Как вырастить гения? Интеллектуальное развитие ребенка. Как легко развить интеллект, креативность и эрудицию: упражнения

Личностное развитие ребенка и его дошкольное воспитание. Что следует знать родителю для того, чтобы взрастить счастливое и ни в чем не нуждающееся чадо? Как правильно распределять время малыша и каким правилам лучше следовать в воспитании ребенка?

Обо всем этом вы можете узнать в этой статье, которая раскроет перед вами глубокий и неизведанный мир саморазвития и расскажет, как помочь ребенку в его личностном становлении и разработке собственной индивидуальности.

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!

Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство для ваших глаз всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию...

Что такое личностное развитие ребенка в раннем возрасте? Каждый родитель вкладывает в это понятие свой смысл. Но тенденция такова, что многие современные мамы и папы, желая обеспечить своему чаду светлое и успешное будущее, чуть ли не с пеленок записывают кроху во всевозможные кружки, спортивные секции, вокальные студии, на математические занятия, курсы чтения и английского.

При этом любящие родители уверены, что именно данный подход обеспечивает полноценное развитие ребенка. Ведь всем известно, насколько велики возможности маленького человека запоминать и впитывать огромный объем информации. Выходит, чем раньше, тем лучше?

Но так ли много нужно малышу для гармоничного развития? Каким образовательным сферам стоит уделить первоочередное внимание? Как грамотно организовать обучающий процесс для ребенка в возрасте до 3 лет и привить ему желание саморазвиваться и самосовершенствоваться?

Начните с пеленок

В определенный момент жизни выражения «успех» и «успешный человек» стали для многих приоритетом. Поэтому нынешние мамы и папы стараются в первую очередь взрастить из маленького ростка интеллектуально развитую личность, а привитие духовно — нравственных качеств отодвигается на второй план. И это глубочайшая ошибка.

Да, такие детки будут восхищать окружающих своими знаниями и умениями. Однако если они при этом не усвоили, например как общаться со сверстниками и взрослыми, не осознают, что хорошо, а что плохо, капризничают по любому, не устроившему их поводу, - то о гармоничном развитии ребенка не может быть и речи.

Гармоничное развитие ребенка: кружки или индивидуальное обучение?

Но заметят ли подобный дисбаланс родители? И смогут ли они что-то впоследствии исправить? При таком положении дел в семье в лучшем случае вырастет успешный эгоист, который будет думать только о личном успехе, не считаясь с потребностями окружающих.

Поэтому благополучного во всех отношениях человека начинается не с обучающих кружков и секций, а дома, в семье, и с самого рождения с личностного развития. Ведь уже в младенческом возрасте в сознании ребенка откладываются определенные базовые установки, которым он будет следовать всю жизнь. Такие, например, как доверие или недоверие к окружающему миру, распознавание эмоционального фона близких, взаимоотношение членов семьи между собой и другие.

Ведь, все что нужно крохе для правильного развития – это ласковый голос близкого человека, мелодичные колыбельные, любящие и уважающие друг друга родители, ну и пальчиковая гимнастика.

Учимся и играем: личностное развитие ребенка

Далее, по мере взросления малыша, задача родителей постараться создать среду вокруг него насыщенной, интерес ной, разнообразной, информативной. И речь идет не только о том, что ребенка нужно тут же записывать во всевозможные кружки, едва он немного подрастет. Ведь когда мама идет с малышом по улице и рассказывает ему о происходящем вокруг, какого цвета одуванчик, чем питаются птички — это уже развитие.

Читайте детям сказки, не заменяйте их мультфильмами. Ведь что такое сказка? Это не просто занимательная история, а глубоко продуманная метафора, которая учить маленького человека самому главному: как вступать в это сложный мир, как преодолевать трудности и испытания.

Кроме того, благодаря сказкам ребенок учится фантазировать рисовать в воображении близкие ему образы. Мультфильмы же проделывают эту работу за малыша, поэтому личностное развитие ребенка невозможно представить без постоянного воображения и мечтаний.

Очень мягко и ненавязчиво приступайте к обучению: предлагайте малышу порисовать, слепить фигуру, сделать поделку, наклеить аппликацию, познакомиться с цветами и формами, рассмотреть на картинках домашних животных. Только стоит помнить, что в силу своих физиологических особенностей больше пяти минут на одном виде деятельности малыш сосредоточиться не способен.

Ребенок в возрасте до 3 лет больше всего хочет играть — это его основной вид деятельности. И уже в процессе игры он готов усваивать огромный объем информации, поэтому подбирайте доступные, легкие, веселые и занимательные варианты занятий.

Обратный эффект

Однако, подбирая для малыша обучающие занятия, важно соблюдать одно простое правило — амбиции родителей не должны превышать возможности маленького человека. Многие мамы из «общей песочницы» хвастаются, мол, мой полуторагодовалый ребенок начал заниматься английским, а другой карапуз уже пытается читать. Тем не менее, стоит задуматься: а нужно ли это ребенку в данный момент? Для чего ему в два года уметь читать? Или решать примеры на сложение и вычитание?

Конечно, эрудированный ребенок — это всегда гордость для родителей, но нагрузки не по возрасту могут привести к обратному эффекту в его близком и далеком будущем. Рано или поздно он наиграется в «раннее развитие» и начнет сопротивляться любой предлагаемой информации, новым занятиям. Это, в свою очередь, приведет к заторможенности в интеллектуальном и физическом развитии. А также может вызвать ряд психологических проблем в подростковом возрасте.

Информационный «бум»

Важно распознавать сигналы, свидетельствующие о том, что ребенок перегружен информацией. Уставший от всестороннего и всеобъемлющего обучения малыш обычно перестает слушать, постоянно отвлекается, не запоминает то, что ему говорят.

Кроме того, его тяжело уложить спать на ночь: вроде бы устал, хочет спать, но не может отключить мозг, который усваивает полученные за день сведения. Отсюда — истерики и капризы. В таких случаях родителям стоит немного сбавить обороты или вовсе дать ребенку временный перерыв, чтобы не отбить у него дальнейшую тягу к знаниям.

Свободное время

Важно предоставлять маленькому человеку столько свободного времени, сколько необходимо. Пусть он использует его исключительно по своему усмотрению. В этот период не нужно никаких обучающих методик, даже самых легких и ненавязчивых, ничего такого, что пришлось бы запоминать, осваивать и усваивать. Только играть!

Причем если малыш хочет вовлечь маму, например в строительство гаража из конструктора, не стоит отмахиваться ой, сынок, поиграй сам. Ребенок еще находится в том возрасте, когда общение ему необходимо как воздух, а внимание мамы — тем более.

Сегодня чувство ответственности за судьбу своего чада и стремление как можно глубже его развить настолько одолевает над современными родителями, что они готовы использовать каждую удобную минуту, чтобы чему-нибудь кроху научить.

Однако, по большому счету все, что нужно малышу в данном возрасте, это счастливое детство и любящие близкие рядом.

Эдипов комплекс

Эдипов комплекс – это совокупность бессознательных эмоций, чувств и представлений, формирующих личность человека в детском и подростковом возрасте. Автором данного комплекса является Зигмунд Фрейд, само же название восходит к древнегреческой мифологии.

Смысл этой теории заключается в том, что в период от двух до шести лет чадо «влюбляется» в родителя противоположного пола. Именно он является для маленького человечка . Дочка хочет, чтобы отец больше времени проводил с ней, старается быть милой, чтобы ему понравиться. Сын начинает проявлять мужские качества, стремится защитить маму, помочь ей.

После шести лет Эдипов комплекс переходит в следующую фазу, которая заключается в желании быть похожим на родителя своего пола. Девочка мечтает носить такие же туфли, как мама, пользоваться косметикой и делать красивые прически. Мальчик стремиться стать копией отца – интересуется его работой, просится с ним на рыбалку и т. д.

Многие слышали, что девушка выбирает мужчину, похожего на ее отца, а парень желает видеть в жене прообраз матери. Но если у человека тянущийся конфликт с родителем противоположного пола, то и его отношения не будут счастливыми и гармоничными. Он просто не верит в них, делая для себе приоритетными другие, часто лживые ценности.

Чтобы нормально разрешить Эдипов комплекс у ребенка, родителям нужно уделять разумную долю внимания всем членам семьи, не позволять ребенку расти эгоистом и всеми манипулировать. Не общаться на повышенных тонах, решать все споры спокойно.

Необходимо объяснять ребенку, что кроме него в любви нуждаются и другие и не надо ревновать к ним. Не приучать его спать вместе с родителями. У взрослых есть своя комната, а у детей – своя.

Вывод

Наблюдайте за своим будущим гением, чтобы понять его склонности и интересы, участвуйте в его играх, отвечайте на глупые вопросы, давайте ему возможность выпускать эмоции, выбирать занятие по душе, шалить. Как можно чаще будьте ему хорошим другом, который не контролирует, не требует демонстрации знании, а просто играет.


Мы все считаем себя современными и образованными людьми. Наука сделала большой рывок вперёд. Раньше и не слышали о сотовых телефонах и компьютерах, нанотехнологиях и биоинженерии… Вот только в воспитании детей мы применяем «доисторические» методы при всей уверенности в своих современных взглядах на жизнь. Да и откуда взяться знаниям о воспитании, если никто этому не учит? Хотя эта наука - одна из самых важных.

Все родители хотят видеть своих детей здоровыми, успешными и счастливыми. А глубоко в родителях прячется главный приоритет - полное послушание детей . Самое удивительное, что с наилучшими побуждениями мы калечим и ломаем самых дорогих нам людей - собственных чад. Благими намерениями…

Чувствую возмущение родителей в мой адрес… тех родителей, которые уверены в своей непогрешимости! Как же мы ? Бесконечные нравоучения, крики, кто-то и руку прикладывает. Упрёки, обвинения, критика, манипуляции, шантаж…

Давайте представим обычную ситуацию. Сын - лентяй. И что же ему говорит папа? «Я в твои годы уже… А ты… Из тебя ничего путного не получится, ты плохо учишься, не занимаешься спортом…» Этот список можно продолжать до бесконечности. И, казалось бы, родители правы. Хотят, чтобы сын, дочь хорошо учились, занимались спортом, а самое важное, опять же, слушались родителей.

Интересно, нравится ли самому папе, когда его жена говорит, что он такой-сякой, денег мало зарабатывает, дома ничего не делает? Папа-муж сразу кинется искать другую работу, мыть посуду, убирать носки или обозлится? Значит, с взрослым так нельзя, и схема эта не работает, а только приведёт к скандалу. А вот с ребёнком, пожалуйста, сразу перевоспитается. в свой адрес послушает или подзатыльник получит и тут же заучится на пятёрки. Куда же бедному парню деваться? Уйти не может, а в душе только и мечтает об этом. Вот и приходится ломать себя.

У нас школьная программа одна на всех. И большая часть знаний забывается моментально и никогда в жизни не пригодится. А учить почему-то надо. Как же не учить? Так положено. Как же понять, к чему ребёнок стремится, как рассмотреть его талант? Не бывает никчемных детей, бывают никчемные родители, которые в погоне за оценками забывают о более важных вещах. Не нравится ему математика, физика, химия. Читать любит или рисует хорошо. Но разве успеешь развиваться в любимом деле, если за тройку по математике тебя накажут. Настолько детей задолбали, что они сами не вспомнят, что же ИМ нравилось.

Большая нагрузка в школе, большой объём заданий на дом. Руки у взрослого опустятся, а тут психика детская! Вот и плюнул мальчишка на учебу, всё равно всё выучить невозможно. Да и поверил, что он дурак. Взрослые, а у Вас разве по-другому? Накричал начальник, Вы целый день не в себе. Постоянно плохо с Вами разговаривает, Вы будете искать новую работу. Вас это расстраивает, с Вами так нельзя, Вы гордый. А что, дети - не люди разве? Или будем считать, подумаешь, поругали, отчитали, только на пользу пойдёт? На какую пользу? В школе детей ругают, с приятелями тоже проблемы бывают. Домой придут, а тут мы, родители, поджидаем, чтобы свою порцию оскорблений выдать.

Был у нас один парень в классе. Один раз побаловался, так и прослыл хулиганом. Если другим с рук сходило, то его обязательно наказывали. В школе - учителя, дома - родители. И нам, одноклассникам, внушили, что плохой он, «трудный». Учителя – умные, знают, как детскую психику сломать. В общем, поверил мальчишка в то, что он плохой. И стал плохим. Узнала я, что после школы в тюрьму угодил. Получается, правы были учителя?! Только никто не обратил внимания, что ученик рисовал на уроках, замечательно рисовал - нас, учителей, природу, что в окне видел. Скучно ему было на уроках. И учителя, надо признать, в большинстве случаев неинтересно материал преподносили. Встретила я его через много лет после школы. Он знаменитый дизайнер. Начитанный, воспитанный, эрудированный. У него семья. К сыну своему бережно относится. Понимает. Это хорошо, что так закончилось, нашел себя. А могло быть все совсем по-другому.

Вот ещё удивительно, почему родители считают нормальным ударить ребёнка? Придет тот же папа-воспитатель на работу, а начальник его тоже искренне неправым посчитает, бах - и оплеуху, чтобы лучше работал! Мама из лучших побуждений дочку критикует - прическа у тебя плохая, поведение ужасное, вообще ты ленивая. Та же мама знает, что с подругой так нельзя. Десять раз подумает, что сказать, как бы не обидеть. Покритикуй она своих знакомых, как дочь, одна останется. А ребёнку деваться некуда, терпеть приходится. Мама, папа считают, что потом ещё спасибо скажет. За что только? За неуважение, за постоянную критику?

Как же воспитывать?

У меня в школе по истории была, НАСТОЯЩАЯ, для которой дети важнее амбиций. И предмет интересно рассказывала. Она к каждому ребёнку подход нашла. Мне дала понять, что я умница и что она гордится такой ученицей. Как же я могла урок плохо выучить?! Старалась не просто выучить на отлично, ещё и учительницу порадовать, что-то не из школьной программы найти. Евдокия Романовна знала, кому какую оценку поставить, чтобы ученик веру в себя не потерял. У неё двоечники старались, не хотели ЕЁ огорчать. Она ведь родителям не жаловалась, на нас не кричала. Просто расстраивалась. Себя винила, что не смогла заинтересовать. Мы у неё дополнительные уроки выпрашивали.

Зато учитель физики у нас решил, что класс средний, не выдающийся. Всё кричал и собрания родительские устраивал. На нас кричал, да и родителям доставалось. Бился за успеваемость! Но чем он больше бился и воспитывал, тем хуже мы у него учились.

Так как же НЕ воспитывать? Да любить надо, время находить на детей! Крикнуть - это легко и быстро, а вот поговорить, объяснить, подход найти - гораздо труднее. Мамина подруга звонка ждёт. Это важнее. Папу - диван и дожидаются. Подзатыльник дал, крикнул и на диван. А дети неблагодарные слушаться не хотят.

Родители стараются детей от ошибок уберечь, на путь истинный наставить. Всё вроде бы правильно. Но не хотят дети ошибок избегать и не научатся на ВАШЕМ опыте. У них свой опыт должен быть, свои ошибки. Ну и потом дети - всё-таки не Ваши копии. Наверное, у них и своё мнение есть.

Первое время я со своей дочкой уроки делала, потом объяснила, что она уже большая и умная, должна сама попробовать. Целую беседу с ней провела, объяснила, что помогу, если совсем не справится. Но я в неё верю. Единственное, что спросила моя Принцесса: «А за двойки ругать будешь?» Двоек она не получала, и я очень удивилась, откуда такой вопрос возник. Спросила у нее. Оказывается, мама её подружки пришла в школу и отругала свою дочь за двойку по английскому языку при всём классе. Вы представляете, что та девочка пережила?! Будет потом маму еще долго «благодарить». Хорошо, что в школе психолог грамотный, помог. Я своей доченьке объяснила: за что же её ругать, она и сама за двойку расстроится. Наоборот, помочь надо, разобраться. Старается моя малышка. Не потому, что боится!

Ещё одна заморочка родительская - «бить» по самому больному. Мы тебя кормили, одевали, лечили. Жизнь на тебя положили, а ты неблагодарный. Так это обязанность родителей. И они для себя. По идее, радость должны испытывать по отношению к ребёнку. А получается, дети как обязанность или повинность. И родились исключительно для того, чтобы волю и желание родительские исполнить. Не люблю слово БЛАГОДАРНОСТЬ. Если по любви что-то делаешь, благодарности не ждёшь. Вместе с ребёнком огорчаешься и радуешься. Ну, а если по обязанности, то, конечно, без благодарности трудно.

На собраниях родительских принято на детей жаловаться - учиться не хотят, за деньги экзамены планируют сдавать, дипломы фактически покупают. Ох, плохие нынче дети. Кто их такими сделал? Кто платить, взятки давать научил? Ещё более младшие дети? Или всё-таки хорошие взрослые? Кто по телевизору о сексе постоянно говорит, разврат показывает? В семье грубо разговаривают. В школе терроризируют. С друзьями не ладится. Ну, ничего, ты же ребёнок, переживешь!

Как вырастить умного ребёнка? Попробуем найти ответ в личном опыте тех, кто уже сумел воспитать детей с выдающимися интеллектуальными способностями.

Новосибирский школьник Максим Борисов – финалист телеигры «Самый умный». На протяжении нескольких лет он принимает участие в проекте, удивляет зрителей своей эрудицией и глубокими знаниями.

В этом интервью мама Максима, Татьяна Юрьевна отвечает на вопросы, есть ли у неё какие-то собственные секреты обучения, с какими проблемами сталкиваются родители одарённых детей и как школа может убить интерес к знаниям.

— Многие мамы, вдохновившись идеями раннего развития, учат малышей с двух месяцев читать, с трёх - считать, в надежде, что в школе ребёнок будет показывать выдающиеся результаты. У вас есть собственные секреты воспитания?

— В ситуации с Максимом процентов восемьдесят заложено генетикой, я в этом уверена абсолютно. Потому что когда совершенно независимо от твоих усилий ребёнок в три года, ещё не умея толком говорить, начинает читать бегущую строку, по-другому это невозможно объяснить. Есть такое выражение «природа отдыхает», я думаю, природа отдохнула на мне, потому что мне всё доставалось с трудом – и отличная учёба в школе и всё остальное.

А у Максима как-то всё легко и само по себе, с малолетства. Первая книжка, которую он начал читать - толстенный справочник товаров, в нём маленькие картинки и подписи к ним. Он сидел и листал их до бесконечности. Начал показывать буквы, ещё когда не умел говорить. Читать стал сразу словами. До сих пор не понимаю, как это всё происходило, но о том, что слова делятся на слоги, он узнал, только когда пошёл на подготовительные занятия к школе.

Читал он всегда очень много. Каждый день мне нужно было вернуться домой с работы с какой-нибудь книжкой, любой, даже самой маленькой. С малолетства он включал в речь какие-то фразы из книг. Так однажды в песочнице, когда я забирала его домой, он громко произнёс: «Друзья, смеркается, не пора ли нам по домам!». Мамочки рты пораскрывали, дети вообще не поняли, о чём это он.

Никаких специальных методик или занятий у нас не было. Он был самым обычным, далеко не идеальным, очень шумным ребёнком. Даже если он читал книги, он тут же бегал, одновременно могло быть открыто три книги.

Действительно необычно то, что память у ребёнка феноменальная, этого не отнять. Но это всё было дано природой. И я думаю, что большинству детей по определению очень много природой отпущено. Просто кто-то из родителей в силу занятости сажает ребёнка в три года за компьютер, и он там пропадает навсегда. А кто-то не сажает. У нас, так получилось, компьютер появился уже в классе седьмом. Поэтому всё детство Максим читал книги, в основном энциклопедии.

И, как ни странно, нашим другом был телевизор. Ребёнок смотрел на всё широко открытыми глазами. Тогда появились первые познавательные каналы, вроде Animal Planet, смотрел их и мультфильмы. Он впитывал всё в себя, как губка. Единственное, что нам оставалось, это не мешать, а помогать: покупать бесконечные книжки, игрушки, кассеты.

В четыре года мы стали учить Максима английскому, на шахматы записали. Если ребёнок быстро всё схватывает, надо было его чем-то занимать.

Мы самые обычные люди. Я не знаю, откуда у него всё это, природой дано. Я до сих пор, когда мне нужно до него достучаться, говорю: «Тебе столько отмеряно, что если ты это не будешь использовать, Господь тебя накажет».

— Получается, как будто он сам всему научился?

— Далеко не всё было гладко. Были проблемы с любыми занятиями, связанными с мелкой моторикой. Он не брал в руки карандаши и ручки, не хотел писать, а я насильно не заставляла. Ему не была интересна лепка или конструкторы. До сих пор, всё что нужно делать руками, не любит.

С почерком проблемы. Когда мы поступали в первый класс, на тестировании психолог попросила нарисовать рисунок на тему «я пошёл в школу». Максим пыхтел долго, приносит рисунок: на листке наискосок какой-то заборчик. Вгляделись и видим, он написал «я пойду в школу» одной строчкой. Не нарисовал, а записал фразой, так как понял. Он через буквы и фразы воспринимает этот мир.

И при этом терпеть не мог писать сочинения. Я до сих пор помню его первое сочинение в школе. Дали задание на дом: написать текст из пяти предложений про осень. Написал, подхожу, читаю: «Осень. Тихо. Падают листья. Иногда идёт дождь. Какая прекрасная пора

— Может быть, это чувство юмора такое тонкое!

— Да какое там чувство юмора! Нет, лень двигатель прогресса. Вообще я никогда не заставляла его особо что-то делать, не хочешь рисовать - не рисуй, возьми книжку почитай. И особых проблем никогда не было. Главное, чтобы было чем заняться. Это был главный «гундёж»: давай что-нибудь поделаем, давай поиграем. Это так трудно, с такими детьми надо постоянно разговаривать, не отмахиваться. Вот мы гуляем по зоопарку четыре часа, домой приходим, укладываю спать, сажусь рядом, и он просит рассказать ему о том, как мы с ним ходили в зоопарк. Представляете, сижу час и рассказываю: «Мы с Максимом сегодня ходили в зоопарк, он там видел медведя, ел мороженое…». Зачем ему это надо было?

— И всё-таки о раннем развитии детей, вы «за» или «против»?

Мне все мои друзья говорят, что я «балованая мать». Потому что мне кажется, что все дети такие. Со мной спорят, а я пытаюсь доказать: они все талантливые, просто вы этого не замечаете.

Моё убеждение: если что-то не дано, не стоит мучить ребёнка. Не надо мамочкам реализовывать в детях собственные амбиции, надо просто остановиться, посмотреть и послушать своего ребёнка. Да, он не станет никогда ни счетоводом великим. Но, может быть, у него руки золотые, и его нужно вовремя отдать в художественную школу. Не мучить его с чтением, а купить карандаши и краски, позволить изрисовать ваши обои, и, может быть, это и будет для него самым лучшим. И дальше в нём эти способности развивать, пускай даже он при этом будет иметь самый средний интеллект.

Другой ребёнок любит спорт, и пока он маленький, ведите его в фигурное катание или в бассейн. Пускай он не станет знаменитым спортсменом, но с малолетства будет в нём заложено стремление к лидерству. Но здесь, конечно, нужно всегда быть в напряжении, чтобы это стремление к лидерству не привело к чему-то плохому. Это трудно, это работа. Мало наклеить табличек, следуя методикам, пока он маленький. Гораздо сложнее воспитывать детей, когда они начнут подрастать. Они становятся такими неуправляемыми.

Нужно прийти к пониманию того, что дети нам ничего не должны. А мы вот обязаны, потому что мы их дали им жизнь. Я не говорю, что их нужно одеть в самое лучшее или накормить самым вкусным, нет, мы должны им в плане отношений.

— То есть, по вашему мнению, наблюдать и поддерживать достаточно, чтобы из ребёнка вырос умный и успешный человек?

— Я убеждена, чтобы ребёнок правильно развивался, нужны три составляющие .

Первое , это, конечно, поддерживать то, что дала природа, помогать развивать.

Второе - окружение, оно имеет огромное значение. Человек - создание не статичное, он постоянно меняется и либо дотягивается до уровня тех, кто умнее и успешнее, либо становится хуже, чем есть, равняясь на окружающих людей. Всё зависит от того, кто рядом. Я иногда завидую семьям академиков: показывают их в каких-то программах, за спиной - книжные стеллажи во всю стену. Представляете, как такая среда сама по себе воспитывает!

Ну и третья, очень важная составляющая - педагоги. Прежде чем повести ребёнка в школу, не надо смотреть на её регалии и престиж. Сходите и посмотрите в глаза учителям младших классов, и вы сделаете правильный выбор.

Нам очень повезло с первой учительницей, они отлично с Максимом сошлись по темпераменту, она его понимала и заинтересовала учёбой. Он из школы не хотел уходить! Он очень любил выступать у доски и расстраивался, когда его не спрашивали. Она умела найти подход и объяснить, что он не один в классе и у доски должны отвечать все, а не только он. Потом тоже были очень хорошие учителя. Максим любил выступать на научно-практических конференциях. Однажды делал проект по экологии, и учительница всместе с ним ходила на улицу брать у прохожих интервью: «Что вы думаете насчёт загрязнения окружающей среды?». В итоге удивительная работа получилась.

А на следующий год была другая учительница, просто дала книжек почитать. И на этом как-то интерес утих. Педагоги играют очень важную роль.

В средней школе вообще интерес к учёбе пропал. Вместо любимой учительницы пришла педагог старой формации, которая говорила, что «он звездит». В итоге они не нашли общий язык. А я понимала, что он не охладел к информации, а просто исчез живой интерес к учёбе и школе. Я считаю, что это проблема нашего образования, среднее звено в школе провальное, 30% детей «теряются» как раз в этот период.

— В нашей стране «одарённые дети» – особая категория школьников. На ваш взгляд, достаточно ли ресурсов и возможностей, чтобы такие дети могли разивать свои таланты?

— В моём понимании, возможности есть, но их нужно уметь разглядеть и правильно использовать. Проходят олимпиады, конкурсы, но нужно о них вовремя узнать и найти подходящие. Многое зависит от школы. Есть ли там учителя-энтузиасты, заинтересованные в продвижении своих учеников. И конечно, от родителей, которым тоже нужно быть в теме, интересоваться. Для начала нужно захотеть заниматься развитием своего ребёнка.

— На сайте программы «Самый умный» постоянно повторяют, что «умным быть модно». Вы согласны с этим утверждением?

— Согласна абсолютно. Если применять терминологию наших детей, то есть «ботаники», а есть умные. Вот «ботаники» как раз не умные, а просто заучки. А умным быть даже не столько модно, сколько важно. Мне кажется, сейчас довольно много таких детей, которые совсем не такие, как наше поколение. Они просто фантастические дети, с необыкновенным интеллектом, невероятным объемом знаний, информационные ходячие энциклопедии. Это люди новой формации. И мне кажется, именно они принесут что-то новое в нашу жизнь.

Они, мне кажется, изначально рождаются уже с каким-то запасом знаний, только потом одни вспоминают больше, а другие меньше. Они обсуждают темы, которые требуют широкого кругозора. Когда встречаются с ребятами из телепроекта, обсуждают не шмотки или путешествия, а спорят на какие-то сложные темы, апеллируя к фактам, датам, фамилиям, которые я даже и не слышала никогда. Если у тебя нет этого запаса знаний, о чём и с кем ты будешь разговаривать? А так им интересно общаться друг с другом. Так что, мне кажется, не надо сейчас грешить на детей.

Но при всём при этом, они такие конформисты. Они умеют говорить то, что хотят слушать, то, что от них ждут. Главное, чтобы отстали. Приведу пример. У нас полугодие заканчивается, а пятерок Максим получил не достаточно, на мой взгляд. Едем в машине, он мне говорит: «Мам, я понимаю, я полгода ваньку валял, не учился. Всё, надо со следующего полугодия взяться за ум». Я всё слушаю, когда он замолчал, говорю: «Ты мне всё это говоришь, чтобы я сама не тратилась на эти речи?». То есть он сказал всё то, что я по этому поводу думаю. Как-то умеют они приспосабливаться, чётко знают, чего от них хотят и «на тебе, мама».

— А на самом деле хотят чего-то другого?

— Вот вы знаете, самое страшное, что на самом деле они ничего не хотят. Вернее, они не знают, чего хотят. Мы, их родители, выросли во времена, когда нас отпускали гулять с ключами от квартир на шее, был один на всех во дворе велосипед. Мы к моменту рождения наших собственных детей ещё сами не наигрались в игрушки, и поэтому, как только появилась возможность, стали буквально закидывать их всем. У них всё есть, им нечего хотеть.

Мы о чём мечтали? Чтобы во всём мире был мир, чтобы не было войны, потому что бабушки и дедушки наши воевавшие были ещё живы и это было нам близко. Мы живо обсуждали историю девочки, которой доктор пообещал выздоровление, если она соберет тысячу бумажных журавлей, и искренне хотели, чтобы эта девочка не умерла. Я нисколько не придумываю, так большинство из нас думали. Мы переживали за угнетённых в Африке, про которых нам рассказали на уроках политинформации и радовались, что живём в Советском Союзе, и у нас такого нет.

Поймите, это не ностальгия. Просто у современных детей такого нет, они этого хотеть не могут по определению. Нет идеи как таковой. О чём они могут мечтать? Чтобы наша экономика стала лучше? Да вряд ли. Обладать каким-то запасом знаний? Да их и так полно. Это хорошо, если ребёнок, например, в детстве нашёл собачку раненую и понял, что всю свою жизнь посвятит животным, и все его мечты и планы вокруг этого строятся. А если не нашёл своё?

Сегодня им не надо соревноваться, они все одинаковые. Вот мы, наше поколение, почему такие: всё берём и берём, потому что мы начали с одного уровня жизни и всё время достигаем чего-то. А у них и так всё есть, они сытые. Они отдыхают за границей. Мы не олигархи, но даже семья со средним достатком может позволить себе отправить ребёнка, например, учиться языку в летний зарубежный лагерь. Есть возможности. Я недавно сына спрашиваю: «Хочешь в Австралию на лето?» – такое ощущение, что в Тогучинский санаторий я ему предложила поехать.

Они очень просто относятся к деньгам. Даже если один разговаривает по айфону, а другой по простому телефону, они всё равно одинаковые, и им хорошо. У Максима и ребят, с которыми он общается, совершенно нет «вещизма», заставить купить новые джинсы невозможно, ему не надо.

Я недавно была в Австрии, и меня там поразили люди: они тоже ничего не хотят! У них всё хорошо, у них чистые, незамутнённые тревогой лица. И у них всё просто: если он сын пекаря, то будет пекарем всю жизнь. И ему от этого хорошо, у него достаток, он социально защищён, он печёт вкусные булки, которые нравятся людям, у него достойный образ жизни. Может быть, и наши дети к такому отношению к жизни постепенно идут.

Максим, при всём своём развитом интеллекте, выдаёт хороший, но средний результат. Мне-то надо лучше, мне надо больше пятёрок, чтобы на все олимпиады ходил и побеждал! А он всё время: «А зачем?». На все предложения «Мне не надо, мне и так хорошо».

— Вы не боитесь, что при таком отношении к жизни, при всех великолепных данных ребёнок просто не найдёт себя?

— Когда я над этим задумываюсь, меня это, конечно, тревожит. С одной стороны, он, конечно, амбициозен. С другой – не хочет ничего никому доказывать и очень ленив, по моим меркам.

Мне говорят: «Ты много хочешь от него». Но я уверена, чем выше планка, тем лучше. Пусть он не допрыгнет до неё, но он прыгнет явно выше, чем если заранее опустить планку. Так бы ходил легко и перешагивал.

Я понимаю, что тот уровень жизни, который мы сейчас имеем, он обеспечит без особого труда. В нашей стране нехватка кадров катастрофическая, это я вам как предприниматель говорю, у меня свой маленький бизнес. Если человек что-то из себя представляет, то можно вырасти. Пахать, конечно, нужно, но успехов можно добиться любому человеку, и без «богатого папы». Разница лишь в том, что стартовые возможности у всех разные, кто-то начинает с хорошей финансовой подушки, а кто-то с нуля.

А может быть, и не нужно стремиться быть олигархом. Если он не добьётся каких-то особых успехов, я к этому готова. Я просто знаю цену этих успехов. Я хочу, чтобы у меня был счастливый и здоровый ребёнок, и чтобы он дожил до старости. Главное, чтобы бревном на диване не лежал. Может быть, так должно быть, что лучше заниматься в жизни тем, что нравится, не напрягаясь. И может быть, Максим будет счастлив работать экскурсоводом в музее или обсерватории, тут вам и благодарные слушатели, и есть, где показать свои знания. Я для себя решила: всё что я могла ему дать, я в него вложила, а дальше, как будет. Главное, чтобы был счастлив.

Напрямую зависят от атмосферы, в которой они воспитываются. Доброжелательная обстановка позволит ему чувствовать себя раскрепощенно, уверенно. Он не будет бояться задавать вопросы, а, значит, будет развиваться. С самыми маленькими просто разговаривайте. Чем больше речи малыш будет слышать ежедневно, тем выше будет уровень его интеллекта.
Покупайте ребенку игрушки: кубики, которые нужно складывать по цветам, мячики, звучащие игрушки. Играя ими, он будет больше узнавать и осваивать новые для него навыки.

Давайте ребенку возможность высказывать свое мнение. Важно научить его мыслить самостоятельно. Если вы при любом удобном случае будете поправлять его и , и говорить не нужно, он никогда не сможет произвести на свет ни одной интересной мысли. Поэтому разговаривайте со своим малышом. Задавайте ему вопросы и внимательно выслушивайте его , какими бы странными они вам не казались. Если какая-то из его идей кажется вам ценной или интересной, просите развить ее, задавайте наводящие и дополнительные вопросы. Разговаривайте с ним, как со взрослым, дайте понять, что его мнение для вас очень ценно. Никогда не говорите своему ребенку: «Ты слишком маленький, чтобы это понять». Ребенок не должен думать, что он еще не готов к самостоятельному мышлению - это сковывает и рождает комплексы, которые мешают развиваться его интеллекту.

Погружайте ребенка в мировую культурную среду. Вы можете брать его в театр, на концерты, читать ему вслух книги, вместе смотреть хорошее кино. Сознание ребенка будет впитывать все, как губка. Только не забывайте обсуждать с ним увиденное и услышанное: «Тебе понравилось кино?», «А кто из героев был самый хороший в фильме? А почему он хороший? Что он сделал?», «А кто самый плохой? А почему он тебе не понравился?» Когда ребенок подрастет, просите его записывать свои мысли и оценки по разным поводам. Это приучит его к постоянной интеллектуальной работе, даст почву для размышлений. С уже подросшим ребенком не бойтесь спорить, даже провоцируйте его, но по-доброму, чтобы он умел отстоять свою точку зрения.

Показывайте собственным примером, быть умным и мудрым. Это очень важно. Вы можете тысячу раз объяснить ребенку, хорошо, а что плохо, но если он увидит, что ваши действия расходятся с вашими словами - будьте уверены, он повторит ваши ошибки, и научится обманывать себя и других очень быстро.
Поэтому прежде чем какой-либо поступок, подумайте, а как это отразится на вашем ребенке, какой урок он усвоит. Ровно тот, который вы преподадите ему своим поведением. Будьте внимательны, ответственны, мудры сами, помните, что яблоко от яблони не далеко .

Видео по теме

Обратите внимание

Иногда оставляйте ребенка одного. Сами вы можете быть недалеко, но давайте ему возможность проявить самостоятельность, позаботиться о себе или о ком-то другом.

Полезный совет

Занимайтесь с ребенком развивающими играми. Лучше всего отдать его в какой-нибудь кружок, в художественную или музыкальную школу. Такая культурная подпитка будет развивать его способности и ум.

Совет 2: Как воспитать умного и целеустремленного ребенка

Воспитать умного ребенка – мечта каждого родителя. Ведь стремление к саморазвитию станет благодатной основой для формирования успешной и полезной обществу личности. И ответственность за это должны брать не только педагоги и психологи... Познакомимся с советами магистра интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» Максима Поташева о том, как воспитать умного ребенка.

Не стоит планировать будущее за своих детей

Это самое первое и главное правило. Некоторым родителям свойственно еще до рождения малыша продумывать то, в какой школе и с каким уклоном будет он учиться, какой кружок посещать, каким видом спорта заниматься. Такой подход только ограничит вашего ребенка, сформирует закомплексованную и слабовольную личность. Разве об этом вы мечтаете? Правильнее будет предоставить ребенку выбор. Он сам должен определиться с видом научного и спортивного занятия. Конечно, на это ему понадобится время. Но дорогу проб и ошибок ребенку пройти необходимо. Родители могут только направлять, а не отбирать право выбора.

Не стоит «дрессировать» своего ребенка

Что это значит? Часто родители буквально «дышат» над своим чадом, когда тот делает уроки или занимается каким-то делом. При этом они постоянно комментируют, одергивают, считают, что помогают, но мешают… как думаете, что вы получите в итоге? Подавленного и нерешительного ребенка, который вряд ли будет безропотно уважать вас. А можно ведь поступить иначе, это даст гораздо больший и положительный результат. Станьте примером самостоятельности для своего малыша. Предлагайте ему помощь. А в случае отказа не настаивайте и не контролируйте.

Источники знания должны быть разными

Каждое время имеет свои особенности в плане темпа познавательной деятельности. И получать полезную информацию из книг и от учителей – согласитесь, как-то мало в век цифровых технологий. Не мешайте ребенку, если он по какому-то вопросу «завис» в Интернете. Пусть даже это не будет касаться учебы. Сам процесс поиска необходимого знания весьма важен для развития ребенка. Наоборот, поощряйте детский интерес. Например, можно купить электронную книгу, или «читалку», либо самим находить интересные сведения о мире и делиться ими с ребенком.

Не стоит запрещать, лучше увлечь

Еще один совет от Максима Поташева. Дети всегда найдут обходные пути запретов. Тем более, подобные ограничения испортят ваши доверительные отношения с малышом. Правильнее опять-таки взять на себя роль «направителя» и попробовать увлечь ребенка в более полезную, на ваш взгляд, сторону. Например, если его захватили компьютерные игры, не кричите, не топайте ногами и не запрещайте. Предложите лучше игру, которая будет развивать его.

Не стоит ребенка учить, правильнее учить учиться

Как бы вы ни заставляли, ни читали нотации, ребенок будет идти по своему пути. Не надо назидательно контролировать его увлечения, критиковать. Задачей каждого родителя, по мнению Максима Поташева, является не научить, а научить учиться. Необходимо интересовать, мотивировать, увлекать. Еще лучше – быть достойным примером для ребенка.

Также не стоит забывать о том, что ваш малыш должен быть всесторонне развитым. Поэтому делать упор только на интеллектуальную деятельность – ошибка. Спорт и искусство – неотъемлемая часть правильного воспитания. Командные спортивные соревнования, творческие конкурсы тоже тренируют ум. Все это великолепная возможность направить ребенка к успеху и созиданию.

С появлением ребенка в семье молодые родители все свое время и силы пытаются отдать малышу. И это не удивительно, ведь дети - это огромная ответственность. Ребенку хочется дать все самое лучшее. И не только в материальном плане. Все родители прилагают очень много стараний, чтобы их малыш вырос максимально образованным, смышленым, эрудированным и талантливым человеком. Интеллектуальное развитие ребенка - процесс довольно сложный, и прежде чем приступить к нему стоит изучить как можно больше информации, касающейся этой темы.

Первое, что нужно знать родителям: интеллектуальное развитие ребенка должно соответствовать его возрасту

Ни в коем случае не стоит требовать от ребенка большего, чем то, на что он способен на данном этапе его жизни. Нельзя загружать все свободное время малыша разнообразными кружками и занятиями. У него должно оставаться достаточное количество часов для простых игр дома или на улице с друзьями. Не нужно бояться, что таким образом он заимеет плохие привычки или вырастет не достаточно трудолюбивым. Наоборот, общение с другими ребятами поможет найти ему свое место в социуме.

Правило номер два: нельзя силой заставлять малыша чем-либо заниматься

В противном случае у него пропадет вся охота к изучающему предмету. Ребенка нужно правильно мотивировать, умело заинтересовывать, чтобы в последствии он увлекся этим самостоятельно. Для получения такого эффекта родителям следует больше времени проводить с малышом: вместе читать и играть. Важно показывать пример своему чаду и быть для него эталоном.

Третье правило: нужно всегда поддерживать ребенка

К чему бы проявлял или не проявлял интерес ваш малыш - он должен чувствовать опору в лице своих мамы и папы. Рекомендуется с самого начала создавать в семье доверительную атмосферу понимания и всегда её придерживаться. Будьте уверены, это очень облегчит воспитание ребенка в его подростковый период.

Существуют специальные тесты для определения уровня интеллектуального развития детей. Они дают практически полноценную информацию, которая требуется для того, чтобы понять насколько правильно и своевременно проходит развитие у малышей.

Для каждой возрастной категории существуют свои определенные задания. Например, детей дошкольного возраста могут попросить вырезать картинки. При этом оцениваться будет скорость работы и качество вырезанного. Определяют таким образом наглядно-действенное мышление малышей.


Чтобы проверить память и логику, детям могут показать два набора картинок (например, животных). На одних будет не хватает какого-то элемента, а на других - будут изображены как раз те недостающие части. Задание малышей - как можно быстрее определить чему чего не хватает.


Существует и обратный тест: показывая набор специальных картинок, деток просят определить, что из показанного лишнее. А для ребят постарше (школьного возраста) есть задачки на время с использованием кубика-рубика.


Стоит поставить ударение на то, что каждый малыш индивидуален. Если тест не дал желаемых результатов - расстраиваться не стоит. Некоторым детям, в силу своей генетики и особенности, может понадобится немного больше времени для интеллектуального развития и познания окружающего мира. Это совершенно нормально и естественно.