«Волшебница вода». Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе

КОНСПЕКТ НОД

« СЕКРЕТЫ ВОЛШЕБНИЦЫ ВОДЫ»

Цель:

Задачи:

Обучающие:

Развивающие:

Воспитательные

Материалы и оборудование: - глобус, 2 веревки, стаканы с водой и молоком, чайные ложечки, сахар, кофе, салфетки, листы бумаги с нарисованными каплями воды, мольберт,проэктор, для рефлексии цветы: василек, мак.

Ход НОД:

1. Вводная часть:

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу вас пригласить в научную лабораторию. Как вы думаете, что делают в лаборатории? Чем занимаются ученые? (Ответы детей.)

Воспитатель: Ученые занимаются наукой. Наука – это познание. Ученые проводят различные опыты. Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории? (Быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться.)

Воспитатель: Но, чтоб попасть в лабораторию нам надо узнать что мы там будем исследовать. И первая подсказку для вас я держу в руках. (Воспитатель крутит глобус в руках.)

Воспитатель: Что у меня в руках? (Глобус.)

Воспитатель: Правильно. Посмотрите, какой он разноцветный. Какие цвета вы видите на нем? (Синий, желтый, зеленый, коричневый.)

А какого цвета больше?

А как вы думаете, что изображено на глобусе синим?

Воспитатель: Молодцы, все справились. Вот для вас новая подсказка – загадки.

По морю идёт, идёт,
А до берега дойдёт -
Тут она и пропадёт.
(Волна)

ЗВУКИ ВОЛНЫ ПОКАЗ КАРТИНКИ

Ног нет, а идет. Глаз нет, а плачет

(Дождь.)

ЗВУКИ ДОЖДЯ ПОКАЗ КАРТИНКИ

Бегу я, как по лесенке, по камушкам, звеня.
Издалека по песенке узнаете меня.

(Река.)

ЗВУКИ РЕКИ ПОКАЗ КАРТИНКИ

Воспитатель: Как одним словом можно сказать о чем загадки? (о воде). Сегодня мы продолжим с вами разговор о воде, ее свойствах и о значении воды.

Какая бывает вода? (теплая, горячая, холодная, пресная, прозрачная, газированная и т. п.).

Что вода делает? (течет, льется, журчит, растекается, капает, замерзает, тает).

Для чего вода нужна человеку? (пить, мыться, купаться, готовить еду, стирать, поливать растения, мыть посуду и т. п.).

Теперь мы знаем ключевое слово, тему нашего лабораторного исследования, и я приглашаю вас в нашу научную лабораторию, где мы будем проводить опыты и узнаем о свойствах воды, т. е. какая она вода?

2. Основная часть.

Напомнить правила поведения в лаборатории:

Быть аккуратными;

Не спешить;

Внимательно слушать;

Не толкаться;

Воспитатель: Итак, теперь мы готовы раскрывать секреты воды.

Ребята, а вы знаете, почему вода течёт, почему у неё не
бывает формы? Идите на коврик, я вам покажу. Встаньте врассыпную и походите по ковру. Получается? Легко двигаться? А обнять, взять вас всех на руки вот так, врассыпную, я могу? Нет. Так устроен воздух: частички
двигаются, никто никого не держит и взять в руки трудно. Теперь тесно обнимите друг друга. Могла бы я сейчас взять вас всех вместе, если бы была силачом? А вам легко двигаться? Может кто-нибудь выйти из круга,

поменять позу, если все его крепко держат? - это твёрдое тело, А сейчас возьмитесь за руки. Попробуйте пройтись вот сюда, Встать в круг, на этот квадратный коврик, а на треугольный… получается? Вот и вода может принимать любую форму: в какую посуду нальёте, такой и будет .

Воспитатель: Приступим к опытам.

Опыт №1 Вода не имеет цвета (прозрачная).

Детям предлагается посмотреть сквозь воду в бутылке на стоящий за бутылкой предмет (колокольчик) и через бутылку с молоком.

Вывод: вода искажает предметы, но их видно хорошо.

Опыт №2 Вода не имеет вкуса.

Дети наливают воду из бутылки в стакан. Пробуют ее, пытаются определить вкус воды (безвкусна). А теперь давайте добавим в стакан с водой сахар. Попробуйте. Что изменилось? (вода стала сладкая).

Вывод: Вода не имеет вкуса, но мы можем сами изменить вкус воды.

Опыт №3 Вода может быть растворителем.

Воспитатель: У вас на столах в стаканах находятся разные вещества сахар,кофе.

А теперь попробуем растворить эти вещества в воде и посмотрим, что у нас получится.

В стакан с водой насыпать сахар, кофе.

Вывод: вода может растворять различные вещества.

Растворяя вещества, дети приходят к следующим выводам:

Сахар растворяется в воде, вода остается прозрачной;

Кофе тоже растворяется, но вода становится коричневой

Давайте поиграем. Я буду мамой тучкой, а вы маленькими капельками.

Начался дождь, и капельки полетели на землю (дети медленно бегают). Скучно стало капелькам по одиночке, и они стали собираться в маленькие ручейки (дети объединяются по двое, трое). Ручейки стекали по камушкам и стали одной большой рекой (все дети стали в одну цепочку). Текла река меж скалистых берегов и впала в море (дети встали в круг). Плавали они там, но тут пригрело солнышко и напомнило капелькам. Что пора возвращаться домой к маме-тучке. Стали они легкими, потянулись они вверх, испарились под лучами солнца и вернулись домой на тучку.

Такое путешествие воды называется круговорот воды в природе.

Посмотрите, пока мы с вами путешествовали, капельки оставили для нас подарок. Они оставили свой след. Они хотят, чтобы вы их оживили, и превратили во что ни будь. Во что могут превратиться капельки? (В листик, ежика, кита, мышку.)

А теперь станьте волшебниками и оживите капельки воды.

Дети рисуют.

3.Рефлексивная деятельность: Ребята вы сегодня были настоящими учеными, кому сегодня было очень интересно проводить исследования, возьмите в подарок - красный мак, а кто немного затруднялся или показалось, что это очень трудное дело - возьмите синий василек.

Почему взяли красный мак? А почему ты взял - синий василёк?

(дети аргументируют свои ответы).

Самоанализ интегрированной НОД « Секреты волшебницы воды».

Провела Тарасенко Елена Владимировна.

Тема: « Секреты волшебницы воды»

Краткая характеристика группы. Общее количество детей в группе 8. Дети 5-6 лет, старшей группы.

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, продуктивная.

Цель: Формирование у детей представлений о свойствах воды в процессе экспериментальной деятельности.

Задачи:

Обучающие:

Закрепить и упорядочить знания детей о свойствах воды;

Экспериментальным путём познакомить со свойствами;

Продолжать учить технике безопасности при проведении опытов;

Развивающие: - развивать умение мыслить, анализировать, делать выводы, самостоятельно искать решение предложенной задачи;

Воспитательные : -воспитывать интерес к окружающей среде, любознательность.

Мотивация: проблемная ситуация, игра, ИКТ.

Интеграция образовательных областей:

«Здоровье», «Коммуникация», «Познание», «Безопасность», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».

Материалы, оборудование: глобус, 2 веревки, стаканы с водой и молоком, чайные ложечки, сахар, кофе, салфетки, листы бумаги с нарисованными каплями воды, мольберт, проектор, для рефлексии цветы: василек, мак.

Актуальность представленного мною вида деятельностия вижу в том,что в настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал.

Старший дошкольный возраст – самоценный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно с взрослым под его тактичным руководством.

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования.

Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка.

В ходе всей НОД совершенствовала грамматический строй речи, развивала связную речь. Добивалась ответа полными предложениями.

Материал для НОД был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Учитывая их возрастные особенности, ребята опытным путём определяли свойства воды, дорисовывали элементы похожих предметов,учились отвечать полным ответом на поставленные вопросы. Детям было интересно. Они были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Все это подтверждают результаты деятельности и рефлексия.

Все элементы НОД логически между собой объединены общей темой.

Данная структура занятия вполне оправдана. Так как каждая часть занятия направлена на решение определённых педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приёмов. Содержание занятия соответствовало поставленной цели и задачам.

Форма организации обучения характеризуется как совместная, индивидуальная и фронтальная.

Методы:

Практические : опыт, экспериментирование, моделирование;

Наглядные: демонстрация наглядных пособий;

словесные : рассказ педагога,беседа, использование художественной литературы;

Игровые: воображаемая ситуация в развёрнутом виде.

В процессе НОД применялись следующие технологии:

Игровая деятельность;

Обучение в диалоге со взрослым;

Технология развивающего обучения;

Здоровьесберегающие технологии.

Экспериментально - поисковая.

Я считаю, что выбранная мной форма организации непосредственной образовательной деятельности детей была достаточно эффективной. В течение всей образовательной деятельности формировалась УУД (учебная универсальная деятельность, в соответствии с требованиями ФГОС). Старалась соблюдать нормы педагогической этики и такта. Считаю, что поставленные в непосредственно образовательной деятельности задачи были выполнены. НОД своей цели достигло.


МБДОУ «Красносельцовский детский сад»

Рузаевского муниципального района

Тема: « Волшебница-вода»

Конспект занятия для детей подготовительной

логопедической группы, (итоговое).

Подготовила: учитель - логопед

Мирошина Наталья Николаевна

Зачачи:

Образовательные:

Активизировать и расширять словарь по темам «Вода», «Зима», «Транспорт», «Флора и фауна Земли»; продолжать учить подбирать слова-признаки и слова-действия к словам «снег», «лед»; закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом;

Закреплять элементарное представление о круговороте воды в природе;

Закреплять названия водного транспорта и водных обитателей.

Развивающие:

Упражнять в подборе слов-антонимов;

Совершенствовать умение согласовывать числительное со словосочетанием;

Закреплять навыки звукового синтеза слова;

Развивать фонематическое восприятие;

Продолжать учить составлять предложение по сюжетной картинке и зарисовывать их графически;

Корригировать артикуляционную, общую и мелкую моторику;

Развивать познавательные способности, сообразительность.

Воспитательные:

Воспитывать сочувствие, сопереживание, бережное отношение к водному ресурсу.

ОБОРУДОВАНИЕ

1. Плакаты: «Круговорот воды в природе», «Агрегатные состояния воды», «Вид из окна».

2. Иллюстрации: водные объекты, природные явления из воды, водные обитатели, сюжетные картинки о воде.

3. Зеркала; бумажные капельки, снежинки, сосульки; снеговики из пазлов; магнитофон, аудиозаписи водных явлений, с голосом Снежной Королевы; ракушка; доска с маркером; панно со скотчем; мячик- «снежок».

Ход занятия.

Организационный момент

Логопед. Ребята, отгадайте загадку.

С горы, сбегая без труда,

Она гремит как гром.

В морозный день она тверда -

Руби хоть топором!

Нагрей ее и к небесам она

Взлетит тогда.

Теперь ты мне ответишь сам:

Зовут ее … (вода).

Сегодня мы с вами на занятии будем говорить о воде, да не просто о воде, а о волшебнице-воде. Как вы думаете, почему?

Дети. Вода бывает очень-очень разной - она может быстро бежать ручейком, плескаться в море, становиться холодными льдинками или горячим паром.

Логопед. Вот какая она разная!

Рассказ о путешествии капельки в природе

Логопед. Вода в природе путешествует по кругу. Вспомним, как это происходит с помощью этой картины.

Дети с логопедом по плакату «Круговорот воды в природе» рассказывают об этом природном процессе.

Когда в тучке накапливается очень много капелек, им становится тесно. Тогда мама-тучка посылает капельки на землю, наказывает им пролиться теплым дождиком, напоить землю, растения, животных, пополнить водоемы, а затем возвратиться!

И вот летят капельки из тучки на землю. Попрыгают, поиграют, но скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками.

Встретились ручейки и стали большой широкой рекой. Плывут капельки в широкой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в глубокое море, а из моря перетекла в огромный океан.

Плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама-тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело.

Стали капельки легкими-легкими и потянулись вверх, и вернулись к маме-тучке. Она без них соскучилась, через некоторое время она их опять отпустит погулять на землю.

Давайте представим, что наш язычок превратился в капельку, и сейчас мы покажем язычком, как путешествует вода в природе.

Артикуляционная гимнастика

под аудиозапись

1. Надувание щек поочередно, обеих сразу (капельки накапливаются в тучке, тучка становится все больше и больше).

2. Выпускание воздуха изо рта постепенно (из тучки проливается дождь).

3. «Качели» (капельки капают из тучки на землю).

4. «Змейка» (капельки сливаются в тонкие ручейки, затем образуется широкая река).

5. «Лопатка» (из реки капельки попадают в море).

6. «Чашечка» (из моря капельки попадают в глубокий океан).

7. «Грибок» (подул сильный ветер, и в океане появились высокие волны).

8. «Горка» (в океане капельки катались по высоким волнам).

9. «Оближи верхнюю губу» (над океаном выглянуло яркое солнце).

10. «Качели» (капельки стали легкими и потянулись к маме-тучке).

Логопед. Капельки воды в природе ходят, «движутся» по кругу. Они выпадают из туч в виде дождя (снега), путешествуют по земле, а затем под лучами солнца возвращаются обратно. Вода не исчезает, а только превращается из одного состояния в другое и путешествует.

Агрегатные состояния воды

в природе

Логопед с детьми подходит к плакатам об агрегатных состояниях воды.

Логопед. Когда вода выпадает из туч - в каком она состоянии? Если идет дождь - в жидком, если снег - в твердом. Когда испаряется с поверхности земли и возвращается в тучи, какое состояние приобретает вода? Газообразное. Где можно в природе встретить воду в жидком, твердом и газообразном состоянии?

Дети называют природные объекты и явления на агрегатные состояния воды.

Согласование числительного

со словосочетанием

Образование существительных

с уменьшительно-ласкательным суффиксом

Логопед. Ребята, давайте поиграем со снежком в игру «Назови ласково».

Дети называют природные объекты и явления, связанные с водой с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

снег - … (снежок)

капля - … (капелька)

река - … (реченька)

дождь - … (дождичек)

облако - … (облачко)

туча - … (тучка)

льдина - … (льдинка)

сосуля - … (сосулька)

лужа - … (лужица)

пруд - … (прудик)

Подбор прилагательных,

причастий, глаголов

к существительному

Логопед предлагает детям рассказать Снежной Королеве о снеге и льде и за каждый правильный ответ из ручейка класть капельку в ведро.

Снег (какой?) - белый, чистый, хрустящий, рыхлый…;

снег (что делает?) - идет, серебрится, сверкает, летит…;

лед (какой?) - холодный, хрупкий, прозрачный, твердый… .

В каких словах «живет» слово снег? - снежок, снегирь, подснежник, … .

В каких словах «живет» слово лед? - льдина, гололед, ледокол, … .

Снежная Королева просит детей собрать ее стражников-снеговиков, тогда, может, она передумает и оставит воду на земле в разных состояниях.

Игра «Собери снеговика»

(из пазлов)

Физкультминутка «Снеговик»

Дети показывают движения в соответствии с текстом.

Давай, дружок, смелей, дружок,

Кати по снегу свой снежок.

Он превратится в толстый ком,

И станет ком снеговиком.

Его улыбка так светла!

Два глаза, шляпа, нос, метла…

Но солнце припечет слегка -

Увы! - и нет снеговика.

Подбор антонимов

Игра со Снежной Королевой «Скажи наоборот». За каждый правильный ответ дети кладут по капельке в ведро. Используется аудиозапись с голосом Снежной Королевы, которая произносит следующий текст.

Снежинка легкая, а сосулька … (тяжелая).

Ручеек узкий, а река … (широкая).

Земля черная, а снег … (белый).

Родник чистый, а лужа … (грязная).

Вода холодная, а пар … (горячий).

Река близко, а море … (далеко).

Пруд маленький, а океан … (большой).

Горная река течет быстро, а равнинная … (медленно).

Звуковой синтез слов

Снежная Королева говорит, что заморозила всех водных обитателей. Логопед находит ракушку и говорит детям, что она нам поможет. Но от холода ракушка не может говорить целым словом, она произносит только звуки.

Логопед прикладывает ракушку к уху и произносит названия водных обитателей отдельными звуками.

Дети с помощью ракушки составляют из звуков названия водных обитателей - кит, сом, рыба, щука.

Работа над слоговой структурой слов

Логопед. Ребята, ракушка просит помочь разместить водных обитателей по водным объектам земли. Но сначала назовите, какие водные объекты «строит» вода? и определите количество слогов в их названиях.

Игра «Размести водных обитателей по своим водоемам»

Дети раскладывают картинки с изображениями водных обитателей на макеты водных объектов.

Составление предложений

по сюжетным картинкам

Дети отвечают.

Логопед предлагает детям составить предложения по сюжетным картинкам и записать их графически на доске.

Логопед. Без воды не сделать очень многих простых дел. Воду ничем не заменить! Поэтому воду надо беречь. После пользования водопроводным краном его обязательно надо закрывать! По воде передвигается транспорт. Как он называется? Какой водный транспорт вы знаете?

Дети отвечают.

Игра «Закрой снежинкой водный транспорт».

Работа над мелкой моторикой

Логопед. Снежная Королева все равно вредничает и не желает оставить на Земле воду в разных агрегатных состояниях.

Логопед предлагает детям подумать, что же можно сделать. Как перехитрить Снежную Королеву?

Дети отвечают.

Логопед предлагает детям из собранных капелек в ведре выложить тучку, из которой прольется добрый, теплый дождик и проучит Снежную Королеву.

Дети под аудиозапись выкладывают тучку.

Сюрпризный момент. Вот что осталось от Снежной Королевы - «сугробики» на снежинках.

Детям раздают зефир на бумажных салфетках.

Итог занятия

Оценка работы детей.

На столе у воспитателя стоит сундучок (мотивация!), дети обращают внимание на него. Воспитатель берет в руки сундучок и задает вопрос:
– Кто знает, как называется предмет, который я держу в руках? (Ответы детей).
– Как вы думаете, что может лежать в моем сундучке?
(Предположения детей).
– Хотите посмотреть?
(Воспитатель открывает сундучок и достаёт глобус и карту. Карту вешает на стену).
– Что это? (Дети называют)
– Что общего у этих двух предметов? (Для путешествия, преобладание голубого и синего цвета)
– А кто знает, что обозначается на карте и глобусе оттенками синего цвета? (Вода в море, океане….)
– Да, ребята, вы правы – это вода. Предположите о чём мы сегодня будем вести разговор? Чем будем заниматься? Что узнаем нового? (Мы будем путешествовать по воде; узнаем о путешествии воды на планете и др. варианты ответов).
Показ детям модели земного шара, общего для всех жителей планеты – глобус).
– Ребята, почему на глобусе и на карте вода обозначается бледно-голубым, синим, темно-синим цветом? (Предположения детей)
– Если вас заинтересовала эта особенность изображения водной поверхности земного шара, то можете к следующему занятию с нами поделиться этой новостью, спросить это у родителей.
– А какие ещё цвета вы видите на глобусе и карте? (Жёлтый, зелёный, коричневый)
Знающие дети могут назвать обозначение цветом определённой поверхности: коричневый – горы и т.д.)
– А каким одним словом можно назвать поверхность земного шара, где нет воды? (Суша)
– Учёными доказано, что суша занимает одну четвёртую часть земного шара. Чтобы вам было понятно, приведу пример на яблоке. (На глазах у детей разрезаю яблоко на четыре равные части)
– Кто сможет выйти и показать ту часть, которая условно равна суше? (Вызываю двух детей по очереди, один из которых показывает правильно, а другой ошибается)
– Ребята, а кто же прав? (Выслушиваются размышления детей. Кто-то из ребят пытается сделать вывод – воды больше, чем суши)
– А, по-вашему, мнению, чего на поверхности нашей планеты Земля (Держу в руках глобус) больше воды или суши? (Варианты ответов детей)
– Итак, ребята, мы с вами условно представили планету Земля в виде яблока, разделили на четыре равные части и взяли одну – это суша (показываю). Остались три части – вы сказали, что это – вода. Молодцы! Воды на планете действительно больше, чем суши.
(Воспитатель читает стихотворение Н.Рыжовой о воде, по ходу вывешиваются на магнитной доске иллюстрации дождя, града, снега, росы, пара, сосульки, тумана и т.д.):

– Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить!

– Кто из вас купался в реке или бассейне? (Все поднимают руки)
– А кто купался в море или в нашем озере Карачи? (Кто-то дважды поднимает руку)
– Есть ли какое отличие воды в море и озере Карачи? (По количеству воды, по вкусу – солёная, несолёная. Дети замечают, что морская вода – солёная, а с озера Карачи – очень солёная).
– «Загадку» озера Карачи мы рассмотрим на последующих занятиях, но заинтересовавшимся ребятам, можно обратиться к родителям.
– Действительно, вы заметили, что в море вода солёная, а в реке – нет. (Словарная работа – пресная вода).
– Ребята, я вам привезла воду с Чёрного моря (показываю на карте) и с озера Карачи (показываю на карте Новосибирской области). Хотите попробовать на вкус?
– Дети посмотрите ещё внимательно на глобус – здесь есть белый цвет. Что он обозначает? (Льды, снега, которые никогда не тают).
– Выберите из картинок на доске те объекты, которые на карте и глобусе изображены белым цветом.

ФИЗМИНУТКА

Подвижная игра «Ходит капелька по кругу» – воспитатель тучка, дети – капельки – прыгают, танцуют, разбегаются).
Тучка подсказывает, что капелькам делать. Скучно стало поодиночке прыгать на земле. Собрались все вместе и потекли веселыми ручейками к большой речке. А большая речка попала в океан большой. Плавали – плавали капельки в океане и вспомнили о маме-тучке. А тут солнышко пригрело, капельки стали легкими и потянулись вверх, испарились они под лучиками солнца, вернулись к «маме-тучке».
– А сейчас послушайте пословицы и поговорки о воде.

  1. Тяжело против воды плыть.
  2. Капля мала, а по капле – море.
  3. Под лежащий камень вода не течёт.
  4. Март с водой, апрель – с травой.

– Как вы понимает их смысл?
– Для чего нужна вода? (Растениям, животным, человеку)
– Давайте сделаем вывод: что мы узнали о воде? (Обозначение на карте оттенками синего цвета, занимает 3/4 части земного шара, солёная и пресная, жидкая, твёрдая, газообразная)
Под руководством воспитателя дети проводят эксперименты, обнаруживая свойства воды: холодная, горячая, тёплая; чистая – грязная; бесцветная, прозрачная, без вкуса, без запаха. Опыт подтверждает, мяч в воде плавает, металлическая ложка тонет.
– Показ схемы с объяснением круговорота воды в природе.
– А теперь подумайте и скажите: откуда берется вода в кране? Наблюдали ли вы такую картину: открытый кран, впустую течёт чистая вода. Вот послушайте, о чём говорят капли, когда капают из неплотно закрытого крана:

Родник иссяк, ручей ослаб,
А мы из крана кап- кап-кап…
Мелеют реки и моря,
Не тратьте воду зря-зря-зря…
А то пройдет немного лет,
И нет водицы нет-нет-нет…

– А кто из вас сможет назвать правила для сохранения воды? (Варианты ответов детей: закрывать плотно кран, не пускать воду сильной струей, набирать воды столько, сколько необходимо, не засорять водоемы содержать в чистоте реки, озера).

Релаксация – сесть удобно, включается аудиозапись: шум воды, послушать «голос» воды; закрыть глаза и пофантазировать. Образы – ручей журчит, плещется рыба в реке. Капает дождь, волнуется море, ревет водопад…)
(Дети рассказывают, что они представили, увидели).
– Что нового узнали о воде? Что понравилось на занятии? (Ответы Детей)
На доске прикреплены изображения двух туч (голубая, темно-синяя). Определение настроения этих туч: голубая – весёлая, тёмно-синяя – грустная.
– С каким настроением вы заканчиваете занятие? Подойдите к такой тучке. Я подошла к жизнерадостной тучке, потому что мне понравилось наше занятие и то,
как мы с вами вместе поработали (дети выходят и встают рядом с тучками).
– Спасибо, вам, ребята, за работу.
Звучит музыка. Дети в своих рисунках передают свое настроение и прикрепляют к тучкам.

Итог занятия

Продолжение на прогулке

На прогулке – на столе подносы с губками (на каждого ребенка – облака, сверху сухие, а внутри слегка влажные). Дети сжимают губку, вода не выделается. Т.к. мало капелек.
Добавить немного воды и снова сжать губку, получился «дождь» но не сильный, а если добавить много воды, то будет сильный дождь (дети повторяют опыт несколько раз) – Идет закрепление материала (капельки собираются вместе в туче, а когда им становится тесно, убегают из тучи на землю, падают дождем, а зимой – снегом.
Затем дети представляют, что наступила зима, все лежит (имитируя) снеговика (движения рук). Пришла весна, пригрело солнышко, побежали ручьи и снеговик растаял. На смену весне пришло лето. Летом идет теплый дождик. (Полить детей теплой водой из лейки).
Затем пустить бумажные кораблики в тазик с водой (дети работают самостоятельно, любуются и обыгрывают ситуации…)

  • Продолжать знакомить детей со свойствами воды: прозрачность, не имеет запаха, вкуса, вода растворитель.
  • Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека;
  • Уточнить представления детей о том, что вода важна для всех живых существ;
  • Развивать навыки проведения лабораторных опытов;
  • Активизировать и обобщать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия;
  • Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а так же отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту
  • Учить правильно, вырезать силуэт, передавая плавные изгибы формы, дополнять аппликативное изображение графическим (дорисовывать чешуйки, глаза)
  • Воспитывать усидчивость, аккуратность.

Предварительная работа:

  1. Проведение мини-беседы «Если б не было воды»
  2. Рассматривание глобуса, карты мира
  3. Заучивание стихотворений о реке, море, отгадывание загадок о воде

Оборудование и материал: Иллюстрации на тему «Вода» , плакаты. Капельки воды, изготовленные из бумаги, аудиозапись, колбы, вода, молоко, сахар, мелкие игрушки, стакан с питьевой водой, фломастеры, клей, цветная бумага, кисточки, салфетки, подставки, заготовка панно «Речка» .

Ход занятия:

В: Ребята, для того чтобы узнать о чем сегодня пойдёт речь, отгадайте загадку:

Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего, не может мама,

Ни готовить, ни стирать?
Без чего мы, скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды-
Жить нельзя нам без… (воды)

Итак, поговорим мы о воде. Мы вспомним, что знаем. Узнаем новое, будем рассуждать, играть.

I Игровой практикум: «Мама тучка»

В: Давайте представим, что я – мама Тучка, а вы – мои детки. Делайте всё, что я скажу.

Капельки, вам пора отправиться в путь (звучит аудиозапись со звуками дождя) . Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали (дети прыгают) . Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (дети составляют ручейки, взявшись за руки) .

Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку) .

Плывут капельки к большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу) .

Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка, и вернулись к маме Тучке (разбегаются и рассаживаются на стульчиках) .

В: Где встречается капелька воды?

Д: В капельке дождя, ручейке, реке, океане…

В: А кто это к нам пришел? Ты кто?

Девочка: Я капелька

В: Как зовут тебя?

Дев: Меня зовут Капитошка.

В: А зачем ты к нам пришла?

Дев: Я пришла в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у вас в группе.

В: У нас в группе? Ребята, а вы знаете, где живут сестрички-капельки? Тогда давайте покажем Капитошке, что они делают эти сестрички у нас в группе и какую пользу приносят.

II Дети идут по группе и делают остановки.

I-уголок природы - возле растений.

Д: цветы надо поливать, они живые. Без воды засохнут, завянут – им нужна вода.

В: Правильно ребята. (приклеивают капельку)

II-аквариум - приклеивают капельку.

III-мойка в подсобном помещении

Д: Помощнику воспитателя надо вода и много, чтобы мыть посуду, полы, вытирать пыль, убираться в группе. (приклеивают капельку)

IV –игровой уголок.

В: А здесь где вода нужна? Зачем?

Д: Чтобы мыть игрушки грязные, стирать кукольную одежду. (приклеивают капельку)

V-туалетная комната

Д: Здесь, чтобы мы могли мыть руки, лицо, выполнять гигиенические требования (приклеивают капельку)

VI – У стола, где стоит кувшин с водой. (приклеивают капельку)

В: Ну вот Капитошка, сколько в нашей группе живёт сестричек-капелек, которые приносят нам большую пользу. Вода из большой речке течет по специальным трубам и попадает к нам в детский садик и в ваши дома – эти трубы называются водопроводными. Как называются эти трубы?

Повтори… Повтори…

Для того чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, нужно беречь воду – не тратить её зря. Если вы помыли руки или лицо, не забывайте закрывать кран.

Что же такое вода, какими свойствами она обладает – все это выяснить, мы попробуем в нашей лаборатории

III Основная. Исследование «Волшебная вода»

В: Прежде, чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории:

Д: Не шуметь – этим мы мешаем другим. Аккуратно обращаться с посудой.

В: Помните, что стекло может биться и им легко порезаться.

Д: Слушать воспитателя

Внимательно следить за результатом опыта.

Закончив наблюдение, сделать вывод.

В: Молодцы! Все правила вы помните. Ну, что приступим (дети проходят к рабочим местам. На столах колбы, вода, молоко, сахар, мелкие игрушки, стакан с питьевой водой)

Исследования

В: Перед вами две ёмкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?

Д:Нет. Одна чистая, другая – грязная.

В: А как вы думаете очистить грязну воду можно? Посмотрите – я для этого возьму воронку, вложу в неё листок специальной бумаги и начну пропускать грязную воду через эту воронку. Что у нас получается?

Д: Вода становится чистой.

В: А что стало с нашей бумагой?

Д: Гряная стала

В: Ребята, как вы думаете, в какой воде смогут жить рыбки?

Д: В чистой

В: Да, только в чистой воде могут жить рыбки и лягушки.

Этот опыт провела я. А сейчас вы будете проводить свои опыты.

1 стол – прозрачность воды. Опустить в стакан с молоком мелкую игрушку видна она или нет. Затем в стакан с водой.

Вывод – Вода прозрачна.

2 стол - есть ли вкус у воды? Пахнет ли вода?

Вывод – не имеет запаха и без вкуса.

3 стол - опустить кусочек сахара в воду. Растаял, растворился.

В: Где в жизни мы можем наблюдать это?

Д: За завтраком, когда кладем сахар в чай.

В: Каким становится он?

Д: Сладкий

В: Итог эксперимента – вода – одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами:

  • прозрачность
  • нет запаха
  • без вкуса
  • растворитель.

Молодцы! Хорошо по работали. А сейчас не много отдохнём.

ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА.

Пальчиковая игра «Дождик»

Дождик капнул на ладошку - правой рукой касаемся левой
На цветы – круговые движения правой рукой
И на дорожку – обе руки перед собой
Льётся, льется –ой-ой-ой! – покачивание головы
Побежали мы домой – бег на месте.

IV Творческая работа

В: Ребята, мы с вами говорили, что только в чистой речке могут жить рыбки. У меня есть маленькая речка с чистой водой, но в ней нет рыбок. Давайте их запустим. Для этого у вас на столах есть картон, трафареты и карандаши.

Обведите рыбок, дорисуйте детали и опустите из в речку (приклеить) .

Старайтесь всё выполнить аккуратно, тогда и рыбки получатся красивыми.

Самостоятельная работа детей. Играет тихая спокойная музыка (звуки воды)

В: Молодцы дети! Какая веселая чистая речка у нас получилась и рыбки в ней все разные, красивые. Такое могли сделать только добрые дети с доброй улыбкой. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу добра. Р:

Вы, слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в речке, в океане,
И в водопроводном кране.

На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода-
Наша спутница всегда!

Капитошка:

Без меня вам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без меня вам не прожить!

Вы меня в пруду найдёте,
И в сыром лесном болоте,
Путешествует всегда,
Наша спутница – вода!

В: Молодцы ребята! Видишь Капитошка дети показали хорошие знания о твоих сестричках-капельках.

Капитошка: Спасибо, ребята! На память о себе я дарю вам волшебную капельку, которая будет поить вас живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении (вешает каждому капельку) .

На этом наше занятие закончено.

Программные задачи:

Конкретизировать и систематизировать знания детей о воде: зачем она нужна, для чего ее используют. Формировать познавательные процессы (память, мышление, восприятие); безопасное поведение на воде. Развивать логическое мышление; чувство радости от единения с природой. Воспитывать социальные навыки (умение работать в коллективе, договариваться, учитывать мнения партнера, доказывать свою правоту). Воспитывать внимательное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей.

Словарная работа: активизировать и обогащать словарь детей, ввести новые понятия: лаборатория, лаборант, колба, круговорот воды в природе, жидкость, пар, конденсируется.

Предварительная работа : чтение стихотворений о воде.

Материалы и оборудование: доска, вода в стакане, белый лист бумаги, пуговица, пустой стакан, колба, бутылка, кусочки льда, салфетки, электрочайник, стекло.

Ход занятия .

Приветствие.

Заходит «Волшебница-вода »: Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня? Я «Волшебница-вода». Сегодня мы будем с вами работать в лаборатории, проводить опыты.

Звучит запись фонограммы: «журчание ручейка».

Послушайте и определите, что это за звуки: (вода журчит, разговаривает, булькает, льется и.т.д.). Правильно, это шум ручейка. Именно о воде сегодня мы с вами будем говорить. Послушайте стихотворение Н. Рыжовой

«Волшебная вода».

Вода – одно из самых удивительных веществ на планете.

Скажите, для чего нужна вода человеку? (Ответы детей.) А как вы думаете, животным нужна вода? (Ответы детей). Без воды живой организм долго не проживет, ведь мы больше чем на половину состоим из воды. Пить можно только чистую воду, овощи и фрукты всегда мыть перед едой. Воду нужно беречь, а как мы можем беречь воду? (Ответы детей.) Вода нам может принести как пользу, так и вред. Нельзя пить холодную воду, под дождем можно промокнуть и заболеть. Купаясь в воде нельзя забывать о безопасности. Если плавать не умеешь, не заходи глубоко в воду и, не в коем случае, нельзя купаться без присмотра взрослых. Ребята, вы уже знаете много о воде, а сегодня познакомимся с ее состояниями и некоторыми свойствами.

Физминутка «Ручеек».

Заходит «Волшебница-вода».

Игра «Где живет вода?»

Воспитатель передает детям микрофон по кругу. Каждый должен дать ответ: Вода живет… в реке (озере, ручье, болоте, море, кувшине, стакане, кране, водопроводе, человеке, бассейне, чашке, бутылке, луже и т. д.).

Сегодня мы познакомимся с водой поближе, узнаем какие тайны она скрывает, в чем ее волшебство. А в этом нам поможет Волшебница-вода. Проходите в лабораторию. Давайте сегодня я буду ученым, а вы моими лаборантами и мы проведем опыты по исследованию воды. Но прежде, чем мы приступим к опытам, мы вспомним правила безопасности:

Нужно четко выполнять инструкции воспитателя, слушать внимательно и запоминать. Берем только те предметы, которые назовет воспитатель. Возьмите стакан с водой, понюхайте, попробуйте на вкус, посмотрите какого цвета. Что мы можем сказать? Вывод: вода – это жидкость, она не имеет запаха, не имеет вкуса, прозрачная.

Ребята, возьмите по кубику льда в руку. Что мы видим? (льдинки тают и опять превращаются в воду.) - Значит, лед это вода. Вода может быть в твердом состоянии (кладут льдинки в тарелочки и вытирают руки салфеткой).

Рассказ сказки «Как ослик спасся».

Как-то раз, два ослика возвращались домой с рынка. Один нес тяжелые мешки с солью, а другой – легкие губки из поролона. По дороге им нужно было переплыть речку. Вошли ослики в воду и поплыли. Одному было легко, и он быстро переплыл речку, а другому пришлось приложить немало усилий, чтобы сделать это и не утонуть. Но когда они пришли домой, оказалось, что только один ослик донес свою ношу.

Вопросы к детям:

Кому из осликов легко было переплыть речку и почему?

Почему ослику, который вез поролоновые губки, плыть было тяжелее?

Кто из осликов принес свою ношу домой?

Чтобы проверить наши ответы, давайте поставим опыт.

Пальчиковая гимнастика.

Раздаточный материал: емкость с водой, мешочек из ткани (2 х 3 см) с солью.

Воспитатель. Вы утверждаете, что соль в воде растворилась, и ослик привез пустые мешочки. Возьмите наши мешочки. Они из ткани, а внутри них находится соль. Опустите их в емкость с водой. Что происходит? (Ответы детей.) Правильно, соль растворяется, и мешочек становится пустым.

Раздаточный материал: емкость с водой, поролоновые губки размером 2 х 3 см.

Воспитатель. А сейчас возьмите кусочки поролона и опустите их в воду. Что с ним происходит? (Они впитывают воду и становятся тяжелыми, но не тонут.) Вот почему ослику пришлось приложить немало усилий, чтобы спастись.

Подвижная игра «Волшебные капельки »

Игра «Верно - неверно».

Ребята, будьте внимательны. Если вы согласны с утверждением, говорите «Верно», если нет - «Неверно».

Скажите, вы воду бережете?

Ребенок читает стихотворение:

Воду попусту не льем,

Мы водичку бережем.

Вода – это счастье земли.

Вода – это чудо земли.

Ребята, вам понравилось работать в лаборатории? Вы многое узнали о воде сегодня на занятии. Всем расскажите об удивительных свойствах воды. Спасибо за работу, вы были настоящими лаборантами.

«Волшебница-вода»: Вы самые умные, самые любознательные дети на свете. За то, что вы участвовали в проведении опытов, я хочу вам подарить этот диск с мультфильмом « По дороге с облаками».

Воспитатель благодарит и предлагает посмотреть мультфильм после занятия.