История обуви в современном мире. Где и как появились сапоги? Обувь в Древней Греции

Новая пара обуви – повод для радости и блистания в подходящем наряде. Коллекции обуви известных модниц насчитывают тысячи экземпляров и продолжают ежедневно разрастаться, вызывая восхищение и зависть у многих женщин и мужчин. Но так было не всегда. На заре человечества люди охотились и занимались сбором растений, ягод и съедобных корней босиком, не отягощая ступни лишним грузом. История появления обуви стала предметом изучения многих историков и антропологов. Оказалось, что она пестрит множеством интересных фактов и цифр.

Сейчас этот элемент гардероба считается неотъемлемым и привычным. Выбирая, что обуть, люди в первую очередь обращают внимание на красоту, комфорт и удобство. Тем не менее за всю историю человечества требования к внешнему виду и материалам стремительно изменялись.

Зарождение

Человек приходит в этот мир голым и босым. В таком виде первобытные люди и проводили всю свою жизнь, не нуждаясь в добавочных «слоях кожи». Этому способствовал тёплый климат, который стоял в тех широтах, где селились первопроходцы.

Но затем пришли времена глобального похолодания и оледенения. Первым средством защиты от холода стали шкуры, надеваемые на тело, а потом пришла пора утеплять и ступни. Примечательно, что экспериментаторами на этом поприще стали мужчины, которым требовалось выходить на охоту в любое время года при любой погоде. Они были вынуждены каким-либо способом защитить свои ноги от обморожений.

Американский историк Эрик Тринакус, всю жизнь занимающийся изучением этого вопроса, провёл широкомасштабные исследования и предоставил данные о том, что массовое ношение обуви наблюдалось уже 25 – 30 тыс. лет тому назад. Такой вывод можно сделать по изучениям ископаемых останков кроманьонцев, найденных в западной части Евразии. Их мизинец уже деформирован по сравнению с более ранним периодом: он постепенно утратил подвижность и мышечную массу, что стало результатом ношения обуви. После этого изменения коснулись и формы стоп.

Но на момент серьёзных анатомических изменений обувь должны были носить уже много сотен поколений, поэтому историки считают, что зарождение этой практики началось около 50 тыс. лет тому назад. Скорее всего, первым материалом стала грубая кожа и шкуры, которым было далеко до комфортности и удобства современных материалов. Зато такие «портянки», обмотанные верёвками, прекрасно справлялись с сохранением тепла. Внутри располагалась сухая трава, которая служила ещё одним слоем (сейчас эту функцию выполняют стельки).

Такое подобие башмаков обнаружили на ногах мумии мужчины, останки которого нашли в Альпах на границе Италии и Австрии. Учёные установили, что он погиб около 5,3 тыс. лет назад. Несмотря на то, что ходить и бегать в таких шкурах было не так удобно, как в современных кроссовках, без них было ещё хуже.

Древний Восток

В истории Древнего Востока произошёл резкий подъём культуры, что сказалось на всех сферах жизни. Не обошло стороной общее веяние и обувную индустрию. Самыми распространёнными тут становятся сандалии. Материал для их изготовления был всегда под рукой: папирус и пальмовые листья встречались здесь повсеместно. Функция обуви в этом климате была совершенно другой: защита от мороза не требовалась, а вот распечённый песок и камни очень обжигали стопу, поэтому обувь тут стала защитой от ожогов кожи стоп.

Восточные сандалии уже надёжно крепились к ноге при помощи кожаных ремешков. Тут же появились первые шлёпанцы, которые можно было быстро обувать и снимать людям, не нуждающемся в повседневном беге.

Именно на Древнем Востоке впервые в истории появилась тенденция к пышному украшению предметов одежды. Мастера, которые умели украшать сандалии искусными рисунками и камнями, были в большом почёте и даже охранялись законом. Египтяне, занимавшие высокие посты, старались подчеркнуть свой статус наличием в украшении драгоценных камней, стоивших целое состояние.

В Древнем Египте носить сандалии разрешалось только фараону и его советникам: таким образом подчёркивался высокий статус правителя. Даже его жена не имела такой привилегии, не говоря о простых египтянах. Изготовление одной пары обходилось очень дорого: в трудах Геродота есть упоминания о том, что цена пары башмаков составляла годовой бюджет среднего по размерам города.

В истории древних евреев насчитывалось уже три разных вида обувных изделий: лёгкие сандалии, башмаки, которые неизменно были с возвышением наподобие каблуков и крепились шнурками, а также сапоги, впервые появившиеся у солдат и путешественников. Знать норовила выделиться на общем фоне, поэтому к роскошному декору добавлялись эпатажные детали типа флаконов с духами, помещаемых внутрь каблуков.

Развитие во времена античности

В этот период отмечается появление революционного новшества в обувной индустрии, которое быстро закрепилось и осталось навсегда: возникновение пары, где учитывались анатомические особенности правой и левой ноги. До этого башмаки были совершенно одинаковыми, что сказывалось на удобстве во время носки, но с развитием отрасли пришла пора усовершенствования.

В это же время впервые появляются обувные мастера, которые занимаются ремонтом и починкой. Это делает обувь более доступной, что позволяет даже детям не бегать по улицам босиком. Здесь же достигает большого развития мода на женскую модели: появляются сапожки со шнуровкой, визуально делающие ногу стройнее, многие носят кожаные сапоги-чулки и даже кокетливые сапоги без носка.

Не особо баловало во время античности цветовое разнообразие, которое чётко разграничивалось по половой принадлежности: женщинам предписывалась обувь из белой кожи, а мужчинам – из чёрной. Для самых праздничных случаев (свадьба, рождение ребёнка, восхождение на престол) допускался красный или пурпурный цвет.

Античный театр подарил ещё одно новшество обувной индустрии – платформу. Появление высокой платформы смогло увеличить рост актёров, находящихся на сцене. Платформа котурнов (так называлось это изделие) позволяла видеть происходящее на сцене действие даже тем зрителям, которые сидели на задних рядах. Новинка прижилась и быстро вышла за пределы театральных подмостков.

Произошли изменения, повлиявшие и на женскую моду: носить сандалии стало неприличным, поскольку это считалось признаком ветрености и лёгкого поведения, которые проявляли только продажные женщины. В истории начался период целомудрия, которое объединяло все наряды, что стало общим признаком эпохи.

Скифы

История учит, что предки восточных славян – скифские племена – носили сапоги из мягкой кожи, по внешнему виду напоминающие чулки. В них заправляли штаны, что было очень удобно, особенно, в холодные периоды. К ноге они крепились благодаря ремням, которые стягивали ногу в голени.

Выполнены они были очень причудливо: из чередующихся меховых и кожаных кусочков, которые сшиты между собой и напоминают мозаичный узор. Такие сапоги выглядят настолько своеобразно, что получили отдельное название – «скифские». Женские полусапожки у скифов были красными. На них вышивали традиционные орнаменты, украшали при помощи бисера и тесьмы.

Скифы первыми стали надевать под сапоги прототипы современных носков, чтобы уберечь стопу от натирания и надавливания.

Средневековье

Менялись эпохи и изменяли вместе с собой обувную моду. В Средневековой Европе наметился расцвет вычурности, что сразу сказалось на том, во что обувались европейцы. Особая популярность коснулась пуленов – специфических туфлей, на которых были острые носки, причудливо загнутые вверх, а иногда даже обёрнутые вокруг себя в несколько оборотов. Сверху пулены были увенчаны звонкими колокольчиками или бубенцами. Чем громче звенели они при ходьбе, тем моднее был их обладатель.

По тому, как обувается человек, можно было безошибочно определить его ранг и происхождение: придворные и персоны из знатных семей имели самые длинные носки, которые, конечно, мешали при ходьбе, но любые неудобства меркли перед желанием быть модным. Для регламента длины загнутых носков король Франции – Филипп IV – издал закон, в котором прописывались конкретные размеры для всех сословий.

Барокко

Менялись эпохи и менялась мода. С приходом барокко тенденции изменились: юбки перестали закрывать щиколотки и стали намного короче, что сразу предъявило новые требования. На арену вышли туфли из шёлка, парчи, бархата, которые были гораздо изящнее, чем мужские. Победное шествие начали каблуки – неотъемлемая часть современной обувной индустрии.

Увеличению высоты каблуков в истории способствовало восхождение на трон Людовика XIV. Он был невысокого роста и комплексовал по этому поводу, пытаясь различными методами показаться как можно выше. На помощь ему пришли каблуки, которые тогда активно использовались в Персии. Изначально они были привилегией мужчин, причём чем выше был этот элемент, тем более высоким титулом владел его обладатель.

В 1690 году такая мода становится повальной, женщины ходят на таких высоких каблуках, что самостоятельное передвижение становится невозможным. Иногда с ними рядом идёт прислуга, чтобы предотвратить падение, а иногда модницы опираются на тросточку. Всё чаще происходили случаи, когда у женщин случался выкидыш из-за падения во время ходьбы, поэтому для остановки безумия появился закон, запрещающий каблуки слишком большого размера.

Классицизм

С приходом классицизма в моду вошли танцы во время светских собраний, поэтому высокая обувь ушла в небытие. Её место заняли удобные тапочки из шёлка и бархата, которые напоминают современные балетки. В них можно было отплясывать на балах часами, ни капельки не уставая.

Однако, удобная подошва и комфорт были доступны только богатым людям. Простолюдины ходили в громоздких сапогах и деревянных сабо, которые были неудобными, но зато дешёвыми.

Просвещение

Век Просвещения отразился в истории не только на культуре и науке, он повлиял и на то, что носили люди. В первой половине XIX века модными становятся классические туфли – оксфорды. Они очень удобны, и носить их могут как знатные, так и обычные мужчины. Впервые они появляются в Шотландии и быстро распространяются по всей Европе.

Не всегда в истории законодателями мод становится элита, иногда новые веяния приходят из нижних социальных слоёв. Так произошло и с брогами – ботинками с перфорациями на верхней стороне. Впервые их применили шотландские крестьяне. Главной целью было проникновение воздуха и хорошая аэрация во время работы, чтобы нога не потела так сильно. Эти дырки для вентиляции приглянулись многим мастерам и стали воспроизводится сапожниками во всех европейских странах. Современные мужские туфли произошли именно от оксфордов и брогов.

XX век

В России к началу XX века сложилась двойственная ситуация: обувная индустрия тут была на высоте, к русским мастерам обращались для индивидуального пошива богатые заказчики из-за границы, но оплата за их работу была крайне низкой. Им приходилось работать по 12 – 14 часов не покладая рук в тяжёлых условиях. С тех пор слово «сапожник» стало нарицательным для малокультурного человека, который курит и пьёт.

В начале века механизация начинает вытеснять ручное производство обуви, что увеличивает масштабы выпуска. После Первой мировой войны встаёт вопрос об использовании более дешёвых материалов, таких как резина, кирза, войлок, парусина и пр. В настоящее время качество синтетических материалов настолько возросло, что оно практически не уступает натуральным.

Приложение 1

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОБУВИ

Детей заинтересовало: давно ли люди стали носить обувь? Для чего она служит? Какую обувь носили раньше и носят теперь? Ответы на все вопросы мы стали искать в энциклопедиях, журналах, книжных изданиях, интернете.

Изучая историю возникновения обуви мы выявили, что основное её предназначение - это зашита ног от влаги, грязи и действия экстремальных температур, а также от механических и химических повреждений.

Возникновение обуви неразрывно связано с приспособлением первобытных людей к окружающей среде, с естественной потребностью защитить тело от неблагоприятных природных воздействий (жары, холода, влаги и пр.) и от механических повреждений. Примитивная обувь представляла собой куски шкуры, обернутые вокруг стоп и привязанные в нескольких местах. Формирование обуви происходило обычно на ноге. Кроме шкур для изготовления обуви первобытные люди использовали кору и лыко деревьев, войлок, папирус, камыш.

В странах с жарким климатом обувь служила в основном для защиты ног от механических воздействий и представляла собой подошву (деревянную пластинку, дощечку и др.), привязанную к стопе ремешками.

В Древнем Египте обувь изготавливали из папируса, к ноге такие сандалии крепились при помощи кожаных ремешков. Знатные египтяне украшали эти ремешки драгоценными камнями и интересными рисунками. Носить ее могли лишь очень богатые люди. Египту история обязана изобретением каблука, без которого невозможно представить современную обувь. Правда, носили их простые землепашцы, которым каблуки создавали необходимый упор, чтобы легче было передвигаться по рыхлой земле.

В Древней Греции изобретенная первая обувь, предназначена не только для защиты стопы от повреждений, но и для красоты. Греческие сапожники умели изготавливать не только примитивные сандалии, но и полуботинки с задником, сапоги без носка – эндромисы, изящные сапожки на шнуровке. Эта красивая обувь пользовалась огромным спросом у греческих женщин. Но самым значимым событием в истории создания обуви стало изобретение греками различий между правым и левым ботинком.

Самой престижной в мире считается итальянская обувь. Недаром даже сама страна Италия выглядит как сапог – ирония географии.

https://pandia.ru/text/78/095/images/image004_74.jpg" align="left" width="288" height="138 src=">Русские валенки. Слово "валенок" часто вызывает у нас улыбку как нечто устаревшее и просто забавное. Но, несмотря на все современные технологии, не придумали для нашей суровой зимы ничего более удобного и теплого, чем русские валенки. Хотя если заглянуть в глубь веков, то валенки, или, как они еще назывались, "коты", "катанки", оказываются не такими уж русскими. Историки считают, что приоритет в изобретении валяной обуви принадлежит степным кочевым народам. Именно они первыми придумали скатывать шерсть животных и делать из нее обувь, которая не только противостояла бы холоду степей зимой, но и защищала стопу от жестких колючек и острых камней. От кочевников этот вид обуви распространился на Руси. Изначально валенки, или, по-сибирски, пимы, были коротенькими, а их голенища суконными. Такой обувкой не брезговали даже коронованные особы: и Петр I, и Анна Иоанновна с удовольствием носили изготовленные специально для них пимы. И лишь в XVIII веке валенки приобрели свой привычный вид: ремесленники "догадались" валять их целиком с голенищем. Ведь в том-то и достоинство валенка, что он делается без единого шва, потому и мягкий, и удобный, и ногу не натирает. Есть у этой обуви только один недостаток, но довольно серьезный: очень они боятся сырости, поэтому, сначала на подошву надевали кожаные, а позднее резиновые галоши. Раньше валенки стоили очень дорого, и позволить себе такую роскошь могли только состоятельные люди. Зажиточной считалась та крестьянская семья, где валенки носили все ее члены, а в других домах хорошо, если была одна пара на всех. Валенки были дорогим подарком, их передавали по наследству. Для солдата, отправляющегося на службу, вообще ничего дороже валенок не было - теплая и прочная обувь не только берегла от холода, но и в бою могла защитить ноги от мелких осколков.

Приложение 2

Что такое обувь и из чего она состоит?
1.Основные понятия.
Обувь – изделие для защиты ног от внешних воздействий и несущее утилитарные и эстетические функции.
Размер обуви - величина, характеризующая длину стопы или стельки обуви. В нашей стране применяется метрическая система, т. е. длина стопы измеряется в миллиметрах.
Полнота обуви - условное обозначение обхвата стопы (внутренней формы обуви) в пучках. Полнота определяет удобство обуви, как говорят обувщики ее «впорность».
Модель обуви - новый по виду, форме и материалу образец.
Коллекция - совокупность моделей обуви.
Метод крепления - способ прикрепления низа обуви к верху.
2. Виды обуви
Вид обуви
– классификация обуви по конструкции и внешнему виду:
Сапоги – обувь с высокими голенищами, закрывающими стопу, голень, а иногда и бедро.
Ботинки - обувь полностью закрывающая тыльную часть стопы и нижнюю часть голени выше лодыжек.
Полуботинки - обувь, закрывающая всю тыльную поверхность стопы, с берцами, расположенными на уровне лодыжек.
Туфли - обувь с берцами ниже лодыжки, при этом заготовка верха не полностью закрывает тыльную поверхность.
Туфли летние - разновидность туфель, по конструкции с открытыми носочной, и (или) пяточной частями.
Ботинки типа «Мокасин» - мягкая эластичная обувь, с различными вставками в области союзки.
3. Основные назначения обуви.
Повседневная – обувь, используемая для носки на улице и в помещении.
Модельная – обувь для кратковременной носки в торжественных случаях.
Домашняя – обувь для носки дома.
Для активного отдыха и спорта – обувь для прогулки, отдыха и занятий спортом.
Специальная – обувь для защиты ног от опасных воздействий, изготовленная из специальных защитных материалов.
Ортопедическая – обувь, конструкция, которой разработана индивидуально! с учетом патологических отклонений стопы и бедра.
Детская - обувь для детей , которая в свою очередь подразделяется на группы:
Ясельная- р-ры 19-22;
Малодетская - р-ры 23-26;
Дошкольная - -р-ры 27-31;
Школьная для девочек- р-ры 32-37;
Школьная для мальчиков- р-ры 32-37;
Девичья- р-ры 38-40;
Мальчиковая- р-ры 38-39.
4. Из чего состоит обувь?
Верх обуви – система из скрепленных между собой деталей, покрывающая верхнюю часть стопы.
Низ обуви – система скрепленных между собой деталей, которые закрывают нижнюю часть стопы.
5. Наружные детали верха обуви.
Носок – наружная деталь, закрывающая тыльную поверхность пальцев стопы;
Союзка – наружная деталь, закрывающая поверхность плюсны стопы;
Берцы – наружные детали, закрывающие тыльную поверхность стопы, Различают внутренние и внешние берцы (по аналогии внутренняя и внешняя сторона обуви);
Голенище – наружная деталь, закрывающая голень или ее часть, а иногда и бедро;
Задинка – наружная деталь, закрывающая боковую и фронтальную поверхность каблука;
Клапан – наружная деталь, которая закрывает по всей длине застежку «молния»
6. Внутренние детали верха обуви
Подкладка обуви – комплект внутренних деталей верха обуви, необходимые для повышения гигиенических, теплозащитных свойств, формоустойчивости и изоляции ноги от швов наружных деталей.
Карман – деталь, расположенная в пяточной части заготовки для размещения задника.
Подблочник – деталь, усиливающая соединение блочка-берец.
Штаферка – деталь, применяемая для укрепления верхнего канта заготовки.
Вкладная стелька – деталь. По форме соответствующая основной стельке. Служит для улучшения эстетических, комфортных и гигиенических свойств обуви.
Вкладная полустелька – деталь, соответствующая по форме пяточно –геленочной части основной стельки и выполняющая функции вкладной стельки
Подпяточник – соответствующая по форме пяточной части основной стельки внутренняя деталь верха обуви, выполняющая функции вкладной стельки.
7. Промежуточные детали.
Межподкладка – комплект деталей, применяемых для повышения формоустойчивости обуви.
Подносок – деталь, устанавливаемая в носочной части, для сохранения ее формы.
Задник – внутренняя или промежуточная деталь, расположенная в пяточной части. Необходима для сохранения формы обуви.
Геленок – металлическая фигурная пластина, закрепляемая между основной стелькой и подошвой для создания необходимой жесткости и упругости в геленочной части обуви.
Простилка – деталь, заполняющая пространство между затяжной кромкой.
7. Детали низа обуви
Основная стелька – деталь, к которой прикрепляют затяжную кромку заготовки верха и детали низа обуви.
Подошва – основная наружная деталь, расположенная под всей ходовой поверхностью стопы.

Накладка – деталь, скрепляемая с нижней частью подошвы по всей поверхности или в носочно-пучковой части для повышения противоскользящих, теплозащитных свойств и износостойкости изделия.
Рант – деталь, скрепляющая стельку с подошвой и верхом.

История обуви насчитывает не одно тысячелетие. Наиболее достоверные сведения о том, какую обувь носили наши предки относятся ко времени существования Древнего Египта и Древней Греции. В то время были популярны всевозможные сандалии, которые изготовлялись таким образом, что по обуви можно было различать представителей разных сословий. Кроме того, мужская и женская обувь различалась по цвету, а вышивка и жемчужные украшения указывали на то, что такая обувь предназначена для особых случаев.

Средневековая Европа на замену сандалиям предложила туфли с длинными, загнутыми вверх носами. С тех времён моду на обувь проследить стало легче – по картинам, гравюрам и иллюстрациям. Кроме того, обувь того времени достаточно широко представлена в музеях.



В эпоху Средневековья особенно интересны пулены – туфли с длинными, загнутыми вверх носами, которые часто украшались колокольчиками или бубенцами.

Французский король Филипп IV даже издал специальный закон, согласно которому вся знать должна была носить только такую обувь. В XIV веке длина туфель демонстрировала знатность их владельца: нос туфель возрастал по длине в зависимости от ранга. Чтобы ходить было удобно и не спотыкаться, очень длинные носы привязывали загнутый кончик туфли к ноге бечёвкой. Такая форма носов туфель сохранялась даже в доспехах.

Пулены в живописи и элемент доспеха, выставленный в музее

Фрагмент картины и экспонаты музеев (примерно XIV-XV век)

Изображение на деревянном холсте: Святой Геогрий, убивающий дракона.
В эпоху Возрождения обувь изготавливали из кожи, бархата, шёлковой и шерстяной ткани разных цветов. Носили сапожки и туфли из мягкой кожи или замши. Внешне туфли тех времён всё больше приближались к тем моделям, которые мы носим сегодня. Обувь украшалась узорной перфорацией, в изготовлении использовались материалы разных цветов.

Женские туфли, сделанные в Италии (1605 г)
В XV веке туфли стали удобнее за счёт того, что изменились, став короче и шире (такие модели называют «коровьи морды»). С увеличением и расширением передней части пары сужалась и уменьшалась задняя, и уже в 20-х годах XVI века башмаки стали так мелки, что едва держались на ногах и поэтому крепились завязками на подъёме.

Элемент доспехов; кожаные туфли, выполненные в Англии (XVI век).

Вместе с модой на многочисленные разрезы в костюме, вошли в моду «медвежьи лапы»- туфли из цветной кожи или бархата, без каблуков с широкими носами, модными в середине XVI столетия. Их украшали разрезами, через которые была видна подкладка другого цвета.

Портрет Филиппа II; фрагмент живописного изображения.
В XVII веке, в эпоху барокко в моду вошли каблуки и банты на туфлях. На балах даже мужчины обязаны были появляться в туфлях, украшенных огромными бантами из лент (таких бантов могло быть даже по два: один, побольше, - на подъёме, другой, поменьше - около носка). Но во всех прочих случаях жизни они предпочитали ботфорты - высокие сапоги с квадратными носами, голенища которых заканчивались широкими раструбами. Их обычно опускали до уровня колен и носили вместе с канонами - своеобразными гамашами и вверху отделывали тонкими кружевами.

Ботфорты из музея; картина питера де Хоха «Пустой стакан».

Своего предела высота подошвы и каблуков достигла в XVII веке, в годы правления Людовика XIV (считается, что король, будучи небольшого роста, ввёл моду на высокие каблуки намеренно, чтобы казаться выше). Высокие каблуки красного цвета (иногда даже расписанные изящными миниатюрами) надолго вошли в обиход придворных кавалеров.

Портреты Людовика XIV, 1670 и 1701 годы.

Мужские портреты начала XVII века.
Дамы носили в то время изящные, лёгкие туфельки из бархата, шёлка и парчи. Примечательно, что одной из популярных моделей стали туфли slap-sole shoes, идея которых была позаимствована из мужского гардероба. Изначально такие туфли были мужскими и использовались они во время верховой езды. Принцип их работы был следующий: каблук удерживал ногу в стремени, но при спешивании он проваливался в землю, что доставляло неудобства. Поэтому, для защиты каблука и удобства на обувь надевалась отдельная подошва. Её особенностью было то, что при ходьбе она стучала о каблук.

Женские портреты начала XVII века

Предположительно итальянские туфли, примерно 1670 год; французские туфли из шёлка и кожи, 1690–1700 гг

Туфли, сделанные в 1651 году; предположительно итальянские туфли, 1690–1720 гг

Итальянские туфли с паттернами- подставками для защиты от луж и грязи, 1660-е гг; туфли slap-sole shoes.
В XVIII веке, эпоху рококо, ещё больше возрастает значение украшений и декора в обуви: пряжек, шнуровок и бантов. Для дамской обуви тех лет характерен каблук в форме рюмочки и туфли без задников.

Мужские портреты первой и второй половины XVIII века

Иллюстрация конца XVIII века; женский портрет, 1763 год

Франсуа Буше «Туалет», 1742

Европейские туфли, 1750–1760 гг; предположительно английские туфли, начало 1730-х гг

Французские туфли, начало XVIII века; европейские туфли, 1780–85 гг

Женские туфли с защитными паттернами

Туфли первой половины XVIII века
Во время и после Революции во Франции в моде тоже произошла настоящая революция под знаком «возвращение к античному костюму». Это был своеобразный протест против аристократии. Исчез каблук, популярность приобрели разноцветные туфельки на завязках, напоминающие современные «балетки» и ботиночки в том же стиле. Часто туфельки украшали вышивкой шерстью, шёлком и бисером.

Томас Лоуренс «Портрет Георга IV», 1816; Портрет Луизы Орлеанской, 1830

Портрет Фелисите-Луизы Дюрфор, 1808; портрет Варвары Голицыной, 1792

Туфли, 1820 год; ботинки, 1851 год

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Белгородский университет

потребительской кооперации

среднее профессиональное образование

ДОКЛАД

НА ТЕМУ: «ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ОБУВИ»

Выполнила:

Студентка группы Т-21

Съедина Виктория

Проверила:

Антропова И.А

БЕЛГОРОД 2008г.

История обуви насчитывает не одно тысячелетие. Наши предки довольно быстро приспособились к суровой действительности, поняли, что исповедовать нудизм хорошо лишь в тепличных условиях и догадались сшить себе одежду и обувь из шкур. Существует мнение, что обувь появилась 26-30 тыс. лет назад на западе Евразии.

Исследователи считают, что первые в истории человечества ботинки представляли собой что-то вроде портянок из медвежьих шкур, утепленных изнутри сухой травой. Правда, это всего лишь догадки: до наших дней меховые туфли со стельками из сена не дожили.

Сведения о том, какую обувь носили в Древнем Египте, более достоверны: сандалии из пальмовых листьев или папируса прикреплялись к ноге кожаными ремешками. Родовитые египтяне украшали ремешки изысканными рисунками и драгоценными камнями. В храмах и дворце фараона было принято ходить босиком, обувь оставляли за порогом.

Египетская обувь

В Древней Греции, кроме простых сандалий, умели шить полуботинки с задником, сапожки на шнуровке, подчеркивавшие стройность ног и пользовавшиеся большим спросом у женщин и эндромисы - сапоги без носка. Но настоящей революцией стало изобретение греками обувной пары, когда правый и левый ботинки шьются по разным лекалам. К столь очевидной, на наш нынешний взгляд, идее человечество шло много веков. Говорят, этому открытию способствовали куртизанки. По их заказу сапожники подбивали гвоздями обувь так, чтобы она оставляла на песке следы с надписью "Следуй за мной".

Греческая обувь

У римлян существовало два вида обуви: calceus - туфли, закрывающие всю ногу и завязывающиеся спереди ленточкой или шнурком и solea - сандалии, прикрывающие только подошву ноги и прикрепляющийся к стопе ремешками. Появляться в публичных местах в открытой обуви считалось моветоном. Женская обувь была в основном белого цвета, мужская - черного. В особо торжественных случаях римляне надевали пурпурные или алые туфли, украшенные вышивками и жемчугом. Патриции прикрепляли свою обувь четырьмя ремнями, а плебеи одним.

Римская обувь

Средневековая Европа отвергла классические сандалии, отдав предпочтение претенциозным туфлям с длинными, загнутыми вверх носами, которые, по моде того времени, украшались колокольчиками или бубенцами. Французский король Филипп IV даже издал специальный закон, согласно которому вся знать должна была носить только такую обувь. В ХIV веке длина туфель отражала знатность их владельца: рядовым дворянам разрешалось покупать обувь на полтора, баронам - на два, князьям - на три сантиметра больше истинного размера ноги. Чтобы не спотыкаться, князья нередко привязывали загнутый кончик туфли к ноге бечевкой.

XV век принес модникам заметное облегчение: туфли стали короче и шире.

Чтобы они выглядели изящнее, обувщики придумали прибивать к ним деревянные каблуки. Женская обувь того времени ничем не примечательна: приличия не позволяли дамам показывать даже носки туфель. Зато мужчины оторвались по полной программе и щеголяли в ботинках на высоких красных каблуках. древний сандалии эндромисы сапоги

В конце XVII - начале XVIII веков произошло еще одно значимое для развития обувного дела событие: юбки дам стали гораздо короче и игривее. Грубые башмаки на толстых каблуках сменили изящные, легкие туфельки из бархата, шелка и парчи.

И если раньше, когда обувь скрывало длинное платье, высота подошв башмаков была умеренной, то со временем их стали делать выше. Обувь, отделанную шитьем и другими украшениями, охотно выставляли напоказ. Своего предела высота подошвы и каблуков достигла в начале XVII века.

В Европе в моду постепенно входила тупоносая обувь. С увеличением и расширением передней части пары сужалась и уменьшалась задняя, и уже в 20-х годах XVI века башмаки стали так мелки, что едва держались на ногах и поэтому крепились завязками на подъеме.

Обувь изготавливали из кожи, бархата, шелковой и шерстяной ткани красного, голубого, желтого и других цветов. Сапоги с широким округлым носком продолжали шить из мягкой кожи натурального цвета, но их надевали, как правило, только для верховой езды.

Эпоха Просвещения тоже внесла свои коррективы в обувную моду. С середины XIX века место шелковых туфель занимают удобные и практичные кожаные ботиночки. Форма обуви становится более жесткой, появляется шнуровка и застежки. Самая модная модель того времени - полуботинки с меховой отделкой на каблучке-"рюмочке" средней высоты.

Новаторство двадцатого века главным образом состоит в том, что форма обуви начинает повторять очертания стопы, стелька становится ассиметричной. В 20-е годы очередной бум переживают сандалии. А после Второй Мировой дизайнеры начинают экспериментировать с материалами более дешевыми, чем кожа: войлоком, парусиной, резиной. Российских башмачников начала прошлого века называли "волчками" за то, что обувь они тачали в малюсеньких мастерских, сидя в стороне от людей как одинокие волки, Меккой башмачного дела была Марьина роща. Именно туда приезжали, чтобы заказать туфли многие заграничные модники.

В наш век совершенствуются не столько колодки, стельки и модели обуви, сколько формы розничных продаж. Появляются обувные магазины и бутики. Представленные в магазинах коллекции ничуть не уступают по красоте и изяществу обуви прошлых веков. При декоративной отделки обуви используется ручной труд и красивые виды кожи и ткани. Только сейчас себе такую обувь может позволить не только человек знатного происхождения, но и любой другой.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Общая характеристика обуви на высоких каблуках: история появления высоких каблуков, виды, преимущества и недостатки. Изящные шпильки - самые опасные каблуки. Актуальные советы по удачному выбору и покупке женской обуви на каблуках. Виды женских походок.

    реферат , добавлен 21.08.2011

    История развития обувной отрасли, основные тенденции современной моды для обуви и кожгалантерейных изделий. Обувь как объект внимания художников и конструкторов, признак социального различия владельцев. Влияние обувной моды на повседневную жизнь.

    реферат , добавлен 19.02.2012

    Красивые волосы - главное украшение женщины. История косы как самой удобной прически. Украшение косичек на конце лентой или "косником" на Руси. Обычаи, связанные с переплетением волос. Виды и техники исполнения современных кос и афрокосичек, их будущее.

    реферат , добавлен 03.06.2009

    Сумочка как одна из главных вещей современной девочки. История развития женских сумочек. Виды сумочек: деловые, выходные, дорожные, молодежные. Техники выполнения гладьевой вышивки и виды глади, стежки и швы. Экономическое обоснование создания сумки.

    практическая работа , добавлен 16.08.2009

    Краткий очерк истории борзых. Родиной борзых считается Ближний Восток. В Древнем Египте собак обожествляли подобно многим другим животным. Три породы русской псовой борзой, длинношерстных охотничьих собак. Усилия по сохранению и разведению породы.

    статья , добавлен 15.02.2009

    Принципы эстетической косметологии. История ее возникновения, виды водных процедур. Популярные средства омоложения и депиляции в Древнем мире. Рейтинг новшеств в косметологических технологиях. Способы пластической коррекции возрастных изменений.

    презентация , добавлен 12.05.2015

    Вечерние прически на средние волосы. Описание технологии выбора основных материалов, средств и инструментов для создания модели. Технология последовательной окраски и укладки волос, постижерное украшение. Эскиз и схема модели прически в стиле диско.

    курсовая работа , добавлен 25.12.2013

    История парикмахерского ремесла. Рецепт народной медицины для оздоровления кожи головы и укрепления волос. Типы шампуней в современной косметологии. Подготовка волос к укладке. Виды и способы стрижек. Технология выполнения женской стрижки "Французская".

    творческая работа , добавлен 29.03.2012

    Мыло в античном мире. Основные производители и поставщики мыла в средние века. Главные центры мыловарения в России. Афродизиаки, их назначение и особенности действия на человека. Состав, принцип действия, основные виды и технология изготовления мыла.

    реферат , добавлен 03.05.2009

    История становления и развития искусства прически от Древнего Египта до наших дней. Связь исторических причесок с современными. Строение волос, их виды, методы стрижки и укладки, окраски, правила ухода. Инструменты мастера–парикмахера. Технология стрижки.