Что делать если вообще не хочешь учиться. А что мы видим в современной школе? Построение отношений с ребенком: мнение специалиста

Всем приветик!

Сегодня будет немного необычная статья. Ведь ее написала не я, а моя старшая сестра.

Я иногда показываю ей комментарии к статьям (она мне советует, что лучше ответить), поэтому она в курсе практически всех наших проблем и переживаний:).

И вот она решила написать для вас статью (надеюсь, не последнюю:)). Итак, передаю ей слово.

Здравствуйте, дорогие девушки!

Я очень рада, что у меня есть возможность дать вам совет. Ведь лет так 10-15 мне такого совета никто, к сожалению, не дал. Пришлось всего добиваться путем собственных шишек (порой болезненных и очень неприятных).

Сегодня я хочу с вами поговорить о школе. В комментариях на сайте часто звучит фраза «Я не хочу учиться / Мне лень учиться». Я вас прекрасно понимаю. И сама, несмотря на то, что училась отлично, не всегда с радостью ходила в школу и учила уроки.

Но теперь, с высоты своего возраста (как страшно звучит:)) и опыта, я вижу, что школа и учеба просто необходимы. Простите за тавтологию, но школа – одна из лучших школ жизни.

Думаете, что сейчас начнутся нравоучения и я буду рассказывать, как мне в жизни пригодилось знание тригонометрических формул (которые учились очень тяжело:)).

Нет-нет, глупости все это. Скажу даже больше - процентов так 50-60 школьных знаний во взрослой жизни вообще не пригодились (в принципе, предметов начальных классов вполне достаточно:)).

Дело не в знаниях (хотя и они, конечно, важны). Дело совсем в другом - в подходе к школе. Если вы считаете это досадной «обязаловкой» и не видите практического смысла в школьных предметах, то, конечно, толку с хождения в школу будет минимум.

Поэтому мой совет (который основывается на собственном опыте, а не просто на словах других) - измените свой взгляд на школу . Начните воспринимать ее как специфический жизненный тренинг. Да-да, именно тренинг.

А знаете, какая задача любого тренинга? Это не только получение знаний. В первую очередь, тренинг должен давать вам умения и навыки. То есть в школе вы в большей степени должны освоить специальные навыки и умения, которые помогут вам в дальнейшей жизни.

Понимаю, что все это звучит абстрактно, поэтому давайте разберем все на конкретных примерах.

Итак, какие навыки и умения можно получить в школе?

Коммуникация. На мой взгляд, один из ключевых навыков в жизни. Научитесь строить отношения с одноклассниками (со всеми!), учителями (со всеми!), школьниками из других классов. Ищите подход к каждому, пробуйте различные варианты, читайте книги. Поверьте, во взрослой жизни у вас не будет столько времени на это, да и права на ошибку тоже.

Кстати, во взрослой жизни коммуницировать придется постоянно: начальник, сотрудники, клиенты, соседи, чиновники (когда нужно обращаться в государственные учреждения) и т.д. Чем больше вы научитесь в школе, тем легче будет потом.

Умение находить информацию, систематизировать и структурировать ее. Вряд ли найдется школьник, который любит писать рефераты. И зря. Потому что именно выполнение подобных заданий учит вас находить информацию (не только в интернете), систематизировать ее и структурировать.

Поверьте, это просто бесценный навык в работе! Причем это не зависит от специальности. Практически в 90% должностей вам понадобиться этот навык. Кстати, он полезен не только в работе, но и в жизни.

Умение излагать свои мысли . Вряд ли вы найдете человека, который ненавидел писать сочинения больше, чем я. Я из-за этого даже не пошла на факультет журналистики. Но хочется/не хочется, а писать сочинения в школе приходилось.

Знаете, если бы мне в школе сказали, что через 10 лет написание текстов будет моей работой, я бы не поверила:). Но это факт. Несмотря на мое нежелание, навык развивался и вот результаты.

Кстати, из этого можно сделать вывод, что никогда не знаешь, какой навык тебе пригодится больше всего:).

А вот мой муж в школе тоже не любил писать сочинения и за него это делали одноклассницы (обаяние и шоколадки делали свое дело:)). И вот теперь он об этом жалеет. Потому что по работе ему приходится часто отвечать на письма, общаться с клиентами и составлять различные тексты (инструкции, вакансии и т.п.). И вот ему поначалу это было это делать непросто, ведь он просто не умел излагать свои мысли.

Поэтому перестаньте скачивать сочинения и рефераты, и начните делать их сами. Да, это время, но это залог вашего жизненного успеха.

Умение решать задачи . В школе я думала, что нет ничего хуже задач по геометрии, физике и химии. Как же я ошибалась! Жизнь порой подкидывает такие задачи…. И не решить их нельзя.

Да, вам не понадобятся математические, физические или химические формулы (точнее, большинство из них). Но у вас будут активно работающие мозги, которые смогут решить любую жизненную задачу.

Дисциплина . Да, бывает очень непросто себя заставить сесть за уроки. Но если вы не научитесь этому сейчас, дальше будет намного тяжелее. Ваша жизнь будет напоминать хаотическое движение по американским горкам. Да, первое время прикольно, но потом станет плохо.

Конечно, это не все навыки и умения, которые можно получить в школе. Например, знания позволяют быть интересным собеседником, хорошим дипломатом, также очень важно научиться определять причинно-следственные связи. Но я понимаю, что написала уже много букв:). Поэтому благодарю, что дочитали эту статью до конца и желаю, чтобы вы изменили свое отношение к школе.

Примите этот вызов и пройдите с достоинством этот важный жизненный тренинг. То, что вы недополучите сейчас, сложно наверстать потом. Поэтому не тратьте время, если хотите чего-то большего, чем отвратительная работа с 8 до 17 за минимальную зарплату и проживание в одной квартире с родителями.

Ваш успех начинается сегодня, а не потом, во взрослой жизни!

Жалобно-просительно: «У нас есть мальчик, хороший, но мы не знаем, как заставить его учиться…». Отчаянно: «Сыну 17, он бросил школу, ничего не хочет, помогите!». Панически: «Когда сын говорит, что не пойдет сегодня в школу, у меня внутри все холодеет, и начинает тошнить. Я в ужасе». И совсем уж дико: «Катерина, вот список запросов от учителей на ваш вебинар: «Как заставить детей интересоваться предметом, который они не будут сдавать? Как замотивировать подростков на учебу, им ничего не надо? Как внушить детям, что от учебы много зависит?». И снова и снова: «Как заставить детей заниматься тем, что им не интересно, не нужно, скучно преподается и связано с непрерывным унижением?»

Ну, я знаю парочку способов, выбирайте.

Если «дешево и сердито»,

то все очень просто: надо запугать. Начинать желательно с раннего детства: унижать, постоянно сравнивать не в его пользу, наказывать за малейшую ошибку, постоянно напоминать, что его мнение здесь никому не интересно, а в случае невыполнения уроков предрекать карьеру дворника. Да что я вам рассказываю, вы и сами все это отлично знаете! Это ведь то, от чего вы и сами до сих пор просыпаетесь среди ночи в холодном поту. Впрочем, ваши кошмары далеко не всегда спасают ваших детей от подобной «мотивации».

Рузанна, молодая, красивая женщина, плачет на приеме: «Я все понимаю! Что так с детьми нельзя, что, скорее всего, я его калечу, но ничего с собой не могу поделать. Каждый вечер сажусь с ним делать уроки, и довожу себя и его до слез, до рыданий. Мне так страшно! Ему же всего 7 лет, он маленький! И учительница говорит, что домашку можно не делать. Но я, как только вижу дневник, и в нем запись красным «Нет домашнего задания!», сразу слышу мамин голос: «Неси ремень!», и все… Я ничего-ничего не помню из школы, ни что проходили, ни друзей, только вопли учительницы и это мамино, про ремень». Рузанна так и не смогла получить высшее образование, перед экзаменами ее накрывало такой паникой, что иногда приходилось вызывать «скорую», работает мастером маникюра. Зато мотивировать ее точно не надо было!

А теперь про дорогой и долгий способ.

Для начала вам придется разобраться с собственной тревогой и виной. В идеале это нужно делать до рождения детей, но я понимаю, что мы живем в реальном мире, а не на облаке, поэтому будем исходить из того, что у нас уже имеется «трудный» подросток. Впрочем, и сейчас еще не поздно. Начнем с простого вопроса: «В чем вы видите свой родительский долг?». Чтобы у ребенка все было? Полная коробочка приятных, добрых, радостных воспоминаний о детстве, которых не было у вас? Стоп.

Вы знаете, почему-то люди, у которых было действительно счастливое детство - спокойное, без драм и серьезных травм, вменяемые и увлеченные своей жизнью родные - эти люди обычно не очень-то усердствуют насчет того, как удовлетворить все желания ребенка.

У них есть уверенность, что вот эта, довольно непритязательная жизнь с минимумом развлечений и подарков - и есть хорошо. Ну, знаете, когда в театр ходят пару раз за сезон, одежду покупают, когда выходит из употребления (а не из моды!) старая, а заняты все - учебой и работой. И не потому что «никуда не денешься», или это принесет какие-то невероятные дивиденды в будущем, а потому что это интересно и здорово - узнавать новое, напрягать свои силы, приносить пользу людям.

Похоже, вот тут и есть основная развилка. Вы спрашивали, как мотивировать?

Понимаете, в чем дело - когда ребенку действительно интересно, его не то что мотивировать, оттаскивать приходится от предмета занятий.

От меня родители прятали книжки. От своей младшей дочери мне приходится буквально запирать гитару, жалко, что пианино не запрешь. И если отнять все карандаши, фломастеры и ручки, она будет рисовать на запотевшем оконном стекле. Потому что это зашито в самом первом, самом глубоком слое человеческой психики: желание творить.

А что мы видим в современной школе?

Сиди, молчи, рта не открывай, пока тебя не спросят. Набор оторванных от жизни (и внутренней, и внешней) беспорядочных сведений, которые надо запомнить, без понимания, и выдать обратно, как рвоту.

Они (эти знания) в прямом смысле не усваиваются, да и не могут быть усвоенными, потому что нет запроса и нет удобоваримой формы.

Ну, как если бы вы грудному младенцу предлагали питаться молодыми побегами дрока с тем основанием, что вот же, ягнята жуют - и нормально. Вывод: если не попался учитель, способный влюбить в свой предмет, ищите энтузиастов вне школьных стен. Редко, но такие попадаются. Ну, или впрягайтесь сами. Я знаю одного многодетного папу, который выкроил-таки деньги из небезразмерного семейного бюджета на поездку своей восьмилетней дочери во Францию, «чтобы Анька поняла - французский язык существует не только для того, чтобы мучить им маленьких девочек».

Слышу возражения - всеми предметами не заинтересуешь! Ни учителей с большой буквы «У», ни энтузиазма, ни денег не хватит. Согласна! Но вот только честно, а зачем вам нужно, чтобы ребенок был круглым отличником?

А если он ничего-ничего не хочет, ну вот от слова «совсем»? Если все его интересы - в виртуальном мире игр и соцсетей? А вы посмотрите, как эти дети живут. Они почти нигде не бывают одни, у них нет бытовых проблем, да и навыков тоже, все их потребности исполняются тут же, мгновенно, не надо даже громко просить, достаточно намекнуть.

«Я иногда даже договорить не успеваю. Начну что-то типа «А вот есть такой лагерь…» - и все, они уже сорвались с места, как по свистку, побежали рыть интернет, искать самое лучшее, выбирать, покупать. И сияют: правда, мы молодцы? Ты рад? Нет, блин, не рад! Я хотел ПОГОВОРИТЬ о том, какие бывают лагеря, что там в них хорошего, что мне выбрать… И не собирался никуда ехать в этом году! Вернее, собирался, но с другом, а он ездит в дешевые, от собеса, да кто ж меня туда пустит… Так и перестал вообще о чем-то заикаться, ну их, себе дороже. К тому же, вещи-то они мне покупают, а пользоваться ими все равно нельзя, опасно». Это один мой 15-летний клиент о своих родителях. Привели его с той же жалобой: он ничего не хочет, а пора выбирать профиль и специальность.

Вот тут, похоже, весь корень проблем и есть.

Тревога и чувство вины заставляют родителей мчаться исполнять пожелания детей, даже не спросив, а чего именно дитятке сейчас хочется.

Нам, бывшим советским пионерам, все время кажется, что мы чего-то ребенку недодали, он же должен быть счастлив? А почему он печален, или раздражен, или хмурится и не разговаривает? Как будто человек не имеет право быть НЕсчастливым. Спрашиваю у таких гиперответственных: а вы-то сами как? Всегда веселы и всем довольны? Да нет, отвечают, конечно нет, дела, заботы, иногда к вечеру ног не чуешь, какое уж тут счастье. «А когда вам хорошо?», - продолжаю разговор. Ответы, в общем-то, предсказуемы: когда ничего делать не надо, но дети под контролем. То есть, когда моя вина («Ты сделала уроки? А посуду помыла? А воротничок на завтра пришила?» - мамин голос за спиной, и вся съеживаешься, и быстро лепечешь «Да, мамочка!», лишь бы не попасть под удар) утихомирена усталостью, а тревога успокоена наглядным присутствием: все дома, в безопасности.

Обращу ваше специальное внимание на тот факт, что обычно вопрос «как мотивировать» задают энергичные и беспокойные мамы по поводу вялых, апатичных, выключенных сыновей. Просто эти мамы пытаются дать своим сыновьям то, что необходимо было им самим в сложную пору взросления: поддержку и ресурс . Забывая, что мальчикам нужно совсем другое: вызов и награда за победу . В следующий раз напишу подробно, как обращаться с мальчиками и девочками по отдельности. Пока же скажу, что взрослеющему мужчине нужна вера в его силы и восхищение. Мамы же искренне думают, что помогают сыну сделать правильный выбор, когда приносят ему готовые распечатки с рейтингами пяти вузов, а он видит и слышит «Ты еще глупыш, мама все сама решит».

Нет у нас спокойного, безмятежного, внимательного взгляда наблюдателя-исследователя: что за человек мой ребенок? Какой у него характер? Чем он увлечен? Кого он выбирает себе в друзья и почему? Прошлым летом он вставал и ложился с книжками о насекомых, днями пропадал на дачном пруду, готов был часами рассказывать о редких видах бабочек, а в этом году даже не вспоминает о них - почему? Почему моя дочь пять лет подряд видела себя дизайнером интерьеров и вдруг заявила, что хочет перейти на экономический профиль? Все эти вопросы можно задавать с тревожно-истерической интонацией, а можно с доброжелательным любопытством. Как если бы вы расспрашивали малознакомого, но симпатичного гостя издалека: «Как у вас там сеют брюкву, с кожурою али без?».

Так вот, подсобрав сведения об этом чужеземце, можно будет предложить ему какой-то более подходящий его привычкам и склонностям рацион занятий. Не забывая, что описывать эти склонности и привычки можно описательно и повествовательно, а можно - оценочно и категорично.

Сравните.

«Наш сын, в общем-то, дружелюбный и заботливый мальчишка, у него масса идей, он легко находит контакт с любым человеком, никогда не отказывается помочь. Больше всего его интересуют люди и отношения между ними, еще он очень азартен в соревнованиях, глаза горят и рот до ушей. Легко зажигается, но, если что-то не получается сразу, может бросить начатое. Очень любит мастерить руками, они у него точно по месту прилажены. Из него выйдет отличный педагог или вожатый, или какой-нибудь вдохновитель проектов, не знаю, стартапы что ли делать».

«Расхлябанный разгильдяй. Истерик. Ничего не доводит до конца. В голове у него одни гулянки с девочками, малейшие трудности - и он сбегает. Только поздоровался с человеком, и уже его лучший друг, вообще без контроля в голове. Все теряет, все забывает, за все хватается, потом бросает на полдороги. Не знаю, что из него может вырасти, курьер, в лучшем случае».

Это об одном и том же человеке, как вы понимаете. Но с человеком из первой картинки хочется дружить, работать, иметь дело, а из второй - нет. Видите, какая эта сложная тема - мотивация. На кривой козе не подъедешь. Поэтому я скажу так: когда в следующий раз ваше драгоценное чадо принесет из школы двойку, и вы снова решите, что «надо что-то делать», подумайте, какого результата вы хотите достичь. Честно признайте, какую собственную потребность вы сейчас пытаетесь удовлетворить. И осознайте, что чадо - другой человек. Должно стать легче.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

«Как ушёл? Почему?!» - эту фразу я слышу каждый раз, когда пытаюсь ответить на вопрос о том, почему я сейчас не в университете. «У тебя, наверное, что-то плохое произошло, из-за чего тебе пришлось уйти, да?» Конечно, ведь просто так никто из университета не уходит, верно? Или нет?

Понимая, что, кроме такой реакции, мой уход больше ничего не вызовет, я стараюсь не отвечать на этот вопрос или уходить от дискуссий, ведь каждый считает своим долгом сказать мне, что я поступил неверно. Со временем я понял, что нет смысла стыдиться своего решения, особенно если я считаю, что поступил на 100% правильно.

Поэтому я хочу рассказать вам, почему университет в его теперешнем состоянии - это не то, что нужно мне, вам и вашим детям.

Мы хотим быть как остальные

Вспомните, что происходит в школах с детьми, которые носят очки или стараются хорошо учиться. В лучшем случае их не примут в компанию «крутых», в худшем - главной целью этой компании станет сделать их жизнь невыносимой. Но, конечно, как там любят говорить? «Они же дети, они не понимают». Ну да, не понимают.

Итак, с самого детства мы хотим быть такими же, как остальные. А что делают «все остальные» после школы? Стараются попасть в университет. Желательно на бюджет. Если это удаётся, цель-максимум выполнена. Если нет, то родителям придётся потратить тысячи долларов на ваше обучение или же выбрать учебное заведение попроще - техникум или модный колледж, который, по сути, является тем же техникумом.

Начинается то время, о котором говорят как о самом лучшем времени в жизни человека, подразумевая под этим, конечно же, не учёбу. А скорее то, что вы будете пить (много), общаться с противоположным полом и иногда ходить на занятия, стараясь высидеть хотя бы половину. Перечитав этот абзац, я понял, что звучит он не так уж плохо.

И большинству этого достаточно. Они забывают о том, сколько времени уходит в пустоту, сколько денег тратится на учёбу, которая не приносит никакой пользы. Я, к примеру, учился не в самом дорогом вузе Украины, и за это время только на учёбу было потрачено 7 000 долларов. Думаю, это самая большая инвестиция моих родителей в меня. Оправдалась ли она? Увы.

Учёба в университете - это не единственный путь

Сколько курсов я мог бы посетить на эти деньги? Курсов настоящих профессионалов, которые посвятили своему делу десятки лет, которые обожают то, что они делают, и готовы делиться полезными знаниями. Сколько книг можно было купить? Буду заканчивать с банальными вопросами, вы и так знаете ответ.

Учёба в университете больше не гарантирует профессионального успеха в будущем.

Одна из причин этого заключается в мотивации. Когда мы делаем то, что нам нравится, мы руководствуемся . То есть нам нравится сам процесс. Деньги, поощрение или похвала отходят на второй план. Ведь, согласитесь, гораздо приятнее заниматься делом и получать удовольствие не только от вознаграждения, но и от самого процесса.

К сожалению, университет идёт совсем другим путём. Учёба подразумевает скуку, монотонность и отсутствие интереса, и всё это ради эфемерной цифры в бумажном журнале. А если эти эфемерные цифры будут хорошими, то через пять лет вы сможете получить эфемерную красную пластиковую бумажку. Для этого стоит жить.

Это сродни тому, когда долго пьёшь колу и забываешь, что жажду можно утолять водой. Или когда долго ездишь на машине и забываешь, что дойти от работы до кафе можно и пешком. Так же и с университетом.

Мы забываем, что сам процесс обучения, а потом и работы может быть приятен.

У меня есть друг, который тоже ушёл из университета. Четыре года обучения в вузе дали возможность понять, что ему хочется чего-то другого. В его случае это дизайн. Всего полгода интенсивного самообучения, несколько неудачных попыток устроиться на работу, и он всё-таки работает веб-дизайнером. Это ещё не компания его мечты, но однозначно одна из ступеней на дороге к ней. Такой пример очень вдохновляет.

Не означает того, что вы должны закрыться в комнате и не контактировать с другими людьми. Семинары, конференции, люди с похожими интересами - у вас есть огромное количество способов общаться с интересными людьми, а главное - учиться. Когда обучаешься не для награды в будущем, а просто потому что это нравится, сам процесс безумно вставляет.

Я наконец смог сформулировать то, что мне больше всего не нравится в университете:

В учёбе в университете нет страсти.

Более того, если ты приходишь туда со своей страстью, у тебя её наверняка отобьют. Университеты в их текущем состоянии убивают желание учиться. Это касается даже медицины, которую так любят приводить в пример защитники стандартного образования. В моём городе медицинский университет уже давно заслужил репутацию самого взяточнического учебного заведения. Вспомните об этом, когда придёте на приём к молодому специалисту.

Разве не будет более логичным самому выбирать интересные предметы? Но нет, финансисту нужно учить философию, медику - историю экономической мысли, а архитектору - химию. Расширяем кругозор - так это называется? Я не хочу расширять свой кругозор бесполезными знаниями, умноженными на субъективизм преподавателя.

Учась самостоятельно, вы можете сами выбирать свой путь.

Хотите выучить английский язык? Можете составить программу, которая будет включать в себя просмотр фильмов в оригинале с субтитрами, чтение английских книг, изучение новых слов из статей в интернете и использование Duolingo. Это гораздо лучше, чем каждый день сидеть с учебником Голицинского, от которого со временем начинают появляться приступы тошноты.

С появлением таких сервисов, как , становится понятно, что в текущей системе образования нужно что-то менять. Самообразование даёт возможность почувствовать, что ваши знания полезны и пригодятся в реальной жизни. Вы не всегда будете идти вперёд, иногда придётся что-то кардинально менять, но это всё равно в тысячу раз лучше.

Получение университетской корочки - это уже давно не безопасный и далеко не самый интересный жизненный путь. Не пытайтесь быть похожим на других, будьте особенным и забудьте о том, что университет - это единственный путь. Есть и другие.

«Здравствуйте! В старших классах школы я все время думала, куда пойти учиться дальше. При должной подготовке я могла бы поступить практически на любую специальность. Но, съездив в гости к брату, который в то время учился на третьем курсе технического института в Москве, я твердо решила, что поступлю туда же. Потому что мне понравился институт, место, где он расположен, ну и то, что там учится мой брат, который в то время был для меня большим авторитетом.

И я поступила. Правда, со второго раза. На первом курсе было еще более-менее интересно учиться, потому что предметы были в основном общие, почти как в школе, только более углубленные в технику. Но уже на втором курсе я поняла, что я не хочу учиться. Все это абсолютно не мое. Мне было до такой степени неинтересно, что я не могла заставить себя пойти на пары. Я вставала, собиралась, но, представив, что опять целый день придется заниматься ненавистными предметами, раздевалась и оставалась в общежитии.

Сейчас я на третьем курсе. Две прошедшие сессии я сдала с большим трудом, исключительно благодаря доброте преподавателей. Теперь остается всего полтора месяца до очередной сессии, а у меня все то же самое: огромное количество прогулов, несданных контрольных и лабораторных работ. И опять будет стоять вопрос о моем отчислении.

Почему я не переведусь на другую специальность или не поступлю в другой вуз? Все дело в родителях: мне их жалко. Я видела, как они переживали все то время, что я была в 11 классе, а потом как расстраивались, когда я не поступила. И целый год после школы, когда я училась на подготовительном отделении. И вот теперь, когда у всех дети на каникулы приезжают с пятерками, а я с хвостами. Если я сейчас брошу учебу, то даже боюсь представить, насколько плохо я им сделаю...

Кроме того, я ведь не работаю, живу на деньги, которые они присылают мне. Я не смогу перепоступить и со спокойной совестью еще 5 лет тратить их деньги. Они живут в провинции, в глущи, и получают по столичным меркам очень мало. Но при этом считают, что их священный долг - дать мне высшее образование.

Но хуже всего то, что я не знаю, какая профессия была бы мне действительно интересна. Даже если я поступлю на другую специальность, где гарантия, что через год меня не будет от нее воротить так же, как сейчас?

Помогите, что мне делать? Постараться сдать эту сессию и продержаться еще 2,5 года? Тогда как побороть отвращение? А если все-таки найти то, что будет интересно, то опять же как?

Наверное, вам моя проблема покажется глупой и преувеличенной, но это постоянно отравляет мою жизнь. Оксана Шабета».

Что делать, если не хочу учиться

Вы оказались в непростой ситуации. Дело не в том, что вы не хотите учиться. Просто вы поняли, что выбранная вами специальность абсолютно не интересна вам. Вы испытываете скуку и отвращение к предметам, которые вам приходится изучать. Вы делаете усилия над собой, чтобы продолжать учиться, но внутренней мотивации у вас нет. Вы не хотите учиться, но не можете бросить учебу из-за чувства вины перед родителями, вы не хотите их огорчить. Вы знаете, что для ваших родителей очень важно дать вам высшее образование, они считают, что это их священный долг.

И хотя для них это не легко, ваши родители присылают вам деньги, чтобы вы могли продолжать учиться.

Слово «долг» стало ключевым в отношениях между вами и вашими родителями. Они исполняют свой родительский долг перед вами, а вы, в свою очередь, чувствуете себя обязанной выполнить долг благодарной дочери, оправдать ожидания и усилия родителей. Я предполагаю, что за стремлением ваших родителей дать вам высшее образование стоит желание видеть вас счастливой и самостоятельной. Родители предложили вам тот путь к счастью и успеху, который видят они. Но есть и другие пути. И поскольку речь идет о вашей жизни и вашем счастье, только вы сами можете понять, что для вас будет лучше. И сделать свой выбор.
Елена Порываева, психолог