Защита занятия про воздух в старшей группе. Конспект занятия «Воздух - невидимка» в подготовительной группе

Цель: формирование элементарных представлений о воздухе и его свойствах.

  • Формировать умение внимательно следить за экспериментом, участвовать в нем. Самостоятельно делать выводы: воздух бесцветен, без запаха, теплый воздух легче холодного, при нагревании расширяется, а при охлаждении - сжимается, воздух имеет вес;
  • Объяснить детям происхождение некоторых атмосферных явлений: ураганы, ветры, смерчи. Формировать представления о значении воздуха, его назначении;
  • Учить разыгрывать небольшие драматизации к известным сказкам (Сказка «Ветер» афр.народ.);
  • Активизировать словарный запас словами расширяется, сжимается, смерч, ураган, торнадо, циклоны, штормы, тайфуны, вытесняет, занимает место.

Форма проведения: групповая; занятие-эксперимент; организация классическая.

Методы: игровые, наглядные, словесные, практические, метод проблемного обучения.

Приемы: игровые упражнения, драматизация небольшой сказки, наблюдения за опытом, рисунки, предметы, вопросы, объяснение, опрос, поисковые действия детей, Т.С.О.

Предшествующая работа: Наблюдения за силой ветра. Игры с вертушками, запускание воздушного змея, игры с надувными игрушками. Рассматривание иллюстраций транспорта на воздушной подушке, мельницы, вентилятора, вертолета, аэроплана, воздушного шара, дирижабля, подводной лодки, долюгеров. Чтение книг: А.Дорохов «Легкий..Тяжелый..Жидкий», Т.И. Тарабарина «Огненные ветры», «О ветре злом и добром», «Теплый ветер и холодный ветер», О.Г. Галимов «Физика для дошкольников». Рассказ воспитателя об атмосферных явлениях: ураганах, смерчах, какие беды они могут принести всему живому. Пересказ африканской сказки «Ветер» («И учебы и игра-природоведение» Тарабарина Т.И., Соколова Е.И.).

Оборудование: Стакан с водой, соломинка, ваза, воздушные шарики, самодельный парашют, ароматизированные предметы, весы, пластмассовая бутылка, мыльная вода, кусочек пластилина, соломинки для всех детей, свеча, спички, «змейка» из бумаги. Шприц, емкость с водой (подкрашенной), флажок на бруске, салфетка в стакане. Картинки с изображением предметов, которые двигаются по воздуху, работают с помощью вращения лопастей и т.д.

Ход занятия

Собираю вокруг себя детей и предлагаю рассмотреть вазу и сказать что в ней? (Ничего.) Оказывается она не пустая, в ней есть воздух. Он находится в нашей комнате, на улице, растворяется в воде, даже внутри нас есть воздух. (Предлагаю подуть на платочек или ленточку.) Почему предмет зашевелился? (Его зашевелил воздух, который вышел во время выдоха.) В воде тоже есть воздух. Хотите его увидеть?

Опыт I: В стакан с водой помещаю небольшой кусочек пластилина. На нем образуются пузырьки. Это воздух. Кому он нужен в воде? (Рыбам, водным растениям, и др.организмам, которые дышат растворенным в воде воздухом.)

Опыт II: Воздух необходим всем живым существам, чтобы дышать, значит, мы вдыхаем и выдыхаем воздух. Берем стакан с водой, ставим соломинку, выдыхаем воздух – в стакане появляются пузырьки воздуха.

Опыт III: Воздух невидим, не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха. Возьмем ароматизированные салфетки, апельсин, хвойную эссенцию и почувствуем эти запахи (можно угадать, не показывая детям). Запах распространяется по воздуху в помещении.

Опыт IV: Воздух имеет вес. Положим на чаши весов надутый и не надутый шарики: чаша с надутым шариком перевесит. Какой можно сделать вывод?

Опыт V: «Ветер в комнате». Зажигаю свечу и дую на нее. Дети выясняют, почему отклоняется пламя (воздействует поток воздуха). Предлагаю рассмотреть «змейку» из бумаги, ее спиральную конструкцию и демонстрирую детям вращение «змейки» над свечой. (Воздух над свечой теплее, над ней «змейка» вращается, но не опускается вниз, потому что ее поднимает теплый воздух.) Дети выясняют, что воздух заставляет вращаться «змейку», и с помощью обогревательных приборов опыт выполняют самостоятельно.

Опыт VI: Если приоткрыть дверь на улицу (в холодную погоду) и внизу и вверху образовавшейся щели держать по зажженной свече, то можно наблюдать, что пламя нижней свечи направлено внутрь, а пламя верхней – наружу. Это происходит потому, что теплый воздух в квартире поднимается и выходит вверху, а холодный воздух тяжелее, и он входит в помещении снизу. Именно так возникает ветер в природе.

Опыт VII: «Как взлетел воздушный шар». Именно благодаря теплому воздуху взлетают в небо воздушные шары. Горячий воздух легче холодного. (Продемонстрировать это детям.)

Опыт VIII: Воздух поддерживает предметы. Показываю маленький парашют. Когда парашют опускается, воздух под ним распирает купол, поэтому снижении происходит плавно. По такому же принципу работает аэроплан, парусный корабль – его паруса раздуваются и передвигают его по волнам. Игра «Чья соломинка дальше улетит?» (На поддувание.)

Опыт IX: Предлагаю детям рассмотреть бутылку, которая лежала в холодильнике (пластмассовую). Надеваю на нее воздушный шарик (на горлышко) и ставлю в миску с горячей водой. Наблюдаем за тем, как шарик сам надувается. Это происходит потому, что воздух при нагревании расширяется. Через какое-то время воздух остынет и шарик спуститься, т.е. сожмется.

Физ-минутка: Предлагаю детям встать и под музыку попускать мыльные пузыри. Читаю стихотворение С.Маршака «Мыльные пузыри»

Опыт X: Дети рассматривают шприц, отжимают поршень вверх, вниз без воды. Пробуют отжать поршень, когда пальцем закрыто отверстие; набирают воду в поршень. Делают выводы: воздух при сжатии занимает меньше места; сжатый воздух обладает силой, которая может двигать предметы.

Опыт XI: «Сухой из воды». Предлагаю подумать, можно ли «выйти сухим из воды», можно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку. Переворачиваю стакан вверх дном, осторожно погружаю в воду, не наклоняя до самого дна ёмкости, поднимаю его из воды, даю воде стечь. Показываю детям, намокла ли салфетка (не намокла), что помешало воде намочить её? (воздух в стакане). Значит, воздух занимает место.

Опыт ХII: Раздаю детям бруски с флажками и банки (в них должен свободно входить брусок). Общая ёмкость. Дети опускают бруски в воду и наблюдают, как они плавают. Выясняют, почему они не тонут (дерево легче воды), как можно его утопить? (опустить на дно), не намочить (опустить в воду накрыв банкой). Брусок не намок, потому что в банке находится воздух. (Рассмотреть водолазный шлем.)

Предлагаю детям посмотреть, как устроена ветряная мельница, вентилятор, лопасти вертолета, флюгер на картинках. Откуда берётся ветер? Что это такое? (Движение воздушных потоков холодных и теплых.)

Кто из вас вспомнит стихи о ветре? Стихотворение А.С. Пушкина «Ветер, ветер, ты могуч». Недавно мы читали сказку африканских народов, как она называется? («Ветер»). Давайте посмотрим инсценировку по этой сказке…

Инсценировка.

Обсуждение после просмотра.

Когда в верхних слоях атмосферы очень холодный, а в нижних тёплый воздух, происходит воздухообмен, сопровождаемый образованием вихря огромной силы, вращающегося со скоростью в несколько десятков метров в секунду. Смерчи и торнадо могут произвести огромные разрушения. При прохождении смерча могут взрываться консервные банки, закрытые бидоны, автомобильные камеры, остаются живыми, но полностью ощипанными куры. Дело в том, что в основании куриных перьев находятся воздушные мешочки, которые попросту взрываются при резком понижении внешнего давления, выбрасывая перья. Ветер вызывает и другие явления- штормы, ураганы, тайфуны, циклоны. Рассматриваем картинки или мультимедийный фильм. Значит ветер это хорошо или плохо? Что хорошего? (Ответы детей.)

Что плохого? Что нужно делать, чтобы воздух был свежим и в нём было больше кислорода? (Сажать деревья, цветы, кустарники, строить очистные сооружения.)

Подвожу итог: О чем мы сегодня говорили? Что вы узнали нового о воздухе? Какой опыт вам запомнился? Кому нужен воздух? Как бороться с его загрязнением?

Даю оценку, нацеливаю на дальнейшую деятельность.

Список использованной литературы:

  1. Веракса Н.Е., Галимов О.Г. Познавательно исследовательская деятельность дошкольников. 4-7 лет. М, 2012.
  2. Белавина И.Г., Найденская Н.Г. Планета – наш дом. Мир вокруг нас. Методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников / И. Белавина, Н. Найденская. – М.: ЛАЙДА, 1995.
  3. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И.. И учёба, и игра: природоведение. – Ярославль: Академия развития, 1997.

Название:
Номинация:

Должность: воспитатель
Место работы: МКДОУ ДСО «Росинка»
Месторасположение: село Кундуй, Куйтунский район, Иркутская область

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое.

Задачи:

1. Формировать представление детей о значении воздуха для человека и всего живого.

2. Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха (невидим, содержится в организме человека, может создавать звук, необходим для всего живого и т.д.) и способами его обнаружения. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

Продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности.

3. Воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде.

Пособия и материалы: полиэтиленовые пакеты, зубочистки, пластиковые стаканчики, трубочки для коктейля (по количеству детей), резиновые игрушки (по количеству детей), дудочка, карточки – символы, ткань для парашюта, фартуки и шапочки (по количеству детей) картинки с изображением живой и неживой природы, воздушные шары

Предварительная работа : игры с султанчиками, воздушными шарами, дыхательное упражнение «Сдуй снежинку», наблюдения на прогулке, беседа « Кому нужен воздух», просмотр познавательного мультфильма из серии Свободный урок «Воздух».

1. Орг. игра с воздухом «Парашют»

Воспитатель: Ребята, у меня для вас приготовлен сюрприз. Посмотрите, какой большой у меня кусок ткани. Она легкая, воздушная, воздуху послушная. Вы знаете, кто такие парашютисты? Что у них раскрывается над головой при прыжке с самолета? Попробуем сделать парашют, встанем все в круг и возьмемся за края.

Дружно мы все встали в круг,

Будем делать – парашют.

Друг за другом мы идем,

Парашют в руках несем.

Руки вверх все поднимаем,

Парашют наш надуваем.

Вот какой наш парашют

Легким воздухом надут.

Воспитатель: Что нам помогло надуть наш парашют? (воздух)

— Смотрите, как парашют наполняется воздухом. Это и помогает парашютисту приземляться медленно и плавно и не ударяться о землю.

— Ребята, а что такое воздух? (это то, чем мы дышим)

— А в нашей группе есть воздух? А как можно проверить? (предположения детей)

— Ребята, давайте превратимся в настоящих ученых, будем проводить эксперименты, чтобы узнать секреты воздуха. Согласны? (дети одевают форму)

— Ребята, давайте поймаем воздух руками. (Дети пытаются поймать воздух) Поймали?

— А как же нам его поймать?

Воспитатель: Посмотрите, что это у меня лежит на столе? (дети берут пакеты, рассматривают их, выясняют, что они пустые)

Опыт «Поймай воздух пакетом»

А сейчас я покажу фокус (раскрываю пакет, взмахиваю, ловя воздух, предлагаю детям сделать то же самое)

— Что произошло с пакетами? На что они стали похожи? (они надулись, похожи на подушку)

— Что в них находится? (воздух)

— А как можно проверить действительно ли в пакете – воздух? Возьмем острую палочку и осторожно проколем мешочек. Поднесем его к лицу и нажмем на него руками. Что вы чувствуете? (ветерок, идет воздух) Ветер – это движение воздуха.

— Вот мы и открыли первый секрет воздуха: (воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать).

— Молодцы! Я хочу вам сказать, что ученые результаты своих исследований записывают. Для чего? Давайте и мы с вами будем это делать с помощью картинок – символов.

— Воздух – прозрачный, бесцветный, он не имеет цвета, он невидимый и это его свойство обозначим вот такой карточкой (глаз)

(на доску выставляется карточка — символ)

— А сейчас пройдем и займем свои рабочие места в нашей лаборатории.

— Как вы думаете, есть ли воздух в человеке? (варианты ответов детей)

Опыт «Воздух в человеке»

(дети садятся за столы, на столах стаканчики с кипяченой водой и трубочки)

— Опустите трубочку в стакан с водой вдохните носом побольше воздуха, и подуйте в нее. Что происходит? (выходят пузырьки)

Как здорово у вас получается. Вода в стаканах просто бурлит.
Почему так произошло? (дети говорят что это выходил воздух из трубочки)
Откуда вы взяли воздух что бы дуть в трубочки? (подвести детей к тому, что необходимо сначала вдохнуть воздух, а потом его выдохнуть в трубочку).
— Верно, сначала мы вдыхаем воздух через нос, он попадает к нам в легкие, затем мы его выдыхаем в трубочку и получаются пузырьки. Мы с вами дышим, а значит воздух находится в нас.

Вот мы и узнали второй секрет воздуха.

— Запишем результаты опыта с помощью карточки (изображение человека)

— А теперь немного отдохнем, поиграем с ветерком.

Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо

(взмахи руками)

Закачалось деревцо

(качаемся)

Ветерок все тише, тише,

(приседаем)

Деревцо все выше, выше

(поднимаемся на носочки).

— Ребята, мы сегодня узнали, что воздух можно почувствовать. А как вы думаете, можем ли мы услышать воздух? (предположения детей)

Опыт «Услышь воздух»

Что это у меня в руках? (дудочка) Я сейчас подую в нее, а вы внимательно слушайте.

— Что вы услышали? (звук)

— Воздух быстро проходит через трубочку и образуется звук. Есть много музыкальных инструментов, которые издают звуки при помощи воздуха. А еще можно услышать звук с помощью резиновой игрушки (дети резким надавливанием на игрушку издают звуки)

Мы узнали третий секрет воздуха – быстрое движение воздуха создает звук.

Отметим результат с помощью карточки (ухо)

— Уважаемые ученые, мы так много говорили сегодня о свойствах воздуха, но ничего не сказали о значении воздуха для человека и всего живого.

— Сможет ли человек жить без воздуха?

Опыт «Не дышу»

— Закроем рот и зажмем нос двумя пальцами (пауза)

— Почему вы убрали руку и открыли рот? (начали задыхаться)

— Чего вам не хватало? (воздуха)

— Хорошо вам было без воздуха? (нет, человек без воздуха погибнет)

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не можем.

Д/и «Кому нужен воздух»

Воспитатель: Ребята, вспомним, кому еще нужен воздух?

(Большая карточка с изображением воздуха, маленькие карточки с изображением живой и неживой природы. Дети выкладывают по кругу маленькие карточки и называют кому нужен воздух).

— Кому необходим воздух? Как это можно назвать одним словом? (живой природе или всему живому) Для чего необходим воздух? (дышать, расти, жить).

Четвертый секрет воздуха. Добавим к нашим записям еще одну: (Воздух нужен всему живому).

Обобщение знаний о воздухе по карточкам – символам:

— На сегодня наши исследования закончены, подойдем к доске и вспомним по нашим записям (карточкам) все, что мы узнали о воздухе.

— Уважаемые ученые, вы все прекрасно потрудились в лаборатории и узнали много нового и полезного о воздухе, и я приготовила для вас подарки.

Он — на нитке-поводке.
Нитка держится в руке.
Легкий, праздничный, смешной
И в придачу надувной.

(воздушный шарик)

Название: Конспект занятия «Воздух невидимка»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, опытно-экспериментальная деятельность, Средняя группа

Занятие в средней группе по познавательному развитию на тему: «Воздух-невидимка»

Цель занятия: формировать представление о свойствах воздуха и его значении для человека.

Образовательные задачи:

Подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;

Дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер - это движение воздуха;

Способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

Способствовать формированию у детей познавательного интереса;

Обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха.

Развивающие задачи:

Развивать мышление, внимание, память, речь, интерес к познавательной деятельности;

Развивать навыки проведения опытов, способность сравнивать и сопоставлять, делать выводы;

Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность.

Воспитательные задачи:

Воспитывать у детей бережное отношение к окружающему миру;

Воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;

Учить детей слушать, отвечать на вопросы, формировать дружеские взаимоотношения, умение взаимодействовать.

Методы и приёмы

На занятие используются следующие методы и приемы:

Практические: опыты с воздушными шаром, трубочками, мыльными пузырями; физкультминутка, дыхательная гимнастика;

Наглядные: презентация, для иллюстрированного сопровождения занятия; наблюдение.

Словесные: художественное слово, беседа, вопросы к детям.

Индивидуальная работа: оказание помощи детям, испытывающим затруднения.

Оборудование

К занятию потребуется следующее оборудование:

Телевизор;

Ноутбук;

Песочные часы;

Стаканы, чашки с водой;

Воздушные шарики;

Соломки для коктейля;

Мыльные пузыри, поднос;

Веер,

- ёмкости для воды,

Одежда исследователей;

Полиэтиленовые мешки;

Медальки;

Салфетки бумажные;

Камень, деревянный кубик, губка.

Предварительная работа

Предварительная работа включает в себя:

Наблюдения на прогулках, за погодой за ветром;

Беседа на тему «Как человек использует воздух»;

Рассматривание иллюстраций;

Заучивание стихов, песен, загадывание загадок о воздухе и природных явлениях;

Рассматривание тематического альбома, картотеки «Природные и погодные явления»;

Вееров;

Игры с мыльными пузырями, воздушным шариком.

Словарная работа

Обогатить словарь детей словами:

Лаборатория;

Прозрачный;

Невидимый;

Упругий;

Опыты;

Экологи.

Ход занятия

. Организационный момент

Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам выступить в роле ученых и заняться исследованиями. (Слайд 1) А какие 5 помощников будут нам помогать?

Дети: глаза, уши, нос, рот и руки.

Психогимнастика

Воспитатель: Давайте встанем с вами в круг, закроем глаза (Слайд 2)

Руки к солнцу поднимаем

И вдыхаем, и вдыхаем.

Ну, и руки опускаем,

Воздух тихо выдыхаем «ф-ф-ф»

Открываем глазки, улыбнулись.

Создание проблемной ситуации

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я принесла? Правильно,- это шарик. А что у него в нутрии, мы узнаем отгадав загадку. (Слайд 3)

Воспитатель:

Через нос проходит в грудь,

А потом в обратный путь.

Он невидимый, но всё же

Без него мы жить не можем.

Дети: воздух

Воспитатель: Правильно, это воздух! Посмотрите, как мой шар умеет летать. Я толкаю его слегка, и он летает под потолком. Как вы думаете, почему?

Дети: он легкий.

Воспитатель: Так значит, получается, что воздух легкий. А сейчас, я развяжу шар и выпущу воздух. Что вы почувствовали?

Дети: ветерок.

Воспитатель: А вы его увидели?

Дети: нет.

Воспитатель: А почему? Значит, получается воздух, какой? Какими словами можно его назвать?

Воспитатель: невидимый, прозрачный. Значит, воздух еще и прозрачный?

А вы хотите воздух увидеть? Ну, тогда я вас приглашаю в научную лабораторию, для исследования воздуха. Вы готовы? Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные. Мы воздух не видим, но знаем, что он всегда вокруг нас. Вы хотите проверить где есть воздух?

. Основная часть

Разрешение проблемы с помощью опытов:

Воспитатель: Почему мы можем назвать воздух невидимкой?

Дети: Потому что он прозрачный и через него все видно.

Воспитатель: А можно его поймать? Давайте попробуем. Чем мы будем его ловить. Поймали?

Дети: Не получается.

Воспитатель: А давайте попробуем пакетом.

Опыт 1 «С полиэтиленовым пакетом»

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: Он пуст.

Воспитатель : Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: В нём нет воздуха.

Воспитатель: Смотрите. (Слайд 4)

вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Заполняя предметы, воздух становится упругим, а бесформенные предметы приобретают форму.

Опыт 2 «С соломинкой»

Воспитатель: А вот интересно, а внутри человека воздух есть?

Как вы думаете, ребята. Давайте проверим? (Слайд 5)

Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой вначале тихо,

потом сильнее. Что происходит?

Дети: Выходят пузырьки.

Воспитатель : Вот видите, значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Вывод: Воздух находится везде.

Физкультминутка «Мыльные пузыри»

Воспитатель: Ребята, а какие пузырьки можно ещё пускать?

Дети: Мыльные. (Слайд 6) с музыкой .

Воспитатель: Давайте и мыльные пузыри попускаем. Поиграем в игру «Кто надует самый большой мыльный пузырь»!

Воспитатель : -Посмотрите, у каждого пузырь получился разный, у кого большой, у кого маленький. Мыльные пузыри получаются из мыльного раствора и воздуха путем надувания. Пузырь увеличивается в размере, когда туда проникает воздух. При надувание мыльных пузырей мы выдыхаем воздух из себя.

Опыт 3 «С небольшими предметами»

Воспитатель: Воздух есть во всех предметах. (Слайд 7) На столе у меня стоит банка с водой и лежат небольшие предметы (камень, пуговица, губка и пр.) Есть ли воздух в этих предметах? Я буду опускать эти предметы в воду, а вы внимательно наблюдайте, что произойдет?

Дети: предметы тонут, падают на дно, при этом из них выходят пузырьки, которые поднимаются вверх, потому что они лёгкие.

Воспитатель: Пузырьки – это воздух, он был в предмете и вышел из него, когда предмет попал в воду. Пузырьки воздуха поднимались вверх.

Вывод: воздух легче воды.

Опыт 4 «Со стаканом»

Воспитатель: У меня есть стакан, на дне которого закреплен листочек бумаги. (Слайд 8)

Как вы думаете, если опустить стакан в воду, что произойдет с листочком, он намокнет или останется сухим? Перевернув стакан вверх дном, медленно опускаем его в воду(стакан надо держать прямо), пока он не коснется дна. Затем достаем стакан из воды. Почему бумажка на дне стакана осталась сухой?

Дети: В стакане есть воздух, это он не дал воде намочить листочек, он не пропустил воду в стакан.

Воспитатель: А теперь я опущу стакан с листочком в воду, но держать стакан буду немного наклонно. Что появляется в воде?

Дети: Видны пузырьки воздуха.

Воспитатель : Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана и его место занимает вода. Что произошло с нашим листочком бумаги?

Он намок. Вода вытеснила воздух из стакана и заняла его место, заняла все пространство и намочила листочек бумаги.

Вывод: воздух занимает пространство.

Физкультминутка «Дует ветерок»

Слова

Действия

Дует ветер с высоты.

Гнутся травы и цветы.

Вправо – влево, влево – вправо

Клонятся цветы и травы.

А давайте вместе

Все попрыгаем на месте.

Выше! Веселей! Вот так.

Переходим все на шаг.

Вот и кончилась игра,

заниматься нам пора.

Руки вытягиваем вверх

Махи руками из стороны в сторону

Наклоны в стороны медленно

Наклоны в стороны быстро

Прыжки на месте

Прыжки в высоту

Ходьба на месте

Остановились

Улыбнулись

Опыт 5 «Нагреваем воздух»

Воспитатель: Вы знаете, что произойдет с воздухом, если его нагреть? (Слайд 9)

Шарик, надетый на пустую бутылку, надувается при погружении бутылки в теплую воду, сдувается – при погружении в холодную воду.

Воздух нагрелся, расширился и выходит из бутылки. Вот почему шарик надулся. Вывод: теплый воздух поднимается вверх.

Опыт 6 «С веером»

Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! (Слайд 10) Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

Дети: В лицо дует ветерок.

Воспитатель: Вывод: когда воздух движется, получается ветер. Ветер – движение воздуха. Воздух способен двигать предметы.

Он перегоняет холодный воздух на юг, тёплый на север, разгоняет облака или собирает их в дождевые тучи. Ветер помогает растениям: сдувает пыль с листьев, разносит семена растений. Оказывается, воздух двигается и доносит до нас разные запахи, хотя сам воздух запаха не имеет. А теперь вдохните ртом воздух. Какого он вкуса?

Дети: Без вкуса.

Воспитатель: Вдохните воздух носом. Какого он запаха?

Дети: Без запаха.

Воспитатель : Чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса.

Дыхательная гимнастика «Надуваем шар»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это?

Дети: Это воздушные шарики. (Слайд 11)

Воспитатель: Скажите мне пожалуйста, почему шарик грустный? Дети: Он сдутый.

Воспитатель: что нам нужно сделать чтобы шарик улыбался. Был веселый и радостным?

Дети: Нужно надуть его

Воспитатель: Правильно. Давайте все встанем и надуем шар.

Воспитатель: Молодцы ребята!

Посмотрите теперь шарик улыбается.

Опыт 7 «С песочными часами»

Воспитатель: Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут. Воздух – это неживая природа, но он тесно связан с живой природой. (Слайд 12)

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, человек сможет прожить без воздуха? Ставим песочные часы, зажимаем нос и стараемся не дышать.

Воспитатель: Вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных часах, мы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты! - Значит, для чего нужен воздух?

Дети: чтобы дышать.

Без дыхания нет жизни.

Вывод: человек не может без воздуха, воздух нужен всему живому на Земле.

Только чистый воздух полезен для здоровья. За чистотой воздуха на Земле следят ученые – экологи.

Воспитатель: Что в нашей жизни загрязняет воздух? (Слайд 13)

(дым заводов, фабрик, пожары, выхлопные газы, пыль, дым сигарет…)

Воспитатель: Чтобы воздух оставался чистым на заводах и фабриках ставят специальные фильтры для очистки воздуха, нужно поливать дорожки, тротуары; сажать деревья, кусты, цветы; проветривать помещения, протирать пыль.

III . Заключительная часть

Итог

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, что мы сегодня узнали о воздухе? Какой он? Где он есть? (Слайд 14)

Ребята: Что воздух бесцветный, поэтому мы его не видим; Чтоб увидеть воздух, его надо поймать; Что воздух легче воды; Что воздух есть внутри пустых предметов; И даже внутри людей; Без воздуха ничто живое не может жить; что воздух не пахнет и может передавать запахи; узнали, что такое ветер! Ветер – это движение воздуха; Воздух – часть природы. Он везде вокруг нас, мы им дышим.

Воспитатель: Уважаемые исследователи! Ваши опыты показали, что такое воздух и доказали, что с ним происходит в разных ситуациях. За ваши открытия я хочу присвоить вам звание « юный исследователь» и вручить медали.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились с заданиями как настоящие ученные. Мне очень понравилось как вы проводили лабораторные исследования. Вы все были внимательны. Проявили любознательность. Были активны. Молодцы. Я хочу подарить эти шарики всем ребятам. Нам, ребята, пора на прогулку, сейчас оденемся, пойдём на улицу – дышать свежим воздухом! (Слайд 15)

Выполнила: воспитатель Кезина Евгения Александровна

Дорожкина Елена Валерьевна

МДОУ "Д\с№74" г.Магнитогорска

Воспитатель

Конспект экспериментально-исследовательской деятельности в средней группе

«Воздух и его свойства»

Подготовила: Воспитатель Дорожкина Елена Валерьевна.

Цель: Начать формирование представление о воздухе и его свойствах в ходе экспериментальной деятельности.

Задачи:

Сформировать первичные представление у детей о воздухе, о его свойствах путём экспериментальной деятельности.

Развитие познавательного интереса детей, умения делать выводы о воздухе, сравнения, устанавливать причинно - следственные связи в процессе опытов.

Воспитывать интерес к исследованию воздуха.

Познакомить с профессией учёный лаборатории.

Метод:

опыт, практическая деятельность, физкульт - минутка, наглядный, проблемная беседа.

Оборудование:

фартуки, нарукавники, целлофановые пакеты, стаканы, трубочки, колпачки от фломастеров воздушный шарик, мандарин, чеснок, чашки, поднос, вода, проектор, вертушки,

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей А сейчас предлагаю вам начать наше занятие.

Воспитатель-- Давайте теперь встанем в круг и поздороваемся друг с другом.

(Игра на общение)

Станем рядышком, по кругу, скажем: «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться ни лень: Всем «Привет!» и «Добрый день!»; Если каждый улыбнётся —

Утро доброе начнётся. — ДОБРОЕ УТРО!

В- ребята теперь присаживайтесь на стульчики.

Воспитатель- Ребята, скажите, что нас с вами окружает?

Ответы детей (дома, деревья, птицы, животные)

Воспитатель -Правильно! А что необходимо, для жизни человеку, растениям, животным?

Ответы ребят (пища, вода, воздух)

Воспитатель- Молодцы! Для чего нам нужен воздух? (Дышать) Сделайте глубокий вдох, выдох.

Воспитатель Вы знаете, что человек без пищи проживёт три недели, без воды не более трёх дней а вот без воздуха прожить не сможет?

Воспитатель- Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, и это помещение называется Лаборатория.

Воспитатель- в лаборатории надо соблюдать определенные правила: 1соблюдать тишину, не перебивать друг друга. не мешать друг другу, 2работать тихо, аккуратно, внимательно, одевать специальную одежду (фартуки и нарукавники,)

Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе.

Воспитатель- давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты (шагают по кругу, затем идут до столов, одеваются в фартуки и нарукавники.)

Воспитатель-Вот мы очутились в самой настоящей лаборатории.

Мы опыты начинаем

Интересно здесь бывает

Постарайтесь все понять

Много нужно здесь узнать

Итак, начнем наши опыты:

Воспитатель-ребята, вы знаете, как можно поймать воздух? (ответы детей)

Эксперимент № 1 «Как поймать воздух?

В- Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами?

Ответы детей (Они стали большими)

Что в них находится?

Ответы детей(Воздух)

Какой он? Вы его видите?

В- Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

Ответы детей(ветерок)

Что мы ребята с вами поймали в мешочек?

Ответы детей (Воздух)

В- Ребята, а вы знаете как воздух работает? А давайте посмотрим!

Давайте сделаем так что б и наш с вами воздух сейчас поработал, и мы его увидим и услышим!

Эксперимент № 2 «как воздух работает?»

В- Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть. Будем дуть потихоньку.

В- Что вы увидели?

Ответы детей (Пузырьки воздуха).

А ещё ребята можно увидеть, как воздух работает с помощью вертушки. Марина подойди, подуй на вертушку. Что мы видим?

Ответы ребят (вертушка крутится)

Вывод: Ребята, мы смогли увидеть воздух, и как он работает? А как мы его увидели? С помощью чего? (трубочки и ёмкости с водой,увидели воздух и с помощью вертушки)

В- Ребята послушайте, что это? (звук ветра включить мелодию ветра)

Вы слышали воздух?

Дети Нет.

В- Хотите услышать?

Эксперимент № 3 «Слышим воздух»

В- А давайте попробуем подуть в колпачок от фломастера…

Ребята возьмите колпачок в руки, подуйте с краю. Что вы слышите?

Ответы детей (Свист).

В-Ребята воздух попадая в трубочку, издает звук.

В- А ещё у меня на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух?

Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим?

Ответы ребят (писк)

В- Что нам помогло услышать воздух?

Ответы детей (Нам помогли колпачки и шарик)

Физ. минутка:

Любопытная Варвара

Смотрит влево, смотрит вправо.

Чем же пахнет - не понять,

Нужно носиком вдыхать.

Выдох-вдох, выдох- вдох.

Чудо-воздух - ох-ох-ох!

Ребята, давайте ещё раз воздух вдохнём носом.

У чистого воздуха нет запаха. Давайте сейчас закроем глазки, чем же пахнет воздух?

Ответы детей (Мандаринами и чесноком).

Ребята давайте вспомним мы делали выдох - вдох, воздух пах? А когда закрыли глазки?

В- Сам воздух не пахнет, но может запахи переносить.

Ребята, ну что, понравилось вам проводить опыты с воздухом в лаборатории? И мне тоже очень понравилось, как вы проводили опыты, работали, экспериментировали вы хорошие помощники. Теперь вы знаете, что наш лучший друг - воздух. И его можно услышать, увидеть, понюхать, и даже поймать!

В- Ещё узнали, что чистый воздух не имеет ни цвета, ни запаха, но даже если мы его не видим, он существует, и помогает нам жить, дышать, играть.

Наша лаборатория закрывается, а мы с вами поиграем вертушками, но прежде чем пойдём играть скажем гостям до свиданья,

Цель:

закрепить с детьми понятие «воздух» и его свойства (легкость, прозрачность, невидимость), роль воздуха в жизни человека и живой природы, дать понятие ветра (движение воздуха), его характерных особенностей, вспомнить о пользе и вреде ветра, закрепить и расширить словарный запас детей, развивать речь, воспитывать интерес к окружающей жизни, экспериментированию, прививать любознательность.

Материал демонстрационный:

Кукла Воздушинка, ведерко с водой, игрушка из бумаги – водолаз, пустой прозрачный стакан, клеенка, магнитофон, кассета с записью ветра, кассета с музыкой Вивальди, набор карточек с изображением разных ветров, портреты «злого», «доброго» ветров, магнитики, 2 школьные доски, знаки.

Материал раздаточный:

Пакетики, пластмассовые стаканы с водой, трубочки, веера,

музыкальные инструменты, бутылочки пластмассовые, воздушные пузыри.

Ход занятия

В группу воспитатель вносит игрушку — надувную куклу.

Кукла:

— Куда я прилетела? Наверное, в детский сад. Здравствуйте, девочки!

Здравствуйте, мальчики! Я хочу с вами познакомиться. Меня зовут Воздушинка.

— А вы умеете летать? (нет)

— Посмотрите, что я умею делать! (летает из стороны в сторону, поднимается к потолку, опускается.)

Воспитатель:

Ребята, а почему Воздушинка летает, как думаете? Давайте посмотрим, какая она. (Трогают руками куклу, выясняют, что она легкая, мягкая, воздушная).

— А что еще может быть воздушным? (мыльные пузыри, воздушный шар, шарик, дирижабль).

Кукла:

— А как вы думаете, что у меня внутри?

А кто думает по-другому? (спрашиваю 2-3 детей) (воздух)

Воспитатель:

Подумайте, а нужен ли воздух? Зачем? (Воздух нужен, мы им дышим)

Кто еще дышит воздухом? (птицы, насекомые, морские животные, деревья, цветы и т. д.)

— А как можно назвать все это одним словом? (живая природа)

— Внутри Воздушинки есть воздух, а внутри нас есть или нет?

Давайте проверим.

Опыт 1:

Поднесите свои ладони ко рту или к носу. Что почувствовали? (тепло от вашего дыхания)

— Сядем за столы

Опыт 2:

— Перед вами стакан с водой и трубочка. (Трубка в стакане с водой) Будем вдыхать носом, а выдыхать в трубочку.

— Что наблюдаем? Воздух выходит из нас в виде воздушных пузырьков.

— Какой сделаем вывод? (У нас внутри есть воздух, мы им дышим.)

— Поставьте стаканы на поднос.

— Откуда же попадает к нам воздух? Где он находится? (Воздух находится вокруг нас).

Подойдите и встаньте передо мной. Внимательно посмотрите налево, направо, вверх, вниз. Закройте глаза. Откройте. Вы видите воздух? (нет) Значит, воздух какой? (Воздух невидимый, прозрачный, легкий).

Спросить нескольких детей.

— Ребята, как вы думаете, а в стакане есть что-нибудь или он пустой? (показываю пустой, прозрачный пластмассовый стакан)

— Посмотрите в него.

Давайте проверим, есть ли что в стакане.

Опыт 3:

— У меня отважный водолаз. Посмотрите, из чего я его сделала?

(из бумаги). Он стоит на плоту. Опустим водолаза, вместе с плотом на воду. А теперь накроем водолаза пустым стаканом, и медленно будем погружать стакан в воду. Водолаз будет опускаться все глубже и глубже. Посмотрите он уже на дне.

— Как вы думаете, водолаз будет мокрый или сухой, когда мы вытащим его из воды?

— Медленно поднимем стакан из воды, всплывает и наш водолаз.

— Проверьте, намок он или нет?

— Какой вывод мы сделаем? (Водолаз не намок. Почему? Потому, что стакан вовсе не пустой. Его занимает воздух, который не впускает во внутрь воду).

— Вы видите в стакане воздух? (Нет, он невидим)

Раз воздух мы не видим, попробуем его поймать. Воздушинка принесла нам волшебные пакетики.

— Возьмите их в руки.

Опыт 4:

Ловим воздух. Закручиваем пакет.

Вывод: воздух можно поймать.

— А теперь поиграем с воздухом и пакетиками. Следите за движением вашего пакета.

Физкультминутка «Игра с пакетами»

  1. подкинем пакет вверх и поймаем его внизу
  2. возьмем пакет в правую руку, перекинем через верх в левую руку (наоборот).
  3. покрутим перед собой (внизу, вверху)

Предложить ребятам сесть на ковер.

Воздушинка загадывает загадку:

— Послушайте мою музыкальную загадку и скажите, что это?

Включить магнитофон, прослушать запись (музыка ветра).

Ответы детей (ветер, мы услышали звуки ветра)

Воспитатель:

— А можем ли мы увидеть ветер? (нет)

— Сам ветер увидеть нельзя, но можно увидеть признаки ветра. Какие? (Деревья качаются, на воде волны, облака плывут по небу, флюгера на крыше дома вертятся, дым из трубы отклоняется в сторону ветра, зонтик улетает и т. д.)

— А почувствовать ветер можно? (Можно, когда идем по улице, он дует на нас).

Игра в кругу с мячом:

— Какой бывает ветер?

(Ветер бывает:сильный, слабый, теплый, холодный, ледяной, пронизывающий, колючий, прохладный, освежающий, северный, южный, западный, восточный)

— Можно ли создать искусственный ветер? Например, в группе, дома? (Можно, с помощью вентилятора, кондиционера, веера, фена и т. д.)

Опыт 5:

— Возьмите веера. Встаньте парами. Легко помашите друг на друга. Что почувствовали? (Легкий ветерок) Сильно помашем друг на друга. Что чувствуете теперь? (Ветер усилился)

— Так что же такое ветер?

— Оказывается ветер – это движение воздуха (попросить повторить нескольких детей)

— Воздух стоит – ветра нет, движется (например, движение веером) – возникает ветер.

— Много разных поступков умеет делать ветер и хороших, и плохих.

Посмотрите на портреты ветра и скажите, на каком портрете ветер, делающий добрые дела, а какой ветер приносит одни несчастья? Почему?

— Предлагаю вам поиграть в игру: «Добрый ветер и злой»

Разделимся с вами на две команды

Есть у меня картинки, на которых нарисованы дела ветра. Одна команда выберет из своих картинок дела только доброго ветра, а другая дела только злого ветра. Картинки надо прикрепить соответственно к портретам доброго и злого ветра.

Проверим, правильно ли вы распределили картинки.

Опыт 6:

— А теперь попробуем узнать еще одно свойство воздуха. А какое, вы мне сейчас скажите. Для этого я предлагаю вам взять бутылочки (пузыречки), приложить их к губам и подуть.

— Мы познакомились со свойством воздуха. Скажите с каким?

(при встрече на своем пути препятствий, воздух издает разные звуки)

— Как вы думаете, где люди используют свойства воздуха издавать звуки? (в духовых музыкальных инструментах)

— Много нового мы сегодня узнали о воздухе, а теперь я предлагаю вам послушать стихотворение и еще раз вспомнить его свойства.

Дети читают стихотворение:

Ты и легкий, и прозрачный,

И не видим ты нигде,

Ни на улице, ни дома,

Ни на крыше, ни в трубе.

Без тебя не жить природе,

Воздух, воздух, наш дружок!

Побежишь скорей в дорогу,

Превратишься в Ветерок.

И любимые игрушки

Есть у Ветра-Ветерка:

У мальчишке на макушке

Три упрямых волоска,

Скрип разбуженной калитки,

Шелест листьев поутру.

Схватишь ты листок бумаги –

И гоняешь по двору.

Или ласточку поймаешь

И подбросишь в облака.

Вот любимые игрушки

Озорного Ветерка.

Кукла:

— А я хочу вам сделать маленький подарок – свою любимую игрушку — мыльные пузырьки. (Дети благодарят куклу).

Кукла:

— До свидания, до скорой встречи.