Как помочь ребенку выстроить правильное отношение к порядку. Как приучить ребёнка к порядку: советы для родителей

(9 голосов : 4 из 5 )

Аккуратность редко бывает врожденной чертой характера, скорее, это приобретенное качество. Когда в доме есть активные, много играющие дети, бывает трудно поддерживать безупречную чистоту. И в то же время упорядоченный мир нужен детям. Представление о порядке многие берут из семьи, но, даже если родители направят все силы на то, чтобы дети были чистоплотными, нет гарантии, что они обязательно станут собранными и педантичными. Играет роль темперамент, особенности характера, возрастные кризисы. Взрослые стараются научить детей быть внимательными к внешнему виду, порядку в комнате и общей организованности. Но не менее важно подойти к воспитанию аккуратности так, чтобы стремление к чистоте не превратилось в одержимость и не оказывалось больной темой как для старших членов семьи, так и для младших.

Объяснить ребенку, для чего нужен порядок в делах и вещах – задача не из легких. Дети не любят нотации, а причины, которые имеют значение для взрослых, могут не срабатывать с детьми. Поэтому в каждом индивидуальном случае нужно почувствовать, какая мотивация может сработать:

Порядок – это удобно. Когда ничего не забываешь, а нужные вещи находятся на своих местах. Подскажите ребенку, что важный номер телефона не потеряется, если его записать не на клочке бумаги, а занести в записную книжку или телефонный контакт-лист. Купите несколько папок с разделителями, в которых можно хранить художественные работы, и пусть во время следующего приезда бабушки с дедушкой ребенок продемонстрирует им свои рисунки, а вы порадуетесь вслух: как удобно показывать гостям альбом, в котором рисунки хранятся аккуратно.

Порядок – это необходимо. В учебе аккуратность пригождается при умении писать в прописях, обводить по пунктиру, проверять ошибки в диктанте и при выполнении многих других заданий. Похвалите малыша за то, что не зашел за контур, раскрашивая картинку, а школьника – за то, что обошелся без помарок, переписывая упражнение из учебника. Получив хорошую оценку за аккуратное выполнение работы или услышав учительскую похвалу за красивый почерк, дети прочувствуют всю важность тщательного подхода.

Порядок – это приятно. Отличная мотивация для детей – это гости-сверстники, которых им нравится приглашать в свою чистую комнату. Пусть ваш дом будет открыт для друзей, и тогда детям будет в удовольствие наводить порядок перед их визитом.

С аккуратным человеком комфортно окружающим. Приятно общаться с тем, кто опрятно одет, не забывает, во сколько нужно прийти на дружескую встречу и не устраивает беспорядок на территории, которую делит с другими (например, за школьной партой или в общей комнате летнего лагеря). Может быть, вы вспомните, как недавно пришлось пропустить начало мультфильма в кинотеатре, а затем, извиняясь, пробираться через половину ряда из-за того, что дома долго не могли найти ключи, не повешенные на привычный крючок, а почему-то оказавшиеся в варежке. Или в вашем семейном опыте найдется другая похожая история. Иногда детям необходимо увидеть минусы от невнимательного отношения к вещам, ко времени или к порядку, чтобы в будущем быть аккуратнее.

Как помочь ребенку навести порядок

Родители могут быть удивлены тому, что у детей существует собственное представление о порядке, которое отличается от заданного в семье. Однажды знакомая призналась, что ее восьмилетний сын, у которого талант – захламлять пространство вокруг себя, во время семейного путешествия и проживания в отеле убирал вещи на место. Когда его спросили, почему дома он не делает то же самое, ребенок ответил, что ему нравится, что в отеле мало лишнего, поэтому не хочется загромождать красивый номер беспорядком. Это откровение стало для родителей поводом подумать, что, возможно, в домашней детской комнате слишком много вещей. Так было принято решение избавляться от лишнего. Если похожая проблема существует и в вашем доме, нужно просто с чего-то начать:

— вместе с ребенком разделить комнату на квадраты и убирать по квадрату в день. При таком способе большое задание, которое сначала представляется невыполнимым, разбивается на маленькие, и их удобно делать по шагам. Помогите ребенку в начале пути: покажите, куда сложить машинки, а куда мягкие игрушки, рассортируйте несколько предметов вместе, а затем оставьте малыша заканчивать дело;

— предложить детям украсить комнату по их вкусу: с большей охотой они будут поддерживать порядок в комнате, если им будет нравиться, как она выглядит. Также важно, чтобы дети чувствовали, что это их территория, даже если речь идет не о целой комнате, а об игровом или творческом уголке в квартире. Признавая ответственность за порядок в своем уголке, дети могут организовать хранение вещей по своему вкусу, а не только так, как подскажут взрослые;

— отказаться от большого количества игрушек. Скопление машинок, кукол и разных мелочей обычно и является главной причиной хаоса в доме. Если сократить общее количество покупаемых игрушек не удается, договоритесь о том, чтобы держать на виду лишь часть игрушек, а остальные убирать на антресоли или балкон, периодически меняя их местами;

— определить для каждой вещи свое место. Чтобы у ребенка был ориентир – что и куда класть, родители могут сфотографировать комнату с правильно разложенными вещами и повесить фото на стену;

— организовать пространство так, чтобы уборка была простой, а вещи можно было легко найти. Используйте контейнеры с понятными ребенку надписями или наклейками, папки с файлами для школьных бумаг, перегородки для носков и белья, чтобы они были сложены отдельно и аккуратно, а также ящики для строительных инструментов с прозрачными отсеками, в которых удобно хранить мелкие детали конструкторов;

— ввести ежедневные обязанности, которые станут детским вкладом в наведение домашнего порядка. Разрешите детям выбирать из предложенных обязанностей те, с которыми они будут лучше, по их мнению, справляться;

— прибегать к помощи электронных устройств и наглядных помощников: маркерных досок, ярких стикеров, календарей, органайзеров в компьютере или телефоне. Подскажите, что оповещения в телефонном календаре помогут не забыть о днях рождения друзей и родственников, стикеры удобно использовать как текстовые закладки-напоминания в книгах, учебниках или дневнике, а на доске можно написать распорядок дня или список дел и заданий которые необходимо сделать.

Также можно постепенно научить детей некоторым приемам, благодаря которым поддерживать порядок будет не так утомительно:

— убирать по пути, класть на место то, что взял, закрывать то, что открыл, уроненную вещь поднимать с пола, а снятую с вешалки форму вешать обратно после учебного дня;

— сделать традицией ежевечерние пять минут легкой уборки перед сном, чтобы утром было приятно заходить в комнату;

— перед тем как начать новую игру, убрать на место ту, которую только что закончил;

— начинать уборку с того, что больше нравится. Например, сначала расставить музыкальные диски, а потом разобраться с одеждой и т.д.

Часто умение организовать свой быт удобным образом переходит от родителей. У ребенка с детства впечатывается в подсознание то, что вы после подъема заправляете постель, а перед сном убираете мелочи, оставленные на поверхностях мебели. Или дети видят, что родители ежедневно принимают душ, и воспринимают эту привычку как естественную и для них тоже.

И хотя положительный пример – это всегда первый шаг, бывает, что и простые правила дети отказываются соблюдать, просто потому что это им неинтересно. С малышами в таком случае срабатывает выдумка и игра. Тогда чистка зубов по таймеру превращается в борьбу с микробами, которых разноцветная щетка выгоняет за две минуты, а уборка игрушек становится соревнованием: кто получит больше очков, метко забросив мягких зайцев и мишек в корзину.

С детьми постарше можно придерживаться следующих стратегий:

— сохранять непринужденное отношение к наведению порядка. Если дети видят, что родители вздыхают и долго собираются с силами, прежде чем пропылесосить комнату, то и они будут воспринимать уборку как мучительное мероприятие. Поэтому поддержание порядка в доме лучше воспринимать как часть семейной жизни – такую же естественную, как покупка продуктов или традиционный поход в кино по выходным;

— определить вместе, что для вас и детей означает «чистая комната» и попросить их придерживаться этого списка. Он, например, может состоять из следующих пунктов: заправленная постель, аккуратно сложенная одежда, чистый письменный стол;

— просить детей не просто выполнить что-то, а помочь вам – набрать воду в ведро для мытья пола или рассортировать одежду по цвету для будущей стирки. Так они, во-первых, учатся от взрослых, как именно наводить порядок, а во-вторых, чувствуют взаимную вовлеченность в общее дело.

Как не перегнуть палку

Тяжело, когда для кого-то из членов семьи аккуратность – навязчивая идея. В этом случае уборка висит над остальными домочадцами дамокловым мечом. Психологи считают, что одна из причин чрезмерного внимания к чистоте и порядку – неуверенность в себе и желание защититься физическим порядком от любого внешнего воздействия. Для таких людей характерна повышенная раздражительность из-за незакрытого тюбика зубной пасты или чашки, поставленной не на ту полку. Устанавливая правила чистого дома, необходимо помнить о том, что порядок – хотя и важная, но все-таки не главная составляющая семейного уюта и благополучия. Должно оставаться и свободное время и радость от того, что в домашней обстановке можно расслабиться.

Когда родители применяют авторитарный подход и ставят порядок главной целью, устраивая еженедельные генеральные уборки, контролируя мельчайшую деталь и со вздохом вмешиваясь в то, что, по их мнению, у ребенка получается плохо, дети начинают сопротивляться и демонстративно отказываться от уборки. Так они выражают протест против жесткого контроля и давления.

Лучший вариант — придерживаться золотой середины. Не быть диктатором, проверяющим пальцем пылинки на книжном шкафу, но и не оставаться равнодушным к детской аккуратности. Можно с пониманием отнестись к тому, что у ребенка была сложная школьная неделя, и не загружать его поручениями в выходные. А можно спокойно напоминать о том, чтобы он убрал посуду со стола в мойку, собрал с вечера школьный рюкзак, приготовил одежду на утро – все в порядке естественных просьб, которые вы озвучиваете детям и на которые отзываетесь сами.

Многие дети не желают заниматься уборкой из-за того, что ставят в приоритет массу других интересных вещей: компьютер, друзей, книги, прогулки. В таких случаях некоторые родители применяют метод последствий. Например, договариваются, что, пока письменный стол не будет очищен от скопившихся бумаг, на компьютере играть нельзя. С одной стороны, может показаться, что это ультиматум, против которого ребенок может восстать. Но с другой стороны, дети – члены семьи, в которой каждый своим малым вкладом обеспечивает общий комфорт. Важно, чтобы они осознавали это с малых лет.

Выбор – быть аккуратными или нет – дети делают сами. Иногда глядя на родителей и беря с них пример (мама перед приходом гостей заставляла протирать посуду до блеска, скорее всего, и дочь будет наводить лоск перед визитом друзей). Часто дети сами дорастают до понимания того, что порядок – синоним комфорта. В некоторых счастливых случаях аккуратность – просто черта характера. Но пока дети маленькие, родители подсказывают, как стремиться к аккуратности, и это лучшее, что они могут сделать. Есть вероятность, что дети все-таки возьмут данные советы на вооружение, когда в будущем сами станут хозяевами собственного дома.

Любая мама мечтает, чтобы в детской комнате ее малыша всегда были чистота и уют. Но далеко не все дети послушно убираются на своей территории, зная место всем своим вещам. Как можно научить своего ребенка порядку?

Когда нужно приучать?

Человек не наделен врожденным навыком поддержки чистоты, его нужно развивать, как и любой другой. С какого возраста можно начинать это делать? Современные ученые сходятся во мнении, что структуры человеческого мозга, отвечающие за способность распределять и упорядочивать действия, организовывать важные процессы формируются вплоть до 18 лет. Однако наиболее благоприятное время для приучения ребенка к чистоте в доме, так называемый сенситивный период, это возраст до 3 лет (подробнее о сенситивных периодах развития детей можно прочитать ). Именно в это время малышу наиболее важно получить представление о том, почему у каждой вещи должно быть свое место.

Кроме того, привычка жить в чистоте важна для полного гармоничного развития малыша. Ведь хаос, творящийся в его вещах, скорее всего, царит и в его голове, мешая сосредотачиваться, мыслить, принимать решения. Дети, приученные к порядку и аккуратности, более собранны и внимательны в обучении.

Чтобы у ребенка к 3 годам появилось ощущение, что порядок – это правильно, организовывать процесс нужно уже с рождения малыша. Его должны постоянно окружать чистота и упорядоченность вещей. Поэтому задача родителей – во-первых, постоянно поддерживать чистоту в детской, пока малыш сам не может этого делать, а во-вторых – показывать ему в этом пример, содержа в чистоте остальное жилище. Пока вокруг крохи бардак, он не получит понимания того, что это – плохо. И наоборот. Малыши всегда учатся на примере родителей.

Как развивать самые значимые для ребенка сферы за 20-30 минут в день

  • Три готовых сценария комплексных развивающих занятий в формате pdf;
  • Видео-рекомендации по проведению комплексных игр и по их самостоятельному составлению;
  • План-схему для составления таких занятий дома

Подпишись и получите бесплатно:

Прививаем понятие

Понятно, что в год – полтора от ребенка глупо требовать идеальной чистоты: у него еще плохая координация, низкая произвольность, практически отсутствует понятие чистоты – он может неаккуратно кушать, пачкаться во время игр. Все это просто не позволит ему наводить в комнате идеальный лоск. В это время он может лишь помогать маме собирать свои игрушки перед сном.

Примерно к 2 годам детки начинают активно подражать взрослым во всем, в том числе и в уборке квартиры. Ни в коем случае нельзя отталкивать малыша в его желании. Понятно, что он еще неловок и неуклюж, за ним придется все переделывать. Но получая постоянные отказы, малыш быстро утратит интерес не только к уборке, но и вообще к любой помощи взрослым.


Итак, важно всегда принимать помощь крохи, разделяя с ним домашние хлопоты. Так у малыша постепенно сложится представление о необходимости выполнения домашних дел и о том, что это – важная часть уклада жизни в семье.

При этом необходимо всегда показывать малышу, что все действия в доме заканчиваются уборкой:

  • приготовление пищи;
  • прием пищи;
  • игры;
  • купание;
  • папина работа с инструментами (починка игрушек, например);
  • мамино рукоделие и т. д.

Пусть малыш помогает маме мыть или чистить овощи, расставлять тарелки к обеду или делать еще что-то вместе с ней. При этом он постепенно будет осознавать, что очистки, крошки на столе, грязная посуда, обрезки, огрызки, стружки и прочий мусор – это именно мусор и грязь, которые всегда нужно убирать. Это не только поможет привить навык уборки, но приучит малыша к дисциплине.

Никогда не убирайтесь сами в детской, не дождавшись нужной реакции крохи. Увидев хоть раз, что можно «не напрягаться», что за него все сделают взрослые, он в дальнейшем будет игнорировать ваши просьбы. Зачем наводить порядок, если мама поворчит, а потом все равно сделает это сама? Можно лишь в игровой форме помогать крохе, говоря, например, что игрушкам уже пора спать. Поддерживайте желание карапуза быть взрослым и самостоятельным: купите ему детские утюги, пылесосы, другие инструменты.

В этом возрасте важно хвалить малышей за помощь маме, говоря, какие они молодцы. Тогда они привыкнут, что убираться – это приятно. Полезно придумывать и рассказывать сказки о чистоте и аккуратности, в которой главный герой – сам ребенок, который побеждает ужасную грязь и помогает маме.

Организуем пространство

Для того чтобы малыш мог сам наводить чистоту, перво-наперво он должен знать, что куда класть. А потому обязательно нужно организовать пространство вокруг него таким образом, чтобы для всего было предназначенное место. То есть игрушки, конструкторы, принадлежности для рисования и творчества, книжки, спортивные снаряды, одежду и обувь нужно раскладывать и развешивать в предназначенные для этого места. А значит, в детской должны быть:

  • одежный шкаф;
  • стеллажи;
  • письменный стол;
  • контейнеры, органайзеры, корзины, коробки;
  • полки.

И перед тем как приучить ребенка к порядку, для начала вместе с ним нужно установить, где для чего место. Можно наклеить иллюстрирующие стикеры на контейнеры или полки (машинки, кубики, игрушки, карандаши), чтобы ему было легче ориентироваться. Важно, чтобы малыш сам пытался определить, где что ему хранить удобно.

Ну а если он решит, что в одежный шкаф будет складывать коллекцию резиновых игрушек, маме придется тактично объяснить ему, что у этого шкафа другая роль, и предложить другой вариант. Главное на этом этапе – обойтись без конфликтов. Это только отвернет малыша от любого желания убирать за собой (зачем ему лишний стресс?).

Постоянно прививайте своему чаду ощущение, что чистота – это приятно, а грязь – плохо, что в чистой комнате находиться комфортно и уютно, чистая одежда – это красиво и аккуратно. Так он со временем возрасту привыкнет, что порядок – это дело обязательное.

Как же приучить детей к порядку? Можно использовать разные приемы, которые помогут на этом сложном пути.

  • Создайте позитивный настрой. Скажите, как здорово и уютно будет в детской после уборки, как легко будет найти нужную игрушку и приятно играть в чистой комнате. Менторский тон не способствует правильному настрою ребенка на такое сложное для него дело.
  • Мотивируйте свое чадо тем, что в чистой комнате больше места для игр, меньше микробов, что сюда гораздо приятнее приглашать в гости друзей, что в комнате, где постоянно поддерживают чистоту, убираться намного быстрее.
  • Играйте. Например, кто быстрее уберется в своей комнате. Или кто аккуратнее сложит книжки, кубики. Придумайте сказку, в которой каждая игрушка на ночь отправляется спать в свой домик, потому что уже устала. Можно читать малышу книжку, пока он убирает вещи, и останавливаться, если он остановился. Можете петь веселые песенки вместе с ним, подсказывать, что куда положить, если он растеряется, комментировать, что за чем убирать. Это значительно облегчит ему задачу.
  • Если ребенок уже читает, можно составить квест , развесив по комнате стикеры с подсказками, что, куда и в какой последовательности убрать. Или развесить записки с просьбами от самих предметов в комнате, которые хотят, чтобы им помогли: помыли, сложили, почистили, убрали на место. Ребенку гораздо интереснее подметать ковер, который сам его об этом попросил, чем делать это по просьбе (или тем более приказу) мамы.
  • Разбивайте задачу на части. Просто «наведи порядок» — это фраза-катастрофа, способная вызвать у ребенка панику. Разложите ее на составляющие: сложи игрушки, поставь книжки на полку, протри пыль. При этом показывайте, что находится на своем месте, а что нужно убрать.
  • Нарисуйте картину порядка. Часто малыши просто не представляют, как должна выглядеть их комната, что такое чистота в ней. Расскажите, что порядок – это когда на полу нет игрушек или мусора, на столе все предметы сложены аккуратно, нет фантиков или огрызков, книжки стоят на полках, кроватка застелена, пыль вытерта.
  • Приучайте малыша к тому, что чисто должно быть не только в его комнате , и следить за этим должны все члены семьи. Привлекайте его к совместной уборке –пусть он помогает маме убраться в гостиной, папа помогает им навести порядок в спальне родителей. Пусть у ребенка будет ответственное поручение в совместной уборке: полить цветы, вытереть пыль в доме, почистить кошачий лоток или вынести мусор. Либо альтернатива – что из этого он хочет сделать сегодня.
  • Приучая к совместным действиям, постепенно давайте ребенку все более ответственные задания, даже если они не связаны с уборкой. Купить хлеба, заплатить за связь, привести домой младшего брата из садика. Это укрепит понимание того, что в семье все действуют сообща в любом деле.
  • Будьте готовы к тому, что чистота не самый главный приоритет в жизни ребенка. И даже имея представление о чистоте и навыки ее наведения, дети склонны не замечать, что творится вокруг них. Так что даже если ребенок умеет наводить порядок, вам еще долго придется напоминать ему о необходимости приведения комнаты в надлежащий вид. При этом общайтесь с ребенком на равных, укрепляя его чувство собственной значимости.

Родители должны прочно запомнить одну фразу: меня очень огорчает твоя неубранная комната, но я все равно тебя люблю! Важно всегда воспринимать малыша таким, каков он есть, и давать ему понимание этого. Плох поступок, а не он сам!

Чего делать не стоит

В таком важном деле, как приучение к аккуратности и чистоте, задача родителей не только в том, чтобы делать все правильно, но и в том, чтобы не делать ничего неправильно. Ведь многие наши действия способны вызвать обратную реакцию, сводя на нет все усилия.

Итак, чего делать не нужно?

  • Уступать нежеланию малыша убираться, делая все за него. Повторим, что так он очень быстро поймет, что это «правило» работает: не сделаю – мама сделает все за меня сама. Это сделает ребенка не только неряхой, но еще и лентяем, эгоистом.
  • Во время кризиса 3 лет дети часто делают все наоборот. Поэтому важно проявлять всю родительскую мудрость, чтобы не разозлиться и не поднять крик, когда на просьбы убраться он начинает демонстративно все расшвыривать по комнате, следя за реакцией родителей, испытывая их терпение. У него сейчас не стоит задача сделать им назло и ослушаться. Он проходит процесс становления собственной личности, а это дело весьма сложное для такого возраста. Ему нужны помощь и поддержка, а не крики и упреки.
  • Не нужно сравнивать детей внутри одной семьи между собой, постоянно укоряя младшего тем, что старший более аккуратный, с него нужно брать пример, а младший – в кого он только такой неряха? Это может не только стать причиной обид и развития комплекса неполноценности, но и привести к постоянным конфронтациям между самими детьми, когда младший будет стараться самоутвердиться и завоевать больше родительского внимания доступными методами (ябедничая, сваливая вину за проступки на старшего, давя на жалость родителей, портя вещи старшего ребенка и т. д.).
  • Наказывать уборкой за проступки или плохие оценки. Такой подход уж точно не будет способствовать правильной мотивации. Любое наказание расценивается именно как наказание, лишение права голоса, ущемление желаний. Если ребенка обязали «вылизать» весь дом за провинность, это не привьет ему аккуратности (а как раз наоборот), да и от проступков не оградит.
  • Грозить наказанием за беспорядок (не подойдешь к компьютеру, пока не наведешь идеальной чистоты в своем свинарнике!). Итог будет тем же: ребенок начнет делать назло, тянуть время, вредничать. А затем он просто возненавидит уборку. По такому же принципу дети начинают ненавидеть сон, если их укладывали спать в качестве наказания.
  • Читать длинные нотации о бардаке, о том, почему это так плохо. Для ребенка гораздо понятнее, когда ему точно указывают на недостаток и ставят конкретную цель: фантики не должны валяться на полу, их место – мусорное ведро.
  • Укорять ребенка «свинством». Если он постоянно будет слышать, какой он поросенок, рано или поздно он примет этот ярлык и будет со спокойной совестью вести себя соответственно ему: раз я свинья, значит, мне можно разводить бардак, все свиньи так делают.
  • Требовать идеального результата. Это лишь усложняет дело. При этом ребенок либо вовсе станет равнодушным к тому, какая обстановка его окружает, либо превратится в нетерпимого грязененавистника, помешанного на стерильной чистоте.

Здесь приведены самые действенные советы и рекомендации по приучению детей к порядку. Однако если все усилия родителей не дают вообще никаких результатов, стоит задуматься: возможно, кроха нарочито разводит бардак, чтобы обратить на себя родительское внимание, которым так обделен? Тогда помогут только терпение, забота и любовь.

Просторный светлый дом, в котором звенят детские голоса – хрестоматийная картина, иллюстрирующая жизнь идеальной счастливой семьи. Но все очарование пропадает, когда приходит время уборки. Особенно если наведением порядка занимается один человек.

Чтобы бытовые вопросы не нарушали гармонию жизни, стоит приучить к порядку всех домочадцев. Даже одна вовремя вымытая чашка и убранный после игры конструктор значительно сократят время работы по дому. Важно знать, как приучить ребенка убираться, чтобы этот процесс не был похож на дрессировку или ломку характера и индивидуальности.

Личный пример или всему свое время

С появление в доме малыша уклад жизни меняется до неузнаваемости. Ночные бдения, стирка, приготовление отдельных блюд для каждого члена семьи, времени на наведение привычного порядка практически не остается. Именно в этот период следует напрячься, ведь любовь к чистоте закладывается в нежном возрасте.

Чтобы не пришлось просить совет, как приучить детей к порядку, когда градус напряженности в семье уже возрос, заняться решением проблемы нужно как можно раньше. Малыши с удовольствием копируют поведение родителей, перенимают их привычки. Если сын или дочь с первых лет жизни будет видеть порядок или стремление к нему, он также будет любить чистоту.

Важно не перестараться. Привлекать к уборке детей до 1,5 лет не стоит, у них еще недостаточно развита координация движений. По этой же причине не стоит ругать малышей за пролитые напитки. Всему свое время.

Беспорядок в доме, где живут дети – это нормальное явление, не стоит делать из него трагедию. Вместо этого лучше небольшими шажками терпеливо двигаться к цели.

Подводные камни нежного возраста

Каждый возраст малыша прекрасен по-своему. Нежные объятия и взгляды, первые слова и шаги и, увы, первые конфликты на фоне непонимания. Ребенок, который с ранних лет видит вокруг себя чистоту и красоту, будет к ней стремиться:

  1. Приучение к порядку можно начинать с 2 лет. Именно в этом возрасте навыки и привычки можно сформировать с наименьшим ущербом для характера. Стоит запомнить простые правила и рекомендации детских психологов. Не запрещать ребенку помогать, даже если результат его труда больше напоминает ущерб. В нежном возрасте сыновья и дочери любят «помогать» мамам, вытирать пыли, подметать. Важно помнить, что для них важен процесс и контакт с родителем, а не результат. Лучше повторно вытереть пыль, но не забирать тряпку, отбивая желание помогать.
  2. Не придираться к результату. Со многими задачами малыши не могут справиться в силу возраста. Они могут банально не понимать, как это сделать и может потребоваться помощь родителя. Если ребенок упорно не хочет убирать на место конструктор, стоит поинтересоваться, может у него просто не получается?
  3. Не реагировать на провокации. В возрасте около 3 лет каждый малыш проходит период проверок, он опытным путем выясняет, как далеко можно зайти в манипуляциях родителем. Такие проверки могут заключаться в беспричинных капризах или намеренном разбрасывании игрушек. Если отмечено, что беспорядок намеренный, лучше не ругаться и не кричать, это спровоцирует новый виток проверок. Все объяснять мягко, а лучше стоически пережить период.
  4. И не стоит сравнивать детей. Стремление к чистоте и желание наводить порядок может зависеть от особенностей психики. У одного все будет «гореть в руках», а другой даже свои игрушки убирает медленно и сосредоточено. Дети разные, и они не обязаны быть похожими друг на друга.

Но если заторможенность и неаккуратность настораживает, стоит обратиться к невропатологу, чтобы исключить вероятность патологий.

Порядок – это удобно

Когда каждая вещь лежит на своем месте, убираться гораздо проще. Как и собираться на прогулку, а позднее – в школу. Чтобы у ребенка было стремление к порядку, он должен понимать, зачем ему это.

  1. Прежде чем задаваться вопросом, как сделать, чтобы ребенок сам убирал комнату, стоит подумать, как заинтересовать малыша. Ему можно объяснить и показать на примере, что найти любимую игрушку, тетрадь или вещь проще, если она лежит на своем месте.
  2. Возможно, стоит изменить интерьер, отвести место для хранения нужных предметов. Систематизировать хранение, сделав удобные яркие корзины, полки для книг или нанести на ящики комода очертание вещей, которые в нем хранятся.
  3. Ребенку будет интересно поучаствовать и в процессе изменения комнаты. Наносить пометки можно ярким маркером, комментируя свои действия. Или же дать сыну или дочери в руки кисти или карандаши.

У каждого действия должна быть цель. Если в процессе такой работы ребенку станет скучно, можно прерваться и вернуться к пометкам после игры или отдыха.

Систематизация уборки

Психологи рекомендуют начинать решать проблему с обнаружения ее причины. Этот метод можно применить и при приучении ребенка к порядку. Чтобы все сделать правильно, нужно запомнить и постараться понять, что все дети индивидуальны и их видение мира отличается от взрослого.

Приучить к порядку ребенка младшего школьного возраста помогут следующие шаги:

  1. Совместная уборка. Помогать по хозяйству маме или папе гораздо интереснее, чем выполнять рутинные действия. Начинать всегда следует с совместного труда.
  2. Деление работы. Причиной нежелания наводить порядок может быть банальная усталость. Выходом станет деление комнаты на квадраты или зоны, каждую из которых следует убрать в определенный день.
  3. Уменьшение количества игрушек. Обилие кукол, машинок или конструкторов уже само по себе производит впечатление хаоса. Игрушки можно разделить на 2-3 группы и разложить в коробки. И разрешать брать новые только при условии, что остальные вещи уложены в соответствующую коробку.
  4. Систематизация вещей. Убрать брюки будет проще, если малыш будет знать, что они должны лежать на определенной полке.
  5. Конкретизация ежедневных задач. Чтобы ребенок сам без напоминаний наводил порядок, он должен к этому привыкнуть. Если у него будет возможность выбора, то, безусловно, он выберет игру. А если будет знать, что ко времени отхода ко сну все игрушки должны лежать на своих местах, вскоре он будет относить их туда сразу, как только потеряет к ним интерес.

Приучать к порядку малышей лучше в игровой форме. Пусть легкая и станет ритуалом, во время которого можно пообщаться с родителями. Дети перенимают привычки взрослых, и если будут видеть, что папа всегда ставить обувь на полку, через некоторое время и они будут относить свои кроссовки туда.

Трудный возраст

Подростки в своем стремлении к бунтарству и индивидуальности часто воспринимают указания родителей за попытку подавления. Приучать к порядку их нужно с учетом особенностей, в противном случае можно получить противоположный результат:

  1. Не превращать уборку в наказание. Пусть задание будет просто заданием, а не карой за проступки. Важно попытаться сохранить легкость восприятия, родитель не должен быть для подростка мечом карающим.
  2. Определиться с видением. Часто бунтующая молодежь воспринимает мир в иных красках, нежели взрослые. Сын или дочь искренне может считать комнату чистой, если на столе лежат стопки книг, а на полу набор для творчества. Чтобы проблемы не возникали, следует обозначить критерии оценки уборки, например, убранная постель, нет предметов гардероба на стульях, а грязных чашек на столе. Остальное лучше оставить на усмотрение подростка, его характер формируется и не нужно его подавлять.
  3. Не стоит искать ответ на вопрос, как мотивировать ребенка на уборку в системе поощрений. Обещанный дополнительный час с друзьями или новая вещь – плохой стимул. В следующий раз ребенок может взбунтоваться, требуя поощрение.
  4. Сложность приучения подростка к порядку заключается в том, что прививать полезные привычки следовало раньше. В трудном возрасте характер формируется под действием гормонов, а они – не лучший советчик в вопросах решения конфликтов.

В любом воспитательном моменте главное – не перестараться. Прививая привычки, не нужно стараться сломать характер или подстроить сына или дочь под себя. Ребенок должен быть в первую очередь счастливым, а все остальное вторично.

Ожидая появление малыша на свет, мы каждый день мечтаем и размышляем каким он будет, на кого будет больше похож, какое будущее его ждут и бесспорно обещаем себе сделать все возможное для его счастья и благополучия. Однако далеко не все родители понимают, что счастливое будущее во многом зависит от привычек ребенка, от того как он относится к жизни и окружающему его миру, очень важно с самого рождения привить ребёнку любовь к чистоте. Ведь испокон веков говорится о том, что, если человек прибывает в чистоте значит и мысли его будут чистыми, а будущее светлым и счастливым.

Огромное количество молодых родителей мучает вопрос, когда же начинать приучать ребёнка к порядку и как лучше всего это сделать. В данной статье мы детально рассмотрим ситуацию изнутри и подробно ответим на каждый из этих вопросов. Конечно в каждой семье понятие о порядке разное, однако стоит отметить, что с ранних лет малышу следует объяснить, в каком месте должны хранится игрушки, каким образом необходимо складывать свои вещи, и что нужно делать для соблюдения порядка в комнате и квартире в целом. Одним из важнейших аспектов в приучении ребенка к порядку является соблюдение чистоты в доме и личный пример родителей, если малыш будет видеть, как мама и папа с любовью относятся к своему жилищу, то и ребенок будет стараться беречь окружающие его предметы.

Приучать убирать за собой игрушки, мыть посуду и наводить порядок в комнате лучше всего с раннего возраста пока малыш не противоречит своим родителям и старшим детям, а стремится во всем им подражать. Гораздо проще двух годовалого малыша научить убирать игрушки, чем подростку объяснить, что в комнате должно быть чисто и уютно. Опытные психологи советуют современным родителям начинать обучение малышей с года-двух лет, именно этот возраст будет самым продуктивным для восприятия информации и прививания новых навыков маленькому члену семьи.

Как и когда необходимо учить ребенка соблюдать порядок

Прежде чем браться за обучение малыша необходимо внимательно посмотреть на себя и на квартиру, в которой вы живете, важно понимать, что ребенок - это полная копия своих родителей и, если вы далеко не чистюля, глупо надеяться, что кроха будет чистоплотным. Для маленького человека самым важным в жизни являются родители, которые о нем заботятся и на которых он хочет быть похожим, поэтому необходимо начинать приучения к порядку с собственного примера.

Если вы не убираете за собой вещи, небрежно относитесь к мебели и чистоте в квартире, как вы сможете объяснить своему малышу, что такое порядок и для чего вообще нужно собирать за собой игрушки. Приучать ребенка к порядку лучше всего с годовалого возраста, ведь именно в этот период времени карапуз подражает своим родителям во всем, ему будет приятно смахивать пыль со стола, уносить бутылочку в мойку и собирать за собой кубики и плюшевых медведей.

С чего начать и какие ошибки не допустить в обучении ребёнка основам порядка подскажут детские психологи, но стоит отметить, что существует ряд правил, которые помогут вам не допустить ошибки и помочь своему крохе приобрести нужные умения:

1. С самого раннего возраста наберитесь сил и начните заниматься своим малышом, показывайте на личном примере, как нужно относится к своему дому и вещам. Соблюдайте порядок и чистоту, показывайте своему ребёнку как следует прибирать вещи, куда относят грязную посуду, как ухаживают за цветами и животными.

Ни в коем случае не запрещайте ребенку помогать вам, лучше еще раз переделать за ним работу, чем раз и навсегда отбить желание к чистоте и уюту.

В малолетнем возрасте новые навыки прививаются с легкостью и становятся для ребенка нормой и правилом, которое в процессе жизни он будет исполнять с желанием.

2. По мере выполнения ребенком каких-либо задач не стоит быть критичным к достигнутым им результатам, ведь малыш в силу своего возраста не всегда может качественно справится с уборкой или мытьем посуды. Родителям не стоит давать оценки их действиям и критиковать если вдруг результат недостаточно хорош, важно хвалить ребенка и оказывать ему помощь в осуществлении тех или иных задач.

Вы должны всегда спрашивать по какой причине карапуз не справился с тем или иным заданием, возможно у него просто не хватило сил или он не понял, как выполнять, поддерживайте его, рассказывайте и обязательно хвалите, только так вы сможете добиться хороших показателей.

3. Все люди разные, собственно и сравнивать детей крайняя степень глупости, потому что, несмотря на возраст каждый ребенок имеет свои психологические особенности. Не нужно сравнивать детей, говорить, что кто-то справляется лучше с данными заданиями, это может нанести непоправимый ущерб самолюбию и психики малыша в целом. Ребенок во время сравнений будет чувствовать себя ущемленным и ненужным, это может привести к протестам и полному отказу выполнять какие-либо действия по наведения порядка.

Вы должны хвалить своего ребенка, но, если результат не достигнут просто постарайтесь ему детально рассказать, какие действия можно предпринять, что все получилось еще лучше. Одобрение со стороны родителей и старших детей очень важно для крохи.

4. В процессе взросления ребенок начинает применять к родителям различные способы манипуляции, отсутствие желание к уборке - один из способов проверить терпение родителей. Главная задача родителей не реагировать на мелкие проявления характера и не кричать на малыша, вы должны спокойно объяснить, что будет если ребенок перестанет убирать за собой игрушки или вещи.

Быть хорошим родителем тяжёлый труд, однако приучить ребенка к порядку это святая обязанность, если вы хотите достойное будущее и счастливую жизнь для малыша нужно навести порядок в голове и доме. Объяснить значимость чистоты для успешной жизни вы должны на своем примере.

{reklama2}

Что значит чистота и порядок в жизни успешного человека

Чтобы приучить ребёнка к порядку прежде всего ему необходимо объяснить для чего все это нужно, что у каждой вещи должно быть свое место, вещи родителей находятся отдельно от детских и ими можно пользоваться только с разрешения. Покажите своему крохе, что мамины вещи находятся в отдельном шкафу и они аккуратно сложены, папины книги и инструменты для работы имеют своё место, а каждая детская игрушка должна находится в отдельной коробке на своем месте.

Только показав ребенку, что все имеет места он сможет отличать предназначение каждой из вещей и постепенно научится отличать одно от другого. Попробуйте вместе со своим малышом поменять интерьер в комнате, доверив ему выбор цветов для коробок с игрушками. Вовлеките его в это увлекательное приключение и тогда малыш сможет понять для какой цели были затрачены такие усилия, в последствии он сможет самостоятельно поддерживать порядок в комнате. Если Вы хотите максимально быстро приучить своих детей к порядку лучше всего пользоваться следующим алгоритмом действий:

1. Рассортируйте свои и детские вещи, выберите место с легким доступом для малыша, покажите ему, что у каждой игрушки есть своя коробка. Для простоты запоминания вы можете сделать разноцветные коробки, или просто наклеить интересные картинки, которые в детской головке будут откладываться и ассоциироваться с той или иной игрушкой.

2. Ребенок научится ценить ваши усилия только тогда, когда почувствует насколько тяжело постоянно поддерживать порядок в комнате. Делайте уборку совместно, подробно рассказывая для чего вы это делаете и почему машинки хранятся отдельно от кубиков и других игрушек. Лучше всего с самого раннего возраста рассказывать своему чаду, что мальчики отличаются от девочек, кубики от пирамидки и вообще каждое существо и вещь имеют свои отличия и индивидуальность. Поняв это с детства в процессе жизни подрастающий человек сможет ценить чувства окружающих и право быть не похожим на других.

3. Чтобы вовлечь карапуза в уборку сделайте ее увлекательной и весёлой, каждый раз превращайте это действо в игру. Собирайте игрушки на скорость, на количество и в конце уборки не забудьте сказать слова благодарности и похвалы. Процесс наведения порядка всегда должен быть совместным, потому что поддержка со стороны любящих родителей очень важна в любом возрасте.

4. Задания распределяйте так, чтобы малыш не утомлялся, чувствовал от работы только радость и веселье. Ставьте конкретные задачи, типа собери кубики в жёлтую коробку, или поставь машинки в гараж. Не стоит одновременно ставить несколько задач крошке довольно сложно усваивать большое количество информации и совмещать ее с реальными действиями.

5. Всегда независимо от результата хвалите свое сокровище, признание и любовь важны этом нелегком деле. Даже если в процессе уборки было доставлено не мало хлопот говорите, что вы гордитесь своим малышом, что он все делает правильно, но в тоже время подсказывайте, как сделать некоторые операции гораздо проще и лучше.


Придерживаясь этих не сложных правил, вы сможете очень быстро научить своего малыша соблюдать порядок и после каждой игры прибирать игрушки на место. Со временем могут возникать сложности, но вы не должны сдаваться и поддаваться капризам, ваша задача добиться поставленной цели, поэтому никакие слезы и уговоры не могут заставить вас начинать уборку самостоятельно без малыша. Переборов себя, вы сможете дать понять своему карапузу, что выполнять уборку придется в любом случае и потребность в капризах пропадет сама собой.

Чистый дом и подростковый возраст!

Каждый родитель когда-то был ребенком и в большинстве случаев не особо любил уборку по дому, а если еще и за младшими нужно наводить порядок вообще мало приятного, именно на этой почве во многих семьях начинаются разногласия с подрастающим поколением. Многие подростки в силу влияния сверстников стараются проявить свой бунтарский характер и показывают неподчинение домашним уставам, однако родители должны быть мудрыми и подобрать ключики к своему взрослеющему ребенку.

Конечно приучать детей в 14-15 лет к чистоте довольно сложно, ведь это нужно было делать намного раньше, но и к таким малышам можно найти свой подход:

1. Дорогие родители, запомните, не стоит превращать процесс наведения порядка в каторгу, и отбывание наказания за какие-то проступки. Вы просто должны объяснить, что комната должна содержаться в чистоте, а у каждой вещи есть своё место. Своим примером покажите ребенку, что соблюдение чистоты привело вас к успеху в жизни.

2. Не подкупайте своего ребёнка красивыми вещами или сладостями за выполнения своих обязанностей. Если в подростковом возрасте вы начнете оплачивать его услуги, то в будущем вам придется не сладко, такой ребенок вряд ли захочет помогать своим родителям ничего не получив взамен.

3. Помните, подросток - это не карапуз двух лет, у него свой взгляд на красоту, порядок и окружающий мир, поэтому стоит сразу договорится о критериях порядка в доме. Сообщите своему ребенку, что комната является чистой если в ней нет грязной посуды, вещи всегда находятся в шкафу, на полу нет лишних предметов, а кровать всегда убрана от постельных принадлежностей. Не забывайте вторгаться в его личное пространство будет большой ошибкой, важно сохранять ниточку взаимоуважения в любом возрасте.

Планируя рождение ребенка, мы заблаговременно планируем его жизнь, создаем его будущее в своем воображение, стремимся вылепливать из него ту личность, которую хотели бы видеть, однако это не всегда получается. Важно помнить, что даже у самого маленького ребенка есть свои вкусы, предпочтения в цвете и игрушках, любимая одежда и игрушки, и не стоит его переделывать под себя. Однако мы можем привить ему любовь к порядку и окружающему миру, наделить добротой и милосердием, приучить помогать старшим и заботится о маленьких. Важно помнить, что становление личности начинается с самых первых минут появления на свет, и чтобы в старости ваше дитя находилось рядом в трудные минуты, нужно вкладывать в него любовь каждую секунду жизни.

"Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету", - говорил Маленький Принц в сказке Сент-Экзюпери. Только как убедить в этом своего ребенка?

Польза уборки для ребенка

Психологи говорят, что уборка не просто полезна, она необходима для становления личности. Иначе из него вырастет эгоистичный и безответственный человек, который с радостью свалит дела сначала на вас, а потом на жену или мужа. Напротив, давая ему обязательства по дому, вы помогаете ребенку стать более самостоятельными и уверенными в себе. К тому же обретаете старательного помощника. А раз уж так, то объявим войну детской лени!

Как приучить ребенка от 2 до 5 лет к порядку

Приучать ребенка к домашнему труду надо с 2-3 лет, когда малыши сами рвутся помогать взрослым, и ваша задача - поддержать их желание. Трехлетки чувствительны к окружающему их беспорядку, и если в доме вечный кавардак, они вряд ли вырастут аккуратными.

Как приучить ребенка от 6 до 9 лет к порядку

Если малыши воспринимают работу по дому как игру, то дети постарше отлично понимают, что веселого тут мало. Поэтому многие из них отказываются выполнять самое элементарное: убирать постель, наводить порядок на письменном столе, мыть посуду. Как найти общий язык с наследником? Вообще-то, если вы с малолетства приучали его к аккуратности, он и дальше будет выполнять домашние обязанности, воспринимая их как должное.

Если же поначалу вы жалели маленького, запрещая мыть тарелки: "Не трогай средство для мытья посуды - кожу испортишь!" - то теперь внушить ему, что трудиться необходимо, вам будет непросто.

И не забудьте о посильных ежедневных обязанностях: ваш наследник уже вполне способен выбрасывать мусор в мусоропровод, давать корм рыбкам или другим домашним питомцам. Все эти обязанности не отнимут у ребенка слишком много сил и времени, зато научат главному - дисциплинированности, аккуратности, ответственности и трудолюбию.

Как приучить ребенка от 10 до 14 лет к порядку

С подростками, увы, гораздо сложнее. Некоторые из них, правда, сами рвутся выполнять часть домашних поручений: например, хотят гулять с собакой, особенно если пес экзотической породы - это повышает авторитет подростка среди сверстников. Другие предпочитают самостоятельно наводить порядок в комнате, дабы взрослые не выкинули случайно чего-то важного и не обнаружили секретных вещей: личного дневника, пачки сигарет или эротического журнала.

Большинство же подростков и не собираются помогать родителям! Более того, как установили ученые, многие взрослые дети не нуждаются в порядке: они и не замечают давно протухший за шкафом огрызок, грязные носки на столе и заляпанную кетчупом клавиатуру. А все потому, что у подростков часть мозга, отвечающая за внимание, организованность, пока еще окончательно не сформировалась, это происходит приблизительно к 18 годам, а у некоторых и позже. А пока они искренне не понимают, какого-такого порядка требуют "предки"... Что же надо учитывать мамам и папам, общаясь с тинейджерами?

Исключите типичные родительские ошибки: