Гуляния святки. Общие сведения о святках

Есть в христианской традиции особый праздник – отмечают его в период начиная с Рождественского Сочельника 6 января (канун Рождества Христова 7 января) до наступления дня включительно 19 января.

На период Святок приходятся три праздника — Сочельник (6 января), Рождество Христово (7 января), Крещение Господне (19 января). Эти две святочные недели относят к периоду веселья и отдыха, формы которых могут быть различными. А поскольку торжества длятся более одних суток, то и употребляют слово «Святки» лишь во множественном числе.

Об истоках традиций

История праздника восходит к глубокой древности. Упоминание о Святках есть в трудах христианского богослова Ефрема Сирина, умершего в далеком 373 году, и в церковном уставе преподобного Саввы Освященного, почившего в 532 году. А в 567 году дни, следующие от Рождества Христова до торжества Богоявления, церковь официально причислила к праздничным.

Что делать на Святки

Верующим предписывалось славить Рождество и Господа, пославшего на Землю Иисуса Христа, посещать богослужения – ведь не только же за накрытым столом проводить святые дни. Добропорядочный христианин во время святочных празднеств был обязан отстоять хотя бы одну службу в церкви. В эти дни чаще обычного раздавали подаяния беднякам, одаривали деток, помогали немощным старикам.

К Святкам, 6 января, заканчивается . В этот день, вечером, в Сочельник, готовятся к празднику , который отмечают 7 января.

В Сочельник накрывают постный стол из 12 блюд в сумерках до первой звезды. По традиции, даже в нерелигиозных семьях, в день Сочельника постились.

7 января празднуют Рождество и включают в застолье мясные блюда. Подробнее о том, что подают на стол в Сочельник и на Рождество читайте .

Л. Соломаткин. «Славильщицы», 1868 г.

Как отмечают Святки православные

Святочные колядования — один из основных обрядов праздничного периода. Время исполнения — первые три дня Рождества (включая Сочельник, но чаще — рано поутру на Рождество), а также в канун и первый день старого Нового года (ночь с 13 на 14 января); канун Крещения.

Колядование включает исполнение благожелательных песен — колядок , славящих Рождество Спасителя. Как правило, колядующие — чаще детвора — небольшими группами ходили из одной избы в другую. Они могли быть наряжены самым затейливым образом: медведем или козой, бродягой или коробейником, кикиморой или бесом. Ряженые пели поздравительные песни, а выступив – требовали угощений. Благодарили хозяев за дары тоже песнопениями.

Колядки широко распространены у украинцев, в меньшей мере у белорусов, у русских встречаются преимущественно на севере, в виде так называемого «виноградья», то есть в виде величальных песен с традиционным припевом: «виноградье, красно-зелено мое».

Нередко во время ритуальных обходов домов исполняли и иной праздничный обряд – христославление . Он символизировал собой приход волхвов, возвещающих о Рождестве Иисуса Христа. Исполнители обряда (чаще всего это были дети либо молодежь) ходили группами до 15 человек. Славили Христа по обычаю в первый или второй день Рождества. Главным атрибутом шествия была рукотворная звездочка – символ Вифлеемской звезды. Славильщики песнями поздравляли хозяев, те же в свою очередь одаривали гостей пирогами, баранками, пряниками либо монетками.

Традиции Святок включают также церемонию посевания . Деревенская ребятня или пастухи ходили из дома в дом и носили с собой зерно в варежках. В горницах гости имитировали сев, приговаривая при этом ритуальные пожелания добра и привлекая будущий богатый урожай. По завершении обряда хозяева одаряли или угощали посевателей.

Ольга Кваша. Колядки. 1976 г.

В святочные дни во многих избах учиняли настоящие спектакли. Такое действо называли вертепом. По сути, это был мобильный кукольный театр, представлявший зрителям мистерию Рождества Христова. В качестве кукол выступали сделанные из глины или дерева ангелы, волхвы, несущие дары пастухи.

Чем угощают во время Рождественских Святок

Основная задача святочных угощений у православных христиан состояла не в насыщении – скорее, еда была символом праздника. На стол подавали и , а также традиционную (в Рождественский сочельник и Крещенский сочельник) — это блюдо обычно приготавливали из цельного зерна (пшеницы, ячменя, пшена) с добавлением лесных ягод и меда. Зажиточные семьи могли приготовить кутью с изюмом и орехами. А еще гостей угощали узваром – напитком из сухофруктов, подслащенным медом.

Январь – время, когда световой день начинает медленно увеличиваться. А потому в Святки обычно пекли блины, издревле считавшиеся символом света и солнца. Нередко перед Рождеством хозяюшки готовили печенье, называемое колядками. Форма у такой выпечки могла быть разная, но вот тесто всегда изготавливали пресное – из ржаной муки. Это угощение могли есть и с квасом, и с чаем, и со щами.

Зачастую к святочному столу, начиная с 7 января, подавали жареного поросенка – его почитали символом грядущего плодородия и благополучия. В праздник могли употреблять и другие мясные деликатесы: баранину, дичь, рябчиков, гуся или курицу.

Надежда Полуян-Внукова. Рождественский вечер

Как украшают дома

В убранстве домов накануне Рождества всегда присутствовали свечи – их свет символизировал самого Христа. К празднику готовились, запасаясь крупными восковыми свечками, горевшими почти сутки: огонь зажигали с наступлением темноты, а тушили к исходу следующего дня.

В период Святок крестьяне разбрасывали по полу изб солому, а в красный угол ставили сноп. Не забывали и об украшении садов: фруктовые деревья во дворе было принято обвязывать ленточками. Находившихся в хозяйстве кур кормили праздничной кутьей. Все это делали, дабы привлечь в дом счастье и достаток.

Константин Маковский. «Святочные гадания», 1890-ые

Святочные гадания

Церковь не одобряет святочные гадания. Гадальщицы считают карты всего лишь игрой

В пору Святок было принято гадать о будущем . То, что некогда было обрядом языческих жрецов, со временем стало девичьей забавой. И хотя церковь никогда не поощряла суеверие, сами гадальщицы относились к этому процессу как к игре. Девушки уединялись в каком-нибудь помещении – приступая к ворожбе, каждая из них распускала волосы, снимала с себя крест и обереги. Существовали разные способы гаданий: с использованием зеркала, по травам и цветам, по звукам и свечному воску. И пусть такая игра не открывала завесы будущего – в ней было много смеха и святочного снега, пения и надежды на счастье.

Окончание Святок 19 января

Заканчивались Рождественские Святки в день – 19 января (другие названия — Богоявление, Водосвятие, Водокрещи, Иорданов день). Православные приходили к замерзшим водоемам, дабы окунуться в студеную воду – для этого во льду проделывали крестообразную прорубь. Все окрест иордани украшали узорами из дерева и цветными лентами. Строгий пост, предшествующий Крещенскому сочельнику, а также окунание в освященную воду, помогали люду очиститься от всех грехов, случившихся на Святках – как вольных, так и невольных.

В ожидании Крестного хода на Богоявление. 1898 г. Автор неизвестен

Как отмечают праздник католики

Католической церковью этот период именуется Рождественским временем. Он длится от сочельника Рождества (вечер 24 декабря) до дня Крещения Господня (первое воскресенье после торжества Богоявления). Основу такого времени составляет Октава Рождества: она состоит из 8 дней и заканчивается 1 января – в день Торжества Пресвятой Богородицы.

Весь этот период считается очень торжественным: духовенство появляется на литургиях в кипенно-белых праздничных облачениях. В последний день Святок – 6 января – католики устраивают Карнавал. Его кульминация обычно приходится на три дня, предваряющие Великий пост. И хотя сроки этих торжеств строго регламентированы церковным календарем, по сути празднества тесно связаны с язычеством – с проводами зимушки-зимы и встречей долгожданной весны.

Основными праздниками в рамках Святок стали ), Васильев день или ) и Крещение Господне. Вечером в канун этих дней в каждой крестьянской семье проводили торжественные обрядовые трапезы.

Остатки еды после ужина оставляли на ночь на столе для приходящих в этот период душ умерших родственников, а на окно или порог ставили угощения для Мороза. Верили, что покойные предки и природная стихия, отведав обрядовое блюдо, будут способствовать в новом году хорошему урожаю.

Обрядовое кормление умерших «родителей», т.е. всех поколений предков, которые, согласно поверью, уже являются частью природы, приобщало их к нескончаемому движению жизни.

Обряд прославления Христа

Обрядами и ритуалами богат весь святочный период. Популярностью пользовался обряд прославления Христа, в котором участвовали группы детей, девушек и парней, а иногда и взрослые. Во время обряда старались воссоздать приход волхвов по случаю Рождества Иисуса. Крестьяне с рождественской звездой ходили по всем домам деревни и пели песни, в которых славили Христа и поздравляли односельчан с праздником.

В изготовлении главного атрибута шествия – рождественской звезды, символизирующей Вифлеемскую звезду, принимали участи все славильщики. Её делали из бумаги, палок, оберток от конфет, слюды и другого яркого материала. Для основы звезды обычно использовали обруч сита, внутри которого устанавливали палочку с гнездом для свечи. Во время шествия свечу зажигали. Верхнюю часть и отверстие обруча заклеивали промасленной разноцветной бумагой. На получившейся поверхности рисовали изображение на тему Рождения Спасителя и поклонении волхвов. К основе обруча крепили лучи звезды – конусообразные рожки, на концах украшенные бахромой из бумаги.

За пение и поздравления с праздником славильщиков благодарили хозяева домов. Входя в жилище, славильщики сначала читали рождественскую молитву, а потом уже пели народные тексты, в которых отражались события Рождества Иисуса Христа.

Обряд «Посевание»

Посевание – ещё один святочный обряд, направленный на обеспечение хорошего урожая в новом году. Его совершали рано утром в Рождество или в Новый год в каждом доме. Участвовали в нем мальчишки или пастух. Зайдя в избу, посевальщики исполняли песню с поздравлением хозяев и разбрасывали зерна разных культур. Приносили в дом семена в рукавицах и бросали в красный угол.

Посевальщиков одаривали пирогами, а полученные во время обряда зерна берегли до посева, потому что верили, что они обладают плодородной силой.

Обряд «Колядование»

Вечером в Рождественский сочельник или утром в Рождество или в день Нового года по селению ходили колядовщики и исполняли поздравительные песни. Молодежь собиралась в назначенное время, выбирала человека, который будет нести мешок, и отправлялась к краю деревни. Обходчики останавливались под окном у первого дома и звали хозяев, спрашивая у них, можно ли позвать коляду. Получив разрешение, колядовщики начинали петь поздравительные песни, после чего требовали угощения. Хозяева дома подавали обходчикам в окно разную снедь со стола. Гостей одаривали выпечкой, крупой, зерном, маслом, яйцами, чаем, сахаром, пивом и деньгами. Если в доме жила девушка на выданье, то обязательно подавали пирог с мясом и свиную ногу.

Колядовщики в ответ на обильные дары пели хозяевам дома песню, в которой желали благополучия, хорошего приплода скота и урожая. После этого отправлялись к другой избе, потом к третьей и так далее.

Обойдя все дома в селении, молодежь собиралась в избе, выкупленной для святочных игрищ. Из части полученных продуктов готовили еду и все вместе угощались. Незаметно совместная трапеза с шутками и общим весельем переходила в посиделки.

В народе Святки считали молодежным праздником. На третий день после Рождества взрослые возвращались к повседневным заботам и хлопотам, а молодежь целыми днями продолжала развлекаться. Среди любимых развлечений были вертепы – театральные кукольные представления, главной темой которых было Рождество Христово. В сценках часто высмеивали человеческие пороки: жадность, глупость, кичливость.


Гадания на Святки

Ещё в этот период проводили разного рода гадания. Гадали в любой день, но самыми «верными» считались гадания в сочельники (крещенский и рождественский) и под Старый Новый год. В каждой семье гадали об урожае, но самыми популярными были девичьи святочные гадания.

Девушки повсеместно гадали на литье олова, воска, свинца, которые расплавляли и выливали в воду. В воде вещества обретали новую форму. Форму внимательно разглядывали и толковали получившийся силуэт или рисунок. На гадания с помощью литья была похожа ворожба с сжиганием или намачиванием скомканной бумаги, с выливанием в стакан с теплой водой яйца, желтка или белка.

По вытаскиванию жребия гадали о судьбе. Девушки в горшок складывали краюшку хлеба, кусок дерева и женский головной убор, а потом с закрытыми глазами вытаскивали свою судьбу в новом году: продолжение девичества, смерть или замужество.

Большая часть гадания была связана с вопросом – выйдет ли в новом году девушка замуж? Молодухи стучали в окно чужого дома ложкой: если отзовется мужчина – свадьба не за горами, женщина – в девках ещё год сидеть.

Видео: традиции Святок и старинные гадания

Праздник зимние Святки имеет на русской земле многовековые традиции, которые связаны с мистикой и языческими корнями наших предков. Стоит сказать, что Святки обладают длинной историей зарождения и развития, обрастания традициями и обрядами. Святки с давних пор были главным и самым веселым зимним праздником Руси, причем, народные гуляния длились полмесяца.

«Святки» или «святые дни» стартуют с Рождественского Сочельника, приходящегося на шестое января, и завершаются , наступающим девятнадцатого января. В дни Святок, по традиции, было грешно работать, чтобы не вызвать бед на себя и близких. Но это было уже во времена развитого христианства, а до этого, во времена язычества на Руси существовал похожий зимний праздник, посвященный верховному небесному богу Белбогу, который еще имел имя – «Святовит», от корня старославянского слова «свиатки», то есть «души предков». В эти дни, согласно народных поверий, с другого света на землю возвращались души усопших, но помимо них приходила всякая нечисть, а ведьмы в эти дни устраивали свои шабаши, чтобы повеселить адских покровителей.

В дни Святок было принято гадать о будущем, производить магические обряды, начитывать заклинания на год вперед, по святочным приметам узнавать судьбу урожая, семьи, дома. Конечно, возможность подглядеть свое будущее не могла не вызывать живого интереса у девушек, поэтому они, традиционно, гадали на суженого. До сих пор многие молодые особы не прочь погадать в ночь перед Крещением.

В святочный зимний период считалось, что на Русь проходил Коляда – воплощение нарождения солнца. В ночь на праздник Коляды славяне разжигали огромные костры, причем, из священного огня, добытого древним секретным способом, и они должны были гореть ровно двенадцать дней. Костры окружали нарядные молодые люди, они водили вокруг них хороводы, рассказывали сказки, задавали друг другу загадки, пели и веселились, прыгали через пламя, скатывали с горы подожженное колесо. Но самое главное молодежь «рядилась» - наряжалась в вывернутые шерстю наверх тулупы, прятала лицо за масками, что было символично и воспринималось как обновление матери-природы. Вечерами, ряженные, с пением колядок ходили по домам, они цитировали шутки-прибаутки, веселя хозяев, желали им достатка, здоровья и богатства, а те должны были угостить их обрядовой пищей. Считалось, что насколько хозяева дома, куда пришли ряженные с колядками, будут щедры к своим гостям, то такой они и будут иметь достаток в наступившем году. Это было ярчайшее обрядовое действо Руси. С него начинались святочные дни. Колядование – захватывающее театрализованное зрелище, происходившее под аккомпанемент специальных тематических песен и пожеланий хозяевам дома. Колядовать на Святках было принято в ночь перед Рождеством, на Новый год или как он в те времена звался «Васильев день», а также в Сочельник перед Крещением. Христа славили, в основном дети и молодежь, а порой уже взрослые мужчины, ходя по деревне из дома в дом, и неся в руке рождественскую звезду.

Главные праздники во время Святок были – Рождество, Новый год, Крещение, как было отмечено выше. Понятно, что эти дни, на фоне длящихся народных гуляний, отмечались более торжественно. В вечернее время в каждом доме проходили обрядовые трапезы, при которых люди ели ритуальную пищу, а то, что оставалось на столе с ужина, ставили на порог или на окно, чтобы этим угостились души умерших родителей. Этот обряд назывался – «кормление предков». Дни Святок делились на вечера «святые» и «страшные». В первую неделю после Рождества на Святках веселились, потому как это были «святые» вечера, когда можно было развлекаться ночами – плясать, кататься на санях, играть в снежки, а в «страшные» вечера на второй неделе после Рождества гадали.

Святки изобиловали обрядами, ритуалами, благодаря которым наши предки хотели задобрить души умерших, чтобы те принесли всем благополучие. Конечно, многие ритуалы имели чисто бытовой подтекст. Для увеличения плодовитости домашнего скота, накануне Рождества пекли «козульки» - небольшие печенки в виде фигурок животных, птиц. Чтобы жизнь в будущем году была счастливой, сноп устанавливали в красный угол – под иконы, для этого же насыпали на пол избы солому, остатки кутьи с Сочельника отдавали курам, повязывали разноцветными лентами деревья в садах. Утром на Рождество и на Новый год мальчики должны были совершить в каждом доме поселения обряд засевания. Ребенок заходил в дом и разбрасывал зерна, под песню-поздравление для хозяев с праздником Нового года. Исполнение подобного ритуала, по мнению наших славянских предков, гарантировало богатый урожай в будущем году.

Как и с любыми другими народными праздниками на Руси, со святочными днями было связано множество примет. Говорили, что если день на Рождество будет теплый без мороза, то весну стоит ждать холодную. Считали, что тех, кто грешит работой в Святки накажет бог: плетущего лапти – больным скотом, шьющего одежду - слепым скотом, изготавливающего коромысла и полозья для саней – бесплодным скотом. Конечно, основную работу по дому люди выполняли, но в рамках дозволенного святочными традициями.

Зато молодые люди полностью освобождались от работы на Святки и были заняты лишь весельем и подыскиванием себе пары. Каждый вечер в течении святочных дней, за исключением сочельников, молодежь устраивали игрища, так парни и девушки могли заприметить друг друга, и даже подготовиться к браку. На посиделках они рядились в наряды и маски, заводили игры.

Святочные гадания стали отличительной особенностью зимних праздников на Руси. Гадания совершались в каждой семье: взрослые гадали на урожай, молодежь на брак. Девушки собирались по вечерам в каком-нибудь одном доме и устраивали подблюдные гадания, пытаясь узнать: выйдут ли они в этом году замуж, кто будет женихом, как сложится их судьба? Парни тоже гадали на суженую.

Когда на Руси установилось христианство, праздник Святок изменил свой сакральный смысл. Русская церковь осуждала народные гуляния, особенно резко она высказывалась о гаданиях, колядовании, о ряжении. Но русский народ так любил зимние святочные праздники, что был не в состоянии отказаться от этого веселья, поэтому решил языческие корни праздника завуалировать под мораль христианства. Почитаемый народом праздник Коляды трансформировался в Рождество Христово. Церковь смогла убедить людей в том, что проводить многие традиционные обряды Святок и гадания – грех для православного христианина, но все же уловка нашлась и тут: время от дня Рождества до Крещения считалось возможным для гаданий, потому как грехи можно было смыть в проруби, которую в праздник Крещения на реках вырубали в крестообразной форме, туда окунались, чтобы смыть с себя грехи увеселений и гаданий во время святок. Да и, вообще, гадания перестали называть нечистым действом, это стало обычным баловством.

Прошло время, и смысл древних языческих традиций праздника Святок окончательно стерся из памяти людей, так как теперь русский народ славит Рождество Христово, милость Господа, оказавшего миру чудо Богоявления. Из традиций и обрядов святочных дней дохристианской Руси в наше время остались лишь песни-колядки, веселье и гадания, но и они воспринимаются лишь как зимнее народное развлечение, сопутствующее старинному фольклорному празднику Святок.

Святки - период народных зимних праздников. В 2020 году Святки начинаются 6 января (в Рождественский сочельник, с момента восхождения на небе первой звезды) и заканчиваются 18 января (в Крещенский сочельник, после освящения крещенской воды). Эти праздничные дни именуются у славян «от звезды до воды». Название «Святки» произошло от глагола «святить». Православные христиане в этот период святят (прославляют) Иисуса Христа.

История праздника

Первые упоминания о Святках относятся к IV веку. В этот период греческие христиане устраивали народные гуляния на протяжении двух недель после Рождества. На Руси после принятия христианства в святочный период сохранились языческие обряды ряженья, гаданий, плясок. Православная Церковь сначала не поддерживала славянские языческие ритуалы. Затем представители духовенства придумали «решение проблемы» - традицию окунания в прорубь на реке или озере в виде креста на Крещение. Такой обряд помогал смыть грехи, которые совершались на Святках.

Традиции и обряды праздника

На Святки люди ходят в храмы на богослужения, совершают таинство причащения. В эти дни принято проявлять милосердие: посещать больницы и детские дома, подавать милостыню малоимущим, делать благотворительные взносы. Для молодежи этот период ассоциируется с народными гуляниями. В сельской местности чтят древние традиции: колядуют, гадают на будущее и суженого.

6 января. 6 января отмечается Рождественский сочельник. В этот день, после восхождения на небе первой звезды, которая символизирует Вифлеемскую звезду, начинаются Святки.

Хозяйки готовят на праздничный ужин 12 постных блюд, которые олицетворяют 12 апостолов. Главным блюдом считается кутья (сочиво). Основной напиток праздничного стола - узвар из сухофруктов, шиповника и меда. Кутья и узвар символизируют вечную жизнь, рождение и смерть Иисуса Христа. Кутья - блюдо, которым поминают усопших, а узвар готовится в честь рождения детей.

После ужина верующие люди отправляются в храмы на всенощное бдение. На богослужениях в канун Рождества поются праздничные песнопения, освящаются хлеб, пшеница, вино и елей (масло). По окончанию службы проводится помазание прихожан.

Вечером 6 января молодежь устраивает колядования. Колядовщики наряжаются в шкуры, разрисовывают лица, ходят по домам и поют обрядовые песни, в которых прославляют Иисуса Христа, членов семьи хозяина дома. За это их одаривают сладостями и деньгами.

С вечера 6 января начинаются святочные гадания. В рождественскую ночь принято ворожить и загадывать желания.

7 января. 7 января отмечается Рождество. Утром в этот день люди возвращаются домой с ночных богослужений. Те, которые придерживались 40-дневного Рождественского поста, начинают разговение. Хозяйки накрывают праздничный стол, на котором присутствуют скоромные блюда (содержащие мясо и яйца). 7 января люди отдыхают, ходят в гости друг к другу.

13 января. 13 января отмечается Васильев вечер. В этот день люди читают молитвы Господу Иисусу Христу. Хозяйки готовят на праздничный ужин кутью, вареники, праздничные мясные и рыбные блюда, пекут блины, пироги, пирожки. В углу комнаты устанавливают сноп из колосьев соломы - дидух, который сжигают после святочных праздников. Среди молодежи распространена традиция щедровать (колядовать). Щедровальники ходят по домам и поют обрядовые песни. За это хозяева вознаграждают их деньгами и сладостями. В Васильев вечер молодые девушки собираются в компании и устраивают святочные гадания. В ночь на 14 января принято загадывать желания.

14 января. На 14 января приходится Старый Новый год. Утром в этот день молодые парни ходят по домам, посевают из рукавов зерно и поют посевальные песни. После 14 января люди убирают в домах елки и новогодние украшения.

18 января. 18 января отмечается Крещенский вечер. В этот праздник верующие люди посещают божественную литургию. В храмах проводится великое освящение воды, которую прихожане приносят домой, окропляют ею жилища и хранят весь год. В Крещенский вечер верующие люди придерживаются строгого поста. За пищу принимаются только после восхождения на небе первой звезды. На столах обязательно присутствуют сочиво и узвар.

Люди верят, что в ночь с 18 на 19 января на земле властвует нечистая сила. Чтобы уберечься от злых духов, они рисуют в этот день на дверях домов, сараев и воротах мелом кресты.

Гадания на Святки

Гадания - любимое развлечение в период Святок. При помощи магических ритуалов люди пытаются заглянуть в будущее и узнать, какие события стоит ожидать в ближайшем времени. Незамужние девушки стараются узнать дату свадьбы или имя будущего жениха. Для совершения обрядов они используют специальные атрибуты: воду, свечи, зеркала, кольца, иголки, предметы быта.

Приметы и поверья

  • В святочный период охотникам следует воздерживаться от охоты, иначе может случиться несчастье.
  • С Рождественского сочельника (6 января) до Старого Нового года (14 января) хозяйкам нельзя выметать сор из избы. Затем необходимо смести в кучу весь мусор, вынести его во двор и сжечь, чтобы год прошел в мире и благополучии.
  • За ужином в Рождественский сочельник (6 января) необходимо отведать все блюда, которые имеются на столе, чтобы в доме был достаток и сытость.
  • Если на Рождество (7 января) стоит теплая погода, то весна будет холодной.
  • Если на Васильев вечер (13 января) хозяйке удалось приготовить рассыпчатую и вкусную кутью, то семью весь год будет сопровождать удача и счастье.

Во время Святок на земле царит атмосфера волшебства. В этот период сны и магические ритуалы приобретают особый смысл. Люди стараются провести весело каждый день Святок. В эти праздничные дни они катаются на санках и коньках, посещают праздничные ярмарки, ходят в гости друг к другу.

Какого числа Святки в 2021, 2022, 2023 году

2021 2022 2023
6 января Ср 6 января Чт 6 января Пт

Что такое рождественские святки? Какого они числа в 2019 году? Как праздновали святки на Руси? Какие были традиции? Читайте об этом в нашей статье!

Святки в 2019 году

Святки начинаются сразу после празднования Рождества Христова.

  • Даты в 2019 году: с 7 по 17 января.
  • Даты в 2020 году: с 7 по 17 января.
  • Даты в 2021 году: с 7 по 17 января.
  • Даты в 2022 году: с 7 по 17 января.

Что такое святки?

С чем у нас ассоциируются святки ? Со смеющимися румяными лицами, катанием на санях, подарками и другими незамысловатыми, радостными и веселыми вещами. Только с одной оговоркой: все эти картины рисует нам, как правило, не личный опыт, а литературная классика прошлых веков. В святочных играх принимают участие герои Пушкина, Гоголя, Толстого, причем происходящие из совершенно разных слоев общества. Наши предки умели радоваться. Может быть, стоит у них поучиться?

Сколько лет святкам?

Традиция празднования святок уходит корнями в такую глубокую древность, что от тех времен не осталось даже устных преданий. Когда князь Владимир сбрасывал в Днепр языческих идолов, обычаю уже было лет пятьсот. И даже когда Рюрик основывал Новгород, святки были уже немолоды.

Сотрудники Русского этнографического музея утверждают, что в дохристианской Руси святки связывали с именем бога Святовита. Что это за бог и почему ему выделили особый двухнедельный праздник, ученые спорят до сих пор. Предполагают, что «Святовит» — просто одно из имен верховного бога Перуна. Как бы там ни было, славяне всячески старались этого бога ублажить, в первую очередь затем, чтобы он послал обильный урожай. На святки Святовиту полагалось оставить немного праздничной еды, которую специально для него бросали в печь. Славяне верили, что в начале зимы духи богов и души предков спускаются на землю, и в этот момент у них можно «выпросить» и обильный урожай, и пригожего мужа, и денег, и вообще все, что угодно.

Христианская традиция празднования святок также известна с древности. Еще в IV веке греческие христиане отдыхали, веселились и сугубо праздновали две недели после (по одной из версий, слово «святки» произошло от глагола «святить», так как на святки народ «святит», то есть прославляет Христа и Рождение Христа). Особое внимание уделялось тому, чтобы радостное настроение было у всех: бедняков, рабов, заключенных. В Византии стало обычаем на святки приносить еду и подарки в тюрьмы и больницы, помогать бедным. Упоминания о святках как об особом послерождественском торжестве мы встречаем у Амвросия Медиоланского, Григория Нисского и Ефрема Сирина.

С пришествием христианства святки на Руси тоже начали наполняться новым смыслом. Тем не менее отношение Русской Церкви к святочным гуляниям всегда было неоднозначным. Многие иерархи высказывались не только против гаданий, но и против колядования и обычая «рядиться» на основании постановления VI Вселенского собора, которое гласит: «Прибегающие к волшебникам или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, да подлежат правилу шестилетней епитимьи (т. е. на шесть лет отстраняются от Причастия)… пляски и обряды, совершаемые по старинному и чуждому христианского жития обряду, отвергаем и определяем: никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не носить масок». Тогда сторонники святок придумали остроумное «решение» проблемы: на Крещение во льду реки или озера делали прорубь в форме креста, и все население деревни окуналось в нее, смывая с себя грехи, совершенные на святках.

Со временем религиозный смысл языческих традиций окончательно забылся, и святки стали временем, когда народ сугубо славит Рождество и милосердие Господа, пославшего на Землю Иисуса Христа. От древних дохристианских святок осталось лишь зимнее, чисто русское неуемное веселье.

Святки на Руси. О традиции празднования святок

Хулиганство, освященное традицией

Святки всегда были общенародным праздником, на это время как будто исчезали сословные границы, всех объединяла общая радость. По количеству обычаев и народных примет с этим периодом года может сравниться, пожалуй, только Масленица.

В древнейшие, допетровские времена был обычай в день Рождества в каждой деревне зажигать костер, который своим огоньком в темноте зимней ночи символизировал Вифлеемскую звезду и горел до самого крещения.

Любимое народное развлечение на святки — рядиться и колядовать. На Руси, а затем и в Российской империи молодежь в святочные вечера собиралась вместе, переодевалась в зверей или мифологических персонажей вроде Иванушки-дурачка и шла колядовать по деревне или городу. Кстати, это одна из немногих святочных традиций, которые выжили в послепетровскую эпоху, несмотря на то что большая часть населения переместилась в города. Главным персонажем среди колядующих всегда был медведь. Им старались одеть самого толстого парня деревни или околотка. Ряженые заходили поочередно в каждую избу, где горел свет. Подростки и дети пели рождественский тропарь , духовные песни, колядки… Колядки — это что-то вроде кричалок Винни-Пуха, в которых восхваляется хозяин дома и посредством которых у этого самого хозяина выпрашиваются угощение. Песни часто сочинялись прямо на ходу, но существовали в этом искусстве традиционные, идущие из стародавних времен правила. Хозяина, например, величали не иначе, как « светел месяц » , хозяюшку — « красным солнцем » , детей их — « чистыми звездами » . Впрочем, кто умел, придумывал величания более выразительные: « Хозяин в дому — как Адам на раю; хозяйка в дому — что оладьи на меду; малы детушки — что виноградье красно-зеленое… » Колядующие обещали богатый урожай и счастливую жизнь тем, кто дает угощение, и всяческие бедствия скупым. Иногда в песнях звучали даже угрозы: « Кто не даст пирога — с ведем корову за рога, к то не даст ветчины — т ем расколем чугуны… » Все это, конечно, в шутку. Иногда пели абсолютно, даже нарочито бессмысленные приговорки. Хозяева принимали гостей, давали кто что мог.

Откуда пошло само слово «коляда», установить крайне сложно. В разных частях России это слово имеет разный смысл. На севере это просто «сочельник», в деревнях Новгородской области «коляда» — подарки, получаемые на Рождество. В Белоруссии «колядовать» значит «славить Христа». А вот ученые-этнографы считают, что этим словом древние славяне называли праздник зимнего солнцеворота.

Еще один святочный обычай — собираться всей семьей по вечерам, звать гостей (как можно больше), рассказывать сказки и загадывать загадки (как можно более сложные). Эта традиция, как и колядование, жила не только в деревнях, но и среди городского дворянства. Литературовед Ю. М. Лотман в своих комментариях к «Евгению Онегину» пишет, что было принято разделять «святые вечера» и «страшные вечера» (первая и вторая недели после Рождества соответственно). В «святые вечера» устраивали веселые ночные посиделки, в «страшные вечера» — гадали. Молодежь собиралась поплясать, днем — покататься на санях, поиграть в снежки. Кстати, после святок всегда было много свадеб. «В посиделках, гаданиях, играх, песнях все направлено к одной цели — к сближению суженых. Только в святочные дни юноши и девушки запросто сидят рука об руку», — писал фольклорист И. Снегирев книге «Песни русского народа».

Самая «антиобщественная» святочная традиция — «баловство». Дети и подростки собирались по ночам большими ватагами и озорничали как могли. Классической шуткой было заколотить снаружи ворота в каком-нибудь доме или разворошить поленницу дров. Еще одно развлечение — ритуальное похищение чего-либо. Похищать можно было все что угодно, но обязательно с шумом и песнями, а не тайком. В советские времена, несмотря на все запреты, нередко «похищали» колхозные трактора. Сразу же после праздников их, разумеется, возвращали на место.

Последние дни Святок были посвящены подготовке к Крещению. Лучшие деревенские мастера прорубали крестообразную прорубь в замерзших водоемах и украшали ее узорами изо льда.