Ушедшая в историю страна: свадьбы в ссср. как это было

«…Съезжалися к ЗАГСУ трамваи -
Там красная свадьба была…»
(В. Маяковский. «Клоп»)

Хорошее дело браком не назовут.
М. Д. (Д.)

Все началось не с бухты-барахты - с комсомольского собрания. На него пришли все студенты шестого курса Михайловского медицинского института 1 . Еще бы! Ведь вопрос, который предстояло решить на этом собрании, был крайне важным…

Собрание открыла комсорг курса Галя Герасимова - невысокая смуглая девушка с черными косами, толстыми и тяжелыми, как корабельные канаты. Она была активисткой и состояла как минимум в трех институтских кружках, если даже не в четырех. Правда, злые языки утверждали, будто излишняя идейность Гали сыграла с ней злую шутку. Парни обходили ее стороной, помня судьбу отличника Володи Проничева, в свое время пылко влюбленного в Галю. Но поссорившегося с ней после того, как та вынесла ему выговор по комсомольской линии. А вся-то вина бедного Володи состояла в том, что он, не имея ни слуха, ни голоса, отказался по требованию Гали записаться в хоровой кружок…

Уважаемые товарищи! - торжественно возгласила Галя, поднявшись на трибуну. - К нам обратились наши однокурсники - Саша Протасов и Оля Мехреньгина, с просьбой поддержать их желание сочетаться законным браком. В связи с этим предлагаю вам обсудить данный вопрос.

А что тут обсуждать-то?! - тряхнула русыми кудрями темпераментная Фая Ксенжик, учившаяся в одной группе с Сашей, Олей и Галей. - Они ведь уже целый год дружат. Не выпускать же их из института неженатыми. Разве не так, девочки?

Правильно! Правильно! - дружным хором отозвались девушки из первых рядов. В то время, как парни, теснившиеся сзади, предпочитали хранить молчание.

Галя обернулась к присутствовашему на собрании заместителю парторга, Татьяне Робертовне Котенко. Та ответила ей легким кивком головы.

Однако на сей раз участники собрания не спешили с предложениями. Тогда Татьяна Робертовна решила взять инициативу в свои руки. И обратилась к той части курсового актива, которую сочла более инициативной:

Девочки, вы ведь у нас будущие жены и матери. В таком случае, скажите, что вы сами хотели бы получить в подарок на свадьбу?

Но напрасно она ждала ответа. Девушки то ли были ошарашены подобным вопросом, то ли просто основательно, а потому надолго задумались над ним… И вдруг из задних рядов встала Аня Зайцева. Эта девушка не была наделена красотой и всегда держалась особняком, уткнувшись носом в какую-нибудь научную книжку. Тем самым готовя себе участь старой девы, пустоцвета на вечно зеленеющем древе жизни.

Я бы хотела… - тихо произнесла она и замялась, словно не решаясь высказать свою самую заветную мечту. - Я бы хотела такую свадьбу, чтобы она запомнилась мне на всю жизнь.

Галя опешила. Что за глупости? Она обернулась к Татьяне Робертовне. Та сидела, опустив глаза, словно думала о чем-то своем… Заметив на себе взгляд Гали, она вновь кивнула. И тогда, обернувшись к залу, Галя воскликнула:

А давайте, подарим нашим друзьям хорошую комсомольскую свадьбу. Кто «за»?

В ответ из передних рядов взметнулся лес трепещущих рук. Да так высоко, что за ним скрылись те, кто сидел сзади.

Единогласно! - постановила Галя, в душе радуясь тому, что все прошло, как надо. Теперь остается лишь организовать и сыграть свадьбу Саши и Оли.

Пусть эта свадьба станет для них такой радостью, о которой они и не мечтают. И запомнится им на всю жизнь.

Разумеется, подготовка столь ответственного мероприятия, как комсомольская свадьба, требовала тщательной и всесторонней подготовки. Поэтому по инициативе Гали, свято и непреложно верившей в то, что организованность - залог успеха, на курсе была образована свадебная комиссия. Председателем оной комиссии единогласно избрали все ту же Галю. Что до рядовых членов, то, поскольку их количество не было определено регламентом, свадебная комиссия ежедневно пополнялось все новыми и новыми желающими вступить в нее.

В итоге, когда она собралась, чтобы решить различные организационные и финансовые вопросы, оказалось, что в нее записался весь шестой курс. Несомненно, это свидетельствовало о желании студентов сделать свадьбу Саши и Оли общекурсовым, если даже не общеинститутским праздником. Разве не так?

Первым делом на собрании обсудили вопрос о передаче части очередной стипендии в свадебный фонд. И, как всегда единогласно, вынесли соответствующее решение. После чего перешли к организационным вопросам:

А где праздновать-то будем? - поинтересовался кто-то из членов комиссии.

Наверное, Сашкины родители захотят в ресторане…

Значит, в «Якорь» пойдем. - уверенным тоном знатока произнес Миша Якобсон, сын Льва Соломоновича Якобсона, доцента кафедры ортопедической стоматологии и протезирования. - Не в «Полярный» же - там зал маленький, всем места не хватит. Зато «Якорь» - другое дело…

Нет. - перебила его Галя. - Праздновать будем у нас. В общежитии.

С чего это вдруг? - удивился Миша Якобсон. - Неужто его родители согласны…

Саша и Оля сами так захотели. Чтобы не отрываться от коллектива. - пояснила Галя тоном, исключавшим дальнейшие расспросы. - А у нас в общежитии как раз есть подходящее помещение. Где? Ты что, в нашем красном уголке никогда не бывал? Оно и видно… Да там у нас целый зал - хоть танцы устраивай. Накроем там столы - получится не хуже, чем в ресторане. Да что там - даже еще лучше! Опять же, дешевле выйдет. Девочки, кто поможет украсить зал к свадьбе?

Я цветов принесу! У нас нынче их много выросло - аж девать некуда! - предложила Маша Востропятова из пригородной деревни Повракулы, где у ее отца был собственный дом с обширным приусадебным участком.

А я принесу скатерть! - вторила ей Фая Ксенжик. - Плюшевую, с бахромой! Только чур, потом назад заберу! Она у нас праздничная!

А я посуду могу принести! У нас от бабушки много старой посуды осталось…

Нет! Посуда на свадьбе должна быть новая! - повторила Галя слова, которые в свое время услышала от своей матери, а та - от своей... По правде сказать, девушка никогда не задумывалась над тем, почему на свадебный стол нужно ставить только новую посуду. Однако если это принято, значит, именно так надо и сделать. Вот только накладно выйдет…

Но тут ей на помощь пришла Фая Ксенжик:

Олежек достанет! Он же у нас в комиссионке грузчиком подрабатывает! Эй, Олег! У вас там случайно уцененной посуды нет?

Вроде, была. - откликнулся флегматичный долговязый юноша из задних рядов. -Посмотреть надо…

Все равно дорого выйдет! - не соглашался кто-то.

Ничего, на рюмках сэкономим! - парировала Галя. - Шампанское - только молодым и их родителям. А всем остальным - чай и морс.

Может, хоть пива?

Обойдетесь! Комсомольская свадьба должна быть трезвой!

Одной скатерти маловато будет…

Ничего! Мы простынями столы застелем.

Да откуда ж столько простыней взять?

У тети Вали, кастелянши, попросим. Она тетка добрая, не откажет.

А если откажет?

Может, ей за это коробку конфет подарить?

Не стоит. - возразила практичная Галя. - Мы ее на свадьбу пригласим. Почетной гостьей.

Кстати, насчет почетных гостей… - обернулась к ней Фая Ксенжик. - Может, из райкома кого-нибудь пригласить?

Да ну их! - буркнул Миша Якобсон. Заведут свое - про активную жизненную позицию, да про коллективизм. Хватит нам политинформаций!

Ой, девочки, а что если нам профессора Бугрова с нормальной физиологии пригласить? Он такой весельчак…

Да уж, у него, что ни лекция, то комедия. Помните, как он нам про Амалу и Камалу рассказывал? Ну, про тех девочек, что выросли в стае волков…

Еще бы не помнить? Он же их тогда мальчиками назвал! Да еще и изображал перед всем курсом, как они на четвереньках ходили. Вот умора!

А может, не будем свадьбу в балаган превращать, а?

Нет, что вы ни говорите, ребята, а без Бориса Петровича не обойтись. - авторитетно заявил Олег. - Ведь он - декан нашего факультета. Опять же - член парткома института. Тут и голосовать не надо - пригласить, и все. А уж я его на себя беру. Согласны?

Идет! А как насчет того, чтобы пригласить заодно и председателя профкома?

Единогласно!

Значит, Борис Петрович, председатель профкома, тетя Шура… Еще кого пригласим?

Надо бы еще какого-нибудь героя войны… Только вот где его взять?

А дядя Вася, плотник наш, на что?

Это тот дед-то усатый?

Ну, да. Только он без выпивки не пойдет.

А мы ему поставим!

Ну все, теперь у нас есть и герой, и член парткома, и председатель профкома. - подытожила Галя. - Кто за то, чтобы включить в список почетных гостей все предложенные кандидатуры?

И, обведя взглядом лес взметнувшихся рук, торжественно произнесла:

Единогласно.

Приготовления к комсомольской свадьбе шли стремительно, как весенний ледоход. Впрочем, накануне сего торжественного дня состоялось еще одно собрание. Оно проходило в просторной, уставленной книгами и предметами антиквариата, трехкомнатной квартире Петра Ефимовича Протасова, заведующего кафедрой микробиологии. Участниками этого собрания были три человека: сам Петр Ефимович, его супруга Анна Савватьевна, старший преподаватель кафедры госпитальной терапии, и их единственный сын Саша, которому на следующие сутки предстояло вести в ЗАГС свою однокурсницу Олю Мехреньгину.

Но сейчас завтрашний жених стоял перед отцом и матерью, словно обвиняемый - перед судьями. Хотя в чем он был виноват? Только в том, что сделал первый в своей жизни самостоятельный выбор…

До сих пор Саше никогда не приходилось выбирать самому. Сызмальства он слышал от отца с матерью: «ты должен во всем слушаться родителей, они заботятся о твоем благе, они знают, как лучше». И всегда послушно следовал их воле. Так было, когда он пошел в школу. Однако не в ту, что стояла на соседней улице. Родители Саши были убеждены - их сын должен учиться не в обыкновенной, а в престижной школе с английским уклоном. И Саша десять лет подряд ходил туда и обратно через весь Михайловск в эту школу. А после уроков, волоча объемистую папку с нотами, как каторжник - прикованное к ноге ядро, он плелся в другую школу - музыкальную, где, наравне с девчонками, терзал старое фортепиано и слух пожилой преподавательницы, до одурения разучивая бесконечные гаммы и этюды. Ибо Сашина мама была убеждена - сын сотрудников мединститута должен уметь музицировать, даже если не имеет соответствующих способностей. Что до Сашиного желания или нежелания учиться музыке - оно и вовсе не принималось в расчет. Родители знают, как лучше.

Заканчивая школу, Саша, в отличие от большинства своих сверстников, не задавался вопросом: «кем быть». Этот вопрос за него давно уже решили отец с матерью. «Наш сын должен учиться только в медицинском институте» - заявили они Саше. Впрочем, Петр Ефимович и Анна Савватьевна желали видеть своего отпрыска не врачом, а ученым. Именно поэтому на первом же курсе отец определил Сашу в студенческий научный кружок при своей кафедре - собирать материал для будущей диссертации. В самом деле, не в деревню же ему ехать после распределения! Поступит в аспирантуру, защитит диссертацию, останется работать в институте, а со временем и унаследует отцовскую кафедру. Завидная участь! Разве не так?

Могли ли родители Саши предвидеть, что за все их старания сын отплатит им неблагодарностью? А ведь именно так он и поступил, проявив непослушание по отношению к ним. Но еще не все потеряно…

Последний раз говорю тебе - одумайся. - строго увещевал Петр Ефимович юного ослушника родительской воли. - Неужели ты не понимаешь, что делаешь непоправимую ошибку?

Саша молчал. Но не опускал головы.

Где ему понять? - возмущенно воскликнула Анна Савватьевна. - Поймет потом, пожалеет, да поздно будет! Но каков эгоист! Мы его вырастили, выкормили, в институт поступили, всю жизнь за него положили! А он только о себе думает! А до нас ему и дела нет! Да из-за тебя над нами весь институт смеяться будет - мол, не нашли своему сыну достойной невесты! Ну зачем тебе эта деревенщина? Зачем? Не мог найти себе кого получше, чем эта…

На сей раз Саша не выдержал:

Мама, не смей так говорить об Оле! Ты ее не знаешь!

Не знаю и знать не хочу! Ты что, не понимаешь - она тебе не ровня! Ты - сын преподавателей мединститута, а она кто такая? Ты хоть знаешь, кто ее родители? А?

По правде говоря, Саша имел весьма смутное представление об Олиных родителях. Вроде бы, они жили и работали в каком-то дальнем то ли колхозе, то ли лесопункте Мезенского района. Но разве это важно?

Не все ли равно, кто они? Ведь я люблю Олю! И она меня любит!

Ха-ха-ха! - разразился презрительным хохотом Петр Ефимович. - Любит! Вот дурак! Какая наивность! Да она просто хочет женить тебя на себе, чтобы не ехать в свою деревню, а остаться в Михайловске. Все они хотят остаться в городе…

А мы не собираемся тут оставаться! - вскинулся Саша. - Мы с Олей уже решили: поедем вместе в деревню и будем там работать, лечить больных…

Да ты рехнулся! - взревел Петр Ефимович. - А как же диссертация? Как же кафедра?

Анна Саваатьевна закатила глаза и схватилась за сердце:

Что ты делаешь? Ты же нас убиваешь!

На сей раз Сашины нервы не выдержали.

Почему вы всегда все за меня решаете?! - истерически воскликнул он. - Я уже взрослый! Я имею право сам решать свою судьбу!

Что ж! - промолвил он. - Поступай, как знаешь. Но потом пеняй только на самого себя. Ты понял?

Саша молча вышел из комнаты. К чему уговоры и угрозы? Он не намерен отступать.

Ведь это - его выбор.

«Хотелось, как лучше, а вышло, как всегда». Перед свадебным застольем Галя Герасимова имела возможность убедиться в правоте этой старинной поговорки. Казалось бы, они все предусмотрели и подготовили, как нельзя удачно: убрали красный уголок цветами, водрузили в правом углу принесенное из профкома институтское красное знамя, застелили столы новехонькими накрахмаленными простынями, пожертвованными добросердечной кастеляншей тетей Валей (не беда, что на них густо пестрели черные штампы «МГМИ 2 »), расставили почти новую на вид посуду, купленную Олегом в комиссионном магазине, разложили по разномастным блюдам и тарелкам разнообразные угощения, сообща собранные и приготовленные многочисленными членами свадебной комиссии. Но что поделать, если в общежитии новости и сплетни распространяются, так сказать, со скоростью слуха? В итоге гостей на свадьбу Саши и Оли пришло не сто двадцать человек, как предполагалось, а почти двести. Пришлось добывать на кухне дополнительные столы, маневрировать с закуской, короче говоря, проявить чудеса изобретательности, находчивости и комсомольской смекалки, чтобы с грехом пополам разместить за столами, на стульях, скамейках и даже на коленях друг у дружки всех желающих присоседиться к торжеству.

За это время Галя не раз пожалела, что согласилась принять на себя хлопоты по устройству свадьбы своих однокурсников. Пожалуй, впервые в жизни комсомольские дружба, солидарность и взаимовыручка, о которых она много раз торжественно вещала с трибун, показались ей тяжким бременем. И зачем только она добровольно взвалила его на себя?

Однако, что поделать? Отступать поздно!

Но вот уже молодые приехали из ЗАГСа и заняли почетное место во главе стола, застеленного плюшевой скатертью с пышной бахромой. Оля прямо-таки светилась от счастья, и щеки ее рдели ярче пышных астр, которые она держала в руках. Зато Саша отчего-то был суров и бледен, как полотно. И походил не на счастливого жениха, а на того несчастного со всем известной старинной картины, на чьих глазах выдавали замуж за старика его юную невесту.

По правую руку от Оли чинно уселись полная, круглолицая и курносая женщина в цветастом полушалке и низкорослый худощавый мужчина с обрюзгшим лицом, одетый в помятый, засаленный на обшлагах пиджак. То были отец и мать Ольги, накануне приехавшие на свадьбу дочери из отдаленного мезенского колхоза.

По правую руку от жениха восседал осанистый старик с толстыми губами, щетиной седых волос на макушке, и большим мясистым носом, увенчанным очками в золотой оправе, похожий на ученого крота. То был Борис Петрович Бугров, профессор, заведующий кафедрой нормальной физиологии, известный весельчак, любимец студентов и любитель хорошеньких студенток. Рядом с ним разместился крепкий коренастый дедок с пушистыми чапаевскими усами - собственной персоной общежитский плотник Василий Тимофеевич, а попросту - дядя Вася. Широкая грудь дяди Васи сверкала, как чешуя сказочной золотой рыбки. Еще бы! Ведь он прошел три войны - империалистическую, гражданскую и вторую мировую. И везде он храбро сражался и получал награды - вон их сколько! Одно слово - герой!

По левую руку от дяди Васи на уголке шаткого стула притулилась кастелянша тетя Валя в платье из выцветшего от времени крепдешина, на воротнике которого тускло поблескивала серебряная брошка, когда-то полученная ею в приданое. Седые волосы тети Вали были гладко зачесаны назад и собраны на затылке в крохотный пучок. А ее руки - с венами, набухшими от многолетних постирушек, с пальцами, изуродованными артрозом, покоились на коленях, словно чувствуя себя чужими на этом торжестве юности и веселья.

Это, что ль, женихов папаша будет? - поинтересовался дядя Вася у кастелянши, косясь в сторону профессора Бугрова. - Экой важный…

–Да что ты, Тимофеич? - заговорщическим шепотом ответила кастелянша. - Это не папаша евонный, а посаженый отец.

А что, родного-то папаши у него нет? - любопытствовал дядя Вася.

Да как же нет? Он в нашем институте кафедрой заведует. И мамаша ихняя тоже у нас работает. Большие люди, уважаемые.

Ишь ты! Так чего же тогда они к сынку на свадьбу не пришли?

Да тебе-то что до того?

А то, что не по правилу это. Чтобы свадьбу, да без родителей жениха и невесты справлять? Как это можно? Погодь-ка! Ведь невестины родители тут… Вот-те-на! Никак, это паренек без родительского благословения жениться надумал! Это не дело!

Да не все ль тебе равно?

Не дело это - против родительской воли идти. - настаивал старик. - Бог велел отца и мать почитать, и во всем их слушаться. Раньше так оно и было, а, как веру в Бога похерили, так не стало у людей ни стыда, ни совести, ни почтения к родителям. Вот оно как!

Завершив сию глубокомысленную тираду, старик извлек из кармана пиджака бутылку, откупорил ее…

Что это у тебя, Тимофеич? - охнула тетя Валя.

Как - что?! Первач! Сам гнал!

Да что люди скажут…

А что мне, шампунь ихнюю пить, что ли? Хочешь, и тебе налью?

Пожалуй… - согласилась старуха, ласково глядя на молодых. Потому что в этот миг она вспоминала собственную свадьбу. И своего покойного мужа Митеньку. Как же давно это было! Господи, как же давно!

Рядом с цветущей юностью старость особенно остро ощущает гнетущее к земле бремя прожитых лет.

Сидевшие за соседним столом парни с тоской проследили за тем, как дядя Вася сделал глоток, смачно крякнул и потянулся за соленым огурцом. Увы, перед ними на столе стояли только чайник с чаем да графин с клюквенным морсом, принесенный Олегом. А все потому, что свадьбу постановили праздновать по-комсомольски, то есть, без спиртного…

А ты морс-то попробуй! - с хитрой ухмылкой посоветовал Олег Мише Якобсону, уныло воззрившегося на графин с морсом. - Сам готовил…

Фу-у… - поморщился Миша, глотнув морса. - Ты что, водки туда налил?

А ты как думал? - самодовольно усмехнулся Олег. Ведь, благодаря его хитрости, свадьба обещала быть веселой. В самом деле, какое веселье без выпивки?

Разумеется, Галя Герасимова с присущей ей пунктуальностью загодя составила план проведения свадьбы. И, чтобы все шло по этому, намеченному ею плану, взяла на себя роль тамады. Постучав по тарелке столовым ножом, она объявила:

Слово предоставляется председателю профсоюзного комитета товарищу Алексееву!

Под жидкие аплодисменты собравшихся с места поднялся невысокий, полный человек лет пятидесяти, в белой толстовке, с сияющей лысиной на макушке.

Дорогие комсомольцы и гости! - обратился он к собравшимся. - Сегодня мы закрепляем долголетнюю дружбу двух студентов нашего института этой комсомольской свадьбой. Комсомольская свадьба, товарищи, это не какая-нибудь старорежимная свадьба, являвшаяся особой формой купли-продажи, закрепленной так называемым обрядом венчания. Чем кончались те свадьбы? Пьяным застольем и дракой. Но у нас, советских людей - иная мораль, свободная от религиозных предрассудков и домостроевских пережитков. Весело и радостно справляют ныне свои свадьбы комсомольцы, свободные от традиций прошлого, выброшенных за борт жизни нашей действительностью. Задорные песни молодежных свадеб слышатся теперь на бескрайних просторах нашей великой Родины - Союза Советских социалистических республик! Они гремят по таежным селам и степным аулам, по древним городам и молодым поселкам, в хуторах Прибалтики и на бескрайних целинных просторах!

Закатив глаза к потолку, докладчик заливался соловьем, явно упиваясь собственным красноречием. Но чем дольше он говорил, тем громче становилось поначалу тихое шушуканье в зале. Вот уже оно переросло в гул, послышались смешки… Чтобы положить конец столь явному безобразию, Галя громко постучала ножом по тарелке. Однако смешки не смолкли. Зато председатель профкома, услышав звон, решил, что превысил положенный регламент. А потому поспешил закончить свою пространную речь следующими словами:

За большую советскую семью, товарищи! В этом будущее нашего народа! Ура!

А теперь слово предоставляется уважаемому Борису Петровичу Бугрову, посаженому отцу жениха и невесты! - провозгласила Галя.

Профессор поднялся с места. И, церемонно поклонившись на все стороны, как клоун на цирковой арене, начал свою речь:

Дорогие мои! Сегодня мы скрепляем дружбу Саши и Оли, как сказать, узами вечности. Потому что хорошая супружеская пара должна сохраниться до конца своих дней. Не обессудьте, что я завел вашу безмятежную юность так далеко. Ведь даже в такой радостный день, как этот нужно смотреть в будущее. Скоро мы выпустим вас в большую жизнь не только как специалистов, но и как передовых людей. Вам много дано государством, но с вас многое спросится нашим советским народом. Вот и выходит, что ваша семья не только личное дело. Это наша общая забота. Можно сказать, наше общее дело. А теперь - предъявите документальное свидетельство на право первого поцелуя.

Новобрачные удивленно уставились на профессора. Потом друг на друга….

Паспорта свои покажите! - подсказал догадливый Олег.

Внимательно рассмотрев штампы в паспортах, профессор Бугров возгласил:

Горько! Горько! - понеслось по залу. Зазвенели бокалы в руках новобрачных, зазвенели стаканы и чашки в руках гостей.

Хорошо сказали, правильно! - похвалил профессора Бугрова раскрасневшийся дядя Вася. - За это выпить следует.

А что это у вас, любезнейший? - поинтересовался ученый муж, воззрившись на бутылку.

Первач. Сам гнал. - похвалился старик. - Попробуйте, уважьте фронтовика.

Вскоре между собутыльниками уже завязалась задушевная беседа:

А где вы воевали? - интересовался дядя Вася. - На каком фронте?

Я не служил. - сухо ответствовал профессор Бугров, избегавший отвечать на некоторые вопросы, касающиеся его личной жизни. - У меня бронь была от армии. По зрению.

Вот оно как… - сочувственно произнес дядя Вася, наливая профессору новую порцию самогона. - Выходит, отец, ты от своих наук зрения лишился…

Можно сказать, что так. - подтвердил профессор.

Уважаю! - произнес дядя Вася, подливая ему из своей заветной бутылки.

На этом официальная часть комсомольской свадьбы завершилась.

А теперь переходим ко вручению подарков! - объявила Галя Герасимова.

Фая Ксенжик уже встала было с места, чтобы первой вручить Саше и Оле свой подарок - собственноручно вышитую салфетку с розами и незабудками. Однако ее опередил профессор Бугров. Поднявшись с места, он обратился к молодым:

Дорогие мои! Теперь вас двое. Но я уверен (с этими словами он пристально воззрился на Олю, вогнав ее в краску), что это ненадолго. И в скором времени вас будет трое. Поэтому, по старому русскому обычаю, от лица всех преподавателей института, будущему маленькому члену вашей семьи я дарю на зубок золотую ложечку. Пусть растет на радость Родине и родителям!

С этими словами он двумя пальцами извлек из кармана пиджака блестящую чайную ложечку и, продемонстрировав ее собравшимся, как фокусник - вынутого из цилиндра живого кролика, вручил подарок Оле.

Однако… - произнес он с неподдельной тревогой. - вдруг что-нибудь случится с ребенком. Ведь всякое на свете бывает… Нет, друзья мои, рискованно оставаться без второго ребенка. Но мы предусмотрели и это. И потому дарим на зубок второго вашего ребенка тоже золотую ложечку. Берете? Вот и хорошо!

Кое-кто из студентов захлопал в ладоши. А кое-кто украдкой прыскал в кулак.

Зато сам профессор Бугров был доволен. В самом деле, разве не приятно чувствовать себя в центре всеобщего внимания!

Золотые слова! За это надо выпить! - похвалил его дядя Вася, наливая ему новую порцию первача. Счастливый профессор осушил ее одним махом.

Вслед за тем из-за столов друг за другом стали вставать студенты и студентки, поздравляя молодых и вручая им свои подарки. Так что вскоре перед Сашей и Олей выросла целая куча разнообразных даров. Чего тут только не было! Деревянный стетоскоп, трехлитровая банка огурцов, вяленая вобла, толстая книга с надписью на обложке: «Кавалер золотой звезды», пластмассовый веер с видами какого-то южного курорта, ядовито-зеленая эмалированная кружка, ручные гантели…

Оля с улыбкой принимала каждый из подарков. Зато Саша все больше мрачнел.

Галя Герасимова с тревогой наблюдала за участниками застолья. Увы, тщательно спланированная ею комсомольская свадьба медленно, но верно превращалась в самую обычную попойку. Разговоры становились все более громкими и развязными, а воздух в зале был таким, что, по меткому народному выражению, хоть закусывай от него. Выходит, все ее хлопоты и труды по подготовке образцово-показательной комсомольской свадьбы пошли насмарку! Но почему?

Задаваться этим вопросом было так же бесполезно, как пытаться остановить табун бешеных коней, на полном скаку несущийся к зияющей пропасти…

Пр-рошу слова! - профессор Бугров медленно поднялся с места, с трудом удерживая равновесие. Лицо его багровело, как свекла. - От лица сот-трудников института я хочу подарить еще одну золотую ложечку на зубок вашему т-третьему ребенку. Как говорили в старину - Бог любит т-троицу!

Интересно, сколько ложек у него в запасе осталось? - полюбопытствовал Олег.

Спорим, что три? - предположил Миша Якобсон.

Нет, девять! Видел я у нас в комиссионке похожие ложки. Там их в коробке дюжина была.

На что спорить будем?

Однако в это самое время профессор Бугров заговорил вновь:

Я не з-закончил! - произнес он заплетающимся языком. - Дважды два - четыре. Поэтому вот вам еще одна золотая ложечка - на зубок четвертому ребенку! А вот и пятая!

Профессор зашарил по карманам в поисках очередной ложечки. Однако, не найдя ее, взял со стола алюминиевую столовую ложку и умиленно воззрился на нее:

Надо же, как подросла… Ну, расти на здоровье, голубушка! Д-думаю, со временем вы поймете: дети - наше главное б-богатство!

Произнеся эту сакраментальную фразу, профессор Бугров плюхнулся на жалобно скрипнувший под ним стул.

Профессору больше не наливать!

И никому уже не было дела до молодых…

Саша смотрел на бессвязно болтающих, жующих, рыгающих, заходящихся в пьяном хохоте участников свадебного застолья. И все больше чувствовал себя чужим и чуждым всем этим людям. Даже сидящей рядом с ним Оле. Ишь, как она болтает со своими родителями. А до мужа ей и дела нет. Мог ли он предвидеть, что она окажется такой… А ее родители! Вульгарная деревенщина, полная противоположность его интеллигентным отцу и матери. Впрочем, похоже, им Саша тоже пришелся не по нраву. Вон, как они косились на него в ЗАГСе! Пожалуй, зря он не послушался родителей. Но что сделано, то сделано. Отступать поздно.

Ой, совсем забыла! - встрепенулась женщина в цветастом полушалке, назвать которую своей тещей Саша был не в силах. - Тут мамаша вам подарок передала. Вот, нате.

С этими словами она водрузила на стол перед Сашей и Олей самодельную деревянную шкатулку. На крышке ее нетвердым старческим почерком было написано: «Олюшкина копилка».

Внутри шкатулки лежали две облигации трехпроцентного займа, золотая монета с полустертым мужским профилем, тоненькое серебряное колечко с красным камешком… Оля сразу узнала это колечко. Еще бы! Ведь бабушка никогда не снимала его.

Это мне мой муж, а твой дедушка на свадьбу подарил. - говорила она внучке. - Вот как пойдешь замуж, я его тебе подарю. Чтоб жила ты со своим мужем так же счастливо, как я - со своим.

Надев на дрожащий палец заветное колечко, Оля взглянула на Сашу - и обомлела. Почему он с таким отвращением смотрит на бабушкин подарок? Точнее, на поблескивающий в углу шкатулки крохотный золотой крестик? Что в нем плохого? Это же ее крестильный крестик…

Впрочем, отец опередил ее:

Чего кривишься? Бабка последнее отдала, что за всю жизнь скопила, а он, на-ка…

Папа, не надо! - вскинулась Оля.

А ты молчи! -прикрикнул не нее отец. - Яйца курицу не учат! Ишь ты, сидит, морду воротит! А сам отродясь не работал, как мы! Его бы в наш колхоз, да на трудодни! Посмотрели бы мы тогда, каков он! А ты тоже хороша! Нашла себе не мужика, а Бог знает, что…

Он кричал еще что-то, на Саша уже не слушал его. С грохотом опрокинув на пол стул, он вскочил из-за стола, и, расталкивая столпившихся у двери любопытных, пришедших поглазеть на комсомольскую свадьбу, выбежал в коридор, стремглав понесся вниз по крутой щербатой лестнице. Прочь отсюда, скорее домой, к папе с мамой! Они простят его, они спасут его, и все снова будет по-прежнему, как всегда…

Он бежал так быстро, словно за ним гналась смерть. И потому не слышал отчаянного вопля Оли:

Саша! Куда ты!? Саша!

Ему вторил яростный крик дяди Васи:

Ах ты, крыса тыловая! Ты чего руки распускаешь? Вот тебе!

Прекратить драку смог только приехавший в общежитие наряд милиции. Вот и верь после этого, будто комсомольская свадьба чем-то отличается от тех свадеб, что с незапамятных времен играли, играют и будут играть на Руси-матушке. Так же пили-веселились, пока не напились в доску, да не подрались. Ну, а наутро - похмелье и горькие слезы. Традиция, однако!

Что до Саши и Оли… могу сказать лишь одно. Этот день они помнили всю свою жизнь.

1 Хотя герои этого рассказа и вымышлены, описание «комсомольской свадьбы» реально и основано на документальных источниках начала 60-х годов.

2 Михайловский государственный медицинский институт.

Купить диплом о высшем образовании, означает обеспечить себе счастливое и успешное будущее. В наши дни без документов о высшем образовании никуда не удастся устроиться на работу. Только с дипломом можно пытаться попасть на место, которое принесет не только выгоду, но и удовольствие от выполняемой работы. Финансовый и общественный успех, высокий социальный статус – вот что приносит обладание дипломом о высшем образовании.

Сразу после окончания последнего школьного класса большинство вчерашних учеников уже твердо знают, в какой ВУЗ они хотят поступить. Но жизнь несправедлива, а ситуации бывают разные. Можно не попасть в выбранный и желанный ВУЗ, а остальные учебные заведения кажутся неподходящими по самым разным признакам. Такая жизненная «подножка» может выбить из седла любого человека. Однако стремление стать успешным никуда не девается.

Причиной отсутствия диплома может стать и тот факт, что Вам не удалось занять бюджетное место. К сожалению, стоимость обучения, особенно в престижном ВУЗе, очень высока, и цены постоянно ползут вверх. В наши дни платить за обучение своих детей могут далеко не все семьи. Так что и финансовый вопрос может стать причиной отсутствия документов об образовании.

Те же проблемы с деньгами могут стать поводом к тому, что вчерашний школьник вместо университета идет на стройку работать. Если семейные обстоятельства внезапно меняются, например, уходит из жизни кормилец, платить за обучение будет нечем, да и жить семье на что-то нужно.

Бывает и так, что все идет благополучно, удается успешно поступить в ВУЗ и с обучением все в порядке, но случается любовь, образуется семья и на учебу элементарно не хватает ни сил, ни времени. К тому же необходимо намного больше денег, особенно если в семье появляется ребенок. Платить за обучение и содержать семью чрезвычайно накладно и приходится жертвовать дипломом.

Препятствием для получения высшего образования может стать и то, что выбранный по специальности ВУЗ находится в другом городе, возможно, достаточно далеко от дома. Воспрепятствовать учебе там могут родители, не желающие отпускать от себя своего ребенка, страхи, которые может испытывать только что закончивший школу молодой человек перед неизвестным будущим или все то же отсутствие необходимых средств.

Как можно заметить, причин не получить нужный диплом существует огромное множество. Однако факт остается фактом – без диплома рассчитывать на хорошо оплачиваемую и престижную работу напрасный труд. В этот момент приходит осознание того, что необходимо как-то решать этот вопрос и выходить из сложившейся ситуации. Тот, у кого есть время, силы и деньги, решает поступить-таки в университет и получить диплом официальным путем. У всех остальных есть два варианта – ничего не менять в своей жизни и остаться прозябать на задворках судьбы, и второй, более радикальный и смелый – купить диплом специалиста , бакалавра или магистра . Можно также приобрести любой документ в Москве

Однако тем людям, кто хочет устроиться в жизни, необходим документ, который не будет ничем отличаться от подлинного документа. Именно поэтому необходимо уделить максимум внимания выбору той компании, которой Вы поручите создание своего диплома. Отнеситесь к своему выбору с максимальной ответственностью, в этом случае у Вас появится прекрасный шанс удачно изменить течение своей жизни.

В этом случае происхождение Вашего диплома никого и никогда больше не заинтересует – Вас будут оценивать исключительно как личность и работника.

Приобрести диплом в России очень легко!

Наша компания успешно выполняет заказы по выполнению разнообразных документов – купить аттестат за 11 классов , заказать диплом колледжа или приобрести диплом ПТУ и многого другого. Также у нас на сайте можно купить свидетельство о браке и разводе , заказать свидетельство о рождении и смерти . Мы выполняем работу за короткие сроки, беремся за создание документов по срочному заказу.

Мы гарантируем, что, заказав у нас любые документы, Вы получите их в нужный срок, а сами бумаги будут отличного качества. Наши документы ничем не отличаются от оригиналов, так как мы используем только настоящие бланки ГОЗНАК. Это тот же тип документов, которые получает обычный выпускник ВУЗа. Их полная идентичность гарантирует Ваше спокойствие и возможность поступления на любую работу без малейших проблем.

Для оформления заказа Вам необходимо лишь четко определиться со своими желаниями, выбрав нужный тип ВУЗа, специальность или профессию, а также указав правильный год окончания высшего учебного заведения. Это поможет подтвердить Ваш рассказ об учебе, если Вас спросят о получении диплома.

Наша компания давно и успешно работает над созданием дипломов, поэтому прекрасно знает, как нужно оформлять документы разных лет выпуска. Все наши дипломы в мельчайших деталях соответствуют аналогичным оригиналам документов. Конфиденциальность Вашего заказа – для нас закон, который мы никогда не нарушаем.

Мы быстро выполним заказ и столь же быстро доставим его Вам в руки. Для этого мы пользуемся услугами курьеров (при доставке по городу) или транспортных фирм, которые перевозят наши документы по всей стране.

Мы уверены, что купленный у нас диплом станет лучшим помощником в Вашей будущей карьере.

Преимущества покупки диплома

Приобретение диплома с занесением в реестр имеет ряд следующих преимуществ:

  • Экономия времени на многолетнее обучение.
  • Возможность приобретения любого диплома о высшем образовании дистанционно, даже параллельно с обучением в другом ВУЗу. Можно иметь столько документов, сколько пожелаете.
  • Шанс указать в “Приложении” желаемые оценки.
  • Экономия денек на покупке, тогда как официальное получение диплома с проводкой в Санк-Петербурге стоит намного дороже готового документа.
  • Официальное доказательство обучения в высшем учебном заведении по необходимой вам специальности.
  • Наличие высшего образования в СПб откроет все дороги для быстрого продвижения по карьерной лестнице.

Свадебная обрядность – один из наиболее устойчивых компонентов традиционно-бытовой культуры. Она вбирает в себя фрагменты разных эпох – от верований и магических действий прошлого до образцов церемониального поведения, выработанных в новейшее время. Социальная сущность брака определяется господствующими в обществе отношениями.

В предреволюционные годы российское семейное законодательство было объектом серьезной критики со стороны общества. Регистрация актов гражданского состояния находилась в ведении религиозных институтов, и правовая практика постоянно выявляла расхождение реального положения дел и декларируемых постулатов. Церковные правила различали браки первые, вторые и третьи, браки лиц одной веры и смешанные браки. Для ряда категорий населения существовал церковный запрет на регистрацию брака и на признание отцовства или материнства. Несовершенство процедур заключения и расторжения брака привело к тому, что к началу XX века порядка 1/6 от рождавшихся по России в целом и более 1/4 по столице, Санкт-Петербургу, были незаконнорожденными. При этом такие дети и их матери оказывались поражёнными в гражданских правах.

Мероприятия новой власти по реформированию семьи были продиктованы коммунистической идеологией, объявлявшей “буржуазную” семью виновной в моральной и социальной патологии старого общества. Одними из первых советских законов были декреты от 18-20 декабря 1917 г. о расторжении брака и о гражданском браке как акте, устанавливающем гражданское и моральное равенство супругов, об уравнении в правах внебрачных детей с законнорожденными, а также о ведении книг актов гражданского состояния (работа с регистрационными книгами была возложена исключительно на советские органы; дореволюционные документы о регистрации брака, выданные церковью, приравнивались к документам, выданным советскими ЗАГС ами, подведомственными НКВД ).

Новый уклад внёс изменения в символику и обрядность брака и семьи. В их основе лежали идеологические установки правящей партии, нацеленные на утверждение советского образа жизни, поведения и норм.

В противовес церковному венчанию в 1920-х гг. стали практиковаться т. н. “красные свадьбы”. Они рассматривалась прежде всего не как семейное, а как общественно-политическое событие, как повод для антирелигиозной агитации, и как массовое явление просуществовали до первой половины 30-х. Первой красной свадьбой была свадьба наркомов Александры Коллонтай и Павла Дыбенко (брак просуществовал с середины марта 1918 года по 1923 год).

19 ноября 1926 года был принят Кодекс РСФСР о браке, семье и опеке (вступил в действие 1 января 1927 года). По этому кодексу церковный брак стал “частным делом брачащихся”, а совместная жизнь супругов без регистрации в ЗАГС е была приравнена к браку, официально зарегистрированному государством (фактический брак признавался имеющим юридическую силу по судебному решению). Это декларировалось и законодательствами ряда союзных республик, кроме Азербайджанской, Таджикской, Узбекской и Украинской ССР .

В художественной литературе и кинематографе 20-х годов нет описаний свадебного церемониала, и это неслучайно. Советская семья не была самоценностью (часть большевиков ратовали за ликвидацию института семьи как такового), а воспринималась как часть коллектива единомышленников – строителей нового общества, а основная ответственность за воспитание подрастающего поколения возлагалась государством на дошкольные и школьные учреждения, призванные исправлять “негативное” воздействие семьи на формирование личности ребенка.

Тем не менее, уже к 1930-м годам большевики оказались вынуждены отказаться от радикализма в темах семьи и отношений полов. Здесь важно отметить: сложность разговора о советском свадебном церемониале обусловлена базовым явлением советской культуры – невозможностью доверия “официальному слову”. Риторика брака и семьи, возникшая в первые годы советской власти, сохранялась в официальной культуре до середины 50-х, однако реальное состояние дел было не столь революционным.

20 марта 1933 года в дополнение к Кодексу была принята Инструкция о порядке регистрации актов гражданского состояния (новая редакция вступила в силу 29 августа 1937 года), а 27 июня 1936 года – постановление ЦИК и СНК СССР “О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неуплату алиментов и некоторых изменениях в законодательстве о разводах”. Законодательство 1936 года по сути восстановило, хотя и в новых формах, дореволюционный институт семьи. Идеология “пролетарского брака любви” потерпела фиаско. Это проявила и статистика: в стране неуклонно рос процент зарегистрированных союзов между очень молодыми женщинами и пожилыми хорошо обеспеченными мужчинами; аборт и даже совет его сделать достаточно сурово наказывались (в начале 1920-х годов в стране осуществлялось около 2 млн. абортов ежегодно). Советская власть активно противодействовала лишь двум традиционным в ряде регионов явлениям – многожёнству и принуждению к браку.

Угроза депопуляционной катастрофы, ставшая очевидной в годы Великой Отечественной войне, предопределила принятие законов, направленных на укрепление брачно-семейных отношений. Так, 8 сентября 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР стало возможным записывать усыновлённых детей как родных с сохранением тайны усыновления (в 20-е годы “приписки” в определении отцовства и материнства осуждались). А 8 июля 1944 года был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР “Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания “Мать-героиня”, учреждении ордена “Материнская слава” и медали “Медаль материнства”“. В соответствии с этим документом была утверждена обязательная регистрация брака. Выражение “законный брак” вновь стало общеупотребимым. Все супружеские пары, состоящие в незарегистрированных фактических брачных отношениях, для их официального признания обязаны были посетить отделы ЗАГС . В случае смерти одного из супругов или пропажи его без вести на фронте в военное время другой супруг был вправе обратиться в суд с заявлением о признании его супругом умершего или пропавшего без вести лица. 14 марта 1945 года принят Указ, установивший, что родители, вступившие в брак после рождения ребенка, имели право признать его законнорожденным Процедура развода ужесточалась (было введено обязательное разбирательство в народном суде). Брак без регистрации в органах ЗАГС стал официально называться слово “сожительство” (этот термин просуществовал до конца 1990-х годов – лишь в последнее десятилетие употребляется выражение “фактический брак”).

Середина 1950-х годов была ознаменована двумя эпохальными событиями в области семьи и брака.

Во-первых, вновь были легализованы аборты (указом Президиума ВС от 5 августа 1954 года было прекращено уголовное и административное преследование женщин, а указом от 23 ноября 1955 года аборты, проводимые по желанию женщины и исключительно в медицинских учреждениях, были вновь разрешены).

Во-вторых, в 1956 году состоялась передача органов ЗАГС из подчинения МВД в ведение местных Советов депутатов. Ранее размещавшиеся в отделениях милиции органы ЗАГС получили отдельные помещения и были укомплектованы более квалифицированным контингентом сотрудников (большинство делопроизводителей имели полное среднее образование; тогда как прежде у сотрудников в основном были за плечами начальная школа или семилетка).

В ЗАГС ах крупных городов было выделено специальное время для регистрации рождения и браков: эти акты регистрировали с 15 до 19 часов во все дни недели, кроме среды, а остальные акты (смерть, разводы, исправления в документах и т.д.) – с 10 до 14 часов.

Торжественность регистрации бракосочетания обеспечивали районные Советы народных депутатов и их органы записи актов гражданского состояния. В населенных пунктах, где отсутствовали органы ЗАГС , проведение гражданских обрядов осуществляли сельские, поселковые Советы народных депутатов. А в 1958 году по предложению комсомольцев Ленинградского производственного объединения “Светлана” и при поддержке Ленинградского горкома партии был создан первый в СССР дворец бракосочетаний.

Что касается Москвы, то здесь стали практиковаться выездные регистрации брака: в 1959 году в Доме культуры Горбунова была произведена массовая единовременная регистрация браков (80 пар).

15 декабря 1960 года по решению исполкома Моссовета в столице был открыт Дворец бракосочетания № 1 (Грибоедовский), в котором стало возможным регистрировать и браки с иностранцами.

Общее методическое руководство органами ЗАГС в 1956-1971 годах осуществляли специальные юридические комиссии.

В конце 1950-х – начале 1960-х годов в процедуру регистрации брака были вновь внесены изменения направленные на “внедрение в быт советских людей новых гражданских обрядов” (так называлось постановление Совмина, вышедшее 18 февраля 1964 года, на основании которого стала вестись широкомасштабная работа по созданию системы обрядов, сопровождающих акты гражданского состояния). Был установлен определённый срок ожидания регистрации брака (один месяц с момента подачи заявления), введен институт свидетельства (присутствие свидетелей со стороны обоих новобрачных стало обязательным). Для помощи в организации свадебных торжеств были созданы салоны для новобрачных. По месту работы новобрачным стали предоставлять 2-3 дня отгулов – “на свадьбу”.

Отошли в прошлое годы, когда вступающие в брак праздновали свадьбу только в скромной семейной обстановке, – теперь для них работали фирма “Весна”, Ювелирторг, Цветторг, управление автомобильного транспорта, фабрики фоторабот и т.д. Свадебный обряд стал индустрией.

Свадьбы, как правило, стали играть с приглашением большого количества людей. При этом значительное распространение получили обряды, имитирующие вековые народные традиции. К ним относились, в частности, родительское благословение, украшение свадебного кортежа (машина оформлялась лентами, на бампер сажали игрушечных медведей, а позже – кукол в костюмах жениха и невесты), комсомольские напутствия, а также полулегальные гадания на счастливую жизнь (ставшие популярными на рубеже 1970-х -80-х годов астрологические прогнозы).

В 1960-80-е годы в процедуру свадьбы был введён ряд обязательных ритуальных элементов: поездка по “местам памяти” (посещение памятника вождю мирового пролетариата В.И. Ленину, монумента или братской могилы павших воинов и возложение цветов), символическое напутствие молодым (чтение “Обета верности”, вручение “ключа” от семейного счастья, “Летописи семьи”, медали “Совет да любовь”), посадка “деревца семьи” или участие в создании “аллеи молодоженов”… Популярностью стало пользоваться свадебное путешествие в столицу, в города-герои, по родной стране (путёвку получали в салонах новобрачных или в общественных организациях учреждений по месту работы или учёбы). Полиграфия выпускала миллионными тиражами открытки “Приглашение на свадьбу” (традиционное оформление – цветы и два соединённых кольца)…

В 80-х годах в обряд бракосочетания стали вводиться народные элементы: так, при встрече жениха и невесты исполнялись величальные песни, на вышитом полотенце преподносился хлеб-соль. В те же годы уделялось большое внимание серебряным и золотым свадьбам, брачным юбилеям.

Кроме того, при проведении свадебных торжеств нередко учитывались актуальные социально значимые мероприятия и кампании. Например, во время активной борьбы с пьянством и алкоголизмом проводились свадьбы, исключающие употребление алкогольных напитков.

В 1968 году были приняты Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье, на основании которых в республиках были разработаны Кодексы о браке и семье (КОБИС ).

В 1977 году семейные нормы впервые вошли в Конституцию СССР : “Статья 53. Семья находится под защитой государства. Брак основывается на добровольном согласии женщины и мужчины; супруги полностью равноправны в семейных отношениях. Государство проявляет заботу о семье путем создания и развития широкой сети детских учреждений, организации и совершенствования службы быта и общественного питания, выплаты пособий по случаю рождения ребенка, предоставления пособий и льгот многодетным семьям, а также других видов пособий и помощи семье”, “Статья 66. Граждане СССР обязаны заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами социалистического общества. Дети обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь” (глава 7 “Основные права, свободы и обязанности граждан СССР ”).

Во второй половине 80-х советский брачный церемониал, как и общество в целом, претерпевал кризис: годы перестройки ознаменовались, с одной стороны, взлетом популярности церковных обрядов легитимизации брака, а с другой – ростом процента отказов от государственной регистрации брачных отношений.

Арманд И.Ф. Коммунистическая мораль и семейные отношения. – Л., 1926.

Эволюция семьи и семейная политика в СССР / Отв. ред. А.Г. Вишневский. – М.: Наука, 1992.

Семейные узы: модели для сборки / Cост. и ред. С. Ушакин. – М.: НЛО , 2004. – В 2-х кн.

Татьяна Воронцова

Оказывается, не так просто найти задокументированный материал по проведению свадеб в Советском Союзе. Екатерине Бушуевой , организатору Свадебного агентства Лямур-Тужур (Москва) пришлось потратить в районной библиотеке немало времени, сильно озадачив сотрудниц этого «почти пересохшего источника знаний». Информация нашлась скудная и просеянная через морально-этическое сито цензуры и редакторов.

Поэтому «Как проводились свадьбы в СССР» Екатерина решила спросить у самих главных героев – семейных пар, чей Big Day выпал на это время в истории нашей страны. Сменились название, политический строй, цвет и количество нулей на банкнотах, но Родина-то одна, а значит и связь поколений никуда не делась.

Основная цель этой статьи - провести свадебные параллели в двух эпохах.

Разобьем привычную нам подготовку свадьбы на пункты и сравним с советскими аналогами. В конце обязательно сделаем выводы. Хотелось бы понять, выиграли ли мы что-то, имея невероятные возможности по организации свадьбы или потеряли что-то очень важное в самом главном дне?

Стиль повествования бывших женихов и невест сохранены. Выражаю огромную благодарность опрашиваемым, которые согласились на мою авантюру вернуться на 30-40 лет назад и вспомнить как они отметили свадьбу, а именно:

  • Семья Якубовых, женаты 32 года , отмечали свадьбу в Москве, в кафе.
  • Семья Крысиных, женаты 34 года, отмечали свадьбу в Москве, в кафе.
  • Семья Бушуевых, женаты 33 года, праздновали свадьбу в небольшом городе, в квартире.
  • Семья Сынковых, женаты 36 лет, свадьба в сельской местности (записано со слов Бушуева Александра)

1. Подача заявления в отдел записи актов гражданского состояния исполкомов районных или городских Советов народных депутатов[i] .

По-моему, очень страшное название, особенно про депутатов! Сейчас звучнее – просто ЗАГС. Расписывали во всех населенных пунктах большой страны, серьезность вступления в брак в поселковом исполкоме, и в столичном Дворце не отличались, а вот сам праздник – кардинально. Стандартный срок ожидания – 3 месяца.

Сколько времени вы ждали росписи после подачи заявления?

Светлана Якубова: «Стандартно было три месяца, но мы подождали месяц, так как расписывались в четверг, в будний день».

Людмила Бушуева: «Мы ждали два месяца, и торопились расписаться до мая, так как слышали про примету [свадьба в мае, значит будете маяться]».

Светлана Крысина: «Мы три месяца ждали. Как заявку подали, я сразу платье начала шить».

2. Свадебное платье. Первый квест для советских невест.

Шоу «Остаться в живых», «Остров» и «Форт Боярд» отдыхают на фоне задания «Найди свадебное платье в Советском Союзе». Несмотря на то, что первое ателье открылось в Союзе в 1922 году, проблема с красивой праздничной одеждой оставалась довольно долго. Наши бабушки платья точно шили, а с 70-х можно было поискать платье в специализированных салонах для новобрачных.

Где вы покупали свадебное платье?

Светлана Якубова: «1984 год. Салонов свадебных в Москве два или три от силы. А из моделей… максимум три варианта платьев. То есть, какое тебе подойдет по размеру, такое и купишь. Все! Платье купила первое, которое село на меня по размеру. Фату взяла у соседки. Есть такое поверье, что нельзя брать чужое платье, чужую фату. К этому времени соседка уже развелась, но покупать на один вечер фату совершенно не хотелось. Туфли где-то достали импортные, очень хорошие. А костюм у мужа был, не знаю, с каких времен, но был! В ателье тяжело попасть было, надо в 5 утра вставать, занимать очередь, и не факт, что что-то нормальное сошьешь».

Светлана Крысина: «Я сама шила. Оно у меня до сих пор хранится. Мало того, тогда очень модно были «вафли» [стеганный эффект]. У меня кокетка была спереди и сзади, украшенная этими «вафлями», я вручную его делала несколько месяцев. Серебряный поясок помню, тоненький из парчи. И под этот поясок - серебряные босоножки».

А вот такой популярной, как сейчас, услуги «стилист-визажист» не было. В большинстве своем невесты собирались, красились и делали прически самостоятельно или при помощи мам/сестер/подруг. Но отсутствие профессионального макияжа совершенно не отражалось на счастье, которые излучали даже не идеально накрашенные глаза.

Светлана Крысина: «Была такая парикмахерская «Чародейка», я туда записалась заранее, пришла, а мне ничего толком и не сделали. Подстригли чуть-чуть, «полачили». Я пришла домой, вымыла голову, накрутилась и поехала!».

А как же популярная сейчас свадебная флористика? Был ли букет невесты?

Светлана Крысина: «Букетов невесты, как сейчас, не было. Я помню, что мне дали какие-то огромные цветы. Я стояла с этим букетом, меня за ним видно не было, и думала «Хоть бы кто-нибудь у меня его забрал!». Розы еще были, они же колючие, я все за платье переживала, как бы не зацепить, некомфортно мне с цветами было».

Кстати, красные гвоздики часто встречались в руках невест, и ассоциация их с партийными праздниками и 9 мая – весьма ошибочна, значение гвоздик красного цвета на языке цветов означает «Горячая любовь, восхищение». Подходящий цветок для любящей и любимой женщины.

3. Профессиональная фотосессия: «Ты сними, сними меня, фотограф» (из песни Пугачевой А., 1989 г.)

Сразу оговорюсь, первое что бросилось в глаза при просмотре свадебных фотографий из ЗАГСов, это их стойкий розовый оттенок. Как фотографы умудрялись снимать в разных интерьерах, но с одинаковым радостным оттенком - загадка, оставшаяся без ответа. Чаще всего профи фотографировали регистрацию брака, а торжество осталось только на любительских кадрах.

Был ли у вас на свадьбе фотограф?

Светлана Якубова: «Фотограф при дворце был. Фотографии у всех одинаковые, построение одинаковое, посмотреть друг на друга, встать, сесть. Ничем не отличаются [фотографии]».

Людмила Бушуева: «У нас засветилась пленка и сохранилось буквально несколько фотографий».

«Обычно фотографировал тот, у кого имелся фотоаппарат».

Знаете, что поразило меня, человека из свадебной индустрии? Самостоятельное оформление свадебных альбомов. Стихи, приметы, подписи, комментарии… В наше время напечатать фотокнигу можно практически во всех населенных пунктах, но рукой подписанные фотографии вызывают самые трепетные и нежные чувства!

4. Свадебный кортеж: Наши люди в булочную на такси не ездят («Бриллиантовая рука», 1968 г.)

Пробок в СССР даже в крупных городах практически не было, но долгие прогулки-фотосессии не имели смысла из-за отсутствия фотографов и вообще традиции множества профессиональных кадров. Транспорт искали по всем знакомым. Особым шиком считалась «Чайка» или «Волга», но чаще всего свадебный эскорт – это личные автомобили друзей, родственников, соседей или такси. Что касаемо прогулки, принято было посещать памятные места, приносить цветы к памятникам вождям пролетариата и другим почитаемым личностям, а потом уже и отмечать можно.

Как вы добирались в ЗАГС и была ли свадебная прогулка?

Светлана Якубова: «У нас получилась очень интересная свадьба! Вместо того, чтобы поехать на Олимпийский проспект, водитель отвез нас в Олимпийскую деревню [это противоположные районы Москвы]. Какой там погулять?! Хорошо что не было пробок. Потом жених потерялся по дороге. У нас же большинство студенты были, особо не разгуляешься. Поэтому невеста ехала в Чайке, а жених ехал на Москвиче своего друга и их затерли по дороге где-то. Не видно, что свадьба едет. Мы ко дворцу бракосочетания подъезжаем, а жениха-то нет!».

Светлана Крысина: «У нас на свадьбе шел сильный ливень. И гулять мы никуда не ходили».

Людмила Бушуева: «Заехали мы по дороге к памятнику Ленина, положили цветы, сфотографировались и уехали. Зачем - не знаю, но фотографии где-то оставались».

5. Ресторан и меню: Да разве могут в ресторане вкусно накормить?! («Москва слезам не верит», 1979 г.)

Это сейчас каждое приличное кафе предлагает услуги проведения банкета, еще лет тридцать назад такой формат праздника был редкостью. Отмечали, в основном, дома, где на маленьких кухнях собирались родственники молодых и соседи, вместе резали салаты, готовили, а потом все это дружно съедали в гостиной за длинным столом.

Где вы отмечали свадьбу?

Светлана Якубова: «Мы сняли банкетный зал. Можно было найти в Москве. А алкоголь покупали заранее. Так получилось, что нанимали только поваров, а все продукты покупали сами. Давали талончики в магазины, такие же как в свадебные салоны, там и закупались. А наши друзья отмечали свадьбу в гостинице «Украина», вот там было все по полной программе, для показа, пафосно».

Александр Бушуев о деревенской свадьбе: «У нас у родственников в деревне все гнали хороший самогон, никто не отравился. Много своего было – соленья, заготовки, все соседи приносили. Было по-домашнему очень вкусно!».

Людмила Бушуева: «У меня папа так расстарался, где-то достал шикарные продукты - колбаса, рыба, нарезка, мясо. Столы ломились. Вкусно безумно».

Светлана Крысина: «Мы отмечали в кафе «Дружба». Там же готовили. За месяц обговаривали меню. Притом алкоголь не покупали, в кафе организовали, машин не было, мы точно за ним не ездили».

А как же свадебный торт?

Светлана Якубова: «Торт был, но мне было совершенно все равно, что будет на столе. Не помню, чтобы были украшения, мне было неважно! Не было такого, что надо сделать свадьбу обязательную».

Александр Бушуев о деревенской свадьбе: «Торт просто покупали к чаю, детям, бабушкам. Самый обычный, в магазине».

Людмила Бушуева: «У моей подруги на свадьбе в «Арагви» [дорогой грузинский ресторан в центре Москвы] был не торт, а какое-то угощение национальное из муки и сахара. Очень необычно!».

6. Свадебные подарки: «Что тебе подарить, человек дорогой» (из песни Н. Караченцева, 1984 г.)

В век тотального потребительского изобилия нам не понять всю ценность чешского сервиза. Исчезла романтика ожидания новой покупки или подарка в дом. На свадьбах самым актуальным подарком является конверт с денежным содержимым. Кстати, еще в начале прошлого века вручать молодым деньги – дело было обидное.

Что вам дарили на свадьбу?

Светлана Якубова : «Мы заранее сказали, чтобы деньгами дарили. А так, могли подарить все что угодно, и духи, и постельное белье».

Бушуева Людмила: «Вот кто-что сумел достать, то и дарили. Посуда, одеяла, хрусталь, книги…»

Александр Бушуев о деревенской свадьбе: «Деньги? Конечно, дарили! Но ценнее было на селе именно достать что-нибудь дефицитное. Зарабатывали прилично, а купить толком было нечего».

Светлана Крысина: «У нас свадьба была студенческая, много молодежи. А свекровь мне возьми и скажи: «Ну, что это за гости? Ни подарков, ни денег» Так я на нее обиделась!».

7. Развлечения на свадьбе и тамада: Тост без вина, как брачная ночь без невесты («Кавказская пленница или другие приключения Шурика», 1966 г.)

Интернет не просто пестрит, а задыхается от предложений ведущих, тамады на свадьбу. «Топ–притоп-10» ведущих вашего города готовы сутками проводить свадьбу, даже если вы сами этого не хотите. В предыдущей стране без свадебного персонала чудесно получались невероятно искренние торжества, и каждому слово доставалось, и танцы до упаду, и драка иногда случалась для порядку. =)

Был ли ведущий или тамада у вас на свадьбе?

Светлана Крысина: «Ведущего у нас не было, кто хотел, тот брал слово, все очень свободно. А вот выкупали меня очень долго. Мы были на последнем курсе института и пригласили всю группу. Так мальчишки наменяли пятаков и разукрасили их в красный цвет. В метро меняли целую хозяйственную сумку. Они нас посыпали, а мы с мужем должны были подметать. А он возьми и все собранные деньги в этом конкурсе мне пересыпал. Все смеялись, что я бюджетом буду заведовать. И кусок первый каравая тоже я укусила поздоровее».

Александр Бушуев о деревенской свадьбе: «У нас был баянист, тамада был не нужен».

Людмила Бушуева: «Жена брата зачем-то нацепила на платье пробки от бутылок, ходила и звенела, а еще мучила нас какими-то конкурсами странными, например, спички повставляла в яблоко, надо было что-то там говорить про жену. А сестра моя юная совсем была, так переживала за свое поздравление, говорила долго, не зная, чем закончить, так в конце после паузы выдала «Всё!».

Светлана Якубова: «Были мы на свадьбе в Пушкино [небольшой город в Подмосковье]. Это было что-то! Мы не выдержали больше двух часов и ушли. Шутки у тамады были очень плоские и неудачные, и откровенно неприличные. А еще помню был ансамбль, где солист пел, а во тру у него папироска была, то есть, не вынимая папироски он исполнял песни».

Была ли традиция красть невесту или какой-нибудь предмет ее гардероба?

Светлана Якубова: «Меня украли. Друзья подговорили выйти за какой-то мелочью. И только я вышла из зала, меня хватает друг и уносит. Засунул в машину и увез. Это все было очень натурально, муж испугался».

Светлана Крысина: «Меня крали на свадьбе! Куда-то прятали, крали туфлю, наливали туда водку, пришлось пить мужу».

По материалам из книги: "Советские традиции, праздники и обряды"

Бракосочетание - одно из наиболее торжественных и ответственных событий в жизни человека, которое знаменует создание новой семьи. Семья возлагает на молодую чету высокие обязательства перед государством и обществом, связанные с моральной ответственностью за воспитание детей.

Осуществление обряда торжественной регистрации бракосочетания возлагается на органы записи актов гражданского состояния. Заведующий районным(городским) отделом загса обеспечивает образцовую работу всех служб, причастных к обрядовому обслуживанию населения, оказывает методическую помощь исполнителям обрядов своего района или города, консультирует их по вопросам практической деятельности. Он должен иметь достаточные знания и опыт, чтобы самому проводить» обряды на высоком идейно-художественном уровне.

Торжественный обряд проводит его исполнитель - лицо, специально назначенное исполкомом местного Совета народных депутатов для выполнения этих функций. Исполнитель обряда должен быть уважаемым, авторитетным человеком. желательно из числа депутатов областного, городского, районного, поселкового или сельского Совета. Исполнителю обряда помогают помощник и распорядитель - штатные работники отдела загса и обрядового салона или привлеченные к этому работники культурно-просветительных учреждений, представители общественности

Лица, которые проводят обряды, должны быть одеты в специальные обрядовые современные костюмы. Учитывая, что исполнитель обряда - представитель государства, признано целесообразным создать единый образец его одежды для всей республики. Желательно, чтобы исполнители, отмеченные государственными наградами СССР, надевали их.
Для лиц. которые проводят обряды, их помощников и распорядителей установлены нагрудные знаки единого образца
В обрядовых залах обязательны изображения Государственного герба СССР или Государственного герба УССР, устанавливаются Государственный флаг СССР и Государственный флаг УССР. бюст, барельеф или портрет В. И. Ленина.

Свадебный рушник и особенно хлеб-соль на рушнике широко распространены в нашей советской действительности. В обряде торжественной регистрации бракосочетания вышитый или приобретенный невестой рушник символизирует чистоту и добропорядочность жениха и невесты, которые, становясь на него, создают новую семью. Свадебные кольца при бракосочетании выступают как символ семейного единства и верности.

В день обряда жених и невеста посещают памятник В. И. Ленину, монумент или братскую могилу павших воинов и возлагают там цветы в знак глубокого уважения к людям, жизнь которых была великим подвигом и примером служения священному делу Октябрьской революции и защиты социалистической Родины.

В назначенный час жених и невеста прибывают в сопровождении свадебного кортежа во Дворец (Дом, зал) торжественных событий. Их встречает распорядитель, приглашает невесту с дружкой в комнату невесты, жениха с дружкой в комнату жениха.
Когда молодые закончат свои приготовления, распорядитель приглашает их в гостиную. Свадебное шествие становится в определенной последовательности: жених и невеста, старшая дружка и старший дружка, родители, родственники, гости. Звучит музыкальное свадебное приветствие.
Распорядитель распахивает двери, жених и невеста медленно входят в зал и останавливаются на коврике в нескольких метрах от входной двери. За ними следуют дружки, родители, родственники, гости
Вход молодых и их гостей в зал должен сопровождаться хоровым пением или музыкой (оркестр, магнитофонная запись).

Помощник исполнителя обряда, который стоит невдалеке от возвышения, после окончания хорового или музыкального сопровождения торжественно оглашает:

Вступают в брак граждане Союза Советских Социалистических Республик (называет фамилию, имя и отчество невесты и жениха).
Торжественный обряд бракосочетания проводит (следует звание исполнителя обряда) депутат... Совета народных депутатов.

Входит исполнитель обряда, становится перед столом на возвышении и приветствует присутствующих:

Рады приветствовать дорогих гостей в этом светлом зале!

В добрый час вы подали друг другу руки (называет имена невесты и жениха).
Под мирным небом нашей Родины советский народ, руководимый партией Ленина, светлой дорогой идет в коммунистическое грядущее. Вы. дети нашего народа, его надежда и будущее, сегодня вступаете в брачный союз. В прошлом остаются годы юности, впереди - ответственная пора семейной жизни.
Исполняя высокий общественный долг, как представитель государства прошу ответить:
- Готовы ли вы (называет имя невесты) всю жизнь быть верным другой
(называет имя жениха)?
- Да.
- Готовы ли вы (называет имя жениха) всю жизнь быть верным другой
(называет имя невесты)?
- Да.
- Примите эти обручальные кольца как символ вашей семейной верности и единства. Обручитесь ими.
Он подаст жениху кольцо невесты, невесте - кольцо жениха, и они надевают их друг другу на безымянный палец правой руки (рука невесты должна быть без перчатки).

Этот элемент обряда сопровождается музыкой или хоровым пением.

Ведущий негромко говорит невесте и жениху:
- Прошу повторять, за мной.
Отходит на шаг. делает паузу и торжественно произносит:

Перед лицом Закона нашей Советской Родины, перед своими родителями, друзьями и товарищами мы выражаем свою волю к совместной жизни, как супруги... основатели семьи и продолжатели рода своего, во имя блага нашего государства, бессмертия советского народа и личного счастья.

Жених и невеста повторяют эти слова. С текстом торжественного согласия на брак их следует ознакомить, заранее.

Исполняющий обряд обращается к молодым:

Прошу скрепить свой семейный союз,- и приглашает их пройти к столу.

Жених и невеста подписывают акт о регистрации брака и по просьбе исполни-
теля обряда отходят немного в сторону от стола, становясь в полупрофиль к залу так, чтобы их хорошо видно было участникам обряда.

Дружки подходят к столу, расписываются в книге актовой записи о регистрации брака и возвращаются на свои места.

Эти действия сопровождаются музыкой или хоровым пением.

Исполнитель обряда, обращаясь к молодоженам и всем присутствующим, торжественно произносит:

Именем Закона Советской Социалистической Республики подтверждается взаимное проявление воли граждан (называются фамилии, имена и отчества невесты и жениха) х совместной семейной жизни.

Утверждается взаимное проявление воли супругов носить общую фамилию
(называется фамилия).
Отныне вы муж и жена, основоположники новой семьи и продолжатели рода своего во имя блага государства, личного счастья, бессмертия советского народа.

Звучит Государственный гимн СССР (один, финальный куплет).

Исполнитель обряда берет со стола свидетельство о браке и паспорта.
Паспорта граждан СССР вручаются новобрачным уже с внесенными в соответствии со свидетельством о браке «вменениями. Вручая их молодоженам, говорит:

Дорогие друзья! Примите свидетельство о браке как дорогой и памятный
документ пашей семьи, признанной государством.

Живите дружно. Будьте щедры на труд и любовь. Вы (называется имя невесты) помните о великом призвании матери - родить человека и о еще большем - вместе с мужем воспитать его. Вы (называется имя жениха) уважайте (называется имя невесты) как друга верного, берегите ее как мать ваших
будущих детей. Наше советское общество возлагает на вас обоих обязанность -вырастить их честными и чуткими людьми, трудолюбивыми и мужественными гражданами.

Сердечно поздравляю вас с рождением новой семьи, желаю судьбы славной и жизни большой! С этой минуты все для вас становится общим: труд, радость, мечты. Поздравьте друг друга как супруги.

Сразу после выхода молодоженов из обрядового зала их поздравляют родственники и друзья, подносят цветы.

Работники обрядовых салонов должны заранее рассказать гостям, что по установившимся обычаям лучше, если наряду с цветами будут ягоды калины, рябины. Для невесты - белые розы, для жениха красные и розовые розы, гвоздики. Букеты должны быть небольшими - по три - пять цветков (нечетное количество).

После обряда торжественной регистрации бракосочетания, как правило, устраивается свадьба. По народному обычаю, праздновать свадьбу не обязательно в день регистрации брака, можно и через несколько дней. Чтобы свадебное торжество не утратило своей поэтичности, значительности и осталось для
молодых и гостей памятным на всю жизнь, в нем современное сочетается с лучшими прогрессивными народными традициями.

В разных местностях этим прогрессивным традициям присущи свои характерные черты. Свадьбам в наше время свойственны такие прекрасные традиции, как родительское благословение, приветствие молодых коллективом, где они работают или учатся, и общественностью. Дома, на пороге, родители тепло встречают молодых хлебом-солью.

Случается, что свадьбу празднуют с приглашением большого количества людей. Это требует значительных материальных затрат, создаст трудности для родителей и молодой семьи в самом начале их общей жизни.

Работникам обрядовых салонов службы быта и отделов загса следует тактично посоветовать молодым скромную форму проведения послеобрядового свадебного торжества, исключающего употребление алкогольных напитков.

Если у молодой четы есть возможность, то ей следует рекомендовать свадебное туристское путешествие в столицу, в города-герои, по родной стране. Путевками их должны заблаговременно обеспечить салоны обрядовых услуг или общественные организации учреждений, где они работают или учатся.