще и выбухает). Дети с маленьким родничком обычно развиваются нормально, лишь в некоторых случаях это приводит к развитию неврологической проблемы. Некоторые нейропедиатры назначают таким детям «плач по 5 мин – 3 раза в день». Во время плача повышается внутричерепное давление и кости черепа «расходятся», способствуя росту головки.

Дыхание новорожденного

Новорожденный дышит нерегулярно. Дыхание может отсутствовать несколько секунд, а затем сменяться серией очень частых дыхательных движений. Иногда ребенок делает судорожный вдох, за которым следует шумный длинный выдох. Со временем таких дыханий становится все меньше и меньше. Частота дыханий в норме 30-60 в минуту. Количество дыханий более 60 в минуту указывает на тяжелое поражение легких.

Понятие о тонусе новорожденного: «поза эмбриона» и гипотонус

В норме руки и ноги ребенка находятся в полусогнутом положении, симметричны, кисти сжаты в кулаки, голова несколько приведена к телу, это - «поза эмбриона», характерная для первых месяцев жизни.
Если ребенок вялый, «мягкий», руки и ноги свободно свисают – это неблагоприятный симптом, который называется «мышечная гипотония». Его можно встретить при заболеваниях нервной системы, инфекциях новорожденного и других тяжелых заболеваниях.

Сон и бодрствование

Новорожденный ребенок спит до 20 часов в сутки. Периоды бодрствования обычно ограничиваются кормлениями. Проснувшийся ребенок хаотично перебирает ручками и ножками. Глаза первые несколько дней могут быть закрыты. Если они открыты, глазные яблоки движутся так, как будто ребенок хочет фиксировать взгляд, но у него это не получается. Иногда можно заметить небольшое косоглазие , которое проходит самостоятельно к концу первой недели и не требует лечения.

Первый стул и мочеиспускание

Первый стул ребенка называется меконий. Он тягучий, черного цвета, напоминает деготь. В норме меконий должен отойти в первые сутки, если меконий не отошел, врачи на вторые сутки выбирают выжидательную тактику. Если кишечник не опорожняется и тогда, ребенок дополнительно обследуется для выявления причин этого патологического состояния и его коррекции. Очень редко у здоровых детей меконий отходит на третьи сутки.

Иногда меконий отходит преждевременно еще в утробе матери. В этом случае гинекологи говорят о «грязных околоплодных водах». Это часто имеет место при внутриутробном инфицировании плода и в случае, если мать во время родов получала наркотические обезболивающие средства или «медикаментозный сон».
Это довольно опасное состояние, так как меконий может попасть в дыхательные пути и нарушить дыхательную деятельность новорожденного.

В первые 3 дня новорожденный мочится редко, 2-4 раза в сутки. Первое мочеиспускание обычно имеет место между 12 и 24 часами жизни. Постепенно количество мочеиспусканий возрастает, достигая к 7-10 дню жизни 20 – 25 раз.

Если новорожденный болен?

Что делать, если новорожденный не соответствует критериям здоровья, приведенным выше? Не паниковать! Многие заболевания периода новорожденности, вовремя диагностированные и правильно леченные, проходят, не оставляя последствий для будущего ребенка. Доверяйте здоровье своих детей квалифицированным специалистам, но не забывайте и о своей роли. Любой неонатолог подтвердит, что 90% успеха в лечении новорожденного это правильный уход, забота и внимание со стороны матери и других близких, и только 10% ложится на плечи специалиста.

Здоровье – что это? Определение здоровья согласно ВОЗ.

Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) дает очень мудрое, философское определение понятию «здоровье». Согласно ВОЗ, здоровье – это не только отсутствие физических дефектов и заболеваний, а состояние полного физического, психологического и социального благополучия. Эксперты ВОЗ делают акцент на второй части определения и подчеркивают, что любовь, забота и внимание близких незаменимы в поддержании здоровья детей. Даже больной ребенок, окруженный материнской лаской, имеет шанс чувствовать себя здоровым.

Перед применением необходимо проконсультироваться со специалистом.

Невероятные факты

Для каждого родителя их дети являются особенными, и они абсолютно правы. Но знали ли вы, что дети обладают уникальными талантами еще до своего рождения?

Их удивительные способности всегда интересовали ученых, которые проводили исследования, чтобы выяснить, как детям удается отличить запах своей матери или откуда у них появляются способности плавать под водой.

Вот несколько удивительных и занимательных фактов о младенцах, которых вы, возможно, не знали.


Плач младенца

1. Дети плачут с акцентом, и вы можете отличить национальность ребенка по манере плача.


Дети перенимают акцент и манеру разговора матери, когда плачут. Считается, что ребенок начинает слышать голос своей матери, еще будучи в утробе, а затем копирует акцент по мере взросления.

Ученые провели исследование, записывая плач 60 новорожденных: 30 детей, рожденных у родителей, говорящих на французском, и у 30 детей родителей, говорящих на немецком языке. Они заметили, что мелодия крика немецких детей была нисходящей, а французских детей - возрастающей. Эти "мелодии плача" совпадали с особенностями родного языка их родителей.

2. Если положить новорожденного ребенка на живот матери слева в течение первого часа, он подползет к груди матери без помощи.


Новорожденные дети практически инстинктивно начинают тянуться к груди матери, если их положить на живот матери. Их привлекает запах сосков, который похож на запах амниотической жидкости, в которой он находился в утробе матери.

Присутствие амниотической жидкости на руках ребенка также объясняет, почему младенец продолжает сосать свои ручки и пальчики.

3. Одной из причин инстинктивного желания поцеловать своего ребенка является защита его от болезнетворных организмов.


Когда мать целует своего ребенка, она как бы берет образцы вирусов и бактерий, находящихся на лице и теле ребенка, которое попадают к нему внутрь.

Иммунные клетки матери создают антитела, которые попадают в грудное молоко, защищая ребенка от инфекций.

Почему дети все тянут в рот?

4. Младенцы все тянут в рот, потому что именно там находятся наиболее развитые нервные окончания.


Пока ребенку не исполнилось 7 месяцев, он не может пользоваться руками и пальцами для исследования предметов. Однако во рту младенцев гораздо больше нервных окончаний на квадратный миллиметр, чем в любой другой части тела. Именно поэтому маленькие дети постоянно все тянут в рот, чтобы понять, каким является предмет по ощущениям и по вкусу.

5. Младенцы улыбаются в среднем 200 раз в день.


Для сравнения, женщины в среднем улыбаются 62 раза за день, а мужчины только 8.

Плавание новорожденных

6. Большинство младенцев демонстрирует врожденную способность плавать и нырять с рождения до примерно 6 месяцев.


Почти у 95 процентов младенцев существует плавательный рефлекс до 6 месяцев.

Во время плавания частота сердцебиения ребенка уменьшается на 20 процентов, а также сокращается кровоток к пальцам рук и ног. Также во время рефлекса ныряния сохраняется кислород для сердца и легких, замедляя наступление гипоксического повреждения мозга. Благодаря этому рефлексу, младенцы способны выжить под водой короткий период времени.

7. Мать и ребенок обмениваются ДНК, когда ребенок находится еще в утробе матери. Эти клетки могут сохраняться у матери годами.


Исследование показало, что во время беременности мать и плод обмениваются клетками, которые сохраняются в их организме многие годы. Это явление известно как микрохимеризм. Благодаря этому явлению, в некоторых областях мозга матери можно обнаружить Y-хромосомы.

8. Когда кто-то или что-то касается ручки младенца, он инстинктивно хватает его.


Младенцы обладают врожденным хватательным ладонным рефлексом, который позволяет им хвататься за то, что прикасается к их руке. Рефлекс появляется на 16 неделе после зачатия и полностью развит к моменту появления ребенка на свет.

При этом захват настолько сильный, что он может удерживать собственный вес ребенка, но также непредсказуем, так как ребенок может неожиданно его отпустить. Ладонный рефлекс важен для развития двигательных навыков у младенцев и развития способности узнавать предмет по ощущениям.

Сон новорожденного

9. Мозг ребенка может использовать до 50 процентов всех запасов глюкозы, что объясняет, почему дети так много спят.


Одной из причин, по которой новорожденные дети так много спят, является тот факт, что их мозг использует до 50 процентов запасов глюкозы организма. Для сравнения, мозг взрослого человека использует около 20 процентов запасов глюкозы организма, и сон улучшает усвоение глюкозы мозгом.

10. Новорожденные первые несколько месяцев видят все в черно-белом цвете.


Первые три месяца жизни глаза ребенка фокусируются только на расстоянии примерно 20-30 см от лица, и он видит только черное, белое и серое.

Это происходит из-за того, что первые несколько недель или месяцев оба глаза ребенка учатся работать в тандеме, что известно, как бинокулярное зрение, и ребенок начинает постепенно отвечать на движение.

По мере развития цветного зрения после рождения, младенцы в первую очередь начинают видеть красный цвет, и полный спектр цветов к 3 месяцам.

11. До 1985 года врачи считали, что младенцы не чувствуют боли и проводили операции без анестезии.


В конце 19-го и начале 20-го века врачи проводили операции на младенцах без анестезии, так как считалось, что они не испытывают боли. Это заблуждение возникло из-за неправильного толкования исследований в эмбриологии в то время.

Считалось, что новорожденные не помнят боль, и так как у них нет сознательной памяти, не должно быть и долговременных последствий.

Исследования, проведенные на животных с небольшими повреждениями головного мозга были неправильно интерпретированы, и был сделан вывод о том, что боль которую демонстрируют дети, является всего лишь спинномозговым рефлексом. Также считалось, что невозможно ничего сделать для облегчения боли у младенцев, так как никто не может ее измерить.

12. Если во время беременности у матери возникает повреждение органа, плод посылает стволовые клетки для его восстановления.


Матери, у которых возникает сердечная недостаточность во время или после беременности, выздоравливают почти мгновенно благодаря тому, что плод отдает свои стволовые клетки для восстановления поврежденного органа.

13. Нейрохирурги считают, что первые несколько лет дети не видят снов.


Это явление было изучено психологом Дэвидом Фолком, который обнаружил, что дети проводят половину времени сна в фазе быстрого движения глаз - это та фаза, в которой взрослые начинают видеть сны.

Однако из-за ограниченного опыта новорожденных и незрелости их мозга, ученые пришли к выводу, что младенцы проводят большую часть первых лет жизни без сновидений.

Волосы у новорожденных

14. Будучи в утробе матери у детей вырастают усы и волосы на теле, которые они съедают.


У ребенка вырастают усы, когда он еще находится в утробе матери. Это происходит в период, когда длина плода составляет примерно 135 мм,а вес - 170 грамм.

Тонкие волоски появляются над верхней губой и в течение следующего месяца волоски вырастают по всему телу. Этот волосяной покров, называющийся лануго, начинает постепенно пропадать до и вскоре после рождения. Волоски, которые выпадают, поглощаются плодом и превращаются в вещество, называемое меконий, который выходит во время первого опорожнения кишечника ребенка.

Через 5-7 дней после рождения крохи маму с малышом выписывают из роддома. В первые несколько дней после выписки вас посетят на дому медсестра и педиатр. Они осмотрят новорожденного, расскажут о том, что и как следует делать в первый месяц жизни ребенка . Но если остались вопросы - обязательно задавайте!

Прививки

В первые 12 часов жизни в роддоме малышу делают прививку против вирусного гепатита, а через 3-7 дней - против туберкулеза (БЦЖ).

Вес

За первый месяц жизни ребенок вырастает в среднем на 3 см, а вес увеличивается на 600 грамм. Это уже после того, как малыш потерял вес после родов.

Потеря веса после родов происходит из-за того, что перестраивается кровеносная система, начинают работу почки, пищеварительная система и так далее. Приблизительно 10 дней организм ребенка осваивается, а только потом малыш начинает набирать вес.

Многие мамы тщательно следят за весом ребенка, взвешивая его до кормления и после, строго следят за прибавкой веса и показателями таблиц. Но на самом деле излишняя щепетильность иногда и во вред.

Все таблицы - это усредненные данные, гнаться за которыми вовсе не нужно. Голодный ребенок обязательно даст вам знать о своем желании подкрепиться.


Кормление

Грудное молоко - лучшее питание для новорожденного, тем более в первый месяц жизни. Оно служит не только едой, но и питьем. Потому никакой необходимости в докорме нет как минимум до 6 месяцев, если грудного молока у мамы достаточно.

Новорожденный насыщается обычно через 15 минут энергичного сосания. За это время он успевает скушать 60-70 граммов молока (это почти пятая часть веса малыша!). Не рекомендуется держать ребенка у груди больше 25-30 минут.

Если малыш проспал кормление, не будите его . И не тормошите кроху, если он уснул во время кормления. Помните, что перекормить новорожденного даже хуже, чем не докормить, так как с большими объемами пищи маленький желудочек справляется с трудом.

Старайтесь приучать ребенка делать ночной перерыв в кормлении на 5-6 часов. Это не только позволит отдохнуть вам в ночные часы, но и поможет сформировать правильный режим сна и бодрствования малыша.

Сон

Первую недельку своей новой жизни вне маминого животика ребенок, как правило, почти все время спит (до 20 часов в сутки). Спит новорожденный на спинке в позе лягушки, раскинув согнутые в коленях ножки, в локтях - ручки. Во сне малыш может вздрагивать и дергать ручками-ножками - это совершенно нормально!

Обычно новорожденный просыпается каждые 2-3 часа, чтобы покушать, но некоторые сони могут дремать даже во время еды. Если новорожденный сыт и чувствует себя комфортно, то во время бодрствования он болтает ручками и ножками.


Осязание

Малыш реагирует на жару и на холод пока еще одинаково: начинает активно двигаться. Если ребенок замерзает, то его активность начинает снижаться. Принимая воздушные ванны, ориентируйтесь на движения малыша: пока ребенок активен, - ему приятно, как только он замедляет движения, - кроха замерзает.

Брать новорожденного на руки нужно правильно: так, чтобы тело малыша ложилось вам на руку, ваш локоть был под головой крохи, а второй рукой придерживайте ножки ребенка. Нельзя брать малыша за руки или так, чтобы головка ребенка не имела опоры.

Малышу нужны ваши прикосновения для осознания своего тела, потому чаще гладьте кроху. Разговаривая с ребенком и поглаживая его, вы развиваете в нем желание к общению.

Обоняние

Ребенок уже в первый месяц жизни различает запахи. Если запахи очень явные, то, скорее всего, кроха зажмурится или даже чихнет, несмотря на то, что запах может быть вполне приятным.

Если капнуть на язычок крохе что-то сладенькое (например, вам прописали сладкое лекарство), то он будет причмокивать, а если горькое, то малютка скривится.


Слух

Первую неделю жизни малыш не очень хорошо слышит, потому вовсе не обязательно ходить на цыпочках по квартире. Слуховой нерв новорожденного все еще развивается.

Но от резкого и громкого звука, конечно, новорожденный пугается, вздрагивает, морщится, пытается повернуться к источнику звука и даже может заплакать.

Зрение

Малыш отлично различает свет и темноту. От яркого света кроха жмурится, даже если у него закрыты веки. Зрение новорожденного еще не умеет перестраиваться на близкие и дальние предметы в первый месяц жизни.

Идеальное расстояние - 25-30 см. Исходя из этих рекомендаций, вешайте игрушки на детскую кроватку, тем самым развивая любознательность ребенка.

В конце первого месяца жизни малыш начнет осознанно смотреть на взрослого, подошедшего к нему, а возможно, даже наградит вас своей очаровательной беззубой улыбкой.


УХОД

  1. После еды нужно поднимать ребенка и некоторое время держать в вертикальном положении, чтобы заглатываемый при сосании воздух вышел.
  2. Чтобы предотвратить или облегчить вздутие животика (этим страдают все новорожденные, так как пищеварительная система крохи настраиваться работать в новых условиях), гладьте животик ребенка по часовой стрелке или, положив на животик, гладьте спинку. Если этого недостаточно, давайте малышу укропную водичку или специальные лекарства. Если пупочек выпирает при крике ребенка, проконсультируйтесь с педиатром, это может быть пупочная грыжа.
  3. Обрабатывайте пуповину зеленкой , она не должна покраснеть или опухнуть. Корочка от пупочной ранки должна отвалиться через две недели после рождения.
  4. Кожа новорожденного очень нежная и требует тщательного ухода. Обмывайте малыша после испражнений, обрабатывайте кожу детским кремом, присыпкой.
  5. Купайте ребенка каждый день перед сном в настое ромашки, зверобоя или светло-розовом растворе марганцовки.
  6. Постоянно меняйте положение новорожденного во сне. Нельзя, чтобы он спал все время на одном боку или только на спине, так как из-за все еще мягкого черепа головка ребенка может деформироваться.
  7. Гуляйте на свежем воздухе.
  8. Старайтесь делать все процедуры в одно и то же время , чтобы сформировать режим дня малыша.

Если ребенок плачет, не паникуйте, а выясните причину плача . Это могут быть:

  • грязные пеленки
  • голод или жажда
  • вздутие животика
  • крохе может быть жарко
  • малыш требует вашего внимания

Большая часть действий новорожденного - это рефлексы . Ребенок еще не умеет осознанно реагировать на раздражители, контролировать свои действия, но об этом за него позаботилась природа с помощью врожденных рефлексов.



Малыш умеет (рефлексы новорожденного):

  • Поисковый рефлекс (Кассмауля). Если погладить щечку, малыш повернет головку на касание.
  • Хоботковый рефлекс. Если быстро коснуться губок малыша, он тут же свернет их трубочкой и вытянет вперед.
  • Сосательный рефлекс. Если дать ребенку соску или грудь, малыш ритмично сосет.
  • Хватательный рефлекс. Если дать новорожденному свой палец в крохотную ручку, то малыш сожмет его.
  • Рефлекс опоры и автоматической походки. Если держать ребенка вертикально, опустив ножки на твердую поверхность, то он даже сделает несколько шагов.
  • Защитный рефлекс. Если положить малютку на животик, он повернет головку, чтобы можно было дышать.
  • Рефлекс Моро. При громком неожиданном звуке ребенок разведет ручки в разные стороны, а потом вернет их обратно.
  • Рефлекс Галанта. Если провести пальцем вдоль позвоночника новорожденного, то малыш выгнется дугой, при этом разогнув ножку в тазобедренном суставе.
  • Рефлекс ползания (Бауэра). Лежа на животике, малыш имитирует ползание, если надавить на стопы.
  • Ладонно-ротовой рефлекс (Бабкина). Если надавить на ладошку карапуза, он откроет ротик и повернет голову.

Многие из этих рефлексов к 3-4 месяцам угасают. Но наличие данных рефлексов в первый месяц жизни ребенка говорит о правильном развитии центральной нервной системы новорожденного.

Однако не стоит паниковать, если вдруг малыш не желает демонстрировать все рефлексы. Возможно, ребенок просто хочет спать и вместо ожидаемой реакции отвечает плачем.

К концу первого месяца жизни ребенок освоится в новых условиях: он ясно будет фокусировать на вас взгляд, реагировать на ваш голос и даже издавать какие-то звуки в ответ. И самый приятный бонус - четырехнедельный малыш уже умеет улыбаться!

Расскажите как вел себя ваш малыш в первый месяц жизни? Как часто вы его кормили, купали?