Женские дуэли: коварство и любовь. Женские дуэли: малоизвестные истории (8 фото)

Между графиней де Полиньяк и маркизой де Несль, которые спорили о том, кто должен обладать им. Герцог многократно бросал первую даму, но это не помогало. С присущим ей азартом графиня Полиньяк все равно любила его ветренную галантность и, соответственно, испытывала ревность ко всем дамам, у которых он пользовались успехом, а это случалось даже не по одной, а толпами. Переполненная ревностью, она однажды встретила маркизу де Несль и вызвала ее на дуэль, предложив драться на пистолетах в Булонском лесу. Будучи одержима теми же чувствами, что и ее врагиня, маркиза жадно приняла вызов. Она рассчитывала либо убить соперницу и заполучить любовника в полное владение, либо славной смертью проявить силу своей привязанности и страсти к нему. Дамы встретились и стали стреляться. Маркиза де Несль упала а ее прекрасная грудь покрылась кровью. "Ага",- кричала ее соперница, "я научу тебя как красть любовника у такой женщины как я; если бы это было в моей власти, я бы сейчас разорвала бы на части сердце этого вероломного создания, и разбила бы его мозги". Молодой человек, услышавший эти жестокие слова, призвал ее успокоиться и не ликовать над несчастной соперницей, чье мужество, по крайней мере, не может не вызвать уважения. "Молчи, юный болван",- закричала графиня Полиньяк - "не тебе меня учить!" Маркиза де Несль не была ранена в грудь, как сначала опасались, а лишь слегка в плечо. Когда кто-то ее спросил, достоин ли этого тот любовник, во имя которого она подвергала себя такому риску, она ответила: "О, да, он достоин того, чтобы пролить еще больше крови, чем та, что циркулирует в моих венах". Он самый славный человек во всем свете; все дамы находятся у него в ловушке, но я надеюсь, что этим я доказала свою любовь и могу рассчитывать на полное обладание его сердцем. Я в вечном долгу перед тобой, герцог Ришелье, герцог Ришелье - сын бога войны и богини любви".

В 1701 году, в Турине, графиня Рокка дралась на шпагах с маркграфиней Белльгард. Дело происходило в закрытой комнате и без секундантов, поэтому мы не знаем подробностей поединка. Но известно, что обе получили ранения - бой был яростный. Вообще, в женских боях многое решало эмоциональное состояние участниц. Показательна в этом смысле дуэль, произошедшая в 1833 году в Лондоне. Тогда некая Роза Кросби заколола насмерть соперницу, которая имела несчастье увести у нее мужа. Кросби сражалась впервые, а ее противница очень неплохо владела шпагой. Но победительницу окрылял праведный гнев, перед которым не устояло мастерство.

Вот несколько фактов женских дуэлей из книги Роберта Балдика "Дуэль".

Госпожа Алмерия Бреддок и миссис Елфинстон дрались на дуэли в 1792 году. Результат дуэли неизвестен.

Элизабет Вилкинсон из Черкенвелла после "пары слов" вызвала на кулачный поединок Ханну Хайфилд. Ханна ответила, что Элизабет следует "хорошо поколотить". Результат дуэли неизвестен.

В 1828 году во Франции молодая девушка дралась на дуэли с мужчиной, который ее бросил. Результат дуэли неизвестен.

После того как в XIX веке дуэли стали модными в США, одному мужчине удалось предотвратить ожесточенную схватку двух дам, вооруженных пистолетами, которые пытались стреляться из-за любви по всем правилам. Он сумел арестовать дуэлянток и препроводить в полицейский участок. «На прошлой неделе", - писала одна из газет штата Джорджия в 1817 году, - "вопрос чести разрешился между двумя молодыми леди - Джейн Уэйл и Синди Даер. Их объект присутствовал в качестве секунданта. Ему пришлось своими глазами увидеть, как одна из его поклонниц, серьезно раненая соперницей, упала". Но на другой ему пришлось жениться. Как сообщила та же газета, «все было обставлено с соблюдением правил, и победительница вышла замуж за секунданта, как и было предусмотрено условиями дуэли».

В конце XIX века в Англии состоялась еще одна женская дуэль. В разговоре гостья сказала хозяйке дома: "А ведь когда-то вы были очень красивой женщиной". Хозяйка пришла в негодование оттого, что обидчица использовала английскую форму давно прошедшего времени. Бой произошел в Гайд-парке. Обидчица получила ощутимый укол в сгиб руки. По словам хроникера, "обе дамы удалились с поля боя с большим достоинством".

Впрочем, женщины не только убивали, они еще и выступали, демонстрируя всем свое мастерство. Некоторые из них гастролировали по всей Европе. Одним из постоянных мест для таких выступлений был Санкт-Петербург. И недаром! Здесь тоже встречались амазонки. Так первый в России профессор фехтования Иван Ефимович Севербрик обучал своему грозному искусству дам и девиц в шести почтенных семействах Петербурга. Анонимный "старожил и любитель фехтования" в газете "Северная пчела" № 15 1856 года рассказывает, как в 1827 году в Петербург приехала итальянская фехтмейстерша госпожа Боголини. Она постоянно навещала школу Севербрика, где фехтовала с лучшими бойцами города и с самим маэстро.

Дуэль – как много в этом слове! Слышится звон клинков, хлопки выстрелов из старинных пистолетов, вскрик раненого дуэлянта. Перед глазами встают фигуры фехтующих или целящихся друг в друга с расстояния в 10–15 шагов мужчин в одеждах прошлых веков. Вспоминаются романы и фильмы о героях давно минувших дней – настоящих рыцарях, готовых умереть за даму сердца или во имя сохранения чести. Между тем само слово «дуэль», обозначающее регламентированный строгими правилами поединок двух человек, в русском языке относится к женскому роду. И несмотря на все стереотипы, укоренившиеся в современном обществе, в дуэлях не так уж редко сходились не только кавалеры, но и дамы. Причём как прекрасные, так и ужасные. Женские дуэли были зачастую даже более эмоциональными и жестокими, чем мужские. Дуэлянтки кровожаднее дуэлянтов.

Пойдём, прогуляемся

Случаи дамских схваток не на жизнь, а на смерть известны с древнейших времён. Первые свидетельства о поединках с участием женщин появляются ещё до того, как сформировалось само понятие дуэли, и относятся к античным временам. Наверное, нельзя воспринимать в качестве исторических фактов легенды об амазонках и мифы о воинственных богинях. Но ведь о ставших традицией в одной из провинций Древней Греции жестоких схватках девушек, вооружённых палками, писал ещё Геродот. Дошли до нас и тексты древнеримского писателя Марселлина, красочно и подробно рассказавшего о нравах современных ему галлов, женщины которых, по его свидетельству, дрались между собой и даже с мужчинами «кулаками и ногами», а также не брезговали для выяснения отношений брать в руки оружие.

Во времена викингов существовал прототип классической дуэли – хольмганг (дословный перевод – прогулка по острову). Предложить «прогуляться» один воин мог другому в случае притязаний на собственность или женщину, а также в случае возникновения неразрешимых мирным путём разногласий. «Прогулка» была по своей сути поединком, регламентированным сводом сперва негласных, а в XIX веке – законодательно закреплённых правил, которые порой могли так или иначе изменяться и толковаться фигурантами непосредственно перед началом боя. В правилах акцент делался на использование равного по эффективности оружия. А окончательно решать, кто прав, предоставлялось жестоким скандинавским богам. Отправившись «на остров», кто-то обязательно оказывался в Вальхалле. «Гуляли» подобным образом время от времени не только яростные берсерки, но и их белокурые валькирии. Из саг до нас дошли указания на то, что если на хольмганге мужчина сходился с женщиной, их шансы следовало изначально уравнять. Представителя сильного пола ставили на время смертного боя по пояс в яму, ограничивая, таким образом, свободу его движений. Или же привязывали за спиной левую руку, лишая возможности прикрываться щитом. Остаётся добавить, что в Средневековье традиция хольмганга из Скандинавии распространилась на значительную часть Европы. Позже европейское рыцарство стало проводить свои «судебные поединки» и турниры по особому регламенту.

Поединки в кустах

В XIV веке в Италии среди городских дворян сложилась традиция так называемых «поединков в кустах» или «схваток зверей» – выяснения отношений на шпагах и кинжалах без доспехов, в стороне от людных мест. Это поветрие, ставшее продолжением забав викингов и рыцарей, уже спустя столетие перекинулось на Францию. И тут началось! Так как во Франции женщине во все времена отводилась особая роль, то и в стороне от дуэлей француженки не остались. Как, впрочем, и темпераментные итальянки. Сообщения о дуэлях с участием женщин начали появляться даже в монастырских хрониках. В мае 1571-го в миланском женском монастыре Святой Бенедикты две знатные синьоры под предлогом совместного молебна заперлись в комнате и устроили поединок на кинжалах. Разнять их не успели. Когда дверь была выбита прибежавшей на шум схватки монастырской прислугой, одна из женщин уже отправилась на небеса, а вторая умирала, истекая кровью. Облегчить душу и поведать, что стало причиной кровавой драмы, у дамы уже не хватило сил. Как и назвать имена – своё и соперницы. Надо полагать, что монастырь в качестве места дуэли был выбран не случайно. Здесь и помощь медицинскую могли быстро оказать, и похоронную мессу отслужить. В результате первое не понадобилось, а второе пришлось очень кстати.

Осенью 1624 года в парижском Булонском лесу маркиза де Несль и графиня де Полиньяк в присутствии секунданток скрестили уже не кинжалы, а самые настоящие шпаги. Яблоком раздора стала благосклонность будущего кардинала, а пока лишь герцога Ришелье. В результате графиня взяла верх над маркизой, едва не оторвав клинком де Несль ухо. Факт дуэли подтверждён как автобиографическими записками любившего экстравагантный «пиар» Ришелье, так и зафиксированными на бумаге воспоминаниями самих участниц действа.

Стоит отметить, что в то время женские дуэли проходили в прямом смысле в кустах – подальше от мужских глаз. Секундантами дуэлянток были только дамы. Объясняется это просто. Верхняя часть гардероба знатной особы того времени несколько сковывала движения. Управляться с колющим оружием, будучи одетой в модное платье, было не слишком удобно. И всерьёз сражаться друг с другом женщинам было удобнее, обнажане только шпагу, но и грудь. Впрочем, когда вызов бросали мужчинам, полуобнажаться было уже никак нельзя. Придворная оперная певица Мопен, пользовавшаяся покровительством Людовика XIV, тайно брала уроки фехтования у своего любовника – первой шпаги Парижа того времени месье Серана. Знаменитый фехтовальщик согласился научить диву отбиваться от своих слишком назойливых поклонников, готовых составить ему конкуренцию в борьбе за благосклонность звезды королевской оперы. Уроки пошли впрок. На одном из балов дерзкая Мопен оскорбила едкой шуткой одну весьма знатную особу. Друзья оскорблённой потребовали выставить певицу вон и… моментально были вызваны ею на дуэль. Некоторые из них, не принимая происходящее всерьёз, согласились принять вызов. И поплатились тут же. Мопен заколола нескольких не ожидавших от неё такой прыти дворян прямо в парке у дворца, где проходил бал. После чего вернулась к танцам. Все присутствовавшие, в том числе и сам король, были шокированы. Шок Людовика оказался настолько глубок, что он даже не наказал диву, хотя дуэли им же самим запрещались. Эта история в будущем вдохновила писателя Теофила Готье на превосходный роман

Французская болезнь

Экстравагантная выходка оперной певицы обернулась настоящим бумом женских поединков во французской аристократической среде. На Францию обрушился кровавый дождь из брошенных женских перчаток. Часто причиной схватки становился кавалер. Не случайно считается, что в любви, как и на войне, правил нет. Если верить статистике того времени, четыре из пяти дамских дуэлей заканчивались смертями. Мужчины же были не столь склонны к смертоубийству – тут погибшие были лишь в двух случаях из пяти.

Всё чаще представительницы слабого пола бросали вызов полу сильному, хотя и без особых успехов. Всё-таки женщине пронзить мужское сердце шпагой несколько сложнее, чем лукавым взглядом. Однако заступаться за струсившего любовника или мужа, как это с грандиозной оглаской однажды сделала некая мадам Шатеру, бросившая вызов наглецу, отвесившему её благоверному пощёчину, стало едва ли не хорошим тоном. Пикантная подробность – далеко не все женские дуэли свершались хоть по каким-то правилам. Частенько слабые нервы секунданток не выдерживали, и они, забыв о своих обязанностях, с воплями бросались в схватку. Подобно болезни, мода на схватки femmes fatales из Франции стала распространяться по Европе. Сражаться на дуэлях начали англичанки, немки, испанки, русские.

С течением времени количество женских поединков то уменьшалось, то снова росло. Затем о дуэлях дам узнали и за океаном. Всё разнообразнее становилось дамское дуэльное оружие – к кинжалам и шпагам, клинки которых стали обрабатывать ядами и раздражающими раны жидкостями, добавились пистолеты. В 1744 году на дуэли из-за какого-то пустяка едва не погибла будущая российская императрица Екатерина II Великая. Тогда, правда, она была ещё всего лишь принцессой Софьей Фредерикой Августой Анхальт-Цербстской. Кстати, пик женских пик женских дуэлей в России пришёлся именно на её царствование.

Так, в 1765 году состоялось примерно два десятка поединков. Стоит отметить, что в отечественной женской дуэльной традиции стараниями самой же императрицы, помнившей о своём неприятном опыте, было заведено драться строго до первой крови. Благодаря этому история екатерининской эпохи помнит всего трёх павших «невольниц чести». Любопытный факт: в восьми поединках императрица Екатерина приняла самое непосредственное участие. Но, слава Богу, лишь в качестве секундантки. А однажды она едва не скрестила шпагу со своим супругом – императором Петром III, когда тот в семейной ссоре попробовал угрожать ей оружием. Царственных особ тогда удалось временно примирить. Фаворитка императрицы княгиня Дашкова в 1770 году вывела русских дуэлянток на международный уровень. Она после публичных оскорблений и обмена пощёчинами вступила в бой с английской герцогиней Фоксон. Но первый блин обернулся комом – Дашкова получила колотую рану плеча.

Кошмар на улице Листа

В XIX веке в России настоящими рассадниками «женской дуэльной болезни» стали салоны знатных дворянок. В историю вошёл, например, салон некой госпожи Востроуховой (привет маркизе де Несль и графине де Полиньяк), в котором в 1823 году случилось целых 17 ссор, приведших к поединкам. Дуэли происходили не только в столицах, но и в провинции. Порой дело доходило до откровенных курьёзов, заканчивающихся, впрочем, трагически, – дело матерей продолжали их дочери. В Орловской губернии помещицы Ольга Заварова и Екатерина Полесова после нескольких лет бытовых разногласий взялись за оружие и при секундантках-гувернантках (обе, разумеется, из Франции) в берёзовой роще изрубили друг друга в куски позаимствованными у мужей-офицеров саблями. Спустя пять лет на том же месте уже на шпагах дрались их 19-летние дочери. Что характерно, в присутствии всё тех же гувернанток. На этот раз Александра Заварова заколола Анну Полесову. Русские аристократки, по воспоминаниям иноземных свидетельниц, вообще отличались яростью, желанием во что бы то ни стало уничтожить соперницу и неграциозной эффективностью своих действий. Им не уступали и мещанки. Из-за молодого человека безвестной незнакомкой была застрелена актриса Мариинского театра Анастасия Малевская. Симптоматично, что дуэль возникла буквально на пустом месте. Малевская приревновала к своему возлюбленному чуть ли не случайную прохожую, у которой, впрочем, рука оказалась твёрже.

Во Франции же дамам наскучило просто колоть и стрелять друг в друга топлес, для придания схватке особого шарма они стали раздеваться полностью. Это позволяло подвергнуть поверженную, но не убитую соперницу дополнительному унижению. Особенно если по итогам выяснения отношений ей требовалась помощь со стороны. Продолжал совершенствоваться и дуэльный арсенал. Писательница Жорж Санд и Мария д’Агу, у которой первая хотела отбить композитора Ференца Листа, провели дуэль, соблюдая весь формальный этикет, но в качестве оружия используя… свои собственные острые как бритва ногти. Сюжет, пожалуй, пострашнее «Кошмара на улице Вязов». Сам Лист, в доме которого происходило «рандеву», вынужден был запереться в кабинете и в трепете ждать, когда дамы кончат. Победительница, к слову, так и не была выявлена. Но Лист выбрал Марию, а не предпочитавшую в быту мужской костюм женскому платью Жорж Санд.

Барышни, не деритесь!

В ХХ веке женские и мужские дуэли, к счастью, вышли из моды. Но иногда отголоски прошлого всё же давали о себе знать. В милицейских хрониках советского и пост-советского времени нет-нет да и промелькнёт нечто похожее на дела давно минувших дней. В период хрущёвской «оттепели» в одном из общежитий престижного московского вуза студентки с криком «дуэль!» (об этом потом рассказали свидетели) вступили в бой на кухне. Каждая при этом вооружилась кухонным ножом. Итог – около 50 колото-резаных ран на двоих. А в лихие девяностые две романтически настроенные подруги одного криминального авторитета однажды решили поделить сферы влияния на любимого при помощи пистолетов ТТ. Причём всё сделали по правилам – с секундантами и командой «К барьеру!». Одна из них вскоре оказалась в больнице, а другая – за решёткой.

Кстати…

В молодости поэтесса Мариэтта Шагинян, пойдя на поводу у молвы, беспочвенно обвинила знаменитого поэта Серебряного века Владислава Ходасевича в жестоком обращении с супругой. Мол, поколачивал свою половину служитель муз… Шагинян даже не зная лично жену будущего классика русской литературы и поддавшись эмансипационному порыву, не нашла ничего лучше, чем всерьёз вызвать Ходасевича на дуэль. Владислав тогда ответил спокойно и ёмко: «Я с барышнями не дерусь». Спустя месяц Шагинян остыла и в знак примирения прислала поэту букет фиалок. Как было бы мило, если бы все женские дуэли кончались именно так.

Николай Ивашов

Далеко не все женщины - мирные домашние кошечки. Дамы способны сражаться за свою любовь или достоинство не на жизнь, а на смерть. Особенно жестокими во все времена были дуэли из-за мужчин. Только смерть могла расчистить дорогу к сердцу избранника.

Исторические документы зафиксировали немало кровавых поединков как между женщинами, так и между женщинами и мужчинами. Оказывается, уже в древности физическая сила была весомым аргументом в спорах дам. Древнеримский писатель Аммиан Марселлин поведал, что у галлов жены дерутся кулаками и ногами, сражаются с другими женщинами и с мужчинами. Древнегреческий историк Геродот писал, что в одной греческой провинции девушки собирались толпой и свирепо дрались между собой на палках.

Викинги имели интересный обычай – «прогулку по острову», когда спорщики на небольшом островке вступали в честный поединок с равным оружием. Кто побеждал - тот и прав. Если на такую «прогулку» выходила женщина, то ей давали фору: мужчину-соперника опускали в узкую яму по самый пояс, либо привязывали левую руку за пояс. Боец–мужчина таким образом ощутимо проигрывал в обороне.

Россию дуэлями не удивишь. В Древней Руси решение споров с помощью оружия было обычным делом. Узаконены были и женские дуэли. Правда, оскорбленная женщина вместо себя могла выставить мужей, братьев, отцов или знакомых, если в споре против нее выступал мужчина. Если же противницей была женщина, то дама сражалась с ней лично. Эти правила были записаны в Псковской судебной грамоте от 1397 года.

В те стародавние времена при поединках использовались дреколье, рогатины и дубины, окованные железом. Иногда, очень редко, он происходил врукопашную. Петр I решительно воспротивился дуэлям и издал указ об их запрете. Он не хотел, чтобы люди сводили друг с другом счеты в обход государства. Этот указ подтверждали все последующие императоры, но и столетия спустя дворянки выбирали скорейшее силовое разрешение конфликта вместо судебных тяжб.

В пятнадцатилетнем возрасте в поединке успела поучаствовать даже будущая императрица Екатерина II. Будучи принцессой, она дралась на шпагах со своей троюродной сестрой. К счастью, никто не был убит или ранен. Кстати, впоследствии Екатерина смотрела сквозь пальцы на дуэли и меры принимала лишь в случае смерти или серьезного увечья. В период ее правления произошло 20 женских дуэлей, три из которых оказались смертельными.

В 1829 года в Орловской губернии поссорились помещица Ольга Петровна Заварова и Екатерина Васильевна Полесова. Между ними состоялся смертельный поединок на саблях своих мужей, а секундантами были гувернантки-француженки. Соперницы встретились в березовой роще и на предложение примириться ответили отказом, продолжая перепалку между собой. В разгар скандала женщины выхватили сабли и начали драться. Ольга Петровна получила тяжелое ранение в голову и скончалась на месте. Екатерина Васильевна с ранением живота промучилась сутки, а затем также скончалась. Этот ужасный случай ничему не научил их дочерей, и спустя 5 лет они также избрали сабли для разрешения конфликта. Это соперничество привело к смерти Анны Полесовой. Ее соперница Александра Заварова впоследствии занесла эту историю в свой дневник.

Французская маркиза де Мортене заметила в записках, что русские дамы любят выяснять отношения между собой с помощью оружия. Она писала: «Их дуэли не несут в себе никакого изящества, что можно наблюдать у француженок, а лишь слепую ярость, направленную на уничтожение соперницы».

Как говорится, со стороны виднее, но, судя по историческим запискам, «слепая ярость» присутствовала в поединках французских дам в не меньшей мере. Правда, во Франции был любопытный обычай: женщины дрались обнаженными до пояса. Возможно, это придавало поединкам некоторую изощренную красоту, но не меньший трагизм.

Западные дамы так привыкали к оружию, что художник Жан Беро штамповал картины с элегантными француженками, которые держат шпаги, как будто это не оружие, а веер или зонтик. Европейки вовсю выясняли отношения с оружием в руках с шокирующей жестокостью. Если мужские дуэли завершались убийством в четырех случаях из десяти, то между женщинами восемь из десяти дуэлей имели смертельный исход или серьезное ранение. Это было связано с тем, что правил для дам не существовало. Дуэлянтки смазывали кончики шпаг раздражающими составами, чтобы каждое ранение причиняло страдания; сражаясь на пистолетах, соперницы стреляли до тех пор, пока одна из них не оказывалась убитой или тяжело раненой.

Итальянки не отставали от француженок. 27 мая 1571 года в миланский монастырь Св. Бенедикты прибыли две знатные сеньориты. Они прошли в комнату для молебна, но вскоре монашенки услышали шум. Когда она вошли в келью, то увидели жуткую картину: на полу лежали две окровавленные дамы, одна из которых была мертва, а вторая умирала. Судя по всему, между ними состоялся поединок на кинжалах.

В 1624 году в Булонском лесу произошла дуэль на шпагах между маркизой де Несль и графиней де Полиньяк. Женщины подрались из-за благосклонности кардинала Ришелье. Кардинал был любовником графини, но отличался «ветреной галантностью» и постоянно изменял де Полиньяк. Графиня ревновала его ко всем дамам и однажды встретила маркизу де Несль, которую сочла соперницей. Она вызвала ее на дуэль, предложив драться на пистолетах в Булонском лесу.

Дуэль обошлась без смертей: графиня ранила маркизу в ухо. Правда, крови было много, и маркиза упала, ее грудь быда залита кровью. Вместо того, чтобы испугаться, графиня закричала: «Я научу тебя, как красть любовника у такой женщины как я; если бы это было в моей власти, я бы сейчас разорвала на части сердце этого вероломного создания, и разбила его мозги!». Об этом поединке еще долго судачили во дворце, и сам кардинал упомянул о нем в своих записках. Видимо, он был сильно польщен.

Оказывается, случались поединки между женщинами и мужчинами. В XVII веке в доме красавицы вдовы графини де Сен-Бельмон самовольно поселился один французский офицер. Вначале графиня пыталась мирно выдворить непрошенного гостя, посылая вежливые записки, но наглец ни в какую не желал покидать чужое жилище. Тогда женщина вызвала его на дуэль под видом шевалье де Сен-Бельмон.

В назначенное место она явилась в мужском платье и загримированная. Спустя несколько минут графиня ловким приемом вышибла оружие из рук противника и, отбросив клинок ногой, обратилась к офицеру со словами: «Вы думаете, мосье, что дрались с шевалье. Вы ошибаетесь - я мадам де Сен-Бельмон. И убедительно прошу вас в будущем быть более чутким к женским просьбам».

Но не всегда женщины проявляют милосердие по отношению к соперникам. Особенно трагично заканчиваются поединки между женщинами и бросившими их мужчинами. В исторических архивах Парижа сохранилась история о мадемуазель Лерье, которая отомстила неверному возлюбленному. Встретив его на улице, она предложила ему сразиться на пистолетах, вложив один в его руки. Мужчина выстрелил в воздух, но это не остановило Лерье, и она разрядила в него пистолет.

Легенды ходят также об оперной певице мадемуазель де Мопен, которая расправилась с несколькими мужчинами. Согласно роману Теофиля Готье «Мадемуазель де Мопен», эта женщина решила отомстить грубому и наглому актеру Дюмени и вызвала его на дуэль. Услышав такое приглашение, Дюмени изумленно уставился на нее и расхохотался. В ответ певица, выхватив у проходящего вблизи бутафора театральную шпагу, отхлестала обидчика. Наглец так опешил, что позволил отобрать у себя часы и табакерку.

После этого случая девушка решила, что ей все позволено. Вскоре на балу она вызвала очередного обидчика на дуэль. Тот тоже отказался драться. Тогда певица потребовала, чтобы он извинился. Разразился скандал, дамы возмущенно шептались, и хозяйка предложила скандалистке покинуть помещение. После некоторого замешательства мужчины вывели вон нахалку.

В саду она выхватила шпагу у одного из них и приказала другому защищаться. Мужчины, вместо того, что обезоружить разгоряченную де Мопен, решили понаблюдать за развернувшимся представлением. Спустя несколько мгновений один из них был ранен и упал. Второй, поняв, что не до шуток, стал защищаться всерьез, но актриса оказалась мастером поединков и ранила противника. Затем она, поправив прическу, как ни в чем не бывало, вернулась в танцевальный зал. Людовик XIII, жестко наказывающий дуэлянтов, простил красавицу. Впоследствии мадемуазель де Мопен вышла замуж за учителя фехтования, который обучил ее драться.

Даже самые откровенные изображения из коллекции Эмбергера даже близко не стоят по степени обнаженности рядом с картинками из журналов, которые можно найти в кабинете любгом европейского дантиста.

Наверное, в самом деле, женщины дрались редко, тем более на дуэлях, они чаще просто бранились. Но не потребуется много времени, изучая историческую информацию в Сети, убедиться, что существует немало исторических свидетельств о женских дуэлях. Женщины тоже дрались, как и мужчины, из-за любви, оскорблений (реальных или мнимых), слухов и, в конце концов, за честь. Они дрались с применением различных видов оружия – пистолетов, мечей, шпаг, рапир, ножей. Можно составить длииный список женщин, дравшихся на дуэли.

Множество изображений с дерущимися на дуэли дамами стало появляться с 18 века. Феминистки были рады видеть бурную эмансипацию женщин и их вовлечение в исконно патриархальный мир, с его понятиями чести и вооруженными методами разрешения конфликтов. Интересно, что большинство известных женских дуэлей происходило в чисто женской среде.

Фотографические почтовые карточки и появившиеся в конце 19 века стереоскопические серии обнаженных до пояса женщин, сражающихся на клинках, являлись логическим продолжением художественных традиций живописи и скульптуры. Вплоть до 19 века, однако, участие женщин в "делах чести" было, в основном, ограничено ролью "портящих удовольствие" - тех, кто не давал поединку нормально начаться или переживающих, радующихся или скорбящих – в зависимости от результатов дуэли. Типичный сюжет: "Красивая девушка рыдает при виде своего возлюбленного, пытающего уйти от смертельного удара". Но уже начиная с конца 18 века женщины стали играть более активную роль в художественных изображениях дуэлей. По крайней мере, в изображениях.

В нашей коллекции содержится стереоскопические изображения диптиха Эмиля Байарда - "Дело чести" и "Примирение". Изображения опубликованы Р.К. Бонином из Тироны, штат Пеннсильвания в его художественной серии (любители изобразительного искусства могут там ознакомиться с теми произведениями, которые они не могут увидеть в подлинниках). Больше всего в этих стереоскопических репродукциях нас привлекли две пары прекрасных молочных желёз.



Стереоскопические карточки "Дело чести" и "Примирение"

Для историка фехтования этот жанр несет столько же информации, сколько описания сражения на мечах в современной литературе. Близко к нулю. Так же как и в живописи и скульптуре модели позировали в драматических позах, мало заботях о достоверном воспроизведении дуэли. Если в них и есть элементы документальности, то только те, что демонстрируют незнание художниками истории и правил фехтование и дуэлей, даже в года расцвета этой формы искусства.

Фотографические почтовые карточки и стереоскопические картинки обычно выпускались сериями, в каждой из которых последовательно рассказывалось о каком-то событии. Этот жанр в каком-то смысле можно считать прямым предшественником немого кино. Оба жанра должны были передавать сложные действия и предполагаемые диалоги с помощью языка позы и жеста. Пересказать эти истории сейчас трудно, поскольку серии утеряны, и многие образцы циркулируют по-одиночке, вроде изображения выше, в котором элегантный дерзкий выпад воспроизводит изначальный шаблон оскорбления и вызова, дуэли и гибели – с примирением или без него.

Помимо вуайеристской привлекательности, характерной для любого изображения обнаженных женщин, в этом жанре присутствуют скрытые мелодраматические мотивы. В конце концов, дуэли не одобрялись обществом, особенно образованным обществом, были прекрасной пищей для многочисленных проповедников, которые издавали тома антидуэльной литературы.

Сдедующая история опубликована в Америке в 1899 году в виде еще одной стереоскопической серии, на этот раз без оголений. Так же как и на двух предыдущих французских картинках, здесь в качестве оружия дуэли выбрана рапира. (Поскольку сканирование этих старых картинок затруднено из-за деформации картонной основы, поэтому мы представляем здесь основные из них).

Следующая неполная серия (три изображения справа) содержит больше документального материала, чем все предыдущие, поскольку описывает в деталях подготовку к дуэли и сопутствующую этой подготовке атмосферу. Что особенно интересно для старого фехтовальщика на шпагах и коллекционера, вроде меня, - это подбор оружия. (И я не сомневаюсь, что феминистки будут более, чем счастливы эмансипационному вовлечению женщин в дела, узурпированные патриархатом, а именно - в дела части и вооруженных конфликтов: во всех известных мне женских дуэльных сериях, присутствуют только женщины.)

Я раньше видел всю серию, и почти уверен, что за представленными эпизодами последуют оголение груди, увечье и смерть. У нас сохранились только три неотклеившиеся из альбома картинки. Если у кого есть остальные картинки, мы с удовольствием дополним нашу историю, подтвердив или не подтвердив мою версию.

Раньше женские дуэли были распространены не меньше мужских. Первые упоминания о них относятся к XVI веку и вопреки устоявшимся представлениям о дуэлях происходили они вовсе не во Франции. В 1552 году в Неаполе Изабела де Карацци и Диамбра де Петтинелла не поделили одного молодого человека. Дуэль прошла в присутствии маркиза де Васта. Обошлось без жертв, но долгое время эта история не давала неаполитанцам покоя — все же обычно мужчины дрались за внимание женщины, а не наоборот. Случай был настолько впечатляющим, что в XVII веке художник Хосе де Рибера написал по ее мотивам картину «Женская дуэль». Еще один случай произошел в Милане 27 мая 1571 года. В женский монастырь Св. Бенедикта прибыли две знатные сеньоры и попросили предоставить им комнату для совместной молитвы. Вскоре монахини сбежались на шум и увидели двух женщин, израненных кинжалами и истекающих кровью. Обе дуэлянтки умерли.

Хосе де Рибера, «Женская дуэль», 1636

В XVII веке состоялась дуэль, задокументировал которую сам будущий кардинал Ришелье, ведь именно он стал «яблоком раздора». В Булонском лесу встретились маркиза де Несль и графиня де Полиньяк. Они сражались на шпагах, а случай в своих записках описал сам «красный кардинал». Но было бы слишком скучно, если бы женщины дрались только из-за мужчин. Например в Великобритании однажды дамы не поделили наряд. В 1612 году на балу у графа Сассекского леди Рокфорд наяву увидела один из самых страшных кошмаров любой женщины — даму в точно таком же наряде. Да еще он шел сопернице больше. Когда же граф пригласил «злодейку» леди Эстер Рейли на менуэт, это стало последней каплей. Поскольку леди Рокфорд не владела шпагой, то оружием был выбран яд. Дамы прибыли на постоялый двор в 20 милях от Лондона и заказали комнату. Решение было довольно изящным — в двух бокалах было вино, но одно из них — отравлено. Все могло бы закончиться трагедией, если бы не то обстоятельство, что давно хранившийся яд утратил свои свойства. И леди Эстер отделалась в итоге лишь сильнейшим расстройством желудка.


Вообще, в выборе оружия женщин отличала изобретательность. Одни предпочитали использовать ногти, другие — кинжалы, третьи — шпаги и при этом наносить удары исключительно по лицу. Одна такая дуэль привела к тому, что обе женщины до конца жизни были вынуждены скрывать лица под густыми вуалями. А одной из дуэлянток стала француженка Жюли д’Обиньи, известная как мадемуазель Мопен. Одни говорят, что фехтовать ее учил отец, другие — что любовник, бывший учителем фехтования. Она умела постоять за себя, ходила в мужском костюме и была фигуранткой множества любовных приключений. Однако при случае она хваталась за шпагу — на ее счету не менее десяти убитых или смертельно раненных мужчин. При этом Мопен была известной оперной дивой и блистала на сцене парижской Гранд-опера. Но многие знали — с ней шутки плохи.


Женские дуэли могли проходить топлес

Даже при поединке на шпагах дамы обнаруживали хитрость и коварство, смазывая кончики оружия ядом или специальным составом, который при попадании на кожу вызывал жгучую боль. Кроме того, их сражения отличала жестокость — женщины сражались насмерть или пока противница не получала тяжелое ранение. Поединок мог проходить топлес. Неизвестно, кто первый предложил так проводить дуэль, но считалось, что платье сковывало движения, а при даже незначительных порезах с одежды в рану могла попасть опасная инфекция.

Россия тоже не осталась в стороне. Например, в Псковской судебной грамоте сожержится такая запись за 1397 год: «Если две женщины приговором суда обязаны сойтись в поединке, то ни одна из них не может выставить вместо себя наемного бойца». Однако временем расцвета женских дуэлей в России стал период правления Екатерины II. И неудивительно, ведь сама будущая российская императрица еще в 15 лет билась на шпагах со своей троюродной сестрой. Девочки отделались легким испугом — все обошлось. Однако, Екатерина не возражала против такого способа выяснения отношений, правда настаивая на сражении только «до первой крови». В 1765 году состоялось 20 женских дуэлей, в восьми из которых государыня сама была секунданткой.


Михаил Юрко, «Женская дуэль». Сюжет основан на истории дуэли Полесовой и Заваровой

Постепенно дуэли переместились в салоны. Так в салоне госпожи Восроуховой в 1823 году случилось 17 женских поединков. «Русские дамы любят выяснять отношения между собой с помощью оружия. Их дуэли не несут в себе никакого изящества, что можно наблюдать у француженок, а лишь слепую ярость, направленную на уничтожение соперницы», — писала маркиза де Мортене. Однако дуэли не были прерогативой лишь столичной знати. В 1829 году две помещицы в Орловской губернии сразились в березовой роще с саблями своих мужей. Ольга Заварова и Екатерина Полесова были соседками и постоянно ссорились. На дуэль они позвали служанок и своих дочерей. Дуэль кончилась трагично: Заварова получила серьезную травму головы, Полесова была ранена в живот. Обе скончались. Через пять лет в том же лесу сразились их дочери. Одна из девушек выжила и записала эту историю в своем дневнике. Сегодня дуэли запрещены в большинстве стран и к такому способу выяснения отношений редко кто прибегает. Единственное место, где еще можно законно вызвать соперника на поединок — Парагвай. Но только при условии, что оба участника являются зарегистрированными донорами крови