Воспитание детей без наказаний. С чего начинать прививать любовь к чтению

Моему сыну 8 лет, и когда у него выдаётся свободная минутка, он читает. Он не выходит из дома без книжки: читает в машине по дороге в школу, на лавочке, пока ждёт тренировку по футболу. Даже умудряется доставать книгу, пока мы ходим по магазинам!

До недавнего времени думала, что это в порядке вещей и что обычно дети так и проводят досуг. Но одна за другой подруги и знакомые мамы стали спрашивать меня, как мне удалось привить ребёнку любовь к чтению.

Среди моих подруг с детьми нашлась только одна мама, дочка которой читает так же, как мой сын. И дочь подруги, и мой сын совсем не из тех детей, которых посадил рисовать – они рисуют или которые предпочтут тихий досуг подвижным играм. Оба общительные, активно занимаются спортом, да и вообще с трудом сидят на месте. Я обращаю на это внимание потому, что часто слышу: «Мой такой подвижный – его за книжку не усадить!» Не в этом дело.

Мы с подругой поразмышляли, что мы могли сделать, чтобы наши дети так любили читать. Это только личный опыт, а не готовая инструкция, с помощью которой вы воспитаете любовь к чтению у любого ребёнка.

С чего начинать прививать любовь к чтению

Начинать учить ребёнка читать можно тогда, когда он к этому готов. Дочка подруги стала читать в 3 года, мой сын в 5 лет, но проявлять интерес к настоящим книгам ребёнок начал только около 6 лет. Если малыш научился читать в 3 года, это не значит, что он сразу будет зачитываться. В этом возрасте детям интересен сам процесс, а не содержание. До 5–6 лет предлагайте ребёнку чтение написанных вами фраз или очень коротеньких рассказов. Дети обожают самодельные книжечки про них самих или про то, что происходит вокруг.

Значим переход от чтения книг вслух к самостоятельному чтению. Если вы уже читаете малышу, для него будет естественным начать читать самостоятельно, когда придёт время. Поэтому с самого раннего детства создайте ритуал чтения, например, перед сном. В нашей семье после вечерней ванны сын ложился в кровать и слушал, как мы читаем. Такой ритуал был введён очень рано – с года. Когда сын начал читать самостоятельно, мы предлагали ему почитать 5 минут для нас, а после – папа продолжал читать вслух.

Подруга с читающей дочкой рассказала, что она несколько раз была занята уборкой после ужина, и потому просто сказала дочери: «Почитай сама, ты же теперь умеешь, а я закончу дела и продолжу». Девочка так увлеклась самостоятельным чтением и была так горда, что перестала просить читать ей перед сном, а читала сама.

Любовь к чтению у детей: какие книги выбрать

Не выбирайте для первого чтения серьёзные обучающие книги, лучше прочтите их ребёнку вслух. Выбирайте небольшие, желательно смешные рассказы с простым понятным сюжетом.

Когда ребёнок читает уже более-менее бегло, лучшее, что вы можете сделать – доверить выбор книг ему самому. Будьте готовы, что ваш выбор может не совпадать с выбором сына или дочери. Но строгая цензура со стороны взрослых вряд ли приведёт к положительным результатам. Единственным нашим ограничением должна стать возрастная пометка. Хотя и тут не проявляйте излишней строгости: да, ребёнку 6 лет не подойдут книги для подростков, но если на книжке написано 8–9 или, наоборот, 4–5 лет, то почему бы не попробовать, если она привлекла внимание?

Мой сын множество раз выбирал неподходящие на мой взгляд произведения, но читал их взахлёб, а потом добирался и до подходящих. Я подумала, что мне бы не хотелось, чтобы кто-то стоял у меня за спиной в книжном магазине, комментируя мой выбор, поэтому старалась не тревожить ребёнка.

Ещё одной страстью сына стали комиксы. Дети, привыкшие рассматривать картинки, с лёгкостью и интересом читают несколько фраз, сказанных персонажами.

Воспитание любви к чтению: где брать книги

Как можно раньше запишитесь в обычную районную библиотеку, поход в которую может стать настоящим праздником для ребёнка, даже если взрослые не видят в нём ничего особенного. Мы выбрали определённый день, в который обязательно посещаем библиотеку, и даже моя младшая трёхлетняя дочка обожает этот традиционный день. Сын берёт 3–6 небольшие книги и прочитывает их за неделю.

Но покупать книги тоже стоит. Детям важно видеть собственную домашнюю библиотеку, собранную постепенно и с любовью. В книжные магазины лучше ходить вместе с ребёнком, чтобы он мог взять понравившийся экземпляр в руки и посмотреть картинки.

Если у сына или дочки есть читающие друзья, предложите им обмениваться книгами. Мы несколько раз организовывали встречи книжного клуба, которые очень нравились детям: они собирались в одном из домов и обменивались книжками, а потом играли. Такой обмен можно организовать ещё до того, как дети научились читать самостоятельно. Так они с самого раннего детства будут видеть, что книги могут стать предметом обсуждения и встреч и что ими приятно делиться и обмениваться.

Книги также можно получать в подарок. Сын уже привык, что это замечательный подарок, и радуется, когда получат новую. Я обычно прошу дарителя подписать книгу. Тогда каждый раз, открывая её и обнаруживая пожелание, мы вспоминаем, от кого получили подарок.

Если вы думаете, что мой сын уходит из комнаты, где работает телевизор с мультфильмами, или отказывается от компьютерной игры в пользу книжки, вы ошибаетесь. К моему глубокому сожалению, он всегда предпочтёт экран. Также если сын встанет перед выбором между книгой и детской площадкой, футбольным матчем с друзьями или прогулкой на велосипедах, то чтение не окажется на первом месте. Поэтому если вы хотите, чтобы ребёнок читал, у него должно быть время. И не 15 минут перед сном и ещё 15 между музыкой и танцами. У него должно быть время, когда ему станет скучно и он сам выберет новую книгу и поймёт, что она – лучшее лекарство от скуки.

Так что наш вывод очевиден: у ребёнка должно быть свободное, ничем не занятое время дома. И чем больше вы ограничите экранное время, тем больше его останется на чтение.

Как мотивировать любовь к чтению

Я никогда не ожидала, что мой сын будет столько читать. Он мне казался слишком непоседливым для этого. Поэтому я не придумывала никакой специальной мотивации.

Однако сейчас понимаю, что неосознанно мы мотивировали детей, придавая особую значимость чтению и книгам. Дома достаточно большая библиотека. Раньше и я, и муж очень много читали, сейчас – меньше, но если я взялась за чтение, то не могу оторваться. Сын много раз видел меня с книгой в руках и с лицом, говорящим: «Пожалуйста, не трогайте меня, пока я не закончу, мне так интересно!». Последнее время я специально читаю при детях. Когда они подходят ко мне, я показываю, сколько осталось до конца главы, и прошу не беспокоить, пока не закончу. Так я подчеркиваю важность занятия.

Посещение книжного магазина для всех нас становится маленьким праздником. Мы не идём «за покупками», а всей семьёй идём «покупать книги» и покупаем сразу несколько произведений для всех членов семьи. Так как обычно мы выбираем выходной день, после книжного мы заходим в кафе, там открываем и рассматриваем покупки.

Даже поход в библиотеку стал для нас особенным днём. Мы прогуливаемся пешком или едем туда на самокатах. По пути обратно я покупаю детям небольшие игрушки в киоске. Поход за книгами превращается в настоящий праздник!

И, конечно, я постоянно говорю детям, как здорово почитать книгу и как я рада, что сын читает так много. Рассказываю всем родственникам, друзьям и знакомым при сыне, что горжусь им. И да, я знаю, что для любого человека чтение – это уже лучшая награда, но всё равно не могу перестать радоваться и говорить об этом!

Прим. редакции: Если вы не знаете, какую книгу предложить малышу для первого самостоятельного чтения, рекомендуем серию

Как сделать так, чтобы поход в художественный музей стал удовольствием для ребенка и для взрослого? Этой теме посвятила свою методику Франсуаза Барб-Галль из школы Лувра. На ее семинаре в Киеве побывала Зоя Шинчук, заместитель директора одесского музея Блещунова. Зоя поделилась с Letidor своими впечатлениями от методики Барб-Галль. Фотограф из Риги Сабине Дундуре, которая ведет цикл уроков «Art Lessons» рассказала нам о собственных наработках в этой области.

Барб-Галль: Что такое перед нами?

Несколько лет назад преподаватель школы Лувра, искусствовед и педагог Франсуаза Барб-Галль написала книгу для родителей «Как говорить с детьми об искусстве». Книга стала очень популярной во Франции и Европе не только из-за того, что автор дает массу простых и забавных советов родителям, но еще и потому, что самих родителей подчас ставит в тупик поход в музей. (Мы не искусствоведы, не художники вдруг расскажем что не так)? На русском языке книга вышла маленьким тиражом, но она есть в сети.

Вот основные постулаты методики Барб-Галль:

  1. Выбрать музей, до которого легко добраться.
  2. Важно не рассказывать ребенку о произведении искусства, а узнать, что он думает о произведении сам. Франсуаза часто говорит детям: «Я не понимаю, что тут изображено. Расскажите мне. Помогите мне разобраться». Отчасти, это провокация.
  3. Не стоит осматривать за раз огромный музей, пребывание в музее не должно быть слишком долгим.
  4. Показать ребенку ваши любимые картины, и если обратный путь проходит мимо них, опять остановится рядом.
  5. Купить открытки с репродукциями.
  6. Обязательно зайти в кафе.
  7. Не ходить в музеи, когда идем дождь.

Автор пособия разделила всех детей на три группы по возрастам. От пяти до семи. Таким ребятам нравятся яркие картины с понятными сюжетами. Они же самые главные поклонники современного искусства и инсталляций.

Дети от 8 до 10 с интересом изучают детали и подробности картин. Им нравятся батальные полотна.

Ну и, наконец, старшие – от 11 до 13 – требуют рассказать им про ситуацию в стране, где написана картина, обращают внимание на исторический контекст и символы, разбросанные на полотне.

Зоя Шинчук: Ребенок – главный в диалоге об искусстве.

Искусствовед, художник и заместитель Музея личных коллекций имени Блещунова Зоя Шинчук рассказывает о том, как применить теорию Барб-Галль на практике и почему все же стоит отказаться от посещения музея в дождь.

- Вот я и мой ребенок стоим перед картиной. И что дальше?

  • Надо попросить ребенка порассуждать о том, что он видит на картине. В методике Барб-Галль человек, рассматривающий картину – то есть ребенок – является персоной номер один. Он главный в этом диалоге. Вы можете спросить: Что создает на картине ощущение одиночества? Мы это чувствуем, теперь нужно описать, понять почему. Почему калитка закрыта? Лежит снег, а из труб не идет дым? Почему именно тут сидит птица? И вот постепенно как в детективе разматывается история.

Выводы, которые сделает ребенок – и являются главными.

- А если перед нами натюрморт?

  • Что изображено на натюрморте? Цветы – символы жизни, бренности жизни, об этом знают каждый взрослый. Бабочка – символ души. Можно поразмышлять с ребенком, почему бабочка. Почему весенние и осенние плоды изображены вместе? Это символ изобилия. При этом накрытый стол изображен так, что нам кажется, будто предметы съезжают вниз, стакан вот-вот упадет. Почему? Это намек на то, что богатство и роскошь преходящи: сегодня есть, а завтра нет.

- Смысл в том, чтобы ребенок научился формулировать мысли?

  • Конечно, формулировать очень важно. А еще здесь есть момент, близкий к волшебству: вы вместе проводите своеобразное расследование. При этом возникает ни с чем несравнимое чувство первооткрывателя. Если заразить ребенка этим исследованием искусства, он сможет из этого колодца черпать вдохновение всю жизнь!

- Получается, в музее взрослый должен полностью отказаться от поучений? Как же так?

  • Да, отказ от авторитарности и желания поучать. Кроме того, не стоит грузить ребенка теми знаниями, которые ребенок освоить не в состоянии. Ведь что такое классическая методика ведения экскурсий? Это безостановочный монолог лектора.

Дети осваивают эту информацию специфически. Если после экскурсии или лекции, спросить ребенка, о чем рассказывала тетя, его ответ может оказаться далеким от предмета. Ребенок выхватывает из потока речи то, что ему понятно и знакомо. После чего склеивает эти впечатления в одну картинку. Итог: тетя говорила-говорила, но не донесла.

- Что делать обычным родителям, не искусствоведам и не художникам?

    Попытаться начать. Выбрать музей, который находится не очень далеко от дома. Барб-Галль предлагает пойти в ближайший от дома музей. Чтобы дорога не утомила ребенка. Для начала выбрать, скажем, пять произведений искусства. После прогулки по музею отвести ребенка в кафе – закрепить положительные впечатления. Тут тоже надо подготовиться – найти недалеко от музея кафе, если кафе нет в самом музее.

    У меня двое детей – пять и одиннадцать лет. Можно ли с ними одновременно пройти экскурсию по технологии Франсуазы? Я справлюсь?

    Конечно, справитесь.

- То есть, я буду рассказывать им одну и ту же историю?

  • Это они вам расскажут историю. А вы как человек опытный будите дополнять ее. Чем старше ребенок – тем больше дополнений. Главное не давить сверху, а дополнять его рассказ.

- Почему все-таки не стоит идти в музей, когда идет дождь?

  • В дождливый день ребенка сложнее «включить», он расслабленный, сонный. В такой день лучше отдыхать.

Сабине Дундуре: Искусство + Английский

Еще один эксперт – фотограф из Риги Сабине Дундуре, которая ведет на английском уроки «АRT Lessons» в языковом центре OLSC, поделилась с нами несколькими практическими наработками:

  • В Париже я водила своих 11-летних родственниц в музей Д Орсе. Я приготовила фрагменты из картин и сказала, что надо найти сами произведения. Можно использовать открытки, репродукции или просто найти эти картины в интернете и распечатать их на принтере. У каждой из девочек было по десять фрагментов картин. Больше всего им понравились картины с изображениями животных, собачками, котятами. Этих котят они нашли первыми.

На уроках «АRT Lessons» я учу детей задавать вопросы. Умение задавать вопросы – важный момент при изучении языка. Кроме того, мы повторяем лексику. Когда брали тему Дега – это были названия цветов. Арчимбольдо – овощи и фрукты.

Первым делом я спрашиваю: что мы видим на картине? Дети начинают отвечать наперебой. Когда слова у них заканчиваются, они не могут больше ничего придумать, тогда спрашиваю я: почему человек летит? Бывают ли у тебя ситуации, когда летаешь ты?

Практическое задание для двух групп ребят. Обе группы получают репродукцию картины (вариант: распечатку из интернета), и пишут вопросы к этой картине. Побеждает команда, которая напишет больше вопросов.

Урок длится час. Половину урока мы говорим о картине и художнике. Дети устают, они не привыкли говорить так много. Минут двадцать они рисуют, в это время они отдыхают. И еще десять минут они рассказывают, что они изобразили.

Для второй части урока я готовлю задания. Дети должны предложить свою версию картины или что-то дорисовать. Например, для «Поэта в нищете» (Карл Шпитцзек «Poor poet») надо было дорисовать предметы, которые могли бы сделать героя счастливым. Ребята очень обрадовались, что они могут помочь поэту. Рисовали большие окна, компьютер, шкаф с одеждой, стол с едой. Потом мы обсуждали, как могут эти вещи помощь поэту.

Задание для детей, которые любят сочинять. Придумать свое продолжение истории, которую мы видим на картине. Перенесли действие из лета в зиму и наоборот. Вообразить, что происходило за десять минут до ситуации на картине.

Следуя всем этим не слишком хитрым методам вы, родители, можете привить ребенку любовь к искусству. И сделать так, чтобы ему не казалось, что поход в музей - самое тяжкое наказание, которое можно только выдумать!
Удачи!

Экология потребления. Дети: О том, как приучить малыша и подростка любить книги рассказывают психолог В.С. Юркевич и библиотекарь Людмила Лукзен...

О том, как приучить малыша и подростка любить книги рассказывают психолог В.С. Юркевич и библиотекарь Людмила Лукзен.

В чтении существует два этапа:

1) этап технического чтения , так называемый “голый” навык,

2) этап содержательного чтения , когда сразу ухватывается содержание текста.

Первый этап удовольствия не приносит, и более того, если на нем застрять, то есть остаться больше положенного времени, то любовь к чтению становится проблематичной.

Готовых рецептов научить ребенка или взрослого любить чтение нет. Так что для начала я перечислю лишь то, чего ни в коем случае нельзя делать, когда ваш ребенок читать уже научился, но чтение у него еще только техническое - то есть сам еще читать не хочет и по настоящему (для себя, для удовольствия) даже и не может.

Чтение должно с самого начала соединяться только с чувством удовольствия. Никаких даже мыслей о репрессиях. Ни в коем случае не заставлять и не уговаривать - ах, прочитай еще хоть одну строчку. Придумывайте любые маневры, любые игры, но ребенок должен сам захотеть читать, хоть и не сразу понимает, о чем это он все-таки прочитал.

Радуйтесь каждому прочитанному слову ребенка, понимая, что это действительно его маленькие победы.

Не привлекайте его внимание к ошибкам в чтении, постарайтесь их поправлять самым незаметным образом, а если можно обойтись без этого, то и вовсе не поправляйте.

Берите для первого чтения только подходящие книжки - яркие, с крупными буквами, где много картинок и самое главное, яркий сюжет, за которым интересно следить.

А теперь о маневрах - их великое множество, а вот что поможет вашему ребенку, выбирайте сами. Лучше, конечно, придумать свой.

Метод Кассиля

Этот метод годится для ребенка, который читает уже достаточно свободно, но читать не любит, и фактически все равно находится на этапе продвинутого технического чтения.

Выбирается интереснейший текст с ярким сюжетом и родитель читает ему, вдруг останавливаясь на самом интересном месте, а потом у отца (матери, у всех домашних) категорически уже нет времени на чтение ребенку. Ребенок без особого энтузиазма берется за книгу, в надежде, что все-таки кто-то сжалится, и прочитает ему, убили все-таки или нет главного героя. Домашние тут же расхваливают ребенка за желание читать, и читают все-таки с ним вместе - строчку ты, две строчки я. И так далее.

Навык из технического по мере укрепления переходит в содержательный.

Метод Искры Даунис (детского психолога)

Однажды ребенок просыпается и находит под подушкой письмо от Карлсона, где он всего в двух крупных строчках сообщает ему, что его любит и хочет с ним дружить, а подарок для него находится там-то и там-то. Подарок в нужном месте находится.

Ребенок подозревает игру, но все же очень радуется.

На следующее утро еще одно письмо, где уже про подарок ни слова, а говорится, что он хотел оставить ему билеты в цирк, но видел, как он дергал кошку за хвост, а она визжала. И потому билеты в цирк откладываются.

С каждым днем письма длиннее, а читаются быстрее.

Навык становится содержательным, а у ребенка с чтением связывается чувство удовольствия и радости.

Метод древнего народа (который еще называют Народом Книги)

Ребенку разрешают читать, только когда он хорошо себя ведет и в награду не только дают возможность прочитать несколько строчек (или даже полстранички), но даже пекут специальное печенье в виде книжечки, которое ребенок получает в ознаменование радостного момента.

Чтение - радость и праздник. И это ребенок должен знать каждый раз, когда берется за книгу. Если ребенок плохо себя ведет, книгу читать нельзя. Правда, родился этот метод, когда дети начинали читать Книгу (Священную книгу).

Метод неграмотной татарской женщины

Это длинная история о том, как в классе для особо одаренных детей был очень одаренный ребенок, мать которого плохо говорила по-русски (а насчет читать я просто и не знаю). Знаю только, что ей на центральном телеграфе лишь доверяли перевязывать бечевкой бандероли, все остальное считалось уже работой, требующей более высокой квалификации, чем была у нее.

Мальчик в четыре года освоил буквы, но читал, естественно, плохо и только для публики.

У этой неграмотной мамы была, видимо, фантастическая интуиция. Судите сами.

Жили они в коммуналке, и к ним забежала соседка - баба Катя. И мальчик - Диан, решил похвалиться ей, что уже умеет читать. Начал читать и, естественно, плохо и с ошибками. Баба Катя решила повоспитывать соседского мальчика, - ты чего говоришь, что уже умеешь читать? Научись как следует, тогда и хвались.

Что тут стало с матерью! Зачем ты обижаешь моего ребенка - бросилась защищать сына неграмотная мать. Он только начал читать. А ты ему аппетит к чтению портишь (так и сказала!). И через несколько лет ее черные глаза при рассказе светились негодованием. - Я ее выгнала - рассказывала она - и сказала этой бабе Кате - не умеешь с ребенком – не ходи сюда. И два года не ходила она ко мне.

Дальше - больше. Мать зарабатывает очень мало и, естественно, “сидят” чуть ли не на одной картошке. Так вот, она каждый день просила сына помочь ей - когда она чистит картошку, что-нибудь почитать ей. Тогда - объясняла она сыну - ручки меньше болят. Сын охотно соглашался. И вот мать идет чистить картошку, а сын садится на маленькую табуреточку и читает. Плохо еще читает и видит слезы у матери, - ты чего мама, плачешь?

Я вот сынок, неграмотна, а ты будешь, ученый и много книжек прочитаешь.

Да, мама. Я буду ученым.

И так три раза в день. И каждый раз спрашивал мать, когда пойдем картошку чистить, когда я буду читать, чтобы у тебя ручки не болели. В пять лет они пошли в областную детскую библиотеку. А сейчас сын стал очень хорошим математиком и работает в Принстоне.

Советы библиотекаря (Людмила Лукзен)

Мнение психологов: привить любовь к книге и чтению возможно только до 9 лет. Позже это сделать очень трудно, а подчас и практически невозможно. Так что основная задача по воспитанию читателей ложится на плечи родителей, которые, в идеале, должны опираться в этой работе на помощь детских библиотек. Ведь все родители мечтают видеть своих детей здоровыми, счастливыми. И все они, без исключения, хотят научить своего ребенка тому, как добиться успеха. А для этого, прежде всего, он должен научиться писать и читать.

И процесс этот начинается в семье, а не в школе, как принято считать. Занятия в школе - лишь обучение чтению и письму. Мы же говорим о любви к книге, об удовольствии от процесса чтения, о привычке быть постоянно с книгой и невозможности существовать без нее. И это - не прерогатива школы, а абсолютно “семейное” дело. Именно родители рассказывают детям истории на ночь и отвечают на многочисленные “почему?”. Только родители проводят со своим ребенком дождливое утро в библиотеке, вместе с ним рассматривая и выбирая книги.

“Я хочу мороженое (шоколадку, игрушку т.д.)”, - говорит ваш ребенок именно ВАМ, когда вы идете с ним за покупками. То есть именно к родителям, как самым близким и авторитетным (пока еще) для них людям, обращаются малыши за советом, помощью, с просьбой. Поэтому ранний возраст - самое благодатное время для того, чтобы развить в своем ребенке любовь к книге и чтению.

Как это сделать? Вот несколько полезных и интересных идей.

Для начала - ответы на вопросы, которые часто возникают у родителей.

Как только ребенок родится;

Выделять несколько минут, но каждый день;

Выбирать время, когда ребенок в хорошем расположении духа;

Приучать ребенка “ждать” время для чтения;

Утешать ребенка, показав красивую книжку, когда он плачет или капризничает.

Выбирать удобное и уютное место;

Находить книги, которые можно дать ребенку подержать в руках;

Рассматривать книжки и картинки;

Давать возможность ребенку самому “выбрать” книгу;

Перечитывать любимые книги.

А теперь более подробно по некоторым наиболее важным советам от библиотекарей и психологов о том, как привить ребенку любовь к чтению.

1. Р азговаривайте, пойте и играйте с ребенком

Малыши с наслаждением слушают вашу речь: когда купаются и одеваются, кушают или засыпают, вечером и на рассвете.

Поэтому, подрастая, ребенок, с которым постоянно разговаривали, начинает быстрее понимать и воспроизводить все слова, услышанные тогда, когда (как казалось вам) он еще ничего не понимал. Он уже полюбил песенки и стихи. Он уже не может обойтись без ваших рассказов и совместных игр.

Говорите с ним обо всех простых для вас, но очень важных для ребенка, делах, которые вы делаете каждый день вместе. Комментируйте свои действия: “моем ручки”, “садимся на стул”, описывайте то, что видите - так вы готовите внимательного слушателя.

2. Выделяйте время для чтения каждый день

Начинать читать надо с первых месяцев жизни. Читая малышу, вы как бы расширяете его мир, помогаете ему получать удовольствие от чтения, пополняете запас его знаний и словарный запас. Ребенок учится слушать книгу, переворачивать страницы, водить пальчиком слева направо, запоминает слова, которые видит и слышит.

Малыши обожают регулярное (а не от случая к случаю) чтение с родителями! Выбирайте небольшой промежуток времени, когда вы можете расслабиться и не торопиться - перед сном, или когда у вас перерыв в домашних хлопотах.

Не забывайте, что ребенку могут почитать дедушка с бабушкой, старшие брат или сестра, любой член семьи. Приходите в библиотеку, где ему могут почитать более взрослые читатели. Все время обращайтесь к книге и чтению.

Купите несколько книг домой, чтобы ваш малыш мог с ними возиться.

3. Выбирайте книги вместе с ребенком

Читая с ребенком вместе постоянно, вы обязательно заметите, какие книги ему нравятся больше, какие он лучше понимает. Прибегайте к помощи библиотеки и библиотекаря в выборе книг, похожих на эти. Ведь именно в библиотеке есть книги для любого возраста и уровня развития. Кроме того, профессионалам легче найти такие книги, чем вам самим.

Не считайте, что все необходимые ребенку книги есть у вас дома - это ошибка многих читающих родителей. И не только потому, что домашние библиотеки не могут быть разнообразнее публичных. Вашего ребенка просто может вдохновлять пример других читающих детей. Как их много, и сколько книг! Это очень важно для формирования маленького читателя, который воспитывается на подражании. Другие читатели как бы передают эстафету вашему ребенку. Это поможет ему привыкнуть к разнообразию книг, к читательскому поведению детей и взрослых и обязательно скажется на дальнейшей жизни, учебе, подготовит к обучению в школе.

Мир книг и библиотека не будет для него неведомой страной. “Как много интересных книг, и все их можно прочитать самому”. Так появляется стимул к чтению.

4. Окружите ребенка материалами для чтения

Не только книги из библиотеки должны быть у ребенка. Обязательно должны быть и свои собственные. Какие? Прежде всего, те, в которых он сможет не только почитать, но и раскрасить картинку, что-то самостоятельно вырезать или смастерить, сделать запись. Таких книг много, и они для сугубо индивидуального пользования.

Можно мастерить и самодельные книги. Помогите своему малышу склеить, подписать или сшить свою собственную книжку с рисунками, фотографиями и другими интересными вещами. Вы можете помочь ребенку записать текст, который он хочет поместить в своей книжечке.

Одобряйте, воодушевляйте и поощряйте эту работу малыша, равно как и чтение его “собственных” книг всем членам семьи.

5. М едленно и с удовольствием

Не так важно, Что вы читаете, но Как вы читаете! Когда читаете быстро и монотонно, ребенок быстро теряет интерес. Читайте эмоционально, получая удовольствие от чтения сами. Будьте актерами (вспомните о нереализованных мечтах стать “Звездой экрана”!). Пытайтесь читать разными голосами за разных героев, передавая их характер. Вашему малышу это понравится! Читайте, перебивая чтение разговорными паузами, рассматриванием картинок в книге. Это даст малышу время вдуматься в то, что он слышит, “переварить” прочитанное, понять события и характеры героев.

Обязательно задавайте вопросы сами и отвечайте на те, что возникнут у малыша, выслушивайте, как он сам рассказывает и передает свои впечатления от прочитанного.

Присматривайтесь во время чтения к ребенку. Иногда он явно не хочет прерывать чтение, особенно если история незнакомая, и он слышит ее впервые. Иногда он захочет сначала рассмотреть картинки, расспросить вас, о чем книга. Будьте снисходительны и не останавливайте его. Чтение должно быть удовольствием!

Помните, чтение книг - это грандиозная репетиция и предопределение будущего отношения к учебе.

6. Читайте снова и снова

Как известно, дети часто любят слушать одни и те же истории. Они заставляют вас читать уже навязшие на зубах книги снова и снова. А на ваше предложение почитать или рассказать что-нибудь новенькое, часто отвечают отказом.

Что делать в таком случае? Посмотрите в заголовок этого совета! Да-да! Читайте именно то, что он просит. Это не каприз. Ребенок желает разобраться в книге глубже, процесс познания ее происходит медленнее, он получает от чтения удовольствие. Не лишайте его всего этого. Ведь идет подготовка к будущему вдумчивому и внимательному чтению, воспитание полноценного восприятия книги.

Вам тяжело по двадцатому разу перечитывать “Машеньку и медведя”? Привлеките к процессу всех членов семьи. Дайте самому ребенку возможность погордиться собой и изобразить, что он сам эту книжку “читает”.

Припоминаю, как моя старшая дочь (учившаяся позже в физико-математическом классе) доставала всех книгой “Приключения Кубарика и Томатика, или Веселая математика”, а младшая – “Золушкой”. Причем, реакция на пропущенный (в целях экономии времени) отрывок, была мгновенной.

Так что, если книга вызывает удовольствие ребенка, и он обращается к ней постоянно, читайте ему ее столько раз, сколько ребенку этого хочется.

7. Читайте везде и всегда

Читать можно везде и всегда: на прогулке, на пляже, в поездке, ожидая приема у врача. Пусть в вашей сумке с детскими принадлежностями, игрушками, бутылочками и сосками обязательно лежит книга.

Когда ваш ребенок научится различать буквы и читать по слогам, поощряйте чтение вывесок.

8. Не заставляйте ребенка читать

Никогда не усаживайте за чтение (с родителями или самостоятельно), если малыш этого не хочет. Это один из самых действенных способов убить у него интерес к чтению и книге. Не хочет - оставьте его в покое или заинтересуйте чтением. Чтение из-под палки - путь к нечтению вообще. И если ваш уже выросший ребенок, школьник, читает только комиксы или примитивные издания - воздержитесь от критики. Помните: он читает! Ищите позитивные и эффективные пути продвижения к его душе более интересных и более значимых книг. Выбирайте самые популярные в детской среде темы и книги (вам на помощь всегда придут библиотекари) и приготовьтесь к долгому пути поиска любимых книг, интересных тем и авторов.

9. Показывайте ребенку свою заинтересованность в его чтении

Нет ничего важнее для воспитания читателя, чем воспитание в ребенке любви к чтению. Будьте Великими Проводниками в мир книг, а не Великими Погонщиками и Оценщиками того, что и как читает ваш ребенок.

Когда ваш ребенок научится читать сам, просите его почитать вам. Не урок, заданный в школе, а просто хорошую историю, пока вы что-то делаете руками, на кухне, например. Если ребенок делает ошибки при чтении, то, когда ошибка не имеет значения для восприятия текста, не исправляйте его. опубликовано

Многим родителям приходится ежедневно вступать в поединок с собственными детьми и бороться за их же собственное будущее. Зачастую школьники не проявляют никакого желания учиться, отлынивают от выполнения уроков и даже прогуливают. Что делать, если сборы в школу – стресс, выполнение домашнего задания – нестерпимые мучения? В Центре «Радость жизни» проводит консультации психолог для детей и подростков, которым трудно настроить себя на учебу и выполнение домашних заданий.

Идеальный вариант – записаться на , чтобы специалист подсказал правильное решение этой задачи, но очень многое зависит и от самих родителей. Есть проверенные приемы, которые помогут пробудить интерес ребенка к учебе. Если родителям удастся привить любовь к постижению всего нового, они могут быть спокойны за будущее своих детей.

Не ожидайте и не требуйте от своего ребенка слишком многого. Разумеется, вы считаете его самым талантливым, способным и уверены, что он может одновременно быть отличником и великолепным танцором, скрипачом или художником. И все же смиритесь с реальностью: дети точно так же устают, плохо себя чувствуют, не испытывают желания заниматься той деятельностью, к которой их принуждают родители.

Нередко требуется психологическая помощь детям, которые живут в постоянном стрессе, с чувством вины из-за того, что не оправдывают родительских ожиданий. У каждого человека свои таланты, достоинства и недостатки. Ваш ребенок не исключение. Примите это! Подумайте, что для вас важнее: воспитать отличника-невротика или .

Сравнивайте успехи ребенка только с его собственными. Вспомните неприятное чувство, когда вас самого сравнивали с другими людьми. Сколько комплексов можно привить только этим! А главное, вы ведь все равно не добьетесь цели: ребенок не станет похожим на ваш идеал, зато его самооценка может сильно пострадать, а результаты – ухудшиться. Отмечая и поощряя прогресс ребенка, сравнивая его с ним самим в прошлом, вы получите гораздо больше и сохраните хорошие отношения.

10 приемов, чтобы мотивировать ребенка к учебе

  1. «Дети видят, дети повторяют». Эта фраза актуальна во все времена. Если вы сами постоянно узнаете что-то новое, делитесь интересной информацией с ребенком, он станет делать так же. Читайте, смотрите познавательные фильмы, учитесь, развивайтесь сами и включайте в этот процесс своего ребенка. Докажите важность учебы на собственном примере.
  2. Используйте новые технологии. Многие родители ругают гаджеты, переживают из-за того, что детей «невозможно оторвать от планшета». Нередко это оборачивается настоящей зависимостью, и нужна и подросткам, которые полностью погружаются в виртуальный мир. Но вы можете научить ребенка добывать знания с помощью новых технологий. Вместе осваивайте полезные программы и приложения: рисуйте, программируйте, изучайте, проектируйте.
  3. Создайте «ученую» атмосферу. Гарвардские ученые доказали, что хорошая библиотека в доме мотивирует детей больше читать. Постоянный доступ к интересным книгам только на пользу. Зачастую ребенок берет что-то почитать от скуки, а потом чтение входит в привычку.
  4. Позвольте ребенку учиться так, как ему удобно. Известный нейролингвист Татьяна Черниговская утверждает, что мозг каждого человека учится по-своему. Кому-то для концентрации внимания лучше сидеть за столом в полной тишине, а кто-то учится, развалившись на диване и включив музыку. Позвольте ребенку чувствовать себя свободным во время учебы. Кстати, это может создать дополнительные «зацепки для памяти» (ассоциации со звуками, цветами, движениями).
  5. Поощряйте хобби. Вы понятия не имеете, в каком мире придется жить в будущем, какие профессии будут востребованы. Позвольте ребенку любую деятельность, к которой он стремится, будь то складывание пазлов, бег, приготовление пищи или запись видеороликов. Включитесь в увлечение ребенка, водите на интересные для него выставки, находите тематические передачи. Нередко помощь психолога ребенку заключается в том, чтобы помочь раскрыть «особенные» таланты.
  6. Выбросьте телевизор. Серьезно. Если не можете от него избавиться, то включайте не более чем на 15-30 мин в день. Ни вы, ни ваш ребенок не становитесь счастливее, умнее, талантливее, часами смотря бестолковые фильмы и программы.
  7. Играйте. Развивающие игры вроде «Монополии» могут стать прекрасным способом совместного времяпрепровождения. Играйте вместе с ребенком. Вам это тоже может понравиться!
  8. Разговаривайте и честно отвечайте на вопросы. Иногда нужны консультации психолога ребенку, который уверен, что . Зачастую причина такой уверенности кроется в отсутствии внятных ответов. Не игнорируйте вопросы вроде «Зачем это нужно?», отвечайте честно и подробно. Если вы сами понимаете, что та или иная тема не может пригодиться в жизни, объясняйте, какие навыки мышления ребенок приобретет, изучив ее.
  9. Не платите за оценки. Некоторые родители совершают ошибку, давая деньги за каждую хорошую отметку. Это путь в никуда. Поощряйте ребенка за хорошие результаты, но не платите деньги. Пусть это будут нужные вещи, поездки и т.п.
  10. Развивайте полезные навыки. Умение хорошо считать, быстро читать, находить нужную информацию – все эти навыки упрощают процесс обучения. Если ребенку интересно и легко учиться, он делает это с удовольствием.

Познание – это не только сидение за партой и бесконечные занятия. Не перегружайте расписание ребенка, дайте ему свободное время, чтобы он успевал отдыхать и у него оставались силы на новые интересы, хобби, увлечения. Это только увеличит эффективность обучения.

Если у вас не получается привить ребенку любовь к учебе, обратитесь за детской психологической помощью в наш центр «Радость жизни».

Давайте решать проблему вместе!

    Похожие записи

Дорогие родители, здравствуйте! Если вы читаете эти строки, значит вы с нами, и это несказанно радует. А часто ли вы читаете? А ваши дети? Если на первый вопрос я, наверное, услышу многочисленные «да!», то на второй, скорее всего, будет многозначительное молчание.

Не так давно удивилась своим детям, которые не смогли в первые несколько секунд припомнить, а какие книги они в последнее время читали, и какая больше пришлась по душе. Школьная литература и заученный на урок Некрасов – не в счёт! Ну как же так?

Начинаю рассказывать, что мы раньше в «живую очередь» , чтобы взять «Незнайку», «Волшебника Изумрудного города» и «Тома Сойера», а потом взахлёб читали, чтобы поскорее передать книги друзьям, а у вас всё в доступе, но вы не хотите, и натыкаюсь на круглые глаза детей: типа, а зачем?!

Да, «книжных» детей стало меньше. Знакомство с литературой стало ограничиваться лишь школьной программой, и это наводит на печальные мысли, что пройдёт годик-другой, и нашим детям действительно не о чем будет поговорить, кроме как о сухих цифрах экономики. Не приучено молодое поколение читать – факт.

Но если вы, равно как и я, этим обеспокоены, предлагаю познакомиться с советами психологов, как привить ребёнку любовь к чтению, и как при этом избежать частых ошибок.

План урока:

Почему мы делаем ошибки

Мало кто знает, что процесс чтения у психологов делится на 2 этапа.

  1. На первом, техническом, появляется «голый» навык овладения умением, который не приносит ещё дошкольнику должного удовольствия. Да, ребёнок радуется, что у него получается, но сам ещё книгу в руки не берёт, только в качестве игры и для демонстрации нам, родителям, своих достижений.
  2. На втором этапе начинается содержательное чтение, когда ухватывается смысл. Вот здесь-то и происходит получение удовольствия от того, что прочитано.

Нередко мы «застреваем» на , потому как в школе важно, насколько правильно ребёнок это делает, сколько слов он умудряется «пробежать» за минуту, и на последнем месте во время обучения чтению как таковому стоит понимание.

Формируется слово «надо», подкрепляемое школьными читательскими дневниками и нашим ежевечерним: «А ты сегодня читал?! Давай бери книгу!». И заметьте, в такие минуты нам не важно, а есть ли настроение у ребёнка для чтения. Нами движет слово «надо».

Так что в возрасте первоклассника 7 лет в большинстве случаев чтение техническое, и это не страшно. Страшно застрять на этом этапе, потому как репрессивное «Давай ещё страницу!» отобьёт желание брать книгу в руки напрочь.

На заметку! Психологи уверены, что крайний возраст, когда ещё можно из ребёнка сделать книголюба – 8 лет. Не привили любовь к чтению до 9-ти, позже сделать это гораздо труднее, а во многих случаях просто невозможно.

На втором этапе важно дать ребёнку свободу. Специалисты уверены, что не стоит до школьного возраста, а в идеальном варианте – до 10 лет, прививать чувство долга по отношению к интеллектуальной деятельности.

Психологи советуют «навязать» младшим школьникам осознание того, что школа – это, безусловно, в большинстве случаев обязанность, но учёба, в которой чтение занимает львиную долю, — это одновременно и радость, а получение информации из печатных строк должно приносить удовольствие.

А как мы поступаем обычно? Ведём к полке со школьной литературой: «Ты должен!» либо дарим книги «Тебе надо!» в уверенности, что именно это модное произведение должно быть прочитано, чтобы быть ему среди интеллектуалов. И совершаем непоправимую ошибку: не станет ребёнок читать с удовольствием то, что ему неинтересно, лишь исключительно «из-под палки», а это возвращает нас на уровень №1.

Потому не заверяем ни себя, ни юного читателя в том, что в семейной библиотеке есть всё, что нужно, а идём дружно в книжный магазин и оставляем на несколько минут ребёнка один-на-один в этом книжном царстве, наблюдая со стороны, а не жужжа под ухом: «Возьми вот это!» И пусть в результате в корзинке окажется совсем не то, что Вы ожидали видеть. Вариант без лишней траты денег – библиотека: «Как много книг, и всё это тебе доступно!»

Манёвры, чтобы подружиться с книгами

На просторах интернета нашла несколько советов для родителей, которыми можно воспользоваться, желая воспитать «книжное» поколение. Во всех из них – маленькая хитрость.

Хитрость от Кассиля

Русский писатель Лев Кассиль стоял на страже того, чтобы детская книга была популярна, а пополнить ряды читателей он предложил при помощи детской любопытности. Всё просто: читаем ребёнку книгу и на тебе: останавливаемся на самом интересном и становимся вдруг ну о-очень занятыми, игнорирую детское: «Ну прочитай ещё страницу!»

Что остаётся любопытному созданью? Правильно: прочитать самому! От Вас требуется в это время поддержать его инициативу и внимательно слушать продолжение рассказа.

Подходит он для тех ребят, которые уже свободно читают, застряв на стадии технического чтения и готовые переходить на этап содержательный.

Хитрость от Искры Даунис

Детский психолог предлагает воспользоваться той же самой чертой, присущей каждому ребёнку, – любопытством.

Представьте, что однажды утром Ваш ребёнок находит под подушкой записочку от любимого героя, в которой таинственно сообщается, что там-то – там-то для него приготовлен сюрприз. Находим сюрприз.

На следующее утро – ещё одно письмо, уже подлиннее текстом, но не про подарок, а про его достижения либо про плохие поступки. День за днём письма всё длиннее и содержательнее, а удовольствие от процесса чтения всё больше.

Еврейская хитрость

У еврейского народа есть свои традиции к привитию любви к чтению: они разрешают своим детям читать только тогда, когда они хорошо себя ведут.

То есть книга у них – это не наши обязательные каждый день 2-3 страницы «для галочки», а награда, к которой надо стремиться. Воспитанные с пелёнок с мыслью о том, что пользование книгой необходимо заслужить, маленькие еврейцы начинают испытывать нескончаемое удовольствие, когда в их руки наконец-то попадает книга.

Почему бы и нам не стать чуточку хитрее во благо? Мне кажется, если соединить все эти маленькие хитрости вместе, чередуя их, привить любовь к книгам получится гораздо быстрее.

Среди окружающих давно сложился образ библиотекаря. Это обязательно строгая тётя в очках, сухая и неэмоциональная, постоянно шикающая и призывающая к порядку. А ведь у неё большой багаж советов для того, чтобы помочь детям полюбить книги, ведь она-то сама с ними «на ты».

Когда читать?

Читать всегда, начиная прямо с момента рождения, ведь любовь к книгам – дело сугубо семейное. Именно родители – первоисточники колыбелей и , чтения на ночь, а читающий родитель – и вовсе пример для подражания.

Многие уверены, что видящий с книгой в руках маму-папу-бабушку-дедушку ребёнок непременно будет сам «книжником». Не то, чтобы совсем непременно, но вероятность этого значительно выше, чем у нечитающих семей. Когда книга в доме – обычный предмет, приносящий положительные эмоции, то желание ею пользоваться ради получения этих эмоций самостоятельно велико. Одно условие для чтения – позитивный настрой.

Как читать?

По несколько минуточек, но каждый день, выбирая для этого уютное местечко дома, рассматривая книжки и картинки в них, и обязательно с выражением, медленно муссируя то, про что Вы читаете, вызывая бурю эмоций. И с паузами, давая возможность «переварить», и с последующим обсуждением, предоставляя право высказать собственное мнение.

Очень полезно чтение всеми вместе по ролям. А если Вы подкрепите прочитанную книгу ещё и просмотром поставленного по ней спектакля или мультфильма, сравнивая текст с увиденным, то сможете рассчитывать на положительную реакцию юного читателя.

Что читать?

Всё, что интересно Вашему ребёнку. И пусть он в двадцать пятый раз просит Вас прочитать книгу, залистанную до дыр, у Вас нет права ему отказать. Для детсадовцев и младших школьников предпочтительно пользоваться книгами яркими, красочными, с крупным шрифтом.

Оставьте собственные амбиции позади и не подпихивайте серьёзные книги. Ребёнок придёт к этому, но позднее, а возрасте 8-11 лет пусть себе листает всё, что нравится, даже хоть комиксы.

Где читать?

Везде! Во время прогулки – вывески, на пляже – объявления, в помещениях – книги.

Конечно, не стоит циклиться на чтении, когда никак не удаётся ребёнка к этому склонить. И в наши времена были нечитающие дети, в развитии которые совсем не отставали. Главное — найти, чем заменить такие пробелы в развитии и делать это без фанатизма. А у Вас читающая семья? Рассказывайте в комментариях)

И не забудьте подписаться на новости блога, чтобы быть в курсе всех новых статей здесь появляющихся)

Приятного чтения Вам и Вашим маленьким школьникам!