«Воспитание гражданственности и патриотизма у школьников. Патриотизм и гражданственность как нравственные ценности

Анна Татьянич
Воспитание гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста.

Татьянич Анна Николаевна

Воспитатель второй

МБДОУ №16 «Росинка» .

г. Гуково Ростовской обл.

Воспитание гражданственности и патриотизма .

Вопросы гражданского воспитания и патриотизма всегда находились в центре внимания государства. Гражданственность понимается как чувство единства со страной, обществом, как социальный оптимизм, любовь к Родине, решимость и стойкость в преодолении жизненных трудностей, волевой потенциал в деятельности, направленной на достижение благополучия, как опыт преодоления и предупреждения конфликтов, ощущение социальной национальной полноценности, терпимости.

Гражданственность как сложное личностное образование в структурном отношении состоит из ряда свойств, качеств и черт. Наиболее важный из них патриотизм , ориентация на гуманистическую идеологию, правовая и нравственная культура, достоинство, социальная справедливость и ответственность, готовность к труду, межличностное общение.

Гражданский долг и ответственность - это высокие личные качества. Начало их воспитания – гражданское видение жизни , тревога и беспокойство за судьбу дела, людей. Чувство долга и личной ответственности за судьбу своей Родины, благополучие народа, сохранность и преумножение материальных и духовных ценностей, созданных старшим поколением – важные показатели гражданской направленности личности ребенка. Человек должен быть самостоятельным, инициативным, интеллектуально развитым, умеющим строить коммуникативные связи, быть терпимым к различиям между людьми, уважать права и мнения других, способным воспринимать происходящие изменения и принимать соответствующие решения. Эти качества закладываются в период дошкольного детства , составляют основу гражданского воспитания .

Чувства дошкольника господствуют над всеми сторонами его жизни, определяют поступки, выступают в качестве мотива поведения, выражают отношения к окружающему. Вот почему так важно в процессе занятий знакомить детей с явлениями общественной жизни, формировать справедливое отношение к жизни, и не только средствами художественной литературы, но и личным примером. От богатства чувств, которые проявляет взрослый, зависит эмоциональное восприятие ребенком того или иного явления действительности.

А как воспитать в ребенке такое сложное многообразное чувство как любовь к Родине? Естественно на основе сопереживания, доброты, ласки к родным и близким. С этого – с любви к родному дому – чувство это распространяется на более широкий круг – на свой город, село, деревню, т. е. на ту местность, где человек родился и живет.

Нельзя быть патриотом , не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у ребенка могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма .

Исходя из этого данная работа включает целый комплекс задач :

-- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

Формирование бережного отношения к природе и всему живому;

-- воспитание уважения к труду ;

Развитие интереса к русским традициям и промыслам;

Формирование элементарных знаний о правах человека;

Расширение представлений о городах России;

Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн) ;

Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности : на занятиях, в играх, в труде, в быту -- так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства , но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка -- сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям -- к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Поэтому необходимо начинать работу с воспитания привязанности ребенка к своей семье. На занятии по теме «Моя семья» рассматривали, принесенные детьми фотографии родных и близких. Дети с удовольствием и гордостью знакомили своих друзей со своими близкими. Рассказывали о том, где работают мама и папа, чем заняты бабушка и дедушка, о том как они помогают им. Отгадывали загадки о семье. В свободное от занятий время играли в игру : «Где чей малыш?» . Дети с удовольствием рисовали членов своей семьи, свой дом. В вечернее время играли в сюжетно- ролевые игры «Дом» , «Семья» . Прикосновения к истории своей семьи вызвало у детей сильные эмоции , заставило сопереживать.

Следующим этапом нашей работы становится знакомство с детским садом. Проводили экскурсии по детскому саду, знакомились с трудом сотрудников детского сада. Беседовали о важности труда сотрудников детского сада. На занятии по развитию речи беседовали на тему «Кто твой лучший друг в детском саду» , «Каким бы ты хотел видеть детский сад?» .Свои впечатления дети отражали в лепке, конструировании, в играх «Мой детский сад» , «Мы гуляем на участке» .

В работе с детьми по знакомству с родным городом, широко использовали такую форму работы, как целевые прогулки и экскурсии, так как узнать и полюбить родной город только по иллюстрации невозможно. Дети должны, прежде всего, знать тот район, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день. Мы учили детей замечать вокруг , то положительное, что создается руками людей, уметь восхищаться этой работой, ценить и беречь то, что нас окружает.

Целью занятия «Гуково мой родной город» было знакомство с родным город, его историческим прошлым и настоящим, воспитания чувства уважения к далеким предкам, бережное отношение к истории родного города.

На экскурсии по городу познакомились с памятными местами нашего района : «Площадь победы» , «Музыкальная школа» , «Дворец культуры» . Оформили альбом с фотографиями о городе. Нарисовали рисунки для выставки «Мое любимое место в городе» . Семья Загораевых подготовила

информационный проект «Расти и расцветай любимый город» . Была представлена презентация воспитанника подготовительной группы Демчишина Гриши и его мамы Демчишиной О. А. на тему : «Мой город» .

Одним из ярких мероприятий была экскурсия музей «Шахтерской славы» . Дети познакомились с природой Донского края, его флорой и фауной, изумительным миром природы. Посетили экспозицию, посвященную труду шахтеров, которая произвела на детей сильное впечатлением.

Запоминающимся мероприятием стала для детей встреча с почетным гражданином г . Гуково, поэтом, писателям, композитором Гончаровым Борисом Владимировичем и его творческой группой. Были приглашены и гости – ученики второго класса школы №23 и преподаватель Стурчак Виктория Викторовна. Многие из этих учеников – бывшие выпускники нашего детского сада, которых мы были рады видеть в нашем зале.

Дети с интересом и вниманием слушали рассказ- воспоминание о годах детства Бориса Владимировича. Затем выступила агитбригада «Юный краевед детского сада» . Дети читали стихи о родном городе, пели песни, исполнили танец «Росиночка-Россия» .

Затем состоялся концерт творческой группы под руководством Бутылкина С. М. Были исполнены песни на слова и музыку Гончарова Б. В. В конце встречи дети подарили сувениры, сделанные своими руками. Гончаров Борис Владимирович вручил детям и коллективу детского сада авторские сборники стихов и песен о родном городе.

Была создана фото- выставка «Я и мой город» . В создании выставки приняли участие дети и родители подготовительной группы.

Особую значимость имеет ознакомление с темой : «Защитники Отечества» . В месте с детьми рассматривали иллюстрации о родах войск, разучивали песни, стихи об армии, о папе. Готовили сувениры и поздравительные открытки для пап и дедушек. К дню праздника «Защитники отечества» подготовили стенд с фотографиями пап и дедушек в период службы в армии. Дети с гордость рассказывали о своих папах и дедушках, об их службе в армии. Была организованна конкурс игра с папами на лучшую команду между группами. Дети состязались в силе и выносливости в игре «Полоса препятствий» , конкурс «Меткие стрелки» , «Чей самолет дальше улетит» и т. д. В гости к детям пришли юные солдаты клуба «Русич» . Они показали детям как они готовятся быть защитниками своей страны. По окончанию праздника дети вручили гостям сувениры.

День Победы это особый праздник. Подготовка к нему началась намного раньше. С детьми проводилась беседа о подвигах солдат во время Великой Отечественной войны. Читали рассказ «Медсестра» , рассматривали репродукцию картины «Медсестричка» . Была организованна экскурсия на площадь Победы к Вечному огню. Дети возложили цветы к памятнику, почтили память погибших за Родину минутой молчания. Никто из детей не остался равнодушным. Дети рассмотрели и прочли несколько фамилий на плитах. После возложения цветов к памятнику «Вечный огонь» , дети еще долго делились впечатлениями.

В День космонавтики, вместе с детьми обсудили, что первым человеком, покорившим космос, был наш соотечественник - Юрий Гагарин. Рассматривали иллюстрации, конструировали космодром и модели ракет, поиграли в сюжетно - ролевую игру «В космос» . Прослушали стихи, рассказы.

На занятиях знакомились с гербом, флагом и гимном России. Дети узнали что герб- символ России, он устанавливается на границе, на пограничных столбах и местах, предназначенных для проезда, на территорию нашей страны. Гости, туристы приезжающие из других государств, видят герб- двуглавого орла и бело-сине-красный флаг на границе России. Рассмотрели с детьми современные российские монеты. Познакомили детей с символическим значением цветов российского флага.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие , они играют огромную роль в становлении личности патриота .

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности : добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. "Это -- первые и блестящие попытки русской народной педагогики, -- писал К. Д. Ушинский, -- и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа". Не случайно К. Д. Ушинский подчеркивал, что ". воспитание , если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным". Он ввел в русскую педагогическую литературу термин "народная педагогика", видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине .

Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма .

В проекте «Национальной доктрины образования в Российской федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России , граждан правового демократического, социального государства. Патриотическое воспитание необходимо любому народу, любому государству. Однако осуществляться это воспитание должно очень чутко и тактично, и заниматься им нужно сообща, с малых лет. Очевиден уникальный потенциал именно дошкольного возраста , как периода формирования творческой личности, характера. Наследование патриотических ценностей в самом нежном возрасте - это и есть самый естественный, а потому и верный способ воспитания ребенка .

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Воспитание патриотизма и гражданственности всегда занимало в педагогической науке одно из ведущих мест. Проблема патриотического воспитания - одна из сложнейших проблем в педагогике вообще и в дошкольной педагогике в частности. Сложность решения данной задачи связана, прежде всего, с возрастом детей, с самим понятием патриотического воспитания, с тем содержанием, которое вкладывается в него в определенный период времени и которое определяет методы, средства, формы работы с детьми.

Патриотизм - это любовь к Родине, природе, людям, культуре своего народа. Патриотизм как личностное образование включает в себя привязанность, сочувствие, сопереживание, ответственность и другие качества, без которых человек не может состояться как личность. Гражданственность - это принадлежность к постоянному населению данного государства, наделение совокупностью политических прав и обязанностей. Чувство патриотизма многогранно по своей структуре и содержанию. В него входят ответственность, желание и умение трудиться на благо отечества, беречь и умножать богатства Родины, это целая палитра эстетических чувств, связанная с любовью к родному городу, родной природе.

Тема любви к отечеству, родной земле рассматривалась в педагогическом наследии К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, про необходимость воспитания основ гражданственности писала Н. К. Крупская. Проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста в педагогических исследованиях советского и постсоветского периодов нашла свое отражение в исследованиях Р, И. Жуковской, Ф. С. Левин-Щирирой, С. А. Козловой, М. И. Богомоловой, Л. И. Беляевой, Э. К. Сусловой, Е. С. Ни-коновой и др.

Основы патриотического воспитания отражены в современных программах: «Истоки», «Детство», «Из детства - в отрочество», «Москвичок», «Наследие», «Я - Человек» и др.

Каждый человек рождается в определенной среде, он биологически связан с матерью, которая стремится создать для него условия эмоционального благополучия, спокойствия. Поэтому основы патриотического воспитания закладываются с самого раннего детства, прежде всего, в семье. Жизнь в определенной мезасреде позволяет ребенку «впитывать» культуру своего народа: с детства он слышит родную речь, колыбельные песни, которые поет мама, сказки; он играет в народные игры, следует народным традициям и обычаям. Поэтому чувство любви к Родине и своему народу начинается с любви к родному дому. Родной дом - сложное и многогранное понятие. Оно включает в себя: семью, где ребенок родился и вырос; атмосферу домашнего очага, которая во многом определяется семейными традициями; дом, где он живет; его первых друзей; окружающую природу. Образ родного дома в самом начале связан для ребенка с членами семьи, и, прежде всего, с матерью. Родной дом - это и квартира, где живет ребенок, и дом, в котором она находится. Поэтому с детства необходимо формировать у каждого ребенка личностное отношение к дому как к общечеловеческой ценности.

Постепенно понятие «родной дом» для ребенка расширяется. Это уже родная улица, его детский сад, родной город, поселок, позже не только малая (родной край), но и большая многонациональная Родина, гражданином которой он является, и, наконец, планета Земля - наш общий и, вместе с тем, родной дом. Таким образом, воспитатель постепенно обогащает знания ребенка о родной стране.

Средства патриотического воспитания: окружающая среда, художественная литература и искусство, фольклор, практическая деятельность, посещение музеев, выставок, встречи с интересными людьми и др. Важной составной частью патриотического воспитания является приобщение детей к семейным традициям, а также традициям и обычаям своего народа, страны, к искусству. Дети должны не только знать о них, но и участвовать в них, принимать их, привыкать к ним. Выбор средств должен быть адекватен каждому этапу воспитания.

Методы патриотического воспитания: чтение художественной литературы, рассказы, беседы с детьми, этические беседы, рассматривание иллюстраций и картин, объяснение, экскурсии в природу, по достопримечательностям родного города или поселка, наблюдение, примеры из художественных произведений и личный пример воспитателя, методы стимулирования. Перечисленные методы повышают познавательную активность, эмоциональное восприятие дошкольников, корректируют формирующиеся у детей представления о Родине, координируют разные виды деятельности. Для успешного патриотического воспитания методы используются комплексно и отбираются в зависимости от содержания и возрастных особенностей детей.

Артёменко Валентина Ильинична,
методист Городского Центра гражданско-
патриотического воспитания ГБОУ «Балтийский берег»

Проблема гражданского, патриотического и нравственного воспитания требует своего решения в контексте с многочисленными философскими, педагогическими и методическими проблемами воспитания личности, решенными и решаемыми в нашей стране к началу XXI века. В связи с этим, возрастает значение работы педагога дополнительного образования в области гражданского, патриотического и нравственного воспитания учащихся, но недостаточная разработанность методики организации такой работы, а также существующая подготовка в педвузах и курсах повышения квалификации педагогов дополнительного образования, не обеспечивает обучение их методам формирования у учащихся на современном уровне гражданственности, патриотизма и нравственности.

Всё вышеизложенное определило цели нашего исследования:

1. Выявление возможностей занятий в дополнительном образовании для решения задач воспитания, формирования высоконравственной личности с активной гражданской позицией.

2. Разработка эффективной методической модели формирования гражданственности, патриотизма и нравственности в процессе обучения, обеспечивающей становление воспитанной личности учащегося.

Объектом нашего исследования является процесс воспитания гражданств венности, патриотизма и нравственности у учащихся в процессе обучения на занятиях в учреждении дополнительного образования.

Предметом исследования явились содержание, методы и формы деятельности педагога дополнительного образования по воспитанию у учащихся гражданственности, патриотизма и нравственности в процессе обучения в объединении.

В основу исследования положена гипотеза, включающая систему предположений, вытекающих из общей концепции решения проблемы повышения эффективности деятельности педагога дополнительного образования по гражданскому, патриотическому и нравственному воспитанию учащихся:

1. Одна из важнейших целей образования - формирование высоконравственной, любящей свое Отечество личности с четко выраженной гражданской позицией - будет достигнута, если разработать методическую модель воспитания гражданственности,- патриотизма и нравственности у школьников, в процессе обучения на занятиях в дополнительном образовании, обеспечивающую осуществление процесса воспитания во взаимодействии педагога и обучающихся, включающую цели, задачи, формы, методы воспитания и критерии диагностики уровня развития гражданственности, патриотизма и нравственности.

2. Гражданские, патриотические, нравственные качества личности воспитанника будут сформированы на высоком уровне, если будут созданы определенные педагогические условия присвоения школьниками социально-культурного опыта. Важнейшими среди этих условий являются:

Наличие возможности в дополнительном образовании одновременно с формированием знаний о научной картине мира и умением оперировать данными знаниями в повседневной жизни осуществлять воспитание гражданственности, патриотизма и нравственности у учащихся;

Освоение учащимися в процессе обучения сущности таких понятий как "гражданственность", "патриотизм", "нравственность", расширение объема этих понятий и умение оперировать ими на основе активной и систематической самостоятельной работы с источниками информации, содержащими историко-биографические сведения;

Значимые изменения в уровне отношений к гражданственности, патриотизму и нравственности на основе вовлечения школьников в активное участие к организации и проведению различных форм организации учебного процесса на занятиях, способствующих проявлению гражданской позиции, патриотических чувств и нравственности школьников в отношении друг с другом, к своему Отечеству, государственной символике.

3. Процесс формирования гражданственности, патриотизма и нравственности будет продуктивным, если предложить для педагога дополнительного образования структуру учебных занятий, содержание обучения которых не будет ограничено сообщением учащимся системы знаний и формированием учебных умений и навыков, а будет одновременно решать воспитательные задачи.
В качестве критериев, по которым можно судить о сформированности у учащихся гражданственности, патриотизма и нравственности, предлагаются следующие:

Самостоятельность и глубина суждений школьников о гражданской позиции, патриотизме, нравственных требованиях, нормах и принципах, степень устойчивости этих суждений;

Способность устанавливать связь между осознаваемой целью поступка, его мотивами и средствами достижения;

Реализация в реальных поступках осознаваемой школьниками значимой нормы в ситуации гражданского, патриотического, нравственного выбора;

Активное противодействие попранию патриотических чувств или гражданской позиции, или нравственных норм окружающими, действенно-критическое отношение к собственным поступкам, которые не соответствуют субъективно значимым для учащихся нормам поведения, которые также необходимо прививать школьникам;

Проявление гражданской позиции, эмоционально-нравственной чувствительности и патриотических чувств к явлениям общественной жизни;

Устойчивость школьников в конфликтных ситуациях, их сопротивляемость внешним негативным воздействиям, которые противоречат сформированной у них гражданской позиции, патриотическим чувствам и нравственности.

За учащимися велось систематическое наблюдение, которое позволило получить картину сформированности гражданственности, патриотизма и нравственности у них, судить о тенденциях развития этих качеств личности.

Независимые характеристики педагогов и родителей послужили дополнительной оценкой знаний, отношений и проявлений в поведении ребенка гражданственности, патриотизма и нравственности.

Использованные нами методы дали возможность изучить:

Силу чувств (сказывается в вегетативных изменениях организма, в характере поведения школьника);

Частоту проявления гражданственности, патриотизма и нравственности (в каких ситуациях, устойчивость);

Модальность сдвига (положительно или отрицательно);

Его действенность (появление гражданственности, патриотизма и нравственности в поведении учащихся);

Глубину патриотических чувств, нравственных переживаний;

Степень развития эмпатии (реакции на переживания другого);

Степень развития рефлексии гражданских, патриотических и нравственных отношений;

Разнообразие гражданских, патриотических и нравственных переживаний (их гамма, содержание — чувство долга, отношение к Родине, ответственности, сопереживания, честности, совестливости и т. п.);

Внешние условия, детерминирующие определенные уровни развития гражданских, патриотических и нравственных отношений.

Методы наблюдения, используемые нами при оценке поведения учащихся в следующих ситуациях:

а) в группах, моделируя различные виды деятельности (выполнения учебных заданий и общественных поручений, трудовая деятельность), связанных с достижением как личностного, так и группового успеха, учетом интересов всех участников деятельности, необходимостью проявления гражданственности, патриотизма и нравственности;

б) при обсуждении и решении воспитывающих ситуаций с гражданственным, патриотическим и нравственным содержанием, предлагаемых педагогом;

в) в естественных ситуациях, требующих проявления гражданской позиции, патриотизма и нравственного выбора.

Рассматривая теоретические основы реализации модели дидактической системы воспитания, мы пришли к следующим выводам: 1. Основной целью воспитания в дополнительном образовании является подготовка подрастающего поколения к жизни, формирование всей психики молодого человека, т.е. формирование его интеллектуальных, гражданских, патриотических и нравственных качеств, воспитание воли одновременно с побуждением к деятельности и т.д.

2. В отечественной педагогике еще нет глубокой- теоретической разработки деятельности педагога для реализации воспитательных задач на современном уровне, что затрудняет деятельность педагогов по решению воспитательных задач.

3. Главным фактором, определяющим воспитательные функции процесса обучения, является создание ситуаций восприятия учащимися образцов гражданской позиции, проявления патриотизма и нравственного поведения выдающихся личностей, так как данные ситуации позволяют раскрыть перед учащимися противоречия между достигнутым и необходимым уровнем личностного развития, в результате чего у них появляется потребность в самовоспитании и в самосовершенствовании.

4. Воспитание учащихся носит непрерывный, планомерный, целенаправленный характер. Вряд ли можно ожидать серьезных результатов от проведения эпизодических мероприятий воспитательного характера. Систематичность в усвоении идейно-нравственных знаний, умений, навыков и в их хранении есть основной ключ к эффективному их использованию. Еще К.Д. Ушинский говорил, что "голова, наполненная отрывочными бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке, и где сам хозяин ничего не отыщет". Вместе с тем нельзя увлекаться систематизацией ради системы, голыми приемами гражданских, патриотических, нравственных и умственных действий, ибо голова такого "человека, - по образному выражению К.Д. Ушинского, - похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть подписи, а в ящиках пусто". Необходимо создавать условия, чтобы в процессе обучения и воспитания усвоение знаний, умений и навыков сочеталось с последовательной системой их практического применения. К сожалению, именно это направление в процессе воспитания в последнее время было утрачено.

5. Воспитание в процессе обучения не должно быть навязчивым. Ж.Ж. Руссо в одной из своих работ заметил, что в воспитании следует делать то, что хотят дети. Но хотеть они должны то, чего добивается воспитатель.

Лучше, если воспитание в процессе обучения будет иметь скрытый характер, когда - его подтекст воспринимается учащимися как внутреннее самостоятельно сформировавшееся у них убеждение или норма поведения. Вся сложность и тонкость педагогического руководства в том и состоит, чтобы умело направлять, поддерживать полезные стремления, поощрять хорошую инициативу, развивать самостоятельность и творчество в детской среде. А это требует новых методических разработок в области осуществления воспитания гражданственности, патриотизма и нравственности в процессе образования, базирующихся, по нашему мнению, на концепцию коммуникативной парадигмы.

6. Осуществить воспитание в процессе обучения, значит, повлиять на мировоззрение, мотивы и стимулы поведения, связать знания с личными стремлениями и переживаниями, затронуть тончайшие, эмоционально звучащие струны души. А это можно сделать лишь при двух условиях: при неравнодушном, глубоко нравственно-эмоциональном отношении самого педагога к изучаемому материалу, и при владении языком умению выразить собственное состояние, личное отношение, патриотические чувства, свою гражданскую позицию, проникнуть с помощью слов в сокровенные мысли ребят и доверительно затронуть душевные струны.

7. Воспитание в процессе обучения должно в идеале перерастать в самовоспитание.

8. Наше исследование показало, что процесс обучения на занятиях в дополнительном образовании заключает в себе большие возможности для создания весьма эффективных воспитательных ситуаций, способствующих успешному решению воспитания гражданственности, патриотизма и нравственности у учащейся молодежи. Эти возможности заключаются:

В иллюстрации проявления гражданственности, патриотизма и нравственности на историко-биографическом материале;

В показе гуманистической составляющей дополнительного образования;

В создании ситуаций на учебных занятиях для проявления в поведении учащихся гражданственности, патриотизма и нравственности, грамотного анализа и оценивания применений открытий и изобретений, а также явлений общественной жизни;

В раскрытии путей и преодолении трудностей в ходе создания научной и материальной базы цивилизации.

Для реализации воспитательных возможностей занятий необходимо создать современную методику реализации воспитательных ситуаций в процессе обучения с использованием историко-биографического материала и различных форм организации учебно-воспитательного процесса, что и определяет суть дидактической системы воспитания гражданственности, патриотизма и нравственности у учащихся в процессе обучения.

Дата: 09.01.2015

Воспитание гражданственности и патриотизма

Российская земля - край щедрой природы, незыблемых традиций и богатой событиями истории. Все дальше в глубь истории уходят героические и трагические события Великой Отечественной войны, но живут в нашей памяти имена тех, кто ценой своей жизни отстоял честь, свободу и независимость нашей Родины.

Отечество требует от своих сынов и дочерей, чтобы каждый из них почувствовал великую ответственность за судьбу государства и ясно понял, что благополучие нации зависит от нас самих, от нашей самоотверженности, организованности, готовности к труду, высокой работоспособности.

К сожалению, события последнего времени подтверждают очевидность заметной утраты традиционного российского патриотического сознания. Следовательно, значение воспитания патриотизма и гражданственности граждан страны возрастает многократно.

Воспитание гражданственности и патриотизма – это целенаправленная и систематическая деятельность школ, училищ, техникумов и вузов по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Воспитание - работа творческая. Она не знает универсальных средств на все случаи жизни, требует постоянного поиска, умения поспевать за жизнью.

Основным направлением в области воспитания патриотизма и гражданственности можно считать воспитание на боевых и трудовых традициях российского народа и его вооруженных сил, а также самой истории становления армии России; проведение уроков и классных занятий в музеях, экскурсии к памятникам истории и культуры; дать детям представление о фольклоре как об источнике народной мудрости. Героическая история нашей Родины, летопись подвигов народа всегда были ярким светом, озаряющим мир современности и дорогу в будущее.

В условиях школы патриотизм традиционно формируется в ходе работы с историческими материалами, раскрывающими традиции российского народа, героическую борьбу, подвиги, талант лучших сынов Отечества, воспитывающими нравственные качества государственных, политических и общественных деятелей и др.; непримиримость к врагам России; уважение к атрибутам государственности (Флагу, Гербу и Гимну) страны. Нужно показывать все достижения - Руси -России - - Советского Союза - Российской Федерации независимо от того, каким было или есть государство - княжеское, царское, буржуазное, советское или современное. И тогда дети смогут почувствовать гордость за свою Родину, ведь ее достижения поистине огромны. Анализируя историю, мы приходим к выводу, что история России - это в значительной мере история войн, в которых россияне проявляли героизм и мужество, переносили неимоверные тяготы и лишения. Поэтому учащимся необходимо рассказывать, во имя чего совершались те или иные подвиги, почему наши далекие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов Отечества.

Отказ от воспитания патриотических чувств у учащихся ведет к падению нравственности и духовности, а следовательно к деградации Российского общества, забвению исторической памяти, а со временем и к гибели Отечества. И, поэтому необходимо воспитывать в детях гражданина и патриота России через различные формы работы.

Впервые слово «патриот» (патриотизм (греч. Patris - отечество) появилось в период Французской революции 1789- 1793гг. Патриотами тогда себя называли себя борцы за народное дело, защитники республики в противовес изменникам, предателям родины из лагеря монархистов.

В толковом словаре В. И. Даля значение этого слова трактуется так:

«Патриот - любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб».

«Патриот – говорится в другом словаре, - человек, любящий свое отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя своей родины». Основные черты патриотизма:

1. почитание места своего рождения и места постоянного проживания как своей Родины, любовь и забота о данном территориальном формировании, уважение местных традиций, преданность до конца своей жизни данной территориальной области;

2. уважение к своим предкам, любовь и проявление терпимости к своим землякам, проживающим на данной территории, желание помогать им, отучать от всего дурного, благожелательность ко всем своим соотечественникам, являющимся гражданами данного государства, т.е. осознание того общественного организма, называемого во всем мире "нацией по гражданству";

3. конкретные каждодневные дела для улучшения состояния своей родины, ее приукрашения и обустройства, помощи и взаимовыручки своих земляков и соотечественников (начиная от поддержания порядка, опрятности и упрочения дружеских отношений с соседями в своем доме, дворе до достойного развития всего своего города, района, края, Отчизны в целом).

Истинный патриот выступает за тех и за то, что укрепляет и развивает его родину и против тех и того, кто и что ее разрушает, наносит ей тот или иной ущерб. Настоящий патриот уважает патриотов любой другой территории и не будет вредить там.

Непатриотом являются у нас те, кто сеет вокруг вражду к своим соотечественникам, угнетает своих сограждан, сквернословит, мусорит, отравляет окружающую природу, браконьерствует, ведет нездоровый образ жизни. Драка или вражда с соседом, нападки членов одной партии на членов другой, болельщиков одной футбольной команды на болельщиков другой, алкоголизм, наркомания, неуставные отношения в армии, коррупция, казнокрадство - все это элементы проявления различных форм непатриотизма в России.

Патриотизм либо есть в той или иной степени, либо его нет вовсе. О патриотизме судят не по словам, а по делам каждого человека. Патриот не тот, кто сам себя так называет, а тот, кого будут чтить таковым другие, но прежде всего его соотечественники.

Таким образом, настоящим (идеальным) патриотом можно считать только человека, постоянно укрепляющего свое физическое и нравственное здоровье, хорошо воспитанного, образованного и просвещенного, имеющего нормальную семью, почитающего своих предков, растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков, содержащего в надлежащем состоянии свое жилище (квартиру, подъезд, дом, двор) и постоянно улучшающего свой быт, образ жизни и культуру поведения, работающего во благо своего Отечества.

Выдающиеся люди нашей страны в прошлом считали патриотизм основой духовной жизни человека, его стремления к свободе и процветанию Родины. «… Истинный человек и сын отечества, - писал А. Н. Радищев, - есть одно и то же… Он скорее согласится погибнуть, нежели подать собою другим пример неблагонравия… он пламенеет нежнейшей любовью к целости и спокойствию своих соотичей… преодолевает все препятствия, неутомимо бдит над сохранением честности, подает благие советы и наставления… и ежели уверен в том, что смерть его принесет крепость и славу отечеству, то не страшится пожертвовать жизнью. …Тот есть прямо благороден, которого сердце не может не трепетать от нежной радости при едином имени отечества…». «В полной мере и здоровой натуре тяжело лежат на сердце судьбы Родины; всякая благородная личность глубоко осознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством… Любить свою родину –значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому», - писал В. Г. Белинский. Великий русский поэт Н. А. Некрасов в поэме

Патриотизм и гражданственность включают в себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения: любовь к Родине, лояльность в отношении к политическому строю; следование и умножение традиций своего народа; бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны; привязанность и любовь к родным местам; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее; воинская храбрость, мужество и самоотверженность; нетерпимость к расовой и национальной неприязни; уважение обычаев культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними.

В воспитании патриотизма значительное место имеет формирование у подрастающего поколения политического сознания. Политическое сознание определяется мировоззрением, теорией и практикой обновления общества. Оно включает в себя совокупность общественно значимых взглядов, убеждений, ценностных ориентацией, формирующих реальные отношения социальных и национальных групп, отдельного человека к другим социальным и национальным группам и людям. Оно направлено на обеспечение коренных интересов людей, достижение общенародных целей.

В нашем обществе стоит задача формирования у молодежи политической культуры. Она предполагает высокое развитие политического гражданского сознания во всей его совокупности: политической сознательности, мышления, чувств, потребностей и воли. Показатели политической культуры являются политическая грамотность и активность в политическом самообразовании;

умении вести дискуссию, оценивать общественные явления с общечеловеческих и классовых позиций, отстаивать и пропагандировать свои политические убеждения, добиваться единства политической сознательности и действия, слова и дела.

Цели-функции гражданского политического воспитания разделяются на образовательные, воспитательные и развивающие. Образовательная цель-функция заключается в том, чтобы раскрыть школьникам общечеловеческие и общегражданские политические ценностные ориентации перестройки и обновления общества, вооружить школьников умениями политического диалога и культурного ведения дискуссии, ораторского и организаторского искусства, четкого и ясного изложения мысли в свободной устной речи. Оно развивает способность эмоционального, убедительного, аргументированного монолога, обращенного к слушателям, формирует у школьников устойчивую систему привычного ответственного гражданского сознания, умения отстаивать свои убеждения, учит жить в условиях демократии и гласности. Воспитательная функция гражданско-политической работы с детьми проявляется по мере включения учащихся в посильную и доступную общественно- гражданскую деятельность. Именно в ней происходит формирование у школьника таких чувств высшего порядка, как патриотизм и интернационализм, а также высоких морально-политических качеств: порядочности, морально-политической чистоплотности в отношениях с людьми, к общественному достоянию, сознательной дисциплинированности, ответственности, политического чутья, критичности, способности исправить свои ошибки. Развивающая функция гражданско-политической работы с детьми вытекает из образовательной и воспитательной. Гражданско-политическое познание и деятельность формируют способность политического мышления, умения каждый общественно важный факт, событие осмыслить с позицией нового политического мышления. Школьники учатся самостоятельно разбираться в потоке политической информации, давать ей оценку, противостоять манипулированию их сознанием.

Стержнем всего гражданского воспитания являются патриотизм и интернационализм. Школа всегда развивала в детях всех народов России чувство свободы, единства, равенства и братства. Особое место в интернациональном воспитании молодежи занимает формирование чувств единства, дружбы, равенства и братства, объединяющих народы России, культуры межнационального общения; нетерпимости к проявлениям национальной ограниченности и шовинистического чванства. В этом процессе велика роль подлинного народной многонациональной культуры, верной правде жизни.

Ведущее место в процессе становления патриотического и интернационального сознания школьников занимает содержание образования. Например, изучение истории знакомит с богатым патриотическими и интернациональными традициями народов России. Обществоведение раскрывает детям суть реформы политической системы, открывающей простор самоуправлению общества, создающей условия для полного развития инициативы граждан; отлаживающей механизм демократического выявления и формирования интересов и воли всех классов и социальных групп; обеспечивающей условия для дальнейшего свободного развития каждой нации и народности, укрепляющей их дружбу и сотрудничество на принципах интернационализма; радикально укрепляющей законность и правопорядок; создающей эффективный механизм, обеспечивающий своевременное самообновление политической системы, развитие и внедрение во все сферы жизни принципов демократии и самоуправления

Процесс выработки нравственных представлений по вопросам патриотизма и гражданственности осуществляется с учетом возрастных особенностей учащихся. В младших классах у ребят формируются самые общие представления о Родине как о стране, где они родились и растут. Представления же учащихся средних и старших классов о патриотизме и гражданственности становятся гораздо шире и глубже. Вполне естественно, что чем богаче представление школьников о патриотизме и гражданственности, тем успешнее формируются их оценочные суждения (взгляды) и развивается их моральное сознание по этим вопросам.

Какие же вопросы здесь имеют наиболее важное значение? Любовь к Родине появляется у человека с возникновением чувства привязанности к тем местам, где он родился и вырос и с которыми у него связаны яркие эмоциональные переживания. Об этой привязанности к родным местам очень хорошо писал Лев Толстой: «Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе

представить Россию и мое отношение к ней».

Чувство привязанности и представления о родных местах расширяется и углубляется за счет познания своей страны, ее прекрасной и разнообразной природы, богатства ее недр и могущества рек, широты ее озер и необозримых морей. Каждый из учебных предметов обладает в этом отношении своими специфическими средствами и возможностями. Но нельзя забывать и о роли

внеклассной и внеурочной работе в этом аспекте. Для этого используются экскурсии на природу, конкурсы рисунков и проектов на тему «Мой край», различные викторины и лектории. Это позволяет школьникам не только получить новые знания о истории родного края, но и на основе своего жизненного опыта и эмоциональных переживаний делиться ими с другими.

Существенной стороной развития патриотического и гражданского сознания учащихся является усвоение ими фактического материала о героической борьбе нашего народа против иноземных захватчиков, о его безграничной вере в силу и могущество Родины. Здесь помимо уроков русского

и родного языка, а так же уроков истории, проводятся различные утренники, литературные вечера посвященные Дню Победы, 23 февраля. Нельзя забывать также о интеллектуальных и развивающих играх, конкурсах песен и стихов, выступлениях перед ветеранами и участниками войн, тесном общении с ними.

Патриотизм включает в себя осознание прогрессивной роли передовых деятелей нашей страны в развитии общественной мысли и революционном

преобразовании общества, их горячей любви к родине. Известный французский просветитель Шарль Монтескье (1689- 1755) подчеркивал, что «лучшее средство привить детям любовь к Отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов». Ознакомление с жизнью и деятельностью А.Н. Радищева, А.С. Пушкина, декабристов, А.И. Герцена, В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, классиках «Серебряного и Золотого века», все это дает учащимся представление о

патриоте, носителе передовой идеи.

Воспитание гражданина в современной школе.

Закончился XX век, который принес нашей стране великие бедствия: революции, войны, массовые репрессии народов России со стороны государства, непродуманные реформы и, как результат, экономические и политические кризисы. Старое общество, с его экономикой, политикой, идеологией разрушено, а новое формируется в условиях отсутствия новой идеологии. В обстановке идеологического вакуума включается система переработки информации, заложенная в массовом сознании. Началась переоценка ценностей. У молодых людей возникает масса вопросов, например: « Говорят, что настоящий гражданин любит свою Родину. Но что такое Родина? Родные люди, родной дом, березки? Но вокруг так много проблем: нищета, безработица, высокие цены, война в Чечне. Это тоже любить? Это тоже Родина?». Это сложные вопросы. Но истинный гражданин переживает боль и трудностей своей Родины. В.А. Сухомлинский писал: "Родина - твой дом, твоя колыбель. В родном доме не все бывает гладко и не все хорошо». Настоящий гражданин должен понять, что без его действия ничего не изменится. Учащиеся

пишут: "В моих делах чувство патриотизма не проявляется. Однако, когда по

телевизору передают, что на войне снова убили наших солдат: мне становится

обидно за свою страну (Лина Ц.)"; ": я берегу природу, не бросаю мусор,

покупаю отечественную продукцию (Марина К.); "чувство патриотизма

проявляется у меня на общегородских субботниках, работе на пришкольном

участке (Таня П.); "любить свою Родину - это значит помогать в решении

проблем, связанных с экологическими загрязнениями (Наташа К.)"; "Я думаю,

что любовь к Родине проявляется в том, как ты относишься к армии, службе за

Отечество: Любовь моя искренняя, и я ее люблю за то, что она воспитывает

характер, отвечает за нас (ЕвгенийВ.)".

Чувство национального самосознания (а его подъем неизбежен как ответ на крупные социально- политические потрясения последнего времени) и чувство любви к Отечеству должны быть воспитаны в человеке семьей и школой. Выпускница школы пишет: "Я думаю, что воспитанием должны заниматься как родители, так и школа, иобщество. С самого раннего возраста изучать искусство патриотизма должно закладываться родителями, в дальнейшем воспитываться в школе. И, естественно, общество играет в истории различных народов, населяющих Россию, немаловажную роль. Ведь оттого, в каком окружении находится человек, зависит многое. Вспомним, как наша страна праздновала 55-летие Победы в Великой Отечественной войне, как относились в эти дни к ветеранам: их старались окружить вниманием и уважением. Жаль, что этим вниманием и заботой ветеранов окружают не каждый день. По моему мнению, сейчас не хватает молодым людям чувства патриотизма и этот недостаток нужно восполнить».

Итак, задача поставлена верно. Современная школа призвана осуществить гармоничное развитие личности. При этом ведущая роль отводится именно воспитанию.

Воспитание любви к Родине должно стать основной задачей школы. Тот, кто не любит своей страны, ничего любить не может. Но, решая эту задачу, не стоит повторять тех ошибок, которые были допущены ранее в деле патриотического воспитания:

1)необходимо резко различать национальное и националистическое воспитание;

2)воспитание патриотизма должно строиться на конкретной исторической почве, необходимо активно использовать краеведческий материал;

3)необходима целенаправленная работа по гражданскому образованию в рамках патриотического воспитания, так как низкая политическая культура, незнание основных положений Конституции РФ, подмена понятий "Отечество" и "Государство" (как показывают ученические работы), не могут способствовать формированию отечественной личности, подлинного патриота страны.

1.Литературно – документальная композиция, посвященная дню памяти жертвам политических репрессий.

Героическая история нашей Родины, летопись подвигов народа всегда былиярким светом, озаряющим мир современности и дорогу в будущее. Актуальность темы. Проблема гражданственности и патриотизма не нова. Патриотизм российского народа вызывал в начале XX в. беспокойство у интеллигенции. Так, Л. Толстой сокрушался, что в годы Русско-японской войны 1904-1905 гг. россияне не проявили должного патриотизма и сдали Порт-Артур. «Мне странно, -писал он, - что у моих сыновей нет патриотизма... Я вижу молодых людей, которым это нипочем... В наше время этого не было бы. Умереть всем, но не сдать». Вослед Толстому вторил П. Струве, констатировавший в 1910 г., что мы сейчас «стали перед необходимостью напрячь все усилия для того, чтобы зажечь и организовать угасший в народе патриотизм».

Минуло 100 с лишним лет. За это время Россия пережила всплески и антипатриотизма (Первая мировая и Гражданская войны), и патриотизма (Великая Отечественная война). Мы гневно и непримиримо презирали геноцид иноземных захватчиков, однако не гнушались проявлять геноцид по отношению к собственному народу. Несмываемым позором останется в нашей истории ГУЛАГ и миллионы исковерканных там судеб.

Отсюда целями данного мероприятия должны быть:

1. Воспитание уважения к опыту прошлого.

2. Вызвать чувство сострадания к невинно осужденным и репрессированным.

3. Показать героизм и твердость духа у людей, которые ценою собственной

жизни отстаивали свои взгляды и убеждения.

Сценарий разрабатывается с учетом возрастных особенностей детей (9-11класс). Все

действие строится на основе местного материала. Форма мероприятия _ литературно- документальная композиция.

«Родина – мать», такое обращение встречается в творчестве многих писателей, поэтов, а также в трудах мыслителей и политиков: «Человеку – Родина как родная мать, Любит правду горькую в споре принимать».

Любовь к Родине появляется у человека с возникновением чувства привязанности к тем местам, где он родился и вырос и с которыми у него связаны яркие эмоциональные переживания. Об этой привязанности к родным местам очень хорошо писал Лев Толстой: «Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и мое отношение к ней». Человек подрастает, становится старше, но где бы он ни был воспоминания об отчем доме, его уюте он пронесет через всю жизнь.

Цели мероприятия:

2. Формирования чувства любви к Родине через материнскую любовь.

3. Воспитание патриота через почтение и уважение к отчему дому.

3. Классный час «Письма Президенту» (для 5-6 кл.).

Цели:

1. Познакомиться с ветвью государственной власти – Институтом

Президентства.

2.Показать систему работы Президента Р.Ф.

3.Показать, что основной задачей Президента является: уважение прав и

свобод человека и гражданина, соблюдение законов России, сохранение

целостности государства и служение своему народу.

4.Воспитание патриотизма и гражданственности, чувства любви к Родине у

школьников.

Выбранная тема, вовсе не случайна. Ведь по ходу беседы очень легко понять: смотрят ли ребята новости, что думают по тому или иному поводу, разговаривают ли с ними родители на политические темы. Здесь можно поговорить: о сроке Президентства, гербе, гимне, о присяге и конституции, а так же о правах и обязанностях Президента.

Можно задать им различные вопросы:

Ребята, ваши родители говорят на тему выборов? Как они оценивают политику нашего президента, что говорят о нем, как о человеке?

А, на сколько сроков избирается наш президент?

Ответы будут абсолютно разными и неординарными. Итогом разговора, станут письма, которые ребята адресуют Президенту: «Очень хотелось бы, чтобы вы выразили свои самые сокровенные желания и надежды в письме новому Президенту. Предлагайте, спрашивайте, желайте!». Я думаю, эти письма будут говорить сами за себя.

4.Классный час или беседа «Наш бело-сине-красный». Цель этого мероприятия:

1)Познакомить с историей российского флага.

2)Показать символическое обозначение цветов флага.

3) Воспитание патриотизма и гражданственности, чувства любви к Родине у

школьников.

Результатом мероприятия может стать конкурс на лучшего знатока российской символики.

Заключение

С самого раннего возраста изучать искусство патриотизма должно закладываться родителями, в дальнейшем воспитываться в школе. И, естественно, общество играет в истории различных народов, населяющих Россию, немаловажную роль. Ведь оттого, в каком окружении находится человек, зависит многое.

Вследствие этого, первоочередными задачами школы является:

1. Необходимо резко различать национальное и националистическое воспитание.

2. Воспитание патриотизма должно строиться на конкретной исторической почве, необходимо активно использовать краеведческий материал, традиции и культурные ценности.

3. Особое внимание стоит уделить политической грамотности учащихся, очень важно научить их свободно разбираться в огромном потоке существующих ныне партий и течений.

4.Необходима целенаправленная работа по гражданскому образованию в рамках патриотического воспитания, так как низкая политическая культура, незнание основных положений Конституции РФ, подмена понятий "Отечество" и "Государство", не могут способствовать формированию отечественной личности, подлинного патриота страны.

5. Эстетического воспитания, а в частности формирование «чувства прекрасного», должно быть неразрывно связано с гражданскими и патриотическими основами воспитания.

В новых политических и социально-экономических условиях, в которых оказалось Россия сегодня, особую актуальность приобретает проблема гражданского воспитания. Основными элементами гражданственности является нравственная и правовая культура, которая выражается «в чувстве собственного достоинства, внутренней свободе личности, дисциплинированности, в уважении и доверии к другим гражданам и к государственной власти, гармоничном сочетании патриотических, национальных и интернациональных чувств».

Цель гражданского воспитания: воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к , стремление к миру. Личность приобретает гражданские качества в семье, школе, социальной среде, вузе. Особенно важно продолжать прививать гражданственность во время обучения в вузе, так как именно в студенческие годы происходит мощная социализация личности, определение ценностей, формирование планов на будущее .

Академик РАО Г.Н. Филонов утверждал, что без комплексного общенационального программирования воспитания и функционирующих технологий «трудно разрешаются проблемы нездорового прагматизма, стяжательства и другие деструктивные тенденции, тормозящие нравственное оздоровление общества». Успешный педагогический опыт 20–30-х гг. прошлого столетия по борьбе с детской преступностью и беспризорностью полезен для изучения и применения сегодня. В этой связи актуальнапедагогическая деятельность А.С. Макаренко .

А.С. Макаренко считал, что для формирования гражданственности необходимо воспитание таких качеств личности, как коллективизм, дисциплинированность, ответственность, целенаправленность, трудовая активность, развитое чувство долга. Процесс воспитания – сложная динамическая система. Воспитание гражданственности так же динамично и видоизменяется в зависимости от обстановки в мире. Сегодня стало заметно, что в студенческой среде идет резкое падение духовности, морали, нравственности, растут кражи, убийства, самоубийства.

Если бы у студентов было развито чувство гражданственности, то рост безнравственности значительно снизился. Чтобы воспитать у студентов гражданственность, в вузе должна быть хорошо организованная система пропаганды патриотизма, трудолюбия, нравственности, дисциплинированности. Воспитание таких качеств, по методу А.С. Макаренко, должно происходить через коллектив. Следовательно, в этом процессе должны участвовать все: учащиеся, преподавательский состав, профсоюзные организации и, в общем, вся политика университета.

В нашем исследовании приняли участие студенты-технологи, юноши (20 %) и девушки (80 %), всего 20 человек. Студентам была предложена анкета, в которой предлагались следующие вопросы: «Вы считаете себя воспитанным человеком?», «Есть ли у вас качество гражданственности?», «Какое из качеств, составляющих гражданственность, у вас присутствует?», «Что такое, гражданственность?», «Как вы считаете, что в большей степени влияет на вашу гражданственность?», «Как вы думаете, воспитывает ли Вуз и преподавательский состав гражданственность в студентах?», «Вы считаете себя патриотом своей страны?», «Вы считаете себя патриотом своей страны?», «Если вы патриот, то вы знаете гимн, конституцию, заботитесь об экологии своей страны?», «Хотите ли вы иметь такое качество, какгражданственность?» Анализ анкетирования показал следующее .

Большая часть студентов (80 %) считают себе вполне воспитанными людьми. Естественно, никто не хочет называть себя невоспитанным человеком. Но 15 % все же признали, что бывают ситуации, в которых они забывают о воспитании. 5 % затруднились дать ответ на этот вопрос. 2 % респондентов не знают, что такое гражданственность. 44 % отвечают, что им привили это в детстве и 44 % ответили, что занимаются самовоспитанием. Большинство из респондентов отметили, что из качеств, составляющих гражданственность, у них присутствует трудолюбие, ответственность и честность, а именно около 70 %. Еще 15 % отметили наличие патриотизма и честности, и остальные 15 % выбрали всё, кроме дисциплинированности.

Я считаю, что это очень важные качества для самореализации в жизни человека. На вопрос «Что такое, гражданственность?» 65 % респондентов ответили, что гражданственность – это любовь к родине, 30 %, что это патриотизм и 5 % ответили, что не знают. Большинство респондентов считают, что на их гражданственность повлияли семья и СМИ (90 %) и учебное заведение (10 %). Хотя армия является мощным фактором развития гражданственности, в нашем исследовании никто из молодых людей ее не назвал. 85 % студентов считают, что вуз и преподаватели способствуют воспитанию гражданственности у студентов. Студенты считают, что в вузе тоже идет процесс воспитания таких гражданственных качеств, как ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, патриотизм. 87 % студентов считают себя патриотами своей страны. По мнению студентов, патриот знает гимн, конституцию, заботится об экологии своей страны. На вопрос «Хотите ли вы иметь такое качество какгражданственность?» 80 % опрошенных ответили, что имеют такое качество и 19 % хотели бы его приобрести. В заключение хочется отметить, что проблема воспитания гражданственности очень актуальна в настоящее время, среди студентов мы наблюдаем падение нравственности, общей культуры, многие молодые люди не знают своего Отечества, гимн страны. Среди юношей есть такие, которые не хотят служить в армии. «Гражданственность» и «патриотизм» для них пустые слова.

Поэтому мероприятия, проводимые в вузах, должны способствовать воспитанию у студентов нравственных качеств: чувства патриотизма, ответственности за свои поступки. По результатам теоретического и эмпирического исследования можно сделать следующие выводы:

1. Гражданственность – это культура, которая проявляется в дисциплинированности, уважении, доверии к другим людям и государственной власти, гармоничном сочетании патриотических, национальных и интернациональных чувств. 2. Вуз как социальный институт выполняет свою воспитательную роль. Вуз помогает накопить нравственный опыт, способствует формированию нравственного поведения, таких качеств, как патриотизм, любовь к родине, самовоспитание, самоорганизация.

Список использованных литературных источников

1. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология, – Ростов н/Д: «Феникс», 2000. – 416 с.

2. Лихачев Б.Т. Социальная экология личности о творчестве Макаренко А.С. - М.: 1993. – 190 с. 3 Криворученко В.К. Единство нравственного и гражданского воспитания. – М. – 1990. – № 1. – С. 36–41.

Гох А. А.
Кубанский государственный технологический университет
Краснодар, Россия