Все о развитии ребенка в 6 месяцев. Развитие ребенка в шестой месяц жизни

Ваш ребенок

Питание и уход за малышом

Сон и безопасность

Развивающие игры

Развиваем сообразительность

Игра 1. «Тайное становится явным»

К полугоду малыш уже прекрасно умеет следить за перемещением предметов, поворачивать голову, рассматривая происходящее. Самое время научить его искать предметы, которые внезапно исчезли из поля зрения. Эта игра развивает не только зрительное восприятие, но и сообразительность, а также способность брать мягкие предметы «щепотью»

Вам понадобятся

Кусок яркой и лёгкой ткани размером 40х40 см, интересная игрушка небольшого размера, игровой коврик или ковёр.

План игры

1. Положите малыша на живот на игровой коврик или посадите, если он уже может самостоятельно сохранять сидячее положение. 2. Покажите ребёнку игрушку и выразите своё восхищение её красотой. Когда малыш заинтересуется ею и начнёт тянуть руку, положите игрушку на коврик и накройте тканью. 2. Если на лице малыша появится недоумение, удивлённо спросите: «Где же игрушка?» Если же малыш догадается, куда она пропала и посмотрит на её контур под тканью, подождите, пока он не захочет убрать ткань. 3. Если у малыша не получается найти игрушку и снять кусок ткани, помогите ему. Вместе искать интереснее!

Родителям на заметку

1. Накройте игрушку так, чтобы у ткани образовывались складки, за которые удобно хватать – так малышу проще будет взяться за ткань и стащить ее с игрушки. 2. Чтобы интерес ребёнка к игре сохранялся, меняйте игрушки. Также можно изредка незаметно прятать игрушку за спину, чтобы ребёнок не каждый раз находил её под куском ткани и в игре присутствовала интрига. Игра подготовлена Марией Баулиной – нейропсихологом, кандидатом психологических наук, специалистом по детской нейропсихологии и проблемам развития психологических функций ребенка.

Развитие: наблюдаем за малышом

Полугодовалые мальчики обычно весят от 7,1 до 8,8 кг при росте 65,5-69,8 см, соответствующие показатели для девочек: 6,5-8,3 кг при росте 63,5-68,0 см*.

Ваш малыш уже умеет садиться, вытянув руки вперед для равновесия. Многие дети начинают активно ползать: одни - лежа на животе и отталкиваясь ручками и ножками, другие - опираясь на колени и ладошки.

В этом возрасте дети учатся манипулировать несколькими предметами. Ребенок может дотянуться до игрушки, схватить ее, переложить в другую руку и потянуться за следующей. Но, если вы предложите малышу третью игрушку, он пока еще не сможет сообразить, что нужно делать. Пройдет совсем немного времени, и ваш кроха поймет, что «лишнюю» игрушку надо куда-нибудь положить, прежде чем тянуться за новой.

К шести месяцам дети достаточно точно и уверенно манипулируют пальчиками и могут брать в руки очень мелкие предметы. Следите, чтобы маленькие детали от игрушек или любые другие «мелочи», оказавшиеся в досягаемости ребенка, не попали ему в рот, нос или в ушко.

Зрение малыша продолжает совершенствоваться: теперь он различает больше цветов и более четко видит очертания предметов. Исследовать мир вокруг детям помогают все органы чувств. Кроха не только изучает каждый предмет на вид и на ощупь, но и пытается узнать, каков он на вкус, какие звуки можно из него извлечь, если хорошенько потрясти.

Малыш узнает знакомые предметы, даже если они частично прикрыты одеялом или пеленкой. Он уже способен понимать, что игрушка существует, даже если ее не видно целиком

Шестимесячные дети любят подражать поведению взрослых, и у них это отлично получается. Кроха имитирует голос, мимику, движения и жесты окружающих его людей. Лепет малыша становится все более различимым и богатым интонациями. Маленький парижанин будет подражать французскому произношению, а полугодовалый москвич - русскому. К концу месяца некоторые дети уже четко проговаривают «папа» и «мама», когда что-нибудь хотят или просто видят родителей.

Каждый ребенок развивается в соответствии со своими особенностями и способностями. Одни быстрее развиваются физически, у других раньше проявляется способность к общению и пониманию связей между окружающими предметами. Помогите своему малышу развиваться гармонично, не торопите события.

*На основе данных, которые предоставили эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по результатам Многофокусного исследования по эталонам роста (МИЭР).

В нем участвовали дети, уход за которыми соответствовал правилам охраны здоровья, принятым ВОЗ, - например таким, как грудное вскармливание и отказ матери от курения. На сегодняшний день результаты МИЭР - это признанные мировые стандарты, с которыми можно и нужно сверять развитие детей независимо от их места проживания, типа вскармливания и принадлежности к разным этническим группам и культурам.

Поведение: понимаем малыша

Еще недавно ласковый и дружелюбный ребенок вдруг стал хмуриться при виде посторонних людей и не идет на руки даже к бабушке и дедушке? Не стоит беспокоиться, робость и недоверие пройдут. Проявите терпение и ласково поговорите с ребенком. Привыкнув к новым обстоятельствам, малыш опять начнет вести себя общительно и естественно. Для полугодовалого малыша единственные люди, которым он доверяет безоговорочно - родители. Мама и папа - источник всех жизненных удовольствий, комфорта и безопасности. С точки зрения малыша, незнакомец может представлять угрозу устоявшемуся порядку вещей.

Несмотря на некоторое недоверие малыша к посторонним, ему необходимо общение с кем-то, кроме мамы и папы. Можно устраивать «игровые» свидания с ровесниками. Будьте готовы к тому, что, когда два шестимесячных малыша окажутся рядом, они начнут повторять действия друг друга. Если засмеется один - тут же начнет хохотать и второй, заплачет первый малыш - второй последует его примеру. Некоторым детям очень нравится изучать свое отражение в зеркале.

Ребенок начинает сознавать свое влияние на окружающих людей, и ему нравится находиться в центре внимания. Малыш может хлопать в ладоши, корчить уморительные гримасы, смеяться, лопотать и издавать громкие звуки. Если его поступки вызывают одобрение взрослых, ребенок будет снова и снова повторять свою «концертную» программу.

Игры вашего малыша становятся сложнее. Он заранее начинает смеяться, предвкушая щекотку, когда «коза рогатая» придет и «забодает» его. Он осознает разницу между людьми и неодушевленными предметами. Если вы устанете качать малыша на коленях и остановитесь передохнуть, он будет продолжать подпрыгивать и требовать продолжения игры. Когда же ребенок «разговаривает» со своими игрушками, он не ждет от них ответной реакции.

Питание

Шестимесячный малыш уже вполне может сидеть за общим столом с другими членами семьи и учиться первым правилам этикета. Основой его питания по-прежнему остается материнское молоко или адаптированная молочная смесь, но теперь в детском меню появляются и «взрослые» продукты.

Составляя меню для своего ребенка, обратите внимание на суточные нормы потребления продуктов для детей этого возраста: грудное молоко (или адаптированная молочная смесь при невозможности грудного вскармливания) - 600 г; овощи - 100-150 г; каши - 100-150 г; фрукты - 30-60 г; фруктовый сок - 5-30 г; мясо - 5-30 г; молочные продукты - 10-40 г. Обязательно посоветуйтесь со своим педиатром перед введением прикорма при сохранении грудного вскармливания.

На завтрак предложите малышу вкусную кашку с добавлением фруктового пюре (например, овсяную кашу с грушей или бананом) и небольшое количество фруктового сока. Идеальный обед для ребенка - мясное пюре с гарниром из овощей. В этом возрасте ему можно дать попробовать тыкву, кабачок, картофель, морковь, цветную капусту и брокколи. Вместо овощей в качестве гарнира на обед можно использовать пюре из спагетти и других макаронных изделий. Нежирная телятина и свинина или мясо индейки и цыпленка - полноценные источники белка и полезных минералов, а мясо кролика подойдет детям, склонным к пищевой аллергии. На ужин приготовьте нежный творог с добавлением ягод или фруктов.

Многим мамам кажется, что детская еда недостаточно вкусная или слишком пресная. Вкусовые рецепторы у малышей развиты лучше, чем у взрослых, поэтому не стоит усиливать вкус пюре, добавляя в него соль или сахар.

Самые важные кормления для ребенка 6 месяцев - перед сном и ранним утром: в это время малыш получает самое вкусное и полезное лакомство на свете - материнское молоко. Необходимо также докармливать ребенка материнским молоком в течение дня - например, после завтрака и ужина. Грудное молоко можно использовать для приготовления каш и картофельного пюре.

2. О времени введения прикорма не забудьте посоветоваться со своим педиатром.

Уход за ребенком

Теперь, когда ребенок начал активно двигаться, уделите особое внимание детской одежде: она не должна сковывать движений; в ней должно быть удобно и спать, и играть; ткань обязательно должна пропускать воздух. Галстуки-бабочки, бантики на шее, длинные завязки и капюшоны отлично смотрятся на фотографиях, но в реальной жизни могут сильно осложнить жизнь малышу.

Купание - одно из любимых занятий каждого ребенка, особенно теперь, когда он умеет сидеть. Хотя мыльные пузыри наверняка понравились бы крохе, отложите их на будущее: сейчас они могут вызвать раздражение на нежной коже малыша. Зато он наверняка оценит зеркало в ванной и ваше умение делать из мокрых волос и пены смешные прически.

В этот период у многих малышей режутся первые зубки. Некоторые дети начинают капризничать, плохо спать, у них поднимается температура. Посоветуйтесь со своим педиатром, как можно облегчить этот процесс.

Во время кормления шестимесячного ребенка можно посадить на специальный стульчик или детское кресло. Ему не должно быть скучно, пока вы занимаетесь обедом, иначе он неохотно будет сидеть за столом в будущем. Прикрепите к столешнице веселую игрушку на присоске или превратите стул со столиком в ударную установку для юного барабанщика.

Обучение и общение: занимаемся с малышом

Позвольте малышу проводить как можно больше времени на полу, это поможет ему быстрее научиться ползать и переворачиваться. Детские игрушки лучше хранить в нескольких небольших коробках, чтобы ребенок мог самостоятельно доставать их оттуда.

Постоянное общение - ключ к развитию языковых и коммуникативных навыков. Читайте малышу стихи, пойте песенки и разговаривайте с ним во время купания или переодевания. Внимательно выслушивайте «ответы» малыша. При любой возможности произносите слова «папа» и «мама», чтобы малыш научился мысленно соотносить звучание слова с появлением родителей: «Мама принесла тебе одеяльце. Сейчас папа будет с тобой играть» и т.д.

В шесть месяцев ребенок с удовольствием играет в самые разные игры: от простых «ку-ку» или «ладушек» до более активных с участием игрушек. Во время игры четко произносите названия основных цветов и понятий: «большой - маленький», «верх – низ», «синий - зеленый». Для таких логических занятий отлично подойдет пирамидка из колец, надеваемых на стержень, или из формочек, которые можно ставить друг на друга. Такие игры также помогают развивать зрительно-двигательную координацию и мелкую моторику.

Начать осознавать причинно-следственные связи ребенку поможет игра в «прятки». Накройте одеялом его любимого мишку так, чтобы не было видно головы игрушки. Привлеките внимание малыша к его любимцу. Сначала кроха будет дергать мишку за лапу, но вскоре сообразит, что можно просто стащить с него одеяло.

Можно показать малышу, как падает со стола кубик: постепенно пододвигайте кубик к краю стола и дайте ему упасть, повторите игру несколько раз. Скоро ребенок научится ждать момента, когда кубик упадет, и будет заранее смотреть на пол.

Для развития координации можно поиграть с малышом в разные варианты игры «птички полетели». Например, расскажите ему небольшую сказку о птичках, и, когда дойдете до фразы «птички полетели», поднимите руки ребенка вверх и похлопайте в ладоши. Скоро малыш запомнит этот момент и будет заранее поднимать ручки и смеяться.

Раскачивайте ребенка на своей ноге, держа его за ручки, напевая песенку в разном темпе. Меняйте скорость раскачивания в зависимости от темпа песенки. Тренируйте ножки и ручки вашего крохи, используя так называемый «рефлекс ходьбы»: положите малыша на животик, сядьте позади так, чтобы его ступни опирались о ваши руки или ноги и обратите внимание ребенка на яркую игрушку, которую заранее положите на небольшом расстоянии от его головы. Малышу будет легче ползти к игрушке, отталкиваясь от опоры. Отодвигайте игрушку все дальше, стимулируя ребенка ползти активнее.

Часто бывает, что малыш, который способен долго и уверенно сидеть, не любит двигаться. Отличный способ вдохновить ребенка на ползание - заинтересовать его движениями шарика или яркого мяча. Например, начните вращать шарик на некотором расстоянии от крохи, скажите ему: «Скорее иди сюда и поиграй с этим веселым шариком!»

Сон

Режим дня полугодовалых детей обычно включает ночной сон продолжительностью 10-11 часов и 2 перерыва на сон днем. В среднем, малыши спят около 16 часов в сутки*.

Соблюдение режима сна облегчает жизнь и маме, и ребенку, но универсальных рецептов укладывания и убаюкивания не существует. Мама и малыш обычно вырабатывают собственные ритуалы подготовки ко сну, и 6 месяцев - отличный возраст для того, чтобы начать формирование подобного ритуала.

Теплая ванна вечером поможет ребенку расслабиться, к тому же, большинство детей любят купаться и связывают с водой позитивные эмоции. Перед дневными перерывами на сон вместо купания помойте малышу ручки и личико. Укладывая ребенка, обсудите с ним дневные события: конечно, в этом возрасте он еще не сможет вам ответить, но с удовольствием выслушает ваш рассказ. Прочитайте небольшую историю в стихах или спойте колыбельную песенку. Малыш скоро запомнит ритм и мелодию и будет быстрее засыпать под ее звуки.

Нежные прикосновения и объятия необходимы каждому ребенку, чтобы он чувствовал себя в безопасности, особенно, если малыш устал. Иногда, чтобы соблюсти режим, детей приходится будить по утрам. Ласковый тон и поглаживания также помогут вашему крохе легче проснуться и начать день, полный приключений.

Примечание:

(*) Вышеприведенные нормы – усредненные, продолжительность и время сна зависит от темперамента малыша. Главным критерием «нормы» всегда остается хорошее самочувствие малыша, улыбки и жизнерадостность. Если у Вас всё же возникают какие-то сомнения, проконсультируйтесь с Вашим педиатром.

Безопасность

Не оставляйте в пределах досягаемости малыша мелкие предметы. Проследите, чтобы все игрушки подходили ребенку по возрасту: они не должны содержать никаких мелких деталей или частей, которые можно отломить или откусить.

Дети будут использовать подручные предметы, чтобы подтянуться с помощью рук и изменить позу. Проверьте, чтобы мобиль в кроватке висел достаточно высоко, и до него нельзя было дотянуться. С мебели не должны свисать скатерти и покрывала, за которые можно потянуть. Никаких низко висящих проводов и украшений интерьера - малыш обязательно попытается за них подержаться.

Проверьте, готова ли комната, в которой проводит время ваш ребенок, к тому, что он начал ползать. Ковер не должен скользить, а у малыша должно быть достаточно места, чтобы научиться менять направление во время движения.

Грудничок в 6 месяцев уже может удерживать свой вес на ножках, поэтому он очень любит прыгать. При этом прыжки весьма благотворно сказываются на развитии мышц ног, тренируя их и подготавливая к последующей ходьбе.

Ребёнка можно взять под мышки и помочь ему встать на пол. Надо помочь ему начать движение, просто оторвав его от пола, либо подняв с колен, однако едва он начнёт движение, следует только смотреть за ним. Приятно и интересно понаблюдать за детской радостью.

В то время, как у ребёнка развиваются ноги, происходит и развитие его рук. При нормальном процессе развития мелкой моторики рук малыша он в возрасте полугода легко может переложить предмет из одной руки в другую. При этом в движении уже начинает принимать участие большой и указательный пальцы, становится более подвижным запястье. Можно понаблюдать за тем, как ребёнок находит на полу какую-нибудь крошку, пытаясь сосредоточиться и взять её двумя своими маленькими пальчиками. В этот период родителям следует не забывать спрятать все свои пуговицы, монеты, булавки и прочие мелкие предметы, могущие оказаться во рту у маленького ребёнка, спровоцировав удушье.

Для того, чтобы малыш мог лучше ползать, необходимо развитие общих двигательных навыков его рук. При этом работают в основном большие мышцы не только рук, но и ног, а также всего тела. Для тренировки малыша полезно положить его игрушку в таком месте, чтобы ему пришлось, доставая её, тянуться к ней и понаблюдать, как у него это будет получаться. Если он начинает плакать, не доставая игрушки, его следует подбодрить, но игрушку всё равно не давать. Таким образом, родители будут проверены на прочность, а ребёнок приобретёт уверенность в своих силах, достав игрушку самостоятельно.

Малыш может повторять попытки снова и снова до тех пор, пока они не увенчаются успехом. Следует одевать его в просторную одежду, чтобы увеличить его движения.

Вес грудничка в 6 месяцев

Экспертами ВОЗ разработаны нормативные параметры прибавления веса для грудного ребёнка по месяцам, в которых предусмотрены несущественные колебания. У родителей высокого роста дети рождаются крупными, и масса тела их, как правило, большая. И наоборот - у низкорослых родителей дети бывают малого веса и набирают его медленнее остальных. В среднем, масса тела новорожденного ребёнка находится в пределах 2650-4500 граммов. Средний показатель набора веса за месяц в первые полгода жизни составляет 800 граммов. Это несложно отобразить в виде формулы:

Масса тела = вес тела при рождении + 800*N, где N - количество месяцев жизни.

По истечении полугода вес тела рассчитывается по другой формуле:

Масса тела = вес тела при рождении + 600*6(вес, который ребёнок набрал за первые полгода жизни) + 400*(N-6), где N - общее число месяцев от 6 до 12.

Грудничок 6 месяцев: Здоровье

Режим грудничка в 6 месяцев

В шесть месяцев у ребёнка начинается переход к взрослому режиму питания, подразумевающему наличие в дневном рационе завтрака, обеда и ужина. Поэтому обязательным элементом дневного режима шестимесячного грудничка является введение прикорма. Современная педиатрия рекомендует привносить в рацион малыша новые продукты, когда он уже достаточно окреп, что идеально делать после первого его пробуждения. В этом случае организм правильно настроится на незнакомую еду.

Режим грудничка в 6 месяцев предполагает совмещение прикорма с кормлением грудью. Как правило, при утреннем пробуждении мать кормит ребёнка грудью, а после - днём даёт кефир, кашу или пюре.

В возрасте полугода ребёнок достаточно взрослый, чтобы, не просыпаясь, спать семь часов. Ярче всего переход на длительный ночной отдых демонстрируют дети, пребывающие на искусственном вскармливании. Режим дня такого малыша даёт возможность спать и больше - до восьми либо девяти часов, не просыпаясь. При этом дневной режим грудничка, находящегося на естественном кормлении не должен отличаться каким-то существенным образом. Именно в этом возрасте уже допускается введение прикорма. Сначала рекомендуется начинать с каши и кефира, впоследствии можно переходить на плотный ужин и крепкий сон ночью.

Спать шестимесячному ребёнку следует трижды в день, причём время бодрствования постепенно начинает превышать время сна. Следует пристально следить за малышом, выявляя удобные для него и родителей промежутки отдыха и сна.

Массаж грудничку 6 месяцев

Массаж грудничку в шесть месяцев производится в сочетании с физическими упражнениями. Вначале выполняется поглаживание рук - начиная от кистей и далее до плеч. Руки можно развести в разные стороны, после чего скрестить на груди, потянув вниз и вверх. Каждое движение повторяется до восьми раз. При выполнении данных упражнений неплохо применять кольца, вложив их в руки ребёнка и потянув за них.

Далее осуществляется переход на массаж живота, совершая при этом вращательные движения слева направо, захватывая тем самым пространство ниже области пупка. Количество повторов ограничивается восемью. Грудную клетку ребёнка следует погладить ладонью несколько раз, после чего делаются движения двумя руками в стороны от её центра.

Массаж ножек малыша осуществляется путём проведения нескольких одновременных, а затем поочерёдных, разгибаний и сгибаний. Завершая массаж, выполняются надавливания на стопы и массаж каждого пальчика. На пальцах ног располагаются точки, отвечающие за работу внутренних органов. Этот процесс нуждается в стимулировании, поскольку происходит интенсивное развитие всех систем организма малыша после его рождения.

По три раза в каждую сторону выполняется разворот на бок со спины, при этом следует придерживать малыша за колено и локоть в целях равномерного распределения нагрузки на позвоночник. В заключение ребёнка следует перевернуть на живот и приступить к массажу спины.

Спинка ребёнка поглаживается ладонью по направлению к шее от крестца. В этом же направлении выполняется некоторое количество лёгких надавливаний на мышцы около позвоночника. После этого следует погладить от позвоночника в стороны плеч и в направлении рёбер. Массаж спины завершается собиранием кожи в складки.

Завершающей стадией массажа является упражнение, развивающее способности ползанья. Ребёнка нужно повернуть со спины на живот, свою ладонь прижать к его стопам и слегка подтолкнуть его вперёд. Он подтянет к себе ножки и приподнимется на четвереньки. В том случае, если ребёнок уже ползает к полугоду, это упражнение только закрепит имеющееся умение.

Гимнастика для грудничков 6 месяцев

Гимнастика для грудничков 6 месяцев является прекрасным способом развития двигательной системы малыша, и возможностью получения массы положительных эмоций. Детские врачи дают настоятельные рекомендации проведения ежедневной гимнастики для грудных детей в целях предотвращения всевозможных колик, болезней и для общего укрепления детского организма. Необходимо соблюдать простые правила для проведения гимнастики с новорожденным.

Прежде всего, гимнастику для грудных детей полугодичного возраста следует проводить не раньше часа после еды и не позднее получаса до следующего приёма пищи.

Кроме того, гимнастику малышу нужно делать тогда, когда малыш пребывает в бодром состоянии и настроении.

И наконец, следует отметить, что гимнастика выполняется на протяжении пятнадцати минут, для того, чтобы не изматывать ребёнка. Для детей полугодичного возраста важна не длительность упражнений, а их качество. Ребёнка можно положить на спину, согнуть в колене правую ножку, а левую руку в локте и постараться достать коленкой до локтя. Те же движения можно проделать с правой рукой и левой ногой.

Упражнения для грудничка 6 месяцев

Упражнения для грудничка в 6 месяцев могут носить самый разнообразный характер, разбиваться на различные вариации и комплексы. Можно проводить с ним упражнения по фитболу - играть с большим мячом. Грудничка кладут на мяч и катают туда-сюда, малышам это очень нравится. В то время, когда качают ребёнка, можно оторвать одну руку, затем другую, для того, чтобы впоследствии ребёнок мог отрывать руки от мяча самостоятельно. Целесообразно положить игрушки впереди мяча, для того, чтобы малыш, раскачиваясь, хватал их по очереди. После этого можно покачать малыша, положив его на мяч спиной. Затем можно посадить ребёнка сверху на мяч и попрыгать в таком положении - это будет очень весёлое упражнение.

Грудничок 6 месяцев: Питание

Меню грудничка в 6 месяцев

Полгода для грудного младенца - самое подходящее время для того, чтобы разнообразить его ежедневное меню. По большей степени в этом возрасте малыша оно состоит из грудного молока. В том случае, если у матери его недостаточно, актуально приготовление разнообразных смесей, более подходящих по возрасту ребёнка. Эти смеси достаточно хорошо подходят для обеспечения грудничка всеми необходимыми ему витаминами для роста. Кроме того, можно постепенно приучать малыша к взрослой еде.

Утором и вечером лучше всего кормить малыша грудью. Если до этого момента малыш ел только материнское молоко, можно постепенно прикармливать его, давая пюре из фруктов и овощей. Педиатр может дать хороший совет относительно того, что лучше всего подойдёт для разнообразия меню малыша. Лучше всего начинать введение прикорма с одной чайной ложки и постепенно доводить 150 граммов в день. После того, как малыш привыкнет к одному новому продукту, целесообразно введение в его рацион ещё чего-то нового.

Если малыш помимо грудного молока употребляет в пищу ещё и прикорм, его дневное меню выглядит примерно так:

  • при первом кормлении только грудное молоко;
  • на второе кормление молочная кашка либо пюре;
  • при третьем кормлении пюре из овощей, яичный желток, сок из фруктов;
  • четвёртое кормление может состоять из грудного молока, творога, фруктового сока;
  • на ночь, как и утром, грудное молоко.

Грудничок 6 месяцев прикорм

Если ориентироваться на теоретические выкладки, то организм шестимесячного малыша уже способен принимать любые пищевые нововведения, однако, как показывает практика, прикорм следует вводить размеренно и всё время контролировать этот процесс.

Введение прикорма обогащает питательный и минерально-витаминный состав каждодневного меню грудного ребёнка. Часто рекомендуется начинать прикорм с овощей, при этом предпочтительны те, которые не вызывают аллергию. Это кабачки и цветная капуста. Такие, как свекла, картофель и капуста белокочанная остаются для последующего состава меню.

Если малыш весит недостаточно, рекомендуется начало введения прикорма с каш. Они более сытные, чем овощное пюре. Помимо продукта для прикорма важен также и способ его приготовления, который может быть как домашним, так и производственным. Особого различия не существует, только перед тем, как приобрести коробку каши или банку пюре, следует тщательно изучить состав приобретаемого продукта.

Рецепты для грудничков 6 месяцев

Организм ребёнка в первые полгода жизни адаптируется к окружающей среде и воспринимает только материнское молоко. По истечении этого возраста можно вводить разнообразные прикормы. Рецепты для грудничков 6 месяцев включают в основном лёгкие блюда лёгкого усвоения, актуальные до года. Это творожные продукты, перетёртые овощи, кашки и супы-пюре. Практически все блюда подвергаются определённой тепловой обработке для того, чтобы обезопасить ребёнка от воздействия лишних болезнетворных микробов. При этом необходимо сохранение в продуктах всего полезного для роста и развития малыша.

Рецепты для грудничков 6 месяцев подбираются в соответствии с учётом их аппетита, а также личных характеристик развития. Нередко для того, чтобы правильно составить меню нелишним будет выслушать мнение участкового детского врача. Видя общую картину, он сможет дать рекомендацию по количеству витаминов, содержащихся в рационе малыша.

Суп для грудничка 6 месяцев

Суп для грудничка 6 месяцев следует варить на рыбном или мясном бульоне либо на отваре. Тёплый суп согревает стенки желудка, что благоприятствует перевариванию пищи. Для ребёнка в возрасте полугода суп может являться одним из основных блюд.

Как правило, функция первого блюда заключается в поддержании водно-солевого баланса у грудного ребёнка. Он содержит широкую палитру полезных для организма веществ, таких, как пектин, клетчатка, витамины и органические кислоты, магний, калий, железо и другие.

Не столь агрессивны молочные супы и супы-пюре, поскольку их воздействие на стенки желудка достаточно мягкое. Такие супы считаются исключительно детскими, чаще всего именно они составляют основу меню.

Грудничок 6 месяцев: Лечение

Температура у грудничка 6 месяцев

Все родители переживают за здоровье своего ребёнка и не хотят, чтобы он когда-либо болел. Перемены самочувствия малыша проявляются в изменении температуры его тела, будь то её снижение или повышение. Температура у полугодовалых грудных детей может повышаться в случае разнообразных заболеваний. Её следует грамотно измерять для того, чтобы не залечить ребёнка сверх необходимого лекарствами, которые ему не нужны и, с другой стороны, вовремя определить серьёзную болезнь.

Измеряя температуру, важно определить общее состояние ребёнка - насколько он весел, подвижен, не кричит ли он. При температуре на протяжении суток 37,2 и выше следует вызывать на дом врача, поскольку речь уже идёт о простуде или лихорадке.

Сбивать температуру лучше от 38,5-39 градусов, при том, что у грудного ребёнка отсутствуют очевидные признаки болезни, ножки и ручки тёплые. Любые препараты для снижения температуры следует принимать после консультации с педиатром. Спустя шесть месяцев после рождения малыш может иметь нормальную температуру тела, а может повышенную, при заболеваниях.

Кашель у грудничка 6 месяцев

Кашель у шестимесячного грудничка может быть связан с разными болезнями, и только врач способен поставить правильный диагноз и назначить необходимое лечение. Основные причины кашля могут быть следующими:

  • воспалительные болезни системы дыхания;
  • реакции аллергического характера в верхних дыхательных путях;
  • наличие инородных тел в верхних дыхательных путях;
  • отёк лёгких.

Кашель различается по наличию мокроты и её отсутствию. У грудных детей отдельно различают кашель без температуры и с ней. Важно понимать, что кашель у грудного ребёнка без температуры можно лечить в домашних условиях, в то время как кашель с температурой лечится только стационарно под наблюдением педиатра.

Для того, чтобы лечить кашель, следует сначала выявить заболевание, его вызывающее. Если причиной кашля являются воспалительные заболевания систем дыхания, то лишь врач способен назначить приём антибактериальных препаратов и лишь в случае присоединения бактериальной инфекции.

Средства, подавляющие кашель, как правило, грудным детям не назначают, однако зачастую рекомендуют десенсибилизирующие препараты, устраняющие аллергический компонент воспаления. Таким образом, проводится профилактика бронхоспазма.

Сопли у грудничка 6 месяцев

Сопли у шестимесячного малыша - явление нередкое и достаточно безобидное, однако может вызвать множество проблем и у самого малыша и у его родителей. Проблема в том, что ребёнок в этом возрасте ещё не в состоянии высморкать содержимое собственного носа и родителям приходится удалять его при помощи специального отсоса. Спектр причин, вызывающих насморк у грудных детей, намного шире, чем у взрослых, можно привести следующие примеры:

  • наличие вирусной инфекции чаще всего является причиной детского насморка;
  • аллергический ринит, возникает в случае появления на слизистой оболочке носовой полости частиц чужеродного происхождения. Это провоцирует отёк слизистой оболочки и усиленное отделение слизи;
  • попадание в лёгкие чрезмерно сухого воздуха;
  • когда режутся верхние зубы возможно появление соплей, при этом насморк сопровождается зудом и напуханием дёсен, повышением температуры тела.

Запор у грудничка 6 месяцев

Запор у грудного ребёнка - это болезненное состояние, характеризуемое медленным и трудным опорожнением кишечника.

Для грудных детей в возрасте шести месяцев нормальным считается опорожнение кишечника дважды в сутки. Это при том, что существуют значительные различия в характеристиках стула - при применении твёрдой пищи происходит формирование каловых масс, имеющих неприятный запах, тёмный цвет и твёрдую консистенцию.

В целом, для детей, находящихся на грудном кормлении:

  • число испражнений в течении суток носит строго индивидуальный характер до введения прикорма;
  • оценивая состояние младенца, следует опираться не на общее количество дефекаций, а на регулярный прирост массы тела и общее состояние.

Для детей, пребывающих на искусственном вскармливании:

  • стул должен быть хотя бы один раз в сутки.
  • потери ребёнком аппетита и проявления им беспокойства;
  • чрезмерно сильного натуживания при попытках дефекации;
  • плача, покраснения лица, поднимания ножек при кормлении;
  • выделения кишечных газов, имеющих гнилостный запах, неприятного запаха стула;
  • плохого набора веса.

При этом не имеет значения, сколько времени прошло с момента последней дефекации.

Девиз шестого месяца: жизнь - это движение, за крохой глаз да глаз!

Начиная с пяти месяцев малыш демонстрирует свои двигательные навыки. Лежать в кроватке и переворачиваться со спинки на животик уже скучно. Пора исследовать квартиру самому! К счастью, из кроватки он сам не выберется, но все равно не стоит оставлять надолго ребенка одного.

Лучшее место для игр и тренировок - это ковер на полу. Малыш уже предпринимает попытки попробовать на вкус пальчики своих ножек, ползти и садиться.

Сейчас все больше и больше ребенок нуждается в общении, постоянно требует внимания к себе. Даже одевание-переодевание для малыша - знак внимания, особенно если вы будете при этом напевать песенки или проговаривать любимые потешки. А если вы заняты и в данный момент не можете подойти к ребенку, а он уже начинает капризничать, знакомые песенки в мамином исполнении помогут ненадолго успокоить карапуза.

Не пугайтесь, если малыш набирает вес слишком быстро. До полугода ежемесячная прибавка не более 2 кг - нормальна. Сейчас ребенок начнет активно двигаться, - и этот процесс немного приостановится.

Если ребенок на искусственном вскармливании, то на шестом месяце можно начинать вводить каши в качестве прикорма. В любом случае, прислушивайтесь к педиатру в этом вопросе. Одному ребенку назначают прикорм раньше, другому - позже, в зависимости от конкретных условий.

Что умеет малыш на шестом месяце жизни?

  • Ребенок уже переворачивается со спинки на живот и наоборот. Если он делает это еще плохо, посоветуйтесь с педиатром, он обязательно подскажет упражнения, которые помогут научить этому вашего малыша. Также, возможно, назначит массаж и гимнастику для укрепления мышц.
  • Малыш подтягивается на ручках, пытаясь приподняться. Помогайте ему в этом: держите за ручки и немного притягивайте вверх.
  • Пытается ползти. Не мешайте ребенку в этом, даже помогайте. Подставляйте руки под ножки в качестве опоры, пусть малыш от них отталкивается. Если ребенок научиться ползать еще до того, как сидеть, то это очень хорошо. Ползание укрепляет мышцы спины.
  • Пытается сесть. Сидеть ребеночку на шестом месяце жизни еще рано даже в подушках, лучше повременить, пока не окрепнут мышцы спины. В этом ему помогут специальные упражнения. Хотя к концу месяца можно присаживать ребенка на несколько минут, придерживая его.
  • Лежа на животике, ребенок на шестом месяце жизни может приподняться на прямых ручках.
  • Начинает говорить слогами «ба», «па», «ма». Разговаривайте с малышом, и он вас будет удивлять все новыми и новыми «словами».
  • Помогает рассказывать потешки , может напевно гулить или в такт песенке «подпевать».
  • Изучает предметы вокруг себя и все старается попробовать на зуб. Будьте бдительны, чтобы ребенку в руки не попали опасные предметы. В их числе могут оказаться и детские игрушки с мелкими деталями или из небезопасного состава.
  • На шестом месяце жизни ребенок свободно владеет пальчиками: играет игрушками, берет их в ручки, перекладывает из одной в другую. А если не хочет отдавать вам погремушку - это очень хорошо. Малыш не просто держит ее, он осознанно держит и не отдает предмет, который ему нравится.
  • Разделяет людей на своих и чужих. Голос папы, вернувшегося вечером домой, ребенок узнает, даже если папа еще в прихожей.
  • Может увлечься игрушками на время до 10-15 минут.
  • С удовольствием будет изучать всякие баночки и коробочки , открывать их и закрывать по миллиону раз.
  • Радуется интересной игрушке и расстраивается, если ее забирают.
  • С интересом прислушивается к звукам музыки, в зависимости от музыки может демонстрировать, нравится она ему или нет.
  • Если дать ребенку мячик, на шестом месяце жизни он должен уметь взять его в ручки, растопырив пальчики.
  • Лежа на спинке, малыш следит за вами , когда вы ходите по комнате, вертит головой в ту сторону, где вы.
  • Если ребенку ввели уже прикорм, то он с готовностью открывает ротик , чтобы проглотить содержимое ложки.


Режим дня ребенка на шестом месяце жизни

Если родители уже успели привыкнуть к более-менее продолжительному ночному сну, то сейчас все снова может измениться. На шестом месяце жизни у ребенка активно начинают резаться зубки, появляются обильные слюни, десны зудят и чешутся, от этого малыш может стать капризным.

Давайте малышу в часы бодрствования специальные игрушки-прорезыватели для массажа десен. Многие мамы используют вместо игрушек сушки или сухие корки хлеба, но лучше этого не делать. Ребенок может размочить сушку и откусить достаточно большой кусочек, которым просто подавится.

К этому моменту режим дня ребенка уже сформирован.

Малыш на шестом месяце жизни днем спит три раза примерно по два часа. Первый раз через полтора-два часа после пробуждения. Второй - днём (с 12 до 14 часов), а третий - вечером (с 17 до 19 часов).

Ночью ребенок засыпает в 22 часа и может проспать до часов 6 утра без перерыва. Конечно, все это очень индивидуально и зависит от каждого конкретного малыша.

Нарушение сна или ухудшение аппетита не всегда следствие роста зубов. Вполне вероятно, что ребенок капризничает из-за пропущенной или слишком короткой прогулки на свежем воздухе.

Также если вы начали вводить прикорм, то следите за тем, чтобы не давать в один день несколько новых продуктов или сразу большой объем нового продукта. Пищеварение ребенка тоже может влиять на сон.

В любом случае, соблюдение режима дня поможет вам и вашему малышу оставаться спокойным и уравновешенным. Малыш привыкает к определенным процедурам отхода ко сну и довольно быстро засыпает, спокойно спит ночью, весел и бодр днем.


Игры и занятия с малышом на шестом месяце жизни

  • Игра в «ку-ку» по-прежнему очень нравится малышу и будет нравится еще долго. Прячьтесь-появляйтесь, - и ребенок будет смеяться. Можно немного видоизменить игру: накрывать пеленочкой лицо малыша, он уже должен уметь ее снимать, при этом говорите «ку-ку».
  • Купите малышу носочки с колокольчиком, поставьте ребенка на ножки, и пусть он ими потопает. Ему наверняка понравится эта игра.
  • Дайте ребенку в ручки новый белый предмет , а потом новый яркий. Второй предмет малыш должен разглядывать дольше, чем первый.
  • На шестом месяце жизни уже можно и нужно читать книжки с яркими и красочными картинками , называйте животных, произносите звуки, которые свойственны этим животным.
  • Показывайте на себе и на ребенке нос, рот, глаза, бровки, ушки и тому подобное. При этом обязательно называйте.
  • Носите малыша по квартире, он с удовольствием будет рассматривать все вокруг. Показывайте и называйте предметы в комнате, игрушки. Только не сюсюкайте, а правильно выговаривайте все названия.
  • Давайте ребенку трогать различные предметы: холодное - горячее, мягкое - твердое…Произносите эти слова вслух.
  • Все свои действия сопровождайте объяснениями , рассказывайте, что вы делаете.
  • Убирайте на время игрушки , которые уже надоели, заменяйте их новыми. Игрушки должны быть разными по цвету и по составу (пластмасса, ткань, резина, дерево).
  • Можно сшить небольшие подушечки, которые будут легко помещаться в ладошке малыша, с разными наполнителями (гречка, рис, крупные макароны).
  • Ребенку на шестом месяце жизни очень нравится бросать предметы на пол. Расположитесь на краю дивана или кровати, подавайте малышу игрушки, а он пусть бросает. Только следите, чтобы ребенок не упал.
  • Самыми популярными игрушками сейчас становятся музыкальные игрушки, пищалки, погремушки . Ребенок изучает причинно-следственные связи.

Диагностика проблем в развитии ребенка на шестом месяце жизни

На проблемы в развитии могут указывать некоторые симптомы. Например, ребенок на шестом месяце жизни мало улыбается или не улыбается вовсе. Не реагирует на ласковую речь. Также малыш не должен резко запрокидывать голову или закатывать зрачки при испуге. Все это должно насторожить родителей и стать поводом для визита к невропатологу. Помните, что это не приговор! Своевременное обращение к врачу - залог успешного лечения!

Если ребенок постоянно спит с открытым ртом, то нужно обратиться к педиатру. Возможно, у малыша заложен нос или аденоиды.

Прививки ребенку в 5 месяцев: против коклюша, дифтерии и столбняка (АКДС-3), против полиомиелита (ОПВ-3) и против гепатита В (ВГВ-3).

Что уже умел делать ваш ребенок в пять месяцев? Когда вы стали вводить ребенку прикорм?

МИР РЕБЕНКА

Родители замечают появление новых особенностей в поведении и характере ребенка. Ласковый, открыто проявляющий свои чувства малыш вдруг начинает с опаской относиться к незнакомым людям. При появлении гостя он уже не так охотно улыбается и выражает свою радость. Даже бабушка, которая постоянно навещает внука, рискует получить отпор, пытаясь взять его на руки. К счастью, первоначальная робость малыша быстро проходит. Чтобы ребенок преодолел смущение, взрослым достаточно поговорить с ним или подарить игрушку, и они снова станут добрыми друзьями.
Почему так происходит? Неужели ребенок действительно утратил свой мягкий, добрый нрав? Нет. Просто единственные люди, с которыми он всегда готов общаться и которым доверяет, - это его родители. В сознании малыша мама и папа ассоциируются с ощущением безопасности и комфорта, с едой и удовольствием, и он не принимает никакой замены. Появление нового лица может грозить ему разлукой с родителями.
Как только малыш привыкает к незнакомому человеку, он сразу становится веселым и ведет себя естественно. Шестимесячный ребенок начинает осознавать свое "я" и то влияние, которое он оказывает на окружающих. Малыш любит покривляться и подурачиться, и если его гримасы вызывают одобрение взрослых, он начинает делать это еще с большим энтузиазмом.

Двигательные навыки

В возрасте шести месяцев многие дети способны самостоятельно садиться, вытянув руки вперед, а чтобы сохранить равновесие, крепко упираются ими в пол. Находясь в сидячем положении, они видят мир совсем по-другому. Возьмите малыша с собой в магазин за покупками. Катаясь в тележке по магазину, он ощутит себя в центре волшебного мира, полного ярких красок и всевозможных звуков.
Многие шестимесячные дети уже вполне способны самостоятельно передвигаться. Одни ползают, лежа на животе и отталкиваясь руками и ногами. Другие перемещаются, упираясь коленями. Кроме того, случается, что некоторые малыши, будучи достаточно развитыми, не могут сдвинуться с места. Если перед таким ребенком положить игрушку, он будет стремиться достать ее. Однако его попытки продвинуться вперед, изо всех сил отталкиваясь ногами, остаются безуспешными, и в конце концов он даже отодвигается назад от цели. Часто мы замечаем, что ребенок, который способен долго и устойчиво сидеть, не любит двигаться.
В этом возрасте малыш уже хорошо умеет дотягиваться и хватать предметы. Его движения точны и уверенны. Он берет игрушку одной рукой, перекладывает ее в другую, затем снова протягивает свободную руку и хватает следующую. Однако если вы предложите ребенку взять третий предмет, когда обе его руки заняты, вы поставите его в затруднительное положение. Ему хочется схватить новую вещь, но он не понимает, что его руки не свободны. Скорее всего малыш потянется за третьей игрушкой и случайно выронит вторую. Пройдет некоторое время, пока он поймет, что прежде чем взять новую игрушку, он должен куда-нибудь положить ту, которую держит.
Теперь малыш осознанно стремится достичь цели, кроме того, он с успехом подбирает мелкие предметы с пола. По-видимому, этому способствуют два обстоятельства: во-первых, ребенок стал лучше владеть пальцами и крепче держать предметы; во-вторых, глазные мышцы становятся более развитыми, что позволяет малышу воспринимать изображение на расстоянии. Теперь он будет изо всех сил стараться схватить хлебную крошку, пылинку или даже узор на простыне.
В этом возрасте ребенок начинает разбираться в сложных ситуациях и принимать решения. Обратимся к классическому примеру из психологии, когда шестимесячный малыш, видя (по условиям эксперимента), что может упасть, отказывается ползти к матери через мост. В реальной жизни ребенок скорее всего остановится, приближаясь к краю кровати или к верхней ступеньке лестницы. К сожалению, нет никакой гарантии, что он всегда будет вести себя осторожно, поэтому родители должны постоянно присматривать за ним. Итак, в этом возрасте у ребенка формируется пространственное восприятие, которое отражает сложные физиологические процессы, происходящие в его нервной системе.
Часто родители стремятся обучить шестимесячных детей плавать. Смысл заключается в том, что движения плывущего человека напоминают движения ползущего, и если ваш ребенок уже умеет ползать, то без труда научится и плавать. В действительности, если малыша обучают заботливые родители или опытный тренер, он может задерживать дыхание и перемещаться в воде на короткое расстояние. Очень немногим детям удается поднять голову над водой, чтобы перевести дыхание, и почти никто из них не в состоянии целенаправленно проплыть из одного места в другое. Плавание - прекрасное занятие для взрослых и детей. Однако если ребенка обучать слишком рьяно, он может начать бояться воды, и этот страх будет трудно преодолеть.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Для ребенка открывается новый мир звуков и образов. Его внимание начинают привлекать незаметные на первый взгляд детали, и он всегда знает, когда вы радуетесь или грустите. Малышу нравится играть одновременно с несколькими предметами, особенно с теми, которые приятно видеть и трогать. Теперь его любимые игрушки - это мячик, сшитый из разных по текстуре и цвету кусочков ткани, мягкая резиновая зверюшка, издающая громкий писк, звенящие кубики, ключи, ложки, кухонная посуда, яркие прищепки для белья.
Итак, ребенок свободно сидит, опираясь на что-либо, занимается игрушками и получает от этого большое удовольствие. Как правило, внимание малыша приковано только к одному предмету, с которым ему нравится играть. Взяв в руку погремушку, ребенок сначала внимательно рассматривает ее. Две-три секунды спустя он начинает энергично трясти ею, затем перекладывает в другую руку, сильно ударяет погремушкой, некоторое время держит ее во рту, снова трясет и наконец роняет. Через какое-то время малыш может обратить внимание на другой предмет и поступить с ним таким же образом.
Ребенка привлекает шуршание оберточной бумаги. Ему нравится мять руками тонкую папиросную бумагу или мягкую фольгу. Поскольку во время игры малыш может затащить ее в рот, необходимо особенно внимательно наблюдать за ним. Не позволяйте ему брать в рот кусочки газеты или журнала. Типографская краска может повредить здоровью малыша.
На этом этапе развития ребенок начинает узнавать знакомые предметы, даже если они чем-нибудь прикрыты. Погремушка, частично прикрытая материей, вызывает особый интерес ребенка. По-видимому, он начинает понимать, что предметы существуют, даже если их не видно полностью. Однако в этом возрасте ребенок вряд ли станет искать игрушку, если она закрыта полностью. Это можно объяснить, во-первых, тем, что пока ребенок еще не осознает, что лежащий рядом предмет продолжает существовать, даже когда его не видно или если он куда-нибудь закатился. Во-вторых, малыш не знает, что вещи могут быть не видны, если они спрятаны внутри другого предмета, закрыты чем-нибудь или заслонены.

Понимаем своего ребенка

Несмотря на настороженное отношение шестимесячного ребенка к незнакомым людям, ему необходимо человеческое общение. Он любит играть с братьями и сестрами и рад появлению других детей. Если два шестимесячных малыша находятся рядом, они сразу замечают действия друг друга и начинают их повторять. Стоит одному рассмеяться, тут же заливается смехом второй. Если кто-то из них закричит, другой сразу же следует его примеру. Создается впечатление, что каждый малыш полностью отождествляет себя со своим партнером по игре.
Одна из самых любимых игрушек ребенка - зеркало. Он может подолгу сидеть перед ним, разговаривать со своим отражением и даже целовать его. Если зеркало в ответ молчит, ребенок способен ударить по нему, словно пытаясь выяснить, в чем дело.
По мере того как мир образов и звуков становится богаче, игры, в которые играет малыш, приобретают более сложный характер. Он с удовольствием предвкушает момент, когда "придет коза-рогатая" и "забодает" его, и уже заранее смеется, ожидая щекотку. Малыша привлекают движения взад и вперед, а если папа прячется за дверь, а затем выглядывает, это вызывает у него бурю восторга. Когда взрослый устает от постоянного движения, ребенок пытается изменить правила игры. Если папе надоедает трясти его на коленях и петь, малыш начинает подпрыгивать самостоятельно в надежде продлить удовольствие.
Стремление ребенка заставить взрослого выполнять свои желания наводит на мысль о том, что он осознает разницу между людьми и неодушевленными предметами. Ему кажется, что люди, а не вещи являются причиной того, что происходит вокруг. Малыш "разговаривает" с игрушками, не требуя от них ответа. Однако когда он общается с людьми, его лепет звучит намного выразительнее и может означать вопрос, ответ, замечание или команду. Если папа пытается спустить ребенка с рук, а тому не нравится это, в голосе малыша появляются повелительные интонации.
Шестимесячный ребенок старается подражать произношению, характерному для языка, на котором говорят взрослые. Его лепет становится более различимым, даже если он сам этого не осознает. Маленький китаец будет "гулить", подражая китайскому языку, кубинец - испанскому, американец - английскому, а лишенный слуха ребенок будет говорить все меньше и меньше. У малыша проявляется все большая способность подражать поведению окружающих. Раньше это относилось только к мимике лица и к голосу. Теперь мы видим, что ребенок старается повторять и жесты. Однако пока он ограничивается только теми движениями, которые ему известны. Чтобы имитировать движения чьих-то рук, малыш должен видеть свои. Он начинает хлопать в ладоши или ударять по кастрюле, заметив, как это делают родители.

ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ

Практические советы

Ребенок обследует дом
Если малыш начал самостоятельно передвигаться, он неизбежно начнет путешествовать по дому. Загородите подступы к лестнице, закройте дверь в ванную, прикройте штепсельные розетки, оберегайте малыша от острых углов, заприте на замок ящики в шкафу. Не допускайте случайностей! Все ядовитые вещества, моющие средства и лекарства должны быть надежно спрятаны.
Сядьте на пол вместе с ребенком
В этом возрасте детям необходимо удобное место для игры. Позволяйте им какое-то время находиться на полу. Это помогает ребенку научиться переворачиваться и ползать. Если ваш малыш не любит находиться в одиночестве, присоединитесь к нему и поиграйте вместе.
Храните детские игрушки в небольших коробках. У ребенка начинает появляться интерес к мелким вещам. Храните его любимые игрушки в маленькой коробке или в корзинке, и пусть он сам их оттуда достает. Лучше использовать несколько маленьких коробок, чем один большой ящик.
Называйте своими именами
В течение нескольких месяцев вы часто разговаривали с малышом. Подражая звукам, которые он произносил, вы возбуждали в нем интерес к разговору и тем самым развивали его речь. Теперь, когда ребенку исполнилось шесть месяцев, вы можете более активно вести диалог. Придумайте упражнения, в которых упоминались бы части его тела - глаза, нос, руки, ноги, и во время игры называйте их.
Пригласите в гости друзей
Пригласите в гости малыша, который мог бы поиграть вместе с вашим ребенком. После того как дети посмотрят, потрогают и внимательно обследуют друг друга, они смогут обнаружить серьезные различия между игрушками и живыми людьми.

Время игр

Новые открытия
Ладушки
Поиграйте с малышом в ладушки. Спойте ему песенку: Ладушки, ладушки, Где были? У бабушки.
Что ели? Кашку. Что пили? Бражку.
Разговор с чашкой
Соберите вместе несколько чашек разного размера и поставьте их в картонную коробку. Поднося по очереди каждую чашку ко рту, повторяйте какое-нибудь знакомое слово (например, имя ребенка). Малыш заметит, как по-разному звучит его имя. Продолжайте игру и старайтесь произносить самые разные звуки. Чем больше малыш будет их слушать, тем скорее начнет повторять.
Шарик с водой
Наполните воздушный шарик небольшим количеством воды и привяжите к нему шнурок. Покажите малышу, как меняется форма шарика, когда вы сжимаете и раскачиваете его, и пусть он проделает то же самое. Он скоро обнаружит, что шарик подпрыгивает, если его бросают, и качается, если его вертят. Не оставляйте ребенка одного. Помните: если ребенок возьмет его в рот, разорвавшийся шарик может принести вред.
Игра со звуками
Налейте в пластмассовые бутылочки разное количество воды. Ударяя ложкой по каждой из них, вы услышите разные звуки. Ребенок тоже заметит разницу и через некоторое время присоединится к игре.
Фотографии мамы и папы
При любой возможности произносите слова "папа" и "мама". Приколите к стене над детской кроваткой или стулом фотографии мамы и папы. Каждый раз, когда вы услышите, как малыш "гулит" "ма-ма" и "па-па", показывайте ему на фотографии и говорите: "Это мама, а это папа".
Развитие координации
"Птички полетели"
Медленно рассказывайте ребенку какую-нибудь сказку о птицах. Когда вы произносите "Птички полетели", поднимите руки ребенка вверх и похлопайте в ладоши. Скоро он научится ждать этого момента и заранее будет смеяться. Старайтесь не раскачивать и не дергать ребенка за руки слишком сильно, их можно легко вывихнуть.
Посадите ребенка на плечи
Пусть папа посадит малыша себе на плечи и немного покатает его. Таким образом ребенок научится лучше сохранять равновесие, контролировать свои движения и увидит мир с высоты папиного роста.
Покачайте малыша на ноге
Сядьте на удобный стул и покачайте ребенка. Положите ногу на ногу и посадите малыша себе на лодыжку. Возьмите его за руки или поддерживайте за локти. Покачивайте ногой и пойте песенку, меняя темп исполнения. Соответственно этому качайте ребенка: то медленно, то быстро.
Если ребенок научился ползать
Соорудите перед ребенком забавную полосу препятствий, положив несколько подушек в наволочках из разной ткани. Пусть малыш попробует перебраться через них.
Крутящийся шарик
Отличный способ заставить малыша ползать - показать ему, как движется по кругу шарик. Начните медленно вращать его на некотором расстоянии от ребенка. Обратите внимание малыша на шарик, сказав: "Скорее иди сюда и возьми шарик".
Игра с мячиком
Посадите ребенка на пол и начните катать перед ним мячик туда и обратно. При этом пойте ему какую-нибудь песенку.
Решение проблем
Третья игрушка
Когда малыш держит в обеих руках игрушки, предложите ему взять третью. Сначала он попытается схватить ее, не выпуская из рук те, которые держит. Однако через некоторое время он поймет, что прежде, чем взять еще один предмет, нужно освободить руки.
Игрушка, наполовину спрятанная под одеяло
Спрячьте любимую игрушку ребенка под одеяло или накроите чем-нибудь другим, так чтобы был виден ее край. Малыш схватить ту часть игрушки которую увидит, и будет дергать за нее. В конце концов, он научится стаскивать с игрушки одеяло.
Уроните куклу со стола
Попробуйте перемещать тряпичную куклу по столу а затем позвольте ей упасть. Проделайте это несколько раз, и пусть малыш наблюдает за вашими действиями.
Через некоторое время он научится ждать того момента, когда кукла упадет, и будет заранее смотреть на пол.
Игра с формочками
Дайте малышу несколько формочек для выпечки пирожных. Покажите, как нужно ударять ими друг о друга и о стол.
Спрячьте радиоприемник
Спрячьте радиоприемник под пеленку и понаблюдайте, сможет ли малыш найти его.
Воздушный шарик
Привяжите воздушный шарик к детской коляске. Малышу понравится дергать за веревочку и смотреть, как двигается шарик. Не оставляйте ребенка одного -- если вдруг шарик лопнет, малыш может взять его в рот.
Дайте малышу "доску для игр"
Сейчас самое подходящее время, чтобы познакомить малыша с детской доской для игр. Выберите предметы, с которыми легко обращаться. Поместите доску в том месте, где малышу будет удобно играть.
Помашите рукой на прощание
Каждый раз, выходя ненадолго из комнаты, не забывайте на прощание помахать малышу рукой. Это подготовит ребенка к вашему длительному отсутствию.

Повседневные дела

Время кормления
Во время кормления сажайте ребенка на специальный высокий стул
В возрасте шести месяцев многие дети способны сидеть на высоком стуле со столиком или в детском креслице. Давая ребенку в руки маленькие кусочки еды, вы помогаете ему развивать движения пальцев. Начните тренировки с сухих завтраков или с несоленых крекеров.
Прикрепите к детскому столику игрушку на присоске
Существует много разных игрушек, которые можно прикрепить к детскому столу. Они развлекут малыша, в ожидании пока ему подадут обед.
Помогите ребенку стучать по столу
Если малыш начинает барабанить по столу, последуйте его примеру и посмотрите, получится ли из этого игра. Повторяйте слова "удар, ударять", чтобы в сознании малыша установилась связь между словом и действиями.
Сладкое желе
Приготовьте вкусное желе, смешав сок с желатином, и положите несколько кусочков на столик перед ребенком. Малышу понравится хватать сладкие скользкие кусочки и отправлять их в рот.
Соломинки
Если вы едите в ресторане, возьмите пластмассовые соломинки и крышки с дырочками от стаканчиков, используйте их в качестве игрушек. Наденьте несколько крышек на соломинку, оставляя пустое пространство между ними. Покажите малышу, как нужно стягивать их с соломинки.

Время отдыха
Занимательная подушка
Сшейте для ребенка подушку с изображением веселой и печальной рожицы. Покажите ему сначала одну сторону подушки, затем другую. Это поможет малышу различать выражения человеческого лица. Если его заинтересует новая мягкая игрушка, пусть он поиграет с ней.
Большая тряпичная кукла
Дайте малышу большую тряпичную куклу, и пусть он играет, двигая ее ногами и руками вверх и вниз. Короткими фразами объясните малышу, что он делает.

Как много Вам открытий чудных… Слова классика можно отнести не только к просвещению, но и к Вашему шестимесячному малышу. Все изменения накапливались постепенно, и теперь они проявили себя в полной мере.

Впервые карапуз сел, впервые попробовал твердую пищу, впервые перевернулся без помощи мамы, появился первый зубик. Рассмотрим подробнее, какие новые умения развил он, как изменился маленький организм.

Что должен уметь ребенок в 6 месяцев

Материнское молоко - незаменимый по своей ценности продукт питания для новорожденного. Дитя растет, совершенствуется, а вместе с ним меняется и состав его пищи: мудрая природа позаботилась, чтобы ребенок получал необходимые вещества. Но, начиная со второго полугодия жизни, необходимо разнообразить питание грудничка. Новые блюда предлагаются постепенно, буквально на кончике ложечки, чтобы суметь отследить возможные аллергические реакции. Прикорм вводится по согласованию с педиатром на основе «Методических рекомендаций» ВОЗ и Министерства здравоохранения.

Начав кормить протертой пищей, предложите карапузу ложечку. Этот процесс будет напоминать скорее веселую комедию, нежели полноценный обед, но зато кроха будет иметь возможность имитировать Ваши движения. Значит, скоро каша попадет в рот по назначению, что вызовет полнейший восторг и у Вас, и у самого виновника такого торжества. А чтобы не расстраиваться от вида, во что превращается Ваша кухня - продумайте, чем защитить пол и ковер вокруг столика во время подобной трапезы.

У малыша внезапно может измениться настроение, поведение, самочувствие. Начинается обильное слюнотечение, после этого десны набухают и краснеют. Карапуз постоянно тянет в рот доступные предметы. Сложно общаться с ним в таком состоянии: капризен, легко раздражается и плачет. Знакомые симптомы? Правильно, Вас можно поздравить с первым зубиком! Приобретите специальные кольца, можно с наполнителями: пусть он их грызет, Вы только не забывайте их стерилизовать (кипятить). Для того чтобы снять беспокоящий зуд и болезненные ощущения, в аптеках продаются специальные гели, пусть педиатр сделает назначение.

Обратите внимание, как внимательно вслушивается малыш в звуки Вашего голоса. Он уже не просто воспринимает его, а еще и старается понять, что именно говорят. Не забывайте, Вы для него - эталон родного языка, поэтому не стоит «сюсюкать». Разговаривайте с грудничком, как с обычным взрослым человеком: четкими звуками и литературными словами. Вы так поможете ребенку быстрее научиться произносить правильно звуки и обогатите его будущий лексикон.

Кстати, он уже не гулит, а лепечет вполне узнаваемые звуковые сочетания - слоги «ба», «ма», «па» и т.п. Порою даже может показаться, что он осознанно разговаривает с Вами.

Мышцы ребенка благодаря каждодневной зарядке окрепли и теперь ему не хочется лежать в кроватке. У него легко получается переворачиваться с животика на спинку и обратно. Он садится самостоятельно, опираясь на ручки. Начинает все более уверенно ползать, правда, иногда получается лучше двигаться назад, чем вперед. Это наиболее важные движения из тех, что должен уметь ребенок в 6 месяцев.

Ему нравится стоять вертикально. Обратите внимание: он достаточно твердо опирается на ножки, когда вы держите под мышки. Более того, при Вашей помощи он пытается сам встать и даже переступить ножками на месте. Важно: он постепенно учится подниматься, хватаясь за боковые спинки кроватки, поэтому лучше не оставлять малыша без присмотра.

Родители пристально должны наблюдать, как происходит развитие ребенка в 6 месяцев, чтобы своевременно обратить внимание на возможные осложнения. Так, стоит обратиться за консультацией к детскому врачу, если дитя в этом возрасте:

— из положения лежа на животе не в состоянии дотянуться до игрушки;

— не «пританцовывает» в вертикальном положении при поддержке под мышки;

— не может взять кубик в пределах досягаемости;

— не реагирует, если за пределами его поля зрения зашуршат газетной бумагой;

— не умеет, протягивая ручки к маме, попроситься, чтобы она взяла его.

Физическое и психомоторное развитие ребенка в 6 месяцев

Шестимесячный малыш подрос на 2 см, вес увеличился на 650 г.

Согласно стандартным показателям ВОЗ масса девочек в этом возрасте должна составлять 6,5-8,2 кг, рост - 63,5-68,0 см, а окружность головы - 40,9-43,5 см.

Будущие защитники должны иметь параметры посерьезней: масса мальчиков в 6 месяцев колеблется от 7,1 до 8,8 кг, рост - от 65,5 до 69,8 см, а окружность головы - от 42,1 до 44,6 см.

Малыш при поддержке из положения сидя поднимается, а сгибая ножки в коленных суставах, спокойно возвращается в исходное положение. Он легко уже меняет ориентацию своего тела, чтобы повернуться в сторону яркой игрушки или раздавшегося звука.

Увеличилась активность кистей рук. Большой палец теперь используется одновременно с ладошкой, поэтому карапуз уже способен хватать крупные предметы. Он берет желаемую игрушку пальчиками и начинает перекладывать ее из руки в руку. Малыш теперь способен концентрироваться на одном предмете.

К концу 6 месяца ребенок становится весьма избирательным в своем общении. Он открыто радуется близким и знакомым, с которыми часто видится. В то же время, будучи на руках у мамы, мгновенно настораживается при виде незнакомца. Забавно, но если ее нет рядом, он иначе смотрит на непривычные лица - крохотный исследователь видит в них возможность установления нового, интересного контакта.

Зарядка для ребенка в 6 месяцев

Физические упражнения для развития ребенка в 6 месяцев должны быть нацелены на улучшение координации движений, совершенствование опорно-двигательного аппарата. Ваш малыш начинает понимать, что ему говорят, поэтому следует свои действия сопровождать командами: повернись, ляг на животик, на спинку, сядь. Все слова должны звучать ласково, без нервозности. Тогда зарядка для ребенка станет временем радости и общения с близким человеком.

1. Сведение рук перед грудью Вами с малышом усвоено давно, но теперь его следует сделать немного более сложным: кроха держится не за большие пальцы маминых рук, а за погремушки или за колечки. Потянув за игрушки, развести ручки в стороны, затем скрестить перед грудью. Повторить упражнение 8 раз, чередуя сверху левую и правую.

2. Для укрепления и развития мышц, суставов грудничка выполняют поднятие ног. В положении лежа на спине надо взять его за голени (большие пальцы внизу, а остальные пальцы обхватывают сами голени). Ножки выпрямить, поднять под прямым углом к плоскости, подержать несколько секунд и опустить. Повторять следует 7 раз за день.

3. С целью развития пресса и мышц спины выполняют приподнимание туловища из положения лежа на животе. Для это вложите большие пальцы рук ему в ладошки. Оставшимися пальцами держите ручки за запястья. Разведите их в стороны, затем вверх, потянуть немного. Головка малыша будет подниматься, пяточки упираться во взрослого. Потягивание выполняется, пока карапуз не встанет на коленочки. Упражнение выполняется 2 раза.

4. Вращение руками по кругу выполняются сидя с помощью колец. Дайте их грудничку, когда он за них ухватится, сделайте круговые движения 5-7 раз, держась за игрушки.

Развивающие упражнения для ребенка в 6 месяцев

Зная, что должен уметь ребенок в 6 месяцев, следует продумать упражнения для дальнейшего развития. Вам придется тратить времени на общение с ребенком гораздо больше, чем ранее: показывать игрушки, рассказывать, какие они и каких размеров, демонстрировать пример, как с ними обращаться. Со временем он сам научится повторять все новые виды движения.

Для развития мелкой моторики руки, точных движений давайте малышу игрушки разных размеров и форм. С этой же целью возьмите яркую толстую нитку - пусть тренируется ее захватывать пальчиками. Введите в использование кубики: крохе полезно научиться их брать и, наблюдая за Вашим примером, пытаться поставить их друг на друга.

Учите дитя протягивать Вам руку. Для этого сначала берите ее сами, проговаривая «Дай мне ручку». При этом всем видом демонстрируйте восторг от этого. Пройдет немного времени и ребенок сам с удовольствием будет протягивать по Вашей просьбе руку.

Путешествуйте с карапузом по дому, квартире, на улице. Позволяйте ему прикасаться ладошками ко всем поверхностям (стена, ковер, зеркало). Непременно при этом называйте, с чем он имеет дело, коротенько рассказывайте для чего служит и т.п.

Для расслабления и постепенного развития кисти руки выполняют следующие движения:

– «погладить кошечку» - выполнять поочередно правой и левой кистями поглаживающие движения;

– «курочку клюет зернышки» - сложить пальчики ладошки в виде клюва, ритмично наклонять щепотку, как будто птица и вправду клюет корм;

– «красим дом» - кисть движется неторопливо и плавно в направлениях вверх-вниз, влево-вправо.

Играйте побольше с прибаутками и потешками: это тренирует не только мышцы и координацию движений рук, но и память. При частом повторении простеньких стишков, малыш постепенно их запоминает. Подражая звучанию Вашего голоса, он будет постепенно учиться говорить.

Чем внимательнее Вы отнесетесь к развитию ребенка в этот период, тем успешнее он будет в дальнейшем.