Здоров ли ваш новорожденный малыш? Что нужно знать о новорожденном, отправляясь в роддом? Почему грудничок не спит и плачет.

Ваш долгожданный и любимый малыш наконец то появился на свет, Вы вроде бы готовились к встрече. Но вот теперь Вы понимаете, что Вы его немного не понимаете. Почему новорожденный постоянно плачет? Как успокоить новорожденного? Вроде все делаю для него скажете Вы, и пеленки у него чистые и накормленный и столбиком поносили после еды, а он все равно очень часто плачет…

Не переживайте сильно, плачут все дети. Это просто для него единственный способ что-то донести до Вас.

Новорожденный малыш не может пока сказать Вам, что он хочет или что его беспокоит, поэтому они стараются донести до Вас свое желание через плач. Новорожденный может плакать по многим причинам, но научиться понимать, о чем просит новорожденный не так уж и сложно. Но сразу конечно разобраться сложновато, а спустя некоторое время Вы научитесь это делать. Главное помните о том, что ребенок в зависимости от ситуации плачет по разному.

Вот некоторое руководство о том как успокоить новорожденного.

1. Новорожденный плачет от голода.
Ребенок сообщает Вам своим протяжным криком о том что он хочет кушать. Он при этом может покраснеть и чаще всего тянет ручки.

В этом случае, конечно малыша нужно накормить, несмотря на то что по времени еще совсем рано.

2. Новорожденный в мокрых пеленках, в мокром подгузнике.
Малыш Вам хочет сообщить, что он уже пописил в пеленку или подгузник (даже если он многоразовый), и теперь ему мокро и неудобно. Они раздражают нежную кожу новорожденного. И неважно для него день это или ночь, неудобно в мокром в любом случае. В этом случае он как бы хнычет, то сильнее, то слабее, и хнычет непрерывно. Так же у него может появиться икота.

Как успокоить новорожденного: Просто поменять ему пеленки или подгузник, а если ему прохладненько, то накрыть сверху одеяльцем.

3. Ребенку неудобно в пеленке или одежде.
Он может плакать из-за того, что складки не правильно запеленованной пеленки ему давят или в пеленку или одежду попала какая-то мелочь (пуговичка, веревочка, камушек и т.д). Или может ему просто надоело лежать в одном положении и он хочет перевернуться. Начинается такой плачь с хныкалок, а далее он начинает кричать, размахивает ручками и ножками пытаясь изменить положение.

Как успокоить новорожденного: Разверните новорожденного и перепеленайте заново, более аккуратно, чтоб поменьше складок. Или для начала попробуйте его перевернуть в другое положение.

4.
От жары малыш хнычет, кожа слегка краснеет, а так же может появиться сыпь (потница). Он пытается высвободится из пеленок или одежды. Можете смерить температуру, она из-за перегрева может повыситься до 37,5 градусов.

Как успокоить новорожденного: В жаркие дни старайтесь не одевать ребенку многоразовые подгузники, используйте тонкие пеленки и чепчики (можно чепчик и не одевать в жару)

5. Новорожденному холодно.
Если малыш замерз, он может пронзительно заплакать, а потом плач становится более тихий и продолжительный, и появляется икота.

Как успокоить новорожденного: Малыша нужно одеть немного потеплее. О том что малыш замерз, Вам подскажут его прохладненькая кожа живота, груди и спинки.

6. Новорожденный плачет во время кормления
Во время кормления он может плакать из-за воспалительного процесса на его слизистой полости рта. Или же из-за воспаления среднего уха. При отите ребенку больно при глотании, поэтому если даже он голодный, и жадно вцепился в Вашу грудь, после первого же глотка оторвется и начнет громко плакать. В таком случае плач ребенка очень громкий и визгливый. Голову он может немного запрокидывать назад. При отите плачь может быть и не только во время кормления, а в любое время, даже ночью.
Еще во время кормления он может плакать, когда забит носик, и ему просто сложно дышать. Особенно если у малыша насморк.

Как успокоить новорожденного: По всем трем причинам нужно конечно вызвать врача. А из забитого носика, можно отсосать сопельки и продолжить кормление.

7. Новорожденный плачет после кормления.
Вполне возможно что у него с едой попал в животик и воздух, такое часто случается. И теперь у него болит живот. Ребенок в этом случае подгибает ножки к животу, хмурит лоб и жалобно плачет.

Как успокоить новорожденного: Во первых проверьте правильно ли Вы прикладываете малыша к груди. Захватывает ли он ореолу соска? или же только сосок? Ребенок не должен слишком громко чмокать при сосании. Во вторых после кормления не забывайте носить его «столбиком» (в вертикальном положении), пока он не отрыгнет или просто мин. 15-20.

8. Новорожденный плачет от кишечных колик.
Этот плачь Вы сразу распознаете, он будет сильно пронзительным и между криком могут быть перерывы. Он как бы просит Вас о помощи, говорит что ему больно. Мальчишки страдают коликами чаще девчонок. И первенцы чаще испытывают колики чем последующие детишки. Так же колики могут испытывать детишки тревожных мамочек. Причинами коликов в животе много: это и еще незрелые внутренние системы ребенка, и аллергия, или может мамочка поела что-то неподходящее для малыша. И у ребенка в животике скапливаются газовые пузыречки в большом количестве. Эти газики давят ему на стенку кишечника, и малышу становиться больно.

Как успокоить новорожденного: Сперва попробуйте немного погреть малыша, приложите его животиком к своему животу, или можно согреть животик грелкой, сложенной в несколько раз и проглаженной горячим утюгом пеленкой. Еще можно после кормления давать попить укропную водичку или активированный уголь. Так же есть специальные детские препараты которые можно купить в аптеке, например «Эспумезан»

9. У ребенка опрелости на коже
Это такое раздражение кожи, из-за поздно смененного подгузника или из-за того что одели подгузник на влажную кожу. справиться с этим достаточно просто. Нужно повнимательней следить за ребенком.

10. Малыш плачет когда писает
Если это случается систематически, значит у малыша мажет быть в мочевом пузыре воспалительный процесс. Если это сопровождается повышенной температурой, лучше вызвать врача .

11. Запор у новорожденного ребенка — или ребенок плачет когда какает.
Чтобы избежать запоров у новорожденного маме лучше кормить ребенка грудью, а не смесями. Если нет возможности кормить грудью, то давайте ребенку в течении дня пить водичку. Можно справиться с запором немного раздражив анус ребенка. Для этого смажьте острый кончик градусника подсолнечным маслом и введите в анус, примерно на 1 см. И немного поводите вперед, назад. Малыш после этого может пропукаться или по какать. В любом из случаев ему стане легче и он успокоится.
Плач при дефекации случается из-за раздраженного заднего прохода ребенка. Чтобы этого избежать подмывайте его почаще, после каждого раза мочеиспускания и после того как по какал.

12. Малыш устал.
Маленькие детки тоже устают. При усталости малыш не только хныкает, но и теряет интерес к окружению. Ему бы отдохнуть, поспать какое-то время, но они не всегда могут сами уснуть. Нужно ему немного помочь . Покачать его на руках, может спеть песенку, или можно искупать перед сном, можно еще вынести спать на улицу.

13. У ребенка режутся зубки
Некоторые детишки очень болезненно переносят появление зубов и вызывает дискомфорт. Посмотрите за ребенком. Текут ли у него слюнки? Кусает ли он свои пальчики, или что-то еще? может он отказывается он от груди, из-за болей в деснах? Еще у малыша может не быть аппетита и нарушается режим сна.

Как успокоить новорожденного: вымойте хорошенько свои руки и помассируйте нежно десны малыша. Можно дать пожевать холодное колечко. Можно намазать десна специальной мазью. Продается в аптеках.

14. Малыш хочет пообщаться.
Ребенок так же как и взрослый имеет желание общаться или не общаться. Находиться в одиночестве или не находиться в одиночестве. Поэтому если нет явных причин для плача ребенка, а он несмотря на это плачет, попробуйте просто взять его на ручки и немного с ним пообщаться. спеть песенку или просто поговорить или посмотреть на него.

15. Новорожденный не хочет спать.
Если пришло время укладывать малыша, а он капризничает и как бы вылезает из пеленки, значит он еще не готов ложиться. Распеленайте его , пусть немного погуляет.

16. Новорожденный плачет без причины.
Это необязательно свидетельствует о его болезни, скорее всего у него просто легко возбудимая нервная система. С такими детишками нужно гулять почаще, а в помещении не включать громко музыку, телевизор. И уберите яркий свет и громкие игрушки-погремушки.

Еще очень полезно будет посмотреть видео доктора Харви Карпа о том как успокоить плачущего малыша за 2-5 мин. Он научит Вас успокаивать малыша всего в пять приемов. Ведь новорожденные детишки рождаются еще не до конца развитыми и им нужно привыкнуть к новому окружающему их миру. В первые три месяца жизни ребенка как раз и идет такая адаптация. Харви карп назвал этот период — «Четвертый триместр беременности». В общем обязательно посмотрите, это Вам очень поможет, ведь если Ваш малыш будет меньше плакать, то и Вы сможете побольше отдохнуть, а сил Вам понадобится оо-очень много. 🙂

Вопрос достаточности питания актуален для каждой кормящей женщины. Много - не всегда хорошо, поэтому молодая мама должна позаботиться о том, чтобы её новорожденный малыш не переедал во время прикладывания к груди.

Ситуации, когда новорожденный ребёнок переедает при грудном вскармливании, встречаются значительно реже, чем когда малыш получает искусственные молочные смеси. В целях безопасности необходимо уделять внимание объёму потребляемой ребёнком пищи.

Как понять, что малыш переедает

Увы, новорожденный малыш ещё не способен сказать своей маме, голоден он или сыт, однако грудничок выражает свои желания и потребности в других проявлениях. Если поведение ребёнка изменилось, он стал капризным и беспокойным, то родителям стоит обратить внимание на питание младенца.

О переедании говорит ряд таких признаков:

  • Прибавка в весе, которая не соответствует возрастной . Данная проблема встречается редко среди детей, находящихся на грудном вскармливании, однако исключить её нельзя.
  • Обильное срыгивание грудного молока после кормления. Если малыш получает избыток пищи, то при отхождении воздуха выходит и часть лишнего молока.
  • Частые просьбы малыша о прикладывании к груди, которые заканчиваются обильным срыгиванием.

В большинстве случаев срыгивание не является характерным признаком чрезмерного потребления пищи новорожденным. Появлению данного признака способствуют анатомические особенности желудочно-кишечного тракта у детей до 1 года. Желудок новорожденных расположен в горизонтальном положении, а сфинктер, соединяющий пищевод и желудок, находится в сниженном тонусе. Именно поэтому, даже малые порции молока провоцируют срыгивание.

Причины переедания

Распространённой причиной переедания младенцев являются частые прикладывания ребёнка к груди. Нередко молодые мамы воспринимают детские капризы как необходимость в еде. Плачь ребёнка, нередко сигнализирует о плохом самочувствии или о необходимости тесного контакта с мамой.

Прикладывание малыша к груди при каждом капризе - не выход из положения, к тому же такие действия приводят к перееданию. Если молодая мама кормит ребёнка грудным молоком через бутылочку, то причиной переедания становится неправильно рассчитанная дозировка молока.

Способствовать перееданию может , когда её молочные железы вырабатывают больше грудного молока, чем требуется новорожденному малышу. Данная проблема характерна для раннего послеродового периода, когда женский организм подстраивается под новую функцию.

Что делать

Если причиной переедания является избыточная выработка грудного молока, то женщине рекомендовано придерживаться таких правил:

  • 2-3 кормления подряд проводятся из одной молочной железы, после чего её надо сменить на другую и повторить манипуляцию. Важно помнить, что ребёнка следует кормить по требованию.
  • Молочную железу, которая временно не используется для кормления, необходимо сцеживать до состояния облегчения (но не полностью). Это позволит избежать застойных явлений, и снизит объём молока.
  • Количество сцеживаемого молока снижается с каждым днём. Чем меньше спрос на молоко, тем меньше его образуется в грудных железах.
  • После процедуры сцеживания рекомендовано приложить холодный компресс на область молочной железы. В качестве компресса используется обычное полотенце, смоченное холодной водой.
  • Вместо обычного чая рекомендовано пить чай из мяты, соки, ягодные морсы и компоты.

Не следует бояться серьёзного переедания при грудном вскармливании. Организм новорожденного может самостоятельно регулировать необходимый объём пищи. Для профилактики переедания категорически запрещено ограничивать ребёнка в еде. Нехватка материнского молока неприемлема для новорожденного, так как его организм нуждается в этом продукте.

Чтобы не допустить перекармливания, важно соблюдать частоту прикладываний ребёнка к груди. Учитывая то, что у грудничка малая вместительность желудка, частота кормлений составляет от 6 до 10 раз в сутки. Продолжительность переваривания пищи зависит от количества ферментов, а также питательных свойств материнского молока. Средний перерыв между кормлениями составляет 2-3 часа. Долгое сосание груди также не является признаком того, что малыш съедает больше нормы.

Такое поведение обусловлено желанием малыша получить не только переднее, но и заднее молоко, различное по химическому составу и питательным свойствам, подробнее об этом читайте по ссылке . Чтобы получить этот продукт, ребёнок тратит больше времени и сил. Не стоит торопить малыша.

В любом случае, если грудничок съел больше положенной нормы, он срыгнёт излишек при отхождении воздуха. Если кормящая женщина подозревает, что её новорожденный малыш съедает избыточное количество пищи, то это не является поводом для того чтобы формировать особый режим питания и ограничивать малыша в еде.

Здоров ли ваш новорожденный малыш? Что нужно знать о новорожденном, отправляясь в роддом?

Спасибо

Здоровый новорожденный: общие сведения, вес при рождении, понятия недоношенный и переношенный новорожденный

Здоровым считается новорожденный , родившийся в срок 37 - 42 недель, с весом при рождении 2,5 - 4,0 кг, который не нуждается в реанимации и при первом осмотре врачом-неонатологом в родильном зале не обнаруживает никаких физических дефектов.

Если ребенок родился в срок 36 недель и 6 дней и ранее, он считается недоношенным, если более 42 полных недель - переношенным. Срок беременности рассчитывается с первого дня последней менструации, имевшей место у женщины, и измеряется в неделях. Состояния недоношенности и переношенности часто ассоциируются с множеством различных заболеваний, в том числе опасных для жизни, поэтому такие дети обязательно должны наблюдаться опытным врачом-неонатологом.

Дети с весом при рождении меньше 2,5 кг - маловесные, а более 4 кг - крупные. Даже если ребенок родился в срок, вес его может не соответствовать норме. Такие дети также требуют более пристального внимания и глубокого обследования.

Рост, длина окружности головки и груди новорожденного

Кроме массы тела в родильном зале новорожденному с помощью ростомера и сантиметровой ленты измеряют длину тела и окружности головы и грудной клетки. Эти показатели позволяют оценить гармоничность физического развития ребенка, выявить некоторые наследственные заболевания, эндокринную патологию и поражение центральной нервной системы.

В норме рост новорожденного при рождении 45-56 см. В среднем около 50 см. Логично, что недоношенные дети имеют более низкий рост - это не является признаком негармоничного развития.

Окружность грудной клетки измеряется сантиметровой лентой, которую накладывают сзади на углы лопаток (самая нижняя точка лопатки), а спереди над сосками. Нормальные значения длины окружности груди доношенного новорожденного - 33-35 см.

Для измерения длины окружности головки необходимо сантиметровую ленту наложить сзади на самую выступающую точку затылка, а спереди провести непосредственно над бровями. В норме этот показатель равен 33 - 37, 5 см, он не должен превышать более чем на 2-4 см длину окружности груди. Измерение головки - незаменимая процедура в диагностике заболеваний центральной нервной системы. В течение первой недели жизни головку необходимо измерять каждый день. В норме за первый месяц жизни головка вырастает не более чем на 3-4 см, если головка растет более интенсивно (более 0.3 - 0.5 см в день) - это говорит о развитии гидроцефалии , очень тяжелого заболевания. Это правило не работает для детей первых суток жизни. За первые 24 ч окружность головки может увеличиться на 1.0 - 1.5 см - это головка восстанавливает свою нормальную форму после прохождения через узкие родовые пути.

Первый крик новорожденного

Сразу после рождения ребенок на несколько секунд замирает, не реагирует ни на какие внешние раздражители. Это состояние называется «катарсис» новорожденного. Некоторые философы считают, что именно в этот момент в ребенка закладывается душа. После чего новорожденный делает первый вдох и издает первый крик. Первый крик новорожденного должен быть звучный и эмоциональный. И главное, ребенок должен закричать в течение первых 30 секунд после рождения. Если этого не произошло, он нуждается в реанимации.

Оценка по шкале Апгар

В конце первой и пятой минут жизни ребенка врач-неонатолог оценивает состояние ребенка по шкале Апгар по 5 признакам: цвет кожи, дыхание, сердцебиение, мышечный тонус и рефлексы. Максимальная возможная оценка - 10 баллов. Новорожденный, имеющий оценки по шкале Апгар выше или равные 7/7 баллов, считается здоровым. Если оценка ниже, ребенок нуждается в неотложных реанимационных мероприятиях. Этот значит, ему возможно понадобятся дополнительный кислород для дыхания, искусственная вентиляция лёгких и непрямой массаж сердца. В этих случае малыш отнимается от матери и весь комплекс реанимационных мероприятий продолжается до тех пор, пока состояние ребенка не стабилизируется.

Первое знакомство новорожденного с матерью: контакт «кожа к коже»

Здорового новорожденного сразу после рождения насухо вытирают пеленкой, одевают ему шапочку и носочки, для предотвращения потерь тепла и укладывают на живот матери. Мать и ребенка укрывают общим одеялом, так чтобы контакт между ними был «кожа к коже». Такой тесный контакт должен продолжаться не менее 1,5-2 часов. Все необходимые процедуры, связанные с первым туалетом новорожденного могут быть отложены, а первый осмотр врачом-неонатологом происходит прямо на груди у матери. Достоверно доказано, что эта простая процедура уменьшает заболеваемость в период новорожденности, способствует выработке молока у матери и становлению материнского инстинкта.

Первое кормление новорожденного

Находясь на животе у матери, новорожденный обычно в течение первого получаса самостоятельно или с помощью акушерки находит грудь и начинает сосать. Первое кормление не должно быть форсированным: грудь нужно предлагать настоятельно, но не агрессивно. Некоторые дети не готовы сразу приступать к еде, достаточно просто подержать их у груди.

Температура тела новорожденного

Температуру тела новорожденному обычно измеряют через 15 минут после рождения, а затем через 2 часа, когда мать и ребенок уже переведены в палату совместного пребывания. Нормальной считается температура тела 36.5-37 С. В первые часы после родов, ребенок склонен к переохлаждению . Чтобы этого избежать новорожденному всегда одевают шапочку и носочки. Свободная одежда и контакт «кожа к коже» также помогут сохранить тепло. А тугое пеленание и купание, наоборот, способствуют переохлаждению новорожденного, поэтому от этих практик во многих роддомах уже отказались.
В последующие сутки ребенок уже больше склонен к перегреванию. Если у новорожденного повышена температура, в первую очень нужно оценить: не слишком ли тепло он одет?

Цвет кожи новорожденного

Сразу после рождения кожа новорожденного имеет синюшный оттенок. Первый вдох насыщает кровь кислородом и кожа начинает розоветь. В первые часы жизни может сохраняться легкая синева кистей рук и стоп, которая постепенно исчезает. Через час полтора у многих новорожденных кожа становится ярко-красного цвета. Это не является патологией, а связано с особенностью развития капилляров. У доношенных новорожденных краснота проходит на вторые сутки, у недоношенных держится дольше. Самый пугающий признак - бледность кожных покровов. Белая кожа у новорожденных - это всегда тяжелая патология.

Форма головки и родничок

У новорожденного головка часто ассиметрична (идеально ровной головкой могут похвастаться только детки, рожденные путем кесарева сечения). Часто на ней заметна большая плотная шишка. Это так называемая «родовая опухоль». Она самостоятельно рассосется за несколько дней без всякого лечения. Единичные точки кровоизлияний на родовой опухоли не являются причиной для беспокойства. Такие же маленькие кровоизлияния могут быть и на глазах, особенно если роды были долгие и тяжелые. Они также проходят со временем сами по себе.

Чуть выше лба по средней линии головы у новорожденного имеется мягкий податливый участок – большой родничок. В этом месте свод черепа еще не до конца окостенел. Нормальные размеры большого родничка 1-3 см. Родничок большего размера может встречаться у недоношенных, незрелых детей, а также при повышении внутричерепного давления (в этом случае он еще и выбухает). Дети с маленьким родничком обычно развиваются нормально, лишь в некоторых случаях это приводит к развитию неврологической проблемы. Некоторые нейропедиатры назначают таким детям «плач по 5 мин – 3 раза в день». Во время плача повышается внутричерепное давление и кости черепа «расходятся», способствуя росту головки.

Дыхание новорожденного

Новорожденный дышит нерегулярно. Дыхание может отсутствовать несколько секунд, а затем сменяться серией очень частых дыхательных движений. Иногда ребенок делает судорожный вдох, за которым следует шумный длинный выдох. Со временем таких дыханий становится все меньше и меньше. Частота дыханий в норме 30-60 в минуту. Количество дыханий более 60 в минуту указывает на тяжелое поражение легких.

Понятие о тонусе новорожденного: «поза эмбриона» и гипотонус

В норме руки и ноги ребенка находятся в полусогнутом положении, симметричны, кисти сжаты в кулаки, голова несколько приведена к телу, это - «поза эмбриона», характерная для первых месяцев жизни.
Если ребенок вялый, «мягкий», руки и ноги свободно свисают – это неблагоприятный симптом, который называется «мышечная гипотония». Его можно встретить при заболеваниях нервной системы, инфекциях новорожденного и других тяжелых заболеваниях.

Сон и бодрствование

Новорожденный ребенок спит до 20 часов в сутки. Периоды бодрствования обычно ограничиваются кормлениями. Проснувшийся ребенок хаотично перебирает ручками и ножками. Глаза первые несколько дней могут быть закрыты. Если они открыты, глазные яблоки движутся так, как будто ребенок хочет фиксировать взгляд, но у него это не получается. Иногда можно заметить небольшое косоглазие , которое проходит самостоятельно к концу первой недели и не требует лечения.

Первый стул и мочеиспускание

Первый стул ребенка называется меконий. Он тягучий, черного цвета, напоминает деготь. В норме меконий должен отойти в первые сутки, если меконий не отошел, врачи на вторые сутки выбирают выжидательную тактику. Если кишечник не опорожняется и тогда, ребенок дополнительно обследуется для выявления причин этого патологического состояния и его коррекции. Очень редко у здоровых детей меконий отходит на третьи сутки.

Иногда меконий отходит преждевременно еще в утробе матери. В этом случае гинекологи говорят о «грязных околоплодных водах». Это часто имеет место при внутриутробном инфицировании плода и в случае, если мать во время родов получала наркотические обезболивающие средства или «медикаментозный сон».
Это довольно опасное состояние, так как меконий может попасть в дыхательные пути и нарушить дыхательную деятельность новорожденного.

В первые 3 дня новорожденный мочится редко, 2-4 раза в сутки. Первое мочеиспускание обычно имеет место между 12 и 24 часами жизни. Постепенно количество мочеиспусканий возрастает, достигая к 7-10 дню жизни 20 – 25 раз.

Если новорожденный болен?

Что делать, если новорожденный не соответствует критериям здоровья, приведенным выше? Не паниковать! Многие заболевания периода новорожденности, вовремя диагностированные и правильно леченные, проходят, не оставляя последствий для будущего ребенка. Доверяйте здоровье своих детей квалифицированным специалистам, но не забывайте и о своей роли. Любой неонатолог подтвердит, что 90% успеха в лечении новорожденного это правильный уход, забота и внимание со стороны матери и других близких, и только 10% ложится на плечи специалиста.

Здоровье – что это? Определение здоровья согласно ВОЗ.

Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) дает очень мудрое, философское определение понятию «здоровье». Согласно ВОЗ, здоровье – это не только отсутствие физических дефектов и заболеваний, а состояние полного физического, психологического и социального благополучия. Эксперты ВОЗ делают акцент на второй части определения и подчеркивают, что любовь, забота и внимание близких незаменимы в поддержании здоровья детей. Даже больной ребенок, окруженный материнской лаской, имеет шанс чувствовать себя здоровым.

Перед применением необходимо проконсультироваться со специалистом.

Младенцы могут икать после еды, при переохлаждении, испуге или заглатывании лишнего воздуха вместе с молоком. Это естественный процесс, связанный с раздражением или сокращением еще не окрепшей диафрагмы. До года икота, которая может длиться до 15-30 минут, не опасна, но все-таки доставляет малышу небольшой дискомфорт. Что сделать, чтобы новорожденный перестал икать, подскажут педиатры. Консультанты интернет-магазина «Дочки-сыночки» помогут выбрать специальные бутылочки для кормления, которые предотвращают заглатывание воздуха.

Как избавиться от икоты у новорожденного




Чтобы помочь ребенку, сначала необходимо определить наиболее вероятную причину возникновения проблемы. Чаще всего младенцы икают после обильного кормления, когда растянутый от пищи желудок давит на диафрагму. В данном случае рекомендуют прижать малыша в вертикальном положении к своему животу и дождаться срыгивания. Лишняя еда и воздух отойдут, икота прекратится. Чтобы избавить от такого неприятного явления в будущем, педиатры советуют кормить меньшими порциями, но чаще.

Если младенец начал часто икать не после приема пищи, необходимо:

  • потрогать руки и ноги – если они холодные, нужно надеть теплые детские носки или колготки , а также согреть руки;
  • предложить небольшую порцию воды или молока – возможно, ребенка мучила жажда, прием жидкости поможет воздействовать на диафрагму;
  • успокоить малыша, взять его на руки – поможет, если икоту спровоцировал испуг. Младенец мог испугаться громкого звука, яркого света или посторонних людей в комнате;
  • потрогать живот – если он вздутый, положите малыша лицом вниз или поставьте вертикально столбиком, чтобы он срыгнул лишнюю пищу.

Важно!

Если обильная икота возникает часто и не прекращается более 30 минут, следует обратиться к педиатру или невропатологу. Данное явление может быть симптомом гастроэзофагеальной болезни – заболевания пищевода. Поэтому лучше показать новорожденного специалисту.

Как предотвратить икоту у младенца

Новорожденные очень часто начинают икать, когда переедают. Причиной этому может быть соска с большим отверстием, через которое молоко льется недопустимо быстро и в большом объеме. Педиатры рекомендуют сменить соску и подобрать бутылочку для медленного потока жидкости. Малыш будет пить немного меньше и прекратит заглатывать воздух с пищей.

Чтобы неприятные явления повторялись как можно реже, советуют обеспечить ребенку абсолютный покой – оградить от шума, яркого света и скопления незнакомых людей. В холодную погоду следует вовремя надевать удобную теплую одежду . Это в разы уменьшит частоту возникновения икоты.

Выводы

Как правило, икота – не опасное, естественное явление. Чтобы младенец не икал, педиатры советуют кормить его меньшими порциями, но чаще. Помимо этого, следует подобрать бутылочку с соской, которая не дает заглатывать воздух при принятии пищи.

Чтобы малыш срыгнул, его ставят вертикально и прижимают к телу. В холод ребенка необходимо тепло одевать. Если младенец испугался и начал икать, уйдите с ним в тихое место и успокойте.

МИР РЕБЕНКА

Новорожденный младенец воспринимает окружающий мир как поток быстро сменяющихся ощущений. Все чувства, звуки, образы для него незнакомы и не связаны между собой. У малыша нет чувства времени, ощущения и он не может отделить себя от окружающего мира. В его системе мышления отсутствуют причина и следствие. События происходят как бы сами по себе, независимо друг от друга. Ребенок испытывает голод и слышит собственный плач. Рождается ли этот крик внутри его существа или доносится откуда-то извне? Может быть, и плач, и чувство голода исчезают потому, что пришла мама? Ребенок не знает ответа и не может задать вопрос...
Поскольку расстройство вызывает плач, а за плачем следует утешение, в сознании ребенка постепенно выстраивается связь между этими событиями. Он видит вас у своей кроватки и уже чувствует, что сейчас наступит ощущение комфорта и покоя. Спустя какое-то время малыш начнет интуитивно ощущать себя в безопасности, зная, что его желания будут удовлетворены. По мере того как возрастает доверие ребенка к вам, в вас крепнет уверенность в своих силах. Вы уже способны верно оценить его склонности, знаете его сильные стороны, можете приспособиться к темпу развития малыша и удовлетворить его потребности. Теперь вы становитесь самым важным человеком в его жизни, который понимает его нужды и характер.
В течение первых дней и недель крепнут узы любви между вами и малышом. Эти теплые и нежные отношения станут для него первым уроком любви. На протяжении всей своей жизни он будет черпать из них энергию и строить на их основе взаимоотношения с окружающим миром.

Двигательные навыки

Новорожденный младенец не в состоянии самостоятельно принимать пищу или передвигаться, но он далеко не беспомощен. Он вступает в мир, имея в запасе достаточно большой набор способов поведения, основанных на безусловных рефлексах. Большинство из них жизненно важны для малыша. Например, если новорожденного ребенка погладить по щеке, он поворачивает головку и ищет губами соску. Если соску положить в рот, ребенок автоматически начнет сосать ее. Другой набор рефлексов защищает ребенка от физических повреждений. Если малышу прикрыть нос и рот, он будет вертеть головкой из стороны в сторону. Когда к его лицу приближается какой-либо предмет, он машинально моргает глазами.
Некоторые рефлексы новорожденного не имеют жизненно важного значения, но именно по ним можно определить уровень развития ребенка. Осматривая только что родившегося младенца, врач-педиатр держит его в разных положениях, неожиданно издает громкие звуки, проводит пальцем по ступне малыша. По тому, как ребенок реагирует на эти и другие действия, врач убеждается, что рефлексы новорожденного нормальны и нервная система в порядке.
В то время как большинство рефлексов, присущих новорожденному, исчезают в течение первого года жизни, часть из них становится основой для приобретенных форм поведения. Сначала ребенок сосет инстинктивно, но по мере приобретения опыта он приспосабливается и изменяет свои действия в зависимости от конкретных условий. То же самое можно сказать и о хватательном рефлексе. Новорожденный младенец каждый раз одинаково сжимает пальцы независимо от того, какой предмет положить ему на ладонь. Однако когда малышу исполнится четыре месяца, он уже научится контролировать свои движения. Сначала он сосредоточит внимание на предмете, затем протянет руку и схватит его.
Мы склонны считать, что все новорожденные начинают свое развитие с одинаковой исходной точки, однако они заметно отличаются друг от друга по уровню двигательной активности. Некоторые дети удивительно вялы и пассивны. Лежа на животе или на спине, они остаются почти неподвижными до тех пор, пока их не приподнимут и не переложат. Другие, наоборот, проявляют заметную активность. Если такого ребенка положить в кроватке лицом вниз, он будет медленно, но упорно двигаться к ее изголовью, пока не упрется в самый угол. Очень активные дети могут рефлекторно переворачиваться с живота на спину.
Еще одно важное различие у новорожденных - уровень мышечного тонуса. Некоторые дети выглядят очень напряженными: их коленки постоянно согнуты, руки плотно прижаты к телу, пальцы крепко сжаты в кулачки. Другие - более расслаблены, мышечный тонус конечностей у них не такой сильный.
Третье различие между новорожденными заключается в степени развития их сенсорно-двигательного аппарата. Некоторых детей, особенно маленьких или тех, которые родились преждевременно, очень легко вывести из состояния равновесия. При любом, даже самом незначительном шуме они вздрагивают всем своим существом, а их руки и ноги начинают беспорядочно двигаться. Иногда без всякой видимой причины по их тельцу пробегает дрожь. Другие малыши с самого рождения выглядят хорошо развитыми. Они как будто знают, как положить руку в рот или рядом со ртом, и часто делают это, чтобы успокоиться. Когда они шевелят ножками, их движения упорядочены и ритмичны.
Разные уровни развития двигательных навыков, мышечного тонуса и сенсорно-двигательного аппарата, которые наблюдаются у новорожденных, отражают особенности в организации нервной системы. Дети, которые активно ведут себя, хорошо развиты и имеют нормальный мышечный тонус, считаются у родителей легкими детьми. За пассивными, слаборазвитыми детьми с вялым или, наоборот, слишком напряженным мышечным тонусом, который наблюдается первые месяцы жизни, гораздо труднее ухаживать. К счастью, благодаря заботливому уходу и терпению родителей, большинство детей преодолевают эти трудности и в своем развитии быстро догоняют сверстников.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Ребенок появляется на свет с врожденным репертуаром реакций, помогающих ему приспособиться к окружающему миру. Он щурит глаза, когда зажигается яркий свет или какой-нибудь предмет приближается к его лицу. На небольшом протяжении он может прослеживать взглядом двигающийся предмет или человеческое лицо.
Новорожденный ребенок обладает также врожденной способностью через свои ощущения получать новую информацию. Любопытно, что он даже проявляет определенные предпочтения среди того, что видит. Как правило, младенцы предпочитают конфигурации с выраженной точкой и их особенно привлекают движущиеся предметы и сочетания черного с белым. Задумайтесь над тем, какими удивительными свойствами обладает глаз человека. Трудно удержаться от вывода, что в ребенке изначально заложена уникальная способность устанавливать зрительный контакт со своими родителями.
Наряду с врожденными зрительными способностями, новорожденный обладает также замечательным слухом. Мы не только уверены в том, что малыш слышит с момента рождения, но есть все основания предположить, что он слышит, еще находясь в утробе матери. Новорожденный поворачивает головку в ту сторону, откуда доносится звук, особенно если это незнакомый ему звук, и, наоборот, отворачивается от повторяющихся, громких или непрерывных звуков. Еще более поражает тот факт, что ребенок в состоянии отличить человеческий голос от любого другого звука. Иными словами, кроме врожденной способности смотреть вам в глаза, в ребенке заложена также способность слышать ваш голос. Однако несмотря на то, что новорожденный в состоянии воспринимать звук и поворачиваться в ту сторону, откуда он доносится, его зрительная и слуховая системы недостаточно скоординированны. Если ребенок слышит шум, источник которого находится прямо перед ним, он не станет инстинктивно искать его взглядом. Для развития такой координации необходимо время. Давая ребенку возможность познакомиться с предметами, которые привлекают его внимание и своим видом, и своим звуком, родители закладывают в сознании малыша основу для способности связывать увиденное с услышанным.
До сих пор речь шла о способности ребенка видеть и слышать. Теперь настала пора поговорить о других ощущениях: о вкусовых, об обонянии и осязании. Дети любят сладкое и отказываются от соленой, кислой и горькой нищи. Кроме того, они отворачиваются от сильных и резких запахов.
Известно также, что новорожденные реагируют на разного рода прикосновения. В то время как энергичное растирание махровым полотенцем возбуждает малыша, ласковый массаж способен его усыпить. Проводя по тельцу кончиками пальцев или кусочком мягкой шелковой ткани, можно привести его в состояние спокойного бодрствования. Малышу особенно приятно ощущать прикосновение человеческой кожи. Многие мамы, кормящие детей грудью, рассказывают, что младенец начинает активнее сосать, если его рука лежит у матери на груди.
Мы описали несколько типичных способов того, как дети реагируют на разного рода стимулы, когда реакции ребенка на них проявляются по-разному, в зависимости от конкретных условий. Д-р Прехтль и д-р Бразельтон, а также другие исследователи, изучающие новорожденных, отмечают, что у детей имеются разные уровни возбудимости. Этим уровнем возбудимости обусловливаются особенности поведения детей. Проснувшись, ребенок может находиться в спокойном бодрствовании или активном бодрствовании, а может кричать или плакать.
Каким образом новорожденный реагирует на происходящее в окружающем мире, больше всего зависит от степени его возбуждения. Ребенок, находящийся в состоянии спокойного бодрствования, услышав звонок, моментально остановит свои действия и попытается повернуться в сторону раздавшегося звука. Тот же малыш в возбужденном или раздраженном состоянии может просто не заметить звонка.

Понимаем своего ребенка

Период младенчества - время, когда и ребенок и родители приспосабливаются друг к другу. Забота о малыше заставляет взрослых по-новому организовывать свой распорядок дня. Новорожденный как физически, так и психологически адаптируется к жизни вне материнского тела. Неотъемлемой частью этого процесса является саморегуляция ребенка. Он учится самостоятельно регулировать степень своей активности, так чтобы плавно переходить от состояния сна к бодрствованию и наоборот. В первые недели после рождения ребенка много сил у вас будет уходить на то, чтобы помочь малышу освоить эти переходные состояния.
Бодрствующий ребенок реагирует на звуки, пристально глядя на лица окружающих, и кажется, что у него внимательный и разумный взгляд. В такие моменты энергия малыша направлена на то, чтобы воспринимать информацию, и тогда у родителей появляется возможность заниматься и общаться с ним. Однако слишком интенсивные упражнения могут утомить ребенка. Новорожденный не может сам выйти из состояния возбуждения. Поэтому особенно важно, чтобы родители вовремя почувствовали, что малышу необходим отдых. Если его ротик морщится, кулачки сжимаются и он нервно перебирает ножками, значит пришла пора отдохнуть.
Периоды активности и покоя в жизни ребенка должны перемежаться. Правильно составив распорядок дня, вы поможете своему малышу естественным способом переходить от одного состояния к другому. После кормления, например, можно подержать его в вертикальном положении, прислонив к плечу, или, взяв на руки, тихонько покачать.
Иногда ребенок может прийти в состояние покоя и после сильного крика. Если проснувшийся малыш начинает капризничать и видно, что он вот-вот расплачется, родители, как правило, всячески пытаются этого не допустить. Однако в некоторых случаях целесообразнее будет дать возможность покричать как следует. Видимо, плач снимает у ребенка напряжение и помогает ему перейти из одного состояния в другое. Даже если сразу после дремы он заплачет, пропустив состояние спокойного бодрствования, наплакавшись он может обрести его.
Однако, как правило, новорожденному бывает очень трудно выйти из состояния крика без посторонней помощи. Всем детям нужно помочь успокоиться. Однако при этом к каждому из них необходим индивидуальный подход.
Одни дети затихают, если родители заботливо берут их на руки или заворачивают в теплое мягкое одеяльце. Другие, наоборот, раздражаются при любом ограничении свободы и гораздо быстрее успокаиваются, когда их кладут на плоскую поверхность, не укрывая и не препятствуя их движениям. Большинству детей нравится, когда их носят или качают. Однако к каждому малышу необходимо иметь свой подход. Подумайте, какие из перечисленных способов лучше всего подходят вашему ребенку.
. Ходить по комнате, прижав малыша к плечу.
. Держать ребенка на весу, покачивая из стороны в сторону.
. Держать его у плеча и ритмично похлопывать по спинке.
. Положив ребенка себе на колени, ритмично двигать ими вверх и вниз или из стороны в сторону, или ласково похлопывать малыша по ягодицам.
. Сидя в кресле-качалке, положить ребенка лицом вниз себе на колени или, прижав к плечу, держать в вертикальном положении, медленно раскачиваясь.
. Быстро и ритмично раскачиваться в кресле-качалке.
. Положить ребенка в коляску и катать ее взад и вперед.
. Прогуляться, положив ребенка в коляску или в специальный рюкзачок.
. Положить ребенка в подвесной домашний гамачок и тихонько покачать.
. Покатать ребенка в машине.

Звуки, так же как и движения, действуют на детей успокаивающе, но и здесь у малышей есть свои предпочтения. Некоторые быстрее успокаиваются, когда слышат непрерывные звуки тиканье часов, шум стиральной машины, звуки, имитирующие биение сердца, и т. д. Другие лучше реагируют на негромкий разговор, монотонное пение или тихий шепот. Есть и такие дети, которым нравится музыка - колыбельные, записи классических произведений, мелодии из музыкальных шкатулок.
До сих пор мы говорили о том, как заботливые и любящие родители помогают новорожденным адаптироваться в жизни вне материнской утробы. В свою очередь ребенок также оказывает влияние на жизнь взрослых. Он помогает им приспособиться к их новой роли - родителей. С рождением ребенка они приобретают новый социальный статус, и между ними и малышом строятся очень тесные отношения.
Ребенок может сообщить о своем внутреннем состоянии только двумя способами - улыбаясь и плача. Процесс развития этих способов практически одинаков. В первые недели жизни малыша они возникают как бы сами собой, что отражает его реакцию на те физиологические процессы, которые происходят в его организме. Крик является признаком дискомфорта или боли, улыбка - свидетельством того, что ребенок находится в состоянии покоя и получает удовольствие. Постепенно баланс начинает смещаться. Плач и улыбки все больше регулируются внешними факторами, и в результате ребенок начинает, конечно, еще без слов, непосредственно общаться с родителями.
Особенно интересно наблюдать, как меняется улыбка в первые один-два месяца жизни ребенка. Первоначально блуждающая улыбка появляется на личике малыша во время сна. Затем в возрасте двух недель он начинает улыбаться, когда его глаза открыты, что обычно происходит после кормления. При этом улыбка, как правило, сопровождается стеклянным отсутствующим взглядом. К третьей-четвертой неделе в улыбке происходят качественные изменения. Ребенок реагирует на громкий голос родителей, с которыми у него устанавливается визуальный контакт, и в конце концов младенец награждает взрослых вполне осознанной улыбкой.
Ребенок, который большую часть времени доволен, спокоен и находится в контакте с окружением, вселяет в родителей уверенность и оптимизм. Нервный и капризный малыш, которого нелегко успокоить, несмотря на заботливое отношение взрослых, доставляет им гораздо больше проблем. Те родители, у которых появился первенец, нередко связывают раздражительность ребенка с тем, что они неопытны и не умеют правильно с ним обращаться. Как только они поймут, что повышенная возбудимость малыша зависит от внутренних физиологических процессов, происходящих в его организме, они вновь обретут уверенность в себе. Это поможет им пройти через испытания, которые ожидают их в первые недели жизни ребенка. Методом проб и ошибок родители приобретают опыт и находят собственный способ успокаивать своего малыша - пеленать, энергично укачивать или же просто дать возможность ему какое-то время как следует покричать, пока он не уснет. Очень важно, чтобы родители с самого начала понимали, что трудности, испытываемые ребенком в первый год жизни, никак не связаны с особенностями его поведения и характера в будущем.
В течение первого месяца жизни малыша большинство родителей испытывают подчас отрицательные эмоции. Молодая мать, страдающая от постоянного детского плача, измученная родами и бессонными ночами, может впасть в депрессию или стать раздражительной по отношению к другим членам семьи. Отцу, несмотря на его горделивую улыбку, может иногда казаться, что младенец не только ограничивает его свободу, но также лишает внимания и заботы жены. По мере того как дети взрослеют, их сон длится дольше, а родители приспосабливаются к другому распорядку дня. По окончании первого трудного периода, когда только складываются отношения между родителями и малышом, члены семьи в полной мере смогут вознаградить друг друга радостью общения.

КАК ЗАНИМАТЬСЯ С НОВОРОЖДЕННЫМ

Наиболее трудная задача, стоящая перед новорожденным ребенком в течение первого месяца его жизни, - приспособиться к условиям вне материнского организма. Большую часть времени малыш спит. Проснувшись, он начинает вести себя в соответствии со своим внутренним физиологическим состоянием. Периоды активного бодрствования, когда ребенок готов воспринимать новую информацию, редки и кратковременны. Поэтому не стоит заранее планировать занятия с новорожденным, просто старайтесь использовать удобный случай. Такая возможность появляется, когда ребенок сыт и пребывает в хорошем настроении. Помните, что у детей разные пороги возбудимости, и если вы переутомите малыша, он может начать беспокоиться, кричать и плакать.

Практические советы

Занимайтесь ребенком не больше, чем это нужно
Ему необходимо человеческое тепло, и поэтому он любит, чтобы его брали на руки. Попробуйте узнать, как относится к этому ваш малыш. Некоторые дети нервничают и раздражаются, когда их держат на руках слишком долго. Бывает, что раскапризничавшийся малыш затихает, если его положить в удобный детский рюкзачок. Однако если ребенок очень редко бывает на руках, он может стать вялым и апатичным.
Меняйте положение ребенка
Когда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Пусть он какое-то время лежит на животе, затем на спине или на боку. Находясь в разных положениях, малыш научится двигать руками и ногами.
Детский календарь
Рядом с пеленальным или туалетным столиком повесьте календарь и карандаш. В отдельную графу можно записывать каждое новое достижение вашего ребенка.
Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с малышом
Смейтесь и веселитесь вместе с ребенком. Иногда кажется, что он в состоянии выразить свою радость.
Не бойтесь избаловать ребенка
Старайтесь быстро выполнять его желания. Если вы уделяете малышу достаточно внимания, когда он в нем нуждается, он не станет досаждать вам лишний раз.
Обращайтесь с малышом бережно
Возвращаясь домой из больницы, привезите новорожденного в удобном, надежном автомобиле.

Время игр

Зрение
Прикрепите к детской кроватке двигающуюся музыкальную игрушку
В те моменты, когда малыш не спит и находится в хорошем настроении, он остановит взгляд на игрушке и будет следить за ее движениями. Это вызовет у ребенка интерес к окружающему миру за пределами кроватки. Движущиеся музыкальные игрушки особенно привлекают внимание малышей.
Перемещайте фонарик взад и вперед
Прикройте фонарик красным или желтым полиэтиленом. Медленно поводите им из стороны в сторону перед лежащим на спине ребенком. Сначала малыш задержит взгляд только на мгновение, но затем начнет следить за фонариком.
Покажите язык
Некоторые двух-трехнедельные малыши могут подражать взрослым, когда те высовывают язык. Попробуйте проделать это.
Слух
Повесьте колокольчик
Повесьте цветной колокольчик так, чтобы ребенок мог видеть, как он двигается, и слышать его звук. Это позволит малышу связывать красивое увиденное с приятным звуком. Если колокольчик повесить над кроваткой, то сначала некоторое время малыш будет смотреть на него, а затем уснет.
Танцуйте под музыку
Ваш ребенок обрадуется знакомому покачиванию и потряхиванию, к которым он уже привык. Слушайте музыку, держа ребенка на руках и тихонько пританцовывая.
Потрясите погремушкой рядом с малышом
Осторожно потрясите погремушкой справа и слева от ребенка. Сначала сделайте это тихо, а затем громче. Спустя какое-то время малыш поймет, что звук, который он слышит, доносится откуда-то извне. Он начнет искать глазами источник звука. (Если в жестяную банку из-под сока положить несколько сухих горошин, получится отличная погремушка.)
Осязание
Положите ребенку на ладошку палец или погремушку
Положите ребенку на ладошку палец или погремушку. Малыш обхватит их пальчиками.
Упражнения
Упражнения для ног
Положите малыша на жесткий матрас (матрасик из детской кроватки или манежа вполне подойдет). Позвольте малышу некоторое время подвигать ножками и ручками. Если он начнет плакать, попробуйте успокоить его, осторожно покачивая.

Повседневные дела

Время кормления
Сохраняйте хорошее настроение
Независимо от того, кормите вы ребенка грудью или из рожка, старайтесь делать это так, чтобы и ребенок и вы чувствовали себя спокойно и удобно. Помните, что малыш лучше вас знает, когда он уже насытился, поэтому не делайте попыток заставить его съесть еще немножко. Избегайте принуждения, чтобы не потерять доверие ребенка.
Протяните руку и дотроньтесь
Пока малыш ест, ласково поглаживайте ему головку, плечи и пальцы рук, тогда кормление у него будет ассоциироваться с вашими нежными прикосновениями. Некоторые дети во время еды любят слушать пение, а другие, услышав мамин голос, перестают сосать. Если вашего ребенка легко отвлечь, отложите пение на время перерыва в еде или пока малыш будет срыгивать.

Купание
Первые ванночки
Купайте малыша в детской ванночке. (Посоветуйтесь с доктором, прежде чем купать ребенка в первый раз.) Во время купания тихонько напевайте, ласково потирая его мягкой губкой или тряпочкой. Если ребенок скользит и ему нужна мягкая подстилка, положите на дно ванночки полотенце.
Общение через прикосновения
После купания хорошо заняться массажем. Используя детский крем или растительное масло, осторожно помассируйте малышу плечи, руки, ноги, ступни, спину, живот и ягодицы. Продолжайте делать это, пока ваш ребенок находится в хорошем расположении духа.
Пеленание/одевание
Поцелуи в животик
Меняя малышу пеленки, ласково поцелуйте ему животик, пальчики на руках и ногах. Эти нежные прикосновения помогают ребенку научиться осознавать части своего тела. При этом он не только ощущает свое тело, но и чувствует вашу любовь.
Разденьте ребенка
Не кутайте малыша. Если в комнате 20-25 градусов, он будет хорошо себя чувствовать в легкой рубашечке и пеленке. Дети перегреваются, потеют и ощущают дискомфорт, если их одеть слишком тепло.

Время отдыха
Включите ребенку радио
Укладывая малыша в кроватку, включите радио, магнитофон или заведите музыкальную шкатулку. Тихая музыка успокоит его.
Запишите на пленку шум стиральной машины
Вместо того чтобы покупать дорогостоящую игрушку, издающую звуки, запишите на пленку шум посудомоечной или стиральной машины. Монотонный гул, который слышит ребенок, поможет ему успокоиться и заснуть.
Дайте малышу музыкальную игрушку
Если с самого раннего возраста в сознании ребенка связывать время сна с мягкой музыкальной игрушкой, она станет неотъемлемым элементом этого процесса.
Становясь старше, некоторые дети сопротивляются, когда их кладут в кроватку, а эта игрушка поможет им успокоиться и заснуть.
Используйте пустышку
Перед сном дайте малышу пустышку. Дети, которые с раннего возраста привыкли к пустышке, умеют засыпать самостоятельно. Если ваш ребенок отказывается от соски, то сначала ее можно класть ему в рот только на несколько минут, пока он не привыкнет. Если малыш продолжает упорствовать, найдите другой способ.
Прогулка в коляске
Если погода позволяет, возьмите ребенка погулять, катая его в коляске. Постоянное движение поможет ему заснуть.
Игра теней
Ночью дети часто просыпаются. Оставьте гореть ночную лампу - мягкий свет позволит ребенку наблюдать за причудливыми очертаниями окружающих предметов.
Пеленки и мягкие подушки
За последние несколько месяцев утробного состояния ребенок привык спать в тесноте. Поэтому он будет хорошо себя чувствовать, если его запеленать или обложить подушками. Во многих магазинах продаются подвесные гамачки, которые можно укрепить внутри обычной детской кроватки. Некоторые из них снабжены специальным устройством, создающим у ребенка иллюзию биения материнского сердца. Ритмичные звуки напоминают малышу те, которые он слышал, находясь в утробе матери; это успокаивает его, и он засыпает.