Занятие по домашним животным. Конспект занятия «В мире животных

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение № 67 – детский сад комбинированного вида

Конспект НОД

Фронтального занятия в средней группе

компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи

на тему:

«Домашние животные».

Выполнила:

учитель-логопед МБДОУ № 67

Боева Ирина Викторовна

Тула 2015

Коррекционно-образовательные цели.

Закрепление представлений о домашних животных.

Совершенствование грамматического строя (употребление предложно-падежных конструкций, согласование прилагательных с существительными в Т.п., расширение глагольного словаря детей по теме).

Совершенствование слоговой структуры слова.

Коррекционно-развивающие цели.

Развитие диалогической речи.

Развитие артикуляционной моторики.

Развитие мелкой моторики.

Развитие общей моторики.

Развитие конструктивного праксиса.

Развитие зрительного восприятия и пространственных представлений.

Коррекционно – воспитательные цели.

Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, инициативности, ответственности.

Оборудование: игрушки кошка и лошадь, картинка с запутанным изображением домашних животных, картинки по теме, карточки с графическим заданием на каждого ребенка, дерево, домик, забор, фигурки домашних животных для пальчикового театра по количеству детей, зеркала по количеству детей, картинки для артикуляционной гимнастики: «Водичка льется из крана», «Киска умывается», «Киска сердится», «Лошадка», флешкарта с песней «Далеко-далеко на лугу пасутся ко…»

Ход занятия.

    Организационный момент. Ребята, к нам в гости пришла кошка Китти. Она принесла картинку, но не знает, что на ней нарисовано. Ребята, посмотрите внимательно на картинку. Давайте расскажем Китти, что мы на ней увидели? (домашние животные).

Каких домашних животных вы видите?

    «Путаница» А что перепутано в этом стихотворении

Замяукали котята:
"Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята, Хрюкать!"
А за ними и утята:
"Не желаем больше крякать!
Мы хотим, как лягушата, Квакать!"
Свинки замяукали: Мяу, мяу!
Кошечки захрюкали: Хрю, хрю, хрю!
Уточки заквакали: Ква, ква, ква!
Курочки закрякали: Кря, кря, кря!
Воробышек прискакал
И коровой замычал: Му-у-у!
Прибежал медведь
И давай реветь: Ку-ка-ре-ку!

- Как разговаривает кошка? Что она делает? («мяу» - мяукает)

- Как разговаривает корова? Что она делает? («му» - мычит)

- Как разговаривает свинья? Что она делает? («хрю» - хрюкает)

- Как разговаривает овца? Что она делает? («ме» - блеет)

- Как разговаривает кошка? Что она делает? («и-го-го» - ржет)

    «Подскажи словечко»

Вот обрадовались звери!
Засмеялись и запели,
Ушками захлопали,
Ножками затопали.
Гуси начали опять
По-гусиному кричать: Га-га-га!
Кошки замурлыкали: Мур-мур-мур!
Птицы зачирикали: Чик-чирик!
Лошади заржали: И-и-и!
Мухи зажужжали: Ж-ж-ж!
Лягушата квакают: Ква-ква-ква!
А утята крякают: Кря-кря-кря!
Поросята хрюкают: Хрю-хрю-хрю!

    Игра «Хлопни в ладоши».

Ребята, чтобы появились животные нужно их позвать, отхлопав в ладоши их название (конь, коза, кролик, корова, кошка, собака).

Ребята отхлопывают и называют домашних животных.

Какое название самое короткое, а какое самое длинное?

    Игра «Кто, где?».

Домашние животные хотят погулять. Расскажите, где они гуляют.

Где стоит конь? (Конь стоит за забором.)

Где лежит собака? (Собака лежит в будке.)

Где сидит кролик? (Кролик сидит под кустом.)

Где стоит корова? (Корова стоит перед забором.)

Где сидит кошка? (Кошка сидит на заборе.)

Где стоит коза? (Коза стоит за кустом.)

Все правильно вы сказали.

7. Пальчиковая гимнастика «Кошка».

Ребята предлагаю вам поиграть в пальчиковую игру «Кошка»

Приготовили все свои ладошки.

Кушай, кошка,

Вот картошка,

Вот мука, а вот зерно,

Вот морковь, а вот пшено.

Но закрыла кошка рот

И картошку не берет

Ей не нравится мука,

Кошка просит молока.

Хлопают в ладоши.

Загибают по одному пальчику на обеих руках.

Смыкают большой палец с остальными правой руки («закрывает рот»).

Грозят указательным пальцем правой руки.

Грозят указательным пальцем левой руки.

Протягивают обе ладошки («просит»)

8. Игра «Накорми животных».

Ребята, животных надо кормить, поэтому давайте их угостим.

Чем ты угостишь корову? (Я угощу корову сеном.)

Чем ты угостишь собаку? (Я угощу собаку косточкой и мясом.)

Чем ты угостишь коня? (Я угощу коня травой.)

Чем ты угостишь кота (Я угощу кота рыбой и молоком.)

Чем ты гостишь козу (Я угощу козу сеном.)

Чем ты угостишь кролика? (Я угощу кролика морковкой.)

Я думаю, ребята, что наши животные очень довольны, что вы их накормили.

9. Артикуляционная гимнастика. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука (С). Дети выполняют уже знакомые им упражнения. «Киска сердится», «Киска умывается», «Лошадка». После каждого упражнения логопед предлагает детям отдохнуть и проглотить слюну.

- Девочки и мальчики, поставьте, пожалуйста, перед собой зеркала.

Если не дать животному попить, то оно может рассердиться.

Давайте покажем, как киска сердится. Мы нальем ей в миску водички и она будет ее лакать. После этого миску надо помыть. Как течет водичка из крана? (Сссссссссссссс). А теперь наша киска пошла гулять с лошадкой (цокают).

10. Игра «Далеко – далеко на лугу пасутся ко…».

Импровизация движений под песню.

Вам понравилась эта песенка? (Да)

11. Окончание занятия.

Наше занятие подошло к концу. О чем мы говорили на занятии? В какие игры играли? Какая игра тебе больше понравилась.

Логопед оценивает деятельность каждого ребенка.

Самоанализ открытого занятия.

Тема: «Домашние животные».

Открытое занятие проводилось с детьми среднего дошкольного возраста 4-5 лет в количестве 10 человек.

Образовательные задачи: з акрепление представлений о домашних животных; совершенствование грамматического строя (употребление предложно-падежных конструкций, согласование прилагательных с существительными в Т.п., расширение глагольного словаря детей по теме; совершенствование слоговой структуры слова.

Развивающие задачи: р азвитие диалогической речи; развитие артикуляционной моторики; развитие мелкой моторики; развитие общей моторики; развитие конструктивного праксиса; развитие зрительного восприятия и пространственных представлений.

Воспитательные задачи: формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, инициативности, ответственности.

Детям была сообщена тема занятия. Присутствовал сюрпризный момент. Структура занятия соответствовала поставленным задачам. Части занятия располагались в логической последовательности и были взаимосвязаны между собой. Темп занятия выбран оптимальный. Темп речи умеренный.

При планировании открытого занятия учитывались возрастные особенности детей. Наглядный и дидактический материал подобран с учетом индивидуальных особенностей детей. Дети отвечали на вопросы логопеда, самостоятельно договаривали окончание стихотворения, поддерживали разговор, с интересом наблюдали, рассматривали, действовали с раздаточным материалом. Дети были довольно активные, чувствовали себя комфортно, охотно принимали участие в игре, двигались под музыку.

Все элементы открытого занятия между собой объединены общей темой. Содержание занятия соответствовало поставленным целям.

Во время открытого занятия применялись следующие методы работы: словесный (вопросы, уточнение, напоминание, поощрение) ; наглядно-демонстрационный материал (картинки и иллюстрации, игрушки) ; игровой материал.

В вводной части: организация детей, переключение внимания на деятельность, стимуляция к ней.

Основная часть: умственная и практическая деятельность детей, речевое развитие и восприятие окружающего мира, систематизация имеющихся знаний, закрепление навыков речи. Для снятия общего переутомления были проведены физкультминутка и имитация движений под музыку.

Индивидуальная работа проявлялась в проведении словарной работы, в оказании помощи затрудняющимся в ответах, напоминаниях, а также в учете особенностей мышления и темпе восприятия детей.

Я считаю что выбранная мной форма организации занятия для детей была достаточно эффективной. Недостатки: речь была не достаточно эмоциональна, не всегда следила за дисциплиной и осанкой детей. Но я старалась соблюдать нормы педагогической этики и тактики. Считаю, что поставленные на занятии задачи были выполнены.

(Музыкальное сопровождение — «Малыш в деревне» — из звукового приложения к журналу «Мой кроха и я. Журнал практических советов родителям».)

Цели занятия

1. Закрепить знания детей о домашних животных, понятии «деревня».

2. Развить воображение, пластику, чувство ритма, звукоподражание.

3. Развить умение согласовать движения со словами.

4. Воспитать желание участвовать в совместных играх.

Педагог . Дети, скажите мне, кто из вас был в деревне? Что это такое? Кто там живет? Что вы видели в деревне? Что там делали? Что больше всего понравилось? Я предлагаю вам отправиться в путешествие по деревне. Хотите? Тогда садитесь на паровозик из Ромашково. Я — паровоз, а вы — вагончики. Даю гудок — «у-у-у». Трогаемся с места — «чух-чух-чух». Едем и поем песенку.

Дети идут паровозиком с изменениями направления движения и ритма.

Поле большое, зеленый лужок.

Сколько на свете путей и дорог.

Хорошо нам светит солнышко в пути.

Пожелай нам, ветер, доброго пути.

Доброго, доброго, доброго пути.

Самого доброго, доброго пути.

Подъезжаем к лугу. Поезд останавливается — «ш-ш-ш».

Необходимо побуждать детей проговаривать звуки и звукосочетания вместе с воспитателем.

Угадайте, кто пасется на лугу?

Педагог поет песенку «Кто пасется на лугу?», привлекает детей к пению и побуждает задавать вопросы по ходу песни.

Кони? Нет, не кони.

На лугу, на лугу, на лугу пасутся ко...

Козы? Нет, не козы.

На лугу, на лугу, на лугу пасутся ко...

Коровы? Правильно, коровы!

Пейте, дети, молоко! Будете здоровы.

Представьте, что все мы — стадо коров, которое пасется на лугу. Приготовьте свои рога. В стаде есть мамы-коровы, телята — их детки — и папа-бык. Как мама-корова зовет теленка?

Дети звукоподражают.

А как ей отвечает теленок более нежным голосом? А теперь им отвечает папа-бык. Кто еще пасется на лугу? Догадайтесь. «И-го-го». Кто так кричит? Приготовили своих лошадок. Поскакали! Цок-цок-цок, цок-цок-цок, все цокаем, как жеребята, а теперь позовите друг друга — «и-го-го, и-го-го». Едем по кругу и поем песенку.

У меня есть конь. Это конь-огонь.

Но-но-но-но, это конь-огонь.

Я скачу на нем, на коне своем.

Но-но-но-но, на коне своем.

Послушайте, что конь рассказывает о себе, а вы вместе со мной двигайтесь и договаривайте слова.

Логоритмическая игра

Цок-цок-цок стучу копытом.

(Ритмично двигают ногой.)

«Ш-ш-ш», как ветер я лечу.

(Потирают ладонь о ладонь.)

Все дороги мне открыты.

(Постукивают ладонями по ногам.)

Все увидеть я хочу.

(Кивают головой.)

«У-у-у» — гуляет ветер.

(Руки поднимают вверх, поводят в разные стороны.)

Капли падают дождя.

(Щелкают пальцами рук.)

Обжигает зноем солнце.

(Поглаживают руку ладонью другой попеременно.)

Это лишь бодрит меня.

У кого еще есть рожки кроме коровы, кто пасется на лугу? Козы. Как они кричат? Давайте устроим целый хор маленьких козликов. Они кричат нежно, протяжно, зовут маму: «Ме-ме-ме!» А теперь приготовьте ваши маленькие рожки. Пободайтесь, как маленькие козлики, которые очень любят играть. Давайте поскачем, как козлики.

Наша козочка скакала,

Да и ноженьку сломала.

Но скажу тебе по чести:

Ведь нельзя сидеть на месте.

Это всем давно известно —

Без игры неинтересно.

Наша козочка поплачет,

А поправится — заскачет.

(Ю. Тувим)

Для автоматизации звука [з] можно использовать другое стихотворение, в котором дети произносят звукосочетания по тексту. Необходимо показывать содержание текста с помощью движений.

Идет коза, коза-дереза,

За-за-за, за-за-за.

Злые глаза у козы-дерезы,

Зы-зы-зы, зы-зы-зы.

Козлята идут вместе с козой,

Зой-зой-зой, зой-зой-зой.

Пора нам уезжать с луга. Быстро садитесь в паровозик. Слушайте ритм, вместе со мной проговаривайте: «Тук-тук-тук, чук- чук-чук». Держитесь крепко, чтобы вагончики не рассыпались и поезд не сошел с рельс.

Поезд мчится и грохочет,

Тук-тук-тук, тук-тук-тук.

Машинист во всю хлопочет,

Чух-чух-чух, чух-чух-чух.

Поезд мчится под горой,

Тук-тук-тук, тук-тук-тук.

Для детей вагон второй,

Чух-чух-чух, чух-чух-чух.

Поезд мчится вдоль полей,

Тук-тук-тук, тук-тук-тук.

Эй, цветы водой полей,

Чух-чух-чух, чух-чух-чух.

(Д. Хармс)

Поезд остановился. Выходите. А вот и деревенский пруд. Он большой, глубокий и весь зарос тиной. На пруду много домашних птиц. К нам плывут утки. Позовите их: «Ути-ути-ути!» Как они вам отвечают? Покрякайте вместе с ними: «Кря-кря-кря!» Давайте вместе с уточками станцуем танец маленьких утят.

Стихотворение для автоматизации звука [y]

Устала утка на пруду

Учить своих утят.

Утята плавать на виду

У мамы не хотят.

Ужасно утка мучится:

— Ну что из них получится!

(В. Лунин)

А кто это вытянул шею и кричит: «Га-га-га»? Конечно, это гуси. Давайте поиграем в игру «Волк, пастух и гуси».

Пастух. Гуси, гуси, вы откуда?

Гуси. Га-га-га. Мы из дома.

Пастух. Гуси, гуси, вы куда?

Гуси . На луга, на луга.

Пастух. Есть хотите?

Гуси. Да-да-да.

Пастух. Ну, идите на луга.

Гуси ходят, щиплют траву, вытягивают шею.

Гуси белые, домой. Серый волк под горой!

Гуси гогочут, бегут домой, а волк их ловит.

Пойманные дети выходят из игры.

Дети, вы знаете песню про гусят. Давайте им ее споем.

Гуси-гусенята в лесочке. Га-га-га.

Красные надели чулочки. Га-га-га.

И пошли домой, чтоб напиться. Га-га-га.

Ключевой воды из корытца. Га-га-га.

Напились водицы два братца. Га-га-га.

Начали в корытце купаться. Га-га-га.

Гуси-гусенята сердиты. Га-га-га.

Очень близко дно у корыта. Га-га-га.

Вот поезд наш едет, колеса стучат,

А в поезде этом ребята сидят.

Ту-ту-ту-ту-ту-ту — гудит паровоз.

Далеко, далеко ребят он повез.

Мы подъехали к птичьему двору. Сколько тут разных птиц! Первыми нас встречают курица с цыплятами. Вместе с ними мы будем петь песенку и танцевать.

Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать,

А за ней ребятки — желтые цыплятки.

Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко.

Лапками гребите, зернышки ищите.

Съели толстого жука, дождевого червяка,

Выпили водицы целое корытце.

А сейчас я проверю, насколько вы внимательны. Встаньте в круг. Я буду давать вам разные команды, а вы выполнять под них движения. Если я скажу «петух», то вы будете хлопать руками- крыльями, высоко поочередно поднимая ноги, кричать «ку-ка-ре- ку» и ходить важно. Если — «курица», вы будете хлопать руками- крыльями, опущенными вниз, и бегать на носочках, крича «ко-ко- ко». Если — «цыплята», то будете приседать, клевать зернышки, кричать «пи-пи-пи». А вот из дома хозяина кто-то выбежал. Кто это, отгадайте? Хвост крючком, нос пятачком. Это свинья услышала, что мы приехали, и вышла нас встретить. Как она с нами разговаривает?

Дети звукоподражают.

Ответьте маме-свинье как поросята.

Дети (визжат). И-и-и.

Педагог. Агния Барто собрала всех обитателей деревенского двора в своем стихотворении.

Ку-ка-ре-ку! Кур стерегу.

Кудах-тах-тах! Снеслась в кустах.

Мур-мурр! Пугаю кур.

Ам-ам-ам! Кто там?

Кря-кря-кря! Завтра дождь с утра!

Му-му-у! Молока кому?

Пора нам возвращаться в детский сад. Садитесь на наш паровозик, поехали. Дети, понравилось вам путешествие в деревню? Что понравилось больше всего? Куда бы вы хотели отправиться в следующий раз?

Игровое занятие «Путешествие в мир диких животных средней полосы» для детей 5 -6 лет

Ковальчук Валентина Николаевна. Воспитатель. Детский сад №90. Город Тюмень.
Описание материала: Материалы, представленные в разработке, могут быть использованы воспитателями ДОУ в целом и по отдельности.
Цель: Систематизировать знания детей о диких животных средней полосы.
Задачи:
Расширять и уточнять представления детей о природе.
Углублять представления детей о диких животных средней полосы.
Совершенствовать диалогическую форму речи.
Прививать интерес к сказкам, героями которых являются дикие животные средней полосы.
Воспитывать уважительное, бережное отношение к природе.Ведущий: Приглашаю всех в «Путешествие в мир диких животных средней полосы».
Ведущий: В мире великом много чудес:
Разве не чудо задумчивый лес
С травкой зеленой и ягодой дикой?
Блеск изумруда крыльев жуков,
Плащ голубых мотыльков -
Разве не чудо?
Г. Галина
Ведущий: А какой зверь таится в глуши лесной, мы узнаем, отгадав загадки.Произносит ведущий или дети. Картинка с отгадкой показывается детям или картинка - отгадка появляется на слайдах.

Что за зверь такой лесной,
встал как столбик под сосной?
Кто стоит среди травы,
уши больше головы? (Заяц)
На овчарку он похож.
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)
Хвост пушист, быстра сноровка,
Золотисто-рыжий мех.
Если голодно, плутовка
Кур считает лучше всех. (Лисица)
Рыжий маленький зверёк
По деревьям прыг да скок.
Он живёт не на земле,
А на дереве в дупле. (Белка)
Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Летом по лесу гуляет,
В рот малину собирает.
Любит рыбу, муравьёв,
Отгадайте, кто таков? (Медведь)
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной. (Ёж)

Из осины и ольхи,
В тихой заводи реки,
Без единого гвоздя,
Дом построю без труда! (Бобр)
В. Леонов
Очень сильный и высокий
По колено снег глубокий.
Не олень, но он рогатый,
Все зовут его сохатый. (Лось)
С. Чертков
Меньше тигра, но немножко
Больше крупной рыжей кошки.
На суку она обычно,
Притаившись, ждёт добычу.
Не робей, но берегись,
В том лесу, где бродит …(рысь.)
Что за зверь, семейства куньих,
Так похож на медвежонка?
Весь лохматый, шерсть густая,
Буро - палевый окрас.
Лапы с длинными когтями,
Зубы острые, как бритвы,
В жизни вечная бродяга,
И отличный древолаз.
Кто, свирепый и без страха,
Ну, конечно,…(росомаха.)

«Где, кто живёт?»

Ведущий: Нужно назвать дом, в котором живёт животное.

Ответы детей:
Я волк. Мой дом – логово.
Я заяц. Мой дом - под кустом.
Я лиса. Мой дом - нора.
Я белка. Мой дом – дупло.
Я медведь. Мой дом – берлога.
Я ёж. Мой дом – норка.
Я бобр. Мой дом – хатка.
Я лось. Мой дом – лес.
Я рысь. Мой дом – логово.

Малоподвижная игра «Узнай и назови»

Водящий стоит в кругу, закрыв глаза. Дети идут по кругу вокруг него и говорят:
На лесной опушке собрались зверушки.
Все как на подбор водят хоровод.
Глазки открывай!
Кто мы, отгадай!
Дети изображают какого-нибудь зверя. А водящий, открыв глаза, старается угадать, какое животное изображают дети. Водящий выбирает на своё место того, кто по его мнению, лучше всех изобразил животное.

«Кто, чем питается?»

Детям раздаются картинки с изображением животных. (Или используются слайды презентации.)

Волки – хищники. Их пища - олени, лоси, домашний скот, куропатки и тетерева, иногда зайцы.
Зайцы – травоядные. Основной рацион - различные виды трав, прутики кустарников, листья, корни, клубни и ягоды. Устраивают набеги на поля за овсом, клевером, свеклой, огурцами и картофелем. Зимой обгрызают мягкую кору молодых деревьев, не прочь поживиться сеном.
Лиса – хищник. В её рацион входят мелкие грызуны, зайцы, косули, гуси, глухари, рыба, насекомые и их личинки. Растительный корм - плоды, фрукты, ягоды, овёс.
Белки – всеядные. Они употребляют в пишу различные орехи, семена, зёрна злаковых, плоды, ягоды, грибы. А едят насекомых, их личинок, яйца и даже птенцов мелких птиц. Белки делают запасы на зиму: желуди, грибы, орехи. Весной лакомятся молодыми почками, побегами.
Медведи – всеядные. Употребляют в пищу ягоды, жёлуди, орехи, корни, клубни и стебли трав. В рационе медведей и насекомые (муравьи, бабочки), черви, ящерицы, лягушки, грызуны (мыши, сурки, суслики, бурундуки) и рыба.
Ежи – всеядные. Питаются насекомыми, пауками, дождевыми червями, ящерицами, ядовитыми змеями, лягушками, мышами и другими мелкими грызунами, яйцами птиц. Растительная пища ежа - это мох, грибы, жёлуди, семена злаковых и любые сладкие ягоды.
Бобры –травоядные. В рацион входят кора и побеги деревьев (осины, ивы, тополя и берёзы), а также различные травянистые растения (кувшинки, кубышка, ирис, рогоз, тростник и др.).
Лоси – травоядные. Их корм – это лишайники, мох, ветки деревьев и кустарников, травянистые растения. Излюбленный корм лося – это листья деревьев (рябины, осины, берёзы, ивы, черёмухи, крушины, ясеня и клёна.) Из растений – калужница, кувшинки, кубышки, хвощи. Ближе к осени - шляпочные грибы, ягодные веточками брусники, черники. В зимний рацион входят веточки деревьев.
Рысь – хищник. В её рационе лисица, заяц-беляк, различные грызуны, белки, еноты и птицы. Также иногда более крупная дичь: косули, олени, серены, лоси, кабаны. Добычей может быть и домашний скот.

Подвижная игра «У медведя во бору»

«Назови детёнышей»

Ведущий показывает детям картинки с изображением взрослых животных либо изображения животных появляется на слайдах (Можно ввести игрушечные персонажи.)
Ведущий: Назовите детёнышей животных. Кто они?

«Назови сказку»

Используются слайды презентации.
Ведущий: По иллюстрациям назвать сказки, героями которых являются дикие животные средней полосы.

Ведущий: Как называют диких животных средней полосы в сказках?
(Последний слайд с ответами).
Ответы: Медведя - Потапыч, Топтыгин, Михайло-Иваныч, Мишутка, Хозяин, косолапый.
Лису - Лисичка – сестричка, Лисафья Лиса Патрикеевна, кумушка, плутовка, лгунья.
Зайца – зайчик – побегайчик, зайчишка, трусишка.
Волка – волчок – серый бочок, серый волк.
Ежа – ёжиком.
Бобра - Инквой-Бобёр.

Вопросы и ответы

1. У животных бывает линька весной и осенью. Что это? Ответ: Летний мех гораздо более редкий и короткий, зимний - более густой и пышный.



2. А у каких животных меняется и окраска? Ответ: У зайца- беляка, белки. У белки - летом в окраске преобладают рыжие, бурые или тёмно-бурые тона; зимой - серые и чёрные.



3. Чем защищаются животные от врагов? Ответ: Волк – клыками и когтями, Заяц быстро убегает от врагов и ещё падает на спину и бьёт противника задними лапами. Белки - бегают вниз и вверх по дереву по спирали, совершают ошеломительные прыжки на другие деревья. Ёж - колючими иголками.
4. Что помогает зайцу замечать опасность» Ответ: Большие чуткие уши.
Что помогает зайцу быстро бегать и далеко прыгать? Ответ: Сильные и длинные задние ноги, которые длиннее передних. При прыжках следы задних ног оказываются впереди передних.
5. Кого боится заяц? Ответ: волка, лису, рысь, ястреба.
6. Разделите животных на три группы: травоядные, всеядные, хищники. Ответ: Травоядные: Зайцы, лоси, бобры. Всеядные: Белки, ежи. Хищники: Лисы, волки, медведи, рыси.
7. Кто охотится на травоядных животных? Ответ: Хищники.
8. Какая польза от хищников? Ответ: Хищники охотятся за слабыми, больными животными. Остаются в лесу здоровые и сильные не только травоядные, но и хищники.
9. Что помогает лисе отыскивать под снегом мышей? Ответ: Хороший слух и нюх.
10. Куда отправится за пропитанием лиса, когда в лесу ей станет совсем голодно? Ответ: В ближайшую деревню воровать кур и уток.
11. Как охотятся волки? Ответ: Стаями.
12. Едят ли ёжики молоко? Ответ: Нет – это миф. Молоко вредно для ежей. Организм ежей не усваивает лактозы.
13. Какие животные являются грызунами? Ответ: Белки, бурундуки, бобры, мыши, хомяки.
14. Какое разрушительное влияние на природу, в том числе на животных, оказывает человек? Ответ: Человек вырубает леса, загрязняет воздух, загрязняет водоёмы, также причиной является охота и истребление вредных, по мнению человека, животных.


Оборудование: 2 колокольчика; ; книги о домашних животных; «чёрный ящик», в котором находятся «подарки домашних животных»: яйцо, клубок ниток, варежки, шапка, шарф, носочки, связанные вручную, гусиное или куриное перо, упаковки из-под молока, масла, творожка, сметаны, сыра и т.д.; сувениры для детей.

Дети заранее рассажены двумя группами - командами. На столе у каждой группы стоит колокольчик, с помощью которого они сообщают, что их ответ готов.

Воспитатель (В.). Дети! Внимание! Внимание! Всем занять свои места! Сегодня мы проверим, как хорошо вы знаете удивительных животных, которые живут рядом с человеком. И я предлагаю вам первое интересное задание.

1-й конкурс-разминка «Песни-песенки».

В. Ребята, вспомните, пожалуйста, в каких песнях рассказывается или упоминается о домашних животных. (Команды поочерёдно называют песни, например, «Два весёлых гуся», «Человек собаке друг», «Три белых коня», «Танец маленьких утят», «Собака бывает кусачей», «Облака - белокрылые лошадки» и т.д. Воспитатель руководит детьми, ободряет и поддерживает их. Если дети затрудняются назвать песню, можно дать им послушать отрывки известных детских песен и провести конкурс «Отгадай песню».)

В. А теперь нам надо отгадать, кого называют домашними животными.

Целый день паслись у сосен

Две подружки - Ме и Му.

Мяу грел бочок на солнце,

Бе весь день мешал ему.

Кря купался рядом в речке,

Кукареку песни пел,

Гав валялся на крылечке,

Хрю под кустиком сопел.

А теперь, дружок, напомни,

Назови по именам

Всех, кто в этот жаркий полдень

На глаза попался нам.


2-й конкурс «Догадайся!»

Ребята отгадывают загадки и находят отгадки среди предложенных картинок.

Кто так заливисто поёт

О том, что солнышко встаёт? (Петух.)

Мордочка усатая, шубка полосатая,

Часто умывается, а с водой не знается. (Кошка.)

Гладишь - ласкается, дразнишь - кусается.

На цепи сидит, дом сторожит. (Собака.)

Голодная мычит, сытая жуёт,

Всем ребятам молоко даёт. (Корова.)

По лужку он важно бродит,

Из воды сухим выходит,

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки. (Гусь.)

Щиплет травку поутру

Да дерёт с берёз кору.

Головой кивая мне,

Говорит не «му», а «ме». (Коза.)

В травке зёрнышко найдёт

И детей к себе зовёт.

От окна недалеко

Слышно нам весь день «ко-ко». (Курица.)

Друг за другом ровно в ряд

По реке они скользят.

Говорят они: «Кря-кря!»

Что нам грозные моря! (Утки.)

Кто имеет пятачок

Не зажатый в кулачок?

А нога его - копытце,

Ест и пьёт он из корытца. (Поросёнок.)

Заплелись густые травы,

Закудрявились луга,

Да и сам я весь кудрявый,

Даже с завитком рога. (Баран.)

3-й конкурс «Хитрые вопросы».

Дети отвечают на вопросы ведущего.

Какие домашние животные выкармливают своих детёнышей молоком? Назовите правильно мам и их детёнышей. (Корова, лошадь, коза, овца, свинья, крольчиха, кошка, собака.)

По внешнему виду эти зверьки очень похожи: маленькая мордочка, длинные ушки, короткий хвост, тело покрыто шерстью. Своих детёнышей выкармливают молоком. Но один живёт в лесу, а другой - возле человека. Оба кормятся травой, но одному чаще достаются молодые веточки, а другому - морковка, капуста, картошка, сено. О каких зверьках идёт речь? (О зайце и кролике.)

Какие породы собак вы можете назвать? Что ещё об этих породах вы знаете? (Воспитатель выслушивает ответы детей и расширяет их знания о породах собак. Заранее можно подготовить фотографии или рисунки.

В. Дворняжка - самая распространённая порода собак. Её можно увидеть в каждом дворе. И хотя у дворняжек нет родословной, их любят не меньше, чем породистых собак. Лайка получила своё название по звонкому заливистому лаю, который помогает охотнику понять, где она находится и где её добыча. Овчарки в прошлом помогали пасти овец, теперь они часто «служат» в армии и милиции. Пудель - одна из любимых пород комнатных собак, очень подвижная, игривая и умная и т.д.

Почему кошка всегда моётся? (Действительно, кошка - очень чистоплотное животное. В деревнях кошка охотится на мышей - затаится и неожиданно нападает. А чтобы запах её не выдал, кошке надо часто мыться.)

Мышка тоже живёт в доме. Можно ли её считать домашним животным? (Нет, потому что все домашние животные приносят человеку пользу, а грызуны (мыши) приносят человеку вред: портят хлеб, овощи и фрукты в доме. А ещё они могут быть переносчиками некоторых болезней. Живут в доме они в основном зимой, когда на улице холодно и голодно. Люди всеми средствами стараются избавиться от мышей. Воспитатель сообщает, что в этом ответе речь не идёт о тех декоративных мышах и крысах, которые люди заводят в основном, в городских домах. Эти мышки живут в клетках и являются домашними питомцами.)

Кто два раза рождается? (Птицы, в том числе и домашние. Если дети затрудняются дать ответ, им можно предложить загадку К. Чуковского, отгадав которую они догадаются, о ком идёт речь.)

Был белый дом, чудесный дом.

И что-то застучало в нём.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо -

Такое тёплое, такое

Пушистое и золотое. (Яйцо и цыплёнок.)

Почему петуха называют будильником? Сколько раз за ночь он заводит Когда в сказках говорят: « Бежит - земля дрожит», о ком ведут речь? (О лошадях.)

4-й конкурс «Стихи о домашних животных».

Участники каждой команды выразительно читают заранее подготовленные стихи. Для театрализации чтения можно использовать костюмы и любые предметы.

Мальчик.

Га-га-га - гогочет гусь.

Я семьёй своей горжусь.

На гусят и на гусыню

Всё гляжу-не нагляжусь.

Девочка.

Опять мычит корова - м-му!

Что означает: «Не пойму!

Зелёный клевер ела я -

А молоко-то белое!»

Мальчик.

Любит ссоры он и споры,

Сапоги на нём и шпоры.

Ну - совсем кавалерист.

По утрам, чуть свет, поёт -

Спать соседям не даёт.

Но зато - чуть вечерок,

Спать садится на шесток!

Девочка.

Подойди сюда, лошадка!

Хочешь скушать шоколадку?

Шоколадку? А зачем?

Шоколада я не ем!

Что за странная лошадка!

Может, хочешь мармеладку?

Мармеладку? А зачем?

Мармелада я не ем!

Что за глупая лошадка!

Ты попробуй - это сладко!

Я без сладкого живу!

Пью я воду ключевую,

Ем высокую, густую,

Длинногривую траву.

5-й конкурс « Наши любимые сказки».

В. Дети, назовите сказки, героями которых были домашние животные. (Народные сказки «Курочка-Ряба», «Кот, Петух и Лиса», «Зимовье», «Сивка-Бурка», «Крошечка-Хаврошечка»; К. Ушинский «Спор животных», Н. Ершов «Конёк-Горбунок», В. Осеева «Добрая хозяюшка», С. Маршак «Кошкин дом», «Сказка о глупом мышонке»и др.) (Заранее желательно подготовить выставку книг о животных. Если дети затрудняются называть сказки, воспитатель может зачитать отрывки из некоторых из них, а дети их отгадают.)

6-й конкурс-игра «Кто как голос подаёт».

Один участник - водящий. Он становится спиной к детям. По команде воспитателя кто-то из детей зовёт водящего так, как его могли бы позвать свинка или курочка, коровка и т.д. Водящий отгадывает имя ребёнка, который его позвал и говорит, голосом какого домашнего животного или птицы он в этот момент говорил. Затем водящим становится другой ребёнок. Игра не должна быть долгой, т.к. дети утратят к ней интерес.

7-й конкурс « Скороговорки и колыбельные песенки».

Каждая команда получает скороговорку. Дети за 1 минуту должны научиться правильно и по возможности быстро её произносить.

Скороговорки на выбор:

Баран Буян залез в бурьян;

У тридцати трёх полосатых поросят тридцать три хвостика висят;

Гусь Гога и гусь Гага друг без друга ни шага;

Наш Полкан попал в капкан.

В. Ребята, вспомните, когда вы были маленькими, мамы пели вам колыбельные песни. К кому чаще всего обращались в этих песенках? (К коту.) (Для примера воспитатель читает одну из таких народных колыбельных песен. А если позволяет время и уровень развития детей, можно послушать подготовленные детьми дома их любимые колыбельные песенки, героями которых являются домашние животные (котик, курочка, собачка).

8-й конкурс «Любознательные, вперёд!».

В. Ребята, я уверена, дома вы вместе с родителями много читаете, бываете и за городом. Попробуйте ответить и на эти такие трудные вопросы:

Как спят лошади? (Лошади могут спать стоя - и дремать, и спать крепко. Эту способность они получили от своих диких предков. Когда лошадь долго стоит на одном месте, её коленные суставы защёлкиваются, как будто замок - у них такое строение ног. Но кони могут спать и лёжа. Кстати, современные лошади всё чаще ложатся на мягкую подстилку и спят лёжа.)

Вопрос для девочек: Какие работы может выполнять лошадь?

(Перевозить пассажиров, грузы, почту, пахать, бороновать, участвовать в скачках и т.д.)

Вопрос для мальчиков: В каких войнах участвовали лошади? (Лошади участвовали во всех войнах, начиная с древности и до середины ХХ века.)

9-й конкурс «Подарки домашних животных».

Под музыку выносится «чёрный ящик». В нём: яйцо, клубок ниток, варежки, шапка, шарф, носочки, связанные вручную; гусиное или куриное перо, упаковки из-под молока, масла, творожка, сметаны, сыра и т.д. Дети по очереди вынимают из ящика предмет и отгадывают, кто из домашних животных мог его подарить людям.

10-й конкурс «Разговор с домашними животными».

Дети берут в руки «домашних животных» - мягкие игрушки, которые принесли для этой игры: и по очереди благодарят их за ту пользу, которую они приносят людям. Первым образец показывает воспитатель. Например, он говорит спасибо корове за вкусное молочно, маслице, сыр, сметанку. Обращает внимание детей на то, что коровку надо вдоволь кормить сочной травкой (а зимой сеном), поить чистой водой, чистить её домик и ласково с ней обходиться. Делается вывод, что для дружбы человека с домашними животными нужно заботливо и бережно к ним относиться.

Девочка.

Кто любит собак

Или прочих животных,

Серьёзных котят

И щенков беззаботных,

Кто может любить

И козла, и осла,

Тот людям

Не сделает зла.

В. Наше путешествие заканчивается, пора возвращаться назад. (Звучит весёлая музыка. Воспитатель подводит итоги, определяет победителей. Дети получают небольшие сувениры (календарики, открытки, наклейки или книги о домашних животных.)

Тема: домашние животные.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Уточнять и активизировать словарь детей по теме;
- учить употреблять предлог у в речи через упр. «У кого кто?», «У кого что?»;
- учить образовывать сущ. мн. ч. от ед. ч. через упр. «Один-много»;
- учить образовывать сущ. с ум-ласк. суф. -ок, -енок через упр. «У кого кто?»;
- учить согласовывать числ. с сущ. через упр. «Сколько животных»;

Коррекционно-развивающие:

Корригировать мышление через упр. «Собери картинку»;
- развивать артикуляционную моторику через арт. гимнастику; тонкую моторику через пальчиковую гимнастику и упр. «Соедини точки»;
- развивать зрительное внимание через оргмомент, упр. «Узнай животное»;
- развивать связную речь (умение отвечать на вопросы педагога полным предложением) через упр. Упр. «У кого кто?»

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать усидчивость на занятии, желание увидеть результат начатой работы.

Словарь: корова, коза, свинья, лошадь, овца, собака, кошка, баран, теленок, козленок, котенок, щенок, ягненок, поросенок.

Оборудование: предметные картинки с животными (корова, коза, свинья, лошадь, овца, собака, кошка, баран, теленок, козленок, котенок, щенок, ягненок);картинка Незнайки, разрезные картинки (собака, кошка, кролик, баран, коза,корова), картинка с силуэтным изображением животных, картина «Скотный двор», мяч, цветные карандаши, задания на листах А5 для упр. «Соедини точки» по количеству учащихся.

Предварительная работа: разучивание пальчиковой гимнастики и физминутки

Ход занятия

1. Оргмомент.

Логопед. Сесть на место может тот, кто отгадает животных, которые нарисованы на этих картинках. (лошадь, коза, корова, свинья, собака, кошка)
2. Логопед. А как назовете этих животных одним словом? (Домашние)
Логопед. Правильно, домашние. Сегодня на занятии мы будем продолжать говорить о домашних животных. А чтобы наш язычок нам в этом помог, сделаем гимнастику для языка.

Артикуляционная гимнастика.

Логопед. Ой, прислушайтесь, ребята, тут кто-то шуршит у меня. Да это же Незнайка. Ребята, Незнайка будет за вами внимательно наблюдать и в конце занятия он каждого оценит! Так что будьте внимательны! Он позабыл какие же есть детеныши у домашних животных. Поможем ему вспомнить?



Упр. «У кого кто?»

Для начала давайте назовем животных-мам [на доске картинки: корова, лошадь, собака, кошка, свинья, овца]
Логопед. У каждого на столе картинки, возьмите их. Катя, кто у коровы? (у коровы-теленок.)
Аналогично, у лошади-жеребенок, у собаки-щенок, у кошки-котенок, у свиньи-поросенок, у овцы-ягненок.

Упр. «У кого что?».

Логопед. Молодцы, Ребята, а у кого из домашних животных есть рога? (у коровы, у барана, у козы)
У кого усы? (у кролика, у собаки, у кошки)
У кого мягкие лапки? (у кошки)
У кого есть вымя? (у коровы,у козы)
У кого нос пятачком? (у свиньи)

Упр. «Один-много». (с мячом)

Логопед. Сейчас поиграем в игру «Один-много». Катя, одна кошка, а если несколько, то как назовешь? (кошки)
Аналогично, собака-собаки, корова-коровы, лошадь-лошади, овца-овцы, котенок-котята, теленок-телята.

Упр. «Назови ласково».

Логопед. А сейчас, ребята, давай покажем Незнайке как мы умеем ласково называть животных. Кошка. Как назовете ее ласково? (кошечка)
Аналогично, собака-собачка, лошадь-лошадка, коза-козочка, овца-овечка.
Физминутка.

Упр. «Сколько животных?»

Логопед. Незнайка говорит что мы совсем не умеем с вами считать. Так ли это? Давайте докажем ему, что мы умные ребята и выполним следующее трудное задание. Перед вами скотный двор. Миша, сосчитай сколько всего коров. (одна корова)
Аналогично дети считают остальных животных.

Упр. «Узнай животное».

Логопед. Ребята, а на этой картинке спрятались животные, назовите их. (корова, лошадь, овца, коза, кошка, собака, свинья)

Упр. «Собери картинку».

Логопед. Соберите картинку и назовите животное, которое у вас получилось. (собака, кошка, кролик, баран, коза,корова)

Пальчиковая гимнастика.

Этот пальчик самый маленький,
Этот пальчик самый слабенький,
Этот пальчик самый длинный,
Этот пальчик самый сильный,
Этот пальчик толстячок,
А все вместе кулачок.

Упр. «Соедини точки».

Логопед. Соедините точки и назовите какое животное у вас получилось?

Итог.

Логопед оценивает деятельность каждого ребенка.