Женские костюмы 20 30 годов. Платья в стиле Чикаго: все новое – это хорошо забытое старое

Один из самых значительных этапов в становлении женской моды, период особой элегантности, сформировавшийся благодаря совмещению простых силуэтов и вычурности в деталях. Стиль 20-30-х годов в одежде женщины выражал богемную любовь к литературе, музыке, искусству.

Ключевым аспектом возникновения стиля 1920-1930 годов стала попытка женщин эмансипироваться: получить такие же права, как у мужчины. Исходя из этого, их облики начали перенимать мужские черты и формы. Однако, даже несмотря на это, их образы оставались невыразимо женственными и изящными. Большинство элементов этого стиля берут начало из кино или из образов киноактеров. К тому же, благодаря желанию быть такими же сильными и независимыми, как мужчины, женщины стали позволять себе гораздо больше. Это привело к разительным изменениям гардероба, взглядов на одежду и моду в целом. Смелость и равноправие – вот основная пропаганда этих времен, женщины стали выглядеть, с одной стороны, удобно, немного бесформенно, а с другой стороны — более чем сексуально. Характерные черты одежды 20-30-х лучше всего прослеживаются на примере трех категорий:

  • гангстерский стиль;
  • одежда для вечеринок;
  • повседневные варианты.

В одежде 20-30-х годов очень важную роль играли аксессуары как в женском гардеробе, так и в мужском. Но к каждому стилю их подбирали отдельно, и они сильно различались между собой.

Гангстерский стиль

Данное ответвление стиля в одежде 20-30-х годов образовалось из-за желания мужчин Америки походить на кинозвезд, исполняющих роли гангстеров. Мужская мода по формам была максимально классической: традиционные костюмы, включающие пиджаки, классические брюки с завышенной талией, жилетки, дополнялись рубашками с белыми воротничками и галстуками. Но все же их облики не были лишены некоторой претенциозности, характерной для того времени. Особенно стильными для мужчин 30-х годов считались пастельные тона в одежде (белые или кремовые костюмы) или же различные вариации приглушенных темных тонов. Важную роль играли дорогие аксессуары: кожаные перчатки, шляпы, шелковые приглушенно-яркого цвета платки или галстуки. Такая чрезмерность деталей создавала картинку мужской одежды эпатажных, стильных и элегантных кино-гангстеров тех времен.

Мужские фасоны в принципе стали главным прообразом стиля 20-30-х годов в одежде женщины. Даже тот самый яркий галстук можно было нередко встретить в женском гардеробе. Однако одежду гангстерского стиля носили отнюдь не только мужчины. Столь популярные кинозвезды того времени позволяли себе экстравагантно использовать в своих образах мужские брюки или костюмы. Следуя этой моде, дизайнеры, модельеры и обычные женщины начали добавлять соответствующие отголоски этого стиля в свой облик или облик своих моделей. Подобные черты можно встретить и в наши дни: девушки нередко любят надеть какой-нибудь элемент мужского гардероба на пару размеров больше, например, рубашку, свитер или пиджак.

Одежда для вечеринок

На вечеринки, походы в театр, кино и рестораны женщины обязательно надевали прямое платье выше или чуть ниже колен. Отличительными чертами стиля одежды женщин 20-30-х являлось обилие декора, это могли быть:

  • бахрома;
  • искусственные цветы;
  • накладки;
  • вышивка;
  • пайетки и бисер;
  • стразы;
  • необычные формы;
  • глубокие вырезы;
  • головные уборы.

Но, безусловно, мода, развивавшаяся в Советском Союзе, сильно отставала от своего американского прародителя. Фасоны использовались свободные, максимально простые. Основной идеей одежды 30 х годов была попытка приравнять женский образ к мужскому, поэтому в платьях не подчеркивались грудь или талия, акцент делался разве что на бедра. Открытость, легкость движений, простота и при этом вычурность деталей присутствовала во всем. Особо ценились платья, вышитые вручную, но их себе могли позволить далеко не все, так же, как и обилие крупных, необычных украшений. Украшения, пожалуй, были единственными, что демонстрировало женственность в нарядах. Именно благодаря тесьме, вышивке женские наряды 30-х годов становились индивидуальными, несмотря на то, что все имели практически одинаковые фасоны.

Наиболее популярными аксессуарами в двадцатые годы были меховые накидки, украшения из жемчуга и бриллиантов – они использовались в браслетах, жемчужных нитях на шею (которые часто надевали по несколько сразу) или колье. Безусловно, не меньшую роль играла бижутерия, поскольку настоящие драгоценности могла позволить себе лишь буржуазия, а в сочетании с обилием деталей на платьях, даже дешевые украшения смотрелись неплохо.

Повседневные варианты

Именно тогда появилось столь известное маленькое черное платье Коко Шанель. Простота силуэта, универсальный цвет делали возможным носить его абсолютно в любой ситуации: от прогулок или работы до званых ужинов. Различие в принадлежности к стилю получалось лишь благодаря аксессуарам. Как в вечерней, так и повседневной одежде 20-30-х годов предпочтение почти всегда отдавалось коротким рукавам или лямочкам. Платья свободного кроя, как их ни шей, все равно будут выдавать женственность фигуры. Для усиления этого эффекта часто надевались свободные тонкие пояса, плотно сидевшие на бедрах. К тому же, использование легких, льющихся тканей, облегающих фигуру, не давало забыть об истинной женственности девушек, носивших их.

Повседневная одежда 30-х годов 20 века отличалась простыми формами и максимально прямыми линиями силуэта. Однако при этом образы были невероятно женственны и элегантны. Пиджаки в сочетании с узкими юбками ниже колен из плотной ткани или платья такой же формы с небольшими рукавами прекрасно подходили для вечернего променада. Детали могли быть выполнены с помощью кружева, сборки, многослойности, но при этом образ оставался достаточно сдержанным. В женской одежде 20-30-х акцент делался на плечи, зачастую именно за счет рукавов. Здесь опять же явно видна отсылка к традиционному мужскому типу фигуры с широкими плечами и узкими бедрами.

Что касается обуви, то бесспорно предпочтение отдавалось туфлям. Они имели закругленный носок и средний по высоте каблук 5-8 см. Чаще всего в качестве украшений использовалось большое количество ремешков или один, но не обычный, к примеру, с бантиком, шнуровкой или застежкой.

Самыми популярными считались модели, выполненные из двух или трех цветов. Поскольку формы были весьма однообразны, то индивидуальность моделям придавалась как раз за счет расцветки и узоров.

Характерные прически

Наибольшей популярностью пользовались короткие стрижки. Обладательницы длинных волос собирали их в аккуратные простые прически, глядя на которые складывалось ощущение, что они коротко подстрижены. Чаще всего волосы укладывались или закреплялись с помощью полосок. Свое место занимали каре и крупные кудри, которые особенно часто встречались на волосах на 8-15 см выше плеч. Самая популярная прическа – это плавные горизонтальные волны. Стиль тридцатых характеризовали специфические головные уборы, такие как шляпки и широкая лента на голову, украшенная всеми возможными способами:

  • драгоценными или искусственными камнями;
  • перьями;
  • стразами;
  • небольшими вуалями.

Шляпки и головные уборы были неотъемлемым элементом одежды 20-30-х годов. Они сильно отличались по предназначению: от широкополых фетровых шляп, дополняющих повседневный костюм, до маленьких шелковых или атласных головных уборов, являющихся лишь украшением к вечернему платью. Неотъемлемой частью женского образа, безусловно, было лицо, которое было своеобразным «вампирским идеалом». Белая кожа, темные, четко очерченные брови, черная тушь, красные или бордовые губы – довольно вызывающе, но при этом не чрезмерно. Часто в макияже использовались темные тени, зачастую с эффектом блеска, иногда для большего контраста глаза подрисовывались белыми тенями. У мужчин превалировали короткие прически с зачесами назад или на одну сторону, эта мода пошла вслед за киноактерами. Бороду почти никто не носил, но иногда встречались маленькие аккуратные усики.

Видео

Фото

П ериод экономического кризиса начался в 30-е годы прошлого столетия, когда закрывались заводы и фабрики, «лопались» банки, а люди оставались без работы. Роскошь стал недоступной большей части населения, а потому и стиль женской одежды претерпел значительные изменения – он стал более строгим, сдержанным и рациональным. Изменился и женский идеал – стали цениться серьёзные, деятельные, но, одновременно, нежные и женственные образы. Другими словами, все модные тенденции были направлены на сочетание строгости и элегантности.

Кому подходит платье в стиле Чикаго

Для того чтобы носить платье в стиле Чикаго, необходимо обладать практически идеальной фигурой – стройным телом с изящными линиями. Довольно откровенное, они не способно скрыть ни широких бёдер, ни непривлекательных ног, ни большой груди. Тем не менее, если Вы являетесь обладательницей фигуры Стройная колонна или Прямоугольник, отсутствие талии всё-таки будет незаметным в таком платье. Кроме того, данный фасон требует наличия широкой линии плеч, поэтому девушки с фигурой Перевёрнутый треугольник также могут его смело выбирать.

Не знаете свой тип фигуры? Пройдите бесплатный тест..

С чем носить платье в стиле Чикаго

Великая депрессия начала прошлого века сделала настоящие драгоценности недоступными для большинства красавиц того времени, что привело к росту популярности искусственного жемчуга, ожерельев из искусственных кристаллов и позолоченных колье. Недорогая бижутерия весьма неплохо смотрится с платьем Чикаго. Женщины носили длинные бусы, завязывая их узлом под грудью либо перекинув на спину, привлекая мужское внимание именно туда.

Чулки являются обязательным атрибутом нарядов в стиле 30-х годов, они могут быть чёрными либо в мелкую сетку. Не менее актуальным элементом выступают перчатки – длинные шёлковые либо бархатные, а также модели с высокими раструбами. Также весьма популярными были шляпки – маленькие типа «таблетка» либо, наоборот, широкополые. Вместо шляпки нередко использовались головные ленты с цветами, перьями, блёстками. Обувь для ансамблей в стиле 30-х должна быть с закругленным мыском и фигурным каблуком средней толщины и высоты.

Главной модной тенденцией того времени был набор из шляпки, перчаток, сумочки и обуви одинакового цвета.

Для достижения нужной ширины плеч платья в стиле 30-х дополняются шарфами , меховыми горжетками, боа из перьев. Также хорошо смотрится с таким платьем натуральная шкура песца, лисы или чернобурки, накинутая на обнажённые плечи.

Женская мода начала 30х годов несет на себе отпечаток "великой депрессии 30х", поэтому подчеркнутый шик и женственность уходят, появляются новые модные тенденции:
1."Широкие плечи" (использовались подплечники, рюши, воланы)
2."Мужской стиль" Греты Гарбо и Марлен Дитрих (мужские костюмы и подчеркнуто женственный макияж)
3.Акцент на аксессуары: простой костюм обычных форм и пропорций дополняется интересными аксессуарами, в том числе распространена мода на шляпку, сумочку, перчатки и обувь одного цвета.Особенно популярны шляпы (крошечные и с огромными полями),сумочки-конверты, меховые горжетки, банты на шее.
4. В макияже в моде голивудские кинообразы - например, Грета Гарбо с ее отстраненной холодностью, а так же голливудские блондинки Марлен Дитрих,Джин Харлоу,Мей Вест.
5.Благодаря голливудским фильмам в моду вошел и гламур: блестящие материалы, отделка из меха и перьев,вышивка пайетками, стразами
6.Были актуальны длинные платья с большими декольте, особенно на спине.
7.Благодаря увлечению танцами (фокстрот, свинг, танго) в 30х были модны длинные обтягивающие ("вторая кожа") платья, скроенные по косой.
В середине 30х стали актуальны заимстовавания из костюма 1880 годов: шляпки, вечерние платья с тюрнюрами и пышными юбками, бархат.Модным с 1936 г. стал силуэт с подчеркнутыми плечами, узкой талией и широкой, но укороченной юбкой. В конце 30х годов господствовали модели с затянутыми талиями и пышными юбками и стиль военного времени - силуэт в форме буквы Х: укороченные юбки до колена, широкие плечи, пояса.
Мужская мода стала более консервативной: вернулись фраки начала века. Идеалом того времени был загорелый супермен с атлетической фигурой, проводящий все свободное время на курортах Канны и Монте-Карло, их воплощали киноактеры Кларк Гейбл и Гари Купер.А так же принц Уэльский, отрекшийся от престола в пользу своего брата, Георга VI и принявший титул геоцога Виндзорского.Он ввел в моду небрежную элегантность(с)

Грета Гарбо

Марлен Дитрих

Джин Харлоу, Мэй Вест

Разумеется, смягченные линии и подчеркиваемая женственность – это особенность не только причесок и макияжа, но, в первую очередь, одежды. Уже с 1930г. резко удлинились юбки и платья, и на протяжении последующих десяти лет они не поднимались выше лодыжек. Зато дамы компенсировали это за счет значительного углубления области декольте, в результате чего чувственно подчеркивалась грудь. Да и вообще, большое внимание стало удивляться воротникам, и особенной популярностью стали пользоваться гофрированные воротники и воротники с зубчатыми краями. На свое место вернулась талия (в отличие от предшествующих лет, когда она была завышена).
Покрой юбок стал подчеркивать тонкость талии и зрительно уменьшать объем бедер, зачастую сзади они были длиннее, чем спереди.
Пуговицы стаи дороже, чем молнии, которые в связи с этим становятся все популярнее. Шелковые и вискозные чулки сменяют прежние шерстяные, а чуть позже появляется и нейлон (ура, кстати сказать).
До 1930-х состоятельные дамы не нуждались в практичной повседневной одежде – то, что таковым называлось, на самом деле особой практичностью не отличалось. Теперь же жизнь потребовала от женщин вести более деятельную жизнь, поэтому роскошные туалеты приберегались для вечера. Наиболее популярным фасоном было длинное платье с лентами на спине. Оно могло быть как без рукавов, так и с большими пышными рукавами-фанариками. Модны были и длинные шлейфы. Часто к вороту, к плечу или талии прикреплялись цветы, сделанные из ткани (живые, впрочем, тоже). Другим способом сделать акцент на какой-либо части фигуры были банты.
Меха носились везде и всегда: как вечером, так и днем. Самые популярные виды меха: конечно, соболь (а кто бы сомневался!:)), норка, шиншилла и лиса (серебристо-серая).
Из тканей, пользовавшихся спросом, можно назвать хлопок, шелк, ацетат, вискозу, вельвет, жоржет, креп, органди, сатин, шифон и твид (очень популярной для вечерних платьев стала парча с металлическим отливом – ламе).
Молодые девушки отдавали предпочтение голубым, зеленовато-голубым, серым, темно-синим и желтым платьям, в то время как более зрелые женщины носили одежду серых, коричневых, зеленых, белых и красных цветов (черный шел только на вечерние платья).

Лидерами среди создателей высокой моды 1930-х гг. были Ж.Ланвэн, Л.Лелонг, Ж.Хейм Э. Молине и, конечно, К. Шанель, которой, правда, пришлось выдержать острую конкуренцию с Э. Скьяпарелли.
В моде 1930-х гг. была необычайно велика роль аксессуаров - для многих новая шляпка или сумочка были единственно доступным способом следовать моде. Экстравагантные аксессуары дополняли костюмы и платья классических форм и пропорций, в которых талия вернулась на естественное место, и были подчеркнуты бедра. Особенно были популярны шляпки (крошечные или с огромными полями), меховые горжетки из песца или чернобурки, байты на шее, перчатки с большими раструбами, сумки-конверты, которые носили под мышкой. Финансовые затруднения привели к тому, что в массовой моде распространилась дешевая бижутерия, настоящие драгоценности почти никто не покупал.
В 1931 г. К. Шанель заключила беспрецедентный контракт на 1 млн. долларов с голливудской кинокомпанией «Мэтро - Голдвин - Майер», согласно которому целый год должна была создавать костюмы для кинозвезд. Владельцы компании полагали, что это повысит интерес к кинопродукции, так как зритель придет смотреть не только фильм, но и последние парижские моды. Однако продлевать этот контракт К. Шанель не захотела, сказав, что «самый большой враг американцев - это их плохой вкус». К. Шанель сумела «приспособить» свой стиль к новым требованиям - в летней коллекции 1931 г. она впервые предложила белые вечерние платья из хлопковой ткани (пике, муслина, органзы, кружева) английской фирмы Ferguson Brother Ltd., снизив цены на модели на 30 %. В 1930-е гг. более успешно в Голливуде работала главная конкурентка К. Шанель - Скьяпарелли, которая стремилась не к простоте, а к экстравагантности. После работы в Голливуде в 1932 г. К. Шанель устроила благотворительную выставку драгоценностей, созданных по ее идеям графом Ф. ди Вердура.

В ноябре 1932 в ее салонах, К. Шанель и Поль Ириб организовали выставку ювелирных украшений с бриллиантами, представленными на старых восковых манекенах: тиары, браслеты, ожерелья, стреляющие звездами, которые играли вокруг шеи и блистающие, как крылья бабочки. Например, украшения из коллекции «Звезда» и «Комета» (рис. 7) отображали наиболее четкое впечатление от стиля « Ар Деко»: формы металла с глянцевой, полированной поверхностью лаконично перекликаются с блеском бриллиантов. Диадема и брошь имеют плоскостное композиционное решение, четкую, симметричную форму. Колье «Комета» имеет простую геометрическую форму, напоминает каскад падающих звездочек, встречающихся в центре, которым является крупный ограненный бриллиант. Украшения выполнены из белого металла, с разными бриллиантами, как по цвету, так и по размерам.

В выставочном буклете К. Шанель объясняет свое изменение курса как сюрприз, который она преподнесла как прессе, так и публике: «причиной, которая привела меня первоначально к разработке костюмных ювелирных украшений, стало то, что я обнаружила их демократичность, во времена, когда было принято проявление богатства. Но это соображение исчезло в период финансового кризиса, когда инстинктивные желания возникли снова, как показатель подлинности во всем, что возвысило забавные вещи из прошлого ювелирного дела до их истинного уровня». Эта выставка была лишь роскошным эпизодом, после которого имя К. Шанель навсегда осталось тесно связанным с ювелирными костюмными украшениями.
Мода эпохи 30-х, эпохи джаза и чарльстона предлагает платья рельефного кроя с заниженной талией, облегающие бедра с подвижным нижним краем юбки за счет годе. По-разному решаются модные блузки. Они могут быть не только типа мужской сорочки, но и более женственными - с драпировками, рюшами или жабо. Мода предлагает большое разнообразие блузок. Наряду с облегающими предлагает свободные, с большими V-образными вырезами, с расширяющимися внизу присборенными рукавами, "рукавами-тюльпан". Очень актуальны шарфы-галстуки или шарфы-банты в стиле Ив-Сен Лорана. Прически и одежда, созданные в Голливуде, тут же распространялись по всему миру.

В 1932 году модельер Адриан создал для актрисы Джоан Кроуфорд, снимавшейся в фильме "Летти Линтон", платье из белого органди с затянутой талией, расширенными плечами и пышными рукавами. Фасон завоевал такую популярность,
что только в крупнейшем универмаге Нью-Йорка "Мэйсис" было продано полмиллиона такие платьев. Голливудские кинофильмы всячески старались подчеркнуть естественные формы женского тела. Плечи делали более широкими, а бедра задрапировывали. Для этого использовали материалы, скроенные по косой. Однако в 1930 году ведомство Уилла Хэя, "сторожевого пса нравственности" в Голливуде, выступило со своим "Кодексом о продукции", целью которого была "борьба с моральной распущенностью на киноэкране". Первым на повестке дня стоял вопрос о запрещении показа обнаженного тела. Орлиный взор Хэя упал и на открытые платья и платья с низким вырезом. Голливудским режиссерам пришлось переключиться на другие, более безопасные части тела. Тут же криком моды стали платья с открытой спиной и с воротником в виде ошейника. Для того, чтобы привлечь к спинам больше внимания, на них вешали бусы или жемчужные нити. Внизу прикрепляли искусственные цветы или бант. Шапарелли зашла еще дальше и стала делать турнюр. На обнаженные плечи женщины накидывали целую шкурку лисы, иногда даже две. Чрезвычайно модными были чернобурки, но самыми ценными считались песцы.

В поисках вдохновения кинематограф обратился к античности. Тяжелый креп и матовый атлас собирали в складки так, чтобы они ниспадали подобно складкам на древнегреческих скульптурах. Эта техника впервые была разработана Аликс Бартон, которая делала складки и придавала такую форму джерси, шелку и шерсти.
Женщины стали ходить с обнаженными ногами с тех пор, как Шапарелли соорудили юбку-брюки для испанской теннисистки Лили де Альварес. Юбка спускалась ниже колен и была далека от удобства. Тогда в 1933 году Алис Марбл появилась на Уимблдоне в шортах. Вскоре после этого другая теннисистка Фернли-Уиттингстолл вызвала бурю волнения, появившись там без чулок.
Конечно, занятия спортом были доступны меньшинству, но модельеры выступили с серией спортивной одежды "для зрителей".
Для присутствия на спортивных состязаниях по теннису или поло считалось хорошим тоном надевать белые юбки и синие матроски. Для тех, кто предпочитал морские путешествия или водные виды спорта, на костюмах делали узор в виде якоря или штурвала.
Для весенних или осенних видов спорта женщины носили куртки и костюмы с юбками из клетчатой шерсти или твида. Такой вид одежды считался подходящим и для другого популярного развлечения - автомобильного спорта. Французские морские курорты Канны, Биарриц и Ле Турке получили свое признание еще в 20-е годы. Коко Шанель создала моду на загар.

Прически и макияж
В начале десятилетия в моду вновь вошла женственность (в отличие от популярного в 20-е мальчикового имиджа). Вернулись кудряшки (правда, они должны были быть аккуратно уложены, а не развиваться буйной гривой), да и макияж становится более искусным, а брови тонко выщипываются (многие выщипывали их полностью, чтобы потом с помощью карандаша провести задуманную тонкую линию; кое-кто доходил до того, что сбривал брови, результат, правда, при этом был плачевный, так как брови могли не отрасти обратно).
Шляпки того периода также должны были подчеркивать женственность их обладательниц, поэтому в моде были изогнутые линии и романтичная отделка или же забавные маленькие шляпки, контрастировавшие с безупречно нанесенным макияжем. Многие шляпки носились под углом, надвигались на один глаз и т.п. Поля шляп становились все более плоскими и широкими, а тульи, соответственно, делались все ниже, так что к 33 году некоторые шляпки напоминали плоские тарелочки.
Позднее (37-38 гг) появились шляпки без полей, но с очень высокой тульей, высота могла даже визуально увеличиваться за счет дополнительной отделки (например, перьями или цветами). Вообще декорирование цветами приветствовалось (использовались фиалки, розы и ландыши).

В начале 1930-х наибольшей популярностью пользовались два основных типа базовой «раскраски» лица: «Гардения» (очень бледная кожа) и «Чайная роза» (цвет слоновой кости и легкий розовый румянец).
К середине десятилетия более яркий макияж вошел в моду – розовый цвет румян делается более насыщенным, другим популярным цветом становится оранжевый.
К 1938-39 годам все больше и больше модниц стали стремиться придавать лицу максимально более естественный вид (и нежно-розовые румяна снова стали актуальны).
Цвет теней мог варьироваться от голубого, светло-фиолетового и светло-лилового до зеленого и коричневого.
Блондинки чаще всего прибегали к голубым, зеленым и фиолетовым теням, а брюнетки предпочитали коричневатые оттенки с небольшим добавлением лилового (для большей экзотики).

Для вечернего макияжа на верхнее веко до бровей накладывались ярко мерцающие тени.
Более темные оттенки накладывались на складку верхнего века и слегка растушевывались, таким образом достигался эффект глубоко посаженных глаз.

Для пущей сногсшибательности брови (или то, что от них оставалась) мазали вазелином, бриллиантином или даже оливковым маслом, отчего они, как вы сами понимаете, блестели. Кстати, веки также могли смазываться вазелином (разумеется, в этом случае тени не наносились) и блестели под стать бровям.
Ресницы должны были быть длинными, а так как не у всех они таковыми оказывались, то, соответственно, необычайно популярны были накладные ресницы.
Что до помады, то до середины десятилетия самыми модными цветами были бледно-розовый, малиновый, оранжевый и оранжево-красный, во второй половине 30-х всех потянуло на яркие оттенки красного.
Еще один важный момент – ногти. И опять за 10 лет вкусы законодательниц мод претерпели существенные изменения: если в начале предпочтение отдавалось бледно-розовому и кремовому лакам (а в 32 неожиданно и ненадолго стал популярен – только не падать! – черный), то с середины 30-х ногти были под стать губам: всевозможных оттенков красного, или (и лично для меня это оказалось открытием) лиловыми, серебристо-серыми, изумрудными и золотистыми.
Еще одной неожиданностью для меня оказался тот факт, что ногти, оказывается, красились не полностью, а (как и в 20-е) только в центре, таким образом, кончики и полукружия у основания оставались непокрытыми или красились белым.

К концу десятилетия следящие за модой дамы стали наносить лак и на кончики ногтей, продолжая при этом оставлять полукружия у основания нетронутыми.

Своим блестящим взлетом в конце 30-х годов журнал Harper"s Bazaar обязан трем женщинам, одной из которых была фотограф Луиза Даль-Вульф.

Она училась живописи в институте изящных искусств Сан-Франциско, когда друг случайно привел ее в фотостудию Энни Бригман. Увидев снимки обнаженных фигур на пляжах и в пещерах Сьерра-Невада - смесь чистого искусства и абсолютной свободы, Даль-Вульф, не раздумывая, потратила все свои сбережения на покупку фотокамеры и с тех пор не выпускала ее из рук. В 1932 году в Теннесси Луиза делала портреты местных жителей. Год спустя один из этих снимков появился в Vanity Fair. Это была ее первая публикация. В то время в Нью-Йорке не было ни одного модельного агенства, и модной фотографии как самостоятельной профессии не существовало. На редких снимках в журналах модели застывали в театральных позах на фоне рисованных задников, подражая немому кино. Для начинающего модного фотографа поле деятельности было необъятным. Луиза начала с того, что вытащила своих моделей из студии на улицу под естественный солнечный свет...

В 1936 году Кармел Сноу, решившая превратить Harper"s Bazaar в лучший в мире модный журнал, пригласила Луизу Даль-Вульф. Это было золотое время в истории журнала: арт-директором был Алексей Бродович, а редактором моды - Диана Вриланд. Даль-Вульф снимала для Bazaar в африканской пустыне и Помпеях, декорациями для ее съемок служили классические здания и пустынные пляжи. Она заставила моделей выглядеть на фотографиях естественно и в то же время роскошно, добавив в постановки легкий жест, иронию, намек на движение. Занятия живописью не прошли даром. Её цветные снимки стали классикой фотографии. За двадцать два года работы в Harper"s Bazaar Луиза Даль-Вульф сделала 86 обложек и более 600 цветных фотографий, не считая черно-белых. Именно она сняла обложку с никому не известной Бетти Джоан Перске, которую мир скоре узнал под именем Лорен Бэколл. Когда в 1958 году новый арт-директор попытался заглянуть в глазок её фотокамеры, чтобы проконтролировать кадр, Луиза поняла, что её время в моде закончилось...

Несколько ее работ 30-х годов

«Жить стало лучше, жить стало веселее!»

В 30-е годы потребности советских людей росли, всем хотелось носить добротную одежду, иметь возможность купить праздничное платье, теплое зимнее пальто и хорошую обувь, приобрести удобные и красивые детские вещи, но разрушенная, и пока еще далеко не полностью восстановленная швейная промышленность СССР, с трудом обеспечивала население огромной страны, не то что красивым и модным, а даже самым насущным. Кругом ощущался дефицит.

Дискуссии о принципиально новой одежде нового советского человека, характерные для двадцатых годов, к тридцатым затихли, вопрос о «массовой моде победившего пролетариата» постепенно утратил былую важность. Круг потребителей модной продукции оставался весьма ограниченным – бывшие нэпманы, сумевшие заработать хорошие деньги за период новой экономической политики, семьи военных и партийных начальников, а также руководителей наиболее важных для СССР должностных постов, по советской терминологии, так называемых, номенклатурных работников, творческая элита, и те, кто устроился на какие-либо «хлебные места», связанные с дефицитом.

В стране, где все должно было быть подчинено руководящим структурам, пока еще не был сформирован единый моделирующий центр, а работа проектировщиков одежды, как их тогда называли, находилась в начальной стадии своего развития, хотя к этому времени в СССР уже существовали талантливые мастера, создающие модели модной одежды и незаурядные художники по тканям, такие как Надежда Макарова, Александра Лямина, Надежда Ламанова, Фёкла Гореленкова, Анна Бланк, Варвара Степанова, Кира Мосякова, Оскар Грюн, М. Ануфриева, В. Маслова, М. Назаревская, Д.Лехтман и многие другие.

Крупные фабрики страны открывали собственные художественные и конструкторские мастерские, приступившие к разработке новых тканевых расцветок и моделей одежды. В государственном издательстве легкой промышленности даже начали выпускать каталог, предназначенный для торговых организаций, которые могли бы заказывать все эти модели на соответствующих фабриках. Но на самом деле одежда такого уровня, в советских магазинах продавалась крайне редко. Огромной проблемой и для выпуска хороших тканей, а, следовательно, и для качественной одежды было производственное сырьё, которого катастрофически не хватало.

В 30-е годы в стране резко возросло производство ситца, чрезвычайно популярного из-за дешевизны. В этот период текстильная промышленность развивалась под девизом «Советская ткань – лучшая ткань в мире!». Была поставлена цель увеличения выработки тканей повышенного качества и при этом снижение их себестоимости. Задача трудновыполнимая! Для её достижения реконструировался целый ряд текстильных предприятий, появились первые отечественные автоматические ткацкие станки, осваивались новые сорта тканей – креп, шерстянка, фуляртин, сатин, коленкор, атлас, коверкот, шевиот, сукно, бостон, коломенк, фланель, бумазея и др. Увеличился выпуск тонких тканей – вольты, майи, маркизета, батиста, зефира, тканей с вискозным волокном, производились фавориты 30-х - шелк, атлас, крепдешин, файдешин, крепжоржет. Правда, в продаже эти ткани появлялись нечасто даже в крупных городах, а в некоторых местностях не появлялись совсем.

Для снижения себестоимости новых тканей пришлось уменьшить количество валов печатных машин, что ограничивало возможности художников. В конце 20-х начале 30-х годов обязательным для всех текстильных фабрик было, производство набивных тканей с агитационными узорами, прославляющими труд советского человека – серпами и молотами, звёздами, тракторами, сеялками, комбайнами, заводскими трубами с дымом, аэропланами и пр. Даже такие талантливые мастера как Варвара Степанова, Кира Мосякова, Оскар Грюн были охвачены идеей создания агиттекстиля и придумывали ткани с идеологическими рисунками. В связи с этой тенденцией массово были уничтожены многие старые гравировочные валы с прекрасными традиционными для ткацкого производства орнаментами. Поверхности валов стачивали и наносили идеологический рисунок. Советский текстильный феномен, слава богу, просуществовал недолго. На художественных советах и совещаниях все чаще стали говорить о том, что подобные «творческие находки» слишком громоздки для текстиля, не сочетаются с назначением и фактурой ткани, неудобны в крое, требуют большого расхода и поэтому нерентабельны для швейных предприятий. Фельетон, опубликованный в газете «Правда», под названием «Спереди - трактор, сзади – комбайн», подвел черту в спорах о тематических рисунках, с 1933 года их производство было прекращено приказом Совнаркома за вульгаризацию идей социализма и коммунизма.

Во второй половине 30-х годов в характере оформления тканей произошли некоторые изменения. Если в ситцах присутствовала традиционность, то в новом ассортименте прослеживалась иная трактовка цветочного узора - экспрессивные рисунки в характере наброска, без прорисовки форм, часто сделанные только заливкой цвета без контура. Рисунки второй половины 30-х годов отличала динамичность композиции, которая достигалась за счет поворотов линий и штрихов: цветы словно летели и кружились по цветному фону.

В это время госфабрики, где пробовали свои силы молодые советские художники-модельеры, стали своеобразными центрами по моделированию. Существенным недостатком их работы был сугубо прикладной характер, ограничивающий творческую фантазию художника, модельеры должны были учитывать потребности массового производства и подстраиваться под реальные возможности каждой конкретной фабрики и ее смежников. Конструкторы одежды в основном ориентировались на возможности своей фабрики. К настоящему формированию моды такая система, жестко подчиненная интересам конкретного производства, имела мало отношения.

Другой причиной тормозящей развитие модных тенденций в начале 1930-х годов являлся сохранявшийся в стране острый дефицит одежды и низкие доходы населения. Многие даже не задумывались, о том модная у них одежда или нет, а попросту носили то, что еще можно было носить. В начале 30-х годов и в одежде и в прическах еще очень чувствовалось влияние 20-х годов. В 1930 – 1935 годах, в условиях нормированного распределения, производимая в стране одежда и обувь, наравне с хлебом и другими продуктами питания, в основном продавалась по карточкам. Карточная система начала отменяться с 1935 года. Как и в 1920-е годы, одежда и обувь были сравнительно дороги, их покупали в силу практической необходимости, а не для смены вышедшего из моды гардероба. Когда в 1930 году в СССР стало вводиться обязательное начальное образование, многие дети не могли посещать школу из-за отсутствия у них одежды и обуви, особенно в зимний период. Небогатое, а порой и нищее в своей массе советское общество, конечно же, не готово было к серьезному восприятию такого явления, как «мода ».

Конец эпохи НЭПа в конце 1920-х годов, начатый по инициативе Сталина и его окружения «великий перелом», сопровождавшийся искоренением индивидуализма и пропагандой коммунального быта, призывы к аскетизму, не способствовали развитию сферы моды и потребления. Были закрыты частные парикмахерские, магазинчики, рестораны, ателье, кооперативные магазины. С середины 1930-х годов стал наблюдаться относительный рост жизненного уровня советских людей, особенно среди существенно выросшего городского населения. Процессы индустриализации, идущие в стране, влияли на динамику распространения городской культуры, включая и моду .

В 1931 году были открыты, так называемые «Торгсины» (Всесоюзное объединение по торговле с иностранцами - Торговый синдикат), которые занимались обслуживанием гостей из-за рубежа и советских граждан, имеющих наличную валюту , а также золото, драгоценности и прочие ценные вещи, которые можно было обменять на продукты питания или другие потребительские товары. Торгсины изобиловали всевозможными товарами повседневного спроса - хорошей одеждой и обувью, нижним бельем, текстилем и пр. Просуществовали торгсины до 1936 года. Кроме того, в крупных городах процветала комиссионная торговля, благодаря которой можно было приобрести отличные товары, в том числе и зарубежные, если конечно посещение комиссионного магазина было «по корману». Начиная со второй половины 1920-х годов, в стране практиковалась продажа товаров по рабкредиту. Государственные и кооперативные торговые учреждения продавали рабочим и служащим товары с рассрочкой платежа при условии предоставления гарантий предприятиями или учреждениями, где работали потенциальные покупатели. Долгосрочный кредит получали обычно на полгода в объеме месячного заработка. Были даже организованы специализированные рабкредитовские магазины.

Несмотря на критику традиционной моды , ей с удовольствием следовали многие деятельницы революционного движения и жены тех, чьи имена тесно связаны с советской идеологией. Модная элегантная одежда вписывалась в круг интересов знаменитых русских революционерок Инессы Арманд и Ларисы Рейснер, воспетой Всеволодом Вишневским в образе комиссара в «Оптимистической трагедии», Александры Коллонтай, ставшей первой в истории женщиной-послом в послереволюционной России, гражданской жены писателя Максима Горького актрисы и общественного деятеля Марии Андреевой, являвшейся почитательницей и покровительницей модельера Надежды Ламановой, жены наркома Молотова Полины Жемчужиной, ставшей руководителем Главпарфюмера и членом Художественного совета при Московском Доме моделей, жены наркома просвещения Луначарского актрисы Натальи Розенель, считавшейся одной из самых модных дам Москвы 20х - 30-х годов. Розенель регулярно получала из Европы модные обновки. Да и сам Луначарский был небезразличен к одежде, носил американские костюмы, часто менял галстуки, бабочки и сорочки.

В 1930-е годы советской номенклатуре, в отличие от обычных граждан, была доступна модная одежда, том числе и иностранного производства. Например, в гардеробе наркома НКВД Генриха Ягоды кроме несметного количества рубашек, было 21 пальто и 22 костюма, причем большинство из них – иностранных марок. Тем не менее, особо не поощрялось, чтобы жены и дети партийных руководителей, одевавшиеся в своей среде модно и респектабельно, демонстрировали достаток простому народу. В начале 1930-х годов в среде советской элиты было принято заказывать одежду у дорогих частных портных или посещать закрытые ателье, к примеру, Галина Кравченко, начинающая актриса и молодая сноха Льва Каменева, посещала элитную ведомственную мастерскую пошива одежды Наркоминдела на Кузнецом мосту. В том же ателье, у той же портнихи одевалась и супруга Сталина Надежда Аллилуева.

В период государственной политики, названной впоследствии «неонэпом», стала возможна реанимация моды , издание модных журналов, создание в крупных городах государственных образцовых универмагов с модными ателье при них (кроме обычной системы государственных ателье индпошива). В 30-е годы в стране появилось понятие Советский Дом Моделей, изначально, по сути, это были просто модные ателье, например, Дом Моделей Мосторга, располагавшийся на Большой Дмитровке. Он появился в 1933 году и был знаменит тем, что в его стенах работала великолепная портниха Ревека Ясная, попасть на прием к которой, можно было только по знакомству. В 1934 году в Москве при опытно-технической швейной лаборатории треста «Мосбельё» состоялось открытие первого в стране крупного Дома моделей одежды на Сретенке, руководителем которого до 1949 года была племянница Ламановой модельер Надежда Макарова. Для художественного оформления здания пригласили Владимира Андреевича Фаворского, тогда уже известного художника. Фаворский настолько заинтересованно отнесся к деятельности Дом моделей, что был введён в его художественный совет. Его соображения о фасоне платьев, о выборе ткани нередко конкурировали с идеями самих модельеров, и находили у последних поддержку.

- Воспроизведение данного материала запрещено -



История мужской моды. Мужская мода 20 века


1900-е годы в мужской моде

Последний период рафинированной мужской элегантности. Петербург в эпоху Серебряного века славился щеголями. Русские модники ориентировались на английскую моду. Принц Уэльский старший сын королевы Виктории, позднее король Эдуард 7 был иконой стиля. Именно он впервые расстегнул пуговицу у жилета, когда плотно покушал. Он же ввел в моду стрелки на брюках и подвернутые штанины.
В моде длинное пальто, сюртук и шляпа-котелок.


1910-е годы в мужской моде

На смену сюртукам пришли укороченные пиджаки без подкладных плечей с завышенной талией и удлиненными лацканами. Мужской костюм приобрел более вытянутый силуэт. В моде джаз и вместе с ним джазовый костюм с брюками-дудочками и туго застегнутым пиджаком. Первая мировая война популяризирует военную форму. Военная модель - тренчкот (от англ. слова trench, "траншея") для солдат британской армии, поставляемая компанией Burberry - делается настолько популярной, что впоследствии ее продолжают носить и «на гражданке».

В Петербурге главный рафинированный щеголь – князь Феликс Юсупов.

1920-е годы в мужской моде

Образцом для модного подражания по прежнему являлся принц Уэльский. Он ввел в моду укороченные широкие штаны для гольфа «plus fours», с которыми надевались длинные шерстяные гольфы. В этот период носят шотландские свитера «Fair Isle», шляпы-панамы, узкие галстуки завязанные виндзорским узлом, пиджаки на двух пуговицах, нагрудные платки, коричневые замшевые туфли и английские кепки в мелкую клетку. Кстати, рисунок на мужских костюмных тканях «Принц Уэльский» назван в честь Эдуарда 7, который любил неофициальные костюмы в клетку.

В России это время военного коммунизма и гражданской войны. После революции 1917 года денди Серебряного века исчезли. На смену им приходят авангардисты новой формации.

Модником того времени был Владимир Маяковский.

Настоящие пижоны появились в эпоху НЭПа. Они носили полосатые брюки, бабочки, мягкие шляпы и канотье, и старались походить на американцев эпохи джаза.

1930-е годы в мужской моде

Модники подражают гламурным голливудским звездам. Популярны увлечения авиацией, автомобилями и спортом. В моде подтянутое спортивное телосложение.
Костюмы приобрели более мужественный вид, линия плеч увеличилась, а грудь расширилась, пиджак стал прилегать к бедрам. В мужском гардеробе появляются вещи в спортивном стиле, джинсы и трикотаж. На голове носили кепки и кожаные шлемы. В 30-х годах были популярны так называемые «капитанки» шапки с лакированными козырьками. В цветовой гамме одежды доминируют коричневый цвет и хаки.

В военные годы русские щеголи и пижоны полюбили трофейную моду. Привезенные из Германии и других стран вещи стали модным товаром для тех, кого в последствии назовут стилягами.

1940-е в мужской моде

Ключевой образ мужчины в период Второй мировой войны - мужественный и в военной форме. Распространенными вещами были полупальто и короткие куртки с накладными карманами.
В первый период послевоенного времени в Америке появляются необычные костюмы именуемые Зут (zoot suit), которые состояли из длинного двубортного пиджака до колен с широкими лацканами и мешковатых брюк, зауженных внизу, с костюмом надевалась широкополая шляпа.


В советской моде послевоенного времени, по сравнению с 1930-ми годами актуальный силуэт стал шире, вещи были словно немного велики. Важным мужским деловым аксессуаром была фетровая шляпа. Носят двубортные пиджаки, широкие брюки и длинные пальто. Преобладали темные тона. Светлые и полосатые костюмы считались особым шиком. Даже после войны военная форма осталась распространенной одеждой и на гражданке, образ мужчины в форме был невероятно популярен. Помимо прочего в моду вошли кожаные пальто.

С 1947 года стиляжничество начинает увлекать большие круги советской молодежи.


1950-е в мужской моде

Послевоенный мир стремительно менялся, и мода менялась вместе с ним. В Англии в начале 1950-х годов появляется стиль, получивший название «тедди-бойз». Этот стиль является некой вариацией стилистики Эдварда 7 (эдвардианской эпохи) отсюда и название (в английском языке Тэдди это сокращение от полного имени Эдвард). Носили зауженные брюки-дудочки с отворотами, пиджак прямого покроя с бархатным или молескиновым отворотом, узкие галстуки и ботинки на платформе (криперсы). Челка укладывалась в кок.
В 1955 году в жизнь британской молодежи вошел рок-н-ролл отразившийся на одежде в виде шелковых костюмов, брюках клеш, расстегнутых воротниках и медальонах.
В 1958 году в английскую моду приходит влияние Италии. В моду входят короткие квадратные пиджаки, зауженные брюки, белые рубашки с тонким галстуком и с жилетами, из нагрудного кармана жилетки выглядывал платок. Ботинки приобрели остроносую форму (Винкл-пикер).

1960-е в мужской моде

В мире мужской моды происходят значительные изменения: запускается индустрия массового производства готовых костюмов. Серый костюм становится униформой офисных служащих. В моде свободный длинный пиджак, рубашки с воротником на пуговицах (button-down), узкий галстук, оксфордские туфли, черное шерстяное пальто и фетровая шляпа.

В 1967 году в среде молодежи возрождение стиля тедди-боев, получившего новое название рокабилли, новая версия стиля была облагорожена веянием глэм рока. Костюмы приобрели кричащие расцветки.

1970-е в мужской моде

В отличие от 1960-х в 70-е не было единой направленности в моде, были разные течения. Мода, как способ самовыражения. Тенденции формировала уличная мода. В молодежной среде движение хиппи: длинные волосы, джинсы клеш, разноцветные рубашки, как аксессуары фенечки, шейные подвески и бусы.

Одежда становится более универсальной и практичной. В ходу разнообразные стили и их смешение. Культовым предметом одежды в 1970-е стали водолазки. В советском союзе популярны водолазки «лапша».

1980-е в мужской моде

Сформировалось новое поколение бизнесменов, потребителей роскоши, именуемое яппи.
Стала актуальной итальянская мода сделавшая популярным загар, черные очки и коричневую обувь. Мужской гардероб перестал быть универсальным и строго делился на деловой, вечерний и повседневный. На корпорациях вводится дресс-код «рабочая пятница».


В советском союзе на пике популярности джинсы «бананами» и «варёнки». Процветали фарцовщики, признаком достатка и стильности считалась фирменная одежда привезенная из-за границы.

1990-е в мужской моде

На западе минимализм, простота и практичность стали главными тенденциями моды в противовес безудержному потреблению 80-х. Мужская деловая одежда стала более свободной и простой. Популярен спорт и спортивная одежда с логотипами известных брендов становится повседневной.
В молодежной среде распространен стиль «гранж»: мешковатая одежда больших размеров, мрачных тонов. Многообразие субкультур: реп, хип-хоп, рок определяет внешний вид подростков.
Популярен стиль унисекс. Основой мужского гардероба становится повседневная одежда.
В России в мужской деловой моде главенствует пресловутый малиновый пиджак – олицетворение успешности и достатка.
В конце 90-х годов широкое распространение информационных технологий приводит к быстрому распространению модных тенденций в мире.

2000-е в мужской моде

Это эпоха метросексуалов. Культ красивого тела становится основной идеей моды. В моде холеная внешность и подчеркнутый интерес к модным трендам.

На основе источников:
Библия стиля: гардероб успешного мужчины / Н. Найденская, И. Трубецкова.
Д/ф «Дуновение века. Жизнь щеголя»

Заходите в нашу группу